Специфика международной торговли услугами.

25.09.2019

Различия между товарами и услугами (видимые и невидимые слуги). Товары предаются хранению,а услуги нет. Торговля товарами непосредственно не связана с произв-м,ь.к.пр-во и потребление должны совпадать во времени.межд-й товарный оборот попадает в гораздо больший удельный вес производимых товаров.Значительный удельный вес производимых услуг явл неторгуемым.В межд-й торговле товарами допустим институт посредников.Для услуг-использование института посредников затруднено и встречается редко.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно рас­ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии..

Особенности и специфика организации международной торговли услугамиТорговля товарами и услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют серьезные качественные различия между товарами и услугами, а также в организации и технике международной торговли ими.. Различия товаров и услуг. 1)Товары 2) Услуги 1) Осязаемы 2)Неосязаемы1)Видимы 2)Невидимы1)Поддаются хранению 2) Не поддаются хранению1)Торговля товаром не всегда связана с производством 2)Торговля услугами, как правило, связана с производством1)Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе.2)Экспорт услуги означает оказание услуги нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).



Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

Регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги

Услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;

Производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля.

Международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

Не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли.

Отличием международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального.

Определяя международную торговлю услугами как специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран, специалисты обращают внимание на ее особенности:

Международная торговля услугами тесно сопряжена и (или) взаимосвязана с торговлей физическими товарами. Как правило, купля-продажа материальных товаров влечет за собой целый шлейф услуг: маркетинговых, транспортных, финансовых, страховых, сервисных (обслуживающих). И чем технически сложнее и дороже материальное благо, тем шире круг услуг, связанных с его движением. Вместе с тем торговля услугами все активнее способствует продвижению физических товаров на внешнем рынке: маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая и информационная поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и другие услуги "прокладывают дорогу" материальным товарам и повышают эффективность торговли ими. Таким образом, если традиционно физические товары "тянули" за собой услуги, то в настоящее время при очень жесткой конкуренции на мировом рынке физических товаров "проталкивание" их в другие страны осуществляется с помощью и благодаря услугам.

По своей специфике не все услуги могут быть объектом внешней торговли. По критерию возможного участия в международной торговле все услуги подразделяются на три группы:

услуги, которые могут быть объектом внешней торговли. К ним, например, относятся транспортные услуги: еще международный туризм, финансовые, страховые, банковские услуги;

услуги, которые в силу своих особенностей не могут предлагаться на мировом рынке. Обычно к ним относят коммунальные услуги, часть бытовых услуг. Заметим, что круг таких услуг постепенно сужается;

услуги, могущие быть и не быть объектом внешней торговли. К ним относится большая часть услуг; их спектр расширяется по мере научно-технического прогресса. Так, во внешнеторговый оборот все больше втягиваются услуги системы быстрого питания, учреждений культуры, здравоохранения, спорта и т.д.

Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля физическими товарами:

защищена государством от иностранной конкуренции. Правительства многих стран считают, что масштабный импорт услуг может представлять угрозу для суверенитета и безопасности. Поэтому международная торговля услугами регламентируется со стороны государства более жестко;

монополизирована. "Зарубежная доля в банковском итоге у французского банка „Креди Лионе, занимающего девятое место в мировом рейтинговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из шести крупнейших аудиторских компаний мира имеет свои представительства более чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%, 60% мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний";

Сфера услуг на протяжении трех последних десятилетий является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Обмен услугами занимает важное место в международной торговле. В 2013 г. экспорт услуг оценивался суммой 4,6 трлн долл., в то время как мировой экспорт товаров приблизился к отметке 18,3 трлн долл. Термин «услуги» охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как «услуга». В число услуг входят все виды транспортной деятельности, служба передачи информации, туризм, строительство, образование, медицина, финансовая и банковская деятельность и др.

Отличительная особенность международной торговли услугами от международной торговли товарами - разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг, сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли: в частности, режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Сказанное выше стадо одной из главных причин того, что вплоть до начала 1990-х гг. торговля услугами не охватывалась общим многосторонним межгосударственным соглашением, подобным ГАТТ. Вместе с тем отдельные виды услуг регулиро- вались отраслевыми межгосударственными многосторонними соглашениями. И только к середине 1990-х гг. в результате уругвайского раунда многосторонних переговоров было создано генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), содержащее общие правовые нормы для всех видов услуг. Международный обмен услугами развивается высокими темпами.

На международный транспорт и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки приходится 47% стоимостного объема экспорта услуг. Около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами. По данным ВТО, в 2013 г. на США приходилось 14,3% мирового экспорта услуг, на Великобританию - 6,3%, Германию - 6,2%, Францию - 5,1%, Китай - 4,4%, Индию и Нидерланды - по 3,2%. Эти страны с сопоставимыми долями занимают лидирующее положение и в импорте услуг (табл. 2.7). Роль России в международной торговле услугами невелика (в мировом экспорте услуг - 1,4%, в мировом импорте - 2,8%).

Таблица 2.7

Международная торговля услугами в 1970-2013 гг., млрд долл.

Направление

Источник-. WTO International Trade Statistics 1970-2014.

Опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран - характерная особенность развития современной мировой экономики.

Научно-технический прогресс - одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. Само понятие «услуга» определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы; финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой; компьютерные и информационные услуги; современное здравоохранение; образование.

Развитие структуры сферы услуг происходит по нескольким направлениям. Прежде всего это возникновение абсолютно новых видов услуг, таких как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками), глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки, и др. Далее происходит активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг как самостоятельных сфер бизнеса. Наконец, заметным явлением стало образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю «пакет» услуг, дающий возможность использовать одного поставщика, не обременяя себя ведением дел с поставщиками других конкретных вспомогательных услуг.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые услуги).

Торговое посредничество в сфере услуг

Во внешнеэкономических связях значительное место занимают отношения производителей экспортируемых товаров и услуг с торговыми и посредническими фирмами. Данные отношения опосредствуются особыми видами договоров - договорами поручения и комиссии.

Предметом договора поручения в сфере внешнеэкономической деятельности являются чаще всего изучение рынка, расчеты цен, выявление заинтересованных клиентов, установление с ними контактов, проведение рекламных кампаний, проведение переговоров с заключением контрактов и т.д. Такие договоры на услуги носят возмездный характер.

В соответствии с договором комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) обязуется за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько сделок от своего имени (на товар или услугу).

Среди услуг, оказываемых посредниками, можно отметить покупку и продажу товаров от собственного имени, но за чужой счет (комиссионная торговля), кредитование покупателей, сдача в аренду (лизинг), заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, контроль товаров, посредничество в платежных операциях, организацию соответствующего документооборота, улаживание недоразумений с таможней, представительство в арбитражных судах, складирование и погрузку, проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки и др.

Посредники могут быть специализированные и универсальные. Наиболее полное развитие идея универсализации получила в рамках торговых домов, в деятельность которых может входить предоставление широкого спектра услуг в стране и за рубежом. Особенно эта форма распространена в Японии. Там в середине 80-х годов ХХ века 9 торговых домов контролировали около 40% экспортных и 50% импортных сделок.



Похожие статьи