«Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!» Кому были посвящены эти строки? Стихотворение Пушкина А.С. «Признание

30.09.2019
Стихотворение «Я вас люблю хоть я бешусь» никогда не вызывало особого интереса у критиков и биографов Александра Сергеевича Пушкина. Этот стих не окружен скандалами, в нем нет ничего порочного, что могло бы скомпрометировать поэта, или барышню, которой написано это послание. Но! Как любое произведение, этот шедевр имеет свою историю и предысторию.

Вот, собственно, само произведение:

Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Предыстория

Став рано известным и полюбившимся широкой публике, имея статус государственного чиновника, молодой поэт не теряет время и вступает в литературно-театральное сообщество. Его жизнь сложилась бы куда более спокойнее, если бы он не водил дружбу с членами декабристских тайных организаций.
Сам он не был членом ни одной из них, но политические эпиграммы, написанные Александром, не могли остаться не замеченными. Ода «Вольность», в которой он практически обвинял императора, Александра I в отцеубийстве, стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву» сделали своё дело.

Чего только стоят строки:


Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А ведь Пушкина можно смело назвать первым блоггером России. Его стихи, как горячие пирожки, расходились по стране с невероятной быстротой. Их переписывали, ими обменивались, их заучивали и хранили.
Такое неугодное творчество для тогдашней власти, сыграло роковую роль в судьбе классика. Это ему ещё повезло, что он не был причислен к декабристскому движению.

Дерзкого поэта решено было отправить в ссылку, но трудами друзей, удалось смягчить наказание, и выхлопотать перевод в Кишинёвскую канцелярию. Так сказать: «С глаз долой».
Всё это никак не отразилось на читательском успехе. Профессиональный литератор только укрепился в своих многочисленных произведениях. Нужно сказать, что посвящение стихов женщинам, у Пушкина был излюбленный ход общения с ними. Чувства гения выплёскивались его творениями. По-другому он не мог. Были женщины, которых классик буквально осыпал стихами. Это Екатерина Павловна Бакунина, Наталья Викторовна Кочубей, Елизавета Воронцова.

Некоторые биографы Пушкина уверены, что одними стихами у поэта дело с ухаживаниями за Елизаветой Воронцовой, женой начальника, не ограничилось. Считают, что это был полноценный роман. Хотя точных подтверждений этому нет. Более распространённая версия, что когда флирт мог перерасти в настоящий роман, сердцееда уволили. Генерал постарался сделать так, чтобы Пушкин отправился в настоящую ссылку, в Михайловское. Из этого имения литератору строго-настрого запрещалось выезжать.
Здесь, собственно, и начинается сама история.

Михайловское

В Михайловском находилось родовое имение матери. В нём безвыездно провёл Пушкин два года. Раньше здесь он бывал только в юности, в 1817 году, летом, когда только окончил лицей. Тогда же он и познакомился с соседями. На тот момент Прасковья Александровна носила фамилию Вульф. Правда не известно, видел ли он девочку, которой через девять лет посветил свой стих «Признание».
Поселившись вот в этом доме, молодой Пушкин прожил в нём два года.

Без сомнений, он чувствовал себя изгнанником и его романтическая натура черпала вдохновение из книг у литературных героев, чудной природы вокруг Михайловского. Не хватало только музы.
Опасения родных и друзей, в том что деревенское уединение может быть губительным для литератора оказались напрасными. Годы, проведённые в Михайловском стали самыми плодотворными в поэтической карьере Александра.

Конечно, искать объекты для личного обожания было в этом местечке сложновато. Страстная и влюбчивая натура поэта не могла оставаться долго без музы. Именно так сам классик называл женщин, которые вдохновляли его на написание очередных шедевров. Влюблённость отращивала крылья поэтическому дару каждый раз, когда Александр встречал свою очередную музу. Причём ответных чувств поэт не всегда ожидал. Большинство светских красавиц нарочно морочили голову Пушкину, в надежде получить очередной стих в свою честь. Страдание и ревность так же часто, как восторг и восхищение работают на гениальность классика.
Ярким тому подтверждением и является стихотворение «Признание».

Признание

Заведя дружбу среди немногочисленных соседей, классик мог развеяться от каждодневных унылых будней.
Например, помещики Осиповы всегда оказывали радушный приём литератору. Несмотря на разницу в возрасте (около 18 лет) хозяйку поместья Пушкин считал своим близким другом.

