Мотивация к изучению английского языка. Как мотивировать себя учить английский: советы наших преподавателей

24.09.2019

Ребёнка можно заинтересовать иностранным языком, но поддерживать в нём живой интерес к его изучению удаётся единицам. Но откуда-то же берутся дети, сдающие международные экзамены на высшие баллы и учащиеся за границей. И рецепт их успеха, как правило, лежит глубже, чем подготовка в хорошей языковой школе или выбор правильного репетитора. Главное - мотивация, простой и ясный ответ на вопрос «зачем». Как мотивировать ребёнка к изучению английского языка, рассказывает руководитель учебного центра MAXIMUM Михаил Мягков.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Когда у ребёнка появляется мотивация к изучению языка

Самостоятельный и взвешенный ответ на вопрос «Зачем учить английский язык?» современный молодой человек может сформировать уже в возрасте 16 лет. Это этап 10-11 класса школы, когда принимается решение о поступлении в вуз и, вероятно, формируется представление о дальнейшем жизненном пути. У большинства момент «осознания» происходит уже в студенческие годы. Тогда появляется возможность уехать на зарубежные стажировки, продолжить учёбу в другой стране или просто путешествовать по миру независимо от родителей.

Момент «осознания» обычно наступает, когда остаётся совсем немного времени до решающего этапа - например, сдачи экзамена

И не всегда школьник или студент готов вывести свои знания английского языка на нужный уровень в сжатые сроки. Казалось бы, именно для того, чтобы избежать таких ситуаций, и существуют родители, которые ещё с первого класса повторяют ребёнку: «Учи английский, в жизни пригодится». Но несмотря на внушения мам и пап, мы всё равно наблюдаем, что в 80% случаев изучения языка происходит в авральном режиме.

Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку выучить английский до окончания школы

Основу изучения любого языка составляет мотивация, а с ней, как известно, есть сложности. Особенно часто приходится слышать недоуменные вопросы школьников: «Нет, ну зачем мне английский? Это пустая трата времени, я никуда из страны переезжать не собираюсь. И вообще, когда надо будет, тогда и выучу». Такие установки, как правило, идут из школы. Нехаризматичный и не умеющий заинтересовать в предмете учитель, скучная программа с перекосом в сторону сухой теории. Апатичные и не слишком амбициозные одноклассники.

К тому же вплоть до 13-14 лет мы не задумываемся всерьёз о том, что учим язык. До этого возраста изучение - вопрос автоматизма. Простого выполнения заданий по предмету, к которому либо добавляется, либо не добавляется интерес.

Если в школе интерес и уж тем более любовь к языку не прививают, это становится первостепенной задачей родителей

В шесть, 10 и даже 13 лет ребёнок не думает о том, что английский нужен ему для того, чтобы потом, через каких-то 15-20 лет, он смог работать где-то в Нью-Йорке или Лондоне и зарабатывать много денег. В этом возрасте здесь и сейчас ребёнку нужно всего-навсего получать удовольствие от того, что он делает. А это он может сделать при наличии трёх условий:

1. Когда звучание языка не вызывает неприятных ощущений

2. Когда изучение языка имеет понятное для ребёнка значение

3. Когда он может самостоятельно убедиться в этом на практике

Как понять, что изучение языка в школе проходит неэффективно

Первое, что стоит сделать родителям, - посмотреть на то, как преподаётся английский в школе, и понять, что получает ребёнок от этих занятий уже сейчас. Второй шаг - найти способ показать ему, что английский язык - это не просто очередной школьный предмет, но важный навык, который делает жизнь лучше.

Если школьная система преподавания не отвечает требованиям родителей в полной мере, не обязательно сразу искать другое образовательное учреждение

Если хотя бы один из родителей говорит по-английски, стоит этим воспользоваться и компенсировать пробелы, образовавшиеся при изучении языка в рамках школьного подхода.

Преподаватели учебного центра MAXIMUM по опыту работы с учениками выделяют несколько признаков, указывающих на это. При наличии сразу нескольких из них стоит серьёзно задуматься о качестве языковой подготовки у конкретного преподавателя или в конкретной школе:

1. Языку отводится меньше четырёх часов в неделю

2. В тетради ученика только грамматические таблицы и словарик (нет самостоятельно написанных текстов)

3. В домашнем задании нет пересказа

4. Отсутствие творческих заданий: составление диалога, написание эссе/рассказа, литературный перевод стихотворения или отрывка, постановка сценок, проведение ролевых игр и так далее

5. Ученик жалуется на скучный урок, где преподаватель не даёт ему слова

Всё это - признаки явного перекоса учебной программы в сторону грамматики и сухого теоретического материала, который дети вплоть до девятого класса практически не усваивают.

Фото: iStockphoto / spaxiax

Как мотивировать к изучению языка через культуру

Большинство мультфильмов, сериалов и фильмов, которые смотрит ребёнок, есть на английском языке. Не заставляйте, а предложите смотреть их в оригинале с английскими субтитрами. Попробуйте начать смотреть что-то вместе, чтобы дать ребёнку втянуться в процесс.

Зарубежные фильмы с русским дубляжом появляются в прокате позже, чем оригинальная версия. Зная английский язык, можно не растягивать ожидание

Такая же логика работает с книгами. Сейчас есть возможность приобрести любую книжную новинку в зарубежных магазинах с доставкой в вашем городе.
У ребёнка возник какой-то вопрос, на который вы не знаете ответ? Вы в любом случае будете искать его в интернете. Но почему бы не сделать это вместе в английском Google. Если это, конечно, не что-то очень сложное, требующее знаний научной лексики. В следующий раз ребёнок сделает это сам, когда придётся искать материал для доклада в школе или узнать больше о новой компьютерной игре. Так он поймёт, что, зная английский язык, он может учиться у всего мира.

Фото: iStockphoto / Daviles

Ненароком спросите у ребёнка, знает ли он перевод песен, которые так часто звучат в его наушниках или колонках, и может ли он спеть их в оригинале.

