Притчи восточные: мудрые и короткие. Мудрые и короткие притчи

22.09.2019

Два друга сидели в кофейне и курили кальян.

Какое это счастье - иметь двух жен! - мечтательно говорил один другому.

Красноречивыми словами он описывал свои необыкновенные переживания, не переставая восхищаться тем, что у двух цветков такой разный аромат. Глаза друга становились все больше и больше от восхищения. "Как в раю, - думал он, - живется моему другу. Но почему же не мне, а моему другу дана эта радость испытать сладость обладания двумя женщинами".

Вскоре и у него появилась вторая жена. Но когда в брачную ночь он захотел разделить с ней ложе, она гневно отвергла его:

Не мешай мне спать, иди к своей первой жене. Я не хочу быть пятым колесом в телеге. Или я, или она.

Чтобы найти утешение, он отправился к другой жене.

Тебе здесь нет места, - в ярости выкрикнула та. - Если ты взял себе вторую жену, а я тебе уже не мила, ну так и иди к ней.

Ему не оставалось ничего другого, как пойти в ближайшую мечеть, чтобы найти покой хоть там. Когда он принял молитвенную позу и попытался заснуть, то услышал за собой покашливание. С удивлением он обернулся. Оказывается, это был не кто иной, как его добрый друг, разглагольствовавший перед ним о счастье иметь двух жен.

Чего это ты пришел сюда? - спросил он его с удивлением.

Мои жены не подпускают меня к себе. Это длится уже многие месяцы.

Но зачем же тогда ты мне рассказывал о том, как это прекрасно жить с двумя женами?

Я чувствовал себя таким одиноким в этой мечети и хотел, чтобы рядом со мной был друг.

Не все за один раз

Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: "Должен я говорить или нет?" И он решился спросить у конюха:

Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?

Конюх ответил:

Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я всё равно дам ей поесть.

Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил:

Как тебе понравилась моя проповедь?

Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю всё это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно её накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.

Вкус воды

Тогда сделай глоток из этого ручья и опиши мне вкус воды. - сказал ему учитель.

Это я уже слышал и понимаю эту Истину, - немного разочарованно произнес Искатель.

Расскажи мне, что ты понимаешь? - попросил Учитель.

Вкус воды нельзя описать словами, воду нужно пить, о ней не нужно разговаривать, так же и истина…

А теперь представь себе - я сижу возле ручья, а толпа таких, как ты стоит в очереди для того, чтоб я описал им вкус воды, хотя многие из них уже слышали это описание от других Учителей.

Познай единое

Было раннее утро. Деревья купались в утреннем солнце, и пели птицы. В доме великого брамина Удалаки, ученика знаменитого Мастера Яджнавалкьи, праздновали возвращение сына Светкету, который вернулся домой после долгих лет обучения из дома Мастера.

Отец встретил его у двери, обнял, но почувствовал, что что-то было утрачено в Светкету. Что-то присутствовало, что не должно было присутствовать: неуловимая надменность, неуловимое эго. Именно этого меньше всего ожидал отец. Он послал сына в лесной университет, чтобы тот жил с Мастером и растворил там самого себя, свое эго. Только в этом случае он мог почувствовать вкус существования.

Ходила молва, что Светкету стал лучшим учеником, что он выиграл величайшую награду. И вот он вернулся, но Удалаки не был счастлив. Да, Светкету принёс высшую награду, которую присудил университет. Он достиг высокого уровня образования и пришёл, нагруженный большими знаниями. Но что-то было утрачено и глаза отца наполнились слезами.

Светкету не мог понять этого и спросил:

Что-то не так? Почему ты не рад?

И отец спросил:

Изучив все науки был ли ты обучен тому Одному? Светкету сказал:

Я изучил там всё, что было возможно. Я изучил все науки, искусства, языки.

И он стал перечислять названия всех наук того времени.

Но отец был грустен по-прежнему Он сказал:

Но был ли ты обучен Главному?

