Томас мюнцер и его взгляды. Народное направление Реформации

26.09.2019

По не-ко-то-рым дан-ным, из се-мьи обед-нев-ше-го ре-мес-лен-ни-ка. С осе-ни 1506 обу-чал-ся на ф-те сво-бод-ных ис-кусств в Лейп-ци-ге, с 1512 - в но-во-об-ра-зо-ван-ном Франк-фурт-ском ун-те (Ви-ад-ри-на; по-лу-чил сте-пе-ни ма-ги-ст-ра сво-бод-ных ис-кусств и ба-ка-лав-ра тео-ло-гии, но не-яс-но, в ка-ком ун-те).

Около 1514 ру-ко-по-ло-жен в свя-щен-ни-ки, слу-жил ка-пел-ла-ном в жен-ском монастыре Фро-зе (близ Ашерс-ле-бе-на) и од-но-вре-мен-но в г. Бра-ун-швайг.

Ве-ро-ят-но, в Бра-ун-швай-ге всту-пил в мис-тическое Биб-лей-ское общество, сфор-ми-ро-ван-ное под влия-ни-ем дви-же-ния Devotio moderna и вы-сту-пав-шее за об-нов-ле-ние Церк-ви.

В 1516-18 жил в Бра-ун-швай-ге и Вит-тен-бер-ге, где по-зна-ко-мил-ся с М. Лю-те-ром, под-дер-жал его кри-ти-ку вер-хов-но-го ав-то-ри-те-та па-пы Рим-ско-го , а так-же по-пыт-ку реа-би-ли-ти-ро-вать праж-ско-го ре-фор-ма-то-ра Я. Гу-са . По-сле крат-ко-го пре-бы-ва-ния в цис-тер-ци-ан-ском монастыре близ г. Вай-сен-фельс, где М. изу-чал тру-ды от-цов Церк-ви (главным образом Ав-гу-сти-на Блаженного), в 1520 от-клик-нул-ся на при-гла-ше-ние за-нять ме-сто го-род-ско-го свя-щен-ни-ка в Цвик-кау.

Под влия-ни-ем дей-ст-во-вав-ших в Цвик-кау мис-тических об-ществ М. ото-шёл от лю-те-ров-ско-го по-ни-ма-ния Ре-фор-ма-ции и на-чал вы-сту-пать за «пол-ное очи-ще-ние хри-сти-ан-ско-го ми-ра».

В про-по-ве-дях про-яв-лял се-бя как эк-заль-ти-ро-ван-ный ора-тор, склон-ный к про-ро-че-ским тол-ко-ва-ни-ям.

Ак-тив-ная кри-ти-ка М. цер-ков-но-го и му-ни-ци-паль-но-го уст-рой-ст-ва Цвик-кау, а так-же его не-пре-клон-ность в дог-ма-тических во-про-сах при-ве-ли к то-му, что он был от-стра-нён от долж-но-сти свя-щен-ни-ка и в апреле 1521 по-ки-нул го-род.

По-сле ко-рот-ко-го пре-бы-ва-ния в го-ро-дах Жа-тец (цен-тре чешского ре-лигиозного дви-же-ния та-бо-ри-тов) и Яхи-мов М. на-пра-вил-ся в Пра-гу. Там он опуб-ли-ко-вал на чешском, латинском и немецком язы-ках «Праж-ское воззвание», в ко-то-ром из-ло-жил ряд по-ло-же-ний сво-ей кон-цеп-ции.

Вер-нул-ся в Гер-ма-нию, жил в г. Норд-хау-зен, от-ку-да был из-гнан в сентябре 1522.

Вес-ной 1523 обос-но-вал-ся в г. Алль-штедт и же-нил-ся на бывшей мо-на-хи-не От-ти-лии фон Гер-сен. В Алль-штед-те бы-ли на-пи-са-ны главные бо-го-слов-ские и пуб-ли-ци-стические трак-та-ты М.: «Ра-зо-бла-че-ние лож-ной ве-ры», «Про-по-ведь пе-ред князь-я-ми» (оба 1524) и др.

Там же М. про-вёл ли-тур-гическую ре-фор-му: соз-дал и от-ком-мен-ти-ро-вал для воз-глав-ляе-мой им об-щи-ны осо-бые не-мец-коя-зыч-ные чи-ны латинской мес-сы и других бо-го-слу-же-ний, не по-ры-вая при этом с тра-ди-ци-ей гри-го-ри-ан-ско-го хо-ра-ла. Со-дер-жа-тель-ность, по-нят-ность и со-уча-стие ми-рян М. счи-тал главным сред-ст-ва-ми в борь-бе про-тив кон-цен-тра-ции ис-клю-чи-тель-но на внеш-ней фор-ме бо-го-слу-жеб-но-го об-ря-да.