У Прасковьи Александровны Осиповой были собственные дети и падчерица, которая вошла в семью двенадцатилетней девочкой, когда её отец повторно женился. Случилось так, что отец девочки через несколько лет умер, и юная девушка, оставшись сиротой, продолжала жить с мачехой. На момент знакомства с Пушкиным ей было примерно 19 лет.
Эта юная особа отличалась от родных детей хозяйки. Видимо, положение падчерицы тяготило её. Девушка была очень тихой, робкой и молчаливой. Шумным компаниям предпочитала уединение и прогулки по парку.
Александр с присущим ему жизнелюбием и активной жизненной позицией не раз затевал с хозяйскими детьми концерты и шуточные театральные постановки. Но Александра Ивановна Осипова не принимала участия в их затеях. Девушка кроткая и спокойная, она лишь иногда присутствовала на них.

Вероятно, своею женственностью, простотой и спокойствием привлекла молодая барышня Александра. И. Конечно, красотой. Как считал Пушкин, девушка была необыкновенно хороша собой. Вот самое распространённое изображение Александры, скорее похожее на дружеский шарж, чем на портрет.

Стих «Признание» был написан уже тогда, когда литератор хорошо знал жизнь и уклад Александры. Поэт подметил всё. И свой возраст, который располагает к решительным действиям: «Мне не к лицу и не по летам...»; и свою нерешительность: «И, мочи нет, сказать желаю»; и возможную глупость, так присущую всем влюблённым: «Я вдруг теряю весь свой ум».

Александр успел полюбоваться девушкой во время работы, за пяльцами. Ему нравятся её кудри, и как красиво они ложатся. Он успел поревновать предмет своего обожания. Вероятнее всего, речь идёт о сводном брате Алины. На тот момент юноша был студентом, и каждые каникулы приезжал домой. Поскольку молодые люди не были в кровном родстве, почва для ревности, конечно, была.
Одним словом, классик был влюблён. Причём влюблён безответно. Девушка никак не выказывала своих чувств. Вероятнее всего, она была равнодушна к поэту. И Пушкин, понимая это, пытается иронизировать в конце своего стихотворения.

Пушкин не был красавцем. Его рост не дотягивал до 170 см. Длинный нос, полные губы, взбитые кудри. Привлекательным в нём была живость характера, небывалая подвижность тела и ума, удачные остроты и заразительный смех. Но этого оказалось мало. Любовь Александра осталась безответной.

Судьба стихотворения

Относительно «Признания», мнения пушкинистов расходятся. Одни говорят, что поэт вручил девушке своё сочинение сразу, как только его написал и не дождался ответа, что только подтвердило равнодушие барышни. Другие уверяют, что он этого не делал.
Совершенно точно, что в 1835 году, будучи замужней дамой, Александра Ивановна приезжала в гости к мачехе, но разминулась с Пушкиным, который тоже был в этих краях.

Литератор послал ей вдогонку письмо, в котором выражал сожаление о несостоявшейся встрече и предлагал согласовать следующий приезд, чтобы встретиться. Некоторые биографы считают, что классик хотел вручить ей стихи, написанные в дни её юности.
Стих написанный в 1826 году, при жизни поэта никогда нигде не публиковался. Это было личное послание и Александр держал его в личном архиве. Оно увидело свет в 1837 году.
Так Александра Ивановна Осипова стала одной из муз величайшего классика, запомнившись своей красотой и невинностью. Она пополнила знаменитый Донжуанский список поэта и осталась в его памяти, как одна из замечательных муз.

Если внимательно читать стих «Я вас люблю, хоть я бешусь» Пушкина Александра Сергеевича, легко понять, что он посвящён очередной неразделённой любви поэта. Автор, как и многие творческие личности, из такого состояния души черпал вдохновение.

Эта лирика, созданная в 1826 году, называется «Признание». Музой для произведения стала Александра Осипова. С ней поэт познакомился во время ссылки в родительское имение. Девушка не демонстрировала интереса к Пушкину, а вот он серьёзно увлёкся. Но на откровенное признание решился только в стихотворении. Автор считал, что ему уже просто неприлично проявлять такие сильные чувства и поддаваться страстям. Но бороться с ними поэт был не в силах. Понимая своё состояние, он просит девушку об ответной симпатии, даже если это будет ложью.

Для использования на уроке литературы в 9 классе текст стихотворения Пушкина «Я вас люблю, хоть я бешусь» полностью можно скачать с нашего сайта. А учить его удобно онлайн.

Я вас люблю,- хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь – мне отрада;
Вы отвернетесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!…
Я сам обманываться рад!

Почему, если на клетке со львом написать "Тигр", большинство поверят табличке?

