Цель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных результатов освоения образовательной программы по физике. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся Метапредметные результаты по физике

19.05.2022
«Оценка достижений метапредметных результатов, учащихся по физике в соответствии с ФГОС ООО»

Смертина Елена Васильевна
учитель физики
МКОУ СОШ с УИОП
п.г.т. Мурыгино Юрьянского района
Кировской области

«Доводы, до которых человек додумывается сам
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим»
Б. Паскаль.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования содержат систему требований к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы и к условиям ее реализации. Основанием для разработки системы оценки учебных достижений являются требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Требования к образовательным результатам предъявлены в стандарте в трех категориях:

личностные (воспитание гражданской идентичности, готовности к самооб-разованию, формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, толерантности, освоение социальных норм, правил безо-пасного поведения и т.д.);

метапредметные (умения определять цели обучения, планировать пути их достижения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, владеть смысловым чтением, ИКТ-компетенции и т.д.);

предметные (цели-результаты по предметным областям и предметам)

Рассмотрим требованиях ФГОС к метапредметным результатам обучения. В настоящее время метапредметные результаты рассматриваются в качестве приоритетных результатов обучения, поскольку отражают интегральные способы деятельности, позволяющие оценить возможности учащихся использовать знания и умения как в «типовых» учебных задачах, так и на широком поле жизненных ситуаций. Эффективность обучения определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Метапредметные результаты рассматриваются в ФГОС основного и среднего общего образования как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

К метапредметным результатам на ступени основного общего образования относят освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,

познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. На ступени среднего образования к перечисленным выше требованиям добавляется «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности».

Выделяют основные группы межпредметных понятий. Основанием для выделения межпредметных понятий в естественнонаучном образовании, являются атрибуты объекта познания – материального мира, природы. Для предметов естественнонаучного цикла такими атрибутами выступают следующие:


  • вещество и поле (как основные виды материи),

  • движение (способ существования материи),

  • взаимодействие (связь материальных объектов),

  • пространство и время (формы существования материи).
Вторая часть метапредметных результатов – универсальные учебные действия – представляет собой обширный спектр умений, формируемых в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности.
Оценка метопредметных результатов учащихся:

1) самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать владение основами самоконтроля, самооценки.

Для развития оценочной самостоятельности можно применить критериальную оценку результатов учебной деятельности школьников, позволяющую развивать субъектную позицию ученика, формирует интерес и умение учиться, что делает ученика успешным в учёбе.

Критериальная оценка лабораторных работ.

Критерии оценивания лабораторных работ выдаются учащимся в начале урока. Они могут быть использованы как руководство к действию наряду с текстом учебника, описывающим конкретную работу. Критерии являются общими для всех лабораторных работ.

Например следующие критерии


  • Запись темы лабораторной работы, ее цели, оборудования. Оформление таблицы для записи результатов опыта (если есть).

  • Соблюдение парой правил техники безопасности. Сдача оборудования по окончании работы.

  • Измерение всех необходимых физических величин.

  • Запись данных в таблицу в требуемых единицах с учетом погрешности измерения.

  • Запись расчетных формул. Верное выполнение всех расчетов.

  • Формулирование и запись вывода на основании наблюдений и полученных данных (обратить).
Критерии, от работы к работе, не изменяются, формируется единство требований. Но изучение некоторых разделов физики добавляет отдельные критерии к списку.

Например, в работах по электричеству необходим такой критерий: начертить схему данного опыта, указать полярность у источника тока, амперметра, вольтметра и направление тока в цепи. При проведении работ по оптике: построить ход лучей в тонкой линзе и получить изображение предмета.

Каждый критерий оценивать двумя баллами. В случае, если он выполнен не полностью, что в лабораторных работах бывает довольно часто, можно заработать один балл. Используя конкретно прописанные критерии ребята могут оценивать себя сами. И это необходимый элемент в формировании учебной самостоятельности учащихся.
Примеры:

Критерии оценивания выступления


  • Соответствие материала теме

  • Степень владения материалом

  • Логика изложения материала

  • Соблюдение регламента

  • Культура речи
Критерии оценивания презентации.

  • Информативность

  • Соответствие теме

  • Качество иллюстративного материала

  • Логика составления презентации

  • Оформление работы

2)универсальные учебные действия

В программе для основной школы есть и специальные планируемые результаты интегрированного характера «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом», которые описывают основные читательские умения, формируемые в различных предметах на данной ступени образования.

Эти планируемые результаты сформулированы как итоговые для выпускников основной школы, то в полной мере они могут проверяться лишь в конце девятого класса или в начале обучения в десятом классе.

