Травля в школе: что может сделать ребенок, чтобы остановить школьный буллинг. Что делать, если ребёнка травят в школе

30.09.2019

Как определить, что у вашего ребенка неприятности в отношениях с другими детьми и помочь ему препятствовать нападкам - мы предлагаем вам 4 шага, которые помогут

Как ни печально, но буллинг в школах Украины процветает - согласно опросу UNICEF Ukraine половина украинских школьников . Как уберечь своего ребенка, читайте в статье.

В тот самый момент, когда вы думаете, что мысли ребенка заняты зубрежкой новых слов или делением в столбик, единственной мыслью, которая заполоняет ее сознание, является враждебное отношение со стороны сверстников. В ранние дни общеклассных прогулок и поездок вы со стороны могли наблюдать и наставлять ребенка в запутанных лабиринтах человеческого взаимодействия. Но с началом школьной жизни большая часть ее времени проходит без вашего чуткого уха и глаза, следящих за ней.

Что происходит, когда безобидные размолвки по поводу дележки игрушек вытесняются жестокими кибер-слухами о симпатии к мальчикам? Будет ли ваш ребенок знать, что делать, когда безобидные подколки превратятся в болезненные и сильные пинки? Когда простота формирования дружбы, просто выбирая одну и ту же шведскую стенку или канат в классе, заменится испытанием с карабканьем по социальной лестнице средней школы? Как дать ребенку навыки оставаться сильным перед лицом трагедии дружбы и издевательств?

Травля происходит, когда человек или группа людей неоднократно пытается навредить кому-то, кто слабее их самих. Молодые люди, которые травят своих сверстников, чтобы насладиться чувством власти и контроля, тщательно выбирают свои цели, которые вряд ли могут(или не могут априори) дать отпор. Поведение обидчиков имеет откровенную, неприкрытую форму, как удары, пинки и обидные прозвища, а также проявляется в реляционной агрессии — злобном поведении, присущем девочкам, по большей части, которые используют дружбу в качестве оружия и урегулирования проблем.

Более скрытный стиль издевательств — распространение слухов и социальная изоляция — стал доступе благодаря наличию в руках у ребенка популярных социальных сетей, таких как Instagram и Twitter, практически круглые сутки. Даже когда прозвенел последний звонок, молодые девушки со смартфонами и доступом в Интернет, продолжают плести интриги и строить 24/7.

Как научить своего ребенка справляться с издевательствами во всех его формах те же 24/7? Ниже приведены четыре простых, но мощных стратегии, которым вы можете научить дочь или сына, чтобы они могли сохранить свою личную власть, даже в сложных отношениях со сверстниками.

Шаг 1: не оставаться одному!

Если стратегия хулигана заключается в том, чтобы заставить жертву чувствовать себя одинокой и беспомощной, лучшей контрстратегией для жертвы станет возвращение власти путем прекращения изоляции. Поощряйте ребенка быть честным со взрослым, если он подвергается издевательствам и заручаться поддержкой этого взрослого.

Иногда дети чувствуют, что взрослые никогда ничего не делают — зачем вообще им говорить? Бывают случаи, когда взрослые не в состоянии признать серьезность ситуации, но чаще всего, взрослые попросту не знают о том, что происходит в школе. Дети, которые используют реляционную агрессию, оказывают психологическое насилие тонкими, социально приемлемыми способами, которые, как правило, не «мигают» на радаре взрослого. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что его задача — ставить вас в известность. Помогите ему понять, что честность о травле сверстников не является признаком трусости, а наоборот — смелым и сильным ходом.

Если ребенок боится, что издевательства станут только хуже, если он "настучит", помогите ему понять, что это именно то, чего и хочет обидчик. Изоляция — способ запугать. На самом деле, только сказав взрослым, ребенок может начать заново отстаивать свои права. Когда хулиган понимает, что он не может удержать жертву в изоляции — что жертва действительно достаточно сильна, чтобы протянуть руку и общаться с другими людьми — хулиган начинает терять силу.

Шаг 2: не ждать!

Чем дольше хулиган имеет власть над жертвой, тем сильнее становится его хват. Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия. После того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным унижением. Подшучивание перерастает в социальный остракизм. Толкание заменяется ударами и нападениями.

Научите ребенка тому, что, когда он позволяет издевательствам случаться на постоянной основе, он дает своей власти стабильно ускользать от себя. Прием мер против обидчика — и действуя рано, а не поздно — это лучший способ получить и удержать власть.

