Как развивать правое полушарие мозга. Разница между «М» и «Ж»

22.09.2019

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сегодня обсудим уникальное творение природы — человеческий мозг, точнее его правое полушарие, а развить и активизировать его функции помогут упражнения которые найдете в данной статье. Сейчас объясню почему мне захотелось сделать акцент именно на этой теме. Во-первых, оно отвечает за творческие способности, и его развитие поможет раскрыть заложенный в нас потенциал. Во-вторых, уже давно система образования и воспитания направлена только на левое полушарие, что привело к дисбалансу нашего мышления. Поэтому необходимо гармонизировать работу всего мозга.

Если вы аналитик и логик чистой воды (это означает, что у вас ведущее левое полушарие) и чувствуете, что вам не хватает творчества и креатива, не спешите расстраиваться. Существуют методы и упражнения, которые помогут включить спящее правое полушарие. Эти способы я подробно опишу в конце статьи, а пока что рассмотрим роль, которую выполняет правое полушарие.

Функции правого полушария

  1. Интуиция
  2. Воображение
  3. Ориентация в пространстве
  4. Обработка невербальной информации
  5. Целостное восприятие
  6. Понимание метафор и юмора
  7. Музыкальность
  8. Рисование
  9. Эмоции
  10. Мечты

Благодаря правому полушарию мы можем целостно воспринимать лица людей, эмоции, различать интонации голоса. Метафоры и анекдоты воспринимаются не в буквальном смысле, а становятся понятными их скрытое значение, используются ассоциации и воображение. Кроме этого правое полушарие контролирует левую сторону тела.

Согласитесь,это немаловажные функции, которые развиты в большей или меньшей степени у всех людей. А теперь представьте себе, какие возможности могут открыться если заставить работать свой мозг еще продуктивнее. Интуиция станет более острой, разовьется эмпатия и чуткость, раскроются скрытые способности и таланты.

У кого развито правостороннее мышление

Обычно у женщин правое полушарие работает лучше, чем у мужчин. Это одна из причин, почему между слабым и сильным полом так часто возникает непонимание. Благодаря такому мышлению у женщин преобладают такие свойства, как интуиция, воображение, мечтательность, а у мужчин — логика, аналитичность.

Раньше считалось, что у правшей более развито левостороннее мышление, а у левшей — правое. Сейчас специалисты нейропсихологии приходят в выводу, что это не совсем верно. Исследования проводились с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Когда писал правша, повышалась активность волн от левого полушария, когда писал левша — наоборот. Данный тест лишь еще раз доказал, что каждая сторона мозга отвечает за противоположную сторону тела.

У многих известных художников, скульпторов, композиторов более активна правая сторона мозга, но и левое полушарие работает не ниже среднего. Поэтому, необходимо совершенствовать свой мозг, чтобы добиться баланса в его работе.

Как активизировать правое полушарие

Для того чтобы улучшить деятельность мозга, необходимы тренировки. Для левого полушария поможет решение математических задач, разгадывание кроссвордов, а для правого - занятие творчеством. Здесь логично возмутиться «Как же нам заниматься творчеством, если наше правое полушарие не работает?!». Я развею ваши страхи, начать можно с небольших шагов, доступных каждому.

Слушайте музыку. Конечно, здесь речь не идет о любой музыке. Современная музыкальная культура (поп, рок, хип-хоп) способны только замусорить мозг. Лучше добавьте в свой плей-лист несколько композиций медитативной музыки, либо как советуют современные психологи что то из классики (Чайковский, Бах, Моцарт, Вагнер и другие). Закройте глаза и визуализируйте образы и картинки, которые ассоциируются с данной мелодией.

Созерцайте. Наиболее удачный выбор для созерцания - мандала. Это схематичный узор, который символизирует модель вселенной. Подберите изображение мандалы на свой вкус, расслабьтесь и смотрите в центр несколько минут. Через некоторое время вы можете заметить эффект калейдоскопа, не пугайтесь, так и должно быть. Буддийские монахи используют мандалу в духовных практиках. В течении нескольких дней они выкладывают ее из цветных зернышек, а после медитации стирают прекрасный плод своего долгого труда.

Рисуйте. Даже если у вас нет художественных способностей, вы можете рисовать картины не для выставки или продажи, а с целью активизировать правое полушарие. Например, нарисуйте мандалу или любой другой узор, не требующий технических навыков. Лучше всего использовать краски или цветные мелки.

Медитируйте. Техник по медитации безграничное множество. Совсем не обязательно искать ту, что направлена на развитие правостороннего мышления. Любая медитация улучшает активность всего головного мозга. Прочтите статью Медитация для начинающих в домашних условиях, чтобы узнать больше о медитации. Самое главное научиться наблюдать и направлять свои мысли в необходимое русло, хотя бы на короткое время. У медитирующих людей хорошо работает интуиция, воображение, раскрываются природные таланты, это признаки правостороннего мышления.

