Город Свияжск, Татарстан – как добраться из Казани, история и легенды. Как образовался остров

15.10.2019

ПРАВОСЛАВНАЯ ЖЕМЧУЖИНА ТАТАРСТАНА

Свияжск ‒ уникальный остров в Зеленодольском районе Татарстана, при слиянии рек Свияги и Щуки. В историческом прошлом крепость-град, в дальнейшем остров-село, а ныне остров-град с населением чуть больше 250 человек.

История Свияжска началась в 1550 году, когда царь Иван Грозный возвращался после неудачного похода на Казань и обратил внимание на высокую Круглую гору острова, занимавшую выгодное положение для дальнейших попыток взятия Казани. Якобы, именно тогда Иоа́нн IV Васи́льевич решил основать на этом месте крепость, дабы продолжить завоевание ханства.

Ныне, силами местных и федеральных властей Свияжск обращен в глянцевый туристический оазис Татарстана и России в целом. А еще несколько лет назад…

Автор: Syamuka

Часть I . Не успели… (Публикация от 26 сентября 2012 г.).

Не ет, теплоходик «Москва», хотя и шел медленно, но прибыл к месту вовремя, по расписанию. Я о другом. Не успели мы посмотреть ТОТ СВИЯЖСК, которым он был еще совсем недавно без промышленности и сельского хозяйства, без современных домов-коттеджей, дорог и машин, без уличного освещения и тротуаров, погруженный в тишину и глубокую провинциальность… В ТОТ СВИЯЖСК, где от монастыря к воде спускались козьими тропами, где по праздникам пахло свежеиспеченными хлебом-пирогами, а главным занятием островитян была рыбная ловля и плетение рыболовных сетей…

В первый момент ‒ огорчились. Еще бы! Старинный город-крепость, а теперь − село Свияжск, исчезали на глазах. Повсеместно главными «действующими лицами» ‒ и в центре, и на окраинах − выступали бульдозеры, экскаваторы, тракторы, КАМазы и подъемные краны. А еще загорелые до черноты герои «рукопашного» труда.

Вокруг все ревело и грохотало, трещало и рушилось. Все село было изрыто канавами-траншеями, глубокими и помельче, проход через которые вызывал немалые неудобства. Ни мостиков с перилами, ни мостиков без перил, ни просто досок, перекинутых через траншеи, не было, и, проходя через такие препятствия, каждый чувствовал себя немного эквилибристом.

На улицах лежал толстый слой дорожной пыли, песка и глины, разбитых и перемешанных колесами строительной техники, разогретый июльским солнцем до нетерпимости. Пройти по нему было еще замысловатее, чем пробраться через канавы-траншеи. Ноги скользили и погружались в малоприятное ассорти, проникавшее в обувь.

Более-менее беспрепятственно можно было продвигаться только по нетронутым цивилизацией островкам старого советского асфальта, остаткам еще более старого булыжного покрытия и годами-веками утрамбованной грунтовой дороге.

Все это, взятое вместе, означало, что в Свияжске активно идет возрождение, о чем свидетельствовал и плакат: «Возрождение Болгар и Свияжска ‒ всенародная задача».

Суть вот в чем: Когда в 1957 году заполнялось водой Куйбышевское водохранилище, и многие населенные пункты ушли под воду, Свияжск, благодаря своему «горному» расположению, сохранился, но, при этом, стал островом. С тех пор строительство в селе практически не велось. Причем никакое. Коммуникации не проводились, так что в домах топились печки, воду брали из колонок и колодцев, удобства располагались на улице.

Дороги не прокладывались, автомобили не покупались ‒ островок-то небольшой, ездить все равно некуда. Сообщение со столицей по воде осуществляли «Омик» или «Москва». Сложившийся веками ансамбль острова-града Свияжск сохранялся почти без изменений, и «законсервировался» на уровне 60-х и более ранних годов XX в. Так было. Было до момента, пока не построили дамбу ‒ насыпную дорогу, соединившую остров с материком, и верховные власти Татарстана не решили преобразовать Свияжск в туристско-паломничекий центр.

Вот мы и попали, как раз тогда, когда, после многих лет забвения на острове-селе-граде Свияжске начались широкомасштабные преобразования. Всюду что-то рылось-копалось, прокладывалось, обдиралось-соскабливалось, штукатурилось, белилось-красилось, корчевалось, удалялось, ломалось, устанавливалось, возводилось. Новейшие строительные материалы, новейшая техника. Яркие краски, новоиспеченный кирпич, свежий асфальтобетон и тротуарная плитка. Работа на острове кипела.

А мы под палящим, изнурительным солнцем обходили-перешагивали неудобства восстановительного периода, перерытого вдоль и поперек города, и нам пока еще трудно представлялось, каким станет Свияжск, но… виденное настораживало и вызывало грусть.

Гостиница «Свияга» должна была расположиться в купеческом доме XIX века. Раньше там была богадельня, а в советские годы ‒ школа-интернат для слепых детей.

