Первая помощь поражении органов дыхании. Биология в лицее

04.03.2020

Гигиена дыхании. Первая помощь при остановке дыхания. Конспект урока по биологии в 8 классе Цели урока: Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению; познакомить с первой помощью при остановке дыхания Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); формирование навыков оказания первой помощи при травматизме дыхательных путей. Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом. Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица «Органы дыхания», учебник биологии «Биология. 8 кл.» Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Ход урока 1. Организационный момент.    2. приветствие; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся в классе. Проверка знаний учащихся. Дыхание – синоним жизни. Что же такое дыхание? Какие органы входят в состав дыхательной системы? Покажите пожалуйста на слайде (слайд 1) А теперь задание «Закончите предложения» (слайд 2) 3. Изучение нового материала Нельзя человека закупорить в ящик, Жилище проветривай чище и чаще. В. В. Маяковский: (слайд 3) Ответы учащихся. = Сегодня мы выясним причины нарушения дыхания (частично о них мы уже говорили, изучая органы дыхательной системы и меры их предупреждения.) Записывают в тетрадях число, тему урока. ­ Органы дыхания имеют прямую связь с внешним миром, они первыми принимают удары различных вредных факторов внешней среды. Учитель: назовите пожалуйста эти факторы Учащиеся: пыль, бактерии, экологическая обстановка, курение и т.д. Учитель: Человек вдыхает и выдыхает в одну минуту – 5 литров воздуха, в один час – 300 литров воздуха, за одни сутки 7200 литров воздуха. Допустим, что в одном литре воздуха находится пять частиц пыли. Сколько частиц ученик вдохнет за урок? А за сутки? Считают и записывают полученное число – 1125 частиц 36000 частиц. (слайд 6) Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. (сообщение ученика о вреде пыли) Ученик: Еще М.В.Ломоносов писал о вредности “каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм. Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе “Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 м воздуха их 15­20, на улице – до 5 тысяч. Учитель: итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.(слайд 7,8,9) ­ Но, к сожалению, человек сам усугубляет состояние дыхательной системы – не правильно дышит, и в частности курением. О вреде курения на органы сердечно­сосудистой системы мы уже знаем, а вот что происходит с легкими от этой вредной привычки. Сообщение ученика. (о вреде курения на органы дыхания) (слайды10­11) Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений. Никотин вызывает отравление организма. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой. Некурящий человек, сберегает не только собственное здоровье,но и здоровье окружающих людей. Выявлено, что через 8 ч после последней из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта. Пассивное курение. (слайд 12) Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака. Я призываю – любите себя, Свой мозг, свою печень и сердце, друзья. Сделайте вывод сами немедля – Курить человеку опасно и вредно! ­ Что нужно делать, чтобы улучшить состояние своих дыхательных путей? Ответы учащихся: ­бороться с загрязнением воздуха; ­чаще бывать за городом; ­отказ от курения; ­вести здоровый образ жизни. ­ Все, что вы назвали сейчас ­ это будет вашим заданием на всю жизнь. Заболевания легче предупредить, чем вылечить, для этого необходимо укреплять дыхательную систему, защищая себя тем самым от вредных факторов окружающей среды. Проведем дыхательную гимнастику. Показ гигиенических упражнений на профилактику дыхания “Пахнет гарью, “Свечка”” ­ Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Тренируйте по 2 – 4 вдоха подряд. Внимание на вдох. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох. Внимание на короткие выдохи через рот, вдох через нос. Упражнение «Насос». Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз. : Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, Учитель аллергические, воспалительные. (слайд 13) Наиболее распространены вирусные инфекции­ грипп и острые респираторные(дыхательные)заболевания, ангина, туберкулез. Различают капельные и капельно­пылевые инфекции. Капельные передаются при кашле, чихании, разговоре: с выдыхаемым воздухом вылетают частицы с болезнетворными микроорганизмами. Капельно­пылевые передаются при контакте с предметами, которыми пользовался больной. Сообщения учащихся: 1. Грипп. (слайд 14) Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно­капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха. Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпидемиологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изменениями вируса, чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно. 2. Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (демонстрация слайда 8). Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5­1,5 м и содержатся в воздухе около 30­60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.(слайд 15­16) Проявление болезни: легочная ткань распадается и преращается в рыхлую массу. Яд, выделяемый микробами, отравляет весь организм. Выявление болезни на ранней стадии: сделать флюорографию­ рентгеновский снимок грудной клетки. Первый флюорографический кабинет появился в 1924 году в Рио­де­Жанейро. Учитель: отравление парами аммиака, хлора и другими химическими веществами рефлекторно прекращает дыхание. Дыхание останавливается у утопленников, после поражения электрическим током, при серьезных травмах. Вскоре останавливается сердце. Однако смерть наступает не сразу: пока жив мозг, можно восстановить угасающие функции тела. Обратимую фазу наступающей смерти называют клинической смертью. Она длится всего 5­7 минут, за которые еще можно вернуть человека к жизни. Приемы возвращения к жизни называют реанимацией. Биологическая смерть наступает вследствие необратимой утраты функций мозга и остановки сердца. При потере сознания и выключения самостоятельного дыхания применяют искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания» (слайд 17) работа по учебнику стр. 209­210 «Искусственное дыхание “рот в рот”» Когда пострадавший лежит на спине, прежде всего, удалите изо рта все, что попало туда и может мешать дыханию. Откройте дыхательные пути, запрокинув голову назад и подняв подбородок, сожмите нос указательным и большим пальцами, глубоко вдохните и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего. Сильно вдохните в рот пострадавшего пока не увидите, как поднялась клетка. Уберите свои губы и пусть грудная клетка опустится, «Искусственное дыхание “рот в нос”» Если вы спасли человека на воде и невозможно открыть рот пострадавшего, можно провести искусственное дыхание «рот в нос». Вдуть воздух в нос легко, но трудно сделать так чтобы воздух попал куда нужно. Мягкие ткани носа могут закрыть проход воздуху. «Непрямой массаж сердца» Если пульс отсутствует, значит сердце остановилось. Вам придется делать непрямой массаж сердца. Пострадавший лежит на спине на твердой поверхности. Склонитесь над ним и нащупайте пальцами нижние ребра. Положите ладонь другой руки на ребро и опускайте ее ниже до вашего указательного пальца. Это место, где вы будете надавливать на грудь. Положите одну руку на другую.Надавите на грудь на 4­5 см. Потом ослабьте давление, не убирая рук. Повторите надавливания примерно 80 раз в минуту. /Демонстрация приемов проводится на муляже/ Практическая работа. Вопрос № 1. Вы стали свидетели трагедии – на реке тонет человек! К счастью, его удалось вытащить на берег. Но что делать дальше? Помните, промедление смерти подобно! Вопрос № 2. Человека, пораженного электрическим током, люди пытались закопать в землю (в качестве первой помощи). Приехала “скорая помощь” и спасла его от неминуемой гибели. Объясните, почему без врачебной помощи человек мог бы погибнуть и какая первая помощь врача его спасла? Вопрос № 3. Произошла остановка сердца с задержкой дыхания. В вашем распоряжении 5 минут. Действуйте! «Общие выводы урока» ­ Дыхание должно быть правильным. ­ Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух. ­ Курение вредно для органов дыхания. ­ К инфекционным заболеваниям относят грипп,орви,дифтерию, туберкулез. ­ К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:  Борьба с пылью,  Влажная уборка,  Проветривание помещений. Рефлексия. Алгоритм рефлексии. Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой. Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; у меня были затруднения с группой. Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