Шаг 3: не ходить вокруг да около!

Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей. Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Пример ниже показывает, какой ответ лучше всего сможет нейтрализовать обидчика:

Эбби: Где ты взяла эти шмотки — распродажа?
Ответ 1: Да, мама заставила надеть. Хотя мне нравится твой наряд. Ты всегда классно выглядишь.
Ответ 2: Из твоего шкафа, курица!
Ответ 3: Отстань, Эбби.

Первый ответ дает нападающему как раз то, что он хочет — власть. Комплименты после такого очевидно унижения свидетельствуют о согласии жертвы на все новые издевки. Ребенку так хочется понравиться, что он согласен терпеть любые грубости.

Второй ответ стимулирует Эбби к эскалации агрессии и конфликта. Такие вот насмешливые и резкие ответы дают волю обидчикам, чтобы разогреться для следующего этапа стычки.

Третий ответ настойчивый, дающий понять, что жертва не собирается становиться «жертвой». Она не ищет милости, но и не лезет на рожон. Просто и без лишних эмоций.

Почему нужно учить ребенка давать ответы без эмоций? Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.

Шаг 4: не смешивать сигналы!

Говоря о тренировке настойчивости у ребенка, важно также практиковать невербальную коммуникацию для подкрепления вербальной. Например:

  • поддерживать зрительный контакт
  • стараться говорить спокойным и ровным голосом
  • стоять на достаточном расстоянии от обидчика
  • обращаться к нападающему по имени

Объясните ребенку, что эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в мелкий комок — и есть все то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой. Навык настойчивой коммуникации и уверенность ребенка в том, что в его честности со взрослыми — его сила, дают им некую броню, которую не захочет пытаться пробить ни один обидчик, и тогда травля в школе не коснется вас.

Школа для ребенка – это новый мир, то место, где он в течение десяти лет будет проводить большую часть своего времени. И от атмосферы в классе, от взаимоотношений со сверстниками зависит вся будущая жизнь ребенка – его характер, развитие его способностей и отношение его к окружающему миру. Именно атмосфера в школе, а даже не успеваемость и элитарность учебного заведения, является наиважнейшей вещью для ребенка. Именно в школе он получает опыт общения с людьми, который наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Но бывает так, что этот опыт становится очень и очень неудачным. Травля в школе – это не миф, а суровая реальность, сейчас приобретающая все большее распространение. Как же защитить малыша от психологических, а порой и физических травм в месте, которое должно дарить ему знания и положительные эмоции?

Мифы о травле в школе

Прежде чем вскрывать причины травли в школе и думать над тем, как исправить ситуацию, необходимо вспомнить те мифы о травле ребенка в школе, которые закладывались в нас на протяжении поколений.

Миф 1. Это всего лишь элемент взросления

На самом деле травля, как и любая жестокость, - это совсем не норма. Кстати, согласно исследованиям, именно насилие в школе накладывает на психику детей намного больший отпечаток, чем любое другое насилие. А пассивно полагая, что травля – это такая «неприятная возрастная особенность», мы сами лишаем жертв насилия возможности как-то себе помочь. Ведь «против природы не попрешь»! Но на самом деле, проблема травли в школе требует решения, и как можно более скорого.

Миф 2. Педагоги легко смогут увидеть, кто жертва, а кто – агрессор

Представьте только: у учителя обучается масса детей – и это, как правило, далеко не один класс. Как Вы думаете, учитель может физически уследить за всеми? Конечно нет. Поэтому он может заметить не зачатки агрессии, а только уже «разбушевавшуюся войну». И как там разобраться, кто прав, а кто виноват? Конечно, учитель, увидев, что один ребенок колотит другого, накажет того, кто бил. А то, как его довела «жертва» - останется за кадром. Вполне возможно, что как раз жертвой-то и был тот, кто кинулся в драку. Дети очень изворотливы – и они часто делают все, чтобы наказан был другой человек.

Миф 3. Есть дети - потенциальные жертвы, которых будут обижать в любом коллективе

Это в корне неверная точка зрения, которой взрослые просто прикрывают свою несостоятельность и бездействие. Травля – это результат одиночества ребенка, который не может постоять за себя, оставшись один против массы. Это результат попустительства учителей, которые смотрят на атмосферу в коллективе сквозь пальцы, это результат одновременной жестокости и неуверенности в себе детей, выступающих в роли агрессора против того, кто хоть как-то отличается от них. На самом деле, все зависит от наличия или отсутствия поддержки жертве. Есть случаи, когда дети, бывшие изгоями в детстве, становятся если не душой компании, то вполне нормальными, общительными и адекватными людьми – главное просто помочь им в нужный момент.

