Онуфрий великий, преподобный. Преподобный онуфрий великий Долгие годы отшельничества Онуфрия Великого

07.04.2024

Житие преподобного Онуфрия Великого, жившего в IV веке, написано его современником - монахом одного из Фиваидских монастырей, преподобным Пафнутием, посетившим святого и похоронившем его, в чем ему помогли два льва из пустыни. Сохранились предания, что святой Онуфрий уже с рождения творил чудеса, не сгорев в огне, и что его отец, персидский царь, вразумленный Ангелом, отнес новорожденного сына в пустынный монастырь, где Онуфрия до трехлетнего возраста выкармливала лань.

Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему кусок хлеба. Святой Онуфрий после этого шел к иконе Пресвятой Богородицы с Превечным Богомладенцем на руках и в ангельской простоте делился с Ним хлебом, говоря: “Ты такой же Младенец, как и я, но ключарь не дает Тебе хлеба, поэтому возьми и ешь”. Младенец Иисус протягивал ручки и брал у святого хлеб. Однажды ключарь заметил это чудо и сказал о нем игумену. Игумен велел ничего не давать Онуфрию, а послать его за хлебом к Иисусу. Святой, повинуясь словам ключаря, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: “Ключарь не дал мне хлеба, а послал за ним к Тебе. Дай мне хоть кусочек, а то я проголодался”. Иисус Христос дал ему чудесный хлеб, притом столь большой, что Онуфрий едва донес его игумену. Весь монастырь прославил Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрии.

Рассказывают также, что, прежде своего удаления во внутреннюю пустыню, святой Онуфрий провел какое-то время в Иерусалиме, живя на “земле горшечника”, купленной ценой крови Спасителя, и вымолил это место. Сейчас здесь находится монастырь Святого Онуфрия.

Рассказ преподобного Пафнутия об Онуфрии Великом и других пустынниках

Однажды, когда я пребывал в безмолвии в монастыре своем, пришло ко мне желание пойти во внутреннюю пустыню, чтобы видеть, есть ли там инок, более меня работающий Господу. (Внутренняя или Скитская пустыня лежала на несколько суток пути далее пустыни общежительных монастырей. Эта была дикая песчаная пустыня, где только изредка встречались ключи с водой; сюда не было и проторенной дороги, так что путь направляли по течению звезд.)

Встав, я взял с собой немного хлеба и воды и отправился в путь. Я вышел из монастыря своего, никому ничего не сказав, и шел четыре дня, не вкушая ни хлеба, ни воды, и дошел до некоторой пещеры, закрытой со всех сторон и имевшей только одно небольшое оконце. Я простоял у окна в продолжение часа, надеясь, что, по обычаю иноческому, ко мне кто-либо выйдет из пещеры и преподаст мне приветствие о Христе; но так как мне никто ничего не говорил и не открывал дверей, то я сам их открыл, вошел и высказал благословение. В пещере я увидел некоего старца, сидевшего и как бы спящего. Я снова высказал ему благословение и прикоснулся к его плечу, намереваясь его разбудить, но тело его было, как прах земной. Осязав его руками, я убедился, что он умер уже много лет тому назад. Увидав одежду, висевшую на стене, я прикоснулся к ней - и была она, как прах в руке моей. Тогда я снял с себя свою мантию и покрыл ею тело умершего, затем, выкопав руками яму в песчаной земле, похоронил тело подвижника с обычным псалмопением, молитвой и слезами. Потом, вкусив немного хлеба и испив воды, я подкрепил свои силы и переночевал при могиле того старца.

На следующий день утром, сотворив молитву, я отправился в дальнейший путь к внутренним пустыням. Идя в течение нескольких дней, я натолкнулся на другую пещеру. Услыхав около нее человеческие крики, я подумал, что в той пещере, вероятно, жил кто-нибудь, и постучал в дверь. Не получив ответа, я вошел внутрь пещеры и, не найдя здесь никого, вышел наружу, помышляя про себя, что здесь, вероятно, живет один из рабов Божиих, ушедший в это время в пустыню. Я решил ждать его на этом месте и пробыл в ожидании весь день, все время воспевая псалмы Давидовы. То место показалось мне очень красивым: здесь росла финиковая пальма с плодами, протекал небольшой источник воды. Я весьма дивился красоте места того и желал сам здесь жить, если бы это было для меня возможно.

Когда день начал уже склоняться к вечеру, я увидел стадо буйволов, шедших по направлению ко мне; увидал также и раба Божия, шедшего среди животных (то был Тимофей пустынник; память в этот же день ). Когда стадо приблизилось ко мне, то я увидел мужа без одежды, прикрывавшего наготу тела своего лишь одними волосами. Подойдя к тому месту, на котором я стоял, и посмотрев на меня, человек тот принял меня за духа и привидение, и стал на молитву, ибо многие нечистые духи искушали его привидениями на месте том, как он сам рассказал мне потом об этом. Я же сказал ему: “Чего ты устрашился, раб Иисуса Христа, Бога нашего? Посмотри на меня и на следы от ног моих, и знай, что я такой же человек, как и ты; удостоверься осязанием, что я - плоть и кровь”. Убедившись, что я действительно человек, он утешился и, возблагодарив Бога, сказал: “Аминь”.

Потом подошел ко мне, облобызал, ввел в свою пещеру и предложил для вкушения финиковые плоды; подал и чистой воды из источника, и сам вкусил ради меня; потом же спросил: “Каким образом ты пришел сюда, брат?” Я отвечал: “Желая видеть рабов Христовых, подвизающихся в сей пустыни, я вышел из монастыря моего и пришел сюда; и Бог сподобил меня видеть твою святость”. Потом я спросил: “Как ты, отче, пришел сюда? Сколько лет подвизаешься в этой пустыне, чем питаешься и почему ходишь нагим и ничем не одеваешься?”

Тогда он поведал мне о себе следующее: “Сначала я жил в одной из фиваидских киновий, проводя жизнь иноческую и усердно служа Богу. Я занимался тканьем. Но во мне явился помысл: выйди из киновий и живи один, трудись, подвизаясь, дабы воспринять от Бога большую мзду, ибо ты можешь от плода рук своих не только сам питаться, но и нищих питать и давать покой странствующим братиям. Вняв с любовью своему помыслу, я ушел из братства, построил себе келию близ города и упражнялся в своем рукоделии; для меня было всего достаточно, ибо трудами рук своих я собирал все необходимое для себя; ко мне приходили многие, требовавшие изделий рук моих и приносили все необходимое; я давал приют странникам, избыточествующее же раздавал нищим и нуждающимся. Но моему житью позавидовал враг спасения нашего, диавол, всегда со всеми воюющий; желая погубить все труды мои, он внушил некоей женщине прийти ко мне ради моего рукоделия и просить меня приготовить полотно; приготовив, я отдал его ей. Потом она попросила меня приготовить ей еще полотна; и случилась между нами беседа, явилось дерзновение; зачав грех, мы родили беззаконие; и пребывал я с ней в течение шести месяцев, греша все время. Но, наконец, помыслил про себя, что ныне или завтра меня постигнет смерть и я буду мучиться вечно. И сказал себе: “Увы мне, душа моя! Лучше тебе бежать отсюда, дабы спастись от греха и вместе с тем от муки вечной!” Поэтому, оставив все, я тайно убежал оттуда и пришел в эту пустыню. Дойдя до места сего, я нашел эту пещеру, источник и финиковую пальму, имевшую двенадцать ветвей; каждый месяц одна из ветвей рождает такое количество плодов, которого вполне хватает для пропитания моего в продолжение тридцати дней. Когда же оканчивается месяц и вместе с тем плоды на одной ветви, тогда созревает другая ветвь. Так, благодатью Божиею, я питаюсь и ничего другого не имею в своей пещере. И одежды мои, от долгого времени придя в ветхость, уничтожились, по истечении многих лет (ибо я уже 30 лет подвизаюсь в пустыне этой) выросли на мне волосы, как ты видишь; они заменяют для меня одежду, прикрывая наготу мою”.

