Герои богатыри земли русской. Илья Муромец — герой земли Русской

17.10.2019

Людям нужны герои, точнее, не столько они сами, сколько легенды о них. Ведь когда жизнь реального человека обрастает мифами, его так легко любить и восхищаться им. А еще лучше - ставить в пример. Такие люди не по-человечески идеальные - они честны и бескорыстны, а умирают не по глупости в пьяной драке, а только совершая великий подвиг, во имя всеобщего блага. И хотя все это сказки, они помогают верящим в них становиться лучше и работать над собой в надежде достичь уровня своего героя. Давайте узнаем об одной из разновидностей подобных идеалов - о богатырях и витязях русской земли. Ведь хотя за минувшие века вряд ли можно установить правду об их жизни, но это были великие люди, раз память о них сохранилась и по сей день.

Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?

Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.

Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина "богатырь" ("смелый", "герой-храбрец"). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.

О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. - Ипатьевской летописи.

Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных "богатырей". Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.

Есть мнение, что, сталкиваясь с доблестными русичами, монголы называли их рыцарями, то есть "богатырями". Это название понравилось славянам из-за схожести со словом "Бог", и они сами стали именовать так собственных героев, как бы намекая на богоподобность. Тем более, что некоторых богатырей земли русской отождествляли с древними божествами, например Святогора. И хотя на период возникновения этого понятия Русь уже была крещена, сам процесс полноценной христианизации занял несколько веков, и православие прижилось только потому, что впитало в себя добрую половину языческих ритуалов и верований.

Вопрос о культурной принадлежности былинных витязей

Практически все легенды, сказания и былины о богатырях земли русской касаются периода Киевской Руси, а именно времен Владимира Великого. Из-за этого не утихают споры о национальной принадлежности витязей. Ведь на них претендуют одновременно белорусы, россияне и украинцы.

Чтобы понять, почему так вышло, стоит вспомнить, где же располагалось Древнерусское государство. При князе Владимире к нему относились земли современной Украины (кроме ее степной части), Белоруссии и по небольшому кусочку Польши и РФ. Обратите внимание, согласно летописям, во времена Киевской Руси земли Новгорода, Смоленска, Владимира, Рязани, Ростова и Галича не считались русскими.

Распространение христианства плотно переплелось с понятием "Русь". К XIV в. в летописях русскими стали именовать именно земли, где было распространено православие. И все вышеперечисленные города также стали именоваться таковыми. Об этом свидетельствует летописный документ "Список русских городов дальних и ближних", в котором перечислены и эти великие славянские торговые города, помимо них, там есть болгарские и литовские. Именно это, по мнению историков, указывает на то, что понятие "русский" являлось синонимом "православный" в представлении людей того времени.

Таким способом это название распространилось на обитателей других славянских территорий, которые изначально не считались таковыми. А после окончательного распада Киевской Руси именно Новгород, Смоленск, Владимир, Рязань и Ростов смогли усилить влияние в данном регионе и взяли на себя ответственность за его охрану от степняков. Они стали тем ядром, на основе которого в будущем возникло и окрепло Московское княжество, превратившееся спустя годы в Россию. А коренные ее жители, по традиции, и стали именовать себя русскими. Это название закрепилось за ними по сей день.

В пользу этой версии свидетельствует то, что основным занятием классических богатырей земли русской, согласно былин и легенд, была не просто оборона границ от монголов и прочих степняков, но и защита веры христианской. Эта их особенность не раз подчеркивается в сказаниях.

Поэтому, когда говорится о богатырях земли русской периода существования Киевского государства, то украинцы и белорусы имеют полное право причислять их к собственной культуре. Ведь в те века именно эти народы оставляли Русь.

С другой стороны, популяризация большинства былинных героев произошла в более позднюю эпоху именно стараниями обитателей будущей России, которые не только воспели подвиги легендарных витязей Руси, но и прибавили к их пантеону многих собственных. Так что и ее народ обладает правами на славянских защитников от степняков. Более того, именно эта литература подарила миру многочисленные прекрасные стихи о богатырях земли русской.

Споры о культурной принадлежности легендарных витязей между тремя народами вряд ли когда-либо прекратятся. Но некоторую пользу они приносят. Дело в том, у белорусов, россиян и украинцев собственный взгляд на трактовку биографии и самого образа богатыря. Защитники земли русской в эпосе каждой этой нации наделяются особыми чертами, характерными именно для ее менталитета. Это дает много интересного материала для исследований историкам и лингвистам. И кто сказал, что в спорах не рождается истина?

На какие категории делятся былинные богатыри и витязи земли русской

Также спорят ученые и о том, как классифицировать героев сказаний и легенд. Наиболее известны 3 теории:

  • Витязей делят на старшее и младшее поколение.
  • Существует 3 богатырских эпохи: дотатарская, татарская и послетатарская.
  • Богатыри земли русской делятся на живших в дохристианский и христианский период. Стоит отметить, что дохристианские витязи малочисленны. Их образы чаще близки к древним языческим божествам.

В то время как раз герои эпохи после крещения Руси зачастую более человечны. Большинство из них совершали свои подвиги в период правления Владимира Великого. Вероятно, это потому, что данный период считался самым успешным в истории Киевского государства. И хотя высшей точкой развития были годы царствования Ярослава, практически все события из жизни классических христианских богатырей связывают с эпохой Красна Солнышка. Возможно, чтобы более успешно распространять новую религию среди славян, подвиги всех уважаемых ими героев начали связывать с эпохой ее внедрителя. Кстати, его самого объявили святым, а меж тем он был насильником и убийцей, о чем упоминается в летописях.

