Архитектура японии в средние века периоды. Современная архитектура Японии: особенности, история и интересные факты

25.09.2019

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо (приложение, рис. 1-2). Оба деревянные, с практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их "устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая "Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что, естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям. Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3) храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи (приложение, рис. 3-4) в городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о большом пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае это самые древние деревянные здания в мире.

Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт. Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом, развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлении.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I тысячелетия н. э. является: храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев. Красота и великолепие архитектурных сооружений, посвященных "неведомому богу", всегда имели первостепенное значение для обращения в новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано торжество буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи (приложение, рис. 5) и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное здание. Храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного "жильца": храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды - уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка кажется двухэтажной из-за двух возносящихся одна над другой крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и сидит вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево - материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180 и 1567 гг). Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности один к одному, так что можно считать, что в наши дни храм точно такой же, каким видели его когда-то жители древней японской столицы.

Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи (приложение, рис. 6), единственная в своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи) и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том, что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. У нее шесть крыш, но три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный, только ей свойственный зубчатый силуэт.

Конструкции в Японии редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобразен шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью кольцами вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек" представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан является ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается главный храм - храм Феникса (приложение, рис. 7), содержащий статую будды Амиды. Первоначально храм Феникса был увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в 1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать фантастическую птицу Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда, окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей. Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост".

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса можно получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица Хэйан (теперь Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке. Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе и предназначенные для катания на лодках.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э - "китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали.

Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так называемый Золотой павильон (Кинкаку-дзи) (приложение, рис. 8), построенный в 1397 г. в Киото по приказу правителя страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной крышей, - отсюда и название "Золотой", - возносится над прудом и садом на легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон - наглядное свидетельство того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной" но могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры XIV-XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.

Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни страны, войны способствовали развитию замковой архитектуры. Расцвет ее приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых ансамблей находилась обычная башня - тэнсю. Сначала в замке имелась одна башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX веке.

С конца XVI века возобновилось крупное храмовое строительство. Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и создавались новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в храме Хокодзи в Киото - одно из самых больших среди сооруженных в стране за всю ее историю. Выдающимися для своего времени архитектурными произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).

В период Эдо (XVII в.) когда в стране установилась централизованная система управления (сёгунат Токугава), естественно, наступил упадок замковой архитектуры. Дворцовая архитектура, наоборот, получила новое развитие. Замечательным образцом ее является загородный императорский дворец Кацура, состоящий из трех примыкающих зданий, сада с прудом и павильонами.

Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

Японцы с древности приучили себя к скромности домашнего обихода. Необходимость частых перестроек зданий и заботы о предохранении их от разрушений заставили очень рано выработать рациональные конструктивные приемы, как для жилой, так и для храмовой архитектуры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы.

Средневековая японская архитектура проста и отчетлива по своим линиям. Она соответствует масштабам человека, размерам самой страны. Из дерева возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опиралось здание, не уходили глубоко в землю. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Стены в условиях теплого климата не были капитальными и не имели опорного значения. Они могли быть раздвинуты очень легко, заменены более прочными на холодное время или же в теплое время сняты вовсе. Окон также не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было по желанию создавать то зал, то несколько небольших изолированных комнат.

Японский дом был и внутри так же ясен и прост, как и снаружи. В нем поддерживалась постоянная чистота. Отшлифованный до блеска пол покрывали светлыми соломенными циновками - татами, разделявшими комнату на ровные прямоугольники. Обувь снимали у порога, все необходимые вещи содержали в стенных шкафах, кухня находилась отдельно от жилого помещения. В комнатах, как правило, не было постоянных вещей. Их вносили и уносило по мере надобности. Но каждая вещь в пустом помещении, будь то цветок в вазе, картина или лаковый столик, притягивала внимание и приобретала особую выразительность.

Значительным становился и пейзаж, который можно было увидеть сквозь раздвинутые перегородки дома. Как правило, при японском доме устраивался небольшой сад, который как - бы расширял границы дома или храма. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. Поэтому оно должно было казаться глубже, чем на самом деле. С разных углов зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место. Садово-парковое искусство японцы переняли у китайцев, но придали ему другой смысл. Китайские сады предназначались для прогулок, японские больше подчинялись законам живописи, служили главным образом для созерцания и сами напоминали картину. Пейзажный свиток, росписи на ширмах и скользящих дверях вместе с садом при японском храме взаимно дополняли друг друга, выражая особенность японской культуры - стремление к гармонии с природой.

С оформлением пространства дома, храма, дворца или замка в средневековой Японии связанны почти все виды искусства. Каждый из них, развиваясь самостоятельно, в то же время служил дополнением другого. Например искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. В изделиях декоративного искусства ощущалась та же безупречная точность глаза, то же чувство материала, что и в отделке японского дома. Недаром при чайных церемониях, как самая большая драгоценность употреблялась посуда, вылепленная руками. Её мягкий, глянцевидный и неровный черепок как бы хранил след пальцев, лепивших сырую глину. Розово-жемчужный, бирюзово-лиловый или серо-голубой цвета поливы не были броскими, но в них как бы ощущалось сияние самой природы, с жизнью которой связан каждый предмет японского искусства.

Во многом напоминает китайскую японская архитектура. Здесь также любимым строительным материалом было дерево, а строительные традиции почти не изменялись в течение многих веков. Даже теперь, несмотря на развитие технологий и строительство суперсовременных городов, значительная часть их предпочитает облегченным деревянным домам. Более того, японская эстетика, сформировавшейся еще в средневековье или даже раньше, большое влияние на формирование современного европейского дизайна.

В японских сооружениях дерево даже не всегда красили. Сучки и трещинки на поверхности древесины часто обыгрывались как декоративные детали. Основным типом сооружения, как и в Китае, был прямоугольный в плане павильон, обнесенный галереей, с крышей, углы которого имели изогнутую форму.

Характерным признаком японской архитектуры есть больше, чем в Китае, распространение многоярусных пагод. От китайской японскую архитектуру отличает и меньше монументальность. Сооружения, даже храмовые, обычно имеют небольшой размер. При раскраске обычно используются один — два ярких цвета, гармонии со светлыми или темными оттенками природных материалов. Расположение строений в архитектурном комплексе, как правило, бывает асимметричным.