Выслушав все это от подвижника (повествует Пафнутий), я спросил его: “Отче! Вначале твоих подвигов на этом месте, испытывал ли ты какие препятствия или нет?” Он отвечал мне: “Я претерпел бесчисленные нападения бесов. Много раз они вступали в борьбу со мной, но не могли одолеть, ибо мне помогала благодать Божия; я противился им знамением крестным и молитвой. Кроме вражьих нападений, моим подвигам препятствовала еще болезнь телесная; ибо я так страдал желудком, что падал на землю от сильной боли; я не мог творить своих обычных молитв, но, лежа в пещере своей и валяясь по земле, с большими усилиями совершал пение и совершенно не имел сил выйти из пещеры. Я молился Богу милосердному, чтобы Он дал мне прощение грехов ради болезни моей. Однажды, когда я сидел на земле и тяжко страдал желудком, я увидал честного мужа, стоявшего предо мной и сказавшего мне: “Чем ты страдаешь?” Я же едва мог ответить ему: “Я страдаю, господин, желудком”. Он сказал мне: “Покажи мне, где болит”. Я показал ему. Тогда он простер руку и положил ладонь на больное место, - я тотчас выздоровел. Он же сказал мне: “Вот ты теперь здоров, не греши же, чтобы тебе не было хуже, но работай Господу и Богу твоему отныне и до века”. С того времени я не болею, по милости Бога, славя и хваля милосердие Его”.

В такой беседе (говорит Пафнутий) я провел с тем преподобным отцом почти всю ночь: утром же встал на обычную молитву. Когда наступил день, я начал усердно просить того преподобного отца позволить мне жить или близ него, или где-либо отдельно поблизости от него. Он же сказал мне: “Ты, брат, не вынесешь здесь демонских напастей”. По этой причине он и не позволял мне остаться при нем. Я просил его также сказать мне свое имя. И сказал он: “Имя мое Тимофей. Поминай меня, брат возлюбленный, и моли обо мне Христа Бога, да явит Он мне до конца милосердие Свое, которого сподобляет меня”.

Я, говорит Пафнутий, припал к ногам его, прося его помолиться обо мне. Он же сказал: “Владыка наш Иисус Христос, да благословит тебя, да сохранит тебя от всякого искушения вражеского и да наставит тебя на путь правый, дабы ты беспрепятственно достиг святости”. Благословив, преподобный Тимофей отпустил меня с миром. Я взял из рук его себе в путь финиковые плоды, почерпнул воды из источника в свой сосуд, потом, поклонившись святому старцу, ушел от него, прославляя и благодаря Бога.

На возвратном пути оттуда спустя несколько дней я пришел в пустынный монастырь и остановился в нем, дабы отдохнуть и пробыть некоторое время. Со скорбью я помышлял в себе: какова жизнь моя? каковы подвиги мои? Моя жизнь не могла быть названа даже тенью сравнительно с житием и подвигами этого великого угодника Божия, которого я сейчас видел. Я пробыл немало дней в таковых размышлениях, желая подражать в богоугождении тому праведному мужу. По милосердию Божию, подвигшему меня позаботиться о душе своей, я не обленился снова идти во внутреннюю пустыню непроходимым путем - той дорогой, где жил варварский народ, называемый мазиками. Я хотел узнать, есть ли еще другой такой пустынник, служивший Господу. Я очень хотел найти его, для пользы души своей.

Отправляясь в путь, я взял с собой немного хлеба и воды, которых хватило на непродолжительное время. Когда же хлеб и вода закончились, я восскорбел, ибо не имел пищи, однако крепился и шел еще четыре дня и четыре ночи без пищи и пития, так что весьма изнемог телом. Упав на землю, я стал ожидать смерти. Тогда я увидел святоподобного, прекрасного и пресветлого мужа, подошедшего ко мне, - возложив свою руку на уста мои, он стал невидим. Тотчас я ощутил в себе такую крепость сил, что мне не хотелось ни есть, ни пить. Встав, я снова пошел во внутреннюю пустыню и прошел еще четыре дня и четыре ночи без пищи и пития; но вскоре опять стал изнемогать от голода и жажды. Воздев руки к небу, я помолился Господу и снова увидел того же мужа, который подошел ко мне, коснулся рукой своей уст моих и стал невидим. От сего я получил новую силу и отправился в путь.

На 17-й день своего путешествия я подошел к некоей высокой горе. Утрудившись от пути, я сел у ее подножия, дабы немного отдохнуть. В это время я увидел мужа, приближавшегося ко мне и очень страшного на вид: он весь был покрыт волосами, как зверь, при этом волосы его были белы как снег, ибо он от старости поседел. Волосы его головы и бороды были очень длинны,- доходили даже до земли и покрывали все тело, как некая одежда; бедра же его были опоясаны листьями пустынных растений. Когда я увидал сего мужа, приближавшегося ко мне, то пришел в страх и побежал на скалу, находившуюся наверху горы.

Он же, дойдя до подножия горы, сел в тень, намереваясь отдохнуть, ибо весьма утрудился от зноя, а также и от старости. Посмотрев на гору, он увидел меня и, обратившись ко мне, сказал: “Подойди ко мне, человек Божий! Я такой же человек, как и ты; я живу в пустыне сей, подвизаясь Бога ради”. Я (говорит Пафнутий), услыхав это, поспешил к нему и пал к ногам его. Он же сказал мне: “Поднимись, сын мой! Ведь и ты раб Божий и друг святых Его; имя же твое Пафнутий”.

Я встал. Тогда он приказал мне сесть, и я сел с радостью близ него. Я начал его усердно просить сказать мне свое имя и описать мне свою жизнь: как он подвизается в пустыне и как много времени живет здесь. Уступая моим неотступным просьбам, он начал свое повествование о себе так:

Имя мое Онуфрий; я живу в этой пустыне 60 лет, скитаясь по горам. Доселе я не видал ни одного человека, ныне вижу лишь тебя одного. Раньше я жил в одном честном монастыре, называвшемся Эрити и находившемся близ города Гермополя, что в Фиваидской области. В монастыре том проживает сто братий; все они живут в полном единодушии друг с другом, проводя общую согласную жизнь в любви о Господе нашем Иисусе Христе. У них общая пища и одежда; они проводят безмолвную постническую жизнь в мире, славя милость Господню. Во дни своего детства я как новоначальный был наставляем там святыми отцами усердной вере и любви к Господу, а также поучался и уставам иноческого жития. Я слышал, как они беседовали о святом пророке Божием Илии, как он, укрепляемый Богом, жил, постясь, в пустыне; слышал также и о святом Предтече Господни Иоанне относительно его жизни в пустыне до дня явления своего Израилю. Слышав все это, я спросил святых отцов: “Что же, значит, те, кто подвизаются в пустыне, больше вас в очах Божиих?” Они же отвечали мне: “Да, чадо, они больше нас; ибо мы видим ежедневно друг друга, совершаем соборно церковное пение с радостью; если захотим есть, то имеем уже готовый хлеб, точно также, если захотим пить, имеем готовую воду; если случится кому-либо из нас заболеть, то таковой получает утешение от братии, ибо мы живем сообща, друг другу помогаем и служим ради любви Божией; живущие же в пустыне лишены всего этого. Если с кем-либо из пустынножителей случится какая-либо неприятность, кто его утешит в болезни, кто ему поможет и послужит если на него нападает сила сатанинская, где он найдет человека, который ободрит его ум и преподаст ему наставление, так как он один? Там, чадо, несравненно больший труд, нежели у нас, живущих сообща; предпринимающие пустынную жизнь начинают служить Богу с большим усердием, налагают на себя более строгий пост, подвергают себя голоду, жажде, зною полуденному; великодушно претерпевают холод ночной, крепко сопротивляются козням, наносимым невидимым врагом, всячески стараются победить его, с усердием стараются пройти тесный и прискорбный путь, ведущий во Царствие Небесное. По этой причине Бог посылает к ним святых Ангелов, которые приносят им пищу, изводят воду из камня и укрепляют их. Если же кто из них и не сподобляется лицезрения ангельского, то во всяком случае не лишается невидимого присутствия Ангелов Божиих, которые охраняют такого пустынника во всех путях его, защищают от наветов вражьих, способствуют такому в добрых делах его и приносят Богу молитвы пустынника. Если с кем-либо из пустынников случается какая-либо нечаянная напасть вражья, то он воздевает руки свои к Богу, и тотчас ниспосылается ему помощь свыше и отгоняются все напасти ради чистоты его сердечной. Все это я, смиренный Онуфрий, слышал в своем монастыре от святых отцов, и от слов сих усладилось сердце мое и во мне явилось непреодолимое желание идти в пустыню.

Встав ночью и взяв немного хлеба, так что его едва хватило бы на четыре дня, я вышел из монастыря, возложив все надежды свои на Бога, и пошел дорогой, ведущей к горе, намереваясь идти отсюда в пустыню. Лишь только я начал входить в пустыню, как увидал перед собой ярко сиявший луч света. Испугавшись, я остановился и начал уже помышлять о возвращении в монастырь. Между тем луч света приближался ко мне, и я слышал из него голос, говоривший: “Не бойся! Я Ангел, ходящий с тобой от дня рождения твоего, ибо я приставлен к тебе Богом, дабы хранить тебя; мне было повеление от Господа вести тебя в пустыню. Будь совершен и смирен сердцем перед Господом, с радостью служи Ему, я же не отступлю от тебя до тех пор, пока Создатель не повелит мне взять душу твою”.

Сказав это из светлого луча, Ангел пошел впереди меня, я же с радостью последовал за ним. Пройдя около шести или семи миллиарий, я увидал довольно просторную пещеру; в это время луч света ангельского исчез из глаз моих. Подойдя к пещере, я пожелал узнать, нет ли там какого человека. Приблизившись к дверям, я, по обычаю иноческому, воззвал: “Благослови!” И увидел я старца, видом честного и благообразного; на лице и во взгляде его сияла благодать Божия и духовная радость. Увидав сего старца, я пал к ногам его и поклонился ему. Он же, подняв меня рукой своей, поцеловал и сказал: “Ты ли это, брат Онуфрий, споспешник мой о Господе? Войди, чадо, в мое жилище. Бог да будет Помощником твоим; пребывай в звании своем, совершая добрые дела в страхе Божием”.

Войдя в пещеру, я сел и пробыл с ним немало дней; я старался научиться от него его добродетелям, в чем и успел, ибо он научил меня уставу жития пустыннического. Когда же старец, увидел, что дух мой уже был просвещен настолько, что я понимал, каковы должны быть дела, угодные Господу Иисусу Христу; увидав также, что я укрепился к бесстрашной борьбе с тайными врагами и страшилищами, которые имеет пустыня, старец сказал мне: “Поднимись, чадо; я поведу тебя в другую пещеру, находящуюся во внутренней пустыне, живи в ней один и подвизайся о Господе; ибо для сего Господь и послал тебя сюда, чтобы ты был насельником пустыни внутренней”.

Сказав так, он взял меня и повел в самую внутреннюю пустыню. Шли же мы четыре дня и четыре ночи. Наконец, на пятый день нашли небольшую пещеру. Тот святой муж тогда сказал мне: “Вот то место, которое уготовано Богом для твоих подвигов”. И пробыл старец со мной 30 дней, поучая меня доброделанию; потом, поручив меня Богу, пошел обратно к месту своих подвигов. С тех пор он приходил ко мне один раз в год и навещал меня ежегодно, до преставления своего Господу. В последний год он преставился ко Господу, быв у меня по обычаю своему; я же плакал весьма много и похоронил тело его близ моего жилища.

Потом я, смиренный Пафнутий, спросил его: “Отче честный! Многие ли труды предпринял ты в начале твоего прибытия в пустыню?”

Блаженный старец отвечал мне:

Имей мне веру, возлюбленный брат мой, что я предпринял столь тяжелые труды, что уже много раз отчаивался в жизни своей, считая себя близким к смерти, ибо я изнемогал от голода и жажды; с самого начала прибытия в пустыню я не имел ничего из пищи и питья, случайно разве только я находил пустынное зелье, которое и было мне пищей; жажду же мою прохлаждала только роса небесная; жар солнечный жег меня днем, ночью же я мерз от холода: тело мое покрывалось каплями дождевыми от росы небесной; чего другого я не претерпел, каких трудов и подвигов не предпринял в этой непроходимой пустыне? Пересказать о всех трудах и подвигах невозможно, да и неудобно оповещать то, что человек должен творить наедине ради любви Божией. Благий же Бог, видя, что я всего себя посвятил постническим подвигам, обрекши себя на голод и жажду, приказал Ангелу своему заботиться обо мне и приносить мне ежедневно немного хлеба и воды для укрепления тела моего. Так был питаем я Ангелом в продолжение 30-ти лет. По истечении же их, Бог дал мне более обильное питание, ибо близ пещеры моей я нашел финиковую пальму, имевшую 12 ветвей; каждая ветвь отдельно от других приносила плоды свои, - одна в один месяц, другая в другой, до тех пор, пока не оканчивались все 12 месяцев. Кроме того, по повелению Божию, потек близ меня и источник живой воды. И вот уже другие 30 лет я подвизаюсь с таким богатством, иногда получая хлеб от Ангела, иногда же вкушая финиковые плоды с кореньями пустынными, которые, по устроению Божию, кажутся мне более сладкими, нежели мед; воду же я пью из сего источника, благодаря Бога; а более всего я питаюсь и напояюсь в сладость словами Божиими, как и написано: не хлебом одним будет жить человек, но всякий словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4).

Когда Онуфрий говорил все это, я (повествует Пафнутий) весьма дивился чудному житью его. Потом снова спросил его: “Отче, каким образом ты причащаешься пречистых Христовых Тайн в субботу и в день воскресный?”