Мне очень хотелось увидеть на лицах островитян радость переменам, но лица не радостны. Сельчане не хотят терять СВОЙ СВИЯЖСК. Беспокоятся, как сложится их будущее. Привыкли к своей земле, к просторам, к обветшалым домам и неустроенности. Приспособились. (В Свияжске проживает чуть больше 250 человек. В основном — пенсионеры. И еще 180 дачников, ‒ прим. авт.) Понять можно: рвется история, гибнет культурный слой, исчезают связующие звенья прошлого и настоящего.

А мы? Забегая вперед, скажу: не утерпела я, отыскала в сети фотографии свежие, августовские, текущего года, и… не узнала Свияжск. Теперь ‒ точно знаю: Радоваться! Радоваться нам надо, так как еще немножко из ТОГО СВИЯЖСКА застали, увидели, почувствовали!


Купеческий деревянный жилой дом XIX века. Балкончик… колонны… скворечник под крышей… В этом доме жил Троцкий в 1918 году.

От дома открывается замечательный вид на Волгу.

Часть 2. Историческая

Крепость была построена в 1551 году «с легкой руки» Ивана Грозного всего за четыре недели, что было немыслимо по всем параметрам тогдашнего строительства фортификационных сооружений.

Первый этап строительства проводился зимой, выше по течению Волги ‒ в городе Мышкине. Все колышки-бревнышки крепостного ансамбля были аккуратно пронумерованы и на плотах спущены ко впадению Свияги в Волгу. Тут они были выловлены, и в 4-х недельный срок бригада из 75 тысяч рабочих-плотников на Круглой горе соорудила город-крепость, который сразу же был заселен русскими людьми и оснащен артиллерией. Это был второй этап строительства. Назвали новодел Ивангородом, но название не прижилось, и, вскоре, его переименовали в Свияжск.

От того Свияжска ныне сохранилось только Троицкая церковь. Она была срублена то ли в Мышкине, то ли в Угличе зимой 1550 года, сплавлена по Волге вместе с другими сооружениями крепости и собрана за один день воинами князя Серебряного-Оболенского. Основой церкви стал сруб из толстенных брёвен лиственницы. Церковь была освящена 17 мая 1551 года - в день Святой Троицы.

Церковь стоит на кирпичном побеленном цоколе, снаружи обшита досками и покрашена серо-голубой масляной краской. Купол с восьмискатной крышей покрыт крашеным в зеленый цвет железом. К основному зданию церкви пристроены крылечки. Большие квадратные рамы окон пристроек занимают все стенные пространства, а стекла прикрыты деревянными оконными переплетами…

В будущем Свияжск станет первым христианским городом Казанского края с Троице-Сергиевским, Успенским и Иоанно-Предтеченским монастырями, расстроится новыми храмами и монастырскими кельями-корпусами, конным двором и посадами с купеческими домами, обзаведется пекарней и водонапорной башней, гимназией и больницей, обустроится мощеными улицами и газовыми фонарями.

Основную часть площади бывшего женского Иоанно-Предтеченского монастыря занимает собор Богоматери Всех Скорбящих Радость, построенный в 1896-1906 гг. по проекту архитектора Малиновского.

Внутри собора прекрасная акустика, великолепное по красоте пространство с потертыми и размытыми живописными росписями стен и купола.

На звонницу поднимается старинная металлическая лестница. На монастырском подворье сохранилась трапезная церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, построенная в 1604 году.

В тени стены можно передохнуть от жары.

От бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря по Успенской улице мы прошли к Успенскому мужскому монастырю, куда можно было попасть только через пролом в стене для движения строительной техники.

Территория монастыря представляла собой сплошную строительную площадку, соборы стояли в лесах. Но главные храмы монастыря мы увидели. Справа великолепный Успенский собор, построенный по мотивам Псковской архитектуры в середине XVI в., был возведен за 4 года из белого тесаного камня артелью Постника Яковлева и Ивана Ширяя — зодчих, построивших в Москве храм Василия Блаженного (Покровский собор) и Благовещенский собор в Казани.

Свой нынешний облик храм обрел в XVIII в., когда под влиянием модного тогда течения «украинского барокко» собор существенно вырос в высоту, обретя 12 острых кокошников и новый купол.

Слева ‒ колокольня Успенского монастыря. Колокольня относится к Никольской церкви ‒одной из первых, построенных в Свияжске. Никольская церковь ‒ действующая, но открыта только для монахов. Высота колокольни 43 м. Это самое высокое здание в Свияжске. Красивое, и строгое. Во времена Ивана Грозного на колокольне были установлены башенные часы, а из нижнего яруса к берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой в случае осады Свияжской крепости.

О дальнейшей судьбе Свияжска красноречиво повествуется в книге Сергея Соколова «Казань. Портрет в стиле импрессионизма». И вот лишь некоторые фрагменты: «Первый тяжелейший удар по городу был нанесён революцией и гражданской войной. Здесь в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армии путём децимации - методом, забытым со времён античного Рима и орды Чингисхана. Расстреливали каждого десятого красноармейца. Просто выстраивали на площади в шеренгу воинскую часть, отступившую под натиском армии Каппеля и белочехов, и каждому десятому человеку пускали пулю в затылок…

Около этой стены белогвардейцы расстреливали красногвардейцев.

