В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.
В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.
В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.
Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.
Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.
Согласные звуки делятся на:
- звонкие и глухие,
- твёрдые и мягкие,
- парные и непарные.
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
- согласные звук является твердым, если после него стоят согласные: а, о, у, ы, э;
- и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.
Нижегородская обл.
р .п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ»
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1 КЛАСС
Тема урока:
« ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
У читель начальных классов : Орешкина Н.И.
ТЕМА: ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж] [ ш ][ч’][щ’];
формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста;
развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса;
воспитание интереса к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Если хочешь много знать
Многого добиться,-
Обязательно читать
Должен научиться.
Актуализация знаний.
- На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки.
ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните.
-Какие звуки в русском языке всегда мягкие?
-Какие звуки всегда твердые?
-Какие буквы не обозначают звуков?
-Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного?
-Какие гласные буквы обозначают два звука?
- Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3
По … та ро..а лы…и шала…
Ласто..ка …ётка …уК ма…ина
Асы до..ечка у…и у..и
- Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков.
Вывод: это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Работа в парах . Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах.
- Говори тихо!
-Будь вежлив!
- Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться!
ЧА- ЧА- ЧА - горит в комнате свеча
ЧУ -ЧУ - ЧУ - молоточком я стучу
ОЧЬ - ОЧЬ - ОЧЬ - наступила ночь
ЩА- ЩА -ЩА - мы несем домой леща
АЩ - АЩ - Ащ - мы наденем плащ
ЖИ -ЖИ -ЖИ - здесь живут ежи
ЖУ -ЖУ -ЖУ - молоко дадим ежу
ЖА- ЖА -ЖА - есть иголки у ежа
ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ - дождь прошел уже
ША -ША -ША- мама моет малыша
ШУ -ШУ - ШУ - другу я письмо пишу
АШ- АШ- АШ - дам сестренке карандаш
-Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы!
-Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- (3 хлопка)
Кто ходит без плаща? (Шаги)
Щи - щи - щи (3 хлопка)
Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы)
6. Работа по Букварю.
Работа с лентой букв.
-Прочитаем буквы.
-Есть ли здесь шипящие? Все они здесь?
-Какого звука нет?
Чтение стихотворения В. Пивоварова
« Ручеёк» Чтение про се бя самостоятельно. Прочитаем вслух. с. 98 Словарная работа. Слайд 6
Туман - непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.
Ручей - водный поток, текущий струей
- В виде чего написано стихотворение? (Диалога)
- Что такое диалог?
- Между кем и кем идет разговор?(между автором и ручейком, может спрашивать ветер, ёжик, нам не понять)
- На какое предложение надо обратить внимание? (на последнее)
- Что означает такая запись? (долгий звук А)
- Каким этот звук должен быть по громкости?(Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника)
- Сколько человек должны читать это стихотворение по ролям?(Трое: ручеек, воображаемый собеседник, автор)
6.3 Чтение стихотворения по ролям.
Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (два, без автора)
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
-Разыграем сценку. Включите другие средства устного общения: жесты, мимику, движение.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
8. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н. СЛАДКОВА. С.98
- Чтение текста учителем, читающим учеником.
Сравнение соде ржания рассказа н стихотворения Общее: ручей бежит к реке. Различие: В стихотворении ручей совсем маленький и тихий, а в тексте он большой и шумный)
- Как бы вы озаглавили этот текст? (« Ручей», « Весна пришла», «Ручей и река», « Просыпайся речка»)
- Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника (ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе, рождают небольшую речку..
Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море. Слайд 7
- Какой темп чтения вы выберете для каждого абзаца?
Выразительное чтение текста.
- Найти в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку.
Журчит, шумит, булькает, гремит, плещет, будит, брызжет, щекочет. Слайд 8
- Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья?
- С помощью шипящих звуков.
- Почему же как вы думаете, звуки названы шипящими.
- Поработаем с иллюстрацией на странице Букваря слева. Воспитательная беседа. Поведение весной на водоемах.
10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
11. РАБОТА СО СЛОВАМИ В СТОЛБИКАХ.
Интеллектуальный марафон. Задание на смекалку.
