Не хватает времени что делать. Куда уходит время? Планирование времени как способ самоорганизации

21.09.2019

Психология отношений

1406

02.05.13 10:31

Запланировала важные дела, но не хватило времени? Кто мешает сделать то, что хочется завершить именно сегодня? Ты расстраиваешься, а порой приходишь от этого в бешенство? Да, такая реакция самая распространенная, хотя и не самая эффективная. Куда полезнее задаться вопросом, кто или что «ворует у нас время, которое мы запланировали потратить совсем иначе. Попробуем проанализировать.

Черная дыра

«Пожирателями наших часов и минут могут быть незапланированные телефонные разговоры, особенно с теми, кто любит висеть на линии. Врагом может стать и телевизор, «встретившись» с которым ты начинаешь щелкать по каналам и искать «что-нибудь интересненькое». А потом с удивлением замечаешь, что время куда-то делось…

На работе в роли «воришек» часто выступают неожиданные посетители, назойливые клиенты, с которыми тяжело закончить разговор, зависающие компьютеры, ломающиеся автомобили, принтеры… Этот «черный список» каждый может продолжить самостоятельно.

И ты восклицаешь: «Ну что я могу с этим сделать?! » Если ты задаешь этот вопрос как риторический – продолжай унывать по поводу того, что время тратится зря. А если тебе действительно важно изменить сложившуюся ситуацию и закрыть «дыры», в которые утекает твое время, то попробуй приметить несколько известных и несложных техник.

Например, верный способ отловить «пожирателей» времени – вести наблюдение. Хотя бы несколько раз не поленись и заполни в конце рабочего дня табличку со следующими пунктами:

  1. Время (затраченное на что-либо).
  2. Чем я занималась.
  3. Кто мне мешал.
  4. Как мне мешали заниматься своими обязанностями.
  5. Что я сделаю, чтобы это не повторялось в будущем.

В результате ты увидишь в разрозненных случаях общую тенденцию, поймешь, кто главные похитители, а поняв, придумаешь, как с ними бороться. Например, остановишь себя во время не нужного тебе разговора и скажешь: «Стоп, сейчас воруют мое время! » Может быть, увидев свои потери, исчисленные в минутах и часах, ты перестанешь бегать курить или пить чай с коллегами.

«Но тогда получается, что я кому-то должна отказать? » – удивишься ты. И это действительно так! Главная задача в борьбе с «пожирателями времени» – не бояться им сообщить о том, что они воруют твои часы и минуты. И если тебя мучает совесть, вспомни и подумай: обращаясь к тебе с просьбой, человек хочет, чтобы на решение его проблемы было потрачено твое, а не его время.

Летом – на санках?

Бывает, что «враг» – не вовне, а внутри нас. Помнишь сюжет из «Ералаша», где мальчика друзья зовут на улицу? Он начинает одеваться и в процессе этого успевает поиграть в огромное количество игр. Когда выходит на улицу в шубе и с санками, оказывается, что наступило лето.

Часто, двигаясь к цели, мы сами тратим время на то, что нас к этой цели не приближает. Причины ? Стремление все сделать сразу, неумение рассчитывать свои силы, откладывание лед со дня на день, пока маленькое дельце не превратится в неподъемный ком.

С этими внутренними врагами также надо бороться – учиться структурировать задачи, правильно ставить перед собой цель. Но это уже совсем другая история.

Последний раз я не успел сдать рукопись в издательство вовремя. Моим оправданием стала типичная для американцев фраза: «У меня не было времени». Давайте подумаем, что скрывается за этой отговоркой. Почему создается впечатление, что нам ни на что не хватает времени, и менее всего нам хватает его на молитву?

Я все время испытываю чувство вины по этому поводу, думаю, как и большинство моих читателей. Мне кажется, что единственной помехой в наших отношениях с Богом (после греха, конечно) является отсутствие свободного времени. Если бы я уделял своим детям столько же времени, сколько я уделяю Богу, меня обвинили бы в невыполнении родительских обязанностей. Если бы я проводил со своей женой так же мало времени, как с Богом, у нее было бы полное право подать на развод по причине моего невыполнения супружеских обязанностей.

Всем известно из личного опыта, как мы счастливы, когда посвящаем время Богу. Прячась от Бога, мы обделяем себя. Мы переживали это тысячи раз и все равно бежим от Бога, уклоняемся от общения с ним и от молитвы, словно молитва – это горькая микстура. Мы так боимся тишины и уединения, являющихся необходимым условием частной молитвы, что назначаем их в качестве наказания (и самой изощренной пытки, на которую только способен наш мозг) матерым преступникам, приговаривая их к заключению в одиночных камерах.

Почему же нам кажется, что у нас меньше времени, чем у наших предков? По сути, в количественном отношении не произошло никаких изменений: все те же двадцать четыре часа в сутки. Технологии должны были бы подарить нам массу свободного времени, а досуг сделать нашим основным занятием. Сколько сегодня устройств, призванных сэкономить наше время!

Результат совершенно противоположный. Чем больше подобных устройств мы имеем, тем меньше у нас времени. (Единственный способ найти немного времени – это повернуть стрелку часов назад, а не вперед!).

В чем наша ошибка?

У наших прабабок уходило по нескольку часов, чтобы выстирать одежду на стиральных досках; мы просто нажимаем кнопку на стиральной машинке. Наши праотцы сеяли поля и охотились, чтобы не умереть с голоду; мы покупаем еду в супермаркетах, ставим ее в микроволновые печи и просто нажимаем кнопку. И все равно мы измотаны нехваткой времени больше, чем они. Почему?

В древности люди держали рабов, которые выполняли ручную работу, в то время как их хозяева наслаждались часами досуга. Сегодня техника заменила рабов, но нам по-прежнему не хватает времени. Почему?

