Написание прилагательных через дефис. Правописание прилагательных

11.10.2019

Сложные прилагательные образуются, как приавило, с помощью соединительной гласной. Поэтому основное правило для правописания большинства сложных существительных («пиши слитно, если есть соединительная гласная, и через дефис, если сложное существительное образовано без соединительной гласной») неприемлемо для правописания сложных прилагательных.

Написание сложных прилагательных слитно или через дефис определяется способом их образования.

Слитное написание

1. Пишется слитно сложное прилагательное, одна из частей которого отдельно не употребляется: быстротечный, всеядный, свежевыбритый (и свежевыбрит), пустоголовый, общедоступный, позднеспелый, древнеписьменный.

2. Пишутся слитно сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно: шарикоподшипниковый (шарикоподшипник), пеносиликатный (пеносиликат), железобетонный (железобетон), шлакоблочный (шлакоблок), плодоовощной (плодоовощи; но: плодово-овощной склад), нефтепромысловый (нефтепромысел), лесостепной (лесостепь), фининспекторский (фининспектор), лавровишневый (лавровишня), англосаксонский (англосакс), турбогенераторный (турбогенератор), донжуанский (донжуан), донкихотский (донкихот). По аналогии с лесостепной слитно пяшуѵся лесолуговой, горнолесной (слов «лесолуг», «горнолес» в языке нет).

3. Пишутся слитно сложные прилагательные, образованные из прилагательного и существительного: первобытнообщинный (первобытная община), частнохозяйственный (частное хозяйство), народнохозяйственный (народное хозяйство), брюшнотифозный (брюшной тиф), горноклиматический (горный климат), лимоннокислый (лимонная кислота; но: лимонно-жёлтый как сложное наименование цвета), слабохарактерный (слабый характер), беломраморный (белый мрамор), естественнонаучный (естественные науки; но: научно-исследовательский - от синонимических прилагательных), естественноисторический (естественная история), спинномозговой (спинной мозг), мясоконсервный (мясные консервы; но: мясо-молочный), солянокислый (соляная кислота; но: солёно-кислый, солёно-сладкий - качество с дополнительным оттенком), ранневесенний (ранняя весна), внешнеторговый (внешняя торговля).

Среди слов данного типа много сложных нарицательных прилагательных, образованных от географических названий: латиноамериканский (Латинская Америка), восточноафриканский (Восточная Африка), ближневосточный (Ближний Восток), восточносибирский (Восточная Сибирь), дальневосточный (Дальний Восток).

Примечание. О правописании сложных прилагательных, входящих в официальные географические и административные названия, типа Восточно-Европейская равнина, Южно-Казахстанская область см. ниже.

4. Пишутся слитно сложные прилагательные, образованные из двух слов, одно из которых подчинено другому по способу управления: вагоностроительный завод (строительство вагонов; но: вагонно-паровозное депо), машиносчётная станция (счёт машинами; но: машинно- тракторный парк), рассадопосадочный (посадка рассады), лугопастбищный (луг для выпаса), доброжелательный (желать добра), водонепроницаемый (непроницаемый для воды), почвообрабатывающий (обрабатывающий почву), кукурузосилосоуборочный, маслосыроваренный и др. По этому же правилу пишутся и сложные термины без соединительной гласной: кислородотдающий (отдающий кислород), азотсодержащий (содержащий азот), золотодобывающий (добывающий золото) и др.

5. Пишутся слитно сложные прилагательные, образованные из двух неоднородных прилагательных, между которыми нельзя поставить союзы и, но, не только... но и: древнецерковнославянский язык (древний церковный славянский язык), новогреческий язык (новый греческий язык), сложносочинённое предложение (сложное сочинённое предложение) .

6. Пишутся слитно сложные обозначения химических веществ, выраженные прилагательными: железистосинеродистый, щавелевокислый, этилендиаминтетрауксусный, дибензилэтилендиаминовый.

7. Пишется слитно ряд сложных прилагательных, образованных из сочетания наречия и прилагательного или причастия. В литературном языке есть две группы подобных прилагательных. Одни прилагательные пришли в литературный язык из терминологической лексики: дорогостоящие товары, долгоиграющая пластинка; другие возникли и возникают в книжнойречи: высокохудожественный,малосимпатйчный, многообещающий. Правописание этих сложных прилагательных относится к числу наиболее трудных случаев, так как первые компоненты слов употребляются в языке в качестве самостоятельных элементов словосочетаний (ср.: высокоорганизованный - высоко расположенный, многоуважаемый - много пропитавший).

Чтобы наречие стало первой частью сложного прилагательного, необходимы следующие условия: изменение его значения, нарушение грамматических отношений между наречием и прилагательным или причастием (первая часть слова не может выступать как отдельный член предложения, отвечающий на вопросы «как?», «каким образом?»), невозможность перестановки частей в пределах сложного слова. Основным условием является первое - изменение лексического значения: наречие из обстоятельства превращается в словообразовательную морфему, близкую к приставке (которая или совсем теряет ударение, или имеет слабоударяемый слог). А это приводит к разрушению грамматических отношений между наречием и прилагательным или причастием и, как следствие, к невозможности менять местами части сложного целого.

