Кто такой логопед? Кто такой логопед и с чем его "едят".

11.10.2019

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия,мелкой маторики, развития памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок, развитие речевого дыхания и много другое.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи, нейропсихологии.
В каком возрасте следует начать показывать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, благоприятный период для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Родители должны регулярно посещать участковый логопедический кабинет в поликлинике и отслеживать динамику развития речи своего ребенка. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Чем раньше по возрасту логопед обнаружит нарушения речи (если они есть), тем легче будет все исправлять.
Могут ли родители определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью- по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например для постановки звуков которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды , без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Хотя сейчас стали появляться американские постановочные зонды , которые позволяют родителям под присмотром логопеда самостоятельно ставить звуки Р,Л,С,Ч и Ш.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Как попасть на занятия к логопеду?
Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю.
Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в нее детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.
Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Это бывает но этого не надо бояться и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Да можно, но для этого надо,чтобы сверстники не имели речевых проблем, обычно это происходит у детей с небольшими речевыми проблемами. Но если Ваш ребенок не говорит или он имеет сильные речевые проблемы,я рекомендовала обратиться к логопеду или посещать логопедическую группу.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила – нож. Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.
Не помешает ли обучение в логопедической группе в будущем поступить в престижную школу, не будет ли на моем ребенке клеймо «отстающий ребенок» ?
Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно- развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
К минусам можно отнести несколько большую плату за посещение группы. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда. Если родители не будут заниматься с ребенком дома, то все старания логопеда будут напрасны. Результаты по исправлению речи приносят только совместные усилия логопеда и родителей.
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Ни радио, телевизор, компьютер не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?
Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Бывают такие проблемы, когда ребенок не слышит звуков, как бы он не старался, как следствие проблемы в письме. Такие проблемы распознать родителям сложно, это может только специалист логопед.
Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Как правильно учить ребенка читать и писать?
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны,которые надеваются на ручку, и ребенок правильно ее захватывает. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки. Для выработки правильного захвата –придуманы 3 х гранные карандаши и ручки.
Если ребенок-левша, то шаблоны для правильного удержания ручки существуют и для левшей.
Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать,почему?
Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырех лет при условии систематических занятий.
Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ. Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном.
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается.
Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не пропустить первые признаки заикания:
- ребенок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Существует мнение,что заикание не лечится, правда ли это?
Нет это не правда,есть методики,позволяющие вылечивать заикание у детей с вероятностью до 95%.Так же наука не стоит на месте,есть гипотеза,что через 10 лет будут изобретены таблетки от заикания.
Наш логопед проводит с ребенком логопедический массаж, могу ли я делать его самостоятельно?
Я бы не советовала Вам делать такой массаж без специальных навыков. Логопедический массаж служит для расслабления и снятия тонуса с мышц речевого аппарата а так же лица, не зная строения артикуляционного аппарата, Вы можете сделать только хуже. Для логопедического массажа существуют специальные массажные зонды и оборудование

Рождается долгожданный малыш, он растет, познает мир, приходит время, когда наш малыш пытается говорить и часто мы слышим: «миська касаяпый по лесу идет, сиськи собирает, песенку поет».

Сначала родители умиляются, потом все чаще убеждают себя, что многие дети не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Пройдет время и постепенно, шаг за шагом, он научится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Но, к сожалению, время идет, а речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. К сожалению, родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Именно в таких случаях мы говорим о необходимости квалифицированной помощи логопеда, который помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает, в чем состоит логопедическая работа.

Чем занимается логопед?

Логопед - это специалист, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Но работа логопеда комплексная и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для образовательного процесса.

В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения.

На занятиях логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя.

Родители часто спрашивают: «А зачем это надо?»

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него:

  • возникнут проблемы в общении,
  • комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
  • не научится красиво и правильно рассказывать - трудно будет грамотно излагать свои мысли;
  • не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
  • сложно будет научиться читать.

Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.

Когда можно и нужно обращаться к логопеду?

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. В связи с этим родители часто задают себе вопрос: когда нужно обращаться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, давно уже не актуально. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.

  • К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
  • К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов, правильно произносит звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.
  • В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
  • В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), а также Ы, Э, несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
  • Звуки Р, Л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Насколько можно опоздать к логопеду?

Чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить недостатки речи. Поэтому не нужно лишний раз бояться обратиться к специалисту. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом и развеет все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша. А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, тогда объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, по исправлению всех недостатков речи.

Помните!

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.

Нормы развития речи по возрастам.

В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

О том, что надежда само пройдёт далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

А главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

Может быть имеет смысл помнить о нормах развития речи и своевременно устранять проблемы с ней.

1 месяц — ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия и неудовольствия. Появляется улыбка при общении.

3 месяца - «комплекс оживления», появляется гукание, преобладают гласные звуки А, Э, У, И и согласные Г, К, Х.

4 месяца - появляется первый смех, к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев - ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса.

6 месяцев - появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса).

7 месяцев - ребенок готов к игре. Он использует разные голосовые реакции для привлечения внимания взрослых. находит взглядом предметы по просьбе взрослого.

8 месяцев - появляется лепет, ребенок повторяет одинаковые слоги (да-да, па-па, ба-ба, тя-тя, ар-ар-ар, ах-ах, аття). Возникает реакция на незнакомое лицо.

9 месяцев - ребенок активно общается с помощью жестов, интонации, играет в «ладушки».

10 месяцев - появляются лепетные слова. Часто это называют «нянькин язык», слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тата, кука, баба и т. д.).

11 месяцев - ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции. Показывает предметы по просьбе взрослого ("где часы?", "где кукла?" и т.д.)

1 год - в речи ребенка 10-12 лепетных слов ("папа", "баба", "мама", "дай", "дядя", "кис-кис", "ту-ту" и т.д.), понимает некоторые слова, соотнося их с предметами, понимает простые инструкции («дай мяч», «нельзя», «поцелуй маму»). Знает свое имя. Показывает 1-2 части тела.

1-2 года

Дает несколько предметов по просьбе. Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции. Знает запрет «нельзя», «не трогай». Требует предметы, используя указательный жест или слово. Произношение нечеткое, слова понятны только родителям.

1 год 6 месяцев - словарный запас ребенка составляет 20-50 слов. Активный рост словаря. Любит подражать голосам животных. Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос). Внимательно слушает чтение сказок, стихов. Может по просьбе найти предмет вне комнаты. Различает интонацию вопроса.

1 год 9 месяцев - начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет). Общее звучание речи смягченное. Говорит о себе в 3 лице (по имени). Отвечает на вопросы словами "да", "нет". Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними. Слушает и понимает небольшие рассказы.

К 2 годам называет предмет по просьбе. Использует уменьшительно - ласкательные суффиксы (нос-носик). Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока). Знает слова большой-маленький, хороший-плохой. Различает понятие один-много. Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

Обратите внимание, и обратитесь к специалисту, если к 2 годам ребенок не понимает обращенную к нему речь, знает менее 50 слов, не пробует построить короткую фразу из 2 слов, не играет с игрушками, играет в одиночестве, отдельно от других детей, не может выслушать до конца даже очень короткую сказку, не рассматривает картинки в книге.

2-3 года.

Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря. Появляются предложения из 2 слов («дай пи» - дай пить). Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у). Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется. Знает 1-2 цвета. Задает вопрос «что это?». Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...»). Слушает простые рассказы.

С 2,5 лет использует сложные предложения. Согласовывает прилагательные и существительные ("красивая мама"). Отвечает на вопросы "почему", "сколько". Начинает говорить от первого лица («Я»). Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе. Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под".

Обратите внимание и обратитесь к специалисту, если к 3 годам ребенок грамматически неправильно употребляет основные части речи, не использует распрострененное предложение, не употребляет предлоги "в", "на"

3-4 года.

Период интенсивного развития речи. Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад). Называет свое имя, возраст, пол. Определяет пол людей (он - папа, она - мама). Использует прошедшее и настоящее время. Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне». Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т.д.). Подбирает рифмы к словам. Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик). Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела - до леса). Произносит твердые звуки С, З. Ц.

4-5 лет .

Словарный запас 2000 слов. В речи появляются наречия. Развивается «словотворчество». Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой. Использует в речи обобщающие слова. Называет животных и их детенышей. Читает наизусть небольшие стихотворения. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых. Использует слова много-один. Называет времена года. Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.). Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

5-6 лет.

Звукопроизношение в норме. Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности. В речи использует синонимы и антонимы. Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные. Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове). Формируется внутренняя речь.