10673 0

Острая пневмония

Острая пневмония - общее заболевание организма с преимущественным вовлечением в воспалительный процесс респираторного отдела легких. Это весьма распространенное заболевание с довольно высокой летальностью (по преимуществу среди больных пожилого и старческого возраста). Этиологически острые пневмонии могут быть связаны с бактериями (пневмококк, стафилококк, стрептококк, Фридлендера и др.), вирусами, микоплазмой, риккетсиями, а также с воздействием химических и физических факторов.

В патогенезе их существенную роль играет нарушение иммунологической реактивности организма, дренажной и защитной функции воздухопроводящих путей; в одних случаях первостепенное значение имеет экзогенный (патогенный возбудитель), в других - эндогенный (активизация эндогенной микрофлоры на фоне снижения реактивности макроорганизма) пути возникновения заболевания. Различают долевые, очаговые и интерстициальные пневмонии.

Крупозная пневмония

Это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением одной (иногда более) доли легкого или ее значительной части фибринозным воспалительным процессом и своеобразным циклическим течением. Возбудитель - патогенный пневмококк. В типичных случаях заболевание начинается остро с озноба (в 80%), быстрого повышения температуры -до 39-40°С, болей в грудной клетке при дыхании, головной боли, реже - рвоты. При поражении базальной плевры боль локализуется в эпигастральной (реже - в подвздошных) области.

Ранним признаком является и кашель, сначала с трудно откашливаемой вязкой мокротой слизисто-гнойного характера, затем приобретающей красный или ржавый вид. При объективном исследовании больной нередко занимает вынужденное положение (чаще на больном боку), лицо гиперемировано (более значительно - на больной стороне), на губах часто герпетические высыпания, слизистые имеют синюшный оттенок, склеры иктеричны. Дыхание поверхностное, до 30-40 в мин.

Пульс учащен - до 110-120 уд/мин, иногда аритмичный (экстрасистолия); артериальное давление часто снижено. Границы относительной сердечной тупости могут быть расширены в поперечнике, тоны приглушены, на верхушке - часто систолический шум. На ЭКГ - признаки перегрузки правых отделов сердца, смещение сегмента ST, изменения зубца Т; встречаются нарушения ритма и проводимости.

Физикальные изменения со стороны органов дыхания зависят от локализации и объема поражения, а также от фазы патологического процесса. В первые сутки заболевания над зоной поражения определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, дыхание ослабленное с усиленным выдохом, часто выслушивается крепитация, на ограниченном участке влажные (мелкопузырчатые) хрипы.

В последующие дни перкуторный звук становится тупым, дыхание - бронхиальным с большим количеством влажных хрипов, нередко определяется шум трения плевры, бронхофония усилена. В стадии разрешения болезни дыхание становится жестким (а в дальнейшем - везикулярным), появляется конечная крепитация, количество влажных хрипов уменьшается, тупость становится менее интенсивной, бронхофония нормализуется.

Атипично крупозная пневмония протекает следующим образом:

  • у детей начинается остро, но без озноба, общее состояние тяжелое из-за выраженной интоксикации; часто боли в животе, похожие на приступ аппендицита;
  • у стариков характеризуется общим тяжелым состоянием при умеренном подъеме температуры и скудных физикальных данных;
  • у алкоголиков наблюдается тяжелое течение с бредом (вплоть до картины белой горячки);
  • у больных с верхушечной локализацией - тяжелое течение при весьма скудных физикальных данных.
Осложнения: экссудативный плеврит, абсцедирование, кардит (эндо-, перимиокардит), гнойный менингит, гломерулонефрит, коллапс или инфекционно-токсический шок, отек легких.

Дифференциальная диагностика проводится с очаговой (сливной) пневмонией, фридлендеровской пневмонией, экссудативным плевритом, туберкулезной лобарной пневмонией.

Неотложная помощь: 1) при сильных болях - 2-4 мл 50% раствора анальгина или 5 мл баралгина с 1 мл 1% раствора димедрола внутримышечно; 2) подкожно или внутривенно 2 мл кордиамина или 2 мл 10% раствора сульфокамфокаина; при тяжелом состоянии - 0,5 мл 0,05% раствора строфантина или 1 мл 0,06% раствора коргликона внутривенно; 3) оксигенотерапия; 4) при резком снижении артериального давления -внутривенно капельно 200-400 мл полиглюкина и 100-200 мл гидрокортизона (или 60-120 мг преднизолона, или 4-8 мг дексаметазона).

Больной срочно должен быть доставлен (лежа, на носилках) в пульмонологическое отделение. Если госпитализация невозможна, следует начать антибактериальную терапию (под контролем участкового врача). При крупозной пневмонии наиболее эффективны антибиотики пенициллинового ряда (перед введением следует выяснить аллергологический анамнез, произвести внутрикожную пробу на чувствительность к пенициллину).

Фридлендеровская пневмония

Возбудитель - клебсиела. Поражает главным образом мужчин пожилого возраста, страдающих алкоголизмом или каким-либо истощающим хроническим заболеванием. Начинается остро с озноба, болей в боку и кашля. Лихорадка постоянная или ремиттирующая, у стариков может отсутствовать. Мокрота вязкая, часто окрашена кровью. Физикальные данные нередко скудны (ослабленное дыхание, умеренное количество влажных хрипов), течение болезни тяжелое. Прогноз серьезный, летальность высокая.

Методика лечения та же, что и при крупозной пневмонии, но следует иметь в виду, что сульфамиды и препараты пенициллинового ряда при фридлендеровской пневмонии неэффективны; нужно применять антибиотики широкого спектра действия (цепорин, канамицин и др.).

Очаговые пневмонии протекают менее тяжело и редко требуют проведения неотложных мероприятий.

