Воздух - роль воздуха в жизни человека, растений и животных. Дыхание

25.09.2019

Традиционно считается, что для жизни живых организмов необходим кислород. Поэтому достаточно удивительно было прочитать название статьи "СО2 необходим растениям для...". Ответ на эту загадку смотрите ниже.

и его свойства

Карбон диоксид, угольный ангидрит, - все это названия одного и того же вещества. Это всем известный углекислый газ. При нормальных условиях это вещество находится в газообразном состоянии, при этом оно не имеет цвета и запаха. При понижении температуры воздуха углекислый газ твердеет и приобретает белый цвет. В такой модификации его называют Это достаточно химически активное вещество. Углекислый газ реагирует с металлами, оксидами и щелочами. Он способен образовывать нестойкое соединение с гемоглобином крови, подобно кислороду. Так осуществляется газообмен при помощи кровеносной системы. Он не является ядовитым веществом, однако при большой концентрации его относят к токсичным газам.

В природе он образуется в результате дыхания живых организмов, гниении и горении. В газообразном состоянии карбон диоксид растворяется в воде. Вот почему, возможно говорить о системах подачи СО2 в аквариумах с растениями и их необходимости для нормальной жизнедеятельности водорослей. Имеет углекислый газ и промышленное значение. Его широко используют в пищевой отрасли в качестве разрыхлителя и консерванта. В сжиженном состоянии им заполняют огнетушители и автоматические системы пожаротушения.

Что такое фотосинтез

Прежде всего СО2 необходим растениям для протекания важнейшего процесса, который имеет планетарное значение - фотосинтеза. В его ходе из ряда неорганических веществ образуется углевод глюкоза. Именно его используют растения для питания, роста, развития и других процессов жизнедеятельности. Кроме того, еще одним продуктом данной реакции является кислород - основное условие существования всех живых существ на планете, поскольку он необходим для дыхания. Газообмен в растении возможен благодаря наличию в покровной ткани их листьев особых образований - устьиц. Каждая из них состоит из двух створок. При определенных условиях они смыкаются и размыкаются. Через них происходит поступление и кислорода, и углекислого газа.

Условия протекания фотосинтеза

Фотосинтез происходит только в специализированных структурах основной и покровной ткани листа. Они называются хлоропласты. Их внутренне содержимое представлено тилакоидами гран и стромы, на которых располагается - пигмент хлорофилл. Он придает некоторым частям растения зеленый цвет. В хоропластах фотосинтез происходит только при определенных условиях. Это наличие солнечного света, воды и углекислого газа. А результатом данной химической реакции является образование органического вещества глюкозы и газа кислорода. Первое из них - источник жизни самих растений, второе используют все остальные для осуществления имеет планетарное значение.

Углекислый газ и растения

Как доказать необходимость CO2? Очень просто. Поскольку углекислый газ выделяется в природе в результате дыхания, его недостатка в природе не наблюдается. Однако в аквариумной воде его не так много из-за небольшого видового разнообразия живых организмов. Поэтому если не использовать специальные установки для подачи углекислого газа, через определенное время его количества будет недостаточно для интенсивного протекания Ведь СО2 необходим растениям для того, чтобы самостоятельно производить питательные вещества. Своевременная и постоянная подача углекислого газа в воду станет условием, что ваш аквариум наполнится пышными и яркими водорослями.

Газ, необходимый растениям для дыхания: важность кислорода

Получается, что в результате своей жизнедеятельности а не поглощают его. Тогда возникает вопрос: а как же они дышат, и вообще происходит ли у них процесс окисления и расщепления органических веществ? Безусловно, как и все остальные живые организмы, они используют тот самый кислород. Получается, что в растениях одновременно происходят два практически противоположных процесса. Это фотосинтез и дыхание. Каждый из них необходим для нормальной жизнедеятельности растений.

Фотосинтез и дыхание: что важнее

Уникальность растений заключается в том, что они единственные из живых существ выделяют и кислород, и углекислый газ практически одновременно. Но это совсем не означает, что они опасны и их нельзя располагать в жилых помещениях. Все дело в том, что кислорода растения выделяют гораздо больше, чем углекислого газа.