Я ставлю диагноз не нашему больному обществу (если вы глубоко интересуетесь этой проблемой, прочтите «Мысли» Паскаля, особенно главу «Развлечение»), а нашим отговоркам, чтобы не молиться, и, как мне кажется, такой же диагноз можно поставить и нашим отговоркам во многих других сферах нашей жизни.

Мы должны начать думать о времени. Нам не хватает времени на молитву, потому что мы неправильно думаем о времени и молитве.

Время и молитва находятся у нас в обратной зависимости. Нам кажется, что время определяет молитву, хотя на самом деле молитва определяет время. Нам кажется, что нехватка времени является причиной отсутствия молитвы, но в действительности отсутствие молитвы является причиной нехватки времени.

Когда мальчик принес Христу пять ячменных хлебов и две рыбки, Христос чудесным образом умножил их. То же самое он делает и с нашим временем, но только в том случае, если мы приносим это время в нашей молитве. Здесь нет преувеличения, поскольку я сам многократно испытывал это на личном опыте. Каждый раз, когда я говорю, что слишком занят, чтобы молиться, у меня становится меньше времени, я ничего не успеваю, я измотан и чувствую себя рабом времени.

Каждый раз, когда я говорю, что слишком занят, чтобы пропустить молитву, и каждый раз, когда я приношу несколько ячменных хлебов времени и рыбок жизни к Христу, Он чудесным образом умножает их, и я вместе с Ним праздную Его победу над временем. Я не знаю, как Он делает это, я лишь знаю, что Он делает это раз за разом.

И все равно я отказываюсь приносить в жертву Богу свои хлебы и рыбу. Я идиот. Это и есть первородный грех: духовное сумасшествие, предпочтение несчастья счастью, крох ада крохам рая.

Мы должны восстановить наше духовное здравомыслие. Правильным шагом в этом направлении стало бы изменение отношения ко времени.

Время как декорации для театральной постановки. Декорации – реальная часть пьесы, неотъемлемая ее часть. Но мы часто думаем по-другому: мы думаем, что пьеса – это неотъемлемая часть декораций, мы считаем, что тема, значение и дух пьесы заключены в декорациях к ней, хотя в действительности все наоборот.

Это то же самое, что думать, будто дух заключен в теле. На самом деле, тело заключено в духе. Если время измеряет движения материальных тел, а молитва измеряет движения духа, следовательно, время заключено в молитве, а не молитва во времени. Молитва определяет, меняет и чудесным образом умножает время (хлебы и рыбу).

Однако молитва умножает время лишь в том случае, если мы жертвуем нашим временем. В этом вся загвоздка. Мы боимся приносить жертвы, потому что это связано с убийством.

Настоящие мировые религии основаны на жертве, на желании . Только ложная религия популярной психологии (которая просочилась в современные церкви) обходит стороной это понятие. Язычники и политеисты в этом вопросе не исключение. Любимый бог в Индии Шива, Разрушитель, любимая богиня – Кали, женский эквивалент Шивы. Даже индуисты осознают важность духовной хирургии, смерти и жертвоприношения. После Голгофы могут ли христиане позволить себе не знать этого? Господь многократно говорит нам, что пока мы не возьмем свой крест и не пойдем за Ним, мы не можем называться его учениками.

Возможно, в каком-то смысле это означает нечто ужасное и трудновыполнимое. Но в самом простом смысле это значит, что мы должны принести в жертву Богу наше время. Поскольку время – это жизнь; жизнь во всех ее проявлениях.

Смысл очевиден: для того чтобы у нас появилось время на молитву, мы должны использовать время, которое тратим на другие занятия. Мы должны «убить» что-то, отвергнуть это, сказать ему решительное «нет».

Чему? Позвольте мне сделать простое, банальное, но радикальное предложение: телевизору. Убейте телевизор. Попробуйте месяц прожить без него. Получится ли это у вас? Если нет, значит, телевизор для вас – наркотик, а вы – наркоман. «Человек – раб того, с чем он не может расстаться, если это что-то меньше его самого», – говорит Джордж Макдональд.

Все мои знакомые, которые попробовали сделать это (добровольно), были очень счастливы. Телевидение по большей части – помойная яма. Зачем отравлять мозг и душу продуктами жизнедеятельности наиболее фанатичной антирелигиозной элиты нашего общества? Даже если бы не было молитвы, телевидение стоило бы принести в жертву духовному здравию и интеллекту. Тем паче, если мы жертвуем наше время ради молитвы. Посчитайте, сколько часов в неделю вы проводите у телевизора, и посвятите половину этого времени молитве. В результате вы получите тройную выгоду: отмоетесь от помоев, проведете время в молитве, плюс – у вас появится дополнительное свободное время.

Альтернатива – психическая зависимость, которая подступает к нам со всех сторон, треволнения и спешка, и постоянное неудовлетворение, поскольку то, что мы ищем, находится не во времени, а в вечности. Мир сегодня несчастлив, потому что он не чувствует вечности. Истинное счастье – это предвкушение вечности.

Вечность не в будущем, а в настоящем. Будущее нереально, по крайней мере, пока нереально. Одной из самых нелепых, но успешных уловок дьявола является внушение человеку мысли о том, что он должен всецело посвятить свою жизнь поиску и накоплению благ, вместо того, чтобы наслаждаться тем, что он имеет. Это навсегда делает нас заложниками времени и нереального будущего, поскольку «завтра наступит всего лишь через день».

Самое первое и важное правило молитвы – просто молиться. Не искать совершенной молитвы, а просто начать молиться. Движущийся автомобиль можно направить в любом направлении, но куда сложней тронуться с места, если двигатель заглох. Нельзя допустить, чтобы молитва в нашем мире заглохла.

Если счастливые часов не наблюдают, то у очень занятых их в принципе нет. Точнее, так: время вроде бы есть, но дел так много, что ближайшие свободные минуты будут ещё нескоро. На этот случай у нас и вас всегда наготове: «Прости, времени нет». Всё бы ничего, вот только оно есть. Не верите? Доказательства в этой статье.