Даже если не сразу, эта мысль всё равно закрепится в голове у ребёнка, и вскоре из чистого любопытства он начнёт переводить новые слова в песнях, изучая тем самым новую разговорную лексику.

В поездке за границу отправьте ребёнка одного в ближайший магазин, например, за водой. Если боитесь отпускать его одного, сходите в магазин вместе, но попросите его самостоятельно оплатить товар на кассе.

Как убедить, что изучение языка - это интересно

В любом классе школы можно привить любовь к чтению на английском языке. Идеально подойдёт серия книг «Английский клуб» издательства Айрис-Пресс, которые часто задают на летнее чтение. Книги разбиты на уровни, к каждой главе есть словарик и задания. Родители обязательно должны попросить ребёнка пересказать прочитанное на английском языке, а ещё лучше - обсудить содержание вместе.

Чтение адаптированной литературы отбивает страх встретить новое слово и не понять содержание. Оно развивает привычку читать на языке

При правильном подходе к изучению уже через пару лет, а может, и месяцев, ребёнок начнёт читать книжки в оригинале.

Пойдите дальше - пусть ребёнок попробует сочинить свой рассказ или стихотворение на английском языке. Сначала попробуйте сделать это вместе, помогайте ему с идеями, но лексику и грамматику пусть он определяет сам. Поощряйте творчество.

Фото: iStockphoto / Oko_SwanOmurphy

О значимости грамматических правил

Сегодня, когда английский язык используется по всему миру, многие люди, в числе которых, к сожалению, немало преподавателей, перестали делать акцент на грамотности. Очень часто мы слышим: «Главное - донести свою мысль до собеседника, неважно, сделаешь ты при этом ошибку или нет». Такой подход имеет право на существование, пусть и весьма спорное.

Но не забывайте напоминать своему ребёнку простые вещи. Разве ему самому захотелось бы разговаривать с человеком, который делает ошибки вроде: «Вчера я иду к Кате, которая устроили вечеринка». Такие напоминания помогут осознать значимость грамматических правил. И тогда изучение языка пойдёт по новому, более осмысленному, а значит, и лёгкому пути.

НАШИ УЧЕНИКИ

Быстро выучить английский

Как лучше учить английский?

Преодолеть языковой барьер английского языка

Английский индивидуально
Какие ассоциации вызывает у вас «индивидуальное обучение английскому языку»? Как показывают опросы, под индивидуальным обучением в 97% случаев понимаются индивидуальные занятия с преподавателем. Тождественны ли индивидуальные занятия по-настоящему индивидуальному обучению? …

Английский для начинающих.

Способности к английскому языку и как их развивать

Память и изучение английского языка

Проблемы изучения английского языка

Результат при изучении иностранного языка - что это?

Что нам нужно - иностранный язык или иностранная речь?

Учит нас языковой опыт, а не словарь!

Определение и таблица уровня владения английским.

Курсы английского языка в CLP

Почему важно иметь хорошее английское произношение

Изучение иностранных языков по методу CLP

Иностранные языки для туристов.

Упражнения для развития способностей к языкам

Один из самых важных вопросов для человека, занимающегося изучением английского языка — это как поддерживать свою мотивацию к английскому на должном уровне? Без должной мотивации невозможно пройти обучение от начала до конца.

Как определить мотивацию к английскому языку

Итак, что же делать людям, которым английский нужен, а вот изучать его не хочется? (Мотивация отсутствует.)

Искать ключик к самому себе, с помощью которого Вам удалось бы раскрыть в себе способности и желание к овладению английским! Это не так страшно, мы Вам поможем. (Мотвацию к изучению английского можно найти и усилить.)

Давайте сначала подумаем, в чём может заключаться причина Вашего активного или пассивного нежелания заниматься английским? Под активным нежеланием будем понимать чувство вплоть до отвращения к английскому языку, а под пассивным – бытовую лень и то, что за ней прячется.

В послевоенные годы в Советском Союзе у многих людей было чувство глубокой неприязни к немецкому. Оно протянулось во времени и дальше, на следующие поколения, которые выросли на фильмах о войне. Постепенно это отношение менялось, более того, что в советской идеологии никогда не было отрицательной установки к немецкому народу и его культуре. И все же, это – яркий пример культурного языкового барьера, носившего массовый характер.

Как можно избавиться от неприязни к какому-то конкретному языку? Для начала надо подумать, что на этом иностранном языке сделано хорошего, интересного и приятного лично Вам. В любом случае в нем чрезвычайно важно искать и находить личные побудительные мотивы, а не абстрактные и общечеловеческие, хотя и они ценны.

Другой пример активного барьера, нежелания учить английский язык встречается тогда, когда Вам не повезло с преподавателем английского ещё в школе. Вас убедили в отсутствии способностей, замучили нудными заданиями, приучили ощущать себя троечником или двоечником. Ничего удивительного, что теперь Вам вообще никакой язык учить не хочется, хоть под дулом пистолета! Это пример школьного барьера, также являющегося очень распространенным отрицательным посылом к английскому или его изучению, даже если в школе Вас мучили совсем другим языком, нежели тем, что нужен Вам теперь.

Простая правда, что никто из нас не любит заниматься тем, что у него не получается, к чему «нет способностей». Всем приятно делать то, что удаётся! Выражаясь научным языком, даёт положительную обратную связь.

Первый шаг, который необходимо сделать для преодоления такого вида барьера, заключается, чтобы задать себе вопрос: а что у меня получалось изучать хорошо? Не может же быть, чтобы ничего не получалось! Если, например, Вам хорошо давались точные или естественные науки, подумайте, как можно было бы расширить свой кругозор, говоря на немецком и английском языках. Или ещё приземлённее: сколько полезной информации написано на этом языке! При таком подходе язык становится не целью, а средством, а это кардинально меняет Ваше отношение к нему. Это определяет мотивацию и доводит интенцию хотя бы до нейтрального уровня вместо отрицательного.

