История кэндо. История кендо

22.09.2019

Кендо - переводится с японского как "Путь Меча"

Современное японское искусство фехтования на мечах.
Древнее название искусства боя на мечах - Кен-дзюцу - "искусство владения мечом".

Начиная с девятого века и в течении почти тысячи лет непрерывных междоусобных войн на территории Японии, кендзюцу развивалось исключительно как техника уничтожения противника на поле боя.

Кендо, существующее сегодня - результат развития в использовании японского меча, охватывающего период больше, чем в 1000 лет.
Теория КЕНДО гласит следующее: первое - глаза, второе - ноги, третье - мужество, четвертое - сила.

Овладение принципом "ки-кен-таи но ичи" (дух-меч-тело как одно), "мааи" (дистанции), "камаэ" (положения тела и ума) и "дзансин" (состояния готовности) приводит к пониманию основ владения мечом. А участие в "сиаи" (поединках на определение победителя) приводит к выявлению скрытых в глубине нашей природы несовершенств, помогает увидеть их воочию и тем самым сделать первый шаг к их исправлению.

Кендо не преследует цели - победить врага во чтобы то не стало, а стремится к достижению совершенной гармонии меча, духа и тела, тем самым выходя за рамки личного и сиюминутного. Кендо не является средством удовлетворения собственного тщеславия, развлечением и уж тем более рубкой дров, а представляет собой тяжелейшую работу по развитию контроля над всем своим существом. Чтобы убить человека не нужно быть мастером меча, им нужно быть, чтобы в неимоверных условиях сохранить человеку жизнь. Кендо стремиться к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку - к развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом.

Цель современного Кендо - развитие здорового тела и сознания в результате продолжительного периода строгой практики. Естественно кендо является боевым искусством и в случае экстремальной ситуации для самозащиты кендоист может использовать любые продолговатые предметы используя их как меч.
В умелых руках деревянный меч превращается в грозное оружие. Известный японский фехтовальщик средневековья Миямото Мусаши за свою жизнь провел более 60 смертельных поединков и ни одного не проиграл. Примечательно то, что большинство поединков он провел с деревянным мечом против настоящего металлического оружия в том числе и свой самый знаменитый поединок с известным фехтовальщиком Сасаки Кодзиро. По легенде, плывя на лодке к месту поединка Мусаси выточил меч из деревянного весла.

В спортивном смысле Кендо представляет собой технику нанесения ударов мечом по определенным местам тела противника. Однако от остальных видов боевых искусств Кендо отличается своим духом, прошедшим сквозь столетия в неизменном виде. Изначальным девизом Кендо было - "Победа означает жизнь, поражение означает смерть" . И, хотя сейчас эти слова нельзя понимать буквально, такой дух является основой серьезной практики Кендо и имеет непосредственное отношение к формированию гармонично развитого человеческого существа: в физическом, духовном и социальном отношениях.

В тренировках и поединках вместо катаны используется тренировочный меч синай , состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Защитное снаряжение является упрощенной копией самурайских доспехов и состоит из шлема на голову - мен , защиты кистей и предплечья - коте , защиты для туловища - до , и защиты для паха и бедер - таре . Доспехи защищают самые уязвимые и доступные для поражения части тела человека, они же и являются целями для атаки в кендо. Благодаря доспехам удары могут наноситься с полную скорость и силу без риска для здоровья.

В современном кендо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по центральной, левой или правой части головы, по правому запятью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища. Колющие удары разрешено наносить только в горло (На шлеме имеется специальный протектор для защиты от такого удара).

Центральным понятием в кендо является юко-датоцу - "эффективный удар" . Во время тренировки, а также на соревнованиях очко за удар присуждается только если: чёткий удар по разрешённой цели на теле противника нанесён режущей кромкой меча с использованием главного принципа кендо "Ки-кен-тай-но-итти " - единства духа, меча и тела. Это означает, в удар должен быть вложен импульс движения всего тела, в правильной стойке и атакующий издаёт крик киай (яп. букв. "единение с духом"), позволяющий увеличить энергию удара. Таким образом оценивается эффективность нанесенного удара.