По приказу Троцкого при содействии революционного писателя и поэта Демьяна Бедного на главной площади Свияжска был установлен памятник Иуде Искариоту, привезённый из Москвы на бронепоезде! Скульптура изображала человека, грозящего небу кулаком. Даже такой ненавистник православия, как Владимир Ленин, посчитал это ошибкой, и вскоре памятник-нонсенс был убран. Зато были закрыты монастыри и церкви, с иконостасов сорваны иконы. Были расстреляны монахи и священники, а также многие жители города.

Были взорваны Рождественский собор и Никольская церковь, разобрана надвратная церковь Успенского монастыря. Потом Свияжск надолго стал подразделением ГУЛАГа и в монастырских кельях содержались заключённые, а кирпичные ограды монастырей были последней «стенкой» для обречённых на расстрел «врагов народа». Сколько людей нашли свою смерть в этих концлагерях, неизвестно, архивы недоступны. Потом к тюремным учреждениям были добавлены больница для инвалидов Великой отечественной войны и психбольница. Это не были учреждения для излечивания и выздоровления пациентов, это были помещения для изоляции от общества неизлечимых, изуродованных войной и сталинскими лагерями, или просто неугодных. Лучшего места, чем остров Свияжск, для такого дела не найти…»

Разглядывая монастырское ограждение, мы чуть было не прошли мимо двух плит, вделанных в стену: «Владимир Голицын Художник, моряк 1901 — 1943» и «Софья Олсуфьева Реставратор 18… (далее цифры подтерты)». И крестики…

Дома я нашла сведения об этих людях. Мороз по коже. Софья Владимировна Олсуфьева (3 июня 1884 - 15 февраля 1943). Живописец, график, реставратор. Из знатной дворянской семьи. С 1934 жила в Москве, где получила работу художника-реставратора в Музее изящных искусств. Сопровождала мужа – сотрудника отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи – в командировках по старым русским городам.

В марте 1938г. мужа арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне «за распространение антисоветских слухов».

В 1941г., когда возникла угроза оккупации Москвы, Софья Олсуфьева в возрасте 57 лет была арестована вместе с большой группой аристократов. Приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. После приговора, попала в колонну заключенных, которую погнали в Казань. Место заключения – Свияжский концлагерь. Умерла в заключении ‒ Свияжский концлагерь. Место захоронения ‒ Свияжский концлагерь…

Вместе с Софьей Владимировной отбывал заключение ее родственник В. М. Голицын ‒ художник, моряк, князь, который одновременно с ней был арестован, и умер в лагере у нее на руках.

Голицын был одним из строителей корабля «Персей», участвовал в арктической экспедиции на ледоколе «Малыгин». На Международной выставке в Париже он был удостоен золотой медали за роспись деревянных изделий (1925). Изобретатель детских настольных игр, иллюстратор детских книжек.

Осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал в колонии Свияжска. Умер от пеллагры.

В стене монастыря, где находился лагерь, сохранилась плита с датами жизни Олсуфьевой и Голицина.

С 1937 по 1948 год за время функционирования политической тюрьмы ГУЛАГа в Свияжске погибло 5 тысяч репрессированных. Мы обошли вокруг ограды.

Когда-то в Свияжске было множество церквей, и звон колоколов производил незабываемое впечатление на проплывающих по Волге. В советское время все приходские церкви Свияжска были уничтожены. Старейшая уцелевшая церковь - Константина и Елены, построенная в конце XVI в. и перестроенная два века спустя. Расположена церковь недалеко от пристани.

По преданию, место для церкви выбрал сам Иван Грозный. В церкви и вокруг нее тоже шли строительные работы, так что посмотреть ее мы могли только на расстоянии.
Уцелела…

Сложно даже представить, как бы выглядел Свияжск, если бы все церкви сохранились…

Как доехать в Свияжск из Нижнего Новгорода

Свияжск находится на живописном острове на слиянии двух рек - Щуки и Свияги, в 30 км от Казани.

В Свияжск на автобусе можно доехать из Казани. С Казанского автовокзала в 09.00 идет микроавтобус №532 до Свияжска, время в пути ориентировочно 30-40 минут. Расписание на конкретный день лучше уточнять на автовокзале.

В Свияжск на теплоходе можно доехать из Казани. С речного вокзала г.Казань в летний период ежедневно в 08.20 идет теплоход до Свияжска. Обратно из Свияжска в Казань теплоход уходит в 16.30. Время в пути ориентировочно 2 часа. Также в выходные дни существуют экскурсионные рейсы. Расписание на конкретный день уточняйте на речном вокзале г.Казань.

В Свияжск на автомобиле из Нижнего Новгорода - по трассе М-7 в направлении на Казань. Не доезжая ~30 км до Казани, у деревни Исаково повернуть на Свияжск (есть новая дорожная развязка). Ехать по указателям до дамбы, далее по дамбе на остров. Машину можно оставить внизу, подняться по лестнице - и вы уже на площади перед монастырем.