Выделяют два объекта:

Умения по работе с текстами физического содержания (ГИА 9 класс задания с развёрнутым ответом)

Умения по работе с графической информацией.

На содержании физики в наибольшей степени формируются умения по работе со следующими видами графической информации:


  • Графики (различных зависимостей физических величин). Особенности предмета позволяют использовать различные функциональные зависимости (графики линейной функции, параболы, гиперболы и т.д.). Кроме того только в рамках физики происходит обучение построению графиков с использованием абсолютных погрешностей физических величин. Главным преимуществом является возможность широкой интерпретации графической информации, так как на материале физики все графические зависимости отражают взаимосвязи физических величин в реальных процессах.

  • Таблицы. На материале физики используется табличное представление результатов экспериментов, а также использование разнообразных таблиц справочных данных. В первом случае основной упор делается на понимание характера зависимости величин, представленных в таблице, на умение преобразовывать табличные данные в график или символическую запись.

  • Схемы и схематичные рисунки. В рамках физики учащиеся обучаются работать с различными схемами (электрическими, оптическими), в которых используются стандартизованные обозначения элементов. Основное умение здесь – соотнесение схематичных изображений с реальными объектами.

3) межпредметные понятия

При оценивании используются заданий для оценки овладения межпредметными понятиями на основе предметов естественнонаучного цикла.

1) преобразование энергии

Какой из перечисленных ниже процессов сопровождается выделением энергии?

1) гниение органических веществ;2) фильтрование раствора соли

3) плавление льда;4) дистилляция воды

2) коэффициент полезного действия

Как известно, в процессе фотосинтеза в растениях образуются углеводы. Коэффициент полезного действия (КПД) процесса фотосинтеза составляет обычно 6-8%. Объясните, что это означает с точки зрения преобразования энергии, происходящей в процессе фотосинтеза.

4)владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности

Выполнения группового или индивидуального проекта, либо группового или индивидуального учебного исследования, в котором обучающийся принимал участие в течение последнего года обучения (на ступени основного общего образования участие в проекте осуществляется по желанию обучающегося, а на ступени среднего общего образования – является обязательной частью итоговой оценки).

Содержание курса физики основной школы строится на последовательном изучении различных явлений: механических, тепловых, электромагнитных, квантовых. В каждом разделе изучаются физические явления, характеризующие их величины, законы и закономерности, решаются задачи и выполняются лабораторные работы. При различном содержании идет постепенное формирование одних и тех же умений и, соответственно, достижение одних и тех планируемых результатов на разном содержании. То же самое можно сказать и о курсе физики средней школы.

Накопление оценок должно строиться таким образом, чтобы зафиксировать в конце изучения каждого раздела физики очередной рубеж ученика в достижении всего спектра планируемых результатов. Оценочные процедуры по теме или разделу необходимо подбирать таким образом, чтобы они предусматривали раздельное оценивание разных планируемых результатов. В зависимости от принятой учителем системы контрольно-оценочной деятельности в рамках одной темы (раздела) могут проводиться несколько контрольных мероприятий или одна тематическая работа. В первом случае это могут быть, например: отдельные тестовые работы по усвоению понятийного аппарата темы; работа по решению задач; одна из лабораторных работ, которая используется в качестве контроля сформированности определенных экспериментальных умений; а работа с информацией может проверяться, например, в рамках поурочной работы с учебной и справочной литературой, выполнения различных проектных работ и т.д. Во втором случае может использоваться итоговое зачётное мероприятие по теме (разделу). Однако содержание зачетной работы должно отражать все группы планируемых результатов. Результаты последовательных этапов промежуточной аттестации по физике должны отражать динамику достижения предметных и метапредметных планируемых результатов.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Достижение метапредметных результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности».


2


Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы реализуется путем включения в содержание и методический аппарат учебных текстов и заданий, направленных на реализацию требований.,


Единая методологическая основа системно-деятельностный подход Методические принципы построения системы: практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; связь учебного материала одного предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования УУД; ориентация учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ; использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов. Система учебников «Алгоритм успеха»


Методические особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС ООО и ФГОС СОО 1. Новая система оценивания УУД в образовательном пространстве школы 2. Требования ФГОС ООО и ФГОС СОО современному уроку 3. Формирование УУД при: обучении физике на примере УМК «Физика 7-11» авторов А.В.Грачева и др. обучении математике на примере УМК «Математика 5-6», «Алгебра. 7» и «Геометрия, 7» (авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.