Несмотря на общий консерватизм японской культуры, здесь заметны определенные изменения архитектурных форм. Первыми священными сооружениями в Японии были кладовые, в которые составляли зимние запасы риса. Отношение к таким сооружениям было не просто практичным, а религиозным. Они считались хранилищем жизни. Кладовые ставили на высокие столбы, чтобы влага не испортила зерно. Перед ними устраивались праздники в честь урожая. В первые века нашей эры появляются первые храмы, возведенные в честь богов, заместителей земледельцев. За образцы им правили древние священные кладовые. Японский климат не способствует долгому сохранению деревянных строений, но некоторые из древнейших храмов дожили до нашего времени благодаря обычаю, что может показаться нам удивительным. Японцы разбирали свои храмы каждые двадцать лет и строили точно такие, из нового материала. И так все время, в течение двух тысячелетий. Вот почему наши современники могут видеть, например, храм Исэ таким, как его построили древние строители. Этот храм посвящен двум божествам — солнечной богини Аматэрасу и покровительнице злаков Тойоуке.

Главное здание ансамбля Найку сионистского святилища в Исе. III — V вв.

Он представляет собой ансамбль очень простых прямоугольных строений, расположенных в лесу. Храмовая территория обнесена четырьмя концентрическими оградами. Материалом для них служит золотистая древесина местного кипариса.

Следующий этап развития японской архитектуры связан со строительством первой постоянной императорской столицы, вместо временной резиденции. Такой столицей стал город Нара. Его именем назвали также определенный период развития японской культуры, охватывающий вторую половину VII — VIII вв. В настоящее время в Японии распространяется буддизм. Относительно архитектуры, то она испытывает большое влияние со стороны Китая. Строят даже храмы и буддийские монастыри грандиозных размеров, вообще не свойственно японским представлениям о прекрасном. Старейшим из японских буддийских монастырей, сохранившихся является монастырь Хорюдзи, у Нары. Его комплекс включает в себя несколько деревянных павильонов, окрашенных красным лаком. Главное сооружение называется Кондо, или «Золотой зал». Она увенчана двухъярусным крышей. В комплекс входит также пагода, достигает 32 м высотой.

Ансамбль монастыря Хорюдзи близ Нары. VII в. Общий вид главной площади

Кондо монастыря Хорюдзи. VII в.

Кондо монастыря Xopюдзи. VII в. Разрез и план

Пагода Годзюното мон. Хорюдзи у Нары. 607р. Общий вид и план

Наибольшей сооружением периода Нары был храм Дайбуцудэн монастыря Тонайдзи. В середине храма была установлена шестнадцатиметровая статуя сидящего Будды. У входа в монастырь установили две пагоды, высота которых равна ста метрам.

С чего все началось? Что отличает современную японскую архитектуру? Чем сейчас заинтересовывают национальные зодчие?


Анастасия Михалкина - искусствовед, специалист по современной архитектуре.

Говоря об архитектуре Японии, необходимо понимать совмещение традиций и новых технологий. Под традициями подразумевается следование религиозным воззрениям (путь буддизма и синтоизма), а также основам строительства традиционных домов (минка). Тогда как новые технологии - это не только достижения в науке и технике, но и влияние западных образцов архитектуры на строительство в Японии.

Особенно сильно это проявилось в XX веке, когда после открытия страны в 1868 году, началось европейское влияние на все сферы жизни Японии. Здесь побывали такие архитекторы как Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, даже Вальтер Гропиус воздействовал на развитие новой архитектуры. Однако японские архитекторы со временем стали «обтачивать» европейские принципы строительства под свой уклад и образ жизни, что теперь можно наблюдать в современных объектах.

В постройках XXI века японские архитекторы стремятся к созданию комфортного жилья. Обязательным условием становится вписывание объекта в окружающее его пространство. Поэтому с одной стороны, для незнакомых с этой особенностью людей - окружающие здания, особенно в спальных районах, могут показаться унылыми или странными (дом-склад или дом-многоугольник). Однако этот принцип выходит из трепетного отношения японцев к личному пространству. Для них дом - отдельный мир, который никто не должен видеть. Не видят - не завидуют. Зато жильцам так гораздо комфортнее и уютнее.

Но это только фасад, который выглядит как непритязательная железобетонная коробка, тогда как внутри зодчие воссоздают целый замок из света, свободного пространства, японского традиционного садика. Но, спросите вы, откуда? Действительно, этот вопрос как нельзя кстати. Если посмотреть на планировку домов, видно, что тот или иной объект имеет площадь всего 30 или 40 кв. м. Но это касается только городской архитектуры, загородные дома гораздо просторнее. Неужели это нормально для Японии и граждан? Действительно так и есть. Японцы уже давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями в небольшом пространстве 30х30 метров. Отсюда возникает другая тенденция к строительству многоэтажных домов, тянущихся к небу. Если не вширь, так вверх.

Тенденцию в строительстве «маленьких домов» раскрыл еще архитектор Кензо Кума (Kenzo Kuma). Он говорит об этом, как о вызове, который принимают японские зодчие и - на примере строительства домов и муниципальных объектов - демонстрируют свое мастерство. До сих пор при строительстве используется железобетон и натуральное дерево, стекло и фанера.

Кроме того, хочется обратить внимание на несколько современных зданий, возведенных в Токио. Одним из таких является дом на улице Нака-Икэгами (Naka-Ikegami, 2000 г.) архитектора Томоюки Ицуми (Tomoyuki Itsumi). Снаружи дом ничем не примечателен, вписан в пространство соседних домов, поджимающих его в площади. С виду напоминает склад, но, как признается архитектор, этот дом и был задуман как жилье с множеством складских пространств. Площадь составляет 44 кв. м. Цветовая гамма помещений - белая мебель с небольшими вкраплениями деревянных полов, что зрительно расширяет пространство. На первом этаже раскинулись гараж, детская комната и ванная.


Второй этаж - кухня-столовая. Третий - спальня хозяев. Весь дом уставлен шкафами, пространствами, куда можно убрать игрушки или одежду. Здесь нет ничего лишнего, вещи не разбросаны, а наоборот убраны во все возможные углы дома. В этом плане он очень функционален. На втором этаже, где расположились кухня и столовая, вся техника встроена в белые шкафы. Кухня поделена на зоны - зона готовки и зона трапезной. Утварь убрана в стол-остров, который раздвигается, превращаясь в дополнительное место для готовки. В полу также есть шкафы, куда можно убрать крупногабаритные вещи. В спальне стоит только кровать и встроенный в стену шкаф. Шкаф глубокий, повторяет форму крыши, он предназначен и для одежды, и для утвари. Любопытное решение внутреннего пространства, когда архитектор стремится все спрятать в стены дома, но это очень удобно и функционально.


Другой жилой дом называется Патио (Patio, 2011 г.). Создан он студией Yaita and Associates, главные архитекторы - Хисааки Йаита (Hisaaki Yaita) и Наоко Йаита (Naoko Yaita).