Он отвечал мне: “Ко мне приходит Ангел Господень, который и приносит с собой пречистые Тайны Христовы и причащает меня. И не ко мне только одному приходит Ангел с причастием божественным, но и к прочим подвижникам пустынным, живущим ради Бога в пустыне и не видящим лица человеческого; причащая, он наполняет сердца их неизреченным веселием. Если же кто-либо из сих пустынников пожелает видеть человека, то Ангел берет его и поднимает к небесам, дабы он видел святых и возвеселился, и просвещается душа такого пустынника, как свет, и радуется духом, сподобившись видеть блага небесные; и забывает тогда пустынник о всех трудах своих, предпринятых в пустыне. Когда же подвижник возвращается на свое место, то начинает еще усерднее служить Господу, надеясь получить на небесах то, что он сподобился видеть”.

Обо всем этом беседовал со мной Онуфрий (говорит Пафнутий) у подножия той горы, где мы встретились. Я же преисполнился великой радости от такой беседы с преподобным и также забыл все труды путешествия своего, сопряженные с голодом и жаждой. Укрепившись духом и телом, я сказал: “Блажен человек, сподобившийся видеть тебя, святой отче, и слышать прекрасные и сладчайшие слова твои!” Он же сказал мне: “Встанем же, брат, и пойдем к жилищу моему”. И поднявшись, мы пошли.

Я (говорит Пафнутий) не переставал дивиться благодати преподобного старца; пройдя два или три миллиария, мы подошли к честной пещере святого. Вблизи нее росла довольно большая финиковая пальма и протекал небольшой источник живой воды. Остановившись около пещеры, преподобный помолился. Окончив молитву сказал: “Аминь”. Потом сел, предложил также и мне сесть рядом с собой. И беседовали мы, поведав друг другу о милостях Божиих. Когда день начал склоняться к вечеру и солнце обращалось уже на запад, я увидел чистый хлеб, лежавший между нами, и приготовленную воду. И сказал мне тот блаженный муж: “Брат, вкуси хлеба, лежащего перед тобой, и испей воды, дабы укрепиться; ибо я вижу, что ты изнемог от голода и жажды и от трудов путешествия”. Я отвечал ему: “Жив Господь мой! Я не буду есть и пить один, но только вместе с тобой”. Старец же не соглашался вкусить; я долго упрашивал его и едва мог упросить исполнить мою просьбу; простерши руки, мы взяли хлеб, преломили его и вкусили; мы насытились, остался даже излишек хлеба; потом мы испили воды и возблагодарили Бога; и пробыли всю ту ночь в молитве к Богу.

Когда наступил день, я заметил, что лицо преподобного после утреннего пения молитвенного изменилось, и весьма убоялся сего. Он же, уразумев это, сказал мне: “Не бойся, брат Пафнутий, ибо Бог, милосердый ко всем, послал тебя ко мне, дабы ты предал погребению тело мое; в сегодняшний день я окончу временную жизнь мою и отойду к жизни бесконечной в покое вечном ко Христу моему”. Был же тогда 12-й день месяца июня; и завещал преподобный Онуфрий мне, Пафнутию, сказав: “Возлюбленный брат! Когда возвратишься в Египет, напомни обо мне всем братиям и всем христианам”. Я же (говорит Пафнутий), сказал ему: “Отче! После твоего исхода я желал бы пребывать здесь на твоем месте”. Но преподобный сказал мне: “Чадо! Ты послан Богом в пустыню эту не для того, чтобы в ней подвизаться, но для того, чтобы видеть рабов Божиих, возвратиться обратно и поведать о добродетельной жизни пустынников братиям, ради душевной пользы их и во славу Христа Бога нашего. Иди же, чадо, в Египет, в свой монастырь, а также и к другим монастырям и поведай обо всем, что ты видел и слышал в пустыне; поведай также и о том, что ты еще увидишь и услышишь; сам же подвизайся в добрых делах, служа Господу”.

Когда преподобный сказал это, я пал к ногам его со словами: “Благослови меня, честнейший отче, и помолись обо мне, дабы я снискал милость перед Богом: помолись обо мне, чтобы Спаситель мой сподобил меня видеть тебя в будущем веке, подобно тому как сподобил видеть тебя в сей жизни”. Преподобный же Онуфрий, подняв меня от земли, сказал: “Чадо Пафнутий! Да не будет пренебрежено прошение твое Богом, но да исполнит его Бог; да благословит тебя Бог и да утвердит в любви Своей и просветит умные очи твои к боговидению; да избавит тебя от всякого несчастия и сетей сопротивника и да продолжит начатое тобой доброе дело; да сохранят тебя Ангелы Его на всех путях твоих (Псал. 90:11), да соблюдут они тебя от врагов невидимых, так что сии последние не возмогут оклеветать тебя перед Богом в час грозного испытания”.

После этого преподобный отец дал мне последнее целование о Господе; потом начал молиться со слезами и воздыханием сердечным. Преклонив колена и помолившись довольно продолжительное время, он лег на землю и изрек свое последнее слово: “В руки Твои, Боже мой, предаю дух мой!” В то время как он говорил это, его осиял с неба дивный свет, и при сиянии сего света преподобный, веселясь лицом, испустил дух свой. И тотчас послышался в воздухе голос Ангелов, певших и благословлявших Бога; ибо Ангелы святые, взяв душу преподобного, возносили ее с радостью ко Господу.

Я же (повествует Пафнутий) начал плакать и рыдать над честным телом его, сокрушаясь о том, что я так внезапно лишился того, кого так недавно обрел. Потом сняв с себя одежду, я оторвал от нее нижнюю подшивку и прикрыл ею тело святого, в верхнее же сам оделся снова, дабы возвратиться к братии не нагим. Я нашел большой камень, в котором, по устроению Божию, было сделано углубление наподобие гроба; в этот камень я и положил святое тело великого угодника Божия с приличным сему случаю псалмопением. Затем, собрав много мелких камней, прикрыл ими тело святого.

После всего я начал молиться к Богу, прося Его дозволить мне обитать на том месте; я хотел уже войти в пещеру, но тотчас перед моими глазами пещера разрушилась, финиковая пальма, питавшая святого, исторглась из корня своего и источник живой воды высох. Видев все это, я понял, что Богу не благоугодно было, дабы я жил здесь.

Намереваясь уйти оттуда, я съел хлеб, оставшийся от вчерашнего дня, испил также и воду, находившуюся в сосуде; потом, подняв к небу руки свои и возведя очи на небо, начал опять молиться. Тогда я увидел того самого мужа, которого прежде видел, путешествуя по пустыне, и который, укрепив меня, шествовал впереди меня.

Уходя с места того, я весьма восскорбел душой, сожалея, что не сподобился видеть в живых преподобного Онуфрия более продолжительное время. Но потом возрадовался душой, поразмыслив, что я сподобился насладиться его святой беседой и получить благословение из уст его; и так я шел, славя Бога.

Пройдя четыре дня, я подошел к некоей келии, стоявшей высоко на горе, имевшей пещеру. Войдя в нее, я никого не нашел; посидев немного, я начал думать про себя: “Живет ли кто в сей келии, к которой привел меня Бог?” В то время как я думал так, вошел святой муж, убеленный сединами; вид его был чуден и светозарен; он был облечен в одежду, сплетенную из вербовых ветвей. Увидав меня, он сказал: “Ты ли это, брат Пафнутий, предавший погребению тело преподобного Онуфрия?” Я же поняв, что ему было откровение от Бога о мне, пал к ногам его. Он, утешая меня, сказал: “Встань, брат! Бог сподобил тебя быть другом святых Его; ибо я знаю, по промышлению Божию, что ты должен был прийти ко мне. Я открой тебе, брат возлюбленный, и о себе, что я 60 лет пробыл в пустыне этой и никогда за это время не видал человека, который бы пришел ко мне, кроме братии, обитающей здесь со мной”.

