Что такое тендеры (разница между государственными и коммерческими закупками). Тендер - что это такое? Значение и перевод слова

15.10.2019

Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей. Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, - это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные. Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция сайт совместно с Министерством финансов и НПП "Атамекен" подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

№1. Что такое тендер?

Тендер (англ. tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

№2. Кто может участвовать в государственных закупках?

Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

  • Заказчики - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение - национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
  • Организатор государственных закупок - юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
  • Поставщик - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

№3. Что представляет собой рынок государственных закупок в Казахстане?

Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте "Государственные закупки РК" . Существует 5 способов проведения госзакупок.

  1. Конкурс - наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
  2. Аукцион - осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
  3. Запрос ценовых предложений - могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП - 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
  4. Закупки из одного источника - способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
  5. Через товарные биржи - это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

№4. Как работать с порталом "Государственные закупки РК"?

Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале. После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы. Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: "Объявления", "Лоты", "Итоги", "Планы закупок", "Договоры", либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, "строительные работы". В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

№5. С какими сложностями чаще всего сталкиваются потенциальные поставщики?

Наиболее актуальными проблемами в НПП "Атамекен" называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и "затачивание" заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины - непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса. Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее. Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких - вплоть до 0,1 тенге - и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг "возвращает упущенное" через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

№6. Как борются с коррупцией в сфере государственных закупок?

С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

№7. Возможно ли обжаловать решение по итогам тендера?

Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика. Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр. Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

№8. В каких случаях проведение госзакупок считают несостоявшимся?

Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

  • если не было подано ни одной заявки;
  • если подано менее двух заявок;
  • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
  • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с "конкурса" на "из одного источника".

№9. Кто не может участвовать в госзакупках в качестве поставщика?

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
  • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
  • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

№10. В каких случаях тендеры не проводятся в электронном виде?

Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности. Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ. На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей "Атамекен" или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

№11. Могут ли в казахстанских госзакупках участвовать иностранные поставщики?

Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.

В этой статье мы ознакомимся с понятием тендера. Как правильно пишется слово, что оно собой представляет, какое значение имеет и названием какого явления считается? Это и многое другое читатель сможет узнать именно здесь.

Введение

Тендер - что это такое? Данный термин не имеет четкой трактовки в действующих правовых актах РФ, следовательно, он лишается исчерпывающей характеристики понятия тендерной заявки, комиссии и документации. В соответствии с указаниями законодательных органов, это слово употребляют в значении конкурса. Несмотря на это, деловой мир России использует чаще первый вариант слова, чем второй. В связи с этим в статье будут фигурировать оба понятия.

Слово "тендер" пришло к нам из англоязычной речи и использовалось для обозначения процессов по торгам и конкурсам.

Разновидность

К видам таких конкурсов можно отнести тендер:

  1. Открытого типа.
  2. Закрытого типа.
  3. Специализированного типа.
  4. Двухэтапные процедуры.
  5. Запрос на котировку.
  6. Закупку у единоличного источника.

Слово "тендер" переводится как "предложение". Существует и множество других форм его перевода, которые зависят от области их применения. Если говорить конкретно о торговом ремесле, то тендер представляет собой основную форму, по которой производится госзакупка.

Победители конкурса на обладание тендером имеют право подписать контракт, имеющий государственное значение. Для этого условия договора должны соответствовать требованиям к конкурсным документам. Конкурс делится на два составных элемента: закрытый и открытый этапы. В процессе второго типа может участвовать любой поставщик.

Вне зависимости от перевода слова "тендер", форма его написания является одинаковой. Слово может также указывать на лодку, характеристику человека и др.

Классификация в соответствии с участниками

Что это такое - тендер, и как его можно классифицировать? Тендер представляет собой особую форму торгов, которые классифицируются в соответствии с набором определенных принципов. Одним из примеров может служить тип состава участвующих лиц. Тендер может быть закрытого, открытого типа и с ограничением в участии.

Допустимое изменение конкурсного требования

Отвечая на вопрос о том, что это такое - тендер, важно упомянуть наличие в данном процессе различий в соответствии с количеством этапов. Это позволяет выделять одноэтапные и двухэтапные конкурсы, которые являются еще одним способом классификации составных элементов данного термина.

Различия по допуску

В состав значения слова "тендер" входит понятие об общем и предварительном квалификационном отборе.