Виды универсальных учебных действий Личностные внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Познавательные общеучебные; логические постановка и решение проблем Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; лидерство и согласование действий с партнёром; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Оценка сформированности отдельных личностных результатов: готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках системы общего образования прилежание и ответственность за результаты обучения соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении Личностные качества


Особенности оценки метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Основные объекты оценки метапредметных результатов: Способность и готовность к освоению систематичес- ких знаний, их самостоятель -ному пополнению, переносу и интеграции способность к сотрудничеству и коммуникации способность к само- организации, саморегуляции и рефлексии способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития


Задачи контрольно-оценочных действий педагогов 1) создать следующие условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов: требования к результату изучения темы (оценочный лист); задания для самоконтроля учащихся своих действий в ходе изучения темы; задания для расширения, углубления отдельных вопросов темы; содержание проверочных, стартовых и итоговых работ (проектных задач); место и время, где можно предъявить результаты («продукты») деятельности учащихся; способы перевода качественных характеристик учения в количественные. 2) обеспечить самоконтроль выполнения всех указанных выше условий.


Контакты Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина Галина Владимировна Интернет-магазин vgf.ru

Метапредметный подход на уроках физики

Как известно, в новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предлагает такую переорганизацию предметного образования, когда за счет использования на уроках метапредметных технологий транслируется и необходимое предметное содержание – не как сведения для запоминания, а как знания для осмысления и использования. Школьники учатся разбираться в устройстве предметных действительностей, они при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции сталкиваются и тем самым разворачивают науку, наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма. С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал. Отсюда – системомыследеятельностный подход. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.

Основные идеи метапредметного подхода:

    Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;

Они учатся выражать с помощью схем:

То, что понимают,

То, что хотят сказать,

То, что пытаются промыслить,

То, что хотят сделать.

Основная цель процесса обучения:

    О бучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.

    О бучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности – коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.

    В ходе работы со знаками впервые создается и выстраивается метод , что в переводе с древнегреческого означает путь познания .

В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания.

В рамках метапредмета – «Знание » - формируется, свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знании), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация – это такой идеальный конструктор, который лежит в основе понятия) и т.д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них – техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научатся выделять зону «незнаемого» в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, - это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

    «Знания» - понимание того, что главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление.

    Учащиеся в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но и сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные.

Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

Метапредмет «Проблема».

Научить человека видеть и понимать ситуацию в целом, вырабатывать собственную позицию и уметь отстаивать ее – вот основная задача метапредмета «Проблема».

Он обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности) учащегося.

При попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно , но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения .

Учащиеся осваивают технику – видеть одно и то же явление одновременно с разных позиций .

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.

На метопредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.

    При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    Тип философско-методологического философствования учащихся, в рамках этого метапредмета, связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи.

    Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;

    Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок;

    Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.

Метапредметные методы особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):

    Метод смыслового видения;

    Метод вживания;

    Метод образного видения;

    Метод графических ассоциаций;

    Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;

    Метод символического видения;

    Метод гипотез (рабочих, реальных);

    Метод наблюдений;

    Метод сравнений;

    Метод эвристических бесед;

    Метод ошибок;

    Метод регрессии

Направления деятельности учителя

Развитие личности и социальная адаптация (выступление учащихся в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе. Например, проведение уроков моделирования и конструирования при изучении нового материала:

    Мысленное (идеальное ) интуитивное это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования. Знаковое это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы

    Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока, либо как составную часть урока моделирования. Основная задача данного типа урока – на основе построения “содержательной абстракции и содержательного обобщения” сконструировать новое понятие (способ). Здесь идет групповая форма общения, а затем всем классом обсуждаются варианты решения и на их основе фиксируется в тетради способ (понятие). Урок как всегда заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют те “открытия”, которые они на уроке сделали

Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера.

Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства личности.

Структура осуществления “Метапредметности”

на уроках физики и во внеурочное время

1) Уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география,история и др.):

    Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).

2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий суть физического явления, зависимость физических величин;

3) В течение года учащимся предлагается выполнить домашние исследования, сделать вывод;

4) Для формирования критического мышления, с целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме учащимся можно предложить при ответах использовать различные блок-схемы

5) Проведение мониторинга метапредметных результатов. “Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

    овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

    понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

    формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

    развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

    освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;

    формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.

Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии). Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”;упорядочивание;“цепочки”;хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д. С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений учащимся предлагается по заданию учителя провести лабораторные опыты по изученной теме. При этом в соответствии со структурой эксперимента необходимо исходить из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы.

