Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества

22.09.2019

Управление акционерным обществом Право акционера на роль в управлении АО реализуется:

в праве участвовать в Общем собрании акционеров – высшем органе управления АО, определяющим главные направления его деятельности;

а также в праве избирать и быть избранными в органы управления общества.

При этом одна обыкновенная акция предоставляет своему владельцу один голос в управлении делами общества, который акционер может употреблять на общих собраниях акционеров.

Контрольный пакет акций – это количество обыкновенных акций в принадлежности акционера, которое обеспечивает возможность фактически единоличного принятия либо блокирования решений по вопросам деятельности общества на общем собрании акционеров.

Теоретически величина контрольного пакета акций соответствует обыкновенных акций.

Общее собрание акционеров - высший орган управления АО. Оно проводится непременно один раз в год (годовое) через 2-6 месяцев после окончания денежного года. Другие собрания являются внеочередными.

Собрание акционеров решает вопросы выборов совета директоров и ревизионной комиссии, утверждения аудитора, рассмотрения годового отчета. Решения принимаются методом голосования. Существует три метода проведения голосования:

Совет директоров устанавливает дату по состоянию на которую составляется по данным реестра перечень акционеров, имеющих право на роль в общем собрании.

Ø Акционеры информируются советом директоров о намеченном собрании методом:

Направления письменного уведомления

Через остальные СМИ

Форма сообщения определяется уставом либо общим собранием акционеров. Если форма не определена рассылка сообщения осуществляется заказным письмом.

Ø При подготовке к собранию акционерам представляются:

Годовой отчет АО

Заключение ревизора и аудитора по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности

Сведения о кандидатах в совет директоров и ревизионную комиссию

Проект изменении и дополнении устава

После проведения регистрации участников общего собрания счетная комиссия описывает кворум (акционеры либо их представители владеют в совокупности > 50% размещенных голосующих акции) если кворума нет объявляется дата нового собрания с той же повесткой дня (для этого собрания кворум 30%).



1. счетная комссия составляет протокол, опечатывает бюллетени и сдает их в архив

Совет директоров - осуществляет общее управление деятельностью АО, не считая вопросов относящихся к исключительной компетенции общего собрания. Членам совета директоров по решению общего собрания может выплачиваться вознаграждение либо компенсация расходов, связанных с их членством.

Компетенция исполнительного органа - все вопросы управления текущей деятельностью, не считая вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров. Единоличный исполнительный орган (Директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе:

Ø представляет его интересы

Ø совершает сделки

Ø утверждает штатное расписание

Ø издает приказы

Заседание правления проводит директор, подписывающий все документы от имени АО и работающий без доверенности в согласовании с решением правления.

Члены совета директоров (наблюдательного совета), директор (генеральный директор), члены коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), управляющая организация либо управляющее лицо

Ø обязаны действовать в интересах АО, добросовестно и уместно

Ø несут ответственность перед АО за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействиями).



Ø ответственность нескольких лиц является солидарной.

В трибунал с иском к лицам, входящим в орган управления АО, может обратится АО либо акционер (акционеры), владеющие не менее чем 1% размещенных обыкновенных акции.

Учет и отчетность. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью АО.

Ответственность за компанию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, своевременное представление годового отчета, а также сведении, представляемых акционерам, кредиторам и в СМИ несет исполнительный орган АО.

Достоверность данных в годовом отчете, балансе, счете прибылей и убытков обязана быть доказана ревизором. Перед опубликованием этих документов АО обязано привлечь аудитора не связанного имущественными интересами с АО и его акционерами.

Годовой отчет подлежит предварительному утверждению советом директоров не позже чем за 30 дней до годового собрания.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием акционеров. Осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности АО по итогам года и во всякое время по собственному решению, либо по требованию общего собрания, совета директоров, акционера, обладающего 10% акции. Вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания. Члены ревизионной комиссии не могут входить в совет директоров и другие органы управления АО.

Аудитор (гражданин либо организация) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности АО на основании заключаемого с ним контракта. Аудитора утверждает общее собрание, оплата его труда определяется советом директоров.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II настоящего Федерального закона.
По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества.
Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.

По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.
Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества. (Статья 85. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Аудитор общества. Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.

Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества. (Статья 85. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. (Статья 86. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Учёт и отчётность. Информация об обществе

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества. Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе , своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте документов общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров. (Статья 88. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Предоставление обществом информации. Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.
Предоставление обществом информации акционерам. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
В случае использования в отношении публичного общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") такое общество обеспечивает представителям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования доступ ко всем своим документам.

Документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Дополнительные требования к порядку предоставления документов, указанных в настоящем пункте, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными актами Банка России.
Общество обязано обеспечивать акционерам общества доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления или заявления, об изменении основания или предмета ранее заявленного иска. В течение трех дней со дня предъявления соответствующего требования акционером указанные документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество по требованию акционера обязано предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление. (Статьи 90,91. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Обязательное раскрытие обществом информации. Публичное общество обязано раскрывать:
- годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;
- проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;
- сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
- иные сведения, определяемые Банком России.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России. (Статья 92. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Освобождение от обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Общество по решению общего собрания акционеров вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах обратиться в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Решение принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. (Статья 92_1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Информация об аффилированных лицах общества. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.

В случае, если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.

Общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. (Статья 93. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Глава 4.14. О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ 4.14.1. Законодательная основа хранения документов акционерных обществ Законодательные нормы, определяющие хранение документов, установлены целым рядом федеральных законов и нормативно-правовых актов РФ, законов и нормативных правовых актов субъектов РФ. Документы, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно, или быть переданы по договору на хранение в государственный или муниципальный архив. В соответствии со ст.89 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2014 года) общество обязано хранить свои документы, оно является владельцем архивных документов, осуществляет владение и пользование архивными документами и реализует полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором. Законом определен и состав документов, которые АО обязано сохранить. Хранение документов общества. Общество обязано хранить следующие документы:
- договор о создании общества;
- устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
- документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы общества;
- положение о филиале или представительстве общества;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской отчетности;
- протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
- бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
- отчеты независимых оценщиков;
- списки аффилированных лиц общества;
- списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
- судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России.
(Статья 89. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Акционерное общество в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125 -ФЗ "" обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение установленных сроков их хранения согласно Положению о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ. (Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ"). Акционерное общество хранит документы по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

При реорганизации акционерного общества условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами. В случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Росархива и часть его документов отнесена к составу АФ РФ, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив. Если договорных отношений с архивом не имелось, то государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества. Согласно Положению о порядке и сроках хранения документов АО место хранения остальных документов определяется председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим. Статьей 14 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125 -ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации " установлено, что в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов все организации независимо от организационно-правовой формы руководствуются в работе с архивными документами законодательством РФ (в том числе правилами, установленными Росархивом), законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Таким образом, вся система хранения документов акционерного общества регламентирована государством, которое установило и меру ответственности за нарушение установленных правил. (КоАП РФ. Статья 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учёта или использования архивных документов).

При организации хранения документов в любом акционерном обществе неизбежно встает вопрос о сроках хранения и порядке, правилах и методике хранения документов общества.

По времени осуществления контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения какой-либо деятельности.

Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования финансовых средств, материальных ценностей, принятия необоснованных решений. Это наиболее эффективный вид контроля, так как он имеет предупредительный характер. Объекты такого контроля - проектно-сметная документация, договоры, сметы, документы, отражающие поступление и движение товарно-материальных ценностей, денежных средств.

Текущий контроль осуществляется в ходе ведения хозяйственных операций. Его цель - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля - установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. Такой контроль обеспечивает объективную оценку деятельности всех звеньев экономики и отдельных должностных лиц. Объектами последующего контроля служат первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.

По источникам проведения контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на документальный и фактический контроль.

Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации.

Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

Фактический контроль предполагает проверку состояния, наличия и использования основных и оборотных средств организации и предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных. Объектами фактического контроля служат товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.

Фактический контроль не в состоянии обеспечить воссоздание всей картины хозяйственных процессов из-за отсутствия полной необходимой информации, поэтому его следует применять в сочетании с документальным контролем, что в конечном итоге повышает качественный уровень контрольно-ревизионной работы.

По методам осуществления контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на ревизию и проверку.

