Бой миноносца "стерегущий" с японской эскадрой. Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий

23.09.2019

Стерегущий

Эскадренный миноносец типа «Сокол»

Стерегущий

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Прыткий» («Сокол») · «Послушный» («Коршун») · «Пылкий» («Кречет») · «Прочный » («Ястреб») · «Поражающий» («Нырок») · «Пронзительный» («Беркут») · «Подвижный» («Альбатрос») · «Прозорливый» («Гагара») · «Резвый» («Ворон») · «Ретивый» («Филин») · «Рьяный» («Сова») · «Решительный» («Кондор», «Баклан») · «Сердитый» («Бекас») · «Смелый» («Горлица») · «Сторожевой» («Грач») · «Скорый» («Перепел») · «Страшный» («Скворец») · «Стройный» («Стриж») ·«Статный» («Щегол») · «Разящий» («Дрозд») · «Расторопный» («Дятел») · «Сильный» («Баклан», «Кондор») · «Строгий» («Лебедь») · «Сметливый» («Пеликан») · «Свирепый» («Павлин») · «Стремительный» («Фазан»)

Миноносец «Стерегущий» (до 9 марта 1902 года «Кулик») принадлежал к серийным . От ранее построенных кораблей этого типа он отличался разборной конструкцией корпуса, так как предназначался для пополнения миноносных сил Тихоокеанской эскадры. Заложен на Невском заводе в Петербурге.

После разборки 12 разборных миноносцев Невского и Ижорского завода в марте – ноябре 1900 г были доставлены на пароходах Добровольного флота в базу Тихоокеанской эскадры - Порт-Артур . Сборка осуществлялась на косе Тигровый хвост силами специалистов Невского завода. «Стерегущий» был спущен на воду 9 июня 1902 г. После окончания испытаний 30 августа 1903 года «Стерегущий» был принят в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Погиб в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время русско-японской войны. Против миноносцев «Стерегущий» и «Решительный» действовало четыре японских миноносца, которые по вооружению, водоизмещению и количеству экипажа существенно превосходили русские миноносцы.

Описание конструкции

Корпус

Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогиба­лась даже под весом человека. У истребителей отечественной пост­ройки толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.

Энергетическая установка и ходовые качества

ГЭУ миноносца состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми водотрубных котлов системы Ярроу. Расчетная мощность каждой машины 1900 л.с. при 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу. Время разводки паров составляло около часа. Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза

Вооружение

Вооружен одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).

Стерегущий

Стерегущий

История службы

С началом Русско-японской войны 27 января 1904 г. «Стерегущий» использовался в дозорах и сторожевой службе на внешнем рейде Порт-Артура, а также в проходе у Золотой горы и за месяц боевых действий совершил 13 выходов в море. 28 января на рейде «Стерегущий» столкнулся с миноносцем «Боевой», 11 февраля участвовал в перестрелке с японскими миноносцами.

Гибель

Вступив в командование флотом, решил усилить разведку, для чего организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. Уже на следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе.командиров миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» капитана. 2 ранга Ф. Э. Боссе и лейтенанта А. С. Сергеева, поручив им подробный осмотр побережья.

Закончив приготовления к походу, оба миноносца 25 февраля 1904 года около 19 ч вышли в море. Согласно полученной инструкции им надлежало «в случае встречи с неприятельскими крейсерами или транспортами» произвести «внезапную атаку». С миноносцами же противника «без особой нужды» в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания -разведки»*.

Во время разведки «Решительный» и «Стерегущий» у входа в бухту Талиевань обнаружили превосходящие силы противника. Капитан Боссе от боя уклонился…

Утром следующего дня, при возвращении, когда до Порт-Артура оставалось около 20 миль, наши миноносцы в утреннем тумане заметили сразу четыре вражеских корабля двигавшихся пересекающимся курсом. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно». Всю ночь они безрезультатно курсировали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Русские корабли попытались прорваться с боем, но это удалось только «Решительному», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами»,он смог проскочить. Японские корабли не стали преследовать «Решительный» и сосредоточили огонь на «Стерегущем», шедшем вторым, положение которого быстро стало безнадежным.

Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он почти час продолжал бой. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец не надолго вышел из боя, и вскоре вернулся в строй, заняв место между «Синономе» и «Усугумо». Еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 ч 40 мин японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. «Стерегущий» стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист 2-й статьи Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке № 2, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.


Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А. С. Сергеев и мичман К. В. Кудревич, был убит лейтенант Н. С. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В. С. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 ч 10 мин орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца «Усугумо». Доклады, полученные начальником отряда, дополнили картину боя. Если сам «Усугумо» и «Синономе» отделались незначительными повреждениями, то в «Сазанами» попало восемь снарядов, а в «Акебоно» - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые.

Командир «Сазанами» капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему. Так как на горизонте уже показались знакомые силуэты японских крейсеров 3-го боевого отряда, а порт-артурские береговые батареи продолжали молчать, начальник отряда капитан 2 ранга Микикане Цуция согласился, и «Сазанами» направился к «Стерегущему»...

Между тем, как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что в море идет бой между миноносцами, адмирал С. О. Макаров приказал крейсерам и готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур «Решительный» сообщил о бедственном положении «Стерегущего». Медлить было нельзя, и адмирал перенес свой флаг на «Новик», уже разворачивавшийся для выхода из гавани...

Остановившись недалеко от «Стерегущего», «Сазанами» спустил вельбот подготовить русский миноносец к буксировке.

В 8 ч 10 мин японцы завели буксир, и «Сазанами», постепенно увеличивая скорость, потащил «Стерегущий» в море, навстречу приближавшимся кораблям японского флота. Три других миноносца составляли как бы почетный эскорт.

Однако буксировка не удалась - через 18 мин буксир лопнул. Тогда, отклепав стальной трос правого якоря, японцы приготовились переправить его на «Сазанами», который вернулся к «Стерегущему» и уже спустил вельбот. Но тут приближавшиеся со стороны Порт-Артура «Новик» и «Баян» с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи.

Падавшие вокруг русские снаряды, крутая волна и постепенное заполнение «Стерегущего» водой - все это заставило Кондо отказаться от дальнейшей буксировки. Правильность этого решения подтвердил последовавший с флагманского крейсера «Читосе» приказ: бросить захваченный миноносец!

