Как православие относиться к кодированию от алкоголизма. Отношение православной медицины к кодированию

30.09.2019

Распространенное заболевание в России, известное каждому – алкоголизм. Эта тяжелая болезнь влияет как на физическую, так и на психическую составляющую здоровья личности. Длительное злоупотребление спиртным меняет человека – он перестает контролировать себя и свою жизнь. Современная медицина может обеспечить эффективное лечение от многих зависимостей, в том числе от алкоголизма. Когда иные методы лечения не помогают, больные обращаются к радикальным способам. Узнайте о том, какие возможны последствия после кодирования от алкоголизма.

Как кодируют от алкоголя

Кодирование – обобщенное название группы методов, подразумевающих психотерапевтическое воздействие на больного, вследствие чего, как правило, снижается стремление к алкоголю, а его употребление становится опасным, ассоциируется со страхом смерти. По принципу действия кодирование от алкоголизма классифицируют на:

  • медикаментозное;
  • психотерапевтическое.

Медикаментозное и психологическое кодирование

Психологическое кодирование подразумевает использование различных психотерапевтических техник. Специалист вводит пациента в особое состояние и прививает ему отвращение к виду, запаху и вкусу алкоголя. Кроме того, психотерапевт внушает последствия нарушения запрета – пациент верит в то, что один глоток алкоголя приведет к плачевному исходу. Данный метод должен проводиться только профессионалом, так как происходит действие на психическое состояние человека, что может привести к негативным последствиям.

Влияния данного метода на организм могут быть разными. У одного человека самочувствие после психологического кодирования хорошее, у другого возможен летальный исход. Зафиксированы случаи, когда пациента схватывал паралич, проявлялась слепота. Есть риск, что человек, который решил закодироваться, но выпил спиртного, может умереть. Миновать негативные последствия при употреблении алкоголя после лечения кодированием можно, обратившись к специалисту, осуществлявшему гипноз.

При медикаментозном кодировании используют специальные алкоблокаторы, которые на определенное время вводятся в организм пациента. Такие препараты приводят к неприятной реакции во время контакта со спиртным и продуктами его распада. Действие лекарств может проявляться по-разному, в зависимости от способа введения, дозы, индивидуальных особенностей организма. В результате, употребление спиртного вызывает очень неприятные ощущения у больного, вследствие чего желание выпить угасает.

Вред кодирования с помощью медикаментов больше зависит от индивидуальных особенностей организма человека. Препараты, используемые для кодирования, могут вызывать побочные эффекты: утомляемость, сонливость, понижение давления, психозы, вредное воздействие на психику и др. К химическому кодированию обращаются в тех случаях, когда возможные негативные последствия кодирования от алкоголизма будут допустимы на фоне принесенной пользы.

Последствия кодировки от алкоголя для организма

Психологические и медикаментозные методы кодирования от алкоголизма, как и любые другие способы лечения, имеют свои последствия, осложнения. Медицинское обследование перед лечением может предотвратить появление некоторых из них, но в большей степени это зависит от индивидуальных особенностей организма больного. В большинстве случаев встречаются следующие побочные эффекты кодирования от алкоголизма:

  • Сердечно-сосудистая система: возможны понижение или повышение артериального давления, появление аритмии, стенокардии – все они увеличивают шанс возникновения инсульта или инфаркта. Чаще такие явления возникают, если перед кодировкой не был полностью выведен алкоголь из организма или у больного уже имелись заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Желудочно-кишечный тракт: характерны частые запоры или диарея, боли в желудке, тошнота, рвота, что вследствие приводит к снижению аппетита и истощению организма. У некоторых больных возникает обратный процесс – просыпается повышенный аппетит, который может привести к чрезмерной и резкой нагрузке на организм, что тоже негативно отразится на здоровье.
  • Нарушения нервной проводимости, приводящие к снижению чувствительности конечностей и тремору (непроизвольному сокращению мышц) рук.