Светкету был несколько раздражён. Он вернулся домой с мыслью, что теперь знает всё. В университете он был лучшим учеником и ему казалось, что его родители должны гордиться им. Но здесь его встретил старый отец и он не был счастлив, а даже наоборот, он плакал и говорил о чём-то таинственном. И сын сказал:

Пожалуйста, отец, не говори загадками. Что ты хочешь этим сказать - “Это одно…?!” Скажи точно! Что ты имеешь в виду?

И отец сказал:

Видишь вон то дерево? Пойди и принеси его семя.

Это был дуб. Когда сын принёс желудь, отец спросил:

Из чего вырастает дерево? Светкету ответил:

Из этого семени, конечно.

Это большое дерево… из маленького семени? Разрежь его и посмотри, что там внутри.

Семя было разрезано, но внутри него кроме мякоти ничего не оказалось. И отец сказал:

Видишь ли ты эту животворящую пустоту, из которой вырастает большое дерево?

Светкету ответил:

Я могу подразумевать её, но я не могу видеть её. Как можно увидеть пустоту?

И отец сказал:

Вот то Одно, о котором я говорил. Из Него пришло всё, из этой созидающей Пустоты всё было рождено и однажды вновь растворится в ней. Иди обратно и научись Пустоте, потому что она начало всего - Источник. А Источник - это также и цель. Иди и учись Основному, фундаментальному. Всё то, чему ты научился - это память, ум, знания. Научись не-уму, не-памяти. Учись осознанности, учись пониманию. Это - цель твоего обучения, иначе ты не проникнешь в сокровенную суть. Пойми, семя есть ничто иное, как вместилище пустоты. Когда зерно прорастает в землю, пустота начинает струиться в дерево. Цель твоего обучения - Источник Жизни. Найди его, познай Его, стань Им. Пусть пустота струится через тебя.

Они рождались, страдали и умирали...

Один восточный владыка, когда взошёл на престол, сразу для себя определил, что хочет прославиться тем, что расскажет людям подробнейшую историю всего человечества, а точнее их самих. И приказал он своему визирю, такому же юноше, как и он сам, чтоб тот собрал 1000 самых именитых и мудрых историков, чтоб те подготовили ему доклад. Спустя 20 лет подходит караван из 200 верблюдов, которые везут на себе многотомные собрания с подробнейшей историей человечества.

Владыка пришёл в негодование, мол, ему и за всю его жизнь столько не прочитать, не то, что огласить народу и приказал сократить. Через 20 лет подходит к его дворцу караван из 50 верблюдов, везущих толстенные тома книг. Владыка опять негодует, мол его век уже подходит к концу, а ему уж тем более не прочитать такое количество литературы и рассказать её людям. Опять приказал сократить. Ещё через 15 лет, когда владыка лежал на смертном одре и все жители той страны, как один, чествовали его преемника, к воротам его замка подошёл ишак, везущий на себе толстую книгу, и вёл того ишака под уздцы старик, который когда то был тем молодым визирем. Уже полуслепой и полумёртвый владыка приказал пригласить того визиря к себе. Старый визирь склонился над умирающим владыкой, и тот спросил его: "Так в чём же заключается вся история человечества? Если уж я не смогу её донести народу, так хотя бы сам буду знать..." И визирь ему ответил: "Они рождались, страдали и умирали..."

Понимание пророчества

Высоко в горах была деревня, и в ней жил мудрец. Он был очень стар и дряхл. Все жители деревни внимали каждому его слову, считали его святым или пророком, и не было ни разу случая, чтобы его пророчество не сбылось. Если он предрекал войну, начиналась война, если обещал холодную зиму, то трещали ужасные морозы.

Однажды этот пророк с огромной печалью, чуть не плача, обратился к жителям деревни и сказал:

Завтра солнце не взойдёт.

И после этого удалился в свою хижину.

В деревне началась паника. Некоторые решили покончить жизнь самоубийством, другие похватав свои пожитки, кинулись бежать куда глаза глядят в тщетной надежде избежать конца света. А самые спокойные и сильные духом решили молиться.

Перед рассветом все, кто остался в деревне, собрались на площади, чтобы вместе встретить катаклизм. Но солнце взошло!