Оставленный «Стерегущий» еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 ч 20 мин волны Желтого моря не сомкнулись над ним. В составленном Морским генеральным штабом в Токио «Описании военных действий японского флота на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)» сказано, что затонул он в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань.

В 10 ч 45 мин «Сазанами» подошел к борту «Токива», и четырех русских моряков обнаруженных живыми на борту «Стерегущего» переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем, - и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы.» Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину.

Насколько восхищение врага было искренним, подтверждает ответ, полученный Н. П. Сергеевой - женой командира «Стерегущего» на запрос о судьбе ее мужа (она направила его в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца). В нем от имени адмирала Ямамото Оговорилось: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».

Командиры

хх.хх.хххх-хх.хх.1904 - лейтенант Б. Л. Кузьмин-Караваев 2-й

17.02.1904-26.02.1904 - лейтенант А. С. Сергеев

Память

Николай II на открытии памятника

26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли в Александровском парке рядом с Каменноостровским проспектом в Петербурге. На торжествах присутствовал и Николай II. Четыре оставшихся в живых матроса «Стерегущего» получили награды. 10 мая 1913 года по «высочайшему повелению» памятник передали городу Петербургу «при описи и особом акте», а гипсовую модель памятника -Кронштадтскому порту. До настоящего времени этот великолепный памятник с лаконичной надписью «СТЕРЕГУЩИЙ» украшает один из красивейших проспектов города на Неве.


На рассвете 26 февраля (10 марта) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после ночной разведки к островам Эллиот в Порт-Артур. Неожиданно в густом утреннем тумане они наткнулись на четыре японских корабля.


Это были миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», к которым вскоре подошли еще два японских крейсера. Завязался неравный бой. «Решительный», у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт-Артуру, а на «Стерегущего» обрушилась вся мощь огня вражеских орудий.

Получилось 64 орудия против четырех! Это был настоящий ад: японские снаряды снесли все мачты и трубы на русском миноносце, был пробит корпус. Пока еще работала машина, оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре его орудия замолчали.

Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».
Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Вся палуба была залита кровью и усеяна телами погибших русских моряков…

Видя, что «Стерегущий» перестал подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир и захватить как добычу. С миноносца «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт русского корабля японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

В неравном бою погибли командир «Стерегущего», три офицера и сорок пять членов его команды. Японцы, подобрав четырех чудом оставшихся в живых русских матросов, привязали к изуродованному кораблю стальной трос, однако едва начали тащить его за собой, как буксир лопнул. «Стерегущий» стал крениться на борт и вскоре скрылся под волнами.

Между тем, «Решительный» добрался до Порт-Артура. Его тяжело раненый капитан Федор Босее доложил командующему флотом адмиралу Степану Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу». И упал без сознания. К месту сражения поспешили два русских крейсера, «Баян» и «Новик». Моряки видели тонущий «Стерегущий» и кружащиеся вокруг японские корабли, в том числе - их подоспевшие тяжелые крейсера. Когда русский миноносец затонул, Макаров приказал возвращаться в Порт-Артур: сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.

Восхищение японцев подвигом русских матросов было столь велико, что когда четырех пленных моряков доставили в Сасебо, их уже ждало восторженное письмо от японского морского министра Ямамото.

В нем говорилось: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой долг, как моряки. Я искренне хвалю вас, вы – молодцы!»

Беспримерная битва получила широкий международный резонанс. Корреспондент английской газеты «Таймс», сославшись на японские донесения, первый сообщил всему миру версию о том, что, не желая сдаваться врагу, два русских моряка заперлись в трюме, открыли кингстоны и сами затопили свой корабль. Статью перепечатала русская газета «Новое время», и английская версия «героического затопления» пошла гулять по России. О подвиге печатали открытки, широко распространялись репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшего момент открытия «двумя неизвестными матросами» кингстонов и иллюминатора на гибнущем «Стерегущем». Сочинялись и стихи:

Два сына «Стерегущего» в пучине спят морской,

Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.

Но слава, память светлая пребудет навсегда,

О тех, кому могилою глубокая вода…

Версию, казалось, подтвердили потом и сами уцелевшие моряки. Вернувшись на родину из японского плена, трюмный машинист Василий Новиков заявил, что это именно он открыл кингстоны и затопил миноносец…

В апреле 1911 года в Александровском парке на Петроградской стороне поставили памятник героическому подвигу матросам «Стерегущего». Искусно скомпонованная бронзовая композиция на фоне креста состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны. Ее спроектировал известный скульптор Константин Изенберг. Монумент высотой пять метров расположен на глыбе серого гранита. Основание - насыпной холм с тремя лестницами. По его сторонам высятся гранитные столбы-фонари, напоминающие маяки. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года с большой торжественностью. Присутствовал Николай II, одетый в морскую форму с Андреевской лентой, премьер Петр Столыпин, великие князья, в том числе великий князь Кирилл, чудом спасшийся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый адмирал Степан Макаров и живописец Василий Верещагин. Как писал современник, «звуки молебна и пение гимна «Боже, царя храни» перемежались с бравым, перекатывающимся «Ура!». Вдохновленный успехом, К. Изенберг хотел позднее поставить рядом памятник морякам крейсера «Варяг», но не успел, в том же 1911 году талантливый скульптор умер.

В 1930 году, для придания скульптурной композиции большего эффекта, к ней провели трубы, и из иллюминатора стала хлестать настоящая вода.Однако потом воду все-таки отключили, так как выяснилось, что памятник стал быстро ржаветь. К тому же оригинальный замысел скульптора вообще «живой» воды не предусматривал. В 1954 году, в связи с 50-летием подвига, с тыльной стороны монумента укрепили мемориальную бронзовую доску с барельефным изображением боя и списком экипажа «Стерегущего».

Исторический парадокс в том, что именно такого эпизода, мастерски отлитого скульптором в бронзе, на самом деле никогда не было.

Сразу после русско-японской войны причину гибели «Стерегущего» выясняла специальная комиссия. Проводивший исследование старший лейтенант Е. Квашнин-Самарин пытался приостановить строительство памятника «двум неизвестным героям».