Некоторые историки полагают, что на самом деле самих витязей было меньше. Просто существовали бродячие сюжеты о безымянных героях. В каждой местности этим безымянным богатырям земли русской имена и биографии придумывались особые, чтобы привязать их к собственной истории. Именно поэтому их подвиги часто похожи: высватать невесту, убить змея, сразиться с ордой, пострадать от хвастовства.

Языческие богатыри

Наиболее известный герой этого периода - Святогор. Его описывают как витязя исполинских размеров, который, кстати, обитал за пределами Руси - в Святых горах.

Этот персонаж вряд ли имел одного прототипа и является сборным, а кроме того, заимствованным. Сказания о нем описывают, как правило, 3 фрагмента из жизни:

  • Гибель из-за хвастовства собственной силой.
  • Нахождение предсказанной супруги.
  • Измена жены и знакомство с Ильей Муромцем, которому Святогор перед смертью и передал свой меч и часть силы.

Святогор, которого отождествляют с неким языческих божеством, существует вне киевского или новгородского былинных циклов. В то время как Микула Селянинович и Илья Муромец - одни из ярчайших их представителей. Поэтому, вероятно, легенды об их встречах с Святогором - более поздние (особенно если судить по именам) и были придуманы для того, что показать преемственность данных персонажей.

Богатырь-пахарь Микула Селянинович также относится к языческих героям из новгородского цикла. Судя по структуре имени, к которому прибавлялось прозвище, свидетельствующее о происхождении, это образ более поздний, чем Святогор.

Все сказания о Микуле подчеркивают связь его с землей и трудом на ней. Она была источником силы его. Впоследствии этот сюжетный элемент был заимствован былинами о других героях.

Примечательно, что о супруге Микулы нет информации, зато известно о двух славных дочерях.

Кстати, при появлении христианства характер Николая Чудотворца, как и праздники, связанные с ним, были "позаимствованы" у Микулы.

Третьим культовым супергероем, то есть легендарным богатырем языческой эпохи, является Вольга Святославич (Волх Всеславьевич).

Он был не только был силен, но и умел понимать язык зверей, птиц и рыб, а также превращаться в некоторых из них.

Считается, что он был сыном княжны Марфы Всеславьевны и змея. Отсюда и оборотнические способности. Если Святогор считается божеством, то Вольга - полубог. В былинах о нем говорится как о герое благородного происхождения, возглавляющем дружину по праву рождения. В то же время простолюдина Микулу Селяниновича он берет к себе в помощники за его доблесть и смелость.

Что касается благородства души, то тут Вольгу вряд ли стоит ставить в пример. История о знакомстве с Микулой описывает богатыря как посредственного правителя, душащего налогами народ.

Былины о походе Святославича на индийское царство описывают героя не как доблестного воина, а как хитрого и дальновидного полководца, который, обращаясь в разных зверей, благополучно провел своих воинов через все трудности и привел к победе. На завоеванной земле он изнасиловал супругу поверженного правителя и, взяв ее в жены, воцарился там. Своим же воинам отдал на растерзание местных девушек. Так что Вольга - скорее антигерой, особенно в сравнение с благородным пахарем Микулой.

Некоторые отождествляют этого персонажа с Вещим Олегом. Есть и сравнивающие его с князем Владимиром. Согласитесь, между их судьбами много общего. Помимо одинакового отчества, в жизни Владимира был эпизод с изнасилованием дочери полоцкого князя, ставшей матерью Ярослава Мудрого. Правда, мать будущего крестителя Руси была рабыней, а не княжной, как у Вольги.

Золотая троица

Большинство остальных былинных витязей относятся к христианскому периоду.

Прежде всего стоит обратить внимание на трио с картины Васнецова. Каждый без труда сможет сказать, как звали богатырей земли русской. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

О биографии первого повествуют немало былин, часто противоречащих друг другу. Сходятся они лишь в нескольких аспектах. Так, Илья не мог ходить вплоть до 33 лет (возможно, эта дата приведена как аналогия с Христом), но потом бродячие волхвы исцеляют его и наказывают идти в дружину Владимира, где Муромец и совершает большинство подвигов. При этом к самому правителю отношения у богатыря было не лучшее.

Также известно, что герой был женат, что не мешало ему нередко развлекаться на стороне.

По преданию, на старости лет, Илья Муромец принял постриг в Киево-Печерской лавре, где и провел последние годы жизни. После смерти он был канонизирован. Объявление Ильи святым способствовало сохранению его останков до наших времен. Благодаря этому в 80-х они были исследованы. Ученые подтвердили, что их обладатель в юности страдал от паралича ног, а умер в 40-55 лет из-за раны в районе сердца.

Добрыня Никитич - второй по популярность персонаж. Принято считать, что существовал он в тот же исторический промежуток, что и Илья. В отличие от него, был близок к Владимиру. Богатыря отождествляют с его дядей по материнской линии.

В отличие от Муромца, Никитич известен не только силой, но и умом. Он отлично образован и даже играет на нескольких музыкальных инструментах.