Острый бронхиолит

Встречается у детей, пожилых и ослабленных людей. В основе патологического процесса лежит воспаление слизистой оболочки бронхиол с набуханием и некрозом, закупоркой просвета бронхиол воспалительным экссудатом, нарушающей вентиляцию легких. Началу заболевания может предшествовать острый трахеобронхит. Больные возбуждены, занимают в постели полусидячее положение, лицо одутловато, отмечается синюшность с сероватым оттенком, акроцианоз.

Одышка до 40 дыханий в минуту. Дыхание поверхностное, кашель редкий, с трудно откашливаемой мокротой слизисто-гнойного характера. При перкуссии -легочный звук с тимпаническим оттенком, ограничение экскурсии легких. На фоне жесткого дыхания выслушиваются влажные и сухие свистящие хрипы. Дыхательная недостаточность нередко сопровождается сердечной (из-за повышения давления в малом кругу кровообращения).

Сердце увеличено в размерах, тоны приглушены, акцент II тона на легочной артерии. Тахикардия - 100-140 уд./мин. Отмечается увеличение печени, появляются отеки на ногах. Течение болезни тяжелое. Если в течение 2-3 дней не удается улучшить дренажную функцию бронхов, прогноз крайне неблагоприятен (летальный исход наступает при прогрессировании острой легочно-сердечной недостаточности).

Неотложная помощь: 1) строгий постельный режим; 2) оксигенотерапия (40% смесь кислорода с воздухом); 3) 0,25-0,5 мл 0,05% раствора строфантина в смеси с 10 мл 5% раствора глюкозы внутривенно медленно (а также коргликон, дигоксин); 4) 10 мл 2,4% раствора эуфиллина внутривенно медленно на глюкозе (или капельно); 5) отхаркивающие средства (терпингидрат, ингаляции 2% раствора натрия бикарбоната, трипсина и др.); 6) антибиотики (пенициллин, цепорин); 7) преднизолон в дозе 30-60 мг внутривенно; 8) мочегонные препараты (фурасемид, урегит); 9) экстренная госпитализация в терапевтическое (пульмонологическое) отделение.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма - хроническое, рецидивирующее заболевание аллергической или инфекционно-аллергической природы, клинически проявляющееся приступами удушья. Среди населения городов развитых стран заболеваемость составляет 1-2% и более. В основе патогенеза бронхиальной астмы лежат аллергические реакции немедленного и замедленного типов. В реакции антиген—антитело выделяются активные вещества -серотонин, гистамин, брадикинин и др., развивается дисиммуноглобулинемия (повышается содержание IE и уменьшается — IA и IG). Во время приступа удушья имеют место бронхоспазм, гиперсекреция и отек слизистой оболочки бронхов.

Клиника приступа бронхиальной астмы довольно типична: удушье часто возникает внезапно, ночью (иногда ему предшествуют кашель, чихание, насморк); больной принимает вынужденное сидячее положение. Грудная клетка находится в инспираторном положении; обращают на себя внимание затруднение выдоха, шумное, свистящее дыхание, нередко - синюшность губ, щек, кончика носа. Мокрота в начале приступа отделяется с трудом, на вид - густая, вязкая, светлая. При перкуссии грудной клетки - коробочный звук, подвижность нижних краев легких ограничена.

При аускультации на фоне ослабленного дыхания определяются свистящие хрипы как на вдохе, так и, особенно, на выдохе. Тоны сердца глухие, пульс частый. АД нередко повышается. На ЭКГ во время приступа: увеличенный, заостренный, уширенный зубец Р во II и III стандартных отведениях. Продолжительность приступа различна: от нескольких минут до нескольких часов. Завершение приступа знаменуется появлением большого количества мокроты, восстановлением дыхания, уменьшением количества хрипов и признаков эмфиземы легких.

Однако в ряде случаев приступ не купируется и переходит в астматическое состояние. Это состояние удушья, которое обусловлено стойким и длительным нарушением бронхиальной проходимости, не поддающимся длительно (более суток) обычным методам лечения. Основными причинами приступа являются отек слизистой оболочки бронхиол, сгущение мокроты и нарушение ее выведения; второстепенное значение имеет спазм гладкой мускулатуры бронхов. Возникновению астматического состояния могут способствовать обострение хронического бронхита, отмена глюкокортикоидных гормонов, прием снотворных средств, бессистемный прием симпатомиметических средств.

Существенным моментом является возникновение глубокой блокады бета-адренергических структур гладкой мускулатуры бронхов и закупорка их просвета вязкой мокротой. В результате развивается газовый и метаболический ацидоз, гиповолемия, повышение концентрации натрия в крови. Это происходит на фоне резистентности адренореактивных структур легких к симпатомиметикам.

По степени тяжести выделяют 3 стадии астматического статуса:

I стадия - стадия сформировавшейся резистентности к симпатомиметикам (стадия отсутствия вентиляционных расстройств или стадия компенсации). Больные в сознании; наблюдаются экспираторная одышка, тахипное до 40 в мин, акроцианоз, потливость, умеренная тахикардия; АД может быть несколько повышено. Над легкими выслушивается жесткое дыхание, на фоне которого определяются рассеянные сухие хрипы (в сравнительно небольшом количестве). Количество мокроты уменьшено. Эта стадия обратима, однако летальный исход может наступить из-за многократного применения симпатомиметических средств.

II стадия - стадия декомпенсации (стадия прогрессирующих вентиляционных расстройств). Сознание сохранено. Больные возбуждены или. наоборот, апатичны. Выраженная синюшность кожи и слизистых, вены набухшие, лицо одутловато. Дыхание шумное, с участием вспомогательной мускулатуры, резкая одышка. Легкие эмфизематозны. на фоне резко ослабленного дыхания выслушивается небольшое количество сухих хрипов; встречаются участки, где дыхание не выслушивается вообще. Эта стадия прогностически очень опасна, требует немедленного начала интенсивной терапии.

III стадия - стадия гиперкапнической и гипоксической комы. Характерны дезориентация бред, заторможенность и. в конечном итоге, полная потеря сознания. Кома чаще развивается медленно, реже - быстро. Дыхание поверхностное, резко ослабленное. Прогноз весьма тяжелый.

Все больные с астматическим статусом нуждаются в немедленной госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии (лежа, на носилках с приподнятым головным концом).

Приступ бронхиальной астмы следует дифференцировать с бронхоспастическим вариантом сердечной астмы, развивающимся нередко у пожилых людей, больных ХИБС или инфарктом миокарда (особенно на фоне хронического бронхита).