«Грустно видеть в великой России, что кто-то на авось пропагандирует постановку памятника не существовавшим морским героям, когда вся нашего флота полна настоящими подвигами», - писал он, полагая, что кингстоны открыл Новиков. Однако версия о «двух неизвестных матросах» уже была доложена императору. Стали снова собирать сведения. Кто их открыл: «два неизвестных матроса» или Новиков? Но в показаниях Новикова, который утверждал, что это он спустился в машинное отделение и открыл кингстоны во время буксировки миноносца японцами, и других уцелевших матросов обнаружились явные противоречия и «несообразности». Морской генеральный штаб счел, что версия о «двух неизвестных матросах» есть выдумка, и, «как выдумка, не может быть увековечена в памятнике». Однако в 1910 году монумент был уже отлит и полностью готов к открытию. Стали выдвигаться предложения о его переделке.

Тогда Генштаб обратился с докладом на «высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предлагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?

Между тем, споры о «деле «Стерегущего» продолжались. Версия об открытии кингстонов Новиковым вызывала все большие сомнения. Комиссия долго разбирались с чертежами миноносца, а потом пришла к окончательному выводу, что «кингстонов затопления в машинном отделении не было». А потому ни Новиков, и никто другой их открыть никак не мог. Мало того, японцы, как выяснилось, перед тем, как взять «Стерегущий» на буксир, тщательно проверили трюмы, и там уже никого не оставалось.

Но как же тогда все-таки быть с показаниями «живого свидетеля»? Новикова тоже опросила комиссия, и он не смог подтвердить свой рассказ. Вероятно, во время японского плена моряк прослышал про английскую версию «открытых кингстонов» и решил, вернувшись на родину, приписать все это себе. Кстати, судьба самого Новикова сложилась тоже трагически. После войны он вернулся в родную деревню Еловка, а в 1921 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.

История с мифическими кингстонами не умаляет величие подвига русских моряков «Стерегущего», который навсегда вошел в историю войн, как пример блистательной доблести и геройства. Японцы не переставали изумляться беспримерному подвигу русских матросов. Адмирал Того сам сообщил об этом в своем докладе императору, отмечая мужество врагов. Было решено особо почтить память погибших: в Японии установили стелу из черного гранита, посвященную русским морякам, с надписью: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Е.Квашнин-Самарин писал в 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько был велик подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и будит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».

Однако история с мифическими кингстонами все-таки оказалась живучей. Даже много позднее, когда все обстоятельства гибели «Стерегущего» были давно установлены, об этом снова рассказывали, писали книги, о кингстонах до сих пор упоминают в некоторых современных путеводителях по Санкт-Петербургу, а ленинградский поэт Леонид Хаустов сочинил:

Вы русскими кончили бой моряками.
Последнюю отдали Родине честь:
Кингстоны открыли своими руками
С такою же волей железной, как здесь,
На этом гранитном крутом пьедестале…

Почти сразу же после гибели «Стерегущего», в 1905 году в Ревеле был спущен на воду эсминец с таким же именем.

Третий «Стерегущий» построили уже в СССР в 1939 году. Он участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией.

Четвертый «Стерегущий» спустили на воду в 1966 году, он служил в составе Тихоокеанского флота. А в 2008 году был построен уже пятый - корвет «Стерегущий».

Так слава, память светлая пребудет навсегда…

Ночной дозор

В 1904 году русско-японская война была в самом разгаре. 26 января был блокирован Порт-Артур, а на следующий день в корейском порту Чемульпо приняли бой героически погибший крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Нужно было срочно менять положение и выводить блокированные в Порт-Артуре корабли против японцев. 1 февраля 1904 года командующим Тихоокеанским флотом был назначен вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он прибыл в Порт-Артур 24 февраля. Первым делом было решено узнать, где базируются японские корабли близ Порт-Артура. Не могли же они каждый раз приплывать из Японии.

Поэтому в ночь с 25 на 26 февраля (10 марта по новому стилю) адмирал послал на разведку два миноносца — «Стерегущий», под командование лейтенанта Сергеева, и «Решительный», под началом капитана второго ранга Боссе. Главной задачей было осмотреть возможные места для стоянки вражеских кораблей вдоль всего побережья. Поскольку вооружение миноносцев было слабым, то обнаруженные японские корабли было предписано топить торпедами («самодвижущимися минами») и не вступать без надобности в артиллерийский бой. Корабли должны были выйти из порта в 18 часов 25 февраля и вернуться из рейда утром 26-го.


В ходе операции с «Решительного» был замечен боевой японский корабль у входа в бухту Талиевань. Капитан Боссе принял решение атаковать, но когда его миноносец развил полный ход, из труб стало вырываться пламя. Атака наших кораблей была раскрыта, и Боссе решил уклониться от боя. Командиры миноносцев считали необходимым вернуться в Порт-Артур, т. к. их задача была выполнена, и повернули в открытое море. До базы оставалось 20 миль, когда наши корабли столкнулись с 4 японскими миноносцами — «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Завязался ожесточенный бой, японцы пытались отрезать путь к Порт-Артуру. Враги превосходили не только числом, но скоростью и вооружением своих кораблей. «Решительный» и «Стерегущий» подверглись артиллерийскому обстрелу, но Боссе удалось вырваться вперед. Капитан понял, что с имеющимися повреждениями и вооружением он не сможет помочь «Стерегущему», и решил идти в Порт-Артур за подмогой. Когда миноносец вошел в зону действия береговых батарей, японцы прекратили преследование и не решились вступить в бой. Боссе успел доложить адмиралу, что потерял миноносец. Макаров тут же решил выйти на помощь оставшемуся одному «Стерегущему» и лично отправился к месту боя на крейсерах «Баян» и «Новик».