Стоит сказать, что богатырям эпохи Владимира в будущие века были приписаны некоторые черты языческих и христианских божеств. Илью Муромца отождествляют с библейский пророком Ильей и языческим богом грома. Добрыню молва приравнивает к Георгию Победоносцу, сразившему Змея. Это отражено в легендах о победе над змеем, похитившим красавицу Забаву.

В отличие от Ильи Муромца, этот богатырь был верным мужем. В более поздние века, чтобы увязать образ Добрыни и Алеши Поповича, была распространена история о попытке последнего обманом жениться на супруге витязя.

О последних годах жизни его мало что известно. По преданию, он погиб в сражении под Калкой. На месте его могилы был насыпан курган, до сих пор носящий имя "Добрынин".

Позиционирование Алеши Поповича как младшего возникло не из-за возраста или физических данных, а из-за более позднего периода его появления. Благодаря шедевру Васнецова, а также современным мультфильмам у нас складывается впечатление, что эти богатыри земли русской действовали вместе. Но они жили в разное время, и разница между Добрыней с Ильей и Алешей Поповичем составляет 200 лет. Несмотря на это, образ последнего плотно проник в большинство былин о богатырях. В них он часто играет совсем негативную роль и отличается хвастовством и хитростью, а не удалью. Этим он близок к Вольге и, возможно, "позаимствовал" у него несколько сюжетов.

Что мы знаем о его жизни из былин? Он был сыном священника и с детства отличался умом и силой, хотя иногда упоминается об его хромоте. Как и Добрыня, он был хорошим музыкантом.

Самостоятельных подвигов ему приписывают крайне мало. Самым ярким считается бой с Тугариным по дороге в Киев.

Что касается его сердечных предпочтений, то, помимо попытки обманом жениться на супруге Никитича, известно немало историй о его отношениях с сестрой Збродовичей Аленой. По одной из версий, из-за того, что Попович опозорил девушку, ее братья отсекли ему голову. В других вариантах этой истории богатырю удается избежать смерти.

Реальным прототипом Алеши считается ростовский боярин Олеша Попович.

Семь популярных витязей с необычными историями

Не только героями картины Васнецова живы народные былины. В них нередко фигурируют и другие персонажи. Давайте рассмотрим самых известных из них и узнаем, как звали богатырей земли русской, прославившихся в более поздние периоды.

Дунай Иванович. Этот витязь известен не подвигами, а печальной историей любви. Вместе с Добрыней он ездил к литовскому князю высватать его дочь за Владимира Великого. На чужбине он встречает ее сестру Настасью, и между ними возникает любовь. Девушка помогает Дунаю спастись от смерти, выкупив его у палачей и отпустив в Киев.

Во время следующего визита в Литву богатырь уже не обращает внимания на свою спасительницу. Обидевшись, девушка переоделась в мужское платье и, догнав Дуная в поле, затеяла с ним битву. Богатырь не узнал ее и, победив, едва не убил. Однако былые чувства взяли верх, и витязь взял ее в жены.

На свадьбе Дунай хвалился удалью, а его супруга - меткостью. Новоиспеченный муж решил пристыдить жену и требовал показать свое умение. Настасья являет меткость, от которой даже Вильгельм Телль и Робин Гуд бы плакали в углу от зависти - она трижды попадает в тонкое серебряное кольцо на голове Дунай-богатыря. Посрамленный муж решает повторить ее подвиг, но оказывается не так хорош и случайно убивает стрелой супругу. Перед смертью ее он понимает, что она была беременной, так что он погубил еще и свое дитя. В отчаянии витязь кончает с собою.

Сухман Одихмантьевич. Столь непривычное для жителей Руси имя принадлежит богатырю, прославившемуся борьбой с татарами. Возможно, он сам был родом из степняков, но потом перешел на службу к князю Владимиру, который в этой истории опять сыграл нехорошую роль. Он приказал витязю доставить ему белую лебедь то ли для зоопарка, то ли это иносказательное название для невесты.

Сухман не смог выполнить поручение, потому что был сильно ранен в бою с татарами. Превозмогая боль, он вернулся в Киев с пустыми руками, но рассказал о своих победах. Князь не поверил ему и отправил в тюрьму.

Добрыня отправляется в чужие земли, дабы выяснить правду, и находит подтверждение словам богатыря. Владимир собирается наградить того, но гордый герой выбирает смерть.

Кстати, недоверие князя и обида витязя свидетельствуют в пользу версии, что Сухман был чужаком.

Еще один богатырь периода Владимира Великого - Никита (Кирилла) Кожемяка, упоминаемый в "Повести временных лет". Согласно ей, этот витязь победил в поединке печенежского богатыря, а после народная молва приписала ему победу над змеем.

Возможно, легенды о нем частично заимствованы из Библии. Так, поединок с врагом - явная отсылка к истории Давида и Голиафа. А победа над змеем делает его подобным Георгию Победоносцу. Хотя, может, змей - это и есть метафорическое описание печенега.

Дюк Степанович. Это еще один герой времен князя Владимира. Однако богатырем земли русской его можно назвать лишь скрепя сердцем. Так как родом он был из Галича, который, как мы помним, к Руси Владимира не относился. Сложно понять, почему этого персонажа именуют богатырем, ведь кроме богатства и хвастовства, других особых "подвигов" за ним не числится. По легендам, он приезжает в Киев и начинает активно критиковать его и всех его обитателей. Чтобы доказать свою правоту, ему приходится поучаствовать в марафоне хвастовства, в котором он побеждает, и гордый своим "достижением", покидает княжий город.