Тогда толпа с криками «Обманщик!» кинулась к хижине, где жил пророк. Но там было всё тихо. Пророк умер этой ночью.

Самое непостижимое

Шёл человек со своей семьёй по пустыне. Уже измученные жаждой, увидели они впереди колодец и побежали к нему. Но внутренний голос сказал человеку, что вода в этом колодце отравлена. Путник же не обратил внимания на это, и начал поить водой свою жену и детей. Пока он доставал из колодца последний черпак с водой, чтобы напиться самому, он увидел, что все его родные корчатся в предсмертных судорогах. Тогда он взмолился:

Господи, спаси мою семью, спаси моих детей и жену! Жажда оказалась сильней, и я проигнорировал твоё предупреждение.

Я верну тебе твоих близких, - ответил Господь, - если ты ответишь на один мой вопрос. Что является самым непостижимым в человеке?

Долго думал путник, боялся ответить неверно, и, наконец, сказал:

Самым непостижимым в человеке является то, что он на протяжении всей своей жизни видит вокруг себя смерть других людей, но сам живёт так, как будто никогда не умрёт.

И Бог вернул жизнь его семье.

Знание людей в теории и на практике

Один способный молодой человек, жаждавший знаний и мудрости, испытывая многие лишения, изучал вдали от родины, в Египте, физиогномику, науку о выражении лица. Шесть лет длилось это учение.

И вот настал день, когда он прекрасно сдал все экзамены. Радостный и гордый, молодой человек верхом на коне возвращался на родину. На каждого встречного он уже смотрел глазами человека, познавшего мудрость науки, и, чтобы расширить и углубить свои знания, читал по выражению их лиц как по книге.

И вот повстречался ему человек, на лице которого он прочитал шесть свойств характера: ясно было, что он завистлив, ревнив, жаден, скуп, корыстолюбив и беспощаден. «Бог свидетель, какое страшное выражение лица у этого человека, никогда я еще не видел и не слышал ничего подобного. Вот когда я смог бы проверить свою теорию».

Пока он так думал, незнакомец подошел к нему с приветливым, добродушным выражением лица и смиренно сказал.

Жил-был один богатый человек, который никогда не думал о Боге. Он всегда был занят своим мирским делом - сбором денег. Он зарабатывал себе на жизнь, давая деньги в долг, и проявлял такой большой интерес к этому, что стал очень богатым, не делая ничего.

Однажды он пошел со своими бухгалтерскими книгами в соседнюю деревню навестить своих должников. После завершения дел он обнаружил, что стемнело и, чтобы оказаться дома, ему надо было пройти пешком 3-4 мили. Он поинтересовался, найдется ли здесь...

Однажды ходжа Насреддин отправился на базар и долго ходил взад и вперёд вдоль прилавков прицениваясь, но ничего не покупая. Рыночный стражник некоторое время наблюдал издали, но, в конце концов, обратился к нему с назиданием:

Уважаемый, я вижу, денег у вас нет, вы лишь напрасно теребите торговый люд. Подай вам это и то, поменяй фасон и размер, взвесь и порежь, а выгоды купцу - ни на грош. Если бы я не знал, что вы - ходжа Насреддин, подумал бы, что на рынке завёлся воришка: ждёт, пока купец...

Гуи Дзы вечно говорит загадками, - как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну. - Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толково сформулировать.

Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы.

Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо, - сказал принц.

В ответ он услышал:
- Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, что это такое, а вы...

Один человек по имени Али много и тяжело работал. Он добывал соль и отвозил продавать ее в город. Но у него с детства была мечта-Али хотел накопить денег и купить на них белую арабскую лошадь,чтобы путешествуя верхом добраться до Самарканда. И вот однажды, скопив достаточную сумму денег, Али отправился с попутным караваном на большой верблюжий рынок, на котором продовались лучшие верблюды и лошади. Рано утром, на рассвете он прибыл на место. У Али разбежались глаза при виде множества отборных...

