Икона Божией Матери Печерская-Свенская. Молитвы

02.01.2024

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь – ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери – Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы – основатели русского иночества: справа от Пречистой – Феодосий Печерский, а слева – Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний – в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский – третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону.

Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.


Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери – 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска.

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами – глазами исследователей.

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле – родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» – как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь - ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери - Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы - основатели русского иночества: справа от Пречистой - Феодосий Печерский, а слева - Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний - в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский - третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы - 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери - 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами - глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия - к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые - грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле - родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» - как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Тропарь, глас 4

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.



30 / 08 / 2005

Икона Божией Матери Печерская, подаренная монастырю митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в 2000 году

Согласно архивным документам и дореволюционным изданиям, посвященным истории Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, в этой обители до 1925 года находилась чудотворная икона Божией Матери «Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием».

Иконографический сюжет этого образа включает в себя изображение Богоматери, сидящей на престоле, с короной на голове. На коленях у Богоматери изображен Спаситель, обеими руками благословляющий преподобных, стоящих по сторонам престола Святых угодников — Антония и Феодосия Киево-Печерских подвижников, в руках которых изображены свитки. На свитке который держит преп. Антоний, надпись гласит: «Господи, да будет на месте сем благословение св. Афонской горы»; а на свитке в руках преп. Феодосия надпись: «Бог, Вас братия, совокупи. Буди благословение на вас от Бога». Данный образ был выполнен в стиле греческого иконного письма и относится к иконографическому типу — «Панахранта».

Согласно подробнейшим описаниям монастырского имущества, составленным в XIX веке, эта главная святыня Печерской обители находилась в Вознесенском соборе: «…за правым клиросом, при столбе в иконостасе, окрашенном кармином (т. е. красным цветом), с колоннами, резьбою и карнизами, вызолоченными на полимент…». Ее размеры в окладе составляли: 1 арш. 3 четв. х 1 арш. 1 четв.

Вкладная книга Вознесенского Печерского монастыря XII в. НГИАМЗ

В XIX веке икона была украшена серебряным золоченным окладом (ризой). Первый раз это было сделано в 1823 году при настоятеле монастыря архимандрите Гаврииле (Городкове) «на подаяния доброхотных дателей», а второй раз в 1860 году, с благословения Преосвященного епископа Антония (Павлинского) при наместнике игумене Досифее «усердием рабов Божиих Евграфа и Маргариты». К началу ХХ века оклад иконы выглядел нижеследующим образом: «…чеканная, через огонь вызолоченная, с филигранною на Предвечном младенце серебряною не позлащенною одеждою и четырьмя напайными серебряными в виде финифтяных клеймами…». На первых двух круглых клеймах была сделана надпись: «Матерь Божья», а на двух других прямоугольных, с правой стороны слова: «Преподобный Антоний», а с левой стороны — «Преподобный Феодосий». Наряду с этим оклад иконы включал в себя так же драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.

Вкладная книга Печерского монастыря. XII в. НГИАМЗ

Точной датировки написания иконы в документальных источниках не указано. По преданию, первоначальное изображение этой иконы было принесено основателем Нижегородского Печерского монастыря св. Дионисием, архиепископом Суздальским и Нижегородским из Киева. Когда именно, и кем был сделан список чудотворной иконы «греческого письма», неизвестно.

Издревле православные нижегородцы почитали эту икону как чудотворную. Во время различных бед и скорбей, как частных, так и общественных, множество народа приходило в Печерскую обитель для моления перед сей иконой Богоматери. Существовала так же традиция брать образ в дома нижегородцев, и многие по вере своей получали от иконы благодать и милость Божию. Начиная с 1857 года, этот образ ежегодно переносили на время проведения Нижегородской ярмарки в специально построенную для этого там каменную часовню.

По данным из монастырской летописи 1887 года издания, существовало несколько точных списков сделанных с чудотворной иконы Печерской Божьей Матери. Один из них так же находился в Печерском монастыре, а другая икона принадлежала Вознесенскому собору г. Балахны.

