Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка. Учебно-познавательные УУД на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight

25.09.2019

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Московской области

(ГОУ Педагогическая академия)

Итоговый практико-значимый проект

« Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка »

по курсу инвариантного академического учебного модуля

« Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки »

Слушатель:

Худоба Ксения Ивановна,

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №1 г.Одинцово

Московской области

2012

  1. Выводы.

Понятие универсаных учебных действий УУД. Виды УУД.

Когда - то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования - это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» .

Государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Формирование личностых УУД на уроке английского языка.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение следующих образовательных технологий.

Во-первых,это технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Во-вторых, важную роль в формировании личностных УУД, бесспорно, играет использование на уроке информацинно-коммуникационные технологий (ИКТ). При освоении личностных действий ведётся формирование:

  1. критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  2. уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  3. основ правовой культуры в области использования информации.

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) Ask pupils to look through the units and choose the activities they like best. Ask pupils to put the numbers of the exercises they like under the picture. Ask pupils to explain their choice.
- действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. When children listen to the teacher or the tape, it’s not important for them to understand every word; they can get clues from the teacher’s repetition or rephrasing of messages.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Brainstorm rhymes, songs, chants and games and writing the names on the board. Ask pupils what they can do. Let some of the pupils complete the sentences about what they can do in written form.

Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. п ланирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  7. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Технология проектной деятельности также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов:

Определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

Работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

Понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

ИКТ также вносят свой вклад в формирование регулятивных УУД. При этом обеспечивается:

  1. оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  2. использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия.

Целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Game “My English school bag”. Draw a big school bag on the board. Put the strips of paper in the form of a daisy on the table. Ask a pupil to take one strip, read it aloud and follow the instructions. Stick the strip on the picture of a school bag. Then summarize the results by saying that pupils can say/do lots of things in English. Tell pupils that there’s some more space in the school bag. Ask pupils to add topics they’d like to learn to the school bag. Write them on the board. Let pupils flip through Millie-4 for 2-3 minutes and find the most interesting picture. Talk to pupils about what they can learn from the book, judging by its pictures.
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Children acquire new language without much effort when they are having fun and when there are many opportunities for them to hear the language in familiar contexts. If the context makes sense, they have the opportunity to hear the language the more they will be able to say in that language.
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Pupils must talk much during the lesson how has it increased in comparison whit the beginning of the school year.
- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. After progress work ask pupils to open their books and check their answers. Make sure pupils have checked their work correctly. Let pupils count and find their scores in the evaluation boxes. Ask pupils if they’re happy with their results.
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Children need to hear the new language patterns first. But very quickly they are ready to practice these in teacher - controlled gamed. Then children will start using the language in pairs or in groups.
- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Ask pupils if they know any famous travelers. What do they know? Tell pupils about an Italian explorer called Marco Polo and an English explorer called Sir Francis Drake. Tell pupils they can learn more about the travelers and explorers.
- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Suggest that pupils play the game Dino-quest. Split the class into two teams and let teams choose a name. Let teams take turns in asking and answering questions about dinosaurs.

Формирование познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  1. общеучебные,
  2. логические,
  3. действия постановки и решения проблем .

Общеучебные универсальные действия :

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  1. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  2. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  1. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  2. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  3. подведение под понятия, выведение следствий;
  4. установление причинно-следственных связей,
  5. построение логической цепи рассуждений,
  6. доказательство;
  7. выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование познавательных действий , определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).

Проектная деятельность является важным инструментом формирования познавательных УУД, т.к. в подходе к работе над проектами в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

Предполагать, какая информация нужна;

Отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации;
  2. фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  3. структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени;
  4. создание презентаций;
  5. построение простейших моделей объектов и процессов.