Последствия кодирования от алкогольной зависимости для нервной системы

На данный момент не доказано, изменяет ли кодировка личность больного или это происходит само по себе, благодаря естественной реакции организма. В большинстве случаев введение медикаментов и гипноз, используемые при кодировании, вызывают следующие психические расстройства:

  • Депрессию - результат резкого изменения образа жизни. Человеку трудно привыкнуть к новой жизни без пьянства и трезвости. Побороть ее можно разными способами: обратиться к психотерапевту или в группу поддержки алкоголиков, найти новые занятия, которые будут интересны и полезны больному, принимать специальные препараты, успокаивающие нервы.
  • Повышенную возбудимость - возникает на основе беспочвенного психологического дискомфорта и ощущения, что происходит что-то странное, непривычное. Облегчить состояние больного можно с помощью транквилизаторов или нейролептиков. Они снимают тревогу, страх, агрессивность, но не менее важны в такой ситуации поддержка, забота и внимание близких, которые помогут сгладить это состояние.
  • Агрессивность, раздражительность – состояния, вызванные сменой обстановки и сложностями с адаптацией к трезвому образу жизни. Приводят зачастую к ссорам с близкими и друзьями. Для борьбы с данными симптомами применяют седативные средства, успокаивающие и снижающие эмоциональный эффект.

Противопоказания к кодировке

Есть определенные противопоказания, при которых от кодирования стоит отказаться. Во избежание риска нанести вред организму, не рекомендуется проходить данную процедуру пациентам с:

  • болезнями сердца и сосудов (инфаркт миокарда, гипертония, предынфарктное состояние, стенокардия);
  • нарушениями кровообращения головного мозга;
  • сахарным диабетом;
  • заболеваниями щитовидной железы или печени (цирроз, гепатит);
  • нарушениями психического состояния (шизофрения, психоз, психопатия);
  • неврологическими заболеваниями (эпилепсия);
  • состоянием алкогольного опьянения;
  • онкологическими заболеваниями;
  • инфекционными заболеваниями;
  • беременностью.

Видео

Здравствуйте! Пожалуйста, помогите в сложившейся ситуации. У моей матери родной брат, Валерий 55 лет, сейчас лечится в больнице после многолетнего употребления алкоголя. Лежал в реанимации, все органы "травмированны" алкоголем. Сейчас переведён в палату с улучшением. Бог даст скоро встанет вопрос о выписке, хотя он ещё очень слаб. Доктор говорит, что его бы закодировать медикаментозно. Но бывшая жена Валерия, говорит, что кодирование это бесовщина. Так ли это и что делать? С нетерпением жду ответа. Спасибо! Светлана.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Светлана! Собственно «кодированием» называется только психологическое воздействие на человека. Именно оно является опасным для психики и не одобряется Церковью. «Медикаментозным кодированием» называется введение в организм пациента некоторых химических препаратов, которые при взаимодействии с продуктами распада алкоголя вызывают негативные, а иногда и тяжелые следствия для организма. В данном методе нет ничего предосудительного с точки зрения общения с духами тьмы. В то же время метод основан на страхе, и нередко врачи сопровождают введение подобных препаратов дополнительным запугиванием пациента. Все это тоже негативно влияет на психику, однако в определенных случаях вполне допустимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

Многие верующие люди, страдающие алкоголизмом, отказываются принимать некоторые виды помощи, такие как: гипносуггестивная психотерапия и кодирование. От многих пациентов приходилось слышать, что эти виды лечения от «дьявола», что некоторые священники в разговорах со своей паствой запрещают прибегать к такому лечению и считают, что надо укреплять веру, а болезнь сама пройдет. Мы считаем необходимым, дать разъяснения по этому поводу, чтобы больной человек, являющийся верующим, не отказывался от лечения, которое ему необходимо.

Отношение церковнослужителей к процедуре кодирования и гипнозу, на сегодняшний день является достаточно неоднозначным. Произошел своего рода раскол во взглядах на некоторые виды наркологического лечения, в результате которого, страдающие от алкогольной зависимости под давлением своих духовных наставников остаются без наркологической помощи. Такой подход со стороны некоторых священнослужителей, таит в себе огромную опасность для зависимого человека, так как алкоголизм является прогрессирующем заболеванием, очень важно не запускать его развитие, а начинать лечение, как можно раньше. Самое интересное, что никаких церковных указов о недопустимости «кодирования» от алкоголизма нет и в помине. Это всего лишь субъективный взгляд отдельных священников, в основе которого лежит недостаток образования в понимании такой глобальной проблемы, как алкоголизм.

Священнослужители, получившие образование в стенах семинарии, изучавшие основы психиатрии и психологии, имеющие разносторонние взгляды, прекрасно понимают, что алкоголизм требует лечения. Представители церкви, менее образованные, объясняющие все происходящее с человеком через призму мистического сознания, подводят все к «бесовскому» началу и соответственно, совершенно не разбираясь в проблеме, ратуют против любых психотерапевтических вмешательств.