В этот пе-ри-од про-изо-шёл окон-чат. раз-рыв М. с лю-те-ров-ской Ре-фор-ма-ци-ей: в 1524 он опуб-ли-ко-вал «Про-тес-та-цию», в ко-то-рой рез-ко кри-ти-ко-вал взгля-ды М. Лю-те-ра (прин-ци-пи-аль-ное про-ти-во-пос-тав-ле-ние ве-ры и дел, бе-зо-го-во-роч-ное от-ри-ца-ние чис-ти-ли-ща, прак-ти-ку кре-ще-ния мла-ден-цев, ком-про-мис-сы и по-лу-ме-ры в де-ле ра-ди-каль-но-го обнов-ле-ния жиз-ни об-ще-ст-ва и хри-сти-ан-ской Церк-ви и др.).

В от-вет-ном трак-та-те «Про-тив не-бес-ных про-ро-ков» (1524) Лю-тер на-звал сто-рон-ни-ков М. на-ру-ши-те-ля-ми зем-ско-го ми-ра и при-звал кня-зей ос-те-ре-гать-ся их «мя-теж-но-го ду-ха».

В ос-но-ве бо-го-слов-ско-по-ли-тических взгля-дов М. ле-жа-ла убе-ж-дён-ность в при-бли-же-нии апо-ка-лип-тического «кон-ца вре-мён» и вы-те-каю-щий от-сю-да им-пе-ра-тив до-стой-но-го ду-хов-но-нрав-ст-вен-но-го пре-ду-го-тов-ле-ния.

Суть ве-ры М. ви-дел в во-ле-вом со-еди-не-нии че-ло-ве-ка со Хри-стом в Свя-том Ду-хе.

Спи-ри-туа-ли-стический ук-лон бо-го-сло-вия М. объ-яс-ня-ет так-же жё-ст-кое от-де-ле-ние «бу-к-вы» от «ду-ха» в ин-тер-пре-та-ции Свя-щен-но-го Пи-са-ния: бо-же-ст-вен-ная ис-ти-на мо-жет от-крыть-ся че-ло-ве-ку лишь че-рез внут-рен-нее от-кро-ве-ние, т. е. че-рез мис-тич. опыт и ду-хов-ное пре-об-ра-же-ние.

Тре-буе-мое для спа-се-ния упо-доб-ле-ние Хри-сту воз-мож-но лишь че-рез пе-ре-жи-ва-ние бо-го-ос-тав-лен-но-сти и очи-сти-тель-ные стра-да-ния, ибо, по мне-нию М., кре-ст-ная Жерт-ва Сы-на Бо-жия во-все не ис-клю-ча-ет не-об-хо-ди-мо-сти лич-но-го под-ви-га ка-ж-до-го хри-стиа-ни-на для ис-ку-п-ле-ния собственных гре-хов.

На этом ос-но-ва-нии М. до-пус-кал су-ще-ст-во-ва-ние ог-ня чис-ти-ли-ща для тех, кто не хо-тел стра-дать ра-ди Хри-ста и со Хри-стом при жиз-ни.

Он счи-тал, что об-щи-на ис-тин-но ве-рую-щих не долж-на при-зна-вать ни-ка-кой вла-сти, кро-ме вла-сти Свя-то-го Ду-ха, по-это-му в де-ле об-ществ. пре-об-ра-зо-ва-ния в це-лях от-де-ле-ния из-бран-ных от без-бож-ных и вос-ста-нов-ле-ния на-ру-шен-но-го гре-хом бо-же-ст-вен-но-го по-ряд-ка впол-не мо-гут быть оп-рав-да-ны ре-во-люционные ме-ры.

Сво-их сто-рон-ни-ков М. ви-дел из-бран-ни-ка-ми Свя-то-го Ду-ха, а се-бя на-зы-вал но-вым про-ро-ком Да-нии-лом.

По-сле раз-гро-ма вес-ной 1524 ка-пел-лы Бо-го-ро-ди-цы в Алль-штед-те М. до-бил-ся встре-чи с гер-цо-гом Ио-ган-ном, бра-том сак-сон-ско-го кур-фюр-ста Фрид-ри-ха Муд-ро-го, и за-чи-тал пе-ред ним «Кня-же-скую про-по-ведь», при-зы-вав-шую свет-скую власть от-сту-пить пе-ред при-бли-жаю-щим-ся цар-ст-вом Свя-то-го Ду-ха.