Как справиться с памятью о том, что у Вас «нет способностей»? Это, действительно, сложнее, особенно если слышали Вы такие слова в детстве, и они были связаны с целым букетом отрицательных эмоций… Но при желании и такое преодолимо. Просто нужно время, спокойный и доброжелательный настрой, грамотная работа специалистов.

Лень – это совсем другая история. Бороться с ленью трудно, но возможно. Сразу оговоримся: пытаться решить проблему собственной лени и поднять мотивацию за счёт других – нереально! За счёт преподавателя, который будет Вас дисциплинировать, за счёт других учащихся группы, перед которыми будет стыдно, Вы свою лень не поборете и мотивацию не усилите. Потому что управу на преподавателя Ваша лень непременно найдёт: Вы же платите деньги, Вы и музыку заказываете. Товарищи по группе являются для Вас совершенно посторонними людьми, и по большому счёту, Вам совершенно всё равно, что они о Вас думают. Так что, разбираться придётся с собой самому. Подсказка, что за ленью обычно скрывается невнятность цели (то есть, непроработанная мотивация!), либо недостаток энергии. Возможно, в Вашей жизни есть сейчас совсем другие важные вещи, помимо английского, и оттого сил на него уже не хватает. Это рабочая ситуация, и остаётся только подождать, когда обстоятельства изменятся таким образом, что английский язык займёт достойное место в числе Ваших предпочтений.

В любом случае, над прояснением своих целей и желаний – мотивации и интенции – можно научиться работать.

Задание 1.
Возьмите лист бумаги и ответьте самому себе честно на следующие вопросы:
— Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык чтобы (варианты ответов):

Получить на порядок выше оплачиваемую работу;
поменять место жительства;
найти супруга за границей;
свободно путешествовать по миру – любые варианты.

Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой иностранный, потому что:
владение английским соответствует моим представлениям об образованном человеке;
поднимает самооценку;
открывает новые возможности, о которых я пока не догадываюсь; приобщает меня к очень важному; тренирует мой мозг… И так далее: не спешите, подумайте. Вы найдёте очень интересные и, возможно, даже неожиданные для себя ответы.

Мне нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой потому, что (помните у Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»? А в более поздние годы бытовала шутка: «Английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон»):
на этом языке разговаривают люди, с которыми мне интересно общаться;
мне нравятся фильмы, которые снимают на этом языке, и я хочу смотреть их в оригинале;
я буду чувствовать себя комфортно в стране, которую собираюсь посетить…

Чем более личные, близкие для себя ответы Вы найдёте, тем выше будет успешность овладения английским. Собственная вовлечённость в иностранный играет гораздо большую роль, чем предыдущий опыт его изучения.

Как поддержать мотивацию к английскому

Для этого, прежде всего, следует признать факт: мотивация не может в течение длительного времени находиться на постоянном, одинаковом уровне. Её состояние волнообразно, и зависит от ряда внешних и внутренних факторов. Но существуют также и общие рекомендации:
на стадиях подъёма необходимо «аккумулировать» энергию мотивации;
на стадиях спада – поддерживать процесс, чтобы он не затухал вовсе.

Как аккумулировать? Заниматься английским языком больше, разнообразнее, одним словом, не сдерживать порывы, идущие от души. Расширять границы использования языка: читать, смотреть, слушать, петь песни на этом языке (помимо того учебного материала, который вы задействуете в качестве стержневого).

Как поддерживать? Брать на себя минимальные обязательства, которые вы непременно сможете исполнить. Основная ошибка благих намерений, кончающихся ничем, заключается, что человек берёт на себя слишком много обязательств, намного больше, чем может в реальности выполнить. И в итоге бросает всё. Поэтому на стадии спада особенно важно определить для себя обязательный минимум (который со временем будет расти совершенно естественным путём). Скажем, 10 минут на английский язык, но – ежедневно.

Таким образом, произойдёт некое выравнивание кривой.

Есть и другой вариант, правда, менее продуктивный – держать волевым усилием мотивацию на определённом уровне. Этот вариант в состоянии сработать на короткой дистанции, в режиме интенсива, но на длинной дистанции вы получите обратный эффект:
в определённый момент палка ударит другим концом, и вместо желания заниматься вы получите с трудом преодолимое отвращение.

Резюмируя то, что уже было сказано о мотивации, обозначим узловые пункты:
нахождение языка в десятке приоритетов на данном жизненном отрезке;
наличие личного интереса. Нет интереса – найдите его (см. предыдущий выпуск);
сбалансированность мотивации и интенции;
самодисциплина.

Последний пункт открывает, а точнее — продолжает начатую ранее тему, какие личностные особенности играют роль при изучении языков.

Самое главное, что вы должны для себя понять в вопросе о мотивации: нужно действовать. Если вы будете сидеть и ждать, размышляя и терзаясь сомнениями: «А понадобится мне английский язык в ближайшее время? А вдруг не сложится, и я не поеду на эту стажировку (командировку, учёбу и т.д.),» то действительно не сложится. Или сложится, но без вас.

Мотивация к английскому — необходимость или желание

Лучшая мотивация – это результат. И лучший способ отбить всякое желание учиться – это систематически получать отрицательный результат своих усилий. Отрицательный результат может быть вызван следующими наиболее распространёнными причинами:
Вы не знаете толком, что именно хотите получить, поэтому никакой результат не кажется вам удовлетворительным.
Ваше обучение не соответствует задачам, которые вы на самом деле перед собой ставите.
Вы не прикладываете сами никаких практических усилий/намерений/желаний, чтобы получить результат.
Над вами довлеют психологические языковые барьеры.

Чтобы представлять себе наиболее конкретно, (а значит, достигать этого!), что именно вам надо от иностранного, в какой-то момент нужно начинать им пользоваться. Пока вы не начнёте практиковаться, вы можете питать любые иллюзии, и все они будут оторваны от реальности. Пока вы не начали на языке общаться, читать, писать, слушать, смотреть, вы просто не в состоянии себе представить, чего же на самом деле вам не хватает для полного счастья в этом вопросе.