Документы, подтверждающие возможность субъектов участвовать в таком конкурсе, подготавливаются заранее самим поставщиком и потом рассматриваются заказчиками, организовавшими торг. В случае несоблюдения пункта, повествующего о сроках подачи заявлений, запрос может подлежать отклонению.

Заказчик имеет право в запросе требовать, помимо наличия оригинальной конкурсной заявки, несколько копий договора, что необходимо для сохранения документации и позволит работать с бумагами сразу нескольким членам комиссии.

При запечатывании могут использоваться два варианта действий по отношению к копиям. В первом случае копии и оригинал могут находиться в одном конверте или раскладываться в разные. Если используют второй вариант, то необходимо будет сделать соответствующие пометки на страницах регистрационного журнала.

Большинство процедур по проведению тендера предопределяют собой специальный способ оформления и запечатывания заявки и должны быть внесены в особые документы, подтверждающие ваше право на участие в торгах.

Участие в тендерах предусматривает в себе конкретную формулировку в перечне субъектов, имеющих право его посещать. К таким группам лиц можно отнести комиссию конкурса, принимающую заявления, и людей, представляющих интересы поставщика.

Тендер закрытого типа

Если говорить простыми словами, что это такое - тендер? Можно подытожить, что это форма торгов. Процедура, которая имеет множество особенностей, позволяющих ее классифицировать на некоторое количество видов.

Существует понятие о закрытом тендере, который имеет во многом общие черты с открытым. Различие заключается в выборе участвующих лиц. В открытой форме каждая компания имеет право на голос после подачи и принятия заявки. Процедуры закрытых тендеров не разглашаются общественности, а запрос на участие отсылается только некоторому, ограниченному кругу лиц.

Среди главного ряда причин можно выделить наличие соответственной квалификации, устраивающей запросы и интересы заказчика, особое предназначение товара и слишком большое количество имеющихся заявок, в сравнении со стоимостью закупаемого товара.

Процедуры, сопровождающие закрытые тендеры

Из того, что это такое - тендер закрытого типа, вытекает некоторый ряд процедур, предусмотренных основными положениями о проведении данных мероприятий.

Общеизвестно, что право на участие в закрытых конкурсах принадлежит лишь специально приглашенным поставщикам. В такие виды закупок входит ряд продукции, обладающей особым назначением и специфическим характером. Общая величина объема закупок в большинстве случаев довольно мала. Последняя причина обуславливает несостоятельность проведения процедур в длительных сроках.

Товар, закупаемый особыми фирмами, должен быть проверен представительными органами госвласти. Данная процедура возникла в силу того, что представителям такой власти необходимо сделать оценку необходимости ее проведения.

Открытая форма

Что означает слово "тендер" в отношении открытой формы проведения? Оно предусматривает собой наличие права на принятие участия, что согласовано с законодательными указаниями, всем поставщикам, откликнувшимся на извещение, оповещающее о начале проведения конкурса.

Такая информация чаще всего размещается в специально назначенных изданиях, например в Интернет-ресурсах и СМИ. Проведение мероприятия выполняется особым заказчиком или уполномоченным лицом. Бумаги о конкурсной документации являются самыми важными составными договора между двумя и более лицами-участниками тендера. В них находятся данные о расписании проведения процедуры.

Существует особая форма, в соответствии с которой необходимо заполнять заявку. Проведение тендера будет отменено в том случае, если было подано лишь одно заявление.

Понятие котировки

Слово "тендер" включает в себя еще одно понятие, которое называется котировкой. Оно связано с продукцией серийного типа. Запрос, в преобладающем количестве случаев, делается трем фирмам или больше. Выбор компании, которая будет поставлять продукцию, происходит путем сравнения цен.

Механика создания запроса котировки является очень экономичной и оперативно составленной. Один поставщик имеет право на подачу единой ценовой котировки и не может на это повлиять.

Процесс оформления протокола по котировке включает в себя требование о приложении определенных документов. Размер закупки обуславливает эффективность влияния запросов. Чем он больше, тем меньше становится прав у котировки. Процедуры, связанные с запросом котировки, начинаются с их рассылки и длятся до решения вопроса о стоимости товара.

Исторические данные

Лексическое значение слова "тендер" имеет на сегодня множество смыслов. Помимо рассматриваемого в этой статье процесса по проведению закупок, им могут обозначать топливный вагон или парусную лодку. Перевод слова "тендер" имеет множество значений, среди которых есть им. существительные (предложение) и прилагательные (нежный, любящий, мягкий и др.).

