Виды и процессы воображения. Понятие о воображении в психологии

23.09.2019

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Основная функция – представлять результат труда до его начала, так и его промежуточные продукты. Функции воображения:
1. Планирование деятельности – конечный субъективный образ, до начала деятельности есть цель.
2. Мотивация деятельности – это цель (любой осознанный мотив).
3. Удовлетворение потребностей тех, которые реально невозможны в данный момент.
4. Функция психологической защиты – строим образы и потом их переживаем.
5. Познавательная функция – узнать чтолибо новое.
Воображение тесно связано с мышлением. Сходство: возникают в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности. Различие: воображение оперирует образами, мышление – понятиями. Вместе с сознанием и мышлением развивалось воображение.
Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Физиологическая основа: образование новых сочетаний из временных связей уже сформировавшихся в прошлом опыте человека. Создание нового образа предполагает создание временных связей ранее не вступавших во взаимодействие друг с другом. Воображение – это отход от действительности, но оно всегда реальное.
Виды воображения:
1. Пассивное (непроизвольное) – это создание новых образов без какихлибо внешних побудителей, которые воплощаются в жизнь. Воображение выступает как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.
2. Преднамеренное воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь, называемое грезами.
3. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии во сне и т.д., галлюцинация. Галлюцинация – проявление пассив. воображения, при котором человеком воспринимаются несуществующий объект, яркий образ, когда человек абсолютно убежден в его реальности.
4. Активное (произвольное) – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
5. Воссоздающее воображение (репродуктивное) – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место тогда, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
6. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Писатели, художники, музыканты, стремились отобразить жизнь в образах. Образы объектов создаются вновь.
*Рубинштейн С. Л. различает
7. конкретное – различаются по модальности (зрительн. представление, слуховые, осязательные, обонятельные) и единичные, вещные, с деталями.
8. абстрактное – образы типизированные, обобщенные в схемы и символы.
9. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенность – построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда не могут осуществляться.

С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображение это деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы, ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте. Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи. Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление. Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.Образы воображения в отличие от образов восприятия могут быть нереалистичными, фантазийными . Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий.Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участвует в повседневной деятельности человека, творческое – включается при решении творческих задач и является основой продуктивного мышления.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением .

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего;«оживляет» то, что было ранее. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость. Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта - вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи, вынашивание» замысла, реализация замысла

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.


Похожая информация.


Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§37. Общее понятие о воображении

Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого человека представления его комнаты, дома, в котором он живёт, лиц близких знакомых и т. п. Но мы можем создавать себе представления и таких вещей, которых никогда раньше не воспринимали. Человек, никогда не выезжавший за пределы средней полосы СССР, всё же представляет себе и льды Арктики, и тундру, и тропические леса, и песчаные пустыни. Такого рода представления будут представлениями воображения.

Как же могут создаваться такие представления? Откуда берётся материал для них?

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. «Из ничего» воображение творить не может. Человек, глухой от рождения, никогда не сможет представить себе звук, так же как слепорождённый никогда не создаст в своём воображении цветного образа.

Человек, не бывавший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинах и фотографиях, видел и в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры,- видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей. Переработка такого материала, полученного в прошлых восприятиях, и даёт возможность создать представление тундры, и чем богаче этот материал, тем ярче и полнее может быть представление воображения. Бывают случаи, когда школьники младших классов, начиная заниматься историей СССР, представляют себе русского боярина в виде современного человека в пальто и кепке. Происходит это потому, что у них нет материала, из которого можно было бы построить верный образ русского боярина, того материала, который обычно даётся рассматриванием картин и иллюстраций, посещением музеев, знакомством с театральными спектаклями и кинофильмами из древнерусской жизни.

Теперь мы можем дать определение воображения. Воображение - это создание новых образов на основе материала прошлых восприятий.

Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности. Таковы все фантастические создания народного воображения: русалка (женщина с рыбьим хвостом), древнегреческий сфинкс (туловище льва, голова и грудь женщины, крылья птицы), избушка на курьих ножках и т. д.

Прочтите такой характерный образец сказочной поэзии, как начало «Руслана и Людмилы» Пушкина:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит

Там чудеса: там леший бродит... и т. д.

Фантастично здесь только сочетание элементов, необычайный смысл и значение, которые они получают, сами же элементы взяты из действительности. Дуб, золотая цепь, кот, песни - всё это существует в действительности и знакомо каждому. Но образ учёного кота, ходящего вокруг дуба на золотой цепи и поющего песни,- продукт творческого воображения поэта.

Воображение человека родилось и развивалось в процессе труда.

Трудясь, человек изменяет, преобразует действительность, создаёт новые веши, необходимые для удовлетворения его потребностей. Обязательным условием является при этом наличие сознательной цели: человек заранее представляет себе результат своего труда, те вещи и те изменения в них, которые он желает получить. В этом существенное отличие человека от животных.

«Паук совершает операции,- пишет Маркс,- напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника...»

Преобразование действительности «в представлении», построение «в голове» новых вещей осуществляется воображением.

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия - это модель достижения цели. Именно при

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§1. Общее понятие о психике Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

§6. Общее понятие о возникновении и развитии психики В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической, материи. Возникнув из

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

Из книги автора

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

Из книги автора

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

Из книги автора

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,- думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

Из книги автора

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Из книги автора

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Из книги автора

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Воспитание составляет важную функцию любого общества. В обществе воспитание нового человека как личности, обладающей своим мировоззрением, высокими нравственными качествами, убежденностью, общественной активностью, творческим

Из книги автора

55. Понятие о воображении Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать,

Из книги автора

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство - воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение - это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние результаты. У современного человека нет границ познанию, работе мысли, беспредельны фантазия и воображение. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение и преобразование может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что вообще не было. Так М.В. Водопьянов или И.Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли. Воображение может совершить и такое отстранение от реальности, которое создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тогда плодотворно, когда оно преобразует действительность, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает связь с действительностью. Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности. Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение - это способность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой способности, был бы тупицей». При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение - познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения

В психологии выделяют следующие виды воображения: Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха». Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры. По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам». Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности. Еще один вид творческого воображения - фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика - результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображения.

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых субъективно-смысловых образов (представлений) Действительности. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

Первый такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик - Спальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воображение и эмоции

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, - классическая форма воображения.

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «…всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству»… Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.

Воображение и интересы

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое для него значение. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности. Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И.П. Павлов рассматривал интерес, как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия.

Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

Воображение и талантливость

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы - различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы - все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру.

Особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.

Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Виды воображения.

Виды воображения

Понятие о воображении.

План

Воображение.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи .

Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи, теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте.

При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового.

Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом.

При этом, важное значение, имеет вторая сигнальная система, слово. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.



В психологии различаютпроизвольное или непроизвольное воображение .

Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

2. Виды воображения.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное.

Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.

В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций.

Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.



Похожие статьи