В каком году были построены башни близнецы. Что сейчас на месте башен-близнецов

16.10.2019

Twins Tower или близнецы - так любя ньюйоркцы называли трагически известные башни Всемирного Торгового Центра. Трагедия 11 сентября 2001 вошла в историю США как национальная, а трагическое известие разлетелось по всему миру за считанные минуты.

Террористы недаром выбрали объектом нанесения удара именно нью-йоркские высотки, которые были не просто гордостью американцев, а символом их непомерной помпезности и любви к гигантизму. “ Проект века ” обернулся трагедией конца века.

Как же начиналось чудо? В 60-е годы престиж американской демократии пошатнулся. Чтобы пробудить в сознании людей гордость за свою страну и вернуть народу США оптимизм и веру в будущее был необходим всеамериканский проект - что-то грандиозное, что ошеломляюще подействует на умы и чувства миллионов людей.

Проектов, способных поразить воображение американского народа, выдвигалось немало. Одним из архитекторов, активно занявшихся проектом, был американский архитектор японского происхождения Минору Ямасаки (1912 -1986), уже хорошо известный своими работами, в числе которых здание аэропорта в Сент-Луисе, комплекс сооружений Института искусств и ремесел в Детройте, Американский институт бетона.

Минору Ямасаки задумал проект Всемирного Торгового Центра в 1962 году, в январе 1964 года архитектор по заказу "Port Authority" создал чертежи зданий, чуть позже в этом же году представил на обсуждение макет в 1:130 натуральной величины, а уже через два года (5 августа 1966 года) мощные экскаваторы начали рыть котлован.

До близнецов небоскрёбы в Нью-Йорке возводились на естественной каменной основе. Манхэттен действительно каменный, у него под слоем земли камень, гранит, это видно, когда наблюдаешь за строительством новых домов: котлованы здесь не выкапываются, а вырубаются, выгрызаются стальными зубами врубовых молотков.

Первая проблема, с которой столкнулись инженеры, было то, что на том месте, где должны были встать близнецы, подножного камня не оказалось. Вместо этого там обнаружили искусственный, наносный грунт, который раньше "принадлежал" реке Гудзон. Этот грунт представлял собой большое количество искусственной земли, смешанный с пластами булыжника, песка, гравия, голышей, даже старые суда попадались в искусственной почве. Строители приходили в отчаянье: дополнительные трудности, дополнительные расходы, дополнительный бетон.

Это была не единственная проблема, подстерегавшая архитектора и инженеров. Следующей проблемой, постигшей их, оказались 164 больших и малых, узких и широких зданий, чаще всего каменных, которые стояли на месте будущего Мирового Торгового Центра и должны были быть снесены. Снести их было нетрудно, но проблема после этого все же оставалась. Гораздо труднее было при этом оставить в целости, а потом и перенести насыщенную и сложную систему подземных коммуникаций, систему пожарной тревоги, многожильные телефонные и электрические кабеля, газовые, тепловые, пневматические и водопроводные трубы, не задеть проходящую рядом скоростную автомагистраль и сохранить многочисленные пешеходные дороги и переходы.

Еще одной проблемой оказалась станция подземной железной дороги, отсюда начинающей подводный путь в Нью-Джерси, которая везёт на работу и увозит с работы сотни тысяч людей. Если бы дорогу закрыли, Нью-Йорк и все Соединенные Штаты ожидали неизбежные экономические проблемы. Подземка перевозила людей до тех пор, пока в нижнем ярусе комплекса не построилась новая подземная станция.

Нельзя сказать, что работа строителей была легкой. Что только стоят 1,2 млн. куб. ярдов земли, которую пришлось выкопать и вывезти. Вместо нее под близнецами была создана так называемая Плаза - подземное пространство, где расположились многочисленные рестораны и банки, туристические бюро, кассы авиалиний, магазины, новая станция нью-джерсийской дороги, гораздо лучше прежней, складские помещения, технические мастерские для обслуживания близнецов и подземный гараж для двух тысяч автомобилей.

Столкнувшись с трудностью построения здания беспрецедентной высоты, инженеры применили прогрессивную структурную модель: жесткая "полая труба" из близко расположенных стальных колонн, с фермами этажей, расширяющимися к центральной части. По наружной поверхности каждой из четырех сторон здания по всей высоте шла 61 стальная балка, между которыми, тоже по всей высоте были натянуты тросы. Колонны, отделанные серебристым алюминиевым сплавом, были 476.25 мм шириной и устанавливались всего лишь в 558.8 мм друг от друга, из-за чего издалека казалось, что в башнях совсем нет окон. Несущие стены собирались из готовых стальных блоков, вес каждого из которых 22 тонны, высота 36 футов (высота 4 этажей), ширина 10 футов. Двести тысяч тонн в общей сложности весит сталь, заложенная в Близнецов.

По мере того, как росли близнецы, монтажники укладывали междуэтажные перекрытия из специальной, заранее приготовленной на заводах гофрированной стали и прочных бетонных плит. Перекрытия крепились к наружным несущим стенам с наружной стороны и к внутренним, единственным в близнецах стальным колоннам с сугубо полезной функцией - их возвели для крепления внутренних лифтов.

Лифтовая система, использованная в зданиях, тоже является. Башни близнецы были первыми сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Беспокоясь, что интенсивное воздушное давление, создаваемое высокоскоростными лифтами, могло согнуть стандартные валы, инженеры разработали решение, использующее "сухостенную" систему, закрепленную в усиленном стальном основании. Лифтам со стандартной конфигурацией для обслуживающих 110 этажей могла понадобиться половина площади нижних помещений для расположения шахт. Otis Elevators разработали быструю и компактную систему, в которой пассажиры должны были сменяться в "небесных вестибюлях" на 44-м и 78-м этажах, что уменьшило количество шахт вдвое. Всего в комплексе Всемирного Торгового Центра было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром из Port Authority. Каждый лифт грузоподъемностью 4536 килограмма мог поднять 55 человек со скоростью подъема - около 8,5 метров в секунду.

Строительство шло быстро, несмотря на то и дело возникавшие трудности с финансированием. Бюджет Нью-Йорка в 1965 -1970 гг. составлял 6 биллионов долларов. Чтобы добыть деньги для инвестиции в строительство Торгового Центра, город выпустил облигации с гарантией их погашения. Но в 1970 г. Нью-Йорк постиг финансовый кризис. Подошел и срок выплат по облигациям. Стройку едва не заморозили. Для спасения положения пришлось ввести новые, повышенные налоги в сфере предпринимательства. Был найден и другой источник поступления денег: начали сдавать в аренду под офисы будущие помещения Близнецов. А они ожидались огромными - 100 тыс. кв. м. Из всех затруднений удалось, наконец, “ выкрутиться ”. Северную башню закончили строить в 1971 г., южную - в 1973 г. Торжественное открытие Всемирного Торгового Центра состоялось 4 апреля 1973 года.

Близнецы взлетели на рекордную высоту в 450 м. В сечении башни были квадратные, со стороной в 65 м. Каждая башня - в 110 этажей. Фундаменты конструкций ушли под землю на 23 м. На каркасы зданий истрачено 200 тысяч тонн стального проката, а кабели электрических сетей, общей мощностью 80 000 киловатт, протянулись на 3 тысячи миль - половину расстояния от Нью-Йорка до Лондона, через Атлантику. Перечисление количественных данных вряд ли может наскучить, потому что каждая новая цифра или число говорят о небывалом размахе созданного.

Структура зданий была проста и разумна. Фасады выполнены в виде каркасов из стали и монтируемых на них модульных алюминиевых секций размерами 3,5х10 м, изготовленных заводским способом штамповки. Такая конструкция сейсмоустойчива и способна противостоять давлению ветра, очень сильного на огромной высоте. Здание Всемирного Торгового Центра смогли бы даже выдержать столкновение с самолетом или иным летающим объектом. Но несчастные Близнецы не устояли при сильнейшем взрыве и возгорании 5 тыс. литров авиационного бензина из баков самолетов-агрессоров.

Каково предназначение керамогранита? Это один из популярных отделочных материалов, который отличается качеством и долговечностью. На сайте http://www.ceramomaster.ru/keramogranit-rossiya.html можно выбрать интересующую расцветку. Заходите и выбирайте.

