Храм рождества пресвятой богородицы в крылатском. Храм рождества пресвятой богородицы в крылатском Храм свято рождества богородицы

24.02.2024

Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.

„В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” - так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы» .

Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк».

1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов.

2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.

3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка - деревянный дом священника.

4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.

5. В 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.

6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.

7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.

8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания.

9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь - главный вход в храм.

10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом.

11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых.

12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов сохранились лишь фрагменты.

13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке.

14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе - одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.

15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная.

16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха.

17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех.

18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича.

19.

20.

21.

22.

23. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.

24. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески.

25. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище...

26. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки.

27. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна.

28. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха.

29. Место одной из глав храма заняла вытяжка.

30. Вид на храм с того же ракурса в 1925 году. На переднем плане видна трапезная.

31. Так красиво был оформлен вид в трапезную.

32. Сейчас на месте трапезной торчит этот огрызок цеха.

33. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма.

34. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами.

35. В толстых стенах были прорублены окна.

36. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки.

37. Но в основном фрески сохранились, что не может не радовать.

38. Работа движется, и есть все основания считать, что через некоторое время мы сможем лицезреть храм в первозданном виде.

39. А пока можно показать фотографии сохранившихся фресок.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен.

48. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент.

49. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского.Такой, всю в лесах, я застал колокольню в мае 2012 года.

50. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей.

51. К декабрю колокольня была приведена в первозданное состояние. Хотя это уже не только колокольня, а уникальный для Москвы храм.

Фото 51 и 52 взяты с сайта храма.

52. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе - изображение императора Александра I.

Территория бывшего завода «Знамя» теперь превратилась в бизнес-центр «Стрелецкая слобода». На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе (какая наглость!) идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется к чёртовой матери снести всю их «Стрелецкую слободу». Но временщики из «АЕОН-Девелопмент» не имеют другого «бога», кроме денег.
Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены!

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, бо́льшую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.

Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

  • Тверская (зелёная ветка);
  • Пушкинская (синяя ветка);
  • Чеховская (серая ветка).

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Построена в 1509 г. на месте деревянного храма, который был первоначально возведён в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. монахом этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1998 г. на этом месте восстановлен памятный крест. Около деревянного храма находились захоронения героев Куликовской битвы 1380 г. - монахов Свято-Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби, погибших в единоборстве с татарами. Гробницы их были затем устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 г.).

В XVII в. монастырь упразднен, храм стал приходским. В 1703 г. на северо - востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 г. перестроена). В 1785-87 гг. coopужена новая, каменная, трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В 1870 г. в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено чугунное надгробие Пересвета и Осляби. В 1894 г. расписан главный храм. Главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы, приделы — преподобного Кирилла Белозерского (в правой алтарной части, известен с 1792 г.), благоверного князя Димитрия Донского, в трапезной — преподобного Сергия Радонежского (северный), святителя Николая Чудотворца (южный). Храм выстроен в русско-византийском стиле. Четырехугольный, бесстолпный, однокупольный с луковичной главой.

В 1927 г. церковь закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г. снесена колокольня. В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С 1980 г. реставрировалась добровольцами, к 1988 г. отгорожена от завода. В 1989 г. возвращена РПЦ. В 1991г. рядом с храмом построена каменная звонница.

Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом).



На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из "Задонщины": "Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую".
Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г.

При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области.

Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.



Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове церковь (Восточная улица, дом № 6).

Храм является частью некогда существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве. Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод - сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест.

В 1509 г. возвели существующее доныне каменное церковное здание. В середине XVII века Старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В конце XVIII века к нему пристроили трапезную, которую в 1849-1855 гг. заменили новой, более обширной, с левым приделом преподобного Сергия Радонежского. Одновременно возвели колокольню. В конце XIX в. в ходе реставрации храм был вновь расписан, замурованные ранее окна вновь пробили, восстановили наружный каменный декор. В 1870 г. над могилами Пересвета и Осляби устроили сень - шедевр чугунного каслинского литья, - покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными.

В 1929 г. храм закрыли, церковная глава была уничтожена, колокольня разобрана, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В 1989 г. храм вернули общине верующих. 16 сентября 1989 г. были освящены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, выстроена каменная звонница. Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи - Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым. Исторический музей вернул в храм чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. 3 июня 1993 г. освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре ныне также возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.

К этой церкви приписана часовня во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при Центре лечения и социальной реабилитации наркологических больных.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Старом Симонове.

В 1370 г., согласно желанию великого князя Димитрия Донского, здесь возник монастырь. Владение землею в этой местности прежде было связано с именами Симона Головина и Григория Ховрина. Первым игуменом был св. Федор, племянник преп. Сергия. Когда в 1379 г. монастырь был перенесен на нынешнее его место, при прежнем храме оставлена была малая обитель, зависевшая от главной и называвшаяся «Рождественскою, что на Лисьином пруде». Церковь стала приходскою приблизительно с 1646 г., когда окладные деньги вносили уже белые священники, а не монастырь.