Все это время «Стерегущий» сражался против четырех кораблей противника и нес потери. Снаряды дырявили борта и разрушали палубу. Пока работала машина, надежда оставалась. Но в 6:40 в угольную яму попал японский снаряд и разорвал два смежных котла. Миноносец терял ход. Кочегар Иван Хиринский и машинист Василий Новиков выскочили на верхнюю палубу. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин пытались устранить повреждения. Но в кочегарке разорвался еще один вражеский снаряд и ранил Осинина. Хлынувшая из пробоины вода заливала топки. Кочегары выбрались наружу. На своих местах за время боя погибли командир миноносца лейтенант А. С.Сергеев, мичман К. В.Кудревич, убит лейтенант Н. С.Головизнин, инженер-механик В. С.Анастасова. В живых остались только четверо: трюмный машинист В. Н.Новиков, кочегар А. А.Осинин, и. о. боцмана Ф. Д.Юрьев и кочегар И. П.Хиринский. Все они позже были взяты в плен. В 7:10 оружия «Стерегущего» замолчали. Когда к месту боя подошел Макаров, он увидел, как возле искореженного миноносца кружат японские корабли, подбирая уцелевших и заводя буксирный трос. При буксировке, «Стерегущий» ушел под воду. Макаров принял решение вернуться в Порт-Артур.

Легенда о затоплении

Весь экипаж «Решительного» был награжден Макаровым Георгиевскими крестами, а капитан Боссе получил орден Святого Георгия IV степени. В своем докладе Николаю II о ходе боя наместник на Дальнем Востоке генерал-адъютант Алексеев сообщал со слов Макарова: «Когда выяснилось положение «Стерегущего», я перенес свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 вражеских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен». По версии командующего Тихоокеанским флотом «Стерегущий» затонул сам.

Однако в скором времени в британской газете «Таймс» появилась своя версия происходящего. В заметке говорилось, что миноносец не утонул, а был сознательно потоплен двумя героями-матросами, которые, завидев призовую команду японцев, заперлись в трюме, открыли кингстоны и утонули вместе с кораблем. Эта история попала и в российские газеты и очень скоро стала легендой, которая как нельзя лучше отражала боевой дух российских моряков. Даже в официальном отчете об обороне Порт-Артура, опубликованном Морским ведомством, значилось: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны… Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги русского флота».


Эту же версию поддержал и попавший в плен Василий Новиков. В лагере для военнопленных он встретил капитана I ранга Селецкого и рассказал ему о судьбе «Стерегущего». Вот как Селецкий изложил это со слов машиниста: «Стрельба со «Стерегущего прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделена на палубу, так как его котел поврежден и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послал их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооруженными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают несколько японцев, но он сопротивления им не оказывает. Осмотревшись кругом, он видит следующую картину: на вертикально поднятом крюке развевается военный японский флаг; в шлюпке, стоящей у борта, лежат его раненые товарищи: Федоров (Федор Юрьев — прим. Ред.), Хиринский и Осинин, а сам «Стерегущий» буксируется японским миноносцем».

Но как мы видим, эта история не соответствует «официальной» легенде. Героев-матросов было не два, а один, и вовсе не безымянный, и тот не утонул, а попал в японский плен. Но самое главное, что на «Стерегущем» не было кингстонов, однако, есть версия, что вместо них русские моряки использовали иллюминаторы, оказавшиеся ниже уровня воды из-за повреждений миноносца.

Кстати, сам Новиков был удостоен двух Георгиевских крестов и после войны вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами за помощь колчаковцам.

Память о «Стерегущем»


В 1911 году в Петербурге был открыт памятник «Стерегущему», на котором изображены два матроса, открывающие иллюминатор, из которого льется вода. По преданию, скульптор Константин Изенберг подарил императору Николаю II чернильницу, которая была оформлена изображением трагического момента гибели «Стерегущего». Николаю II она очень понравилась, и он приказал возвести памятник по этой модели. Однако, споры вокруг того, был ли миноносец затоплен моряками или же утонул сам, не утихали. Тогда император постановил эскиз не менять, поскольку миф о героических моряках полюбился народу, но «считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий». 10 мая 1911 года состоялось торжественное открытие памятника в Александровском парке Петербурга. На церемонии присутствовал сам император Николай II, председатель Совета министров Петр Столыпин, высшие чины армии и флота. В почётном карауле стоял выживший в том бою кочегар Алексей Осинин.

Новиков Василий Николаевич , родился в 1879 году в деревне Андроново, Охотинского уезда, Пермской губернии. В 1896 году его семья переезжает в д. Еловка, Томского уезда, Томской губернии. В 1902 г. призван на службу в Порт - Артур, после окончания учебы назначен трюмным машинистом 2-ой. статьи миноносца "Стерегущий" . Новиков один из четырех матросов оставшихся в живых после боя миноносца с четыремя боевыми кораблями японцев 26 февраля (10 марта) 1904 г. По распространенной в то время легенде открыл кингстоны для затопления миноносца, чтобы не допустить захват поверженного корабля врагом.

Награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183 , 16 мая в день открытия памятника "Стерегущему" был всемилостивйше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36 .

После войны вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.


Новиков с земляками из Кузнецкого уезда Томской губернии, фото Порт - Артур 1904 г.


Василий Николаевич с семьей. д. Еловка 1918 г. Фотографии из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

1. Миноносец "Стерегущий".

"Стерегущий" принадлежал к серийным миноносцам типа "Сокол". Заложенный на Невском заводе в Петербурге, после разборки он был доставлен в Порт-Артур, где, уже окончательно собранный, 9 июня 1902 года был спущен на воду. При водоизмещении 259 тонн он имел длину 58 метров, ширину 5,7 метра и осадку 2,5 метра. Восемь котлов Ярроу и две главные машины мощностью 3800 л.с. давали возможность "Стерегущему" развивать скорость до 26,5 узлов (хотя на момент гибели из-за плохого технического состояния он мог давать только 20 узлов). Вооружение миноносцев типа "Сокол" состояло из 75-мм орудия, трёх 47-мм пушек и двух минных (торпедных) аппаратов. В этом они значительно уступали японским миноносцам, которые, как правило, имели на вооружении по 76-мм орудию и пять 57-мм пушек при таком же числе минных аппаратов. Экипаж "Стерегущего" состоял из 4 офицеров и 49 нижних чинов.

2. Афонин Н.Н. "Стерегущий", Санкт-Петебург - "Гангут" №4, 1992 г.

