Моисей. Ветхозаветная Пасха

30.09.2019

Священная история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты. И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании Библии. В самом деле, Библия ведь повествует о реальных событиях, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников. С одной стороны, библейское повествование требует прямого понимания и знакомства с историческими фактами. С другой стороны, эта история - Священная, и потому нас в ней в первую очередь интересует религиозный аспект: отношение Бога к людям и отношение избранного народа к Богу.

Целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя. И поэтому когда в мир пришел Христос, в сознании самовидцев и свидетелей этого события вся предшествующая история как бы наполнилась новым смыслом и содержанием. Первые христиане прочитывали древние страницы Библии другими глазами, нежели фарисеи. В давно минувших событиях они находили ранее недоступный людям символический смысл. Ветхий Завет открывался им как прообраз Нового Завета. Сам Господь неоднократно обращался в своих притчах, проповедях и наставлениях к событиям ветхозаветным, соединяя их с событиями Своего времени, со Своею миссией.

Текст хорошего издания Евангелия обязательно сопровождается так называемыми параллельными местами - ссылками на книги Ветхого Завета. Они свидетельствуют о том, что многие эпизоды Священной истории Ветхого Завета воспринимались в Новом Завете как события прообразовательные, символические и связанные с событиями христианской истории.

Другими словами, Ветхозаветная история, помимо буквального прочтения, предполагает и особое понимание и истолкование, ибо она оказывается наполненной символами, прообразами и предсказаниями.

Перелистывая страницы Ветхозаветной истории, мы будем не только знакомиться с историческими фактами, но и пытаться отыскать в них потаенный смысл, свидетельствующий о внутренней устремленности всего корпуса Ветхого Завета к единой духовной цели - ожиданию имеющего прийти в мир Спасителя.

Итак, Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, ибо малый кочевой народ в лице Иосифа приобрел могущественного и заботливого покровителя. Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определенную политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово. Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя. И потому Господь вновь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя на нем Свою волю.

Однажды в некой еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она повелела выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает “взятый из воды” (Исх. 2. 10).

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его извлекла из воды египетская принцесса, во благовремении предложила ей услуги своей матери.

Моисей возрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом. Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину. Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред очами фараона, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться множества рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются “песьими мухами” (Исх. 8. 21). Но ни одно из этих испытаний не в силах устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев.

Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский. Событие это стало именоваться еврейским словом “Песах”, что в переводе означает “прохождение”, ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, - праздник избавления Израиля из египетского плена.

“Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”, - говорит Христос (Мф. 5. 17). В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Ведь Иисус, подобно агнцу, проливший за нас Свою невинную кровь, избавил весь род людской от пленения диаволом, от порабощения злом, а Его вольная Крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения. “Христос - новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира”, - сказано в одном из богослужебных текстов Православной Церкви. А в замечательном произведении II века, поэме святого Мелитона Сардийского “О Пасхе” Христос говорит о Себе: “Я - Пасха спасения, Я - Агнец, закланный за вас, Я - искупление ваше, Я - жизнь ваша, Я - воскресение ваше, Я - свет ваш, Я - спасение ваше”.

Если Пасха Ветхого Завета знаменовала собой избавление избранного народа, то Новозаветная Пасха стала знаменем искупления, спасения и освобождения всего человечества от “тьмы и сени смертной” (Иов. 10. 21).

Таинства Нового Завета дают спасение, таинства Ветхого - обещали Спасителя. Блаж. Августин

Ветхозаветная Пасха для евреев была событием огромного значения. Она стала для них точкой отсчета нового времени, началом богоизбранности этого народа. Для нас же, христиан, ветхозаветная Пасха стала прообразом истинной новозаветной Пасхи.

Установление ветхозаветной Пасхи теснейшим образом связано с историей еврейского народа. Ее учреждению предшествовали казни, посылаемые Господом на нечестивых египтян. Когда прошло девять казней, а десятая не постигла египтян, тогда и была установлена Богом ветхозаветная Пасха.