А теперь скажите, как часто вы произносите фразу: «У меня нет времени». Давайте поспорим, что часто. Каждый день, например. Но у нас есть новость - хорошая и плохая одновременно. Все эти жалобы на отсутствие времени - сказки. Ложь, если хотите. У вас есть время . Вы не поверите, но в ваших сутках столько же часов, сколько в сутках всех нобелевских лауреатов, всех триатлетов, готовящихся к , и всех топ-менеджеров. Так что пока вы дышите и ваше сердце бьётся, у вас есть время. Другой вопрос, что его нужно организовать и распланировать таким образом, чтобы потом « ».

Фраза «У меня нет времени» делает нас слабыми и потерянными. Мы потеряли контроль и вот сейчас признаём это. Мы искренне поверили красивому мифу о многозадачности и с улыбкой на лице ввязались в априори проигрышную гонку. И что же? Верхний сосуд неумолимо пустеет, весь песок уже внизу. Время вышло. Мы опять не успели. Опять проиграли.

Истина, как всегда, проста и очевидна. Вы единственный человек, который может управлять своей жизнью, а значит и своим временем. Не хочется вас расстраивать, но, скорее всего, вы очень часто тратите его впустую. Например, среднестатистический россиянин проводит перед телевизором четыре часа ежедневно. Про социальные сети мы вообще молчим - подсчитайте сами и ужаснитесь.

Естественно, отказ от Интернета и телемарафонов не научит вас грамотно планировать своё время, зато вот эти четыре шага точно помогут. Помогут обрести контроль и сделать время своим главным союзником.

Спросите себя, какие дела для вас по-настоящему важны

Готовка, йога, ночные свидания, подработка, «Карточный домик», общение с семьёй по скайпу, чтение, горячая ванна с пеной, тусовки с друзьями, тренировки в бассейне и долгий (очень долгий) сон по воскресеньям - всё это так же важно и значимо, как и ваша работа, а значит, имеет полное право на существование в списке важных дел. Иными словами, все вещи и явления, которые приносят вам радость, заслуживают времени . Давайте займёмся арифметикой: у вас есть 24 часа, из них восемь вы спите и ещё восемь проводите на работе, так? Выходит, у вас есть восемь часов на то, чтобы заняться чем-нибудь ещё. Окей, признаём, работа у всех разная, поэтому свободное время может сузиться до четырёх-пяти часов, но всё же этого вполне хватит, чтобы сходить на тренировку, организовать ужин на двоих или посмотреть новый фильма Тима Бёртона.

У вас есть свободное время. Признайте этот факт и используйте экстрачасы таким образом, чтобы рабочая неделя не превращалась в один сплошной «день сурка».

Выясните, что вам мешает

Будьте честными и ответьте на вопросы (себя можно не обманывать). Каждый день вы проводите час или два за просмотром ленты фейсбука и инстаграма? А похмелье по утрам в воскресенье мешает пойти на тренировку? Вы можете потратить половину субботы просто на то, чтобы подняться с постели и приготовить себе завтрак (вместо того чтобы в кое-то веки просто взять книжку и спокойно почитать)? Вы готовы встречаться с людьми, которые вам не нравятся или неинтересны только потому, что боитесь их обидеть или расстроить? Как вам кажется, существуют ли в принципе в вашей жизни встречи, от которых вы можете вежливо отказаться?

Пришло время провести анализ и выявить те занятия, которые крадут у вас драгоценные часы и взамен приносят только пустоту и чувство неудовлетворённости. Подумайте, как можно минимизировать дела, которые вам на самом деле не нужны, и заменить их на те, которые делают вас счастливым, а вашу жизнь гармоничной и осознанной. Только представьте, что может быть лучше, чем вместо скучной встречи просидеть два часа с интересной книгой. Блаженство!

Составьте план

Прежде чем пытаться хаотично заполнять свободные часы событиями (по принципу «ну хотя бы что-то»), лучше сесть за стол и попытаться распланировать это время. Согласитесь, вы же готовитесь к важному собеседованию и продумываете, что подадите на стол, когда приглашаете друзей на воскресный обед? Здесь всё то же самое. Ваш распорядок дня не должен ограничиваться исключительно теми задачами, которые вам нужно решить по работе. Бег, выгул собаки, встреча с подругой в кафе, чтение Гюнтера Грасса, концерт любимой группы - всё это определяет вашу жизнь и нуждается в вашем внимании, а значит, чёрт возьми, заслуживает места в графике и пары часов вечером или утром. Да, конечно, можно обойтись и без планирования, но тогда вы рискуете упустить много по-настоящему крутых вещей. Так, если решите спонтанно сходить в театр на премьерный спектакль, вероятно, билетов уже не будет. Их раскупят те, кто планирует свою жизнь и хочет наполнить её яркими и стоящими событиями.

Одна моя знакомая, верующий, воцерковленный человек, именем Наталья, пожаловалась мне недавно на то, что не остается у нее ни сил, ни времени на духовную жизнь.

Что она подразумевала, говоря: духовная жизнь? Скорее всего - тот образ, то содержание жизни, тот распорядок дня, наконец, которые поддерживали бы ее в определенном духовном и душевном состоянии или тонусе; позволяли бы ей всё время чувствовать себя верующей, живущей с Богом и расти как-то в этом измерении.

Что для этого необходимо? Конечно, регулярная и внимательная молитва. Чтение и святоотеческой литературы. Посещение храма, участие в богослужении и Таинствах. Размышления о себе, о своем духовном состоянии, о взаимоотношениях с Богом. Беседы с духовником.

И где мне взять на всё это время? И силы?..