После революции в 1920-е годы происходило изъятие ценностей из ризницы и храмов Печерского монастыря. Согласно документам из архивного фонда «Нижегородского государственного исторического и художественного музея г. Н. Новгорода», в 1921 году органами местной власти, была составлена подробнейшая опись монастырского имущества. Под № 132 в данном документе значится чудотворная икона Божьей Матери «Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием».

В 1925 году монастырь вместе со всеми постройками, имуществом и землею был передан в веденье Губернского музея. В конце 1980-х годов образ Богоматери «Печерская с предстоящими» (без оклада) выставлялся в музейной экспозиции, размещавшейся в стенах Архангельского собора Нижегородского кремля.

На основании вышеизложенного, есть основание полагать, что ранее принадлежавшая Печерскому монастырю чудотворная икона сегодня находится в запасниках Нижегородского Государственного Историко-архитектурного музея заповедника.

Директор Церковно-археологического музея Нижегородской епархии
Дёгтева О. В.

Молитва

О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, покрове и заступление, истинная Владычице избраннаго удела Твоего; приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим; да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающе его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею небесною радостию, и сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии во обители Печерстей, и зде без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлостех святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских, и едиными усты и сердцы воспоем Тя и Превечнаго Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Всеблагим, Животворящим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь - ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым древнерусским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери - Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы - основатели русского иночества: справа от Пречистой - Феодосий Печерский, а слева - Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний - в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский - третий из святых, канонизированных Митрополией Киевской и Всея Руси (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников Святой Руси.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы - 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери - 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

