Консультации для педагогов по физо консультация. Консультация для воспитателей "роль воспитателя на занятиях по физической культуре" Консультации инструктора по физо воспитателям

10.09.2024

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: « СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И ПЕДАГОГА ГРУППЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ» Подготовка к занятию:

Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет на занятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки , шорты, носки или гольфы, спортивную обувь. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу.

На физкультуру на прогулке дети одеваются в соответствии с погодными условиями, обувь должна быть удобной для занятий (кроссовки).

На занятие являться в строго обозначенное в расписании время!

Сам воспитатель должен быть в спортивной форме и спортивной обуви:

Спортивные брюки, футболка, спортивная обувь – для занятий в помещении;

Одежда по сезону и удобная обувь – для занятий на площадке.

Построение на занятие

Дети заходят в зал организованно (в колонне по одному) и сразу проходят на место построения, указанное руководителем физического воспитания.

Во время занятия

Дети выполняют строевые упражнения по команде руководителя физического воспитания. В младшей и средней (по необходимости) группах воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, в старших оказывает помощь в организации и качестве

выполнения строевых упражнений. Следит за дисциплиной детей. Оказывает помощь в перестроении на общеразвивающие упражнения.

Руководитель физического воспитания называет, показывает и объясняет общеразвивающие упражнения.

Во время их выполнения воспитатель младших групп (средняя по необходимости) должен выполнять все задания вместе с детьми. Если у детей не получается то или иное движение воспитатель помогает ему справиться с заданием.

После выполнения комплекса ОРУ руководитель физического воспитания дает команду к перестроению на выполнение ОВД. Воспитатель помогает организовать детей.

Руководитель физического воспитания и воспитатель совместно готовят оборудование для выполнения ОВД. В старшей группе к подготовке оборудования можно привлекать дежурных, заранее назначенных воспитателем.

Во время выполнения основных видов движения (ОВД) воспитатель выполняет задание с той подгруппой, где задание уже знакомое детям (повторение или закрепление изученного материала). Воспитатель обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанниов.

Воспитатель отвечает за безопасность детей в ходе выполнения упражнений . Должен знать правила страховки детей в ходе выполнения упражнений.

Руководитель физического воспитания работает с подгруппой, выполняющей новое или более сложное по технике упражнение. Воспитатель помогает организовать смену подгрупп в ходе выполнения ОВД.

Воспитатель помогает построить детей для проведения подвижной игры. Руководитель физического воспитания объясняет правила ПИ (или спрашивает детей, если игра знакомая).

В ходе проведения ПИ воспитатель следит за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми.

Игра малой подвижности или упражнения в заключительной части также требуют внимания воспитателя. Воспитатель следит за качеством выполнения упражнений, контролирует состояние воспитанников, не допуская их перевозбуждения.

В конце занятия руководитель физического воспитания проводит анализ занятия. Воспитатель также может отметить детей, похвалить их за достижения, или высказать свои замечания в тактичной форме.

Воспитатели всех возрастных групп следят за безопасностью выполнения упражнений, страхуют детей. Ответственность за жизнь и здоровье детей на занятиях по физической культуре несут оба педагога.

После занятия:

После занятия воспитатель помогает детям переодеться, организует уборку физкультурной формы и обуви. После занятий по физкультуре организует спокойную деятельность с детьми.

Консультация для воспитателей.

«Взаимодействие инструктора

по физкультуре с педагогами ДОУ

по вопросам физического воспитания,

сохранения и укрепления здоровья детей».

Инструктор по физической культуре

Маслова Н. В. 2015г.

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада в этом учебном году является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового образа жизни. В дошкольном учреждении физкультур-но-оздоровительная работа организуется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором лечебной физкультуры, инструктором по плаванию. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач:

общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации,

обучения плаванию. Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребёнка, поэтому действия их должны быть согласованы между собой.

Требования к воспитателю:

1. Знает программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты).

2. Проводит диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением.

3. Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.

4. Организуя занятия физическими упражнениями с воспитанниками, применяет только методические материалы, рекомендованные органами образования (российскими, городскими, районными) для работы с детьми дошкольного возраста.

5. При проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный на данных методических материалов.

6. Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.).

7. Использует средства физической культуры для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у своих воспитанников.

8. Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления.

9. Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями.

10. Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

11. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

12. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в группе (физкультурные досуги, физкультурные праздники и т. п.).

13. Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей.

14. Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке.

15. Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребёнка до самого низкого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его активность на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах воспитатель совместно с инструктором по ФИЗО участвует в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

Во время выполнений общеразвивающих упражнений и в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Инструктор консультирует воспитателей, даёт необходимые советы,

оказывает помощь.