Десять лет назад 19 человек, подготовленных Аль-Каидой провели скоординированную террористическую атаку на Соединенные Штаты Америки. На разработку плана теракта ушло несколько лет. Террористы одновременно захватили 4 крупных пассажирских самолета с намерением уничтожить при помощи них самые знаменитые достопримечательности США, забрав при этом как можно больше жизней. Три самолета достигли целей, четвертый упал на поле в Пенсильвании. За один день эти акты массового убийства погубили около 3000 человек из 57 стран мира. Из них более 400 погибших – пожарные, полицейские и бригады скорой помощи. Это событие получило максимальное освещение за всю историю масс-медиа, и даже десять лет спустя тяжело смотреть на эти снимки. Атаки и реакция на них в значительной степени сформировали мир, в котором мы живем сегодня, и поэтому очень важно смотреть на эти фотографии и вспоминать, что случилось в тот день. Данный пост – второй из трех, посвященных терактам 11 сентября.

1. Вид на Статую Свободы и затянутый облаками дыма и пыли Манхэттен из Джерси-Сити, Нью-Джерси, 15 сентября 2001 года. (AP Photo/Dan Loh)

2. Дым валит из дыры в стене и с верхних этажей северной башни ВТЦ в Нью-Йорке, после столкновения с ней рейса 11 компании American Airlines. (AP Photo/Richard Drew)

3. Рейс 175 компании United Airlines за секунду до столкновения с южной башней ВТЦ. Северная башня уже горит. (Reuters/Sean Adair)

4. Взрыв в южной башне во время столкновения с ней самолета рейса 175 United Airlines в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. Самолет врезался в здание на скорости 945 км/ч. (Reuters/Sean Adair)

5. Столкновение самолета с южной башней ВТЦ. На борту было 56 пассажиров (включая 5 угонщиков). (Spencer Platt/Getty Images)

6. Взрыв 3800 литров топлива, остававшегося на борту самолета во время столкновения с южной башней ВТЦ в Нью-Йорке. (AP Photo/Ernesto Mora)

7. Две женщины, держась друг за друга, смотрят на горящие после атаки террористов здания ВТЦ. (AP Photo/Ernesto Mora)

8. За Эмпайр Стейт Билдинг видны горящие башни-близнецы. (AP Photo/Marty Lederhandler)

9. Облако дыма от зданий ВТЦ в нижнем Манхэттене. Снимок со спутника Геологической службы США, пролетавшего над районом около 9:30 во вторник, 11 сентября 2001 года. (AP Photo/USGS)

10. Люди, свисающие из окон северной башни ВТЦ после атаки. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

11. Мужчина выпрыгивает навстречу смерти из заполненной дымом и пламенем северной башни ВТЦ. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

12. Мужчина прыгает с верхних этажей горящей северной башни ВТЦ. (AP Photo/Richard Drew)

13. Мужчина, прыгает из северной башни ВТЦ. (AP Photo/Richard Drew)

14. Камера наблюдения в Пентагоне запечатлела взрыв, к которому привело столкновение с угнанным самолетом American Airlines с 58 пассажирами и 6 членами экипажа на борту, 11 сентября 2001 года. (AP Photo)

15. Пламя и дым вырываются из здания Пентагона после взрыва. (AP Photo/Will Morris)

17. Медики оказывают помощь пострадавшим рядом с Пентагоном, после того как в юго-западный угол здания врезался угнанный авиалайнер. (Reuters/U.S. Navy Photo/Journalist 1st Class Mark D. Faram)

19. Дым валит из башен ВТЦ после того, как два угнанных самолета врезались в них во время террористической атаки на Нью-Йорк. (Mario Tama/Getty Images)

20. В 9:59 утра 11 сентября 2001 года, спустя 56 минут после столкновения, южная башня ВТЦ начинает обрушиваться. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

21. Южная башня ВТЦ рушится, и обломки погребают под собой близлежащие улицы. (AP Photo/Richard Drew)

22. Полицейские и пешеходы бегут в поисках укрытия во время теракта в Нью-Йорке. (Doug Kanter/AFP/Getty Images)

23. Люди, покрытые пылью, идут по обломкам рядом с ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

24. Мару Шталь из Сомерсета, Пенсильвания, показывает сделанный им снимок места падения рейса 93 компании United Airlines. Самолет разбился около Шенксвилля, и Шталь, услышав взрыв, направился к месту падения и сделал снимок, прежде чем спасатели оцепили территорию. Самолет упал в Пенсильвании вскоре после атак на Нью-Йорк. (Reuters/Jason Cohn)

25. Воздушный снимок места крушения рейса 93 в Шенксвилле, Пенсильвания, сделанный ФБР 12 сентября 2001 года. Боинг 757 летел из Ньюарка, Нью-Джерси, в Сан-Франциско, когда вдруг совершил резкий поворот возле Кливленда, и разбился в Шенксвилле, Пенсильвания. Погибло 44 человека. Этот самолет был одним из четырех, являющихся частью плана теракта 11 сентября, и единственным, не достигшим своей цели. (AP Photo/FBI)

26. Пожарные и спасатели исследуют место падения рейса 93 возле Шенксвилля, Пенсильвания. (AP Photo/Tribune-Democrat/David Lloyd)

27. В 10:28 утра 11 сентября 2001 года спустя 102 минуты после столкновения с ней самолета, северная башня ВТЦ в Нью-Йорке рушится. (AP Photo/Diane Bondareff)

28. Обрушение башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

29. Фотография полицейского департамента Нью-Йорка показывает, как пепел и дым разносятся над Манхэттеном во время обрушения северной башни ВТЦ. (AP Photo/NYPD, Det. Greg Semendinger)

30. Пыль, дым и обломки заполняют воздух во время падения башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (Reuters/Shannon Stapleton)

31. Пыль, дым и пепел окутывают соседние здания после падения обеих башен ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (AP Photo/NYPD, Det. Greg Semendinger)

32. Люди уходят от обрушившихся башен, спасаясь от дыма и пыли. В результате теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке обе 110-этажные башни ВТЦ рухнули. (AP Photo/Suzanne Plunkett)

33. Северная башня ВТЦ превращается в тучу пыли и обломков через полчаса после падения южной башни 11 сентября 2001 года. Снимок сделан из Джерси-Сити, Нью-Джерси, с противоположного берега реки Гудзон. (Reuters/Ray Stubblebine)

34. Люди пробираются через обломки рядом с руинами ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

35. Священник помогает людям после падения башен ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

36. Люди закрывают лица от пыли, пересекая Бруклинский мост, чтобы уйти от облака пыли и дыма, накрывшего Манхэттен после терактов. (AP Photo/Daniel Shanken)

37. Люди на улице рядом с башнями-близнецами 11 сентября 2001 года. (Mario Tama/Getty Images)

38. Помощник шерифа оказывает помощь женщине, получившей ранения во время атаки террористов 11 сентября на ВТЦ в Нью-Йорке. (AP Photo/Gulnara Samiolava)

39. Мужчина рыдает, наблюдая за падением башни ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Shawn Baldwin)

40. Пожарный отдыхает на скамейке в нижнем Манхэттене во время работ на месте падения башен-близнецов 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Matt Moyer)

41. Строительный мусор и пепел от падения башен ВТЦ в результате теракта, заполняют улицы Манхэттена, превращая вид города в картину Апокалипсиса. Здания обрушились, погребя под обломками тысячи людей. (AP Photo/Boudicon One)

42. Пожарный зовет на помощь спасателей, чтобы разобрать обломки ВТЦ. Снимок сделан 15 сентября 2001 года. (Reuters/U.S. Navy/Journalist 1st Class Preston Keres)

43. Шасси одного из угнанных самолетов лежит на улице рядом с разрушенными зданиями ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. (Reuters/Shannon Stapleton)

44. Пожарные в поисках выживших под обломками башен-близнецов послетеракта 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Matt Moyer)

45. Свет с трудом пробивается сквозь тучи дыма и пепла на месте обрушения башен ВТЦ. (AP Photo/Baldwin)

