Отзыв: Как выглядит точный оригинал, что изображено.

23.09.2019

1. ЗАПОРОЖСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

2.СИМВОЛЫ

«Символы, как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ. Потеря Знамени считалась поражением войска. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения.»
«Успех целых народов происходит под символом.»
«Самый глубочайший символ ничего не говорит неподготовленному уму»
«Сила символа, чтобы проявилась ее мощь в полной мере, нуждается в осознании.»

(Агни-йога)

В отличие от многих знамен, на которых изображаются разные хищники (реальные и мифические птицы и животные), знамена запорожцев чаще всего украшали равносторонний крест, Солнце, Месяц и звезды.
При взгляде на войсковую хоругвь всякому неискушенному в символике казаку открывался ее первый и самый простой смысл:

Знамя Войско призывает
А идея в нем проста
Белым пламенем пылает
В середине крест Христа
Звезды нас благословляют
Вместе с Солнцем и Луной
Небеса на нем сияют
Над народом и страной

Известно, что запорожцы видели свою миссию в защите православной веры. Запорожские вербовщики кричали на площадях и ярмарках Украины: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженым на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой Крест, кто не боится смерти приставай к нам". Известно также, что они строго придерживались православной традиции. Зарубежный автор архидиакон Павел Алеппский, описал путешествие в Украину в середине XVII века так: " Усердие их (казаков)к вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! Как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия!» «С их стороны мы видели чрезвычайную набожность, богобоязненность и смирение.».
Исходя из этого можно утверждать, что творцы знамени прежде всего вкладывали в символы смысл, который им придает православие.
На самом деле все эти символы старше современных религий и у них есть некий изначальный смысл. По-видимому, этот изначальный, древний смысл был известен и волхвам, передавшим многие знания казакам-характерникам.
По преданию, почти все казацкие гетманы, кошевые атаманы и известные полковники были характерниками. Были они и в окружении Хмельницкого .
Богдан Хмельницкий получил хорошее по тому времени образование. Он расположил на своем знамени традиционные казацкие символы, но в более сложной конструкции. При этом явно прослеживается желание вложить в изображение глубокий смысл.
КРЕСТ помещен по традиции в центре знамени. В христианстве крест обычно связывают с распятием И.Х. Однако есть мнение, что римляне казнили, подвешивая на Т-образных крестах или, даже, на столбах.
Мариетт Бей указал на древность креста. Это есть символ Братства рас и людей, и его клали на грудь мертвых еще в древнем Египте так же, как он кладется теперь на тела умерших христиан
Издавна известно много видов креста. Запорожцы и Хмельницкий использовали равносторонний крест. Такой крест изначально символизировал обыкновенного человека. При этом горизонтальная линия креста является обозначением связи с материей, а вертикальная линия - с духовным миром, а точнее - указывала на наличие в человеке элементов от духовного мира, возможность духовного возвышения . Обычно казаки использовали «казацкий» вариант креста, имеющий клиновидные концы, как на изображении справа. Однако использовался и крест с ровными концами, такой как на знамени Хмельницкого(слева).
КРУГ на знамени Богдана охватывает крест и другие символы. Сам по себе круг является символом Солнца. У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь. В большинстве традиций Солнце - символ мужского начала .
Круг является, также, символом Души, а также одним из символов проявления духовного Существа из мира Бога .
Когда крест помещается внутрь круга он становится крестом мира. Человечество достигло состояния Третьей Коренной Расы; это знак зарождения человеческой Жизни. Когда же окружность исчезает, оставляя лишь крест, это означает, что падение человека в материю совершилось, и Четвертая Раса началась .
ПОЛУМЕСЯЦ на знамени Хмельницкого помещен под крест рогами вверх так же, как и на некоторых православных церквях. При этом у христиан полумесяц - это знак Девы Марии, Царицы Небесной . Отметим, что Богородица считается покровительницей запорожских казаков. В честь Покрова Богородицы казаки ежегодно устраивали праздник на Сечи. Символ в виде полумесяца рожками вверх древнее и христианства, и мусульманства и издавна известен под названием «Аллат» . Он символизирует женскую, материнскую ипостась небесного Отца-Матери всей Жизни.
Кроме того, это символ человека, который духовно освободился ещё при жизни .
ЗВЕЗДЫ, одна или несколько, также располагались на казацких знаменах. Они могли иметь шесть, семь или восемь концов. На знамени Хмельницкого мы видим шестиконечные звезды.
Как символ иудейской веры шестиконечная звезда широко распространилась, начиная с 18-го века. Однако этот символ использовался во многих религиях с глубокой древности.
В христианстве шестиконечная звезда - символ Христа, а именно соединения божественной и человеческой природы . Поэтому шестиконечные звезды можно увидеть, например, на куполе Троице- Измайловского собора в Санкт-Петербурге.
В книге «Аура человека» говорится об этой звезде следующее.
«Давайте войдем в сознание сердца. «Приблизьтесь ко мне, и я приближусь к вам» - это слова Господни, изреченные в душе апостола Якова как ключ к единению Бога и человека через благословенного посредника, Я Христа. Этот союз стал изображаться символом шестиконечной звезды - скрещивающимися треугольниками, являющими восходящие энергии человека и нисходящие энергии Бога. Точка, в которой эти энергии встречаются, - это точка внутри сердечной чакры, являющаяся Трехлепестковым пламенем жизни.»
Иногда на опускающемся треугольнике писали греческую букву "альфа", а на восходящем ему навстречу - "омега". Вспомним, что И.Х. говорил "Я есмь альфа и омега"
На знамени расположены десять звезд, причем восемь из них расположены по кругу, а две – в центре. Можно попытаться связать эти числа с числом воинских соединений. Однако эти числа имеют и сакральный смысл.
Число ВОСЕМЬ в христианском числовом символизме является числом жизни после смерти, а также символом возрождения. По мнению Климента Александрийского, Христос помещает под знак восьмёрки того, кого Он воскрешает .
Согласно нумерологии ДВА - это единица в поляризованном состоянии. Противоположности сливаются в единое понятие. . Число два имеет уникальные возможности, которыми не обладают другие числа. В ее силах объединить абсолютно разные группы людей .
Число ДЕСЯТЬ символизирует полное совершенство. высшую степень любви и мудрости. Согласно нумерологии, десятка – это сильный внутренний стержень человека, который способствует развитию как в духовном, так и в общественном направлении. Человек- «десятка» – это отличный руководитель, который чётко определяет свою цель и неизбежно приближается к ней. Такие люди всегда несут ответственность за свои слова и поступки, они не привыкли зависеть от кого-либо, а всегда стремятся к самостоятельности в жизни. Также, если верить нумерологии, в «десятке» выделяется необыкновенно сильная энергичность и любовь к жизни .
Таким образом, символы, изображенные на знамени, несут позитивную информацию, которая может дать и благотворную силу, если ее осознавать.
В условиях жесткого подавления православной веры и народа, политики превращения этого народа в своих "холопов", это знамя вдохновляло запорожцев на защиту веры, народа и Отечества.
Не лишним будет подчеркнуть, что эта идея не имеет ничего общего с идеями подчинения других народов или насильственного обращения кого либо в свою веру. На знамени нет хищников и это не случайно.
В связи с этим уместно вспомнить двенадцатую наскальную надпись царя Ашоки
В сочетании на знамени креста, шестиконечной звезды и полумесяца можно увидеть еще и символ единства всех людей в Боге, вполне в духе христианства и изначального смысла символов.
Это древнее знание перекликается с предсказанием о том, что три корня срастутся