Чтобы воспитатель был первым помощником инструктора, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей с планом работы, консультировать по составлению комплекса утренней гимнастики, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе корректировать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.

Литература:

Журнал «Дошкольное воспитание»

№ 7, 2010 г., стр. 12, Филиппова С., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой оздоровительной физической культуры,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Статья первая «Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры»; «О профессиональной компетентности педагога».

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г., стр. 47, Филиппова С., статья вторая «Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры».

3. Журнал «Инструктор по физкультуре» №1, 2010 г., стр. 84, Тарасова Т. А. «Совершенствование физической подготовки старших дошкольников в условиях ДОУ и семьи».

Консультация для воспитателей на тему:

«Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

Цель: совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей.

1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведения занятий по физической культуре.

2. Познакомить педагогов с требованиями к воспитателю в совместной работе по вопросам физического воспитания.

3. Вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОУ.

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада в этом учебном году является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового образа жизни. В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию, медицинскими работниками. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребёнка, поэтому действия их должны быть согласованы между собой.

Требования к воспитателю:

Знает программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты).

Проводит диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением.

Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.

Организуя занятия физическими упражнениями с воспитанниками, применяет методические материалы, соответствующие возрастным нормам для работы с детьми дошкольного возраста.

При проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный на данных методических материалов.

Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т.д.).

Использует средства физической культуры для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у своих воспитанников.

Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления.

Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями.

Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

Планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в группе (физкультурные досуги, физкультурные праздники и т.п.).

Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке.

Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребёнка до самого низкого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его активность на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей.

Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей и подготовительных к школе группах, воспитатель помогает физинструктору в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

Во время выполнений общеразвивающих упражнений и в основных видов движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей.

Инструктор по физической культуре консультирует воспитателей, даёт необходимые советы, оказывает помощь. Чтобы воспитатель был первым помощником инструктора по физической культуре, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те, умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.

Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2010 г., стр.12, Филиппова С., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой оздоровительной физической культуры, Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена. Статья первая «Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры»; «О профессиональной компетентности педагога».

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г., стр.47, Филиппова С., статья вторая «Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры».

3. Журнал «Инструктор по физкультуре» №1, 2010 г., стр.84, Тарасова Т. А. «Совершенствование физической подготовки старших дошкольников в условиях ДОУ и семьи».

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

Приступая к работе инструктора по физической культуре, для себя я определила несколько первоочередных задач.

1. Работа любого специалиста, прежде всего, должна начинаться со знакомства с образовательной программой, по которой работает дошкольное учреждение, и учебно-методическим комплектом.

2. Внимательно изучила цели и задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», над которыми мне предстоит работать с детьми разных возрастов.

3. Проанализировала условия необходимые для решения поставленных задач.

Провела ревизию оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки на улице. Составила заявку на приобретение дополнительного физкультурного оборудования и пособий. Так в этом году физкультурный зал пополнился массажными дорожками, мячами и валиками, обручами, палками, скакалками, балансирами для развития равновесия. Своим руками были сшиты платочки, ленточки, изготовлены маски для подвижных игр.

В группах помогла создать развивающую среду «центры физкультуры». Предусмотрели площадь, свободную от мебели и игрушек. Дети были обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

4. Поэтому следующей моей задачей стало - «узнать детей во всех отношениях» - состояние их здоровья, физическое развитие, особенности поведения, характер, интересы, эмоциональные проявления, т. е. провести диагностику здоровья, физического и двигательного развития детей.

Комплекс диагностических мероприятий в нашем дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами).

медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);

инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);

педагог-психолог (выявление отклонений в становлении отдельных сторон личности дошкольников: эмоциональное состояние, познавательные процессы);

учитель-логопед (оценка речевого развития и звукопроизношения);

музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

Взаимодействие с медицинским персоналом

1. В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности для, меня, прежде всего, являются:

Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.

Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделяем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому я кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно включаю упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенесших заболевания.

Способствуем предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.

2 раза в год осуществляем медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями. Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит медицинская сестра, а анализирует методист и инструктор по физическому воспитанию.

Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, привлекаем медиков к проведению интегрированных занятий по валеологии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.

Взаимодействие с воспитателями

2. Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

планирую и организую образовательную деятельность по физическому воспитанию;

планирую и организую физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;

оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана нашего дошкольного учреждения. Кроме групповых форм взаимодействия я раз в неделю встречаюсь со специалистами и обсуждаю вопросы, требующие внимания.

