Референдум: понятие, виды, значение, формы. Референдумы в истории россии

25.09.2019

В мировой истории было множество примеров того, как граждане страны сами решали свою судьбу посредством референдумов. Независимость государства, изменение государственного строя, изменение полномочий какого-то конкретного политического деятеля — подобные вопросы не могли оставить равнодушными население разных стран, обеспечивая высокую явку. О важности выборов сегодня — на gudkov.ru .

В самом начале XIX века во Франции состоялось несколько референдумов. Например, 10 мая 1802 года перед французами был поставлен вопрос: «Будет ли Наполеон Бонапарт пожизненным консулом?». В голосовании участвовало около половины избирателей (49,45%). 99,76% из них ответили на этот вопрос утвердительно.

Но более важный референдум, определивший судьбу на ближайшее десятилетие не только самой Франции, но и многих других европейских стран, состоялся в ноябре 1804 года. Тогда жители Франции проголосовали за то, чтобы сделать Наполеона, который был до этого пожизненным консулом, императором Франции. Первая Французская республика превратилась в Первую Французскую империю. Из около 7 миллионов избирателей в голосовании не участвовало 52,8%. Официально было объявлено, что 99,93% голосов (3 521 675 чел.) было подано за создание Империи.

2 Референдум, сделавший Гитлера единоличным правителем Германии (1934 год)

19 августа 1934 года в Германии состоялся референдум по вопросу об объединении государственных постов президента (главы государства) и канцлера (главы правительства). Голосование проводилось в связи со смертью действующего президента Германии Пауля фон Гинденбурга (2 августа 1934 г.) вместо внеочередных президентских выборов.

За объединение высших государственных должностей проголосовали 38 394 848 человек (89,93%). Против — 4 300 370 (10,07%). 873 668 бюллетеней были признаны недействительными.


Агитационная растяжка «Да — вождю» (г. Фюрт, Бавария)

К моменту проведения референдума в Германии активно происходил процесс установления диктатуры Национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером. В результате, после проведения референдума, Гитлер объединил в своем лице высшие государственные должности, принял титул «Фюрер и Рейхсканцлер».

3 Референдум о создании Исламской Республики в Иране (1979 год)

Референдум о создании Исламской Республики состоялся в Иране 30 и 31 марта 1979 года. Референдум проходил сразу после победы Исламской революции 1979 года и преследовал цель утверждения новой формы государственного устройства.

В 1963 году в Иране была проведена серия радикальных реформ — «Белая революция». Из страны был выслан аятолла Хомейни. Преобразования и деисламизация привели к активной антиправительственной пропаганде. Началом революции принято считать массовые антишахские протесты в январе 1978 года, подавленные правительственными войсками. В январе 1979 года, после того как страну парализовали постоянные забастовки и митинги, Пехлеви с семьей покинул Иран. 1 февраля в Тегеран вернулся из изгнания Хомейни, после чего началась подготовка к проведению всенародного референдума.

Бюллетень для голосования содержал один вопрос — «Согласны ли Вы с установлением в Иране Исламской Республики?» на который надо было дать ответ «да» или «нет». Несмотря на то, что в обществе были противники такой формулировки, которые бойкотировали референдум, 99,3% (20 147 855 человек) принявших участие в референдуме проголосовали «за».

4 Референдум о независимости Эстонии от СССР (1991 год)

Референдум о независимости Эстонии от СССР был проведен в Эстонии 3 марта 1991 года. На вопрос «Вы за восстановление независимости и национального суверенитета Эстонской Республики?» 78,4% опрошенных (737 964 человек) ответило утвердительно. 21,6% (203 199 чел) ответили отрицательно. Явка составила 82,9%.

В соседних республиках — Латвии и Литве — вместо референдумов были проведены опросы населения, которые также продемонстрировали желание обрести независимость. Реальная независимость этих трех стран была восстановлена после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве в августе 1991 года.

5 Референдум о восстановлении независимости Грузии (1991 год)

28 февраля 1991 года Верховный Совет Грузинской ССР запретил проведение референдума о сохранении СССР на территории Грузии и принял решение провести референдум по вопросу восстановления государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 года, что фактически являлось решением о выходе из СССР. Грузия стала четвертой союзной республикой после стран Балтии, решившей обрести независимость.