Если мы вспомним историю, то увидим, что психиатрия вышла из монастырских стен, именно там находили приют психически нездоровые люди, и в первую очередь для уменьшения тяжести их состояния, применялось психотерапевтическое воздействие. Лечение больной души словом, существует на протяжении столетий. Медицина, в частности психотерапия, была неотъемлемой частью православной культуры. Как в Ветхом, так и в Новом Завете не встречается осуждение или запрещение применения медицинских средств и техник, таких как кодирование и гипноз. Согласно Библии, врач всегда пользовался уважением. Вот короткий отрывок из Священного Писания, показывающий место врача в жизни человечества.

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. (Сир 38, 1-15.)

Многие святые занимались врачеванием. Вот лишь некоторых из них: апостол и евангелист Лука, мученик Орест врач, великомученик и целитель Пантелеймон, бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, бессребреники мученики Кир и Иоанн. В нашем Отечестве прославились преподобные Агапит Печерский, Ипатий Целебник, Евфимий Суздальский. Всем известно и житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) архиепикопа и выдающегося хирурга, а также известного психиатра игумена Анатолия Берестова. В истории Церкви мы видим огромное количество примеров, когда священники и епископы занимались врачеванием как телесных, так и духовных недугов. Опыт многих зарубежных стран показывает высокие результаты в исцелении человеческой психики при тесном сотрудничестве психиатров и представителей церкви. И только в России ведется конфронтация между представителями духовенства и психиатрами. Хотя в последнее время все чаще можно встретить представителей церкви, готовых идти на сотрудничество с представителями медицины, в борьбе за спасение человека.

И в заключении хочется добавить следующее: среди верующих распространено мнение, что пьянство это грех, а не заболевание. Хочется развеять это заблуждение. Мы не можем сказать больному диабетом или туберкулезом:

Укрепи веру свою и болезнь пройдет!

Понятно, что наряду с укреплением веры, человеку придется проходить еще и курс лечения..

Тоже самое касается и больного алкоголизмом, он нуждается в наркологической помощи.

В передаче "Церковь и мир" прозвучал ответ на еще один вопрос нашей читательницы, заданный через форму :«Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

ВЛАДЫКА: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Это программа «Церковь и мир». Вести мне ее помогает обозреватель Иван Семенов.

СЕМЕНОВ: - Здравствуйте. Свои вопросы архиепископу Иллариону, председателю Отдела Внешних церковный связей Московского Патриархата вы можете задавать на сайте нашей программы – «Вера.Вести.ru».

ВЛАДЫКА: - Мы получаем очень много вопросов по теме алкоголизма и наркомании. И я решил посвятить эту передачу этой очень непростой и актуальной теме.

СЕМЕНОВ: - Владыка, есть такое мнение, которое иногда слышат и наши церковные люди, которые исходят от атеистов, язычников, иногда от мусульман, что Православная Церковь сама спаивает русский народ, потому что вино является частью церковного обряда. И поэтому Церковь смотрит сквозь пальцы на вот этот душевный недуг -- на пьянство и алкоголизм. Что вы можете сказать на этот счет?

ВЛАДЫКА: - Во-первых, то, что вино является частью церковного обряда, если речь идет о причастии, то в причастии человек употребляет буквально несколько граммов вина. И поэтому причастие никак не может привести к алкоголизму. Другой вопрос, что наши верующие, а подчас и священники увлекаются алкоголем. Это не связано с литургическим культом. Это связано просто с дурными привычками человека. Мы не запрещаем нашим верующим выпить бокал вина за обедом. Но, если человек употребляет крепкие напитки в большом количестве, то конечно это идет в разрез с православным идеалом христианина, и тем более священнослужителя. И, действительно, это одна из проблем Православной Церкви, с которой мы боремся. И даже среди наших священнослужителей есть люди, которые, фактически, страдают алкогольной зависимостью.

СЕМЕНОВ: - Владыка, все время советской власти понятно, Церковь не могла оказывать окормление народу кроме как внутри церковных оград. Но вот сейчас борьба в епархиях Русской Православной Церкви с этим недугом, с пьянством, достаточно распространилась, шириться. И я предлагаю посмотреть репортаж из епархии, которая мне представляется лидером в этой сфере -- из Санкт-Петербурга.

Сюжет. Школа трезвения.
Солидного вида джентльмен ежедневно приходит на службу и привычно решает транспортные проблемы Петербурга. Для большинства своих коллег он прежде всего авторитетный профессионал, руководитель департамента. Немногие знают, что Андрей Кузьмин уже 8-й год возглавляет братство трезвения при Храме в поселке Володарский. Тягу к выпивке Андрей расценил как душевный недуг и нашел в себе мужество признать собственную слабость.