Упражнения на развитие

Арабское письмо. Как вам наверное известно, арабский язык пишется и читается справа налево. Такой стиль письма развивает правостороннее мышление. Предлагаю и вам попробовать такую письменность. Для этого совсем не обязательно изучать арабский. Просто пишите справа налево на своем родном языке, только главное, чтобы это не вошло у вас в привычку!

Зеркальное рисование. Приготовьте лист бумаги и два карандаша, один возьмите в левую руку, другой - в правую. Начинайте рисовать одновременно обеими руками одинаковые, простенькие геометрические фигуры. Данное упражнение помогает сбалансировать работу двух полушарий.

Черчение в воздухе. Этот метод также направлен на гармонизацию работы двух сторон мозга, только он чуть сложнее, чем предыдущий. Одной рукой рисуйте в воздухе треугольник, а другой круг. Когда у вас начнет получаться, то можно поменять фигуры.

Поглаживания и похлопывания. Наверное все в детстве пробовали такой прием. Одной рукой делается круговое движение по животу, а другой легкое похлопывание по голове, затем нужно руки поменять местами. Казалось бы, что же тут сложного? Но людям с дисбалансом работы двух полушарий данное упражнение дается нелегко.

Вот собственно, такие простенькие упражнения, которые помогут раскрыть затаенный в вас потенциал.Если вам понравилась статья поделитесь ей пожалуйста с друзьями, нажав одну из кнопок социальных сетей. А также буду очень рад вашим комментариям и дополнениям.

С уважением, Руслан Цвиркун

Но разве это надежный способ избежать путаницы? Или есть еще что – то? По-моему, он уже имеет, наконец-то, полное право на заслуженный отдых... Н-да, у некоторых точно до обеда работает правое полушарие, а после обеда левое.

Обсуждение

По возрасту Вам уже поздно покупать книги Тюленева. Извините, если Вы из его программы "Писать, раньше, чем ходить".
Да, совсем не поздно Вам освоить программу "Оставить людей в покое, раньше, чем они Вам об этом прямо скажут".
Удачи.

26.12.2002 13:44:42, Скорпионик

Послушайте, а на фига такому 5-летке идти в 5-й класс, если он уже 10 языков знает??? По-моему, он уже имеет, наконец-то, полное право на заслуженный отдых...

Поэтому знакомое слово на карточке и написанное вами - совершенно разные образы для правого полушария – правильно, что не узнает! Есть много других, не менее эффективных, способов На обороте каждой карточки Полный набор по чтению состоит из 800 карточек.

Обсуждение

У Марии Монтессори есть подобная игра, но на начальной стадии несколько отличающаяся - все карточки с картинками в 2-х экземплярах. Один набор не разрезанный, т.е. карточка с надписью под картинкой, а второй набор разрезается - отдельно надпись, отдельно картинка. Ребёнку предлагается подобрать вначале только одинаковую картинку к контрольной карточке (неразрезанной) а потом и слово. После того как малыш с лёгкостью это делает, контрольный (неразрезанный)набор убирается и ребёнку нужно подобрать правильное слово к картинке уже без образца, а самостоятельно. Такую игру можно сделать из любого лото или "парочек" главное чтобы надписи и картинки были на одной стороне и надписи не слишком мелкие. После таких игр узнавание того же слова на другой стороне карточки не должно составить никакого труда. А потом у Зайцева в комплекте по-моему большие и маленькие карточки есть с одинаковыми изображениями и словами есть - можно их подбирать к большим - сначала стороной с картинками, а потом со словами, причем всегда можно себя проверить, перевернув маленькую карточку и сравнив картинку. Начинать можно вообще с 2-х или 3-х чтобы не слишком сложно. Попробуйте, может быть это вам поможет. Наташа

Карточки не связаны с кубиками "намертво".:) Общее у них то, что оба пособия существуют в единой системе методики Н.А. Зайцева. Кубики дают возможность складывать слово и учиться читать по складам. Карточки дают возможность воспринимать слово целиком. Задача - предоставить в распоряжение ребенка разные пособия и разные способы выхода в чтение. Что окажется для ребенка ближе, это он сам решит.:) Игры и с кубиками, и с карточками создают стереоэффект при обучении чтению.

Конечно, карточки можно использовать, как дополнение к кубикам - например, выбрать понравившуюся карточку и "списывать" с нее слово кубиками. Это легче, чем просто "писать" слово кубиками, т.к. видно _что_ за чем, _что_ именно (какой склад) искать на кубике. Это, также, отлично развивает внимание: нужно соотносить и сравнивать написанное на карточке с тем, что написано на каждой грани кубика и т.д.

Но не могу согласиться с Юлей, что >>Сначала ребенок учится читать по кубикам, а потом совершенствуется в чтении при помощи карточек.>>
Будет ошибкой использвать сначала одно, а потом другое. Именно сочетание одного с другим дает эффект в обучении чтению.
Карточки могут выступать и как совершенно самостоятельное пособие.

