Инь Янь мужское и женское начало. Гармония мужского и женского начала

12.10.2019

А. А. Маслов

Инь и ян: хаос и порядок

Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз.

М.: Алетейа, 2003, с. 29-36.

Концепция инь и ян - двух противоположных и взаимодополняющих начал -пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управлениягосударством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа инь-ян (насамом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлогополукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии, религии Китая.

Инь-ян стали настолько тесно ассоциироваться с «китайской тематикой», что воспринимаются как некие имплицитно присущие ей начала. Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами как внешнего мира, так и мира внутри себя. Однако не стоит это принимать примитивно и упрощенно.
29

Прежде всего, нужно развеять устоявшийся миф о сущности инь и ян: в китайской культуре они никогда не были «закреплены» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях. Это значит, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и т. д., причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами. Тем не менее, такую примитивную трактовку можно встретить и в современной китайской литературе, и на уровне обиходных представлений китайцев. Таким образом, истинная суть инь-ян - столь, казалось бы, многократно изложенная - осталась сокрытой. Нам же представляется, что само понимание «сокровенного» в китайской культуре невозможно без правильного осознания инь-ян,

Принцип инь и ян распространяется далеко за рамки столь упрощенного взгляда, он живет на уровне восприятия духовного мира, взаимоотношений человека и общества, китайца и «варвара»-иностранца. Даже в политике Китай - одна из немногих стран, которая по всем договорам неизменно требует «дуйдэн» - паритета взаимоотношений, мер и шагов.

Концепция инь-ян означала наличие перворазделения вообще, которое знаменует собой собственно порождение всего материального и духовного мира. Несложно понять, что создание культуры для Китая - это, прежде всего, упорядочивание сущностей, прекращение действия хаоса.

Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не существует воистину и до конца, ничто не является истинным по своей природе и изначально. Собственно мотив истинности, которая может быть дана только как постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян.

Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское, а пары мужское-женское, пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления.

Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») - и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой - солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
30

Для магического пространства ни инь, ни ян, равно как удача или несчастье, не бывают абсолютными - это лишь стороны одного явления, и разделение их на «добрую» и «злую» части жизни происходит лишь на обыденном уровне, в сознании непосвященного человека. Даос, например, прекрасно осознает, что «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое - красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро - это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» («Дао дэ цзин», § 2). Мистический закон «парного рождения» (шуан шэн) запускает бесконечное колесо взаимопорождений, которое можно остановить, лишь избежав перворазделения вообще. Мотив бесконечного «кольца», где все части равны друг другу, обыгрывается и в «Дао дэ цзине», где говорится, что «до» и «после» следуют друг за другом, то есть в мистическом мире нет никакого разделения на «начало» и «конец». В сущности, это есть абсолютное воплощение Дао, которое в равной степени «распростерто и влево и вправо» («Дао дэ цзин», § 34).

По отдельности эти качества не существуют, поскольку в этом случае вещь/явление (у) вычленяется из мирового потока и созвучие мира нарушается, ей присваивается некое «имя» (мин), в то время как истинное Дао «безымянно».

Сакральное пространство бытия в Китае находится в абсолютном бинарном равновесии инь-ян, что проявляется даже на уровне обиходных поверий. Например, если в доме кто-то умер, то вскоре в нем случится какое-то счастливое событие, в случае же рождения ребенка счастье и удача могут какое-то время обходить дом стороной. Более того, считается, что удача посетит прежде всего тех, кто помогал обряжать или омывать усопшего или активно готовил похоронную церемонию. Это считается вознаграждением со стороны души умершего (гиэнь) всем тем, кто пришел на похороны.

Формально инь и ян считаются абсолютно равноценными друг другу, и именно так они трактуются на обиходном уровне. А вот реалии китайского оккультизма показывают, что абсолютного равенства между инь и ян не существует.

В мистической закрытой традиции инь считалось более ценным и высоким. Именно оно и было обобщающей метафорой всего потаенного, сокрытого, тайного, что так высоко ценилось в Китае. Именно начало инь, например, «изображалось» на китайских пейзажах за нарисованными горами-водами или орхидеями. Именно инь как главенствующее и всеобъемлющее, но постоянно сокрытое начало стояло за всей мощью имперского декора.

Понять столь большое значение инь несложно - по сути, сам путъ-Дао был не чем иным, как воплощением инь. Дао обладает всеми чертами инь и пи одной чертой ян. Прежде всего, оно «сокрыто», «неясно», «туманно». Оно обладает и чисто женскими функциями - порождает все явления и вещи этого мира. Оно вечно ускользает, его нельзя ни ощутить, ни выразить. Дао во многих древних трактатах оказывается синонимично воде - ее податливости, отсутствию постоянной формы:
31

Самка всегда одолевает самца своим покоем.
Пребывая в покое,
она занимает нижнюю позицию.
(« Дао дэ цзин» , § 62)

Познав мужское, сохраняй и женское,
становясь лощиной Поднебесной.
Будь лощиной Поднебесной, -
тогда постоянная Благодать не покинет тебя
. (« Дао дэ цзин» , § 28)

Традиция сокрытости и неупорядоченности, неоформленности инь присутствует и в концепции благодатной энергии дэ. Именно полнота дэ и отличает истинных мастеров и великих правителей, императоров от других людей. Тем не менее, все несет в себе часть благодати-дэ. Но Благодати не божественной, как манифестации Высшего Бога, но абсолютно самодостаточной и самополной энергии. Она выступает как энергия бесконечно «потаенная» (сюань) и «утонченная» (мяо), из-за чего и не замечается непосвященными. Более того, всякая истинная благодатная энергия - сокрытая, и в другом качестве она даже не может существовать.

Тем не менее, «скрытая благодать» повсюду, как жизненный флюид, омывает и напитывает весь мир. Это же проявляется и в концепции наполненности душами или духами (линь) всего мира. Души умерших, например, несутся в потоках воды и ожидают того момента, когда смогут соединиться с потоками крови живых существ, для того чтобы потом возродиться. Они оживают в неких Желтых водах (хуан шуй) - потоках, образуемых весной растаявшими снегами.