В плане - широкий и вытянутый. Площадь составляет 80 кв. м. Желанием заказчика было создать дом, который внешне не привлекал бы внимания и был бы закрытым ото всех, тогда как внутреннее пространство должно было стать оплотом семьи, местом отдыха. И архитекторы воплотили это в жизнь. Снаружи дом ничем не примечателен. За исключением того, что нижний объем с двором и парковочным местом является постаментом для выступающей верхушки - второго этажа. По виду напоминает гриб. Первый этаж опущен под землю, затем идет прослойка для входа и гаража, а затем - второй этаж.


Первый этаж камерный - здесь находятся спальни и ванная комната. Также имеется внутренний двор. Со стороны улицы стены облицованы металлом, а со двора представляют собой стеклянные раздвижные конструкции. В прослойке между первым и вторым этажами расположилась небольшая чайная комната в японском стиле. Полы устланы циновками татами, есть ниша токомона со свитком. Второй этаж - гостиная столовая вместе с кухней.


Между прослойкой и третьим этажом есть небольшая щель, через которую проходит свет и свежий воздух. Верхний этаж с одной стороны - бетонный, с другой - покрыт стеклом. Крыша также стеклянная, за счет чего в помещение всегда попадает естественный, солнечный свет.

Еще одно сооружение - Ако Дом (Aсo House, 2005 г.) на улице Сэтагая - возвела группа архитекторов из Atelier Bow-Wow: Йосихару Цукамото (Yoshiharu Tsukamoto) и Момойо Каидзима (Momoyo Kaijima).

Частная постройка, общая площадь которой составляет всего 35.51 кв. м., вписана в угол между другими домами и дорогой. Основной материал, используемый при постройке, - дерево. Архитекторы решили нестандартно подойти к 3-х этажному строению. На плане видно, что комнаты составляют отдельные блоки, собирающие все пространство дома в единое целое, как в игре Tetris. Лестницу разделили на сегменты, расположив ее вдоль стены от самого входа до террасы на крыше. Тем самым, она связывает все пять уровней дома (все стены изогнутые или косые, некоторые комнаты занимают в плане полтора этажа здания). На первом этаже расположились гараж, кабинет, библиотека и ванная комната. На втором этаже - кухня-столовая. На третьем этаже - спальня, мезонин и терраса. Интерьер выполнен в стиле минимализм. Широкие окна со двора почти на всю стену расширяют пространство и дают возможность проникновению естественного света, как и открытая терраса на крыше. Деревянные полы и мебель добавляют уюта, а от раскидистых деревьев за окном возникает ощущение спокойствия и тепла.

Основные задачи, которые ставили перед собой национальные мастера - какие новые архитектурные формы создать, как вписать их в окружающую среду, как сделать максимально полезными и функциональными. Национальная архитектура позволила вместить уют, простор и воздух в какие-то 30 кв. м. Согласитесь, достижение не малое. Верится, что архитектура современной Японии не стоит на месте. Зодчие постоянно прибегают к новым материалам, новым формам, новым технологиям строительства. Верно то, что японская современная архитектура еще будет удивлять и удивлять, а иностранные зодчие все больше будут ею вдохновляться и перенимать тенденции национальных мастеров, сумевших выйти на новый уровень в создании домов.

Материал подготовлен специально для BERLOGOS.

В официальном путеводителе по Японии, изданном на многих языках Японской Национальной Туристической Организацией в 2009 году, дается такое краткое представление архитектуры страны:

«В какой стране находится старейшее в мире деревянное строение? А где находится самое большое? Они находятся в Японии. Первое - это храм Хорюдзи (построен в 607 году), второе - буддийский храм Тодайдзи (в современном виде реконструирован в 1709г., высота - 57 метров).

Буддийские строения имеют японские архитектурные особенности, хотя и длительное время подвергались влиянию Китая. В Японии можно найти немало роскошных архитектурных шедевров, включая и те, что находятся в древних столицах Нара, Киото и Камакура.

С конца XVI и на протяжении XVII века феодальные правители Японии соперничали друг с другом в искусстве возведения величественных замков, чтобы продемонстрировать свою силу и мощь. Наиболее знаменитым среди них является изящный замок Химэдзи.

Конечно, не только строительство традиционных зданий демонстрирует архитектурное мастерство японцев. С конца XIX века западная архитектура стала оказывать сильное влияние на Японию. Необходимо отметить, что японцы считают строения красивыми только тогда, когда они гармонируют с окружающей природной средой.

В настоящее время дизайн и строительные материалы отличаются от использовавшихся в прошлом, но традиционный акцент на гармонию с природой продолжает отражаться во многих творениях современных японских архитекторов, современная японская архитектура очень оригинальна, а присущие ей новаторские приемы вызывают особенно большой интерес…»

Это было вступление, а теперь поговорим подробнее обо всем этом. Вашему вниманию предлагаются фрагменты очерка японского исследователя в области архитектуры Набору Кавадзоэ «Японская архитектура». Материал был опубликован в середине 1990-х годов в специальной одноименной публикации под эгидой Министерства иностранных дел Японии.

Зарождение японской архитектуры

Страница о японской архитектуре из официального путеводителя Японской Национальной Туристической Организации, изданного в 2009 году.

«Большую часть японского архипелага занимают горные системы, причем горообразование, связанное с геологической активностью, продолжается до сих пор. Стремительные реки размывают горную по-роду, вынося ее в океан и делая речные долины еще уже и глубже.

Пять тысячелетий до нашей эры климат был приблизительно на 4 гра-дуса теплее, а уровень моря, вдававшегося в сушу, выше на несколь-ко метров. Внезапное похолодание вызвало понижение уровня океана. Так образовались речные долины, пригодные для земледелия. При-мерно 3 тысячи лет до нашей эры начали культивировать рис, тогда и появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые дву-скатной крышей. Позже подобные сооружения стали характерны для дворцовой архитектуры правителей племени Ямато. Простые люди практически по всей стране продолжали жить в землянках — квадратных жилищах с четырьмя столбами и закругленными углами стен.

Одновременно с началом земледелия по всей стране разгорелись войны. Вокруг поселений стали выкапывать рвы и возводить защит-ные сооружения. Для большей безопасности переселялись на холмы. Подобные укрепленные поселения в Древней Греции и по всей Евро-пе превратились в города, но в Японии, спустя некоторое время, они были покинуты и использовались для сооружения громадных усы-пальниц местных правителей. Полагают, что по всей стране по време-ни между 4 и 6 веками было возведено до 20.000 подобных усыпаль-ниц, называемых «кофун». Ничего похожего не было обнаружено в со-седних азиатских странах, да и в других странах мира.