Почему собственное желание и личная вовлечённость работают лучше, чем внешнее принуждение? Есть определённый физиологический механизм, который в первом случае включает приток энергии к системе, а во втором случае – нет. Речь идёт о той биологической энергии, которая движет деятельностью всего нашего организма. Эта система «электростанций» организма работают по определённым законам. Они запрограммированы таким образом, что желание, вдохновение, любовь включают систему, и энергия направляется в требуемом направлении. Включить систему волевым усилием нельзя: можно лишь научиться включать желание, которое, в свою очередь, запустит генераторы на требуемую мощность.

Вот это в двух словах о психо-физиологических основах понятий мотивации и интенции. Мотивация=надо, интенция=хочу, и задача найти необходимый баланс между ними.
Желание без регулярного волевого усилия, к сожалению, долго не продержится. Поэтому возникает необходимость постоянно искать и поддерживать у себя равновесное сочетание этих векторов – «надо» и «хочу»!

С одной стороны, в любом деле необходима дисциплина, чтобы довести начатое до конца. С другой стороны, дисциплина без желания похожа на самобичевание: практический выхлоп от подобной деятельности будет стремиться к нулю.

Смотрите, что происходит, когда вы чего-то на самом деле ХОТИТЕ и делаете это с желанием. Вам почти не приходится напрягать силу воли, а значит насиловать себя, заставлять, обязывать. Энергия не уходит на внутреннюю борьбу, борьбу с самим собой, а единым потоком устремляется к намеченной цели. При таком подходе вы всегда получаете удовольствие не только от результата своей деятельности, но и процесса. У вас происходит самоподкрепляемая деятельность: вы более не нуждаетесь, чтобы кто-то вам поставил «пятёрку» и купил мороженое за успешно «сданный» экзамен (кому вы обязаны что-то сдавать, если то, чем вы занимаетесь, что изучаете, приносит радость?).

Совершенно иная ситуация наблюдается в случае, когда вы действуете потому, что НАДО. В данном случае приходится действовать волей, придумывать для себя различные санкции и поощрения, выступать для самого себя одновременно и учеником, и учителем, и строгим, но справедливым родителем. Даёт такая тактика результат? Даёт, но с бОльшими энергозатратами («учитель» борется с «учеником», «родитель» борется с ними обоими, и в результате на учебный процесс в лучшем случае направляется лишь 1/3 той энергии, которая направилась бы туда добровольно). Результат оказывается не только труднодостижим, но и нестоек. Удовольствие в этом случае люди обычно получают не от деятельности как таковой, и даже не от её результата, а от «самопреодоления». Вдумайтесь только в это слово – самопреодоление! Кто преодолевает, и кто, кого надо преодолевать? Вы сами, но в разных ипостасях. Неужели Вы настолько плохи (и кто вам об этом сказал?), что кто-то обязательно должен с вами бороться?..

Как поддерживать самодисциплину, большинство из вас давно и хорошо знает – люди все взрослые.

А как поддерживать в себе желание заниматься английским языком? Главный инструмент здесь для большинства из нас – практика. Общение, чтение, просмотр фильмов и слушание песен на изучаемом языке являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса. Потому что всякий раз, когда вы будете узнавать слово, фразу, окажетесь в состоянии чего либо сказать или написать, у вас будет появляться воодушевление и желание двигаться дальше! Помните, что выбираемая вами практика должна соответствовать вашим текущим возможностям в иностранном: если вы будете ставить непосильные для себя практические задачи, то добьётесь ровно противоположного эффекта. Вместо желания продолжать, у вас будут опускаться руки и рождаться чувство неуверенности в собственных силах.

Не забывайте, что занятия английским языком, даже если прямо сейчас у вас с ним не связаны какие-то определённые цели – прекрасный инструмент саморазвития, выхода за пределы быта и повседневной рутины, тренажёр для мозга, личное пространство в жизни…

Вдохновение посещает только тех, кто много и упорно трудится. Лежать на диване в ожидании, что вот-вот на вас «снизойдёт», можно долго, но отнюдь не плодотворно.

Что же делать? Для начала чётко разобраться, на что конкретно должны быть направлена мотивация – ваше НАДО, а что должно отталкиваться от ХОЧУ. Например, если вы знаете, что сегодня вам НАДО позаниматься английским, то правильнее всего будет ловить момент, когда для этого возникнет хоть малейшее ХОЧУ. И для начала, пока у вас процесс ещё не установился, не стоит перегружать своё желание, постоянно пользуясь им как трамплином для необходимости. Так и желание перестанет возникать. Гораздо более продуктивной стратегией было бы в данном случае заниматься ровно столько, сколько вы в состоянии продержаться на энергии желания и интереса. И закончить занятие на одну минуту раньше того, как ваш внутренний голос заноет: «Ну сколько же ещё можно?!»

Сколько именно должно длиться занятие английским на каждом этапе обучения? На этот вопрос можете ответить себе только вы сами. Учитесь чувствовать себя, своё состояние, свои намерения и желания. Но подчёркиваю, что если вы постоянно будете действовать через «не могу» и «не хочу», то скоро ваша энергия начнёт уходить на преодоление отвращения к самому предмету, который стал для вас полем для развития волевых качеств, переходящих в самобичевание.

Давайте сначала разберёмся, что такое мотивация.

Мотивация к английскому языку и интенция.

Мотивация — слово нерусское, неродное, и оттого внутренне нам не до конца понятное. Словарь В. Даля выдаёт нам следующее:

Мотив — побудительная причина. Мотивировать — подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.
Вполне раскрывается смысл! Мотивация получается инструментом логики, который работает только тогда, когда может опереться на доводы и факты.