Познавательные (включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем)
1. Общеучебные УУД :
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели: Describe the pictures using new language. Ask pupils to point to the toys. Name an object from the picture and ask pupils to say what color it is?
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: ask pupils to find the information about dinosaurs on the Internet or encyclopedia and write it on strips of paper.
- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область- Ask pupils to put the photos of their family members on the desks, ask each other questions and fill in the table in Activity Books. Then ask pupils to make reports in front of the class showing the photos of their friends and telling the class about them.
- структурирование знания- Within the Progress page, we also encourage children to reflect on what they can do in English on a regular basis. Ask children what they enjoyed and why.
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: Game Clever Parrot. Show the cards and ask to repeat the word after you only if it corresponds to the one on the card.
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий- How do pupils feel in the lesson? Do they have fun? What do they like and dislike? Do they like the materials, the methods?
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности- Pupils reflect in English, using phrases and sentences they have leant. Emphasize their progress and ability to talk about the learning process in English. Ask pupils if they are happy with their results.
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели: ask pupils to read the sentences and match them to the corresponding pictures. Ask pupils to read the sentences from the story in pairs and put them in the correct order. Ask pupils to read the sentences and say if they are true or false. Suggest that pupils correct the false sentences, using the text.
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров: tell pupils to read the information in the profile, listen to the interview with a girl and then say which information is wrong.
- определение основной и второстепенной информации: suggest that pupils read the texts about famous Russian sports people who were among the top-ten sportsmen and women in Russia. Ask pupils to draw a table in their exercise books and fill in the information about sports people do while reading the texts.
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей: read the articles from the newspaper and answer the questions.
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации: ask pupils to read the article from the newspaper. Explain that pupils have to restore the article using the information in the picture.
- постановка и формулирование проблемы Ask pupils to listen to the story and say what the children are doing (books closed). Then ask them to say the names of children and their favorite toys. Ask pupils to guess what the world’s top toy is?
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера: tell pupils they’re going to write some articles for a school sports magazine. Divide pupils into groups of 3-4. Ask each group to choose a topic from the list suggested in the textbook. Tell pupils to discuss the ideas and content in groups, using the questions as support. Ask pupils to write the articles. Suggest that pupils make a poster about dinosaurs. Ask pupils to read the instructions on how to make the poster. Elicit from pupils what the poster will look like and draw the scheme on the board. Ask pupils to make fact files about all dinosaurs they know.
2. Логические УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных): Spot the differences. Prepare a list of minimal pairs the words that are similar in sound but are distinguished by one consonantal or vowel difference. Read out the actual pairs and sometimes say the same word twice. Ask pupils to repeat the words after you only when you pronounce different words.
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты: Game Virus. Write a message on the board, for example, Mfu’t nblf b qspkfdu. Es Xfctufs. Shift all letters along one space in the alphabet. Write L under M, m under n, a under b, p under q etc. Let pupils guess the code / explain that each coded letter can be decoded with the help of the previous letter of the alphabet, so L becomes M, a becomes b, and p becomes q. Answer key: Let’s make a project. Dr Webster. Game Password. Draw five dashes next to the word Password on the board. Point to the first dash and say, “It’s the first letter in the world pal.” Repeat the procedure with other letters to guess the password. Example: it’s the second letter in the word Brazil. It’s the third letter in the word look for. It’s the first letter in the word Japan. It’s the fifth letter in the word letter. It’s the sixth letter in the word collect. It’s the eighth letter in the word interesting. Key: project.
- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация: Categorizing. Prepare word cards. Write two or three letters, or letter combinations on the board, e.g. o, oo, ow. Read the words on the cards and ask a pupil to point to the appropriate letter / letter combination and then stick the card under it. E.g. teacher reads the word look, the pupil points to the letters oo and then sticks the card under the letters. Acrostic. Prepare word cards. Write a word with the letters in a vertical column. Read another word from a card and ask a pupil to point to the letter in the vertical word which is the initial letter of the word you’ve read. Then the pupil stick the card next to the letter in the vertical column.
- подведение под понятия, выведение следствий- Say the word “vegetarian” and ask pupils to guess or explain to pupils its meaning.
- установление причинно-следственных связей- Draw three columns on the board. Write “teddy bear” in the second column. Let children complete the column. Write “big” in the first column and suggest that pupils add some more features to the characters. Then ask pupils to collocate the words and invent the names of new computer game.
- построение логической цепи рассуждений- Tell pupils to look at the pictures of the fairy farm, name eight animals living in the house and say what they eat.
- доказательство- Ask pupils to read the description and say which animal the room belongs to. Ask pupils to say the words which helped them to guess.
- выдвижение гипотез и их обоснование- Ask pupils to help you tell a new story. Tell the story, miming in the pauses. Let pupils complete the sentences and guess from your miming. Then let pupils create a story about any food item.