«Кофун» имел различные формы: прямоугольную, круглую, прямо-угольную с одной стороны и круглую с другой. Самые внушительные из них по форме напоминают громадную замочную скважину, как наиболее древние могильники знати Ямато. Полагают это связано с им, что правители Ямато возглавляли коалицию, в которую входили Правители разных регионов. В наше время могильники покрыты густой растительностью и выглядят естественными холмами. Однако при сооружении их поверхность покрывалась камнями, и они одновремен-но являлись усыпальницами и молельнями. О первоначальном виде этих могильников можно судить по раскрытому уже в наше время кургану Госики Дзука в городе Кобэ. Самые крупные «кофуны» относятся к 5 ве-ку: могильники императоров Нинтоку и Одзина к югу от современно-го г.Осака. Протяженность усыпальницы Нинтоку составляет 486 мет-ров, по площади она больше любой из египетских пирамид. Более того, курган окружен тремя рвами и, рассматривая все сооружение це-ликом, можно сказать, что это самая большая в мире по своей площа-ди усыпальница. Курган Одзина несколько меньше по площади, хотя имеет большую внутреннюю вместимость.

Курган-усыпальница императора Нинтоку.

В то время частые наводнения привели к расширению речных до-лин. Рисоводство требовало постоянной борьбы со стихиями, что бы-ло не по силам малочисленным поселениям. К тому же, в отличие от Ближнего и Среднего Востока, где земледелие развивалось на больших площадях бассейнов крупных рек, в Японии пригодные для использо-вания долины были разделены реками и морем на многочисленные маленькие участки. Жители этих районов теснились друг к другу, а море и реки становились для них естественными линиями обороны. Местные правители организовывали работы по контролю за наводне-ниями.

Разбросанные по всей территории Японии курганы «кофун» свидетельствуют о существовании подобных земледельческих поселений той эпохи. С другой стороны, крупномасштабные ирригационные системы Ближнего и Среднего Востока привели к образованию мощных автократических государств. Свидетельства тому - внушительные египетские пирамиды и зиккураты (ступенчатые культовые сооружения) Месопотамии. Усыпальницы Нинтоку и Одзина также похожи на системы контролируемого орошения, однако в Японии не сложилось единого централизованного государства. История страны началась с возникновения альянса между отдельными «маленькими царствами».

Эти «царства» были разделены высокими, густо покрытыми лесами горными хребтами. Море и реки являлись единственными путями между ними. Для контроля и подчинения этих царств правителям Ямато требовался военный флот. Тогда и появились первые корабельные мастера, известные как семейство Инабэ. Ко времени формирования в 8 веке первого древнего государства, Инабэ уже занимались строительством на суше. Они сооружали дворцы правителей Ямато и другие постройки, не забудем упомянуть самое крупное в мире деревянное сооружение — храм Тодайдзи в городе Нара (современный облик Тодайдзи относится к 17 веку, первоначально он был намного крупнее). Если культуру рассматривать как некую структуру, а транспорт — как средство, позволяющее городам подчинять и контролировать провинцию, тогда плотники Инабэ были теми мастерами, которые воплотили эту структуру в жизнь. Можно даже сказать, что японская архитектура зародилась как «кораблестроение на суше».

Гигантские усыпальницы символизировали власть правителей Ямато. Хотя и внушительных размеров, но они стоят в одном ряду с тремя тысячами подобных курганов, построенных по всей стране. Они оказались непригодными для обозначения той трансцендентной силы, которая позже получила имя «император» (тэнно). Символ императорской системы — синтоистское святилище Исэ — явилось прототипом японской архитектуры. Оно было сооружено в 7 веке, когда в Японии установилась государственность, скопированная с «Римской Империи Востока» - Танского Китая.

Синтоистское святилище Исэ.

Синтоистское святилище Исэ.

Святилище Исэ состоит из двух комплексов: в то время, как один из них играет свою роль в синтоистском ритуале, другой возводится рядом с первым, причем в точности его копируя. Каждые 20 лет проводится церемония перемещения божества из старого комплекса в новый. Таким образом до наших дней дошел примитивный «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша. Конечно, это явно контрастирует с могильниками «кофунами»: целиком связанные с землей, они акцентируют значимость смерти и вечности. Приподнятый пол святилища Исэ отделен от земли. Акцент здесь на жизни, на том, что заново рождается и заново возводится. Значительная разница и в применяемой технологии.

В Древней Греции, и позднее в Европе, города возникали вокруг мощных замков, и в задачу архитектуры включалось не только строительство, но также инженерное дело и военная технология. Пирамиды Египта дают ранний пример этого. Однако в Японии сооружение замков и гигантских курганов-усыпальниц не обязательно относилось к архитектуре. Японское слово для такого вида строительной деятельности состоит из двух иероглифов — «земля» и «дерево» — и отличается по смыслу от архитектуры. Обычно оно переводится как «гражданское строительство», но если переводить более точно, получится «сельскохозяйственное строительство». Основная отличительная черта японской архитектуры — это ее внутренняя связь с кораблестроением и с технологиями обработки дерева.

Культура дерева

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой тех-никой каменного строительства. Однако, истоком японской архитек-туры явилось корабельное дело, и с момента зарождения на протяже-нии своей истории развития и до заимствования европейской культу-ры строительства в период Мэйдзи, японская архитектура использова-ла в качестве строительного материала исключительно древесину. На-верно ничего подобного не происходило в других странах, поэтому я называю японскую цивилизацию цивилизацией дерева.

Даже в наше время около 70% территории Японии занимают горы и леса. Это одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в про-шлом лесов было еще больше. Состоят они в основном из широколи-ственных Пород, но в качестве строительного материала предпочтение отдавали хвойным породам — кипарису и кедру. Уже в древности для поддержания лесных ресурсов практиковалось искусственное насаж-дение и восстановление лесов. Это тоже содействовало развитию куль-туры деревообработки.

Глинобитное и каменное строительство не требует металлических инструментов. Совсем другое дело — деревянное зодчество. Так, про-дольные пилы применялись в Японии уже со времени развития сель-ского хозяйства. Более важным, однако, является способ получения досок и деревянных блоков путем расщепления бревен вдоль волокон древесины при помощи клиньев, а затем обтесывания готовых досок. Это было возможно, так как хвойный кипарис, являясь основным строительным материалом, обладает тонкими и прямыми волокнами древесины. Для сравнения, в Европе применялись широколиственные породы, такие как дуб. В способе деревообработки кроется причина практически полного отсутствия изогнутых линий в японских по-стройках. Исключение составляет кривая линия крыши, которая по-лучалась путем прикладывания усилий на два конца длинной, тонкой, постепенно увеличивающейся по толщине, балки. Для японского зод-чего кривая была не противоположна прямой, а скорее являлась про-должением прямых линий.