6-7 лет.

Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений. Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ. Свободно употребляет простые и сложные предложения. Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова. Понимает и употребляет многозначные слова.

Важно помнить, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится на грамотности письменной речи. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А их достаточно сложно исправить!

Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо "сюсюкание" взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

Частная клиника PremierMedica — это новый стандарт медицинского обслуживания. Компетентно и технологично, своевременно и близко. Все необходимые медицинские услуги в одном месте, специально для жителей Новорижского, Рублевского и Ильинского шоссе.

Добраться в нашу клинику легко как из Москвы, Митино и Красногорска, так и из области - с Новой Риги, Рублево-Успенского и Ильинского шоссе. Ближе всего к нашей клинике в Москве - Строгино, Митино и Крылатское, а в области - Красногорск и Рублевка.
Наш готов принять даже самых маленьких пациентов. Подробную карту проезда можно посмотреть .

Профессию логопеда многие люди попросту недооценивают. А ведь это очень важное и нужное для общества ремесло. Все о профессии логопеда будет рассказано в нашей статье.

Логопед: это кто?

Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед - отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал - это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

Логопед - это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

Зачем нужны логопеды?

Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. "Очередным бесполезным занятием" и "никому не нужным ремеслом" именуют граждане рассматриваемую специальность.

Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед - это как раз такой человек.

Необходимые для работы качества

Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.

Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед - это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.

Получение профессии

Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:

  • МГПУ - Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
  • МГГУ имени Шолохова - ведущий гуманитарный вуз страны.
  • РГПУ имени Герцена - еще один элитный педагогический вуз.
  • Институт педагогики и психологии имени Валленберга.

Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности "логопедия".

Профессиональные обязанности

Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.

Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:

  • качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
  • постановка диагноза, определение основной проблемы;
  • набор методов и способов лечения;
  • проведение основных групп работ - так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача "домашних заданий", помощь в развитии основных речевых способностей);
  • оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.

Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.

Особенности профессии

Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.

Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно - уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.

Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок - нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек - стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.

Доход

Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть - это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере - школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.

Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.

История профессии

Logos - речь, Paideia - воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи - короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.

Профессия логопеда родилась не так давно - в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.

К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.

Первая группа преимуществ работы

Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд "духовных" и "материальных" преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.

Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.

Вторая группа преимуществ работы

С "духовной" составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более "приземленным" достоинствам профессии стоит отнести:

  • Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
  • Высокая "география" трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду - не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
  • У логопедов нет понятия "пенсионный возраст". Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

Недостатки профессии

Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:

  • Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с "проблемными" пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.

  • Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
  • Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.

Таким образом, логопед - очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.

Для многих людей слово «логопед» ассоциируется с образом героя Ролана Быкова в комичной сцене из кинофильма «По семейным обстоятельствам». Образ логопеда, с характерными «фефектами фикции», можно сказать, стал визитной карточкой логопедов. Но всё это забавно, когда не касается проблем речи.

Люди не рождаются с уже сложившейся речью. Формирование речи происходит постепенно. Сначала ребенок учится правильному и четкому произношению звуков, постепенно связывая их в слова, которые потом пытается складывать в предложения и затем учится излагать свои мысли последовательно и конструктивно. Не всегда развитие речи происходит одновременно с умственным развитием человека. Очень часто бывает, что развитие речи происходит с некоторыми особенностями, которые поможет откорректировать специалист – логопед. Вообще, логопед – это специалист с педагогическим образованием, который корректирует и устраняет речевые нарушения у взрослых и детей. Основной задачей логопеда является изучение причин, механизмов, симптомов, структуры нарушения речи и системы коррекции этих нарушений. При работе с детьми задачи логопеда значительно расширяются. А именно, необходимо развитие внимания у детей, зрительной и слуховой концентрации, общего мышления ребенка, моторики мелкой и общей. Системный подход в образовательном процессе ребенка позволяет достичь высоких результатов. Задачи логопеда не имеют конкретных рамок, ведь вместе с коррекцией речи обогащается словарный запас, развивается связная речь, повышается уровень грамотности. Поэтому, специализация логопеда достаточно широкая и включает так же основы психопатологии, невропатологии, патологии органов слуха и речи.