Буквы на знамени не имеют духовного смысла, но имеют смысл политический.
Крупные буквы по углам знамени БХГВЗ означают «Богдан Хмельницкий Гетман Войска Запорожского», что понятно без комментариев.
В центре же мелкие буквы ЕКМЛС означают «его королевской милости». Полностью это звучит как «Богдан Хмельницкий Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского».
Учитывая, что знамя появилось в то время, когда Богдан Хмельницкий возглавил войну сначала низовых казаков, а затем и всех казаков (реестровых и не реестровых) и всего украинского (руського, русинского) народа против польского гнета, приписка «его королевской милости» выглядит неуместно.
Однако не забудем, что знамя это личное, а история взаимоотношений Хмельницкого с польским королем не проста, так же, как не проста и история взаимоотношений короля с Сеймом (польским парламентом) и казачества с Польшей.
В молодости Хмельницкий, будучи реестровым казаком, храбро воевал, и, даже, в одном из боевых эпизодов спас жизнь королю Владиславу за что был награжден золотой саблей и имел доверительные отношения с королем.
Однако, воспользовавшись его отсутствием, польский подстароста Чаплинский, ненавидевший Хмельницкого, напал на его хутор, разграбил его, увёз его жену, и обвенчался с ней по католическому обряду. При этом сына Хмельницкого (Остапа), который пытался помешать похищению, он высек до смерти.
Хмельницкий начал было искать возмездия на суде, но там лишь возместили ему 100 золотых, что выглядело насмешкой даже по сравнению с нанесенным материальным ущербом, не говоря уже о прочем.
Тогда он обратился к королю, который, чувствуя себя бессильным перед Сеймом, высказал удивление, что казаки (реестровые), имея сабли за поясом, не защищают сами своих привилегий. Возвратившись ни с чем из Варшавы, Хмельницкий решил прибегнуть к оружию.
В начале февраля 1648 года группа казаков с Хмельницким прибыла в Запорожье. На Сечи приняли его с энтузиазмом и казачество избрало его Гетманом Войска Запорожского. Это был новый титул, поскольку до того гетманы были только у реестровых казаков и назначались королем. Считают, что к этому времени и относится появление личного знамени. .
Таким образом, надпись на знамени говорит о том, что, хотя Хмельницкий и получил новый титул от казаков и возглавил войну против Польши, но еще считал себя подданным короля и начал войну не за суверенитет Украины, а за казацкие права и привилегии.
Однако громкие победы Хмельницкого при Желтых Водах и под Корсунем вызвали очередное и, на этот раз, всеобщее восстание руського (украинского) народа против поляков. Ходом событий Хмельницкий был поставлен во главе громадного народного движения. Народное казацкое движение выдвинуло из своей среды целый ряд вождей мелких отрядов. Они-то, собственно, и составляли душу движения.
Хмельницкий воевал, но и вел переговоры о мире, добиваясь определенной автономии Украины (Руси) в составе Польши. Переговоры были безрезультатными.
После очередных побед Хмельницкий стал фактически самостоятельным и полновластным правителем Руси-Украины. В первых числах января 1649 г. он въехал в Киев, где его встретили торжественно. Из Киева он отправился в Переяславль. Слава его разнеслась далеко за пределы Украины. К нему приходили послы от крымского хана, турецкого султана, молдавского господаря, седмиградского князя, а также от московского царя Алексея Михайловича с предложением дружбы.
Пришли послы и от поляков и принесли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство. Хмельницкий принял грамоту, что не очень то понравилось некоторым из его соратников, но затем он шокировал послов следующими словами .
«Правда есть (в том), что я маленький незначительный человек, но это Бог мне дал, что ныне я единовладец и самодержец руський … Выбью из лядской неволи весь руський народ, а что раньше я воевал за свой вред и неправду, то отныне я буду воевать за нашу веру православную… Отрекитесь от ляхов и с казаками оставайтесь, потому что Лядская земля згинет, а Русь будет господствовать… Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли».
Таким образом, когда Хмельницкий принял грамоту от короля, это было уже не более, чем вынужденное признание королем уже свершившегося выбора казаков, а сам Хмельницкий недвусмысленно называет себя самодержцем.
На самом деле Хмельницкий после освобождения Украины от Польши не был самодержцем. Об этом времени историк А.Ефименко (конец 19 века)пишет: "малороссия после своего освобождения от Польши представляла по типу своей социальной организации военный лагерь на демократической подкладке. Равенство прав и обязанностей было полное: каждый мог занимать из неисчерпаемого запаса свободных земель столько, сколько мог захватить свободным трудовым захватом; каждый мог участвовать в выборе уряда, начиная от сельского атамана, кончая гетманом; каждый мог быть выбран на всякий уряд".