Расстояние от Нижнего Новгорода до Свияжска - ориентировочно 350 км.

Свияжск - небольшой остров, времени на неторопливый осмотр достопримечательностей городка достаточно часа 3-4. Визит в Свияжск можно совместить с поездкой в Казань и Чебоксары .

Схема проезда Нижний Новгород - Свияжск

Карта-схема Свияжска

Автобусные туры в Казань и Свияжск из Нижнего Новгорода

Из Нижнего Новгорода в летний период и в праздничные дни организуются автобусные туры в Казань и Свияжск .

История Свияжска

История Свияжска началась в 1551 году. В те времена шла борьба между Московским царством и Казанским ханством за господство в Поволжье. Неоднократно Иван Грозный предпринимал попытки разгромить Казанское ханство, но даже несмотря на численный перевес и артиллерию, взять Казань не удавалось. Необходима была хорошо укрепленная крепость поблизости от вражеской столицы в труднодоступном месте. И такое место нашлось - Круглая гора посреди рек и болот. Но поскольку незаметно проводить работы по постройке крепости на чужой территории было невозможно, крепость было решено рубить в угличских лесах, а готовые бревна сплавлять вниз по Волге к намеченному для строительства месту. В результате Свияжская крепость "выросла" в тылу врага меньше чем за месяц! А по размерам новоиспеченная крепость превосходила даже Московский и Новгородский Кремли!

Так Свияжск стал форпостом войск Ивана Грозного при взятии Казани в 1552 году. Но на этом его миссия не закончилась: после присоединения Казани Свияжск стал центром распространения христианства и помогал обращать иноверцев в православие. С течением времени Свияжск постепенно превратился в классический уездный город с тихими улочками, разноцветными домиками и маковками церквей. Так бы и жил себе неприметной жизнью, если бы не события 1918 года, которые вовлекли этот чудный городок в цепь трагических событий.

После Октябрьской революции в Свияжск был направлен Лев Троцкий для того, чтобы разбить белый отряд, отступивший в Казань. И тихий мирный Свияжск захлестнула волна террора. Начались расстрелы: сначала расстреливали красноармейцев за то, что не смогли выбить белогвардейцев из Казани, затем уничтожали настоятелей монастырей, монахов и священников. Вместо монастырей появилась детская колония-интернат, позже - тюрьма НКВД. И вновь расстрелы, расстрелы... За 10 лет работы политической тюрьмы ГУЛАГа в Свияжске погибло более 5 тысяч репрессированных. В 30-е годы были разрушены 6 из 12 храмов города. К середине 20 века Свияжск окончательно пришел в запустение.

Первые шаги к возрождению Свияжска начались в 60-х годах прошлого века. Начались восстановительные работы в храмах Свияжска, была проведена реставрация уникальных фресок Успенского собора. В 1997 году возобновил свою деятельность Успенский монастырь. Остров Свияжск был объявлен памятником истории и культуры.

А ведь интересный факт! Свияжск стал островом только в 1957 году! Именно тогда было создано Куйбышевское водохранилище, которое поглотило окрестные земли, но не смогло потопить легендарный град. Свияжск по прежнему гордо возвышается на подступах к Казани: маленький город с удивительной судьбой.

Еще несколько лет назад попасть туда можно было только по реке. Но не так давно была построена дамба, соединившая остров с большой землей. В Свияжске началась новая жизнь: стали реставрироваться здания, был обновлен речной вокзал, построены дороги, в городе возрождаются и развиваются ремесла. В настоящее время Свияжск - это остров-музей, где бережно сохраняют старое и привносят новое, где каждый новый дом строится с оглядкой на памятники старины, а блага цивилизации ничуть не портят очарование маленького купеческого городка.

Достопримечательности Свияжска

К основным достопримечательностям Свияжска можно отнести Успенский монастырь, Иоанно-Предтеченский монастырь, этнографический комплекс Конный двор, а также центр Свияжска с купеческими особнячками (к слову, планировка центра практически не изменилась с 19 века).

Карта достопримечательностей Свияжска

Успенский Богородицкий мужской монастырь

Успенский монастырь первым встречает приезжающих по дамбе: белокаменные стены похожего на Кремль монастыря и колокольня видны еще на подъезде, монастырь расположен при подъеме в город сразу же по левой стороне.

Монастырь был основан в 1555 году. Почти полностью сохранились Успенский собор и Никольская церковь (сейчас реставрационные работы почти закончены).

Успенский собор в своем нынешнем виде был перестроен в 18 веке в стиле барокко. Но его уникальные фрески сохранились еще со времен Ивана Грозного. А фреска с изображением святого Христофора считается единственной в мире, где песеглавый святой изображен вопреки канонам в виде воина с лошадиной головой.

Интересна Никольская церковь, которая представляет собой нечасто встречающийся вид церкви-колокольни. Это самое старое (16 век) и самое высокое здание в Свияжске, именно ее очень хорошо видно при подъезде к городу.