Обсуждение

Да не одарёнными, а выученными....

Судя по всему и Лев Штернберг и Друг и товарищ завсегдатаи этой конфы... Мне нравится читать ваши диалоги - рассмотрение вопросов со всех сторон.
Только вот ЛИЧНО МНЕ жаль детишек "Друг и товарищ", какие то роботы должны получиться - интеллектуально развитые, энциклопедически подкованные...
А если деточка не захочет быть непризнанным заучкой-гением, вот потянет его на панк-рок...?
Или выставив его супер-гением трёхлеткой к 20 получите посредственность? Я вот в принципе в своём роде посредственность, ничего выдающегося за мной не замечено...Но я так всю жизнь прожила, а из маленьких гениев кто получается? Правильно - депрессивные алкоголики...
Не увлекайтесь вы так книжками - человечность в вас теряется.
И ещё, если хоть на секунду допустить что вы не истина в последней инстанции, и перечитать то о чём вам пишет Лев Штернберг, то возможно вы забудете о своих личных амбициях и подумаете немного о ребёнке.
Ну для чего ему читать в два года? Чтоб родители перед общественностью хвастались? Ни поесть, ни раздеться, ни домик из кубиков построить - зато мы все буквы знаем... И что? К 8 годам читать будут все. А выдающимся математиком насильно не станешь.

Выбор кондиционера Инвертор или нет какой выбрать. Сегодня лучше ориентироваться на инверторные модели кондиционеров. Такие кондиционеры позволяют плавно регулировать скорость вращения двигателя и производительность компрессора и следовательно, Сплит системы. Такие виды систем значительно экономят электроэнергию, что немало важно при таком росте цен. Принцип работы не инверторной технологии такой, что он работает практически всегда на полной мощности не в зависимости от нагрузок, примерно так...

5 способов стать умнее Каждый человек мечтает повысить свои интеллектуальные способности, однако для этого следует приложить определенные усилия. 1. Тренинг для мозга К нему могут относиться любые формы регулярной мысленной деятельности. Любители математики предпочтут щелкать задачи по алгебре и геометрии. К более простым упражнениям относятся цифровые и буквенные ребусы, судоку или кроссворды. Регулярное чтение, ведение блога, дискуссии на интересные темы – все это держит ваш мозг в тонусе...

Все чаще в последнее время молодые люди ищут интересную и творческую работу. Всем ведь хочется быть немного творцами: писать, рисовать, играть музыку, заниматься любимым делом, а за это еще деньги получать. Но, как известно, любая творческая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны. И одна из самых острых проблем – творческий кризис или полное отсутствие мыслей и вдохновения, писать или творить без которого просто не получается. Мы же с Вами постараемся рассказать о...

Тема создана для обсуждения статьи Секрет успеха: логика или эмоции? Подключаем правое полушарие. Уникальные возможности мозга - для бизнеса и личной жизни.

Наши дети умнее нас. Такой вывод напрашивается, когда наблюдаешь за современными малышами, осваивающие сложные для нас взрослых вещи, например, компьютеры и другие гаджеты. Любой ребенок, если в доме есть планшет, к 1,5 -2 годам осваивает это устройство, ему ничего не строит включить устройство, найти нужную программу или мультик, он знает на что нажать. если попал не туда. Большинсво родителей такие "успехи" очень умиляют. Мы сами порой тратим значительное время чтобы разобраться с новым...

СОВЕРШАЙТЕ ОШИБКИ Лучший способ преодолеть застой - совершать ошибки. Чем больше ошибок вы совершаете, тем больше учитесь, растете и развиваетесь как художник и как человек. Я все время вспоминаю старинную мудрость: «Если ты не ошибаешься, значит, ты не делаешь ничего нового». Тим Нэвис. Фотограф. ИГНОРИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ Под этим я подразумеваю прекращение активной работы над проектом. Через день или два после того, как я забываю о проекте, на меня валятся тонны идей. Чтобы все это произошло, вы...

1. Соблюдайте режим! Не загружайте себя работой очень сильно и не делайте слишком больших перерывов. Именно в таком ритме лень отступит на задний план. 2. Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности. Вспомните, кем вы хотели стать в детстве, и станьте им, наконец. 3. Мотивируйте себя! Самый хороший мотиватор во время работы – это хорошая зарплата. Думайте не о том, когда...

Нам 3, 7. До 2-2,5 ребенок и правой и левой все делал, потом стал правой в основном все делать, а месяц как опять начал и правой и Обясняют так: если оба полушария работают одинаково, они посылают одновременно сигналы, в итоге ничего не работает нормально..

Обсуждение

Скажем так, психолог на подготовке к школе, куда мы пошли в первый раз в 5 лет, в апреле мне не советовать отдавать сына в школу, ибо к этому моменту ребенок еще не определился с ведущей рукой до конца. В 7мь лет сын полностью определился с руками.