ССЫЛКИ
1.
2. http://ru.teopedia.org/hpb/
3.www.schambala.com.ua. Анастасия Новых «АллатРа»
4. http://www.symbolarium.ru/index.php/
5. http://rahil-rahlenko.livejournal.com/162971.html
6. 7.http://www.symbolarium.ru/index.php/
8. http://origin.iknowit.ru/paper1196.html
9. http://klex.ru/fm5
10. 11. http://way-s.ru/ezoterika/24/1.html
12. http://www.metapower.tv/numerologia/ArticleID/1039
13. http://jekstrasens.ru/numerologiya/chislo-10.html
14. 16.XII Большой наскальный эдикт
Царь Пиядаси, наперсник богов, воздает хвалу всем вероучениям – ушедшим из мира, и находящимся в миру, и дарениями и всевозможными хвалами он почитает их. Но не так ценит наперсник богов дарение и хвалу, как то, чтобы увеличивалось достоинство всех вероучений. А увеличение достоинства многообразно. Но основа его такова:

Это сдержанность в речи, чтобы не было восхваления собственного вероучения и порицания чужого вероучения без всякого повода или было легкое (порицание) по тому или иному поводу. Но следует именно восхвалять чужие вероучения по каждому поводу.

Поступающий таким образом и свое вероучение воистину возвышает, и чужому вероучению способствует. Поступающий иначе и свое вероучение губит, и чужому вредит. Ведь когда кто бы то ни было хвалит собственное вероучение или порицает чужое вероучение с мыслью: «Придам блеск собственному вероучению», поступающий так из приверженности собственному вероучению его-то именно и губит. Но доброе дело – сходиться вместе, дабы внимать дхарме друг от друга и (ей) повиноваться.

Ведь таково желание наперсника богов: «Все вероучения да будут умудренными и приносящими благо».
И тем, кто привержен тому или иному из них, надлежит сказать: «Не так ценит наперсник богов дарение или хвалу, как то, чтобы возрастало достоинство всех вероучений». И многие пекутся (об этом) для достижения такой цели «сановники дхармы», «сановники, надзирающие за женщинами»25 и те, кто «следят за отхожими местами», и иные разряды (моих слуг). И таков плод этого (старания), что происходит возрастание собственного вероучения и воссияние дхармы.

17. ПРОРОЧЕСТВО БОГОМАТЕРИ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
"Пришло время указать главное о сияющем видении Владычицы. Неужели великое предуказанное видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не были следствием Провозвестия? Владычица сказала: "Придет время Мое, когда небесное Светило Мое к Земле устремится, и тогда придешь ты исполнить волю сроков. И ненавистные будут спасителями, и побежденный будет вести победивших. И три корня, разделенные проклятием, срастутся любовью, и вести их будет посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евреев, и они проклянут землю русскую. Когда же твои кости будут преданы уничтожению, трем проклятиям исполнится срок. И невидимо видимый станет у престола, облеченный Венцами и Перстнем. И где приложишь Перстень, там будет Рука Моя и Владыки".

Имя: Богдан Хмельницкий (Bogdan Khmelnitskiy)

Возраст: 61 год

Деятельность: гетман, полководец, государственный деятель.

Семейное положение: был женат

Богдан Хмельницкий: биография

Богдан Михайлович Хмельницкий вошел в историю как предводитель казачьего восстания. Деятельность гетмана помогла российскому государству получить левобережье Днепра, Запорожскую Сечь и Киев. О детстве и юности Богдана Хмельницкого известно мало. Историки установили, что рождение гетмана случилось в Суботове в 1595 году. Родители Богдана Михайловича происходили из шляхетского рода.