Начало инь здесь поразительным образом выступает и как сокрытое вместилище невидимых и неупорядоченных духов, представляющих мир мертвых, и одновременно как начало, дарующее жизнь и существование вообще, подобно пути-Дао.

Обратим внимание, что вода в китайской традиции, очевидно, ассоциировалась с плодородием (как и у большинства народов), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное - и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка,также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», - говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов,записанные в VI -V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение.
32

Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь какподатливому и дающему рождение. Вообще, как мы уже говорили, в древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего быласимволом живительного семени безотносительно мужского или женского начала - думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.

Вода вообще символизирует некий ритм жизни, в ней живут духи умерших, чтобы переродиться вновь, она наполнена, по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин. Например, древний трактат «Гуань-цзы», приписываемый автору VII в. до н.э. (в реальности текст написан несколько позже), советнику правителя царства Ци, говорит о воде как о детородном начале и символе «истинного» человека: «Человек подобен воде. Лишь когда мужчина и женщина оказываются вместе, его семя-цзин и ее энергия-ци объединяются, возникает проистечение вод, которые дают форму [новому] человеку».

Совсем по-иному обстоит дело в светской традиции, к которой, кстати, могли относиться и многие вещи, внешне похожие на некую «тайность». Здесь начало ян, наоборот, оценивалось выше. Иногда это объясняют патриархальной ориентацией общества, где мужчина, т. е. выразитель начала ян, играл основную роль. Известны даже ритуалы, благодаря которым женщина (т. е. инь) могла перейти на уровень мужчины (т. е. ян) и тем самым улучшить свой статус. В основном такие ритуалы были связаны с различными «превращениями» менструальной крови, которая в этот момент считалась воплощенной энергией инь, В одном из таких ритуалов, в частности, сын символически выпивал менструальную кровь матери и тем самым поднимал ее на статус мужчины. Одновременно он сам усиливал свою энергетику через прием в себя этого «тайного» начала, т. е. инь. Не случайно императоры династий Мин и Цин специально приказывали собирать менструальные выделения молодых девушек - из них делались пилюли долголетия, которые также заметно повышали
мужскую энергию.

Небесные духи и сам высший дух древности шан-ди представлялись как высший момент упорядочивания, абсолютная гармония и порядок. Это - начало ян, и именно они помогают душе после смерти человека сохранить свою
индивидуальность, за счет чего к ней могут в дальнейшем обращаться потомки.
33

Эти черты перешли и на представителя шан-ди на земле - императора, Сына Неба. Этому гармонизирующему и упорядочивающему воздействию противостоит и одновременно его дополняет мир начала инь, представленный духами типа гуй, знаменующими собой хаос, неструктурированную массу и энтропию, вредоносность и разрушение. Более того, сами духи и шан-ди могут представлять собой не некие мистические сущности, а лишь метафору вечного столкновения неструктурированной массы (духи гуй в том числе и в чистилище) с четкой структурой и иерархией, представленной добрыми небесными духами шэнь. Такая странная структура осознания мира как чередования хаоса-порядка даже позволила некоторым исследователям говорить о наличии некой единой метафоры восприятия мира, и с этим трудно не согласиться. Представления о духах, о сложной небесной иерархии в конечном счете являлись не только объектами веры, но метафорой имперско-иерархического единства: хаос и порядок в эзотерическом мире всегда имеют свое точное отражение в мире посюстороннем.

Инь - это очевидный первозданный хаос, это обращение человека к самому истоку (точнее, до-истоку) собственного возникновения. Хаос в даосской мысли, равно как и во всех мистических школах, носит позитивно-креативный характер, поскольку символизирует нерасчлененность и единство мира. Он - знак не столько рождения мира, сколько потенциально заложенной в нем возможности рождения чего угодно без четкого определения его сути. Это возможность всего и потенция ко всему в ее абсолютной аморфности и неопределенности. Его метафорой выступают понятия «изначальный ком», «гулкая пустота пещеры», «беспредельное» (у-и,зи), «прежденебесное» (сянъ тянь). Это та обитель, не имеющая форм и границ, где слиты воедино знание и незнание, рождение и смерть, бытие и небытие.

Вся имперская культура - воплощенное ян - противостоит символике «изначального кома». Она призвана разделять и «раздавать имена», и почти параноидальная тяга китайских древних мудрецов и современных политиков к упорядочиванию и созданию четких ценностных иерархий есть не более чем попытка воплотить принцип превалирования ян над инь. Одновременно это и принцип светской культуры - здесь ян главенствует над инь, в то время как в мистической парадигме инь является единственно возможным исходом противостояния и взаимодополнения инь и ян.

Мистические же культы, воплотившиеся в даосизме и в некоторых народных ритуалах, наоборот отдавали приоритет инь, учитывая, что и само Дао выступает как инь - оно податливо, невидимо, его аллегория - податливая вода, что не имеет формы, лощина, женское лоно. Таким образом, мистические учения отнюдь не ставили знака равенства между инь и ян, но очевидно своими концепциями «сокровенно-потаенного», «изумительно-запрятанного» стремились обратить человека к началу инь. Здесь как раз

культивировался приоритет хаоса как изначального, нерасчлененного состояния над порядком как чем-то застывшим, ригидным, приближающимся к смерти. Приход к предрожденной нерасчленности проявляется, в частности, в мифе о нерожденном младенце. Так, Лао-цзы сравнивает себя с младенцем, «который еще не научился улыбаться», который «не проявляет признаков жизни». Примечательно, что это - один из редчайших пассажей, где Лао-цзы в трактате «Дао дэ цзин» говорит от первого лица, здесь слышна речь посвященного проповедника и наставника.