Вместо деревянной, в 1509 г. построена каменная церковь, составляющая главную часть ныне существующего храма. Ее стиль чисто русский, она напоминает Владимирские церкви, а также ранние Московские, с поясом каменной резьбы вокруг всего храма и с такими же входными арками, как при Ризположенской в Кремле церкви (1486 г.). Особенностью является бесстолбность, глухой закрытый купол, отсутствие окон верхнего света, деревянные связи сводов в алтаре. В южном предалтарии устроен придел во имя св. Кирилла Белозерского, первоначально бывший особою деревянною церковью. Стенопись неоднократно возобновлялась и не сохранила древнего вида.

Трапезная и Никольский придел, вместо прежних, выстроены были деревянными же в 1734 г. В 1660 г. упоминаются каменные палатки над гробницами Пересвета и Ослебяти, похороненных здесь героев Куликовской битвы. Нынешняя западная часть всего храма, заключающая в себе трапезную с этими двумя гробницами, колокольню и приделы: новый - преп. Сергия и старый - Николая чудотворца, воздвигнута в 1849-55 гг.

Нынешние чугунные надгробия над Пересветом и Ослебятею сооружены в 1870 г. Сохранились замечательные древние иконы Николая чудотворца, Господа Вседержителя и др.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (также церковь Параскевы Пятницы на Торгу) – храмовый ансамбль в городе Старице, построенный в 1740–1825 гг. и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города.


Комплекс храма Рождества Богородицы, более известный как церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, находится на левом берегу реки Волги рядом с древним старицким городищем. Когда-то он располагался на Торговой площади Старицы и вместе с множеством торговых рядов Гостиного двора перекликался с ансамблем Успенского монастыря, расположенного на другом берегу Волги. Горожане часто называют комплекс женским монастырем. Однако это не монастырь, это великолепный ансамбль храма, построенный в XVIII–XIX вв. И даже в наши дни, несмотря на плачевное состояние, церковь Рождества Богородицы является одной из достопримечательностей и визитных карточек города.

В 1728 г. по указу архиепископа Тверского Феофилакта вместо деревянного храма Параскевы Пятницы началось возведение каменной церкви Рождества Богородицы с приделом, посвященным древнему храму. Пятницкий придел был освящен в 1740 г., а освящение главного престола состоялось только спустя 10 лет, в 1750 г., при священнике Василии Алексееве. Позднее к белокаменной барочной церкви с невысокой колокольней с северной и южной сторон были пристроены два придела в виде ротонд в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенского построен в 1806 г., святой Мученицы Параскевы Пятницы – в 1825 г.

Сложную, но строго упорядоченную композицию ансамбля Богородицкой церкви с востока дополнила белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Множество куполов – разных по форме и расположенных на разных уровнях – делают живописный облик храма очень камерным и уютным.

В Клировых ведомостях Старицкого уезда 1828 года указано, что каменная Рождественская церковь с приделами Великомученицы Параскевы (еще не освященным) и преподобного Нила чудотворца (освященным) построена в 1784 г. Земли пахотной и сенокосной при церкви не имелось, в 115 приходских дворах (в Старице и деревнях Федурнове и Коньковской слободе) числилось 315 душ мужского пола и 385 женского. В храме в это время служили: священник Космин Василий (32 года, священником с 1821 г.), диакон Иванов Илия (55 лет, диаконом с 1793 г.), дьячок Феодоров Петр (25 лет, дьячком в Старицкой Богородице-Рождественской церкви с 1825 г.), пономарь Кириллов Михаил (68 лет, пономарем с 1784 г.).

Согласно данным за 1901 г., Богородице-Рождественская церковь в Старице, построенная в 1784 г., имела три престола: Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столобенского (в теплой), мученицы Параскевы Пятницы (в холодной). В храме служили: священник Казанский Михаил Антонович (41 год, священником с 1883 г.), псаломщик Борисоглебский Петр Иванович (28 лет, псаломщиком с 1899 г.). Прихожан в Старице и в деревнях: Ново-Старкове, Коньковской слободе, Федурнове – 159 дворов (1 006 человек – 457 мужчин и 549 женщин). Под алтарем церкви в 1791 г. была устроена каменная часовня в честь Рождества Богородицы.

В 1914 г. служили: священник Казанский Михаил (53 года), псаломщик Смирнов Иоанн (46 лет). Прихожан в городе Старице и деревнях Старково, Федурково, Коньково – 998 человек (481 мужчина, 517 женщин).

В 1970-х гг. храм Рождества Богородицы был отреставрирован, но к началу 2000-х гг. он снова уже нуждался в реставрации.

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к характерному для XVIII столетия типу храма «восьмерик на четверике». Храм одноглавый с примыкающей к нему с востока грузной полукруглой апсидой. Углы четверика декорированы лопатками, окна – барочными наличниками с кокошниками. Колокольня, примыкающая к храму с запада, завершена высоким шпилем. Словно венком храм окружен кольцом построек разного времени. Особенно интересен придельный храм, выстроенный в 1825 г. в стиле позднего классицизма и представляющий собой ротонду, с фасадов украшенную фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. Купол, венчающий храм, окружен пологими куполочками.

Из других сооружений храмового комплекса до нашего времени сохранились часовня, две нарядные башни, увенчанные куполом со шпилем, дом причта и торжественная колоннада, представляющая собой галерею со спаренными колоннами тосканского ордера, объединяющую все постройки в единый ансамбль. Башни-ротонды когда-то использовались как лавки.

Постройки, в убранстве которых широко использован местный белый камень, образуют очень живописную группу. Авторы комплекса на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.



Похожие статьи