В приставки превращаютсятолько немногие наречия, следовательно, только с немногими наречиями образуются сложные прилагательные. Многочисленные прилагательные данной группы образуются по определенным моделям, которые нетрудно запомнить. Но правописание прилагательных этой группы осложняется проникновением в литературный язык терминов типа быстрорежущий станок, по аналогии с которыми в нетерминологических текстах появляются ошибочные написания (например, «быстротекущая река» йм. быстро текущая река). Рассмотрим некоторые типы сложных прилагательных, в первой части которых имеются наречия.

быстро... Все немногие образования, пишущиеся слитно, являются терминами: быстрорежущий станок, быстрорежущие стали, быстротвердеющие смеси, быстрорастущие породы деревьев. В литературном языке сложные прилагательные с быстро- не образуются, т. е. быстро всегда пишется отдельно от следующего за ним причастия: быстро растущий город, быстро открывающиеся люки, быстро наступившие сумерки, быстро произнесённые фразы; лекарство, быстро действующее на организм. Во всех подобных сочетаниях быстро не теряет своего лексического значения и остается членом предложения - обстоятельством.

Примечания: 1. Слово быстротекущий в переносном значении пишется слитно: быстротекущая жизнь, быстротекущее время; а в прямом значении - раздельно: Еду в старый город - через быстро текущий канал Анхор (газ.).

2. Слово быстротечный пишется слитно, так как вторая часть отдельно не употребляется.

3. Обратите внимание на сложные прилагательные, образованные из прилагательного быстрый и существительного, которые всегда пишутся слитно: быстросменный (быстрая смена), быстроходный (быстрый ход), а также быстроногий, быстроглазый и др.

вечно... Пишется слитно только сложное прилагательное терминологического происхождения вечнозелёный: Барвинок - это голубой цветок на вечнозелёном ползучем кустарнике; Я благодарен деревьям за долгий век, вечнозелёную память о нём [Пушкине] сохраним (Аз.). Но с краткой формой прилагательного вечно пишется раздельно: Он вечно зелен (Инб.); И пускай, увядая, бледнеет цветок, вечно зелен

4 № 16 1 О

его побег (газ.). Во всех других случаях наречие вечно пишется отдельно от следующего за ним прилагательного или причастия: вечно молодой, вечно живой; вечно красные утёсы (Герц.); вечно синее небо Флоренции (Друн.).

высоко... Эта группа слитно пишущихся сложных прилагательных представлена большим количеством слов, активно возникающих как в книжном стиле, так и в терминологии: высокоинтеллигентный, высокопрофессиональный, высокооплачиваемый, высококвалифицированный, высдкопитательный, высокохрбмистый.

Примечание. По этой модели создается много интересных новообразований, имеющих часто сатирическую окраску: А какой это был лакей в «Плодах просвещения!» Высококорректный и наглый! (Дор.); Полузащитник динамовцев в поисках новых путей футбольной тактики приблизился к торпедовцу и нанёс ему. высокотехничный удар в лицо (газ.).

Как первая часть сложных слов высоко, в отличие от наречия высоко, имеет значение ‘очень, в высшей степени’, не является членом предложения (нельзя поставить вопрос «как?») и имеет ударение на втором слоге, причем оно является не основным, а дополнительным. Ср.:

Появилась угроза потопления земельных угодий, оказавшихся в соседстве с высоко поднятой плотинами Волгой (газ.).

Даровитого, а тем более вы- сдкодаровйтого художника мы сами должны стараться выделить на эту работу (Лун.).

Пишутся слитной краткие формы этих прилагательных: Такие месторождения обычно высокопродуктивны (газ.); Фильм с заданной и оформленной специально для него авторской моралью, как бы она высоконравственна ни была, не действует (газ.).

В составе сложного прилагательного высоко пишется слитно только в том случае, если вторая часть является прилагательным. Если же вторая часть является причастием, то высоко выступает в качестве члена предложения и пишется отдельно, при этом, .как правило, в предложении есть и другие пояснительные слова (или при слове высоко, или при причастии). Ср.: Особаго че нь высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока (Л. Т.).- И сидят, и ходят, и всё вверх ногами. Вверх ногами даже самые высокопоставленные лица (М.); критик, высоко оценивший повесть (газ.) - Но чем пламеннее превозносили его почитатели... тем беспощаднее был (Чехов)к себе и ко всему своему -столь высоко ценимому - творчеству (Чук.). Ср. также: Но Петербург - город чиновников. А для чиновников мечта - чтобы кто-нибудь сверзился из высоко стоящих (Дор.) - этот пример интересен тем, что здесь автор сталкивает прямое значение наречия высоко (‘большое расстояние вверх’) и переносное (‘очень, в высшей степени’).

выше... Пишутся слитно: вышеозначенный, вышеприведённый, вышеизложенный, вышесказанный, вышеупомянутый и др. (значение выше в составе данных слов - ‘прежде, раньше, на предшествующих страницах’). Эти образования легко распадаются на два слова, т. е. возможно и раздельное написание, при этом слабоударяемое выше (в составе сложного слова) получает самостоятельное ударение: Коммунистическое искусство, преследуя две вьіше указанные цели...

(Лун-)- , „ .

Из всех многочисленных образовании этой группы слова вышесрео- ний и вышестоящий (в значении ‘высший в административном отношении’: вышестоящая инстанция, вышестоящий орган) пишутся всегда с л и т н о: Великий комбинатор чувствовал вдохновение, упоительное состояние перед вышесредним шантажом (И.

