Восстановление речи при моторной афазии. Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии Конспект занятия при эфферентной афазии

26.10.2023

Логопед - афазиолог

Компьютерные программы для занятий

Информация

Упражнения для восстановления речи после инсульта при афазии

Уважаемые пациенты и родственники!

В этом разделе предлагаю обсудить основные приёмы, направленные на восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Обширную информацию с подробным описанием Вы можете найти в литературе, которая представлена в СПИСКЕ. В этой статье будем обсуждать только основные моменты, так как для занятий с каждым пациентом можно использовать десятки самых разнообразных приемов, и указать их все не представляется возможным.

На практике очень редко встречаются чистые (истинные) формы афазий, особенности которых Вы найдёте как в литературе, так и на страницах этого сайта. Из этого следует, что восстанавливать речь больного по какому - то шаблону просто недопустимо, хотя, основные этапы всё - таки следует соблюдать.

Занятия по исправлению речи у взрослых больных принято называть восстановительным обучением, которое начинается сразу же при выходе больного из тяжелого состояния в острый период заболевания. При этом учитываются возможности пациента, вырабатывается установка на коррекцию речи. В начале продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут, затем продолжительность увеличивается, и достигает к концу острого периода заболевания (инсульт – это 21 день) 10 – 15 минут. На технологию восстановительного обучения у разных специалистов разные мнения. Кто – то рекомендует сразу же после выписки из стационара заниматься 2 – 3 раза в неделю без перерывов на лето, отпуск, поездки на дачу. Я же считаю такой подход неприемлемым и настаиваю на том, что необходимо проводить восстановительное обучение в виде отдельных курсов по 1 – 2 месяца с частотой занятий не менее 2 раз в неделю с последующим перерывом на отдых (во время которого, как показывает опыт, также отмечается положительная динамика в речевой сфере пациента).

Много вопросов задают родственники наших больных о предположительных сроках полного восстановления речи (когда заговорит?), на которые ответить крайне сложно. Любовь Семеновна Цветкова выделяет следующие факторы, влияющие на восстановление речевой функции:

Этиология (причина) заболевания. Если афазия сохраняется более 2 недель - то для спонтанного восстановления шансов мало, необходимы занятия. Афазии, возникающие в результате черепно – мозговой травмы, имеют более благоприятный исход по сравнению с афазиями, возникшими при сосудистой патологии головного мозга.

Обширность очага поражения.

Исходная степень тяжести нарушений речи.

Период от начала заболевания до первого обследования речи и начала занятий.

Форма афазии. Хуже всего – тотальная афазия (не понимает, не говорит). При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной афазии.

Доминантность по руке. У левшей симптоматика афазии менее выражена, а восстановление бывает более полным и выраженным.

Возраст. Мнения ученых разноречивы. Возраст не является единственной причиной, а входит в комплекс других неблагоприятных факторов, который отягчает динамику восстановления.

Александр Романович Лурия считал, что для спонтанного восстановления речи имеются благоприятные условия у больных с глубоким расположением очага поражения мозга, а также с отсутствием поражения корковых речевых областей при кровоизлиянии в мозг.

В разных источниках, в том числе и в Интернете можно найти данные о наиболее благоприятном периоде проведения восстановительного обучения. Период до 6 месяцев от начала заболевания считается самым благоприятным (речь восстанавливается более быстрыми темпами), также, руководствуясь собственным опытом можно сказать что период до 1 года является не менее плодотворным для работы. Но можно встретить и такие цифры, как 2 года и даже 5 лет. Поэтому в нашей клинике, когда пациент готовится к выписке домой, проводится беседа с родственниками о сущности речевой патологии, определяется тактика восстановления речи в домашних условиях, обучаем их простым логопедическим приемам, готовим пособия для занятий. Проводится работа по консультированию родственников с помощью сайта. В настоящее время при отсутствии логопедического сопровождения после выписки из стационара, это очень актуально и востребовано.

Теперь ближе к теме. Я рассчитываю на то, что вы знаете, какая форма афазии выходит на первый план в речевом статусе пациента. Ну, или догадываетесь. Если речь вообще отсутствует, то показать пациента специалисту просто необходимо, в таком случае выполняйте только рекомендации, приведенные ЗДЕСЬ.

Материал для занятий по восстановлению речи при афазии (на ранних стадиях) скачать

Эфферентная моторная афазия.

Проблемы: трудности начала фразы, не переключиться со слога на слог (инертность), с одного слова на другое (зависит от степени тяжести нарушений речи). Напоминает заикание.

Цель: преодолеть инертность в речевом процессе.

медленное, напевное, протяжное произнесение счета 1 – 10, дней недели, фраз, бытовой речи отстукивание ритма рукой;

заканчивание фразы нужным словом (договаривание пословиц, поговорок);

пересчет предметов, затем с опорой на числа;

игры: лото, шашки, шахматы, конструкторы, игральные карты;

выделение отдельного слова из ряда, например любой одной цифры при счете до 10 – ти;

метод противопоставлений (черный – белый и т.п.). Одно слово говорит родственник, другое – пациент;

вербализация действий (больной пытается проговорить что он делает);

приём письма и чтения.

Афферентная моторная афазия.

Проблемы: нарушение артикуляционных укладов, поисковые реакции губ, языка в момент произнесения.

Цель: восстановление артикуляции.

чтение стихов, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма фраз;

классификация предметов по выделенным признакам;

игры: лото, домино, шахматы, шашки, предметное лото;

счет 1 – 10, дней недели,

на начальных стадиях письмо и чтение не подключаются, а лишь на более поздних – производится работа по выделению звукобуквенного состава слов.

Проблемы: отсутствие активной, продуктивной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов. Короткая, рубленая фраза. Длительная пауза между словами. Сохранно повторение, называние, понимание речи, письмо и чтение.

Цель: исправить дефекты внутренней речи, восстановление способности актуализировать слова – глаголы, восстановление программирования высказывания.

ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да» , «нет»;

стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету;

раскладывание подписей под картинками;

чтение хорошо знакомых слов и фраз;

накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом;

чтение и пересказ текстов (при наличии возможности);

«ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;

составление поздравительных открыток, писем и т.д..

Проблемы: нарушение понимания речи, наличие в речи обилия бессмысленных слов (логоррея), нарушение контроля за собственной речью.

Цель: восстановление понимания обращенной речи и устной речи, нарушенной вторично.

показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям и другим признакам;

показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;

показ частей тела на картинке и у себя;

выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;

выполнение простых устных инструкций;

раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

письмо слов, слогов и букв по памяти;

«озвученное чтение» отдельных букв слогов и слов;

дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

заполнение пропусков во фразах;

письмо под диктовку слов и простых фраз;

прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов по плану и без плана;

чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов.

Проблемы: сужение объема восприятия речи на слух, дефекты зрительных предметных образов.

Цель: восстановление зрительных предметных образов и связи их со словом, увеличение объема восприятия.

выполнение 2-3 звеньевых устных инструкций;

прослушивание текстов и ответы на вопросы по содержанию текстов;

письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;

чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти); повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз;

заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;

повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 секунд, через 1 минуту после первого предъявления;

составление устно предложений по опорным словам;

классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов сначала по подробному плану, затем - по свёрнутому, затем - без плана;

развёрнутые диалоги на внеситуативные темы.

Проблемы: нарушено понимание логико – грамматических конструкций (передают систему отношений слов, например «отец брата или брат отца»), понимание отдельных слов – сохранно.

Цель: преодоление дефектов восприятия предметов в пространстве, восприятия «левого» и «правого».

схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;

изображение плана пути, комнаты;

конструирование по образцу, по словесному заданию;

работа с географической картой, с часами.

заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

составление предложений с заданными союзами.

импровизация на заданную тему;

толкование сложных по смысловой структуре слов.

Проблемы: нарушение номинативной функции речи (называния предметов), дефекты выбора нужного слова из всплывающих альтернатив.

Цель: расширение активного словаря, восстановление восприятия образов – представлений в зрительной сфере.

вычленение существенных признаков предметов (объектов, явлений);

показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;

показ частей тела по тому же принципу;

анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;

смысловое обыгрывание слов в контекстах;

классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова.

Что такое Афазия?

системное нарушение речевой функции, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга в период речевой зрелости

в настоящее время выделяют шесть форм афазий

Афазия - это синдром, как часть более глобального заболевания - последствия поражения мозга различного характера: сосудистого, травматического, опухолевого, нейроинфекционного

Ссылки

email: Реабилитация речи после инсульта, консультации, логопедические упражнения при афазии.