История образа Свенской (Печерской) иконы Божией Матери

Свенская (Печерская) икона Божией матери была написана преподобным Алипием иконописцем, который учился иконописному мастерству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь.
Изображение Богоматери относится к типу Панахранта (Всемилостивая), возможно, происходит от одного из изводов Кипрской иконы Богородицы. Матерь Божия изображена прямо сидящей на высоком троне и держащей Младенца прямо перед собой. Подобный тип более характерен для монументальной живописи - фрески и мозаики из-за своей торжественной строгости.
Спас-Эммануил, сидящий на коленях Богоматери, простертыми руками двуперстно благословляет стоящих пред троном Феодосия и Антония Печерских (Антоний в островерхом схимническом куколе). Преподобные держат развернутые свитки с текстами поучений.
Текст на свитке Антония: "Молю вас так, чада держимся воздержания и не ленимся, имея ведь о сем Господа помощником". Надпись на свитке Феодосия плохо просматривается, почти нечитаема, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности. У трона практически не видно ступеней.
Свенская икона - древнейшее из известных изображений св. Антония и Феодосия. До 1288 года икона находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами. В 1288 году икона была перенесена в Брянский Свенский монастырь.
Черниговский князь Роман Михайлович будучи в Брянске лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, происходивших от чудотворного образа Печерской Богоматери, князь послал в печерский монастырь гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления.
Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свени. На том месте путники провели ночь. Утром они пошли к лодке, чтобы помолиться перед иконой, но не нашли ее. Икону они увидели на горе напротив реки. Образ стоял на дубе между ветвями.
Известие об этом дошло до князя Романа. В сопровождении священников он пешком пришел к месту, где теперь стоит Свенский монастырь и там молился о даровании ему зрения. "Все что узрю с места сего во все четыре стороны, отдам дому Твоему и посрою храм и обитель на месте, которое Ты возлюбила".
Зрение возвратилось к нему в ту же минуту, как он закончил молитву. он увидел тропинку, на которой по его повелению тогда же был поставлен крест. Но глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Когда подошли к иконе, князь снова пал на землю и воззвал с сердечным сокрушением к Богородице: "Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!" Произнеся это он стал видеть лучше прежнего.
По его приказанию икона была снята с дерева и поднесена князю, который ее благоговейно облобызал. Примеру князя последовали все присутствующие. Отслущив молебен пред иконой, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и через некоторое время общими усилиями построили храм во имя Успения Богоматери. Позже князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь, который назвал Свенским по названию реки и щедро наделил его деньгами, а чудотворной иконе изготовил оклад из золота и серебра.
Название монастыря перешло к иконе, которая осталась здесь и стала главной монастырской святыней, дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и на храмовые принадлежности. Позже на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы. Тогда же установили празднование иконе 3/16 мая.
Основатель обители, князь Роман Черниговский погиб в Орде в конце XIII века. Документальных сведений о первых столетиях существования монастыря не сохранилось.
Обитель и ее святыня всегда были почитаемы русскими царями. Иван Грозный неоднократно жертвовал в обитель деньги с просьбой помолиться в важных случаях своей жизни. Он же освободил монастырь от налогов.
В 1578 году в монастыре вместо обветшавшей деревянной церкви был возведен пятикупольный каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Строил их тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков.
Подлинным украшением собора стали чудной и редкой работы железные двери, пожертвованные еще в 1565 году Иваном Федоровичем Мстиславским для поминовения его родителей - князя Федора и княгини Анастасии. Западные двери, скошенные сверху, украшались дивным ажурным орнаментом. Северные, прямоугольной формы, разделялись полосами на 20 неравных частей, украшенных посредине квадратной накладкой, на которой высечена сидящая на ветке птица. Южная, прямая дверь разграничивалась тонкими полосами на несколько прямоугольных частей. Одна из таких створок хранится ныне в московском музее «Коломенское», две других - в Брянском краеведческом музее.
Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными.
Иконописью были украшены и фронтоны церкви.Среди разнообразной церковной утвари выделялось игуменское место, являвшееся одним из лучших образцов древнерусской резьбы. Настоятели становились на это место, расположенное близ амвона в тех случаях, когда не отправляли сами церковного богослужения. Самой древней была большая плащаница, о которой в описи 1681 года сообщалось: «Вышиты образы в лицах по камке лазоревой золотом и серебром», по той же камке вышиты кругом слова: «Не рыдай мене, мати».
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.
Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. Дошедшее до наших дней сказание о строительстве этого храма о случившемся повествовало следующее: «На том мосту обломился Тихон. старец, бывший игумен того монастыря, а с ним обломилося шестьнадесят человек - церковных каменьщиков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу... у всех главы испробища, а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша». По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство.
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.
Этот год был еще памятен тем, что Иван Грозный запросил к себе Свенскую икону, для которой в Москве был сделан золотой венец, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Икону возвратил в обитель с богатыми дарами: разной «рухляди» на 105 рублей, 70 окладных образцов, четыре плаща золотых с яхонтами, две ризы атласные и две серебряные, да к «Спасову образу цату золотую с камением и жемчугом, да к чудотворцем Антонию и Феодосию две цаты золотые с камением и жемчугом».
Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда... Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. Наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.
Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, - сообщалось в записях обители, - и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли». Еще издали можно было видеть скелеты церквей, торчащих из безжизненной черни пожарищ. Странная тишина была на пепелищах, прерываемая лишь вороньим граем да печальным скрипом качающихся на ветру дверей. Возле церквей лежали тела павших защитников и врагов. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.
Во время борьбы Московского государства с Польско-Литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску» в просьбе ссылаясь на грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». Царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре.
Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
Петр I не однажды посещал Свенский монастырь, где для него был устроен особый каменный домик. Заезжал он в монастырь и после Полтавской битвы, чтобы отслужить молебен.
В разное время в Свенской обители обитали многие подвижники христианского благочестия, чья жизнь была источником духовного света для многих тысяч верующих. В первую очередь здесь стоит упомянуть святителя Иоанна Тобольского, который был наместником Свенского монастыря с 1681 по 1695 год.
Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей преподобного Паисия Величковского. Среди них были иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее - наместником Козельской Оптиной пустыни.
Чудотворный образ всегда привлекал множество паломников, совершалось много чудес.
В 1673 году к чудотворному образу был приведен бесноватый земледелец из Трубчевска Потапий. Он так сильно бесновался, что его едва могли удержать. После молебна пред Свенской иконой, бес страшно сотрясая больного вышел.Присутствующие были поражены, а Потапий воздав хвалу Богу и Его Пречистой Матери, дал обет постричься в монашество, что вскоре и исполнил.
Не раз к монастырю подступали полчища врагов, покушаясь разорить его, но каждый раз Царица Небесная не допускала этого. Сам город Брянск Ее заступлением неоднократно был спасаем от нашествия врагов. Эта помощь особенно явно проявилась в 1812 году, во время нашествия французов на Россию.
Целые полчища врагов подступили тогда к городу, грозя разорить его. Жители Брянска, ища спасения, обратились с усердной молитвой к Заступнице рода христианского, и взяв Свенскую икону обошли с нею вокруг города. Вскоре стало известно, что неприятель отступил. В благодарность за избавление, жители с духовенством вторично подняли чудотворную икону и с крестным ходом обошли весь город. Через некоторое время стало известно, что французы окончательно удалились из приделов Москвы. В память об этом событии празднование Свенской иконе Божией Матери стало совершаться еще и 17/30 августа.
После этого чуда в 1815 году жители города устроили новую золотую ризу на икону Богоматери.
В 1830 году крестьянин Иван Васильев из села Ревен ходатайствовал к преосвященному Никодиму, епископу Орловскому, о разрешении принести к нему в дом чудотворную икону.Епископ разрешил на некоторое время перенести икону в село. " Я четыре года страдал помрачением ума, сильной тоской и унынием, − писал этот крестьянин, −− но как только дал обет принести чудотворную икону Богоматери в свой дом, то тотчас же получил исцеление и отраду".
В 1832 году у чудотворного образа получила исцеление женщина страдавшая беснование 11 лет. Родственники привезли ее в свенский монастырь, чтобы у святой иконы Богоматери помолиться о ее выздоровлении. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. Затем был отслужен молебен, больная приложилась к иконе и получила исцеление.
Было много и других чудес и исцелений от чудотворной иконы. В прошлом она занимала первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат в соборной церкви Успения Богоматери.
Четыре раза в год в обители устраивался крестный ход: 3 мая - внутри обители, в Неделю всех святых 7 Вселенского собора, 11 августа - в память избавления города Брянска от нашествия французов в 1812 году; со св. иконой крестный ход шел в город, обходил его и возвращался в обитель. Наконец, 15-го августа устраивался крестный ход из города в обитель.
В 1917 году монастырь был закрыт, из монахов сформирована трудовая коммуна, а на территории монастыря разместили солдат. В 1920 году в монастыре организовали детскую колонию. В первые годы после безбожной революции богослужение еще велось, но в 1924 году все церковные здания были закрыты, а ценности изъяты. В 1926 году Свенская икона была отправлена на реставрацию, а оттуда на вечное хранение в Третьяковскую галерею.
В 1930 году Успенский собор был взорван бригадой подрывников под руководством Я.П. Рыхлова. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: взлетевшие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.
Позже было вынесено решение передать монастырь Брянскому губернскому музею, но в силу оно не вступило. Спустя полвека прежние решения о Свенском монастыре были пересмотрены и в 1970-х годах начали восстановление ограды монастыря, Сретенской и Преображенской церквей. В 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.
В 1992 году монастырь был передан Русской Православной церкви.
Назначенный в 1994 году на Брянскую кафедру архиепископ Мелхиседек (Лебедев) первые недели проживал и организовывал епархиальную работу в Свенском монастыре, − ещене было выделено здание под устройство Епархиального Управления.
Хотя многие строения и не сохранились, монастырь по прежнему производит неизгладимое впечатление. В 2005 году началась расчистка руин, разработан архитектурный план строения и приготовлено основание для строительства уже пятого по счету Успенского собора.