Обучение Хмельницкого началось в киевской братской школе, об этом свидетельствуют скорописи Богдана. После окончания учебного заведения молодой человек стал студентом Иезуитского коллегиума, расположенного во Львове. Основными предметами, которые изучал Хмельницкий, были латынь, польский язык, риторика и сочинение. Несмотря на веяния того времени, Богдан Михайлович не подчинился им и остался в православной вере.

Хмельницкий уже во взрослом возрасте признается, что иезуиты не проникли в глубины души. Гетман отмечал, что сложно было не сойти с праведного пути и сохранить верность православию. Богдан Михайлович часто путешествовал по миру.

Служение королю

В 1620 году началась польско-турецкая война. Богдан Хмельницкий принял участие в боевых действиях. В одной из битв, проходящих под Цецорой, погиб отец, а гетман оказался в плену. На протяжении двух лет Богдан Михайлович находился в рабстве, но в этом он нашел пользу: выучил татарский и турецкий языки. За время нахождения в плену родственники успели собрать выкуп. По возвращении домой Хмельницкого зачислили в реестровое казачество.


Вскоре Богдана привлекают к морским походам, совершаемым на турецкие города. Так, в 1629 году гетман с войском захватил предместья Константинополя. В захваченных землях Хмельницкий пробыл недолго, после путешествия вернулся в Чигирин. Власти Запорожья назначили Богдана Михайловича на должность сотника чигиринского.

После вступления на польский престол Владислава IV началась война Речи Посполитой с Московским царством. Хмельницкий отправился с войском на Смоленск. В Летописи Самовидца сказано, что Богдан Михайлович участвовал в осаде города. Гетман в 1635 году спас польского короля из плена, за что получил золотую саблю.


С этого времени Хмельницкого начали уважать при королевском дворе. Когда Владислав IV решил выступить против Османской империи, то первым о планах короля узнал Богдан Михайлович. Правитель рассказал о задумке Хмельницкому. Гетман сообщал Владиславу IV о насилии в отношении казаков, тем самым защищая народ.

Неоднозначная информация сохранилась о периоде военных действий Франции с Испанией. Ряд историков пришли к выводу, что двухтысячный отряд казаков под предводительством Хмельницкого участвовал в осаде крепости Дюнкерк. Посол де Брежи отметил полководческий талант Бориса Михайловича.


Но историки Збигнев Вуйцик и Владимир Голобуцкий противились этому. Специалисты утверждали, что для осады Дюнкерка приглашали польских наемников, которыми командовали полковники Пшиемский, Кабре и де Сиро. До сих пор дискуссии по этому вопросу не стихают. Исторические документы подтверждают тот факт, что Хмельницкий участвовал в переговорах с французами, но осаждал ли гетман крепость – неизвестно.

Владислав IV стал инициатором войны с Турцией, но искал поддержки не у сейма, а у казацких старшин, в том числе у Богдана Хмельницкого. На плечи казаков ложилось развязывание военных действий против Османской империи. Это позволило гетману получить королевскую грамоту, в соответствии с которой казаков восстановили в правах и вернули им привилегии.


О переговорах с казаками узнал сейм. Члены парламента высказались против соглашения, поэтому королю пришлось отступить от задуманного. Но казацкий старшина Барабаш сохранил грамоту для казаков. Через некоторое время Хмельницкий, применив хитрость, забрал у него документ. Существует версия, что грамоту Богдан Михайлович подделал.

Войны

Богдан Хмельницкий участвовал в ряде военных действий, но исторической персоной, о которой слагали легенды, гетмана сделала национально-освободительная война. Основной причиной восстания стал насильственный захват земель, негатив в рядах казаков вызывали деспотические методы борьбы поляков. За этим стояли польские магнаты.


По официальной версии, 24 января 1648 года Хмельницкого признали гетманом. Важное событие произошло в Сечи. Во время поездки Богдан Михайлович собрал небольшое войско, которое разграбило польский гарнизон. После этой победы ряды гетмана постепенно пополнялись новобранцами.

Для только что прибывших организовывали экспресс-курсы подготовки. Мастера преподавали новичкам фехтование, военную тактику, рукопашный бой и стрельбу. Хмельницкий жалел лишь об одном – об отсутствии конницы. Но и эта проблема вскоре отпала благодаря союзу с крымским ханом.


Весть о восстании разнеслась быстро, поэтому против войска Богдана Михайловича выступил сын Николая Потоцкого. Первая битва состоялась под Желтыми Водами. Поляки оказались не готовы к бою, поэтому проиграли казакам. Но на этом война не закончилась.

Следующим пунктом стала Корсунь. Первыми добраться до полиса сумели воины Речи Посполитой. Поляки убивали население, грабили казну. Хмельницкий организовал засаду в нескольких километрах от Корсуни. И началась Корсунская битва. Войско поляков состояло из 12 000 бойцов, но этого оказалось недостаточно для победы над казацко-татарской армией.


Национально-освободительная война помогла добиться желаемых результатов. На Украине подвергли гонениям поляков и евреев. Но восстание вышло из-под контроля Хмельницкого. С этого момента гетман лишился возможности управлять казаками.