Логопед - афазиолог

Восстановление речи после инсульта

Подбор упражнений для самостоятельных занятий

После перенесенного инсульта, часть 4

Восстановление понимания речи

При всех формах афазии понимание речи в той или иной степени постепенно восстанавливается не только под влиянием логопедических занятий, но и в результате ежедневного общения больного с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач. Однако не грубые, но досадные для больного нарушения понимания речи могут отмечаться еще длительное время. В этом случае что делать для улучшения понимания речи?

У неговорящих больных необходимо продолжать тренировать слуховое внимание как к отдельным словам, так и к различным звеньям предложений. В неторопливом темпе больного просят показать окружающие его предметы или картинки, изображающие их, сначала по одному предмету, затем по два сразу и по три. Например: «Покажи вилку, тарелку, хлеб», «чашку, сковородку и нож».

Задание можно усложнить: «Покажи то, чем режут, то, из чего пьют». Нередко больные лучше понимают название предметов и хуже понимают названия действий и предлогов. Поэтому им дают задания с выполнением действий: «Застегни. расстегни. положи на. положи перед стаканом, в стакан, за стакан, около стакана». Если больной выполнил задание неточно, ему показывают требуемое действие с предметом.

Больные с сенсорной афазией обычно долго не различают на слух близкие по звучанию слова. Поэтому для них схематично рисуют в тетради дом, том (книгу, на которой обозначено - т. I), бочку, почку, дочку, точку, дачку, тачку, траву, дрова и тому подобное, и к этим картинкам делают подписи. Больного просят показать тот или иной рисунок или подпись к нему, а для самостоятельной работы предлагают выписать в тетради из любого текста (например, из текста газетной статьи) слова, начинающиеся на б, п, д, т, с, з, г, к. В результате, как правило, представление больного о звуках речи постепенно улучшается.

Даже с относительно легкой степенью нарушения речи больные с сенсорной афазией также испытывают некоторые трудности в ее понимании, особенно если одновременно говорят с ними два-три человека. Родным и близким необходимо это учитывать при общении с больным.

При моторных формах афазии восстановлению понимания речи содействуют занятия устной речью: чем лучше больной произносит слова, чем легче строит предложение, тем лучше он и понимает.

У некоторых больных с моторной афазией грубо нарушено произношение даже самых простых звуков. Таким больным следует подсказывать артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п». Прежде чем предложить больному повторять звуки за обучающим, надо в спокойной обстановке помочь ему научиться открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, высовывать язык, надувать щеки, поднимать язык к верхним зубам.

Когда больной сможет выполнять эти действия, предлагают произнести звук «а», широко раскрыв рот, звук «у» - стянув губы в дудочку; сомкнув губы, произнести звук «м». По мере овладения произношением отдельных звуков приступают к разучиванию простых звукосочетаний и слов: ау, уа, мама, му, ум, ам. Очень важно научить больного следить за артикуляцией обучающего. Сначала больной с трудом будет находить характерные для каждого звука движения языка и губ. Для облегчения можно нарисовать ему внешнюю схему этих артикуляций: «а» - большой кружок, «у» - маленький кружок, «м» - сомкнутые губы.

Обычно, чтобы научить больного с нарушением артикуляции произносить простейшие звуки, приходится затрачивать много сил и терпения. Губы его не будут сразу подчиняться, находить нужную позицию. Освоив относительно простые звуки: «а», «у», «о», «м», приступают к упражнениям, необходимым для произнесения несколько более сложных в отношении артикуляции звуков: «в» (закусить слегка нижнюю губу), «г» (упираться языком в передние зубы так, чтобы был виден кончик языка). Из этих звуков и составляются первые простейшие слова: «тут», «там», «Тата», «Вова», «Тома», «вот». Все освоенные звуки записываются в тетрадь. Больного надо научить находить букву, соответствующую звуку, и уметь ее вслух прочесть.

Затем обучают произношению звуков «с», «п», «и», «к», «я» и других, из которых строятся несложные фразы: «я сам. », «я тут. », «я ем суп. », «я хочу пить» и т. д. Больные с нарушением артикуляции могут еще в течение долгого времени неправильно произносить некоторые звуки, а наиболее сложные из них (в артикуляционном отношении - «л», «р») опускать. Например, в слове «хо-ошо» (хорошо), «пивет» (привет). Ни больного, ни занимающегося с ним это не должно смущать. Не рекомендуется задерживать освоение активного словаря из-за того, что некоторые звуки произносятся неверно.

Важно, чтобы больной начал пользоваться словами еще до того, как его произношение станет полностью правильным и свободным.

По мере освоения произношения целых слов и коротких фраз, больной учится их складывать из фишек разрезной азбуки, читать и писать под диктовку.

Складывание букв из фишек разрезной азбуки помогает восстановлению письменной речи. Вначале складывают короткие, часто употребляемые в речи слова, например: «дом», «суп», «чай», «каша», «рука», «очки», «часы», «окно», имена близких людей (Маша, Коля и т. д.). Больной должен видеть образец составленного из букв слова, затем складывать его по памяти. Постепенно у него появляется возможность составлять все более сложные слова.

Важным этапом в работе по восстановлению речи является совместный с больным анализ слов, отличающихся близким составом звуков. Например, дом-дым, бак-бок, бык-бук, пить- петь, мак-рак-бак-лак, дом-ком- том-сом, рот-кот-бот-пот, мука- рука, Даша-Маша-каша-Саша, нож-ночь-нос-ноль, ком-кот-кок-кон-кол-код, пишет-пашет- пышет, наша-Наташа, бук-буква- букварь, лак-кулак, сорт-торс- рост-трос, лист-лифт.

Каждое из перечисленных слов произносится обучающим (в роли этой может выступать родственник или знакомый больного), а затем повторяется больным, который одновременно должен найти на картинках изображения того, что называет.

С целью восстановления представлений о звуковом составе слов рекомендуется давать задания на восстановление пропущенных букв: ян-арь, ср-да, пят-ица, в-скресенье, м-рт, Ки-в, Кр-м, Ку-ск, Таш-ент, Мурм-нск, Bo-га, Ен-сей и т. д.

С теми больными, у которых произношение отдельных слов с называнием предметов и действий восстановилось (либо не было нарушено), проводится работа над составлением фраз. Для этого больному предлагают сюжетные картинки, иллюстрации к журналам, газетам для вольного пересказа.

При этом часто неверно употребляются окончания существительных и глаголов, пропускаются или заменяются предлоги. Помогают в этих случаях вопросы, которые следует задать больным, чтобы облегчить не только выбор нужных слов, но и нахождение правильных окончаний. Например: «Кто пишет письмо? - Сын. Что сын делает? - Сын пишет. Что сын пишет? - Письмо. Кому он пишет? - Отцу. О чем он пишет письмо? - О своих делах».

Кроме того, восстановлению помогает нарисованная в тетради схема предложения, хорошо известная со школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение (с вопросами к каждому слову). Для самостоятельной работы больному можно задавать по 5-7 упражнений на заполнение в предложении пропущенных букв, слов (предлогов, глаголов, существительных), их окончаний. Например: «Дети идут. школу. Машина стоит около. Птица. из клетки. Дети возвращаются из лес. »

Вот несколько типовых упражнений для восстановления устной речи при моторной афазии, подобные которым можно составить по школьным учебникам.

1. Вставьте пропущенные глаголы: Рассказ «Сын». Моему сыну 10 лет.

Он. в четвертом классе. После работы я всегда. с сыном. Спрашиваю его, что он сегодня. в школе, какие отметки. на каких уроках его. к доске».

«На прогулке». В субботу мы всей семьей. за город. Дочь. с собой фотоаппарат, сын. удочки. Мы. небольшой костер, . уху, . песни, . грибы».

В конце текста пропущенные слова приводятся для справок.

2. Вставьте пропущенные предлоги: «Недалеко. деревни было большое,

глубокое озеро. Один раз два мальчика, Коля и Юра, пошли. озеро, . берега они увидели плот».

«У нас. даче всегда весело. Дети бегают. дорожкам сада, строят. песка крепости, носят. ведерках воду и поливают. лейки цветы».

3. Допишите предложения: «Мы рады, что. Я доволен, что. Я рад, что. »

4. Составьте предложения по опорным словам: молния - башня; пруд -

ласточка; дерево - иней; пароход - пристань; птица - небо.