Миф 4. Любое объединение людей в социальную группу порождает травлю

Это верно лишь отчасти. Дело в том, что травля – это результат насильного объединения людей в группу по некому малозначимому признаку. Усугубляется положение в тех случаях, если выйти из этой группы нельзя. Когда же люди объединяются по собственной воле или на основе общих интересов – травли быть просто не может. Именно в профильных классах, кружках по интересам или школах с демократической системой самоуправления травли нет.

Миф 5. Причина травли – исключительность ребенка

Если хорошо подумать – любой, абсолютно любой человек чем-то отличается от других. Поэтому логично предположить, что жертвой травли может стать любой ребенок. Достаточно только наличия еще одного человека (или группы людей), желающего самоутвердиться за счет другого. При достаточной активности такого агрессора (или группы агрессоров) и невозможности постоять за себя жертвы травля обеспечена.

Миф 6. Травля предусматривает только 2 роли: обидчика и жертвы

На самом деле есть еще одна немаловажная роль - роль «безмолвного свидетеля». И обычно эту роль играет множество людей: одноклассники, учителя, родители, которые следуют установке «меня это не касается». Конечно же, на детскую психику такая роль накладывает неизгладимый отпечаток. Именно из таких детей могут потом вырасти бездушные взрослые, на глазах которых будут убивать человека, а они пройдут мимо.

Причины травли в школе

Итак, мы развенчали основные мифы о травле в школе. Так каковы же причины этого явления, и кто с большей вероятностью может стать жертвой травли?

Во-первых, конфликт может возникнуть на почве разных способностей и разной подготовки детей. В таком случае уместны такие рассуждения: «Я умею читать, а он нет», «Я умею подтягиваться, а он нет», «Я хорошо рисую, а он нет». Конечно, ребенок, чувствующий свое превосходство, осознанно или неосознанно спровоцирует конфликт, который может привести к печальным последствиям.

Во-вторых, причиной конфликтов может быть разный возраст и пол одноклассников. Обычно дети рассуждают так: «Я мальчик, я сильнее», «Я старше, я умнее, и меня должны слушаться». Конечно же, такие противоречия, особенно в детском возрасте, полюбовно решить очень маловероятно.

И третья, наверное, наиболее важная, причина, являющаяся актуальной с первого класса и до окончания школы - это различия в материальном достатке родителей детей. Если один ребенок едет на все летние каникулы на Мальдивы и всем хвалится об этом, а другой – в деревню к бабушке – о каком взаимопонимании может идти речь? Конечно, Вы можете сказать, что дети в начальной школе еще не осознают этой разницы. На самом же деле, психологи утверждают, что понимание социального расслоения к детям приходит еще в 5 лет!

Важным элементом, определяющим различие в материальном положении семей - это школьное питание. В начальной школе некоторые дети, привыкшие к ресторанам, демонстративно воротят нос от школьных «деликатесов», а для других школьный обед – единственный шанс нормально поесть. Когда дети становятся старше – важным показателем становится возможность купить себе что-то в буфете, не надеясь на питание в школьной столовой. Поэтому именно денежный вопрос будет волновать детей на протяжении всего обучения в школе…да и не только в школе – и родителям необходимо это учесть.

А как черты характера и атмосфера в семье влияют на травлю ребенка в школе? Это может происходить следующими путями:

1. Небольшой процент детей-жертв агрессивны сами, и они провоцируют своих обидчиков на агрессию, остро реагируя на мало-мальски задевающие их фразы. В большинстве случаев, такое поведение кажется забавным для обидчиков – и они специально буду снова и снова задевать такого ребенка. Такие дети, как правило, растут в карающей обстановке, когда родители деспотичны и суровы.

2. Большинство жертв, как правило, замкнуты, спокойны и даже покорны. Они обычно не могут ответить обидчикам и просто принимают все издевательства над собой как должное. Конечно же, таким образом они вознаграждают агрессивное поведение в их сторону – и являются самыми «лакомыми» жертвами. Если такой жертвой является мальчик – то почти наверняка он растет в семье, где мама сильно, даже чрезмерно его опекает. Если же это девочка – то, согласно мнению психологов, ее мать отличается крутым нравом, неотзывчивая и чрезмерно контролирующая свою дочь.