Извините, что влезла..
у нас Леве зухе больше 5 лет, но с рукой не определислая...
У нас по сему делу бучу уже давно подняли вплоть до спетсшколы...

Обясняют так: если оба полушария работают одинаково, они посылают одновременно сигналы, в итоге ничего не работает нормально..

неправда, ИМХО... все у ребенка работает...

Суперпамять – как её развить или хотя бы не потерять? Тренировка памяти в быту – несколько простых правил. Возможно ли выработать суперпамять и супервнимание? Однозначно, да! Многие ленивцы хотели бы иметь суперпамять, а не выработать её путём сложных упражнений. Да сложных-то, ладно! Главное, что упражнения эти должны быть систематическими. Несколько простых советов, как тренировать память в быту, чтобы она становилась крепче с каждым днём: 1. Чистить зубы левой рукой, если вы правша...

1. Переложите коврик вашей мышки на другую сторону Да, проще некуда. Положив коврик с другой стороны, вы заставите себя использовать ту руку, которой пользуетесь меньше. Это, в свою очередь, стимулирует нейронные связи между правым и левым полушариями мозга. Научные исследования подтвердили, что у людей, которые пользуются обеими руками одинаково, на 100% больше нервных волокон, соединяющих обе стороны мозга. В идеале вам необходимо производить как можно больше действий недоминирующей рукой...

Правый берег. Вы знаете, как определить, где какой у реки берег? Для этого надо встать лицом по течению, и по правую руку будет правый берег, а по левую - левый. Из-за вращения Земли в Северном полушарии правый берег чаще высокий, а левый пологий. Высокий правый берег Оки на границе Московской и Тульской областей примечателен тем, что здесь проходит граница между Югом и Севером, Лесом и Лесостепью Русской равнины. Стоит только перебраться из Подмосковья через Оку, как вырываешься из лесов на...

Правое и в самом деле, образное, а левое - логическое. Но и грамматика, если она не включает картинки-иероглифы, как и математика - "левополушашные" занятия, а распознаванием картин, музыки, чертежей занимается правое полушарие.

Обсуждение

я вот до сих пор не знаю к какому "типу" отношусь, выучилась в техническом ВУЗе без проблем (и работаю по инженерной специальности), но написать сочинение для меня нефиг делать, выучить и рассказать стих - элементарно, проанализировать исторические события, люблю пофилософствовать и т.д. :) ребенок у меня точно такой же:(

И не только детей, но и студентов. В чем это проявляется? В том, что только эти категории пассажиров не имеют права купить билет заранее, не могут приобрести абонементные билеты, билет «на дату». Почему? В железнодорожной кассе мне не смогли ответить на это вопрос. Обращения в РЖД тоже действия не имели. Возможно, ОАО РЖД в полном составе боится, что граждане в массовом порядке будут покупать льготные билеты, но билеты-то продаются после предоставления справки из школы или студенческого...

Обсуждение

я тебе больше скажу, на экспресс вообще отсутствуют "школьные" и "студенческие" билеты, после 7 лет - за полную стоимость. Ну а зайцев никто не отменял даже здесь, тоже бегают, хоть и в меньшем количестве.
А так - приходится два раза в неделю галопировать к станции, чтоб купить билет перед поездом:(при этом предъявив ребенка и справку (или карту). А с нашей стороны станции еще и лесенки на платформы нет:) т.е. беги себе по мосту сколько влезет, в режиме вечного дефицита времени я бы давно купила билет на даты, месяц, как угодно, но их не продают:(да что там, нашу несчастную станцию прокатили даже с новым билетом "большая Москва", а я ведь планировала его купить:)

А если есть отклонения в работе правого полушария, то уж какое тут МЕЖ.. Это "репродуктивный" афферентный блок расположен в средних отделах коры головного мозга и включает в свой состав "аппараты" зрительной(затылочной) доли, слуховой (височной) доли и...

Обсуждение

Одной из причин невозможности движений при ДЦП является монолатеральность головного мозга. Т.е. ребенок может двигать одновременно только руками, или только ногами, или рукой и ногой только на одной стороне тела. Здоровый ребенок билатерален. «особых» же деток надо этому учить.

Ладони ребенка вместе и по очереди подносятся к переносице ребенка и проводятся ими вниз по лицу.
Ладони ребенка вместе и по очереди подносятся к переносице ребенка и проводятся ими вниз щекам к ушам..
Одновременное сгибание и разгибание разноименных рук и ног. (правая рука-левая нога и наоборот) это выполняется и на животе, и на спине.