Неотложные лечебные мероприятия включают:

  • мероприятия, направленные на снятие спазма бронхов (стимуляторы бета-адренорецепторов, эуфиллин);
  • применение противоотечных средств (глюкокортикоидные гормональные препараты, ингибиторы протеолитических ферментов);
  • санацию трахеобронхиального дерева (при астматическом статусе);
  • оксигенотерапию и ИВЛ;
  • коррекцию метаболизма.
Для купирования приступа бронхиальной астмы чаще всего в настоящее время используют ингаляции симпатомиметиков. Сальбугамол (вентолин) является стимулятором В2-адренорецепторов бронхов, не вызывает тахикардии и гипертензии. Для купирования приступа обычно достаточно 1-2 вдохов препарата. Беротек (фенотерол) обладает мощным бронхолитическим эффектом, действие его достаточно селективно. Иногда может вызвать мышечное дрожание.

Широко применяют и алупент или астмопент (орципреналин), вызывающий хороший бронхорасширяющий эффект (3-4 вдоха по 0,75 мг, а также подкожно внутримышечно по 1-2 мл 0,05% раствора или внутривенно по 1 мл 0,05% раствора медленно, в разведении). Следует иметь в виду, что препарат может вызывать тахикардию, а также парадоксальное усиление бронхоспазма на фоне применения других адреномиметических средств. Изопреналин (изопропилнорадреналин, изопротеренол, изупрел, эуспиран, новодрин, изадрин) стимулирует В1- и В2-адренорецепторы.

Наряду с выраженным бронхоспастическим действием вызывает тахикардию (на фоне гипоксии возможно развитие аритмий). Адреналин, возбуждающий не только В-рецепторы, но и а-рецепторы, используется редко из-за риска возникновения побочных явлений (гипертензии, тахикардии, аритмии): при отсутствии противопоказаний вводят подкожно 03-05 мл 0,1% раствора. Надежным бронхолитическим эффектом обладает эуфиллин. который вводят внутривенно по 10 мл 2,4% раствора в смеси с 10 мл 40% раствора глюкозы в течение 3-5 минут.

Больные с купированным приступом бронхиальной астмы при ранее установленном диагнозе не подлежат экстренной госпитализации, но лица с первичным приступом должны быть госпитализированы.

Неотложная терапия больных с астматическим статусом начинается (и продолжается во время транспортировки) с внутривенного капельного введения 15-20 мл 2,4% раствора эуфиллина и 60-90 мг преднизолона в смеси с 500 мл 5% раствора глюкозы. При отсутствии противопоказаний вводят 5 тыс. ед. гепарина (в дальнейшем суточная доза составляет 20 тыс. ед.). Терапия преднизолоном продолжается и в стационаре (суточная доза может достигать 10 мг/кг).

Оксигенотерапия используется с самого начала оказания помощи больным с астматическим статусом (с помощью аппаратов КИ-3, КИ-4 или через любой аппарат для ингаляционного наркоза кислород подают в равной смеси с воздухом с положительным давлением в конце выдоха), В случае угнетения дыхания необходим переход на вспомогательную ИВЛ. Прямым показанием для перехода на ИВЛ на догоспитальном этапе является астматический статус III степени - гиперкапническая и гипоксемическая кома.

На догоспитальном этапе предпочтительнее ИВЛ осуществлять ручным способом с помощью аппаратов типа РДА или ДП-10 (мешок АМБУ), при этом частота дыхания постепенно снижается - до 12—16 в минуту. Следует помнить, что ИВЛ у таких больных может осложняться напряженным пневмотораксом.

Все больные с астматическим статусом нуждаются в срочной госпитализации в палату интенсивной терапии и реанимации, для чего используются бригады интенсивной терапии или специализированные бригады СП.

Б.Г. Апанасенко, А.Н. Нагнибеда

Первая помощь при поражении органов дыхания

Инородные тела в дыхательных путях

Разговоры во время еды, неосторожные игры часто приводят к тому, что посторонние предметы – рыбные кости, фасоль, горох и даже монеты и камешки, с которыми играли дети, – попадают в дыхательные пути: в нос, в гортань, трахею. При попадании такого предмета в нос необходимо зажать вторую ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет. Если это не получается, надо обратиться к врачу, поскольку неумелыми действиями можно загнать постороннее тело еще дальше.

Попадание посторонних тел в гортань происходит при недостаточном закрытии гортани надгортанником . Это сопровождается сильными приступами кашля, благодаря которому происходит удаление посторонних частиц из гортани. Если кашель не помогает, можно несколько раз ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтобы голова опустилась как можно ниже. Маленьких детей просто поднимают за ноги. Если это не помогло, надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

Первая помощь при утоплении, удушении и заваливании землей

В каждом из этих случаев прекращается поступление наружного воздуха в легкие. Недостаточное поступление кислорода в головной мозг через 2-3 минуты может привести к смерти. Поэтому действовать надо четко и быстро.

После того как тонувшего извлекли из воды, прежде всего надо очистить его рот от грязи, удалить воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего перекидывают через колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или встряхивают. При остановке дыхания и сердечной деятельности не следует дожидаться удаления всей воды из органов дыхания, важнее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.


Удушение может произойти при сдавливании горла, при западании языка. Последнее часто случается при обмороках , когда человек внезапно на короткое время теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт или другие вещества с резким запахом. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.


Шумное затрудненное дыхание бывает также при отеке гортани , кожные покровы и слизистые при этом синеют. В этом случае на наружную поверхность шеи надо наложить холодный компресс, а ноги погрузить в таз с горячей водой. Больного надо как можно скорее доставить в лечебное учреждение.

Особенно тяжелые поражения органов дыхания бывают при завалах землей. При длительном сдавливании скелетных мышц в них накапливаются ядовитые соединения. Когда тело человека освобождают от сдавливания, эти вещества устремляются в кровоток и нарушают функции почек, сердца и печени.

После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления этих важных процессов можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин.

При заваливании землей или утоплении важно согреть пострадавшего. Для этого его растирают, закутывают в теплую одежду, дают чай, кофе и другие горячие напитки. Согревать пострадавшего грелками, бутылками с горячей водой нельзя, так как можно вызвать ожоги и нарушить нормальное распределение крови между органами.

Первая помощь при электротравмах

Поражение молнией и электротоком имеет много общего, а потому их объединяют одним понятием – электротравма . При поражении человека техническим электрическим током прежде всего надо обесточить провод. Сделать это не всегда легко: если человек схватился рукой за провод, оторвать его от провода практически невозможно, поскольку его мышцы парализованы. Легче выключить рубильник или просто откинуть провод от пострадавшего, конечно предварительно изолировав себя от действия тока (следует использовать резиновые перчатки и обувь, сухую деревянную палку).

Пострадавшего от молнии обесточивать не надо. К нему можно смело прикасаться. А вот последствия поражения во многом сходны. Они зависят от силы и направления тока, от того, под каким напряжением оказался человек, в каком состоянии находились его кожные покровы, одежда. Влага снижает сопротивление кожи, а потому поражение током оказывается более сильным.