После Октябьской революции монастырь был закрыт. В советское время на его территории размещалась детская колония, а позже - психиатрическая больница. Только в 1997 году монастырь вновь стал действовать, а восстановительные работы продолжались еще много лет.

Войти в монастырь можно через Святые ворота. Вход свободный. Для женщин обязательны платки и юбки (выдаются при входе). Территория большая, ухоженная. На территории есть магазинчик, где продают монастырский хлеб.

Этнографический комплекс "Конный двор"


Иоанно-Предтеченский женский монастырь


Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в конце 16 века. На существующее место он был перенесен в 18 веке из другой части Свияжска после сильнейших пожаров.

Самое старое сооружение монастыря - Троицкая церковь - уникальный памятник деревянного зодчества 16 века. Это единственное строение, которое сохранилось от крепости Ивана Грозного, срубленной в угличских лесах и переправленной в Свияжск по воде!

Но доминантой монастырского комплекса является собор Богоматери Всех Скорбящих Радость, построенный в неовизантийском стиле, очень нарядный, с большим серебристым куполом. Построен он был в начале 20 века. Собор по внешнему виду очень похож на Морской собор в Кронштадте.

Некоммерческий информационный проект «Остров-град Свияжск». История Свияжска. Виртуальная прогулка по острову. Научные статьи, публицистика, фотографии, видео и рассказы путешественников.

Предположительно, в дохристианскую эпоху место на Круглой горе в устье реки Свияги (30 километров вверх по Волге из Казани), где сейчас находится Свияжск, было языческим капищем (древней стоянкой). В окрестностях Свияжска после основания крепости находили кости мамонта.

К XIII-XIV веку относится первое упоминание свияжского останца в булгарских хро­никах Шарафетдина бин Хисаметдина аль-Муслими аль-Булгари под назва­нием «Кара кирмен» («Черная кре­пость»).

Город-крепость

Свияжск, основанный как крепость в 1551 году , не имеет аналогов в мировой истории военной операции.

В середине XVI века между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье.
С 1547 года Иван Грозный предпринимал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. Даже имея численный перевес и артиллерию, взять Казань русские не могли. Несмотря на то, что ханство переживало глубокий экономический кризис, Казань по-прежнему оставалась мощнейшей крепостью того времени, а ее защитники во главе с имамом Кул Шарифом отличались невероятным боевым духом.

Граница Казанского ханства пролегала всего в 20 километрах западнее его столицы, по реке Свияга, и Ивану Грозному была необходима хорошо укрепленная крепость, так как отрезанные из-за трудностей сообщения с Москвой московские войска не могли длительно осаждать Казань.

В 1551 году после очередного неудачного похода на Казань восйко Ивана IV разбило свой лагерь в устье Свияги на расстоянии суточного перехода до Казани. Для того, «дабы учинить тесноту казанской земле», царю необходимо было найти место для опорной базы влизи ханской столицы. Никольская летопись гласит, что татарские князья во главе с Шах-Али, сторонники Москвы, указали на Круглую гору, поросшую лесом — высокий холм с плоским верхом и обрывистыми склонами, омывавшийся двумя речками — Свиягой и Щукой. Вокруг холма располагались непросыхающие после половодья болота, что исключало возможность внезапного нападения на крепость. Здесь, в 26 верстах от Казани, решили заложить город-крепость. Но сделать это оказалось не так-то просто, ведь русское войско было на вражеской территории. Поэтому царь повелел срубить весь город в углических лесах, за 1000 км до предполагаемой крепости.

Зимой 1550-1551 года на Верхней Волге в лесах началась работа. Руководство постройкой и составление чертежей крепостных сооружений будущего города было поручено известному мастеру, дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову в городе Мышкин (современная Ярославская область). К весне деревянный кремль со стенами, башнями и церквами был готов.
Фрагмент иконы «Сергий Радонежский с житием» (середина VII века, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник):

Затем все бревна разметили, разобрали и связали из них несколько плотов .
В апреле 1551 года , как только Волга вскрылась ото льда, караван судов «везущи с собой готовы град деревян… того же лета нов, хитр сотворен» , отправился вниз по Волге к выбранному месту.

Одновременно из Москвы на Казань выступило государево войско, двинулись рати князя Хилкова из Мещеры, князя Серебрянного из Нижнего Новгорода и Бахтияра Зюзина из Вятки, которые блокировали Казань, перекрыв водные пути и заняв переправы через Волгу и Каму.

24 мая 1551 года русские войска заняли позицию у берега Свияги. На острове началась работа: гору разровняли и очистили от лесов. Царские люди выловили плоты с разобранным городом ниже по течению около устья Свияги, и из готовых бревен всего за 24 дня на горе Круглой была возведена крепость, по размерам превосходящая Московский кремль и Новгород. День и ночь трудились 75 тысяч человек. В этот же срок были поставлены и Рождественская церкви. Первоначально город-крепость был назван в честь царя Иван-городом, но уже скоро его начали называть «Новгород (Новоград, новый город) Свияжский».