В то время как мы беседовали друг с другом, вошли три других, подобные святому, старца. И тотчас они сказали мне: “Благослови, брат! Ты - брат Пафнутий, наш сотрудник о Господе. Ты предал погребению тело святого Онуфрия. Радуйся, брат, что сподобился видеть великую благодать Божию. Господь возвестил нам о тебе, что ты сегодня придешь к нам. Господь повелел тебе пробыть вместе с нами один день. Вот мы уже 60 лет пребываем в пустыне сей, живем каждый отдельно; в субботу же к воскресному дню собираемся сюда. Мы не видали человека, вот только ныне видим тебя единого”.

После того как мы побеседовали о преподобном отце Онуфрии и о прочих святых, спустя два часа те старцы сказали мне: “Возьми, брат, немного хлеба и подкрепи себя, ибо ты пришел издалека; подобает нам возрадоваться с тобой”. Встав, мы принесли Богу единодушную молитву и увидали перед собой пять чистых хлебов, очень вкусных, мягких, теплых, как бы только что испеченных. Потом те старцы принесли кое-что из плодов земных, и мы начали вкушать вместе. И сказали мне старцы: “Вот мы, как сказали тебе, пребываем в пустыне этой 60 лет, и всегда по повелению Божию приносились нам только четыре хлеба; ныне же, по случаю твоего прибытия к нам послался и пятый хлеб. Неизвестно нам, откуда приносятся сии хлебы, но каждый из нас, входя в пещеру свою, ежедневно находит в ней один хлеб”. По вкушении трапезы той, мы встали и возблагодарили Господа.

Между тем день склонялся к вечеру; скоро должна была наступить ночь; став с вечера субботнего на молитву, мы пробыли всю ночь без сна, молясь до утра дня воскресного. Когда наступило утро, я начал усердно просить отцов тех, дозволить мне пробыть вместе с ними до смерти моей. Но они сказали мне: “Нет воли Божией на то, чтобы ты пребывал в сей пустыне вместе с нами; тебе необходимо идти в Египет, дабы ты возвестил христолюбивым братиям обо всем, что ты видел на память о нас и на пользу слушающим”.

Когда они это сказали, я усердно начал просить их открыть мне имена свои. Но они не восхотели поведать их мне. Я долгое время с большим усердием упрашивать их, но нисколько не успел в своей просьбе. Они сказали мне только: “Бог, знающий все, знает и имена наши. Поминай нас, да сподобимся видеть друг друга в горних селениях Божиих. Всячески старайся, возлюбленный, избегать искушений и соблазнов мирских, да не будешь побежден ими, - ибо они вовлекли в погибель многих”. Выслушав эти слова от тех преподобных отцов, я пал к ногам их и, получив благословение от них, отправился с миром Божиим в путь мой [...].

Житие преподобного Онуфрия Великого

Житие преподобного Онуфрия Великого, жившего в IV веке, написано его современником – монахом одного из Фиваидских монастырей, преподобным Пафнутием, посетившим святого и похоронившем его, в чем ему помогли два льва из пустыни. Сохранились предания, что святой Онуфрий уже с рождения творил чудеса, не сгорев в огне, и что его отец, персидский царь, вразумленный Ангелом, отнес новорожденного сына в пустынный монастырь, где Онуфрия до трехлетнего возраста выкармливала лань.

Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему кусок хлеба. Святой Онуфрий после этого шел к иконе Пресвятой Богородицы с Превечным Богомладенцем на руках и в ангельской простоте делился с Ним хлебом, говоря: “Ты такой же Младенец, как и я, но ключарь не дает Тебе хлеба, поэтому возьми и ешь”. Младенец Иисус протягивал ручки и брал у святого хлеб. Однажды ключарь заметил это чудо и сказал о нем игумену. Игумен велел ничего не давать Онуфрию, а послать его за хлебом к Иисусу. Святой, повинуясь словам ключаря, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: “Ключарь не дал мне хлеба, а послал за ним к Тебе. Дай мне хоть кусочек, а то я проголодался”. Иисус Христос дал ему чудесный хлеб, притом столь большой, что Онуфрий едва донес его игумену. Весь монастырь прославил Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрии.

Рассказывают также, что, прежде своего удаления во внутреннюю пустыню, святой Онуфрий провел какое-то время в Иерусалиме, живя на “земле горшечника”, купленной ценой крови Спасителя, и вымолил это место. Сейчас здесь находится монастырь Святого Онуфрия.

Рассказ преподобного Пафнутия об Онуфрии Великом и других пустынниках

Однажды, когда я пребывал в безмолвии в монастыре своем, пришло ко мне желание пойти во внутреннюю пустыню, чтобы видеть, есть ли там инок, более меня работающий Господу. (Внутренняя или Скитская пустыня лежала на несколько суток пути далее пустыни общежительных монастырей. Эта была дикая песчаная пустыня, где только изредка встречались ключи с водой; сюда не было и проторенной дороги, так что путь направляли по течению звезд.)

Встав, я взял с собой немного хлеба и воды и отправился в путь. Я вышел из монастыря своего, никому ничего не сказав, и шел четыре дня, не вкушая ни хлеба, ни воды, и дошел до некоторой пещеры, закрытой со всех сторон и имевшей только одно небольшое оконце. Я простоял у окна в продолжение часа, надеясь, что, по обычаю иноческому, ко мне кто-либо выйдет из пещеры и преподаст мне приветствие о Христе; но так как мне никто ничего не говорил и не открывал дверей, то я сам их открыл, вошел и высказал благословение. В пещере я увидел некоего старца, сидевшего и как бы спящего. Я снова высказал ему благословение и прикоснулся к его плечу, намереваясь его разбудить, но тело его было, как прах земной. Осязав его руками, я убедился, что он умер уже много лет тому назад. Увидав одежду, висевшую на стене, я прикоснулся к ней – и была она, как прах в руке моей. Тогда я снял с себя свою мантию и покрыл ею тело умершего, затем, выкопав руками яму в песчаной земле, похоронил тело подвижника с обычным псалмопением, молитвой и слезами. Потом, вкусив немного хлеба и испив воды, я подкрепил свои силы и переночевал при могиле того старца.

На следующий день утром, сотворив молитву, я отправился в дальнейший путь к внутренним пустыням. Идя в течение нескольких дней, я натолкнулся на другую пещеру. Услыхав около нее человеческие крики, я подумал, что в той пещере, вероятно, жил кто-нибудь, и постучал в дверь. Не получив ответа, я вошел внутрь пещеры и, не найдя здесь никого, вышел наружу, помышляя про себя, что здесь, вероятно, живет один из рабов Божиих, ушедший в это время в пустыню. Я решил ждать его на этом месте и пробыл в ожидании весь день, все время воспевая псалмы Давидовы. То место показалось мне очень красивым: здесь росла финиковая пальма с плодами, протекал небольшой источник воды. Я весьма дивился красоте места того и желал сам здесь жить, если бы это было для меня возможно.

Когда день начал уже склоняться к вечеру, я увидел стадо буйволов, шедших по направлению ко мне; увидал также и раба Божия, шедшего среди животных (то был Тимофей пустынник; память в этот же день). Когда стадо приблизилось ко мне, то я увидел мужа без одежды, прикрывавшего наготу тела своего лишь одними волосами. Подойдя к тому месту, на котором я стоял, и посмотрев на меня, человек тот принял меня за духа и привидение, и стал на молитву, ибо многие нечистые духи искушали его привидениями на месте том, как он сам рассказал мне потом об этом. Я же сказал ему: “Чего ты устрашился, раб Иисуса Христа, Бога нашего? Посмотри на меня и на следы от ног моих, и знай, что я такой же человек, как и ты; удостоверься осязанием, что я – плоть и кровь”. Убедившись, что я действительно человек, он утешился и, возблагодарив Бога, сказал: “Аминь”.