Строгие требования к эффективному удару были введены в связи с отсутствием реальных травм в поединке кендо. Поскольку считается что в реальном бою не на жизнь,а на смерть, с настоящими мечами (или как минимум с деревянными) с большей вероятностью победил бы (а значит и выжил) тот боец, который выполняет данные требования к нанесению ударов. Т.е. обладает должными техническими и ментальными качествами.

Необходимо также отметить , что на существующие правила в кендо повлияла исторически сложившаяся тактика ведения поединка: идеалом мастерства фехтовальщика считалось поражение противника одним смертельным ударом приводящем сразу к летальному исходу и желательно без контакта с его оружием (что бы не портить дорогой меч). Никаких ранений или легких касаний противника - только фатальные удары. Один удар - одна смерть.

Неотъемлемой частью кендо являются ката , формальный заранее определенный поединок (набор атак и контратак) без защитного снаряжения с деревянными или настоящими мечами. В ката участвуют два человека: ученик (сидачи ) и учитель (учидачи ). Учитель атакует ученика и производит первый удар, ученик делает контратаку и побеждает учителя.
В древности ката были единственным способом тренировки техники фехтования.

Название этого древней боевой практики переводится как "путь меча". Меч издавна воплощал собой символ воинской доблести и храбрости: вручаемый воину в момент посвящения, он сопровождал его до самой смерти . Неудивительно, что владение данным предметом оружия было впоследствии возведено в ранг искусства.

Искусство владения мечом, или кендзюцу, существует уже более тысячи лет : оно появилось на японских островах в глубокой древности, вместе с зарождением класса воинов. Кендо в свое время были посвящены целые трактаты: начиная от "Книги пяти колец" Миямото Мусаси, одного из величайших фехтовальщиков Японии, и заканчивая чуть менее известным произведением Дайдодзи Юдзана "Наставление вступающим на Путь Воина".

Казалось бы, когда в XIX веке императорским указом самураям было запрещено носить мечи, кендо как искусство могло прекратить свое существование. Но желание совершенствовать свое воинское мастерство не могло в одночасье улетучиться из сердец японцев: очень скоро в их боевом арсенале место стальных мечей заняли деревянные (бамбуковый синай и деревянный боккен) .

В настоящее время в мире существует более восьми миллионов поклонников кендо — эта цифра поистине поражает воображение. Сегодня кендо распространилось далеко за пределы Японии. Им увлекаются и в Европе, и в Америке, и в России. Впрочем, на сегодняшний день цель кендо — не убийство противника, а исследование своей глубинной природы .

Сегодня в стране восходящего солнца кендо настолько популярно, что включено в школьную программу. Впрочем, в учебных учреждениях кендо рассматривается не как боевое искусство, а как спортивная дисциплина, призванная утвердить гармонию тела и души .

По правилам кендо, противники, облаченные в защитное снаряжение (богу), держат обеими руками бамбуковый меч (синай), и по сигналу стараются нанести друг другу поражение в определенные зоны. Атака производится лишь один раз: таким образом, кендо утверждает идею о том, что вооруженный человек не имеет права на ошибку . Атакующий должен как бы слиться воедино со своим мечом. Эта мысль находит подтверждение в старинном японском трактате "Ки-кэн-тай но ити", где говорится: "Дух, меч и тело — всё едино".

Йайдо

Слово "иайдо" у многих из нас ассоциируется с боевым криком воина, наносящего удар . Эта ассоциация имеет много общего с действительностью. Мгновенное выхватывание меча, поражение противника, и возвращение оружия в ножны — весь комплекс иайдо занимает несколько секунд.