В конечном счете это «тяготение к инь» породило кажущийся маргинализм даосской и лежащей в его основе мистической культуры. Она всячески избегала проявлений ян, практиковала экстатические культы, элиминирующие порядок и гармонию, проповедуемые имперским официозом. Здесь практиковались многочисленные сексуальные культы, не признаваемые официальными властями. В частности; поклонялись духам-гуй, ассоциировавшимся с инь и вредоносностью вообще, могилам убитых разбойников и падших женщин, исполнялись ритуалы вызывания духов, бесед с ними, путешествия в мир мертвых.

Расхожий тезис о мистическом «переходе инь в ян» (инь ян цзяо) имел в китайском фольклоре вполне реальное, хотя и весьма необычное преломление. Он, прежде всего, затрагивал возможность трансформации самого человека, точнее, самой характерной его черты - смены пола. В китайских магических историях нередко обсуждаются моменты перехода женщины в мужчину и наоборот. Смена пола могла выполняться различными магическими методами, например приемом чудесных пилюль или при помощи даосов или бродячих магов.

Частично это объясняется все тем же исключительным оккультным магизмом, шаманистскими архетипами, жившими в сознании китайцев и проступающими в фольклоре. Перемена облика вообще является распространенной частью оккультных ритуалов, поскольку вступление в запредельный мир характеризуется общей трансформацией внешнего облика адепта, - это подчеркивает принципиальное отличие мира духов от мира людей. И именно это подразумевает в ряде случаев временное перерождение человека в ином образе и облике, в том числе и переход мужчины в женское божество.

Так, одна история из даосского сборника рассказывает о женщине, которая после долгого отсутствия мужчины при помощи магических средств сумела перевоплотиться в мужчину, осеменить себя, а затем уже, вновь в качестве женщины, родить ребенка.
35

Более того, в китайской традиции такие чудесные трансформации имели и дидактический подтекст: здесь даже волшебство использовалось с прагматической целью служения предкам. Девушка долгое время сожалела, что не родилась юношей, ибо лишь юноша может в полной мере совершать все ритуальные обряды по усопшим предкам, и прежде всего по отцу. Мучимая тем, что не способна в полной мере воплотить идеал сыновней почтительности (сяо), однажды ночью во сне она увидела духа, который вскрыл ей живот и что-то вложил в него. Когда она пробудилась ото сна, оказалось, что она превратилась в мужчину. В общем, в подобных историях вполне мог бы черпать свое вдохновение 3. Фрейд, однако вообще мотив перевоплощения, смены пола имеет здесь не только психологический, но и религиозно-шаманистский аспект. Безусловно, китайский фольклор даже новейшего времени обнажает самые глубинные аспекты человеческой психики и демонстрирует то, что в западной традиции, освященной христианскими нормами, тщательно вымарывалось.

Таким образом, композиция инь-ян оказалась универсальной схемой чередования событий, чаще всего воспринимаемой как абсолютный порядок и абсолютный хаос, причем именно хаос и начало инь оказывались атрибутами мистической культуры Китая. Все истинное, связанное с инь, становилось поэтому запрятанным и сокрытым и представлялось в этом мире через символы, числовую и цветовую магию. И, как следствие, пришло осознание существования некоей магической схемы бытия, равной абсолютному небытию, которую и надо вычислить.

Б.Л. Рифтин

Рифтин Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира. Т.1., М., 1991, с. 547.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян) всегда выступали в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов относятся раковины-каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало -ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние неба и земли.

Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях и т.п.

А.И.Пигалев, Д.В.Евдокимцев

Пигалев А.И., Евдокимцев Д.В. Ян и Инь .

История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с. 1347-1348.

ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Ян, а темная - означает Инь; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Ян и Инь, взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Ян и Инь описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга Инь и Ян. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Ян выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; Инь - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Ян- и Инь-"подсистемы". Ян-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается Инь-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Ян-влияния) способны деструктивно влиять на Инь-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Ян и Инь - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория Инь и Ян зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э.

В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ Инь и Ян приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия в "Инь-Ян"-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

Впервые два начала под названием «инь» и «ян» упомянуты в знаменитом древнекитайском трактате «Книга перемен». Инь, согласно этой книге, символизирует темное и мягкое вещество, ян – светлое и твердое. В этом произведении еще не высказана идея об их взаимодействии, она начинает развиваться чуть позже, по мере совершенствования китайской философии. Оба начала приобретают все более выраженные и детальные черты: инь становится символом тьмы, ночи, луны, земли, холода, нечетных чисел, отрицательных явлений, ян – полная противоположность. Философы начинают задумываться о том, как эти концепции влияют друг на друга.

Древние китайские мудрецы пришли к выводу, что полярные силы должны постоянно взаимодействовать друг с другом, чтобы породить изменения в природе, которые дают начало жизни. Инь и ян , они тесно связаны друг с другом и представляют собой единое явление. В результате развития этой идеи появилось новое учение под названием даосизм: две противоположные стороны бытия раскрывают понятие Дао, объясняют изменчивую природу мира и взаимодополнение всех существующих явлений. Не может быть света без тьмы, добра без зла, белого без черного – обе идеи равноправны. Более того, для гармоничного развития они должны уравновешивать друг друга, иначе возможны нарушения. Так, согласно этому учению, дисбаланс инь и ян может быть причиной болезней, развивающихся в организме человека.

Значение инь и ян

Взаимодействие обоих начал хорошо представлено на знаменитом даосском символе – круге, разделенном на две половины, черную и белую, с точками противоположного цвета на каждой из них. Эти точки означают, что каждая сила несет в себе зерно другого начала. Симметрия символизирует стабильность и равновесие двух сил, а – изменчивость, отсутствие статичности, постоянное движение по кругу.

Каждому из понятий соответствует целый набор , противоположных по смыслу. Ян – это мужское начало, оно символизирует активность, жизнь, огненную стихию, сухость и тепло. Ян – это движение наружу, это пространство и расширение. С этим началом связывают красный и белый цвета, ему соответствуют кислый и горький вкусы. Лето – это проявление ян, все животные и злаки – это порождение этой силы.