5. Напишите предложения со словами: проснулся, поют, готовит, гуляем, собирает, шумит, светит.

8. Объясните словосочетания: развесить белье, развесить уши; смотреть кино, смотреть сквозь пальцы; повесить пальто, повесить нос; расшатать гвоздь, расшатать здоровье; завоевать уважение, завоевать страну.

9. Допишите окончания существительных: «Мальчик ушел из школ. На дерев. сидит белка. Карандаш лежит на стол. Собака убежала из конур. »

10. Ответьте на вопросы: «Куда вы идете? С кем советуется больной человек? О ком заботится мать? Сколько у вас детей? Кто ваши друзья?» и т. п.

11. Употребите фразы: «Кто там?», «Кому ты звонил?», «От кого пришло письмо?», «Что ты купил?», «Что надо купить?», «Где лежит сахар?», «Посоли суп».

Для совершенствования устной речи больному дается задание прочитать вслух небольшой (6-12 строк) рассказ, затем пересказать его с помощью наводящих вопросов, а позже и самостоятельно. Для самостоятельной работы больному задаются упражнения по составлению предложений по нескольким словам. Например, даются два слова: «машина» и «улица», с которыми нужно составить фразу: «машины едут по улице» (или «по улице едут машины»).

Степень сложности задания должна соответствовать речевым возможностям больного. Чем лучше он говорит, тем более сложный текст предлагается ему для чтения и пересказа.

Относительно хорошо говорящим больным предлагается писать сочинения, например, по темам рисунков X. Бидструпа, иллюстраций журналов «Огонек», «Крокодил», репродукций картин. Можно также предложить пересказать содержание телепередач, прочитанной статьи из журнала, газеты.

Следующим этапом по восстановлению устной речи является работа над составлением рассказов-импровизаций на заданную тему, проведение с больным бесед-диалогов. Сюжет таких бесед может быть разным: «В магазине», «В автобусе», «На почте», «В поликлинике». Содержание таких бесед (с учетом словарного запаса и речевых возможностей больного) следует продумать и записать до занятий, заранее.

Приведем примеры таких бесед-диалогов (вопросы, обращенные к больному).

Расскажи о своем знакомом? Кто твой знакомый? Сколько ему (ей) лет? Где он (она) работает? Где он (она) живет? Как его (ее) зовут? Какая у него (нее) семья? Как часто вы встречаетесь? Куда вы вместе ходили? Помогаете ли вы друг другу? Что любит твой знакомый? Чем он интересуется?

Как квасят капусту? Как ее режут, шинкуют; во что ее уложат? Что кладут на крышку кадки? Зачем? Куда поставят кадку? Когда капуста будет готова?

Подобные вопросы могут предлагаться не только в устной беседе, но и для письменного ответа на них, а также в качестве плана к рассказу о том или ином человеке или событии.

В следующем типе упражнений больному дается текст, содержание которого он должен развить.

Ты пошел в магазин, увидел нужную вещь (например, пальто), а у тебя не хватает денег. Что ты сделаешь?

Пошел сильный дождь, а тебе надо обязательно идти к врачу. Что ты сделаешь?

К нам сегодня придут гости. Как ты их примешь, чем займешь, как накроешь на стол?

Представь себе, что мы пришли в театр, а на нашем месте уже кто-то сидит. Как ты будешь себя вести? Что сделаешь?

У тебя кончилось лекарство, а оно тебе очень нужно. Что ты сделаешь?

При некоторых формах сенсорной афазии проявляется своеобразный разрыв между словами и понятиями, отражающими смысл этих слов. Такой больной может, например, правильно повторить слово «стол» и в то же время на просьбу показать, где он стоит, указать на стул или шкаф. У таких больных наблюдается и снижение так называемой слухоречевой памяти. В ответ на просьбу повторить 3-4 слова подряд, они обычно воспроизводят лишь одно-два.

Для коррекции зрительных представлений и восстановления функции называния предметов больным с такого рода нарушениями рекомендуются упражнения по срисовыванию отдельных предметов с картинок. Затем срисованные предметы просят нарисовать по памяти, обязательно со всеми их существенными отличительными признаками. Далее больному предъявляется та же картинка или сам предмет, чтобы зафиксировать его внимание на допущенных ошибках.

Для восстановления слухоречевой памяти предлагаются следующие упражнения.

Перед больным выкладывается серия предметных картинок, ему дается задание выбрать 2-3-4 предмета. Затем" он прослушивает их названия - серию (2-3-4) слов - и ищет данные изображения предметов в стопке картинок. Когда же больной начинает уже неплохо выполнять эти задания, приступают к следующему этапу восстановления. Его просят сначала повторить серию (2-3- 4 и более) слов по памяти, а затем написать их или зарисовать названные предметы (например: чайник, чашка, стол, ложка).

В дальнейшем по мере восстановления речи с больным проводится работа по освоению многосмыслового значения какого-либо одного слова. Для этого конкретное понятие (например, «бегать») обыгрывается в разнообразных фразеологических контекстах (время бежит, вода бежит, кошка бежит, облака бегут).

Часто у больных с афазией, даже при относительно легкой степени речевых расстройств, оказывается нарушенным понимание сложных логико-грамматических оборотов речи: пассивных оборотов, предложений, отображающих пространственное расположение предмета, (в которых, например, употребляются предлоги - над, под, у, справа, слева, снизу).

Больным с такого рода нарушениями даются задания по устному или письменному описанию различно расположенных предметов. Предметы эти могут быть наглядно расположены на столе или изображены на картинке. Примеры таких описаний: «ручка, лежащая справа от тетради и слева от стакана», «птица, сидящая на ветке над скворечником». Больным с нарушением понимания сложных логико-грамматических оборотов рекомендуются следующие типы заданий.

Подберите к заданным словам слова с противоположным смыслом (антонимы): «новый - старый»; «высокий - низкий»; «узкий - широкий»; «добрый - злой»; «сладкий - горький»; «сильный - слабый».

Подберите слова, определяющие качества существительных: воды, воздуха, молока, мяса, масла, лимона, лука, сахара, свеклы, картошки, полотенца, одежды, дня, ночи, зимы, лета, весны, осени, характера, настроения (например: вода чистая, холодная, ключевая, питьевая, грязная, кипяток).

Составьте по 2 предложения со словами: «рука об руку»; «рукой подать»; «быть под рукой»; «на руках носить»; «держать себя в руках»; «ухватиться обеими руками»; «золотые руки»; «попасться под руку»; «железная рука».

Объясните, когда употребляются следующие обороты: души не чаять; покраснеть до корней волос; спать как убитый; как свои пять пальцев; во все лопатки; во все горло; хоть глаз выколи; кот наплакал.

Объясните, какое из предложений правильное: фонарь освещается улицей, улица освещается фонарем, море омывается берегами, берега омываются морем.

Покажите: ручку карандашом, ручкой карандаш, карандашом ручку; ключом монету, монету ключом; пальцем шкаф, шкаф пальцем.

Положите: ключ справа от монеты, ножницы слева от ниток; карандаш справа от ластика; ложку слева от чашки.

Нарисуйте домик слева от елки и справа от чашки; цветок слева от стола и справа от гриба; лампу справа от карандаша и слева от стула.

Нарисуйте домик под чашкой, чашку над карандашом, очки под стулом, стул под солнцем; цветок над елкой и под грибом; окно над шкафом и под ложкой.

Докончите начатые предложения разными вариантами: «Она не могла поступить в институт, хотя. », «Она поступила в институт, несмотря на. », «Если бы я нашел такси, . », «Мы пойдем за грибами, если. », «Девушка, которая. работает в школе». «Пальто, которое. надо повесить в шкаф». «Когда. было уже поздно».

Для начавших говорить при всех формах афазии очень полезно:

1) решение несложных кроссвордов;

2) составление серий слов из многосложного слова (всем известная с детства игра, когда из букв, например, слова «преподаватель», образуются слова «вода», «лето», «дело», «правда» и др.);

3) обсуждение кинофильмов, спортивных передач.

Если больной желает и может вернуться к работе, к этому моменту он уже должен делать небольшие доклады на производственные темы, пересказывая журнальные статьи или параграфы из справочников по специальности. Труднопроизносимые термины выписываются им в специальные словарики, для того чтобы их отработать в процессе многократного произнесения. Если больной студент или учащийся, следует рекомендовать ему вернуться на тот курс, за который у него уже сданы экзамены. Такое отступление поможет ему втянуться в учебную программу, привыкнуть к лекционной нагрузке.

Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. Речевые нарушения у этих больных могут быть более стойкими, чем все вышеописанные.

Преодоление артикуляционных расстройств

Следствием нарушения мозгового кровообращения, кроме афазий, могут быть различные дизартрии. Диагноз дизартрии, ее форм ставит врач невропатолог. Наиболее часто встречающаяся форма этого речевого расстройства называется псевдобульбарной (по названию соответствующего отдела мозга) дизартрией, которая возникает при двустороннем нарушении нервных путей, идущих от коры головного мозга к его подкорковым отделам, к стволу мозга.

При этой форме речевого расстройства у больных полностью сохраняется понимание речи, они могут общаться при помощи письма или азбуки, по которой они указывают пальцем буквы, входящие в слова и фразы.

При псевдобульбарной дизартрии у больных нередко наблюдается полное отсутствие движений языка, губ, мягкого нёба, гортани либо крайняя замедленность, заторможенность этих движений. Язык больного подтянут кзади, спинка языка закруглена и закрывает вход в глотку. Больной с трудом высовывает малоподвижный язык вперед, во многих случаях может пододвинуть его лишь к зубам, не выдвигая из полости рта.

Амплитуда движений языка настолько мала, что больной не всегда может облизать губы, поднять язык вверх. Наименее подвижным оказывается кончик языка, он напряжен, почти не меняет своего положения, если надо облизать губы, опустить язык вниз.

Так как при псевдобульбарной дизартрии нарушаются движения не только языка, но и губ, мягкого нёба, глотки, гортани, больной не только молчит, но и не ест обычную пищу из-за нарушения жевания и глотания. Нередко больные поперхиваются жидкой пищей. И как следствие нарушения сглатывания слюны у них наблюдается слюнотечение.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется в разной степени тяжести, и для преодоления этого недуга подчас требуется довольно длительное время. Хотя по мере восстановления речи у больных наблюдается и уменьшение слюнотечения, но долгое время сохраняется «гнусавый» оттенок голоса из-за плохой подвижности мягкого нёба, несмотря на расширение амплитуды движений языка и губ.

Преодоление псевдобульбарной дизартрии возможно только при ежедневной тренировке движений мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки. Для этого используется особая гимнастика артикуляционного аппарата, сочетаемая с легким массажем органов артикуляции, при этом желательно проводить и посильную для больного общую гимнастику.

Надо постоянно помнить о чрезвычайно быстро возникающей усталости больного, в связи с чем желательно после каждых 5-7 минут занятий (а иногда и чаще) делать небольшие перерывы, давая ему отдохнуть. Многие больные могут тренироваться сами, сидя перед зеркалом и постепенно добиваясь все большей амплитуды движений языка и губ.

Вот основные упражнения, содействующие преодолению артикуляционных расстройств при этой форме дизартрии.

I. Подготовительные упражнения.

1. Упражнения для мышц шеи: медленно, спокойно поворачивать 2-3 раза голову в стороны (вдох носом, выдох ртом), нагибать голову вниз (выдох носом), не спеша поднимать ее прямо (вдох ртом).

2. Гимнастика мышц зева и глотки:

а) по возможности широко открыть рот, вдохнуть и плавно выдохнуть воздух (позевывание);

б) покашливание (имитировать кашель);

в) зажав слегка ноздри, пальцем сдувать с ладони ватку или бумажку, дуть на зажженную спичку, на воду, надувать щеки при крепко сжатых губах.

Выполнение упражнений контролировать, наблюдая за собой в зеркале.

II. Проводить очень легкий массаж мягкого нёба подушечкой повернутого ногтем вниз большого пальца (ноготь должен быть либо аккуратно обрезан, либо закрыт напальчником гигиенической перчатки). Это упражнение должно быть очень кратким, достаточно прикоснуться к мягкому нёбу 3-4 раза, чтобы возникло необходимое для преодоления малой подвижности мягкого нёба рвотное движение.

III. Гимнастика и массаж артикуляционных мышц.

1. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, затем движение нижней челюстью в стороны, выдвижение нижней челюсти вперед и отведение ее назад.

3. Одновременно надуть обе щеки, затем надувать их попеременно то правую, то левую. Втянуть щеки в пространство между зубами. Втягивать губы в рот. Поднимать верхнюю и опускать нижнюю губу. Пробовать фыркать и цокать.

4. Высовывать язык вперед лопаткой, жалом, поднимать язык к верхним зубам, к верхней губе, опускать язык в полость рта, на зубы; позже - к нижней губе, делать круговые движения языком в разные стороны в полости рта, вокруг зубов, вокруг рта, присасывать язык к нёбу.

Кроме этого желательно проводить гимнастику мускулатуры лица: «хмурить» по заданию лоб, брови, морщиться, имитируя зубную боль или ощущение кислого во рту, поднимать и опускать брови, имитируя удивление, попеременно закрывать веки глаз, имитируя прищуривание то левым, то правым глазом, попеременно поднимать углы рта, делать нюхательные движения, оскаливать зубы, имитируя откусывание хлеба.

Проводится очень мягкий (1 минуту) массаж губ, щек, мышц лба.

Не каждый больной на одном занятии сможет выполнить все рекомендованные выше упражнения. Следует исполнять одно-два из каждой группы упражнений одновременно на каждом занятии, особенно в начале восстановительного лечения. В дальнейшем, по мере улучшения состояния, объем выполняемых упражнений постепенно расширяется, включаются новые задания. Постоянно надо помнить, что больные с дизартрией очень утомляемы, и гимнастические занятия должны длиться не более 15--20 минут (а иногда и меньше), с небольшими перерывами на отдых.

Параллельно с проведением специальных упражнений для мышц, участвующих в артикуляции, с больными ведутся и занятия по восстановлению речи. Вначале следует добиваться появления отдельных звуков, слогов, простых слов, затем фраз и сложных в артикуляционном отношении слов (например: электрификация). Больным с дизартрией легкой степени даются задания на четкое произнесение скороговорок типа: «На дворе трава, а на траве дрова», «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать», «Карл у Клары украл кораллы», «Шла Саша по шоссе».

С каждым занятием больным необходимо постепенно увеличивать свою речевую активность. Параллельно воспитывается самоконтроль за правильностью речи. В занятиях с больным надо быть терпеливым, гибким, деликатным и в то же время пунктуальным в организационных вопросах, не жалеть своего времени, не забывать о расписании занятий, помнить, что без помощи близких людей самому больному трудно справиться с речевым дефектом.

У человека, перенесшего инсульт, часто нарушаются взаимоотношения с окружающим миром, изменяется в той или иной мере и сама личность больного - происходит его психическая и социальная дезадаптация (расстройство приспособленности). Поэтому задачей не только врачей, методистов по лечебной гимнастике, логопедов, психологов, но и родных и близких больного, иначе говоря, всех, кто участвует в процессе реабилитации, является восстановление его социальных контактов, бытовых навыков и в определенной мере трудоспособности.

У многих больных восстановление бытовых навыков первое время может несколько отставать от восстановления движений. Такие больные с уже неплохо восстановившимися движениями не могут сами одеться, нуждаются в посторонней помощи при мытье в ванне, боятся одни выходить на улицу. Задача этого этапа восстановления - обучить больного полному обслуживанию себя в быту,

научить обходиться без посторонней помощи при одевании, зажигать газ, подогревать пищу, пользоваться ванной, выходить одному на улицу.

Ряд факторов может задерживать восстановление самообслуживания и трудоспособности. Так, у некоторых больных, перенесших инсульт, развиваются нежелательные изменения эмоциональных и волевых качеств, меняется отношение к окружающему и самому себе. Эти изменения тормозят процесс социальной адаптации больного.

Так, например, при обширных поражениях коры правого полушария головного мозга, наряду с нарушением движений в левых конечностях, у больных возникает снижение двигательной и психической активности. У разных больных это снижение активности может быть выражено в разной степени: от благодушного, беспечного отношения к своей болезни (к имеющемуся двигательному дефекту) до полной апатии.

Даже при относительно неплохом восстановлении движений больные могут безучастно лежать в постели. Если их посадить перед телевизором, они также часами бездумно смотрят одну передачу за другой. При этом нельзя считать, что их мысли витают где-то далеко. Они могут обстоятельно рассказать все, что видели. Но увиденное и услышанное не вызывает у них должных эмоций. Сохранность памяти и интеллекта у таких больных сочетается с эмоциональной тупостью и отсутствием инициативы.