Референдум о восстановлении независимости Грузии состоялся 31 марта 1991 года. Население Грузии на 1 января 1991 составляло 5 млн. 464 тыс. человек, в референдуме приняли участие 3 млн. 326 тыс., из которых за государственную независимость проголосовало 98,93 процента. Два региона республики — Абхазская АССР и Юго-Осетинская автономная область — заявили о своей особой позиции, они хотели выйти из состава Грузии.

9 апреля 1991 года на чрезвычайном заседании Верховного Совета Грузии председатель ВС Звиад Гамсахурдия объявил о восстановлении государственной независимости Грузии.

В том же 1991 году референдумы о независимости прошли и в других советских республиках — Армении, Азербайджане, Украине, Туркмении, Узбекистане. В всех этих республиках население высказалось за обретение независимости.

6 Референдум о статусе Крыма (2014 год)

Референдум о статусе Крыма был проведен 16 марта 2014 года на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. Населению предлагалось выбрать один вариант из двух предложенных: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? / Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

Согласно официальным результатам, в Автономной Республике Крым 96,77% (1 233 002 чел.) проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1%, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6% (262 041 чел.) избирателей при явке 89,5%.

Референдум проводился вопреки украинскому законодательству, не предусматривающему понятия региональный референдум и предписывающему решать территориальные вопросы только на всеукраинском референдуме, и при поддержке российских войск.

Большинство стран-членов ООН не признало крымский референдум. При рассмотрении вопроса о ситуации в Крыму в Совете Безопасности ООН тринадцать его членов поддержали проект резолюции, объявляющей референдум не имеющим законной силы, однако Россия наложила на неё вето, а Китай в ходе голосования воздержался.

7 Референдум о независимости Шотландии (2014 год)

Референдум по вопросу о независимости Шотландии прошел 18 сентября 2014 года. Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?». В референдуме имели право принять участие 4,13 млн граждан страны старше 16 лет. В случае положительного ответа большей части избирателей Шотландия могла быть объявлена независимой страной 24 марта 2016 года.

К утру 19 сентября все голоса были посчитаны. За независимость Шотландии высказались 44,7% избирателей (1 617 989 чел.), против — 55,3% (2 001 926). Явка составила 84,5%. Таким образом, Шотландия осталась в составе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Страницы в журнале: 53-57

С.Ю. ДАНИЛОВ,

доктор исторических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Dardanelles @yandex .ru

В отечественной литературе при повышенном внимании к такой проблематике, как конституционная теория, защита прав и свобод личности, формы государства, статус главы государства, регулирование межнациональных отношений, не находят надлежащего освещения многие вопросы, связанные с проведением референдума и его последствиями. Между тем референдум (народное волеизъявление) - центральный институт непосредственной демократии - находится на стыке права и политики, что делает целесообразным его исследование на базе системно-комплексного метода, находящего все более широкое распространение в юриспруденции и политологии.

Ключевые слова: институт, волеизъявление, избирательный корпус, тенденции, дифференциация, легитимация, проект, конституция, демократия.

Referendums in the modern world: comparative analysis of objects and effects

Danilov S.

In the domestic literature with increased attention to such issues as constitutional theory, the protection of individual rights and freedoms, form of the state, the status of head of state regulation of international relations can not find the proper coverage, many issues related to the referendum and its consequences. Meanwhile, a referendum (people’s will) - the central institution of direct democracy, it is located at the intersection of law and policy, which makes it advisable to study based on a system-integrated method, which finds more and more widely used in law and political science.

Keywords: institutions, will, electoral body, trends, differentiated, legitimization, draft, constitution, democracy.

Путь к современному референдуму. До первой четверти ХХ века референдумы практиковала узкая группа государств, в которой выделялись Швейцария, являющаяся родиной современного института референдума, и Франция (со времен Великой революции). На общегосударственные референдумы выносились немногие вопросы. Например, во Франции таковыми до 1960-х годов являлись конституционные проекты и проблемы определения границ территориальных единиц (департаментов) и установления их наименований.