Данные процедуры были известны мировой общественности еще с давних времен. На территории РФ подобие тендера появилось лишь в восемнадцатом веке, в период петровского правления.

Долгое время вследствие перестроек и других факторов понятие тендера отсутствовало. Прошло много лет, прежде чем торг сошел на нет, а на смену ему вновь вернулась процедура, рассматриваемая в статье. Лишь в восьмидесятых годах отрасль строительства начала эксплуатировать подрядные торги, чем и положила начало новому развитию данного процесса на территории России. Однако активно развиваться тендер начал только в девяностых.

После победы во Второй мировой войне особые органы законодательства создали структуру конкурса. Это было средством по борьбе с коррупцией. Например, в 1946-м году было выделено большое количество денежных средств, направленных на ремонт городов Германии, которые были разграблены путем переведения их во взятки для чиновников из Америки.

Синонимом слова "тендер" могут служить такие слова, как торги, конкурс, а также сюда можно отнести яхту, куттера и стяжку.

Тендер из двух этапов

Существует явление тендера, состоящего из двух этапов. Его процедуры начинаются с того, что стартует привлечение целого ряда заявок на участие в конкурсе. Заказчик занимается рассылкой индивидуальных приглашений различным поставщикам, где предлагает им посетить особый конкурс по покупке определенной продукции. Дальше поставщику необходимо попросить предоставить заказчику набор конкурсных документов.

Организаторы занимаются подготовкой первоначальных конкурсных заявок. Потом рассылают их заказчикам, которые имеют право на задавание ряда вопросов, требующих ответов относительно проводимой процедуры, а поставщик, в свою очередь, исправляет определенные положения. После получения заявки и ее регистрации, заказчику необходимо выдать расписки.

Понятие о запросе

Запрос предложения - основной способ закупки. Применение данной процедуры может использоваться в случае, когда у заказчика есть информация о целях закупки и ее предназначении. Иногда заказчику сложно составить общую картину понимания цели предлагаемой продукции или услуг, и он может узнать об этом более детально у поставщика.

Запрос предложения может использоваться только при проведении тендера в открытой форме, на котором были отклонены все заявления. Чаще всего это является проблемой, вызванной неудачным способом привлечения поставщиков.

Как правило, заказчики упоминают в запросах желание узнавать общие результаты и информацию о товаре, услуге или работе, которая будет предлагаться. Форма запроса имеет несколько состояний, зависящих от определенной информационной части.

Такие данные включают в себя информацию о лице-заказчике, общий набор требований к различным параметрам закупаемого товара, которые должны соответствовать и самому поставщику. Здесь же можно найти перечень критериев, в соответствии с которыми происходит оценивание предложений, определяется требование к оформлению важных документов, а также рассматриваются срок, место и форма проведения данного мероприятия.

Организация

В проведении организации тендеров часто совершаются некоторые ошибки, которым не уделяют должного внимания, что приводит к усложнению процедуры проведения конкурса или вовсе его отмене.

Одной из самых известных ошибок является создание торгов, основанных на предложении конкретного субъекта, поставляющего продукцию. Это приводит к наличию ошибок и некорректных формулировок в требованиях к самому конкурсу.

Существует ряд случаев, в которых скрывалась важная информация или был предоставлен пакет документов в неполном комплекте. Общеизвестно, что цена на конкурсную документацию не может превышать расходы на процесс тиражирования, однако случалось и так, что их стоимость завышалась самим организатором. А также нежелательно вносить чрезмерное количество требований.

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Термин «тендер» (в переводе с английского это слово означает «предложение») с недавнего времени прочно обосновался в нашем обиходе. Тем не менее, он не до конца понятен многим, поэтому целесообразно рассмотреть его более подробно. Итак, что такое тендер и как он проводится? Какова история его появления в России и за рубежом? Какие виды встречаются и как получить и выиграть тендер?

Слово тендер имеет вполне понятные синонимы – торги, аукцион, конкурс.

По сути, тендер – это слово, которое обозначает конкурентную форму отбора предложений. Предложения эти могут иметь разную сферу – поставка товаров, оказание услуг и т.д.

Краткая история появления и развития тендеров

Отвечая на вопрос, что же такое тендер, нельзя не уделить немного внимания его истории.

Тендерная система была разработана американцами по окончании Второй Мировой войны. Причиной разработки стали огромные суммы, которые, вместо вложения в восстановление городов, поврежденных в ходе войны, попадали в карманы чиновников. Что такое торги в том понимании? Это система, позволяющая объективно выбрать поставщика, расписав пошаговые этапы данной процедуры.