Невзирая на то, что эта дисциплина считается вспомогательной к кендзюцу, мастерство, демонстрируемое мастерами иайдо, действительно поражает воображение. Известно, что профессионал может поразить противника с пистолетом еще до того, как тот поднимет руку и нажмет на курок . Спаянные воедино точность и быстрота реакции дают в итоге невероятный результат. Невзирая на то, что иайдо считается физически очень тяжелой дисциплиной, оно великолепно развивает концентрацию и скорость.

Дзёдо

Что такое дзё? Дзё — это деревянная трость, которую можно использовать и как копье, и как алебарду, и как меч . В умелых руках эта трость превращается в грозное оружие. С помощью дзё можно не хуже, чем мечом, обороняться от многократно превосходящего по силе противника. Практика дзёдо ставит во главу угла не наступление, а оборону . Таким образом, дзёдо — это боевое искусство, которое позволяет, не нанося ран противнику, предупредить его нападение и предостеречь его от повторной атаки.

Считается, что прообразом дзё в свое время стал простой монашеский посох (тэцубо). До наших дней боевая практика дзёдо дошла практически в неизмененном виде. На сегодняшний день техники дзёдо приняты на вооружение в японской полиции : болезненный тычок тростью под ребра помогает с легкостью урезонить даже самого отпетого хулигана.

Так или иначе, все виды кендо объединяет одно: регулярные занятия этим искусством помогают поправить здоровье и улучшить осанку, справиться с лишним весом и укрепить мышцы. Впрочем, занимаясь кендо, можно совершенствоваться не только физически, но и духовно. Ведь не зря воины древней Японии говорили: "Меч — это моя душа, и если хотите узнать, что у меня на сердце, взгляните на мой меч".