В 1552 году стал базой русских войск при осаде Казани.

«Ступайте, дураки, — насмехались над русскими татары, — в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся; мы и Свияжск отымем!»

Тем временем русские войска обложили Казань и началась затяжная осада. Перед штурмом, в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Государь провел часть ночи со своим духовником. А когда наступило утро штурма, Царь Иоанн приказал не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». И вот раздался мощный взрыв (русские саперы сделали тайный подкоп в который заложили бочки с порохом), разрушивший ворота и часть стены. Вскоре послышался второй взрыв, еще более сильный. Тогда русские люди, воскликнув: «С нами Бог!» — пошли на приступ. татары встретили их криком: «Магомет! Все помрем за юрт!» Когда Царь подъехал, на стенах уж развевались русские знамена.

По приказу Царя половина царской дружины сошла с коней; к ней пристали седые, степенные бояре, отроки, окружавшие царя, и все вместе двинулись к воротам. В своих блестящих доспехах, в светлых шлемах царская дружина врубилась в ряды татар, одержав над ними победу. Князь Воротынский прислал сказать Царю: «Радуйся, благочестивый Самодержец! Казань — наша, ее царь в плену, войско истреблено». Таким образом, разбойничье Казанское ханство было ликвидировано. (Русская линия)

Выполнив свою основную функцию, город не пришел в упадок.

В 1552 году в Свияжске на пути в Москву останавливалась царица Сююмбике с сыном Утямашем.

В 1606 году происходят волнения «гулящих людей» во главе с Илейкой Муромцем (Горчаковым).

В 1610-1911 году «бунташный люд» осаждает город, но восставшие царские войска разгромили восставших.
В 1612 году мимо Свияжска прошло Казанское ополчение с иконой Казанской Божьей Матери спасать Москву.
В конце XVII — начале XVIII века Свияжск сохранил за собой лишь функции первого христианского города в бывшем Казанском ханстве с действующими монастырями. Экономические, политические и административные функции постепенно отошли к Казани.

В 1710 году построили каменную .

В 1734 году построена каменная приходская церковь Николая Чудотворца.

В 1735 году построена каменная приходская Софийская (Тихвинская)
церковь.

В 1754 году на центральной площади города возведен каменный кафедральный Рождественский собор.

В 1764 году происходит закрытие Троице-Сергиевского монастыря.
В 1781 году
учрежден герб г. Свияжска.
Описание герба:
«В голубом поле, город деревянный на судах на реке Волге, и в той реке рыбы»

Монастырский город

В XVIII-XIX веках Свияжск был монастырским городком с Троице-Сергиевским, и монастырями. Его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.

В 1795 году образован на месте бывшего Троице-Сергиевского мужского монастыря.

В 1798 году в Свияжске останавливался император Павел I.

В 1829 году выполнен проект регулярного плана развития города Свияжска.

В 1833 году в Свияжске останавливался А. С. Пушкин.

В 1836 году в Свияжске останавливался император Николай I в. пору пребывания наследником престола.

В июне 1847 года Тарас Шевченко проезжал через Свияжск, следуя в Оренбург во время путешествия на пароходе «Князь Пожарский», о чем упомянул 14 сентября 1858 в своем Дневнике.

В 1871 году в Свияжске останавливался император Александр II в. пору пребывания наследником престола.

Гравюра по рисунку М. И. Махаева (середина XVIII века)

В 1877 году на IV археологическом съезде академик И. И. Срезневский ставит вопрос о сохранении уни­кальной фресковой живописи в свияжском Успенском монастыре.

В 1896 году в Свияжске произведена корректировка генерального плана города Свияжска (население 3,5 тыс. человек).

В 1902-1904 году профессор Д. В. Айналов исследует фрески свияжских соборов.

Во второй половине XIX — начале XX века ведется широкое строительство каменной и деревянной городской застройки, сохранившейся до настоящего времени.

В 1906 году возведен собор в честь иконы «Всех Скорбящих Радости», архитектор Ф. Малиновский.

Уничтожение памятников

В 1917 году произошли первые акты вандализма и экспроприации.

В 1918 году в Свияжск направляют Льва Троцкого, цель которого — борьба с белыми. По его приказу началось истребление духовенства:
настоятеля Успенского Богородицкого монастыря архиепископа Амвросия зверски убили за то, что он отказался отдать хлебные запасы монастыря и церковные ценности;
священник Софийской церкви отец Константин (Долматов), ветхий старик, был расстрелян за то, что он якобы палил из пулемета по красноармейам с колокольни своей церкви;
монахинь Предтеченского монастыря расстреливают без каких-либо обвинений.

«Газета «Le Journal» сообщает: «Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывает, что он присутствовал в Свияжске на открытии памятника Иуде Искариотскому . Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу» (из книги князя Н. Жевахова «Еврейская революция»).

В 1922 году
произошло вскрытие мощей Св. Германа уполномоченными Казанского ОПТУ.

В 1923-1924 году закрыли Успенский и Иоанно-Предтеченский монастырь.