Потом подошел ко мне, облобызал, ввел в свою пещеру и предложил для вкушения финиковые плоды; подал и чистой воды из источника, и сам вкусил ради меня; потом же спросил: “Каким образом ты пришел сюда, брат?” Я отвечал: “Желая видеть рабов Христовых, подвизающихся в сей пустыни, я вышел из монастыря моего и пришел сюда; и Бог сподобил меня видеть твою святость”. Потом я спросил: “Как ты, отче, пришел сюда? Сколько лет подвизаешься в этой пустыне, чем питаешься и почему ходишь нагим и ничем не одеваешься?”

Преподобный Онуфрий, Великий пустынножитель, царевич Перский

Преподобный Онуфрий Великий, царевич Персидский, родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но еще до рождения святого Онуфрия к его отцу пришел однажды демон под видом странника и сказал: “Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорожденного в огонь, и, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым”. Отец не уразумел коварства вражия и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорожденное дитя в огонь. Совершилось чудо: ребенок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить Сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог.

Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыне к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперед, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря, близ города Гермополя. Игумен, извещенный об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушел и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трехлетнего возраста.

Когда отроку исполнилось 7 лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: “Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не дает хлеба, поэтому возьми мой хлеб и ешь”. Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб. Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всем игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошел в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: “Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался”. Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнес его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрии.

В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушел в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь святой Онуфрий нашел дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние 30 лет он питался от финиковой пальмы, выросшей, по милости Божией, около его пещеры, имевшей 12 ветвей, которые поочередно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В. течение всех 60 лет ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.

Повествователь житий многих пустынножителей преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным промыслом, пришел к пещере, где жил преподобный Онуфрий, то сильно испугался, увидев преподобного, обросшего белыми волнистыми волосами. Преподобный Пафнутий хотел бежать, но преподобный Онуфрий остановил его словами: “Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же грешный человек, как и ты”. Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа.

Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришел в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго еще беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрнй же сказал: “Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу свое служение Богу в мире сем”. Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыне, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: “Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам о их жизни и подвигах, поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои, и что всякий, чтущий память мою каким бы то ни было образом, удостоится Божия благословения; Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения”.

Сказав еще много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лег на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло как солнце, и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: “Оставь бренное тело, возлюбленная душа Моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими”. Преподобный Пафнутий предал погребению честное тело великого подвижника и возвратился в свой монастырь, прославляя Господа.

Акафист преподобному Онуфрию, Великому пустынножителю, царевичу Перскому

Избранный и дивный отче Онуфрие, сияющий трисияннаго живота зарею, ты мя, омраченнаго греховными страстьми, просвети, от смертоносныя раны исхити и твоими молитвами от всех бед избави, да зову тебе: Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Ангельстии чини твоим, отче, удивишася подвигом, имиже в пустыни непрестанно упражнялся еси; три бо и шестьдесят лет постился еси, Божественныя же Христовы Тайны от рук ангельских приимати сподобился еси, и ныне убо почитая тя единосельника и собеседника Ангелов, сицевая вопию тебе, святе Онуфрие: Радуйся, Ангелов предивное чудо; Радуйся, душетленных страстей разрушителю. Радуйся, непроходимыя пустыни просветителю; Радуйся, воздержания наказателю и учителю. Радуйся, пустынножителей удобрение; Радуйся, монахов богодухновенное светило. Радуйся, угодниче Христов преизящный; Радуйся, безмолвия рачителю теплейший. Радуйся, бесовския силы крепкое попрание; Радуйся, спасения истинный наставниче. Радуйся, подателю радости верным; Радуйся, скорый помощниче к тебе притекающим. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Видяще странный и чудный жития твоего образ преподобный Пафнутий вельми удивися; тем же и аз, размышляя твоя паче меры трудолюбныя пустынныя подвиги, пою Богу, на сия те бе укрепившему: Аллилуиа.

Разуму датися мне божественному, помолися преподобне Онуфрие, ты бо, божественным сияющи светом и с Ангелы водворяющися пособствуеши память твою совершающим и радостно похвальная тебе сице приносящим: Радуйся, странно добродетельми просиявый; Радуйся, солнечнаго света светлейший. Радуйся, Ангелом в пустыню проводимый; Радуйся, горлице пустыннолюбная. Радуйся, рожо багрянноцветущая; Радуйся, храме всечестный и Богу освященный. Радуйся, Божиих дарований исполнение; Радуйся, пречудное в человецех удивление. Радуйся, бесов страшное и грозное устрашение; Радуйся, предрагий адаманте. Радуйся, Троичнаго света зрителю; Радуйся, теплый в молитвах предстателю. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Сила Вышняго от ложесн матерних осени тя, преподобне Онуфрие, и показа селение и жилище Святаго Духа, Егоже и аз недостойный усердно прияти желающе, пою песнь Богу: Аллилуиа.

Имуще тя велика, отче, заступника и скораго в напастех помощника, различными одержимии напастьми тя на помощь призываем, и весело в твоей светлой памяти торжествующе, сия тебе вопием: Радуйся, скорый послушателю молящихся тебе с верою; Радуйся, праведнаго Судии известное умоление. Радуйся, честное Пресвятаго Духа селение; Радуйся, непорочный Пресвятыя Троицы служителю. Радуйся, предрагий Христа Бога бисере; Радуйся, неизреченная великому Пафнутию радосте. Радуйся, тогожде Пафнутия наставниче и учителю; Радуйся, скорбящих скорое утешение. Радуйся, унывающих всежелательный посетителю; Радуйся, слепых врачу и хромых целителю. Радуйся, болящих здравие и недугующих врачевание; Радуйся, верных спасенное прибежище. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Бурю страстей многомятежнаго мира возненавидевши, отче, всех его устранился еси красот, вселився же в пустыню, преподобне, Крестителю в житии последовал еси и пророка Илию подражал еси, ныне же вечнующую в небесных дворех славу получивши, с небесными Богу предстоиши жители и поеши купно с ними: Аллилуиа.

Светоносное солнце и златозарное светило имуще тя вернии, святе Онуфрие, умильно тя молим, просвети, вразуми, научи вопити тебе сице: Радуйся, пустыни светлое озарение; Радуйся, златозарный мира светильниче. Радуйся, Фивеов пречудная красото; Радуйся, Ливии прекрасная доброто. Радуйся, Египта пресветлое украшение; Радуйся, Месопотамии превеликий наставниче. Радуйся, Иоанна Крестителя истинный и присный подражателю; Радуйся, благовонный пустыни кедре. Радуйся, яко равноангельно служиши Богу; Радуйся, яко заступавши всех, тепле тя на помощь призывающих. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Боготечную зарю увидевши тя, отче, в пустыни, великий Пафнутий тщательно последова тебе, и яко учительна светильника придержася тебе, и о пустынном любопытно испытав житии, егоже от тебе добре навык, умильно воспева Богу песнь: Аллилуиа.

