Когда была волынская резня в польше. Волынская резня

23.09.2019

В Польше вспоминают жертв Волынской трагедии 1943 года и обещают призвать Киев к ответственности

11 июля Польша вспоминает жертв массового геноцида польского населения, устроенного в 1943 году бандформированиями так называемой Украинской повстанческой армии (УПА) на оккупированной нацистской Германией территории бывших польских "восточных кресов". В историографии террор известен под названием Волынская резня.

Начиная с воскресенья 9 июля, по всей Польше проходят поминальные акции и памятные мероприятия, посвященные жертвам Волынской резни. В них принимают участие представители польской общественности, творческой интеллигенции, действующие политики и депутаты сейма, простые граждане. В ходе этих мероприятий звучат открытые призывы к Украине с требованием прекратить прославление военных преступников из ОУН-УПА, ответственных за террор в отношении польского населения, и признать действия украинских националистов в отношении польского населения Волыни актом геноцида.

Массовые убийства в канун христианских праздников

День 11 июля 1943 года стал апогеем трагедии польского населения Волыни. В этот день украинскими националистами одновременно были атакованы 167 польских сел. По данным польской исследовательницы Евы Семашко, только за два дня они уничтожили свыше 4000 поляков. При этом жертвами озверевших боевиков УПА становились в основном женщины, старики и дети - то есть, люди, которые не могли оказать сопротивление.

Всего же в июле 1943 года на Волыни от рук украинских карателей погибли около 10 тысяч поляков, а общее количество жертв Волынской резни исчисляется цифрами от 30 до 80 тысяч человек.

Решение о проведении массового террора в отношении польского населения было оформлено на третьей конференции ОУН Степана Бандеры (напомним, что еще в 1940 году Организация украинских националистов раскололась на более умеренное и более радикальное крыло, возглавили которые, соответственно, Андрей Мельник и Степан Бандера), которая состоялась в феврале 1943 года. Как показал впоследствии на допросе в НКВД член Центрального провода ОУН Михаил Степаняк, решение об усилении вооруженной борьбы против поляков и красных партизан (читай, о проведении массовых этнических чисток) было принято под влиянием Романа Шухевича. А непосредственным осуществлением карательных акций занималась уже созданная к тому моменту времени УПА, которой в 1943 году командовал Дмитро Клячкивский, более известный под псевдонимом Клим Савур (в начале 1944 года его сменил сам Шухевич).

Целью этих акций стало полное уничтожение польского населения Волыни, которое, по мнению лидеров ОУН-УПА, представляло угрозу для независимого украинского государства.

Начало наиболее массовых и систематических акций по уничтожению польского населения Волыни приходится на март-апрель 1943 года. Притом, как отмечает исследователь истории ОУН-УПА Алексей Баканов, их пик пришелся как раз на пасхальную неделю в третьей декаде апреля.

Новая, куда более сильная и охватывающая практически всю территорию Волыни волна геноцида пришлась как раз на первую половину июля, в канун праздника святых апостолов Петра и Павла. Интересно, что современные идейные наследники бандеровцев, проводящие карательную операцию в Донбассе, даже в этом стараются подражать своим кумирам. Многие очевидцы подтверждают, что усиление обстрелов и провокаций со стороны ВСУ происходит как раз в канун великих православных праздников.

Борьба против исторической правды

В 2016 году Польша официально установила 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершенного украинскими националистами. Тогда же на экраны вышел фильм режиссера Войцеха Смажовского "Волынь", повествующий о тех страшных событиях и показывающий те зверства, которые совершали бандеровцы в отношении мирного польского населения. Это вызвало шквал негодования со стороны современных украинских нацистов. Естественно, прокат фильма на Украине был запрещен, а по стране прошла волна открытых антипольских акций.

Самые громкие из них, о которых уже упоминал Царьград, - разрушение памятника жителям польской деревни Гута-Пеняцкая на Львовщине, убитым карателями из украинской дивизии СС "Галичина" в феврале 1944 года, и обстрел из гранатомета консульства Польши в Луцке.

Примечательно, что польский консул на Волыни Веслав Мазур был замечен в крайне резких высказываниях в адрес украинцев, отрицающих факт геноцида поляков, и советовал им "подучить свою историю". Интересно, что виновные в совершении данных преступлений так до сих пор не найдены и не привлечены к ответственности. Как и следует в таких случаях, официальный Киев обвинил во всем вездесущую "руку Кремля", которая, дескать, спит и видит, как поссорить украинцев и поляков.

Официальная Варшава сделала вид, что удовлетворена такой отмазкой "партнера". Однако все точки над "i" расставило недавнее заявление главы польского МИД Витольда Ващиковского, который пообещал, что "Польша не пустит Украину в ЕС с Бандерой". Последовавшие вслед за этим проклятия в адрес поляков со стороны "украинских патриотов", на которых также акцентировал внимание Царьград, не оставили никаких сомнений в том, кто в действительности заинтересован в том, чтобы скрыть историческую правду.

Польский историк: Прославление бандеровщины обернется для Украины изоляцией

"Я не считаю, что исторические проблемы должны играть главную роль в двусторонних отношениях между народами. Хотя, вы не можете считаться другом и союзником Польши до тех пор, пока вы строите свою национальную идентичность на поклонении преступникам, принимавшим участие в геноциде польского населения. Невозможно говорить о прощении до тех пор, пока Бандера и Шухевич почитаются в Киеве в качестве выдающихся героев Украины", - заявил корреспонденту Царьграда польский историк и общественный деятель Бартош Бекер.

По словам эксперта, польская поддержка Киева часто переоценивается, но несомненным фактом является то, что для Варшавы Украина имеет важное значение как пространство для соперничества с Россией.

"В соответствии с геополитическими планами Польши, независимая прозападная Украина должна играть роль стратегического буфера, отделяющего нашу страну от имперских амбиций России", - добавил собеседник Царьграда.

Бекер уверен в том, что такая политика будет продолжаться и в дальнейшем. Однако сегодня польское руководство сталкивается с одной очень неприятной проблемой.