Логопедия представляет собой раздел дефектологии – науки о речевых нарушениях и методиках их предупреждения, дальнейшей диагностики, и устранения. Предметом изучения логопедии являются симптомы, механизм, структура и течение различных нарушений речи и система коррекции этих нарушений.

Профессия логопеда относительно новая и не имела особой значимости, и признания до начала ХХ столетия. Проблемы с речью сами собой проходили с возрастом. Недостаток знаний в области логопедии, способствовал тому, что проблемы с речью долгое время считались физическим недостатком и их лечили как обычные болезни. И только в 50-десятых годах прошлого столетия установлена психологическая основа проблемы нарушения речи.

Каждый человек имеет социальную сущность и нуждается в постоянном общении с другими людьми. Общение является значимым аспектом в жизни людей. Проблемы с речью, дефекты дикции могут стать серьёзной причиной развития комплекса неполноценности. Многие общительные и компанейские личности не имели бы возможности быть таковыми, если бы ими своевременно не занялся логопед. Безусловно, неоценима роль логопедов в социуме, ведь их деятельность способна менять судьбы людей.

В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей. Эффективность деятельности логопеда лишь частично зависит от самого специалиста. Успешному результату коррекции речи могут мешать различные дефекты ротовой полости, челюстей, удаление которых не всегда возможно.

Кто такой логопед?

Кто такой логопед и каковы его цели и задачи? Это мы сейчас и выясним. Специалист по нарушениям речи у взрослых и детей, собственно, и называется логопедом. Как правило, логопед - это педагог, который корректирует, выявляет и устраняет речевые нарушения. Многие считают, что логопед корректирует проблемы звукопроизношения. Действительно же, задачи логопеда имеют гораздо более широкий спектр деятельности, включающий совершенство структуры слогов слова, формирование навыков звукового синтеза и анализа, совершенство грамотной и связной речи, навыки грамоте, коррекция нарушений чтения и письма. Совершенно очевидно, что профессиональная деятельность логопеда является многопрофильной и требует глубоких знаний педагогики и логопедии, психологии, основ невропатологии, анатомии, физиологии человека.

В виду того, что речь относится к высшей психической функции людей, деятельность логопедов направлена на развитие у ребенка психических процессов, а именно, концентрации внимания, восприятия, как слухового, так и зрительного, развития мышления, моторики, памяти. Оказание квалифицированной помощи ребенку становится невозможным, если логопед не владеет достаточными знаниями основ физиологии органов слуха, речи и зрения, невропатологии, анатомии человека. Ведь только системный подход к проблеме речевого нарушения может гарантировать эффективную коррекцию и успешный результат. Поэтому, сказать определенно - кто такой логопед, можно лишь объединив все эти навыки и специальности в одно общее понятие.

Когда следует обращаться к логопеду?

Достаточно часто родители детишек задают вопрос – когда следует обращаться к логопеду? Не следует откладывать визит к логопеду в случае, когда при общении с ребенком вы замечаете неправильное произношение звуков, заикание, непонимание речи, отставание речевого развития ребенка.

Для заикания характерны судороги мышц лица, языка, губ и дыхательного аппарата ребёнка. По типу судороги могут быть тоническим, клоническим и смешанным. Клонические судороги характеризуются повторением одного звука или одного слога, например, «по-по-по-помоги», для тонических судорог характерно затруднение начала речи, когда ребенок как будто застрял на одном слове. В особо трудных случаях наблюдаются смешанные судороги, сочетающие характерные черты обоих типов судорог.

Кроме характерных судорог можно заметить характерные двигательные уловки – когда перед началом разговора ребенок совершает, какое либо движение рукой, например, поглаживание лба, носа, мочки уха. Заикание сопровождается речевыми уловками, когда ребенок перед началом речи длительно проговаривает один звук или повторяет многократно одно слово, например, «и-и-и-и-и», «да…да…да…да…».

Очевидные изменения в поведении ребенка, так же являются поводом срочного визита к логопеду. Когда ребенок стесняется своего заикания, становится замкнутым, то избегает общения даже с родителями. Вообще в дальнейшем, заикание значительно усложняет развитие личности ребенка, возможно развитие низкой самооценки. Не всегда переживания по поводу заикания, адекватны серьёзности заикания. Очень справедливо, среди логопедов бытует мнение, что заикание влияет, прежде всего, на личность, а лишь потом на речь.