разрабатываю и организую информационную работу с родителями.

Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводим обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.

Это дает мне возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.

Безусловно, одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия. Исходя из условий нашего детского сада и опыта работы воспитателей, первое обучающее занятие я провожу я по подгруппам. Занятия в группах, где воспитатель – молодой специалист, проводим совместно всей группой. Второе закрепляющее занятие воспитатели проводят сами. Третье занятие на улице, тоже провожу я.

Долгое время я работала в малокомплектном детском саду. И у нас была возможность составить сетку занятий так, что, обучающее занятие проводила я с воспитателями, а закрепляющее с воспитателем проводил музыкант, который кроме музыкального сопровождения помогал воспитателю в организации, следил за выполненением детьми ОВД, осуществлял страховку, особенно если на занятии использовался подгрупповой способ выполнения упражнений.

Отбор программного материала осуществляю с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляю перспективное планирование. Печатаю конспекты физкультурных занятий, с которым знакомлю воспитателей, провожу консультации по отдельным вопросам (методике проведения занятия, способах организации, дозировки и т. д.).

Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, использую разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные). Такие занятия, праздники и развлечения стараюсь планировать в соответствии с календарно-тематическим планированием. Сегодня ищу новые пути и формы их проведения, так начала использовать информационные технологии. Детям это доставляет громадное удовольствие.

Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе. Все заметки я делаю в специально заведенном дневнике.

Для воспитателей в этом году начала разрабатывать материал для закрепления пройденного материала, в котором предлагаю для планирования игры и игровые упражнения.

Для удобства знакомства детей с подвижными играми составила перспективный план на каждую возрастную группу. Планирование составлено так, что не выпущена ни одна игра предусмотренная программой, продуманно ее обучение, закрепление, упражнение, усложнение, а также использование игры в самостоятельной деятельности. Кроме этого разработаны и внедрены в работу картотеки подвижных и хороводных игр, корригирующих и дыхательных игр и упражнений.

Воспитатель, как бы, является связующим звеном между мной и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь я так же провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, участвую в заседании клуба «Школа заботливых родителей», оформляю наглядный материал. Вместе с воспитателями привлекаем родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

3. Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираем произведения определенного строения. И самое главное сначала попробовать самой выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД, но следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации. Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором.

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.

Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируем согласно годовому календарно-тематическому плану.

Очень важно помнить, что:

недопустимо выполнение физических упражнений вне ритма и темпа;

противопоказано уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками, так как это может привести к частичному искажению музыкально-ритмических ощущений.

Взаимодействие с учителем-логопедом

4. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Так у нас функционирует логопедическая группа, в которой я веду физкультурные занятия, и работает логопедический пункт.

В связи с этим моя задача помочь и логопеду и воспитателю в воспитании и обучении детей с такими нарушениями.

Эти дети по физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве.

Для них планирование физкультурно-оздоровительной работы составляется с учетом коррекционно-воспитательных задач. Вот здесь как раз и необходимо тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и логопеда.

Поэтому в занятия я обязательно включаю упражнения на дыхание, координацию движений.

Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми мы видим использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Это могут быть подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам (времена года, транспорт, профессии, зимние виды спорта, домашние животные и т.д.) и предлагают мне в качестве закрепления, я в свою очередь разрабатываю двигательный материал и чаще объединяю в сюжет. Что способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания. Такие упражнения мы используем в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а так же физкультурные праздники, досуги, утренняя и бодрящая гимнастика, физминутки на других занятиях, прогулки. Для этого совместно разрабатываем картотеки игр, упражнений, оздоровительного массажа, считалок, загадок, чистоговорок.

Взаимодействие с педагогом-психологом

5. То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

Поэтому я в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

Таким образом, нами была создана модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогами, медицинским персоналом.

Модель взаимодействия

Инструктора по физической культуре

С заведующим, зам. заведующего – создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.

С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.

С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.

С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.

С учителем-логопедом – способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико – грамматического строя речи, постановке правильного дыхания, общей и мелкой моторики, координации движений.

С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов

С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических требований.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:

положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

Алена Гусева

Подготовка к занятию :

Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет на занятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки, шорты, носки или гольфы, спортивную обувь. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу.

На физкультуру на прогулке дети одеваются в соответствии с погодными условиями, обувь должна быть удобной для занятий.

На занятие являться в строго обозначенное в расписании время!

Сам воспитатель должен быть в спортивной форме и спортивной обуви :

Спортивные брюки, футболка, спортивная обувь – для занятий в помещении;

Одежда по сезону и удобная обувь – для занятий на площадке.