"Дальнейшее польско-украинское сотрудничество теряет общественную поддержку, вследствие заносчивости Украины в области исторической политики. Закон и порядок больше не могут игнорировать бандеровщину. После серии дипломатических инцидентов, совершенных украинской стороной, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Украина должна забыть об интеграции с Европой до тех пор, пока считает своим героем Бандеру. И это вызвало возмущение не только со стороны украинских националистов", - заявил польский историк.

По его словам, Варшава дала четкий и однозначный сигнал Киеву, не направив даже приглашения президенту Порошенко на саммит "Трех морей", организатором которого выступила Польша, и который собрал 12 стран Адриатического, Балтийского и Черноморского регионов. Таким образом, Варшава предупредила, что Киев может лишиться поддержки и даже остаться в изоляции, если политика глорификации военных преступников ОУН-УПА будет продолжаться.

"Сегодня польско-украинские отношения находятся на самом критическом уровне с момента "Евромайдана" 2014 года", - резюмировал Бартош Бекер.

Дмитрий Павленко

Подпишитесь на нас

Наверное, сложно найти человека, который бы не знал об этой трагической странице нашей истории. Волынская резня – это этническая чистка Западной Украины от не-украинцев в 1943-44 годах. Главным образом резали поляков (их было больше всего), ну и остальных не-украинцев до кучи. Проводили чистку боевики из Украинской Повстанческой армии (УПА). Их так и называли - резуны.

Даже немцы поражались их садизму – выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех – женщин, детей… Здесь фото, которые впечатлительным лучше не смотреть.

Началось все буквально с первых дней войны… Благодаря исследованиям канадского историка Джона-Пола Химки мы можем увидеть события того лета своими глазами. Согласно сведениям историка, немцам в 41-м помогала Организация Украинских националистов под руководством Степана Бандеры. «Бандеровцы» установили кратковременное правительство, которое возглавил убежденный антисемит. Далее последовали аресты, издевательства и расстрелы евреев. Благодаря сотрудничеству с немцами, ОУН надеялась добиться признания независимости Украины.

Погромы 1941-го года во Львове - акт высшей степени жестокости и бесчеловечности. Немецкая пропаганда подала погром, как акт мести украинцев «жидобольшевикам».

Женщин публично раздевали, избивали камнями и палками, насиловали.

Ключевым участником погрома была бандеровская «народная милиция», созданная ими в первый же день прихода немцев. Милиционеры ходили в гражданском с повязками белого цвета или цветов украинского флага.

Волынская резня началась 9 февраля 1943 г. с нападения банды УПА на село Паросля, где было убито около 200 поляков.

9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек. Перед убийством им обрезали груди, носы и уши. Потом стали мучить остальных жителей села. Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове.
Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.
Когда на второй день в село вошли партизаны, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови. В одном из домов на столе среди объедков и недопитых бутылок самогона лежал мертвый годовалый ребенок, голое тельце которого было прибито к доскам стола штыком. В рот ему изверги засунули недоеденный квашеный огурец.

Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика.
В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги.

Резуны УПА использовали простые подручные инструменты. Например - двуручную пилу.

Этой польской женщине прижигали тело раскаленным железом и пытались отрезать правое ухо.

Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек - супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.

Убитая взрослая женщина по фамилии Шайер и двое детей - польские жертвы бандеровского террора во Владинополе.

Подярков, 16 августа 1943 г. Клещинска из польской семьи из четырёх человек, замучена ОУН-УПА. Видны выбитый глаз, раны головы, попытка отрубания кисти, а также следы других пыток.

В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовое и за полтора часа убили свыше 100 его жителей. В семье Дягун бандеровец зарубил троих детей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги. В семье Макух убийцы застали двоих детей – трехлетнего Ивасика и десятимесячного Иосифа. Десятимесячное дитя, увидев мужчину, обрадовалось и со смехом протянуло к нему ручки, показывая свои четыре зубчика. Но безжалостный бандит полоснул ножом головку младенца, а его братику Ивасику топором разрубил голову.

«Они превзошли своими зверствами даже немецких садистов эсэсовцев. Они пытают наших людей, наших крестьян… Разве мы не знаем, что они режут маленьких детей, разбивают о каменные стены их головки так, что мозг из них вылетает. Страшные зверские убийства – вот действия этих бешеных волков», – взывал Ярослав Галан. С подобным гневом зверства бандеровцев обличала и ОУН Мельника, и УПА Бульбы-Боровца, и правительство Западно-Украинской Народной Республики в изгнании, и Союз Гетманцев-Державников, обосновавшийся в Канаде.

Свидетельства бывшей бандеровки.
“Мы все ходили в бандерах, днем отсыпались по хатам, а ночью ходили и ездили по селам. Нам давались задания душить тех, кто укрывал пленных русских и самих пленных. Этим занимались мужчины, а мы, женщины, перебирали одежду, отбирали коров и свиней у погибших людей, скот резали, все перерабатывали, тушили и укладывали в бочки. Однажды за одну ночь в селе Романове задушили 84 человека. Старших людей и старых душили, а детей маленьких за ножки − раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь − в другое село.

Нам был дан приказ: евреев, поляков, русских пленных и тех, кто прячет их, всех душить без пощады. В отряды брали молодых здоровых парней, чтобы душить людей. Так, из Верховки два брата Левчукив, Николай и Степан, не захотели душить, убежали домой. Мы приговорили их к казни.

В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке.”

Однако, устраивая резню польского меньшинства на Зап. Украине предводители резунов забыли об украинском меньшинстве в Юго-Восточной Польше. Украинцы жили там среди поляков веками, и на тот момент их было до 30% от всего населения. «Подвиги» бандеровских резунов на Украине аукнулись в Польше, местным украинцам.

Весной 1944 г. польские националисты провели серию акций возмездия украинцам в Юго-Восточной Польше. Пострадали, как обычно, ни в чем не повинные мирные жители. По разным оценкам было убито от 15 до 20 тысяч украинцев. Число поляков, жертв ОУН-УПА – около 80 тысяч человек.