Важным признаком заикания специалисты называют логофобии. Возникновение необъяснимого страха и боязни ситуаций, в которых может появится заикание, например, ответы на уроках в школе, обращение к незнакомым людям в нестандартных ситуациях.

Вопрос, когда следует обращаться к логопеду, нельзя оставить без конкретики относительно возраста пациентов. Обязательные визиты к логопеду специалисты выделили в несколько периодов. Итак, помощь квалифицированного логопеда необходима в случаях когда:

  • ребенок в возрасте двух-трёх месяцев не воспроизводит звуки гуления;
  • ребенок в возрасте шести-семи месяцев не лепечет;
  • малыш в возрасте одного года не произносит звуки;
  • малыш в возрасте двух лет не говорит слов;
  • всем детям в возрасте трёх лет необходима консультация логопеда;
  • ребенок в возрасте пяти лет трудно излагает свои мысли, строит предложения, пересказывает сказки и рассказы.

В ситуации, когда следует обращаться к логопеду, родителям необходимо сформулировать цели и задачи, которые требуют непосредственного участия квалифицированного специалиста. Такая формулировка может состоять из таких вопросов:

  • обучение правильному произношению звуков;
  • обучение навыкам составления рассказов, пересказов сказок;
  • обучение грамоте и письму;
  • устранение проблем нарушений письма и чтения;
  • обучение навыкам слоговой структуры слова;
  • растяжка подъязычной уздечки, мешающей правильному произношению звуков -л- и -р-;
  • логопедические массажи.

Какие анализы нужно сдать при обращении к логопеду?

Многие родители перед визитом к специалисту задают вопрос, какие анализы нужно сдать при обращении к логопеду? Важность первого визита к логопеду значительна, но, тем не менее, нет необходимости проведения каких либо анализов или лабораторных исследований. Как правило, все происходит в кабинете логопеда. Необходимо подробно рассказать логопеду о возникающих речевых нарушениях или отклонениях, на которые вы обращаете внимание. Подробность и детальность вашего рассказа поможет логопеду выбрать методику диагностики и дальнейшей коррекции речевых нарушений ребенка.

Любая диагностика нарушения речи начинается с опроса родителей о составе семьи, языковом общении ребенка, наследственности. Отвечая на вопросы логопеда, родителям необходимо быть предельно точными в ответах, ведь речь идет об их ребенке. Важной является информация о раннем детстве малыша, течение беременности, появление ребенка, физическое развитие младенца, когда он сказал первое слово и предложение.

Как показывает практика, первый визит к логопеду является ознакомительным, обследование проводится при следующих встречах, в виду, возможной застенчивости или стеснительности ребенка. Вполне возможно, что ребенок не будет отвечать на вопросы логопеда и тем более участвовать в играх и тренировках. Такие ситуации являются абсолютно нормальными. Незнакомая обстановка и условия, встреча с незнакомым человеком способствуют осторожному отношению ребенка. Квалифицированный специалист знает, как наладить личный контакт с ребенком.

Многих родителей пугают диагнозы логопеда, например, дизартрия, дислалия. Но такие логопедические заключения не являются медицинским диагнозом и содержат рекомендации по устранению речевых нарушений. Необходимо обращать внимание на тот факт, что коррекция речевых нарушений в равной степени зависит от участия в этом процессе родителей ребенка. Длительность процесса коррекции напрямую зависит от серьезного отношения к логопедическим занятиям ребенка и его родителей. В некоторых случаях обязательно присутствие на занятиях родителей. Успешный результат коррекции дефектов речи возможен при усилиях всех участников этого процесса, а именно, ребенка и его родителей и логопеда.

Консультация логопеда очень важна и любое беспокойство в вопросе нарушений речи оправдано. Обращаясь за помощью к логопеду своевременно, вы значительно поспособствуете успешному решению проблем, если таковые имеются.