И П.); Ему даже хотелось откашляться, как это бывает с людьми средней ответственности при разговоре с кем-либо из вышестоящих товарищей (И. и П.). Ср. интересные новообразования по аналогии: Да, к сожалению, так бывает- жалобы спускаются: вышесидящий-нижестоящему, тот ниже себя стоящему (газ.).

Примечание. В терминологии возможны сложные прилагательные типа вышележащий (вышележащие четвертичные образования), в которых выше имеет прямое значение ‘находящийся над чем-л., выше чего-л.’.

гладко... Пишутся слитно только терминологические образования типа гладкокрашеный. В общелитературном языке наречие гладко всегда пишется отдельно от следующего за ним причастия: гладко причёсанные волосы, гладко текущая речь оратора, гладко обделанные плиты.

глубоко... Пишется слитно только слово глубокоуважаемый (‘весьма, очень уважаемый’). Все остальные образования представляют собой свободные словосочетания (независимо от того, прямое или переносное значение имеет наречие глубоко)-, глубоко артистическая натура, глубоко отрицательное отношение, глубоко обоснованное истолкование вопросов (‘серьезно, полно, достаточно доказательно’). IБыт интересовал Иванова не сам по себе, а как путь к тайному тайных, к глубоко запрятанной сущности человеческих отношений (Кав.) - ‘не на поверхности, скрытый в глубине, недоступный’; Петербург - многоликий город... Это - живой, глубоко чувствующий город (М. Г.) - ‘очень сильно, напряженно, значительно и сложно чувствующий город’; Купола главного собора, золото в глубоко синей лазури сквозь ветви тополя (газ.); глубоко страстные стихи (И. С.).)

Примечания: 1. Глубокб уважающий всегда пишется раздельно, как и глубоко расположенный (‘питающий симпатию’).

2. Глубокоуважаемый может писаться раздельно, если при причастии есть пояснительные слова: глубоко уважаемый рабочими инженер.

густо... Пишется слитно только слово густонаселённый (‘плотно населенный’): Лестница густонаселённого дома всегда была полна запахов (Бакл.). Но если вторая часть сложного слова представлена краткой формой, то его следует писать раздельно: Эта часть города густо населена. Во всех других случаях наречие густо пишется отдельно от следующего за ним причастия: пачка больших густо исписанных листов; Ребятишки надели шапки на густо смазанные салом волосы. (Сер.).

Примечание. Сложные наименования цветов с густо в первой части пишутся через дефис: густо-зелёный, густо-фиолетовый,

давно... Пишется слитно только лингвистический термин давнопрошедшее время. Но все толковые словари дают это слово в слитном написании и в значении ‘совершившийся давно, много времени тому назад; очень давний’: Мне лень описывать давнопрошедшие впечатления (Ст.). Однако в общелитературном значении слова с давно следует писать раздельно: В ней замечались следы давнопрошедшего жеманства (Т.); Ежели она [мысль о Наташе] и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего (Л. Т.). В предложении На потолке, по давнопрошедшей моде, был представлен амур (Герц.) следует писать давно прошедшей, так как давно требует самостоятельного ударения, являясь обстоятельством по отношению к причастию.

Все остальные случаи - это словосочетания: был с тобой, Россия,

в твоём давно минувшем, дай и в грядущем мне быть с тобой (В. Ф.).

долго... Пишутся слитно только термины долгоиграющий, долгоживущий: долгоиграющая пластинка, долгоживующие ядра. Во всех остальных случаях наречие долго пишется отдельно от следующего за ним причастия: Вермикулит - это и долго действующие, не смываемые дождём яды для борьбы с сорняками (газ.); Это право должно поощрять писателя на создание долго живущих произведений, а не однодневок (газ.).

дорого... Пишется слитно термин дорогостоящий: дорогостоящие товары. На практике, однако, прилагательное дорогостоящий пишется слитно и в таких сочетаниях, как дорогостоящая работа, дорогостоящее строительство, дорогостоящие забавы и т. п.: Нынешняя политическая кампания будет самой дорогостоящей за всю историю Соединённых Штатов (газ.). В сочетаниях с другими причастиями наречие дорого всегда пишется раздельно: дорого заплативший, дорого стоивший, дорого оценённый, дорого продающий и др.

легко... Пишутся слитно только термины: легкораненый, легкоподвижный, легкобронированный, легковоспламеняющийся, легковооружённый и др. Не в терминологическом значении легко пишется отдельно от стоящего после него причастия; ср.: палата легкораненых - легко раненный в руку; а также: легко уязвимый, легко объяснимый, легко усвояемый, легко читаемый.

Пр имечание. Прилагательные типы легкомысленный, легкоатлетический, образованные на базе согласованных сочетаний (ср.: лёгкая мысль, лёгкая атлетика), всегда пишутся слитно (см. выше).

мало... Многочисленные сложные прилагательные этой группы пишутся слитно: малознакомый, малоприспособленный, малоинтересный, малообитаемый, малоизвестный, малопригодный, малопристойный, малоприятный, малодостоверный, маловероятный, малоподвижный, малоисследованный, малоизученный, малозначащий и др. Вторая часть подобных образований чаще всего представлена прилагательным, реже причастием. В языке, однако, существуют и похожие словосочетания: мало знакомый, мало приспособленный, мало интересный, мало обитаемый, мало известный, мало пригодный, мало пристойный, мало приятный, мало достоверный, мало вероятный, мало подвижный, мало исследованный, мало изученный, мало значащий. Сложные слова с мало в первой части и похожие словосочетания различаются по смыслу.