В 1926 году Свияжск окончательно приходит в запустение и получает статус села Верхнеуслонского района.

В 1928 году в помещениях Успенского монастыря открыли детскую колонию с принудительным трудом с выселением из монастыря всех постояльцев и жильцов.

В 1929 году трудовую колонию преобразуют в трудкоммуну для беспризорных подростков с целью перевоспитания принудительным трудом.

С 1929 по 1930 год были :
надвратная церковь Вознесения Успенского монастыря;
Германовская церковь Успенского монастыря;
приходская Никольская церковь;
кафедральный Рождественский собор;
приходская Благове­щенская церковь;
приходская Софийская (Тихвинская) церковь.

В 1933 году закрыли колонию-коммуну с передачей ее хозяйства в ведение НКВД ТАССР.
В 1936 году колонию преобразовали в тюрьму с лимитом в 200 человек.
С 1937 по 1948 год за время функционирования политической тюрьмы ГУЛАГа погибло 5 тыс. репрессированных.

В. Голицын. Показатели за день по ИТК №5 (эскиз для стенда).
В. Голицын. «Папа, да иди же обедать!» (рисунок на обороте эскиза для стенда).
1942 год. ИТК №5, Свияжск.
Оберточная бумага, цветные карандаши, акварель.
Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» при Международном «Мемориале»


Владимир Михайлович Голицын (1901-1943), художник. Был трижды арестован на короткое время в 1925, 1926 и 1933. В 1930 выслан из Москвы с семьей. Арестован 22.10.1941 , в заключении в ИТК № 5 г. Свияжска под Казанью. Умер от пеллагры

Одной из жемчужин Татарстана по праву является город – остров Свияжск. Расположенный в одном из красивейших мест России, обладая огромным количеством исторических памятников и особенной энергетикой, этот город, по праву, стал очень привлекательным для туристов.

Добраться до Свияжска можно на автомобильном транспорте, по трассе М7, но по прибытии, придется оставить машину на стоянке, потому что весь город – пешеходная зона. Можно добираться до Свияжска и на теплоходе из Казани, наслаждаясь прекрасными видами, и слушая занимательные истории экскурсовода.

Мало в России найдется мест, где на такую небольшую территорию приходится столько достопримечательностей, как в Свияжске. Наиболее интересные места острова:

Посещая город-остров, невозможно, обойти вниманием, здание речного вокзала. Несмотря на оборудование, позволяющее обслуживать современный речной транспорт, он как будто сошел со страниц книг Островского.
Прибывая в Свияжск, человек попадает в другую эпоху, с другим течением времени и с другими нравственными ценностями, и обстановка вокзала сразу настраивает его на правильное восприятие.

Местоположение: улица Рождественская — 1А.

Особую ценность храму придает, фресковая живопись, оригинальные фрагменты которой сохранились на достаточно большой площади. На момент основания храма, фрески Успенского собора были, по истине, революционным словом в иконографии. Их сюжеты были взяты создателями не только из канонических текстов, но и из апокрифических легенд.

Здесь находится единственное в России изображение Святого Христофора с лошадиной головой, позднее такие иконы были запрещены церковными властями. Также в соборе можно посмотреть единственное фресковое изображение Ивана Грозного. В целом фрески Успенского собора в Свияжске очень тяготеют к западноевропейской манере церковной росписи, что является очень необычным для русских храмов 16 века.

Местоположение: улица Успенская — 1.

Церковь во Имя Николая Чудотворца является первой каменной трапезной церковью и построена в 1555-1556 годах. Автор проекта неизвестен, но сохранились свидетельства, что в постройке храма принимала участие псковская артель каменщиков Ивана Ширяя, которая, очевидно, и привнесла в его архитектурный облик элементы, свойственные церковным комплексам Пскова.

Высота постройки и лаконичность фасада делают ее доминирующей как в комплексе Успенского монастыря, так и в архитектуре всего города.

Местоположение: улица Никольская.

Помимо церквей, некоторые из которых являются действующими, на территории монастыря располагаются деревянный настоятельский комплекс, кельи для послушниц и монахинь, каменная трапезная.

В действующих храмах паломники могут поклониться таким святыням, как иконы «Тихвинской Божьей Матери», «Неупиваемая чаша», образу Иоанна Предтечи, мощам Святого Германа Казанского. Ансамбль монастыря, создававшийся на протяжении трех веков, формирует величественный облик Свияжска. На территории храмового комплекса действует архитектурно-художественный музей.

Троицкая церковь – самая древняя постройка Свияжска. Это деревянное сооружение выполнено без единого гвоздя. Строительство осуществлялось под руководством первого русского военного инженера, дьяка Ивана Выродкова. Именно ему, историки приписывают идею строительства Свияжска. Крепость была срублена за много километров от места возведения, в городе Мышкин. Затем все бревна пронумеровали и тайно переправили на берега Свияги. В считанные дни в 30 километрах от вражеской тогда Казани были возведены мощные укрепления, которые сыграли огромную роль в деле ее взятия русскими войсками в 1552 году.