Наталья - учительница и классный руководитель. У нее семья: супруг с непростым характером, двое детей, нервозная свекровь и больная мама. Еще есть дача, на которой, по убеждению ранимой свекрови, непременно должно что-то произрастать и вызревать. А квартира, меж тем, требует ремонта, а старшей девочке в этом году поступать, а супруг в силу своего характера ни во что не вникает совершенно.

Я рада, если мне удается сходить в храм в воскресенье и прочитать хоть частично вечернее правило. Утреннее читать не получается совсем: вскочила, понеслась, через некоторое время проснулась. И какие тут книги, какие размышления!..

Действительно, складывается впечатление, что это одна из главных характеристик нашего времени - сверхзанятость, перегруженность, замотанность, переутомление. Вокруг нас сколько угодно людей, которым, кажется, некогда не то что святых отцов читать - им некогда просто подумать наконец не о делах своих, а о себе. Посмотрите на какого-нибудь завуча, главврача или бизнесмена. Ему дожить бы до отпуска - чтобы к середине этого отпуска в себя немножко прийти. Посмотрите на многодетную маму. У нее даже и отпуска не будет. И какой уж тут, казалось бы, духовный поиск, духовный рост и прочие такие вещи.

Жертвами хронической перегрузки, постоянной занятости и усталости становятся и священники тоже. Рабочий день настоятеля обычного приходского храма начинается в пять утра (если в семь ранняя Литургия, а до церкви еще надо добраться) и заканчивается в одиннадцать вечера. А если священник при этом еще строит или капитально ремонтирует храм… Тогда совсем тяжко. «Максимум, на что меня хватает после возвращения домой, - попросить у Бога прощения за то, что не буду сейчас молиться. До конца это прошение я договариваю уже во сне», - с горечью признался мне недавно один священник - совсем неплохой, на мой взгляд, искренний в вере и сердечный. Аналогичную фразу я услышала от молодой сотрудницы одного провинциального епархиального управления: «Вечером, а вернее - ночью, когда я, доделав наконец всю сваленную на меня работу, выключаю компьютер, я способна произнести только “Господи, помилуй!” и слабо понадеяться, что помилует на самом деле».

Как мирянина, так и священника (в случае со священником это особенно горько) хроническая усталость может отлучить от людей, от ближних. Измотанному человеку уже не до них: он утрачивает душевный контакт, желание общаться с окружающими, помогать им, радовать их; становится раздражительным, жестким, нервозным, хотя…

…Видите, я уже споткнулась. В усталости ли причина, если это происходит? Может быть, переутомление - только способ это оправдать?

Дойдем и до этого, а сейчас вернемся к Наталье. Заметьте: она все-таки страдает от духовной неполноценности собственной жизни, не может с этим смириться, хочет расти, хочет, чтобы обретенная ею вера была живой и умной, чтобы жизнь ей соответствовала. И не просто ведь хочет, а осознает необходимость…

Исходя из этого, я решила, что ей - и, понятно, не только ей - нужны советчики. И обратилась к нескольким хорошо известным мне людям, ни одного из которых не заподозришь в прохладной жизни по бархатному графику.

, благочинный Хвалынского округа Саратовской епархии, настоятель храма в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня в Хвалынске, директор Православной гимназии во имя святого мученика графа Александра Медема, отец четверых детей:

Если внешний труд бессознательно ставится на первое место в жизни - это следствие маловерия

Ситуация, когда человек, а тем более священник, не находит в себе сил помолиться, - совершенно ненормальна, более того - страшна. Если это происходит, то должно возникать хотя бы самоукорение - чтобы человек мучился из-за этого, упрекал себя. Но не просто упрекал, а постарался это исправить. Человек должен понять, почему он не видит главного в своей жизни, почему на самое важное не находит времени; почему забыл евангельские слова: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 33). Когда внешний труд бессознательно ставится на первое место в жизни, а то, что должно быть духовной основой, на последнее - это следствие не занятости, а маловерия. Человек бросается делать свои необходимые, как он считает, дела, не считая при этом обязательной молитву, - потому что не видит и не чувствует присутствия Божия в своей жизни, не ждет от Господа помощи.

Что касается усталости и сопутствующих ей нервозности, раздражительности - они-то как раз и говорят, что дела твои, которыми ты так загружен, не приносят духовного плода. Как бы положительно ни оценивали твою деятельность люди - в очах Божиих она не будет иметь никакой цены, потому что сделано всё - в отрыве от Него. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).

Усталость от жизни - показатель того, что ты не для Бога живешь

Усталости рознь. Есть усталость сладкая - когда человек сделал для Господа всё, что мог сегодня, и на душе у него мир. А есть усталость иная - по сути, усталость от ненормальной жизни, от жизни вдали от Бога. Если она возникает, это тревожный звонок, это показатель: ты не для Бога живешь. Она-то и порождает раздражительность… и ропот. Ропот начинается с обид на окружающих людей: человеку кажется, что его оставили одного, бросили наедине с его трудностями, что никому нет до него никакого дела. Это состояние - состояние острой обиды, воспаленных претензий к ближним - может оказаться страшным, разрушительным для личности.

В нашей жизни всё происходит по воле Божией - человек верующий должен это понимать. И нагрузка, которую тебе приходится нести, именно тебе предназначена и, значит, необходима. Это твой крест! А не по силам Бог креста не дает. Так же, как ни один разумный родитель, если его маленький ребенок хочет помочь взрослым полить огород, не даст ему большое ведро с водой, большую «взрослую» лейку, а даст маленькое ведерко и лейку детскую. Маленькое ведерко с водой тоже может показаться ребенку тяжелым, но это будет приятная тяжесть - малыш узнает, что значит потрудиться.