Тенденция к расширению перечня предметов референдума ранее всего проявилась в странах «общего права», причем происходило это в порядке общественных инициатив на низшем уровне публичной власти. Пионерами в данном отношении стали субъекты федеративных государств - Австралии, Канады и США, усвоившие опыт Швейцарии. Превращение референдума в правило функционирования конституционного демократического государства совпадает с переходом к всеобщему избирательному праву. Рубежными стали события, связанные с Первой мировой войной. После ее завершения в международном и конституционном праве образовался целый ряд прецедентов народного волеизъявления. Референдумы на международно-правовые темы явились закономерным последствием невиданного по масштабам и итогам межгосударственного конфликта 1914-1918 гг.

Сложилась необходимость территориального размежевания ряда государств. Избирателям спорных территорий Лига Наций дала право решить, в составе какого государства они предпочитают находиться. Электорат Восточной Пруссии абсолютным большинством голосов (98%) высказался за дальнейшее пребывание в составе Германии, а избиратели Каринтии - в составе Австрии (87%). В Силезии 59% голосов было в пользу Германии, 41% - Польши. Верхняя Силезия осталась в составе Германии, Нижнюю Силезию Лига Наций передала Польше. Внедрение института референдума в область международного публичного права серьезно повлияло на национальное конституционное право.

Проведение общегосударственных референдумов по широкому кругу вопросов нашло применение в Веймарской Германии. Германские референдумы происходили в среднем 1 раз в 1-2 года. Предметом референдума 1926 года стала конфискация помещичьих земель. Предложение было отклонено (58% проголосовали против). Итогом стало сохранение страной высокопроизводительного агропромышленного комплекса. Предметом референдума 1928 года был вопрос о постройке нового крейсера взамен проданного на слом. Связанное с этим незначительное увеличение военного бюджета было поддержано 73% голосов. Исход референдума подтвердил, что, пока государство остается конституционным, его военный бюджет находится под общественным контролем.

Германский референдум 1930 года носил международно-правовой характер. Избирательный корпус получил право одобрить или отклонить изменения в пользу Германии условий репараций. Смягченные условия были поддержаны подавляющим большинством пришедших к урнам избирателей (89%). Исход референдума способствовал уменьшению нагрузки на налогоплательщиков и на публичные финансы Германии, что имело положительное значение в связи с наступлением всемирного экономического кризиса.

По-своему примечательны (в плане тематики) референдумы, проведенные в 1930-40-х годах в государствах с диктаторскими режимами. Избирательный корпус отвечал на вопросы о выходе из Лиги Наций (Германия, 1933 г.); о восстановлении военного суверенитета страны (Германия, 1935 г.); о расширении государственной территории (Германия, 1938-1939 гг.); об органическом законе, регулирующем права граждан (Испания, 1945 г.); о монархической форме правления (Испания, 1947 г.).

Из прочих референдумов рассматриваемого периода заслуживают внимания народные волеизъявления, состоявшиеся в Канаде в 1942 году и в Италии в 1943 году в условиях действия законов военного времени.

Уникальными, нигде более не воспроизведенными были предметы народного волеизъявления. Предметом канадского референдума было отправление призывников на фронт. Причиной применения референдума стало массовое пацифистское движение в Квебеке, франкоязычное большинство которого было против участия в военных действиях за границей. На вопрос: «Освобождаете ли Вы правительство от данных ранее обязательств, касающихся методов набора на военную службу?» - 71% избирателей Канады ответили «да». Федеральному правительству была возвращена свобода действий.

Последствия референдума были многообразными и проявились не только в пределах юрисдикции Канады. Страна преодолела второй в ее конституционной практике «мобилизационный кризис» без человеческих жертв. Снижение политической напряженности в отношениях между Квебеком и остальной Канадой отвечало интересам всей антигитлеровской коалиции.

Еще большим своеобразием отмечены референдумы военного времени в Италии в ходе ее разрыва с нацистской Германией. Они были проведены в вооруженных силах. В обстановке распада итальянской государственности на голосование ставилась дилемма: сдаться в плен немцам либо англо-американцам или продолжить участие в войне, но уже на стороне антигитлеровской коалиции. Авиация, часть флота и часть армии высказались за дальнейшее участие в военных действиях. По итогам голосования солдат и офицеров (а не по воле институтов власти) часть вооруженных сил Италии отказалась капитулировать и добилась санкции руководства антигитлеровской коалиции на совместную борьбу против Германии.