История и эволюция кэндо
Средневековая история Японии чрезвычайно богата междоусобными войнами, в ходе которых самураи одно клана убивали воинов другого. Когда войн не было, самураи устраивали дуэли, поводом для которых могло послужить даже случайное соприкосновение ножнами мечей в узком коридоре дворца господина. В то время выжить означало искусно владеть мечом.
Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали кэндо – искусство владения мечом. Дело в том, что меч в Японии издавна был объектом поклонения, а после того как появилось сословие самураев, меч (кэн) стал неотъемлемой принадлежностью и основным оружием воина. Меч – символ сословия самураев, душа воина. В Х-ХII веках родилось и искусство владения мечом – кэндо, занятие которым становится обязательным для самураев. Единственной целью поединка того бурного времени было поражение врага. Ранг самурая и, следовательно, его жалованье (воины получали рисовые пайки от крупных феодалов, у которых состояли на службе) также зависели от того, насколько умело он владел мечом.
Обучаться кэндо молодые самураи начинали с раннего возраста. Причем занятия кэндо не только способствовали физическому развитию, но и питали ум, закаляли дух будущего воина. Занятия начинались на рассвете и проводились на воздухе в любую погоду. Мальчики одевались в хлопчатобумажные куртки и были босиком, что считалось важным для укрепления выносливости молодых самураев. Тренировки кэндо должны были подготовить воина морально и физически к предстоящим схваткам на настоящих мечах. Искусство кэндоиста определялось количеством взмахов мечом для поражения противника. Естественно, что идеальным признавался смертельный удар одним взмахом, «быстрый, как полет ласточки».
Перед поединком самураи проделывали целый ряд упражнений. Главными были упражнения на дыхание и сосредоточенность, которой помогала достичь медитация, пришедшая из дзэн-буддизма. Упражнения и медитация помогали выработать глубокое и ровное дыхание и сконцентрировать все внутренние силы для предстоящего поединка. Самурай садился на пол в позу сэйдза и дышал медленно, глубоко и ритмично, закрыв глаза и стараясь отвлечься от всего постороннего. Легкие расширялись, обогащались кислородом, кровяное давление в мозгу становилось меньше, чем при нормальном дыхании, центральная нервная система успокаивалась, что позволяло сражаться хладнокровно, спокойно, но в то же время стремительно и без суеты.
Благодаря дыхательной гимнастике и медитации кэндоист полностью переключался на предстоящий поединок. Однако о победе думать запрещалось, так как, по мнению воинов, подобные размышления вызывают волнение, сбивают дыхание, способствуют потере хладнокровия и, главное, приводят к ослаблению мускулов, которые уже не управляются волей борца. Бесстрастность – вот кредо кэндоиста.
Во время поединка практиковался уже другой вид дыхания. Дело в том, что организм бойца, совершающего интенсивные движения, требует огромного количества кислорода. И в этом отношении чрезвычайно важную роль в кэндо играют выкрики. Кэндоист наступает на противника, набрав полные легкие воздуха и с громким криком, что способствует деморализации обороняющегося и развитию духа атаки, а также концентрации всех сил на ударе. Главным считался вдох, причем дышать нужно было животом. В момент нанесения удара дыхание должно быть остановлено для быстрого и резкого напряжения всех мускулов. После удара кэндоист делал выдох, однако не до конца, чтобы не было момента, когда в легких воздух бы отсутствовал, так как это расслабило бы мускулатуру.
В ХVI веке победа на полях сражений уже не определялась схватками на мечах. В это время в Японию были завезены порох и огнестрельное оружие и побеждал тот, у кого были многочисленные отряды пехотинцев, вооруженных ружьями. Меч вынимался из ножен при необходимости в ближнем бою, а в мирное время – на дуэлях. В свободные от службы часы воин (буси) оттачивал свое боевое искусство. Кроме владения кэндо в средневековье необходимо было уметь стрелять из лука, ездить верхом, метать копье, плавать в доспехах, сражаться в воде и т. п. Каждый должен был уметь метко бросать сюрикены – маленькие металлические звездочки с бритвенно-острыми лучами, мгновенно отсекавшие голову противнику.
В кэндо появлялись школы, течения, тренеры. В начале ХVIII века стали использоваться защитные приспособления – нагрудник, шлем, перчатки – и был изобретен бамбуковый меч.
После революции Мэйдзи (1868 год) ношение меча было запрещено и кэндо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кэндо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свои клубы кэндо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кэндо – самый популярный традиционный национальный спорт в стране.
«Меньше агрессивности!» – часто повторяют на тренировках учителя кэндо тем, кто ожесточенно атакует противника. Главное в кэндо – не стремление к победе, а воспитание здорового духа и формирование крепкого организма. Учителя (сэнсэи) не случайно ставят на первое место дух. Слово «кэндо» записывается двумя иероглифами: «кэн» (меч) и «до» (путь). Это связано с философскими понятиями системы дзэн-буддизма. «Путь» означает духовное совершенствование человека, которое осуществляется в том числе и медитацией. Кэндо – это и есть один из видов динамичной медитации.
Таким образом, основная цель в кэндо – победа не над противником, а над самим собой, над своими слабостями, пороками. Человек, занимающийся кэндо, ищет свой путь с мечом в руках – мечом, не повергающим, а защищающим. Учителя этого японского искусства говорят: «Лишь только когда ты, взяв в руки меч, почувствуешь, как спокойствие и мир наполняют твое сердце, поймешь, что чего-то достиг».
Для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия необходима полная отрешенность от всех мирских забот во время тренировок и поединков. Кроме слияния с собственным «я» путь к достижению внутренней гармонии лежит также через концентрацию воли. Это позволяет во время поединка сосредоточить внимание и энергию не столько на силе удара, сколько на его красоте и гармонии. Впрочем, сила – тоже немаловажный элемент, но все же главное – духовное, нравственное начало. «Благодаря занятиям кэндо, – учат мастера, – все мелочное, агрессивное в вашей натуре исчезнет. Нужно быть справедливым не только в зале для кэндо, но и дома, в обществе, постоянно подавляя в себе все неблагородное». Но вся философия кэндо применима только к «справедливому кэну» – мечу, служащему для защиты, но не относится к «кэну агрессивному», предназначенному для убийства.
Большое влияние на философию кэндо оказали идеи кодекса самураев – бусидо. В этом кодексе акцент делается на такие качества, как верность, готовность к самопожертвованию, справедливость, духовная чистота, скромность, честь. Огромное внимание уделяется духовному совершенствованию. Считается, что только победив себя можно побеждать других. Ценится духовное превосходство, а не преимущество в грубой силе. С помощью особого ритуала подчеркивается: идет состязание именно духовных начал.
Для выявления сильнейших проводятся соревнования. В распоряжении участников поединка площадка 11 на 11 метров. Перед поединком следует показать судьям меч: длина его не должна превышать 118 сантиметров, вес не должен быть менее 500 граммов. Время поединка – 5 минут. Удары засчитываются, если они нанесены концом меча по маске, перчаткам или нагруднику. Для победы нужно два раза попасть по установленным местам снаряжения противника. Поединок может быть прерван в следующих случаях: вы оскорбили противника либо члена жюри; толкнули противника; сделали подножку; умышленно ударили в места, не защищенные доспехами; бросили свой меч. Запрещено также спорить с судьей, точнее, с судьями – их трое, они фиксируют удары, поднимая над головой цветные флажки.