Установление Пасхи начинается с повеления Божия об изменении летоисчисления: “Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года” (Исх. 12, 2). Речь идет о знаменательной перемене, произошедшей в исчислении времени. Обыкновенный гражданский год шел своим порядком, как вдруг Бог Своим повелением прервал его течение ради Своего народа, этим как бы давая понять, что народ вступает в новый этап жизни с Богом. Предыдущая история Израиля утрачивала свое значение, и ветхозаветная Пасха должна была стать первым шагом к новой жизни. С этого момента у евреев первым месяцем года будет считаться авив - месяц колосьев, который приходится на апрель-май. После плена, согласно вавилонской терминологии, он был назван “нисан”.

Исход евреев из Египта положил начало новой жизни, возникла возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования.

Далее Господь через Моисея повелевает евреям, чтобы в 14-й лунный день этого весеннего месяца в каждой семье закололи ягненка и его кровью помазали входные двери своего дома: “...пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах...” (Исх. 12, 3, 7). Здесь же указываются требования к выбираемому ягненку: “Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз” (Исх. 12, 5). Мясо следовало приготовить на огне и вкушать в эту же ночь “с горькими травами” (см.: Исх. 11, 8). При этом Господь говорит евреям: “Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это Пасха Господня” (Исх. 12, 11).

Как видно из книги Исход, праздник Пасхи начинался вечером, точнее между двумя вечерами: первый - когда солнце начинало заходить, второй - когда наступала полная темнота. Пасха - по-еврейски “песах”, что переводится как “прохождение”. Кроме буквального смысла, у этого слова есть и скрытый - “пощади их”. В древности кровь являлась символом искупления, очищения и примирения. Таким образом, веление Господа - это помилование еврейских первенцев, которых минует губитель, проходя мимо домов, двери которых намазаны кровью агнца.

Праздник Пасхи называется вечным установлением потому, что он должен был совершаться до конца Ветхого Завета, а также потому, что являлся прообразом новозаветной Пасхи, символом которой был ветхозаветный агнец.

В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения евреев, оставляющих Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее как на благодарственно-умилостивительное приношение. Заклание агнца и помазание кровью домов - выкуп за еврейских первенцев. Вкушение же пасхального агнца всеми членами семьи указывало на единение между собой и с Богом через жертвенную трапезу.

С Пасхой тесным образом связаны праздник опресноков и закон о посвящении первенцев (см.: Исх. 12, 15; 13, 2-4). Агнца следовало есть с опресноками - пресным, не вскисшим хлебом. Невсквашенный хлеб символизирует быстрое исшествие из Египта. Горькие травы - это горькая доля плена. Дается также указание: “не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне” (Исх. 12, 10).

Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано Самим Господом: “Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской” (Исх. 12, 17). Опресноки должны были напоминать следующим поколениям об этом, а в более частном смысле - о поспешности выхода. Квасное, как заключающее в себе начало разложения, обозначало нравственную порчу, а опресноки - чистоту. Отсюда - запрещение вкушать все квасное 7 дней праздника. Оно предуказывало требуемую чистоту веры в Истинного Бога и предостерегало от закваски языческой (египетской).

Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев пророк Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю обетованную. Первенцы из нечистых животных должны были заменяться чистыми или же денежным выкупом, как за первенцев человеческих. В нравственно-религиозном отношении закон о первенцах указал на святость и чистоту, требуемую от избранного народа. Евреи, избавленные от рабства у язычников, должны были всецело посвятить себя Богу, выделить первенцев, которые имели тогда большие права и преимущества.

В законе о первенцах сокрыт духовно-таинственный образ Христа как перворожденного Слова. Как Первенец, Он был Пречистой Матерью посвящен Богу и избавил от смерти мир, совершил освящение всего человечества, став Первенцем из мертвых.