Построение на занятие

Дети заходят в зал организованно (в колонне по одному) и сразу проходят на место построения, указанное инструктором по физической культуре.

Во время занятия

Дети выполняют строевые упражнения по команде инструктора по физической культуре. В младшей и средней (по необходимости) группах воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, в старших - оказывает помощь в организации и качестве выполнения строевых упражнений. Следит за дисциплиной детей. Оказывает помощь в перестроении на ОРУ.

Инструктор по физической культуре называет, показывает и объясняет

ОРУ. Во время их выполнения воспитатель младших групп (средняя по необходимости) должен выполнять все задания вместе с детьми. Если у детей не получается то или иное движение воспитатель помогает ему справиться с заданием.

После выполнения комплекса ОРУ инструктор по физической культуре дает команду к перестроению на выполнение ОВД. Воспитатель помогает организовать детей.

Инструктор по физической культуре и воспитатель совместно готовят

оборудование для выполнения ОВД. В старшей группе к подготовке оборудования можно привлекать дежурных, заранее назначенных воспитателем. Во время выполнения основных видов движения (ОВД) воспитатель выполняет задание с той подгруппой, где задание уже знакомое детям (повторение или закрепление изученного материала) . Воспитатель обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.

Воспитатель отвечает за безопасность детей в ходе выполнения упражнений. Должен знать правила страховки детей в ходе выполнения упражнений.

Инструктор по физической культуре работает с подгруппой, выполняющей

новое или более сложное по технике упражнение. Воспитатель помогает организовать смену подгрупп в ходе выполнения ОВД.

группах привлекаются к посильному труду дежурные, даются поручения).

Воспитатель помогает построить детей для проведения подвижной игры.

Инструктор по физической культуре объясняет правила подвижной игры (или спрашивает детей, если игра знакомая) .

В ходе проведения подвижной игры воспитатель следит за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми. Игра малой подвижности или упражнения в заключительной части также требуют внимания воспитателя. Воспитатель следит за качеством выполнения упражнений, контролирует состояние воспитанников, не допуская их перевозбуждения.

В конце занятия инструктор по физической культуре проводит анализ

занятия. Воспитатель также может отметить детей, похвалить их за достижения, или

высказать свои замечания в тактичной форме.

Воспитатели всех возрастных групп следят за безопасностью выполнения

упражнений, страхуют детей. Ответственность за жизнь и здоровье детей на

занятиях по физической культуре несут оба педагога .

После занятия :

После занятия воспитатель помогает детям переодеться, организует уборку

физкультурной формы и обуви . После занятий по физкультуре организует спокойную

деятельность с детьми.

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 4 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей : вводной, основной и заключительной.

Для младшей группы – 4-5 минут,

Для средней группы – 5-6 минут,

Для старшей группы – 8-10 минут,

Для подготовительной группы – 10-12 минут.

Средняя группа

Количество ОРУ увеличивается до 4-5, повторяются 5-6 раз. Ходьба и бег дополняются также другими упражнениями. Дети работают с инвентарем : обручем, кубиками, ленточками, мячом и другими.

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Дети самостоятельно изменяют темп ходьбы согласно ударам в бубен, например. То есть учатся выполнять движения четко согласно заданию.

Старшая группа

В старшей группе дети уже переодеваются на утреннюю гимнастику. Она проводится в физкультурном или музыкальном залах. Зал до начала занятия проветривают.

Зарядка включает в себя 5-6 ОРУ, активно используется инвентарь : шнур-косичка, гимнастическая палка, мяч и другие.

Комплекс состоит из последовательности упражнений, которые выполняются в заданном счетом темпе или в соответствии с музыкальным рисунком. Дети разучивают танцевальные движения, учатся ходить приставным и переменным шагом, делать подскоки.

У детей старшего дошкольного возраста хороша развита память, поэтому они могут повторить комплекс упражнений самостоятельно, без помощи воспитателя.

Подготовительная группа

Комплекс упражнений для подготовительной группы существенно не отличается от утренней зарядки, проводимой в старшей группе. Количество повторений ОРУ - 6-8 раз. Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием : детскими гантелями, скакалками, воздушными или надувными мячами, прыгунками. Кроме этого, включаются задания со «шведской стенкой» .

План зарядки

Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания) . Это небольшая разминка.

Основная часть – ОРУ с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т. п.) Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию :

1. Упражнения на восстановление дыхания

2. Пальчиковые гимнастики,

3. Упражнения для глаз,

4. Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

Методика проведения гимнастики после сна

Гимнастика после дневного сна должна помочь ребенку проснуться и вернуться в рабочий ритм дня.