Но жертвой травли может стать и ребенок из вполне нормальной семьи, который лишь отличается чем-то от других, а тому, кто захотел за его счет самоутвердиться, это очень не понравилось. В эти ряды может попасть ребенок в очках, полный или наоборот слишком худой, рыжий или застенчивый - да, по большому счету, кто угодно.

Как предотвратить травлю ребенка в школе и помочь ему

Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, ликвидировать атмосферу в доме, способствующую появлению черт характера, о которых говорилось выше, и которые способствуют его роли «жертвы». То есть никакой чрезмерной опеки или, наоборот, чрезмерного деспотизма.

Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Причем, эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками. Аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни, ведь травля может быть не только открытая, но и скрытая, пассивная – например, нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде или просто игнорирование его. Если Вы почувствовали, что что-то не так – обязательно поговорите с ребенком и педагогами.

Если конфликт уже случился – оцените его масштабы. Если это проблема между двумя детьми – лучше дать ребенку возможность самому разобраться и научиться отстаивать свои интересы. Некоторые родители по любому поводу мчатся в школу – разбираться с обидчиками. Но это в корне неправильно – потому что если до этого конфликт у Вашего ребенка был только с одним человеком – то теперь на него, как на «жалобщика», может ополчиться весь класс.

И даже если травля уже приобрела разросшиеся размеры – не стоит бежать в школу и разбираться. Попробуйте сделать так, чтобы Ваш малыш сам смог себя защитить и восстановить свой авторитет в классе. Например, если его дразнят из-за полноты – запишите его в спортивную секцию и сократите потребление им чипсов и колы. Если у всех его одноклассников есть мобильный телефон, а у него нет - и это делает его не таким, как все – купите ему уже эту «игрушку»! Есть недорогие модели телефонов, которые не сильно ударят по Вашему бюджету, а ребенок будет чувствовать себя более уверенно.

Если Ваш малыш очень скромный и неуверенный в себе – помогите ему стать более уверенным, ведь повышение самооценки обычно делает человека менее терпимым к нападкам окружающих. Также выясните у него, в какие кружки ходят его одноклассники и чем занимаются. Возможно, ему тоже захочется посещать какие-то из этих секций – в результате чего он сможет установить контакт с некоторыми одноклассниками. Неплохой идеей будет активное участие малыша в общешкольных мероприятиях, которые сближают детей и помогут ему обрести уверенность в себе.

В особо сложных случаях, если Ваш ребенок стал изгоем в классе – привлеките к проблеме учителей и школьных психологов. В этом случае профессиональная помощь будет Вам как нельзя кстати. И помните – самое важное для Вашего ребенка в школе – хорошее общение со сверстниками. Ведь те, у кого есть друзья и сформировавшийся круг общения, никогда не становятся изгоями!

Когда ребенок входит в новый коллектив, то он попадает под пристальное внимание своих сверстников. Поддразнивания и насмешки вполне обычное явление в детской культуре.

Так дети проверяют новичков на прочность, тренируют остроумие, и нарабатывают собственный авторитет на чужой счет.

У жертвы, которую безнаказанно травят и дразнят в детстве, во взрослом будущем закладывается образ неудачника. Если ребенок не научится справляться с дразнилками, они станут преследовать его на протяжении жизни.

Разрешить эту ситуацию ребенок должен самостоятельно. В ваших силах только помочь ему полезным советом, так как ваше прямое вмешательство или вмешательство учителя может лишь ухудшить ситуацию. Это никак не подействует на обидчиков, а лишь понизит статус ребенка в школе.

Самые распространение советы, которые дают родители – это дать сдачи или не обращать внимания, – таят в себе опасность. Опасность эта состоит в том, что у ребенка изначально закладываются примитивные реакции, и ему будет весьма сложно адаптироваться на вербальные атаки в будущем.

Чтобы научить ребенка выживать в агрессивном социуме, вы должны с самого начала прививать ему навыки эффективного общения.

В детских и подростковых спорах вырабатываются столь необходимые для успеха в жизни качества: изворотливость; логичность аргументации; находчивость; быстрая реакция; настойчивость в доказательствах; виртуозное владение словом; устойчивость к эмоциональному напряжению разговора. При этом важно понимать, что уметь спорить – это не значит только владеть логикой рассуждения. Надо еще и уметь «бодаться» с помощью слов.