Происхождение слова кэндо
В разные времена искусство владения мечом называлось по-разному. Есть всего несколько примеров употребления слова «кэндо» (путь меча) в эпоху Токугава (XVII-XIX века), однако общеупотребительным оно стало с середины эпохи Мэйдзи (конец ХIХ века). До этого употреблялся термин «гэккэн» (атакующий меч) либо «кэндзюцу» (искусство меча). В 1912 году, когда кэндо стало обязательным предметом в школе, оно называлось «гэккэн». Официально слово «кэндо» стало употребляться с 1926 года.
Как свидетельствуют литературные памятники, в далекой древности кэндо называлось татигаки, в период Нара – гэккэн и татигаки, однако в устной речи кэндо называли татиути. Последнее название широко употреблялось вплоть до середины периода Муромати (ХIV-ХVI века). С середины эпохи Муромати до начала эпохи Токугава наиболее часто использовали термин «хэйхо». На смену «хэйхо» пришло «кэндзюцу», и вплоть до периода Мэйдзи это было самым расхожим названием кэндо.
В Японии с незапамятных времен существовала отличная от западной система летосчисления – по периодам правления императоров. Когда японский император вступал на трон, придумывали название эпохе его правления и год его вступления становился первым годом нового летосчисления. В 1989 году, например, умер император Хирохито, и это означало, что эпоха Сёва закончилась на 65-м году и начался первый год нового правления Хэйсэй.

В отличие от многих иных дисциплин своей современной стандартизированной формой кэндо обязано усилиям не одного человека, а коллективному опыту и умению многих людей; и средневековые воины, и рядовые жители оказали влияние на создание современного кэндо.

Кэндо (путь меча) - японское воинское искусство, основанное на техниках использования двуручного самурайского меча, имеет длинную и богатую историю. Фехтование мечом с прямым, единоострым лезвием было заимствовано из Китая (589 г. - 618 г.). В девятом веке сражения на лошадях привели к использованию мечей с более длинными изогнутыми клинками, и эти обстоятельства заставили отказаться от китайского стиля боя, характеризующимся захватом меча одной рукой, в пользу двуручного хвата.

С установлением власти сёгуна Минамото в XII веке и усилением влияния военной аристократии искусство владения мечом приобрело особое значение. Тогда и зародился культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения относилась к «данной богом».

В середине эпохи Муромачи (1333 г. - 1568 г.) мастера, в совершенстве владевшие фехтованием, стали открывать школы для обучения боевым искусствам.

После продолжительного периода войн в начале XVII века сёгуном Токугавой был установлен общенациональный мир, и искусство владения мечом становится привилегией только самураев и аристократии. Оно сливается с «Бусидо» - моральным кодексом японских воинов и становится стержневой дисциплиной в воспитании самураев.