Видя твое странное житие, Собор церковный, Онуфрие преподобне, с благоговением твою блаженную память велит почитати. Сего ради и аз, спасение хотя получити, с веселием почитаю и сице тебе вопию: Радуйся, пресветлая красото Церкве Христовы; Радуйся, неусыпный предстателю ищущим ходатайства твоего. Радуйся, яко к Господу всегда вопиеши за ны; Радуйся, яко тобою просветишася внутренняя пустыни. Радуйся, яко просияша добрая дела твоя, аки солнце на земли и на небеси; Радуйся, яко вперил еси ум твой к Богу. Радуйся, яко обогатился еси нищетою духа; Радуйся, орле гнезда небеснаго. Радуйся, прелести бесовския, яко трость, попаляющий; Радуйся, послушателю Евангелия Христова. Радуйся, мудрование плоти крепостию Божественнаго Духа смиривый; Радуйся, земный ангеле, небесный человече. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Проповеди Евангельския творца, еже не пещися о ризе или что ясти, истинна тя, Онуфрие, узре Владыка Господь и абие власы белыми, яко одеждою, одея тя чудно, и славою свыше обогатил тя есть в преставлении твоем; юже и нам от Христа получити моли, вопиющим Ему: Аллилуиа.

Возсиял еси от Египта, столпом Божественнаго света наставляем, преподобне Онуфрие, не терпяще же тя бесовстии полцы в пустыни, бежаша; от ихже наветов и нас избави молитвами твоими, вопиющих ти сице: Радуйся, прелести бесовския потребителю; Радуйся, бесов страшный прогонителю. Радуйся, главу змиеву уязвивый молитвами твоими; Радуйся, дарований Святаго Духа преисполненный. Радуйся, духи лукавствия смиренномудрием покоривый; Радуйся, яко крест твой на раме понесл еси. Радуйся, яко тем амалика мысленнаго силу низложил еси; Радуйся, яко бремя легкое Христово восприял еси на рамо. Радуйся, яко от юности возлюбил еси иго Христово; Радуйся, яко спасен от вражиих сетей, благодарственно Богу вопиеши. Радуйся, яко и верным на враги тощно пособствуеши; Радуйся, яко тепле к тебе притекающих треволнения страстей изменяеши. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Изшедшу Пафнутию от обители во внутренняя пустыни, еже видети Господеви работающия, Божиим смотрением узре тя странным образом и ужасеся; по глаголании же твоем к нему, познав тя быти человека, верне и дивно Богу работающа, возгласи: Аллилуиа.

Новый воистинну победоносец на плотския страсти явился еси, преподобне, и кто доволен воспети борения твоя? Кто изочтет труды, болезни и подвиги, в нихже течение постничества совершил еси? К сих же похвалению недовольни суще, любовию паче почитаем тя и верно тебе сицевая вопием: Радуйся, гладом и жаждею плоть твою удручивый; Радуйся, тмы предстателя всеконечно победивый. Радуйся, яко всяко сладострастие всенощными бдении увядил еси; Радуйся, яко законно в молитвах и пощениих претерпевая, в безстрастие облеклся еси. Радуйся, предивное воздержания зерцало; Радуйся, преподобных лику великая славо. Радуйся, яко мразом померзаемей плоти твоей, теплотою любве Христовы согревашеся дух твой; Радуйся, яко зноем опаляема тя роса Божественныя благодати прохлаждаше, преподобне. Радуйся, пустыни лепое украшение; Радуйся, подвигов и совершенства образе. Радуйся, яко всяку добродетель в тебе изобразил еси; Радуйся, яко вселюбимый подвигоположнику Христу угодник показался еси. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Странное твое житие бысть, Онуфрие: взирая бо на возрастшаго при пещери твоей финика, воздержанием паче питался еси. Сего ради, улучив вышнюю трапезу, поеши Богу: Аллилуиа.

Весь был еси в вышних и горе оком твоея души взирал еси непрестанно во всем странном постничестве твоем, ныне же дерзновение стяжав к Богу, преподобне, заступаеши всех, на помощь тя призывающих и вопиющих ти сице: Радуйся, пустынножителю великий; Радуйся, аки звезда, в пустынях просиявый. Радуйся, подражавый стопам Христовым от младенства твоего; Радуйся, ангельскаго жития ревнителю. Радуйся, наветов невидимых враг прогонителю; Радуйся, воздержания чуднаго показателю. Радуйся, совершенства преизящный учителю; Радуйся, странный и дивный к небеси путь показавый. Радуйся, яко равноангельно на земли пожил еси; Радуйся, яко равноангельную славу и честь достойно получил еси. Радуйся, яко в небесных дворех ныне о всех мольбы Творцу приносиши; Радуйся, яко тебе ходатая стяжавшим великия благодати Божия испрошаеши. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Всякое естество удивися тебе, Онуфрие святе: мира бо красная от сердца возненавидев и единаго Бога от души возлюбив, пустыню постил еси. Идеже в единех токмо видениих упражняяся, явился еси яко Ангел, с плотию живый, поя Богу: Аллилуиа.

Витийстии языцы восхвалити тя по достоянию не могут, отче богомудре Онуфрие: ты бо от утробы матерны Богу приближив твой смысл, весма прилежал еси Царю Вседержителю, плоды достойны принося Ему от твоих подвиг во всем житии, преподобне. Аз убо от Церкве Божия славима тя о тех уведев, верно тебе сицевая вопию: Радуйся, от младенства монашескому обучению вданный; Радуйся, в юности Божиим наставлением в пустынное безхрамие введенный. Радуйся, яко Христовым словесем последуя, мира, отечества же и рода отреклся еси; Радуйся, яко крест твой евангельски на раме твоем понесл еси. Радуйся, небрегий о ризе, да нетления ризу себе самому соделаеши; Радуйся, сеявый слезами, да с радостию рукояти твоя пожнеши. Радуйся, яко неядением, нуждною нищетою и всегдашним на молитве стоянием плоть изнурил еси; Радуйся, яко пути жестоки за словеса устен Господа твоего сохранил еси. Радуйся, подвиги твоими страсти телесныя до конца умертвивый; Радуйся, равноангельную чистоту сохранивый. Радуйся, яко многолетне аки безплотен пожил еси; Радуйся, яко от Венцеподателя безплотным ликом ныне счислился еси. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Спастися хотяще вернии от напастей различных, отче, предстателя тя себе и поборника поставляют и не лишаются надежд своих: ты бо молитвами к Богу твоими от бед лютых и скорбей, одержащих ны, и многоразличных злых изымаеши, наставляеши же на спасения стези усердно к тебе притекающия и Богу верно вопиющия: Аллилуиа.

Стену тя, заступника и молитвенника тепла обрет, преподобне, из глубины сердца, яко благоуханное кадило, с воздыханием Богу возсылаю хвалу; тебе же, присному сущу молитвеннику, сицевая приношу пения: Радуйся, плодов добродетельных благопроцветшая ниво; Радуйся, благочестия преизрядное удобрение. Радуйся, земным заступниче крепкий; Радуйся, послушателю притекающим к тебе теплый. Радуйся, светильниче, демонский мрак отреваяй; Радуйся, душетленных недугов тму отгоняяй. Радуйся, яко заблуждающих преподобными нравы на путь правый руководствуеши; Радуйся, яко к исполнению Божиих хотений управляеши. Радуйся, яко многоразличная благодеяния тобою свыше подаема бывают; Радуйся, яко духов злобных наветы от призывающих тя бегают. Радуйся, яко всех моления дерзновенно Вышнему приносиши; Радуйся, яко всех в нуждах и печалех защищаеши. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Дение ангельское слышашеся в божественном преставлении твоем, отче, святей бо и богоугоднейшей души твоей, в небесная селения преславно восходящей, силы небесныя дивляхуся, поюще: Аллилуиа.