Не най-дя кня-же-ской под-держ-ки, М. пе-ре-ехал в г. Мюль-хау-зен, где в феврале 1525 ор-га-ни-зо-вал свер-же-ние гор. со-ве-та и ос-но-вал об-щи-ну «из-бран-ных во Хри-сте».

В хо-де Кре-сть-ян-ской вой-ны 1524-26 он ини-ции-ро-вал вы-сту-п-ле-ния кре-сть-ян в го-ро-дах Вальд-схут и Кен-цин-ген.

В сре-де сто-рон-ни-ков М. бы-ло со-став-ле-но «Ста-тей-ное пись-мо» - наи-бо-лее ра-ди-каль-ная про-грам-ма дей-ст-вий вос-став-ших. От-ряд М. 15.5.1525 был ок-ру-жён объ-е-ди-нён-ны-ми кня-же-ски-ми вой-ска-ми близ г. Фран-кен-хау-зен.

Сам М. бе-жал, но был схва-чен и по-сле дол-гих пы-ток в Хельд-рун-ге-не дос-тав-лен в Мюль-хау-зен и каз-нён.

Идеи М. ока-за-ли влия-ние на часть ана-бап-ти-стов и не-ко-то-рые другие ра-ди-каль-ные те-че-ния Ре-фор-ма-ции.

Вормский эдикт. Начало раскола Реформации. Популярность Лютера достигла апогея. Вокруг его требований объединились разнообразные силы, от крестьянско-плебейских масс до дворян и части светских князей. Немногочисленными противниками Реформации оставались высшая церковная иерархия, часть светских князей и императорская власть. Избранный в 1519 г. на императорский престол Карл V Габсбург занял откровенно враждебную позицию в отношении Реформации и ее главы Лютера. Всемирная монархия Габсбургов зиждилась на католическом единстве. Если папа и мешал стремлению императора к мировому господству, то Карл V надеялся подчинить его своему верховенству.

Уступая воле немецких князей, и в частности требованию саксонского курфюрста. Карл V согласился выслушать Лютера на рейхстаге, раньше чем подвергнуть его опале. Лютер получил охранную грамоту и направился на Вормский рейхстаг (1521 г.). Чувствуя поддержку князей, он твердо стоял на своем и на вопрос отказывается ли он от своих заблуждений, ответил: «Я не желаю от чего-либо отказаться, если только меня не убедят в заблуждении на основании писания. Да поможет мне бог. Аминь». В мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объявлявший Лютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Но в это время он находился в надежном укрытии, в замке Варт-бург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. В Вартбурге Лютер занялся переводом на немецкий язык Библии. Этим он не только содействовал успеху Реформации, но и заложил основы немецкого литературного языка. В это время в лагере Реформации резко стали проявляться разногласия между отдельными группировками. Лютер все более связывал свою судьбу с интересами князей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформация.

В отсутствие Лютера в Саксонии развернулось радикальное реформационное движение, которое возглавил профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Из церквей выбрасывали алтари, иконы и священный елей. Месса -была объявлена идолопоклонством и запрещена. Карлштадт в своих проповедях говорил: «Никто не может достигнуть спасения души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рук». Карлштадт и его сторонники, выражая интересы радикальных элементов бюргерства, понимали Реформацию как широкое социальное преобразование, не ограниченное рамками церковной реформы.



Народное направление в Реформации. Томас Мюнцер. Раскол реформационного движения все более углублялся. Из него выделился крестьянско-плебейский лагерь. Появились народные еретические секты. Но вместо проповеди ожидания «тысячелетнего царства божия на земле» они требовали немедленного социального переворота. В городе Цвиккау развернулось движение анабаптистов (перекрещенцы, не признававшие крещения младенцев), во главе которого стоял подмастерье Николай Шторх. Он учил, что каждый истинно верующий обладает даром божественного откровения. Тот, на кого нисходит божественная истина, становится пророком и вещает «живое Евангелие», которое анабаптисты ставили намного выше омертвевшего писания. Новоявленные пророки возвещали близкое наступление «тысячелетнего царства - правления Христа», когда будут низвергнуты земные троны, бедные возвышены, а богатые унижены.

Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (около 1490-1525). Его ранняя биография малоизвестна. До 1520 г. Мюнцер оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к беднейшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отмежевался от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер - бюр-герско-княжеский. Под влиянием Мюнцера, поселившегося в Цвиккау, руководители анабаптистов вышли из рамок сектантства и стали проповедовать революционные идеи, организуя массы на восстание.