Чтобы не нарушать это природное равновесие, необходимо соблюдение условий протекания этих процессов. Например, если в помещение с комнатными растениями не проникает солнечный свет, фотосинтез не происходит. При этом образование глюкозы останавливается. Зато процесс дыхания продолжается. В воздухе накапливается большое количество углекислого газа. И в этом случае растения могут стать опасными. В итоге оба эти процесса жизненно важны. Только за счет кислорода растения дышат, а с помощью углекислого газа производят глюкозу и питаются.

Итак, СО2 необходим растениям для осуществления процесса получения органических веществ - фотосинтеза, который имеет важнейшее значение планетарного масштаба.

Атмосферный воздух представляет собой физическую смесь азота, кислорода, углекислого газа (двуокиси углерода), аргона и других инертных газов. В сухом атмосферном воздухе содержатся: кислорода - 20,95%, азота - 78,09%, углекислого газа - 0,03%. В небольших количествах представлены аргон, гелий, неон, криптон, водород, ксенон и др. Кроме постоянных составных частей, в воздухе находятся некоторые примеси природного происхождения, а также загрязнения, вносимые в атмосферу за счет производственной деятельности человека.

Составные части воздушной среды по-разному воздействуют на организм животных.

Азот является наибольшей составной частью атмосферного воздуха, принадлежит к инертным газам, он не поддерживает дыхание и горение. В природе идет непрерывный процесс круговорота азота, в результате которого азот атмосферы превращается в органические соединения, а при разложении их он восстанавливается и вновь поступает в атмосферу и снова связывается с биологическими объектами. Азот для растений служит источником питания.

Атмосферный азот, кроме того, является разбавителем кислорода, дыхание чистым кислородом приводит к необратимым изменениям в организме.

Кислород - важнейший для жизни газ воздуха, так как он необходим для дыхания. Попадая в легкие, кислород поглощается кровью и разносится ею по всему организму - он поступает во все ее клетки и расходуется там на окисление питательных веществ, образуя углекислый газ и воду. Все химические процессы в животном организме, связанные с образованием различных веществ, с работой мышц и органов, с выделением тепла, происходят только при наличии кислорода.

Кислород в чистом виде обладает токсическим воздействием, что связывают с окислением ферментов.

Животные потребляют в среднем следующее количество кислорода (мл/кг массы): лошадь в состоянии покоя - 253, во время работы - 1780, корова - 328, овца - 343, свинья - 392, курица - 980. Количество потребляемого кислорода зависит также от возраста, пола и физиологического состояния организма. Содержание кислорода в воздухе закрытых помещений для животных при недостаточном обмене воздуха - вентиляции может снижаться, что при длительном воздействии сказывается на их здоровье и продуктивности. Наиболее чувствительны к этому птицы.

Углекислый газ (двуокись углерода, СО 2) играет большую роль в жизнедеятельности животных и человека, так как является физиологическим возбудителем дыхательного центра. Снижение концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе не представляет существенной опасности для организма, так как необходимый уровень парциального давления этого газа в крови обеспечивается регулированием кислотно-щелочного равновесия. Повышенное же содержание углекислого газа в атмосферном воздухе сказывается отрицательно на организме животных. При вдыхании больших концентраций углекислого газа в организме нарушаются окислительно-восстановительные процессы, происходит накопление двуокиси углерода в крови, что приводит к возбуждению дыхательного центра. При этом дыхание становится более частым и глубоким. У птиц накопление углекислого газа в Крови не учащает дыхания, а вызывает его замедление и даже остановку. Поэтому в помещениях для птиц предусматривается постоянный приток наружного воздуха в гораздо больших количествах (из расчета на 1 кг массы), чем для млекопитающих.

В гигиеническом отношении двуокись углерода является важным показателем, по которому судят о степени чистоты воздуха - эффективности работы вентиляции. Если в животноводческих помещениях плохо работает вентиляция, углекислый газ накапливаться в значительных количествах, так как в выдыхаемом воздухе его содержится до 4,2%. Много углекислого газа поступает в воздух помещения, если оно обогревается газовыми горелками. Поэтому в таких помещениях вентиляционные сооружения должны быть более мощными.

Максимально допустимое количество углекислого газа в воздухе животноводческих помещений не должно превышать 0,25% для животных и 0,1 — 0,2% для птиц.