25 февраля 1904 года, через месяц после начала войны с Японией, новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров назначил миноносцы "Стерегущий" и однотипный ему "Решительный" в разведку к островам Эллиот. Старшим отряда был капитан 2 ранга Ф.Э.Боссе, командир "Решительного". "Стерегущим" командовал лейтенант А.С.Сергеев, принявший миноносец за неделю до получения задания. Около 19 часов оба миноносца вышли из Порт-Артура в море. Через два часа с головного "Решительного" заметили отблески прожектора японского корабля, стоявшего у входа в залив Талиенван. Решив атаковать неприятеля, Боссе приказал увеличить ход, но едва скорость превысила 16 узлов, как из труб миноносцев стали вырываться языки пламени. Эти факелы заметили японские миноносцы, стоявшие под берегом. Они попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой и уменьшив ход до малого, укрылись в тени острова Южный Саншантао. Этот маневр увенчался успехом - японцы потеряли наши корабли из виду и прошли мимо.
Потеряв много времени на отрыв от неприятеля, наш отряд уже не успевал до восхода Луны к главной цели операции - островам Эллиот, где, как предполагалось, японцы устроили временную базу для своих миноносцев. К тому же момент внезапности был утерян и, посовещавшись, оба командира решили возвращаться в Порт-Артур. Через три часа, когда в утреннем тумане уже обозначились очертания горы Ляотешань, с русских миноносцев заметили силуэты четырёх кораблей. Это были японские миноносцы "Усугумо", "Синономе", "Сазанами" и "Акебоно". Они пришли на рейд Порт-Артура прошлой ночью с целью атаковать находившиеся там русские корабли. Но рейд оказался пуст. Тогда японцы сбросили в воду светящиеся буйки. В темноте они должны были имитировать огни неприятельских кораблей, вводя в заблуждение русских артиллеристов, которые зачастую открывали по ним огонь. И в этот раз, осветив буйки, береговые батареи произвели несколько выстрелов. Считая задачу "вызвать напрасный расход неприятельских снарядов" выполненной, японские миноносцы около 6 ч утра направились на юг на соединение с главными силами адмирала X. Того, который рассчитывал подойти к Порт-Артуру на рассвете.
Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили, "Решительный", а вслед за ним и "Стерегущий" резко повернули в открытое море: Боссе надеялся, сделав петлю, незаметно обойти японский отряд. Но эти надежды оказались напрасными. Корабли неприятеля изменили курс, пытаясь перехватить их. Описав пологую кривую, "Решительный" и "Стерегущий", развивая предельную скорость, устремились к Порт-Артуру. Увеличив ход и повернув вправо, японский отряд попытался сблизиться с русскими кораблями. Сохраняя еще некоторое преимущество в скорости, "Рёшительный", а за ним и "Стерегущий" предприняли отчаянную попытку обойти строй японских кораблей с фланга. Но и этот маневр был разгадан! Повернув еще на восемь румбов, японские "истребители" легли на параллельный курс, имея головным "Акебоно", и открыли огонь.
Если "Решительный", находившийся впереди "Акебоно", успешно отбивался от него, то шедший вторым "Стерегущий" оказался на траверзе сразу двух миноносцев - "Акебоно" и "Сазанами" - и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Когда дистанция сократилась до 2 кб, в бой включились два оставшихся японских миноносца. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.
Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем" . Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой. Пробив борт "Акебоно", русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя, но вскоре вернулся в строй, заняв место между "Синономе" и "Усугумо". Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 ч 40 мин японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист 2-й статьи Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке № 2, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.
Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант A. C. Сергеев и мичман К. В. Кудревич, был убит лейтенант Н. С. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В. С. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.
В 7 ч 10 мин орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо". Доклады, полученные начальником отряда, дополнили картину боя. Если сам "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему. Так как на горизонте уже показались знакомые силуэты японских крейсеров 3-го боевого отряда, а порт-артурские береговые батареи продолжали молчать, начальник отряда капитан 2 ранга Микикане Цуция согласился, и "Сазанами" направился к "Стерегущему"...
Между тем, как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что в море идет бой между миноносцами, адмирал С. О. Макаров приказал крейсерам "Баян" и "Новик" готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур "Решительный" сообщил о бедственном положении "Стерегущего". Медлить было нельзя, и адмирал перенес свой флаг на "Новик", уже разворачивавшийся для выхода из гавани...
Остановившись недалеко от "Стерегущего", "Сазанами" спустил вельбот, и мичман Хирата Ямазаки с пятью матросами получил приказ подготовить русский миноносец к буксировке. В 7 ч 25 мин вельбот подошел к "Стерегущему", и Ямазаки с матросом 1-й статьи Абе вскарабкались на искореженный полубак. Подняв на миноносце японский флаг, они обошли корабль. "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, - писал в своем донесений Ямазаки, - в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя". В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию" .
Каково же было его удивление, когда среди этого искореженного, залитого кровью металла и мертвых тел японские матросы наткнулись на двух живых защитников "Стерегущего" - легко раненного кочегара А. Осинина и трюмного машиниста В. Новикова. Вместе с ранее подобранными из воды Ф. Юрьевым и И. Хиринским только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды "Стерегущего" погибли в этом бою. Переправив обоих пленных на "Сазанами", японцы приготовились к буксировке. Осмотрев миноносец и выбросив за борт все горючие предметы, Ямазаки распорядился закрепить поданные с "Сазанами" буксиры у правого носового рыма "Стерегущего", а сам опробовал руль, но из-за перебитых штуртросов он не действовал, что значительно усложняло буксировку. Тем не менее в 8 ч 10 мин японцы завели буксир, и "Сазанами", постепенно увеличивая скорость, потащил "Стерегущий" в море, навстречу приближавшимся кораблям японского флота. Три других миноносца составляли как бы почетный эскорт. Однако буксировка наполовину затопленного миноносца, да еще на волнении, оказалась делом далеко не простым - через 18 мин буксир лопнул. Тогда, отклепав стальной трос правого якоря, японцы приготовились переправить его на "Сазанами", который вернулся к "Стерегущему" и уже спустил вельбот. Но тут приближавшиеся со стороны Порт-Артура "Новик" и "Баян" с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи. Падавшие вокруг русские снаряды, крутая волна и постепенное заполнение "Стерегущего" водой - все это заставило Кондо отказаться от дальнейшей буксировки. Правильность этого решения подтвердил последовавший с флагманского крейсера "Читосе" приказ: бросить захваченный миноносец и расстрелять его!
Командир "Сазанами" приказал мичману Ямазаки покинуть "Стерегущий". Спустив японский флаг и прихватив в виде трофеев компас и найденные на миноносце бинокли, японцы спустились в подошедший вельбот, на котором, несмотря на его сильные повреждения, благополучно добрались до "Сазанами". Причем, как только они перебрались на корабль, вельбот тут же у борта затонул. Сам же миноносец повернул к крейсеру "Токива", чтобы передать пленных, а также раненых и убитых моряков. Добить израненный русский корабль начальник отряда поручил "Усугумо", который и направился к "Стерегущему". Однако в это же самое время корабли подошедшего 4-го боевого отряда, подняв стеньговые флаги, приготовились открыть огонь по русским крейсерам. "Усугумо" мог очутиться между сражающимися сторонами. Оценив обстановку, М. Цуция отменил свой приказ и направил "Усугумо" к флагманскому броненосцу "Микаса", где и доложил адмиралу X. Того о событиях этой ночи.
Оставленный "Стерегущий" еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 ч 20 мин волны Желтого моря не сомкнулись над ним. В составленном Морским генеральным штабом в Токио "Описании военных действий японского флота на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)" сказано, что затонул он в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань.
В 10 ч 45 мин "Сазанами" подошел к борту "Токива", и четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!" Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Насколько восхищение врага было искренним, подтверждает ответ, полученный Н. П. Сергеевой, женой командира "Стерегущего", на запрос о судьбе ее мужа (она направила его в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца). В нем от имени адмирала Ямамото говорилось: "Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда". Далее прилагались сведения, собранные японцами в результате опроса моряков со "Стерегущего". Один из них, минно-машинный квартирмейстер Федор Юрьев, исполнявший обязанности боцмана и находившийся все время на верхней палубе у машинного телеграфа, вспоминал, что видел командира, "лежащего на палубе миноносца, от раны под коленом он казался почти мертв". Так как бой был "в самом разгаре", TO, по словам Юрьева, "никто из нас не мог подоспеть ему на помощь". Три других участника боя утверждали, что их командир, будучи раненым, был убит попавшим ему в голову осколком снаряда. Тело его осталось на миноносце . В заключение вдове в весьма учтивых выражениях высказывались "самые глубокие соболезнования" и сожаления, что она лишилась своего "славного супруга, погибшего за Отечество".