Смерть Владислава IV сделала войну фактически бессмысленной. Богдан Михайлович обратился за помощью к российскому царю. Хмельницкий искал у государя покровительства. Многочисленные переговоры с русскими, поляками, даже шведами не привели к желаемому результату.


В мае 1649 года казаки приступили ко второму этапу военных действий. Ранее достигнутые договоренности нарушили первыми войска Речи Посполитой. Богдан Михайлович считался признанным стратегом, поэтому точно просчитал каждое действие. Гетман взял польских военных в кольцо и постоянно совершал набеги на них. Властям пришлось подписать Зборовский мир.

Третий этап войны начался в 1650 году. Возможности казаков постепенно заканчивались, поэтому начались первые поражения. С поляками казаки заключили Белоцерковский мир. Это соглашение противоречило Зборовскому миру. В 1652 году, несмотря на документ, казаки вновь инициировали военные действия. Самостоятельно выбраться из почти проигранной войны Хмельницкий не мог, поэтому решил заключить мир с русским государством. Казаки присягнули .

Личная жизнь

В биографии Богдана Хмельницкого присутствует информация о трех женах: Анне Сомко, Елене Чаплинской, Анне Золотаренко. Молодые женщины подарили супругу восьмерых детей, в том числе 4 мальчиков и 4 девочек. Дочь Степанида Хмельницкая состояла в браке с полковником Иваном Нечаем.

Находилась в плену у российских правителей, после чего вместе с супругом была в сибирской ссылке. Екатерину Хмельницкую Богдан Михайлович выдал замуж за Данилу Выговского. Став вдовой после казни супруга, девушка повторно была обручена с Павлом Тетери.


Точных данных о Марии Хмельницкой до сих пор историки не нашли. По одному документу, молодая женщина была замужем за корсунским сотником Близким, по другому – супругой Лукьяна Мовчана. Четвертая дочь Елена Хмельницкая, по некоторым данным, являлась приемным ребенком.

О сыновьях Богдана Михайловича известно еще меньше. Тимош прожил 21 год, брат Григорий скончался в младенчестве, Юрий погиб на 44 году, а Остап Хмельницкий, по неподтвержденной информации, умер в 10 лет после побоев. До наших дней дошли только рукописные портреты Хмельницкого, так как в те годы фото еще не делали.

Смерть

Проблемы со здоровьем у Богдана Михайловича Хмельницкого появились в начале 1657 года. Как раз в это время нужно было решить, к кому примкнуть – к шведам или русским. Гетман предчувствовал смерть, поэтому решил созвать Раду в Чигирине для передачи власти преемнику. На место Хмельницкого встал 16-летний сын Юрий.


Историки продолжительное время не могли определить точную дату кончины Богдана Михайловича, но спустя долгие годы выяснили, что смерть пришла к гетману 6 августа 1657 года. Хмельницкий скончался вследствие кровоизлияния в головной мозг.

Похороны предводителя казаков проходили в селе Суботово. Могила Богдана Михайловича расположена рядом с сыном Тимофеем в Ильинской церкви, построенной казаком. К сожалению, через 7 лет пришел поляк Стефан Чарнецкий и приказал сжечь село, забрать прах Хмельницких и выбросить останки.


Сейчас о Богдане Михайловиче знают на Украине, в России и Белоруссии. Именем гетмана названы улицы, площади, города. Флаг города Хмельницкого представляет собой солнце на голубом фоне. В честь предводителя казаков соорудили памятники, в том числе в Киеве. В годы Великой Отечественной войны учредили орден им. Богдана Хмельницкого, сняли документальные и художественные фильмы.

В культуре

  • 1938 – «Богдан Хмельницкий»
  • 1941 – «Богдан Хмельницкий»
  • 1956 – «300 лет тому»
  • 1999 – «Огнем и мечом»
  • 2001 – «Черная рада»
  • 2007 – «Богдан Зиновий Хмельницкий»

Вконтакте

Одноклассники

18 июля глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил об учреждении нового государства под названием Малороссия. Столицей данного государства был провозглашен Донецк, а государственным флагом - стяг гетмана Богдана Хмельницкого, возглавляющего в XVII веке казацкое восстание против Речи Посполитой, в результате которого Запорожская Сечь, Левобережье Днепра и Киев окончательно отделились от Королевства Польского и Великого княжества Литовского и вошли в состав России.

«Государственным флагом Малороссии признается флаг Богдана Хмельницкого… Мы исходим из того, что Донецкая народная республика, наряду с Луганской народной республикой, остаются единственными территориями Украины, не считая Крыма, на которых сохранилась законная власть», - отметил Александр Захарченко.

Флаг состоит из коричневого полотна с откосом, направленным вверх. В центре флага на белом фоне нарисован золотой крест, шестиконечные звезды, серебряный полумесяц и аббревиатура Б.Х.Г.Е.К.МЛО.В.З, которая расшифровывается как: «Богдан Хмельницкий - Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского».

Флаг изготовлен из 2-х кусков льна с малиновой оторочкой. Инициалы и аббревиатура нанесены масляными красками. По мнению историков, изображение на флаге говорит о покровительстве Господа над независимой казачьей республикой и, в том числе право казаков жить на земле предков.