В связи с введением ФГОС в 7-х классах областным методическим объединением учителей физики составлена промежуточная диагностическая работа по физике для оценки метапредметных результатов (7 класс).

Цель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных результатов освоения образовательной программы по физике.

Так как в текущем году отмечается 55-й юбилей полёта Ю.А. Гагарина в космос, было решено тематику текстов связать с астрономией.

Данная работа проводится учителем физики в 7 классе в конце учебного года, с 11 по 23апреля включительно. Работа представлена в 2-х вариантах. Время выполнения – 45 минут. Рекомендации по проведению работы следующие:


  • Все задания выполняются в только классе, индивидуально, полностью самостоятельно;

  • Перед работой учитель объясняет цель работы, время выполнения и форму представления ответов (вписываются в лист с заданием или на отдельный листок, карточку). Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в некоторых заданиях ответом будет только число, в других – слова или фразы;

  • Во время выполнения работы учитель не консультирует обучающихся: не отвечает на их вопросы, не помогает в решении, не подсказывает;

  • Специальной подготовки обучающихся к работе не требуется;

  • Учитель физики проверяет и оценивает работы, пользуясь таблицей Приложения 1;

  • По окончании проверки учитель физики заполняет форму, представленную в таблице №2; обобщённую таблицу Приложения № 2 заполняет учитель физики (или заместитель директора) и отправляет по электронной почте [email protected] ;

  • Методическое объединение проводит анализ результатов и продумывает мероприятия по коррекции результатов, а также деятельность их дальнейшему формированию. Результаты выполнения диагностической работы следует учитывать в преподавании не только физики, но и остальных предметов учебного плана.
Содержание диагностической работы включает метапредметные знания и умения, полученные школьниками при изучении физики, математики, а также других учебных предметов (курсов). В связи с тем, что по результатам вводной диагностики обучающиеся продемонстрировали наиболее низкие результаты в освоении читательской компетентности, количество заданий на диагностику навыков смыслового чтения увеличено.

Предлагаем ознакомиться со спецификацией данной работы, представленной в таблице №1:

Таблица №1. Спецификация работы.


№ задания

Контролируемые метапредметные результаты

Уровень сложности

Max количество баллов

1

Знание межпредметных понятий - определение (описание) величины

Умение находить в тексте определение (описание)


Базовый

1

2

Знание межпредметного понятия – физическая величина, значение физической величины

Базовый

1

3

Умение находить в тексте нужную информацию

Базовый

1

4

Умение представлять информацию в виде таблицы и графика

Повышенный

2

5

Знание межпредметного понятия - гипотеза

Базовый

1

6

Знание межпредметного понятия – результаты (вывод) исследования

Базовый

1

7



Базовый

1

8

Умение работать с информацией, представленной в таблице

Умение делать вывод на основе информации, представленной в таблице


Повышенный

2

9

Умение представлять информацию в форме таблицы

Владение операцией сравнения


Повышенный

2

Максимальный балл

12

Анализ результатов выполнения работы проводится поэлементно. В помощь учителю приводим правильные ответы и рекомендации по оцениванию в Приложении 1 .

«5» - 11 – 12 баллов;

«4» - 8 – 10 баллов;

«3» - 4 – 7 баллов;

«2» - 3 и менее баллов.
Распределение результатов по уровням усвоения:

Ниже базового уровня – 3 и менее баллов;

Базовый уровень – 4 – 6 баллов;

Повышенный уровень – 7 – 12 баллов.

Форма анализа результатов выполнения работы приведена в таблице №2. Напоминаем, что знание (умение) считается усвоенным, если обучающийся выполнил верно не менее 50% заданий, контролирующих это умение. Например, знание межпредметных понятий контролируется заданиями: 1, 2, 5, 6 (см. спецификацию), каждое из которых оцениваниется в 1 балл. Значит, максимально возможное количество баллов составляет 4, а для фиксации усвоения этого результата достаточно получения учеником 2 баллов. В этом случае в таблице напротив фамилии обучающегося в колонке «Знание межпредметных понятий» ставится «1», иначе – «0».

Таблица№2. Анализ результатов выполнения входной диагностики метапредметных результатов по физике (7 класс). Красным курсивом приводится пример заполнения таблицы.


Фамилия, имя, отчество учителя физики

Класс





Список класса

Перечень контролируемых результатов









1

Абрамов С.