Ветхозаветная Пасха явилась прообразовательной, в ней была сокрыта Пасха новозаветная, и все действия и установления ее прообразовали события Пасхи Нового Завета. “Агнец, - говорит Кирилл Александрийский, - долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен ко страданию за род человеческий”. Выражение “от вечности предопределен” переносит нас в глубину веков и показывает нам Бога, предначертывающего Свои планы искупления и любви, всецело основанные на искупительной силе непорочного и драгоценного Агнца.

Великие намерения любви Божией существовали до того, как был вызван к существованию мир, до появления сатаны и греха. Поэтому, как только Бог начинает говорить и действовать, Он всегда в соответствующем прообразе представляет нам Того, Кто должен был искупить род человеческий. И, исследуя богодухновенные Письмена, мы видим, что всякий обряд, всякая церемония, всякий обычай и всякое жертвоприношение заранее указывали на Агнца Божия, “Который берет на Себя грех мира” (см.: Ин. 1, 29, 36); особенно явственно указывает на Него праздник Пасхи. Пасхальный агнец представляет собой один из наиболее типичных и поучительных прообразов Писания.

Эта истина нам иносказательно представлена в том факте, что агнец сохранялся с десятого до четырнадцатого дня месяца. Агнец этот был, несомненно, прообразом Христа, на что особенно ясно указывается в следующем изречении: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5, 7) - “зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас” (1 Пет. 1, 18–20).

Кости агнца не сокрушались потому, что: “...да сбудется Писание: “кость Его да не сокрушится” (Ин. 19, 36; Исх. 12, 10). Все требования, которые предъявлялись к выбору агнца, по указанию свв. отцов Церкви, ясно изображали Иисуса Христа. Совершенство агнца - это совершенство Христа не только по Божеству, но и по воспринятому естеству, “которое помазано Божеством”. Непорочность агнца - это непорочность Христа, потому что Он врачует нас от греха и взял на Себя грехи наши, Сам же не подвергся ничему, требующему врачевания.

“Агнец берется единолетен, как Солнце Правды”, - говорит св. Григорий Богослов. Время заклания совпало со временем распятия Христа. “Он (Моисей), - говорит св. Ириней, - знал и день страдания Его, и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху”.

“В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте”, - замечает прп. Ефрем Сирин. Горькие травы знаменуют для христиан образ страданий, которые они должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с Великой Жертвой, а в кроплении кровью пасхального агнца - образ нашего искупления кровью Христа (Кирилл Александрийский).

Итак, агнец, хранимый с десятого до четырнадцатого дня, прообразно представляет нам Христа, предназначенного Богом от вечности, но явленного нам в последнее время, а одно собрание общества Израильского с одной жертвой прообразовало Новозаветную Церковь Христову вокруг одной Жертвы Божественной Евхаристии (см.: Исх. 12, 6). Как Израиль собрался вокруг Агнца, так Церковь Христова собирается вокруг Евхаристии, в которой пребывает Сам Христос.

“Вкушение пресных хлебов, - пишет св. Кирилл Александрийский, - указание на то, что соделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою незаквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни”. Поэтому вкушать Святую Евхаристию можно только с чистой совестью и памятуя о крестных страданиях Христа Спасителя.

На Пасху ветхозаветную как прообраз Пасхи новозаветной указывает сама Святая Церковь, читая в Великую Субботу третью паремию из книги Исход (12, 1–11), в которой изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи (пасхального агнца). Читается эта паремия здесь потому, что Пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз Новозаветного Пасхального Агнца - Господа Иисуса Христа.

Из всего вышесказанного следует, что Пасха ветхозаветная явилась прообразом нашего спасения, и как в ней ангел прошел мимо домов, окропленных кровью агнца, так и мы избавляемся от вечной смерти, принимая искупительную Жертву Христа, Его Пречистую Кровь.

В празднике Пасхи ярко отразилось, прообразовалось единство истинной Церкви Христовой, единство “одного тела и одного духа” (см.: Еф. 4, 4). Бог сохраняет только истинную, правоверующую Церковь, которая пребудет “до скончания века” (см.: Мф. 28, 20).