Чтобы пробуждение было быстрым, но не резким, используйте некоторые простые принципы :

Не нужно будить ребенка специально. Он должен просыпаться сам, под спокойную музыку и тихий голос воспитателя;

Начинать лучше с пальчиковой гимнастики, самомассажа, простых упражнений в кроватях;

Перед занятиями хорошо проветрите комнату;

Гимнастика не должна быть утомительной, дети должны заканчивать ее в хорошем настроении. Но и толку от занятий, которые длятся менее 15-ти минут, не будет;

Заканчивать упражнения лучше всего закаливающими процедурами. Здоровые дети могут обтереться прохладной водой, дети после болезни - просто умыться;

Гимнастику следует проводить в игровой форме, а упражнения подбирать так, чтобы ребенок мог с ними справиться. Если малышу трудно выполнять те или иные упражнения, помогите ему, и уж, конечно, ни в коем случае не ругайте.

Консультация для воспитателей.

«Физкультурные уголки и их значение в физическом развитии детей».

Значение двигательной активности для развития ребенка

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. Поэтому педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада.

Использование имеющегося в дошкольном учреждении оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:

1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;

2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

Требования к физкультурному уголку

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.

Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой "домик" и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.

Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.

Для игр и занятий по физической культуре детям первой младшей группы необходимо иметь базовый комплект физкультурного оборудования в групповой комнате, так как при большом количестве групп малыши редко попадают на занятия в физкультурный зал. Кроме того, оборудование для малышей не всегда подходит.

В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.

Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Вторая младшая группа

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазаньи. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.

Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей.

Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).

К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы. Однако, большинство детей затрудняется в выборе игр и могут длительное время находится в "бездеятельном состоянии". Им необходима помощь со стороны педагога.

В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).

Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение в разных видах занятий по физической культуре.

Размещение физкультурного оборудования

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).

Средняя группа

Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. У них возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного результата. Следует добиваться, чтобы дети к концу года самостоятельно организовывали подвижные игры с небольшой группой сверстников.

Размещение физкультурного оборудования

В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" - тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты.

Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.

В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.

С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.

Старшая и подготовительная группы

Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.

Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность.

Размещение физкультурного оборудования

Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем.

Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках

Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Тихий тренажер

Игры с тихим трен ажеро м

Оборудование: «Тихий тренажер» - н акл еенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.

Игра "Достань ягодку"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево) тренировка мышц плечевого пояса и рук. Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры:

По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены толь-го одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право - лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Игра "Пройди по стенке"

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры:

Дети по очереди ложатся на пол и стараются "пройти" по дорожке на стене. Начинают от пола, посте­пенно поднимая ноги все выше, переходя в положение "Березка".

Игра "Допрыгни до полочки"

Цель: развитие координации, пространственных отношений (право - лево), упражнение в прыжках - места в высоту, тренировка стопы.

Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.

Ход игры:

Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных по­лосок.

Игра "Путаница"

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания простран­ственных отношений (право - лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры:

Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право - лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны, в 1-й вариант - ребенок играет один и просто "ходит" руками по стенке;

2-йвариант - дети играют в паре "Кто быстрее доберется до условной метки?". При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;

3-й. вариант - один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку куда идти (например, пра­вая - красная, левая - зеленая и т. д.).

Подвижные игры и упражнения для «шустриков» и «мямликов»

Так называемые «шустрики»- гиперактивные дети, отличающиеся от остальных сверстников тем, что они, двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе. Эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности, предлагаемой взрослым, а «заразившись» ею, быстро остывают и начинают вновь проявлять двигательное беспокойство. Нередко в категорию «шустриков» попадают дети с преобладающим холерическим типом темперамента. Однако следует учитывать: холерики, сбросив двигательное напряжение в предложенных взрослым видах игровой деятельности, способны упорядаченно, длительно, самостоятельно заниматься деятельностью спокойного характера, в то время, как гиперактивные воспитанники нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого, цель которого – переключить их на спокойные виды игр.

Основное назначение подвижных игр, используемых в дифференцированной работе с «шустриками» , - создание условий для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом, предупреждение и снятие двигательного беспокойства, формирование умения точно выполнять задания взрослого, развитие слухового (зрительного) внимания.. С такими детьми целесообразно организовывать подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал, например «Найди и промолчи», «Тише едешь – дальше будешь» , а так же индивидуальные коррекционные игры и упражнения, способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга. (успокаивающие и расслабляющие игры типа «Шалтай –балтай» «на морском берегу», « Волшебный цветок»)Особое место могут занять игры, которые развивают координацию движений, чувство равновесия, тонкую моторику рук («Верёвочные игры» «Что изменилось в движении партнёра?» «Закати шарик в лунку»).