Мюнцер понимал Реформацию как социально-политический переворот, который должны произвести самые обездоленные слои общества - крестьяне и городская беднота. Именно они способны установить новый общественный строй без гнета и эксплуатации, «...в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти»".

В отличие от Лютера, Мюнцер понимал «слово божье» не как букву Евангелия, а как откровение бога в разуме человека. Под богом же он представлял не творца, стоящего над миром, а сам мир в его единстве, высшую идею целого, подчиняющую себе отдельные его части. По словам Ф. Энгельса, «...религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму»2. Служением богу Мюнцер считал самоотверженную деятельность человека на общее благо, а безбожием - эгоистические антиобщественные действия, наносящие вред другим. Ревнителями дела бога он считал весь трудящийся народ, а его врагами - всех эксплуататоров и угнетателей, против которых народ должен направить свой меч. «Великое потрясение, - писал Мюнцер, - предстоит выдержать миру, разыграется такое представление, что безбожники будут низвергнуты, а униженные возвышены». В условиях того времени эти идеи являлись утопией. Требования установления равенства и республиканского управления могли вылиться на деле в установление буржуазного порядка.

Крестьянская война в Германии.

«Предвосхищение коммунизма в фантазии становилось в действительности предвосхищением современных буржуазных отношений»". Революционное преобразование общества в интересах народных масс, к которому призывал Мюнцер, являлось на самом деле только плебейской расправой с феодализмом.

Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer , также Münzer , около 1490 - 27 мая 1525) - радикальный проповедник времёнРеформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическимидеям.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов».

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке ивсемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.

[править]Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определённой должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнажённый меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти». Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу cujus regio, ejus religio. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; лютеранствоприняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

В 1529 году католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (то есть, по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Томас Мюцер - немецкий проповедник времён реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века). богословие мюнцер лютер

Родился около 1490 года в городке Штольберг, что в регионе Гарский гор. Происходил, по слухам, из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет. В 1503 году из-за безработицы, родители Томаса переселились в Кведлинбург, где находился местный монетный двор.

О детстве и юности Мюнцера известно очень мало. В 1506 году он поступил в Лейпцигский университет, где занимался философией, теологией и медициной. В дальнейшем он получил степень магистра свободных искусств и бакалавра теологии. Обладая блестящими способностями, Мюнцер вполне мог сделать университетскую карьеру, однако чистая наука никогда его не привлекала. Вся его жизнь прошла в скитаниях по стране и в проповедях перед бедняками. Личные потребности Мюнцера всегда оставались весьма скромными. Он довольствовался простой пищей и не думал о новой одежде. Пытаясь сэкономить на бумаге, он писал на клочках, на счетах - везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственной роскошью, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был виноват книготорговцам.

Радикальные взгляды были свойственны Мюнцеру уже в юности. Еще очень молодым человеком в 1512 г. он основал тайное общество в Галле с целью заговора против архиепископа Магдебургского. Заговор не удался, но Мюнцеру удалось скрыться. Около 1517 г. он служил учителем в Мартинская гимназии в Брауншвейге, откуда он должен был уйти "из-за неспокойного характера". В 1519 г. Мюнцер вступил капелланом и духовником в монастырь бернардинок Бейтиц вблизи Вейсенфельса, однако через несколько месяцев получил отставку из-за того, что запровандував различные нововведения в богослужении. Затем он проповедовал в Ютерборзи и был изгнан воинственными католиками. Оттуда Мюнцер отправился в Виттенберг, где встретился с Лютером. В будущем им предстояло стать непримиримыми врагами. Но в то время противоречия, разделявшие их, еще не созрели. Мюнцер понравился Лютеру, и тот выхлопотал для него в 1520 г. место проповедника в Цвикау. Там он активно выступал против францисканцев. С этого времени агитация Мюнцера начинает выходить за рамки традиционного лютеранства. Размах революционных событий в Германии, успехи Реформации убеждали Мюнцера в реальности грядущего общемирового социально-политического переворота, в результате которого будет установлено "царство Божие" на Земле. Идеи такого переворота активно пропагандировались рядом плебейских сект, особенно анабаптистами.

Летом 1521 года Мюнцер посетил разбушевавшуюся оппозиционным движением Чехию. Здесь он опубликовал "Пражский манифест", в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. Томас Мюнцер призывал рудокопов Чехии возродить мятежные традиции таборитов.