Инь – женское начало, соответствующее холоду, пассивности, мягкости и тяжести. Инь символизирует сжатие, положение внутри, направленность на свое состояние, а не на окружающую среду. Поэтому в интровертах сильна сторона инь, а в экстравертах – ян. Инь описывается фиолетовым и черным цветами, ему соответствуют сладкий, острый и соленый вкусы, а также все

Все в мире находится в гармонии, равновесии: добро не существует без зла равносильно, как и темные силы без сил небес. Вместе с тем Инь-Янь – это две противоположные энергии, а это означает, что они так же дополняют друг друга. Данные два понятия пришли к нам из древних учений даосской философии и по сегодняшний день являют собой одно из важнейших учений в фэн-шуй.

Что означает знак Инь-Янь?

В значении этого символа не так-то и легко разобраться. Начнем по порядку: итак, Инь символизирует ни что иное, как женское начало в то время как Янь – мужское. Если говорить об Инь-Янь как едином целом, символе единства, то получаем Дао. Последняя, в свою очередь, - это энергия, способствующая любому творческому процессу. Иными словами, Дао согласно древнекитайскому трактату «И-Цзин», – таинственная сила, а в некоторых учениях и мать космоса, которая контролирует абсолютно все на этой планете: как живые процессы, так и неживые. Стоит упомянуть, что символ Инь-Янь был открыт еще в 7 веке до нашей эры, а это означает, что китайские философы были одними из первых, кто стремился познать природу мироздания.

Инь-Янь, мужчина и женщина – что это означает?

Как и во всем живом на земле, в человеке уживаются эти две энергии. Несмотря на половую принадлежность, будь то девушка или парень, в каждом из нас есть мужское (Янь) и женское (Инь) начало. При этом у представительниц прекрасного пола, точнее у большинства из них, преобладает Инь, главные свойства которой – это сохраняющие, пассивные, воспринимающие. Немаловажно отметить, что женщина является олицетворением Инь, потому как ей предначертано судьбой быть хранительницей домашнего очага, человеком, дающим жизнь, воспитывающим детей. Янь – это мужчина, добытчик. Эти две энергии не просто взаимодействуют друг с другом, а им суждено гармонизировать, создавая полноценную, разностороннюю, творческую жизнь.

Ранее было упомянуто, что в каждой личности уживаются две энергии Инь-Янь. К тому же, чтобы всегда быть в тонусе, в гармонии со своим внутренним «Я», человеку необходимо работать над балансом этих двух противоположностей. Так, в женщине не должны преобладать мужские качества (хотя в век феминизма в это сложно поверить) так же, как и в мужчине – женские. Кроме того, чрезмерная пассивность может навредить, как избыток активности.

Не менее важен тот факт, что преобладание мужских и женских начал влияет на самочувствие, состояние органов. Так, любые отрицательные изменения в организме человека носят характер Инь-перемен. Это относится и к тому, если какой-либо орган подавлен, недостаточно функционирует. Янь-энергия отвечает за гиперактивность организма. Древнекитайская медицина считает, что корень острых болезней – воздействие Янь-энергии, а хронических – Инь.

Что означает амулет Инь-Янь?

Инь-Янь в виде тату или символа-оберега на кулоне означает энергетическую подпитку, что защищает человека от всего плохого, злого. Пожалуй, это один из наиболее древних и сильных талисманов. Здесь, правда, есть небольшой нюанс: оберег должен быть будто настроен на того, кто его носит. Иными словами, человеку с тату Инь-Янь важно быть осведомленным в существовании двух противоположных энергий, в их мощном воздействии на жизнь, дальнейшую судьбу личности. Самое интересное, что, чем гармоничнее, чем в большем равновесии находятся Инь-Янь, тем более успешен этот человек. Взаимодействие энергий будет длиться до тех пор, пока они находятся в единстве, являют собой единое цело, взаимопереходящее друг в друга и имеют неразрывную связь.

Знак женщины и мужчины

Еще с древних времен человек различными рисунками пытался передать сущность мужчины и женщины. Изображения выражали как существующие отличия, так и единство. Наиболее известные знаки мужского и женского начала – «Инь» и «Ян», а еще символ Марс и Венера. Каждый из них имеет свою историю возникновения и определенное значение.

Знаки женского и мужского пола

Первые символы Марса и Венеры появились еще во времена греческой и римской мифологии. Известные многим знаки были взяты из астрологии, а столь распространенными они стали благодаря ботанику Карлу Линнею. Он использовал их для того, чтобы различать пол растений. Именно с этого времени эти символы начали называть гендорными, то есть определяющими пол.

Женский знак Венеры изображается как кружочек с крестиком, направленным вниз. Его еще называют «зеркалом Венеры», по предположениям название появилось, благодаря внешнему сходству. Этот знак символизирует женственность, красоту и любовь.

Мужской знак Марса изображается как кружочек со стрелочкой, направленной вверх. Важно, что стрелка, если смотреть по часовому циферблату, смотрит на два часа и означает силу бога войны. Называют этот символ еще «щит и копье Марса», учитывая его внешний вид. Соединение знака мужского и женского начала имеет несколько значений. Объединение Венеры и Марса воплощает в себе гетеросексуальность, то есть любовь между представителями разных полов. Чтобы обозначить бисексуальность, могут применяться разные комбинации, определенного значения нет, и по сей день. Есть свой символ у транссексуалов – знак женского и мужского начала накладываются друг на друга, то есть кольцо имеет и копье, и крест. Соединения отдельно двух мужских и двух женских знаков не имеет четкого определения и может означать как любовь, так и дружбу.