Организуя коллективные игры со всей группой, на роль водящих сначала выбирают детей уравновешенных, умею их удерживать и выполнять договорное правило, а затем главные роли доверяют «шустрикам» , так как они не бояться новых двигательных заданий и с удовольствием участвуют в играх на развитие ловкости и быстроты.

Другая группа воспитанников, так называемые «мямлики»- тревожные, легко ранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени, предпочитают одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за деятельностью других, более раскрепощённых сверстников.Вместе с тем именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и опережающей похвале взрослого, стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность, в демонстрации вариантов организации игр вместе с другими детьми.

Для «мямликов» будут весьма полезны релаксационные упражнения: они не только способствуют снятию мышечных зажимов, но и позволяют установить эмоционально положительные, доверительные отношения со взрослым и детьми («Сосулька» , «Цветик –семяцветик» и д.р.). С этими детьми целесообразно организовывать специальные корригирующие игры и упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты движения («Поймай комара», «Удочка», «Догони мяч!» «Поймай солнечный зайчик» и др.)

При взаимодействии с «мямликами» очень важно оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр; педагогу желательно время от времяни подключаться к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности, периодически вносить спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь, позволяющий удерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности (клюшки, мячи, воздушные шары, лыжи, обручи и т.д.)

Система мер, направленных на активацию двигательной деятельности детей с низким уровнем двигательной активности («мямлики»)

    Индивидуальные упражнения воспитанников в различных видах двигательной активности (бег, прыжки и т.д.) в форме игровых упражнений, в малых подгруппах, включающих детей с равным уровнем двигательной активности.

    Эмоциональная поддержка инициативности детей в отборе подвижных игр для самостоятельной двигательной активности.

    Подключение к самостоятельной деятельности с целью инициирования динамичных видов активности.

    Объединение детей разной подвижности в совместной парной игре, предоставление им одного предмета на двоих (мяч, обруч и т.д.), показ вариантов действий («бег на трёх ногах»)

    Индивидуальное обучение ребёнка правилам новой подвижной игры, которая будет разучиваться с остальными детьми позже, с тем, чтобы малоподвижный ребёнок мог исполнить роль ведущего или ловишки.

    Внесение стимулирующих проявление двигательной активности спортивных атрибутов и спортивного инвентаря (Султанчики, скутера, велосипеды и т.д.) с целью поддержания интереса к самостоятельной двигательной активности малоподвижных детей.

    Использование специальных игр и упражнений, направленных на развитие ловкости и быстроты движений(«Удочка», «Бадминтон», «Городки» и др.)

    Применение упражнение и заданий,которые помогаю детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения: пробежать «змейкой» не задев предметы; метать в различно расположенные цели и т.д.

Система мер, направленных на упорядочение двигательной деятельности детей с высоким уровнем двигательной активности («шустриков»)

    Использование подвижных игр и упражнений, требующих соблюдение игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал («Найди и промолчи», «Тише едешь – дальше будешь»)

    Использование игр и упражнений, развивающих грацию и пластику движений («Море волнуется» , игры с воздушными шарами и т.д.)

    Объединение (без навязывания) в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставление им одного предмета на двоих (мяч, обруч и скакалка), показ вариантов действий.

    Индивидуальное усложнении задания, внесение в подвижную игру элементы драматизации, познавательных и логических заданий, введение игр- путешествий, викторин и т.д.

    Использование этюдов психогимнастики, направленных на расслабление отельных групп мышц и нормализацию психического тонуса ребёнка, в том числе с помощью специальной музыки, тематически связанной с сюжетом; релаксация в сочетании с естественными звуками природы.

    Использование метода принудительно- облегчённого упражнения, побуждающего детей с помощью оборудования или ориентиров выполнить действие с заданными параметрами.

    Увеличение количества повторений игровых действий в общей игре («Эстафета с обручем» и т.д.)

Игры для детей с высокой потребностью в движении.

«Стань первым» (игровое упражнении для детей 4-7 лет)

Цель: способствовать снятию двигательного беспокойства; упражнять в ходьбе в быстром темпе с преодолением препятствия; развивать координацию движений, ловкость, умение слушать и слышать воспитателя, реагировать на сигнал.