Какие методы диагностики использует Логопед? Давайте подробнее рассмотрим, какие методы диагностики использует логопед в своей практике. С целью выявления дефектов речи, прежде всего, проводится речевое и физикальное обследование ребенка. Логопеду необходимо досконально оценить уровень речевого развития ребенка. Для этого нужно выяснить правильность произношения звуков, уровень его словарного запаса и умение использовать его при общении, правильность формирования фраз. Уровень речевого общения с учетом возраста ребенка. У ребенка школьного возраста дополнительно оценивается уровень грамотного письма и чтения, уровень развития образного мышления, способность ориентировки в пространстве, навыки рисования, конструировать. Очень важна оценка логического мышления и умения последовательного изложения своих мыслей. Логопеду важно знать предпочтения ребенка в играх, его заинтересованность играми. Формирование умения грамотной речи ребенка происходит при условии эмоционального развития ребенка и его потребностей в общении с людьми. Оценка уровня эмоционального развития очень важна при обследовании ребенка логопедом.

При обнаружении нарушений в речевом развитии ребенка, задачи логопеда заключаются в определении причин и механизмов этого нарушения и определения стратегии коррекционного обучения или лечения с применением лечебно-восстановительных мер.

В настоящее время родители максимально занимают своего ребенка музыкой, спортом, изучением иностранных языков, игнорируя тот факт, что ребенок на родном языке изъясняется недостаточно хорошо. Это конечно дело родителей, но не нужно ребенка перегружать информацией, ведь пределы человеческих возможностей не безграничны, всё должно быть в меру и своевременно.

Своевременность обращения к специалисту, собственно и определяет, какие методы диагностики использует логопед.

Чем занимается логопед?

Педагогическая специализация обуславливает то, чем занимается логопед. Основной задачей логопеда является оценка речевого развития ребенка. Путем выяснения уровня развития ребёнка, например, правильности произношения звуков, достаточности запаса слов, умения составления фраз, практических навыков речевого общения, логопед составляет общую картину речевого развития ребенка и определяет приоритетные направления своей деятельности.

У ребенка школьного возраста оцениваются навыки грамотного письма и чтения. Как правило, у детей старшего возраста оцениваются неречевые способности, степень развития образного мышления, возможность ориентироваться в пространстве, навыки рисования, конструирования, логического и конструктивного мышления, навыки последовательного изложения мыслей. К тому же важно знать игровое предпочтение ребенка, во что ему больше нравится играть, разнообразие игр интересующих его, а так же степень заинтересованности определенной игрой. Деятельность логопеда не ограничивается только лишь коррекцией произносимых звуков. Прежде всего, логопед развивает внимание ребенка, его восприятие слуховое и зрительное, развивает узнавание и различение предметов ситуаций у ребенка, развитие памяти и логического мышления. Это способствует успешному образовательному процессу обогащению словарного запаса ребенка, развитию грамотной речи.

При обнаружении у ребенка отклонений в речевом развитии от детей его возраста, логопеду необходимо выяснить основные причины и механизм таких отклонений. Определить приоритетные направления корректировки речевых отклонений, методики их корректировки, участников процесса корректировки, при необходимости других лечебно-восстанавливающих методах. Определить чем конкретно занимается логопед, достаточно сложно, в виду многопрофильности этой профессии. В каждом отдельном случае определяется индивидуальная методика коррекции речевых нарушений.

Вообще, логопедическая практика включает корректировку таких речевых отклонений:

  • дефекты при произношении звуков, дизартрия, ринолалия, дислалия;
  • нарушение речевого темпа и ритма, брадилалия, заикание, тахилалия;
  • голосовые нарушения, афония, дисфония;
  • речевое недоразвитие, потеря дара речи, афазия, алалия;
  • нарушение письменной речи, дислексия, дисграфия;

Все эти речевые нарушения объединены в такие группы:

  • нарушения при произношении звуков или фонетическое неразвитие речи (сокращенная аббревиатура ФНР);
  • нарушения произношения звуков, сочетающиеся с неразвитием фонематического слуха или способности различать звуки (ФФНР);
  • нарушения произношения звуков, проблемы с лексикой, грамматикой, связной речью, и других языковых структур или общее неразвитие речи (ОНР).

Какие заболевания лечит логопед?

Давайте подробнее рассмотрим, какие заболевания лечит логопед. Итак, мы уже выяснили, что логопедическая специализация имеет многопрофильный характер. Этот факт обуславливает множество заболеваний по профилю логопеда. К таким можно отнести заикания различных степеней, картавость, шепелявость, гнусавость, отсутствие способности произношения слов в определенном порядке, отсутствие способности составлять логические предложения, лечение дислексий различных степеней. Речевые дефекты могут обуславливаться врожденными пороками, например, заячьей губой или дефектами постановки речи.