Хотен Блудович - богатырь, чье имя носит неприкрытый сексуальный контекст, прославился своим желанием жениться. Былины повествуют, что, несмотря на его силу и славу, он был весьма беден. Из-за этого мать его возлюбленной Чайны Часовой (еще одно "славянское" имя в этой истории) отказала благородному витязю. Это не остановило бравого героя, который планомерно разделался со всеми родственниками любимой, а заодно и положил войско местного князя. В финале он сочетался узами брака со своей прелестницей, а заодно и забрал богатство, оставшееся после убитых.

Однако не все богатыри связывались молвой с периодом царствования Владимира. После распада Киевской Руси стали появляться другие герои народных былин. К примеру, защитник Рязани - Евпатий Коловрат. В отличие от классических богатырей, он не был сборным образом, а являлся реальной исторической личностью, рискнувшей дать неравным бой монголо-татарскому войску в отместку за разрушение города. К сожалению, он погиб, но его мужество вызвало уважение даже у врагов.

Также к богатырям относится монах-воин Александр Пересвет, который участвовал в Куликовской битве. Хотя его больше позиционируют как монаха, а потом воина. Однако боевые умения не возникают из воздуха, и, значит, до принятия пострига Пересвет имел свою богатырскую историю. Он тоже был причислен к лику святых.

Белорусские асилки

Особняком от прочих богатырей стоят такие былинные герои, как велеты или асилки. Наиболее распространены истории о них в белорусском фольклоре.

Асилками именуют дохристианских богатырей-исполинов. Они не просто воевали со змеями и прочими врагами, но создавали реки и горы. Считается, что за гордыню были прокляты Богом и обратились в камень или живыми ушли в землю. На месте их могил возникли курганы.

Отдельные исследователи относят Святогора к этой категории. Другие ученые соотносят велетов с древнегреческими титанами или библейскими исполинами (дети восставших против Бога ангелов).

Женщины-витязи

Во все времена была славна богатырями земля русская. Но не всегда это были мужчины. Народная память сохранила упоминание и о нескольких богатырках, которых принято было называть "поленицами".

Эти женщины были способны противостоять не только врагам, но и составить серьезную конкуренцию былинным богатырям, а иногда и превосходить их.

Наиболее известные поленицы - это две дочери Микулы Селяниновича, Василиса и Настасья.

Первая стала женой черниговского боярина Ставра Годиновича, которого спасла от тюрьмы, переодевшись в мужской наряд и победив в соревновании.

Вторая вышла за Добрыню, предварительно победив витязя в поединке.

К поленицам относится и вышеупомянутая супруга Дунай-богатыря Настасья.

Немало историй о богатырках связано с Ильей Муромцем. Видимо, до того, как принять постриг, он любил немало сильных женщин. Поленицей считается его супруга Савишна (спасла Киев от Тугарина), а также временная возлюбленная Златыгорка, родившая от него могучего сына Сокольника. Также богатыркой была безымянная дочь Муромца - еще один случайный плод любви, стремящийся отомстить за мать.

Особняком от прочих стоит Марья Моревна. Она считается одним из самых популярных женских персонажей и является прототипом Василисы Премудрой и Марьи-царевны. По легенде, эта степная воительница победила Кощея Бессмертного. Так что современным феминисткам есть на кого равняться из отечественных героинь.

Дети-богатыри

Воспевание героев и их подвигов делалось не только для того, чтобы сохранить память о них, а еще для того, чтобы ставить их в пример для других. Именно поэтому былинные витязи и их подвиги приукрашивались и преумножались. Особенно активно это делалось, когда нужно было рассказать детям о богатырях земли русской. Тогда этих персонажей превращали в нравственные идеалы, на которые нужно равняться.

Часто взрослые герои с их проблемами были слишком сложны для понимания. Поэтому специально для них рассказывались истории о подвигах детей. Таких персонажей именовали богатыри-семилетки.

Былины и сказания о них чаще были характеры именно для украинской литературы, но встречались и у других народов.

Герои могли быть как мальчиками, так и девочками, а также близнецами.

Одна из первых историй об отроке-витязе касается периода отца Владимира - князя Святослава. В те времена безымянный мальчик выбрался из обложенного печенегами Киева и сумел привести подмогу в родной город.

Так что традиция ставить в пример богатырей земли русской для дошкольников и школьников имеет весьма глубокие корни.

Занимательные факты

Стоит обратить внимание:

  • В стихотворении Михаила Лермонтова "Бородино" его герой-рассказчик сравнивает поколение классика с былинными витязями, не в пользу первых ("Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!"). Но если говорить о физических данных, то средний рост легендарных богатырей-защитников земли русской составлял 160-165 см (кроме Ильи Муромца, который был настоящим великаном на тот период и был ростом 180 см), в то время как при Михаиле Юрьевиче такой рост уже был явно не богатырским.
  • Согласно легендам, отцом Святогора считается некое сверхъестественное существо, убивающее взглядом. Многие отождествляют его с гоголевским Вием.
  • Шапка-буденовка, которая долгое время была частью обязательной формы бойца Красной армии, внешне немного напоминала шлем-ерихонку, в котором часто художники изображали витязей. Поэтому среди солдат она часто именовалась "богатыркой".