Одновременно с притуплением эмоций и безынициативностью у подобных больных наблюдаются и другие изменения личности: расторможенность, проявляющаяся в нетактичности, склонности к плоским шуткам и неуместным замечаниям. Причем все это может возникнуть даже у тех, кто до болезни отличался высокой культурой поведения. Нередко у больных, перенесших инсульт в правом полушарии головного мозга, наблюдаются различные проявления некритичного отношения к своему заболеванию и имеющемуся двигательному дефекту: от недооценки их до полного игнорирования и даже отрицания (синдром анозогнозии).

Восстановление ходьбы, самообслуживания и трудоспособности у больных

со сниженной психической и двигательной активностью и анозогнозией резко затруднено. Различные действия они совершают не столько по внутреннему побуждению, сколько в результате стимулирования извне. Выполняют, например, упражнения по лечебной гимнастике только в присутствии методиста, в остальное же время безучастно лежат или сидят.

С такими больными необходима упорная работа с целью выработки у них потребности к движениям, к ходьбе и самообслуживанию. На первом этапе для этого требуется постоянная стимуляция извне.

Роль семьи в осуществлении этой стимуляции неоценима, особенно после выписки больного из больницы. Дома, под контролем родных и близких он должен регулярно проводить занятия по лечебной гимнастике. Необходимо обязательно привлекать больного к выполнению посильных для него домашних обязанностей, таких, как участие в уборке помещения, в мытье посуды, накрывании на стол.

Желательно на каждый день составлять план (лучше письменный) с точным и детальным указанием, когда и что больной должен сделать. Первое время, конечно, одних письменных инструкций оказывается недостаточно, и требуется постоянно побуждать больного к деятельности, иногда даже преодолевая сопротивление с его стороны.

Следует неустанно напоминать больному, что никакие чудодейственные лекарства и методы физиотерапии не приведут к восстановлению нарушенных движений без усилий с его стороны, объяснять ему, что если он будет 45-60 минут в день заниматься с методистом лечебной гимнастикой, а остальное время лежать или сидеть у телевизора, то это не приведет к положительным сдвигам в его состоянии.

Опыт показал, что настойчивые усилия со стороны близких и родных больного, упорные занятия комплексом восстановительной терапии приводят к значительному восстановлению движений, бытовых навыков, социальных контактов, к сглаживанию нарушений в эмоциональной и волевой сферах.

К больным постепенно возвращается их прежняя активность, они начинают самостоятельно, без понуждения извне заниматься лечебной гимнастикой, интересоваться окружающим, семьей, делами служебными и производственными, постепенно включаются в социальную жизнь, многие из них возвращаются на прежнее место работы.

Контроль эмоционально-волевой сферы

Сочетание слабости, повышенной утомляемости с пониженным, подавленным настроением составляет основу признаков астенодепрессивного синдрома. Такие изменения со стороны эмоционально-волевой сферы часто возникают в результате инсульта (астения - слабость, бессилие; депрессия - пониженное, подавленное настроение). Наличие у больных этого синдрома препятствует успешному проведению восстановительных мероприятий.

Дело в том, что из-за быстро возникающей утомляемости такие больные не выдерживают длительных занятий, а из-за сниженного настроения, неверия в свои силы и в возможности восстановления часто даже отказываются заниматься. Их настроение можно охарактеризовать как состояние капитуляции.

По своему поведению, чисто внешне, они иногда напоминают больных со сниженной двигательной активностью, наступающей при поражении правого полушария мозга, хотя причины разные. Это и надо учитывать при проведении восстановительных мероприятий. Так, если у больных с астенодепрессивным синдромом снижение активности связано с быстрой утомляемостью и неверием в успех, то гипоактивность (при поражении правого полушария) обусловлена глубоким нарушением волевых процессов, эмоциональным оскудением и недооценкой своего состояния.

В преодолении астенодепрессивного синдрома значительная роль принадлежит психотерапии наряду с лекарствами, повышающими настроение (антидепрессанты) и тонус центральной нервной системы (нейростимуляторы). Не только врач, но и родные, близкие больного должны постоянно укреплять в нем веру в свои силы, уверенность, что в новой, изменившейся ситуации он найдет свое

В беседах с больным необходимо подчеркивать важность его мнения для членов семьи, советоваться с ним по всем семейным вопросам.

Большую роль, по нашим наблюдениям, могут сыграть в этом и сотрудники по работе, поддерживая в больном надежду в возможность возвращения к труду. С повышением настроения, при более оптимистическом взгляде на будущее снижается утомляемость, больному становится легче переносить физические нагрузки.

В ходе восстановительного лечения у больных нередко возникают различные невротические реакции, сопровождаемые страхом. Чаще всего страх выйти одному на улицу. Но иногда возникает и страх перед самостоятельным передвижением даже в пределах помещения. Такой больной может ходить самостоятельно - опираясь на палку или даже без нее, и рекомендуется, чтобы рядом с ним обязательно кто-нибудь был для страховки от падения. Усилению подобных страхов нередко способствуют предшествовавшие падения, которые иногда случаются при первых попытках к самостоятельному передвижению после инсульта.

Затрудняют дело и другие страхи, связанные с самостоятельным передвижением: боязнь лестницы, лифта, больших открытых пространств и т. п. Хотя больные и могут относительно хорошо передвигаться в пределах замкнутых пространств (в квартире, в больничном коридоре), все же они боятся без сопровождающих спускаться по лестнице, а тем более пользоваться городским транспортом.

Существуют различные методы преодоления подобных страхов, в их числе и лекарственная терапия, уменьшающая страх с помощью транквилизаторов. Но ведь могут помочь родные и близкие больного: участвовать в ежедневных тренировках больного в ходьбе по лестнице, в пользовании лифтом, при его самостоятельном передвижении по улице.

Вначале сопровождающий лишь поддерживает больного, помогает ему, а в дальнейшем только находится рядом. По мере того как больной овладевает навыком ходьбы, ему необходимо на примерах показывать, что он может обойтись и без посторонней помощи. Именно при такой практике - постепенного расширения самостоятельности - страх со временем довольно быстро исчезает. Но в то же время нельзя что называется подгонять больного, форсировать его самостоятельность: это может привести к обратному эффекту - к усилению страха.

Немаловажную роль в борьбе со страхами и другими невротическими проявлениями (бессонницей, раздражительностью) играет аутогенная тренировка, которую можно проводить и в домашних условиях.

Преодоление страхов самовнушением

Больные с последствиями инсульта должны выполнять упражнения аутогенной тренировки в положении лежа на кушетке или диване, в удобной позе, способствующей максимальному расслаблению мышц. Под голову следует положить невысокую подушку, глаза закрыть, руки вытянуть вдоль тела. В среднем каждое занятие длится 30-40 минут, а проводить их лучше утром (сразу после сна) и вечером (перед сном).

Для аутогенной тренировки рекомендуется комплекс из шести стандартных упражнений, каждое из которых разучивают на протяжении нескольких занятий. В начале каждого занятия больной мысленно произносит несколько раз фразу «Я совершенно спокоен» до тех пор, пока им не овладеет ощущение покоя, умиротворенности, отрешенности от повседневных забот.

Этой подготовительной формулой внушения создается внутренняя настройка на последующие упражнения.

Но не у всех с помощью этой простой формулы удается вызвать состояние покоя. Люди с повышенной возбудимостью должны настраивать себя постепенно, с помощью последовательного самовнушения:

  • Я успокаиваюсь.
  • Я становлюсь совершенно спокойным.
  • Я успокоился.
  • Полный покой охватывает мое тело. обволакивает меня.

Подготовительные формулы успокоения произносятся не спеша, медленно и подкрепляются образным представлением.

Особенности образа жизни

Кроме избыточного нерационального питания, нарушению обмена веществ и развитию атеросклероза способствует малоподвижный образ жизни. К сожалению, многие люди, чья профессия отличается дефицитом движений, не контролируют этот фактор риска: свободное от работы время не используют для занятий физкультурой и спортом, лыжных и пеших прогулок, туризма, посещения бассейна, не увлекаются работой на садовом участке. Тем более это важно людям, перенесшим инсульт, чья активность ограничена либо двигательным дефектом, либо возникшей в результате изменений психики заторможенностью, апатией, нежеланием что-либо делать.