Ревизия - совокупность обязательных контрольных мероприятий, обеспечивающих возможность достоверного документального подтверждения обоснованности и (или) не обоснованности действий руководства и ответственных сотрудников ревизуемой организации (предприятия), совершенных по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности.

Проверка - совокупность контрольных мероприятий, обеспечивающих возможность достоверного и документального подтверждения обоснованности и (или) необоснованности действий руководства и ответственных сотрудников проверяемой организации (предприятия), совершенных по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности.

Еще по теме Виды контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и предприятий:

  1. Глава 1. Роль внутреннегоаудита и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  2. И. Н. Пашкина А. В. Евдокимова. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации, 2009
  3. 8. Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью банка
  4. 3.ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕВИЗИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  5. 1.2. Финансовая отчетность - информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  6. 1.10. Финансовое моделирование как способ изучения ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности и выбора финансовой стратегии предприятия
  7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
  8. 3.3. Методы комплексной рейтинговой оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и их структурных подразделений

Финансовый менеджмент в ЛПУ

Переход деятельности ЛПУ на принципы рыночных отношений невозможен без механизмов финансового менеджмента , направленного на оптимизацию ресурсного потенциала.

Финансы – это один из немногих видов ресурсов, которые легко можно трансформировать в другие виды ресурсов.

Финансовый менеджмент в ЛПУ – это управление движением финансовых ресурсов медицинского учреждения и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых средств.

Задачами финансового менеджмента в ЛПУ являются:

1.финансовое планирование доходов и расходов;

2. мобилизация финансовых ресурсов;

3. регулирование финансовых потоков;

4. финансовый аудит.

Наличие множества источников финансирования ЛПУ диктует необходимость уметь правильно оценить возникшую ситуацию и принять правильное управленческое решение.

Технология финансового менеджмента на уровне ЛПУ :

1. сбор и анализ полученной финансовой информации;

2. предварительная экспертиза возможных альтернатив;

3. составление финансового плана (бюджета);

4. прогнозирование финансовых результатов;

5. исполнение финансового плана (бюджета);

6. контроль за исполнением финансового плана (бюджета).

При анализе факторов, влияющих на формирование и исполнение финансового плана (бюджета), следует учитывать следующие условия :

1. спрос и предложение медицинских услуг;

2. ценообразование медицинских услуг;

3. рынок медицинских услуг;

4. ресурсы ЛПУ;

5. технологии производства медицинских услуг;

6. экономическую эффективность (выпуск медицинских услуг на единицу затрат);

7. необоснованные затраты;

8. состояние систем клинического управлении;

9. систему оплаты труда медицинского персонала.

Функциями финансового менеджмента на уровне ЛПУ являются:

1. организация оборота финансовых средств ЛПУ;

2. обеспечение ЛПУ финансовыми средствами;

3. анализ рынка основных средств и инвестиций в медицинское учреждение;

4. формирование основных и оборотных средств медицинского учреждения;

5. организация финансовой работы.

Финансовое состояние ЛПУ характеризуется совокупностью показателей, которые отражают наличие, размещение и использование финансовых средств.

В сложившейся системе здравоохранения России финансирование медицинских организаций осуществляется из следующих источников :

1. в большей степени из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования;

2. частично за счет выполнения программ добровольного медицинского страхования и от граждан за оказание медицинских услуг.

Актуальность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций в условиях многоканального финансирования обусловлена тем, что:


1. финансовые ресурсы можно быстро трансформировать в другие виды ресурсов (трудовые, материальные);

2. и это требует от руководителей здравоохранения повышения эффективности их использования.

Поэтому финансовый контроль является одной из важнейших функций:

1. государственных и муниципальных органов управления,

2. включая и органы управле­ния здравоохранением.

При осуществлении финансового контроля проверяется :

1. соблюдение установленного нормативно-правовыми актами порядка финансовой деятельности,

2. экономическая обоснованность распределения и использования финансовых средств.

В ходе проверок изучается :

1. соблюдение правил совершения финансовых операций, расчетов и хра­нения финансовых средств;

2. использование финансовых средств, находящихся в хозяйственном веде­нии организации;

3. наличие внутренних резервов и возможностей для более эффективного использования ресурсов;

4. состояние работы по устранению и предупреждению нарушений правил финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от контролирующих органов финансовый контроль осуществляют :

1. законодательные органы государственной власти и местного самоуправ­ления;

2. контрольные органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления;

3. ведомственные контрольные органы;

4. органы налоговой службы;

5. контрольные комиссии организаций;

6. аудиторские компании.

Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации .

Для осуществления финансового контроля законодательными органами Субъектов Федерации и муниципальных образований создаются собственные контрольные органы:

1. Счетная палата Российской Федерации,

2. контрольные палаты,

3. контрольные комиссии.

Они проверяют правильность использования бюджетных средств всех уровней исполнитель­ной власти и выносят оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.

При этом финансовый контроль, осуществляемый законодательными орга­нами для распорядителей и исполнителей бюджетов (Правительство Россий­ской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы исполни­тельной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе органы управления здравоохранением всех уровней управления, учреж­дения) является обязательными.

Законодательные органы государственной власти и муниципальных обра­зований осуществляют следующие формы финансового контроля :

1. предварительный контроль - в ходе подготовки проектов бюджетов и их утверждения;

2. текущий контроль - в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов;

3. последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной исполнительной власти и муниципальных образований осуществляют:

1. Министер­ство финансов Российской Федерации,

2. Федеральное казначейство,

3. финансо­вые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

4. распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий кон­троль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и по­лучателей бюджетных средств (учреждений).

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получа­телями бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств(федеральные министерства и ведомства, в том числе Минздрав России) осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого (в соответ­ствии со сметой расходов) использования бюджетных средств в подведомствен­ных учреждениях, в том числе и учреждениях здравоохранения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за целевым использовани­ем бюджетных средств подведомственными учреждениями, в том числе уч­реждениями здравоохранения.

Контролирующие органы используют следующие методы финансового контроля:

1. ревизии;

2. проверка финансово-хозяйственной документации.

Ревизия является наиболее цельным методом контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Ревизии подразделяются:

1. по объему проверки на сплошные и выборочные,

2. по организации на плановые, внеплановые и комплекс­ные (проводимые несколькими контрольными органами).

В ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здра­воохранения изучаются вопросы :

1. состояние учета и эффективности использования материальных ресурсов;

2. обоснованность приобретения материальных ресурсов;

3. обеспечение сохранности материальных ресурсов и финансовых средств;

4. правильность начисления и выплаты заработной платы работникам;

5. соблюдение правил проведения финансовых операций, соблюдение порядка финансового учета и отчетности.

По окончании проверки контролирующими органами составляется акт про­верки , в соответствии с которым:

1. устанавливаются меры по устранению выяв­ленных нарушений и предупреждению их возникновения в организации,

2. а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нару­шении правил финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельностикоммерчес­ких организаций , в том числе медицинских, осуществляется органами налого­вой службы Российской Федерации .

Целью финансового контроля органов налоговой службы является выявление сокрытых от налогообложения доходов коммерческой организации.

С этой же целью осуществляется налоговыми органами финансовый контроль и учреждений здравоохранения в случае получения ими доходов за предоставление медицинских услуг за личный счет граждан.

Важное место при осуществлении внутреннего финансового контроля за­нимают аудиторские проверки , которые организуются самими организациями для получения объективных данных о состоянии финансовой деятельности.

Аудиторские проверки (аудит) проводятся аудиторскими фирмами, имею­щими лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит предусматривает проверку имеющейся в организации финансовой отчетности по использованию финансовых средств.

Целью аудита является выявление искажений в финансовой отчетности.

По результатам аудита ауди­торской фирмой выдается аудиторское заключение о состоянии бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый во всех вышепере­численных формах, является важной составляющей мероприятий, направлен­ных на повышение эффективности использования ресурсов в организациях здравоохранения.