Как правило, мотивация – что воздействует на вас извне (положительно, в качестве «пряника», или отрицательно, в качестве «кнута»). Применительно к изучению иностранного языка это означает, что английский язык нужен Вам для каких-то определённых целей. Эти цели лично для Вас вполне обоснованы и самому себе доказаны. Так почему же бывает так трудно удержать мотивацию, если понятны цели?..

А потому что помимо действий извне на нас ещё что-то должно действовать изнутри. Это «что-то» психологическим языком называется интенция. По-русски: желание, намерение, стремление, воленье. Как видим, это, скорее, эмоциональная субстанция. Она действует по своим законам в духе поговорки: «Насильно мил не будешь».

Рассмотрим этот баланс сил – внешних и внутренних, логических и эмоциональных – на наиболее распространённых примерах.

Пример первый.

Вам нужно освоить английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой иностранный язык, потому что Вы можете получить очень хорошее рабочее место с высоким окладом и отличными перспективами. С точки зрения мотивации – всё очень даже хорошо, налицо веские доводы и основания для действий.

Но тут возможно два варианта.
Первый. Вам, в принципе, нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык, и Вы занимаетесь с удовольствием и интересом. То есть, желание (интенция) присутствует.

Второй. Вам ни в какую не нравится английский язык, который Вам нужно изучить: интенция отсутствует. Как раз это случай, когда насильно мил не будешь.

В случае первого варианта Вам остаётся только найти подходящий для себя метод, форму и место обучения, а также периодически напоминать себе, для чего Вы это делаете, то есть поддерживать мотивацию в процессе изучения английского языка на должном уровне.

Второй вариант напоминает приём определённой пищи в детстве, которую ваши родители считали крайне для вас полезной, а вам было невкусно! Что же делать в этом случае, когда вы и сами прекрасно знаете, как полезен, например, финский язык на завтрак, но вам «невкусно»?..

Ответы будем искать чуть позже, пока давайте дальше разбираться с самим принципом соотношения мотивации и интенции.

Пример второй.

Вам очень нравится какой-то определённый английский язык — интенция налицо.

Опять рассмотрим два варианта развития событий.

Первый. (Мотивации к английскому нет.)
Вы пока даже не предполагаете, зачем вам нужен английский язык. Мотивации нет, но её можно найти при желании.

Вариант второй. (Мотивация есть.)

Вы предполагаете, что через год-другой поедете в страну, где говорят на английском языке, и будете там активно общаться, посещать экскурсии и получать массу удовольствия, а не чувствовать себя безъязыким, немым и одиноким на чужом празднике жизни. Мотивация положительная, хоть и не очень определённая.

Если второй пример/вариант второй относится к Вам – Вас можно смело поздравить, у Вас сплошные плюсы! Помощь лингвистического психолога Вам может потребоваться только в случае, если у вас присутствуют иные коммуникативные барьеры (понимания, говорения, школьный) и еще больше повысить свою мотивацию.

Вся эта история с мотивацией и интенцией относится прежде всего к тем, у кого отсутствует либо желание, либо невнятны цели в освоении английского языка. Впрочем, у кого всё хорошо – цели ясны и желание присутствует, тоже может быть полезно вникнуть в тему, так как мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени.

Из приведённых примеров становится очевидно, что с внутренними проблемами разбираться гораздо сложнее, чем с внешними. Но на это и есть лингвистическая психология, чтобы помогать людям решать их внутренние проблемы, связанные с освоением английского языка и повышать свою мотивацию.

В качестве первого шага на пути поиска гармонии мы предлагаем вам подумать, каков ваш собственный вариант проблемы (если она, конечно, присутствует или может возникнуть). Возможно, ваш вариант не нашёл отражения в наших примерах? Чем больше вы обнаружите своих собственных причин мотивации и личной вовлечённости, тем более действенными окажутся предлагаемые нами способы решения проблем подобного типа.

Как приступить к обучению

Выберите программу, воспользовавшись описанием программ на сайте.
Пройдите тестирование для подготовки программы: .
Обсудите со специалистом все интересующие Вас вопросы по составлению своего персонального курса.
Мы направим Вам ссылку для оплаты, и после её получения приступим к подготовке программы. В течение 5 дней Ваша программа будет готова, и Вы получите ссылку для её скачивания.
Если у Вас есть вопросы, обращайтесь: [email protected], Нина Брянцева, лингвистический психолог Центра языковой психологии (CLP).

Что подводило вас, что не давало достичь своей мечты? Недостаток настойчивости? Нехватка времени или других ресурсов? Или недостаток мотивации? Ведь известно, что если чего-то ну очень-очень-очень сильно хочется, то ни отсутствие времени, ни недостаток финансов, ни мороз и ни жара — ничто не может вас остановить. «Начать новую жизнь в новом году» — это хороший способ стимулировать своё желание учиться и самосовершенствоваться. Но одного этого бывает недостаточно. Однако, сами дни новогодних праздников порой преподносят нам такие ситуации, которые способны усилить наши стремления достигать желаемого.

Вот какая новогодняя история произошла в только что ушедшем году.

Молодой человек (назовём его Макс), как и все остальные люди, в последние недели декабря завершал дела года, бегал по магазинам в поисках подарков и мечтал о том, что же нового и хорошего должно бы произойти с ним в году наступающем.

Вся эта суета порядком утомляет, потому забежать в кафе на чашечку кофе, ещё и согреться в уютном местечке, когда на улице такой мороз — это здорово вдохновляет. И вот, как-то вечером Макс забежал в кафе, чтобы немного передохнуть и восстановить силы. Здесь было мило и уютно, вкусно пахло кофе и выпечкой, посетителей было не слишком много — несколько пар и несколько человек, которые были тут сами по себе. За столиком в центре зала сидела молодая красивая девушка с пышной причёской из волнистых волос, в красном берете и красном шарфе.