В референдумах 1920-40-х годов отразились основные направления развития данного института. Круг вопросов, выносимых на референдум, заметно расширился. В силу новизны института явка избирателей была высокой. В конституционных демократических государствах ощутимо возросло воздействие избирательного корпуса на государственную политику. Наметилась дифференциация института референдума.

Референдумы современности: события и уроки. Вторая половина ХХ - начало ХХI века характеризуется расширением нормативно-правовой базы референдума. Народное волеизъявление стало объектом конституционно-правового регулирования в ряде государств (конституции Бразилии 1967 и 1988 годов, Италии 1947 года, Казахстана 1995 года, Франции 1946 и 1958 годов, Южно-Африканской Республики 1996 года, Японии 1947 года). В Конституции Польши 1997 года референдум упомянут дважды (в статьях 4 и 125), в Конституции Франции 1958 года - четырежды (в статьях 3, 11, 60, 69). В Конституции Испании 1978 года референдум является предметом регулирования в шести статьях: 62, 92, 151, 152, 167, 168. Конституция Словакии 1992 года посвящает референдуму целый раздел. Конституция Франции содержит определение института референдума как одного из способов осуществления народом национального суверенитета (ст. 3). Многие конституции закрепляют как общегосударственные, так и местные референдумы. Ряд государств стал регулировать предмет референдума и порядок его проведения отдельными законодательными актами (статуты Великобритании 1975 и 1997 годов, статут Канады 1992 года, закон Италии 1970 года).

Происходит дальнейшая дифференциация института референдума. Конституционная теория стала различать обязательный и факультативный референдумы. Первый из них проводится при наступлении точно установленных в конституции или законодательном акте условий, второй - исключительно по усмотрению того или другого института публичной власти. Практика породила новую разновидность народного волеизъявления - «отклоняющий референдум», на котором избирательный корпус вправе отменить закон или акт, имеющий силу закона, кроме законов о налогах и бюджете, об амнистии, о полномочиях на ратификацию международных договоров (ст. 75 Конституции Италии 1947 года). Наконец, ряд стран стал применять институт референдума вне его конституционного закрепления (Великобритания, Канада, Норвегия).

Детализируется перечень критериев результата народного волеизъявления. Для одобрения вынесенного на референдум вопроса теперь необходимо, чтобы в голосовании приняло участие большинство лиц, обладающих правом голоса, и в пользу ответа «да» было подано большинство действительных голосов (Италия, Россия); чтобы «да» ответили не менее 40% участвовавших в голосовании (Великобритания, Дания, Норвегия); чтобы «да» ответили 50% избирателей плюс один голос (Канада и Квебек); чтобы количество лиц, ответивших «да», во всяком случае превысило количество лиц, проголосовавших против (Франция).

Новым явлением стало вынесение на референдум в ряде государств многочисленных проблем социального, нравственно-этического и религиозного содержания (право личности на доступ в страну, на развод, на аборт, на употребление наркотических средств, на ношение закрепленной обычаем одежды, на возведение культовых сооружений иной религии и т. д.). Включение подобных вопросов в повестку референдума аналитики часто объясняют тем, что при ответе на них избирателю не требуются специальные научные знания. Необходимы преимущественно оценки с точки зрения нравственных, мировоззренческих ориентиров.

С этим наблюдением, согласно которому массовый избиратель остается малокомпетентным, расходится содержание другого феномена современного референдума. Речь идет о пополнении перечня предметов референдума все большим количеством таких вопросов, которые, казалось бы, требуют не обыденного здравого смысла или понятий о нравственности, а знаний на уровне дипломированного специалиста.

В конституционной практике все отчетливее проявляется тенденция к вынесению на референдум не одного вопроса, а целого блока.

В то же время снижается первоначальный интерес избирателей к референдумам. Привычность института референдума вызывает рост абсентеизма. Явка избирателей снизилась с первоначальных 80-90% до 50-55% в наше время. В таких странах, как Италия, возросший абсентеизм избирательного корпуса повлек за собой объявление недействительными итогов заметной части референдумов (например, в 2009 и 2010 годах).

При анализе института референдума в его современном виде целесообразно разделить обильный фактический материал по предметно-тематическому принципу.