Подвиг "Стерегущего" не мог пройти незамеченным и на родине, но здесь он получил самый неожиданный резонанс. Одно из первых сообщений о бое и гибели "Стерегущего" появилось в газете "Новое время" (№ 10 065) от 12 марта 1904 года и затем с различными изменениями перекочевало и в другие издания. Суть публикации сводилась к следующему: со ссылкой на корреспондента английской "Таймс" (он, в свою очередь, ссылался на слова "японского донесения") сообщалось, что когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на "Стерегущем" два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только "не сдались врагу, но вырвали у него добычу"; открыв кингстоны, они "наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах". Попав на газетные полосы, это сообщение обошло всю Россию. В мае 1904 года в Петербурге была издана открытка в память о гибели "Стерегущего" и двух матросов-героев, на которой изображались миноносец, его командир, давалась краткая характеристика корабля и подвига, а также приводилось стихотворение неизвестного поэта:

"Два сына "Стерегущего" в пучине спят морской,
Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.
Но слава, память светлая пребудет навсегда
О тех, кому могилою - глубокая вода,
Герои безыменные, не нужно вам имён:
Вы гордость нашей Родины, краса её знамён."

Одновременно в большом количестве разошлись по стране репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшей момент открытия двумя матросами иллюминатора на гибнущем "Стерегущем". В ногах у матросов был изображен маховик от кингстона. Скульптор К. Изенберг использовал эту композицию. Созданная им модель памятника "Двум неизвестным морякам-героям" в августе 1908 года удостоилась "высочайшего одобрения" царем, и 22 июня следующего года со скульптором был заключен контракт на сооружение памятника. Причем в виде платы за выполнение всех работ Изенбергу с разрешения Совета министров отпускался со складов Морского министерства медный лом на сумму 60 тыс. рублей.
Однако в распоряжении Исторической части Морского генерального штаба не оказалось ни одного документа, в котором содержалось бы упоминание о "подвиге двух неизвестных матросов", открывших кингстоны. Исследование, проведенное и. о. начальника Исторической части МГШ старшим лейтенантом Е. Н. Квашниным-Самариным, установило, что первое сообщение о бое "Стерегущего" было составлено капитаном 2 ранга Г. Г. Селецким со слов В. Н. Новикова и A. A. Осинина и адресовано французскому консулу в Кобе, заинтересовавшемуся подробностями боя во время посещения им лагеря для военнопленных в Мацуяме.
Из сохранившейся в делах Архива Исторической части МГШ копии этого сообщения следовало, что "...видя неминуемую гибель миноносца, машинист Василий Новиков, оставшийся в живых и помогавший раненому и умирающему сигнальщику Василию Кружкову уничтожить сигнальные книги, бросается в машинное отделение и открывает клинкеты и кингстоны, чтобы имевший большую течь от массы подводных пробоин миноносец скорее затонул; затем он с двумя ранеными берет снаряды, заворачивает их не только в кормовые, но и в сигнальные флаги и бросает их за борт... Когда миноносец заметно стал погружаться, то подошедшие шлюпки поспешили снять раненых, которым и была подана медицинская помощь в самом непродолжительном времени" .
Узнав о строительстве памятника двум "неизвестным героям", Е. Н. Квашнин-Самарин попытался приостановить его открытие. "Грустно видеть, - писал он, - в великой России кто-то на авось пропагандирует постановку памятника несуществовавшим морским героям, когда вся история нашего флота... полна настоящими подвигами", и далее настаивал на исключении из надписи, проектируемой на памятник, "рассказа о потоплении "Стерегущего" двумя неизвестными матросами", считая, что кингстоны открыл В. Н. Новиков. Так как версия о двух неизвестных матросах была уже доложена императору Николаю 11, то начальник Морского генерального штаба вице-адмирал A. A. Эбергард, чтобы обосновать изменение надписи, затребовал собрать все сведения, "какие только возможно". Учитывая, что версия о неизвестных героях попала в газеты со ссылкой на "японское донесение", по просьбе МГШ морской агент (атташе) в Японии и Китае A. H. Воскресенский 27 августа 1910 года направил в Историческую часть подлинную справку о деле "Стерегущего", выданную по его просьбе Морским министерством в Токио, и сделанный им перевод. Этот документ представлял собой копии донесений начальника 3-го отряда "истребителей" капитана 2 ранга М. Цуция, командира миноносца "Сазанами" капитан-лейтенанта Ц. Кондо и мичмана X. Ямазаки, но никакого упоминания "о двух неизвестных" в них не было...