После того, как власти Чехии выслали Мюнцера из страны, ему пришлось некоторое время прожить в Нордхаузен. Затем ему удалось получить место проповедника в Альштедти - небольшом городке, находившемся во владениях саксонских князей. Поселившись здесь, Мюнцер много писал, проповедовал и приобрел большое влияние на своих прихожан. Одновременно с Лютером, или даже несколько раньше, он отменил все католические обряды, ввел богослужение по-немецки и распорядился читать народу не только тексты апостольских посланий, но и всю Библию. Тогда же Мюнцер женился на бывшей монахиней Оттилии, которая ушла из монастыря. На Пасху 1524 года она родила ему сына.

Вскоре Альштедт стал главным центром Реформации во всей Тюрингии. В своих проповедях Мюнцер призывал относиться к католическим храмам, как к идольским капищам. Вдохновленная ним толпа в марте 1524 года сжег в Маллербаси часовню, знаменитую своей чудодейственной иконой. Этот поступок наделал много шума и обратил на Мюнцера всеобщее внимание.

В июле того же года в Альштедт прибыли саксонские курфюрсты Иоанн и Фридрих Мудрый для того, чтобы послушать тамошнего проповедника. Мюнцер мог выбрать для проповеди нейтральную тему, но не пожелал смягчать обычный резкий тон своих речей. Он выступил перед князьями с толкованием второго раздела из книги пророка Даниила, предоставив ее содержания апокалиптический смысл. Свою речь он сводил к тезису, что если князья не хотят быть сброшенными с престола, они должны помочь народу в его освобождении. Курфюрсты были очень удивлены дерзостью Мюнцера. Однако дух времени был таков, что они покорно выслушали проповедь до конца и даже разрешили ее напечатать. Только книга Лютера "Послание саксонским князьям о мятежный дух" открыла им глаза. Лютер первый почувствовал, к чему клонятся выступления Мюнцера. На него начались гонения. Его типографию закрыли. Опасаясь ареста, он в начале августа бежал из Альштедта и переселился в свободный имперский город Мюльхаузен. Здесь он написал свой ответ Лютеру - памфлет "Защитная речь", полную резких личных выпадов и ругательств.

Между тем выступления Мюнцера становились все более непримиримыми. В своих проповедях, обращенных к горожанам, он говорил, что мюльхаузенци не обязаны подчиняться никакой власти, не должны платить кому подать и католическое духовенство должно быть изгнанным. Он призвал ввести в городе власть общины и таким образом установить принцип справедливости и общей пользы. Его учение вскоре дало результат. В Мюльхаузене начались погромы монастырей и церквей: плебеи разбивали статуи, рвали священные покровы, швыряли в грязь иконы. Дальше больше - появились требования отмены всех налогов и поборов, изгнание попов и передача власти обществу, которое избрало Вечный совет, и руководствовалась в своем политике Божьим словом. Увидев одичавшую толпу бургомистры и члены совета поспешили скрыться. Немалыми усилиями магистрата удалось отстоять власть и Мюнцеру пришлось бежать.

В конце Сентябрь вместе со своим другом бывшим монахом Пфейфер он отправился в Южную Германию. Здесь, в Южном Шварцвальде и смежных австрийских землях уже разгорался пожар большой Крестьянской войны. Именно там сформировались первые боевые отряды крестьян и впервые выдвинут лозунг "божественной правды". Подробности пребывания здесь Мюнцера неизвестны. Его последователи активно действовали всей Южной Германией, но он сам основном оставался в Гриссени, на шафхаузенському границе. До начала 1525 года вся страна между Дунаем, Рейном и Лехом находилась в состоянии большого возбуждения. В феврале за оружие взялись верхнешвабские крестьяне, и вскоре число восставших здесь превысило 30 тысяч человек.

В середине февраля Мюнцер вернулся в Мюльхаузен, где после массовых народных волнений набрал большую силу его друг Пфейфер.

Во время Крестьянской войны Томас Мюнцер и его немногочисленные ученики (прежде всего анабаптисты) были вдохновителями наиболее решительных выступлений крестьянства. Сам Мюнцер ездил Средней и Юго-Западной Германией, призывая крестьян и городскую бедноту к борьбе и распространяя печатные памфлеты. В близких к Мюнцеру кругах в конце 1524 - начале 1525 годов была составлена наиболее радикальная программа действий восставшей бедноты - "Статейный лист" (Artikelbreif). В конце февраля или начале марта 1525 года Томас Мюнцер приехал в Тюринзьке город Мюльхаузен и возглавил там отряды восставших крестьян. Он пытался создать в Тюринзько-саксонском регионе единый центр всей Крестьянской войны. 15 мая 1525 его отряд был разгромлен у города Франкенхаузен объединенным войском немецких князей, а сам Мюнцер, попав в плен, был казнен после мучительных пыток.