В словосочетаниях мало является наречием, имеет значение ‘немного, недостаточно’, как член предложения - самостоятельно (отвечает на вопрос «в какой мере и степени?»), произносится как отдельное слово с отчетливым ударением: Что же и кому хотел доказать писатель, рассказывая о мало интересных и не особенно характерных людях... (Бл.); ...Детская литература того времени представляла собой необитаемый или во всяком случае мало обитаемый остров (Марш.).

В качестве первой части сложных прилагательных мало имеет значение частицы не: Если ты по ошибке похвалил малохудожественное произведение, все поймут, что ты ничего не понимаешь, если для тебя и такая дрянь- шедевр (А. К.); Картина была объявлена бесталанной, неинтересной, малохудожественной (газ.).

Пр имечание. Довольно часто сложные прилагательные с мало в первой части используются в качестве эвфемизмов - заменяют слова, неудобные или грубые для определенной ситуации: Обстановка в коллективе создалась, мягко выражаясь, малоприятная (газ.).

Таким образом, если мало имеет значение ‘не’, то оно пишется слитно с прилагательным или причастием, которое следует за ним. Если же мало выражает значение ‘немного, недостаточно’, то оно является наречием и пишется отдельно. Сформулированное правило требует некоторых уточнений.

1) Мало в качестве первой части сложного слова соединяется не со всеми причастиями. Это обстоятельство не всегда учитывается, что и приводит к ошибочным написаниям. Например, в предложении Сам Михаил Леонидович виделся мне человеком малоуспевшим на инженерном поприще (газ.) следует писать мало успевшим: при причастии успевшим слово мало может быть только наречием.

2) Мало пишется слитно только с одиночными полными формами причастия, т. е. только в этом случае мало может иметь значение ‘не’ (раздельное написание тоже возможно, если мало имеет значение ‘немного, недостаточно’). Если же причастие" имеет пояснительные слова или же представлено в краткой форме, то с мало оно пишется всегда раздельно. Ср.: Малоосведомлённый читатель не поймёт этого-‘неосведомленный читатель, некомпетентный читатель’, однако возможно и Мало осведомлённый читатель не поймёт этого, если необходимо выразить значение ‘недостаточно осведомленный читатель’; Читатель, даже мало осведомлённый о жизни современной деревни, прочитав это, будет удивлён - причастие с пояснительными словами, мало имеет значение ‘недостаточно’; Но Пронин готов был ему верить, потому что люди, выполняющие обязанности «почтовых ящиковъ, обычно бывают мало осведомлены о делах, в которых принимают участие (Ов.) - мало с краткой формой причастия; В советское время стали очень продуктивны некоторые способы образования слов, мало распространённые до Октябрьской революции - причастие с пояснительными словами, поэтому мало пишется отдельно. Мало пишется отдельно от следующего за ним причастия и в том случае, если перед мало стоит наречие степени: очень мало изученная проблема, сравнительно мало исследованный вопрос.

3) Если после мало следует прилагательное (в полной или краткой форме, одиночное или с пояснительными словами), то слитное или раздельное написание определяется смыслом предложения: Нет, в редакции отказываются от него. Малокультурен, пишет с ошибками (К.) -■ ‘некультурен’; Грубость Кутузова Клим принимал как простодушие человека мало культурного (М. Г.) - ‘недостаточно культурного’; В качестве друга я журил его... зачем он так мало культурен (Ч.) - наречие так усиливает значение наречия мало; Вчера неизвестные или мало известные люди сегодня завоёвывали признание и любовь миллионов людей (газ.) - ‘неизвестные или недостаточно известные’; Моя попытка применить его методы... показалась мне самому надуманной и малоинтересной- ‘надуманной и неинтересной’; Однако не случайно автор задавал вопрос: «Л много ли мы знаем о писателе?» - Ответ на него был малоутешителен - ‘неутешителен’; Ах, как же! Я теперь чувствую, как я мало образован (Л. Т.) - ‘недостаточно образован’.

Примечания: 1. В печати, к сожалению, далеко не всегда учитывается разница в значениях маю и то, с каким словом (прилагательным или причастием) оно сочетается. Встречается много немотивированных написаний, т. е. таких, которые не вытекают из смысла предложений. Например: Токсикологи сказали, что бутиловый эфир 4-Д всё-таки токсичен. Малотоксичен, но всё-таки токсичен (газ.) - следует писать мало токсичен, так как слитное написание (следовательно, значение ‘нетоксичен’) противоречит утверждению, что эфир токсичен; Пиастров мелькал в домах творческих союзов, и малоосведомлённые творческие люди спрашивали более осведомлённых... (газ.) - следует писать мало осведомлённые, так как в этом же предложении есть словосочетание более осведомлённые, а в целом смысл такой: ‘менее (мало) осведомлённые люди спрашивали более осведомлённых’; Едва вы прочтёте несколько страниц, как вас уже со всех сторон обступает живой, многоцветный и, конечно же, очень маюзнакомый мир (газ.) - следует писать маю знакомый, так как наречие степени очень усиливает значение мало, а не прилагательного (ср.: очень мало интеллигентный человек, очень маю интересная книга).

2. Сложные прилагательные с маю (бывшим наречием) следует отличать от внешне похожих слов типа маловесный, маюсемейный, малотиражный, образованных по модели

Значительную часть русской орфографии занимают правила дефисного, раздельного и слитного написания словоформ. Сложные прилагательные, примеры правописания которых будут приведены в статье, иллюстрируют правила орфографии русского языка.