Окись углерода (угарный газ) - в атмосферном воздухе отсутствует. Однако при работе в животноводческих помещениях техники - тракторов, кормораздатчиков, теплогенераторов и др. он выделяется с выхлопными газами. Выделение угарного газа наблюдается также при работе газовых горелок.

Окись углерода - сильный яд для животных и человека: соединяясь с гемоглобином крови, он лишает его способности переносить кислород из легких в ткани. При вдыхании этого газа животные погибают от удушья вследствие острого недостатка кислорода. Ядовитое действие начинает проявляться уже при накоплении 0,4% окиси углерода. Чтобы предупредить подобные отравления, следует хорошо проветривать помещения, где работают двигатели внутреннего сгорания, проводить регламентные работы теплогенераторов и других механизмов, выделяющих угарный газ.

При отравлении животных угарным газом в первую очередь их необходимо вывести из помещения на свежий воздух. Предельно допустимая концентрация этого газа - 2 мг/м3.

Аммиак (NH 3) - бесцветный газ с едким запахом. В атмосферном воздухе встречается редко и в небольших концентрациях. В животноводческих помещениях аммиак образуется при разложении мочи, навоза, подстилки. Особенно он накапливается в помещениях, где плохая вентиляция, не поддерживается чистота пола, животных содержат без подстилки или меняют её несвоевременно, а также в навозохранилищах, жомовых ямах сахарных заводов. Много аммиака образуется в свинарниках, телятниках, птичниках (особенно при напольном содержании птицы), если в этих помещениях сосредоточено большое количество животных. Над местами скопления жижи концентрация аммиака достигает 35 мг/м 3 и более. Поэтому при работах по перекачиванию жидкого навоза, очистке закрытых навозных каналов допускать людей к работе можно только после тщательного проветривания этой зоны.

В старых и холодных помещениях много аммиака скапливается на поверхности оборудования, в мокрой подстилке, так как он лучше растворяется холодной влажной средой. При повышении температуры и понижении атмосферного давления происходит обратное выделение аммиака в воздух помещения.

Постоянное вдыхание воздуха даже с небольшой примесью аммиака (10 мг/м 3) неблагоприятно отражается на здоровье животных. Аммиак, растворяясь на слизистых оболочках верхних дыхательных путей, глаз, раздражает их, кроме того, он рефлекторно уменьшает глубину дыхания, следовательно, и вентиляцию легких. В результате у животных появляется кашель, слезотечение, бронхит, отек легких и др. При воспалительных процессах дыхательных путей снижается и способность слизистых оболочек противостоять проникновению через них микроорганизмов, в т. ч. болезнетворных. При высоких концентрациях аммиака наступает паралич дыхания, животное погибает.

В крови аммиак соединяется с гемоглобином и превращает его в щелочный гематин, который не способен поглощать кислород при дыхании, т. е. наступает кислородное голодание. Сильная степень отравления характеризуется обморочным состоянием, судорогами. Аммиак с влагой образует агрессивную среду, которая приводит в негодность машины, механизмы, здание.

Предельно допустимая концентрация этого газа 20 мг/м 3 , для молодняка и птицы - 5-10 мг/м 3 .

Необходимо помнить, что аммиак действует отрицательно не только на животных, но и на обслуживающий персонал. Поэтому в целях охраны здоровья работающих в помещениях, а также для создания нормальных условий животным, следует оборудовать здания эффективной вентиляцией. Большое значение имеет исправная и бесперебойно действующая система навозоудаления. Уменьшить содержание аммиака можно рассыпанием на подстилке молотого суперфосфата из расчета 250 — 300 г/м 2 , применением кондиционной торфяной подстилки, а для быстрого снижения концентрации этого газа можно использовать аэрозоль формальдегида, для защиты машин и механизмов применяют антикоррозийное покрытие.

Сероводород (H 2 S) в свободной атмосфере отсутствует или содержится в незначительных количествах. Источником накопления сероводорода в воздухе животноводческих помещений служит гниение серосодержащих органических веществ и кишечные выделения животных, особенно при использовании богатых белком кормов или расстройствах пищеварения. Сероводород может поступать в воздух помещений из жижеприемников и навозных каналов.