Для православных христиан праздник Воскресения Господнего - главный в году. Он символизирует победу духа над грехом и смертью, любви и добра - над злобой и жестокостью.

Происхождение Пасхи - ветхозаветное. В иудейской традиции песах отмечается закланием ягненка, которого съедали в память о временах исхода из Египта. Возможно, что праздник этот существовал еще в домоисеевские времена, но окончательно свое значение приобрел после того, как евреи были изгнаны фараоном и в спешке покидали свои жилища. Иудеи были спасены, чему способствовали дивные божественные вмешательства, ведь народ мог погибнуть в бесплодной пустыне, преследуемый полчищами врагов, но этого не произошло. Спешность бегства нашла свое отражение и в другом иудейском празднике. Опресноки отмечались на следующий день после песаха. Смысл этого праздника состоял в том, что сыны и дочери израилевы уносили с собой в изгнание еще не вскисшее тесто.

Таким образом, происхождение Пасхи связано с избавлением от мучительной телесной гибели и неволи. Иудеями она традиционно отмечалась в семейном кругу, ночью, во время полнолуния при Астрономическое определение даты Пасхи предписывает отмечать ее на четырнадцатый день месяца нисан, до пленения, называвшегося авивом.

Ритуал песаха в течение столетий видоизменялся и приобретал новые черты. После введения Второзакония он перестал быть семейным и стал отмечаться в храме. Агнца закалывали на алтаре, и кровь его обагряла уже не и пологи шатров, а жертвенник. Главные действующие лица в совершении обряда жертвоприношения - левиты и священники. Пасха была главным праздником, в котором обязаны были принять участие все иудеи. Утверждая божественное происхождение Пасхи, древнееврейские священники укрепляли свое положение в общественной жизни и способствовали становлению государственности Израиля.

Христиане всего мира празднуют Воскресение Господне как день своего духовного спасения. В Иисус, давший миру Новую заповедь, был казнен, а в ночь с субботы на первый день недели воскрес. Жертва, принесенная сыном Божьим, стала искупительной. приобрела новый смысл. Иисус принял участие в иудейском обряде песаха, получившем название Однако вместо традиционного славословия Халлеля Он произносит совсем другие слова. Вместо агнца предлагает вкушать Свою плоть и кровь. Такой была первая евхаристия. С этого времени верующие причащаются, принося бескровную жертву.

Ветхозаветное происхождение Пасхи нашло свое отражение и в символах, сопровождающих церковную службу. Тело Христово символизирует хлеб, а Его кровь - вино. Вместо ожидаемого иудеями Мессии, призванного избавить еврейский народ от страданий, пришел новый Спаситель всего человечества с заповедью «Любите друг друга», а мщению (око за око) Он противопоставил всепрощение.

Святой Серафим Саровский весь год приветствовал встречаемых им людей по-пасхальному: «Христос воскресе, радость моя!» Тем он давал понять, что Воскресение Господне не сиюминутно, оно вечно, и нет ему конца.