В данный момент личный флаг Богдана Хмельницкого пребывает в шведском Военном музее в Стокгольме. Считается, что казаки в 1651 году утратили его, в результате поражения польско-литовской армии в ходе Берестецкой битвы. Позже, в ходе оккупации шведами территории Польши в 1655 году хоругви, по всей видимости, оказались в числе шведских трофеев.

В 2004 году флаг Богдана Хмельницкого из музея на определенное время привозили на Украину. Точная копия его выставлена в историческом музее города Чигирина, Черкасской области Украины.

О жизни Богдана Хмельницкого до 1638 года известно очень мало. Местом рождения считается Суботов, в качестве года рождения указывают либо 1595 (вычислен по сведениям венецианского посла Николо Сагредо, который в 1649 году писал в своём рапорте в венецианскую сеньорию, что Хмельницкому 54 года) либо 1596 год. Наиболее распространённой является версия, что Богдан Хмельницкий происходил из шляхетского рода (герба «Сырокомля»). Отец Богдана, чигиринский подстароста Михаил Хмельницкий, был на службе у коронного гетмана Станислава Жолкевского, а затем у его зятя Яна Даниловича. Мать Богдана была казачкой и, скорее всего, звалась Агафьей (хотя это также может быть второе имя, даваемое после перехода в монашеский чин). Впоследствии после смерти мужа она вышла замуж за шляхтича и «королевского солдата» Василия Шишко-Ставецкого (этот брак матери Богдана со шляхтичем свидетельствует в пользу её собственного благородного происхождения), который пережил её. Его сын Григорий, брат Богдана по матери, переселился в Белгород в 1649 г., где женился на вдове-украинке, которая имела четверых детей. Своё обучение Хмельницкий начал в киевской братской школе (что видно из его скорописи), а после её окончания, поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом, следственно, и во Львове. Хмельницкий овладел искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, кроме того, он побывал во многих европейских странах.
И РЕМАРКА..Берем книгу Костомарова " Богдан Хмельницкий " . Бросается в глаза, что казаки воюют исключительно вместе с татарами. Во всех военных операциях везде говорится о казаках и о татарах, как о смешанном войске (как о постоянных союзниках). Более того, даже в ПОЛЬСКИХ войсках присутствуют казаки и татары. Складывается впечатление, что вся Украина середины XVII века была заполнена татарами. По нашей гипотезе, татарами здесь называются казаки, пришедшие на помощь запорожцам (тоже казакам!) из других мест — с юга России.
Впрочем, отметим, что в текстах договоров XVII века, приводимых Костомаровым, СЛОВО ТАТАРЫ НЕ ПРИСУТСТВУЕТ, однако очень часто упоминается слово ОРДА. Это означает, что остатки русско — (=монголо) — татарской Орды в виде казачьих войск активно действуют на территории России еще и в XVII веке. Возьмем для примера Белоцерковский Трактат (договор) между поляками и казаками, процитированный Костомаровым на стр.545—548. В тексте несколько раз упоминается Орда, но ни разу не использовано слово "татары". Конечно, историки, увидев слово "Орда", начинают сразу говорить о татарах. Но возможно речь идет о казаках, поскольку Орда — это просто войско.
Отметим также, что из книги Костомарова складывается впечатление, будто все татары прекрасно знают русский язык, или, напротив, все украинцы, русские и поляки в совершенстве владеют татарским языком. НИ РАЗУ не упоминается о каких-либо переводчиках!
Конечно, нам могут возразить: "Как могут исторические источники называть русских татарами? Ведь татары — это название народа, который существует и сегодня под этим именем. Если до XVII века татарами называли русских (казаков), то почему сегодня это — название совсем другой национальности?
ПОЧЕМУ ВСЕ РЕШИЛИ, ЧТО ИЕЗУИТ ПРАВОСЛАВНЫЙ, НЕПОНЯТНО.

Прапор Богдана Хмельницького. Абревіатура:

Богдан Хмельницький, гетьман Війська Запорозького, его королівської милості

В качестве примеров геральдических символов Запорожского Войска можно привести личный герб и хоругвь Богдана Хмельницкого, а также рисунки прапоров казачьих полков того времени.






ПЕРВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ
Беседовал Василий Бабкин
http://cn.com.ua/N168/science/relic/relic.html

Украинская история — это история скорее потерь, чем приобретений. Беспокойные соседи и отсутствие на протяжении веков собственного государства привели к тому, что до нашего времени дошло относительно немного старинных реликвий. Поэтому особенно ценны те вещи, которые все-таки удалось сохранить.

Впрочем, иногда свидетельства старины сохраняются не благодаря заботам музейных работников, а как бы сами по себе. Яркий пример — знамя Богдана Хмельницкого, о котором более трех веков ничего не было известно. Историки даже не искали его, потому что не подозревали, что оно могло где-нибудь сохраниться.

Знамя гетмана неожиданно нашлось в запасниках Военного музея Стокгольма. Рассказать об этой находке мы попросили заведующего сектором геральдики управления государственных наград и геральдики администрации Президента Украины Юрия Савчука.

— Я давно занимался историей украинских флагов. Очень хотелось обнаружить знамена времен расцвета казачества, освободительной войны с Польшей. Но нигде в украинских, польских и российских коллекциях флагов, относящихся к XVII веку, не нашлось.