1

1

0

1



Итого по классу:

1 – (количество)

0 – (количество)


1 – (количество)

0 – (количество)


1 – (количество)

0 – (количество)


1 – (количество)

0 – (количество)

Приложение № 1
Ответы к заданиям и критерии выполнения


№ задания, пункта

Описание правильного ответа

Рекомендации по оцениванию

Вариант 1

Вариант 2

1

Время, через которое планета на земном небосводе возвращается в прежнее положение относительно Солнца

Оболочка из пыли и газа, возникающая вокруг ядра кометы

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ


2

Допустимы записи: t = 115 суток или синодический период 115 сут.


Любые 5 физических величин из текста.

Допустимы записи: t = -140 0 С или температура -140 0 С


1 – все перечисленные понятия соответствуют содержанию задания;

0 – хотя бы 1 понятие приведено ошибочно


3

280

2061 или 2062

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ


4

Из текста следует, что на поверхности Меркурия g = 4 Н/кг, значит, данные таблицы и графика должны соответствовать функции F т = 4m

Скорость кометы при прохождении рядом с Землёй дана в тексте: 41,6 км/с. Это значение можно округлить до 42 км/с. Данные таблицы и графика должны соответствовать функции S = 42t или S = 41,6t.

2 – правильный ответ;

1 – допущена ошибка в определении или нанесении 1 точки;

0 – допущены ошибки в определении или нанесении 2-х точек


5

Меркурий - не одна, а две планеты: утренняя, Аполлон, и вечерняя, Гермес.

Указание названий планет – не обязательны


Ядра комет представляют собой что-то вроде “грязных снежков” размерами до нескольких километров в поперечнике

1 – правильный ответ,;

0 – любой другой ответ


6

Составлена полная карта Меркурия

Открыта первая периодическая комета

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ


7

Алюминий, железо.

Аммиак, циан.

1 – правильный ответ;

0 – любой другой ответ


8

1)

Твёрдое

Водород

2 – правильный ответ;

1 – допущена 1 ошибка;

0 – допущено 2 и более ошибки


2)

Жидкое

Метан

3)

Газообразное

Аммиак

4)

Газообразное

Циан

9



Общее



Отличается у Меркурия

1



1

Нет атмосферы

2

Есть твёрдая поверхность

2

Нет жидкой воды (ливней, цунами)

3

Наличие льда

3

Меньше сила тяжести (легче прыгать)

4

Бывают землетрясения

4

Большая разница дневной и ночной температуры

5

Год 89 сут. и день 55 сут.

6

Небо чёрного цвета

7

Нет мерцания звёзд



Общее у комет



Различное у комет

1

Спутники Солнца (вращаются вокруг Солнца)

1

Периоды

2

Имеют ядро

2

Формы хвостов

3

Имеют хвосты (при приближении к Солнцу)

3

Скорость движения

4

Состоят в основном изо льда

4

Размеры

5

Появляется кома (при приближении к Солнцу)

6

При прохождении рядом с Солнцем образуются гейзеры пыли и газа

2 –правильный ответ, в котором приведены не менее 8 примеров;

1 – правильный ответ, в котором приведены не менее 5 примеров, причём в каждой колонке не менее 2-х;

0 – все остальные случаи выполнения задания


Все спорные случаи решаются в пользу обучающегося

Максимально возможная сумма баллов:

12

Приложение 2
Итоговая таблица

Обобщённая форма представления результатов промежуточной диагностики метапредметных результатов изучения физики (7 класс)


Полное название образовательной организации

Количество 7-х классов, участвовавших в диагностике

Количество обучающихся, выполнявших работу

Результаты (указать количество учеников)

Наименование результата

Усвоили

Не усвоили

Знание межпредметных понятий (задания 1, 2, 5, 6)

Умение работать с информацией, представленной в виде таблицы (задания 7, 8)

Умение представлять информацию в виде графика, таблицы (задания 4, 9)

Читательская компетентность (задания 1, 3, 4, 5, 6, 9)

Вариант 1.

Каково было бы жить на Меркурии?

Вы когда-нибудь всерьез задумывались о том, каково было бы жить на Марсе, бродить по спутникам Сатурна или хозяйничать на Меркурии? Чтобы узнать, как это было бы на самом деле, предлагаем мысленно совершить путешествие на ближайшую к Солнцу планету!