Неоценима роль семьи в деле организации для больного нормального двигательного режима. Помимо занятия лечебной гимнастикой, которые следует проводить 2-3 раза в день, больным необходимы ежедневные прогулки (желательно 2-3 раза в день), продолжительность и длительность которых зависит от степени тяжести пареза и состояния сердечной деятельности. В значительной степени эти вопросы регулируются в зависимости от самочувствия больного и частоты его пульса.

Больные с хорошим восстановлением движений могут совершать прогулки с постепенным увеличением их продолжительности (по времени и расстоянию), прогулки по пересеченной местности, при хорошем восстановлении движений разрешаются непродолжительные лыжные прогулки, плавание в бассейне, ненагрузочные спортивные игры (настольный теннис, бильярд и т. д.).

Разумеется, при этом необходимо периодически обращаться к врачу, проводить электрокардиографическое исследование, измерять артериальное давление. Во время занятий лечебной гимнастикой, на прогулках больной может сам контролировать свой пульс. Максимально допустимое число сокращений для людей в возрасте 40 лет считается 180, для возраста 50 лет - 170, 60 лет - 160 (оно равно 220 минус возраст). Во время занятий лечебной гимнастикой, при быстрой ходьбе пульс не должен превышать 75 % от максимально допустимого числа сердечных сокращений, но лучше, когда оно не превышает 60 %.

Таким образом, для человека 40 дет допустимое ускорение пульса составляет 108-135 ударов в минуту, для 50 лет - 102-127, для 60 лет - 96-120, для 70 лет - 90-112. В связи с тем что заболеванию мозговых сосудов часто сопутствует поражение сосудов сердца, нагрузку следует увеличивать постепенно. При возникновении ощущений общей слабости, потливости, а тем более болей в области сердца или головокружении физическую нагрузку необходимо тут же прекратить и обратиться к врачу. Возобновить занятия можно только после разрешения врача.

Способствующим развитию инсульта фактором является нервно-психическое перенапряжение, сопровождающееся отрицательными эмоциями, которое в научной литературе и в повседневной речи получило название «стресс». Причиной его могут быть, например, различные неурядицы и конфликты в семье и на работе, недовольство своим положением, невозможность осуществить намеченные планы, болезнь или смерть близкого человека.

Все эти причины могут нередко в той или иной мере присутствовать в жизни больного, перенесшего инсульт. Здоровый психологический климат в семье является надежной защитой от различных психологических стрессов, подстерегающих больного. Несомненно, при каких-либо неожиданных неприятностях, психотравмах, сопровождающихся выраженными эмоциональными реакциями, необходимо обратиться к помощи лекарств, но все их необходимо принимать, только посоветовавшись с врачом.

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

Статьи по теме
Медицинские центры

Онлайн-консультации Задать вопрос получите консультацию

у наших экспертов

Все права защищены. Перепечатка материалов только с указанием на источник.

Внимание! Информация, опубликованная на этом сайте, является справочной или популярной. Диагностика и назначение лекарственных препаратов требуют знания истории болезни и непосредственного обследования врачом. Мы рекомендуем Вам, для исключения случаев недопонимания, по вопросам применения лекарств и диагностики обращаться к лечащему врачу.

. Впрочем, иногда даже понимание речи может быть условным, ситуативным.

Вы расстроены, не знаете, как помочь близкому человеку. Что же предпринять в первую очередь?

Прежде всего, давайте выясним, что же такое . А потом определим приемы и упражнения, которые помогут вашему родственнику восстановить речь.

Главное – не паниковать, даже при тяжелом поражении коры головного мозга восстановление речи возможно. Это вы должны внушать своим спокойствием и уверенностью, что знаете КАК помочь и обязательно поможете. А для этого вы должны собрать информацию о том, что за недуг постиг вашего родственника и как вы сможете помочь ему вернуть речь!

Постараюсь четко и понятно изложить суть вопроса. А потом перечислить основные пути лечения моторной афазии.

Итак, делает человека неспособным произвольно (по собственному желанию) произнести отдельные звуки речи или слова (серию звуков, собранных в слово).

Строго говоря, моторная афазия делится на 2 вида, в зависимости от зоны поражения:

    Афферентная моторная афазия;

    Эфферентная моторная афазия .

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга (нижнетеменных отделов левой гемисферы).

Главная проблема для таких больных - невозможность (или огромная сложность) по собственному желанию произнести отдельные звуки речи.

Человек не может совершить по заданию движения губами и языком, воспроизвести определенный звук речи, больной ищет правильную позу языка, губ, зубов, но эти органы его не слушаются и звук произнести не получается. Хотя непроизвольно, спонтанно – артикуляционные движения или звуки речи им доступны. Чаще всего в речи больного присутствует – эмоциональное слово или краткое восклицание - словосочетание, которое человек использовал часто до заболевания. Это может быть имя близкого родственника, ругательство или такие эмоциональные слова, как «вот – вот», «мне», «ай яй яй», «ну и ну» и т.п.. Понимание речи страдает вторично, нарушается чтение и письмо.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении заднее-лобных отделов коры (нижних отделов премоторной зоны). Эта зона обеспечивает возможность слияния отдельных артикуляционных поз (и, следовательно, произносимых звуков) в слова.

Основным проявлением эфферентной моторной афазии является трудность в переключении от одного звука к другому в процессе произнесения слова и фразы. Речь больного как бы «разорванная», появляются застревание на каком-то слоге и повторение слогов или слов - так называемые речевые персеверации («ли ли ли» вместо «лиса»), скандированная речь («к о ш к а» вместо «кошка», «хо ро шо» вместо «хорошо»). При легком или средней тяжести поражении могут быть аграмматизмы по типу телеграфного стиля. Понимание чужой речи может быть ограничено - персеверации мешают полноценному пониманию. Нарушается чтение и письмо, больному доступно глобальное, реже - угадывающее или послоговое чтение.

Моторная афазия может проявляться по афферентному, эфферентному или смешанному типу – в зависимости от того, какие зоны коры были нарушены и какова тяжесть последствий такого нарушения.

Какие же шаги вы должны предпринять, чтобы помочь близкому человеку общаться.

Упражнения для коррекции моторной аффазии

Общение с больным

    Не впадайте в панику, если в первые дни после инсульта у вашего родственника наступает «тотальная афазия» - он вообще не говорит и не понимает речь. Такая тотальная афазия через несколько дней отступить или смениться грубой моторной или сенсорной афазией, а это даст шансы к восстановлению речи.

    Важная составляющая вашего поведения – уверенность в последующем улучшении состояния больного. Больного очень пугает и расстраивает его состояние, значит вы должны транслировать спокойствие и уверенность в том, что речь восстановится, но будет лишь приложить усилия.

    Знайте, что нарушение речи больного не связано с нарушением интеллекта. Страдающий афазией не «поглупел», не стал плохо слышать. Пострадала только речь: возможность говорить звуки и соединять их в слова, иногда даже понимать сложные речевые высказывания – что они значат. Вы должны разговаривать спокойно, четко, не громким голосом. Не стремитесь все сказать за больного сами – дайте возможность высказаться, но если больной застрял на каком-то слове или звуке и никак не может сформулировать желаемое – мягко отвлеките.

Восстановление речи:

    Приучайте больного к ежедневным речевым занятиям , дозируя время: от 10-15 минут в первые дни и недели после заболевания, доводя в последствии до 30 -40 минут. Когда будете предлагать печатный текст или картинки, следите, чтобы буквы были не совсем мелкими, а картинки узнаваемыми – мелкий шрифт, стилизованные мелкие изображения будут трудны для восприятия.

    Если наблюдаются нарушения в движении ведущей руки (особенно тонких движений пальцев) и трудности в глотании – необходимо выполнять специальную гимнастику и массажные упражнения, которые можно посмотреть в статьях восстановление руки после инсульта , восстановление глотания и артикуляции после инсульта , а так же более подробно в видеоуроках.

    Как можно ранее необходимо начать повторять с больным автоматизированные речевые ряды : дни недели, месяцы, времена года, счет от 1 до 10 (от 1 до 20 … и т.д.), пословицы, поговорки, петь знакомые песни, которые знал и любил ваш близкий и побуждать его договаривать или полностью проговаривать эти ряды. Эмбол (как правило он имеется в речи больных с моторной афазией) старайтесь включать в речь, но не делайте на него ставку, не провоцируйте застревание на речевом эмболе («ну ну ну – нужен», «ба ба ба – тру-ба». Рассматривайте семейные альбомы и просите показать, назвать имена знакомых и родственников. Это важный этап, с которого необходимо начинать восстановление речи у пациентов с моторной афазией. Если моторная афазия выражена по эфферентному типу – отбивайте ритм одновременно с повторением слов, пусть пациент «простукивает» слова по слогам и одновременно старается их произнести: лож – ка, мо – ло – ко… Или вы начинаете слово, а больной простукивает и договаривает последний слог: «кол – ба – СА».