"Тик-так".Всем оно хорошо известно. Ребенок лежит на спине. Сгибаем ноги в коленках и кладем их то вправо, то влево. В быстром темпе. Расслабляет тазобедренный сустав. Начинают с 50 раз.
"Корзинка",которое очень эффективно, не смотря на простоту: ребенок лежит на животе, сгибаете ножки в коленке, руки ребенка отводите назад и хватаетесь за ноги, только обхватить надо с внутренней стороны, где свод стопы, чтобы сблизить лопатки. Начинаете поднимать ноги и опускать, как бы качать. Делать надо в быстром темпе. Начинают с 50раз. Потом постепенно увеличивают. Но надо смотреть по ребенку. Если возбудился или тонус чуть увеличился, надо снизить до того количества, когда все было нормально. Делая корзинку, работают все мышцы. Укрепляется шея, спина, плечи выводятся назад, раскрывается грудная клетка, улучшается дыхание, сердце работает лучше, расслабляется тазобедренный сустав.
Еще из положения в корзинке, если у ребенка получится, можно попросить поднять только голову, начать с 5 раз, потом повернуть ее вправо-влево, тоже 5 раз. Если ребетенок не может, не надо мучать, наступит момент, когда сможет.

Есть такая книга, называется "Эти невероятные левши", атора забыла, синяя в бумажной обложке, там много нужных вам упражнений, поищите. Я со своим ребенком делаю. Раньше думала, наблюдая за ним, что он точно левша, сейчас-непонятно. Специалисты рекомендуют подобные упражнения и развивать две руки. Ребенок с возрастом сам разберется, какая рука предпочтительнее, мне советовали не фиксировать его пока жестко как левшу или как правшу.

27.02.2007 10:48:55, КатяМ

А мы как раз собираемся провести полное тестирование на аутизм, на март записаны к генетику и педиатору по развитию, проверку слуха, тесты для Д.С. Также тоже Результат удивил всех - полностью отключено правое полушарие, имеются признаки деградации мозг. в-ва.

Обсуждение

Моему мальчику как раз год назад была диагностирована ломкая х-хромосома.Из внешних признаков у нас присутствуют большие уши/и то ведь все относительно/, гипермобильность в суставах. И еще конечно большие трудности с речью. А так поведение у него не агрессивное, с детьми в садике дружит,хотя он и застенчивый,что характерно для таких детей. Еще при таком диагнозе есть характерные отклонения в энцефалограмме, а ЯМР мы не делали.Я побоялась последствий наркоза. Насчет УО это тоже все очень относитнльно.У него столько аутичных заморочек,что иногда не возможно понять или он не знает, или забыл, или просто не настроен в этот момент отвечать, потому что недавно отвечал сходу и правильно.Вот например всего за несколько повторений усвоил название всех 12 месяцев года,а цвета учим уже очень долго и до сих пор путаем. Компьютер тоже освоил сам,наверно с3-х лет включает, выключает, вводит пароль, находит, открывает папки,хорошо работает мышкой, а вот карандаш в руки берем с большим трудом.
НО переходя к вашему вопросу, анализ у генетика я бы вам посоветовала сделать. Кроме того, цитогнетический анализ в большинстве случаев дает отрицательный ответ/поэтому этот синдром редко диагностируют/и если есть показания надо делать и молекулярный анализ. Хотя в принципе это ничего не меняет, что есть то и есть,но какую-то определенность в ситуацию вносит. И еще хочу сказать, что когда мне стал известен результат наших анализов, то для меня это прозвучало приговором,а потом я взяла себя в руки и поняла, что это всего лишь диагноз, и с этим можно бороться. Дети эти обучаемые, учиться любят,любят когда их хвалят,только усилий нодо приложить значительно больше.

27.12.2005 21:50:39, irra

Ну тут все просто, Срединный ЭХО сигнал прав. 71, лев. 73; Индекс мозгового плаща прав: 2,5, лев: 2,7 (норма 2,0-2,3). Ширина 3 желудочка прав: 6мм, лев: 6 мм (норма до 5 мм). Пульсация Эхосигнала 50% слева и справа (в норме до 30-40%). Дополнительных эхо сигналов нет, смещение срединных структур головного мозга вправо на 1 мм (норма до 1мм).

22.05.2004 02:09:39, Нунехия

"игнорируя базисное полушарие (правое), без отличного развития которого левое - только полуразвитый самозванец, развивать надстроечные способности (чтение, счет, письмо) раньше времени...