Практически все японские постройки представляют собой комбина-ции прямоугольных элементов, за исключением павильона Юмэдоно в храме Хорюдзи (г.Нара) и трехъярусной пагоды храма Анракудзи (префектура Нагано), где в конструкции использованы восьмиуголь-ные элементы. Окружности появляются только в верхней части кон-струкций двухъярусных пагод, т.н. «тахото». Таким образом все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. Прямоугольные конструкции могут быть деформированы под действием силы, треугольные, конечно же, не могут. Несмотря на этот факт, все здания, за исключением треугольных секций крыш, состоят практически целиком из горизонтальных и вертикальных эле-ментов. Это компенсировалось за счет использования в конструкциях разных сортов дерева: гибкость кипариса отлична от твердости дуба. Кипарис был предпочтительней, т.к. любая жесткость в структуре де-лала ее чувствительной к разрушительному воздействию боковых на-пряжений, вызванных землетрясениями и сильными порывами ветра. Податливая конструкция поглощала такие напряжения. По той же причине почти все сооружения имеют стены с выступающими столба-ми. Хотя это также связано с тем, что во влажном климате спрятан-ные опоры более подвержены гниению, одновременно конструкция стен становится жестче. В качестве параллели можно вспомнить япон-ский вид спорта дзюдо, в котором сочетаются сила и гибкость.

В 3 веке появляется особый способ соединения элементов конструк-ции здания «нуки»: анкерные балки вставлялись внутрь опор, которые ими соединялись. Использование «нуки» означало, что даже довольно тонкие опоры стали способны выдерживать боковые нагрузки, гене-рируемые землетрясениями и штормами. Замена толстых опор, использовавшихся древними зодчими, на более тонкие привела к харак-терному со времени средневековья утонченному и стройному облику японских построек. Хорошим примером являются ворота синтоист-ских храмов, т.н. «тории». Камень, используемый для строительства, получился в результате колоссального геологического давления. Это превосходный «неподатливый материал». Тогда дерево можно назвать отличным «растяжимым» природным материалом, аккумулирующим пульсирующую жизненную силу, способную как бы одолеть земное притяжение и устремиться к небу.

Под влиянием китайской архитектуры в Японии вплоть до 9 века постройки красились в голубой, красный и другие яркие цвета. С улучшением железных инструментов деревообработки, акцент стал де-латься на красивую структуру самого дерева. К тому же, хвойные по-роды, особенно кипарис, богаты смолой и хорошо сохраняются даже без покраски. Это также отвечало стремлению японцев к естественной красоте.

Принцип горизонтальности

Павильон Кондо храма Хорюдзи.

Павильон Кондо храма Хорюдзи.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского зодчества. Для поддержки длинных карнизов вверху колонн использовались различного типа консоли, т.н. «токе». Также они служили для поглощения боковых напряжений от тяжести самой крыши. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских храмов. Примером является построенный в начале 8 века храм Хорюдзи — самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. В результате, при широком заимствовании китайской архитектуры, акцент на горизонтальности породил самобытный неповторимый облик японского зодчества.

Крыши буддистских храмов покрывались черепицей и различались по форме: шатровой либо шатрово-щипцовой. В отличие от них, двускатные крыши дворцов правителей Ямато и синтоистских святилищ, крытые травой, либо кипарисовой корой, имели угловую форму. Однако со временем получили распространение шатрово-щипцовые крыши с козырьком по фронтону; им придали легкий изгиб, и все это подчеркнуло горизонтальный характер постройки. Крыши храмов стали делать с более удлиненными свесами и крыть корой кипариса. Более широкие карнизы и приподнятый над землей пол во многом содействовали ощущению горизонтальности. Потолки были низкие, т.к. входящие в помещения люди садились не на стулья, а прямо на пол. В целом, вся форма зданий была плоской и разворачивалась в пространстве по горизонтали.

Строения выглядели плоскими не только внешне, они на самом деле были невысокими. Постройки в несколько этажей начали появляться гораздо позже и с течением времени они становились все менее симметричными. Кроме того, их располагали на местности таким образом, чтобы по мере приближения общий вид сооружения все время как бы обновлялся. Это отвечало стремлению слияния с природой и подчеркивало гармонию постройки с окружающими деревьями. Наверное и по этой причине не возводились сооружения в несколько этажей, хорошо заметные отовсюду.

Главный павильон Кондо храма Хорюдзи выглядит как двухэтажное сооружение, а пятиярусная пагода похожа на пятиэтажное здание. На самом же деле, внутри павильона находится статуя Будды, кажущийся «второй этаж» не имеет даже пола. Что касается пагод, то число ярусов могло быть любым, и у каждого яруса был свой карниз. Но основной элемент пагод — центральная колонна, проходящая через все ярусы от земли до шпиля. Под нее помещали «драгоценности», символизирующие пепел Будды, а все строение служило просто поддержкой для этой колонны. Пагоды, хотя и напоминают башни, были объектами поклонения, а не служили для осмотра окрестностей. Заметим, что колыбель японской культуры — города Киото и Нара — расположены в узких долинах между гор, с которых открываются прекрасные панорамы окрестностей. В Европе и странах ислама поднимались на башни, которые выражали устремленную в небо вертикаль. В Японии же пагоды символизировали собой недостижимые высоты, а карнизы, разделяющие каждый ярус по горизонтали, напоминали расправленные крылья.

Слияние архитектуры и интерьера зданий

Cвятилище Касуга.

Cвятилище Касуга.

Средневековые города Европы представляли единый огромный архитектурный комплекс. В Японии же городское строительство и архитектура рассматривались как отдельные явления, т.е. город и его составные части не были чем-то целым. Согласованию уделялось внимание между самим зданием и его составными элементами интерьера. Всегда учитывалась возможность демонтировать, переместить и заново собрать все здание на новом месте. Это касалось как обычных домов, так и крупного размера храмов. Здание рассматривалось как единая утилитарная вещь, что-то подобное кораблю, что в результате сказалось на слиянии архитектуры и интерьера здания.

На древнеегипетских памятниках только фараоны и их жены изображены сидящими, аналогично, на многих средневековых фресках Христос восседает на троне. Таким образом, стул обозначает символ статуса.

В Японии не использовались стулья, сидели на поднятом над землей полу. Сам дворец символизировал правителя, а позже императора. Аналогично, приподнятый пол синтоистского святилища символизировал местопребывание божества, «ками». Все религиозные церемонии проводились на открытом пространстве вокруг храма. Каждое божество должно было иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в синтоистском храме Сумиёси в г.Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. Также и в храме Касуга в г.Нара для 4 своих «ками» сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом, святилища.

Cвятилище Идзумо.

Cвятилище Идзумо.