Самые ранние сведения о наблюдениях Меркурия дошли до нас на шумерских клинописных табличках III тысячелетия до нашей эры. От шумеров эти знания переняли греки. Они сначала полагали, что Меркурий - не одна, а две планеты: утренняя, Аполлон, и вечерняя, Гермес. Однако позже стало понятно, что оба имени принадлежат одному и тому же небесному телу. В те же времена замечательный математик и астроном ЕвдоксКнидский определил, что планета (за которой закрепилось имя Гермес) на земном небосводе возвращается в прежнее положение относительно Солнца каждые 115 суток. Этот параметр движения называется синодическим периодом, и Евдокс определил его менее чем с однопроцентной ошибкой! Греческий бог торговли быстроногий Гермес в римском пантеоне стал именоваться Меркурием.

Пожалуй, Меркурий – не та планета, которую человечество когда-либо попытается колонизировать. Причина - в предельных температурах: днём около 430 0 С, ночью до -180 0 С. Но если бы все-таки мы имели технологии, позволяющие выжить на Меркурии, какой была бы наша жизнь там?

На сегодняшний день, Меркурий посетили только два космических корабля. Первый, Mariner 10, совершил серию полетов вокруг Меркурия в 1974 году. Однако этому аппарату удалось увидеть освещенной лишь половину планеты. Вторым планету исследовал космический аппарат Messenger. В марте 2013 года он вышел на орбиту вокруг Меркурия. Фото, сделанные этим аппаратом, позволили ученым впервые составить полную карту планеты.

Как видно на снимках Меркурия, полюса планеты покрыты льдом. «Наличие этих льдов теоретически сделало бы возможной жизнь на Меркурии, вот только устанавливать базу на полюсах – не самая лучшая идея, – говорит Дэвид Блеветт, один из ведущих ученых проекта Messenger.- В полярных регионах мы могли бы укрыться от Солнца, однако низкие температуры в этих местах стали бы не меньшим испытанием». Лучшим решением было бы установить базу недалеко от одной из ледниковых шапок, возможно, на краю кратера.

День на Меркурии длится почти 59 земных суток, а год – около 88 земных суток. Такое соотношение продолжительности суток к году является уникальным для всей Солнечной системы. Вот уж где-где, а на Меркурии мы бы точно успели выполнить все задачи на день!

В течение дня меркурианское небо выглядело бы черным, а не синим. Это объясняется тем, что на планете практически нет атмосферы, которая бы рассеивала солнечный свет. «На Земле молекулы воздуха сталкиваются миллиарды раз в секунду, – отмечает Блеветт. - На Меркурии же атмосфера является настолько разреженной, что атомы никогда не сталкиваются между собой». Это также означает, что на Меркурии ночью мы не увидели бы мерцания звезд.

Без атмосферы на Меркурии нет и такого понятия как погода. Так что, живя там, о шквальных ветрах можно было бы не беспокоиться! А поскольку на поверхности планеты нет источников жидкой воды, то цунами и ливни также не представляли бы опасность.Однако некоторые природные катастрофы все же не обошли Меркурий стороной. Здесь бывают землетрясения, вызванные силой сжатия.

Диаметр Меркурия составляет примерно две пятых диаметра Земли. Сила тяжести здесь в 2,5 раза меньше, чем на Земле. Это значит, что на Меркурии мы могли бы подпрыгнуть в разы выше и без труда поднять тяжелые предметы.Ну и наконец, живя на Меркурии, пришлось бы забыть о звонках домой по Скайпу! На то чтобы достичь от Меркурия до Земли сигналу потребуется не менее 5-ти минут.

Задания.


  1. Найдите в тексте определение термина «синодический период»: _________________________________
__________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста значения пяти физических величин и назовите их:

  1. _________________________

  2. _________________________

  3. _________________________

  4. _________________________

  5. _________________________

  1. Чему равна сила тяжести, действующая на человека массой 70 кг, находящегося на поверхности Меркурия? _______________ Н.

F т , Н
Пользуясь данными теста, постройте график зависимости силы тяжести (F т) от массы тела (m) на Меркурии:

m , кг

F т , Н

m , кг

  1. Какую гипотезу о Меркурии выдвигали древние греки? ________________________
________________________________________________________________________

  1. Каковы результаты исследования Меркурия космическим аппаратом Messenger? ___
_________________________________________________________________________

В таблице приведены температуры плавления некоторых веществ, т.е. температуры, при которых вещества переходят их твёрдого состояния в жидкое:


  1. Из каких металлов можно было бы сделать оболочку аппарата для изучения поверхности Меркурия? ________________________________________________________

  2. В каком агрегатном состоянии (твёрдом, жидком, газообразном) находятся приведённые ниже вещества на Меркурии днём ?
1).Железо ___________________ 3). Вода _____________________

2). Олово ____________________ 4). Кислород _________________


  1. Составьте сравнительную таблицу, отражающую, чем Меркурий похож на Землю, а чем -отличается от неё:

Вариант 2.