Знаки женщины и мужчины – «Инь-Янь

В философии древнего Китая указывается, что в окружающем мире все время происходит взаимодействие женского и мужского начала. «Инь» является женским символом и в него вложены такие понятия, как покорность и пассивность. Противоположностью является мужской символ «Ян», который олицетворяет позитив и развитие. В китайской философии указано, что любой предмет, расположенный во Вселенной можно описать, используя энергию женского и мужского начала. Законам «Инь-Ян» подчинены все живые существа на земле, а еще планеты, звезды и знаки зодиака. Каждый из существующих зодиаков имеет свою полярность. Начинается Зодиак с мужского знака, а дальше происходит чередование.

Большинство мужчин и женщин всецело оправдывают теорию «Инь-Ян». К примеру, представители сильного пола любят демонстрировать свое превосходство, зато прекрасный пол наделен отменной интуицией и мягкостью. Как и в каждой теории здесь есть свои исключения. В современном мире достаточно часто можно встретить женщин, которые имеют мужской характер, все это связано с индивидуальными характеристиками психики человека. Изменить это, как бы многим не хотелось, невозможно, поскольку эти черты являются врожденными. Идеальной парой считается союз, в котором соединен мужчина с ярко выраженным «Ян» и женщина с «Инь». В такой паре мужчина будет вожаком и добытчиком, а его спутница хранительницей очага. Что интересно, есть союзы, в которых все происходит, наоборот, и такие пары также крепкие, и встречаются достаточно часто. Если же в отношениях находятся люди, у которых преобладает одно и то же начало, то союз будет достаточно тяжелым и, скорее всего, недолговечным. Выход в такой ситуации только один – распределение ролей, где каждый из партнеров должен отвечать за определенную сферу влияния.

Инь-янь тату: значение и места нанесения

Сегодня татуировки обрели особую популярность. Тату - это художественный рисунок, который наносится на кожу человека. Такие рисунки могут находиться на любой части тела. Существуют целые каталоги, по которым заказчик выбирает будущую картинку. К выбору стоит подходить очень ответственно, все-таки делается татуировка на всю жизнь. Даже бытует мнение, что выбранный рисунок может изменить кардинально судьбу. Особой популярностью пользуются иероглифы китайские, мифические существа и инь-янь тату.

История символа инь-янь

Это очень старый символ, пришедший к нам из древнего Китая. Этот знак четко разделял мир на светлую и темную стороны. С точки зрения китайской философии, инь-янь тату показывает взаимодействие разнообразных противоположностей. В странах Востока верят, что этот знак гармонично указывает на вечную борьбу добрых сил со злыми.

Есть и такая трактовка. Считается, что Инь – это символ женского начала. Он символизирует плодородие всей земли и характеризует только четные цифры. Янь – это мужская сила, характеризующая дающих жизнь и нечетные числа. Жители Китая особенно трепетно относятся к этим символам и знакам. Практически в каждом доме можно увидеть такой рисунок на видном месте. Сегодня картинка с двумя противоположностями красуется на самых разных частях тела в виде тату.

Значение инь-янь тату

Эта татуировка не делится на мужскую и женскую. Каждый представитель человечества может набить на свое тело эту восточную символику. Очень часто можно видеть тату-эскизы "инь-янь", на которых изображены дракон и тигр. Выбирая определенное животное, мы теоретически становимся на сторону зла либо добра.

Всегда стильно смотрится инь-янь тату, значение ее на самом деле очень простое. Человек, выбравший такой нательный рисунок, стремится обрести гармонию не только с окружающим миром, но и с самим собой. Многие люди регулярно терзаются сомнениями в правильности своих действий. Считается, что такая картинка может кардинально изменить ситуацию.

Девушки вкладывают в инь-янь тату немного иной смысл. Они считают, что после нанесения картинки они обретут женское счастье. А, как известно, оно достигается за счет гармоничного общения с мужским полом. В любом случае каждый решает самостоятельно, какой смысл вложить в свой нательный рисунок.

Места для нанесения татуировки

Такую татуировку может набить любой. Но где будет лучше смотреться инь-янь тату, решать непосредственно только самому человеку.

Также инь-янь татуировку можно набивать в области скопления вен. Именно в этих местах происходит циркуляция крови и скрытой энергетической силы. К таким местам относятся шея и запястья рук.

Эскизы и интересные татуировки

Тату-эскизы "инь-янь" создаются многими художниками. Невозможно обойти стороной этот древний символ. Они вырисовывают разнообразных животных и целые сюжетные картины.

На самом деле не существует никаких границ, можно выразить свое творческое начало и создать свое понимание и видение этого знака.

Помимо рисунка не забудьте ответственно подойти к выбору тату-салона. Неграмотные подпольные мастера могут не только набить некачественное изображение, но и нанести непоправимый вред вашему организму. Делать татуировку нужно только на трезвую голову, не поддаваясь эмоциональным порывам. Конечно, избавиться от нательной "живописи" можно, но это достаточно трудная и дорогостоящая процедура. Поэтому находитесь в гармонии с собой и принимайте правильные решения.