Девушка сразу привлекла внимание Макса, и он тут же почувствовал себя уже немножечко отдохнувшим. Приятные встречи могут восстанавливать силы, не так ли?! Макс решил поинтересоваться у девушки. не согласится ли она разделить с ним несколько приятных минут. Впрочем, девушка была настолько мила, что Макс не отказался бы и встретить с ней Новый Год, и провести все новогодние праздники, а может и…

— Добрый вечер! Можно к Вам присесть?

— Hello! — услышал он в ответ. — Sorry? — произнесла она, побуждая молодого человека повторить свою реплику. И повторить — явно не на русском языке.

Молодой человек был озадачен. Перед ним сидела замечательная иностранка! А он, как назло, не мог вспомнить ни одной фразы по-английски! Что делать? Ему очень хотелось поговорить с ней, познакомиться! Он даже забыл, что пришёл сюда выпить чашечку кофе и восстановить силы, а не искать новых знакомств.

В голове Макса началась бурная деятельность в попытках разрешить вставшую перед ним проблему. Первое решение, которое приходит в таких случаях, — использовать язык жестов. Молодой человек начал жестикулировать в попытках донести свои мысли до иностранки. Она очень мило улыбалась, пытаясь понять, что от неё хочет этот русский симпатичный молодой человек.

Макс понял, что жестами многого не добиться. И решил подключить к решению проблемы людей, сидящих в кафе. Логика была проста — ведь в основной массе в наших школах, когда изучают иностранный, то им является именно английский язык. Значит, шансы, что ему тут помогут, довольно высоки. Тем более, что вопросы, которые Максу хотелось задать поначалу, были довольно просты и их положено было бы знать любому новичку в иностранном.

— Вы знаете английский? Скажите, как спросить у неё, сколько ей лет, как её зовут?

— Как зовут — это «уот из ши нейм»

— Да нет, не так. Надо говорить «уот из ё нейм», он же хочет у неё спросить её имя.

— А возраст? Как это будет? Вы знаете? Нет? А вы? Не помните? А вы не подскажете, как узнать про возраст?

— «Уот из ё эйдж» скажите.

— Да нет. Там как-то не так.

— «Хау олд, а ю?». Это «Сколько Вам лет?».

Макс спросил.

— I’m thirty years old.

«Сколько?!» — поразился Макс, смутно вспоминая, что «thirty» — это, кажется… 30?! Но девушка выглядела скорее на 23! Он нашёл ручку и написал на салфетке 10+10+10.

— Столько? Тридцать? Вам 30?!

— Yes, — ответила она, улыбаясь в ответ.

— Да ладно, она тебе голову морочит. — донеслось с углового столика. — Не выглядит она на 30.

Макс попробовал пообщаться ещё, несмотря на то, что ему пришлось «поставить на уши» всех, кто был в кафе. Девушка с интересом наблюдала за происходящим вокруг. Она сидела и недоумевала — как много суеты было вокруг.

В итоге, и Макс, и ещё несколько человек в кафе почувствовали в себе просто-таки непреодолимое желание выучить английский в наступающем году, о чём и заявили вслух. Довольно противно ощущать себя настолько беспомощным и зависимым, каким чувствовал себя в той ситуации Макс. И Макс теперь имел просто-таки сумасшедшую мотивацию к изучению английского!

Английский можно учить для того, чтобы получить повышение по службе. Его можно учить для того, чтобы путешествовать по миру. А можно — для того, чтобы общаться с другими людьми и заводить новые знакомства. Для чего бы вы ни изучали английский, основной навык, который вам понадобится — это способность общаться на английском. Конечно же, любой взрослый человек, под общением должен понимать способность как говорить и слышать (общаться устно), так и писать и читать (общаться письменно). При этом преимущественно бывает востребован навык устного общения. Устное общение приоритетно также и по другой причине: когда вам нужно кому-то что-то сказать, у вас нет большого количества времени на раздумья, — нужно реагировать быстро. Именно поэтому навык устной речи предпочтительней иметь, чем навык чтения или письма. Впрочем, про устный и письменный английский — это уже совсем другая история.

Если в ваши планы на будущий год входит пункт — выучить английский язык и уметь общаться на нём с разными людьми, причём так, чтобы это общение происходило у вас автоматически, как это бывает с родным языком, то приходите на наш бесплатный ознакомительный урок курса английского языка. Мы уверены, что если вы будете обучаться у нас, уровень вашей мотивации будет всегда оставаться на высоком уровне. Мы желаем вам, чтобы все ваши цели, которые вы ставите перед собой в этом году, осуществились!


Как начать изучать английский язык, и не остановится на полпути? Может ли помешать в этом деле недостаток времени, денег или все дело в желании? Эта статья о мотивации в изучении английского языка.

Иногда, в силу каких-либо жизненных обстоятельств, мы решаем взять на себя очень важное и ответственное дело — выучить английский язык. Мы полны решительности, поставили перед собой высокую цель и не намерены отступать. Эти цели могут быть обусловлены какими-то потребностями в сфере образования, работы, развития и самосовершенствования как личности. Иногда мы хотим научится чему-то новому, или улучшить свои профессиональные навыки.

В современном информационном мире прогресс движется все с большей скоростью и его не остановить. Сейчас мы просто обязаны расти и развиваться параллельно этому миру. Поэтому любой человек, который хочет быть успешным, идти в ногу со временем, оставаться “на гребне волны”, должен понимать, что для этого следует постоянно держать свое сознание открытым для чего-то нового.

Естественно, знанием английского или любого другого языка сейчас никого не удивишь. И тем не менее, это дело не является простым ни для кого. Изучение английского языка требует огромного терпения, выдержки, и самое главное – железной воли достичь своей цели.

Наверняка многие из тех, кто твердо решил, во что бы то не стало, выучить английский язык, не достигали своей цели с первого раза. Частенько наше упорство и решительность разбиваются на мелкие осколки о стену огромного количества информации, рутинный процесс освоения этой информации и постоянно угасающее желание изучать английский язык.

На этом этапе становится очень важным такое понятие, как энтузиазм или мотивация в изучении английского языка.

