1. Прочитай.
Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.
(И. Эренбург)
- Каким назван дождик? Почему?
- Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.
2. Назови предметы.
- Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
- Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?
Страничка для любознательныхШипящие
Шипящие
Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?
Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].
(В. Иванова)
3. Прочитай.
- Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
- Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.
У ежа ежата, а у ужа ужата.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
4. Прочитай.
- Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
- Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
- Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
У четырёх черепашек
по четыре черепашонка.
5. Прочитай. Когда так говорят?
- Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.
Хорошая работа два века живёт.
Работе время, потехе час.
рабо́та
Страничка для любознательных
О происхождении слова
Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.
6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.
- Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?
Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.
Задачи урока:
- создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
- содействовать формированию навыков грамотного письма;
- развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
- привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.
Ход урока
I. Организационный момент.
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!
II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)
А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.
1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё .3. Да! Вы правильно решили:
Буква тапохожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.4. На расческу такпохожа:
Три зубца всего. Ну что же?
А какие звуки обозначают эти буквы?
Это вам задание для чистописания,
III. Актуализация знаний.
Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.
- За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
- Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
- Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
- Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)
Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).
IV. Самоопределение к деятельности.
(на доске записаны буквы.)
М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.
Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)
А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)
Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)
Что вы о них знаете?
Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)
V. Работа по теме урока.
- Работа по учебнику.
Упр. 1 (с. 104)
Прочитайте.
Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.
Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.
Упр. 2 (с. 104)
Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.
Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.
Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?
Прочитайте информацию на страничке для любознательных.
Что вы узнали?
Упр. 3(с. 104)
([Ж])
А во второй? ([Ш])
Оба звука произносятся твёрдо.)
Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.
VI. Физкультминутка.
(Музыкальная физкультминутка)
VII. Продолжение работы по теме урока.
- Работа по учебнику.
Упр. 4 (с. 106)
Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.
Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)
А во второй? ([Ч"])
Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)
Прочитайте сведения о языке на стр.106.
Дайте характеристику этим звукам.
- Работа в Рабочей тетради.
Упр. 59 (с. 53)
Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.
Упр. 60 (с. 53)
Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.
Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.
VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)
1. Знакомство с новым словом.
Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.
Найдите тему сегодняшнего урока.
Зайдите в раздел словарная работа.
С каким словом мы сегодня познакомимся?
Послушайте информацию об этом слове.
Сколько в слове слогов?
Какой ударный?
Какую безударную гласную нам нужно запомнить?
Разделите слова для переноса.
Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.
2. Работа по развитию речи.
Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.
3. Повторение ранее изученного материала.
Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)
Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.
Как вы справились с заданием?
X. Подведение итогов урока.
Какие согласные звуки называются шипящими?
В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.
В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.
В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.
Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.
Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.
Согласные звуки делятся на:
- звонкие и глухие,
- твёрдые и мягкие,
- парные и непарные.
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
- согласные звук является твердым, если после него стоят согласные: а, о, у, ы, э;
- и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.
Шипящие согласные звуки - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)
Краткое описание:
Очень часто названия звукам речи достается не случайно. Гласные названы так, потому что они голосистые. Новая тема в твоем учебнике русского языка называется «Шипящие согласные звуки». Это звуки [ш] и [ж], [щ’] и [ч’]. И они действительно шипят, не правда ли?! Получается, что такое имя им дали по принципу звукоподражания. В науке о русском языке они относятся к непарным. Но все-таки между собой образуют две пары. Всегда твердые непарные [ш] и [ж] – это одна пара. А всегда мягкие непарные [щ’] и [ч’] — другая. Не только по своему звучанию, но и по своему характеру эти согласные выделяются среди других. Можно сказать, что у них трудный характер. С ними связаны несколько довольно трудных случаев правописания в русской письменной речи. Тебе следует повнимательней присмотреться и прислушаться к шипящим согласным звукам. Изучить их характер, понять их особенности означает успешно справиться с теми правилами, которые нужно будет выучить в дальнейшем.
Жили-были почти в самом конце Азбуки четыре шипящие буквы: Ч, Ц, Ш и Щ. Самая старшая среди них была буква Ш . Она была вся ш ероховатая, немного ш епелявила, чаще всего разговаривала ш епотом и любила одеваться в ш ерстяные вещи.
У нее была сестра - буква Щ - жуткая щ еголиха и модница. Браслеты она носила не только на обеих руках, но и на щ иколотках ног. Брови она щ ипцами выщипывала в тоненькую ниточку, а для щ ек не жалела румян. Она часто щ урилась, потому что у нее было слабое зрение, а очки носить она стеснялась. Она была очень веселой и озорной: постоянно щ ебетала да щ ипалась. Буква Щ не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щ екотать букву Ш , а та ш арахалась от нее и сердито ш ипела, закутываясь в ш аль:
Ну, хватит уже ш утить и ш алить, а то заставлю тебя платить ш траф!
Буква Щ щ урилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щ адила ее, целовала в щ ечку и сердечно желала ей «щ астья».
Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы :
Что это за буква такая? - ш епталась она с другими буквами. - Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!
Но как же быть? - пытались уговорить ее другие буквы. - Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и
существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА
тебе придется стоять рядом с Ы.
Ни за что! - упрямилась буква Ш . - Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!
Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! - Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы , значит, она должна стоять рядом с тобой.
А я не хочу и всё! - упорствовала буква Ш.
Как ни уговаривали ее другие буквы - ничего не помогало. Мало того - буква Ж стала ее поддерживать:
Мне тоже буква Ы не нравится! - заявила она. - И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы , например: Жызнь, Жыр, Жывопись…
А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш , им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:
«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»
Вот так две упрямые буквы добились своего.