В кэндо появлялись различные школы, направления, наставники. В конце XVII - начале ХVIII веков стали использоваться защитные приспособления – нагрудник, шлем, перчатки; был изобретен бамбуковый меч.

После революции Мэйдзи (1868 г.) ношение меча было запрещено, и кэндо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кэндо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свои клубы кэндо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кэндо – самый популярный традиционный национальный вид спорта в Японии.

С 1911 г. кэндо включено в программы физического воспитания в средних школах. Однако в конце Второй Мировой войны оккупационные власти запретили кэндо, как милитаристскую дисциплину. Запрет длился до 1952 г. После окончания периода оккупации была образована Всеяпонская Федерация Кэндо и в 1957 г. кэндо было возвращено в средние школы. С 1989 г. приблизительно 7 миллионов японцев практикуют кэндо. В настоящее время кэндо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Раз в три года проводятся Чемпионаты мира по кэндо. С 1998 г. в международных соревнованиях принимает участие и Россия.

О кэндо

Понятие «Кэндо» (“Путь меча”) - в Японии является синонимом благородства. С момента возникновения сословия самураев в восьмом веке военные искусства стали высшей формой обучения. Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали «Кэндзюцу» – искусство владения мечом. Дело в том, что меч в Японии издавна был объектом поклонения, а после того как появилось сословие самураев, меч («кэн») стал неотъемлемой принадлежностью и основным оружием воина. Меч – символ сословия самураев, душа воина. В Х-ХII веках родилось и искусство владения мечом – кэндзюцу, занятие которым становится обязательным для самураев. Единственной целью поединка того бурного времени было поражение врага. Ранг самурая и, следовательно, его жалованье также зависели от того, насколько умело он владел мечом. Искусство воина определялось количеством взмахов мечом для поражения противника. Естественно, что идеальным признавался смертельный удар одним взмахом.

Сплав основных религиозных философий Японии - Синтоизма, Буддизма, Конфуцианства с воинским искусством, послужил благодатной почвой для духовного развития и перехода от техники владения оружием только для достижения победы к самосовершенствованию через мастерство владения мечом.

Чтобы практиковать Кэндо, человек должен преодолевать себя, переносить тяжесть изматывающих тренировок и сохранять хладнокровие перед лицом опасности. Путь меча означает не только фехтовальную подготовку, но также и жизнь согласно кодексу чести.

Большое влияние на философию кэндо оказали постулаты кодекса самураев – «Бусидо». В этом кодексе акцент делается на такие качества, как верность, готовность к самопожертвованию, справедливость, духовная чистота, скромность, честь. Огромное внимание уделяется духовному совершенствованию. Считается, что, только победив себя можно побеждать других. Ценится духовное превосходство, а не преимущество в грубой силе.

Природа кэндо носит духовный характер. «Путь меча» в своей основе выражает волю преодоления жизненных невзгод, но значительно глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной жизнью. Меч - всего лишь средство совершенствования духа, поддержания собственных нравственных основ, углубления собственной личности и выработки нравственности. Непременным залогом успеха в кэндо является открытость, искренность человека. Иначе говоря, истинная задача кэндо состоит в разрешении жизненных проблем, не обнажая меча.

«Меньше агрессии» – часто повторяют на тренировках учителя кэндо тем, кто ожесточенно атакует противника. Главное в кэндо – не стремление к победе, а воспитание здорового духа и формирование крепкого организма. Учителя (сэнсэи), наставники не случайно ставят на первое место дух. Слово «Кэндо» записывается двумя иероглифами: «Кэн» (меч) и «До» (путь). Это связано с философскими понятиями системы дзэн-буддизма. «Путь» означает духовное совершенствование человека, которое достигается, в том числе, и медитацией. Кэндо – это и есть один из видов медитации в движении.