Таким образом, само здание символизировало почитаемое божество, интерьер не имел практического значения. Однако, были и исключения, и одно из них - Главное Святилище Идзумо, построенное одновременно с храмами Исэ. Первоначально это было поистине грандиозное сооружение высотой 48 метров, причем организации внутреннего пространства было уделено особое внимание. Святилище было построено в т.н. стиле Тайся, самый ранний из сохранившихся до наших дней представителей этого стиля — относящийся к 16 веку синтоистский храм Камосу в г.Мацуэ. Святилище Камосу имеет очень высокий пол, расписанные красным и голубым потолки, изображающие облака, окрашенные в красный цвет внутренние столбы, перекладины и балки. В древности Идзумо боролось за власть с императорами Яма-то, отсюда проистекают те культурные отличия, выраженные в архитектуре Главного Святилища Идзумо.

Идея того, что само здание является символом почитаемого божества, была перенесена на буддистские храмы, заимствованные из Китая: в Кондо находится объект почитания, изображение Будды, а пагода является гробницей, вмещающей драгоценности, символизирующие «пепел» Будды.

В храме Хорюдзи павильон Кондо расположен справа, пятиярусная пагода — слева. Наполовину замкнутый проход вокруг них отгораживает священное пространство, в которое запрещается входить. Молящиеся располагались у Центральных Ворот перед храмом. Позднее, второй замкнутый проход «мокоси» был пристроен под карнизами Кондо и нижнего яруса пагоды для того, чтобы молящиеся могли быть ближе к Будде. Внутрь Кондо и пагоды вход запрещен, и можно приблизиться не далее этого «человеческого пространства».

Восточная Пагода храма Якусидзи.

Аналогично, вокруг каждого яруса трехъярусной Восточной Пагоды храма Якусидзи в г.Нара пристроен крытый «мокоси», отчего все сооружение с первого взгляда кажется шестиэтажным. На самом деле выше первого яруса внутри пагоды ничего нет, т.е. эти дополнительные «этажи» сделаны исключительно для внешнего вида с целью придать религиозному сооружению менее строгий облик, придать ему привлекательный, «гуманный» вид и большее очарование. Это полностью относится и к святилищу Исэ, где под широкими свесами крыши сооружен коридор с балюстрадой, окружающий все здание.

Однако, в дальнейшем во внутреннем пространстве храмов были выделены место для Будды (внутренний алтарь) и место для почитания (внешнее святилище).

В этом отношении особенно интересен Здание с шатровой крышей было сооружено в 8 веке. В конце же 13 века, одновременно с реконструкцией павильона Большого Будды (Дайбуцудэн), к Хоккэдо было пристроено внешнее святилище для молящихся с шатрово-двускатной крышей, что придало всему сооружению необычный вид.

И все же, даже после включения «человеческого пространства» в структуру храмов подобного типа, ощутимо напоминали о себе времена, когда службы проводились во дворе. Так, в храме Киёмидзудэра на склонах горы Хигасияма в Киото специальный настил обозначает пространство внешней молельни. Поддерживают настил высокие колонны, скрепленные горизонтальными и вертикальными анкерными балками! Крытой кипарисовой корой большой крыше сочетанием выпуклых и вогнутых элементов придана волнообразная форма.

В отличие от буддистского, синтоистский храм имеет сооружение «хондэн», где обитает божество, и соединенное с ним помещение для молящихся, «хайдэн». Синтоистский храм Ицукусима построен на острове внутреннего Японского моря вблизи г.Хиросима. Во время отлива он как бы плывет по поверхности воды. Хорошо различимы «хондэн» и «синдэн», за ними — лодочный причал и далее очень красивые «тории». Вокруг располагаются сцена для представлений театра Но и другие сооружения, все вместе они соединены в одно целое проходом. «Хондэн» синтоистского храма Кибицу в г.Окаяма имеет внешнее святилище, внутреннее святилище и алтарь, которые сооружены на земляных насыпях на разном уровне в виде террас. Идея такого пространственного деления идет от синтоистских храмов, родственно связанных со святилищем Идзумо.

Павильон Лотоса (Хоккэдо) храма Тодайдзи.

Павильон Лотоса (Хоккэдо) храма Тодайдзи.

Еще лучше особенности японской архитектуры проявились в жилых постройках. Императору по статусу полагалось находиться во дворце с приподнятым над землей полом (как бы на троне, укрытом сверху крышей). С течением времени вокруг императора возник класс аристократии, что вызвало появление соответствующего стиля архитектуры. Он известен как «синдэн-дзукури»: к основному пространству (ядру) помещения примыкают спереди и сзади, либо по всему периметру крытые дополнительные пространства. Здесь во время официальных церемоний и в других случаях, сидя на полу, размещались придворные. Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек — Киото Госё (императорский дворец), реконструированный в 17 веке.

Граница между основным помещением и крытой дополнительной пристройкой видна по уступу на крыше из кипарисовой коры, подтверждающей резкое разделение на «пространство императора» и «пространство придворных». В «синдэн» (буквально: «спальный зал») придворные могли также жить, в этом случае наивысший чин находился в основном помещении, а все остальные ниже чином располагались в крытых пристройках. Этих людей звали «тэндзё-бито» (люди, живущие на приподнятом полу) в отличие от простолюдинов, которых называли «дзигэбито» (люди, живущие на земле).

Синтоистский храм Ицукусима.

Синтоистский храм Ицукусима.

Во времена, когда церемонии проводились на открытом воздухе перед дворцом, интерьер не имел большого значения. С появлением стиля «синдэн» внутреннее пространство получило развитие, но фактически оставалось открытым наружу: на границе внутреннего помещения и внешнего помещения на петлях вешались решетчатые ставни, которые поднимались днем и опускались на ночь. Внутреннее помещение не разбивалось на более мелкие зоны, только предусматривалось несколько спальных комнат и комнат для хранения вещей. Каждый раз при проведении церемоний выставлялись необходимые вещи, окруженные ширмами, которые защищали от ветра и постороннего взгляда. В качестве сидений раскладывались легкие «татами» (соломенные циновки) зеленого цвета и с орнаментом для императора и министров.

Вполне ясно, что жизнь придворных в то время всецело определялась нормами этикета и сложившимися правилами. Однако со временем правители и военные начальники в провинциях получили большую власть. Их стиль жизни приобрел утонченность и более отвечал личным потребностям, что сказалось в изменениях планировок интерьеров. Во-первых, места, закрепленные за главенствующей знатью, постоянно были устланы «татами». Позднее пространство внешнего помещения также стало застилаться «татами», в результате оказался покрытым весь пол. Временные ширмы и занавески были заменены на раздвижные деревянные двери и «фусума» (деревянные рамы, затянутые полупрозрачной бумагой) для разграничения отдельных комнат.

Киото Госё - церемониальный зал императорского дворца в Киото.