Внимательно ознакомившись с показаниями оставшихся в живых моряков со "Стерегущего", члены Исторической части обратили внимание на многочисленные встречающиеся в них противоречия "и даже явную несообразность". Так, письмо В, Н. Новикова, датированное 26 июня 1907 года, еще больше запутывало дело. Из него следовало, что Новиков уже в ходе буксировки спустился в машинное отделение, открыл кингстоны, а затем, поднявшись на верхнюю палубу, порвал сигнальные книги и бросил их за борт. "Миноносец начал тонуть, а оставшаяся на нем прислуга стала бросаться в воду", после чего он, Новиков, "тоже кинулся за борт" и тут "уже ничего не помнит". Показания A. A. Осокина в целом подтверждали слова Новикова: "Василий Новиков пошел, открыл кингстоны в машине, пошла сильно вода, стали ожидать с чистой совестью смерти, так что могли - сделали, в это время подошла японская шлюпка и все втроем (?) спустились в шлюпку". В показаниях Ф. Юрьева вообще ничего не говорилось о потоплении миноносца. "Как утонул миноносец, не знаю, не ведаю", - значилось в его письме от 10 мая 1906 года. Несмотря на многочисленные противоречия, эти показания сходились в одном - в них также ничего не говорилось о "неизвестных матросах". Таким образом, хотя члены Исторической части склонялись к мнению, "что придавать показаниям оставшихся в живых нижних чинов команды миноносца "Стерегущий" значение исторически верных документов едва ли представляется достаточно обоснованным", версия его затопления двумя неизвестными матросами была еще менее правдоподобна. "Палубные горловины, - говорилось в одном из документов, подготовленных Исторической частью, - которые задраили за собой два неизвестных матроса, могли быть открыты и с верхней палубы и, сомнительно, чтобы японцы, прибывшие на миноносец и пробывшие на нем около 40 минут во время его буксировки, успевшие выбросить с него горючие материалы, не открыли бы при этом с палубы этих горловин и не обнаружили бы двух людей, если таковые были бы в затопленном до половины машинном отделении" .
Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, "есть выдумка" и "как выдумка она не может быть увековечена в памятнике", Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на "высочайшее имя", где спрашивал, "надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца "Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"?". "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"", - такова была резолюция Николая II. 26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник "Стерегущему" открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге. На торжествах присутствовал и Николай II. Четыре оставшихся в живых матроса "Стерегущего" получили награды. 10 мая 1913 года по "высочайшему повелению" памятник передали городу Петербургу "при описи и особом акте", а гипсовую модель памятника - Кронштадтскому порту. До настоящего времени этот великолепный памятник с лаконичной надписью "СТЕРЕГУЩИЙ" украшает один из красивейших проспектов города на Неве.

Между тем в деле "Стерегущего" так и не было ясности. Версия с открытием кингстонов В. Н. Новиковым также вызывала определенные сомнения. Два раза Историческая часть приглашала представителя Морского технического комитета с чертежами миноносца, пытаясь разобраться с системой трубопроводов и забортных отверстий. Результатом стал вывод, сделанный членами Исторической части при подготовке к выходу в свет официального издания по истории войны, где говорилось: "Необходимо заметить, что разновременные показания упомянутых 4 живых свидетелей боя настолько сбивчивы и разноречивы в подробностях, что считать их достоверными нет достаточных оснований. Вода вливалась в пробоины, и внутренность миноносца была затоплена водою по показаниям как наших матросов, так и японского офицера, буксировавшего "Стерегущий". Поэтому сомнительно, чтобы можно было в это время пробить трубу холодильника (конденсатора - авт.), так как кингстонов затопления на миноносце в машинном отделении не было" .
В заключение нам остается только предоставить слово Евдокиму Николаевичу Квашнину-Самарину, писавшему в далеком 1910 году: "Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг,Стерегущего" даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 ФЕВРАЛЯ 1904 ГОДА В БОРЬБЕ С СИЛЬНЕЙШИМ ВРАГОМ ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ "СТЕРЕГУЩИЙ", ПОТЕРЯВ КОМАНДИРА, ВСЕХ ОФИЦЕРОВ, 45 ИЗ 49 МАТРОСОВ, ПОСЛЕ ЧАСОВОГО, ДО ПОСЛЕДНЕГО СНАРЯДА БОЯ, ПОШЕЛ КО ДНУ, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!"

ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 58.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 38.
Георгий Гаврилович Селецкий - капитан 2 ранга, командир парохода Добровольного флота "Екатеринослав", который 24 января 1904 года у острова Цусима был захвачен японским броненосцем береговой обороны "Сайен" и отведен в Фузан. Став одним из первых военнопленных русско-японской войны, Селецкий позднее написал свои воспоминания "646 дней в плену у японцев", вышедшие в свет в 1910 году.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 5869, л. 5.
ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1,д. 5925, л. 18.
Русско-японская война 1904-1905 гг.: Работа Исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе. Кн. 1. СПб., 1912. С. 465-466.

3. Деловой сайт Приморья. Конкурент.ru №9 от 9.03.04. Гибель миноносца "Стерегущий": Легенды и быль.

100 лет назад, в марте 1904 г., в ожесточенной схватке с четырьмя японскими кораблями погиб миноносец русского флота "Стерегущий". Мужество его экипажа настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из черного гранита, на которой значится лаконичная надпись: "Тем, кто больше жизни чтил Родину". .....

Памятник миноносцу Стерегущий, который в феврале 1904 года вступил в неравный бой с кораблями японской эскадры установлен в восточной части Александровского парка (не спутайте его с Александровским садом, что у Адмиралтейства).

Как доехать?

Как добраться до памятника миноносцу Стерегущей? Он находится в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, нужно доехать до станции метро Горьковская, а выйдя из неё пройти чуть вперёд по Каменноостровскому проспекту в сторону Петропавловки. Меньше трёх минут хода неспешным шагом и вы на месте.