Утренняя молитва - это манна: Господь знает, что предстоит человеку в наступающий день, и дает ему силы на это

Святые отцы учат нас любое дело воспринимать как полученное от Бога - и именно для Бога его выполнять. А молиться мы не успеваем чаще всего не от перегрузки - от лени. Лень мешает нам, например, вовремя встать с постели. Есть очень хорошая пословица: кто рано встает, тому Бог подает. Если человек не находит в себе на это сил, получается замкнутый круг: поздно встал, поэтому не успел помолиться. Куда-то побежал, а там тоже ничего не получается, всё из рук вон; потому что если человек не помолился утром, то у него непременно всё пойдет кувырком. Целый день бестолковой, бесплодной суеты человека выматывает, вечером он не находит в себе сил помолиться, а утром опять не может вовремя встать… Меж тем даже манну с неба в пустыне Господь подавал именно утром. Утренняя молитва - это и есть та самая манна: Господь знает, что предстоит человеку в наступающий день, и дает ему силы на это. Молясь утром, мы как бы протягиваем руки за Божией помощью.

Елена Конькова , профессиональный музыкант, жена священника и мать четверых дочерей, младшей из которых два года; обитательница одиннадцатой с момента создания семьи съемной квартиры:

На самом деле это не проблема. Вожусь ли я с детьми, стираю ли, варю кашу, еду ли я на работу - что мешает мне общаться с Богом? Как может не хватать времени на диалог с Ним… если вся наша жизнь, по сути, есть с Ним диалог? Общение с людьми - это ведь следствие общения с Богом. Если я вдруг вспыхиваю раздражением, нетерпением, злостью, если накатывает уныние, жалость к себе - значит, я потеряла Его из виду, удалилась от него. И моя задача - вовремя это почувствовать и постараться вернуться.

А сколько может дать человеку Псалтирь - если человек привык не расставаться с нею!

С чтением, конечно, беда. На толстые книги, на изучение святоотеческих трудов времени действительно нет. Но ведь иногда нам достаточно одного изречения святого отца, одной или нескольких фраз из его труда, чтобы задуматься надолго, чтобы в чем-то важном попытаться себя изменить. Сейчас очень много православных интернет-ресурсов, и на каждом можно найти то, что станет для тебя руководством к действию. А сколько может дать человеку Псалтирь - если человек привык не расставаться с нею, читать ее в дороге, где-то еще - было бы несколько свободных минут! А еще можно использовать DVD - плейер и наушники - слушать молитвенное правило, беседы священников. Когда я лежала в больнице, я именно так и делала - не расставалась с наушниками. Что касается утренней молитвы - ничто не мешает встать раньше, чем проснулись дети. Если действительно хочешь, если тебе действительно нужно - ты на все найдешь время, тем более на жизнь с Богом.

, руководитель информационно-издательского отдела недавно образованной Покровской епархии: «Жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10: 2) - это к молодой епархии относится в полной мере, как вы догадываетесь, а Марина в ней - один из первых (хронологически) делателей:

Я не сказала бы, что работа отнимает у меня все силы и всё время. Нахожу же я время для того, чтобы, например, пообщаться с друзьями. Мне кажется, наша проблема - не в нехватке времени, а в неумении им распорядиться. Не в том, что у нас много работы, а в том, что мы не можем выстроить иерархию своих «надо». Для этого необходимо, может быть, трезвение. Хотя это и очень трудная для нас добродетель, и во всей полноте она нам недоступна, но помнить о ней мы должны. Хотя бы для того, чтобы понять: вот эта цель не стоит таких средств. И вспомнить слова Псалмопевца: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126: 1). Вспомнить, что на самом-то деле мы ничего такого не свершим без Его воли и Его помощи.

Наша проблема - не в том, что у нас много работы, а в том, что мы не можем выстроить иерархию своих «надо»

Когда епископ Пахомий (тогда еще просто отец Пахомий) стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Саратове, у нас увеличились службы. Он не хотел поспешности в молитве! Честно сказать, первое время это даже вызывало некоторое недовольство. А надо было задуматься: на что мы тратили эти 20-30 минут раньше? На дела милосердия? Нет, скорее на пустые разговоры. Если мы последим за собою в течение дня, то поймем, что на самом деле не такие уж мы и перегруженные. И эти 20-30 минут, может быть, час на молитву, чтение Евангелия, на возвращение к прожитому дню, к своим грехам - у нас на самом деле всегда есть.

Важно не колебаться, не раздумывать: ну что, почитать мне Евангелие сейчас или уж не надо? помолиться или нет?

Здесь еще важно вот что: не колебаться. Не тратить время на раздумья: ну что, почитать мне Евангелие сейчас или уж не надо? помолиться или нет? Не решать это каждый раз заново, а решить один раз и навсегда: читать каждый день, молиться утром и вечером. Другой вопрос: «качество» молитвы и чтения. Здесь, конечно, бывают и спады, и подъемы. Но ведь правило потому так и называется, что задается один раз и навсегда и от подъемов и спадов наших не должно зависеть. То же и с посещением храма. Нам, сотрудникам епархиального управления, легче: мы работаем практически на территории храма. Но и мы можем так засуетиться, что и в храм ни разу не зайти. А хорошо бы чтобы и это стало правилом: заходить непременно каждое утро хотя бы на несколько минут. Недаром ведь святые отцы говорили, что и добродетель, и порок - дело привычки.

Что касается размышлений о себе, о своем духовном состоянии - мне кажется, этой рефлексии не должно быть слишком много. Человек лучше всего видит и чувствует свое состояние, когда молится. И когда участвует в богослужении. Те высокие смыслы, которыми оно проникнуто, освежают человека, освобождают его, очищают от того «песка», который накапливается в душе в течение дня. В храме ты ничем внешним не занят: не пишешь срочно текст для сайта, не организуешь мероприятие, не моешь посуду, не бежишь никуда - вот здесь-то и появляется замечательная возможность себя собрать.