Сложное слово - что это?

В лексическом арсенале русского языка есть простые слова, состоящие из одного корня, одной основы (синий, юный, красный, осенни й). Если слово состоит из нескольких основ или частей основ, то оно считается сложным. Сложные прилагательные, примеры которых даны ниже в таблицах, состоят из двух корней.

Сложное слово: способы образования

Образуются тремя основными способами: сложение, сращение, аббревиация.

Сложные слова: способы образования
Способ Описание Сложные существительные и сложные прилагательные: примеры
Сложение Морфологический при котором сложное слово образуется путем слияния основ с помощью гласной (соединительная гласная О следует за твердыми согласными, гласная Е - за мягкими). шерстоткацкий, плотоядный, кровеносный, дальнеструйный
Сращение Лексико-синтаксический способ: в сложное сливается целое сочетание слов без соединительных гласных. двухэтажный (из двух этажей), сорокадневный (из сорока дней), сумасшедший (с ума сошедший)
Аббревиация Условно-фонетический способ: сложное слово (существительное) образуется из сочетаний слов, но, в отличие от сращения, соединяются лишь части основ: слоги, буквы. универмаг, зарплата, КамАЗ, НАТО, ЕГЭ

Сложные прилагательные: слитное написание

Правописание сложных прилагательных подчиняется ряду правил орфографии, иллюстрируют их сложные примеры которых даны в таблицах ниже.

При этом сложные прилагательные могут писаться через дефис и слитно или являться частью словосочетания, где прилагательное не часть сложного слова.

Правописание сложных имен прилагательных
Правило Сложные прилагательные: примеры
Слитно
1 При образовании сложного от сложного которое пишется слитно. нефтепровод - нефтепроводный, пароход - пароходный
2 При образовании сложного прилагательного из подчинительного сочетания слов, в том числе из словосочетаний "существительное +прилагательное", называющих географические объекты. горнолыжный - горные лыжи, естественнонаучный - естественные науки, среднесуточный - средний за сутки; лысогорский - ягоднополянский - Ягодная Поляна
3 Если имя прилагательное обозначает научный термин или является специальным словом. чешуйчатокрылые, живородящие, млекопитающие, молочноконсервный, хлебопекарный, геологоразведочный
4 Если первая часть сложного слова следующая: высоко-, выше-, глубоко-, густо-, круто-, крупно-, легко-, мало-, мелко-, много-, низко-, ниже-, остро-, плоско-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, трудно-, тяжело-, узко-, широко- . Если при таких элементах есть пояснительные слова, то написание раздельное. малоизученный (но: мало изученные студентами), трудновыводимый (но: трудно выводимые из организма), широкоизвестный (широко известный за границей)
5 обще-, верхне-, средне-, нижне-, древне-, ранне-, поздне-. общепринятый, среднерусский, нижневолжский, древнеанглийский, раннеспелый, позднескифский

Сложные прилагательные: написание через дефис

Множество пишутся полуслитно. Правила постановки дефиса и сложные слова-прилагательные (примеры) даны в таблице ниже.

Правило Сложные прилагательные через дефис: примеры
Через дефис
1 При образовании сложного имени прилагательного от сложного имени существительного, которое пишется через дефис. северо-западный - северо-запад, социал-демократический - социал-демократия, иссык-кульский - Иссык-Куль (но: заиссыккульский, так как есть приставка)
2 Если прилагательное образовано от двух имен собственных, например, от двух фамилий или имени и фамилии. Исключением являются восточные фамилии. пушкино-гоголевский, лев-толстовский, жюль-верновский (но: джекичанская, хошиминский)
3 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных слов (между ними можно поставить союз и или но ). выпукло-вогнутый, яблочно-сливовый, русско-китайский, экспрессивно-эмоциональный
4 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных, но неоднородных слов. официально-деловой, электронно-вычислительный, сравнительно-исторический
5 Если первая часть сложного слова - это военно-, народно-, массово-, учебно-, научно-. военно-юридический, народно-освободительный, массово-спортивный, учебно-методический, научно-технический
6 Если прилагательное отражает оттенок цвета. серо-зеленый, желто-синий, глубоко-черный
7 Сложные прилагательные-топонимы. Западно-Корейский, Северо-Осетинский, Южно-Уральский

Словосочетание "наречие+прилагательное"

Сложные слова - прилагательные, примеры которых даны выше, бывает трудно отличить от схожих словосочетаний.

Так, морально-этическое - это прилагательное, а морально во спитанный - словосочетание, где к наречию можно задать вопрос: "В каком отношении?"

Правописание сложных прилагательных: примеры из литературы

В произведениях художественной литературы широко используются сложные прилагательные.

Они позволяют точно описать объект, выделить его из окружения; они вносят в текст уникальность. Например, в рассказах И. А. Бунина множество индивидуальных эпитетов - сложных прилагательных: дымчато-лиловая даль, мутно-молочный туман, матово-бледная листва, сизокрылые орлы, нахально-красивая женщина, светло-золотые клены, худощаво-широкоплечий доктор, металлически-звонкие крики и другие.

Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Тема:

Правописание сложных имён прилагательных.

Цель:

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён прилагательных;
  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.

Задачи:

  • Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;
  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;
  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;
  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».

Форма организации познавательной деятельности:

работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество

Оснащение урока:

  • Мультимедиапроектор
  • Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных»

Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).