  • 1. Общие положения
  • 1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы ее функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за внутренний контроль.
  • 1.2. Все изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по решению Совета директоров Общества.
  • 2. Структура
  • 2.1. Внутренний контроль - это непрерывно действующий процесс, встроенный в деятельность Общества и направленный на повышение эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления наиболее оптимальным образом и с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей Общества подтверждения в следующих сферах:
    • - эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получения прибыли и защиту активов;
    • - надежность и достоверность финансовой отчетности;
    • - соответствие применимому законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность.
  • 2.2. Система внутреннего контроля - это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами, организованных и осуществляемых в Обществе Советом директоров, руководством и другими сотрудниками на всех уровнях и по всем функциям.
  • 2.3. Процедуры внутреннего контроля - это совокупность мер, осуществляемых Ревизионной комиссией Общества, Комитетом по аудиту Совета директоров Общества, Советом директоров Общества, Единоличным исполнительным органом Общества (Генеральным директором), а также иными подразделениями Общества, уполномоченными осуществлять внутренний контроль (далее - подразделения Общества), и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансовохозяйственной деятельности, на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.
  • 2.4. Основной целью внутреннего контроля является получение уверенности в том, что Общество достигает поставленных целей деятельности наиболее эффективным способом.
  • 2.5. Внутренний контроль призван обеспечить:
    • - сохранность активов, экономичное и эффективное использование ресурсов Общества;
    • - соблюдение требований действующего законодательства, внутренней политике, стандартов и процедур Общества;
    • - выполнение бизнес-планов Общества;
    • - полноту и достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности, управленческой информации Общества;
    • - выявление и анализ рисков в момент их возникновения в деятельности Общества;
    • - планирование и управление рисками в деятельности Общества.
  • 3. Принципы функционирования системы внутреннего контроля
  • 3.1. Система внутреннего контроля в Обществе строится на следующих принципах:
    • - постоянное функционирование системы внутреннего контроля;
    • - подотчетность всех участников системы внутреннего контроля - качество выполненных контрольных функций каждым лицом контролируется другими участниками системы внутреннего контроля;
    • - разделение обязанностей между работниками Общества;
    • - надлежащее одобрение и утверждение всех финансовохозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий;
    • - обеспечение организационной обособленности подразделения Общества, осуществляющего ежедневный внутренний контроль, и его функциональная подотчетность Совету директоров через Комитет по аудиту;
    • - ответственность всех субъектов внутреннего контроля за надлежащее выполнение контрольных функций;
    • - взаимодействие всех подразделений и служб Общества, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;
    • - своевременность передачи сообщений о выявленных нарушениях и отклонениях в максимально короткие сроки.
  • 4. Компоненты системы внутреннего контроля
  • 4.1. Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:
    • - контрольная среда, включающая компетентность сотрудников компании, политику руководства, способ распределения руководством полномочий и ответственности, структуру организации и повышение квалификации сотрудников, а также руководство и управление со стороны Совета директоров;
    • - оценка рисков - представляющая собой идентификацию и анализ соответствующих рисков при достижении определенных задач, связанных между собой на различных уровнях;
    • - деятельность по контролю, обобщающая политику и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы руководства исполняются, и включающая ряд действий, таких как: выдача одобрений, подтверждений, проведение проверок, контроль текущей деятельности, гарантия безопасности активов и разделение полномочий;
    • - деятельность по информационному обеспечению и обмену информацией, направленная на своевременное и эффективное выявление данных, их регистрацию и обмен ими, в целях формирования у всех субъектов внутреннего контроля понимания принятых в Обществе политики и процедур внутреннего контроля и обеспечения их исполнения;
    • - мониторинг - процесс, включающий в себя функции управления и надзора, во время которого оценивается качество работы системы внутреннего контроля.
  • 5. Органы и лица, ответственные за внутренний контроль
  • 5.1. Внутренний контроль осуществляется Советом директоров Общества, Ревизионной комиссией, Комитетом по аудиту, Отделом внутреннего аудита, Единоличным исполнительным органом (Генеральным директором), а также другими сотрудниками Общества на всех уровнях, и при этом каждый несет ту или иную ответственность за внутренний контроль.
  • 5.2. Функции, права и обязанности, ответственность участников внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предусмотрены организационно-распорядительными документами Общества. Данные документы, равно как и иные документы, затрагивающие вопросы внутреннего контроля, не могут противоречить настоящему Положению.
  • 5.3. В целях обеспечения системного характера контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества проведение процедур внутреннего контроля осуществляется уполномоченным подразделением Общества - Отделом внутреннего аудита, ответственным за внутренний контроль, во взаимодействии с другими органами и подразделениями Общества.
  • 5.4. В функции Совета директоров входит:
    • - определение направления и одобрения определенных операций и стратегий системы внутреннего контроля;
    • - ежегодное сообщение на Годовом общем собрании акционеров Общества о результатах проведения анализа и оценки надежности и эффективности системы внутреннего контроля, основанного на данных регулярных отчетов Единоличного исполнительного органа, внутреннего и внешнего аудиторов, Ревизионной комиссии, информации из других источников и собственных наблюдениях по всем аспектам внутреннего контроля, включая: финансовый контроль, операционный контроль, контроль над соблюдением законодательства, контроль внутренних политик и процедур;
    • - определение структуры и состава подразделения Общества, ответственного за внутренний контроль;
    • - совершенствование процедур внутреннего контроля.
  • 5.5. Ответственность за организацию контроля над достоверностью и полнотой финансовой отчетности, надежностью и эффективностью системы внутреннего контроля Общества лежит на Комитете по аудиту Совета директоров. Роль, цели, задачи, полномочия Комитета по аудиту отражены в Положении о Совете директоров Общества.
  • 5.6. Ответственность за ее функционирование в соответствии с утвержденной Советом директоров политикой в области внутреннего контроля Общества возлагается на Единоличный исполнительный орган (Генерального директора). Единоличный исполнительный орган