Космический порядок Мюнцер видел в том, что все частности должны признавать полное преобладание и господство общего начала. Он представлял именно такой идеальный небесный мир, где царит божественная гармония совершенства. В отличие от него наш земной и чувственный мир является миром творений, которые потеряли свое единство с Богом и пребывают в изолированном состоянии. Грехопадение Адама в том и состояла, что он увлекся частными интересами в ущерб общим. С тех пор люди находятся во власти творений, то есть своих плотских, частных интересов, и задача христианства состоит в том, чтобы помочь им вернуться к Богу. Исходя из этого фундаментального положения, Мюнцер представлял развитие мира, как постепенное торжество нравственной идеи подчинения частных интересов общим.

Другая важная сторона вероучения Мюнцера заключалась в мистическом понимании сути божественного откровения. Он не мог и не желал мириться с усиленно насаждаемым в период Реформации представлениям о Священном Писании, как о едином источник божественной истины. Ему казалось странным и бессмысленным положение, что Господь, Который сотворил человека, устранился потом от прямого руководства ею, оставив вместо себя путаную и неясную Библию. Нет, говорил Мюнцер, Бог продолжает находиться в прямом и непрерывном общении с людьми и изрекает Свое слово прямо в середину их душ. Но, разумеется, не каждому дано слышать Бога. Для того чтобы слово Божие вошло в душу, она должна воздерживаться от любых искушений и находиться в состоянии глубокой скорби и печали. Только тогда к ней приближается Бог. Именно поэтому грешники не слышат его. "Если человек хочет достичь божественных откровений, - писал Мюнцер, - он должен отойти от всех утех и иметь мужество познать истину".

Главную цель Реформации, в отличие от Лютера, Мюнцер видел не в превращении церкви, а в полной перестройке жизненного уклада по христианским законам. Крестьянскую войну, которая вспыхнула позже, он воспринял как начало времен Апокалипсиса, как общее устранения злодеев и нечестивцев, которое Бог совершает руками народа. Устойчивое представление о том, что в конце мира, во время Страшного суда Бог Сам "отделит зерна от плевел, вызывало у него только горькую улыбку. Он утверждал, что мировой переворот должен начаться в рамках земного мира и произойти благодаря насильственным действиям верных ревнителей Божьих дел. Антихрист будет уничтожен руками людей, которым овладеет Дух Божий. Эта идея была центральной во всем учении Мюнцера.

Поскольку удовлетворение частных интересов шло в ущерб общественным, то такая деятельность подпадала под категорию зла противному Богу. Итак, исходным нормой человеческого поведения должно стать преобладание общего принципа и совместной выгоды. Потому в "общем" воплощено именно божественное начало. Так же должны быть подавлены все те политические и социальные учреждения, которые охраняют частные привилегии и интересы в ущерб общественным. Он был решительным противником частной собственности и частных интересов.

С Цвиккау Мюнцер отправился в Чехию. Он надеялся, что на родине Яна Гуса, где еще свежи были воспоминания о гуситов, его проповедь будет иметь больший успех. И действительно, сначала его встретили в Праге с большим воодушевлением, так как видели в нем сторонника Лютера, имя которого было у всех на устах. Но, после того как Мюнцер выступил с несколькими проповедями, радикализм его идей показался членам магистрата опасным. Власти начали всячески препятствовать Мюнцеру и весной 1523 года выслала его из Чехии.

После новых странствований южной Германии, где Мюнцер завязал отношения с революционерами и вождями крестьянского восстания, готовилось вспыхнуть, он останавливается в конце 1524 в средней Германии, в городе Мюльгаузен.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфер, во главе простонародья и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый вечный, христианский" магистрат, из "бедных" и "земледельцев". В городе проводится коллективизация имущества - Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель. Отпустив длинную бороду, "как отцы-патриархи", в одежде, он торжественно появлялся в народе и осуществлял суд на основании закона Моисея. Перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, идолов в домах и сундуках". Его главной темой было кровавое истребление всех врагов Христа.