Нередки случаи обращения взрослых людей к услугам логопеда или фонопеда.

Это, как правило, связано с нарушением работы речевого аппарата, вызванным несчастным случаем или перенесенным заболеванием.

Логопеды практикуют лечение пациентов, которым вследствие онкологических заболеваний удаляют гортань, пациентов с поражениями отделов головного мозга, спровоцированного склеротическими явлениями или опухолями головного мозга, пациентов с нарушениями целостности гортани и других заболеваний в следствие которых, нарушается речевая функция. В таких случаях методика лечения назначается индивидуально и зависит от причины речевых нарушений.

Детские логопеды практикуют в своих методиках лечения речевых нарушений у детей применение всевозможных игр, стараясь максимально создать благоприятную обстановку для свободного самовыражения ребенка.

Методики лечения достаточно разнообразны. Например, попытки погасить свечку или надувание мыльных пузырей способствует развитию способности придавать губам определенное положение и развивает способность контролировать дыхание. Высовывая язык, перед зеркалом или показывая его логопеду, ребенок узнает о возможных движениях языка. Такие упражнения способствуют тренировке мышц, которые активно участвуют при произношении звуков. Логопед обучает пациента правильному дыханию, а лишь потом начинают вырабатывать правильный речевой голос. После этого начинается обучение общей артикуляции.

Большое значение имеют регулярные постоянные тренировки артикулярного аппарата, которые возможны в результате диалога ребенка и взрослого человека. Своеобразная тренировка артикулярного аппарата происходит при жевании твердых яблок или моркови. Как правило, дети пытаются повторять звуки, которые говорит им логопед. Очень часто, достаточно логопедических упражнений чтобы ребенок избавился от косноязычия. Развивающие игры, рассматривание всевозможных картинок способствует правильному формированию речевого развития, обучению правильному составлению слов и предложений и развитию выразительной и связной речи.

И всё же, какие заболевания лечит логопед. Прежде всего, это нарушение звукового произношения или дизартрия и дислалия, нарушение речевого темпа или заикание, речевые расстройства, связанные со слуховыми нарушениями, потеря дара речи, речевое недоразвитие или алалия и афазия, дефективный прикус.

Советы врача логопеда не будут лишними и пригодятся родителям деток разного возраста, тем более, что проблемы с речью в настоящее время явление достаточно частое.

Специалисты-логопеды отметили такую закономерность – у детей, имеющих проблемы с речью наблюдается отсутствие аппетита. Съесть яблоко или морковь становится целой проблемой. Это объясняется тем, что челюстные мышцы у таких детей слаборазвиты, что собственно и тормозит развитие артикуляционного аппарата. С целью развития челюстных мышц и артикуляционного аппарата необходимо приучать ребенка к жеванию корочек подсушенного хлеба, можно даже сухарей, целых овощей и фруктов, небольших кусков мяса. Для развития мышц языка и щек можно научить ребенка надувать щеки и перекатывать воздух из щеки в щеку.

Важно развитие мелкой моторики, ребенку необходимо как можно больше двигать пальчиками, например, нажимать клавиши телефона, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Такие тренировки пальчиков необходимо проводить регулярно. По мере развития моторики пальчиков, речь ребёнка формируется и становится понятнее.

Развитию моторики способствует занятие лепкой. Но при этом необходимо следить за тем, чтобы малыш не брал в рот пластилин.

Многие родители не дают в руки ребенку ножницы. В продаже есть специальные ножницы для детей, исключающие возможность ранения. Вырезание такими ножницами будет отличной тренировкой, развивающей моторику детских пальчиков.

Немногие знают, что звуки речи образуются воздушной струей, которая выходит их легких в гортань, через глотку и ротовую полость.

Нормальное звукообразование возможно благодаря правильному речевому дыханию, создающему условие для нормальной громкости речи, сохранению плавной речи, выразительности и интонации. Нарушенное речевое дыхание может быть результатом общего ослабления аденоидного разращения, всевозможных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка провоцирует такие нарушения речевого дыхания, нерациональное использование выдоха, неполное возобновление запасов воздуха. У ребенка с ослабленным выдохом-вдохом очевидны трудности с громкостью речи, произношением фраз.