Комета крупным планом

Комета - ледяное небесное тело, движущееся по орбите в Солнечной системе, которое частично испаряется при приближении к Солнцу.В результате вокруг ядра кометы возникает оболочка из пыли и газа (кома), а также один или несколько хвостов. Аристотель еще в IV в. до н.э. объяснил явление кометы следующим образом: легкий, теплый, сухой воздух поднимается к границам атмосферы, попадает в сферу небесного огня и воспламеняется - так образуются "хвостатые звезды". Это явление атмосферное, не астрономическое. Авторитет Аристотеля был столь незыблем, что в науке вплоть до XVI столетия сохранялся этот взгляд на природу комет.

Датский астроном Тихо Браге вернул кометы в семью небесных тел. Однако оставалось загадкой, по каким же путям движутся кометы. Ньютон предложил, что траекториями комет являются эллипсы – сильно вытянутые окружности. А это значит, что через определённое время (период) кометы должны возвращаться. Английский математик и астроном Эдмунд Галлей по совету Ньютона из сотен кометных наблюдений разных лет выбрал две дюжины таких, для которых можно было рассчитать траекторию. Вычислить 24 орбиты вручную, без компьютера, на основе подчас неаккуратных наблюдений - это многолетний труд. И вот три кометные будто траектории - 1531, 1607 и 1682 гг. - почти совпадают в пространстве Солнечной системы. Значит, это не три разных, а одно небесное тело, возвращающееся каждые 75-76 лет! Так была открыта первая периодическая комета - комета Галлея. Галлей предсказал её новое появление в 1758 г., а наблюдали её астрономы Георг Палич и Шарль Мессье. Это был триумф закона тяготения и начало строгого "паспортного режима" для комет.

Земные наблюдения многих комет и результаты исследований кометы Галлея с помощью космических аппаратов "Вега" и "Джотто"в 1986 г подтвердили идею, высказанную впервые Ф. Уипплом в 1949 г о том, что ядра комет представляют собой что-то вроде “грязных снежков” размерами до нескольких километров в поперечнике. Вблизи Земли комета Галлея летит с огромной скоростью - 41,6 км/с.

Перенесемся мысленно к ядру кометы, спещащей к Солнцу, и пройдем с ней часть пути. Ядро состоит изо льдов, внутри уплотненных, а снаружи пористых, губчатых, пушистых. Пока до Солнца далеко, комета, промороженная до -260 0 С, спит глубоким сном: ни головы, ни хвоста. В этом холодильнике могли сохраниться органические вещества - первые кирпичики, из которых сложилась жизнь на Земле. Кометный лед - грязноватый, перемешан с пылью и каменистым веществом. Когда пригреет, лед начнет испаряться, и, как на городских сугробах, на поверхности ядра останется корка загрязнения.

На расстоянии 7 млн. км от Солнца, когда обогрев кометы достигает 1/20 нагрева Земли и температура верхнего слоя льда поднимается до -140°С, открытые льды начинают испаряться. Не таять, а именно испаряться. Так улетучивается на холоде лед из замерзшего белья. День за днем процесс идет все заметнее. Сначала испаряются водород и другие вещества, образуя прозрачную атмосферу - голову кометы. Последней начинает испаряться вода.

Но от Солнца идет не только свет, а еще и солнечный ветер. Это поток заряженных частиц, которые,налетая на голову кометы, подхватывают частицы кометного газа и мчат их прочь от Солнца на скорости 500-1000 км/с, образуя длинный и прямой хвост.

Наконец, из-под коричневой корки начинают бить газовые фонтаны-гейзеры. Атмосфера все шире, голова все больше, и вот уже заметно ее холодное свечение. Солнечный свет подхватывает пылинки, и они образуют уже другой хвост - не прямой, как меч, а изогнутый, как сабля: пыль уходит из головы медленнее, и хвост волочится за ней по орбите, изгибаясь.

Вид комет разнообразен, но, рассматривая их на фотографиях или в натуре, всегда легко заметить: у этой хвост прямой, у той - пылевой, а у этой оба хвоста. Есть и другие фасоны хвостов, есть даже "бороды", но обо всем не расскажешь.

Войдя внутрь орбиты Земли, комета попадает в область сильного нагрева. Теперь гейзеры газа и пыли льются непрерывными струями в сторону Солнца. Ядро может терять 30-40 т пара ежесекундно! Но самое впечатляющее - это подкорковые взрывы. Как будто рвутся глубинные мины непонятной природы. Очень близкое прохождение около Солнца грозит ядру развалом, разрывом на части, как уже не раз бывало. Но если комета обогнула Солнце, она, побушевав еще немного, "успокаивается" и застывает до очередной встречи со светилом.