Вначале мы просто переполнены энтузиазмом. Уверены, что мы обязательно выучим английский язык, мы этого хотим нас не остановить. Конечно, позитивный настрой – это уже пол дела. Но на долго ли его хватает?

Самомотивация – это очень мощный инструмент, который помогает не останавливаться на полпути, а идти к своей цели вплоть до ее достижения. Но, как и другие жизненные ресурсы, мотивация может попросту иссякнуть, и поэтому ее необходимо периодически пополнять. Это как делать зарядку для тела, только на психологическом уровне.

Многие не придают этому процессу должного значения. Сходу бросаются зубрить слова, учить тексты на английском языке, с головой погружаются в грамматику и т. д.

Есть еще один очень важный момент, касающийся постановки цели. Для тех, кто считает что изучение языка – это одноразовый процесс. Возможно, некоторых это разочарует, но английский язык невозможно просто выучить и все. Как будто вы купили какую-то вещь в супермаркете, о которой вы давно мечтали. По опыту многих людей могу с уверенностью сказать – изучение английского языка начинается однажды, и продолжается всю сознательную жизнь. Его нужно познавать снова и снова, постоянно обновлять базу данных языка. Я конечно не имею в виду, что вам придется всю жизнь зубрить тексты на английском языке и заучивать слова, нет. Но ведь мы даже в своем родном языке частенько узнаем что-то новое и это естественно. Почему полиглоты любят изучать языки? Они, таким образом, самовыражаются, подчеркивают свою индивидуальность, делают из этого хобби на всю жизнь. Они углубляются в самые недра языка, постоянно находя в нем что-то новое, и получают от этого истинное удовольствие!

Для тех, кто ищет способ заставить себя изучать английский язык, должен сказать, что вам не стоит тратить время впустую. Это не выход и если вам просто необходимо изучить английский язык, но вы этого не очень то хотите – дело обречено на провал еще до начала. Вы должны действительно захотеть этого, сделать это своей целью с высоким приоритетом. Единственное что могу посоветовать в этом случае – мотивируйте себя тем, к чему вы стремитесь и что даст вам знание английского языка. Это может быть повышение по карьерной лестнице, смена работы, выезд заграницу и т. д.

Вот несколько способов, как устранить недостаток мотивации в изучении английского языка:

– Представьте себя уже знающим английский язык. Метод визуализации.

Это можно делать в перерывах между изучением, на работе, на отдыхе или перед сном. Вообразите себя свободно говорящим и даже думающим на английском языке. Можно даже представить, как вы мило беседуете с красивой иностранкой (или иностранцем) на английском языке. Ее удивляет ваше идеальное произношение и широкий словарный запас. Можно придумать любую, приятную для вас ситуацию, которая вдохновит вас на дальнейшую работу.

Метод визуализации давно доказал свою эффективность. Он используется во многих сферах деятельности, таких как учеба, бизнес, саморазвитие и т. д.

– Подсознательная мотивация.

Вырежьте из каких-нибудь журналов или газет крупные фразы на английском языке и развесьте их на стенах своей комнаты. Для большего эффекта добавьте к ним изображения улыбающихся людей. Можно использовать и плакаты.

Этот метод на подсознательном уровне расположит вас к изучению, повысит мотивацию к изучению английского языка и позволит вам не забыть о занятиях.

– Обязательно отдыхайте.

Создайте график изучения английского языка и четко укажите в нем часы работы и отдыха. Не более чем после двух часов изучения нужно обязательно сделать перерыв, хотя бы полчаса. Помните, что вашему мозгу необходимо усвоить полученную информацию, а это происходит именно во время перерыва или отдыха. Отвлекитесь, подумайте или сделайте что-нибудь приятное и у вас обязательно появится желание снова взяться за изучение.

– Уединитесь, и настройтесь на работу.

Нужно обязательно сконцентрироваться и все свое внимание направить на изучение. Наличие отвлекающих факторов существенно уменьшит ваши результаты.

– Похвалите себя.

Можно про себя, а можно и вслух. Если вы сегодня уделили изучению английского языка несколько часов и теперь немного больше знаете английский язык, значит вы достойны похвалы! 🙂 Помните, что вы занимаетесь полезным делом и делаете это для себя. Вы развиваетесь как личность и это прекрасно!

Как устранить недостаток мотивации в изучении английского языка? Всегда помните, что вы на правильном пути и не сворачивайте с него пока не достигните своей цели.

Если вы не преподаватель, и при этом начинаете читать этот материал, то можно сказать, что мотивация к изучению английского языка у вас уже есть. И если это так, то результаты обучения не заставят ждать и могут превзойти все ожидания. Люди, которые не знают ни одного иностранного языка, хотят выучить, к примеру, английский язык, но когда нужно начинать, на этом все и прекращается. Ведь они, в основном, откладывают обучение. Всем известно, что знание английского языка на данный момент очень важно для любого человека, но мало кто что-то делает для его изучения. А уж самообучение - это вообще большая редкость.

Что же такое мотивация? Это такая микростратегия человека, которая побуждает его к действиям в ситуации, в которой он обычно теряется и не хочет ничего делать.

У каждого в жизни была ситуация, в которой он хотел опустить руки и ничего не делать, но сделав что-то, достиг хороших результатов. И из-за этого в следующий раз вы уже стремились действовать, ведь ожидали еще больших успехов.

Мотивация напрямую связана с эмоциональным состоянием человека, ведь эмоции действуют на нас, заставляю делать что-то либо возненавидеть какую-нибудь деятельность. Мотивация с точки зрения эмоций делится на негативную и позитивную. При этом позитивная накапливает радость, счастье, в общем, хорошие эмоции, и в тот момент, когда их интенсивность увеличивается, человек принимается за действия. С негативной мотивацией все то же самое, только наоборот, то есть человек представляет себе негативное развитие будущих событий.