Нерациональное расходование воздуха нарушает плавность речи, в виду того, что ребенку необходимо сделать вдох на середине фразы. Очень часто ребенок с такими проблемами может недоговаривать слова и в конце фразы перейти на шепот или заканчивая длинную фразу, ребенок говорит на вдохе, при этом речь будет судорожной, нечеткой, с захлебываниями. Короткий выдох не дает сделать ребенку логическую паузу в речи и он говорит быстро.

Развивая у ребенка речевое дыхание, прежде всего, нужно сформировать правильный, достаточной силы, плавный выдох ртом. Этот выдох должен быть постепенным. Ребенку нужно объяснить необходимость постепенного выдоха и экономного расходования воздуха.

Очень важно развивать у ребенка способность направления воздушных потоков в определенном направлении. Это можно практиковать во время игр с ребенком. При этом необходимо постоянно следить за правильностью дыхания ребенка.

Правильному вдоху предшествует правильный ротовой выдох. Выдох делается набором полной груди воздуха через нос. Выдыхать нужно воздух плавно без толчков. При выдохе губы нужно складывать трубочкой, не сжимая и не надувая щеки. Выдыхать воздух необходимо через ротовую полость, недопускается выдох воздуха через нос. Чтобы ребенок ощутил, как воздух выходит через ротовую полость, зажмите кратковременно ему ноздри. Выдох должен быть полным, до полного выдоха воздуха. Следите за тем, чтобы во время разговора или пения ребенок не набирал воздух частыми короткими вдохами.

Проведение игр развивающих дыхание ребенка, имейте в виду возможное головокружение у ребенка. Следовательно, необходимо ограничение по времени длительности таких игр или чередование с другими развивающими упражнениями.

Безусловно, роль родителей и близких людей при речевом развитии ребенка значительна. В некоторых случаях достаточно сконцентрировать внимание малыша на правильном произношении звуков, и он с удовольствием повторяет эти звуки. При возникающих трудностях произношения звуков, необходимо дополнительное развитие артикуляционной мускулатуры при помощи специальной гимнастики. Если по истечении месяца проведенных занятий произношение не улучшилось, необходима консультация логопеда. Дальнейшие непрофессиональные занятия с ребенком могут способствовать развитию неправильного произношения или вообще нежелания ребенка чем-либо заниматься.

Родителям малыша необходимо следить за своей речью, ведь они пример для подражания и первые слова ребенок слышит именно от родителей.

Родителям нужно общаться с ребенком как с равным. Исключается искажение звукопроизношения по типу «сюсюкания», «лепетные» интонации, подражание речи ребенка так же исключаются. Речь родителей должна быть четкой, умеренного темпа.

При общении с ребенком не употребляйте сложные для восприятия выражения и обороты и труднопроизносимые слова. Ваша речь должна быть максимально простой для восприятия ребенка.

Значение незнакомых слов и выражений нужно объяснять ребенку в доступной и понятной для него форме. Исключается передразнивание или раздраженное корректирование речи ребенка, ни в коем случае не наказывайте ребенка за ошибки в речи.

Большая польза от чтения ребенку стихотворений соответствующих его возрасту. Развитие слухового внимания, подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики кистей рук, безусловно, способствуют правильному развитию речи.

Как правило, общаясь со сверстниками, при условии, что это нормальная языковая среда, возможно позитивное влияние на речевое развитие малыша. Но не всегда ребенок в состоянии самостоятельно решить речевые проблемы. Достаточно много взрослых людей имеют речевые дефекты – является доказательством этому. Поэтому очень важно, если у ребенка есть нарушения речи необходимо проконсультироваться с логопедом. Успешное исправление речи в большей степени зависит от своевременного начала коррекции этих нарушений. Выявление проблемы в речевом развитии на ранних стадиях гарантирует в большинстве случаев достижение успешного результата. Родителям необходимо помнить, что эффективная коррекция речи ребенка зависит от общения и игр в домашних условиях и закрепления знаний, полученных на занятиях с логопедом.

Малышам с явными речевыми дефектами необходима квалифицированная помощь логопеда, при этом не стоит забывать об адекватной помощи родителей. Основные советы логопеда, прежде всего, заключаются во внимательном общении с ребенком и своевременном обращении к услугам специалиста при обнаружении нарушений речи.



Похожие статьи