Для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия необходима полная отдача во время тренировок и поединка. «Благодаря занятиям кэндо все мелочное, агрессивное в нашей натуре исчезает. Нужно быть справедливым не только в зале для занятий кэндо, но и дома, в обществе, постоянно исправляя в себе все неблагородное» - так говорят учителя кэндо.

Таким образом, основная цель в кэндо – победа не над противником, а над самим собой, над своими слабостями, пороками. Человек, занимающийся кэндо, ищет свой путь с мечом в руках – мечом, не повергающим, а защищающим. Учителя этого японского искусства говорят: «Лишь только когда ты, взяв в руки меч, почувствуешь, как спокойствие и мир наполняют твое сердце, поймешь, что чего-то достиг».

На занятиях по физкультуре в школах. Старое название "кенджюцу", означавшее "техника меча", заменил шире и глубже срок "кендо" - "путь меча".


1. Философия

Основное определение концепции кендо а также подход к тренировкам и руководства ими определяются Всеяпонской федерацией кендо.

1.1. Концепция кендо

В слове "меч" (剣) заложен главные идеи кэндо. Первая идея состоит в том, что человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить ее. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьезно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противника, боя, дела следует подходить с обновленным духом и запалом. Поэтому слово "меч" в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, тренирует дух человека.

Под "законами" (理法) понимаются три составляющие, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это "закон меча" (刀法), которая заключается в правильном проведении удара, "закон тела" (身法), по которому удар должен быть нанесен по правильной осанки, и "закон сердца" (心法), что означает бодрость и энергичность духа при ударе. То есть, "закалки законами меча" - это постоянное совершенствование своей технического мастерства, физической формы и психического состояния.

"Путь" в кэндо - это дорога совершенствования человека, "формирование" его как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс - ?формирование? и совершенствования, а не результат - "сформированность" и совершенство, является одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства .


1.2. Подход к тренировкам


2. История

Занятия по кендо в сельской школе (1920).

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии . В период Камакура ( - ) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьем, было неотъемлемой частью подготовки воина- самурая . Однако на протяжении четырех столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание голов противника и ритуальное самоубийство сэппуку . Лишь с наступлением мирного эпохи Эдо ( - ), когда самураям официально разрешили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военной слои.

В начале 17 века появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен . Самыми известными среди них были Итто-рю (一刀 流 - школа одного меча), Муто-рю (无 刀 流 - безмечева школа) и Муненмусо-рю (无 念 无 想 流 - школа "не размышляй, не обдумывай"). Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как производные от него. Вторая учила, "что меча извне не существует" и тренировала прежде волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно - "не раздумывая".

На протяжении многих веков во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильных ранений (они до сих пор применяются в кендо во время выполнения ката). Однако реформы наставника Наганума Кунисато ( - ), который ввел бамбуковые мечи Синае и оружие богу , уменьшили количество травм. С конца 18 века фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

Удары по запястью кот:

  • Удар кот (обычный удар);
  • Удар хидари-кот (удар по левому запястью)
  • Удар Хики-кот (удар по запястью, который сопровождается отступлением от противника).

Удары по голове мен:

  • Удар мэн (обычный удар);
  • Удар Мигия-мен (удар по голове справа);
  • Удар хидари-мен (удар по голове слева);
  • Удар Хики-мен (удар по голове, который сопровождается отступлением от противника);
  • Удар кот-мен (прием-комбинация с нанесением удара по запястью и председателю поочередно).

Удары по торсу до:

  • Удар в (обычный удар);
  • Удар Хики-до (удар по правой стороне торса, который сопровождается отступлением от противника);
  • Удар гяку-до (удар по левой стороне торса).

Удар в горло цуки (обычный удар) - запрещен новичкам и молодым школьникам.

Эти приемы имеют несколько разновидностей, которые зависят от ситуации в которой они были выполнены.


4.3. Баллы

"За сильного крики, правильной осанки, верного удара мечом-Синай по определенному месту, и удачного возвращения в исходную позицию (残心- дзаншин) после удара.