Поскольку о Новозаветной Пасхе мы имеем представление, то о Ветхозаветной, как правило, смутное. Итак, обратимся к Библии, история Ветхозаветной Пасхи как прообраз Новозаветной.
Установление Праздника Пасхи (Исх. 12-13).
Прежде чем последняя казнь постигла египтян, Моисей начал подготавливать евреев к исходу из Египта. Народ должен был запастись всем, что могло понадобиться в пустыне.
Живя в Египте четыреста тридцать лет, израильтяне познакомились с различными ремёслами этой цивилизованной страны, так что они в культурном отношении стояли гораздо выше кочевников, и поэтому могли сразу основать благоустроенное государство в Палестине. Но рабская жизнь, естественно, не могла способствовать их хорошему экономическому состоянию. В течение многих лет они были превращены в рабов, не получавших за свой труд никакой платы. Теперь, перед уходом из страны, и народ должен был, в качестве компенсации, выпросить у знакомых египтян всё, что могло оказаться необходимым в пустыне – одежды, украшения, сосуды и тому подобные вещи. Шло время. Наступил весенний месяц Авив (Нисан), заколосились нивы. «И сказал Господь Моисею и Аарону: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет у вас между месяцами года» (Исх. 12. 2). Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатое Нисана Он пройдёт по Египту и поразит всех первенцев египетских, и над всеми их богами произойдёт суд. В эту роковую для египтян ночь Господь выведет потомков Авраама из страны рабства. Своё освобождение от рабства евреи должны были в эту ночь отпраздновать достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, непорочного, т.е. без физических недостатков. Вечером четырнадцатого Нисана каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне. Причём, агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями. Есть мясо они должны с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «…Я в сию самую ночь, - говорит Господь, - пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь а пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши» (Исх. 12, 12-14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжении семи дней (с 14 до 21 Нисана) евреи должны есть только опресноки. В это время ничего квасного они не должны иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха является прообразом Новозаветной Пасхи, а Ветхозаветный агнец – прообразом Новозаветного Агнца – Господа нашего Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является умилостивительной жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. Подобно этому в Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в умилостивительную Жертву Богу Отцу за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией он предлагает всем верным в снедь Своё Тело и Кровь «во оставление грехов и жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ как бы воскрес для новой, свободной жизни, ибо в эту ночь он покинул страну рабства. Подобно этому в День Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только в Боге и с Богом.

По материалам Священная Библейская история Епископ Вениамин (Пушкарёв), 2001г.

Впервые благая весть о спасении прозвучала за несколько тысячелетий до Рождества Христова. В ветхозаветных книгах можно насчитать несколько сотен пророчеств о Мессии и о Его благодатном Царстве. Они рассеяны почти по всем книгам Ветхого Завета – от Пятикнижия пророка Моисея и до позднейших пророков Захарии и Малахии. В преддверии Христова Воскресения вспомним о некоторых из них.


Избранный народ

Одним из самых знаменательных событий в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства при пророке Моисее, за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Господь спас еврейский народ и дал ему на горе Синай Свой Божественный Закон, заключил с ним союз и ввел в обетованную праотцам землю. Все эти великие события еврейский народ вспоминал ежегодно, отмечая праздник Пасхи.

Христос должен был произойти от рода человеческого, и Господь избрал для этого израильский народ. Впервые Он предупредил о приходе Мессии после грехопадения Адама и Евы (см.: Быт. 3) . Позже Господь уточнил, что Мессия произойдет из рода Авраама, Исаака и Иакова (см.: Быт. 12 , 1-3).

Желание Господа также заключалось в том, чтобы израильтяне несли и проповедовали Его учение и волю другим, непосвященным народам. Израильтяне должны были стать народом священников, пророков и миссионеров. Господь уготовил евреям судьбу особого народа, обращающего сердца людей к Единому Богу. К сожалению, израильский народ не смог вполне исполнить свою миссию. Но все же основное предназначение израильтяне выполнили – этот народ дал миру Спасителя.


Прообразы Ветхого Завета

Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его героев и обрядов, писал, что все это служило «тенью» или предызображением новозаветных лиц и событий (см.: Евр. 10, 1). Христос говорил: Как Моисей вознес змию в пустыни, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14), а также: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12 , 40).

Конечно же, главным предметом ветхозаветных прообразов был Господь Иисус Христос, которого ожидали все праведные мужи древнего мира. Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этом отношении наиболее известна 53 глава Книги пророка Исайи, жившего более 700 лет до Рождества Христова. Он описал страдания Христа с такими подробностями, будто стоял у самого подножия Креста. Свое повествование он заканчивает следующими словами: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу (Ис. 53 , 9-12).