Чжуан-Цзы родился в бедной семье, и в доме нередко не хватало еды. И вот как-то раз родители послали его занять немного риса у богача. Тот ответил:

Разумеется, я могу помочь. Скоро я соберу подати с моей деревни и тогда смогу одолжить тебе триста монет серебром. Этого хватит?

Чжуан-Цзы гневно посмотрел на него и сказал:

Вчера я шёл по дороге и вдруг кто-то окликнул меня. Я оглянулся и увидел в придорожной канаве пескаря. «Я повелитель вод Восточного океана, - сказал пескарь. - Не...

Старый отец,перед дальней дорогой, давал последние наставления юному сыну:

Страх, как ржавчина медленно и постоянно разъедает душу и превращает мужчину в шакала!

Поэтому будь безгрешен! Безгрешен во всем! И тогда - никто, никогда не опозорит тебя.

И тогда не будет в тебе подлого страха. Тогда в тебе будет прорастать природное благородство, и ты станешь достойным своего имени и Рода.

Будь благоразумным, чтобы стать богатым. Кичливые люди теряют достоинство, а с ним и богатство...

Однажды по пустыне шёл караван.
Спустилась ночь, и караван остановился на ночлег.
Мальчик, присматривающий за верблюдами, спросил у проводника каравана:

Верблюдов двадцать, а верёвок всего девятнадцать, как быть?

Тот ответил:
- Верблюд животное глупое, подойди к последнему и сделай вид, будто его привязываешь, он поверит и будет вести себя спокойно.

Мальчик сделал, как велел проводник, и верблюд действительно спокойно стоял на месте.

На следующее утро мальчик пересчитал...

у Насреддина у Ходжи
имелось два ведра:
в одном - всё было "блеск и шик"
в другом - была дыра

Он с ними по-воду ходил

До ближнего ручья,
одно - он полным приносил,
другое - ни фуя

И первое, собой гордясь,
смеялось над вторым...
второе плакало, стыдясь
дурной своей дыры...

И вот, ведёрочко с дырой
промолвило Ходже:
«ну, что ты носишься со мной
который год уже?
ты лучше выброси меня
подальше, я молю,
тебя позорю только я,
и воду даром лью!»

Плутарх рассказывает, что Александр Македонский долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.

Нанак, основатель сикхизма, был простым и красивым человеком. У него был всего один ученик, которого он ничему никогда не учил. Он просто вдохновенно пел, а ученик подпевал ему и играл на простом музыкальном инструменте.

Рассказывают такую историю. Однажды Нанак отправился путешествовать. Он обошёл Аравию и добрался до Мекки, где хранится святыня мусульман - чёрный камень Кааба. Было уже поздно. Нанак помолился и прилёг отдохнуть. Но к нему подошли хранители святыни и сказали, что такое поведение кажется им невероятным:

В течение месяца поста Рамадан мулла обычно после общей молитвы читал прихожанам проповедь. Взволнованно он говорил об общности верующих и об обязанности мусульманина. В течение этого месяца один человек каждый день сидел на этих собраниях верующих и плакал. Плакал в течение всей проповеди. Мулла думал про себя: “Наверняка моя речь трогает до глубины души этого человека. Он проливает слезы умиления”.

Два молодых человека узнали о Великом Мудреце, живущем в их местности. Они нашли его и попросились в Ученики. Мудрец согласился. Тогда они спросили Его:

— А чем Ты занимался До Того, Как Стал Просвященным?

— Носил воду Своему Хозяину — ответил Мудрец.

— Тогда сделай глоток из этого ручья и опиши мне вкус воды. — сказал ему учитель.
— Это я уже слышал и понимаю эту Истину, – немного разочарованно произнес Искатель.
— Расскажи мне, что ты понимаешь? – попросил Учитель.

Жил-был в индийском царстве-государстве старый монарх, который всю жизнь решал для себя один чисто восточный вопрос: в чем суть силы? И постановил он в конце концов найти самого сильного человека в своих владениях, чтобы узнать у него, в чем суть силы. В качестве награды этому герою индийский царь назначил лошадь из своих конюшен, причем по желанию победителя объявленного конкурса: захочет белого – получит белого скакуна, захочет черного – получит в дар черного коня. Для решения этой непростой задачи сопряженной с вечной проблемой выбора, он собрал самых мудрых людей своего царства и отправил их с инспекцией по городам и весям.