Сейчас я научу вас одной методике из курса «Психоподавление. Искусство победы в жестких переговорах» , которая позволит вашему ребенку очень эффективно противостоять насмешкам и поддразниваниям.

Методика: Атака замещающим мыслеобразом

Мыслеобраз – это образные фразы, слова и выражения, создающие яркие ассоциации в голове слушателей. Применяются они для блокировки, перехвата инициативы, нападения, в оборонительных целях, для создания комического эффекта, для ухода от ответа, а также просто для запутывания собеседника ради забавы.

Суть методики в следующем: кто задает направление разговора, тот и выигрывает. Кто отвечает – тот проигрывает .

Если вы акцентируете внимание на зацепке и образе, который она несет, отвечая на эту зацепку – вы проиграете. Для победы в словесной перепалке нужно игнорировать мыслеобраз собеседника и задавать новый мыслеобраз.

Примеры:

1. – Ты чего там еле бубнишь?

– Остальные меня нормально слышат. Может, у тебя со слухом проблемы?

2. – Чего ты замолчал?

– Говорят, психов лучше не злить…

3. – Что, напугался?

– Клоуны меня не пугают…

4. – Дурак ты.

– Где ты дурака-то увидел? В зеркале что ли? Так ты поменьше в него смотрись…

Наибольший эффект использование замещающего мыслеобраза дает, когда вокруг много свидетелей. Если оппонент не сможет быстро найти достойный ответ, то покажет всем свои проблемы с чувством юмора. Если же он являлся неформальным лидером группы, то может лишиться своего статуса, да и авторитета в придачу. Ведь сообразительность, ум и чувство юмора – это важные для лидера качества.

Поэтому, если вашему ребенку делают такие зацепки, нужно быстро уметь выкручиваться! Если на зацепку он морозится или начинает грубить – это значит, что его задели, а показывать этого ни в коем случае нельзя.

Отвечая на зацепку зацепкой такого же плана, не добавляя мыслеобразов, вы проигрываете.

Примеры:

1. – Ты где на клоуна учился?

– А ты что, в клоунах разбираешься?

– Здесь и разбираться не надо – стоит только на тебя посмотреть…

2. Человек что-то говорит.

– Что?

– Ты уши мыл?

– А ты глаза мыла? (парень проигрывает)

Правильно ответить так:

– Что?

– Ты уши мыл?

– Ты что, логопед? (новый мыслеобраз) .

Для того чтобы перевернуть зацепку, необходимо и достаточно расширить образ, который создает своей фразой оппонент, или заменить его на новый образ.

Если человек не понимает, что над ним глумятся, и отвечает на зацепку серьезно, то он показывает окружающим, что вы умнее его.

К примеру, парень подкалывает свою одноклассницу:

– Ты опять не ночевала дома?

– С чего ты взял?

– На тебе одежда та же, что вчера!

Что произошло? Парень задал мыслеобраз – «ее не было дома». Она восприняла это не как зацепку, а как вопрос, и не перевернула ее, а ответила.

В ответ он над ней подшутил.

Как ей нужно было выкрутиться? Следовало расширить мыслеобраз!

Что-то добавить или перевернуть.

Например:

– Ты опять не ночевала дома?

– Ах, так это ты вчера всю ночь будил моих соседей под окном!

К мыслеобразу «ее не было дома» мы добавили «он как лох ждал ее всю ночь».

Развитие у ребенка навыков эффективного общения

Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:

– Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

– Над тобой постоянно смеется и дразнит один парень в нашем дворе, называет тебя лопоухим. Что ты сделаешь, когда в следующий раз услышишь это?

– Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

Когда вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неверно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.

Потренироваться дома в словесных баталиях тоже не мешает: «если он тебе скажет..., то ты ему...».

Чем больше обнаружится вариантов, тем больше шансов, что один из них ребенок использует для разрешения назревающего конфликта.

База атакующих мыслеобразов

Вы можете научить ребенка нижеперечисленным фразам, чтобы он мог достойно контратаковать своих обидчиков в словесных перепалках.

Вот эти фразы:

– А ты сам-то в это веришь?

– Включил ноги, отскочил быстро!

– Вколи себе Ред Булл, шустрее станешь

– Давно этот вопрос тебя мучает?

– Даже не подходи ко мне, я занят!

– Если мне понадобится твое мнение, я обязательно тебя спрошу

– Если человека кусает вампир, он становится вампиром! Такое ощущение, что тебя искусал баран

– Еще слово и ты деснами улыбаться будешь!