Формирование коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  5. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом - презентация (защита) проекта - способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

  1. при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

  1. обмен презентациями;
  2. выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  3. фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  4. общение в цифровой среде (электронная почта, чат, Дневник.ру).
  5. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия: Game Find a pen pal. Elicit from pupils the words which can be used as nicknames and write them in a column on the board. Hand out the grey cards and ask pupils to fill in the nickname starting with the letter on the card. Hand out “Find a pen pal” cards and tell pupils to walk around the classroom and find a pen pal whose name, age, country and favourite activity match the ones from the grey card. Let pupils read the sample questions from the textbook. A message of sympathy (in ancient times, when there were a very few doctors, people placed ill relatives in crowded streets. Passers-by expressed their sympathy and shared their experience by giving advice how to cure the illness). Suggest that pupils walk around the classroom and share their imaginary or real unlucky past experiences with others. Let their friends express sympathy. Ask pupils to remember what happened to their classmates. Let pupils use the table from the book for support.
    - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации: assign the roles: one pupil is a famous sportsman or sports woman and another pupil an interviewer. Ask her / him to fill in the necessary information. Pupil 2 interviews the sports person and then reports on the results in front of the class / group.
    - разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация- How successfully do pupils work in groups? What are the advantages of group work? What do pupils heed do work in groups more effective?
    - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера- When children finished counting their scores, ask pairs, to swap exercise books and check their friends scores. Explain to the children that they should help each other rather that complete with each other.
    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: Game New identities. Ask pupils to write down the following words on a sheet of paper: 1 - the name of any food, 2 - a number between 1 and 100, 3 - the name of any building from the list on the board (school, supermarket, zoo, etc.). Tell pupils that these things are: 1 - their names, 2 - their age, 3 - the place where they live. Let pupils walk around the classroom and share information about their new identities.
    - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка: Game I don’t believe you. Hand out 2-5 strips of each colour to every pupil. Ask them to write true sentences about their past experiences on red strips, and false sentences on blue strips. Demonstrate the game by reading a sentence from a strip, without showing its colour to the class. Let pupils guess if it’s true or false / see if they believe or don’t believe it. If pupils guessed right, they take the strip. The aim of the game is to guess right and get as many strips as possible. Let pupils play the game.

Выводы.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов). Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности - он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому способствует прменение на уроке английского языка различных образовательных технологий, таких как: системно-деятельный подход, личностно-ориентированное обучение, проектная методика, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии и другие.

Список использованной литературы.
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе - Ростов Н/Д., 2003.

2. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2007.
3. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 3 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2007.
4. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 4 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2007.

5. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.

6. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.,под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / - М.: Просвещение, 2008.
7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.

8. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.

9. Краюхин В.ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты.//Первое сентября.-2011.-№9.-С.3.
10. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации 11. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.

12. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
14. http://festival.1september.ru/articles/


Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.

Во главу угла процесса обучения ставится формирование УУД. Усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Именно поэтому “Планируемые результаты” Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Функции УУД включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
  • УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова “универсальные учебные действия” означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Рассмотрим регулятивные УУД . Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Регулятивные УУД формируют умение правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия – это:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Game “My English schoolbag”. Draw a big school bag on the board. Put the strips of paper in the form of a daisy on the table. Ask a pupil to take one strip, read it aloud and follow the instructions. Stick the strip on the picture of a school bag. Tell pupils that there’s some more space in the school bag. Ask pupils to add topics they’d like to learn to the school bag. Write them on the board.
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик: Pupils must talk much during the lesson how has it increased in comparison with the beginning of the school year.
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: After progress work ask pupils to open their books and check their answers. Make sure pupils have checked their work correctly. Let pupils count and find their scores in the evaluation boxes. Ask pupils if they’re happy with their results.
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На уроках английского языка мы учим учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, учеников учим предположить каких результатов, они могут достигнуть.

1. Формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

2. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, лингвострановедческий справочник, средства ИКТ).

3. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки и взаимооценки – в говорении.

4. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

5. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Условия формирования и развития регулятивных действий:

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы...(цель)...надо... (действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

3. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

  • организация взаимной проверки заданий,
  • взаимные задания групп,
  • учебный конфликт.

4. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • “преднамеренные ошибки”;
  • поиск информации в предложенных текстах для чтения, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
  • взаимоконтроль;
  • “ищу ошибки”.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • начинать и заканчивать разговор в нужный момент.

Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде:

  • одобрения, поддержки;
  • замечания “Попробуй еще раз”, “Выполняй дальше”;
  • показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.

В результате формирования регулятивных УУД ученик сумеет:

1. Вносить дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

2. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

3. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

4. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

5. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Существуют определенные правила формирования регулятивных УУД:

1. Получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;

2. Предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению;

3. Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

4. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, то рекомендуется: взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты;

5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: “преднамеренные ошибки”; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; заучивание материала наизусть в классе; “ищу ошибки”.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Рассмотрим познавательные учебные действия, что они представляют

Познавательные УУД

В основе успешного применения этих учебных действий-выбранный УМК.

Мы работаем по серии УМК «Английский в фокусе»- «Spotlight». Этот УМК отвечает всем требования ФГОС.

Современность курса в частности рубрика Study Skills, включающая описание способов учебной деятельности, советы и рекомендации школьникам по развитию разнообразных учебно-познавательных умений необходимых в процессе освоения английского языка.

Рассмотрим учебник 7 класса. В каждом новом модуле грамматический справочник дается в рубрике «Grammar reference», с заданием Study the theory box(изучи теорию) и тут же даются задания на закрепление нового грамматического правила. Find examples (найди примеры). Общеучебные действия развиваются грамматическим справочником, представленным по модулям. Благодаря материалу справочника учащиеся применяют умения пользоваться справочным материалом, действовать по образцу, работать с таблицами. Что нам это дает?

Новый грамматический материал представляется учащимся в виде элемента исследования и самостоятельного подведения под понятие.

Например, в первом модуле рабочей тетради дается задание на использование глаголов в Present Simple или Present Continuous (стр. 5 №3). Первый вариант по которому работают учащиеся - самостоятельно изучают справочную информацию и применяют ее на практике. Совместная проверка и исправление ошибок позволяют проанализировать и подвести под понятие новое правило. Таким образом происходит организация деятельности учащегося по осмысления изучаемого явления, анализ имеющегося языкового речевого опыта.

Второй вариант, учитель, не объясняя правило, дает по 1 правильному образцу выполнения на Present Simple и Present Continuous.

Учащиеся анализируют изменения в глаголах, применение Do/Does применение глагола to be и окончания - ing, сравнивают, подводят под понятие, что такое Present Simple и Present Continuous. Закрепляют тему справочным материалом.

В данном УМК коммуникативный-когнитивный подход к обучению иностранного языка, развивает и воспитывает в школьниках потребность пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации.

Учебное пособие состоит из 8-10 тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков.

Новый лексико-грамматический материал в основном содержится в первых трех уроках модуля. Его освоение организованно через интеграцию всех видов речевой деятельности.

Такой подход поддерживает высокую мотивацию для развития устной и письменной речи. Новая лексика вводится в словосочетаниях. Создаются речевые ситуации, в которых развиваются умения строить речевые высказывания.

В первом же модуле (стр. 6 №1), в первом задании учащиеся проявляют умение извлекать информацию из прослушанного текста, действуют по образцу, строят речевые высказывания.

  1. Listen to the sounds.

What can you see, smell, and hear?

How do they make you feel: stressed/ relaxed/free/ worried/happy/lonely…

b) Use the phrases and your own ideas…

Наиболее успешными в использовании логических УУД являются проекты. На всех этапах работы над проектом используются все компоненты обще учебных и логических УУД.

В конце каждого модуля, представлена страница Extensive reading, рубрика Writing №4 включает Project по пройденной теме.

Например, проект, данный в завершении 3 модуля.