Андрей Кузьмин, начальник отдела Санкт-Петербургского учреждения «Организатор перевозок»: «В какой-то момент я просто устал выпивать. У меня долгое время была иллюзия, что бросить пить легко, ведь у меня не было запоев. На самом деле, я был на грани пропасти».
У Андрея не было сомнений в том, каким способом можно победить страсть. За помощью он отправился в Храм, и выяснил, что в стремлении своем не одинок. Оказалось, что в Петербурге и его окрестностях с середины 90-х годов действуют десятки школ и обществ трезвости, объединенных в братства, каждое из которых насчитывает в своих рядах от 30-ти до семидесяти человек. От привычных реабилитационных центров их отличает принципиально иной подход к решению проблемы.
Владимир Цыганков, руководитель Школы трезвения: «Пока человек банально болен, он не способен мыслить духовно. До этого еще дорасти надо. С другой стороны врачебная помощь сама по себе не очень эффективна Но из этого не следует, что она не нужна. Вот когда все эти составляющие объединяются, тогда можно получить хороший результат. Врач, психолог, священник».

Школа трезвения при Санкт-Петербургской епархии существует уже 11-й год. За это время исцеление в ней получили более 5-ти тысяч человек, страдавших алкоголизмом. Полный курс лекций, бесед и совместных поездок по Святым местам рассчитан на один год. Но, как правило, получив исцеление и найдя свой путь к Храму, братства уже не покидают.

Андрей Кузьмин: «Мы собрались в братство, стали принимать обеты. Я несколько раз принимал обет на определенный срок. Но потом понял, что это неверно. И вообще отказался от спиртного. И мне стало так спокойно на душе!».

На кладбище Алексанро-Невской Лавры – приметное надгробие в форме гигантского колокола. Это могила священника Александра Рождественского – основателя Александро-Невского общества трезвости, в котором состояли 70 тысяч человек. Как писал Евгений Поселянин, «70 тысяч семей, застрахованных от когтей нужды, безработицы, беспросветного ада».

Алексей Михалёв, Алексей Сасырин, Дмитрий Бойко,
Специально для программы «Церковь и мир».

СЕМЕНОВ: - Владыка, вот в нашем репортаже упоминалась практика давать обеты трезвости перед Крестом и Евангелием. Как вы относитесь к такой практике? Обещать Богу в храме перед священными предметами, не употреблять спиртного никогда или какое-то время -- правильно это?

ВЛАДЫКА : - Я думаю, что это хорошая практика. Единственный ее недостаток, это если человек нарушит обет, то у него может пропасть решимость его исполнять. Потому что, он себе скажет, - «Ну, вот, я дал обет, но раз я его нарушил, то теперь уже, как бы, все пропади пропадом». И человек возвращается к своей прежней практике. Поэтому здесь конечно важно не только дать обет, но и иметь решимость его исполнять. А также важно просить у Бога помощи. Потому что, иногда у человека собственных сил не хватает. Так вот, чтобы он не дал обет в состоянии какой-то гордыни, - «вот я пообещаю и выполню», а чтобы он понимал, что для того, чтобы выполнить обет, ему нужна помощь Божия, и благодать Божия.

СЕМЕНОВ: - наша зрительница Антонина: «Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

ВЛАДЫКА: - Человек становится алкоголиком по разным причинами. Или потому, что он унаследовал страсть алкоголя от родителей. Так бывает. Или потому, что окружающая среда его к этому подтолкнула. Но чаще всего за алкоголизмом стоит сознание внутренней пустоты, неспособность человека эту внутреннюю пустоту заполнить. И вот он начинает искать какие-то средства для того, чтобы жизнь ему казалась наполненной, интересной, счастливой. Чтобы он чувствовал ту эйфорию, которую ему хочется почувствовать, и которую без алкоголя он не может почувствовать. И, в общем, вот весь этот комплекс проблем приводит к алкогольной зависимости. И поэтому лечить ее просто чисто механическими средствами --путем гипноза или кодирования -- это очень опасно. Тем более, что в этой области работает очень много шарлатанов. Тем более, что способы кодирования очень разные, иногда опасные для психики человека. Тем более, что бывает так, что человека закодируют, ему что-то внушат, потом, допустим, он нарушает запрет, ничего не происходит и он тогда понимает, что, в общем, все в порядке. Это кодирование ничего не значило и ничего не стоило. Здесь слишком много опасностей. А самое главное, что невозможно механически прервать вот эту вот зависимость от алкоголя, если не будет у человека какого-то внутреннего перерождения, внутренней силы противостоять этой страсти, этой болезни.