– За нами следят. Поговорим завтра

– За тобой последнее слово. Только прошу – четко и без глупостей

– Забыл правильный ответ? Ну ничего, скоро вспомнишь

– Закрой рот – кишки простудишь!

– И как только тебе такие мысли тебе в голову приходят?

– И как ты живешь с этим

– И это все, что ты можешь сказать? Ты можешь лучше. Попробуй еще раз

– Как тебя зовут, кошмарное создание?

– Кивни если понял. Все, до новых встреч

– Кто заставляет тебя говорить эти слова?

– На кого ты работаешь?

– Наблюдай за своим ртом. Через него входят болезни

– Не волнуйся, я тоже забыл как тебя зовут

– Не нервируй меня, мне негде прятать трупы

– Не пей так много, ты плохо выглядишь

– Не пузырись

– Не смейся – рот порвешь

– Не трогай мои достоинства своими недостатками

– Не хочешь страшных ответов, не задавай мне странные вопросы

– Не шути с моим временем

– Неплохой вопрос, но почему ты его задаешь?

– Нет, но твои глаза говорят да, в особенности левый

– О чем еще ты побоялся меня спросить?

– Остро! Я даже порезался!

– Ответ вундеркинда

– Откуда эта глупая уверенность?

– Помолчи, жертва пьяной акушерки!

– Поправь грыжу, а то сильно вываливается

– Потеряйся в ужасе!

– Рот будешь открывать у стоматолога!

– Свали в туман и прикройся тучкой

– Сделай что-нибудь, чтобы я тебя зауважал

– Скажи себе «стоп», добром прошу!

– Тебя в детстве не роняли, а кидали

– Теперь тебе будут сниться кошмары

– Ты - это загадка, которую невозможно дослушать до конца

– Ты в курсе, что тебе срочно нужен доктор?

– Ты пока думаешь, я тебе веселую историю расскажу

– Ты ранил меня в сердце, как Снежная Королева

– Ты список потерял кого боятся?

– У тебя голова варит как самогонный аппарат

– Удачи тебе в твоих гнусных планах

– Уходишь? Почему так медленно?!

– Хамить мне - плохая примета!

– Хватит на меня пакетиком шуршать

– Хоть раз притворись человеком

– Что сидишь, мышей не ловишь?!

– Что стоишь глазами хлопаешь?

– Я бы хотел такого сына, как ты

– Я в жизни так удивлялся только один раз, когда родился

– Я не последняя сволочь, за мной еще двое занимали

– Я учту твои пожелания. Не кашляй.

Чем больше у вашего ребенка будет в запасе подобных перлов, тем меньше у окружающих детей будет желание пытаться поддразнить его.

Ведь образы прилипчивы, и, если ваш ребенок найдет удачный ответ на выпад в свой адрес, то оппонент вполне может получить кличку на годы вперед.

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя . Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, - это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны . Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего - постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

10-летняя Катя столкнулась с другим видом травли в школе: девочку игнорируют ее одноклассницы. Не хотят садиться за одну парту, идти вместе из школы до автобусной остановки, на уроках физкультуры она – последняя, кого выбирают к себе в команду для игры в волейбол.

Журнал Psychologies приводит такую статистику: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. Почти в каждом классе есть такой ребенок.

В чем причины школьной травли? Как реагировать в такой ситуации ребенку? Что могут сделать родители? Об этом – Светлана Кривцова , кандидат психологических наук, директор Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, автор популярных книг по психологии для родителей и педагогов: «Воспитание: наука хороших привычек» (1997), «Учитель и проблемы дисциплины» (1997), «Навыки жизни: в согласии с собой и с миром» (2002).

Что такое травля

Травля (в англоязычной литературе используются синонимы «буллинг» или «моббинг») – деструктивное поведение одного или нескольких человек по отношению к другому, целью которого является причинение вреда жертве.

Отличительными чертами буллинга являются: 1) периодическая повторяемость (единичный эпизод еще не расценивается как травля); 2) неравенство сил у жертвы и агрессора (жертва не может дать полноценный отпор); 3) высокая чувствительность жертвы (тот, кого травят, сильно задет происходящим).

Травля имеет различные формы: это не только физическое насилие или открытая агрессия по отношению к жертве, но и сплетни, высмеивание, изоляция, а также манипулирование и провокации. В последние годы буллинг переместился и в интернет: социальные сети и популярные мессенджеры оказались вполне подходящей средой для этого явления. Существующие в западной науке исследования говорят о том, что наиболее распространенной причиной суицида у подростков является травля со стороны сверстников.