При этом отдыхать необходимо. Забыть об отдыхе, перегрузить себя сверх всяких человеческих мер - это, по сути, саморазрушение. Но отдых тоже бывает разный. Бывает так, что человек весь день пролежал на диване… И нисколько на самом деле не отдохнул. А бывает, что Сам Господь дает полноту отдыха. Внешне вроде бы ничего особенного не происходит - просто вышла куда-то на природу или пообщалась с друзьями. Но при этом чувствуешь, что на самом деле отдохнула душа.

, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при 1-й городской больнице в Саратове, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии, отец семейства:

Мы забываем о Божием Промысле в нашей жизни. Если бы Богу было угодно, чтобы мы жили не столь напряженно, Он остановил бы нас

Проблема, действительно, есть, но стоит ли она так уж остро? Мне кажется, мы сами делаем из этого великую проблему. Ведь когда мы рассуждаем о своей перегруженности, мы забываем о Боге, о Его Промысле в нашей жизни. Если бы Ему было угодно, чтобы мы жили по-другому, не столь напряженно, Он остановил бы нас, послал бы нам, возможно, болезнь, и мы лежали бы себе - и недельку, и больше, год, может быть, и у нас было бы время для того, чтоб задуматься и жизнь свою осмыслить. А раз Господь этого с нами не делает - значит, мы должны ту жизнь, которая у нас сегодня есть, правильно выстроить, чтобы было у нас время и на молитву, и на чтение Священного Писания, и на святоотеческую литературу. С одной стороны, сделать это бывает порой достаточно сложно. А с другой - всмотримся в жизнь святых, например святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он был чрезвычайно загружен, занят массой всевозможных дел, всегда окружен людьми, ни один из которых не уходил от него неутешенным, и что же, разве это лишило его возможности молиться? Повредило его духовной жизни? Разлучило его с Богом, наконец? Совершенно напротив. Он правильно построил свою священническую жизнь. Во главе угла, в центре - Божественная Литургия, а всё остальное - от нее.

Так ведь жили и апостолы, и Сам Спаситель. В Евангелии от Матфея (12: 1) и от Луки (6: 1) мы читаем о том, как ученики Христа, проходя через поле, начали срывать колосья и поедать их. Лука уточняет: ученики растирали зерна руками. О чем это говорит? О том, что они были голодны, у них не было времени на то, чтобы приготовить себе нормальную пищу и нормально поесть: в таких трудах они пребывали. Конечно, наше время - оно по сравнению с древними временами ускорено, наполнено: масса информации, масса дел, и нам представляется, что перегрузки - это характерная черта нашего времени. А на самом деле люди, которые ревновали о своем служении, жили так всегда. И ничего сверхъестественного в этом нет.

Время - субстанция коварная, лукавая, неоднородная, оно может растягиваться и сжиматься, в нем могут находиться пустоты, возможности, которые мы не используем. И если человек от всего сердца попросит Бога дать ему необходимый час, два часа, день - Господь это время для человека найдет.

А потом, нам, священникам, вообще не страшно. Нам это не грозит: не найти времени на жизнь с Богом. Потому что любой из нас, каковы бы ни были его личные слабости или недостатки, служит Божественную Литургию - минимум раз в неделю. Литургия - такое богослужение, которое даже при нерадивости пастыря невозможно сократить. Это прочный фундамент, на котором стоит Церковь. Пока Литургия совершается, а она будет совершаться до скончания века, она всегда будет духовной отдушиной для пастыря - как бы он ни был загружен, чем бы ни занимался, сколько бы разных послушаний ни нес. Его задачи, его послушания могут оказаться скучными, сухими, нетворческими, они действительно будут выматывать, но Литургия даст ему возможность дышать тем воздухом, которым нужно, и более того: построить всю остальную жизнь на фундаменте Евхаристии. Как это сделал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда в центре жизни Литургия - и всё остальное в ней меняется тоже. Физически бывает тяжело, да, но на душе невероятно легко и просторно.

Когда в центре жизни - и всё остальное в ней меняется тоже. Физически бывает тяжело, да, но на душе невероятно легко и просторно. А когда всякие дела вытесняют Божественную Литургию на периферию души, когда пастырь уже не видит ничего особенного в том, чтобы это богослужение пропустить, - тогда и с делами беда, ничего не получается. И всё, что пытаешься предпринять в «освободившееся время», рано или поздно оборачивается крахом.

Надо знать, что в твоей ситуации нет ничего нового и героического. Это обычная ситуация. И для священника, и для мирянина. Как говорил апостол Павел, дни лукавы; если мы хотим что-то уместить в эти дни, мы должны жить очень внимательно и напряженно. Иначе окажешься у порога вечности с очень бедным багажом. И это страшно.

Священническое служение и жизнь христианина в наше время невероятно интересны! А мы жалуемся, что у нас дел много…

В разные времена христиане спасались по-разному. Были периоды гонений. Сегодня гонений нет - такова воля Божия о нас, сегодняшних: Он дал нам возможность жить свободно и спокойно. Но мы вместо этого хотим жить так, как мы хотим. Мы забываем о Боге. Мы придумываем себе некие идеальные условия жизни и служения и возмущаемся, что этих условий нам не предоставили. А волю Божию о нас выносим как бы за рамки своих рассуждений. 30-40 лет назад у священника не было такой загрузки, ему не надо было бежать в школу, ехать в воинскую часть (кто бы его туда пустил?..), организовывать катехизаторские курсы, православный летний лагерь для школьников, писать статьи для церковных и светских газет… И что же - мы завидуем ему, нам хочется туда, назад, в ту ситуацию? Господь дал нам сегодня огромную, практически неограниченную возможность миссии. Священническое служение и жизнь христианина в наше время невероятно интересны! А мы жалуемся, что у нас дел много… Мы готовы оттолкнуть Бога, Который дал нам всё то, что у нас сегодня есть.

Наша проблема - не в плотном графике на самом деле, а в подходе ко всей нашей жизни. А чтобы правильно всё устроить, нужно молиться Богу.