  • Карточки-задания

Ход урока:

  1. Организация демонстрации обучающимся владения старым способом.
  1. Актуализация знаний:

Послушайте текст:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, - вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, - мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

О каких людях шла речь в тексте?

Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние// перен . Непроницательный, недальновидный)

Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький , т.е. « близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука , люди стали говорить близорукий .

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – (курносый)
  • Голубые глаза – (голубоглазый)
  • Широкие плечи – (широкоплечий)
  • Красные щеки – (краснощекий)
  • Радуется жизни – (жизнерадостный)
  • Любит себя – (самолюбивый)

Что объединяет все эти слова? (способ образования )

  1. Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения

Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.

  1. Организация изучения учебного материала

Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

Д.Дидро

Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

Аргументированные высказывания обучающихся.

Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?

Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.

Комментарии обучающихся.

Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?

Найдите в предложениях сложные прилагательные.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение , работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Проверяем (ответы групп)

(Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное)

Пополним знания. У вас задание, на выполнение которого я даю 15 минут.

  1. Работа в группах по изучению материала урока

1 группа

  1. Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных.
  2. Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках:

Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная).

2 группа

Запишите в тетрадь таблицу, заполните её примерами из упражнения 206.

Слитно

  1. от сложных сущ.:

пешеходный
паровозный

  1. из сочетаний слов :

железнодорожный (железная дорога)
древнерусский (древний русский)

  1. в сочетании с наречием :

высокообразованный
быстротечный

Примеры

Раздельно

  1. качество с дополн. оттенком :

кисло-сладкий
горько-соленый

  1. оттенки цвета :

иссиня-черный
молочно-белый
бледно-розовый

  1. однородные прил. (= и, но, не только) :

англо-русский
электронно-вычислительная

  1. первая часть оканчивается на - ико :

физико-математический

3 группа

  1. Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте и запишите случаи слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Сложные прилагательные *** пишутся слитно: белокаменный от белый камень ; вагоноремонтный от ремонт вагонов ;

Сложные прилагательные *** пишутся через дефис:

бархатисто-мохнатый от бархатный и мохнатый .

Сложные прилагательные, обозначающие *** пишутся через дефис.

головокружительный
громкоголосый
дальневосточный
добродушный
железнодорожный
кареглазый
кофеварочный
лесозащитный
низкосортный
перочинный
правоохранительный
пятиконечный
светлоликий
свободолюбивый
семилетний
снегоуборочный
среднеазиатский
темнокожий
теплолюбивый
трёхметровый
узколицый
черноволосый
черноглазый

безнадёжно-печальный
берёзово-осиновый
беспечно-весёлый
бумажно-картонный
варёно-копчёный
вертолётно-десантный
весенне-летний
взлётно-посадочный
воздушно-десантный
глинисто-песчаный
горько-сладкий
дворцово-парковый
документально-исторический
жеманно-капризный
журнально-газетный
кисло-сладкий
лечебно-физкультурный
осенне-зимний
песенно-танцевальный
пышно-зелёный
робко-доверчивый
солоновато-горький

блёкло-лиловый
голубовато-серый
дымчато-синий
золотисто-жёлтый
золотисто-коричневый
изумрудно-зелёный
иссиня-белый
кораллово-красный
кроваво-красный
матово-белый
небесно-голубой
нежно-зелёный
оливково-жёлтый
оранжево-жёлтый
светло-бежевый
серебристо-белый
серо-буро-малиновый
серо-коричневый
сине-зелёный
тёмно-лиловый
фиолетово-чёрный
ярко-жёлтый

  1. Составьте собственную характеристику (опишите свой характер, темперамент, интересы и т.д.) максимально используя сложные прилагательные из таблицы.

Проверим, что у вас получилось в ходе работы.

1 группа - связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с примерами. 3 группа – объясняет примеры, отработанные самостоятельно, демонстрируя сферу применения сложных прилагательных.

  1. Организация самооценивания, обобщение изученного

Практическое применение учебного материала

На выполнение следующих заданий вам даётся по три минуты. На столах конверты, а в них одинаковые задания. Вы подходите к столу, вынимаете из конверта один лист с заданием и выполняете его. По сигналу переходите к следующему столу и также работаете в команде (игра «Знатоки» ).

Задание № 1 группе. У многих сложных прилагательных первая часть образуется словами: высоко, глубоко, узко, мелко и т.д. Образуйте сложные прилагательные, продолжив ряды (можно воспользоваться словарём).

Высоко-: высоковитаминный;

Глубоко-: глубокоуважаемый;

Мелко-: мелкозернистый;

Узко-: узкоспециальный;

Много-: многоотраслевой;

Толсто-: толстоногий;

Густо-: густонаселённый;

Крупно-: крупнопанельный;

Круто-: крутоизогнутый;

Остро-: остродефицитный;

Чисто-: чистошерстяной;

Выше-: вышеуказанный;

Ниже-: нижеподписавшийся.

Задание № 2 группе. Тест.

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман

2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ

4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский

6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

D) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты

10. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

С) Вечнозелёное растение

D) Труд землекопа

Е) Семимиллионный житель

Задание № 3 группе. Игра «Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Был прикрастный июлский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ранего утра небо ясно; утреняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотистосерых, с нежными белыми краями.

Цвет небосклона, лёхкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает землиделец для уборки хлеба...