Ход игры: Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные и специально подобранные препятствия (дуги для подлезания, модульное бревно и т.д.)_ Педагог называет имя одного из ребёнка. Названный ребёнок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.

«Найди себе пару»

Цель: Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперёд, в стороны и назад; развивать координацию движений, ловкость; формировать умение точно выполнять задания взрослого; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки.

Ход игры: Дети спокойно ходят по залу парами, держась за руки. По первому сигналу воспитателя (хлопок в бубен) , расцепляют руки и разбегаются в разных направлениях по всему залу. По сигналу (удар в бубен) : «Найди себе пару» - детям предлагается быстро найти свою пару и взяться за руки. Воспитатель встаёт в пару с одним из детей. Ребёнок оставшийся без пары считается проигравшим.

«Кати, толкай – прочь не выпускай!»

Цель: Упражнять в передачи и катании мяча разными способами: руками, ногами; развивать быстроту реакции, ловкость; формировать положительные отношения между играющими; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом.

Ход игры: Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Взрослый (ведущий) вкатывает в круг один за другим 5-7 теннисных мячей. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно толкать только ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры. ведущий вкатывает дополнительно 3-4 мяча.

«Скучно, скучно так сидеть!» (бессюжетная игра для детей 4-7 лет)

Цель: Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на звуковой сигнал; продолжать согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; способствовать амортизационной функции стопы.

Ход игры: По обеим сторонам площадки расставляются стулья по количеству игроков. Дети садятся на один ряд стульев, воспитатель встаёт сбоку от них. Произносят текст:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку всё глядеть.

Не пора ли нам подняться

И местами поменяться?

Ведущий: «Раз- два – три- беги!.

Дети поднимаются и бегут на противоположную сторону площадки, стараясь, как можно быстрее занять любой стул. Ребёнок оставшийся без стула считается проигравшим.

«Самые ловкие» (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель: Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укрепления мышц туловища и рук.

Ход игры: На игровом поле на расстоянии 2-2,5 метров начерчены две линии, за ними встают игроки. Из числа играющих выбирается ловишка. Он занимает место между двумя линиями в центре игровой площадки. Дети начинают перебрасывать друг другу мяч, называя имя того ребёнка, кому бросают мяч. Задача водящего – перехватить мяч, не дав ему попасть в руки игроков. Если мяч поймал водящий, игрок, бросивший мяч, становится водящим.

Игры для детей с низкой потребностью в активных движениях.

«Заморожу» (бессюжетная игра для детей 3-5 лет)

Цель: Упражнять в быстрой смене движений рук; способствовать повышению интереса к двигательной деятельности; развивать координацию движений, ловкость; создавать условия для повышения уверенности в собственных силах; укреплять мышцы рук и плечевого пояса.

Ход игры: Играющие образуют круг и вытягивают руки к центру. Водящий –Морозко стоит в центре круга. Дети подпрыгивают на месте и приговаривают «Не боимся мы угроз, и не страшен манн Мороз!» при приближении Морозка, дети прячут руки за спину, а тот старается кого –нибудь осалить по руке.

«Юла» (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель: Формировать умение вращать обруч, установив его вертикально на полу, а так же физические качества (ловкость, быстроту, общую выносливость); способствовать повышению интереса к двигательной деятельности; поощрять инициативу детей самостоятельно организовывать и проводить несложные подвижные игры; создавать условия для проявления успешной двигательной деятельности.

Ход игры: Играют 2-4 детей. Поставив обруч на пол, придерживая его сверху рукой, иг8роки должны быстрым движением закрутить его одной рукой вокруг вертикальной оси, как юлу, затем отпустить и дать прокрутиться. Выигрывает тот игрок, чей обруч крутился дольше.

«Догони обруч» (бессюжетная игра для детей 2-4 лет)

Цель: Обогащать двигательный опыт различными видами физических упражнений; развивать навыки бега на скорость; формировать, быстроту, общую выносливость, желание участвовать в совместных играх со сверстниками; поощрять самостоятельные игры со спортивным инвентарём в помещении и на улице; способствовать укреплению связачно- мышечного аппарата стоп и голеней.

Ход игры: Дети выстраиваются в шеренгу у линии старта. За их спинами стоит водящий, держа обруч. Водящий запускает обруч вперёд и говорит «марш». Дети бегут за обручем стараясь поймать его. Выигрывает тот участник, кому удаётся сделать это первым.