Предполагать же наличие таких реликвий в музеях других стран было довольно сложно.

Заинтересоваться собранием Стокгольмского Военного музея меня заставила информация о том, что там хранится знамя с гербом гетмана Мазепы. Естественно, появилось желание исследовать коллекцию подробнее на предмет наличия в ней других украинских знамен. Тем более что шведский музей обладает второй по величине в мире коллекцией флагов (самое большое собрание хранится в петербургском Эрмитаже. — Авт.), которая насчитывает около пяти тысяч единиц. Причем до тысячи из них — неопознанные.

— Откуда у шведов и русских такая любовь к знаменам?

— Собирание флагов — занятие не мирное и совсем не похожее на коллекционирование, например, марок или посуды. Ведь знамя никто никому не дарит и не продает. Его можно добыть только в бою. А в XVII—XVIII веках, когда традиция боевых знамен получила большое распространение в Европе, именно Россия и Швеция были наиболее “подвижными” монархиями, вели многочисленные войны и одерживали победы, сопровождавшиеся захватом большого количества боевых знамен. Впоследствии эти трофеи и легли в основу музейных собраний.

— Что же удалось найти в стокгольмском музее?

—В ходе исследований выяснилось, что в шведскую коллекцию попало, например, несколько знамен из тех, которые были захвачены литовским гетманом Янушем Радзивиллом при взятии Киева в 1651 году и впоследствии преподнесены в дар польскому королю. Их рисунки сохранились в архивах. Нашлись там и другие украинские флаги. Но настоящей сенсацией стала находка знамени Богдана Хмельницкого.

— Почему же шведы раньше не обнаружили в собственном собрании знамя украинского гетмана?

— Дело в том, что когда захваченные флаги привозили в Стокгольм, там не всегда могли разобраться в их происхождении. Поэтому знамя Хмельницкого и оказалось среди прочих неопознанных флагов. Так оно и пролежало более 300 лет. Лишь однажды флаг попал в поле зрения науки, но русский знаменовед Белавенец, исследовавший шведскую коллекцию в начале ХХ века, отнес его к российским боевым знаменам.

— Как выглядит флаг?

— Основой его служит белое льняное полотнище с изображением креста, полумесяца и десяти звезд. По краям оно обшито широкой шерстяной тесьмой. Общая ширина знамени 104 см. Древко расписано в соответствии с казацкой традицией спиральными серо-голубыми полосами. В углах белого полотнища и под крестом расположены буквы. В соответствии с практикой, принятой в то время, они указывают на имя и титул владельца знамени.

Значение этих букв нетрудно разгадать:

Б — Богдан;

ХГ — Хмельницкий гетман;

ЕК — Его королевской;

МЛО — милости;

В — Войска;

З — Запорожского.

Край полотнища знамени утрачен. Цвета поблекли. Изображения на флаге сегодня выглядят черными. Однако первоначальный вид можно установить довольно точно, благодаря имеющимся акварельным изображениям. Шведские короли, заботясь об увековечении своей боевой славы, дважды давали распоряжение снять копии с коллекций трофеев.

На самой ранней акварели, сделанной, по всей видимости, в конце XVII века, видно, что тесьма, которой обшито полотнище, яркого красно-оранжевого цвета — сегодня она скорее темно-коричневая. Крест и звезды были золотыми, а полумесяц серебряным. Сейчас их цвет приближается к черному. Это можно объяснить тем, что для приготовления серебряной и золотой красок использовалось серебро, которое, как известно, со временем чернеет.

Интересно, что крест, изображенный на знамени, по форме и пропорциям в точности повторяет крест, вырезанный на саркофаге Ярослава Мудрого, который находится в Софийском соборе. Простое ли это совпадение или гетман считал себя наследником славы великого князя — сегодня не ясно. На этот вопрос историкам еще предстоит ответить.

— Как же знамя Богдана Хмельницкого попало в шведский музей?

— Точно на этот вопрос ответить нельзя. Нет абсолютно никаких письменных сведений о “биографии” знамени, поэтому речь может идти только о гипотезах.

Изготовлено оно было, по-видимому, в 1648—1654 годах, когда Богдан Хмельницкий уже был гетманом, но еще не перешел под протекцию России. Об этом свидетельствуют слова в гетманском титуле — “Его королевской милости”. То есть штандарт изготовлен во времена, когда украинские земли формально еще принадлежали польской короне. А впервые в каталогах шведского собрания знамен оно упоминается в 1681 году. То есть его путь из Украины в Швецию был не слишком длинным — около тридцати лет.

Флаг не мог попасть к шведам непосредственно из Украины: Богдан Хмельницкий с ними не воевал и, следовательно, не терпел поражений, которые могли бы привести к потере гетманского знамени. Вообще же практически единственным историческим эпизодом, который мог привести к захвату знамени Хмельницкого, была битва с поляками под Берестечком в 1651 году. В этом сражении казацкие войска — в то время, когда Богдан Хмельницкий при до сих пор не выясненных обстоятельствах был задержан в лагере крымских татар — потерпели сокрушительное поражение и были вынуждены отступить, бросив свой лагерь со всеми пожитками. Среди захваченных поляками трофеев были ларец с дипломатической перепиской, печать Войска Запорожского, несколько знамен. Исторические источники не указывают точно, было ли среди них гетманское знамя, но можно предположить, что могло быть. Во всяком случае, другого, более удобного случая захватить такой трофей у поляков не возникало.