Красота розы – в цветке, достоинство слова – в краткости.

Долгое время считалось, что являются высказывания, пословицы и поговорки, собранные в библейской Книге Притчей. С расшифровкой письменности Древнего Египта были открыты и египетские пословицы и поговорки на несколько тысячелетий старше древнееврейских. И это не все. Уже в одном из древнейших государств Востока – Шумере, люди прекрасно умели пользоваться остроумными выражениями, по сути, мало отличавшимися от современных. В этой цивилизации, впервые за историю существования древнего мира, восточная мудрость – пословицы, поговорки, высказывания, была облечена в письменную форму.

Восточные мудрости о жизни

И снова Древний Шумер. Тысячи лет назад шумерийцев терзала та же мысль о бренности бытия, что и современных европейцев:

– Жизнь проходит быстро. К чему копить, давай все растратим.

– А все-таки еще жить долго. Давай копить.

Проходили века, сменялись цивилизации, возносились к небу минареты Арабского Востока, строились дивные храмы Индии и пагоды Китая и Кореи. И на всем многолюдном Востоке сочинялись народом басни, притчи, афоризмы, пословицы и поговорки. Разные у разных народов, и в то же время имеющие множество общих черт. Ниже приводятся примеры пословиц, поговорок, высказываний, характерные для разных народов.

Китай . Совершенно необыкновенная для европейца цивилизация. С одной стороны, жестокость китайских властителей стала притчей во языцех. С другой, совестью нации были Конфуций и Лао-Цзы, чьи меткие высказывания живут уже ни одно тысячелетие.

  1. Когда в дружбе исходят лишь из выгоды, сеют неприязнь и злобу. (Конфуций)
  2. Будьте как можно более строги к себе, как можно более мягки с окружающими. Так не возникнет людская неприязнь. (Конфуций)
  3. На пути непременно возникнет много трудностей, если надеяться на легкую дорогу. (Лао Цзы)
  4. Сердце человека подобно змее – всегда полно яда. (Лао Цзы)

Что интересно, в китайском языке, так же как и в русском, существуют устойчивые выражения, называемые пословицами. Да и речь в них идет о привычных для нас понятиях:

  1. О дружбе: «Нет цены у моря, солнца и дружбы».
  2. Об опыте: «Старый конь найдет дорогу домой».
  3. О предательстве и неблагодарности: «Вырастил тигра из тигренка – получил страдания и разрушение».
  4. О неумеренной жадности: «Богач, получив Лун, захотел получить и Сычуань».

Япония. Страна удивительной смеси буддизма и древних верований. Страна самурайской чести, талантливых каллиграфов и поэтов в трех или пяти строках хокку и танка описывавших весь мир и все переживания человека. Японский язык – язык метафор, аллегорий, образных сравнений, многие из которых стали пословицами и поговорками. А темы и образы пословиц столь удаленных от нас японцев привычны и понятны:

  1. О непреодолимой несправедливости: «Бессильно право там, где властвует сила».
  2. О настойчивости и терпении: «От муравьиной норки разрушится и каменная дамба».
  3. Об умении радоваться счастью других: «Если другие радуются, веселись и ты».
  4. О терпимости: «об обычаях, заведенных в доме, не спорят».

Арабский Восток. Бухара, Багдад, знойные пустыни Йемена и зеленые сады Агры, – все это Арабский Восток. Мир коварства, лести, благородства и отваги. Мир великих политиков, ученых, поэтов и народных остроумцев. Восток – это мир Омара Хайяма, Низами Гянджеви, Хамида Моманда. А еще это народных воровских новелл – «макам», – полного собрания басней, притч, пословиц и поговорок. Вот, кстати, одна из них – коротенький отрывок из новеллы:

«Жил-был старенький ослик. И однажды он упал в колодец. Думал-думал хозяин, да так и не придумал, как помочь беде. И решил он закопать и ослика, и колодец. Позвал на помощь соседей, и начали засыпать колодец. Кричал и плакал ослик, а потом начал становится ногами на каждый кинутый ком земли. Все выше и выше поднимался ослик, пока не выпрыгнул из колодца».