, настоятель храма во имя святого мученика и целителя Пантелеимона в поселке Степное, отец троих детей:

Человеку, который говорит, что ему некогда жить духовной жизнью, я бы напомнил: так как у нас есть душа и дух, то мы априори живем духовной жизнью. Осталось только спросить у духовника - какой.

Как мы классифицируем стоящие перед нами задачи? Как выстраиваем их ценностную иерархию? Именно здесь вступают в силу причинно-следственные связи духовного мира самого человека. Что в его внутреннем мире ценнее? И почему?.. Может быть, для меня самое ценное - хорошо выглядеть перед архиереем; или - чтобы все вокруг думали, какой я замечательный? Это и говорит о том, что моя духовная жизнь оставляет желать много лучшего. Я тружусь, да, но не для Бога, не для людей, а для себя.

Второй вопрос: честен ли я с самим собой? Если я говорю себе, что не умею, дескать, молиться, зато буду трудиться, если я не к месту использую известную мудрость «Послушание превыше поста и молитвы», то есть просто оправдываю этим изречением то, что не молюсь, - значит, я обманываю себя. И это тоже говорит о глубокой ненормальности духовной жизни.

Поэтому надо научиться честно отвечать себе на вопрос, что и зачем я делаю: определить для себя главное, то, ради чего живешь, и учиться управлять своей жизнью в русле этого своего кредо. Тогда жизнь при любой загрузке будет здоровой, подлинной духовной жизнью.

Это удобный миф - что мы живем во времена страшных нагрузок. Наши кресты не тяжелее тех крестов, которые несли христиане иных эпох.

Ведь это удобный миф - что мы живем во времена каких-то страшных нагрузок на человека. Наши кресты не тяжелее тех крестов, которые несли христиане иных эпох - эпох, давших множество святых. Кому из святых было легче жить духовной жизнью, чем нам? Кому из них предоставлялись для этого какие-то комфортные условия? Нагрузка не препятствует духовной жизни, она проверяет ее качество.

Что касается домашних дел - здесь, мне кажется, нужно обратиться к святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. В своих письмах, собранных в книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» он как раз очень много внимания уделяет этому: возможностям жизни духовной в условиях постоянной житейской, бытовой занятости. И его советы, его уроки не стареют:

Святитель Феофан Затворник: «Если есть что мешающее духовной жизни, то совсем не дела и занятия, а пустая многозаботливость, точащая сердце…»

«Пишете, что у вас много хлопот по дому. Делайте с усердием всё, что вам велят. Это ваш долг. Но хлопотать - не хлопочите. Хлопоты (забота) сопровождаются всполошением всего внутреннего, а это вещь недолжная. Разве нельзя всё порученное обсудить спокойно, а потом делать его, нисколько не полошась, с мыслию собранною. В житейском быту если есть что мешающее духовной жизни, то это совсем не дела и занятия, а это пустая многозаботливость, точащая сердце… Навыкайте все дела делать трезвенно, не отклоняясь мыслию от Господа, а, напротив, держа то убеждение, что Ему всем этим угождаете» (Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?) .

И святого Затворника, и иных учителей Церкви нам, конечно, необходимо читать. Не обязательно да и просто не нужно сразу много! Понемножку, в трамвае, в маршрутке, за пять минут до службы в церкви… Сейчас издается немало фрагментарных изданий-цитатников, они, что и говорить, вещь недостаточная, однако - лучше, чем ничего. Когда хотя бы вот так, фрагментами читаешь отца Иоанна Кронштадтского, эти фрагменты, эти его мысли принимаются летать вокруг тебя подобно пчелам, гудящим вокруг цветущего куста; и в каждой твоей ситуации вовремя «подлетает» именно тот, который нужен.

Сил и времени на изучение труднейшей средневековой аскетической - святоотеческой - литературы хватает, и правда, мало у кого из нас. Но не нужно забывать, что наш домашний молитвослов - это тоже святоотеческая литература. Молитвы, составляющие утреннее и вечернее правила, а также оставлены нам такими столпами Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Петр Дамаскин, Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Петр Студийский, Симеон Метафраст, Симеон Новый Богослов… Вот какое созвездие. Наш молитвослов - великолепный учебник христианской жизни. Надо только читать его как можно внимательнее. И тогда столько будет духовных открытий, столько бесценных уроков!

Главное - не воспринимать духовную жизнь как нечто отдельное от «обыкновенной жизни» или «жизни вообще»

Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих недавних интервью, отвечая как раз на обсуждаемый здесь нами вопрос «Как современному, занятому человеку найти время для духовной жизни?», сказал: «Духовная жизнь - это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим всё остальное». Вот это главное, пожалуй, - не воспринимать духовную жизнь как нечто отдельное от «обыкновенной жизни» или «жизни вообще». Не пытаться делить время: вот сейчас отдам немножко времени духовной жизни, а потом займусь повседневными делами. Вся наша жизнь со всеми ее делами, заботами и проблемами должна и может стать жизнью духовной, и иного пути, скорее всего, у нас нет. Если у человека это хотя бы в какой-то мере получается, может ли он сказать, что у него не хватает времени на… собственно жизнь?

Когда мы говорим, что у нас не хватает времени на что-либо, мы всегда подразумеваем время, свободное от чего-то другого. А в данном случае нам нужно, оказывается, освободить время своей жизни - не от работы! От мертвящей суеты и духовного окаменения.

Одна моя знакомая, психолог, сказала мне как-то раз, что если ее коллеги придумывают всё новые и новые тренинги, то для православного христианина вся жизнь - непрерывный тренинг, каждая новая ситуация - упражнение. Для меня, например, не таким уж простым упражнением оказалось на днях отключение в нашем доме горячей воды. Как избежать раздражения, злости, уныния, того внутреннего потемнения, которое - сразу ведь чувствуешь - мешает обращению души к Богу, несовместимо с ? Я не знала, как мне это сделать, но точно знала, что надо. И что-то получилось, хотя и не на пятерку, увы.