Кто не знает картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? На ней напряжённо смотрят вдаль Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Литературоведам известно около 100 сюжетов былинного эпоса, 26 из которых связано с этой легендарной троицей. Чем же прославились эти супермены старых времён, имена каких русских богатырей ещё нам известны?

«Было ль – не было ль»

Былина – это особый , который отличается определённой достоверностью, благодаря упоминаемых в её сюжете реально происходивших событий, топонимов и имён. Первые русские былины передавались исключительно в устной форме, литераторы заинтересовались ими только в XIX веке. Филолог Андрей Фёдорович Якубович (1776-1842) опубликовал «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова», сказителя, составившего этот сборник. Так у филологов проснулся интерес к этому пласту русской культуры, и они стали организовывать фольклорные экспедиции. Но поскольку раньше былины передавались исключительно от отца к сыну и каждый раз дополнялись новыми деталями, то возникали определённые сложности с реальностью сюжетов. Сказителю приходилось импровизировать на ходу: за плохой рассказ могли и побить. Интересно и то, что сами сказители не употребляли слово «былина» – оно было введено исследователями позже. До этого в ходу было слово «старинки».

«Защитники земли русской»

В былинах упоминается около 30 богатырей. Условно их делят на две группы: «старшие» и «младшие». «Старших» относят к дохристианскому периоду, они наделены чертами славянских божеств. «Младшие» жили во времена князя Владимира (XI век), и многие события, происходившие с ними, упоминаются в исторических летописях, поэтому факт их реального существования не опровергнут.

Например, Святогор был человеком-великаном, лежавшим на горе в полном бездействии: настолько он был силён, что сама Земля-матушка не могла его носить на себе. Разумеется, это был мифологический персонаж, чьи черты очень схожи с библейским Самсоном. А его «коллега» Микула Селянинович уже являлся воплощением божества – покровителя земледелия, поскольку он главным образом вкладывал недюжинную силу во вспахивание полей.

«Мягкосердие богатырское»

Добрыня Никитич – русский богатырь , который, возможно, имел родство с князем Владимиром. Он из знатной семьи, богат, умён и образован, физически развит, однако при этом и мухи не обидит. Подобный герой, знавший правила этикета, мог появиться в среде достаточно высококультурной – для сравнения, в XI-XIV веках в Западной Европе далеко не все монархи владели умением писать и читать.

«Млад еси»

Самый юный из «молодых» богатырей – Алёша Попович, сын священника из Ростова Великого. Не исключено, что его отец был причислен к лику святых – по различным предположениям, это либо святитель Леонтий, либо епископ Феодор. Однако в такой высокорелигиозной семье вырос балагур – в некоторых былинах Алёша предстаёт и вовсе отрицательным персонажем. К примеру, он обманом пытался жениться на супруге Добрыни Настасье. Впрочем, таким образом могли демонстрироваться его чисто народные качества: удаль, смекалка и юмор. Скорее всего, он появился сразу после крещения Руси, пока священники ещё не пользовались большим уважением у населения, в противном случае цензура не пропустила бы его насмешки над собственным отцом-попом.

«Един богатырь на святой Руси»

Знаменитый Илья Муромец в сказаниях имеет гораздо больше человеческих черт, однако определённая доля мифологизма в его образе присутствует. Ему посвящено в общей сложности более 18 сюжетов былин – это своего рода рекорд. Зачин таков: Илья сидел сиднем на печи 30 лет, а во время визита странников, попросивших испить водицы, неожиданно поднялся. Наблюдая с ужасом, как исцелившийся сын легко выкорчёвывает деревья, родители предложили ему направить свою неуёмную энергию на защиту Отечества. Его центральный подвиг – уничтожение языческого идолища, в образе которого отразились черты монголо-татарских завоевателей. Это подтверждает, что образ Ильи Муромца сложился в XIII-XV веке, хотя само имя известно с XII века. Многие исследователи соотносят богатыря с иноком Киево-Печерской лавры преподобным Илией Печерским, умершим в 1188 году. Не исключено, что это и есть Илья Муромец, сложивший меч для подвигов духовных.

Многих богатырей породила земля русская – и мифический Вольга Святославич, и кентавр Полкан из повести о «Бове-Королевиче», и женщины-воительницы Василиса Микулишна и Настасья Королевишна совершали свои подвиги не ради славы, а для горячо любимого Отечества. В их образах находят своё отражение чаяния простого русского народа, готового при необходимости отдать жизнь за родину.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Всё, что есть в ЭТНОМИРе, наглядно, красочно и доступно знакомит детей с культурой или историей, достопримечательностью или климатом, этносами или флорой и фауной региона, что способствует фиксации информации через впечатление, а значит, знания, полученные в ЭТНОМИРе, хорошо усваиваются детьми и сохраняются в их памяти на всю жизнь. Ведь когда ребёнок своими глазами видит шамана-тувинца или девушку-эвенкийку, шьющую обереги, то диковинные названия народностей, проживающих слишком далеко, чтобы ими интересоваться, перестают быть для него просто словами.

Посещение павильонов Улицы Мира, этнических жилищ, музеев парка и контактных зоопарков дополняет школьную программу, а аттракционы и море развлечений на свежем воздухе делают отдых в парке не только познавательным, но и очень весёлым!