46. Нью-Йоркские пожарные тушат здание 7 Всемирного Торгового Центра, уничтоженное вместе с башнями-близнецами в ходе теракта 11 сентября 2001 года. (Reuters/Mike Segar)

47. Группа пожарных возле руин южной башни ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. (Reuters/Peter Morgan)

48. Обломки покрывают рельсы в туннеле Нью-Йоркского метрополитена на линиях 1 и 9 станции Кортланд Стрит под ВТЦ. По словам представителей городского дранспорта Нью-Йорка, повреждения были настолько сильными, что пришлось восстанавливать более одной мили туннеля. (AP Photo/New York City Transit)

49. Спасатели проводят операцию по поиску и спасению пострадавших, спускаясь под обломки ВТЦ в пятницу, 14 сентября 2001 года. (Reuters/U.S. Navy/Photographer"s Mate 2nd Class Jim Watson)

50. Человек стоит в руинах башен ВТЦ и пытается звать выживших, спрашивает, нужна ли кому-нибудь помощь. (Doug Kanter/AFP/Getty Images)

Конечно-элементная модель этажа ВТЦ, позволяющая оценить конструктивную систему здания

Габариты сооружения в плане 63,4х63,4 м, ядра жесткости - 26,8х42,1 м. Башни ВТЦ были сконструированы по типу "труба в трубе" (стволовая конструктивная схема), для того, чтобы создать на этажах непрерывное пространство, не разделенное стенами или колоннами . Это было достигнуто за счет того, что наружная стена башни, фактически, представляла собой множество установленных рядом колонн, берущих на себя основную вертикальную нагрузку, в то время как ветровая нагрузка приходился в основном на силовые колонны, находящиеся в центре башни (ядро жесткости). Начиная с десятого этажа, каждая стена башни была составлена из 59 колонн, в центре башни было установлено 49 силовых колонн Все лифты и лестничные клетки проходили в ядре жесткости, оставляя между ядром и периметром башни большое свободное пространство для размещения офисов .

Конструкция этажного перекрытия представляла собой 10 см легкого бетона, уложенного на несъемную опалубку из профилированного настила . Профнастил укладывался на второстепенные (вспомогательные) фермы (балки), опирающиеся на главные фермы, передающие нагрузку на центральные и периферийные колонны. Главные фермы имели длину 11 и 18 метров (в зависимости от пролета), и укладывались с шагом 2,1 м., и были с внешней стороны прикреплены к перемычкам, соединяющим периферийные колонны на уровне каждого этажа, а с внутренней - к центральным колоннам. Пол крепился через эластичные демпферы , призванные снижать воздействие колебаний здания на работающих в нем людей .

Эта система ферм позволила оптимизированное перераспределение груза диафрагм пола между периметром и ядром с улучшенной работой между различными материалами гибкого стального и твердого бетона, позволяющего структуры момента передать влияние в сжатие на ядре, которое также главным образом поддержало башню передачи.

Башни также включили "связку аутригера (консоли)", расположенную между 107-ыми и 110-ыми этажами, которые состояли из шести ферм вдоль продольной (длинной) оси ядра и четырех вдоль короткой (поперечной) оси, которая служила для перераспределения нагрузки и повышения общей устойчивости здания, а также для поддержки шпиля антенны , которая была установлена только на одну из башен. NIST установил, что эта конструкция сыграла ключевую роль в последовательности событий, приведших к полному разрушению башен .

Возможности противостояния пожару и попаданию самолётов

Как и все современные высотные здания, башни ВТЦ проектировались и строились в расчете на противостояние обычному пожару . Многие противопожарные элементы закладывались еще на этапе проектирования и строительства, другие были добавлены после пожара 1975 года , который охватил шесть этажей, прежде чем был локализован и потушен . Произведенные еще до катастрофы тесты показывали, что стальные конструкции башен находятся в соответствии с текущими требованиями устойчивости к огню, или даже превосходят их .

Инженеры по строительным конструкциям, проектировавшие Всемирный торговый центр, учитывали возможность того, что со зданием может столкнуться самолёт. В июле 1945 года бомбардировщик B-25 Mitchell потерял ориентацию в тумане и врезался в 79-й этаж Эмпайр-стейт-билдинг . Годом позже двухмоторный самолёт C-45 Beechcraft столкнулся с небоскрёбом на Уолл-стрит, 40 , а другой самолёт был близок к ещё одному столкновению с Эмпайр-стейт-билдинг .

NIST заявлял, что «Американские стандарты строительства не содержат требований к устойчивости зданий при попадании в них самолета. … и таким образом, здания не проектируются с расчетом на противостояние удару полностью заправленного коммерческого авиалайнера.» , тем не менее конструкторы и архитекторы ВТЦ обсуждали эту проблему, и признавали ее важность. Лесли Робертсон (англ.), один из главных инженеров Всемирного торгового центра, вспоминал, что рассматривался сценарий попадания в здание реактивного авиалайнера Boeing 707 , потерявшего ориентацию в тумане и летящего на относительно низкой скорости в поисках аэропорта имени Джона Кеннеди или аэропорта Ньюарк Либерти . Джон Скиллинг, другой инженер ВТЦ, говорил в 1993 году, что его подчинённые проводили анализ, который показал, что самой большой проблемой в случае столкновения башен ВТЦ с Boeing 707 станет то, что всё топливо самолёта попадёт внутрь здания и приведёт к «страшному пожару» и множеству человеческих жертв, но само здание останется стоять . FEMA писала, что здания ВТЦ строились с учётом столкновения с реактивным авиалайнером Boeing 707, весящим 119 тонн и имеющим скорость около 290 км/ч, что намного меньше по весу и по скорости, чем те самолеты, которые были использованы в атаках 11 сентября .

NIST обнаружил в архивах трёхстраничный доклад, суммирующий исследование, моделировавшее попадание в здание Boeing 707 или Douglas DC-8 на скорости 950 км/ч. Исследование показывало, что здание не должно разрушиться в результате такого попадания . Но, как отмечали эксперты NIST, «исследование 1964 года не содержало моделирования эффекта пожара , вызванного распылением авиационного топлива по зданию» . Также NIST отметил, что в отсутствии первоначальных расчетов, используемых для моделирования ситуации , дальнейшее комментирование данной темы будет, в основном, «спекуляцией» . Другим документом, найденным NIST, было вычисление периода колебаний здания в случае попадания самолёта в 80-й этаж башни ВТЦ, но в нём не было сделано никаких предположений о судьбе здания после столкновения . В отчёте об оценке имущественного риска, подготовленного для Silverstain Properties, случай попадания самолёта в башни ВТЦ рассматривался как маловероятный, но возможный. Авторы отчёта ссылались на инженеров по строительным конструкциям ВТЦ, по мнению которых башни должны были выстоять в случае столкновения крупного пассажирского самолёта, но горящее топливо, стекающее из самолёта до уровня земли, повредило бы обшивку здания . Часть документов, связанных с анализом сценария попадания самолёта в башни, была утеряна в результате разрушения WTC 1 и WTC 7, в которых хранились документы Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси и Silverstain Properties .

Попадание самолётов в башни

Террористы направили в башни два реактивных авиалайнера Boeing 767 , рейс 11 American Airlines (767-200ER) и рейс 175 United Airlines (767-200). Северная башня (1 WTC) была поражена в 8:46 рейсом 11, между 93 и 99 этажами. В южную башню (2 WTC) в 9:03 врезался рейс 175, между этажами 77 и 85.

Авиалайнер Boeing 767-200 имеет длину 48.5 м, размах крыльев 48 м, несет на борту от 62 тонн (-200) до 91 тонн (-200ER) авиационного топлива . Самолеты врезались в башни на очень большой скорости. Рейс 11 летел со скоростью примерно 700 км/ч, в тот момент, когда он врезался в северную башню; рейс 175 врезался в южную на скорости около 870 км/ч . В дополнение к тому, что попадания привели к серьёзным разрушениям несущих колонн, они вызвали взрыв приблизительно 38 тонн авиационного топлива в каждой башне , что привело к почти мгновенному распространению сильного пожара на нескольких этажах, где находилась офисная мебель , бумага , ковровые покрытия, книги, и другие горючие материалы. Ударная волна от попадания в северную башню распространилась вниз до первого этажа, как минимум по одной шахте скоростного лифта , выбила стекла на первом этаже, отчего пострадало несколько человек.