А пословиц и поговорок – тысячи, если не десятки тысяч. О смелости, отваге, коварстве, дружбе, работе – обо все на свете. Вот некоторые из них:

  1. Гиены празднуют, когда умирает лев. (Афганская пословица)
  2. Кто сказал, и не сделал – осел, кто сделал и сказал – человек, кто не сказал и сделал – лев.
  3. Можешь советоваться хоть с тысячей людей, а тайну свою не раскрывай. (Персидская пословица)
  4. О секрете могут знать и двое, при условии, что один из них в могиле. (Персидская пословица)
  5. Будущее ленивого быка – продажа мясникам. (Арабская пословица)
  6. Все, что сделано наспех – принесет беду. (Курдская пословица)

Восточная мудрость о семье и брак

Уникальность Востока и в его «двойственном» отношении к женщине. С одной стороны – ее подчиненное мужчине положение, с другой: «И Самарканд, и Бухару за родинку одну твою отдать готов».

Таким же двойственным является и отношение к браку. Давным-давно, в Шумере говорили: «Одно счастье – в женитьбе, а если подумать, второе – в разводе». Их поддерживают иранцы в поговорке: «Женитьба – счастье на месяц, женитьба – печаль на все оставшиеся годы». Зато казахская пословица гласит: «Счастье – первый сын, половина счастья – хорошая жена». В Лаосе бытует такое выражение: «В хорошей семье муж и жена напоминают палочки для еды – всегда парой, всегда вместе». Вообще, хорошая жена это очень важно, иначе могут быть такие же неприятности, как в еврейской пословице: «Что может быть хуже дождя? Плохая жена. Дождь хотя бы в дом загонит, а плохая жена из него выгонит». Хуже дождя, по мнению пуштунских племен, может быть только тесная обувь, ну и плохая жена, соответственно: «Плохая жена подобна неудобной обуви, и жмет, и давит». И всегда, счастье – это дети: «Юрта без детей, что очаг без огня», – говорили казахи.

На Востоке еще говорили: «Первый месяц после свадьбы – как розовый цветок, второй – как горькая полынь». Но у любви глаза слепы, и когда она есть: «Раны от оспы также красивы, как ямочки на щечках».

Часто бывает так: девушка полюбила бедного парня. Прожиты вместе годы, и пришел в дом достаток, а то и богатство. Старая жена кажется некрасивой и скучной. Японская пословица говорит: «Люби ту жену, которая полюбила тебя бедняком».

Восточная мудрость о любви гласит:

  • Не подвластны рассудку три вещи: ветер, дующий с гор, солнце, совершающее свой бег по небу, любовь, поселившаяся в сердце человека.
  • Есть советники у хана, есть советники у эмира, любовь в советниках не нуждается.
  • Любовь приносит . Злоба – безобразие.
  • Во имя любви не грех носить лохмотья.

В заключение можно привести высказывание неизвестного китайского автора: «Вот печаль, так печаль. Любят меня одновременно и жена и любовница. Чувствую ли я себя богом? О нет. Чувствую я себя одновременно жителем рая и обитателем ада».

В восточной философии и много непонятного нам, Запад и Восток слишком разные по мировосприятию. И все-таки восточная мудрость: цитаты, афоризмы, высказывания вполне применимы и к сегодняшним европейским реалиям.

Восточная притча - по сути, короткий рассказ, изложенный простым, понятным языком. Это особая форма передачи жизненно важной информации. То, что трудно описать обычными словами, подается в виде истории.

Особенности восприятия

У взрослого человека хорошо развита логика, привычка думать словами, абстрактными категориями. Такой способ мышления старательно осваивался на протяжении школьных лет. В детские годы он более активно пользовался образным языком - живым, неформальным, задействующим ресурсы правого полушария головного мозга, отвечающего за креативность, творчество.