Большинство крестьянских руководителей, были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда анабаптистов, сторонников Мюнцера, организовала стихийные крестьянские волнения. Жалобы крестьян и городских низов на своих господ объединялись этими пропагандистами в общую программу борьбы угнетенного народа против всех господ за новый социальный порядок. В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или в начале 1525 годов была составлена первая программа революционного крестьянства. Этот документ требовал от крестьян решительной борьбы против всех господ.

"Статейный лист" начинался энергичным заявлением о том, что существующее положение не может и не должно быть таковым и впредь. Задача народа состоит в том, чтобы "освободиться совсем". Мирное решение этой задачи возможно только в том случае, если весь народ перестроит жизнь на основе служения общей пользы. Если существующие трудности не будут устранены, то не обойдется без кровопролития. Большое внимание в "Статейном письме" внутреннем единстве народного союза, созданного для служения общей пользы. В документе говорится, что те, кто отказывается вступить в "братское объединение и заботиться о "общую пользу", не могут рассчитывать на услуги других членов общества. Все замки знати и все монастыри, являющиеся центрами предательства и народного гнета, должны быть объявлены "с этой же минуты" в состоянии светского отлучения. Только те дворяне, монахи и священники, которые откажутся от своего настоящего положения, войдут в обычные дома и захотят вступить в братское объединение, будут дружески приняты вместе со своим имуществом и получат все, что принадлежит им по "божественному праву".

"Статейный лист" был первой совместной программой восставшего крестьянства. Он сформулировал антифеодальные цели его борьбы и указал главные вражеские очаги, против которых должны быть направлены силы всего народа. К тому же программа была составлена в боевом духе, который не допускал компромисса. Требование революционной программы, чтобы объединились народные массы сел и городов, действуя силой и не останавливаясь перед кровопролитием, ликвидировали вражеские очаги и устанавливали справедливый порядок, основанный на общей пользы, была по существу требованием перехода власти к простому народу, на чем настаивал Мюнцер. Несмотря на то, что идеи "общественности" и народной власти, которые лежали в основе "Статейного листа", могли тогда понять лишь некоторыми людям, его появление и распространение имели на этом первом этапе Крестьянской войны важное значение.

Документ не содержит никаких конкретных предложений по решению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения бремени. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, считая, что и все остальные должны иметь то, что им положено по "божественному праву". В основу этой программы положен принцип передачи власти народу, то есть тот принцип, на котором настаивал Мюнцер.

Томас Мюнцер с радужным флагом в Штольберзи.

Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским восстанием, но отличалось отличительной чертой, какую высказывал Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветных образов. Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом, он призвал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. "Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной и чужой государственной власти, противостоящей членам общества". Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагическую и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургского религиозного миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной с католицизмом религией по принципу: "чья власть, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви. Протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

В 1529 году на 2-м Шпейерському рейхстаге (ландтаге) католики добились решения об отмене права князей определять религию своих подданных (т.е., по сути, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь в частности на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. Священное Писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требования возрождения апостольской церкви. Крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и "тысячелетнего царства", которое не знает феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Как только Мюнцер стал во главе франкенгаузенського отряда, пришла весть, что объединенное войско князей. Первые легкие столкновения произошли 14 мая 1525 года. На второй день битва возобновилась. Мюнцер расположился со своим отрядом на вершине горы, окружив себя укреплениями из телег. Он знал, что сто лет назад, во время гуситских войн в Чехии, такая тактика не раз приносила крестьянам победу в сражениях с рыцарями. Кроме того, он ждал подкрепления из гор в лице франконских крестьян, а также переписывался с югом.

Но теперь было совсем другое время. Пушки князей после нескольких залпов разбили укрепления крестьян. Прорвав линию телег, конница ландскнехтов ворвалась в крестьянский лагерь. Началась резня - с 8 тысяч повстанцев за короткий срок погибло более 5 тысяч. В тот же день был взят Франкенгауз. Раненный в голову Мюнцер попал в плен. После мучительных пыток его отправили в замок Хельдрунген и снова пытали, убеждая отречься от своих еретических заблуждений. Не известно насколько палачи преуспели в этом. 27 мая 1525 года вождь плебейской Реформации был казнен. С ним вместе казнили Пфейфера и еще 25 неизвестных людей.

Введение

Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer , также Münzer , около 1490 - 27 мая 1525) - радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

1. Учение

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим идеям.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов».

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.

2. Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определённой должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнажённый меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти». Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм* приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

В 1529 году католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (то есть, по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

3. Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

4. Память

О Мюнцере, помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, «Leben, Schriften u. Lehren Th. Müntzers»(1795); Seidemann, «Th. Münzer» (1842); Merx, «Th. Munzer u. Pfeiffer» (1889).