Например, в входит экскурсия «От Дербента до Чукотки» (путешествие по традиционным жилищам народов России), мастер-класс «Солнечный конь» (плетение традиционной народной куклы) и анимационная программа «Удаль молодецкая». Знакомьтесь с различными образовательными программами, планируйте поездку вместе с нашими менеджерами образовательного отдела и приезжайте в ЭТНОМИР!

Великие воины, богатыри, занимают важное место в русском народном творчестве. Их подвигам посвящены десятки произведений. Образ богатырей не померк даже спустя множество веков, и сегодня они являются образцом силы духа и патриотизма.

5. Василиса Микулишна

Отнести дочь Микулы Селяниновича к самым сильным русским богатырям можно, конечно, весьма условно. Тем не менее, даже будучи женщиной, Василиса Микулишна в ловкости и хитрости может поспорить с лучшими русскими былинными воинами.

Когда ее муж Ставр Годинович угодил в тюрьму в Киеве, Василиса поехала его спасать, переодевшись татарским послом. Она с честью прошла все приготовленные испытания, победив в схватке лучших богатырей князя и обыграв его самого в шахматы.

Пятое место в списке самых сильных русских богатырей авансом занимает истинная дочь своего легендарного отца, Василиса Микулишна.

4. Добрыня Никитич

Добрыня – один из трех самых известных русских богатырей, который за все время существования эпоса вынужден был довольствоваться статусом «второго богатыря на Руси».

Кстати оценить силу Добрыни можно хотя бы относительно Ильи Муромца. В очном поединке крестьянский сын оказался сильнее, уложив боярского отпрыска на обе лопатки.

Несмотря на то, что Добрыня Никитич происходит из знатной семьи, он считается одним из главных защитников простого народа. Среди его подвигов, например, спасение племянницы князя от Змея Горыныча, с которым воин сражался целых три дня.

Четвертая строчка за вторым по популярности богатырем Руси.

3. Вольга Святославич

Вольга считается одним из старейших богатырей в русском эпосе. Его образ принято отождествлять с именами Вещего Олега и Всеслава Полоцкого.

Вольга был оборотнем и мог превращаться в волка или сокола, что не раз помогало ему во время приключений и странствий. Свою способность обращаться в зверей богатырь унаследовал от отца, которым по преданию был змей.

Самая известная былина о Вольге – это его поход в Индию. Для своей экспедиции богатырь набрал отряд из лучших воинов со всего Древнерусского государства. Во время похода дружина часто сталкивалась с разными проблемами. Для их решения Вольге постоянно приходилось превращаться в зверей: волка, сокола, горностая и т.д.

Индийский поход закончился для Вольги триумфом и всенародной славой.

Третье место у Вольги Святославича.

2. Илья Муромец

Илья Муромец является центральным персонажем всего былинного эпоса. Это самый известный и самый любимый богатырь в России. Илья – выходец из небольшой деревни возле Мурома. Свою невероятно огромную силу он получает от путешествовавших старцев, которые напоили его ключевой водой. Сила Ильи Муромца была ограничена. Он был не столь могуч как Святогор, но зато не вяз в земле будто в болоте как знаменитый великан.

Илья Муромец совершил множество подвигов и прославился на Руси повсеместно. Он был любим простым народом, но его отношения с княжеским двором были весьма напряженными. Князь Владимир не раз пренебрежительно относился к Илье, но всякий раз был вынужден просить помощи богатыря.

По легенде на склоне лет Илья Муромец принял монашеский постриг, устав от ратных дел и многочисленных полученных ран.

Самый главный русский богатырь в этом списке под номером 2.

1. Святогор

Наряду с Вольгой Святогор является одним из старейших богатырей в русском эпосе. Он настолько силен и настолько могуч, что его не может выдержать земля, и Святогор вынужден жить в горах, чья твердь способна удержать воина.

В старинных дохристианских легендах Святогор является братом Сварога и свою силу получил от богов. Святогор столь высок, что легко прячет Илью Муромца вместе с конем в свой карман.

К сожалению, до нашего времени не дошло историй о подвигах этого легендарного воина.

В русских былинах обычно практически ничего не говорится о смерти богатырей, но о гибели Святогора известно наверняка. И это одна из немногих былин о Святогоре, дошедшая до нас.

Путешествуя вместе с Ильей по горам, Святогор нашел каменный гроб. Богатыри, смеясь, в шутку решили по очереди лечь в него. Усыпальница оказалась велика для Ильи, но пришлась в пору Святогору.

Когда великан понял свою ошибку, он попросил Илью разрубить гроб мечом и вдохнул для этого в Муромца часть своей силы, но гроб был зачарован, и с каждым ударом меча появлялся железный обруч. Так закончил свою жизнь самый сильный богатырь Руси.

Первая строчка у богатыря-великана, который так и не смог применить свою силу во благо.

Бонус: Микула Селянинович

Русские былины знают имена многих богатырей. Все они отличались силой и храбростью и совершили немало подвигов, но самым сильным во всем древнерусском эпосе был обычный пахарь Микула Селянинович. С ним нельзя было сражаться, ибо он находился под покровительством самой Матери-Земли, которая давала ему неиссякаемую силу.