Пожар

Легкая конструкция башен и отсутствие сплошных стен и перекрытий привели к тому, что авиационное топливо распространилось в достаточно большом объеме зданий, приведя к многочисленным возгораниям на нескольких этажах, близких к зонам попадания самолетов. Само авиационное топливо выгорело в течение нескольких минут, но горючие материалы в самом здании поддерживали интенсивные пожары еще в течение часа или полутора . Возможно, что если бы на пути самолетов оказались более традиционные конструкции, то пожары не были бы настолько централизованными и интенсивными - обломки самолетов и авиационное топливо могли остаться преимущественно в периферийной области здания, а не проникнуть непосредственно к его центральной части. В этом случае, башни возможно устояли бы, или во всяком случае, простояли бы существенно дольше .

Развитие ситуации

  • 9:52 - вертолёт пожарного департамента сообщает по радио, что «большие куски здания могут упасть с верхних этажей южной башни. Мы наблюдаем большие части здания, находящиеся в подвешенном состоянии».
  • 9:59 - с вертолёта сообщают, что южная башня падает.

Также с вертолётов сообщали о развитии ситуации с северной башней ВТЦ .

  • 10:20 - вертолёт пожарного департамента сообщает, что верхние этажи северной башни могут быть неустойчивы.
  • 10:21 - сообщается, что покоробился юго-восточный угол башни, и что башня начинает клониться в южную сторону.
  • 10:27 - сообщается, что крыша северной башни может обрушиться в любую минуту.
  • 10:28 - пожарный департамент получает сообщение, что северная башня обрушилась.

Перегрузка диспетчеров и плохая работа коммуникаций привели к тому, что пожарный и полицейский департаменты Нью-Йорка испытывали большие проблемы с обеспечением своевременного взаимодействия, как со своими подразделениями, так и друг с другом. В результате пожарные команды, находившиеся в башнях, не получили приказа об эвакуации и при обрушении зданий погибло 343 пожарных .

Обрушение башен ВТЦ

В 9:59 обрушилась южная башня, через 56 минут после удара. Северная башня простояла до 10:28, 102 минуты после попадания в нее самолета. Обрушившиеся башни создали огромное облако пыли , которое покрыло значительную часть Манхэттена . В обоих случаях произошел похожий процесс, верхняя поврежденная часть здания обрушилась на нижние этажи. Обе башни упали практически вертикально, хотя наблюдалось значительное отклонение от вертикали верхней части южной башни. Наблюдалось также, что из окон здания ниже быстро продвигающейся зоны обрушения вылетали обломки и пыль.

Механизм обрушения башен

Расследование NIST показало, что по причине того, что самолеты попали в башни неодинаковым образом, процесс разрушения северной и южной башни также несколько отличался, хотя в целом был одинаковым в обоих случаях. После попадания самолетов, были серьёзно повреждены внутренние силовые колонны, хотя внешние колонны пострадали относительно слабо. Это вызвало серьёзное перераспределение нагрузки между ними. Значительную роль в этом перераспределении сыграла верхняя силовая структура башен .

Попавшие в здания самолеты ободрали огнеупорное покрытие со значительной части стальных конструкций, что привело к тому, что они оказались под непосредственным воздействием огня. За 102 минуты, предшествовавшие падению северной башни, температура пожара, хотя и была значительно ниже точки плавления металла , достигла достаточной величины, чтобы вызвать ослабление силовых колонн в центре здания, которые стали деформироваться и изгибаться под весом верхних этажей. Отчет NIST описывает эту ситуацию так:

Можно представить центральный силовой каркас северной башни в виде трех секций. Нижняя секция (ниже зоны разрушений) представляла собой жесткую устойчивую неповрежденную структуру, имеющую температуру, близкую к нормальной. Верхняя секция, выше зоны разрушений, также представляла собой жесткую коробку, имеющую к тому же, большой вес. Средняя секция, находящаяся между ними, была повреждена ударом и взрывом самолета, а также была ослаблена пожаром. Верхняя часть силового каркаса стремилась провалиться ниже, но ее удерживала верхняя ферменная конструкция, опирающаяся на периферийные колонны. В результате эта конструкция создала большую нагрузку на периметр здания.

Оригинальный текст (англ.)

At this point, the core of WTC 1 could be imagined to be in three sections. There was a bottom section below the impact floors that could be thought of as a strong, rigid box, structurally undamaged and at almost normal temperature. There was a top section above the impact and fire floors that was also a heavy, rigid box. In the middle was the third section, partially damaged by the aircraft and weakened by heat from the fires. The core of the top section tried to move downward, but was held up by the hat truss. The hat truss, in turn redistributed the load to the perimeter columns.

Отчет NIST, стр 29

Похожая ситуация была и в южной башне (были серьёзно повреждены внутренние силовые колонны). Периферийные колонны и структуры пола обеих башен были ослаблены огнем, что вызвало оседание пола на поврежденных этажах и создание значительной нагрузки на периферийные колонны, направленной внутрь здания.

В 9:59, через 56 минут после удара, оседающий пол вызвал серьёзное изгибание внутрь внешних колонн на восточной стороне южной башни, верхняя силовая структура передала это изгибающее усилие на центральные колонны, что вызвало их разрушение и начало коллапса здания, верхняя часть башни при этом отклонилась в сторону поврежденной стены. В 10:28 покоробилась южная стена северной башни, что вызвало приблизительно такую же последовательность событий. В результате последовавшего коллапса верхних этажей полное разрушение башен стало неминуемым, из-за огромного веса той части зданий, которые находились выше зоны повреждений.

Причиной того, что северная башня простояла дольше южной, стало сочетание следующих трех факторов: зона попадания самолета в северную башню была выше (и вес верхней части здания, соответственно, меньше), скорость попавшего в башню самолета была ниже, кроме того, самолет попал на этажи, противопожарная защита которых была ранее частично улучшена .

Теория полного прогрессирующего коллапса

Руины Южной башни (справа) и Северной башни (слева), а также других зданий Всемирного торгового центра

Огромное облако пыли закрыло разрушающиеся башни, что сделало невозможным установить точную продолжительность разрушения на основе визуальных свидетельств.

Поскольку отчет NIST касается в основном механизмов первоначального обрушения, он не затрагивает вопрос последующего за ним полного коллапса обеих башен ВТЦ. Первоначальные анализы объясняли коллапс тем, что кинетическая энергия падающих верхних этажей была намного больше того, что могли выдержать межэтажные перекрытия, которые также разрушались, добавляя падающему зданию кинетической энергии. Этот сценарий развития событий повторялся со все увеличивающейся скоростью до тех пор, пока башни не разрушились полностью. Несмотря на то, что это наиболее широко распространенная среди строительных инженеров точка зрения , она критиковалась за то, что в ней не учитывается сопротивление низлежащих структур, которое должно было замедлить коллапс башен, или даже остановить его.

Обрушение здания 7 WTC

Первоначальное исследование FEMA получилось неубедительным , и обрушение 7 WTC не вошло в окончательный отчет NIST, опубликованный в сентябре 2005 года . За исключением письма, опубликованного Металлургическим Журналом , в котором предполагалось, что стальной каркас здания мог расплавиться от пожара , никаких других исследований данного вопроса в научных журналах опубликовано не было. Падение 7 WTC расследовалось отдельно от падения 1 WTC и 2 WTC, и в июне 2004 года NIST выпустил рабочий отчет, в котором содержалось несколько гипотез произошедшего. Одной из гипотез стало разрушение одной из критически важных опорных колонн здания, вызванное пожаром или попаданием крупных обломков падающих башен, что привело к «диспропорциональному коллапсу всей структуры» .

Диаграмма NIST, показывающая изгиб колонны 79 (обведено оранжевым), в результате которого началось прогрессирующее разрушение здания.

Порядок разрушения 7 WTC на схеме из предварительного отчёта NIST 2004 года. Колонна 79 отмечена кругом в центре красной зоны.