Тендер в России

Сама процедура, называемая тендером, применяется в России очень давно и довольно успешно при заключении сделок. Впервые о подобных конкурсах (то есть аналогичном мероприятии) было упомянуто в России в XVII веке. Позднее они достаточно широко использовались, так как отличались эффективностью. Однако во времена революционных перестроек, понятие, что такое тендеры, было забыто, ведь практически все имеющие вес и статус предприятия была национализированы.

Ее возрождение произошло совсем недавно, лишь в восьмидесятых годах прошлого века, и то эти изменения произошли лишь в строительной отрасли, которая начала использовать подрядные торги. Определенной конкурсной системы размещения заказов в нашей стране не наблюдалось, однако строительные компании в те времена активно участвовали в зарубежных тендерах. Интенсивное формирование современной тендерной системы началось лишь в 90-х годах. Подробнее о тендерах в современной России можно узнать .

В чем суть проведения тендеров?

  1. Заказчик (покупатель) объявляет конкурс на выбор наиболее подходящего предложения по товару или по услуге, с заранее оговоренными характеристиками.
  2. Сравнивает полученные от разных компаний предложения.
  3. Подписывает договор с тем участником, предложение которого, по его мнению, стало лучшим.

Какие разновидности тендеров встречаются?

Классифицировать торги позволяют определенные признаки, их объединяющие.

  • закрытые,
  • открытые,
  • специализированные с ограниченным участием.

Закрытый тендер – что это такое?

Закрытые торги характеризуются персональным приглашением от компании-организатора каждого из потенциальных участников. Конечно, выбор участников зависит от многих критериев – репутация, рейтинг и имидж. Потому крупные компании уделяют так много внимания материалам о себе в СМИ, корпоративным сайтам, участию в различных выставках или конференциях. Все эти факторы помогают характеризовать компанию и поднять ее привлекательность для потенциальных заказчиков.

Список участвующих никогда не разглашается. В первую очередь это делается с целью исключения возможного сговора между участниками (а такое наблюдается достаточно часто). К тому же, проведение подобного аукциона закрытого типа дает возможность оптимизировать данную процедуру.

Зачастую для участия в закрытом тендере от 4 до 5 компаний.

Открытый тендер – что это такое?

Это когда заказчик ждет всех, кто захочет посетить торги. Сообщение о проведении конкурса распространяется при помощи различных источников (информационные бюллетени, официальные сайты и так далее). Конкурсная документация зачастую распространяется бесплатно или же за плату, не превышающую расходы на ее создание. Документация содержит информацию о предстоящем мероприятии – условия и правила участия.

Проводить открытый конкурс может как сам заказчик, так и организация, в которую он обратился.

Каковы преимущества открытого тендера?

  1. Такой вид торгов дает возможность потенциальным участникам ознакомиться с нюансами конкурса и понять, насколько велики шансы на успех в нем.
  2. Это возможность получить порой очень выгодные предложения. Подобная схема дает возможность заказчику рассмотреть огромное количество предложений и выбрать наиболее для него предпочтительное.

Этот вид тендеров зачастую применяется для осуществления государственных закупок, а вот среди компаний в обычном бизнесе его достаточно редко применяют.

Открытый вид может быть достаточно эффективным, так как он обостряет конкуренцию, которая является своего рода мотивацией, позволяющей заказчику получить действительно стоящие предложения. Однако он увеличивает нагрузку на персонал, так как количество участников не ограничено.

Специализированные тендеры с ограниченным участием

Такие тендеры – это, по сути, торги закрытые, но точное количество участников в них не определено, так как оно может варьироваться. Все дело в том, что участие в них ограничено определенными правилами. К примеру, допускаются к участию лишь граждане того государства, в котором он проводится. Или во время этой процедуры лишь те участники могут предоставлять предложения, которые были приглашены заказчиком на тендер.

По возможности изменений конкурсных требований тендеры классифицируют на следующие виды:

  • одноэтапные,
  • двухэтапные.

В первом случае переговоры запрещены. Проходит конкурс в один этап, и участники подают документы как на участие, так и на победу.

Что такое двухэтапные тендеры? Это те, которые проводятся в два этапа и в нашей стране встречаются не слишком часто, так как требуют много времени. Двухэтапные проводятся, как понятно из названия, в несколько этапов.