Важнейшая марксистская работа о Мюнцере - «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельса. Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно понятный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения утверждают, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а победа классовой справедливости сама по себе интересовала его мало.

    Исторический роман «Томас Мюнцер и его друзья» (нем. Thomas Münzer und seine Genossen , 1845), Кёлер, Людвиг.

    В XX веке много литературы о Мюнцере создано в ГДР, где Мюнцер считался национальным героем, а его портрет изображался на банкнотах.

    В 1956 году в ГДР сняли о нём фильм «Томас Мюнцер» (Thomas Müntzer ).

    В 1976–87 гг. в Бад-Франкенхаузене (Тюрингия) возведена Панорама Крестьянской войны в Германии (худ. Вернер Тюбке).

Литература

    Шафаревич И. Р. Социализм, как явление мировой истории

    Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера

Список литературы:

    Томас Мюнцер кратко доклад, расскажет о вожде крестьянско-плебейских масс в Крестьянской войне в Германии 1525 года.

    Томас Мюнцер краткая биография

    Томас Мюнцер появился на свет в германском городе Штольберге в 1490 году. В 1503 году родители переезжают в Кведлинбург, чтобы работать в местном монетном дворе. В 1506 году Томас поступилв Лейпцигский университет, где изучал медицину, философию и теологию. По окончанию учебного заведения получил степени бакалавра теологии и магистра свободных искусств. Свою жизнь посвятил проповедованию по городам и селам Германии.

    В 1520 году Мюнцер находился в городке Цвиккау, где сближается с сектантами из подмастерьев ткачей, которые ждали наступления «Царства Божьего на земле». Так он взял участие вборьбе бедных горожан и крестьян с монахами-францисканцами, приняв сторону другого богослова – Мартина Лютера. Единственное, что в Реформацию Томас Мюнцер видел как меру, способную привести общество к воплощению божественной справедливости в мире. Мюнцер считал необходимым не только отобрать у Церкви владения, но и поделить его на всех ремесленников и пахарей. Томас твердил, что необходимо отдать власть простому народу. Тогда народные массы нравственно усовершенствуются и смогут на основе «общности имуществ» построить Царство Божье» на земле. Свои взгляды деятель изложил в «Манифесте», опубликованном в 1521 году на латинском, чешском и немецком языках.

    Чем прославился Томас Мюнцер?

    Томас Мюнцер продолжал проповедовать в землях Саксонии и Тюрингии, где был вовлечен в водоворот Крестьянской войны. Весной 1525 года народ города Мюльхаузена (Тюрингия), под руководством Мюнцера восстает против угнетателей и церкви. Богослов создал программу «Статейное письмо», которая предусматривала конфискацию земли у духовенства и знати в пользу бедняков, создание коммунистической общины в городе. Он разослал своих учеников во все концы, дабы те поднимали на восстание горожан и крестьян.

    Организация Мюнцером бунтов крайне обострила положение в Германии. Мартин Лютер стал требовать его казни. Союзные армии 4-ех немецких князей 15 мая 1525 года окружили и разбили отряд Мюнцера у городка Франкенхаузен. Самого проповедника ранили в голову и пленили. После пыток, Мартин Мюнцер так и не отказался от своих взглядов и идей, за что был обезглавлен близ Мюльхаузена 27 мая 1525 года.

    Томас Мюнцер интересные факты

    Происходил, по слухам, из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет.

    Личные потребности Мюнцера всегда оставались весьма скромными. Он довольствовался простой пищей и не думал о новой одежде. Пытаясь сэкономить на бумаге, он писал на клочках, на счетах — везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственной роскошью, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был должен книготорговцам.

    • Томас Мюнцер не занимал никакой должности, а вел себя как вдохновитель и пророк. Он отпустил длинную бороду и в богатой одежде торжественно появлялся толпе, творя суд на основании закона Моисеева. Перед ним носили обнаженный меч и красный крест.
    • Главная тема проповеди Мюнцера гремела против золота, роскоши, «идолов в домах и сундуках. Выступал за кровавое истребление всех врагов Христа.
    • Свои памфлеты подписывал как Мюнцер с мечом Гедеона или Мюнцер с молотом.
    • Был женат на бывшей монахине Оттилии. Они поженились в 1523 году, а спустя год у пары родился сын.

    Надеемся, что Томас Мюнцер доклад помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом человеке. А сообщение о Томасе Мюнцере Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.



Похожие статьи