«Волейбол с воздушными шарами» (бессюжетная игра для детей 2-5 лет)

Цель: Обогащать двигательный опыт различными видами физических упражнений; развивать навыки подбрасывания воздушного шара партнёру по игре; формировать ловкость, общую выносливость и желание участвовать в совместных играх со сверстниками; поощрять самостоятельные игры с воздушными шарами; способствовать укреплению мышц рук.

Ход игры: Дети встают в пары друг против друга и начинают перебрасывать шар, партнёру по игре, отбивая его. Игрок, не сумевший отбить шар, выходит из игры на 1 кон.

Галина Сахарова
Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ»

«Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами

ДОУ по вопросам физического воспитания ,

сохранения и укрепления здоровья детей».

Подготовила : САХАРОВА Г. Б. инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 439»

г. Нижний Новгород

Цель : совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии

инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому

воспитанию , сохранению и укреплению здоровья детей.

Задачи :

1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведения

занятий по физической культуре.

2. Познакомить педагогов с требованиями к воспитателю в совместной

работе по вопросам физического воспитания .

3. Вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором

по физкультуре в ДОУ .

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего

детского сада является оптимизация работы по формированию у

дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового

образа жизни. В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная

работа организуется воспитателем и инструктором по физической культуре.

Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными

обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют

отличия в зависимости от решаемых задач :

общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации.

Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребёнка,

поэтому действия их должны быть согласованы между собой.

Требования к воспитателю :

1. Знает программу, в соответствии с которой претворяет на практике

физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые

результаты).

2. Проводит диагностику физического состояния детей по программе,

реализуемой дошкольным учреждением.

3. Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия

физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.

4. Организуя занятия физическими упражнениями с воспитанниками ,

применяет только методические материалы, рекомендованные органами

образования (российскими, городскими, районными) для работы с детьми

дошкольного возраста.

5. При проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный

на данных методических материалов.

6. Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий

физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических

упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.).

7. Использует средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально-волевых) качеств у своих воспитанников .

8. Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам

утомления.

9. Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими

упражнениями.

10. Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

11. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные

мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка ,

подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

12. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в

группе (физкультурные досуги , физкультурные праздники и т . п.).

13. Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной

деятельности детей.

14. Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе

и на прогулке.

15. Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и

успешности в двигательной деятельности.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной

одеждой детей и обувью (чешками, чтобы были сняты майки и у детей

ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в

спортивную форму. Перестраивает детей по росту : от самого высокого

ребёнка до самого низкого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он

должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его

активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее

активная роль принадлежит воспитателю младшей группы . Воспитатель

выполняет всё с самого начала занятия : с входом в зал, построения детей в

шеренгу и до его окончания : выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей и подготовительных к школе группах воспитатель

помогает инструктору в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного

инвентаря.

Во время выполнений общеразвивающих упражнений и в основных видах

движений воспитатель следит за исходным положением и качеством

движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех,

которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми , чтобы они

правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях ,

воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в

повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов,

способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому

воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей. Инструктор по физкультуре консультирует воспитателей , даёт необходимые советы, оказывает помощь. Особенно содержательная совместная работа с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы. Чтобы воспитатель был первым помощником инструктора по физкультуре , с ним надо регулярно взаимодействовать . На консультациях знакомить воспитателей с планом работы , разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать воспитателям , совершенствовать их навыки и умения. Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников .

Использованная литература :

1. Журнал «Дошкольное воспитание » № 7, 2010 г., стр. 12, Филиппова С. ,

доктор педагогических наук , профессор, заведующий кафедрой

оздоровительной физической культуры, Российский государственный

педагогический университет им . А. И. Герцена. Статья первая «Дошкольное

учреждение : Стандартизация образовательной деятельности в области

физической культуры»; «О профессиональной компетентности педагога » .

2. Журнал «Дошкольное воспитание » № 5, 2010г., стр. 47, Филиппова С. ,

статья вторая «Дошкольное учреждение : Стандартизация образовательной

деятельности в области физической культуры».

3. Журнал «Инструктор по физкультуре » №1, 2010 г., стр. 84, Тарасова Т. А.

«Совершенствование физической подготовки старших дошкольников в

условиях ДОУ и семьи».

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ООД совместно с родителями. Взаимодействие логопеда, психолога, инструктора по физкультуре Цель: преодоление речевых, психологических нарушений, а также развитие и коррекция двигательной сферы в условиях тесного продуктивного взаимодействия.

Конспект семинара-практикума «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания» МДОУ № 38 «Искорка» г. Подольск Семинар – практикум «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического.

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников» Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам). Содержит методическую информацию,.

Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи» Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи»«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В. А.



Похожие статьи