— А как знамя могло оказаться у шведов?

— Случиться это могло, скорее всего, во время нашествия шведов на Польшу в 1655 году. За внезапность и разорительные последствия писатель Генрик Сенкевич назвал эту войну “потопом”.

За короткое время своего владычества в Польше шведы ухитрились вывезти из страны все, что имело хоть какое-то отношение к искусству и культуре. Среди трофеев могли оказаться и флаги. Тем более что в то время к флагам было особое отношение. Солдат, захвативший боевое знамя, мог получить не только крупное денежное вознаграждение, но и повышение по службе. Поэтому можно понять шведских солдат, которые, обнаружив польское хранилище знамен, тащили их и сдавали своему начальству.

— Флаг до сих пор находится в запасниках стокгольмского музея?

— Нет. Когда было доказано, что эта реликвия принадлежит великому полководцу, ее перенесли из запасников в основную экспозицию. Так что украинские туристы, посещающие Стокгольм, могут увидеть знамя своими глазами.


И еще про полумесяц...
Имеется он и на городских гербах.
К примеру, на гербе знаменитого рассадника очаровательных ведьм, упомянутого великим Гоголем.
Конотоп. "В красном поле золотой крест, внизу онаго серебряная рогатая луна, а вверху шестиугольная звезда".

Зеньков."В голубом поле серебряная луна рогатая и водруженный в оной золотой крест, а в верхних углах щита две шестиугольные звезды".

Герб славного города Чугуева содержит целых три полумесяца. "Щит разделенный на три части, из которых в первой - две сабли, положенные крестообразно в золотом поле, во второй в красном поле три серебряные рогатые луны, а в третьей - в серебряном поле на шесте повешенная виноградная с листьями кисть".

Причем чугуевский герб представляет собой кальку с изображения на знамени Чугуевского казачьего полка.

В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства.

Проживавшее в Речи Посполитой украинское население, подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны как поляков, так и евреев, которым польские паны раздавал в аренду украинские земли. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. Помочь же восставшим в тот период могла лишь Россия.

Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять в российское подданство православное население Украины. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.


В 1648 году началась восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом.

Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме. Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви.

Письмо Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу, сохранившее чернильный отпечаток его пальца.

Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через некоторое время в отместку за эту жалобу у Хмельницкого отобрали его родовое имение, насмерть засекли его десятилетнего сына Григория и увезли его жену Ганну, впоследствии насильно выдав её замуж за польского ротмистра Данилу Чаплицкого, объявив, что прежнее венчание с Хмельницким не имеет юридической силы, так как совершено не по католическому, а по православному обряду.

Решение Земского Собора

В августе 1647 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где начал вербовать своих сторонников, и уже 15 октября он был избран гетманом вместо назначенного поляками Ивана Барабаша.

В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. к апрелю 1648 года войско Хмельницкого уже насчитывало 43720 человек.

Восстание разрасталось с большой скоростью. Его разрастанию способствовало междуцарствие в Польше – 20 мая 1648 года умер Владислав IV, нового короля сейм никак не мог избрать. В течение года восстание переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против жестокого национального гнета. В результате побед у Желтых Вод и под Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев.

Флаг повстанческой армии Богдана Хмельницкого

19 января 1949 года королём Польши наконец становится Ян Казимир. Он решил предпринять энергичные меры к подавлению восстания. В середине мая Ян Казимир двинул на Волынь польское войско, усиленное немецкими наёмниками, и 15-16 августа между украинскими и польскими войсками состоялось Зборовское сражение, победив в котором, Богдан Хмельницкий навязал королю Зборовский договор, закреплявший завоевания восставших. Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой.

Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды державцами, арендаторами, ане мешканцами не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають ».

Однако война на этом не закончилась: сначала поляки, вновь собравшись с силами, в июле 1651 года нанесли поражение армии Богдана Хмельницкого в Берестецкой битве, но в июне 1652 Хмельницкий взял реванш в Битве под Батогом. Тем не менее, Хмельницкий понимал, что за Польшей стоит вся Европа, в которой после окончания Тридцатилетней войны осталось не у дел множество профессиональных вояк. У самого же Хмельницкого профессиональными воинами была лишь узкая прослойка казаков – основную же массу восставших составляли необученные военному делу крестьяне – стоило полякам увеличить ассигнования на набор наёмников, и все эти немцы, голландцы и французы залили Украину бы кровью. Поэтому осенью 1653 года Богдан Хмельницкий обратился за покровительством к Русскому Царю Алексею Михайловичу.

1 октября 1653 г. в Москве состоялся Земский собор, на котором было решено: «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку ».

19 декабря на Украину прибыл русский посол Василий Бутурлин с решением Земского Собора.

А 8 января (19 января по новому стилю) состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился с братским русским пародом, с которым был связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила более широкие возможности развивать сельское хозяйство, ремесло, торговлю. Между русским и украинским народами неуклонно росли экономические и культурные связи, укрепилась их дружба в совместной борьбе против западного влияния. В составе Русского государства украинский парод приобрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного защитника от внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце 18-го столетия.



Похожие статьи