В местах входа и выхода технического тока видны воронкообразные раны, напоминающие ожоговые повреждения. Ток поражает нервную систему, человек теряет сознание, перестает дышать. Сердце работает слабо, и не всегда удается прослушать пульс.

Если электротравма была сравнительно слабой и человек сам вышел из обморока, необходимо осмотреть внешние поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. В стационар пострадавшего доставляют тепло укрытым. Полезно дать обезболивающее, например анальгин, и соблюдать полный покой. Полезны также сердечные препараты: валерьянка, капли Зеленина.

При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. Тогда применяют искусственное дыхание , а при остановке сердца – его непрямой массаж .

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

В результате несчастных случаев (при утоплении, ударе молнии, сильном ожоге, отравлении, ранении) человек может потерять сознание. У него останавливается сердце, прекращается дыхание, наступает клиническая смерть . В отличие от биологической это состояние обратимое. Мероприятия, связанные с выводом человека из клинической смерти, называются реанимацией (букв.: оживление). Биологическая смерть наступает после гибели мозга.

Если в течение 5-7 мин восстановить работу сердца и легких, человек будет жить. Спасти его могут немедленные действия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца .

В первую очередь больного надо положить на спину на твердую поверхность, голову запрокинуть. Затем расстегнуть одежду, обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух (16 раз в 1 мин).

При оказании помощи тонувшему нужно предварительно освободить ротовую полость от ила и песка, а легкие и желудок от воды.


Если сердце не бьется, искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца – ритмическим надавливанием на грудину (60 раз в 1 мин). Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс.

Появление пульса – первый признак возобновления работы сердца. Искусственное дыхание, массаж сердца иногда приходится делать долго – 20-50 минут. Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в сознание и начинает дышать самостоятельно.

Первая помощь при отравлениях окисью углерода
Отравление наступает в результате вдыхания угарного газа, светильного газа, генераторного газа, продуктов горения, дыма в связи с образованием в крови карбоксигемоглобина и нарушением переноса кислорода кровью.

При лёгком отравлении кожа становится ярко-розовая, начинается головокружение. Появляется шум в ушах, общая слабость, тошнота, рвота, слабый пульс, обморок.

При тяжёлых отравлениях наблюдается неподвижность, судороги, нарушение зрения, дыхания и работы сердца, потеря сознания в течение часов и даже суток.

Первая помощь:

  • Вынести пострадавшего на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение.
  • Освободить его от одежды, стесняющей дыхание, создать покой, дать ему понюхать ватку с нашатырным спиртом.
  • Если прекратилось дыхание, нужно провести искусственное дыхание. При остановке сердца немедленно начать непрямой массаж сердца на месте происшествия.

При попадании инородных тел в дыхательные пути все усилия оказывающего помощь направляются на то, чтобы оно было вытолкнуто струей воздуха. Пытаться извлечь застрявший в носу или гортани предмет нельзя, так как можно затолкнуть его еще глубже.

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором – приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

Тема урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

Цель урока: познакомить учащихся с возможными нарушениями дыхания; разъяснить приемы первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность действий при методах реанимации и условия его применения.

Оборудование: мультимедийный проектор, куклы для оказания первой помощи, листы контроля.

Тип урока: урок практического применения знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент (1мин)

II. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Опрос.

1. Грипп 2. Бронхит 3. Бронхиальная астма 4. ОРЗ 5. Туберкулез 6. Рак легких

III. Изучение нового материала (15 мин)

1. Тема урока слайд 1

2. Цели урока слайд 2

Как вы думаете, что может привести к нарушению дыхания? Ответы учащихся

3. Причины нарушения дыхания слайд 3

4. ПМП

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха слайд 4,5

слайд 6,7,8,9

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких слайд 10

Нужно помнить! Слайд 11

  • Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании.
  • Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

III. Практическая работа (10 мин)

Работа в группах. слайд 12

Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Карточка №1.

У Пети перестал работать светильник, он решил его самостоятельно починить. При этом забыл отключить светильник из розетки. Он вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Петя потерял сознание. Пульс еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Карточка №2.

Маленькая Оля играла с конструктором. Вдруг внезапно девочка стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка №3.

Друг Олег ел вишни при этом, он рассказывал анекдот и хохотал. Внезапно он стал задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 4

Подростки пошли купаться на речку. Вдруг Вася исчез под водой. Его вытащили на берег, он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 5

Во время грозы в люду попала молния. Девочка упала без чувств.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

IV. Самоанализ работы в группах. (5 мин)

Выставление оценок.

Закрепление. (3 мин)

Рефлексия. что полезного сегодня на уроке получили?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание (1 мин): Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая помощь при поражении органов дыхания

Изучить приемы оказания первой помощи при поражении дыхания Выяснить причины нарушения проходимости дыхательных путей; Выяснить значение и приемы оказания первой доврачебной неотложной помощи; Познакомиться с техниками наружного массажа сердца и искусственного дыхания Цель урока: Задачи урока:

Причины нарушения дыхания Язык (в бессознательном состоянии) Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей Травма - нарушение анатомии, кровь и тд. Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье Инфекция - пленки при дифтерии, гнойники Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха Признаки: Пострадавший задыхается (судорожные дыхательные движения), не способен говорить, внезапно становится синюшным, может потерять сознание. Положи младенца на предплечье левой руки, ладонью правой руки хлопни 2-3 раза между лопатками. Переверни младенца вниз головой и подними его за ноги.

Обхвати пострадавшего сзади руками и сцепи их в "замок" чуть выше его пупка, под реберной дугой. С силой резко надави - сложенными в "замок" кистями - в надчревную область. Повтори серию надавливаний 3 раза. Беременным женщинам сдавливать нижние отделы грудной клетки. Если пострадавший без сознания, сядь сверху на бедра, обеими ладонями резко надави на реберные дуги. Повтори серию надавливаний 3 раза.

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы. Запрокинь голову пострадавшего.(Приподними подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника.) Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника! Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа "рот-устройство-рот", герметизируй полость рта, произведи два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.

Правила проведения закрытого (непрямого) массажа сердца Определи место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке. Определи точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси. Положи основание ладони на точку компрессии. Компрессии проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Компрессии выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела.

Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см, 100-110 надавливаний в 1 минуту. - детям грудного возраста массаж производят ладонными поверхностями второго и третьего пальцев; - подросткам - ладонью одной руки; - у взрослых упор делается на основании ладоней, большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Пальцы приподняты и не касаются грудной клетки

Чередуй два "вдоха" искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с 15 надавливаниями, независимо от количества человек, проводящих реанимацию. Контролируй пульс на сонной артерии, реакцию зрачков на свет (определение эффективности реанимационных мероприятий). Проводить закрытый массаж сердца нужно только на твердой поверхности!