Новая про-коммунистическая власть, установленная в освобожденной Польше Красной армией и Войском Польским не дала националистам устроить полномасштабные акции мести украинцам. Однако бандеровские резуны добились своего: отношения двух наций были отравлены ужасами Волынской резни. Дальнейшее их проживание вместе стало невозможным. 6 июля 1945 г. между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». 1 миллион поляков поехал из СССР в Польшу, 600 тысяч украинцев - в обратном направлении (операция «Висла»), плюс 140 тысяч польских евреев отправились в Британскую Палестину.

Парадокс, но именно Сталин оказался человеком, который цивилизованно решил национальный вопрос на Западной Украине. Без отрезания голов и потрошения детей, путем обмена населением. Конечно, не все хотели покидать родные места, часто переселение шло принудительно, но зато почва для резни - национальная чересполосица - была ликвидирована.

Поляки издали десятки фолиантов таких вот фактов геноцида, ни один из которых бандеровцы не опровергли.

Сегодняшние бандеровцы любят рассказывать, как УПА будто бы боролась с немецкими оккупантами тоже…
12 марта 1944 г., банда боевиков УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы (бывшее львовское воеводство, ныне - территория Польши). Это было село со смешанным населением, примерно 70% поляков, 30% украинцев. Повыгоняв жителей из домов, полицаи и бандеровцы начали сортировать их по национальному признаку. После отделения поляков – их расстреляли из пулеметов. Погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

Территория Волыни в разные периоды находилась в составе различных государств. С Х века она была в составе Киевской Руси и начиная с конца XII века стала составляющей частью Галицко-Волынского княжества, а уже со второй половины XIV века земли Волыни захватывает Великое княжество Литовское, но в результате отречения литовского короля от своих наследственных прав на Литовское государство в 1564 году в пользу польской короны и принятия Люблинской унии в 1569 году Волынь оказывается в составе Речи Посполитой под польским патронатом. С 1793-95 годов Волынь входит в состав Российской империи на правах Волынской губернии. Но в 1920 году Волынь снова оказывается в составе Польши. В 1939 году она входит в состав Украинской ССР. Из приведенной хронологии понятно, что, будучи в составе различных государств волынские земли имеют далеко не однородный этнический состав.

Основные конфликты на Волыни происходили между польской шляхтой и коренным ее населением, нынче именуемым - украинцами. Последний межэтнический конфликт, произошедший на волынских землях, вошел в историю под названием «Волынской резни», официально начавшейся весной 1943 года. До весны 1943-го года уже были единичные случаи истребления мирных поляков бандами украинских националистов еще в 1942 году, но они не носили масштабный массовый характер как в 1943-44 годах. Количество жертв польской национальности уничтоженных ОУНовцами, у которых были установлены имена и места гибели, насчитывается не менее 36750 человек. С польской стороны давались оценки от 30 до 80 тыс. погибших.

Польские жители Волыни и Полесья в большинстве своем являлись не автохтонным населением этого региона, хотя были и коренные жители этих мест из поляков. Жили в особых населенных пунктах - колониях. Колонистами становились ветераны войн за независимость Польши и прежде всего те, кто воевал против Советской России. Они становились владельцами больших наделов земли, некогда принадлежавших православным крестьянам и местное население, как правило, их за это ненавидело. Польским властям было, разумеется, наплевать на настроения православного украинского крестьянства, и на то чем чревата откровенная колониальная политика, во что она может обернуться. Этот факт так же можно считать предпосылкой «Волынской резни». Как показывает история, большая доля жертв в «этнических чистках» приходится на самую беззащитную часть населения - женщин, детей и стариков. Никакие политические обстоятельства не могут оправдать преступления против матери и ребенка. Даже в преступном мире, в местах не столь отдаленных, с такими лиходеями обращаются как с последними отбросами. Это касается не только вояк УПА, но и тех выродков из Армии Крайовой, а так же поляков, работавших на гитлеровцев, которые в отместку на геноцид УПА начали уничтожать мирное украинское население.

Причины случившегося тянутся из глубины веков. Чтоб представлять полную картину этих событий нам предстоит учесть многие важные исторические подробности.

В тот период, когда на Галичине активно взращивалась украинская идея, Волынь находилась в составе Российского Государства. Но со времен Польши положение автохтонного коренного населения волынских земель мало чем изменилось. Основными землевладельцами и хозяевами жизни на Волыни как была при польской короне, так и оставалась при царской России польская шляхта. Хотя шаги по улучшению жизни крестьян в Волынской губернии со стороны царской власти все же делались. Но либеральные взгляды династии Романовых позволили существовать на территории Российской империи такому образованию как «Королевство польское». (Австрия и Пруссия на захваченных польских территориях не дали полякам таких привилегий). Оно представляло собой часть польских земель, отошедшую к России после Венского конгресса в 1815 году, и пробыло в ее составе до 1915 года. Польская элита была безнадежно больна идеей о «Великой Польше». Шляхта никак не могла смириться с тем, что некогда могучее Польское государство было разорвано и поделено между Россией, Австрией и Пруссией и что прошли те времена, когда Польша представляла военную угрозу для своих соседей. О польской военной экспансии русских земель остались одни воспоминания. Ошибочно было считать, что экспансия прекращена, просто она из военной переросла в культурную. Как раз «украинская идея» является самым убедительным доказательством и плодом польской культурной экспансии на Руси. Ее основоположники поляки Францишек Духинский и Фадей Чацкий наверно и не могли представить себе, что их сочинения станут идеологическим подспорьем «о самостийной Украине» для той «агрессивной массы» без роду и племени, которая через некоторое время начнет уничтожение их же соплеменников - поляков. Идея об отдельном украинском народе, рожденная в польских умах проповедовалась не только в Галичине, бывшей под Австровенгрией, но и на Волыни и других южнорусских землях. В отличие от России, в Галичине «украинская идея» какое-то время пользовалась поддержкой австрийской короны. В Галичине изначально ее лоббистами были тоже поляки, но появление предателей из своего коренного русского населения не заставило себя долго ждать. Вот некоторые активные деятели «украинства» в Галичине: Митрополит Андрей Шептицкий (поляк), историк Михаил Грушевский, депутаты галицкого сейма Юлиан Романчук и Анатолий Вахнянин. Как только «украинская партия» на Галичине стала принимать активное участие в политической жизни и занимать ключевые посты во власти, тогда с поляками у нее начались трения. Шляхта хотела видеть в русинах отступниках, называвших себя украинцами исключительно «преданных хлопов», но их надежды оказались тщетны.