СЕМЕНОВ: - Вопрос телезрителя. «Можно ли считать алкоголиков и наркоманов одержимыми бесами?».
ВЛАДЫКА: - В какой-то степени да. И не случайно люди, которые страдают алкоголизмом и наркоманией на каких-то стадиях они начинают видеть бесов.

СЕМЕНОВ: - Ну, «допился до чертиков».

ВЛАДЫКА: - Да. У них начинаются какие-то галлюцинации, начинается белая горячка. Это все связано. Потому что, вот это вот чрезмерное употребление алкоголя и употребление наркотиков, оно ведет человека к соприкосновению с тем темным потусторонним миром, с которым он вообще не должен соприкасаться. А ведь алкоголизм и наркомания, они по сути дела не совместимы с подлинной церковной жизнью.

СЕМЕНОВ: - Вот вопрос такой сложный, на мой взгляд. «Дочь у знакомых умерла от передозировки наркотика. Нужно ли считать ее самоубийцей? Можно ли ее отпевать в церкви?».

ВЛАДЫКА: - Формально, это не самоубийство. И таких людей мы, как правило, отпеваем и церкви. Но, реально это по сути дела самоубийство. Потому что, конечно, когда человек принимает наркотики, он не делает это для того, чтобы умереть. Но, фактически, он ведет себя к смерти. То есть, это самоубийственная практика.

А теперь мы предлагаем вам посмотреть репортажи о тех событиях, которые привлекли наше внимание на этой неделе.

Москва. Храм Христа Спасителя. Фестиваль жестовой песни.
Алеша хочет стать актером. И, конечно, ему в этом ничто не должно помешать. Даже то, что он – глухонемой. С нами он согласился поговорить при помощи своего художественного руководителя Елены Валерьевны. И рассказал, что учится на первом курсе Государственного специализированного института искусств. А на фестиваль жестовой песни «Душа поет» он приехал с номером «Родина» под фонограмму Витаса.

Гремит фонограмма, ей в такт меняется подсветка. Все это – для того, чтобы глухие певцы и танцоры чувствовали ритм. Они выступают так артистично, что невозможно поверить в то, что они никогда не слышали тех песен, которые исполняют. Лишь внимательно приглядевшись, можно обнаружить, что их артикуляция не всегда совпадает с пением.

Татьяна Нефедова, организатор фестиваля: "Для того, чтобы артикуляция совпадала с пением, надо выучить слова, научиться передавать их жестами -- правильными жестами, бывают ведь жесты вульгарные..."

На фестиваль приехали художественные коллективы со всей России, а также из-за рубежа. Среди них – и дети-сироты.

В основном, ребята пели о Родине и о семье.

А основную идею фестиваля еще в самом начале сформулировал священник Георгий Рощин из Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Он напомнил собравшимся евангельские слова о том, что помышления выходят из сердца. А чтобы обратиться к Богу – не обязательно говорить что-то вслух.

Москва. Конференция "Русская Палестина".

Швеция. Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые браки.

С ноября текущего года Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые союзы наравне с «обычными» браками. Такое решение было принято большинством членов Церковного совета -- высшего церковного органа. После голосования архиепископ Андерс Вейрюд заявил, что "в международном плане это решение можно сравнить с оттепелью". Шведские СМИ уже назвали это событие историческим. Так как Шведская Церковь стала первой среди крупных церквей, признающих однополые «браки». Но именно такой лояльный подход к вопросу однополых союзов вынудил Русскую Православную Церковь заявить о разрыве отношений.

Протоиерей Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским связям ОВЦС МП: "Изначально это решение было принято четыре года назад. И четыре года назад мы заявили о разрыве отношений. Это какая-то цивилизация небытия. Все говорит о небытии человека: аборты, эвтаназия, теперь вот однополые "браки". Такие союзы не направлены на создание новой жизни".
СЕМЕНОВ: - Владыка, мы получаем очень много вопросов на эту непростую тему. И вот наша телезрительница спрашивает, «Признает ли церковь такую вещь как созависимость?».

ВЛАДЫКА: - если воспринимать мир глазами церковного человека, то мы помним слова о том, что «Церковь – это единое тело, в котором все члены". И если страдает один член, то страдают вместе с ним и все члены. И мы сострадаем тем людям, которые находятся в состоянии зависимости. Но вопрос здесь немножко о другом. Здесь вопрос как раз о том, что человек, который сам впадает в зависимость, способен этой зависимостью заражать других.