А у буквы Щ
была дочка - буква Ц
. Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя ц
ентром мира и очень ц
енной.
В этом виновата была ее мама, которая постоянно ц
ацкалась с ней и называла
доченьку «Ц
аревной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ
, потому что подросшая дочь стала для нее ц
елойпроблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.
Буква Ц была ярко оранжевого ц вета, очень любила ц веты и танц ы. Еще она любила своим хвостиком ц епляться за соседние гласные буквы.
Была у нее ц ель в жизни - понравиться молодому и стройному Г . Увидев его в соседнем слове, она просто ц епенела.
Мой Ц езарь! - шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.
Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы , буква Ц заявила:
Я тоже не люблю букву Ы
и в словах ЦЫРК
, ЦЫЛИНДР
, ЦЫНОВКА
буду стоять только
с буквой И!
Мама щ елкнула ее хвостиком по затылку:
- Щ ас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообщ е, нельзя быть такой щ епетильной. Нужно быть щ едрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!
Что ж мне теперь, ц еловаться с ней? - возмущалась Ц . - Вот тетка моя - буква Ш - сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще ц елебная!..
Да что в тебе особенного? - щ
урила глаза мама. - Худая, как щ
епка! Тебе только щ
ипцами
работать!
А ты хочешь, чтобы у меня ц еллюлит был как у тебя? - огрызалась на мать буква Ц, и ц елеустремленно продолжала настаивать на своем.
На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:
В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.
Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИ РК, ЦИ ЛИНДР и ЦИ ФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.
А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:
«ЦЫ ган вошел на ЦЫ почках, сказал ЦЫ пленку: ЦЫ ц ! »
У каждой буквы свой характер, свои привычки, свои друзья… У буквы Щ
была закадычная подружка - буква Ч.
Среди друзей, как правило, один бывает заводилой, а второй подчиняется ему или пытается подражать. Точно так было и с буквами Ч
и Щ:
у Ч
был более сильный характер, вот она и командовала буквой Щ
, которая была более мягкой, но хотела выглядеть модной и
пользоваться уважением среди других букв, хотя это ей не очень удавалось. А буква Ч
и в Азбуке пыталась свои порядки устанавливать. Вот невзлюбила она буквы Я
и Ю
, не захотела, чтобы в
словах они после нее стояли, и, глядя на нее, и буква Щ
стала требовать, чтобы после нее стояли только А
или У
. Так и появилось правило:
Слоги ЧА и ЩА всегда пишутся с буквой А.
Слоги ЧУ и ЩУ всегда пишутся с буквой У.
Буква Ч былаочень ч увствительной, и ей н равились сразу два к авалера: к расивый и к ультурный к авалер буква К и н ежный и н емного н еземной - Н. Стоя рядом с ними в каком-нибудь слове, буква Ч ч увствовала в себе такую н ежность, к ротость и мягкость, что к атегорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.
- Н ам так хорошо вдвоем, - говорила она, - ч то любой, увидев нас, почувствует н ашу мягкость, н ежность и любовь.
Бедная буква Щ
всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щ
емящей болью в
сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч
сделать ей щ
едрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч ч
истосердечно призналась, ч
то она никак не может огорч
ить любого из ч
удесных друзей.
- Ч то за ч удовищное предложение! - ч асто хлопая ресницами восклицала она. - Ч то ты мне предлагаешь?!
Буква Щ понимала всю щ екотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к н адежной спине друга, не оставляя ни щ елочки для других букв.
Ну, пожалуйста! - ласково щ урилась буква Щ. - А то я начну тебя щ ипать!
Ну, не знаю… - колебалась буква Ч. - К я к репко люблю, н о и Н такой н астойчивый, н емного даже н ахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.
Щ
сразу же радостно защ
ебетала и счастливо прижалась к н
емного н
едоумевающему Н.
Она
тут же объявила всем буквам, что у нее с Н
- любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак, н
е мешать им.
И теперь всем пишущим пришлось запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, ЩН и НЩ в таких словах, например, как «дочк а», «личн ый», «блинч ик» «каменщ ик», «помощн ик» хоть и слышится мягкий знак, но писать его не нужно !
Ни в чем не хотела буква Щ отставать от своей подруги Ч , во всем пыталась ей подражать, поэтому, узнав, что буква Ч часто стоит в суффиксе - чик , буква Щ стала проситься у нее иногда заменять ее. Буква Ч подумала немного и решила:
Хорошо, я буду стоять после буквы Д , потому что он мне нравится - он добрый. Потом еще после буквы Т - потому что он - племянник буквы Д. Еще после букв З и С - потому что их не разберешь, когда кто из них стоит в слове, ведь буква З постоянно просит безотказную С заменять ее в различных словах. Ну, и пожалуй, после буквы Ж , потому что с ней лучше не связываться… Ну, а в остальных случаях, так и быть, становись ты. Ведь мы же подруги! Мне для тебя ничего не жалко!
Вот и приходится всем пишущим запомнить еще одно правило правописания:
в суффиксах - чик - и - щик - имен существительных
-ч ик - пишется после Д, Т, З, С, Ж:
например: перевоДЧ ик, реЗЧ ик, перебеЖЧ ик.
-щ ик - после всех остальных согласных: камеНЩ ик, пиЛЬЩ ик.
Оказывается, правила грамматики в русском языке зависят от характера букв и их настроения.