Обсуждение

Понятно, что наш мозг - это великий организатор тех процессов, от сохранности которых зависит наше полноценное существование, а окружающая среда - великий провокатор:)
От того, насколько наш мозг готов к провокациям (дискомфорту) окружающей среды, зависит наше процветание:)
И в этом процветании роль правого полушария трудно переоценить.
Что такое левое полушарие? Великий приспособленец:) А, значит, весьма зависимый субъект:) Что такое правое полушарие? Великий творец, благодаря которому личность может состояться, не в качестве левополушарного винтика, а в качестве ЛИЧНОСТИ.
Теперь пойдем по науке:)
Я в прошлом году много твердила о закономерностях развития детского мозга.
Это - три оси созревания: вертикальная (снизу - вверх), от подкорковых образований к коре больших полушарий, горизонтальная: от задних отделов мозга к передним, и латеральная (боковая), которая нас сейчас интересует, - от правого полушария к левому.
Сейчас даже самый непродвинутый студент психфака МГУ знает, что правое полушарие является приоритетным в развитии ребенка.
В майском номере журнала "Наш малыш" я писАла, отчего может задерживаться развитие речи (левое полушарие) ребенка: общество становится более цивилизованным, детство удлиняется, способности правого полушария (невербальные) многими родителями перестают игнорироваться: ребенок счастлив, весел, просто красив (я вижу, как много красивых детей появилось в последние годы - нормальные, красивые, счастливые лица). А специалисты бьют тревогу - речь многих детей задерживается чуть ли не до шести лет. Правильно! Возможно, эти дети будут жить не 50-60 лет, а все 200...
Что способствует развитию правого полушария? Сама природа. Мы мешаем. Способствовать мы не можем, так как не боги:) От нас требуется только одно - НЕ МЕШАТЬ!
Чем небезопасно лишать ребенка этой возможности? Сокращением лет жизни, неврозы, психозы...

Привет! Давно из России вернулись?
Совершенно согласна с цитатой:) Научать механическим навыкам можно и позже, а вот развитие умения творчески мыслить можно упустить.
Развитию правого полушария способствуют занятия в игровой форме любые:) Музыка, рисование, лепка, танец, книги, драма, математика тоже, но творческая. Много чего придумать можно. Можно и буквы учить творчески:)
Обучение чтению, письму, счету может быть опасным увлечением, если это обучение академического плана. В этом случае, все эти навыки, стоящие перед ребенком как прямая цель, могут привести к отсуствию креативности в дальнейшем, неумению творчески решать самые разные задачи. Да и вообще, время только упускать этим занимаясь, будет чуть постарше, усвоит все это за пару недель. Известный пример - неразвитые пальчики- неразвитая речь, значит и нужно начинать с мелкой моторики и развития речи, а писать получится уже после всего этого. Или раскраски- заштриховать готовую идею уже материализованную на бумаге. Ну раскрасит, научится это делать. А зачем? Для того, чтобы чувствовать границы поля, так придет оно потом неминуемо, это умение.

Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое - за мыслительные операции, память, языковые способности, аналитическое мышление.

Ведущее полушарие - врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равнополушарными). Но, как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. И дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому, кстати, многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать и погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции.

«Право - лево»

Важно научить ребёнка уверенно различать правую и левую стороны. Для совершенствования этого навыка как можно чаще включайте в ваш комплекс развивающих занятий с дошкольником задания такого плана:

  • вытяни перед собой [правую | левую] руку;
  • встань на [правую | левую] ногу;
  • ударь по мячу [правой | левой] ногой;
  • возьми конфету [правой | левой] рукой.

Когда подобные упражнения будут даваться легко, усложните задачу:

  • прикоснись [правой | левой] рукой к [левому | правому] [уху | глазу];
  • [правой | левой] рукой гладь себя по голове, а другой стучи по столу;
  • указательный палец [правой | левой] руки поставь на кончик своего носа, а большим и указательным пальцами другой руки возьмись за мочку уха с противоположной стороны;
  • встань на [правую | левую] ногу и подними [левую | правую] руку вверх.

Сначала вам придётся проделывать все упражнения вместе с ребёнком (впрочем, такие занятия полезны не только детям, но и взрослым). Но очень скоро малыш усвоит правила игры и будет сам с удовольствием выполнять все задания, ориентируясь на ваши словесные команды. Это сделает развитие межполушарных связей ещё более эффективным.

Пальчиковые кинезиологические упражнения

«Ударный ансамбль»

Поочерёдно стучать по столу кулаком, ребром ладони, распрямлённой ладошкой. Стучать сначала правой, потом левой рукой, потом двумя руками сразу, потом поочерёдно меняя руки в режиме:

  • кулак - левой;
  • ребро - правой;
  • ладонь - левой;
  • кулак - правой;
  • ребро - левой и т. д.
«Фонари зажглись»

Расслабленные руки положить на стол ладонью вниз.

  • «фонари горят»: развести прямые пальцы в стороны;
  • «фонари погасли»: сложить кулачки;
  • «фонарик включился»: пальцы на одной руке выпрямить;
  • «фонарик включился»: пальцы второй руки выпрямить.