ИНЬ И ЯН - ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ



Для начала, давайте попробуем понять и увидеть, что же это такое - МУЖСКОЕ и ЖЕНСКОЕ. На Востоке для этого используют понятия Инь и Ян. Инь - это женское начало, а Ян - это мужское начало.
Ян (мужчин) всегда влечёт к Инь. Поэтому Инь - женская энергия в нас - всегда привлекает к нам мужчин. Но если в нас больше мужской энергии, то мужчина не видит в нас женщину, как бы мы ни были прекрасны внешне. А самая простая и даже некрасивая женщина, наполненная женской энергией, всегда будет манящим фонариком для мужчин, привлекая их своим женским светом, своей наполненностью женской энергией.
Как же нам понять, сколько в нас женского, а сколько мужского? Как определить, в чём причина наших неудач в привлечении мужчин? Давайте посмотрим на рисунок и попробуем посмотреть на свою жизнь, исходя из соотношения в ней женской (Инь) и мужской (Ян) энергии в действии. Какой образ жизни мы ведём, и какую энергию мы взращиваем и накапливаем в себе каждый день. Ту энергию, которая потом привлекает к нам мужчин или отталкивает.
Инь–Ян
Вода–Огонь
Покой–Движение
Темнота–Свет
Сжатие–Расширение
Холод–Тепло
Тишина–Звук
Энергия–Форма
Горизонтальное–Вертикальное
Интуиция–Логика
Пассивность–Активность
Стремление к однообразию–Стремление к разнообразию
Сохранение–Распространение
Хаос–Порядок
Давайте подробно рассмотрим нашу жизнь. Как мы с вами живём? Какие энергии присутствуют в основном в нашей жизни?
ПОКОЙ - ДВИЖЕНИЕ
Посмотрите, какой образ жизни ведёт современная женщина? На работе она бегает с документами, затем, поход по магазинам, и даже придя домой, она носится по кухне и квартире, чтобы всё успеть. Если она весь день проводит в движении, то какую энергию она в себе взращивает? Правильно - Янскую, Мужскую. А потом мы жалуемся, что стали похожи на мужчин - однако мы сами своим образом жизни, сначала энергетически, делаем себя мужчиной, а затем за нашим образом жизни подтягивается гормональная система и всё тело. И постепенно, мы становимся, зачастую даже внешне, похожими на мужчин. Начинаем носить брюки, туфли на плоской подошве… В результате мужчины перестают на нас обращать внимание как на женщин.
А если мы находимся в покое, например, лежим на диване? То какую энергию мы взращиваем? Правильно - Женскую, Иньскую. Но только если мы правильно лежим на диване, как кошечка. И только тогда, когда мы знаем, когда надо лежать, и как и когда надо встать, чтобы начать двигаться грациозно и легко, поражая всех пластикой и гибкостью.
А что будет происходить с мужчиной, который весь день сидит за рабочим столом, домой добирается сидя в машине и, придя с работы, дома ложится на диван? Какую энергию он взращивает в себе? На кого он может стать со временем похож? Ответ, я думаю, вы найдёте и увидите сами!
ТЕМНОТА - СВЕТ (День–Ночь)
Женщина может восстанавливать свою иньскую энергию только ночью, в темноте. Таким образом, ложась заполночь, мы не успеваем восстановить именно женскую энергию и сбалансировать её с мужской. Результатом такой несбалансированности Инь и Ян для женщины может стать глубокая депрессия.
Если вы хотите начать омолаживаться и восстанавливать свою женственность, постарайтесь ложиться в 22:00. Потому что именно с 22:00 до 1:00 - это то время, когда идёт восстановление женской гормональной системы. Если вы регулярно ложитесь далеко заполночь, то вряд ли вам удастся долго оставаться энергичной и выглядеть молодо. И вы либо станете янской, подобной мужчине, либо просто начнёте быстро уставать и болеть.
СЖАТИЕ И РАСШИРЕНИЕ
Зачастую женщины, занимающиеся бизнесом, жалуются, что они становятся как мужчины в образе мышления, а затем и во внешнем виде, и в поведении. Они перестают привлекать мужчин, как женщины, и на работе их воспринимают только как партнёров и сотрудников.
А ведь что такое бизнес - это энергия агрессии, расширения сферы влияния, и, соответственно, янское качество. Именно поэтому, на Востоке женщина занималась домом, а не захватом рынка, что позволяло ей вместо того, чтобы расширять сферу деятельности, наоборот, сужать её до центра дома, домашнего очага. И если мужчина нёс себя вовне, за пределы дома, то женщина, наоборот, стремилась в самый его центр, к домашнему очагу, где собиралась вся семья.
Обратите ваше внимание на то, чем вы занимаетесь на вашей работе. Расширяете своё влияние и воздействие или наоборот?Позволяете ли вы себе быть женщиной на работе? Что вы одеваете на работу - брючный костюм унисекс или элегантное платье?
Обратите внимание на то, чем вы занимаетесь на работе. Любые виды деятельности направленные на сжатие, собирание будут способствовать накоплению женской - иньской - энергии. Виды деятельности, направленные на агрессивный захват территории, будут развивать мужское начало.
МОЛЧАНИЕ - ЗВУК
Молчание несёт иньскую энергию, и наверное поэтому древние поэты всегда славили женское умение молчать. Умение многое сказать мужчине этим удивительным, наполненным очарованием молчанием.
Тихо журчащая женская речь мужскому слуху намного приятнее женского громкого визга. Тихий шёпот возбуждает, создаёт чарующую атмосферу таинственности. А громкий крик отталкивает и вызывает у мужчины желание уйти, чтобы не слышать его.
И это, прежде всего, связано с энергией голоса. Тихий голос несёт женскую, иньскую, энергию, а громкий - мужскую, янскую.
Учёные уже давно знают, что мужчины просто не слышат высокий тон голоса. А женский высокий визг просто отключает их восприятие партнёрши. Так что если Вы хотите чтобы мужчины вас слышали вам просто необходимо научиться управлять своим голосом.
В древности для женщин императорского дворца существовали специальные практики работы с голосом. Женщины собирались в беседках и играли в специальные игры развивающие тембр голоса, который бы возбуждал мужчину и проникал в каждую клеточку его тела. Женщины учились говорить из матки и сердца. И те, кто с успехом осваивал эту науку, могли управлять мужчиной, нашёптывая ему ласковые и нужные слова. Вспомните Шехерезаду. Она очаровала своего султана, прежде всего, голосом, который лился как весенний ручей, приковывая его внимание только к ней. И через несколько дней он уже не мог жить без магического тембра её голоса, идущего из сердца и цветка женской сущности. Голос - вот та удивительная ниточка, которая может привлечь и удержать мужчину.
ЭНЕРГИЯ - ФОРМА
В древних текстах всегда акцентируется внимание, что женщина это энергия. Мужчина же является той формой, которую энергия может заполнить. Ведь энергия - как вода, если ей не придать форму, то она просто растечётся лужей. Вот почему союз мужчины и женщины так важен. Только при таком союзе появляется сосуд, у которого есть форма и наполнение. И именно поэтому этот союз так важен для обоих. Ведь без мужчины женщина становится бесформенной и теряет себя. А мужчина без женщины остаётся всего лишь пустой формой.
Мы - как топливо для машины. Без бензина она вряд ли поедет и будет, всего лишь, грудой метала. А топливо без машины - это, всего лишь, жидкость. Но если они вместе, то это уже удивительный союз, который может двигаться вперёд.
Но даже топливо имеет срок годности. Любую энергию, данную нам от рождения, надо восстанавливать и наполняться свежей. Да и качество энергии тоже имеет значение. И если мы хотим привлечь в свою жизнь мужчину высокого социального и материального уровня, то надо и обладать соответствующей энергией.
Поэтому женщины императорского гарема в древности тщательно отбирались и обязательно занимались энергетическими практиками, чтобы обеспечить императору здоровье и силы, наполняя его энергией жизни.
Чтобы наполнить мужчину правильной энергией, женщины занимались в древности именно женскими практиками. Практиками, наполнявшими нас прекрасным осознаванием своей женской сущности, которой можно напитать мужчину и показать ему мир с другой стороны, с той стороны, которую воспринимает женщина.
А если женщина наполнена активной янской энергией, то что она может дать мужчине? Сможет ли она позволить ему переключиться от вечного движения, чтобы дать возможность передохнуть и набраться новых сил
ХОЛОД - ЖАРА
Как часто мы с вами в современном мире находимся в холоде? Ведь ни для кого не секрет, что большую часть времени современная женщина проводит в жарком помещении. Даже зимой мы, практически, не бываем на улице. А ведь давно известен тот факт, что в холодном климате женщины и стареют медленнее и дольше сохраняют свою красоту.
Как бы это ни удивительно звучало, но прогулки в прохладную погоду, особенно в дождливую (вода тоже несёт женскую энергию), полезны для взращивания женской структуры. Очень хорошо умываться куском льда из травяных настоев.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ - ВЕРТИКАЛЬНОЕ
Женщине лучше выполнять большую часть практик лёжа или, хотя бы, сидя, потому что именно так лучше всего работать с женской энергией.
Оказывается, при выполнении практик в вертикальной позиции взращиваются в основном янские мужские энергии. А в древности для женщины, идущей по иньскому пути, выполнение практик стоя было запрещено до 28 лет. И только после 28 лет разрешалось выполнять практики сидя.
Женщине очень важно сбалансировать вертикальные и горизонтальные практики. Желательно отдавать предпочтение горизонтальному положению тела. В том числе и в обычной жизни. Обратите внимание, сколько часов в день вы проводите в вертикальном положении и сколько в горизонтальном. В каком положении ваше тело находится больше?
ИНТУИЦИЯ - ОСОЗНАННОСТЬ
Как часто мы, женщины, делаем что-либо, опираясь на интуицию, и оказываемся правыми. А мужчины считают это совершенно необъяснимым фактом. Однако обратите внимание, что противоположной парой, мужской составляющей интуитивного восприятия мира, является осознанность. Так что если вы полностью станете Иньской то вы можете потерять главное янское качество - осознанность. Не нужно уходить полностью в иньское состояние, чтобы быть ещё и осознанной в своих действиях, в своей жизни.
Если вы занимаетесь женскими практиками и при этом не меняете свой образ жизни, оставляя его янским, то, скорее всего, вы просто впустую тратите своё драгоценное время. Взращивать женскую - иньскую - энергию можно в первую очередь образом жизни, даже всего лишь зная, что такое иньское и янское, мужское и женское.
Эжени МакКвин
"ДАО ЖЕНСКОЙ МУДРОСТИ. Путь Женщины и женские практики"