Русский народный фольклор очень богат и разнообразен своей историей, культурой и традициями, которые нашли свое отражение в песнях, былинах и сказаниях. Былины, слагаемые простым народом, отличались красотой и правдоподобностью своего повествования, с наличием небольшого художественного вымысла, что придавало им еще большую самобытность, присущую древнерусской эпохе. В центре былин всегда находится положительный персонаж - богатырь, воплотивший в себе непобедимую силу и безграничную любовь к матушке-Руси, народного заступника. Конечно, образ богатыря является собирательным. Народ создал образ богатыря, возложив на него свои надежды и чаяния, чтобы показать следующим поколениям и воспитать идеологию о непобедимости Руси перед вражеской силой.

Главными качествами русских богатырей были - воинская доблесть и старания по защите родной земли. Достоинства богатырей испытываются в сражении, в неравном бою, с чем связана композиция былины, красочно насыщенная преувеличениями.

Кто же были эти полубоги, наделенные нечеловеческой силой?

Самым популярным в древней Руси является персонаж Ильи Муромца. Этот персонаж вобрал в себя все черты присущие мифологическим героям - чудесное исцеление и приобретение нечеловеческой силы. Илья выходец из простой крестьянской семьи, с детства прикованный к кровати, пока не являются калики перехожие и чудесным образом исцеляют его. С этого эпизода берет свое начало богатырская жизнь Ильи Муромца, подвиги которого нашли художественное отражение в былинах и сказаниях.

Другим, не менее важным героем является Добрыня Никитич, живший в одну эпоху с Ильей Муромцем. Воспевание неодолимой силы и мужества русского богатыря начинается с поединка со змеем Горынычем. В повествовании о Добрыне Никитиче присутствуют не только фантастические рассказы, он так же предстает как мудрый и храбрый воин, выполняющий все поручения Ильи Муромца. Добрыня стал эталоном воина эпохи Киевской Руси.

Третьим известным богатырем является - Алеша Попович, который часто представлен молодым, храбрым, смекалистым и хитрым воином.

Одним из самых таинственных образов русских былин является Святогор, имеющий силу, превосходящую великих богатырей древней Руси. Персонаж Святогора был взят из древней мифологии, который вобрал в себя представления о великих горных великанах, воплощавших величие и невозмутимость гор. Былины о Святогоре - это трагические рассказы о том, как могучий великан погибает не в бою за правое дело, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.

Не менее таинственным богатырем в русском эпосе является Волх Всеславьевич, который был рожден от фантастического змея. Волх считается колдуном и жрецом языческих богов. Волх является героем "Слова о полку Игореве". Несмотря на свою известность, персонаж Волха не был историческим лицом, а всего лишь плод художественного вымысла народа.

В отличие от Волха, Дунай Иванович является персонажем с реально-исторической основой. Повествование о Дунае начинается со схватки с Добрыней Никитичем. Дунай входит в состав Киевского богатырства.

Так же увлекательно повествование о Дунае и богатырки Настасьи. На собственной свадьбе, вследствие безумного спора Дунай убивает Настасью, промахнувшись при стрельбе из лука. Не вынеся горя утраты, Дунай убивает себя.

Русские богатыри играют огромную роль в русской истории. Былины повествуют о тех славных мужах, которые становили Русь, оберегали и защищали русский народ от вторжения силы вражеской. Русские богатыри в былинах воплощали идею воссоединения славян, непобедимости и нерушимости древнерусского государства перед внешними врагами, являясь образцом подражания в патриотизме и мужестве будущим поколениям.

Нет, наверное, такого человека в России, кто не слышал бы о богатырях. Герои, пришедшие к нам из древнерусских песен-сказаний - былин, всегда были популярны у писателей, художников, деятелей киноискусства. Очередной виток популярности богатырей связан с выходом серии мультипликационных фильмов, посвящённых их несколько осовремененным приключениям.

При этом большинство россиян знают лишь об очень узком круге богатырей. На деле количество богатырских былин, дошедших до нашего времени, исчисляется сотнями, а сами богатыри подразделяются учёными на несколько категорий. Выделяются богатыри языческой и христианской эпохи, дотатарской, татарской и послетатарской…

Есть большая группа богатырей, связанных с Киевом и князем Владимиром, но есть и такие, которые к «центральной власти» отношения не имеют вовсе, оставаясь «региональными богатырями» отдельных городов.

Приключения одних богатырей переплетаются друг с другом, а другие действуют независимо.

Святогор

Святогор настолько огромен, что он «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Обитал богатырь на Святых горах, при его поездке Мать - Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Отцом богатыря называли «тёмного», то есть слепого, что в восточнославянской мифологии было признаком существ из иного мира.

Никакой службы Святогор не несёт, хотя и пересекается с другими богатырями. Так, в одной из былин Святогор путешествует вместе с Ильёй Муромцем, и они встречают на пути каменный гроб. Решив его примерить, Святогор оказывается его пленником и умирает, передав часть своих сил Илье Муромцу. В другой былине истории с гробом предшествуют интимные приключения — Илью Муромца соблазняет жена Святогора. Узнав об этом, Святогор убивает падшую женщину, а с наставившим ему рога Ильёй вступает в братство.

В ещё одной былине Святогор меряется силушкой богатырской с другим «коллегой» — Микулой Селяниновичем. Хитрый соперник бросает на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная», предлагая Святогору поднять её. Заканчивается эта попытка смертью богатыря.

В былинах Святогор умирает чаще других богатырей. Учёные связывают это с тем, что данный образ олицетворяет первобытные силы природы, стихию, которая не служит человеку.