Организация, организовывающая торги, на первом этапе разрабатывает черновой вариант технического задания. На его основе конкурсанты готовят предложения. На втором этапе организатор проводит переговоры, согласуя то или иное предложение.

Также тендеры можно поделить на следующие виды:

  • тендер цены,
  • тендер открытых решений («открытого брифа).

В первом варианте заказчик дает точное определение того, что он хочет увидеть среди предложений участников. Участники предоставляют предложения по цене, по срокам, по дополнительным услугам и т.д.

Торги «отрытого брифа» организовываются в тех случаях, когда заказчик дает лишь приблизительные условия, которые позволяют ему оценить творческие, креативные решения от участников конкурса. Правда, тут наблюдается большой риск разброса по ценам.

Виды тендеров по форме конкурсных торгов:

  • международные,
  • внутренние.

Что такое международный тендер и чем он отличается от внутреннего? Здесь все понятно по названию: международные торги позволяют принять в них участие подрядчиков или поставщиков из других стран, внутренние же проводятся в рамках одной страны.

В каких отраслях допустимо проведение тендеров?

Подобные торги получили как за рубежом, так и в нашей стране широкое распространение (хотя у нас английский термин тендер нередко заменяют простым и понятным синонимом – конкурс). Поэтому их можно проводить в самых разных областях. Они проводятся в медицине, в сфере электроэнергетики, в торговой области, в сфере промышленного оборудования. Иногда конкурсы проводят банки. Встречаются очень часто тендеры на ремонт и на научные исследования.

Влияние на имидж компании

Многие поставщики заинтересованы участием, так как выиграть тендер в коммерции – это значит получить не только финансовую выгоду, но и значительно повысить репутацию своей компании.

Конечно, заявка на принятие участия может быть и не рассмотрена заказчиком. Причины чаще всего кроются в несоответствии юридическим нормам и недостаточной или несоответствующей квалификации потенциального участника. К примеру, если тендер проводит банк, то заявки от компаний другой специализации вряд ли будут приниматься в расчет.

Победитель конкурса получает письмо о заключении контракта.

Условия получения гарантии для принятия участия

Получить возможность участвовать в тендере можно, следуя следующей инструкции.

  1. Первое, что следует сделать, – это изучить условия конкурса. Условия зачастую публикуются на официальных сайтах государственных учреждений, которым нужны поставка товара либо выполнение работ.
  2. Подайте заявку на принятие участия в тендере согласно требованиям, изложенным заказчиком.
  3. Потенциальные участники знают о крайних сроках принятия заявок, но при необходимости тендерная комиссия может их продлить. Однако если вы не успели подать заявку, у вас ее уже никто не примет.
  4. До того, как процесс принятия заявок не был окончен, претендент может отозвать или изменить свое заявление.

Как выиграть тендер?

Именно этот вопрос волнует всех конкурсантов. Рассмотрим несколько советов, которые способны помочь выиграть в конкурсе.

  1. Перед тем, как подать заявку, подумайте о том, что вам даст выигрыш? Ведь встречаются тендеры, результаты которых предопределены заранее, а сам конкурс проводят скорее для вида, чем для реального поиска лучшего предложения. В таком случае вы лишь испортите себе репутацию.
  2. Если даже предложение целиком и полностью отвечает условиям тендера, то нет гарантии, что заказчик предпочтет именно его среди десятков других. Потому постарайтесь придать вашему варианту дополнительную ценность. К примеру, обратите внимание на проблемы заказчика. Если вы сможете своим предложением решить хотя бы одну из них, то он не сможет от него отказаться.
  3. Решения принимают люди. Так что налаживание контакта с тем, кто может вам помочь в выигрыше, никогда не будет лишним.
  4. Тендеры – это очень кропотливое дело. Учтите все нюансы, чтобы все было идеально – никаких ошибок в документах, никакой забывчивости. Но, занимаясь формальностями, не забудьте о самом главном – о своем предложении.
  5. Компетентность всех участвующих в тендере лиц очень важна. Ваш переговорщик должен знать все идеально, дабы правильно и быстро ответить на все вопросы, которые захочет задать заказчик.

Этот список может быть расширен, но советы, данные в нем, проверены на практике, потому должны помочь тем, кто надеется выиграть в конкурсе. И сделать это, при желании и определенном запасе знаний, вовсе несложно.

Сам термин не отражает полностью сущности отечественной бизнес-практики. Во-первых, он никогда не фигурирует в документах, регламентирующих отношения между сторонами, а во-вторых, процедура проведения иногда бывает чем-то похожа на .