Также существует такое понятие, как антимотивация. Это процесс, в ходе которого человек накапливает различные негативные эмоции относительно предмета деятельности.

Мотивация всегда зависит от знания того, как учиться. Когда вы не представляете четко путь, вас охватывают сомнения и негативные эмоции, и в результате ваша реакция еще больше закрепляет эти негативные эмоции. А когда ваша цель четко сформулирована, тогда даже самые маленькие успехи поддерживают вас, и вы движетесь к поставленной цели. А ведь мотивация напрямую связана с целью человека. Внутренняя экономия психических сил, энергозатрат гласит, что человек лучше всего мотивирует себя значительными целями. Если вы подумаете о том, на что же вам хватит времени, то наверняка выберите только то, что вам бы хотелось сделать.

Когда человек верит в то, что благодаря чему-то он может достичь большего, то данный предмет становится довольно актуальным для него, и наоборот, когда мы не верим в себя, то это является мощнейшим источником антимотивации. Убеждения создают систему личных правил о мире и о себе, и как раз ценности отличают нас от других. Они помогают нам самореализоваться. А теперь подумайте, для чего вы хотите выучить английский язык? Ради бизнеса, карьеры, общения?

Мотивация зависит от социальной роли человека. Знаете, почему полиглоты способны выучить так много языков? Вы скажете, что это из-за природной одаренности? На самом деле для полиглота владение новым языком - это признак индивидуальности, уникальности . Это их хобби, их жизнь, без этого они считают себя несостоявшимися. А знаете ли вы, что большинство из них готовы тратить на изучение языков последние деньги? А все потому что изучение языков для них - это жизнь.

Часто можно столкнуться с тем, что муж и жена разных национальностей, и их ребенок владеет двумя языками. И это не лишь из-за того, что используется какая-то стратегия обучения, а потому что ребенок сравнивает себя с отцом и матерью, и оба языка для него родные и равнозначные.

Усиление мотивации

Я могу вам дать несколько советов как улучшить мотивацию:

  • вы должны понять позитивная или негативная у вас мотивация.
  • нужно поставить четкие цели, которых вы хотите достичь.
  • сделайте так, чтобы ваше обучение было связано только с позитивными эмоциями.
  • вам нужно преодолеть ваши страхи и сомнения и укрепить уверенность в себе и своих силах.
  • следует определить, что конкретно даст вам изучение данного языка, и как оно повлияет на ваше личностное развитие.

Также вам нужно определить тип вашей мотивации.

Как вы мотивируете себя для чего-то? Вы медлите? Какие эмоции возникают у вас в этот момент? Заметьте момент, когда у вас начинают появляться негативные или позитивные эмоции. Определите самую сильную мотивацию и посмотрите, как на вас влияет противоположный вид мотивации. Решите для себя, когда стоит использовать тот или иной вид мотивации.

Обучение и позитивные мысли

Для начала составьте список своих самых любимых занятий. Затем выберите одну деятельность, для которой нужна большая мотивация. Постарайтесь соединить то, что вы любите делать и то, что нужно. Вы можете включить любимую музыку и в это время читать книгу.

Постарайтесь усилить ценность обучения и избавиться от убеждения, которое связано с недостаточной мотивацией.

Вам нужно для начала определить ключевой критерий, который препятствует вашей активности. К примеру, если вы хотите выучить язык, но из-за работы вам не хватает времени.

Теперь подумайте, на что у вас всегда хватит времени? Может быть на чтение любимой книги либо на путешествие. Свяжите ваше обучение с этими ценностями. К примеру, как изучение языка может быть связано с чтением любимой книги или с путешествием? Составьте список возможных ответов, проанализируйте его.

Представьте случай, при котором критерий, препятствующий активности, не задействуется вообще. К примеру, задайте себе вопрос по поводу того, как можно учить английский язык, при этом, не расходуя на него дополнительного времени. Ответ может быть таким: слушать аудиозаписи на английском, когда едите в машине; смотрите английские фильмы с субтитрами и так далее. Продолжайте до тех пор, пока вы не найдете 10 вариантов, а потом старайтесь их использовать.

Определите для себя время, которое вы можете тратить на обучение, подумайте, как можно освободить время для этого.

Сделайте так для всех своих убеждений и в результате этого составьте список рекомендаций.

Усильте значимость обучения, осознавая, с какими ценностями оно связано

Подумайте о том, чем вы постоянно занимаетесь, исключая сон. На что вы больше всего тратите времени? Подумайте над тем, по каким критериям вы выбирали свою работу, друзей, места отдыха, о том, почему вам нравится ваше хобби и другое.

После этого составьте список своих ценностей по нарастающей.

Подумайте, что дает вам английский язык, и чем он может помочь вам в реализации каких-либо ценностей.

Ищите «богатый контекст»

Итак, возьмите лист бумаги и напишите на нем 10 самых важных целей в вашей жизни. К примеру:

  • получить диплом;
  • купить квартиру;
  • стать хорошим оратором;
  • посетить ту или иную страну;
  • выучить английский или другой язык;
  • стать известным писателем;
  • купить машину;
  • основать собственную фирму и т.д.

Теперь вам нужно быть уверенным, что все это важно для вас и что реализация этих желаний зависит от вас.

Подумайте, чему способствует свободное владение английским языком? Если вы в чем-то не находите связь, проанализируйте причину этого, включите фантазию, и вы найдете возможные варианты.

Выберите самые важные цели и сгруппируйте их, подумайте, есть ли контекст, в котором они реализуются вместе? Возьми около 5 вариантов. Главное на данном этапе не критиковать ваши желания, иначе это положит конец ценным идеям. Критику лучше использовать перед реализацией ваших действий.

Как ни странно, все стоящие проекты когда-то были чьей-то мечтой, возможно, они станут и вашими по поводу английского языка.

Будьте реалистичны и в то же время критичны, и тогда у вас будет эффективный план действий. И обратите внимания, изменилась ли ваша мотивация по поводу изучения английского языка.



Похожие статьи