Модель падения 7 WTC, разработанная NIST. В первой части видеофрагмента слева направо изображены колонны 81, 80 и 79.

20 ноября 2008 года NIST опубликовал окончательный отчёт по падению 7 WTC . В отчёте NIST основной причиной разрушения назывался пожар вместе с отсутствием воды для борьбы с огнём у пожарных и в системе автоматического пожаротушения. NIST восстанавливает последовательность событий следующим образом: в 10:28 обломки от падающего 1 WTC вызвали повреждения в рядом стоящем 7 WTC. Также возникли возгорания, вероятно, от горящих обломков из 1 WTC. К 7 WTC сразу приехали пожарные, но в 11:30 обнаружили, что в пожарных гидрантах нет воды для борьбы с огнём - вода поступала из городской системы водоснабжения, разрушенной в результате падений башен 1 WTC и 2 WTC. Пожарный департамент Нью-Йорка (англ. ), опасаясь за жизнь пожарных в случае разрушения 7 WTC, в 14:30 отозвал пожарных и прекратил борьбу за сохранение здания. Огонь наблюдался на 10-ти этажах от 7-го до 30-го, а на этажах 7-9 и 11-13 пожар вышел из под контроля . Тепловое расширение нагревшихся до приблизительно 400 °C балок вокруг колонны 79 в восточной части здания в районе 13-14 этажа привело к провалу ослабленных пожаром перекрытий, смежных с колонной 79, с 13-го до 5-го этажа. Разрушение перекрытий лишило колонну 79 горизонтальной поддержки, и она начала изгибаться, что стало непосредственной причиной полного разрушения здания через несколько секунд . Изгиб колонны 79 привёл к переносу нагрузки на колонны 80 и 81, которые также начали изгибаться, в результате чего были разрушены все связанные с этими колоннами перекрытия до верха здания. Падающие перекрытия разрушили ферму 2, что привело к падению колонн 77, 78 и 76. В результате увеличения нагрузки, перешедшей с согнувшихся колонн, падения сверху обломков перекрытий и отсутствию горизонтальной поддержки со стороны разрушенных перекрытий все внутренние колонны с востока на запад стали последовательно изгибаться. Вслед за этим в районе этажей 7-14 начали изгибаться и внешние колонны, на которые перешла нагрузка с опустившихся внутренних колонн и центра, и все этажи выше согнутых колонн начали опускаться вниз как единое целое, что завершило окончательное разрушение здания в 17:20 .

Некоторые авторы критиковали решение городских властей о размещении на 23-м этаже 7 WTC штаб-квартиры Офиса чрезвычайных ситуаций (англ. Office of Emergency Management ). Предполагалось, что это могло стать существенным фактором в разрушении здания. Особенно отмечалось размещение в здании больших резервуаров с дизельным топливом , которые должны были служить для питания аварийных электрогенераторов . NIST пришёл к выводу, что дизельное топливо не сыграло роли в разрушении здания, но быстрая эвакуация Офиса чрезвычайных ситуаций стала одной из причин плохого взаимодействия различных служб и потери контроля над ситуацией . Основной причиной разрушения здания стал пожар, повреждения от обломков падающего 1 WTC ускорило падение здания, но расчёты NIST показали, что 7 WTC разрушилось бы и от одного только неконтролируемого пожара .

Ход расследований

Первая реакция

Разрушение башен ВТЦ оказалось сюрпризом для строительных инженеров. «До 11 сентября, - писал журнал New Civil Engineer , - мы совершенно искренне не могли предположить, что строение такого масштаба может постигнуть подобная судьба» . Несмотря на то, что повреждения от ударов самолетов были весьма серьёзны, они затронули всего несколько этажей каждого здания. Для инженеров стало вызовом выяснить, каким образом подобные локальные повреждения стали причиной полного прогрессирующего коллапса трех, одних из самых больших в мире, зданий . В интервью каналу BBC , данном в октябре 2001 года , английский архитектор Боб Халворсон вполне удачно предсказал, что последуют многочисленные «дебаты, о том мог ли Всемирный торговый центр обрушиться таким образом, как он это сделал.» В полный анализ должны войти архитектурные и конструкторские планы ВТЦ, показания свидетелей, видеозаписи разрушения, данные исследования обломков, и т. д. Подчеркивая сложность этой задачи, Халворсон сказал, что разрушение башен ВТЦ находится «далеко за гранью обычного опыта» .

Авторитетность исследований

Сразу после катастрофы возникла ситуация неопределенности в том, кто имеет достаточный авторитет для проведения официального расследования. В противоположность той практике, которая существует при расследовании авиакатастроф , ясных процедур расследования обрушения зданий просто не существовало .

Через небольшое время после катастрофы на базе Института Строительных Инженеров (англ. Structural Engineers Institute (SEI)) Американского Сообщества Гражданских Инженеров (англ. American Society of Civil Engineers ASCE), была создана рабочая группа, куда также были привлечены специалисты Американского Института Стальных Конструкций (англ. American Institute of Steel Construction ), Американского Института Бетона (англ. American Concrete Institute ), Национальной Ассоциации Противопожарной Защиты и Сообщества Инженеров Противопожарной Защиты (англ. Society of Fire Protection Engineers ) . ASCE также пригласило присоединиться к работе этой группы Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA), которая позже получила совместное управление ASCE-FEMA . Это расследование впоследствии критиковалось американскими инженерами и юристами , тем не менее авторитет вышеупомянутых организаций был достаточен для ведения расследования и для обеспечения доступа на место катастрофы для экспертов группы. Одним из наиболее острых моментов расследования стало то, что расчистка места катастрофы фактически привела к уничтожению оставшихся компонентов здания . Действительно, когда NIST опубликовал свой финальный отчет, в нем была отмечена «нехватка физических свидетельств», которая стала одной из основных проблем расследования. Только доли процента останков здания остались доступными для расследования после окончания работ по расчистке, всего удалось собрать 236 отдельных стальных фрагментов .

FEMA опубликовало свой отчет в мае 2002 года . Несмотря на то, что NIST уже декларировал свою вовлечённость в расследование в августе того же года, в октябре 2002 года под нарастающим давлением общественности, требовавшей проведения более детального расследования, Конгресс принял билль о создании новой группы под управлением NIST, которая опубликовала свой отчет в сентябре 2005 года .

Теория FEMA «стопка блинов»

В своих ранних расследованиях FEMA разработало теорию, объясняющую коллапс башен ВТЦ, названную «теорией стопки блинов» (англ. pancake theory ). Эта теория защищалась Томасом Ига и широко освещалась телекомпанией PBS . Согласно этой теории произошло разрушение соединения между поддерживающими пол перемычками и колоннами здания, в результате чего пол провалился этажом ниже, создав для его конструкции нагрузки, на которые тот не был рассчитан . Некоторые отдельные публикации предлагали другие наборы факторов, вызвавших коллапс башен, но в целом большинство приняло эту теорию .

Основным ключевым фактором в данной теории оставались пожары. Томас Ига, профессор материаловедения MIT , описывал пожары как «наиболее непонятную часть коллапса башен ВТЦ» . Несмотря на то, что первоначально считалось, что пожары «расплавили» стальные конструкции, Ига заявил, что «температура пожаров в башнях ВТЦ была необычно большой, но всё же определенно недостаточной для того, чтобы вызвать расплавление или серьёзное размягчение стали». Возгорание авиационного керосина как правило приводит к обширным пожарам, но эти пожары не имеют очень высокой температуры. Это привело Ига, FEMA и других исследователей к мнению, что существовала слабая точка, и этой точкой были названы крепления пола к несущим конструкциям здания. Из-за пожара эти крепления ослабли и, когда они разрушились под весом пола, начался коллапс . С другой стороны, отчёт NIST полностью и недвусмысленно заявляет о том, что эти крепления не были разрушены. Мало того, именно их прочность и явилась одной из основных причин обрушения, поскольку через них на периферийные колонны было передано усилие, согнувшее колонны внутрь.

При температурах выше 400-500 °C происходит резкое снижение предела прочности и предела пластичности (в 3-4 раза), при 600 °C они близки к нулю и несущая способность стали исчерпывается .