Откровенную четкую точку зрения в отношении возникновения «украинства» и Украины мы можем увидеть в высказывании польского ксендза Валериана Калинки:«Если Грыць не может быть моим, тогда не будет он ни моим, ни твоим!». Несостоятельность воссоздания «Великой Польши» впоследствии запустила маховик создания «самостийной Украины». Но вот только не стал украинец любить своего пана - поляка. Доля вины в гибели польского мирного населения ложится не только на УПА, но и в равной степени на тех, кто заложил эту мину замедленного действия еще задолго до произошедшей «Волынской резни». (Имеется ввиду инициатива создания украинской нации).

Отщепенцы из украинского лагеря, отрекшиеся от своего Русского имени, впитали в себя весь яд польской ненависти ко всему русскому и перенесли всю свою злость в «самостийнические» амбиции. В годы Великой Отечественной войны они вцепились в горло тому народу, из которого фактически вышли их создатели. Масла в огонь так же добавила человеконенависническая доктрина «Украинского интегрального национализма» Дмитрия Донцова взятая за идеологическую основу ОУН, - «Украина для украинцев!».

К моменту нападения Германии на Советский Союз у ОУН(Б) уже имелся разработанный план строительства «Украинской Державы». Той «Державы», в которой не украинцам отводилась самая незавидная участь. Поляков, живущих на украинских территориях, изначально предполагалось насильственно ассимилировать. Представителей польской интеллигенции и «активистов» планировалось уничтожить.

Со второй половины 1942 года на Волынь начали просачиваться советские партизаны, поэтому оперативная обстановка в регионе кардинально менялась. Для того чтоб не потерять свое влияние в этих краях, возникла крайняя необходимость в устранении с Волыни и Полесья нелояльно настроенных элементов, которые гипотетически могли усложнить борьбу с «красной партизанкой» оказывая ей помощь. К тому же, центральный провод ОУН(Б), по свидетельствам некоторых бандеровцев, не имел абсолютного влияния на все свои территориальные структуры. Поэтому эти структуры начали создавать отряды для борьбы с немцами, что абсолютно не устраивало Центральный провод. Открыто заявить о своем нежелании вести боевые действия против немцев Центральный провод не мог, дабы не утратить собственный авторитет, прежде всего в глазах своего рядового состава. Перед высшим руководством ОУН(Б) стояла задача сориентировать своих рядовых бойцов на борьбу с советскими партизанами и «национальными меньшинствами». В связи с этим после проведенной войсковой конференции начала разрабатываться «военная программа» организации, создание которой завершилось к началу 1943 года. Особое место в ней занимал вопрос «национальных меньшинств», под который подпадали так же и поляки. Поляков предполагалось выселить с украинских земель, а отказавшихся подвергнуть физическому уничтожению.

Мобилизацию кадров в свои ряды из местного украинского населения под эту «программу» украинские националисты проводили под лозунгом «борьбы за независимость». Против кого будут воевать простые люди им не объяснялось, вопрос ставился объективно: «Ты за «Нэзалэжну Украину» или против?». Чаще даже и не спрашивали, приходили к крестьянину бандеровцы и говорили: «Собирайся, ты идешь воевать за «Нэзалэжну Украину!»». Отказ влек за собой расправу. Таким образом, большая часть боеспособного украинского мужского населения Волыни была мобилизована в УПА, что обеспечило немцам тыл на этих землях, поэтому у советских партизан на Волыни не оказалось необходимой военной поддержки среди местного населения для борьбы с гитлеровцами. Весной 1943 года в марте - начале апреля в формирования ОУН(Б) из украинской «вспомогательной полиции» ушли несколько тысяч полицаев - «шуцманов». Они то, как раз и стали основным стержнем УПА, так как имели специальную подготовку и опыт «этнических чисток». Тогда и наступил «звездный час» для выполнения «военной программы». Так началась «Волынская резня », которую возглавил краевой проводник Дмитрий Клячковский («Клим Савур»).

А ведь еще в начале ХХ века Волынь была опорой России во всем Юго-Западном крае. До Первой мировой войны отсюда шла поддержка и направлялась деятельность русофилов на Галичине. Но, так же, как и в Галичине, окончательно все русские тенденции на Волыни были свернуты как пережиток самодержавия с приходом сюда в 1939 году Советской власти. Установление «украинства» на территории Волыни, так же как и на территории всей Украины целиком и полностью соответствовало проводимой в Советских Республиках «коренизации». То, что «украинство» было порождением польского шовинизма и оружием габсбургской империи для искоренения русской культуры, в это никто не вдавался. Фактически Советской властью почва для деятельности украинских националистов была создана благодатная. Бандеровцам не пришлось убеждать крестьян в том, что они украинцы. Поэтому мобилизацию новоиспеченного украинского населения, проведенную ОУНовцами для борьбы за «Самостийную Украину» можно считать успешной. Не маловажно и то, что для всех национальностей в Украине у Советской власти нашлось место, только не для русских, коренное русское население стало украинским. Инакомыслие в отношении «советов» не приветствовалось и ими пресекалось, в результате чего у людей затаилась злоба на Советскую власть. Не нашлось в Украине места пережиткам русского царизма, а пережитки габсбургской монархии (отдельная украинская нация) расцвели буйным цветом, правда, в советском исполнении. ОУНовцы для себя очень выгодно сумели использовать это обстоятельство. Поэтому во время Великой Отечественной войны банды украинских националистов сильно затруднили деятельность советских партизан на западной Украине, задействовав в своих преступных целях весь боеспособный человеческий ресурс под флагом «украинской идеи» и «украинской самостийности».