Знакомая, из описаний в художественной литературе, ситуация. Вспомните сказку "Новый наряд короля". Как ловко хитрые ткачи обманули короля, расписав, в каком он красивом наряде, незаметном только для тех, кто не на своём месте или непроходимо глуп... И вот король пойман. Абсолютно голый, он делает вид, что видит этот прекрасный наряд... Кто ж захочет считаться глупцом?

Сказка наглядно показывает склонность людей идти на поводу у других.

В действительности трудно было не заметить, что король наг. И все это прекрасно видели. Но кто скажет королю, что на нём совершенно нет одежды, особенно если у короля на этот счёт совершенно другое мнение? Все и побоялись сказать правду, за исключением одного ребенка, который выкрикнул:

Да ведь король голый!

Вышеупомянутая сказка имеет место быть очень явной и в нашей жизни. Все мы нуждаемся в положительной оценке, одобрении, комфортных отношениях с окружающими. В этой связи могут быть адекватные и неадекватные состояния. Например, желание выглядеть достойным в глазах окружающих вполне нормально и адекватно. Но кто-то слишком уж ориентирован на оценку этих окружающих и поэтому не может составить собственных представлений. Кто-то жаждет славы во чтобы то ни стало, поэтому может пойти на абсурдные поступки, сделку с совестью, поверить грубой лести. А кто-то находится в постоянном стремлении избежать негативной оценки, поэтому боится выделиться из толпы хоть чем-то.

Не выделяться из толпы... Может, это не так уж и плохо? Может, общественное мнение - это хороший ориентир? Возможно. Если бы не ситуации, показывающие обратное. Например, если вспомнить двенадцать разведчиков, посланных в Обетованную землю. Большинство из них пошли на поводу страхов перед большими людьми - сыновьями Енака и объединились в этом мнении друг с другом, за исключением всего лишь двух человек. Мы помним, что это печально закончилось и никто из мужчин, кроме этих двух, не вошёл в ту прекрасную землю.

Психологи тоже давно заметили, что под влиянием людей или незаметно введённой установки, человек может, видя одно, говорить совсем другое - чёрное называть белым, бабушку называть дедушкой и т.д. В фильме "Я и другие" - Психологические эксперименты в СССР" рассказывается о нескольких таких экспериментах. Можете посмотреть, очень интересно.

Показательно, что многие участники эксперимента соглашались с мнением коллектива, хотя оно было очевидно абсурдным. Даже те, кто до конца отстояли своё убеждение, признали, что им это далось очень тяжело и их одолевали очень сильные сомнения.

В психологии такое явление как подгонка своего мнения под мнение окружающих называется конформностью. Конформность - это готовность человека поддаваться давлению со стороны других.

Причём совсем не обязательно, что это давление реальное. Человек может сам домысливать то, что от него ожидают. Самое главное в жизни для таких людей является думать «как все», действовать «как все», стараться, чтобы все у него было «как у всех» - и дома, и в одежде, и во взглядах.

Конформные люди практически абсолютно некритичны к высказываниям тех, кого они привыкли считать авторитетами. Всё сказанное таким авторитетом для конформного типа - непогрешимая истина. И если через тот же самый источник поступают сведения, не соответствующие действительности, конформный воспримет их как данность.

В Библии есть хорошие слова о тех, чья оценка событий целиком и полностью зависит от оценки окружающих вообще и от авторитетов в частности. "Страх перед людьми ставит западню..." (Притчи 29:25). И это такая западня, из которой сложно выбраться.

Наверняка вы тоже неоднократно замечали такие интересные моменты в жизни, которые красноречиво свидетельствуют о том, что люди больше доверяют тому, что слышат от специалиста, чем тому, о чём свидетельствует вид этого специалиста. Например, чудодейственные процедуры для омоложения кожи предлагает врач-косметолог, у которого все лицо буквально пещрит следами от прыщей; лысый человек описывает замечательные свойства бальзама для роста волос; в отделении операций по восстановлению зрения приём ведёт врач в очках и т.д.

Эти ситуации можно перечислять бесконечно: картавый логопед, неуравновешенный психолог, часто болеющий врач, визажист ужасающего вида, необъятный диетолог, безвкусно одетый дизайнер... А после обращения к таким специалистам: испорченное настроение, усугубление проблем, зря потраченные деньги... Всего этого могло бы и не быть, если бы люди обращали внимание на то, что видят и не игнорировали то, что знают.

Почему-то хочется привести в пример Еву, которой хорошо были известны и требования Бога и Его замысел и какой Он Отец. Но когда с ней заговорил змей, она предпочла не обращать внимания ни на знания, которые у неё были, ни на явно странный вид "специалиста", обещающего ей головокружительные перспективы на будущее.