Этапы работы над проектом включают следующие задачи:

Развитие умений работать в группе

Передать сюжет сказки с русского на английский язык(монологическая речь)

Выведение морали

Результат проекта - книга сказок

Этапы и УУД

Обще учебные УУД

Логические УУД

Распределение работы на кол-во участников

Самостоятельный выбор сказки

Анализ лексики, выделение ключевых слов

Обсуждение путей перевода: смыслового и дословного

Умение работать с текстом, пользоваться справочным материалом

Сравнение выражений на английском и русском языке

Распределение ролей

Определение основной и второстепенной информации

Анализ работы с текстом

Самостоятельная работа

Структурирование знаний, понимание и адекватная оценка языка

Подведение под понятие, перевод прямой речи в косвенную

Промежуточное обсуждение. Работа над структурой переведенного текста.

Применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств, построение пересказа, монолога.

Решение проблемы творческого и поискового характера

Защита проекта

Рефлексия, оценка результатов деятельности

МБОУ гимназия №2

Учебно-познавательные УУД на уроках английского языка на примере УМК « Spotlight »

Даниелова А.В

Дюльгарова Д.Ф.

Система упражнений на развитие навыков и умений чтения как средство формирования универсальных учебных действий

(на материале УМК Spotlight В. Эванс

для 9 класса основной школы)

Беленёва Анастасия Викторовна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ»

г. Новокуйбышевск

Самарской области

Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом основного (общего) образования по иностранному языку. Эта цель подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном язык.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В частности, достижение метапредметных результатов предполагает освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Цель моей работы – проанализировать УМК Spotlight для 9 класса на предмет наличия упражнений по формированию умений чтения разного вида, способствующих освоению УУД.

Задачи работы :

    Рассмотреть понятие и виды УУД.

    Рассмотреть виды чтения.

    Систематизировать упражнения на различные виды чтения по отношению к формируемым УУД.

Изучив содержание учебных пособий УМК Spotlight , могу предположить, что именно упражнения по чтению способствуют формированию широкого спектра универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия, их виды и функции.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В общественном сознании происходит переход от понимания социального значения задачи школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, функциями которых является:

Обеспечение учащемуся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно разделить на четыре основных вида :

    Личностные , которые позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

    Регулятивные , которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

    Познавательные , включающие действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. [ 3 ]

Формирование умения различных видов чтения.

Существуют три основных вида чтения, навыки которых формируются в процессе обучения в основной школе:

    Понимание основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка (ознакомительное чтение).

    Выборочное понимание нужной / интересующей информации из текста (поисковое чтение).

    Полное и точное понимание содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров (изучающее чтение).

Чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение). Этот вид чтения в большей степени, чем другие, требует знакомства с коммуникативной направленностью целого текста, умения определить тему, выделить основную мысль, выбрать значащие факты, опуская второстепенные, выделять в тексте смысловые вехи и опоры. Хорошая стратегия в данном виде чтения – обращать внимание на начало и конец текста, в которых зачастую и бывает сосредоточена главная мысль текста.

Чтение с выборочным пониманием нужной информации (поисковое чтение). Этот вид чтения не требует полного и точного понимания всех фактов, содержащихся в тексте. Но при таком типе чтения необходимо умение находить ключевые слова и понимать информацию в перефразированном виде, а также устанавливать логическую последовательность событий.

Полное и детальное понимание смысла текста (изучающее чтение). Данный вид чтения требует установки на полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. На основе их осмысления и сопоставления проявляется умение догадаться о том, что подразумевается автором в тексте, сделать выводы на основе прочитанного. В этом виде чтения в наибольшей степени требуется умение догадаться о значении незнакомых слов и словосочетаний в контексте, внимательно отнестись к структурно-логическим связям текста.

К частным умениям чтения относятся:

    умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком, по звучанию, по словообразовательным элементам,

    умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.),

    умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом,

    умение прогнозировать развитие высказывания,

    умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте,

    умение понимать причинно-следственные связи в тексте,

    умение понимать не только явно, но и завуалированно представленную в тексте информацию,

    умение делать выводы из прочитанного,

    умение отделять главную информацию от второстепенной,

    умение понимать в тексте ключевые слова.

Как мы можем понять, некоторые из представленных частных умений чтения являются универсальными учебными действиями, необходимыми при работе с текстами в любой сфере деятельности (умение делать выводы, умение понимать причинно-следственные связи, умение отделять главную информацию от второстепенной и другие).