Вдыхание этого газа в незначительных количествах (10 мг/м 3) вызывает воспаление слизистых оболочек, кислородное голодание, а в больших концентрациях - паралич дыхательного центра и центра, управляющего сокращением кровеносных сосудов. Всасываясь в кровь, сероводород блокирует активность ферментов, обеспечивающих процесс дыхания. Железо гемоглобина крови связывается с сероводородом в сульфид железа, поэтому гемоглобин не может участвовать в связывании и переносе кислорода. В слизистых оболочках он образует сульфид натрия, вызывающий их воспаление.

Содержание во вдыхаемом воздухе сероводорода свыше 10 мг/м 3 может вызвать быструю смерть животного и человека, а длительное воздействие незначительной его примеси - хроническое отравление, проявляющееся общей слабостью, нарушениями пищеварения, воспалением дыхательных путей, снижением продуктивности. У людей при хроническом отравлении сероводородом наступает слабость, исхудание, потливость, головные боли, расстройство сердечной деятельности, катар дыхательных путей, гастроэнтериты.

Допустимая концентрация сероводорода в воздухе помещений - 5 — 10 мг/м 3 . Запах сероводорода ощущается уже при концентрациях 1,4 мг/м 3 , четко выражен при 3,3 мг/м 3 , значительный - при 4 мг/м 3 , тягостный - при 7 мг/м 3 .

Для предупреждения образования сероводорода в помещениях необходимо следить за исправным состоянием канализационных сооружений, применять качественную газопоглощающую подстилку, соблюдать надлежащую гигиеническую и ветеринарно-санитарную культуру на фермах и комплексах, гарантировать своевременное удаление навоза.

Влияние других газов, обнаруживаемых в помещениях для животных (индол, скатол, меркаптан и др.), изучено еще слабо.

Дыхание – это такой естественный для нас процесс, что, наверное, мало кто задумывается о том, как мы дышим и чем. Я вот об этом задумалась еще в детстве, когда мое дыхание было нарушено простудой. Тогда мой заложенный нос просто не давал мне думать ни о чем другом.

Чем мы все дышим

Еще со школьной скамьи всем нам известно, что человеку для дыхания необходим кислород . Он является одним из наиболее важных элементов, необходимых для поддержания жизни на нашей с вами планете в привычной нам форме. Кислород содержится не только в воздухе. Он является составляющим компонентом и в гидросфере Земли. Именно благодаря этому факту в воде также есть жизнь.


Как химический элемент кислород был обнаружен Карлом Шеле еще в далеком 1773 году.

Факты о кислороде

Кислород – не только жизненно необходимый, но еще и очень любопытный элемент. Приведу подборку интересных фактов, о которых вы, возможно, еще не слышали:


Что произойдет, если дышать чистым кислородом

Как я уже говорила выше, кислород в чистом виде и в большой концентрации опасен и даже ядовит. А что произойдет с человеком, если он какое-то время им подышит?

Привычное нам нормальное содержание кислорода в воздухе примерно 21% . Отравление организма наступает, если это содержание повысится до 50%. Это может привести к увеличению концентрации углекислого газа в организме, судорогам, кашлю, потере зрения и в конечном счете к летальному исходу.

Цели:

  • Изучить материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире.
  • Развивать умение работать с раздаточным материалом, наблюдать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативных компетенций.
  • Формировать у учащихся экологическую культуру, основы мировоззрения, прививать основы здорового образа жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Проверка знаний (5-7 мин.)

1. Выполнить проверочную работу. Предоставить возможность выбора (1 из 3)

Выполни одно из трех заданий.

А. Тест.

Выбери правильные ответы.

1. Выберите верные утверждения, характеризующие свойства воздуха:

а. сжимаем и упруг
б. им нельзя дышать
в. плохо проводит тепло

2. Устройство для выполнения подводных работ называется:

а. кессон
б. барометр
в. манометр

3. Газ, поддерживающий горение и дыхание называется:

а. углекислый
б. кислород
в. азот

4. Газ, составляющий наибольшую часть воздуха:

а. азот
б. кислород
в. неон

5. Воздушная оболочка Земли называется:

а. литосфера
б. гидросфера
в. атмосфера

6. Газ, защищающий все живое от солнечной радиации:

а. азот
б. озон
в. кислород.