Задания.


  1. Найдите в тексте и выпишите, что называют комой кометы: _______________
_____________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста названия и значения пяти физических величин:

  1. _________________________________________

  2. _________________________________________

  3. _________________________________________

  4. _________________________________________

  5. _________________________________________

  1. В последний раз комету Галлея наблюдали в районе Солнца в феврале 1986 года. В каком году можно будет наблюдать следующее появление этой кометы? В____________ году.

  2. Постройте график зависимости пути кометы Галлея (S) от времени её движения вблизи Земли (t), считая, что комета движется с постоянной скоростью:

t, с


S, м


S, м

t, с

  1. Какой была гипотеза состава ядра кометы, подтверждённая исследованиями? ______________________________________________________________

  2. Каковы результаты исследований Галлеем траекторий комет?
____________________________________________________________________

В таблице приведены температуры кипения различных веществ, водящих в состав кометы:


Название вещества

Температура кипения, 0 С

Название вещества

Температура кипения, 0 С

Аммиак

-33

Метан

-162

Водород

-253

Циан

-21

  1. Какие из перечисленных веществ сохранятся в составе ядра кометы, если при обращении вокруг Солнца комета разогревается до температуры -129,5 0 С?
__________________________________________________________________

  1. В какой последовательности данные вещества начинают испаряться при приближении кометы к Солнцу?

  1. __________________ 3) _____________________

  2. __________________ 4) _____________________

  1. Составьте таблицу, в которой отразите, что является общим у всех комет, а что – различным:

Диагностика метапредметных результатов. Достижение метапредметных результатов – освоение межпредметных понятий и овладение ОУУ (познавательные, коммуникативные и регулятивные). Виды диагностик. ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Грамотность чтения (изд-во «Просвещение»). Пример 1 Познавательные ОУУ: чтение, работа с информацией, общелогические умения, методологические умения. Пример 2 ОЦЕНКА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Коммуникативные и регулятивные ОУУ – проектная деятельность. Пример 3.

Картинка 13 из презентации «Оценки по физике» к урокам физики на тему «Обучение физике»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока физики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Оценки по физике.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 714 КБ.

Скачать презентацию

Обучение физике

«Формы и методы обучения физике» - Новизна материала. Творческие задания. Необходимость учебных занятий. Приемы повышения интереса к изучению предмета. Дидактические игры. Использование различных приемов для повышения интереса к изучению физики. Три времени года. Родная мать. Информационные технологии. Дифференцированный подход. Постановка проблемы перед изучением новой темы.

«Методы обучения физике» - Эвристическая беседа. Содержание учебного материала. Работа с кроссвордами по физике. Две стороны занимательности. Формирование познавательных интересов. Уроки-семинары. Схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом. Ситуативный интерес. Организация учебной деятельности. Основная цель обучения.

«Мышление на уроках физики» - Приемы и методы развития пространственного мышления. Формированию многоаспектности. Педагогическая идея. Результативность. Мониторинг качества знаний. Образное мышление на уроках физики. Структура пространственного мышления. Теоретическая база опыта. Условия возникновения. Визитная карточка. Трудоемкость.

«Контроль по физике» - Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагаю проверенный на практике способ достижения прочных знаний всего основного материала. Различные формы проведения фронтального опроса по физике. Тема « Закон Ома для участка цепи». Расчетные задачи. Проведение опроса в быстром темпе. Через небольшой промежуток времени (учебной четверти, полугодия) ученики плохо помнят усвоенный ранее материал.

««Физика» Тихомирова и Яворский» - Физика и оборона страны. Рабочая тетрадь. Понимать важнее, чем знать. Минимизация учебника. УМК по физике под редакцией Тихомировой С.А. и Яворского Б.М.. Поезд мчится, дорожная пыль не намокла. Чем привлек УМК под редакцией Тихомировой С.А. и Б.М Яворского. Вверх по дереву поднимаются две гусеницы с одинаковой по модулю скоростью.

«Оценки по физике» - Система оценки. Оценка достижения предметных результатов. Примеры заданий для итогового контроля. Основные показатели. Итоговая оценка. Диагностика метапредметных результатов. Три системы требований. ФГОС. Подходы к диагностике учебных достижений по физике. Круг задач. Планируемые результаты. Физика.

Всего в теме 24 презентации



Похожие статьи