Ребята должны исправить: прекрасный июльский, раннего, утренняя, золотисто-серых, лёгких, бледно-лиловый, земледелец.

Подведение итога работы.

Тем временем обучающиеся дополняют таблицу условиями написания сложных прилагательных, о которых узнал и на уроке.

Объявление результатов.

  1. Домашнее задание

Выучить материал сегодняшнего урока.

По выбору :

Составить словарный диктант (20 слов).

Подготовить презентацию к теме урока.

Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные.


СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

АВТО

РАДИО

БИО

1. От сложных существительных:

АВИА

ФОТО

ЗОО

ПЕШ Е ХОДНЫЙ; ПАР О ВОЗНЫЙ

АЭРО

МЕТЕО

АГРО

2. Из сочетаний слов:

ВЕЛО

СТЕРЕО

НЕО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)

ДРЕВНЕРУССКИЙ (ДРЕВНИЙ РУССКИЙ)

МОНО

ЭЛЕКТРО

МИКРО

КИНО

ГИДРО

МАКРО

Сложносокращенные слова с первой глагольной частью на –И:

3. В сочетании с наречием:

ГОРИЦВЕТ, СОРВИГОЛОВА

исключение: ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ

ВЫСОКО ОБРАЗОВАННЫЙ;

БЫСТРО ТЕЧНЫЙ

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Сложные названия, термины:

1 . Качество с дополнительным оттенком:

ДИНАМО-МАШИНА,

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

КИСЛО-СЛАДКИЙ;

ГОРЬКО-СОЛЕНЫЙ

2. Составные названия политических партий и направлений:

2 . Однородные прилагательные (и,но,не только ):

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ

АНГЛО-РУССКИЙ;

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ

3. Сложные единицы измерения:

3. Оттенки цвета:

ГРАММ-КАЛОРИЯ,

ТОННО-КИЛОМЕТР

ИССИНЯ-ЧЕРНЫЙ; МОЛОЧНО-БЕЛЫЙ

4. Первая часть оканчивается на –ико:

ФИЗ ИКО -МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

1.Газ...фикация, агр...промышленный, общественно (политическая), (общественно) полезный, (лиро) эпический, тысяч...летний, электростанция, сорок...кило метровый, сорок...ножка, (пол) километра, (пол) озера, (полу) тьма, (полу) кеды, (время) исчисление, (вице) президент, (выставка) продажа, (двухсот) (пяти) (десяти) летие, (ред) коллегия, (Ростов) (на) Дону, (школа) интернат, (блок) схема, (жар) птица.

2. (Дальне) восточный, (взаимо) выгодный, (военно) обязанный, (выше) указанный, (военно) полевой, (народно) хозяйственный, (зимо) стойкий, (траги) комедия, Комсомольск (на) Амуре, (мясо) молочный, (электро) снабжение, (высоко) идейный, (бледно) лиловый, (полу) финал, (научно) исследовательский, (чисто) шерстяной, (искренне) преданный, (пятнадцати) летний, (англо) русский, (жаро) понижающий.

3. (Горно) лыжный, (жизне) радостный, (много) миллионный, (глубоко) уважаемый, (чисто) русский, (тяжело) больной, (гоголь) моголь, (верти) хвостка, (весенне) полевой, (вице) консул, (водо) очистительный, (время) препровождение, (борт) проводник, иван (да) марья, (ясно) видящий, (всемирно) известный, (низко) поклонник, (иссиня) черный, (высоко) образованный, (пресс) конференция.

Проверьте себя

1. Укажите слово, которое пишется через дефис.

А) Наш спектакль, по()моему, всем понравился.

В) Биология, по()мнению моих одноклассников, мало кому пригодится.

С) Поступайте по()своему усмотрению.

D) Я, право()же, не хотел никого обидеть.

2. Укажите сложные слова со слитным написанием:

    мелко)калиберный, (бело)каменный, (полу)тьма, (высоко)образованный

    (профессорско)преподавательский, (чисто)русский, (северо)западный

    военно(полевой), (мясо)молочный, (иссиня)черный, (англо)русский

3. Укажите сложные слова с написанием через дефис:

    (пол)озера, школа(интернат), жар(птица), пресс(конференция)

    (всемирно)известный, (чисто)русский, (общественно)полезный

    (зимо)стойкий, (чисто)шерстяной, (полу)тьма, (высоко)образованный

    (дальне)восточный, (взаимо)выгодный,(выше)указанный

4. Укажите слово, которое пишется через дефис.

А) У меня диплом инженера()строителя

В) В XVIII веке мореплавателей манили не()открытые острова

С) На площади не расцвели (пол)газона роз

D) В залив входил (ледо)ход

Глоссарий

По-русски

Қазақша

In English

Бейбіт, тату

Миротворец

Бейбітшіл

Разрешение

Рұқсат, рұқсат қағаз

Саясаткер, саясатшы

Общественность

1) көпшілік; 2) әлеумет

Публичный

Бұқаралық; ашық

Общественные явления

Қоғам құбылыстары

Public phenomena

Почтенный, почтенный человек

Абыройлы; қария

Respectable, respectable person

Почтительный

Насыщенный

Қанық, қою

Задание на СРС:

Задание на СРСП:

Литература

    Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

    Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.- М.: «Русский язык». Курсы, 2006. - 336 с.

    Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 240 с.

    Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

    Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 224 с.

    Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

    Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

    Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

    Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

    Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз. Курсы, 2007. - 192 с.

    Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. -

2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Б ГУ, 2007. - 470 с.

    Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

    Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с.

    Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие/ Вавилова Е.Н., Курикова Н.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009.- 125 с.

    Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ отв.ред. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А. – 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

    Чешко Л.А., Русский язык для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие.2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2011.-333 с.

Восстановите начальные реплики диалогов на основе ответных реплик.

1. - __________________________

    Я советую тебе поехать в Крым. Там прекрасные санатории, дома отдыха, море, горы, фрукты. Думаю, что там ты сможешь прекрасно отдохнуть.

2. - __________________________

    Мне трудно тебе что-либо посоветовать. Это не моя специ­альность.

Явный - явственный 136

1) такой, который открыто выражен, высказан, который известен, виден всем 136

2) такой, который очевиден, ясен для всех, понятен всем: 136

явственная борьба, необходимость, нужда, примета... 137

явственное желание, ощущение, противоречие, стремление, удовольствие 137

СТИХИ ДЛЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 219

Молитва 225

Фотографии друзей 226

Грузинская песня 227

Вершина 230

В 1877 году Александр поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил в 1882 году и получил приглашение остаться преподавать на кафедре физики. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он стал работать преподавателем физики, математики и электротехники в Минном офицерском классе в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В 1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. В этот период всё своё свободное время Попов посвящает физическим опытам, главным образом, изучению электромагнитных колебаний. 242

С 1901 года Попов - профессор физики Электротехнического института императора Александра III. Также Попов был Почётным инженером-электриком (1899) и почётным членом Русского технического общества (1901). 243

В 1905 году учёный Совет института избрал А. С. Попова ректором. 243

Текст по специальности «Связь» 243

20. Александр Белл 243

Александр Белл – американский ученый, изобретатель и бизнесмен, основоположник телефонии. 243

Телефон, самое знаменитое из изобретений Белла, сделал его богатым. Но большая часть научных трудов и изобретений Белла была посвящена усовершенствованию средств общения для глухонемых. Он читал лекции и занимался с глухонемыми учениками, многих из которых научил говорить… 243

Александр Белл родился 3 марта 1847 года в шотландском городе Эдинбурге. В 13 лет Белл окончил Королевскую школу в Эдинбурге. А в 16 лет получил должность учителя красноречия и музыки в Академии Уэстон-Хауз. Еще в Шотландии Белл начал интересоваться возможностью передачи сигнала по каналам электросвязи. 243

В 1876 году он получил патент, описывающий «метод и аппарат для передачи речи и других звуков по телеграфу… с помощью электрических волн». Фактически речь шла о телефоне. 243

В 1877 году он вместе с двумя партнерами основал компанию «Белл телефон», а год спустя представил работу первого телефонного коммутатора. 243

Белл скончался 2 августа 1922 года в своём поместье близ города Баддек. После его смерти все телефоны Соединённых Штатов были отключены на минуту молчания в честь памяти Белла. 243

Можете ли вы рассказать о творениях природы, глядя на которые кажется, что их создал человек, а не стихия? Придумайте и разыграйте диалоги, в которых мож­но использовать пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услы­шать»

1. Ваш друг не знает, как и где провести летние каникулы. Вы советуете ему поехать в горы. Но он не соглашается с вашим советом.

2. У вас скоро отпуск. Обратитесь к своему другу за советом и узнайте у него, куда вам лучше поехать.

По мере того как усложняется наука и техника и расширяется область их применения, всё более усиливается и опасность их воздействия на природу, на организм человека. Од­на из этих опасностей состоит в том, что уровень шума в городах непрерывно повышается. По данным специалистов, в крупных городах он ежегодно увеличивается на один процент. Шум ока­зывает разрушительное воздействие на наше здоровье и на всю окружающую среду.

Длитель­ное интенсивное воздействие шума на человека ослабляет его нерв­ную систему. От шума сосуды головного мозга сужаются, что вы­зывает головную боль. Шум может ускорить развитие некоторых болезней. У человека от длительного воздействия шума понижа­ется слух и даже ухудшается зрение.

Ещё в прошлом столетии выдающийся учёный Роберт Кох предсказал, что когда-нибудь человечество вынуждено будет бо­роться с шумом так же решительно, как оно боролось с чумой и холерой. Это время уже наступило.

В некоторых городах для снижения уровня шума удачно ис­пользуют рельеф местности; автомобильные магистрали прокла­дываются по дну городских оврагов. Во многих городах строи­тельство новых заводов и фабрик осуществляется за чертой горо­да; туда же постепенно переносятся и старые заводы. Это в значи­тельной мере уменьшает шум на городских улицах.

Поиски путей борьбы с шумом продолжаются непрерывно. Снизить уровень шума, уменьшить его вредное влияние на чело­века - значит, в конечном итоге, укрепить здоровье человека, улучшить условия его жизни, увеличить её продолжительность.

(По материалам периодической печати)

Обеспокоить, обозлить - _______________________________

Отрицательная черта - _______________________________

Переполненность -_______________________________

Ненавистный - _______________________________

Достоинство- _______________________________

Чувствовать беспокойство - _______________________________

Остановиться и стоять не по своей воле –_______________________________

Подталкивать сзади -_______________________________

Транспортная проблема:

Криминальная ситуация:

Социальные проблемы:

Экологические проблемы:

Грамматический комментарий

III. Имена прилагательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой .

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-трете й, сам-пят, сама-пята .



Похожие статьи