Отчёт NIST

Организация исследования

В результате нарастающего давления со стороны экспертов, лидеров строительной индустрии и членов семей погибших, возникшего после опубликования отчета FEMA, Национальный Институт Стандартов и Технологии (NIST) Департамента Коммерции провел трёхлетнее расследование причин разрушения и коллапса башен ВТЦ, стоившее 24 миллиона долларов . Исследование включало в себя серию экспериментов, кроме того, в него были вовлечены ведущие специалисты многих сторонних организаций:

  • Structural Engineering Institute of the American Society of Civil Engineers (SEI/ASCE)
  • Society of Fire Protection Engineers (SFPE)
  • National Fire Protection Association (NFPA)
  • American Institute of Steel Construction (AISC)
  • Council on Tall Buildings and Urban Habitat (CTBUH)
  • Structural Engineers Association of New York (SEANY)

Область исследования и ее ограничения

Область исследования NIST была ограничена изучением вопроса о «последовательности событий от момента попадания самолета до начала обрушения каждой башни», а также включала в себя «небольшой анализ структурного поведения конструкции башни после того, как были достигнуты условия ее разрушения, и коллапс стал неизбежен» . Так же, как и многие другие инженеры, занимавшиеся этим вопросом, эксперты NIST сосредоточились на попаданиях самолетов в башни, моделируя эффекты попаданий, такие как разрушение конструкций, распространение огня и т. д. с очень высокой степенью подробности. NIST разработал несколько очень высокодетализированных моделей различных компонентов здания, таких как поддерживающие пол перемычки, кроме того, были смоделированы здания целиком, но уже с меньшим уровнем детализации. Эти модели были статическими, или квазистатическими, включали в себя моделирование деформаций, но не включали в себя моделирования движения структурных элементов после их рассоединения друг с другом. Таким образом, модели NIST полезны для выяснения причин начала коллапса башен, но не дают возможности смоделировать сам коллапс.

Параллельные расследования

В 2003 году три инженера Университета Эдинбурга опубликовали доклад, в котором предполагалось, что одного только действия пожаров, даже без учета разрушительного действия ударов самолетов, было достаточно для полного разрушения башен ВТЦ. По их мнению, конструкция башен делала их исключительно уязвимыми для обширных пожаров, охватывающих сразу несколько этажей Когда вышел отчет NIST, Барбара Лейн и английская инженерная компания Arup критиковали содержащееся в нем заключение, что разрушения, вызванные попаданием самолётов, стали необходимым фактором для начала разрушения зданий .

Критика

Некоторые инженеры предлагали свое понимание механизма коллапса башен, разрабатывая анимированные последовательности разрушения, основанные на динамических компьютерных моделях, и сравнивая получившиеся результаты с видеосъемками с места катастрофы. В октябре 2005 года журнал New Civil Engineer относительно компьютерной модели, созданной NIST. В ответ NIST привлек Колина Бейли из Университета Манчестера и Робера Планка из Университета Шеффилда, для того, чтобы они создали компьютерную визуализацию, необходимую для работ по коррекции моделей коллапса башен, и приведение этих моделей в полное соответствие с наблюдаемыми событиями .

Другие здания

Части внешней стены северной башни напротив останков здания 6 WTC, получившего очень серьёзные повреждения в результате падения северной башни. В правом верхнем углу останки здания 7 WTC.

11 сентября 2001 года был разрушен весь комплекс зданий Всемирного торгового центра и маленькая православная греческая церковь Св. Николая , стоявшая на Либерти-стрит напротив южной башни ВТЦ. Кроме того, в той или иной степени пострадали многие окружающие комплекс здания.

Последствия

Расчистка места катастрофы

Огромная гора обломков на месте ВТЦ продолжала гореть и тлеть еще в течение трех месяцев, попытки справиться с огнем не имели успеха до тех пор, пока не было вывезено значительное количество обломков и мусора . Расчистка стала весьма масштабной операцией, координацией которой занимался Строительный Департамент (DDC). Предварительный план расчистки был подготовлен еще 22 сентября, компанией Controlled Demolition Inc. (CDI) из Феникса. Марк Лозо, президент CDI, особенно подчеркивал важность защиты глиняной стены (или «ванны»), которая предохраняла фундамент ВТЦ от затопления водами Гудзона . Расчистка велась круглосуточно, с привлечением большого количества подрядчиков, и обошлась в сотни миллионов долларов . В начале ноября, после того как была убрана примерно треть мусора, правительство города стало сокращать участие в расчистке полицейских и пожарных, занимавшихся поиском останков погибших, и перенесло приоритеты на вывоз мусора. Это вызвало возражения пожарных . По состоянию на 2007 год продолжался снос некоторых окружающих ВТЦ зданий, на фоне строительства замены ВТЦ, мемориального комплекса и «Башни Свободы» (Freedom Tower).

Версии контролируемого сноса

Существует версия, что башни ВТЦ могли быть разрушены в результате спланированного контролируемого сноса, а не в результате попадания самолетов. Эта теория была отвергнута NIST, который пришел к заключению, что в процессе обрушения башен не было участия взрывчатых веществ . NIST заявил, что он не выполнял тесты для поиска остатков взрывоопасных веществ в любом роде в обломков ввиду того, что в этом не было необходимости:

12. Did the NIST investigation look for evidence of the WTC towers being brought down by controlled demolition? Was the steel tested for explosives or thermite residues? The combination of thermite and sulfur (called thermate) "slices through steel like a hot knife through butter."

NIST did not test for the residue of these compounds in the steel.

The responses to questions number 2, 4, 5 and 11 demonstrate why NIST concluded that there were no explosives or controlled demolition involved in the collapses of the WTC towers.

В отчёте 2008 года NIST также проанализировал гипотезу взрыва в башне 7 WTC и пришёл к выводу, что взрыв не мог вызвать наблюдаемых последствий. В частности, наименьшее количество взрывчатки, которое смогло бы разрушить колонну 79, вызвало бы шум в 130-140 децибел на расстоянии 1 км от 7 WTC, но такой шум не был замечен ни звукозаписывающей аппаратурой, ни свидетелями . Данная теория стала заметной частью большинства всех «теорий заговора», возникших в результате событий 11 сентября .