История монумента

Памятник Стерегущему в Санкт-Петербурге - один из самых удивительных монументов города. Выполненный в стилистике северного модерна - это достаточно сложное инженерное сооружение является одной из самых запоминающихся достопримечательностей Северной Столицы.
Немного об истории его создания и о том событии которому он посвящён.
9 февраля 1904 года (27 января по старому стилю) начинается Русско-японская война. Начинается она с внезапного нападения японской эскадры на российские корабли стоящие на рейде города Порт-Артур. 26 февраля миноносец «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся с ночной разведки встретились с отрядом японских кораблей. Командиры русских кораблей принимают решение избежать сражения с судами ВМС Японии, но прорыв к Порт-Артуру удаётся только «Решительному», а Стерегущий вступает в неравный бой с четырьмя японскими миноносцами. Практически весь экипаж судна гибнет, а само судно находящееся в критическом состоянии, но пока на плаву японцы пытаются взять на буксир и при в этот момент судно тонет из-за огромного числа пробоин. Согласно бытовой легенде, двое оставшихся в живых моряков открыли кингстоны, затопили корабль и героически погибли вместе с ним. Позже, специалисты Генштаба выяснили, что корабль погиб в результате полученных им повреждений, а открытый кингстон не более чем легенда выдуманная журналистами, для поддержания патриотических настроений. У этого судна просто не было забортных кингстонов… На самом деле автором этой «пули» были отнюдь не российские СМИ, а английский корреспондент наблюдавший за ходом сражения и настолько был восхищён мужеством русских матросов, что не поленился сочинить эту легенду, сославшись при этом, как и положено в таких случаях, на «достоверные японские источники». Далее эта красивая сказка тиражируется всеми газетами мира.
Но, тем не менее, это выяснилось позже, а, пока было принято решение установить памятник героическому кораблю - мужества российских моряков с миноносца Стерегущий никто не отрицал. Напротив, в Японии, ещё во время войны была воздвигнута стела память русских военных, которые предпочли геройскую смерть - позорному плену.
Создание памятника было начато в 1905 году по проекту скульптора К.В. Изенберга, 28 октября 1908 года Николай Второй утверждает общий проект. Архитектором стал А.И. фон Гоген. В виду особой сложности фундамента памятника выполняет профессор Института гражданских инженеров В.Н. Соколовский. Отливку выполнил литейщик В.З. Гаврилов, о чём свидетельствует надпись на обратной стороне памятника.
Через два с половиной года памятник миноносцу Стерегущий был торжественно открыт, произошло это 10 мая 1911 года.
В почётном карауле стоял один из немногих выживших в том бою матросов, кочегар 1-й статьи Алексей Осинин. На церемонии открытия присутствовал император Николай Второй и председатель Совета министров П.А. Столыпин, великий князь великий князь Кирилл Владимирович, спасшийся при взрыве броненосца «Петропавловск», вдова адмирала С.О. Макарова, а также высшие чины флота и армии.
Многофигурная композиция памятника была спроектирована как декоративный водопад. Вода поступала к памятнику по скрытой системе труб, а затем стекала в гранитный бассейн у подножия. После революции, 30-х годах, к тыльной стороне памятника подвели трубы, чтобы подавать воду непосредственно к кингстону. После этого памятник стал выглядеть ещё эффектней, однако потоки воды стали разрушать поверхность монумента и в 1935 году подачу воды прекратили. Но, после войны, памятник подшаманили, трубы восстановили и 1947 году стали опять подавать воду к кингстону, но в 1971 году подачу воды окончательно прекратили и, тогда же, разобрали систему подводящих труб.
Внешне памятник выполнен в виде фрагмента отсека вырезанного в виде могильного креста и фигуры двух матросов - один открывает иллюминатор, через который внутрь врывается поток воды, а другой крутит вентиль кингстона. Кингстонов в отсеках с иллюминаторами не бывает. Как не было и забортных кингстонов на этом корабле - фигура у иллюминатора потребовалась исключительно для того, чтобы эффектно показать поступление забортной воды внутрь корпуса.

Надпись на тыльной стороне памятника Стерегущему

«В ночь на 26 февраля 1904 года из Порт-Артура выслан был отряд миноносцев в море на разведки. За ночь миноносцы разделились и с рассветом миноносец СТЕРЕГУЩИЙ оказался вблизи четырёх японских миноносцев. А вдали были видны ещё другие неприятельские суда.

СТЕРЕГУЩИЙ повернул к Порт-Артуру, а японцы, обстреливая, преследовали его. Вскоре один из неприятельских снарядов попал в машину СТЕРЕГУЩЕГО. И миноносец остался без движения, среди врагов, осыпаемый градом снарядов. СТЕРЕГУЩИЙ отстреливался из своих пушек до последней возможности.
Одним из первых был смертельно ранен командир лейтенант Сергеев. Умирая, он напомнил оставшимся матросам какая великая слава будет для них, если они погибнут, но не позволят неприятелю овладеть миноносцем. Эти слова умирающего командира глубоко врезались в сердца матросов: следствием их и был тот бессмертный подвиг, который совершил миноносец СТЕРЕГУЩИЙ. Вскоре были убиты и все офицеры: лейтенант Головизнин, мичман Кудревич и инженер-механик Анастасов; вся палуба миноносца покрылась убитыми и ранеными, которые при качке безпомощно скатывались за борт.
Тогда японцы спустили шлюпки, чтобы подать на СТЕРЕГУЩИЙ буксир и увести его. По пути ими подобраны были с воды четверо раненых, державшихся за обломки: минно-машинный квартирмейстер Фёдор Юрьев, машинист 2-й статьи Василий Новиков, кочегар 1-й статьи Алексей Осинин и кочегар 2-й статьи Иван Хиринский. По окончании войны они возвратились в Россию.
На самом СТЕРЕГУЩЕМ из всей команды остались в живых только два человека. Увидя приближение японцев, эти два матроса спустились вниз и, задраив за собой горловины, открыли кингстоны, чтобы утопить миноносец.
Они предпочли геройскую смерть японскому плену.
СТЕРЕГУЩИЙ, взятый уже на буксир японцами, начал тонуть и вскоре погрузился на дно моря, вместе с двумя героями… ».



Похожие статьи