Страдания Христа описывают также пророк Захария (см.: Зах. 12, 10) и израильский царь Давид (см.: Пс. 21 , 17). В Книге Премудрости Соломона израильский царь Соломон пророчествует, что Сын Божий воплотится в человека, будет обличать людей в их грехах и будет предан бесчестной смерти (см.: Прем. 2, 12-22).

Прообразом страданий Спасителя был также праведный Иов Многострадальный, книга о котором читается на Страстной седмице. Подобно праведному Иову, из богатого ставшего нищим, Сын Божий сошел с Небес, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, смиренно переносил все человеческие нужды. Праведный Иов во время скорби терпел укоризны и подозрения от своих ближайших друзей, прежде казавшихся ему преданными. Так и Христос во время Своей земной жизни терпел поношения и клевету от Своих соплеменников, был предан Иудой, оставлен всеми на Голгофе, во время Крестных страданий слышал издевательства и насмешки. Но как Иов после страданий вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых и возшел во славе на Свой небесный Престол.

Принесение в жертву Исаака, сына Авраама (см.: Быт. 22) , прообразовало Голгофскую Жертву, а сам Исаак – Единородного Сына Божия, который добровольно отдал Себя для спасения всего человечества. Даже такая деталь – Исаак сам несет дрова для костра жертвоприношения – становится прообразом того, что Христос Сам понесет Свой Крест для Распятия.

В истории патриарха Иосифа также проявляются многие черты служения Спасителя. Как Иосифа за чистоту ненавидели братья, так и Христа презирали фарисеи и книжники за превосходство над ними. Ненависть братьев выливается в желание убить Иосифа, приводит к продаже его купцам. Иосиф был продан за 20 сребреников, Спаситель – за 30. В Египте Иосиф претерпел безвинное оклеветание и тюрьму, после чего был оправдан и вознесен до второго места в государстве.

Через Иосифа Египет был спасен от страшных последствий неурожая. Праведник простил и спас от голода своих братьев, напитав их хлебом. Также и Господь Иисус Христос по Воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии. И даже само имя, которое дается фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах (см.: Быт. 41 , 45) – Спаситель мира, также является прообразовательным.

Ветхозаветная Пасха

Господь Иисус Христос претерпел страдания, умер на Кресте и воскрес из мертвых именно в дни еврейской Пасхи. Это совпадение двух великих событий – образование ветхозаветного Израиля и основание новозаветной Церкви – не может быть случайным.

На Пасху ветхозаветную как прообраз Пасхи новозаветной указывает сама Церковь, читая в Великую Субботу третью паремию из книги Исход (Исх. 12, 1–11), в которой изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи и говорится о заклании пасхального агнца. Читается эта паремия здесь потому, что пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз новозаветного Пасхального Агнца – Господа Иисуса Христа. Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (см.: Исх. 12 ) прообразовало Распятие на Кресте Агнца Божия, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане (см.: 1 Пет. 1, 19).

Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (см.: Исх. 14, 22) явилось прообразом Крещения в воде и избавления от власти дьявола (см.: 1 Кор. 10, 1- 2). Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение завета с Богом (см.: Исх. 19 ) прообразовало Сошествие Святого Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (см.: Деян. 2) .

Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (см.: Исх. 16 , 14) явилось предзнаменованием вкушения Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой на Литургии (см.: Ин. 6) . Сорокалетнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога, символизировало жизненные испытания, которые должен пройти каждый христианин. Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей (см.: Чис. 21 , 9) прообразовало избавление от угрызений духовного змия – дьявола силою Креста (см.: Ин. 3, 14).

Мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом Пасхи новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: Пасха наша, Христос, закланный за нас (1 Кор. 5 , 7).

Еще пророки проповедовали израильскому народу о пришествии и воскресении Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на различные препятствия. Несмотря на свою глубокую древность, ветхозаветные пророчества нисколько не утратили своей актуальности. Верующим они помогают глубже и полнее понять свою веру, а всем остальным показывают, как Бог участвует в жизни людей.

Подготовила Наталия Комиссарова



Похожие статьи