Примечания

  1. Relatives gather at ground zero to mark 9/11 , The Associated Press / MSNBC (September 9, 2007). Проверено 3 ноября 2007.
  2. PartIIC - WTC 7 Collapse (pdf). NIST Response to the World Trade Center Disaster . National Institute of Standards and Technology (April 5, 2005). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 1 ноября 2006.
  3. Hamburger, Ronald, et al (pdf). Federal Emergency Management Agency. Архивировано
  4. Snell, Jack, S. Shyam Sunder NIST Response to the World Trade Center Disaster (pdf). National Institute of Standards and Technology (November 12, 2002). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 27 июля 2006.
  5. Chapter 1 // . - NIST. - P. p. 6.
  6. National Construction Safety Team Final Report on the Collapse of the World Trade Center Towers . - NIST.
  7. Barrett, Devlin Steel type in WTC met standards, group says . The Boston Globe . Associated Press (2003). Проверено 2 мая 2006.
  8. Glanz, James and Eric Lipton . The Height of Ambition (англ.) , The New York Times (8 September 2002).
  9. Adam Long . PILOT LOST IN FOG; SCENE OF PLANE CRASH LAST NIGHT AIRPLANE CRASHES INTO SKYSCRAPER Ceiling Reduced by Fog (англ.) , The New York Times (24 May 1946).
  10. (pdf). NIST NCSTAR 1-1 Pages 70-71 Архивировано
  11. Leslie E. Robertson. Reflections on the World Trade Center (англ.) // The Bridge . - National Academy of Engineering, 2002. - Т. 32. - № 1. Архивировано из первоисточника 28 февраля 2010.
  12. Fahim Sadek. NIST NCSTAR 1-2. Baseline Structural Performance and Aircraft Impact Damage Analysis of the World Trade Center Towers (англ.) . - NIST , September 2005. - С. 3-5, 308.
  13. Nalder, Eric . (англ.) , The Seattle Times (27-02-1993).
  14. Ronald Hamburger, et al. World Trade Center Building Performance Study . - Federal Emergency Management Agency . - С. 1-17.
  15. NIST’s Working Hypothesis for Collapse of the WTC Towers (Appendix Q) . NIST (June 2004). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 21 декабря 2007.
  16. NIST was informed by the Port Authority that the documents cited were destroyed in the collapse of WTC 1 and the WTC owners documents held in WTC 7 were also lost.
  17. Lew, H.S.; Richard W. Bukowski and Nicholas J. Carino Design, Construction and Maintenance of Structural and Life Safety (pdf). NIST NCSTAR 1-1 Page 71 . National Institutes of Standards and Technology (2006). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 15 октября 2007.
  18. Jane"s All the World"s Aircraft Boeing 767 . Jane"s (2001). Проверено 19 августа 2007.
  19. Field, Andy A Look Inside a Radical New Theory of the WTC Collapse . Fire/Rescue News (2004). Проверено 28 июля 2006.
  20. Gross, John L., Therese P. McAllister Structural Fire Response and Probable Collapse Sequence of the World Trade Center Towers (pdf). Federal Building and Fire Safety Investigation of the World Trade Center Disaster NIST NCSTAR 1-6 Архивировано
  21. Wilkinson, Tim World Trade Center - Some Engineering Aspects (2006). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  22. Lawson, J. Randall, Robert L. Vettori. NIST NCSTAR 1-8 - The Emergency Response P. 37. NIST (сентябрь 2005). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012.
  23. McKinsey Report - Emergency Medical Service response . FDNY / McKinsey & Company (August 9, 2002). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 12 июля 2007.
  24. McKinsey Report - NYPD (August 19, 2002).(недоступная ссылка - история ) Проверено 10 июля 2007.
  25. NY Firefighters attack Giuliani. BBC News, July 12, 2007 http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/6294198.stm
  26. Bažant, Zdeněk P.; Yong Zhou (2002-01-01). «Why Did the World Trade Center Collapse?-Simple Analysis ». J Engrg Mech 128 (1): pp. 2-6. DOI :0.1061/(ASCE)0733-9399(2002)128:1(2) . Проверено 2007-08-23.
  27. Bažant, Zdeněk P.; Mathieu Verdure (March 2007). «Mechanics of Progressive Collapse: Learning from World Trade Center and Building Demolitions ». J. Engrg. Mech. 133 (3): pp. 308-319. DOI :10.1061/(ASCE)0733-9399(2007)133:3(308) . Проверено 2007-08-22.
  28. Cherepanov, G.P. (September 2006). «Mechanics of the WTC collapse». Int J Fract (Springer Netherlands) 141 (1-2): 287-289. DOI :10.1007/s10704-006-0081-8 . Проверено 2007-10-07.
  29. Hayden, Peter WTC: This Is Their Story . Firehouse Magazine (April 2002).(недоступная ссылка - история )
  30. Observations, findings and Recommendations (pdf). World Trade Center Building Performance Study, (Chapter 8.2.5.1) . Federal Emergency Management Agency. Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  31. Barnett, J.R.; R.R. Biederman, R.D. Sisson Jr. An Initial Microstructural Analysis of A36 Steel from WTC Building 7 . Feature: Letter . The Journal of Materials (2001). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 12 мая 2006.
  32. Key Findings of NIST’s June 2004 Progress Report on the Federal Building and Fire Safety Investigation of the World Trade Center Disaster . Fact sheets from NIST . National Institute of Standards and Technology (2004). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  33. Interim Report on WTC 7 (pdf). Appendix L . National Institute of Standards and Technology (2004). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  34. NIST Releases Final WTC 7 Investigation Report . National Institute of Standards and Technology (20 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 августа 2009.
  35. Robert MacNeill, Steven Kirkpatrick, Brian Peterson, Robert Bocchieri. Global Structural Analysis of the Response of World Trade Center Building 7 to Fires and Debris Impact Damage (англ.) . - November 2008. - С. 119-120.
  36. Questions and Answers about the NIST WTC 7 Investigation (англ.) . National Institute of Standards and Technology (21 April 2009). Архивировано из первоисточника 1 марта 2010.
  37. Barrett Wayne Grand Illusion: The Untold Story of Rudy Giuliani and 9/11 . - Harper Collins. - ISBN 0-06-053660-8
  38. Replying to Giuliani
  39. Oliver, Anthony Lasting lessons of WTC . New Civil Engineer (June 30, 2005).(недоступная ссылка - история ) Проверено 28 июля 2006.
  40. Whitehouse, David WTC collapse forces skyscraper rethink . BBC News (2001). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 июля 2006.
  41. Snell, Jack. «The Proposed National Construction Safety Team Act.» NIST Building and Fire Research Laboratory. 2002.
  42. Experts Debate Future of the Skyscraper in Wake of Disaster, Engineering News-Record (September 24, 2001).
  43. Glanz, James and Eric Lipton. «Nation Challenged: The Towers; Experts Urging Broader Inquiry In Towers" Fall». New York Times December 25,
  44. Dwyer, Jim. «Investigating 9/11: An Unimaginable Calamity, Still Largely Unexamined». New York Times . September 11,
  45. NIST. «NIST’s Responsibilities Under the National Construction Safety Team Act»
  46. Thomas Eagar. The Collapse: An Engineer’s Perspective . NOVA (2002).(недоступная ссылка - история ) Проверено 28 июля 2006.
  47. Eagar, Thomas W.; Christopher Musso (2001). Why Did the World Trade Center Collapse? Science, Engineering, and Speculation. JOM, 53 (12). The Minerals, Metals & Materials Society. Retrieved on 2006-05-02.
  48. Clifton, G. Charles Collapse of the World Trade Centre Towers (pdf) (2002).(недоступная ссылка - история ) Проверено 28 июля 2006.

11 сентября 2001 года в США боевики-смертники террористической организации "Аль-Каида" захватили четыре пассажирских самолета, — башни Всемирного торгового центра, а два других — на Пентагон и, предположительно, на Белый дом или Капитолий. Все самолеты, кроме последнего, достигли целей. Четвертый захваченный самолет рухнул в поле недалеко от города Шанксвилл в штате Пенсильвания.

Жертвами терактов 11 сентября , в том числе 343 пожарных и 60 полицейских . Погибли не только граждане США, но еще 92 государств. В Нью-Йорке были убиты 2753 человека, в Пентагоне — 184 человека, 40 человек разбились в Пенсильвании.

Погибшими при терактах также числятся 19 террористов , 15 из них были гражданами Саудовской Аравии, двое — Объединенных Арабских Эмиратов, один — Египта и один — Ливана.

В 8.46 (здесь и далее время местное) самолет Boeing 767 авиакомпании American Airlines, следовавший из Бостона в Лос-Анджелес, врезался в Северную башню Всемирного торгового центра (ВТЦ) на острове Манхэттен в Нью-Йорке между 93 и 99 этажами. На борту самолета был 81 пассажир (в том числе пять террористов) и 11 членов экипажа.

В 9.03 самолет Boeing 767 авиакомпании United Airlines, следовавший из Бостона в Лос-Анджелес, врезался в Южную башню ВТЦ между 77 и 85 этажами. На борту самолета были 56 пассажиров и девять членов экипажа.

В 9.37 самолет Boeing 757 авиакомпании American Airlines, следовавший из Вашингтона в Лос-Анджелес, врезался в здание Пентагона. На борту самолета были 58 пассажиров и шесть членов экипажа.

В 10.03 самолет Boeing 757 авиакомпании United Airlines, следовавший из Ньюарка (штат Нью-Джерси) в Сан-Франциско, упал на поле в юго-западной части Пенсильвании, около города Шанксвилл, в 200 километрах от Вашингтона. На борту самолета были 37 пассажиров и семь членов экипажа.

В результате сильнейшего пожара в 9.59 обрушилась Южная, а в 10.28 — Северная башня ВТЦ .

В 18.16 обрушилось 47-этажное здание комплекса Центра международной торговли, находившееся в непосредственной близости от башен ВТЦ. Пожар в нем начался .

Точная цифра ущерба, нанесенного терактами 11 сентября неизвестна. В сентябре 2006 года президент США Джордж Буш-младший сообщил, что ущерб от терактов 11 сентября 2001 года составил для США по самой низкой оценке .