Референдумы о суверенизации. Их зачинателями стали Скандинавские государства. Швеция санкционировала референдум 1905 года в принадлежавшей ей Норвегии по вопросу: «Одобряете ли Вы отделение от Шведского королевства?» Положительно ответили 99% проголосовавших, следствием чего явился мирный выход Норвегии из состава Швеции. Фактически по аналогичному сценарию Дания провела референдум в Исландии в 1944 году (99,5% явившихся на избирательные участки высказались за отделение от Датского королевства). В наше время по итогам референдума 2011 года обрел государственный суверенитет Южный Судан, отделившийся от Республики Судан (92% проголосовали за суверенитет).

Конституционные референдумы. На них принято выносить проекты конституций в целом, органические законы или пакеты поправок и дополнений к конституционным актам. Прямым народным волеизъявлением одобрена значительная часть действующих конституций: Испании 1978 года, Ирана 1979 года, Италии 1947 года, Польши 1997 года, России 1993 года, Франции 1958 года, Швейцарии 1999 года, многих стран Африки. При заметных различиях между конституциями штатов США в огромном их большинстве (49 из 50) на референдум выносятся любые поправки к конституциям. Считается, что конституционные референдумы обычно заканчиваются утверждением проекта высшего закона страны. Классический пример - одобрение конституции Франции голосами 79% избирателей. В Сирии на референдуме 2012 года проект новой конституции одобрили 89% голосовавших. На референдуме в России проект Конституции РФ поддержали 54% явившихся к урнам.

Наиболее благоприятным для правительства исходом отличался испанский конституционный референдум 1978 года, который дал 97% голосов в поддержку органического закона «О политической реформе», принятого генеральными кортесами. Практически единодушная поддержка избирательным корпусом данного закона, демонтировавшего институты существовавшей почти 40 лет авторитарной диктатуры и подтверждавшего политическую амнистию, существенно облегчила и ускорила принятие демократической конституции Испании.

(Продолжение следует)

Библиография

1 Источниками при написании работы послужила информация сайтов: URL : http ://euronews .net /tag /referendum ; URL : htpp ://hrono .ru /192/ge .php ; URL : http ://dic .academic .ru /dic . nsf /encgeo /4362; URL : http ://lenta /ru /lid /14164274/; URL : http ://km .ru /category /tegi /referendum В обработке данных участвовала студентка 3-го курса факультета права НИУ ВШЭ Д. Шарипова, которой автор выражает благодарность. Использованы также тексты конституционных актов в изданиях: Конституции зарубежных государств / отв. ред. В.В. Маклаков. - М., 2009; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. Н.А. Крашенинниковой. Т. 2: Современное государство и право. - М., 2008.

2 Показательно, что в конституционном строе Швейцарии референдум развивался и утверждался «снизу»: сначала на уровне населенных пунктов, затем - в субъектах федерации (кантонах) и только начиная с середины ХI Х века - на общегосударственном уровне. Вполне закономерно, что именно Швейцария стала родиной современного референдума.

3 Во время реформы территориальной организации Франции, проведенной в 1790-х годах.

4 Вслед за Швейцарией они стали проводить референдумы на местном уровне. Таковы народные голосования в штатах США о ратификации конституционных актов; многочисленные голосования в субъектах Австралии, Канады и США о введении сухого закона, о праве отзыва депутатов и о половом цензе на муниципальных и субъектных выборах.

5 Итоги глобального конфликта были, помимо всего прочего, и конституционно-правовыми. Перестали существовать Австро-Венгерская, Германская и Турецкая империи. Возникли новые суверенные государства - Австрия, Венгрия, Финляндия, Чехословакия, Югославия. Была воссоздана государственность Польши. Существенно увеличилось количество государств с республиканской формой правления. Образована не имевшая аналогов в истории человечества наднациональная организация - Лига Наций, предшественница ООН.

6 Жители Каринтии получили право выбирать между Австрией и Югославией, жители прочих указанных территорий - между Германией и Польшей.

7 Веймарская конституция 1919 года впрямую не закрепила институт плебисцита или референдума. Однако ст. 76 предусматривала народную инициативу, последствием которой становилось народное голосование.

8 Состав военного флота Германии, ограниченного условиями Версальского мира, мог быть уменьшен, но не увеличен.