первая помощь при поражении электрическим током Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами. Сбрось с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом (палка, пластик). Оттащи пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением. Определи наличие пульса на сонной артерии, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания. При отсутствии признаков жизни проведи сердечно-легочную реанимацию. Если пострадавший пришел в сознание, укрой и согрей его. Следи за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца

Нужно помнить! Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии дыхания. Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

Работа в группах. Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе Домашнее задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Материал сайта http://www.rg.ru/2010/12/25/pomosh.html


Тема: Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

Задачи: показать простейшие приемы самообследования дыхательной системы: измерение обхвата грудной клетки в состоянии выдоха и вдоха, измерение жизненной емкости легких и выносливости дыхательных мышц; разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике болезней легких и сердца, в том числе туберкулеза и рака легких; рассказать о приемах первой помощи утопавшему, получившему электротравму и другие повреждения органов дыхательной системы; ввести понятия о биологической и клинической смерти и методах реанимации путем искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка знаний

1. Индивидуальный опрос:

1) Объяснить, как регулируется дыхание нервным и гуморальным путем.

2) Рассказать о вреде курения и в том числе курения без затяжки и пассивного курения.

3) Перечислить меры первой помощи, если человек угорел или отравился бытовым газом.

III . Изучение нового материала

1. Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». (На уроке учитель показывает приемы выполнения измерений на одном из учеников, сама же работа выполняется дома по инструкции учебника на с. 184-185.)

2. Жизненная емкость легких и дыхательные объемы. (Рассказ учителя по таблице.)

3. Болезни дыхательной системы: грипп, ангина, ОРЗ. Роль флюорографии в диагностике туберкулеза и рака легких. (Беседа.)

4. Травмы, поражающие органы дыхания. Первая помощь (Заполнение таблицы):

а) утопающему;

б) при удушении и заваливании землей;

в) при электротравме молнией и техническим током.

утопление

ряд отличительных признаков, благодаря которым все же становится возможным распознать тонущего человека:

    голова расположена в заднем направлении, при этом рот остается открытым. Также голова может быть полностью прикрыта водой, а рот - располагаться у самой водной поверхности;

    глаза закрыты или скрыты под волосами;

    взгляд становится «стеклянным»;

    утопающим совершаются частые вдохи, что обуславливается желанием захватить побольше воздуха;

    безуспешные попытки плавания или изменения положения тела.

    Действия в воде

Оказание первой помощи пострадавшему начинается с вытаскивания его на сушу. Данный процесс является особенным, поскольку именно он определяет дальнейшее состояние утопленного. Итак, с целью безопасной доставки пострадавшего на берег необходимо:

    Приблизиться к утопающему сзади, после чего обхватить его безопасным для себя способом, чтобы тонущий был не способен вцепиться в одежду или за какие-либо части тела. Наиболее приемлемым и универсальным вариантом является » буксировка » пострадавшего за волосы. Безусловно, такой способ оправдан при достаточной длине волос. Таким образом можно быстро и беспрепятственно добраться до берега.

    Если тонущий все же успел вцепиться, необходимо нырнуть в воду вместе с ним. В водном пространстве пострадавший инстинктивно разожмет руки.

2. Действия на суше

После того, как утопающий успешным образом доставлен на берег, начинается второй этап оказания первой помощи, последовательность действий которого сводится к следующему:

    Верхние пути дыхания освобождаются от посторонних и инородных предметов и веществ, которые могут быть представлены тиной, зубными протезами, рвотными массами.

    Пострадавший кладётся животом на колено, при этом лицо должно быть опущено вниз. Таким образом избыточное количество жидкости стекает наружу.

    В ротовую полость пострадавшего засовывается два пальца, которыми надавливается на корень языка. Благодаря данным действиям провоцируется рвотный рефлекс, вместе с которым выводятся излишки воды, а также восстанавливается процесс дыхания. Далее появляется кашель.

    В случае отсутствия рвотного рефлекса пострадавший переворачивается на спину, и делается искусственный массаж сердца (показ видео).

Важно помнить, что при наличии асфиктического вида утопления реанимационные действия должны осуществляться незамедлительно, а стадия провоцирования рвоты - пропускаться.

3. Действия после оказания мер первой помощи

После успешного запуска процесса дыхания следует выполнить не менее важный ряд мероприятий, направленных на дальнейшее восстановление состояние пострадавшего:

при удушении и заваливании землей

Первая помощь при удушении оказывается аналогично. Ликвидируется причина, в результате которой сдавливаются воздухоносные пути и приступают к искусственному дыханию.

При отеке гортани отмечается шумное затрудненное дыхание, кожные покровы синеют. Необходимо положить холодный компресс на наружную поверхность шеи, ноги заболевшего спустить в горячую ванну. Если есть возможность, вводят подкожно 1 мл 1% раствора димедрола. Необходимо как можно быстрее доставить больного в лечебное учреждение.

Заваливание землей. Может сопровождаться тяжелыми повреждениями, разрывами мелких вен лица и шеи. Необходимо прежде всего восстановить проходимость дыхательных путей, очистить рот и глотку от земли и начать реанимационные мероприятия - искусственное дыхание, массаж сердца. Только после выведения из клинической смерти приступают к осмотру повреждений, наложению жгутов на конечности при их травме, введению обезболивающих средств. Во всех случаях при оказании помощи извлеченному из воды или из-под завала землей очень важно не допустить даже временного охлаждения. Для согревания можно использовать сухие растирания щетками, суконками, шерстяной перчаткой, применять камфорный спирт, уксус, водку, нашатырный спирт и др. раздражающие кожу средства. Согревать грелками или бутылками с теплой водой нельзя, так как это может вызвать нежелательные последствия (перераспределение крови, ожоги).

при электротравме молнией и техническим током.

Общие явления при электротравме. При повреждении нервных клеток наблюдаются потеря сознания, снижение температуры тела, остановка дыхания, глубокое угнетение сердечной деятельности, параличи. В результате тонического сокращения мускулатуры иногда трудно освободить пострадавшего от проводника электрического тока. Состояние пораженного в момент электротравмы может быть тяжелым, он похож на умершего: кожные покровы бледные, зрачки широкие, не реагирующие на свет, дыхание и пульс отсутствуют («мнимая смерть»). Только выслушивание тонов сердца позволяет установить признаки жизни у пораженного. Легкие поражения могут проявляться в виде обмороков, тяжелого нервного потрясения, головокружения, общей слабости.