Причины травли

Как правило, зачинщиком всегда выступает кто-то один: обычно это ребенок или подросток с формирующимся нарциссическим расстройством личности. К сожалению, нарциссизм все шире распространяется в современном обществе, чему способствуют культ успеха, потребительские установки и желание самоутвердиться, ставшие в последние годы социокультурной нормой. Нарциссичный ребенок отличается стремлением к самоутверждению за счет других, желанием быть «крутым», иметь авторитет среди сверстников как человек, которому никто ничего не может сделать. «Ты мне ничего не сделаешь» – скрытое послание, сквозящее за всем поведением этого ученика. Для утверждения своего авторитета он прибегает к властным манипуляциям, выражающимся в том числе в травле более слабых детей.

Распространенные мифы

Миф № 1: Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы.

Это неправда. Школа всегда имеет дело с незрелыми личностями (однако эта незрелость является естественным этапом развития ребенка, пусть и не самым простым). Именно поэтому в школе всегда были и будут проблемы насилия. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично); они несут ответственность за то, чтобы дети видели, как нужно твердо и с достоинством противостоять насилию.

Миф № 2: Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможен только в классе у слабого учителя.

Логика рассуждений: «Раз у меня в классе это появилось, значит, я – плохой учитель». Именно это заблуждение приводит к тому, что многие учителя не хотят говорить о происходящем в классе насилии, тем более мелком, привычном: кажется, что таким образом они «выносят сор из избы» и подводят собственную школу. Такая установка опирается на незнание статистики. Исследования вновь и вновь подтверждают: в любой школе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф № 3: Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене.

По данным доктора Дэна Олвеуса (Dan Olweus), примерно 16 процентов девочек и 17,5 процентов мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга безотносительно к тому, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли – буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран.

Миф № 4: Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.

Это не так. Как раз самый высокий процент случаев травли отмечается во 2-4 классах.

Миф № 5: Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия.

Учительский коллектив не имеет возможности заниматься всеми «недоразумениями» (стычками, конфликтами и пр.), которые происходят между учениками, в конце концов, пусть учатся справляться сами. Только в случае серьезного физического насилия нужно вмешиваться взрослым. Такая позиция противоречит мировой статистике: дети гораздо реже переживают себя «затравленными» из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из- за других видов агрессии. В разных странах на первом месте по частоте встречаемости словесная травля: оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д. На втором месте – бойкот, на третьем - физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Основной причиной суицидов является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.

Миф № 6: Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.

Это опасное заблуждение. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано не аффектами, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.

Миф № 7: Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.

Отчасти это верно, но есть и другие дети, те, которые вполне социабельны, имеют друзей, у них до сих пор была нормальная самооценка. Жертвой буллинга может стать любой ученик, говорит статистика. Но риск выше у детей чувствительных, не способных постоять за себя, лишенных настойчивости и не умеющих демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Миф № 8: С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).

Это никогда не работало. Также ошибочно считать, что работу с этими фактами следует передать психологу. Чего точно нельзя делать с буллерами (агрессорами), так это собирать их в группы и вести с ними психологические тренинги! Это связано с тем, что буллинг не связан с неконтролируемым гневом, это не спонтанное поведение. Буллер – это человек (с развивающимися нарциссическими личностными структурами), который устанавливает свою власть над другими и делает это хладнокровно. К нему нужны совсем другие подходы.

Не работает, кстати, и практика угрозы исключения из школы, как и само исключение. Еще менее разумно устраивать коллективные разборки с публичным покаянием, заставлять детей просить прощения – все это приводит только к эскалации травли. Ни одна разовая краткосрочная мера не поможет справиться с данным явлением. Именно поэтому феномен буллинга является вызовом школе как организации. Он требует принятия долгосрочных и ответственных обязательств, которые стали бы частью организационной культуры данной школы.

Миф № 9: Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей.

Это ошибка. К сожалению, большинство детей-буллеров не имеют конструктивного контакта с родителями. Либо их родители сами являются людьми с властным нарциссическим характером, тогда поведение детей – это калька с поведения родителей, причем молчаливо теми одобряемая. Либо такие дети тиранят и собственных родителей тоже, так как последние, скорее всего, не могут проявить необходимой твердости. В любом случае, родители сами не помогут справиться с проблемой буллинга. Школа должна четко отделить свою ответственность и ответственность семьи: «Если тебе разрешают так вести себя дома – пожалуйста, но не здесь, в школе другие правила!»