10 Позже подобные мероприятия, имевшие пропагандистскую направленность, происходили в Чили при А. Пиночете, в Ираке при С. Хусейне. Однако многие антидемократические режимы всецело отвергали институт референдума (Италия при Б. Муссолини, Польша при Ю. Пилсудском, Венгрия при М. Хорти, Камбоджа при Пол Поте, КНР, КНДР, Парагвай и т. д.).

11 Подобные вопросы в практике прочих государств обычно решаются при помощи принятия подзаконных нормативных актов, причем последние зачастую принимаются в закрытом порядке.

12 В противоположность первому «мобилизационному кризису» 1917-1918 гг., во время которого не был проведен референдум, зато имели место массовые беспорядки, террористические акты, применение оружия войсками. Суд присяжных оправдал участников беспорядков и вынес частное определение в адрес институтов федеральной власти, возложив на них ответственность за кровопролитие.

13 Север и Центр Италии были заняты германскими войсками, Юг - англо-американскими. Правительство покинуло столицу и бежало на Юг.

14 См.: Серова О.В. Италия и антигитлеровская коалиция. - М., 1973. С. 131; Филатов Г.С. Крах итальянского фашизма. - М., 1973. С. 355-356. Тема военных референдумов затронута нами в работах «История Канады» (М., 2006) и «Великие морские сражения» (М., 2009).

15 Данное условие часто называют оговоркой участия.

16 См.: Сравнительное конституционное право / отв. ред. В.Е. Чиркин. - М., 2002. С. 412. Впрочем, напрашивается и другой, более капитальный вывод: продолжается рост влияния массового избирателя на право и государственную политику.

17 Вступление государств в наднациональные объединения (Евросоюз, НАТО, ООН); выбор моделей избирательной системы; сохранение национальной валюты; условия прохождения военной службы; реализация крупных экономических проектов; размещение ядерного оружия на государственной территории; строительство атомных электростанций и т. д.

18 Это усредненные показатели. В ряде стран явка еще ниже. Например, во время конституционного референдума 1997 года в Польше на избирательные участки явилось 47% избирателей; в Португалии на референдуме 2010 года об уголовном наказании за аборт явка составляла 43%; в Египте на конституционный референдум 2011 года пришло всего 42% электората. В странах, население которых еще не привыкло к референдумам, явка значительно выше средней. Например, в Шотландии на референдуме 1997 года о расширении автономии региона к урнам пришло 63% имевших право голоса. В Марокко на референдуме 2011 года о поправках к конституции голосовали 61% избирателей, в Ирландской Республике и в Северной Ирландии на референдуме 1998 года о расширении автономии Ольстера - 81%, а в Черногории на референдуме 2006 года о расторжении союза с Сербией к урнам явилось 87% лиц, имевших право голоса.

19 См.: Boyer P. Direct Democracy. The History and Future of Referendum. - Oxford - Toronto, 1992. P . 57-58.

20 В качестве исключений из правила отметим судьбы конституционных реформ во Франции и Канаде. Французские избиратели на референдуме 1945 года 54% голосов отклонили радикальный, по их мнению, проект новой конституции. Следствием стало последующее принятие Учредительным собранием более умеренного конституционного акта. Во время конституционного референдума, проведенного в 1992 году в Канаде, предметом которого были конституционные поправки, призванные закрепить специальный статус провинции Квебек, 55% избирателей проголосовали против.

21 См.: История испанской конституции / сост. Т.А. Алексеева. - М., 2010.

История проведения референдумов в России, прямо скажем, небогата событиями. Создается впечатление, что на идею проведения референдума наложен какой-то негласный мораторий.

Бросим беглый взгляд на истории СССР-РФ последних 23 лет.

17 марта 1991 года. Референдум о судьбе Союза. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Однако менее чем через год Советский Союз прекратил своё существование.

Тогда же прошел референдум о введении поста президента в РСФСР. В нём приняло участие 75,09% граждан РСФСР, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года. Первый референдум в условиях «молодой демократии». В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На него вынесено четыре вопроса. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» - 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов - 67,16 % от числа проголосовавших.

На результаты этого референдума до сих пор ссылаются либералы, оправдывающие последовавший вслед за этим разгон и расстрел парламента. Однако еще тогда Конституционный суд Российской Федерации установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носит конституционный характер и должно быть принято большинством от общего числа избирателей, чего не произошло. А значит никаких правовых оснований для своей кровавой «поэтапной конституционной реформы» Ельцин не имел.