Для начала нужно уточнить, что в законодательстве понятие тендера отсутствует, этот процесс называют конкурсом, торгами, аукционом. Но главный признак един для всех этих обозначений. На основании проведенных торгов (тендеров) заключается соглашение между продавцом и покупателем, но первой стороной здесь становится тот, кто выиграл в своеобразном соревновании с другими участниками. По сути, здесь несколько продавцов борются за один контракт, условия которого формирует покупатель.

Практика ведения бизнеса между субъектами различного формата (государственного и частного) обязательно переводится на конкурсную основу. Этот же принцип зачастую применяют и коммерческие организации, находящиеся в поиске выгодных предложений от поставщиков.

Как работает тендер?

Итак, по большому счету тендеров у нас нет. Все, кто практикует такой формат продаж, участвуют в конкурсах, аукционах, торгах… Но как бы это не назвали, здесь есть ряд характерных признаков, которые отличают эту версию бизнес-отношений от других:

  • покупатель заявляет свои условия в жесткой форме;
  • за контракт соревнуются;
  • весь процесс проходит в соответствии с определенной процедурой.

Предпринимателю с тендерами стоит разбираться хотя бы потому, что они дают возможность получить новых клиентов. И это не только может заинтересовать тех, кто ориентируется на покупателей, финансируемых из бюджетных средств. Многие коммерческие организации и компании находят поставщиков через тендеры.

Зачем устраивают тендеры? Собственно, здесь совмещается желание взять максимум от поставщика со стороны покупателя и регламентирование всей процедуры. Государственные структуры устраивают конкурсы и торги потому, что того требует законодательство. Этот формат предполагает, что они сэкономят бюджетные деньги, найдя таким способом самого дешевого и выгодного поставщика. То же самое движет и коммерческими организациями.

И здесь стоит понимать, что не всегда тот из продавцов, кто выиграет тендер, будет в выгодном положении. Это базируется на нескольких моментах:

  • Нужно предложить самую низкую среди участников цену, возможно, даже необоснованно заниженную.
  • Условия контракта придется выполнять даже тогда, когда это экономически невыгодно для поставщика или исполнителя. К примеру, в случае повышения стоимости материалов, комплектующих, энергоносителей и подобного, связанного с инфляционными процессами или ростом курса валют, конечный продукт в адрес контрактодержателя придется отпускать по установленной тендером стоимости. Иногда даже себе в убыток.
  • Для выигрыша тендера необходима длительная подготовка и максимально строгое соблюдение установленных правил по оформлению документов. Кроме того, сам процесс работы на площадках, где проводятся конкурсы, имеет ряд нюансов, и для того, чтобы полностью им соответствовать, предпринимателю необходимо провести определенные затраты, к примеру, приобрести электронную подпись.

Совет : начиная работать с тендерами, не пытайтесь сразу идти на крупные и долгоиграющие сделки, это совсем другой уровень, чем возможность . Не забывайте, что отказ от контракта либо же его неисполнение в полном объеме может повлечь за собой неприятные последствия в виде компенсаций покупателю, возмещения ущерба или недополученной прибыли, занесения поставщика в реестр недобросовестных и подобного.

Виды тендеров и их классификация

Еще раз стоит подчеркнуть, что для отечественного бизнеса термин тендер объединяет закупки, организованные по определенной процедуре на конкурсной основе. То есть он условен. Законодательно же закреплены другие названия.

У тендеров есть своя градация, принятая в отечественном бизнесе:

  1. Конкурсы различаются по составу участников:
    • муниципальные (государственные), где заказчиком выступает бюджетная организация, и для закупок будут использованы бюджетные средства;
    • коммерческие, где приобретение проводится за счет собственных денег компании или привлеченных ею.
  1. Выделяют разновидности тендеров по форме закупок:
    • Конкурс проводится в случае сложных и дорогостоящих контрактов, к примеру, в наукоемких проектах, строительной, IT, оборонной сферах. Может иметь несколько этапов, открытый и закрытый формат, а также быть неконкурентным.
    • Запрос котировок или соревнование прайс-листов. Особенностью этой методики можно назвать небольшую сумму закупки, как правило, до полумиллиона рублей.
    • Аукцион или же электронные торги. Формат используется всеми участниками рынка, имеющими статус муниципального или государственного заказчика. Все электронные торги проводятся на специальных площадках, отобранных правительством РФ. Законодательное обеспечение – Закон 94-ФЗ.