Общества внедряет процедуры системы внутреннего контроля и обеспечивает ее эффективное функционирование, своевременно информируя Совет директоров обо всех значительных рисках Общества, недостатках системы внутреннего контроля, о планах и мероприятиях по их устранению.

  • 5.7. Сотрудники (включая руководителей) подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в детальной разработке стратегий и процедур по осуществлению контроля. В их обязанности входит справляться с нестандартными ситуациями и проблемами по мере их возникновения. О значительных вопросах или возникших по конкретной сделке рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству Общества.
  • 5.8. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур внутреннего контроля, а именно за соответствием финансово-хозяйственных операций Общества законодательству Российской Федерации и Уставу Общества, а также над полнотой и достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности лежит на Отделе внутреннего аудита, роль, цели и задачи которого отражены в Положении об отделе внутреннего аудита.
  • 5.9. Отдел внутреннего аудита Общества отчитывается перед Комитетом по аудиту Совета директоров о результатах внутреннего аудита. Отдел внутреннего аудита сообщает о выявленных нарушениях процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Комитету по аудиту.
  • 5.10. Отдел внутреннего аудита Общества функционально подчиняется Комитету по аудиту Совета директоров, а административно Единоличному исполнительному органу (Генеральному директору).
  • 6. Процедуры и методы внутреннего контроля
  • 6.1. Процедуры внутреннего контроля Общества включают:
    • - определение взаимосвязанных и непротиворечащих целей и задач на различных уровнях управления Обществом;
    • - выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и других рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;
    • - оценка существенных компонентов внутреннего контроля;
    • - определение критериев и оценки эффективности системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;
    • - определение критериев и оценки эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;
    • - рассмотрение финансовой и другой информации в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды или с ожидаемыми результатами деятельности;
    • - использование адекватных способов учета событий и операций;
    • - проверку сохранности активов;
    • - надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;
    • - регулярные оценки качества системы внутреннего контроля;
    • - доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;
    • - распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества обязанностей по одобрению и утверждению, учету операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций;
    • - осуществление операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;
    • - иные процедуры, необходимые для достижения целей внутреннего контроля.
  • 6.2. При проведении процедур внутреннего контроля применяются методы инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, а также иные методы, необходимые для осуществления процедур внутреннего контроля.
  • 7. Заключительные положения
  • 7.1. Настоящее положение о внутреннем контроле (далее - Положение) Открытого акционерного общества “X” (далее - “Общество”) разработано на основании действующего законодательства Российской Федерации, Устава ОАО “X” (далее - Общество), Положения о Совете директоров ОАО “X”, Положения об отделе внутреннего аудита ОАО “X”.
  • 7.2. В Положение могут вноситься дополнения и изменения по согласованию с Советом директором, утверждаемые приказом (распоряжением) руководителя.
  • 7.3. Срок действия настоящего Положения неограничен.


Похожие статьи