Анализ упражнений для обучения чтению в УМК Spotlight 9 на предмет формирования УУД.

УМК Spotlight «Английский в фокусе» для основной школы (5-9 классы) отвечает требованиям Федерального Государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам, обеспечивает возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной компетенции (уровень А2 в терминах Совета Европы).

В состав УМК Spotlight 9 входит книга для чтения (Reader ) и является обязательным компонентом при работе над каждым модулем. Однако, исходя из конкретных условий обучения и уровня класса, книга для чтения может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся (без ущерба в освоении основного учебного материала и достижении целей модуля).

Во всех УМК Spotlight принято использовать в качестве материалов для чтения образцы классической литературы. Тексты адаптированы в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся и разбиты на эпизоды для удобства пользования на уроках. Богатые иллюстрации могут быть использованы для развития навыков прогнозирования, эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного.

Основной учебник имеет модульное построение, а модуль - это блок уроков, предназначенный для решения группы целей (чтение, аудирование, лексика, грамматика, устная речь, письменная речь и т.д.).

Для подтверждения своей гипотезы я решила анализировать специализированные разделы по развитию навыков чтения (раздел Reading в каждом модуле) на предмет формирования универсальных учебных действий. Кроме разделов Reading , задания по чтению представлены также в разделах Culture Corner , Going Green , Across the Curriculum . Все разделы содержат упражнения на разные виды чтения и активно формируют различные виды УУД. Формирование разнообразных УУД при обучении различным видам чтения на английском языке можно представить в виде таблицы.

Таблица 1. Формирование УУД при обучении различным видам чтения на английском языке

Тип чтения

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познава-тельные

Коммуни-кативные

М 1а. Reading . Статья о фестивалях и праздниках в различных странах.

Поисковое чтение.

Изучающее чтение

Прогнозиро-вание.

Планирование своей работы.

Постановка цели.

Поиск информации. Сопоставление, сравнение.

Умение выражать свои мысли

М 2а. Reading . Статья о жизни космонавтов на космической станции.

Ознакомительное чтение. Изучающее чтение

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения нравственных и этических ценностей.

Постановка цели.

Умение выделять основную мысль в тексте.

Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения другого.

М 3а. Reading . Статья о необычных существах.

Изучающее, поисковое чтение.

Определение плана и цели своей работы.

Поиск информации, сопоставление.

Умение выражать свои мысли

М 4а. Reading . Статья о роботах.

Изучающее чтение.

Освоение личностного смысла учения.

Умение пользоваться словарем.

Умение устанавливать логические, смысловые связи.

Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника.

М 5а. Reading . Статья о необычных видах искусства.

Поисковое, изучающее, ознакомительное чтение

Нравственно-эстетическое оценивание

Постановка цели выполнения задания.

Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста по иллюстрациям, умение выделять основную мысль.

М 6а. Reading . Статья о благотворительной помощи животным.

Ознакомительное чтение

Оценка жизненных ситуаций и поступков.

Проверка правильности выполнения задания

Умение понимать основную мысль.

Умение высказывать свое отношение к прочитанному.

М 7а. Reading . Статья «Страхи и фобии».

Изучающее, ознакомительное и поисковое чтение.

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения норм жизни и поведения.

Планирование своей работы, проверка пред-положений, взаимо-проверка

Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

М 8а. Reading . «Никогда не сдаваться!» Статья о людях, имеющих физические недостатки, но продолжающих вести активную жизнь и заниматься любимым делом.

Поисковое, ознакомительное, изучающее чтение

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм и нравственных ценностей.

Планирование работы, проверка и корректировка.

Поиск информации, умение представить информацию в сжатом виде.

Умение высказывать свою точку зрения. Умение оформлять свои мысли в письменном виде.

Таким образом, следует отметить, что исследуемый УМК Spotlight 9 соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям. Независимо от предлагаемого вида чтения все упражнение способствуют формированию универсальных учебных действий. Причем, хотелось бы отметить, что наиболее разнообразно представлены блоки познавательных и коммуникативных УУД. Это логично, так как умение работать с текстом и информацией требуется любому человеку во всех сферах деятельности, а коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера и высказывать свою точку зрения). Именно поэтому, на мой взгляд, упражнения по чтению имеют такую значимость в достижении метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

БИБЛИОГРАФИЯ.

    Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко ] . – М.: Express Publishing : Просвещение, 2012

    Английский язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко ] . – М.:

    Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. -

    Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [Учебное пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток – Запад, 2008.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. УУД - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

ФГОС общего образования определяет следующие цели обучения иностранному языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. 2. Развитие личности учащихся. 3. Формирование и развитие УУД.

Формированию УУД могут способствовать задания творческого характера, например:

1. Отгадывание кроссворда.

2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

3. «Нарисуй картинку и составь ее описание». Например, при изучении отдельных тем.

4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение».

5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

6. Придумайте загадку для своих друзей.

7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т. д.

Предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует: общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи; формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Изучение ИЯ способствует развитию смыслового чтения; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Формированию УУД способствуют: реализация деятельностного подхода; развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности и т. д.; развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения; широкие возможности контроля и самоконтроля; задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников; диалоги этикетного характера; обсуждения ситуаций, требующих морального выбора; развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих; сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка; развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на иностранном языке, понимать и с уважением относиться к различным традициям, обычаям, особенностям мировоззрения различных народов.

Таким образом, формирование УУД учащихся представляет собой несомненный интерес как в общетеоретическом, так и практическом аспекте.

Формирование УУД на разных этапах урока иностранного языка.

Очень важно для учителя продумать формирование УУД на каждом этапе урока.

На первом этапе урока мотивационно-вступительная часть формируются следующие УУД:

Личностные:

формирование интереса (мотивации) к учению, умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Коммуникативные: у частвовать в диалоге; слушать и понимать других.

На втором этапе урока операционно - познавательная часть формируются следующие УУД:

Личностные : ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «настоящий друг», доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм; ценностное отношение к своему здоровью.

Познавательные :

отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать простые вопросы, находить нужную информацию в учебнике; наблюдать и делать простые выводы; развивать языковые способности к догадке (на основе иллюстративной наглядности);

Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор); высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные:

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

На третьем этапе урока рефлексивно - оценочный формируются следующие УУД:

Личностные:

освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельность

Регулятивные: оценка своей работы по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; определять материал для повторения дома.

Таблица 1

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Предлагаю разработку урока английского языка в 5 классе.

Таблица 2

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе

Урок №15

Урок №16

Способности. Развитие умений употреблять модальные глаголы

Пишем электронные письма. Развитие умений письменной речи

Оборудование

  1. К.М.Баранова, Д.Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В.Эванс УМК «Звездный английский - 5» / “Starlight 5”, М, Просвещение, 2011
  2. Компакт-диск с аудиозаписями к УМК «Звездный английский - 5»
  3. Раздаточный материал

Цели урока

  1. Закрепление лексики по теме «Способности»
  2. Развитие умений употреблять модальные глаголы can/ can’t в (+), (-), (?) предложениях
  3. Развитие умений писать электронные письма

Планируемые результаты

Предметные

Формировать языковые навыки (фонетические, орфографические, лексические) в рамках темы «Способности»

Совершенствовать навыки говорения,

Развивать умения писать электронные письма

Личностные

Развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, осознавать степень своего усвоения материала

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Метапредметные

Научиться самостоятельно определять цели своего обучения

Научиться соотносить свои действия с планируемыми результатами

Научиться организовывать учебное сотрудничество

Универсальные учебные действия

Познавательные

Овладеть способностью определять, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Уметь выделять информацию из картинки и её структурирование.

Регулятивные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Осознать уровень собственных достижений, качество знаний

Уметь использовать связные высказывания на определенную тему.

Коммуникативные

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Учиться правильному ведению диалога, учиться слушать других

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Инициативное сотрудничество в сборе информации.