Совет : свое участие в тендерах предприниматель (потенциальный поставщик) должен начинать с внимательного и детального изучения именно этого Закона - 94-ФЗ. Также не стоит забывать о Законе 223-ФЗ, регламентирующем закупки отдельных юридических лиц. Сами документы довольно сложны для понимания, их придется штудировать и перечитывать раз десять, чтобы полностью вникнуть в подробности. Однако без этого этапа начинать деятельность в качестве продавца на электронных площадках небезопасно, существуют риски не только впустую потратить время, но и навлечь на себя и свою компанию неприятности.

Также нужно отметить, что в этой сфере встречаются особые ситуации. Вокруг этого формата поставок крутится немало мифов о том, что здесь присутствует серьезная коррупционная составляющая. Полностью отрицать такую возможность нельзя, да и бессмысленно. Зачастую тендеры действительно становятся инструментом договорных сделок. Вернее, их предназначение – исключить из практики элементы коррупции, однако она присутствует, и не признавать это невозможно.

«Симптомы» договорных тендеров - как отличать такие предложения?

Здесь нужно учитывать одну особенность той части отечественного бизнеса, где в роли заказчика выступают бюджетные организации. Вся их деятельность переведена на рельсы закупок, зажатых в жесткие рамки процедуры. Выиграть контракт может любой из претендентов, кто правильно оформит заявку и документы, а также предложит наименьшую цену.

А как же другие составляющие? К примеру, умение и возможность поставщика реагировать на экстренные в плане сроков пожелания покупателя, гибкость, некоторые другие нюансы проведения поставок? Очень часто покупатель, уже работавший с определенным поставщиком, хочет, чтобы контракт достался именно ему. Ведь тот уже проверен временем, полностью подходит по всем параметрам… А в ситуации с тендером это совершенно не обязательно. Договор, возможно, придется заключать с какой-либо неизвестной (для заказчика) организацией, которая та еще темная лошадка, и работа с ней не всегда будет комфортной. То есть победа в тендере, базирующаяся на ценовой платформе, не дает гарантии покупателю его исполнения в других частях. Кроме того, у него нет уверенности, что поставщик сможет соответствовать условиям, предпочтительным для заказчика, полностью.

Именно поэтому в практике встречаются вот такие договорные тендеры, когда покупатель всеми правдами и хитро проставленными запятыми создает такие формальные условия, которые целенаправленно затрудняют получение контракта другими участниками, что не получили одобрения заранее. И такой подход далеко не всегда свидетельствует о коррупционной подоплеке, то есть, грубо говоря, о взятках, откатах и подобном. Хотя в таком тендере тоже участвовать не стоит, если только ваша компания не та, что получила предварительное «добро».

Итак, как можно распознать тендер, где стороны уже заведомо пришли к соглашению, а само его проведение – формальность?

5 составляющих «договорных» тендеров

Стоит отметить, что такой подход почти нехарактерен для коммерческих структур. Там участвуют собственные деньги компаний, контроль гораздо более жесткий, цели – сугубо в поиске выгодного поставщика, а подход к процедуре намного более гибкий. То есть у бизнеса нет «обязаловки» проводить тендеры, тут работает целесообразность и эффективность. Хотя известен ряд случаев, когда наемные сотрудники коммерческих структур были весьма заинтересованы в благодарности от поставщиков за «помощь» в заключении контрактов, и, наоборот, исполнители попадали в неприятные ситуации с недобросовестными заказчиками, отработав часть договора и не получив плату за товар или услугу.

Совет : получив приглашение на тендер от коммерческой организации тщательно проверьте деловую репутацию заказчика.

Госзакупки более подвержены такой болезни, как договорные тендеры. Их признаки:

  • нечеткие, неясно прописанные, крайне запутанные, противоречивые в частях условия технического задания;
  • короткие, явно нереальные сроки выполнения (каждый предприниматель, знающий свою сферу, может определить, где временные рамки на пределе возможностей, а где – за гранью);
  • завышенная стоимость контракта в сочетании со странной детализацией требований к поставщику;
  • условие того, чтобы к заявке прилагалась уже выполненная часть работы;
  • тендерная история заказчика состоит из контрактов с весьма ограниченным числом компаний.