Какая половинка инь ян мужская а какая женская? заранее спасибо

*Кисуня*

Основой древней мудрости Китая и Японии была концепция, согласно которой каждая вещь, ситуация, чувство и т. д. двузначны, обладают двумя полюсами и имеют свою противоположность: день – ночь, война – мир, мужчина – женщина…

ИНЬ – это Женское начало (черным квадратом (земля) . Расширение, внешнее, восходящее, пространство, сладкое, фиолетовый, легкий, электрон, вода, кислород, растения (особенно салаты) , симпатическая нервная система. Слишком много инь ведет к зябкости и страхам, особенно быть на людях, к мазохизму.

Инь символизирует все, что темное и земное:
женственность,
север,
холод,
тень,
земля,
пассивность,
влажность
черный цвет,
долина,
деревья,
ночные, водные и болотные животные,
большинство цветов.
чётные числа;

ЯН – это Мужское начало (в виде белого круга (обозначающего также небо). Сжатие, внутреннее, нисходящее, время, соленое, красный, тяжелый, огонь, протон, водород, углерод, животные (особенно хищные) , парасимпатическая нервная система. Слишком много ян ведет к агрессивности, вплоть до жестокости, садизма.

Ян символизирует все светлое, сухое и высокое:
мужественность,
юг,
свет,
активность,
сухость,
император;
активное начало,
дух,
рациональность,
высота,
расширение,
положительное,
твердое и неподатливое.
гора,
небо, небеса,
солнечные животные и птицы;
нечетные числа;

Основой древней мудрости Китая и Японии была концепция, согласно которой каждая вещь, ситуация, чувство и т. д. двузначны, обладают двумя полюсами и имеют свою противоположность: день — ночь, война — мир, мужчина — женщина…

ИНЬ — это Женское начало. Расширение, внешнее, восходящее, пространство, сладкое, фиолетовый, легкий, электрон, вода, кислород, растения (особенно салаты), симпатическая нервная система. Слишком много инь ведет к зябкости и страхам, особенно быть на людях, к мазохизму.

ЯН — это Мужское начало. Сжатие, внутреннее, нисходящее, время, соленое, красный, тяжелый, огонь, протон, водород, углерод, животные (особенно хищные), парасимпатическая нервная система. Слишком много ян ведет к агрессивности, вплоть до жестокости, садизма.