    Просим отвечать на вопросы одним словом «да», «нет» или утвердительным/отрицательным жестом: «Ты покушал»?, «Ты спал?» Еще один вариант вопросов -провакационные вопросы: «Ты живешь в Америке?», «Ты живешь в России?», «Ты живешь на Луне?», «Тебя зовут Петр Иванович?», «Тебя зовут Игорь Степанович?»… Затем задаем вопросы, ответ на которые провоцирует сказать отдельные слова, употребляемые в вопросе: «Ты хочешь суп?» Ответы: «Хочу», «буду», «знаю»…

    Просим показать предметы в окружающей обстановке и их изображения на картинках, побуждаем назвать. Это должны быть знакомые предметы из серии «продукты», «посуда», «мебель», «одежда», предметы из профессиональных интересов человека или его хобби. Играйте в (используйте детские предметные лото, домино).

    Если некоторые слова уже доступны, вызываем простой диалог на бытовые темы, начинаем вводить в речь больного глаголы . Задаем вопросы и помогаем сформулировать ответы фразой, включая в нее глаголы. Как только речь начала восстанавливаться – бросайте автоматизированные ряды и сразу же переходите к употреблению глаголов! Провоцируйте употребление слов-действий: «Что ты будешь делать?» - «Буду кушать суп!» «На стуле что делают?» - «На стуле сидят» «Ты устал, тебе нужно сейчас что сделать?» - «Мне надо отдохнуть. Я буду спать» «Расческой что делают?» - «Расчесывают волосы».

    Одновременно с появлением возможности сказать слова – подключаем упражнения в глобальном чтении (чтении целым словом, когда образ слова угадывается целиком, а не побуквенно). Мы просим больного подложить надписи к нескольким картинкам знакомых обиходных предметов. Следующее упражнение: прочесть и переписать (с вашей помощью) знакомые слова. Если ведущая правая рука совершенно неподвижна, учим писать левой рукой. Убеждайте больного, что это возможно и совсем не сложно, хотя и непривычно, у него получится отлично писать левой рукой, надо только постараться. В дальнейшем (при успешном восстановлении глобального чтения) даем упражнения на восстановление аналитического чтения: назвать букву, написать букву, составить из слогов слово, составить из букв слово, из слов составить предложение, вставить в слово пропущенный слог или букву. Купите букварь или азбуку, можно предложить озвученный плакат «говорящий букварь» (такие выпускаются для детей) и тренируйте в узнавании, чтении букв.

    При эфферентной афазии необходимо вести особую работу по выработке умения переключаться с одного звука на другой, сливать слова в слоги. Затем - тренироваться произносить слова сначала с простой слоговой структурой (коза, кот, радуга), а затем подключать более сложные слова (кнут, рецепт, галстук). Так же при эфферентной афазии необходимо делать акцент на восстановление ритмической структуры слов, тренируясь в делении слов на слоги, выделении ударного слога, ритмизированном отстукивании, охтлопывании слов, подборе похожих по звуко-ритмической структуре слов.

    Еще одно направление – восстановление счетных операций. Предложите больному решить простой пример в пределах 5, 10 на сложение, вычитание (2 + 3) =…. (3 – 2) = … (5 + 4) =… Постепенно увеличивайте разрядность (в пределах 10, в пределах 20, 30, 100) и включайте умножение, деление.

    Далее уже проводятся упражнения по восстановлению фразовой речи : составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и пересказ фраз и предложений в букваре, книге. Очень хорошо использовать отрывки из знакомых по школьной программе произведений, которые больной мог помнить наизусть – их можно распечатать и читать, переписывать отдельные предложения. Одновременно включаем в речь антонимы (один дом высокий, а другой наоборот низкий), обобщения (кошка, собака, корова – домашние животные), синонимы (смелый, храбрый). Предлагаем упражнения на словоизменение (стул без чего - без ножки), словообразование(это чей хвост - кошачий хвост). Можно воспользоваться настольными детскими играми.

    Если речь хорошо восстанавливается, переходим к более сложным заданиям, например составление рассказа по картинкам, пересказам, объяснениям пословиц и поговорок. Выполняются задания по коррекции дисграфии (особое внимание уделяется устранению аграмматизма), хорошо использовать тетради для школьников с дисграфией, адаптируя задания к вашему пациенту.

Конспект занятия с больным с афферентной формой афазии на резидуальном этапе.
Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].
Цель: восстановить способность дифференциации звука [м] в слогах.
Задачи:
Развитие навыка фонематического анализа (выделение звука из ряда)
Восстановить способность дифференциации звуков по акустическим и артикуляторным признакам
Восстановить зрительные образы букв
Восстанавливать структуру развернутого высказывания
Восстанавливать конструктивно-пространственный праксиса

Оборудование: профили артикуляции, разрезная азбука, элементы букв, карточки с предложением, схема пространства с предлогами
Ход занятия:
Проверка дом.задания.
Беседа о семье.
В каком городе Вы родились? У вас есть семья? Сколько человек в Вашей семье?
Какая у Вас квартира?
У Вас есть балкон? Сколько у Вас комнат? Всем хватает места?
Что Вы больше любите яблоки или груши?
Что Вы больше любите зиму или лето?
Что Вы больше любите музыку или живопись?
Кто Вы по специальности? В каком городе Вы учились в школе?
Какой институт Вы окончили?
Восстановление способности улавливать смысловые искажения (больному предлагаются карточки со словами)
Инструкция: Прочитайте. Можно ли так сказать? Исправьте ошибку.
Ответьте, может ли так быть:
Рыба летает, птица плавает.
Кашу пьют, воду едят.
Ночью светит луна, днем светит солнце.
Восстановить способность дифференциации звуков по акустическим и артикуляторным признакам.
Посмотрите внимательно на меня. Отгадайте, какие звуки я произнесла.
Найдите их профили артикуляции.
Соберите из элементов буквы.
Запишите эти буквы.
Запишите над ними надстрочные знаки.
Чтение слогов(пред больным кладется карточка со слогами МА, МУ, МО, МЫ).
Посмотрите, запишите эти слоги надстрочными знаками.
Прочитаем вместе. Теперь сам.
Складывание слогов.
Составьте слог МА, МО, МЫ, МУ из профилей артикуляции. Прочитайте.
Прочитайте слоги по надстрочным знакам. Подпишите буквы.

Вставьте пропущенную букву.
_а _у _ы _о
_ак _усс _ыс _ост

Восстанавливать структуру потенциального развернутого высказывания.
Дифференциация слов близких по ритмической структуре и акустическим параметрам.
Закончите предложение (предлагается закончить фразу подходящим по смыслу словом, задание написано либо в тетради, либо на карточке).
Из чайника идет...
В печке большой... пар, жар

Хозяйка сварила...
У мальчика на голове... зуб, суп, чуб
У девочки болит...

Мою дочь зовут...
Всем детям нужна манная Паша, каша, Маша
Моего сына зовут...

Восстанавливать конструктивно-пространственный праксиса.
НАД

Выполните действия.
Положите ручку под книгу.
Положите карандаш над тетрадью.
Положите ручку над книгой.
Положите карандаш над книгой.
Положите линейку под тетрадь.
Положите линейку над тетрадью.
Подберите предложение к этим предложениям(логопед выделяет предлог и окончания).
Домашнее задание.
Записать слоги надстрочными знаками
Вставить пропущенные буквы в слова
Вставить пропущенные предлоги


Приложенные файлы

Конспект занятия для детей с сенсорной алалией.

Знакомство детей со схемой звукового состава слова.

Цель занятия:

Закрепить гласные звуки А, У, И, их символы.

Познакомить детей со схемой звукового состава слова. Научить произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слово в соответствии с движением указки (пальчика) по схеме.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитывать нравственные качества: забота, помощь товарищу, попавшему в беду.

Оборудование: Стихотворения на звуки А, У, И . На доске карточка с двумя клеточками, у каждого ребенка карточка с двумя клеточками, символы звуков А, У , И . Сюжетные картины: «Дети заблудились в лесу», «Малыш плачет в люльке», игрушка ослик «ИА ».