Но справедливости ради стоит отметить, что были на Волыни и в Полесье сознательные, думающие люди, которые знали и понимали чего стоит эта «самостийная Украина» и кто за этим стоит, они уходили к советским партизанам. Помимо поляков, которые видели в советских партизанах своих спасителей, к партизанам уходили так же и те, кто видел в немцах и «свидомитах» большее зло, закрыв глаза даже на то, что им ни по своей воле пришлось стать украинцами еще при «советах».

Кровавые вакханалии были нужны прежде всего нацистам, для того чтобы кровью убитого польского мирного населения привязать к себе через УПА все боеспособное население Волыни и Полесья. После убийства советских граждан польской национальности путь в ряды советских партизан или Красной армии для участника «этнических чисток» исключался автоматически. Поневоле многие мирные украинские крестьяне становились врагами всего того советского, что в годы Великой Отечественной войны проникало на оккупированные гитлеровцами Волынь и Полесье, в основном благодаря фашистским холуям из ОУН(Б).

В августе 1943 года на состоявшемся III Чрезвычайном Великом съезде ОУН(Б), как раз в самый разгар «Волынской резни», Роман Шухевич был одним из числа многих членов провода, кто выступил в защиту «Клима Савура» по поводу его деятельности, связанной с истреблением поляков. Большинство членов провода ОУН(Б) сочло целесообразным уничтожение польского мирного населения Волыни и Полесья.

УПА оправдала все ожидания нацистов, оттянув несколько десятков тысяч человек мобилизационного потенциала советских партизан. Если бы численность партизан весной 1943 года была не 20-30 тысяч человек, а достигла бы за счет мобилизации местного населения 100 тысяч человек, тыла бы у гитлеровцев в западной Украине не было. Создание УПА продлило войну с нацизмом, отсрочив освобождение территории СССР.

Подводя итог уничтожению мирного польского населения на Волыни и в Полесье в 1943 - 1944 годах приходим к выводу, что проводу Организации украинских националистов (ОУН) удалось в критический для гитлеровцев момент на Восточном фронте утихомирить антинемецкие настроения западноукраинцев, и сдерживать действия советских партизан на западной Украине, втянув местное население в войну с ними. А удалось это Украинской повстанческой армии (УПА) за счет втягивания волынских крестьян в «этнические чистки», в частности в массовые убийства поляков, которые вошли в историю под названием «Волынской резни» и легли несмываемым позором на всех участников этого злодейства.

Олег Мисько

При полной или частичной перепечатке материала ссылка на сайт «Геополитика и мировая политика » обязательна.


Дата публикации: 6 марта 2013 г.

4.7 (93.33%) 3 votes

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) - этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц других национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

(Осторожно! Материал, представленный в подборке, может показаться неприятным или пугающим.) В конце статьи есть список нечеловеческих истязаний женщин (в т.ч беременных) и детей

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения.


Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам. Убивали всех - женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.

Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче - не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.

Так было убито несколько десятков тысяч человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились не украинцами и жили на украинской земле.

Организация украинских националистов (бандеровское движение) /ОУН(б), ОУН-Б/, или революционная /ОУН(р), ОУН-Р/, а также (кратковременно в 1943) самостийно-державная /ОУН(сд), ОУН-СД/ (укр. Організація українських націоналістів (бандерівський рух)) - одна из фракций Организации украинских националистов.В настоящее время (с 1992 года) преемником ОУН(б) называет себя Конгресс украинских националистов.

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 - 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.

Эти массовые убийства были настоящей резней. Представление о ее кошмарной жестокости волынского геноцида дает фрагмент из книги известного историка Тимоти Снайдера:

«Первое издание газеты УПА, вышедшее в свет в июле, обещало «позорную смерть» все полякам, оставшимся на Украине. УПА была в состоянии осуществить свои угрозы. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов…. В течение 1943 г. подразделения УПА и специальные отряды Службы безопасности ОУН убивали поляков как в индивидуальном порядке, так и коллективно в польских поселениях и деревнях, а также тех поляков, которые жили в украинских деревнях.

Согласно многочисленным, подтверждающим друг друга сообщениям, украинские националисты и их союзники сжигали дома, стреляли или загоняли внутрь тех, кто пытался бежать, а тех, кого удавалось поймать на улице, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла. Чтобы запугать оставшихся в живых поляков и вынудить их к бегству, бандиты выставляли обезглавленные, распятые, расчлененные или выпотрошенные тела».

Даже немцы поражались их садизму – выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех – женщин, детей…

Геноцид начался в городах. Мужчин «неправильной» национальности сразу забирали в тюрьмы, где позже расстреливали.


а над женщинами насилие происходило прямо среди бела дня на потеху публике. Среди бандеровцев было много желающих встать «в очередь»/попринимать активное участие…



Ей повезло. бандеровцы заставляют идти на коленях с поднятыми руками.


Позже бандеровцы вошли «во вкус».

9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек.



Перед убийством им обрезали груди, носы и уши.

Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове.

Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.

Когда на второй день в село вошли партизаны, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови. В одном из домов на столе среди объедков и недопитых бутылок самогона лежал мертвый годовалый ребенок, голое тельце которого было прибито к доскам стола штыком. В рот ему изверги засунули недоеденный квашеный огурец.

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники - Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами

ОУН-УПА (OUN-UPA). В результате этой резни в Липниках погибли 179 польских жителей, а также поляков из окрестностей, ищущих там укрытие. Это были преимущественно женщины, старики и дети (51 - в возрасте от 1 до 14 лет), 4 укрываемых еврея и 1 русская. Было ранено 22 человека Идентифицированы по имени и фамилии 121 польская жертва - жители Липник, которые были известны автору. Также лишились жизни трое агрессоров.


ПОДЯРКОВ, уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Результаты пыток, причинённых матери Клещинской, из польской семьи из четырёх человек.

Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика. В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги.


Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек - супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.


Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук, украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа..Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов. В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был еще более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения. Около 60 человек, в основном, женщины и дети, были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи - наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие – он должен убить свою мать-польку, тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.

ТАРНОПОЛ воеводство тарнополское, 1943. Одно (!) из деревьев просёлочной дороги, перед которым террористы ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский: «Дорога к независимой Украине». А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые «венки».


«Старых душили, а детей маленьких до одного года за ножки — раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь — в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин…»

(из допроса бандеровки)


Подготовленные «венки»

А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г.


ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. На переднем плане дети — Януш Белавски, 3 года, сын Адели; Роман Белавски, 5 лет, сын Чеславы, а также Ядвига Белавска, 18 лет и другие. Эти перечисленные польские жертвы — результат резни, совершённой ОУН — УПА


ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков — жертв резни, совершённой ОУН — УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию.


ПОЛОВЦЕ, область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 — 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв — польских жителей села Половце, — уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу.


«..В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке. И когда пришли русские, то сыновья хотели поставить ему памятник, дескать, боролся за Украину»

(из допроса бандеровки)


Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Видно распоротый живот и внутренности, а также висящую на коже кисть — результат попытки её отрубить. Дело ОУН -УПА.



Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Место казни в лесу.


ЛИПНИКИ, уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН - УПА.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.

Это скан страниц книги. Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.

Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).

Вырезание на лбу «орла» (орёл – это герб Польши).

Выбивание глаз.

Обрезание носа, ушей, губ, языка.

Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.

Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.

Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.

Выбивание зубов и ломание челюсти.

Разрывание рта от уха до уха.

Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.

Сворачивание головы назад.

Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.

Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.

Ломание костей (рёбер, рук, ног).

Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.

Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.

Пробивание живота беременной женщине штыком.

Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.

Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.

Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.

Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.

Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.

Вырывание жил от паха до стоп.

Вкладывание в вагину раскалённого железа.

Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.

Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.

Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.

Вешание жертв за внутренности.

Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.

Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.

Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).

Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.

Перепиливание туловища пилой.

Посыпание связанных ног раскалённым углём.

Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.

Разрубание топором целого туловища на части.

Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.

Разрезание ребёнка ножом на куски.

Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.

Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.

Выбивание суставов ног и рук ребёнка.

Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.

Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.

Посадка ребёнка на кол.

Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней – отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.

Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.

Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.

Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.

Вбивание кола в живот.

Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.

Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.

Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.

Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.

Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.

Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.

Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.

Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.

Поджигание жертвы, облитой керосином.

Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).



Чтобы помнили…

Памятник в Польше на котором написано:

«ЕСЛИ Я ЗАБУДУ О НИХ, ТЫ БОЖЕ НА НЕБЕ, ЗАБУДЬ ПРО МЕНЯ»

Ждёт ли подобное жителей Украины «неправильной» национальности покажет время .

Украинско-польское вооружённое противостояние

в 1943-1944 гг.

Украинско-польское вооружённое противостояние на Волыни в 1943-1944 гг. вошло в историю под названием «Волынская резня». В ходе этого конфликта, по польским данным, украинские националисты истребили более 36 тыс. человек1. Западноукраинские историки и журналисты в последние годы манипулируют цифрами и фактами, стремясь уменьшить вину головорезов Украинской повстанческой армии (УПА) или опровергнуть их участие в геноциде польского населения, представить убийства мирных поляков ответом УПА на польский террор против украинского населения Холмщины2 и Волыни. Прологом этих событий они считают убийства поляками представителей украинской интеллигенции на Холмщине в 1942-1943 гг.3, связывают акции отрядов украинских националистов против польского населения с действиями польской полиции. Например, убийство в Порицке (полное название - Старый Порицк) Иваничевского района Волынской области большой группы мирных поляков - с убийством немцами и польскими полицаями двенадцати человек в селе Нехвороща и девяти - в селе Хмелева 20 мая 1943 года4.

Встречаются утверждения типа того, что «многие из погибших украинцев принадлежали к “полувоенным” подразделениям самообороны (по-украински - самооборонним кущовим відділам - СКВ), а также к гражданской, иногда вооружённой сети ОУН»5 (Организации украинских националистов). Это, по мнению автора цитаты, позволяет рассматривать действия польских вооружённых формирований как военные преступления против мирного украинского населения6. Уместно вспомнить, что термина «иногда вооружённая сеть» в международном гуманитарном праве нет, его «изобретение» указывает на уровень «научности» аргументов западноукраинских историков.

Ещё одно направление фальсификации истории Волынской резни - попытки доказать, будто виновниками гибели мирного польского населения были не только польские отряды управления безопасности (Urząd Bezpieczeństwa ) и крестьянские батальоны поляков (Bataliony Chłopskie), но и советские партизанские отряды, а также спецгруппы, якобы замаскированные «под украинских националистов»7.

Причину этих обвинений раскрыл один из современных украинских авторов: «Часто свои акции боевики (УПА. - Прим. авт. ) пытались маскировать под действия советских партизан, чтобы отвести от собственных сил гнев немецких карательных отрядов»8.

Переодевание в советскую и немецкую форму было привычным приёмом вооружённого оуновского подполья, использованным, например, 11 июля 1943 года в Порицке при уничтожении в костёле большой группы мирных поляков (по разным источникам - от 62 до 180 человек). Эти факты отражены в документах гражданского представительства польского эмигрантского правительства: «В течение 11-13 июля банды почти одновременно напали на несколько сёл, расположенных рядом с Порицком. В состав банд входили украинские крестьяне из сёл Самоволя, Грушев, Печихвосты, Стрельцы. Кроме мужчин, в этих бандах можно было увидеть женщин и подростков. Украинцы имели разнообразное оружие, начиная от пулемётов и гранат и заканчивая лопатами и вилами… Вследствие нападения украинцев, например, в колонии Ожешин из 350 жителей в живых осталось около 60 человек. Главным образом спаслись те, кто в момент нападения отсутствовал дома. Нападение произошло в 9 часов утра. Его совершила банда во главе с Григорием Возняком, который был одет в советскую военную форму. На вооружении банды были тяжёлые пулеметы и 6 автоматов. Украинцы выгнали польское население из домов и убили в лесу возле села.