Когда ребёнок поймёт правила, отдавайте команды:

  • оба фонарика горят;
  • левый фонарик погас;
  • оба фонарика погасли;
  • оба фонарика зажглись;
  • правый фонарик погас.
«Цепочка»
  • Соединить указательный палец левой руки с большим пальцем правой.
  • Над первым «звеном» образовать второе - соединить указательный палец правой руки с большим пальцем левой.
  • Разорвать нижнее «звено» и снова соединить его над верхним.
  • Продолжить составлять «цепочку», постепенно увеличивая темп.
«Колечко»
  • Образуйте «колечко», поочерёдно соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Постепенно увеличивайте темп.
  • Выполните упражнение в прямом порядке сначала одной рукой, потом другой.
  • Выполните упражнение в обратном порядке (от мизинца к указательному) сначала одной рукой, потом другой.
  • Выполните упражнение двумя руками сначала в прямом порядке, потом в обратном.
  • Выполните упражнение правой рукой в прямом порядке, левой - в обратном, а затем наоборот: левой - в прямом, правой - в обратном.
«Карусели»
  • Соедините попарно подушечки пальцев противоположных рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.
  • Разведите большие пальцы и совершайте ими круговые движения сначала в одном направлении, потом в другом. Вновь соедините подушечки больших пальцев.
  • Проделайте аналогичные действия с каждой парой пальцев.

Игры для развития межполушарных связей

«Что ты видишь»

Задача ребёнка в течение нескольких минут в быстром темпе называть всё, что попадает в его поле зрения. Играть можно дома, на прогулке, в транспорте, в магазине - в общем, где угодно.

В процессе игры правое полушарие воспринимает образы, а левое подбирает к ним соответствующие названия. Чем больше слов будет названо, тем эффективнее работает мозг. Вы можете использовать таймер и вести подсчёт слов, занося результаты в специальную табличку. Так у малыша появится соревновательный момент с самим собой (или с другими детками, если проводить игру для детской компании).

«Назови букву»

Подготовьте карточки такого вида:

Буквы верхней строчки ребёнок должен произносить вслух. Желательно громко и чётко.

В нижней строчке за буквами скрываются команды, которые надо выполнять (ИП: стоя, руки вытянуты вдоль тела):

  • «Л» - левую руку поднять влево;
  • «П» - правую руку поднять вправо;
  • «В» - обе руки поднять вверх.

Чтобы справиться с заданием, ребёнку придётся одновременно считывать информацию с двух строк, произносить букву и при этом совершать движение руками. Сначала будет непросто. Хотя… Готовы проверить?

«Назови цвет»

Сразу предупреждаем! Эта игра подходит только для хорошо читающих детей. Малыши, которые знают цвета, но только учатся собирать буквы в слоги и слова, справятся с ней великолепно. А вот книгочею, который при виде последовательности букв сразу воспринимает скрывающийся за ней образ, будет непросто.

Итак, вам надо подготовить карточки такого вида:

Обратите внимание: цвет текста не должен соответствовать тому, что написано. Задача игрока - называть цвет букв, а не читать слово.

Т. е. для первой карточки правильным ответом будет последовательность слов:

  • красный;
  • зелёный;
  • синий.

Подготовьте как можно больше таких разрезных карточек и быстро выкладывайте их перед ребёнком одну за другой.

Друзья! Составляя план развивающих занятий с дошкольником, не забывайте, что внимания требуют не только интеллектуальные, но и творческие способности. Мозгу нужны интенсивные тренировки, заставляющие работать и левое, и правое полушарие. Упражнения, в которых укрепляется связь между полушариями, станут вашим верным помощником в воспитании всесторонне развитой, гармоничной личности.

Счастливого вам родительства. До новых встреч.

Для улучшения работы мозга создано много препаратов, как синтетических так и натуральных, и не всегда они дают желаемый результат. Но есть методики, которые при своей кажущейся простоте очень эффективно улучшают работу мозга. Так значительно активизировать умственную мобильность поможет асимметричная гимнастика для мозга.

Упражнения этой гимнастики синхронизируют работу мозга, так как одновременно нагрузку получают оба полушария.

Асимметричная гимнастика для мозга

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что в своей работе доказал, что левое и правое полушария имеют свою специализацию, свою сферу управления организмом. И когда происходит дисбаланс между полушариями, мозг работает не продуктивно.

Если создать методики, которые помогут синхронизировать оба полушария мозга, то можно добиться повышения качества обучения и сохранения функций мозга, которые утрачиваются с возрастом.

Так и была создана гимнастика, которая активизирует работу мозга.

Вот эти одиннадцать упражнений для полушарий мозга

Выполняя эти упражнения постоянно, вы отметите, что у вас значительно улучшилась память, вы стали более сообразительны, даже эмоциональный фон вашего настроения стал более позитивным.

Первое упражнение. Кулак-ладонь

Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

Второе упражнение. Ухо-нос.

Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

Третье упражнение. Капитанское

Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Четвёртое упражнение. Класс

Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Казалось бы всё просто, но тоже сразу может не получаться. Фиксируйте положение рук при смене позиций. Но после того как вы полностью освоите это упражнение, можно и усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук.

Пятое упражнение. Победитель

Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. Старайтесь не путаться.

Упражнение 6. Перекрёсток пальцев

На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Седьмое упражнение

Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки

Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Девятое упражнение. Пазлы

На одной руке выставляем два пальца -указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Десятое

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Одиннадцатое упражнение

Большие пальцы рук соединяются с указательными пальцами противоположной руки. Потом нижние пальцы мы отсоединяем, делаем виток вверх и там снова их соединяем, ускоряясь и делая упражнение быстрее.