Эти понятия являются основой философии фэн-шуй. В китайской философии инь и ян — это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. Фэн-шуй активно пользуется этими понятиями, стремится поддержать баланс инь и ян в каждом доме, в каждой местности.

Инь — это темнота, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость и холод, неизменный порядок. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь, например, мягкая мебель, подушки, встроенные шкафы, ковры, а также затхлый воздух и неприятный запах. Ян — это свет, громкий звук, движение, прямые линии, тепло и сухость, приятный аромат. К ян относится высокая, легко передвигающаяся мебель, вертикальный рисунок обоев или гардин, яркое освещение.

Чтобы чувствовать себя спокойно, комфортно, безопасно в том или ином помещении, например, в собственной квартире, необходимо поддерживать в ней баланс инь и ян. Небольшое смещение в одну из сторон допускается, однако присутствие другой должно быть ощутимым, достаточным.

Все вы наверняка не раз видели символ «инь-ян», символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображают в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы.

Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян» (Лао-цзы).

В старинных китайских книгах нередко встречается это символическое изображение, но не в форме черно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде сплетающихся белого тигра и зеленого дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон — ян, Восток, мужское начало. Самих животных человек не видит, но ему доступно увидеть их материальное воплощение в очертаниях, форме гор и иных возвышенностей. Древние считали, что строить дом нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.

Символ инь-янь необычайно популярен. Многие считают, что он означает мужское и женское начала, но на самом деле это понятие гораздо шире. Инь и янь – одна из важнейших концепций восточной философии, которая нашла свое отражение в важнейших отраслях жизнедеятельности человека – медицине, религии, музыке, фен-шуй и других. Что такое инь и янь, и какое значение этот древний получил в наши дни?

Ученые считают, что понятие инь и янь берет свое начало в древнекитайской философской книге «И цзин» («Канон перемен» или «Книга перемен»). Изначально «янь» означало «южный, освещенный склон горы», а «инь» - «северный или теневой склон». Таким образом, «янь» служило для обозначения Солнца, света, позитива, активности, твердого, мужского начала, а «инь» - Луны, темноты, негатива, покоя, мягкого, женского начала.

Со временем эта концепция приобретала все более метафизический смысл и стала означать борьбу и единство полярностей – дня и ночи, света и тени, разрушения и созидания, положительного и отрицательного. Эта теория лежит с основе даосизма – традиционного китайского учения, которое сочетает в себе элементы философии и религии.

Теория инь-янь заключается в том, что все во Вселенной находится в движении, изменяется и имеет свою противоположность, и противоположные части, несмотря на антагонизм, являются неделимыми частями единого целого. Противоположности, несмотря ни на что, не могут существовать друг без друга. Таким образом устанавливаются баланс и гармония во Вселенной.

Взаимодействие инь и янь порождает пять стихий, которые как порождают, так и уничтожают друг друга:

  • вода;
  • огонь;
  • металл;
  • дерево;
  • земля.

Они, в свою очередь, дают начало всему материальному миру.

Высшая задача человека, согласно даосскому течению Чжэнь Дао, - обретение Единства, к которому можно прийти, слив воедино эти две противоборствующие энергии. Достигнув слияния, человек получает другой уровень восприятия реальности и почти безграничные возможности.

Знак инь-янь

Графическое изображение символа инь-янь представляет собой идеально ровный замкнутый круг, который делится на две равные половины в виде капель или рыбок, белого или черного цвета, каждая из которых содержит контрастную точку.

Круг в этом знаке символизирует бесконечность Вселенной. Черная и белая половинки означают энергии инь и янь, причем, контрастность цветов отражает их противоположность, а одинаковые размеры – равнозначность. Точки внутри половинок подчеркивают взаимопроникновение одного начала в другое. Половинки внутри круга разделены волнистой линией и как бы переходят одна в другую, показывая, что не существует четкой границы между этими силами и насколько тесно они связаны друг с другом.

Изображение динамично и оставляет впечатление движения по кругу. Когда энергия достигает своего максимума, ее сменяет другая, и этой смене нет конца, так как ни одна из них не может взять верх над другой. Через такие бесконечные трансформации, череду созиданий и разрушений создается жизнь во Вселенной.

Обереги и татуировки с изображением символа инь-янь заключают в себе мощную энергетику. Они помогают своему владельцу уравновесить влияние двух начал, обрести баланс, не позволяя доминирующей энергии подавлять более слабую.

Инь и янь можно соотнести буквально со всем, что нас окружает. День сменяется ночью, вслед за Солнцем на небосводе появляется Луна, работа сменяется отдыхом, а после холодной зимы всегда настает жаркое лето. Понятиями инь и янь можно описать множество как физических, так и нематериальных вещей и явлений.

Янь – легкое, энергичное, светлое, горячее; это огонь, движение, небо, дух, высота, направление от центра к периферии.

Инь – темное, пассивное, холодное; это вода, тело, смерть, земля, спокойствие, молчание, направление от периферии в центр.

Однако на свете нет ничего, что было бы только инь или только янь. Одна энергия может преобладать, но всегда будут присутствовать обе. В том и суть – нужно стремиться уравновесить инь и янь во всех проявлениях: в жилище, характере, даже в питании.

Так, люди, в которых больше энергии янь, энергичны, внимательны, умеют концентрироваться, целеустремленны, но зачастую им присущи вспыльчивость и агрессия. Те, в которых доминирует инь, спокойны, расслаблены, чувствительны, обладают творческими способностями и богатым воображением, но могут быть ленивыми, пассивными и подверженными депрессиям. Определив свои сильные и слабые стороны, работая над собой, можно достигнуть равновесия и гармонии в душе и достичь совершенно иного качества жизни.

Инь и янь – это один из способов восприятия действительности, который позволяет смотреть на мир под определённым углом и видеть, как все происходящее влияет на человека. Те, кто понимает, что такое инь и янь, и использует эти знания, способны добиться большего успеха в жизни и своем духовном развитии.



Похожие статьи