В Порицке банда появилась 11 июля в 11 часов утра. Бандиты были одеты в немецкие мундиры. Польское население в это время находилось в костёле, где проходило воскресное богослужение. Бандиты установили перед костёлом пулемёт и, дождавшись, когда люди начали выходить из него после службы, открыли огонь. От пулемётного огня и брошенных в толпу нескольких гранат погибли около 100 человек. После этого бандиты подложили под алтарь артиллерийский снаряд, обложили его соломой и подожгли. Произошёл взрыв, от которого была разрушена половина алтаря»9.

Такое описание событий не устраивает современных западноукраинских историков. Они подвергают сомнению количество жертв. Это ещё одно направление фальсификации фактов, связанных с Волынской резнёй10. Краевед Я. Царук в материале «Волынская трагедия: свидетельства очевидцев»11 приводит сведения, собранные им в 2003-2004 гг. Например, Т. Грицюк (Гошко): «Тогда в костёле убитых было, может, до 40-50, не больше, потому что все разбежались. Все они были похоронены евреями возле костёла… Ещё были убиты поляки в селе, но немного»12. Н. Толта: «В костёле убитых было немного…»13. П. Гавриш: «Поляк Филиппович говорил, что эксперты из КГБ насчитали останки 62 человек, которые были найдены при раскопках возле костёла».

«Конечно, 62 мирных гражданина, - подвёл итог Я. Царук, - расстрелянных ни за что - это тоже много, очень много, но зачем эту цифру увеличивать в 4-5 раз? И не только в Порицке!»14. Затем Царук цитатой из беседы со свидетелем событий В. Малюхой указывает «истинных преступников»: «Сразу после освобождения села от немцев 20.07.1944 г. нас - юношей и мужчин - вызвали в военкомат г. Иваничи и через день отпустили домой, сказав, что через пять дней будут призывать в армию. Однако уже на второй день МГБ (в 1944 г. ведомство носило название - Наркомат госбезопасности. - Прим. авт. ), пограничники и “ястребки” (так в народе называли членов истребительных батальонов и групп самообороны. - Прим. авт. )15 начали забирать юношей и мужчин и под конвоем гнать в Иваничи… Сели у дороги отдохнуть, а “ястребок” Семён Кульба говорит, чтобы я снимал ботинки, потому что они мне не нужны, всё равно “в расход”. Разместили нас в сарае в Иваничах, человек около 150. Через день на допрос вызвали и меня. Захожу в комнату. За столом сидит капитан НКВД, ещё один офицер стоит сбоку. Тот, что сидел за столом, показался мне знакомым, но я не мог вспомнить, где видел это лицо.

Ну, так кто в вашем селе убивал поляков? - спросил он.

А откуда я могу знать?

Не знаешь, не видел?

Не знаю, не видел.

Подскажи ему, - сказал капитан, обращаясь ко второму офицеру.

Ни слова не говоря, тот со всей силы ударил меня кулаком в лицо так, что выбил зуб. Кровь потекла изо рта, зашумело, загудело в голове.

Ну, вспомнил, кто убивал поляков?

И тут я вспомнил, где видел этого капитана. А это было летом 1943 года, когда к нам во двор пришли несколько вооружённых людей. Они искали поляков. Среди них и был тот, кто сидел за столом в форме капитана НКВД. Тогда в селе он жил как военнопленный у крестьянина Борщевского. Немцы его отпустили, а может, он из лагеря сбежал. Потом он был у бандеровцев как специалист по военному делу. Он всё допытывался у отца, нет ли у нас поляков, заглядывал в овин, в дом. Звали его Колькой.

Закипела у меня злость и обида, и я, не задумываясь, выпалил:

За что вы меня бьёте? Это же вы, Колька - военнопленный, ходили у нас по комнате, кухне, кладовой, сараю и искали поляков. Это вы, вы!

А через несколько дней забрали меня на фронт»16.

Таким образом, убийцы представлены «переодетыми агентами НКВД». Но ряд деталей указывает на недостоверность воспоминаний В. Малюхи. Сомнительно, что за 4 дня в освобождённом Красной армией селе успели организовать и вооружить истребительный батальон или группу самообороны. История создания этих формирований на Западной Украине исследована достаточно. Из опубликованных документов известно, что с момента освобождения областного центра до появления директивного документа о создании истребительных батальонов в городах и сёлах области проходила неделя, ещё около двух недель отводилось на подбор и утверждение командного состава17.

Серьёзные сомнения в правдивости рассказа вызывает и то, что офицер НКВД отпустил столь «опасного свидетеля», который его якобы «изобличил», на службу в Красную армию.

Ещё одно основание для сомнений - утверждение Малюхи, будто его направили на фронт. Призывники из западных областей проходили через запасные полки. Там тщательно проверяли их возможную причастность к националистическому подполью. Тех, кто вызывал сомнения, по утверждениям украинских авторов, вместо фронта направляли в лагеря, где вместо винтовки вручали кирку18. Такая участь постигла бы Малюху, если бы он оказался «опасным свидетелем». Его рассказ противоречит реальности того времени.

Вызывает вопрос такой аспект свидетельств очевидцев Порицкой трагедии Е. Кулаковской и Т. Грицюк (Гошко)19, как похороны убитых поляков евреями. Откуда их привлекли, если «Информационные обзоры регионального провода ОУН»20 за 1943-1944 гг., в которых подробно охарактеризован национальный состав населённых пунктов, указывают, что к лету 1943 года евреев в оккупированных сёлах и городах Волыни уже не было? Можно предположить, что в качестве похоронной команды националисты использовали обитателей еврейского лесного лагеря УПА, располагавшегося вблизи Порицка21. Иных вариантов нет.

Лесные лагеря существовали с 1941 по 1944 год - с начала оккупации Западной Украины немецко-фашистскими войсками до её освобождения частями Красной армии. Содержавшиеся в них евреи, спасаясь от геноцида, лечили раненых и больных бандеровцев, стирали для них бельё, ремонтировали обувь, одежду и хоронили останки жертв украинских националистов. По свидетельству участницы событий Б. Эйзенштейн-Кошев (B. Eisenstein-Koshev), большинство обитателей этих лагерей перед приходом Красной армии расстреляли националисты22.