Восточная притча, минуя логику и прагматичность, обращается прямо к сердцу. На неком примере раскрывается нечто очень важное, но обычно ускользающее от внимания. С помощью метафор и аллегорий активизируется воображение, задеваются глубинные струнки души. Человек не столько думает, сколько чувствует в этот момент. Даже может прослезиться, а то и вовсе всплакнуть.

Инсайт как следствие

Маленькая поучительная история, которой является восточная притча, может совершенно непостижимым образом запустить перезагрузку привычного мыслительного процесса. Человек вдруг осознает то, что долгое время никак не могло пробиться в его сознание. У него случается инсайт.

Благодаря озарению у человека изменяется самовосприятие, мироощущение. К примеру, гнетущие чувства долга или вины трансформируются в глубокое приятие себя. Ощущение враждебности и несправедливости - в понимание, что мир прекрасен и многогранен. Могут осознаться причины какой-либо сложной ситуации, наконец-то отыскаться выход из нее.

Ценность притчи

Восточные культуры всегда славились особой атмосферностью, загадочностью, склонностью к созерцанию. Философские воззрения отличались целостным подходом к жизни. Древние духовные учения ориентировали на баланс отношений человека с природой, расширение психических и физических возможностей его организма.

Поэтому восточная притча пропитана гармонизирующими истинами. Она сонастраивает людей с непреходящими жизненными ценностями. С древних времен она применяется как форма оказания поддержки словом. В этом ее большой дар.

Она показывает путь

Восточные притчи о жизни помещают в фокус внимания человека некие закономерности, правила, наставления; показывают многогранность мира относительность всего. Такова притча о слоне и слепых старцах, изучающих его с разных сторон - хобот, бивень, спина, ухо, нога, хвост. Несмотря на все несоответствия, даже откровенные противоречия в суждениях, каждый оказывается по-своему правым. Подобные примеры помогают преодолеть категоричность, развить понимание, толерантность как к самому себе, так и к другим.

Восточная обращает внимание человека на его внутренний мир, способствует рефлексии. Заставляет пристально посмотреть на свои приоритеты, осуществляемый каждый день выбор, выявить преобладание склонности к негативизму, разрушению или конструктивности и созиданию. Способствует пониманию, какие именно мотивы управляют действиями: страх, зависть, гордыня или любовь, надежда, доброта. По аналогии с притчей о двух волках, что подпитывается, то и приумножается.

Восточные помогают человеку таким образом расставить акценты в своей жизни, чтобы он находил больше поводов и причин чувствовать себя счастливым, нежели наоборот. Всегда помнить о самом важном, ценить, беречь и радоваться ему. А из-за второстепенного не горевать, не впадать в уныние. Обрести внутреннее спокойствие, установить баланс.

Кладезь мудрости

Рассказывать интересные истории - довольно устойчивая традиция человечества. Это веселое и увлекательное времяпрепровождение. Часто даже очень познавательное. Так протекает обмен опытом, передаются знания. Притчи о жизни популярны сегодня. Это здорово, ведь в них спрятаны несметные сокровища - крупицы живительной мудрости.

Притчи несут много пользы людям. Просто, ненавязчиво они способствуют перефокусировке внимания с второстепенного на главное, с проблем на позитивные моменты. Учат стремлению к самодостаточности, достижению равновесия. Напоминают о необходимости принимать себя, других, окружающий мир такими, как есть. Призывают расслабиться и просто быть самими собой, потому что именно так и должно быть.

С притчи начинаются перемены

Мудрость, упакованная в притчу, позволяет по-иному взглянуть на какое-то отдельное событие или жизнь в целом. И как следствие, перераспределить акценты в восприятии привычных ситуаций, поменять приоритеты, увидеть скрытые закономерности, причинно-следственные связи. Благодаря этому появляется возможность с новых позиций оценить свои убеждения, действия и при желании внести коррективы.

Жизнь складывается из мелочей. Меняя маленькие привычки, человек меняет поступки, поведение, характер. Затем меняется его судьба. Так подходящая притча в подходящий момент способна творить чудеса.



Похожие статьи