Светло по преставлении лице твое виде, отче, Пафнутий святый удивися. Разделив же на две части рясу свою, покры мощи твоя и погребе тя со львы честно. Сия и аз духом благоговейно почитая, сице ти вопию: Радуйся, яко всего тебе Богу освятил еси; Радуйся, яко добре Божественныя законы соблюл еси. Радуйся, изшествие твое от жития пророчески предведевый; Радуйся, в теплей к Богу любви и благоговении многотрудныя твоя подвиги окончивый. Радуйся, в преставлении благоуханием чудным, аки райским, почтенный; Радуйся, молнии тогда и блистании дивно прославленный. Радуйся, егоже мощи ангельстии лицы с пением, кадилы и свещами окружиша; Радуйся, емуже горняя силы врата райския отверзоша. Радуйся, яко в томже часе сияние велие, облиставшее тя, зряшеся; Радуйся, яко сладкий глас, к восприятию вечных благ призывающ тя, слышашеся. Радуйся, яко святую твою душу венцедавец Христос славно прият в горняя селения; Радуйся, яко ныне вечнаго изобильно наслаждаешися веселия. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Благодать, данную ти, и подвиги твоя никтоже от земных изрещи может, отче Онуфрие: в пустыни бо нестяжателно живый, пищу имел еси хлеб ангельский, от человек бегая, с Богом и Ангелы беседовал еси. Сего ради в небесных чертозех радуешися и поеши песнь: Аллилуиа.

Поем доблественныя подвиги твоя, ублажаем достохвальную кончину, почитаем и священную память твою, преподобне, в нейже и яко единому тебе от двадесяти четырех старец, окружающих Престол Вышняго, председящему похвальная сице вопием: Радуйся, странно на земли поживый; Радуйся, странную и кончину наследивый. Радуйся, яко светлыми подвиги твоими к свету невечернему вшел еси; Радуйся, яко премирное наследие богатно стяжал еси. Радуйся, неизреченных благ наследниче; Радуйся, преподобных и праведных собеседниче. Радуйся, яко ныне разрешшимся зерцалом Троицу Святую зриши непосредственно; Радуйся, яко в памяти твоей Церковь Христову веселиши неизреченно. Радуйся, яко тобою постницы и пустынножители в подвиг укрепляются; Радуйся, яко вернии ходатайством твоим всех благ свыше сподобляются. Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

О всехвальный и предивный угодниче Христов отче Онуфрие, молютися и вопию всеусердно: приими сие малое, от мене приносимое моление и потщися скоро умолити милостиваго Бога и Владыку, да избавит мя от всяких бед и будущия измет муки, вопиющаго: Аллилуиа.

Преподобный Онуфрий Великий родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но еще до рождения святого Онуфрия к его отцу пришел однажды демон под видом странника и сказал: «Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорожденного в огонь, и, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым». Отец не уразумел коварства вражия и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорожденное дитя в огонь. Совершилось чудо: ребенок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог.
Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыне к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперед, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря, близ города Гермополя. Игумен, извещенный об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушел и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трехлетнего возраста.
Когда отроку исполнилось 7 лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не дает хлеба, поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб... Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всем игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошел в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнес его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрии.
В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушел в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь святой Онуфрий нашел дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние 30 лет он питался от финиковой пальмы, выросшей, по милости Божией, около его пещеры, имевшей 12 ветвей, которые поочередно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В течение всех 60 лет Ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.
Повествователь житий многих пустынножителей преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным Промыслом, пришел к пещере, где жил преподобный Онуфрий, то сильно испугался, увидев преподобного, обросшего белыми волнистыми волосами. Преподобный Пафнутий хотел бежать, но преподобный Онуфрий остановил его словами: «Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же грешный человек, как и ты». Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа.
Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришел в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго еще беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу свое служение Богу в мире сем». Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыне, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам о их жизни и подвигах, поэтому возвратись к своей братии, и поведай, что Господь услышал моления мои, и что всякий, чтущий память мою каким бы то ни было образом, удостоится Божия благословения; Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».
Сказав еще много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лег на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло как солнце и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Преподобный Пафнутий предал погребению честное тело великого подвижника и возвратился в свой монастырь, прославляя Господа.

Тропарь, глас 1:

           Желанием духовным пустыни достигл еси, / Богомудре Онуфрие, / и, яко безплотен, в ней многолетне подвизался еси трудолюбне, / соревнуя пророком Илии и Крестителю, / и, от руку ангельску Таин Божественных насладився, / ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишися, / моли спастися нам, / твою память почитающим.

(Минея июнь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002; images.google.ru)

О чем молятся преподобному Онуфрию Великому Онуфрий Великий, живший в IV в., прославился как египетский пустынник, один из наиболее строгих подвижников. В полном одиночестве святой жил в вертепе (пещере), ведя аскетическую жизнь, претерпевая дневной зной и ночной холод, другие трудности, страдания и лишения. Так прошло 60 лет. Онуфрий оброс длинными волосами, заменявшими ему одежду; его борода касалась земли. По преданию, к Онуфрию являлся Ангел со Святыми Дарами и причащал его. Незадолго до смерти Онуфрия его посетил старец Пафнутий, которому преподобный рассказал о своей жизни. Благословив Пафнутия, отшельник приступил к молитве, во время которой он и скончался (ок. 400 г.). Преподобный Онуфрий Великий особо почитается как защитник от скоропостижной (внезапной) смерти. Ему молятся также об утешении скорбящих, исцелении больных, о помощи всем трудящимся и изнемогающим, а также тем, кто борется с греховными страстями и прилогами, о защите от врагов видимых и невидимых и всякого зла. Великого подвижника просят также об укреплении в Православной вере, о помощи в спасении души, вразумлении и просвещении всех, кто страдает маловерием или неверием. Молитва преподобному Онуфрию Великому О пречудне и преблаженне угодниче Христов и авво наш, Онуфрие Великий! Ты дивную любовь ко Господу твоему показал еси и на дивныя подвиги благодатию Его укрепился еси, и сего ради велия дерзновения к Нему сподобился еси: многа бо чудеса и знамения силы Божия людем о тебе явишася. Воззри убо и ныне, отче предивный, благосердым оком любве твоея на ны, недостойныя рабы (имена), и даруй всем по коегождо потребе, по вере же и упованию: скорбящия обрадуй, плачущия утеши, недугующия исцели, труждающимся помози, борющияся со страстьми и прилоги вражиими укрепи и благослови, изнемогающия поддержи, обитель твою и всех нас от враг видимых и невидимых и от всякаго зла сохрани. Возвеличи веру святую Православную во Отечествии нашем, обрати заблуждшия, вразуми отпадшия, утверди колеблющияся, умягчи упорствующия, просвети неверныя и вся приведи в тихое пристанище Отечествия Небеснаго. О предивная слава монашествующих и всех верных утешение! Славными подвиги твоими и сладким лицезрением чудотворнаго образа твоего и нас озари и на всяк подвиг, труд и терпение укрепи во славу имене Божия, да спасеннии сподобимся с тобою и всеми святыми вечнаго и преблагословеннаго Царствия славы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. © Михаил Тихомиров Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2017 (книга готовится к печати). (



Похожие статьи