Личности порицких убийц известны. Польский исследователь, бывший военнослужащий Армии Крайовой В. Филяр (Władysław Filar)

утверждал, что нападение на костёл в Порицке совершил отряд УПА во главе с Н. Квитковским («Огородничуком»)23.

Как свидетельствуют документы ОУН, этот случай был не единичным. Так, отчёт службы безопасности ОУН(б) об антипольских акциях отрядов УПА в районе Млынив с 1 по 10 сентября 1943 года сообщал: «На протяжении отчётного периода ликвидированы 17 польских семей (58 человек)… Территория полностью очищена. Чистокровных поляков нет. Дела смешанных семей рассматриваются»24.

Ясность по поводу расправ внёс и командир группы «Озеро» Ю. Стельмащук («Рудый»). Вот строки опубликованного в «Летописи УПА» протокола его допроса следователями НКВД 20 февраля 1945 года: «Согнав вместе всё польское население в одно место… начинали резню. После того, как не осталось ни одного живого человека, выкапывали большие ямы, сбрасывали туда трупы, засыпали их землёй… Так мы переходили от села к селу»25.

Как видим, признания убийц не оставляют сомнений.

В межнациональных конфликтах непросто определить правых и виноватых. Пелена ненависти застилает глаза обеим сторонам, порождая ничем не оправданную жестокость. Не была исключением и Волынская резня. Можно согласиться с мнением украинского исследователя И. Ильюшина о корнях этой трагедии: «Кровавое противостояние было следствием, с одной стороны, польского шовинизма, а с другой - украинского национализма, которые обесценивали человеческую жизнь, оправдывая это патриотическими лозунгами. И тут нет оправдания ни одной из сторон»26.

Таков объективный подход к оценке Волынской резни.

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ільюшин І.І. Українська повстанська армія і Армія Крайова. Протистояння в Західній Україні (1939-1945 гг.). Київ, 2009. С. 279.

2 Холмщина - Холмская Русь, Забужье - историческая область XIII - начала XX в. на левобережье Западного Буга (современная территория Польши). Название от г. Холм. В Галицко-Волынском княжестве, с середины XIV в. в Литве, Польше, Австрии, с 1815 г. в России, с 1919 г. в Польше (Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru).

3 Шевц i в А. Закерзоння: Украïнський рахунок // Украïнський визвольний рух: науковий збiрник. № 11. Львiв, 2007. С. 223, 228.

4 Царук Я.В. Волинська трагедія: свідчення очевидців // День: www.day.kiev.ua.

5 Шевц i в А. Указ. соч. С. 221.

6 Там же. С. 222.

7 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 279; Шевц i в А. Указ. соч. С. 229, 231; Царук Я.В. Указ. соч.

8 Патриляк І. Український визвольний рух у 1942 р. // Український визвольний рух: науковий зб iрник. № 7. Львiв, 2006. С. 219, 220.

9 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 261, 262.

10 Архіви окупації. 1941-1944. / Упоряд. Н. Маковська. Київ, 2008. С. 852; Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 279; Семененко В.І., Радченко Л.О. Історія України з прадавнiх часiв до сьогодення. Харкiв, 2000. С. 429; Шевц i в А. Указ. соч. С. 221-232.

11 Царук Я.В. Указ. соч.

15 Истребительный батальон (группа самообороны, «ястребки») - добровольческое военизированное формирование советских граждан в годы Великой Отечественной войны, а также в период ликвидации вооружённого националистического подполья в западных районах СССР. С 1944 г. высшим органом руководства ими было Главное управление по борьбе с бандитизмом НКВД СССР (создано приказом наркома внутренних дел СССР № 001447 от 1 декабря 1944 г.). «Ястребки» сыграли важную роль в борьбе с националистическим подпольем. Первоначально истребительные батальоны и группы формировались на добровольной основе из просоветски настроенных жителей. Затем в их состав начали включать освобождённых от уголовной ответственности националистов, добровольно сдавшихся властям. К концу февраля 1945 г. на западе Украины было создано 2336 таких групп. Со временем их численность увеличилась до 300 тыс. человек. Истребительные батальоны охраняли объекты народного хозяйства и населённые пункты от нападений боевиков УПА, участвовали в боевых операциях по ликвидации бандподполья. См.: Безносюк О. Винищувальні батальйони в боротьбі проти збройних формувань ОУН та УПА на теренах Станіславщини в 1944-1945 рр. // Галичина (Iвано-Франківськ). 2008. № 14. С. 364-370; Галів М., Iльницький В. Створення та дiяльнiсть винищувальних батальйонiв у Дрогобицькiй областi (1944-1948) // Український визвольний рух: науковий зб iрник № 12. Львiв, 2009. С. 195-230; Шелюг М.П. Участие населения западных областей Украины в разгроме бандеровщины // Украинские страницы: http://www.ukrstor.com.

16 Царук Я.В. Указ. соч.

17 Галів М., Iльницький В. Указ. соч. С. 196, 197.

18 Ступницкий Ю. Спогади про пережите. Львів, 2004. С. 78-81.

19 Царук Я.В. Указ. соч.

20 Польсько-українські стосунки в 1942-1947 роках у документах ОУН та УПА. Т. 1 / Відп. ред. та упоряд. В.М. В’ятрович. Львів, 2011. С. 204-269.

21 Шанковський Л. Iнiцiятивний комiтет для створення Української головної визвольної ради // Лiтописи УПА. Т. 26. 2001. С. 59, 60.

22 Betty Eisenstein-Koshev. Die yden in Volin. New-York, 1957. P. 62-64.

23 Filar W. Przed akcją «Wisła » był Wołyń. Warszawa, 2000. S. 40.

24 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 246.

25 Літопис УПА. Нова серія. Торонто - Львів, 1997. Т 9. С. 442.

26 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 248.



Похожие статьи