Первая помощь при поражении техническим электрическим током. Одним из главных моментов при оказании первой помощи является немедленное прекращение действия электрического тока. Это достигается выключением тока (поворотом рубильника, выключателя, пробки, обрывом проводов), отведением электрических проводов от пострадавшего (сухой веревкой, палкой), заземлением или шунтированием проводов (соединить между собой два токоведущих провода). Прикосновение к пострадавшему незащищенными руками при не отключенном электрическом токе опасно. Отделив пострадавшего от проводов (рис.1.), необходимо тщательно осмотреть его. Местные повреждения следует обработать и закрыть повязкой, как при ожогах.

Рис.1. Отодвигание пострадавшего от источника электрического тока с помощью сухой палки.

При повреждениях, сопровождающихся легкими общими явлениями (обморок, кратковременная потеря сознания, головокружение, головная боль, боли в области сердца), первая помощь заключается в создании покоя и доставке больного в лечебное учреждение. Необходимо помнить, что общее состояние пострадавшего может резко и внезапно ухудшиться в ближайшие часы после травмы: возникают нарушения кровоснабжения мышцы сердца, явления вторичного шока и т.д. Подобные состояния иногда наблюдаются даже у пораженного с самыми легкими общими проявлениями (головная боль, общая слабость); поэтому все лица, получившие электротравму, подлежат госпитализации. В качестве первой помощи могут быть даны болеутоляющие (0,25 г амидопирина, 0,25 г анальгина), успокаивающие (микстура Бехтерева, настойка валерианы), сердечные средства (капли Зеленина и др.).

При тяжелых общих явлениях, сопровождающихся расстройством или остановкой дыхания, развитием состояния "мнимой смерти", единственно действенной мерой первой помощи является немедленное проведение искусственного дыхания, иногда в течение нескольких часов подряд. При работающем сердце искусственное дыхание быстро улучшает состояние больного, кожный покров приобретает естественную окраску, появляется пульс, начинает определяться артериальное давление. Наиболее эффективно искусственное дыхание рот в рот (16-20 вдохов в минуту).

После того как к пострадавшему вернется сознание, его необходимо напоить (вода, чай, компот, но не алкогольные напитки и кофе), тепло укрыть.

В случаях, когда неосторожный контакт с электропроводом произошел в труднодоступном месте - на вышке электропередачи, на столбе - необходимо начать оказание помощи с искусственного дыхания, а при остановке сердца - нанести 1-2 удара по грудине в область сердца и принять меры для скорейшего опускания пострадавшего на землю, где можно проводить эффективную реанимацию.

Первая помощь при остановке сердца должна быть начата как можно раньше, т. е. в первые 5 мин, когда еще продолжают жить клетки головного и спинного мозга. Помощь заключается в одновременном проведении искусственного дыхания и наружного массажа сердца. Массаж сердца и искусственное дыхание рекомендуется продолжать до полного восстановления их функций или появления явных признаков смерти. По возможности массаж сердца следует сочетать с введением сердечных средств.

Пострадавшего транспортируют в положении лежа. Во время транспортировки следует обеспечить внимательное наблюдение за таким больным, т.к. в любое время у него может произойти остановка дыхания или сердечной деятельности, и надо быть готовым в пути оказать быструю и эффективную помощь. При транспортировке в лечебное учреждение пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии или с не полностью восстановленным самостоятельным дыханием, прекращать искусственное дыхание нельзя.

Зарывать в землю пораженного молнией категорически запрещается! Закапывание в землю создает дополнительные неблагоприятные условия: ухудшает дыхание пострадавшего (если оно имелось), вызывает охлаждение, затрудняет кровообращение и, что особенно важно, затягивает время оказания действенной помощи.

Пострадавшие, у которых после удара молнией не наступила остановка сердца, имеют хорошие шансы на выживание. При одновременном поражении молнией нескольких человек, помощь необходимо оказывать вначале пострадавшим, находящимся в состоянии клинической смерти, а уж затем другим, у которых признаки жизни сохранились.

Профилактика поражения молнией: при сильной грозе отключить телевизор, радио, прекратить телефонные разговоры, закрыть окна. Нельзя находиться на открытой местности или укрываться под одиноко стоящими деревьями, стоять вблизи мачт, столбов .

Поражение молнией. При поражении молнией общие явления значительнее: паралич, глухота, немота и остановка дыхания. Первая помощь заключается в немедленном прекращении действия электрического тока. Это достигается поворотом рубильника, выключателя, пробки, обрывом проводов, отведением электрических проводов от пострадавшего (сухой веревкой, палкой), заземлением или шунтированием проводов (соединить между собой два токоведущих провода). Прикосновение к пострадавшему незащищенными руками при неотключенных проводах приводит к поражению самого спасателя. Освободив пострадавшего от проводов, необходимо тщательно осмотреть его. Местные повреждения обрабатывают и закрывают повязкой, как при ожогах. При повреждениях, сопровождающихся легкими общими явлениями (обморок, кратковременная потеря сознания, головокружение, головная боль, боли в области сердца), первая помощь заключается в создании покоя и доставке больного в лечебное учреждение. Общее состояние пострадавшего может резко и внезапно ухудшиться в ближайшие часы после травмы, возникают нарушения кровоснабжения мышцы сердца (стенокардия и инфаркт миокарда), явления вторичного шока. Это иногда наблюдается даже у пораженного с легкими общими проявлениями (головная боль, общая слабость). В связи с этим все лица с электротравмой подлежат госпитализации.

В качестве первой помощи можно дать болеутоляющие (амидопирин 0,25 г, анальгин 0,25 г), успокаивающие (микстура Бехтерева, настойка валерианы, мепротан 0,2-0,4 г), сердечные средства (капли Зеленина). В стационар больного доставляют в положении лежа и тепло укрытым. Во время транспортировки наблюдение за больными осуществляется особенно внимательно, так как в любое время у них может произойти остановка дыхания или сердечной деятельности. При тяжелых общих явлениях, сопровождающихся остановкой дыхания, развитием «мнимой смерти», первой помощью является немедленное проведение искусственного дыхания в течение нескольких часов подряд. При работающем сердце искусственное дыхание улучшает состояние больного, кожные покровы приобретают естественную окраску, появляется пульс, начинает определяться артериальное давление. Наиболее эффективно искусственное дыхание по принципу рот в рот (16-20 вдохов в минуту). Искусственное дыхание рот в рот удобнее проводить при помощи трубки или специального воздуховода. По возможности искусственное дыхание нужно сочетать с введением сердечных средств (2-4 мл кордиамина внутримышечно или внутривенно, 1 мл 10 % раствора кофеина, 1 мл 5 % раствора эфедрина). После того как к пострадавшему вернется сознание, его необходимо обильно напоить (вода, чай, компот), тепло укрыть. Не следует давать алкогольные напитки и кофе. При транспортировке в лечебное учреждение пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии, нельзя прекращать искусственное дыхание, оно должно проводиться систематически, настойчиво и непрерывно в течение многих часов. Первая помощь при остановке сердца должна быть начата как можно раньше, в первые 5 мин, когда еще продолжают жить клетки головного и спинного мозга. Помощь заключается в одновременном проведении искусственного дыхания и наружного массажа сердца с частотой 50-70 в минуту. Об эффективности массажа судят по появлению пульса на общих сонных артериях. При сочетании искусственного дыхания и массажа сердца на каждое вдувание воздуха в легкие необходимо делать 5-6 надавливаний на область сердца, в основном в период выдоха. Массаж сердца и искусственное дыхание рекомендуют продолжать до полного восстановления сердечной деятельности и дыхания или появления явных признаков смерти. По возможности массаж сердца следует сочетать с введением сердечных средств (растворы кордиамина и адреналина - по 1 - 2 мл, кофеина - по 1 мл и др.). Зарывать в землю пораженного молнией категорически запрещается. Это создает дополнительные неблагоприятные условия: ухудшает дыхание пострадавшего, вызывает охлаждение, затрудняет кровообращение и, что особенно важно, затягивает время оказания действенной помощи.



Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

Искусственное дыхание «рот-в-рот»

Спасите пострадавшего, уберите от него ток, если он им поражён, вытащите из воды при утоплении, обеспечьте его безопасность.
Положите пострадавшего на спину. Откройте ему рот, следите, чтобы язык не закрывал гортань.
Одной рукой удерживайте голову и шею пострадавшего, другой зажмите его нос. Глубоко вдохните и, плотно прижавшись ртом ко рту, сделайте выдох.
Первые 5-10 выдохов делайте быстро (за 20-30 с) , следующие - со скоростью 12-15 выдохов в минуту.
Следите за движением грудной клетки пострадавшего: если после вашего выдоха в рот или нос его грудная клетка поднялась, значит, дыхательные пути проходимы и искусственное дыхание вы делаете правильно.
Если нет пульса, параллельно с искусственным дыханием необходимо делать массаж сердца.

Техника непрямого массажа сердца

Кровообращение можно восстановить, нажимая на грудную клетку. При этом сердце сдавливается между грудиной и позвоночником, а кровь выталкивается из сердца в сосуды. Ритмичные нажатия имитируют сердечные сокращения и восстанавливают кровоток. Этот массаж называется непрямым, потому что спасатель воздействует на сердце через грудную клетку.

Пострадавшего укладывают на спину, обязательно на жёсткую поверхность. Если он лежит на кровати, его следует переложить на пол.

Одежду на груди больного расстегивают, освобождая грудную клетку. Спасатель стоит (в полный рост или на коленях) сбоку от пострадавшего. Одну ладонь он кладет на нижнюю половину грудины больного так, чтобы пальцы были ей перпендикулярны. Поверх помещают другую руку. Приподнятые пальцы не касаются тела. Прямые руки спасателя располагаются перпендикулярно грудной клетке пострадавшего. Массаж производят быстрыми толчками, тяжестью всего тела, не сгибая руки в локтях. Грудина больного при этом должна прогибаться на 4-5 см.
Схема действий
Уложите пострадавшего лицом вверх на жёсткую поверхность.
Запрокиньте его голову назад.
Сделайте больному 2 вдоха по методу «изо рта в рот» или «изо рта в нос» .
Проверьте пульс на сонной артерии. Если его нет, продолжайте реанимацию.
Начните непрямой массаж сердца: сделайте 30 нажатий на грудину подряд с интервалом в 1 секунду.
Ещё 2 вдоха искусственного дыхания. Сделайте 4 таких цикла (по 30 нажатий и 2 вдоха) .
После этого вновь проверьте пульс на сонной артерии. Если его нет, реанимация продолжается. Повторите 5 циклов по 30 нажатий и 2 вдоха. Продолжайте СЛР до прибытия скорой помощи или появления признаков биологической смерти.

Схема действий двух спасателей.

Уложите пострадавшего спиной на жёсткую поверхность.
Запрокиньте голову назад.
Встаньте сбоку от больного: первый спасатель - у изголовья (он дышит за больного) , второй - напротив груди (он массирует сердце) .
Первый спасатель делает 2 вдоха искусственного дыхания.
Второй спасатель проверяет пульс на сонной артерии. Если его нет, реанимация продолжается.
Второй спасатель пять раз подряд с интервалом в 1 секунду нажимает на грудную клетку, массируя сердце больного.
После этого первый спасатель делает пострадавшему 1 вдох.
Так по очереди спасатели проводят 10 циклов - каждый цикл включает по 5 нажатий и 1 вдоху.
Затем проверяют пульс на сонной артерии. Если его нет, реанимацию продолжают: повторяют 10 циклов по 5 нажатий и 1 вдоху .

Вопросы:

1) Почему при остановке дыхания пульс надо прощупывать не на лучевой, а на сонной артерии? (Она снабжает кровью головной мозг.)

2) Что происходит при вдувании воздуха в легкие? (Расширяется грудная клетка, воздух попадает в легкие пострадавшего, небольшая примесь углекислого газа гуморально стимулирует дыхательный центр. Создание отрицательного давления в грудной полости содействует поступлению крови из вен в сердце.)

3) Почему нельзя при вдувании воздуха в легкие массировать сердце? (В этом случае сдавливание грудной клетки сделает невозможным поступление воздуха в легкие.)

4) Что происходит во время массажа сердца, толчкообразного сдавливания грудной клетки? (Кровь, содержащаяся в желудочках сердца, поступает в аорту и легочную артерию. Кроме того, выходят наружу газы из легких, что содействует искусственному выдоху.)

IV . Закрепление знаний

Ответы на вопросы учебника на с. 191. (ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДИ)

V . Задание на дом

Изучить § 29. Повторить тему, самостоятельно разобрав «Основные положения главы 7». Подготовиться к контрольному тестированию.

Выполнить лабораторную работу. Измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое (спокойный выдох). (См. инструкцию к лабораторной работе на с. 184- 185 учебника.)

Измерить время максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе и глубоком выдохе. Данные свести в следующую таблицу.

Результаты самообследования дыхательной системы

Воз-раст

Рост, см

Масса, кг

Задержка дыхания, с

Окружность грудной клетки, см

Экскурсия грудной клетки

на вдохе

на выдохе

в покое

на вдохе

на выдохе

Усредненные показатели дыхательной системы.

Пол

Возраст, лет

Рост, см

Масса, кг

Задержка, дыхания с

Окружность грудной клетки в покое, см

на вдохе

на выдохе

Мальчики

166,7

56,3

16-55

12-13

80,7

Девочки

161,9

54,6

16-55

12-13

78,7

Мужчины и женщины

20 и старше

40-60

20-30



Похожие статьи