Таблица 3

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

1м-м

1.Организа-

ционный этап

1.Настраивает учеников на работу; вводит в атмосферу иноязычной речи

2.Предлагает проблемные задания для оглашения темы

1.Определяют тему урока

2.Предлагают, что можно сделать на уроке для закрепления темы

Регулятивные УУД:

Определять цели и задачи урока;

Участвовать в коллективном обсуждении темы

Познавательные УУД:

Уметь строить логическое высказывание, используя личный опыт

Личностные УУД:

Проявлять интерес к содержанию

Уметь высказать свою точку зрения

2.Учебно-познавательная

деятельность

2 м-м

1.Предлагает проверить д/з: SB У.3 с.17, правило сравн.степ. прилаг.

2. Предлагает работу по цепочке, выполняя SB у.7,8 с17, WB у.2,3 с 8

3. Работа в группах

Предлагает составить рассказ о о своих одноклассниках

4.Предлагает повторить лексику по теме «Способности» (CD)

5.Предлагает прослушать Paul, используя аудиозапись, и ответить на вопросы

2. Предлагает самостоятельно поработать с грамм. справочником и найти информ. о вопросит. словах Gr 2, SB у.3 с18

3. Письмо. Предлагает вставить вопросит. слова SB у.3 с18

4. Предлагает изучить интонацию в вопросах SB у.4 с18

5.Предлагает физкультурную паузу для снятия напряжения

1.Повторяют правило сравн.степ. прилаг. SB У.3 с.17

2.работают по цепочке, выполняя SB у.7,8 с17, WB у.2,3 с 8

3. Работа в группах

Сравнивают своих одноклассников по образцу

4.Повторяют лексику по теме, слушая и повторяя аудиозапись

5.Прослушивают аудиозапись и отвечают на вопросы

1. читают таблицу

SB у.2 с18 и составляют мини-диалоги в парах

2. самостоятельно читают информацию и делают вывод, как нужно задавать вопросы

3. Письмо.

Вставляют вопросит. слова SB у.3 с18

4.Читают правило, слушают, повторяют аудиозапись SB у.4 с18

5. Выполняют физ.упр.

Предметные УУД:

Уметь сравнивать предметы, людей

Использовать модальные гл. can / can’t

Личностные УУД :

Осмысливать, что они умеют делать

Осознавать свою роль в группе

Осознавать степень своего усвоения материала

Регулятивные УУД :

Познавательные УУД:

Работать с текстом, выделяя информацию по заданию

Коммуникативные УУД :

Слушать другое мнение и озвучивать свое

Работать в группе и в парах

3 м-м

3.Интеллектуально

преобразовательная

деятельность

1. Предлагает посм. на карточку, выяснить, что пропущено, послушать диалог и заполнить SB у.5 с18

4. Работа в парах.

Предлагает составить диалоги

SB у.4 с19, у5 с 19

1.Изучают карточку,

выясняют, что пропущено, слушают диалог и заполняют SB у5 с18

2. читают теорию о написании электрон. письма SB у.1 с19

3. читают электрон. письмо SB у.2 с19

4. Работают в парах.

составляют диалоги

SB у.4 с19, у5 с 19

Предметные УУД:

Уметь употреблять изученную лексику в известных ситуациях

Совершенствовать навыки устной речи

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

Развивать творческое воображение

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД :

Контролировать и корректировать выполненное задание

Познавательные УУД :

Принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности

Коммуникативные УУД:

Слушать другое мнение и предъявлять свое

4.Контроль и

оценка результатов

деятельности

Рефлексия

1.Предлагает и объясняет домашнее задание:

VB 6 упр.14 рассказать о любимом виде спорта, Написать email новому другу по переписке SB у.6 с19

2. Предлагает обсудить итоги урока:

Достигли ли мы цели?

Достаточно ли попрактиковались?

Что было легко?

Что было трудно?

Что понравилось?

Что не понравилось?

1. Получают домашнее задание, выясняют детали при необходимости

2. Анализируют результаты урока, отвечая на вопросы

3. Самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке

Личностные УУД :

Анализировать личные достижения по теме

Осуществлять самоконтроль и оценку

Регулятивные УУД:

Соотносить полученный результат с планируемым

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начлаьной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение. 2011. - с. 27-32.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. /; под ред. А. Г Асмолова. -М.: Просвещение. 2010
  3. Иплина В.И., Панфилова В.М. Формирование универсальных учебных действий при обучении иностранным языкам. // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2.


Похожие статьи