СЕМЕНОВ: - Есть программа «Двенадцать шагов». Известная, с Запада к нам пришедшая, программа анонимных алкоголиков, которая на Западе весьма успешно развивается. У нас она начинает сейчас внедряться, и иногда даже священники призывают людей пользоваться этой программой. Не возникает ли тут тоже своего рода подмена зависимости. Потому что ведь анонимные алкоголики должны посещать свои собрания до, в общем, кончины своей. Иначе у них есть риск сорваться...

ВЛАДЫКА: - Но, вы знаете, они не обязательно должны посещать эти собрания до кончины. Потому что это двенадцать шагов, и, рано или поздно, когда человек делает двенадцатый шаг, программа как бы заканчивается. Я не знаю эту программу в деталях. Но, когда я служил в Храме Святой Екатерины в Москве, то у нас при Храме была группа анонимных алкоголиков, которые по этой программе занимались, а мы, священнослужители, помогали им интегрировать эту программу реабилитации и освобождения от алкогольной зависимости в их собственный церковный опыт. То есть, в каком-то смысле мы…..

СЕМЕНОВ: - …воцерковляли эти двенадцать шагов, да?

ВЛАДЫКА: - Мы воцерковляли эти двенадцать шагов. А параллелей там очень много, потому что, как раз эта программа «Двенадцать шагов» исходит из представления о том, что человеку недостаточно просто, скажем, перестать пить, или запретить себе пить, или внушить себе, что он не должен употреблять наркотики. Для того, чтобы отказаться от зависимости, человек должен приобрести в себе какой-то внутренний стержень. А этот внутренний стержень можно приобрести только благодаря внутреннему перерождению. И вот эти шаги, они включают очень разные стадии. Например, один из шагов -- это вспомнить все зло, которое ты совершил по отношению к другим людям. Ты должен это записать в тетрадку. Следующий шаг, ….

СЕМЕНОВ: - То есть, это такого рода покаяние.

ВЛАДЫКА: - Это, по сути дела, что-то похожее на исповедь. И мы, когда этими людьми руководили, мы как раз им и предлагали. «Вот давайте, ваш третий шаг, допустим, или там пятый, -- не помню уже какой, -- это будет исповедь. Вот вы придете на исповедь, вы все это расскажете». А следующий шаг они должны подумать, кому из тех, кому они раньше нанесли ущерб, они могут сейчас сделать что-то доброе. То есть, можно ли поправить то зло, которое они совершили. А если это невозможно, то есть ли какие-то другие способы для того, чтобы это зло исправить. То есть, эта программа своего рода духовного перерождения. В этом смысле она созвучна тому, что делает Церковь. Очень важно только, чтобы на нашей православной почве эта программа была выцерковлена, адаптирована к нашим нуждам, и чтобы Православная Церковь, если так можно сказать, взяла над ней шефство.

Дорогие друзья, на грядущей неделе мы вспоминаем необычного святого – апостола Иакова, брата Господня. Подробности в нашем православном календаре.

Православный календарь. Апостол Иаков, брат Господень.
Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Поэтому Иаков не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме.
Он вел жизнь подвижника, не пил вина, воздерживался от мяса, и постоянно молился за свой народ.

Служение апостола Иакова было трудным - вокруг было множество ярых врагов христианства. Но, согласно житию, вел себя с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

При большом стечении народа апостола ввели на портик Иерусалимского храма, и спросили его о Христе. А когда тот подтвердил, что верит в него как в Господа – сбросили Иакова на землю и побили камнями.

Незадолго до своей смерти апостол Иаков написал соборное послание – позже оно войдет в состав Нового Завета. Главная цель послания - утешить и укрепить христиан и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера без добрых дел - мертва и не приводит ко спасению.

Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии. Эта литургия и поныне совершается в день его памяти в Иерусалимской Православной Церкви.

ВЛАДЫКА: - Дорогие друзья. Я хотел бы в заключение нашей передачи напомнить вам слова из послания Святого апостола Иакова, - «Вера без дел мертва». Это замечательные слова, которые показывают, что мы не должны быть просто верующими в церкви, мы не должны быть просто верующими в уме. Вера должна мотивировать наши поступки. Давайте на предстоящей неделе подумает об этом. Храни вас всех Господь!

Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев - преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.

— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?

— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.

— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.

— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.

— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?

— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.

— Но есть же и оккультные методы?

— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.



Похожие статьи