Насколько же нужно быть осторожными нам - несовершенным людям, если на хитрые уловки могут попадаться совершенные личности! Ведь этот же самый "специалист" убедил и множество ангелов. Будет ли для него сложно повлиять на людей?

Интеллектуальная лень - это добавочная проблема для несовершенных людей. В связи с этим вспоминается интересное выражение Бернарда Шоу, в котором говорится, что:

Интересно поразмышлять об этом с точки зрения библейского сообщения.

Я не математик, но приблизительно так и выходит. Ведь о первой КАТЕГОРИИ (2% действительно думающих) сообщается в Римлянам 1:20:

Размышлять (думать по Бернарду) над творениями Бога жизненно необходимо. Только это побуждает обратиться к Богу и Его слову - Библии. А сколько людей на данный момент это сделали?! Приблизительно 2% и есть (если посчитать число присутствующих на Вечере)!!!

2 КАТЕГОРИЯ - думающие, что они думают. К ней могут относиться люди, имеющие вес в системе, управляемой сейчас врагом Бога. А вся эта система держится на трёх китах - коммерции, политике, религии. И в Библии об этой системе сообщается как о незаконченном и несовершенном числе 666 - три шестёрки, с точки зрения Бога (Откровение 13:18). Они манипулируют всеми людьми на всей планете (кроме вышеуказанных 2%) и вполне обоснованно полагают, что успешно всем морочат голову (ведь 2% не поддающихся влиянию - это совсем немного). Таких высокопоставленных манипуляторов тоже не много. Около 3% и наберётся.

Выходит, что около 95 процентов людей и в самом деле лучше умрут в Армагеддоне, как современники Ноя в Потопе, чем задумаются. Очень не хочется попадать в эти 3 и 95 процентов людей, о которых Иисус говорил, что они идут широкой дорогой.

А РАЗВЕ НЕ ТЕМ ЖЕ САМЫМ, ЧТО НА КАРТИНКЕ, ПОЛЬЗУЕТСЯ ТОТ, КТО "ВВОДИТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ВСЮ ОБИТАЕМУЮ ЗЕМЛЮ" ? (ОТКРОВЕНИЕ 12: 9)

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Анализ стихотворения «Признание» Пушкина

А. С. Пушкин посвятил женщинам большое количество произведений. Поэт влюблялся очень часто и полностью отдавался возникшей страсти. Это чувство всегда вызывало у него мощный прилив вдохновения. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери П. Осиповой – Александре. Имение Осиповой находилось недалеко от Михайловского, и поэт был ее постоянным гостем. Чувство приличия не позволило Пушкину передать свое стихотворное послание молодой девушке. При жизни поэта оно так и не было опубликовано.

Далеко не все увлечения Пушкина заканчивались романами. Ему часто приходилось страдать от неразделенной любви. Эти переживания он описывает в «Признании». Поэт понимает всю безнадежность своей любви. Он осужден властью и обществом, многие люди испытывают к нему презрение. Финансовое положение Пушкина оставляет желать лучшего. А молодая девушка находится в самом расцвете сил, ей на роду написано найти достойного и богатого мужа. Поэтому свое чувство поэт откровенно называет «глупостью несчастной».

При этом он понимает, что вновь попал во власть непреодолимой страсти, которую сравнивает с болезнью. Воображение поэта полностью захвачено любимой девушкой, от нее зависит его физическое и душевное состояние. Поэт из последних сил сдерживается от страстного признания. Даже звук шагов или «голос девственный» производят в душе автора мгновенную перемену. Он признается, что сразу же «теряет весь свой ум».

Автор подмечает все перемены в поведении и выражении лица своей возлюбленной. Для окружающих они не имеют значения, а для него оборачиваются или «отрадой» или «тоской». Душа поэта постоянно мечется между состояниями огромного счастья и глубокой печали. «Золотой середины» просто не существует.

Пушкин перечисляет обычные будничные занятия девушки, которые имеют для него глубокое значение: вязание, прогулки, музыка. Поэт счастлив просто молча присутствовать при этом и «в умиленьи» наблюдать за любимой.

В качестве последнего средства Пушкин просит хотя бы пожалеть его и притвориться в несуществующей любви. Поэт заверяет, что сделать это будет нетрудно, так как он «сам обманываться рад».

Пушкин покинул Михайловское, так и не сделав признания А. Осиповой. Спустя много лет, когда она уже была замужем, он хотел встретиться с ней и передать бывшей возлюбленной свое стихотворение, но не получил ответа.



Похожие статьи