12 декабря 1993 года. Референдум о принятии новой («расстрельной») Конституции РФ. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон.

Это, собственно, и был последний общероссийский референдум. С тех пор прошло уже 23 года.

В 2003-2007 годах в ряде субъектов прошли референдумы об объединении регионов. Они носили локальный и формальный характер, по сути являлись лишь легитимацией решения федеральной власти.

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. В законе также прописывались вопросы, которые нельзя выносить на референдум.

В 2005 году КПРФ выступила инициатором проведения общероссийского референдума, включающего в себя 17 вопросов на социально-экономическую и политическую темы. Но Центризбирком одобрил лишь два вопроса из 17, а выиграть иски в Верховном и Конституционном судах КПРФ не удалось. И тогда 17- 25 сентября 2005 года она провела первый Народный референдум. Собрав около 7 млн. подписей в поддержку своего видения развития страны.

В 2011 году КПРФ , уже не пытаясь добиться положительного решения от в ласти, р ешает п ровести н овый Народный референдум. В него было включено 10 вопросов: 7 – общероссийского характера и 3 - регионального. Целью данной акции, прямых юридических последствий не имевшей, было доказать, что Программа КПРФ отвечает коренным интересам народа.

Почему власть в России, как огня, боится референдума, понятно. Его результаты фальсифицировать гораздо труднее, нежели результаты выборов. А юридические основания для последующего претворения решений референдума в жизнь найти не так уж сложно. Более того, на правильно сформулированные вопросы ответить, скорее всего, можно будет лишь положительно (особенно на социально-экономические темы), а это становится сильным козырем в руках авторов идеи референдума, то есть оппозиции.

Так что референдум, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, он как бы и есть, но реально провести его абсолютно невозможно. Разве что сама власть станет инициатором его проведения. А ликующий народ проголосует, как надо.

Сегодня в Великобритании проходит референдум, на повестке дня - будущее страны. Сам факт этого события не уникален, на европейском континенте за последние десятилетия не раз решали вопросы народным голосованием. Не все из них были честные и удачные. В этом посте собрана подборка референдумов, во многом определивших современное лицо нашего континента.

1) Советский Союз

17 марта 1991 года состоялся единственный за 70 летний период существования СССР референдум. Его результаты были бесполезны, страна распалась и ничего хорошего из этого не вышло. В этих странах не проводился: Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения.

2) Крым

По официальным данным обработки 100 % протоколов, на территории АР Крым 96,77 % проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня - «За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации», в Севастополе - 95,6 %. 17 марта результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом.

3) Черногория

21 мая 2006 года состоялся референдум о независимости Черногории и выходе её из состава Государственного Союза Сербии и Черногории. На него пришло 86,5 %, подавляющее большинство. Красным цветом отмечены муниципалитеты где большинство высказалось за независимость. Синим отмечены территории, где большинство населения проголосовало за сохранения союза с Сербией:

4) Шотландия

Из Лондона долго им грозили, Англия дорожит своей независимостью и своими вассалами. Референдум по вопросу о независимости Шотландии прошёл 18 сентября 2014 года. По окончательным результатам, за независимость Шотландии высказались 44,7 % избирателей (1,617,989 человек), против - 55,3 % (2,001,926). Явка составила 84,5 %. Таким образом, Шотландия осталась в составе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии

5) Каталония

Проведения этого референдума запретили, это уже происходит не первый раз. Испания не хочет отдать земли и всячески препятствует вольнодумству. Поэтому, вместо этого в вышеуказанную дату был проведён консультативный опрос о политическом будущем Каталонии, не имеющий прямой юридической силы. 89,76% процентов жителей высказались за независимость региона.

6) Нидерланды

6 апреля 2016 года состоялся в Нидерландах референдум об утверждении Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза. Итоги голосования: 61 % - против, 38,21 % - за, 1,69% недействительных бюллетеней. Явка составила 32,28 %, что выше необходимого кворума. Референдум признан состоявшимся, с решением отвергнуть ассоциацию Украины и ЕС.