Микула Селянинович

Микула Селянинович, как и Святогор, не состоит на какой-либо службе у князя и не является воином. Но, в отличие от Святогора, Микула Селянинович занят общественно-полезным делом — он богатырь-пахарь.

Биться с Микулой Селяниновичем невозможно, ибо за ним стоит Матушка Сыра Земля. Именно поэтому Микула Селянинович в состоянии поднять суму со «всей тягостью земною», в отличие от Святогора, которого эта попытка губит.

Учёные находят в образе Микулы Селяниновича много общего со славянским богом Перуном. По одной из версий, популярность на РусиНиколая Чудотворца уходит своими корнями в почитание Микулы Селяниновича.
Если же учесть, что образ святого Николая послужил созданию истории о рождественском волшебнике, который в наших краях упорно ассоциируется с Дедом Морозом, то можно выстроить цепочку, согласно которой Дед Мороз — это богатырь Микула Селянинович на пенсии.

В отличие от Святогора, у которого в былинах есть только неверная супруга, у Микулы Селяниновича есть дочери — Василиса и Настасья. Настасья стала женой Добрыни Никитича, а что касается Василисы, то она хорошо знакома любителям советских мультфильмов — это та самая Василиса Микулишна, что, прикинувшись послом из Золотой Орды, освободила из тюрьмы своего мужа Ставра Годиновича.


Илья Муромец

Илья Муромец, первый в ряду так называемых «младших богатырей», богатырей-воинов, пожалуй, наиболее известен широкой публике.

Просидев до 33 лет дома, не владея руками и ногами, он был исцелён старцами и отправился совершать подвиги. Любопытно, что о службе Ильи киевскому князю Владимиру повествовали былины только на части русских земель — в остальных регионах подвиги богатыря были исключительно его личным делом.

Самый распространённый и классический подвиг Ильи Муромца — победа над Соловьём-разбойником. При этом Муромец, пожалуй, самый популярный богатырь, его подвигам посвящено более полутора десятков оригинальных былин. Среди тех, кого одолел Илья, — Идолище Поганое, некий змей, Калин-царь и многие другие.

Жизнь у Ильи довольно бурная: есть жена Златыгорка, сын Сокольник (в другом варианте — дочь), он активно взаимодействует с другими русскими богатырями. При этом если отношения с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем чаще товарищеские, то встречи со Святогором плачевно заканчиваются для последнего.

Если у Святогора и Микулы Селяниновича нет реального прототипа, то у Ильи Муромца таких несколько.
Чаще всего его связывают с Илией Печёрским, иноком Киево-Печёрской лавры, жившим в XII веке. Силач, рождённый в Муроме, носил прозвище «Чоботок». Прозвище это богатырь получил за то, что однажды отбился от врагов «чоботом», то есть сапогом.

По одной из версий, иноком богатырь стал после тяжёлого ранения, полученного в бою. Обследование мощей Илии Печёрского показало, что он действительно погиб от последствий удара острым орудием в грудь. Погибнуть прототип Муромца мог в 1204 году во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда Киево-Печёрская лавра подверглась разгрому половцами.


Добрыня Никитич

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич — приближённый к киевскому князю человек, выполняющий его поручения. Добрыня не гнушается сбором и перевозкой дани, берётся за те задания, от которых по каким-то причинам отказываются коллеги, и имеет склонность к дипломатии.

Самый знаменитый противник Добрыни — Змей, более известный как Змей-Горыныч, из плена которого богатырь освобождает племянницу князя Забаву Путятишну.

Добрыня — самая творческая личность среди богатырей. Он хорошо играет в тавлеи (древнерусские шашки), отлично поёт и играет на гуслях.

У Добрыни Никитича обширные связи — помимо близости к князю, он женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

Согласно былинам, Добрыня — сын рязанского воеводы. Наиболее вероятным прототипом богатыря называют Добрыню, воеводу князя Владимира Святого. Добрыня был чрезвычайно влиятельной персоной, поскольку приходился князю родным дядей — он был братом его матери Малуши. В течение определённого времени Добрыня являлся для князя наставником, старшим товарищем.


Алёша Попович
Алёша Попович — самый сомнительный персонаж из «классической тройки» богатырей. Сын ростовского попа, Алёша хвастлив, кичлив, лукав, порой позволяет себе недопустимые шутки, за что порицается своими товарищами.

Так, например, в одной из былин Алёша домогается жены Добрыни Настасьи Микулишны, распространяя ложные слухи о смерти товарища.

В другой былине Алёше отрубают голову разгневанные братья соблазнённой им Елены или Алёны. Правда, в более известном варианте Алёше Поповичу пришлось жениться на Алёнушке, дабы избежать худшего.

Главный противник Алёши — Тугарин, злой богатырь, за которым угадывается образ кочевника, борьбу с которыми русские вели на протяжении долгого времени.

Основной исторический прототип Алёши Поповича — ростовский боярин Олёша (Александр) Попович. Превосходный воин, Олёша служил князю Всеволоду Большое Гнездо, а затем участвовал в междоусобных войнах его сыновей. Впоследствии Олёша Попович отправился на службу к князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в 1223 году в битве на Калке, ставшей первой встречей русских с татаро-монголами. В той же битве погиб и Добрыня Рязанец Злат Пояс, ещё один кандидат в прототипы былинного Добрыни Никитича.



Похожие статьи