И по сей день во многих японских домах «фусума» используют для разделения внутреннего пространства: когда требуется увеличить размер помещения — убирают «фусума», точно так же, как в прежние времена применяли переносные ширмы. Раздвижные двери определяли внешнюю границу помещения. Такие двери, ставшие привычным элементом современных зданий, в действительности являются японским изобретением. Для соединения опор с дверьми круглые столбы были заменены на квадратные. Возможность деления помещения на несколько комнат сказалась и в конструкциях потолков. В главной комнате делали ниши с рядами полок, которые могли быть украшены курильницами и цветочными аранжировками. Такой стиль интерьера известен как «сёин».

Детали интерьера по своему размеру делаются с учетом «человеческого тела». Поэтому размеры «татами», укладываемых на полу, а также раздвижных ширм в помещении должны соответствовать этому «масштабу». Отсюда возникает особая система измерений, называемая «кивари». Она основывалась на расстоянии между центрами опор здания и на толщине самих опор. Размеры всей постройки, за исключением искривленной части крыши, рассчитывались пропорционально толщине опор.

В результате применения такого метода расчета размеры «татами» могли несколько меняться в зависимости от размера комнаты; в стиле «сёин» размер «татами» согласован с площадью помещения. Но с развитием массового производства и централизованного распределения возникла потребность в использовании готовых стандартных «татами». В итоге был разработан метод «татами-вари». Он включает систему измерений, базирующуюся на расстоянии между внешними краями двух соседних опор.

Императорский дворец Кацура.

Императорский дворец Кацура.

Метод «татами-вари» широко использовался в домах горожан и купцов, но старейшая сохранившаяся постройка, в которой использовалась эта система — принадлежавший членам императорской семьи дворец Кацура. В архитектуру дворца были привнесены элементы дизайна, характерные для увеселительного квартала Киото. Использование точно определенных стандартов, таких как расстояние между опорами, придает зданию в стиле «сёин» общую строгость. Однако во дворце Кацура, где была применена система «татами-вари», подобная строгость преодолена и достигнута чудесная гармония. Архитектура дворца знаменует переходный этап от стиля «сёин» к стилю «сукия», в котором, отказавшись от системы «кивари», применили свободную компоновку, но в то же время, поддерживали структурную форму здания с помощью «татами-вари».

Дворец постоянно достраивался в течение 50 лет усилиями двух поколений семейства Хатидзё-номия. Представитель первого поколения, Тосихито, воздвиг Старый Сёин, здание с двускатной крышей, выходящее фасадом в сад. Оно имеет открытый и непритязательный облик. Средний Сёин, построенный по случаю женитьбы сына, Тоситада, передает ощущение уюта, тогда как Новый дворец имеет сложную, но одновременно и естественную структуру.Многочисленные элементы конструкции Дворца отличаются по размеру и форме, но все здание сохраняет определенную легкость. Элементы хорошо сочетаются между собой и дают общую правильную зрительную перспективу за счет постепенно понижающихся свесов крыш. Все это вместе с мягким распределением светотени от покрытых просвечивающейся бумагой дверей «сёдзи» и от белых стен, неокрашенных дверей и деревянных опор, придает всему зданию тонкую гармонию.

Использование системы «кивари» в стиле «сёин» приводило к ячеистой планировке, сооружение представляло собой сочетание однородных пространственных структур. Здания в стиле «татами-вари» соединяли независимые по размеру пространственные ячейки. Однако, в любом случае, комнаты вполне вписывались в общую целостность постройки. Мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была «тясицу» — комната для чайной церемонии, стараниями Сэн но Рикю превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.

Замки и хранилища позднего средневековья

Замок Химэдзи.

Замок Химэдзи. Японский журнал «Ниппония», выходивший в 2000-е годы под эгидой японского МИДа, отмечал о подобном снимке замка Химэдзи: « Показаны тэнсюкаку (главная башня) и сётэнсю (меньшие башни) замка Химэдзи. Треугольные вершины на крыше отражают стиль тидори-хафу а волнистые элементы выполнены в стиле кара-хафу. Линии крыши, сочетаясь, порождают элегантную красоту».

С 9 по 13 век размер обрабатываемой земли в Японии не увеличивался. Однако уже с 14 по 16 век площадь сельскохозяйственных угодий возросла в 3 раза в результате подъема экономики отдельных княжеств, контролируемых военными правителями. Это был период междоусобных феодальных войн, когда в стране фактически не было единой власти. Многие из этих прославленных военачальников с большим мастерством занимались инженерным делом. Свои умения они применили при сооружении замков, окруженных высокими стенами и глубокими рвами с водой, что стало первыми в истории Японии элементами городской архитектуры. Две башни замка Химэдзи как бы парят над высокой каменной стеной, а вместе они составляют полную гармонию. Однако, инженерные сооружения — ров и стены, и архитектурные сооружения — башня и другие строения замка, имеют совсем различные истоки. Возведение дома на каменной кладке прежде всего ассоциировалось с богатым крестьянским хозяйством и имеет мало общего с городским жилищем. А каменные стены вообще явно сельского происхождения.

Главные башни замков, в отличие от древних пагод, действительно были первыми смотровыми башнями. Как отмечено выше, пагоды строились для того, чтобы смотреть не с них, а на них. Другие высокие сооружения были очень немногочисленны - павильоны Кинка-кудзи и Гинкакудзи и некоторые парковые постройки в два, либо три этажа, служившие для любования садом сверху. Можно также упомянуть высокие ворота Санмон храма Тофукудзи. Таким образом, главные башни замков, построенные для осмотра прилегающей территории, стали первыми в истории Японии высотными сооружениями. Они в прямом и переносном смысле открыли совершенно новые перспективы: в самом деле, тогда же появились первые изображения городов с высоты птичьего полета.

В замках в противопожарных целях применяли технику белой глиняной штукатурки. Прежде эта техника использовалась при строительстве огнеупорных складов и хранилищ, т.н. «кура», которые пристраивались к жилым помещениям. Многим иностранцам непонятно, почему все здание не сделать огнеупорным. Это непонимание вполне объяснимо, т.к. за границей нет аналогов японским «кура». Во всяком случае, реально невозможно сделать помещение огнеупорным и одновременно жилым, даже применяя каменную или кирпичную кладку. Японские «кура» были полностью огнеупорны, и важным их конструктивным элементом были железные двери, которые перекрывали приток воздуха. Причина, почему делали такие хранилища, крылась в традиции, возникшей еще в зданиях стиля «синдэн», хранить неиспользуемые детали меблировки, вещи и посуду в особом помещении. Только самое необходимое для повседневной жизни оставалось в комнатах, все остальное находилось в хранилище — лучшие вещи и посуда для гостей и для специального использования, зимние вещи в летний сезон и наоборот, а также, в случае торгового дома, запасы товаров. Такое разделение на жилой дом и хранилище, конечно, определяло и особый стиль жизни.