Ответы: 1 – а, в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – б.

Б. Выбери верные утверждения

  1. Воздух сжимаем и упруг .
  2. Воздухом нельзя дышать.
  3. Воздух – смесь газов.
  4. Азота в воздухе 21%.
  5. Угарный газ необходим для дыхания.
  6. Озон защищает живые организмы от радиации.

2. Заполни схему и диаграмму «Состав воздуха»

Ответы. Схема : азот/ кислород/ углекислый газ/ инертные газы/ пары воды, пыль, сажа.

Диаграмма : 78%, 21%, 1%.

3. Взаимопроверка (Ответы записаны на доске). Ответы озвучить.

Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, возле своих парт.
Тот, кто написал на «5» поднимет руки вверх.
Тот, кто написал на «4» поднимет руки к плечам.
Тот, кто написал на «3» стоит с опущенными руками.

III. Изучение нового материала. 20-25 мин.

1. Проблема: Можно ли жить и не дышать?
………………..

– Проделаем простой опыт. Задержите дыхание, отметьте время начала эксперимента, а затем время, когда вы снова сделали вдох. Посчитайте, сколько секунд вы смогли не дышать?

Выбор:

1) работать самостоятельно, по часам;
2) работать под руководством учителя.

Итак, согласитесь – не много! Человек может прожить, не питаясь, несколько недель, так как в клетках есть запас питательных веществ. Можно прожить несколько дней без воды – ее запаса в организме хватит почти на неделю.

  • Почему мы должны дышать постоянно, даже когда спим?
  • Вероятно, организм расходует необходимый для жизни воздух, и запас его должен постоянно пополняться.
  • Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

2. Тема урока : «Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание».

– Ребята, что вы об этом уже знаете? А что бы вы хотели узнать? (Субъектный опыт)

3. Цель сегодняшнего урока узнать какое значение воздух имеет для живых организмов, как изменяется состав воздуха при дыхании, как связаны процессы, протекающие в живых организмах и окружающей их среде обитания.

4. Мотивация

– Ребята, а зачем нам надо изучать эти вопросы?
– Знание этих вопросов поможет при изучении физики, химии, биологии, экологии; поможет сохранить свое здоровье, здоровье окружающих; правильно относиться к окружающей нас природе.

5. Изучение нового материала с помощью раздаточного материала

А. Изменение состава воздуха

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?
Чтобы проверить это, можно провести опыт . В две пробирки наливают известковую воду, которая будет изменяться в присутствии углекислого газа. В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но его немного. Прибор устроен так, что вдыхаемый воздух поступает в пробирку № 1, а выдыхаемый - в пробирку № 2. Чем больше в воздухе углекислого газа, тем сильнее изменяется цвет известковой воды. Человек дышит в трубочку: вдох - выдох, вдох - выдох.
Жидкость в пробирке № 2 станет белой, в пробирке № 1 - слегка мутной.

Запиши вывод: в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало ... , чем было во вдыхаемом.

Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Б. Значение воздуха для живых организмов

1) В организме расходуется кислород и образуется углекислый газ. Кислород постоянно поступает в живой организм, а углекислый газ удаляется из него. Этот процесс обмена газами называется газообменом . Он происходит в каждом живом организме.

2) Если организм состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Амёба, например, получает его из воды, а в воду выделяет из организма углекислый газ.

У живых организмов, состоящих из одной клетки, газообмен с окружающей средой происходит через поверхность клетки.

3 ) Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток , большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны "помощники", которые будут обеспечивать каждую клетку кислородом и выносить из неё углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются органы дыхания и кровь.
Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, каждой живой клетке. Этим же путём, но в обратном направлении из каждой клетки, а потом и из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.

4) Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворённый в воде, другие - из атмосферного воздуха.

Рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ.
Жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательные отверстия получает кислород и выделяет углекислый газ.
У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие.
Тюлень может оставаться под водой до 15 мин. При нырянии в дыхательной и кровеносной системах животного происходят значительные изменения: сосуды сужаются, а некоторые сжимаются полностью. Кровью снабжаются только самые важные для жизни органы: сердце и мозг. Кислород расходуется экономно, что позволяет животному долго пробыть под водой.