Я всегда слышу один и тот же ответ: «У меня нет времени!» . Как же мне это надоело слышать. Я помню, как спросил одну девушку в спортзале, почему она не посещает бассейн после тренажерки. Ее ответ: «Нет времени» . А может она просто не хочет свои физические недостатки показывать? Да кто знает! В этой статье я поговорю о том, что делать, когда не хватает времени . Дам материалы по тайм-менеджменту.

Обычно времени не хватает на что-то конкретно. Когда человек говорит – «У меня нет на это времени» , это вовсе не означает, что у него его действительно нет на это. Всего скорее не хватает желания. Другими словами данная фраза это отмазка чтобы ничего не делать. Если Вы читаете меня давно, то Вы должны знать, что сейчас я начну приводить пример такой отмазки. Я помню, как четыре года назад я в больнице познакомился с одной девушкой. Я ей понравился, и после того, как нас вылечили, мы начали встречаться. Вначале все было хорошо, у нас у обоих было желание проводить много времени друг с другом, но потом произошел резкий спад. Вдруг она стала избегать встречи. Я звонил ей и предлагал встретиться, а она все никак. Через три недели мне удалось с ней встретиться. Я пытался понять, что не так. И знаете, что она сказала? У меня нет времени на личную жизнь. Все у нее есть, просто я ей разонравился. Если бы я ей нравился, время для встреч она бы точно нашла. Ну разумеется я все понял и просто ушел из ее жизни навсегда.

Возможно и Вы отмазываетесь, говоря, что у Вас нет на это времени. Я иногда так делаю. НО, у большинства людей действительно нет времени, например, на семью, хобби, путешествия и так далее. Большую часть времени нашей жизни отнимает работа + сон. Давайте посчитает, сколько это часов в неделю. Если человек работает 40 часов в неделю, а спит в среднем 9 часов в сутки (63 часа в неделю), то свободного времени на неделю остается 65 часов из 168. Маловато. Это я еще пробки не учел, чтобы сильно Вас не расстраивать. Если у человека есть семья, то времени становится еще меньше. Многие мужья обвиняют свою семью в том, что это из-за них у них нет времени на то, чтобы начать больше зарабатывать.

Честно говоря, отчасти, это правда. Ведь время на детей тоже уходит немало. С таким графиком трудно построить свой бизнес. А ведь еще есть друзья, на которых тоже уходит немало времени. Если все посчитать, то мы уйдем в минус. Так где же выход из этого положения? Как избавиться от вечной нехватки времени? Можно переехать на другую планету. Например, на планету Венера. Там в сутках 2803 часов. Но это не выход, не так ли?

Нехватка времени. Что делать?

Что человек под этим подразумевает? Дело в том, что все мы оцениваем свои дела, как необходимые, и как желаемые. Например, идти на работу и зарабатывать деньги это необходимость. Никуда от этого не деться, так как жить на что-то надо, а деньги сами себя не заработают. То же самое с учебой. Получается, что человек тратит свое свободно время на обязаловку. А что такое свободное время? Вот Вы сейчас читаете эту статью, в какое время Вы это делаете: свободное или принужденное? Свободное время обычно считается то время, когда человек имеет возможность потратить на то, что хочет. Например на хобби. Когда у меня есть свободное время, я иду гулять. Очень часто я гуляю в одиночестве для того, чтобы побыть в спокойствие. Сейчас у меня есть свободное время, и пишу эту статью для тех, у кого его нет. Выводы таковы: есть свободное время, а есть принужденное время. Сон это тоже принужденное время.

Одной из первых причин нехватки времени является не умение планировать свой день. Я наблюдаю за своей мамой, как она встанет, походит из угла в угол, потом смотрит на часы, а потом все в спешке начинает делать: кушать, одеваться, по телефону болтать, одновременно выкрикивая: «Я ничего не успеваю» . Я ей всегда советовал раньше ложиться спать и раньше просыпаться, а так же начать планировать свой день. Люди, которые не умеют и смотреть на часы, всегда имеют проблему нехватки времени.

Теперь поговорим про работу. Работы бывают разные: 6, 8, 12-часовые. Некоторые работают по 16 часов в сутки (например, голливудские актеры). Что могу сказать? Вам придется сменить работу или начать работать за полставки. Вот только ругаться не надо. Я предлагаю один из выходов. Представьте себе, насколько времени у Вас станет больше, если Вы сократите время на сон на 2-4 часа и найдете 6-часовую работу с тремя выходными! Например, я имею очень много свободного времени, потому что у меня свой бизнес, который работает на автопилоте, нет собственной семьи, работаю по 2-5 часов в день и то не всегда. Если Вас интересует такая работа, займитесь блоггингом и . Много времени я трачу на полезные дела: учу английский в двух школах, занимаюсь танцами, хожу в спортзал, играю в playstation.

Следующий шаг – начните делегировать обязанности. Если у Вас есть семья, то необходимо договориться со своим супругом или супругой. То есть Вы должны начать отдавать некоторые дела другим людям, пускай не бесплатно. Деньги экономят Ваше время, а что Вам дороже – деньги или Ваше время? Я в своем деле всегда плачу деньги за ту или иную работу, а свое свободное время трачу на свои дела. Если Вы будете жалеть деньги, то свободного времени у Вас не будет никогда.

Если человек занимается любимым делом, то он тоже склонен жаловаться на то, что в сутках всего лишь 24 часа. Однако он рано встает и поздно ложится спать, так как он видит смысл в том, что он делает. Такие люди много чего успевают сделать, а другие, глядя на них, открывают челюсти от удивления. Нужно определиться, на что Вам нужно свободное время и в каком количестве. Потом использовать все те советы, которые я дал Вам выше для высвобождения времени.

нехватка времени, не хватает времени

Нравится


Похожие статьи