27 ноября 2002 года в США была создана независимая комиссия по расследованию терактов 11 сентября (комиссия 9/11). В 2004 году она обнародовала итоговый доклад о расследовании обстоятельств трагедии. Одним из главных выводов 600-страничного документа стало признание того, что исполнители терактов воспользовались в работе правительства и спецслужб США.

Единственным осужденным по делу о терактах 11 сентября 2001 года в США является гражданин Франции марокканского происхождения Закариас Муссауи. Он был арестован в августе 2001 года после того, как окончил летную школу в Оклахоме и проходил тренировку на тренажере Боинг-747 в Миннесоте. В апреле 2005 года Муссауи был признан виновным в намерении совершить теракт, который должен был стать пятым по счету в череде трагических событий 11 сентября 2001 года. По личному указанию Усамы бен Ладена он должен был захватить самолет и пойти на таран Белого Дома в Вашингтоне — об этом террорист .

В мае 2006 года решением федерального суда города Александрия (штат Вирджиния), где проходил процесс, Закариас Муссауи был приговорен .

Шестеро других подозреваемых в причастности к терактам были арестованы в 2002 и 2003 годах, они провели несколько лет в тюрьмах ЦРУ, а в 2006 году на американской базе в Гуантанамо на Кубе.

В феврале 2008 года министерство обороны США в убийстве и совершении военных преступлений в рамках расследования терактов 11 сентября.

Обвинения были выдвинуты против Халида Шейха Мохаммеда, который в соответствии с докладом комиссии 9/11 является центральной фигурой в подготовке терактов в США ; уроженца Йемена Рамзи Биналшиба (другое написание Рамзи бин аз-Шиба), который обеспечивал организационную поддержку террористам и переводил им деньги; Мохаммеда аль-Кахтани, который, по версии следствия, 11 сентября 2001 года должен был стать еще одним, 20-м угонщиком четырех американских самолетов; а также Али Абдул Азиза Али, Мустафы Ахмеда Хавсави (другое написание Мустафа Ахмад Хаусауи) и Валида бин Атташ.

Слушания по делу обвиняемых в причастности к организации теракта .

В марте 2016 года федеральный окружной судья Нью-Йорка Джордж Дениэлс вынес заочное решение суда, согласно которому Иран должен выплатить 7,5 миллиарда долларов родственникам и другим представителям лиц, погибших во Всемирном торговом центре и здании Пентагона. Судья определил, что иранские власти должны выплатить еще три миллиарда страховщикам, покрывшим имущественный ущерб и другие материальные потери. Ранее судья Дениэлс постановил, что Тегеран не смог доказать свою непричастность к оказанию помощи организаторам теракта, в связи с чем власти Ирана за нанесенный в ходе него ущерб.

В сентябре 2016 года конгресс США принял закон, позволяющий наследникам жертв терактов 11 сентября подавать в суд на Саудовскую Аравию, гражданами которой были большинство террористов, осуществивших атаки. Уже в начале октября 2016 года американка, лишившаяся супруга во время террористической атаки 11 сентября 2001 года, подала первый иск в суд на Саудовскую Аравию. В марте 2017 года родственники жертв в США . В апреле стало известно, что более двух десятков страховых организаций США подали иск против двух банков Саудовской Аравии и компаний, связанных с семьей Усамы бен Ладена, а также против нескольких благотворительных организаций на общую сумму не менее 4,2 миллиарда долларов в связи с атаками . В августе Саудовская Аравия обратилась в федеральный суд Манхэттена с требованием отклонить 25 исков, мотивируя это тем, что истцы не предоставляют доказательств того, что королевство или связанные с ним благотворительные организации стояли за атакой.

На месте разрушенных башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2011 года . Он представляет собой два квадратных бассейна-фонтана, расположенных прямо в основаниях бывших башен-близнецов , по внутренним стенам которых каскадом спадают потоки воды, уходящие в квадратные отверстия, расположенные на дне каждого из бассейнов. Имена 2983 жертв терактов (в том числе шесть человек, погибших при теракте во Всемирном торговом центре в 1993 году) высечены на бронзовых плитах, которыми выложены парапеты обоих фонтанов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

15 лет назад случился самый кровавый и чудовищный теракт в истории человечества. Два самолёта врезались в башни Всемирного Торгового центра.

За это время мир стал только опаснее, а ублюдки продолжают убивать невинных людей. Но жизнь - продолжается.

Вместо двух разрушенных башен-близнецов построили несколько новых небоскрёбов под тем же названием World Trade Center и открыли мемориал погибшим.

1 Самое высокое из комплекса зданий, WTC 1 или “Башня Свободы”, было открыто в 2014 году.

2 Чтобы попасть внутрь, нужно знать кого-то из сотрудников. Меня туда провёл Дима newyorkrealty , работающий риэлтором в Нью-Йорке. Но иметь знакомых мало, предстоит зарегистрироваться и пройти проверку, как в аэропорту: отправить вещи на рентген-сканер, а самому пройти через рамку металлоискателя. После этого вам вызовут лифт, на котором можно подняться только на несколько разрешённых этажей. Лифта даже два: первый идёт с 1 по 45 этаж, второй с 46 по 90-й.

3 Шестьдесят четвёртый этаж - обзорная площадка.

4 Сколько раз был в Нью-Йорке, ни разу не поднимался на туристические смотровые. Бесполезная трата денег. Самостоятельно можно посмотреть на не менее захватывающий вид, но более оригинальный. В данном случае, увы, мешает стекло, но однажды мы забрались на крышу свежепостроенного 80-этажного небоскрёба, и вот там была красотища!

5 Двадцатью этажами выше расположился сам коворкинг Общественное пространство занимает один этаж, ещё на двух разместились переговорные, мини-офисы и столовая для арендаторов.

6 Внешне он не очень отличается от обычного офиса, разница только в том, что здесь почти нет закреплённых мест. Люди приходят и уходят, когда им нужно. Но и вещички свои, в этом случае, нужно таскать с собой.

7 Если не можете работать без любимой кружки, коврика для ног и фотографии собаки - “горячий стол” не для вас. Не закреплённое место, когда занимаешь любой свободный стол, стоит 450 долларов в месяц.

8 В сети участвует 155 коворкингов, и членство даёт возможность работать в любом из них. Только в Нью-Йорке четыре локации. Ещё в США есть в Чикаго, Бостоне, Вашингтоне, Сан-Франциско, но главное, что такие же коворкинги есть в десятках стран мира: хочешь поработать из Австралии? Пожалуйста, есть офисы в Сиднее и Мельбурне.

9 Путешествуешь в Китае и срочно нужен офис? Ищи ближайший в Пекине, Гонконге, Шанхае или Гуанчжоу. Занесла нелёгкая в Ливан? Даже в Бейруте есть один. В России и Украине - увы, пока офисы не открыли.

10 Каждый работник офиса мечтает освободиться от “рабства” и стать фрилансером. Каждый фрилансер рано или поздно понимает, что работать в офисе эффективнее. Так и появились коворкинги, которые сегодня растут, как грибы, причём во всём мире.

11 Сюда можно приходить работать только ради такого вида!

12 Если вас возбуждает урбанистика и высокие узкие башни, виды из окна дадут +10 к работоспособности!

13 Когда смотришь на Нью-Йорк сверху, это действительно мотивирует.

14 На месте башен-близнецов теперь разбит мемориальный парк с двумя бассейнами (на фото виден один), повторяющими контуры зданий.

15 Бруклинский и Манхэттенский мосты.

16 Внизу бурлит привычная нью-йоркская жизнь.

17 Кондиционеры на крыше - отличный способ не уродовать фасады зданий.

18 Статуя Свободы - как на ладони!

19 Мост Веррацано, один из самых больших в мире висячих мостов.

20 Отдохнуть от работы резиденты коворкинга могут за партией в настольные игры, пинг понг или в шаффлборд.

21 Это такая разновидность настольного кёрлинга, игровую доску нужно посыпать солью, чтобы шайба лучше скользила.

22 Никогда раньше такого не видел!

23

24

25

За экскурсию большое спасибо Диме



Похожие статьи