Миф № 10: Учитель должен мочь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.

Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности можно только в том случае, когда учителя объединятся против насилия. Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия, – это нежизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего профессионалы – учителя, должны уметь и быть готовы конфронтировать с властолюбцем. Это сила объединенных взрослых! Однако можно сказать и другое: если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, все может получиться.

Что делать?

Что могут сделать родители, столкнувшись с ситуацией травли своего ребенка?

  1. Самое главное – выслушать ребенка, сохраняя спокойствие, не поддаваясь естественным реакциям негодования и страха. Дело в том, что для ребенка в сложившейся ситуации жизненно важно ощущение защищенности, опоры. Родители должны приложить усилия, чтобы не передать свое волнение, а, наоборот, дать сигнал ребенку, что он теперь не один на один с этим злом. После того, как вы внимательно выслушали рассказ ребенка, можно сказать: «Хорошо, понятно. Больше не переживай, ложись спокойно спать, я немедленно начну с этим разбираться».
  2. Позвонить учителю и поговорить на эту тему.
  3. Необходимо научить ребенка отвечать и защищаться, воспитывать чувство собственного достоинства. Кстати, нет лучшего средства против буллинга, чем хорошее чувство юмора.

И, конечно же, родителям нужно быть внимательными. Большинство детей не говорят или не сразу говорят маме и папе о том, что их обижают. Поэтому с ребенком нужно постоянно общаться, регулярно расспрашивать, как у него дела, как он провел день – не об оценках и уроках, а о том, что он делал на переменках, об одноклассниках. «Что тебя сегодня порадовало в школе? А что огорчило?»

Косвенные признаки, которые должны вас насторожить:

  1. Ребенок не хочет идти в школу.
  2. Ребенок жалуется на боли в животе, сдавленность в груди (если нет соот- ветствующих заболеваний, это признак страха).
  3. У ребенка нарушен сон, ему снятся кошмары.

Что может сделать учитель, столкнувшись с ситуацией травли?

На сегодняшний день к проблемам дисциплины и насилия педагоги подходят по-разному. Существуют целые педагогические коллективы, которые практикуют либо «метод невмешательства», считая, что школьники со временем научатся контролировать себя сами, либо жесткий стиль контроля и подчинения, когда ради поддержания порядка учителя прибегают к угрозам и наказаниям. Однако в ситуации буллинга ни тот, ни другой метод не работают.

Самая эффективная стратегия поведения – это твердая, но не агрессивная конфронтация с буллингом. Педагоги, разделяющие этот подход, считают травлю отвратительным злом, но не прибегают к шантажу и манипуляциям.

Заставить ребенка чего-то не делать можно и без угроз. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора («Если ты поступаешь так, то последствием будет…»). Если выбор оказывается деструктивным, то к ученикам применяются санкции. Так дети учатся пользоваться свободой и брать на себя ответственность. И, безусловно, учитель должен быть бдительным и обязательно реагировать на происходящее вокруг него, не быть равнодушным.

Что могут сделать директор и администрация школы?

Практически все специалисты говорят одно: начинать надо с изменения атмосферы, среды образовательного учреждения, ведь случаи травли чаще бывают там, где отсутствует уважительное отношение к себе и другим, где не признаются и не удовлетворяются потребности детей в признании и понимании, где нет созидательных смыслов.

Даже буллеры теряют интерес к насилию, если находят в школе осмысленное и ценное для себя дело, в котором проявляется их потенциал и может быть пережито чувство успеха.

Атмосфера складывается из множества разных вещей. Принципиальное значение имеет, например, стремятся ли в школе заниматься каждым отдельным ребенком, каждого ли видят, думают ли о том, чтобы человеку было интересно, чтобы он мог внести полезный вклад в школьную жизнь. Ощущает ли тут человек свою нужность и ценность?

Необходима выработка системы ценностей школы, иерархии этих ценностей (что для нас является благом? а самым большим злом?) – обязательно с привлечением учеников и учителей. На основе этой системы ценностей разрабатываются правила, по которым живет детско-взрослое сообщество, а также разрабатываются санкции на каждый конкретный случай нарушения. Иначе это будут не правила, а просто просьба, которую выполнять не обязательно. При таком подходе вероятность буллинга в школе становится минимальной.



Похожие статьи