Свенская икона находится в Третьяковской галерее, инв. № 12723, Возвращать ее не собираются.
В Свенском монастыре и храмах Брянска есть списки с чудотворной иконы, в монастыре вечером по воскресеньям совершается чтение акафистов Божией матери перед иконой ее именуемой Свенская, святому Иоанну, митрополиту Тобольскому и Брянским святым.

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле - родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» - как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

Тропарь, глас 4

Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.

Брянский Свенский монастырь


с. 76 ¦ 12. Богоматерь Печерская (Свенская).

Около 1288 года. Киевская школа 1 .

1 Сказание об иконе Богоматери Печерской (Свенской) находилось в рукописи Свенского монастыря и в древнем «списке с иконы» с изображениями в клеймах, представляющими ее «чудеса» и «явления». В рукописи говорится о принесении в 1288 г., по просьбе ослепшего брянского князя Романа (сына Михаила Черниговского), иконы Печерской Богоматери из Киево-Печерской лавры на место, находящееся «в пяти поприщах от града» Брянска, и о построении собора Свенского монастыря «чудесно» прозревшим князем (Иерофей , архим., Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, М., 1866, стр. 2). Икона по стилю относится к концу XIII в. и, может быть, является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон.

Богоматери с сидящим на ее коленях Младенцем предстоят помещенные по сторонам трона Феодосий и Антоний. Фигура Богоматери укороченная (так передается ракурс, обусловленный высотой трона). Младенец выпрямлен, голова его приподнята, руки с вытянутыми вверх указательным и средним пальцами распростерты. Мать обеими руками поддерживает сына. Ноги ее покоятся на высоком подножии трона, опирающемся на двухъярусную аркатуру (от нижнего яруса уцелели лишь фрагменты). По сторонам красной, украшенной золотом подушки трона помещены высокие, вытянутых пропорций фигуры преподобных. Слева стоит с непокрытой головой темноволосый Феодосий (сохранились фрагменты киноварной колончатой надписи «оаг преп Фе…»), справа - Антоний в куколе (от колончатой надписи уцелели лишь следы). Они изображены в мантиях, скрепленных на груди золотыми застежками. Параманды 2 преподобных орнаментированы крестами и полосами. В руках святых - длинные развернутые свитки с плохо читаемыми черными надписями. Вохрение сильно разбеленной охрой с подрумянкой по оливковому санкирю. Головы предстоящих, по-видимому, с портретными чертами. Краски одежд - красновато-коричневые, коричневые, синие, голубые, красные желтоватого оттенка. Плотные широкие голубые пробела наложены по голубому и синеватому фону. На коричневых одеждах толстые темные описи складок. Фон золотой, позем светло-зеленый, поля коричневые. Позднейшие вставки в верхней части головы Младенца, в правой части фигуры Антония, внизу, по лузге и на полях.

2 Параманд (греч. παραμάντνας - поверх мантии, прибавление к мантии) - четырехугольный плат с изображением креста, носимый монахами поверх рубашки на груди. Шнуры, пришитые к углам параманда, надеваются на плечи и стягивают монашеские одежды (К. Никольский , Пособие к изучению устава богослужения православной церкви, Спб., 1907, стр. 746). В древности, кроме параманда, носимого под рясой, был еще другой параманд - нарядный или служебный, надевавшийся поверх рясы (Е. Голубинский , История русской церкви, т. II, 1-я половина, М., 1900, стр. 236, примеч. 2). Этот параманд и изображается на иконах. У схимников, имеющих на голове островерхий куколь (в отличие от облегающего голову округлого клобука), параманд называется аналавом (К. Никольский , Ук. соч., стр. 751).

Доска липовая, надставлена сверху и снизу по спиленным полям. Шпонки врезные, встречные. Паволока белого цвета, левкас, яичная темпера. 67×42. В 1925 году вывезена Н. Н. Померанцевым из Успенского Свенского монастыря на реке Свине, близ Брянска.

Раскрыта до 1927 года в ЦГРМ Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. с. 76
¦

Лазарев 2000/1


Похожие статьи