Резной иконостас, деревянные изображения святых, старинные иконы придают храму сдержанный уют, а сознание того, что здесь мог общаться с высшими силами сам Иван Грозный, делает храм одним из самых притягательных мест Свияжска.

Местоположение: улица Троицкая — 3.

Церковь во Имя Святого Сергия Радонежского начала строиться в 16 веке по приказу царя Бориса Федоровича. Сооружение выполнено из белого известняка, декор очень лаконичный, присущий псковской манере.

Предположительно, в сооружении храма принимали участие мастера из Пскова. На одной из внешних стен сохранилась древняя фреска, изображающая «Троицу». Храм является одной из архитектурных жемчужин Свияжска.

До революции эта церковь была единственной посадской церковью Свияжска. Ныне существующее каменное здание построено в 18 веке на месте деревянного храма. В его облике ясно чувствуется влияние стиля барокко, что делает церковь очень нарядной и радостной.

С 20-х годов прошлого века здание не использовалась для совершения религиозных обрядов. Только в 90-х ей вернули прямое предназначение, и теперь жители Свияжска и паломники со всей России присутствую на регулярно отправляемых службах.

Местоположение: улица Константиновская — 2.

Достопримечательностью Свияжска, построенной уже в наше время, является часовня во Имя царственных страстотерпцев, освященная в 2004 году. Посвящена она семье последнего русского императора, принявшей мученическую гибель от рук большевистского правительства. На входе в храм расположена икона, изображающая царскую семью. В часовне много старинных икон, некоторые из них время от времени мироточат.

Начиная со своего основания Свияжск, прежде всего, был военной крепостью, что предполагало наличие здесь лучшего по тем временам вооружения. В 16 веке это были пушки. Каждая из них была индивидуальна, и даже имела собственное имя. Например, «Змей», «Дракон», «Свистун».

Самыми укрепленными считались Рождественские ворота города, где была установлена пушка «Девкина голова», получившая такое название из-за изображения на лафете головы, напоминающей Медузу Гаргону. В наше время, усилиями реставраторов, при активном участии неравнодушных местных жителей эта пушка была воссоздана по чертежам, обнаруженным в древних летописях. Теперь она украшает вход в Свияжский краеведческий музей.

Местоположение: улица Московская — 6.

Подробно об истории Свияжска, его храмов, его легендах можно узнать, посетив великолепную экспозицию местного музея. Здесь много интерактивных экспонатов, что особенно впечатляет юных посетителей. Например, можно попробовать себя в роли археолога, активировать все экскурсионные маршруты Свияжска на большой электронной карте, а искусно сделанные панорамы никого не оставят равнодушным.

Местоположение: улица Успенская — 22.

Этот памятник посвящен черной странице в истории Свияжска, да и всей страны. После революции, город стал местом казней и пыток. Древние монастыри превращались в застенки. Существует легенда, что по приказу Троцкого, в 1918 году здесь был установлен памятник Иуде.

Однако вещественных подтверждений данному факту нет, зато в Свияжске есть памятник жертвам репрессий, редкий по своей пронзительности. В каменной глыбе высечена решетка, через которую просовывается рука заключенного, держащая вольную птицу. Его обязательно нужно посетить, чтобы почтить память невинных жертв и не оставаться равнодушным к попыткам вернуть историю вспять.

Местоположение: со стороны дамбы у входа на остров.

Прекрасно воссоздает атмосферу давно прошедших веков комплекс исторической реконструкции «Ленивый торжок». Здесь работает большое количество сувенирных лавок, в которых продаются уникальные изделия ручной работы. Несколько раз в день проводятся мастер-классы по гончарному, кузнечному, кожевенному ремеслу.

Можно также попробовать свои силы в росписи глиняных игрушек или в изготовлении изделий из бересты. По выходным дням на площади реконструируются бои, проходившие в 16 веке между русскими и татарами. Здесь можно облачиться в средневековые доспехи и опробовать различные виды оружия.

Местоположение: улица Успенская — 2б.

Неподалеку от «Ленивого торжка» находится конный двор. Здесь можно покататься в фаэтоне или верхом. Лошади изумительно красивые, многие из них в прошлом были чемпионами международных соревнований. Их можно покормить и сфотографировать.

Безусловно, достопримечательностью Свияжска являются пейзажи русской природы, которые так любили писать как художники прошлых веков, так и современные творцы.

Сочетание могучего спокойствия вод, омывающих остров и величественной мощи храмов, никого не оставляет равнодушным. Но и своеобразная архитектура общественных и жилых зданий городка обладает своеобразной прелестью, которая трогает сердце любого русского человека.

Почему еще необходимо побывать в Свияжске

Кроме посещения исторических мест, город-остров предлагает интересную культурную программу. В течение всего года здесь проводятся веселые фольклорные праздники.

Отдельного разговора заслуживают доброжелательность и гостеприимство местных жителей, чему способствует наличие комфортабельных отелей и ресторанов. У большинства людей, посетивших этот чудный город, навсегда остается желание еще раз вернуться сюда.



Похожие статьи