5) А как дышат растения?

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ. Клетки корня получают кислород из почвы. В листьях большинства растений газообмен происходит через устьица (щели
между особыми клетками), а у стебля – через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре). Воздух находится в пространстве между клетками - в межклетниках.

Итак, все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? (Для дыхания каждой клетки.)
Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно. Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ.
Что же происходит? Случайно ли мы и едим несколько раз в день, и дышим постоянно? Не существует ли какой-то связи между постоянным расходованием питательных веществ и расходованием кислорода?

Ученые тоже заинтересовались этим вопросом. И вот что они выяснили.

  • В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б), так как каждая живая клетка должна питаться.
  • Из этих веществ а и б клетка образует для жизни свое вещество АБ.
  • В каждую клетку поступает кислород.
  • Кислород действует на вещество АБ, при этом из него выделяется энергия.

а, б, АБ – вещества, необходимые для жизнедеятельности клетки (питательные вещества);
в, г – вещества, вредные для клетки (продукты распада);
О – энергия, содержащаяся в различных веществах.

Миллиарды лет всё живое поглощает кислород, а выделяет в окружающую среду углекислый газ. Растение само нуждается в кислороде для дыхания. Что же получается? Одно и то же растение и поглощает кислород, и выделяет его.
Как же пополняется запас кислорода на Земле?
Что происходит в листьях растений на свету?

Запишите: в растениях образуется органическое вещество. При этом в окружающую среду выделяется кислород.
И днем и ночью растение дышит. Кислорода образуется больше, чем его тратится на дыхание.

В. Выполни задание письменно

Закончи предложение.

1). В каждый живой организм для дыхания поступает ... , а выделяется.... Этот процесс обмена газами называется ....
2) Поступая в каждую клетку, кислород расходуется для получения необходимой энергии. Поэтому во время бега, когда необходима энергия, человек и животные дышат... , чем в состоянии покоя.
3) Кислород действует на ... вещества, находящиеся в клетке, в результате чего организм получает необходимую для жизни ....
4) Чем больше тратится энергии, тем больше необходимо организму ... и питательных веществ.
5) Человеку, который ведёт подвижный образ жизни, необходимо больше ... веществ и ....
6) Кислород и питательные вещества для жизни все живые организмы получают из ... среды.
7) Загрязнение воздуха, продуктов питания и воды может повлечь за собой гибель ... .
8) Растения обеспечивают все живые организмы ... и ... .

Самопроверка.

  • Кислород, углекислый газ, газообмен.
  • Чаще.
  • Органические вещества, энергию.
  • Кислорода.
  • Питательных веществ и кислорода.
  • Окружающей среды.
  • Живых организмов.
  • Питательными веществами и кислородом.

Г. Дополнительно: Объясни рисунок.Соотнеси цифры и буквы, определи время суток.


1 2 3

а. Растение поглощает кислород, выделяет углекислый газ, то есть дышит
б. Растение поглощает ... , выделяет …, образуя на свету органические вещества для питания.
в. Растение поглощает кислород, выделяет , то есть дышит.

Ответ: 1а днем; 2б днем поглощает углекислый газ, выделяет кислород; 3в ночью выделяет углекислый газ.

IV. Закрепление (5 мин.)

1. Обсудите с соседями по парте, что необходимо предпринять для того, чтобы вы могли комфортно чувствовать в кабинете.

2. Составьте памятку «Действия, улучшающие экологическую ситуацию в классе».

3. Выберите из перечисленного:

  1. Чаще проветривать классную комнату.
  2. Не допускать действий, связанных с горением.
  3. Завести необходимое количество растений.
  4. Чаще играть в фишки.
  5. Ничего не менять.
  6. Свой вариант.

V. Домашне задание (3 мин.)

1. Решить одну задачу на выбор .

  • Известно, что азот растворяется в воде хуже, чем кислород. Чем отличается воздух, растворенный в воде, от атмосферного воздуха?
  • Вычислить, сколько по объему кислорода в литровой бутылке.

2. Объясните фразу «Это надо нам как воздух»

VI. Рефлексия

На уроке я узнал …

Воздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.



Похожие статьи