Найди лишнее слово. Слайд 9
Ручка, морж, веселье, водитель (объяснить орфограммы)
Остальные слова связаны по смыслу и имеют общую часть.
- Из этих слов выберите слова, которые связаны с темой прочитанных нами сегодня текстов( ручей, море, весна, вода) Слайд 10
Работа с домиком - таблицей.
Заселен последний домик в городе Алфавитинске
- Какие буквы в нем живут?
- Какие звуки они обозначают?
-Что общего? (непарные глухие согласные)
13. ИТОГ УРОКА.
- Какие звуки мы сегодня повторяли?
- Что вам понравилось, запомнилось?
-Что показалось сложным?
14. Рефлексия.
- Все ли сегодня у вас получилось? Поднимите сигнальные карточки.
Я молодец. Был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.
Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось.
Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.
Урок окон чен. Спасибо за работу! Слайд 11
Шипящие звуки
Шипящие звуки
ШИПЕ́ТЬ, -плю́, -пи́шь; несов.
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .
Смотреть что такое "Шипящие звуки" в других словарях:
- (грамм.) в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции глухой ш и звонкий ж, а также сложный согласный глухой ч, состоящий из палатального (мягкого) альвеолярного смычного т и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Нёбные (нёбно зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению … Словарь лингвистических терминов
Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия
ШИПЕТЬ, плю, пишь; несовер. 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука «ш». Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от злости голосом (разг.). 3. перен. Ворчать, браниться, выражая своё недовольство, злобу (разг.). Ш.… … Толковый словарь Ожегова
Гриф индейка … Википедия
Вертишейка … Википедия
Гриф индейка Гриф индейка Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия
Самым характерным признаком птиц из семейства утиных можно считать их клюв, служащий ситом и позволяющий особым образом промышлять себе пищу. Этот клюв редко бывает длиннее головы, обыкновенно прямой, широкий, на верхней части плоско… … Жизнь животных
Запрос «Голубь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сизый голубь … Википедия
Сизый голубь Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия
Книги
- Шипящие звуки , Новоторцева Н.. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…
- Шипящие звуки , Н. В. Новоторцева. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…
В русском языке существует четыре буквы, именуемые шипящими. Это «ж», «ш», «ч», «щ». Существует целый ряд орфографических правил, которые предписывают выбор букв, следующих за шипящими.
Инструкция
- Шипящими правильнее было бы назвать звуки, а не буквы. Но поскольку буквы используются для записи звуков, то и их называют шипящими. В русском языке таких букв четыре. Это «ж», «ш», «ч», «щ».
- Иногда к шипящим относят и букву «ц». Но звук [ц] шипящим не является. Хотя если посмотреть правила русской орфографии, то буква «ц» требует к себе столь же внимания, как и вышеупомянутые.
- Вспомните самые первые правила правописания, которые изучали еще в первом классе. Да, именно с «жи-ши» и «ча-ща» обычно начинается обучение русской грамоте. В последующих классах на уроках русского языка учащимся приходится изучать много правил, в том числе и касающихся правописания слов с шипящими.
- Одно из таких правил – написание мягкого знака («ь») после шипящих. Так в именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак «ь» не пишется («шалаш», «мяч», «плащ»), а в существительных женского рода – обязательно присутствует («ложь», «мышь», «ночь»). Наречия, оканчивающиеся на шипящий обязательно имеют на конце «ь», кроме слов «уж», «замуж», «невтерпеж». Глаголы во II лице также пишутся с «ь» («читаешь», «умываешься»).
- Еще одно правило касается выбора букв «о» или «е» («ё»). В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и «ц» под ударением пишется «о», а в безударной позиции – «е». Например: «плющом», но «овощем»; «крыльцо», но «на крыльце», «большого», но «хорошего». В таких словах, как «пастушок», «зайчонок», «книжонка», обязательно после шипящего пишется «о».
- А вот в глагольных окончаниях и суффиксах хотя и слышится «о», пишется «е» («ё»): «печет», «выкорчевывать».
- Будьте всегда внимательны, когда встречаете на письме буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и отчасти «ц». Помните о тех правилах, которые говорят о выборе следующих за шипящими букв.