Для лучшего усвоения упражнений для активации работы мозга посмотрите видео, где инструктор наглядно показывает как надо выполнять эти упражнения.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Читайте также:

Просмотрено

Упражнение «Плывущая лягушка»: для тех, кто хочет сохранить здоровье щитовидки, гибкость тела и ясную голову до глубокой старости

Функции головного мозга четко разделены, направлены на выполнение различных функций. Каждому полушарию необходимый особый подход, а потому и развивать их нужно по-разному.

Задача каждого полушария

Давайте разберемся, за что отвечает каждое из полушарий. Итак, левое полушарие - это логика, буквальное восприятие информации, математические способности, письмо, чтение, способность к языкам.

Левое полушарие отвечает за построение причинно-следственных связей. Таким образом, понимаем, что левополушарное мышление по сути своей довольно-таки рационально. Теперь давайте перейдем, к правополушарному мышлению, более спонтанному и иррациональному.


Правое полушарие отвечает за воображение, эмоции, способности к музыке, изобразительному искусству. Среди многих хорошо нам всем известных талантливых и творческих людей есть много левшей, то есть людей с доминирующим правополушарным мышлением.

Это, например, Моцарт, Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие. Кроме того, правое полушарие отвечает за интуицию и образное мышление.

Итак, после того как мы разобрались, для чего же нам нужно правое полушарие, давайте перейдем к тому, как его можно развить. Конечно, одним из способов является просто более частое использование левой части тела - той, которую оно контролирует.

То есть можно начать с того, что больше использовать левую руку, например, когда чистите зубы, едите, моете посуду и т.д. Некоторые рекомендуют научиться писать левой рукой. Однако, тут важно понимать, что злоупотребление подобного рода действиями может негативно сказаться на вашей психике, вплоть до развития эпилепсии.

Поэтому рекомендуется использовать более "безопасные" методы. Первый из них - это научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Когда человек играет на чем-либо он задействует обе руки - левую и правую, что как раз и способствует развитию правого полушария у правшей и левого - у левшей.

Также своеобразной тренировкой полушарий мозга является печатание текста и другие подобные действия. Теперь рассмотрим второе упражнение - чтение слов с конца, т.е. если вам нужно прочесть слово "красный", вы его читаете как "йынсарк". Так можно проделывать с любыми текстами.

Кстати о цветах: хорошей тренировкой для правого полушария будет также если перед вами будут слова, обозначающие какой-либо цвет, при этом они сами будут написаны другим цветом, и вы будете произносить не сами слова, а цвет которым они написаны.

Например, у вас есть слово "красный", которое написано зеленым цветом. Вам нужно будет произнести слово "зеленый". На первый взгляд просто но далеко не у всех получается сделать это быстро.

Еще одно эффективное упражнение - дотроньтесь указательным пальцем правой руки до кончика носа, а левой - до правого колена. Затем хлопните в ладоши и сделайте наоборот, т.е. пальцем левой руки коснитесь кончика носа, а правой - левого колена. И так делайте столько раз, насколько хватит терпения. При этом старайтесь выполнять это как можно быстрее.

  1. Нужно учиться не просто сопереживать другим людям, а смотреть на мир его глазами, таким образом, человек глубоко соприкасается с действительностью других людей.
  2. Нужно учиться рисовать, воспринимая окружающий мир абстрактным образом, для начала можно стать дизайнером своей квартиры, делать фото, доверять своей интуиции при выборе цветовой гаммы.
  3. Человеку нужно часто слушать расслабляющую музыку, во время которой можно отдохнуть, собрать свои помысли, направить созидательную энергию в правильное русло.

А при одновременной работе обеих рук (рисование, набоб текст на компьютере, игра на музыкальных инструментах) в работу включаются оба полушария, а значит, эффективно развивается головной мозг.

При движении дотронуться левой рукой до колена левой ноги, а правой – к правой ноги. Количество раз увеличивать при каждой тренировке. Важно следить за ритмом, при этом нужно смотреть на рисунок с 2 параллельными линиями, расположить который нужно на уровне глаз.

Для следующего упражнения необходимо принять удобное положение, стоя или сидя. Одновременно руками нарисовать рисунок, можно на бумаге или в воздухе, обязательно с зеркальным отражением руки.

Упражнения на не симметрию

Упражнение выполняется аналогично первому симметричному, но руки должны касаться противоположной коленки – правая рука- левая коленка. Рисок для визуализации при движении – Х.

Для развития правого полушария нужно регулярно выполнять гимнастику для пальцев, можно делать такие упражнения - выпрямить указательный палец правой руки и большой палец левой. Затем зеркально распрямить указательный палец левой руки и большой – правой. Со временем нужно увеличивать ритм.

Вот такой небольшой список упражнений поможет вам развить правополушарное мышление безо всякого ущерба для себя и своей психики.



Похожие статьи