7) Греция

5 июля 2015 года состоялось голосование по финансовой политике греки решали, следует ли правительству Греции принять фискальные меры, предложенные Европейским Союзом, Международным валютным фондом и Европейским центральным банком или нет. После подсчета всех голосов были оглашены окончательные результаты: «НЕТ» - 61,31 % ; «ДА» - 38,69 %.

Проходил 24 апреля 2004 года одновременно в Республике Кипр и Турецкой Республике Северного Кипра. Жители обоих государственных образований должны были ответить на вопрос одобряют ли они пятую версию предложения ООН о воссоединении острова, который был разделён на греческую и турецкую части с 1974 года. На Северном Кипре за воссоединение высказалось большинство в 65 % при явке 89 %. Греческие киприоты отвергли план воссоединения при 76 % голосов против, явка при этом составила 87 %. Поскольку введение плана Аннана требовало его одобрение обеими сторонами конфликта, в результате того, что план был отвергнут греками-киприотами, он был аннулирован.

9) Евросоюз

Конституция ЕС (полное официальное название - Договор о введении Конституции для Европы). Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе. Разные страны приняли различные варианты ратификации - голосованием в парламенте или на всенародном референдуме. Стран, решивших принимать конституцию на референдуме, десять: Испания, Франция, Нидерланды, Люксембург, Дания, Португалия, Великобритания, Чехия, Ирландия, Польша.

10) Испания

Это самый древний по времени из представленных народных голосований. Проведен был 15 декабря 1976. Проводили его, чтобы одобрить закон о Политической реформе 1977, который был одобрен испанским Парламентом, Кортесом Генерэйлсом. Вопрос, который задают, был, "Вы одобряете Политической реформы Законопроект? Результаты: Да - 94.17 %, Нет - 2.56 %.

Введение

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме.

Референдум: понятие, виды, значение, формы

Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета : народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

Непосредственно

Через избираемых ими представителей (например депутатов, президента и д.р.)

Основными формами непосредственной демократии являются -

Референдум.

Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различают по объекту волеизъявления.

Выборы - проводятся при выборе кандидата, партии.

Референдум - вопросы государственной жизни, по которым народ должен выразить свое мнение.

Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Существую понятия близкие к понятию референдум, но отличающиеся спецификой решаемых вопросов - это плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение.

Рассмотрим некоторые отличия.

Референдум (от латинского -- “должное быть сообщенным”) -- это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) -- это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум -- для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями. Таким образом, юридические последствия и юридическая сила у опроса и референдума - разная.

Необходимо также указать, что в некоторых странах не признается особой разницы между плебисцитом и референдумом. Так например в США.

Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории.

Примеры плебисцитов Материалы лекций профессора юридического факультет МГУ Златопольского Д.Л. :

1. 1945 г - плебисцит в Монголии по вопросу государственной независимости или вхождении в состав Китая (около 10% высказалось за независимость)

2. 1962 г. Плебисцит во Франции и Алжире об изменении государственного статуса Алжира (около 70% избирателей высказалось за выход Алжира из состава Франции и полную государственную независимость.)

Предметом референдума являются следующие вопросы:

Принятие или изменение в конституции

Вхождения или выхода из международных союзов, организаций

О форме правления

Важнейшие законы

Примеры референдумов :

1. 1958 г. - референдум во Франции по вопросу принятия новой конституции (конституция Ш. де Голля)

2. 1982 г. референдум в Испании по вопросу вступления в НАТО

3. 1996 г. Референдум Белоруссии по вопросу изменения конституции 1994 г.

4. 1997 г. - референдум о форме правления в Албании.

В РФ начиная с 1991 года было проведено только 3 референдума:

1. 17.03.1991 г - всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста президента РСФСР

2. 25.04.1993 - всероссийский референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и верховного совета РСФСР.

3. 12.12.1993 г. - всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ.

Предмет референдума

По предмету референдумы делятся на:

1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.);

2. Законодательные;

3. По международным вопросам;

4. По административным вопросам.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

1. Консультативные;

2. "Дозаконодательные";

3. Совещательные;

4. "Послезаконодательные";

5. Ратифицирующие.

По юридической силе решения бывают:

1. Обязательными

2. Факультативными.

По территориальному охвату бывают:

1. общенациональными,

2. региональными,

3. местными.

Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции).



Похожие статьи