Эти условия являются составляющими основного принципа кэндо ки кен тай ити (気剣体) - единства духа, меча и тела. При выполнении этих условий судья поднимает флажок и зачисляет бал.


4.4. Нарушение правил

Двукратное нарушение правил во время поединка предоставляет оппоненту нарушителя один балл. Среди нарушений выделяются следующие:

4.5. Судьи

Поединок судят 3 судьи. Они держат в руках два флажка - красный и белый - которые совпадают с цветами лент, прикрепленных к спинам фехтовальщиков. В случае выполнения результативного приема одним из спортсменов, судья поднимает вверх флажок, который соответствует цвету его ленты. Если двое из трех судей поднимают флажок, засчитывается 1 балл.

Судья имеет право остановить поединок командой "Ямэ!" ("Остановись!"). Он делает это в следующих случаях:


5. Степени

В кендо существует 9 степеней для награждения уровня мастерства фехтовальщиков. Первый уровень, 1-й кю (级), назначается лицам после 12-13 лет. В вышеприведенной таблице представлена ​​информация об основных степени - даны (段).

Дан Условие получения Возрастной ценз
Начальный дан (初段) 3 месяца после получения первого кю старше 13 ~ 14 лет
Второй дан (弐 段) 1 год тренировок после получения начального данную старше 14 ~ 15 лет
Третий дан (参 段) 2 года тренировок после получения второго данную старше 16 ~ 17 лет
Четвертый дан (四段) 3 года тренировок после получения третьего дана старше 19 ~ 20 лет
Пятый дан (五 段) 4 года тренировок после получения четвертого данную старше23 ~ 24 лет
Шестой дан (六段) 5 лет тренировок после получения пятого данную старше 28 ~ 29 лет
Седьмой дан (七段) 6 лет тренировок после получения шестого данную старше 34 ~ 35 лет
Восьмой дан (八段) 10 лет тренировок после получения седьмой данную старше 46 лет

6. Звание

Согласно степеней, в кендо назначаются звания. Их существует три. Предоставляются они лицам, владеющим 5-8 данами и были рекомендованы Федерацией Кендо, к которой принадлежат.

Звание Перевод Ценз Условия
Рэнси 錬 士, "закаленный" 5 дан 10 лет прошло после получения 5-го дана, кандидат, член Федерации Кендо, есть старше 60 лет и рекомендован председателем Федерации.
6 дан 1 год прошел после получения 6-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации.
Кеси 教士, "учитель" 7 дан, звание Рэнси 2 года прошло после получения 7-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации.
Ханси 范士, "образец" 8 дан, звание Кеси 8 лет прошло после получения 8-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации и председателем Всеяпонской Федерации Кендо.

в Украине. В октябре

См.. также

Примечания


9. Источники и литература

Японской

  • 広島県剣道连盟着"剣道解说书" (Федерация кэндо префектуры Хиросима. Руководства по кэндо) 広島, 1998.
  • 大熊広明编"剣道"高野佐三郎著(Оокума Хироаки. Кендо. Факсимильное переиздание 1913 года)東京日本図書センター,
  • 甲野善纪,前田英树"剣の思想" (Коно Йосинори, Маэда Хидеки. Философия кэндо) 东京:青土社, 2001

Английском

  • Nippon Kendo Kata instruction manual: established in December, 1981 / edited by All Japan Kendo Federation. Tokyo, All Japan Kendo Federation, 2002.
  • Junzo Sasamori, Gordon Warner. This is kendo: the art of Japanese fencing / by. - 1st Tuttle paperback ed. Tokyo: CE Tuttle, 1989.
  • Lidstone RA (Charles Alexis). An introduction to kendo. Croydon: Judo Ltd., 1964.

Российской

  • Хироси Одзава. Кэндо: Полное практическое руководство. Киев: София, 2000, 192 стр.


Похожие статьи