^ Организационный момент.

1. Логопед читает стихотворение со звуками А, У, И . Дети поднимают символ звука, который услышали в стихотворении.

2. Изучение нового материала.

Беседа. Кто из вас, ребята, был в лесу? Все были. А кто когда-нибудь заблудился в лесу? Никто. Это хорошо! Наверное, очень страшно остаться одному в лесу, правда? А вот Машенька в сказке «Маша и медведь» собирала ягоды и отстала от своих подружек. Как она кричала, звала своих подружек? Да. Это слово - АУ.

3. Рассматривание картины «Дети заблудились в лесу». Эти дети тоже заблудились в лесу и кричали это слово. Оно в лесу очень нужно, многих людей из беды выручало, не дало заблудиться. Давайте с вами поиграем, представим, что мы пошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят других. Решили они позвать других на помощь и покричать «АУ ».

4. Игра с детьми. Добиваться, чтобы дети потянули каждый звук в этом слове:

А-а-а-у-у-у. А остальные услышали своих товарищей и протяжно их зовут:

А-а-а-у-у-у! Хорошо получилось, по всему лесу слышно, никто не заблудится!

5. Анализ слова. А теперь ответьте, когда мы кричим «^ АУ », какой звук мы в этом слове первым произносим? (опросить всех детей).

Правильно, звук «А », давайте положим его (символ) в первую клеточку.

А какой второй звук в этом слове? Кто его услышал? (А-У-У-У)

Верно, второй звук в слове АУ- «У», положим его во вторую клеточку.

А теперь такое вам задание: я буду медленно указкой вести из первой клеточки во вторую, а вы произносите тот звук, в какой клеточке моя указка находится. (Повторить слово 3-4 раза.)

Теперь сами «напишите» это слово в своих клеточках. (Спросить всех).

6. Физминутка. Игра «У медведя во бору».

7. А теперь посмотрите, какая у меня здесь картина. (Работа с картинами:

«Малыш плачет» и ослик «ИА» из сказки «Вини пух» проводится аналогично).

8. Итог занятия. Очень хорошо вы сегодня занимались. Научились говорить слова в соответствии с движением моей указки и вашего пальчика, а ведь это трудно! Я вами очень довольна. Молодцы!

А если когда-нибудь случится беда, кто-то заблудится в лесу, то вы

Знаете, какое волшебное слово нужно кричать.

Обязательно нужно помогать попавшему в беду.

^ Конспекты занятий для детей с моторной алалией.
Конспект занятия №1

Тема: «Игрушки».

Цель: развитие речевой активности, расширение словаря существительных.

Оборудование: игрушки – кукла, зайка, машина, мяч, мишка, лопатка, ведерко, барабан, пирамида.

^ Организационный момент:


  1. Знакомство с игрушками: логопед показывает игрушки, четко и громко называет их: «Это кукла Ляля, это машина, это мяч, это мишка, это зайка, это лопатка, это ведерко, это барабан, это пирамида».

  2. Уметь вычленить игрушки и предметы: зайчик, мишка – игрушки, а заяц, медведь – животные; кукла и девочка; машина - игрушка и настоящая машина и т.д.

  3. Знакомство с глаголом играть :1 лицо ед. ч. и мн. ч.; 3 лицо ед. и мн. ч. наст. времени: Я играю - мы играем. Он играет – они играют.

  4. Отработать в понимании вопросные формы:
Что это? – Машина.

Для чего (зачем) нужна? – Играть.

Что ты будешь делать? – Буду играть.

Что ты делаешь? – Играю.

Что он (она) делает? – Играет.


  1. Физкультминутка.

  2. Развитие мышления: загадки на тему «Части тела».
Думает, соображает,

Понимает и решает,

На плечах у нас одна,

И для всех она важна!

Если дети не отгадывают, то логопед показывает картинку.


  1. Упражнения для закрепления темы «Игрушки».
Игра «Отгадай, кто ушел?»

Логопед выставляет 2-3 игрушки (потом до 5-7). Предложив детям закрыть глаза или отвернуться, логопед в это время прячет одну из игрушек. Дети, открыв глаза или повернувшись, должны назвать, какой игрушки не хватает, кто ушел.


  1. В конце занятия логопед всех должен похвалить: «Все занимались хорошо! Столько сегодня выучили и сделали! Вы сегодня все - молодцы!»

Конспект занятия №2
Тема: «Животные».

Цель: образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Развивать память, мышление. Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, макет леса, мяч, картинка лешего.

^ Организационный момент:


  1. Логоритмическое упражнение: при помощи левой руки дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого:
Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, волчишке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Логопед спрашивает, про кого говорится в потешке, кто лишний.

3. На столе логопеда макет леса (елочки, деревья). Логопед говорит о том, что в лесу беда. Маленький леший по имени Лешик, учился колдовать и перепутал у животных все части тела. Логопед говорит детям, что животные просят вас исправить ошибки, и навести порядок в лесу.

3. Логопед показывает из-за ширмы часть тела и просит назвать: чей хвост, чья голова, чьи рога? Если ребенок ответил правильно, педагог показывает игрушку и говорит ребенку, что он помог животному найти свою часть тела.

4. Дидактическая игра “Чьи следы?”

Логопед показывает картинку, на которой нарисованы следы животных и говорит, что Лешик не знает, чьи следы, просит помочь ему. Педагог показывает и спрашивает: “Чьи следы?” (Лисьи, заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.).

5. Физминутка. Игра с мячом.

Педагог бросает мяч детям и просит назвать часть тела того животного, которое укажет логопед:

У медведя голова -…медвежья,

У белки уши - беличьи,

У волка хвост - волчий,

У лисы лапы - лисьи,

У оленя рога - оленьи и т.д.

6. Дидактическая игра “Назови части тела”

На столах у детей предметные картинки с изображением диких животных. Дети называют все части тела животного. (Лисья голова, лисий хвост, лисья морда и т.д.)

7. Дидактическая игра “Угадай чьи шаги”.

Логопед производит определенные звуки, создавая образ зверей, и просит угадать чьи шаги дети слышат. (Медвежьи, заячьи, оленьи и т.д.)

8. Итог занятия.

Оценка деятельности детей. Лешик раздает детям поощрительные орешки.

Конспект занятия №3

Тема: «Посуда».

^ Цель: формирование восприятия речи, активизация фразовой речи.

Оборудование: набор настоящей или игрушечной посуды.

Организационный момент:


  1. Знакомство с посудой: логопед показывает детям предметы посуды, четко и громко называет их: «Это чашка, это чайник, это кружка, это тарелка, это кастрюля и т.д.».

  2. Ознакомление с глаголами и формами повелительного наклонения: логопед просит каждого ребенка выполнить задание: «Вымой тарелку, принеси чашку, возьми кастрюлю и т.д.». При этом, логопед просит назвать действие, которое ребенок совершает: Что ты делаешь? – Мою тарелку.

  3. Упражнения на закрепление действий, выполняемых с посудой.
Детям раздают посуду. Необходимо показать, как ребенок будет пользоваться посудой, и что будет делать с ней. Дети показывают, как едят ложкой, пьют из чашки, режут ножом. После того как дети совершили действия, логопед задает вопросы детям: «Чем едят? В чем варят?». Ребенок должен поднять соответствующий предмет. Затем логопед предлагает назвать предмет и что с его помощью можно делать: Ложка (что будет делать?)– Есть. Сковорода (что будет делать?) – Жарить.

  1. Игры – загадки.
Логопед изображает действия без предметов, имитируя еду, питье и т.д. Нужно отгадать: что он делает? – Ест, варит (ставит кастрюлю на плиту) и т.д.

  1. Физкультминутка.

  2. Логические упражнения:
Оборудование: кукла, мишка, посуда, стоящая в стороне.

Ход занятия:

У тети (логопед) кукла и тарелка. Тетя будет кормить куклу. Что ей нужно, чтобы куклу накормить? (Ложку.)

У мишки много хлеба, ему нужен кусочек. Помоги мишке взять (сделать, получить) кусочек. Что нужно взять из посуды? (Нож.)

У Вовы чашка. Из чего можно налить воды? (Из чайника.)


  1. Вы сегодня очень много сделали: приготовили вкусный обед, накормили всех и помыли посуду! Молодцы! Вы теперь сможете помогать маме на кухне готовить еду!


Похожие статьи