В 17 веке численность населения Эдо (нынешнего Токио) превысила миллион жителей, он стал одним из крупнейших городов мира. За его 250-летнюю историю более 40 больших пожаров уничтожали центр города. Несмотря на это, буквально через несколько дней после очередного пожара торговля и другая деятельность полностью возобновлялась на прежнем месте. Это было возможно только благодаря огнеупорным «кура». Причем интересно, что каждый пожар вызывал увеличение спроса на товары. В самом деле, Эдо с каждым подобным происшествием становился еще более преуспевающим городом. В современном Токио не бывает больших пожаров и больше нет «кура», хотя здания регулярно сносятся и заново отстраиваются, вероятно, в силу исторической привычки, зародившейся еще в 17 веке в Эдо.

Городское строительство

Ставший столицей в 8 веке город Хэйдзё застраивался по прямоугольной схеме, полностью имитируя Чанъан — столицу Танского Китая. В это время Япония усваивала китайскую культуру. Тогда же был сооружен храм Тодайдзи, вмещавший Большого Будду - самую крупную в мире бронзовую статую, а также по аналогичному прямоугольному плану построены провинциальные города и сооружены централизованно управляемые буддистские монастыри в 40 разных областях всей страны. До появления в позднее средневековье замков эти монастыри были самыми крупными сооружениями Японии. Намного позже, в 16 веке, замки, призамковые и портовые города появились в 140 местах по всей стране. Неодинаковые по размеру и топографии, эти города были распланированы по схожей зонной схеме. Осуществление подобных грандиозных строительных проектов было выдающимся достижением. В самом деле, наверно только японцы из всех народов мира не один раз, а даже дважды предприняли строительство от 30 до 100 и более новых городов одновременно по всей стране.

Острова японского архипелага протянулись на большое расстояние с северо-востока на юго-запад, что объясняет наличие различных климатических и природных зон. Однако, архитектура Японии не отличается местными вариациями. Хотя региональные особенности заметны в крестьянских усадьбах, к примеру, в типах крыш. Усадьбы определенного социального уровня имели одинаковые характерные компоненты, общие для всей страны. В них были хозяйственные помещения с земляным полом, помещения с дощатым полом и комната, покрытая «татами». Помещение без деревянного пола имеет своим истоком жилища-землянки доисторических японцев, комнаты с полом из досок соответствуют классическому стилю «синдэн», а комната с «татами» — позднесредневековому стилю «сёин». В периоды двух больших бумов в строительстве городов эти архитектурные элементы просачивались в сельские районы. Многие провинциальные городские центры и поддерживаемые государством монастыри с течением времени полностью исчезли, но призамковые и портовые города поглощали избыточное население, растущее по мере развития сельского хозяйства, и превращались в региональные центры.

Практика нивелирования холмистых земель для сельскохозяйственного использования привела к частым наводнениям и другим разрушительным последствиям. Однако в 17 веке произошли изменения в природопользовании: стали уделять внимание сохранению природной среды и возобновлению лесных угодий. Темпы традиционного земледелия снизились, расширилось коммерческое производство хлопка и шелка. В течение периода «закрытия страны» была принята общенациональная система распределения.

Строительная деятельность на базе стандартизированных методов «кивари» и «татами-вари» также включилась в новые экономические рамки. Плотники, имея только общий план постройки в виде точек и линий, заранее изготовляли различные конструкционные детали, а затем сразу собирали здание на готовом месте и, если было необходимо, могли спустя какое-то время разобрать и снова собрать здание на новом месте. Этот метод сейчас называется сборным строительством. То же самое касалось и деталей интерьера: по крайней мере до Второй мировой войны система «тата-ми-вари» позволяла людям, переезжающим на новое место, брать с собой «татами» и другие детали обстановки, «фусума» и «сёдзи». Все это они забирали вместе со своими личными вещами в новый дом, уверенные, что «татами» и прочие детали точно подойдут к любому помещению в доме. Такая система стандартных размеров также при-менялась к комодам и другой мебели, что стимулировало товарное производство. Например, производством одной «фусума» занималось более 10 различных мастеров. Такое разделение труда, по всей види-мости, не применялось ни в одной доиндустриальной стране. Именно это было основой японской архитектуры, скорее напоминающей точ-нейшее инженерное дело, а также проложило дорогу к современной индустриализации страны.

Интеграция с Западом

Реформистское правительство, покончившее с феодализмом в 1868 году, в целях приобщения к западным нормам и организации совре-менной государственности, решило, в частности, перенять западный стиль, например, в одежде и городском строительстве. С этой целью многие архитекторы из США и Европы были приглашены в Японию для оказания помощи в проектировании общественных зданий и фаб-рик. В 1871 году для подготовки своих специалистов была открыта вы-сшая школа Кобу Дайгаку, предтеча архитектурного отделения Токий-ского Университета. Роль иностранных экспертов была отнюдь не ма-ловажной и проповедуемые ими западные архитектурные принципы были успешно усвоены строителями по всей стране. Позднее группа японских мастеров разработала более точный вариант измерительных систем «кивари» и «татами-вари» и развила специальную геометрию, известную как «кикудзюцу» (буквально, искусство линейки и цирку-ля) для целей архитектурного проектирования. В ней использовались основы геометрии и тригонометрии, которые до этого считались изо-щренной математикой. Последняя включала систему вычислений, по-добную системе Лейбница, но разработана в Японии была раньше не-го. Точность этой системы в начале 19 века была сопоставлена с точ-ностью современной картографии. Строители по всей Японии изуча-ли труды западных архитекторов, приглашенных правительством в страну. Проекты и технологические разработки, почерпнутые из их трудов, а также полученные при знакомстве с построенными в гг. Иокогаме, Кобэ и Нагасаки зданиями в западном стиле, были переве-дены на японские стандарты и в систему «кикудзюцу». Другими сло-вами, строители охотно применяли эти проекты и разработки, исполь-зуя свои собственные методики. Позднее они построили правительст-венные здания и школы по всей стране, архитектурный стиль которых часто называют псевдозападным стилем…»

Эти фрагменты приведены по очерку Набору Кавадзоэ «Японская архитектура», опубликованному в середине 1990-х годов (точная дата на издании не указана) в специальной одноименной публикации под эгидой Министерства иностранных дел Японии.

В наши дни Японии успешно сочетает традиционную архитектуру и западные веяния. В основу строительства новой Токийской телебашни, начатой в прошлом - 2009 году, как сообщается, будет положен принцип удержания устойчивости за счет гибкости, используемый в старинных японских пагодах. Японские исследователи, в том числе и Набору Кавадзоэ в других главах приводимого здесь очерка, указывают,что «за всю историю страны не разу не было зарегистрировано случая падения пагоды, либо надводной башни, от колебаний почвы при многочисленных сильных японских землетрясениях».

Подготовка и примечания сайт

Использовались фотографии с сайта Управления императорского двора Японии.



Похожие статьи