Все это – признаки того, что покупатель применяет методику отпугивания «левых» поставщиков. В некоторых случаях тендер проводится «для галочки», исполнитель уже давно работает над проектом. Бороться за такие контракты – себе в убыток, лишняя головная боль, временные и денежные затраты. Нет, конечно, можно результаты тендера обжаловать, подав соответствующее заявление в ФАС. Но делать это стоит только в том случае, если у компании уже наращена «мышечная масса», она имеет опыт в подобного рода торгах, компетентных специалистов в штате, способных доказать вашу правоту.

Хотя нужно понимать, что распространенное мнение о массовости договорных тендеров - миф. Подавляющее большинство заявок от заказчиков на площадках для электронных торгов не имеют коррупционной составляющей, и участие в них гораздо менее рискованно, чем вложения в .

Если вы хотите начать зарабатывать на госзакупках, то вам понадобится пройти предварительный этап подготовки к этому. Причем он довольно сложен и трудоемок.

Как работать с тендерами для чайников - пошаговая инструкция

Еще раз нужно озвучить, что коммерческие структуры действуют при выборе поставщика на конкурсной основе немного иначе, чем государственные. Первые разрабатывают процедуру самостоятельно, они не ограничены жесткими рамками, могут привлекать к участию тех, кто им знаком или представляет интерес, либо же объявлять открытый конкурс в СМИ или на специализированных интернет-площадках.

Государственные или муниципальные организации действуют в рамках законодательно прописанной процедуры. Поэтому, чтобы стать участником тендера, предпринимателю необходимо:

  • изучить Закон 94-ФЗ, а именно прописанную в нем процедуру выбора поставщика, где изложены правила для участника тендера;
  • выбрать ЭТП из пяти, что отобраны правительством РФ (для электронных аукционов по госзакупкам);
  • получить электронно-цифровую подпись (удостоверяющий центр, выдающий ЭЦП, должен входить в число тех, что аккредитованы на выбранной площадке);
  • установить необходимое программное обеспечение;
  • пройти аккредитацию на ЭТП для участия в тендере;
  • принять участие в электронных торгах;
  • подписать контракт при выигрыше.

Собственно, сам алгоритм не так и сложен, если это не впервые. Есть несколько нюансов, на которые нужно обратить внимание:

  • К сожалению, универсальных ЭЦП еще не придумали. Поэтому выданную в налоговой справку для участия в тендере использовать будет нельзя, придется получать другую.
  • Подбирая площадку для электронных аукционов, нужно обращать внимание на ее специализацию и условия работы.
  • На каждом сайте из 5-ти отобранных есть детальные инструкции и руководства для пользователей. Они написаны подробно, даже слишком. Не стоит пренебрегать их внимательным изучением прежде, чем начать работу на какой-либо из ЭТП.
  • Залогом успешной работы может стать такая банальная вещь, как оформление документов. Неплохим источником сведений и получения нужных навыков может стать конкурсная документация конкурирующих организаций.
  • Как правило, во всех электронных аукционах существует принцип обеспечения намерений, то есть денежный залог. Он исчисляется небольшим процентом от суммы сделки, но тем не менее, как и , участие в тендере стоит денег. Хотя это и возвратная сумма, однако при крупных контрактах собственных денег компании-поставщику может и не хватить, да и «замораживать» оборотные средства бывает нецелесообразно. Поэтому стоит или позаботиться о наличии резерва, или о банковской гарантии, которую можно использовать для этих целей.

Как участвовать в тендерах по строительству?

Алгоритм прохождения подготовительного этапа уже описан выше. Никаких отличий для строительной сферы практически нет. Существует только ряд нюансов, которые необходимо учесть фирме-новичку в тендерах:

  • Одно лишь участие в тендерах даже без выигрышей поможет компании заявить о себе, на нее могут обратить внимание, это позволит повысить статус.
  • При подготовке заявки особое внимание следует уделять не только сути оферты (предложению претендента), но и ее обоснованию, которое содержится в информации о компании. Это может быть описание спецоборудования, применяемых технологий, представление аналогичных объектов, введенных в эксплуатацию, отзывы состоявшихся заказчиков и подобное.
  • Как правило, строительные тендеры проводятся в два этапа. Первый – оглашение начала конкурса и сведений о предполагаемом проекте, второй – анализ поданных заявок и выбор победителя. При закрытом формате торгов стать участником можно только по приглашению от заказчика. Стоит учесть, что присланный входной билет не всегда означает, что компания – желанный гость. Если сроки для подачи заявки и подготовки документации очень сжаты, то это обязательно должно натолкнуть на мысль о том, что все уже договорено с другим исполнителем, которого и хотят видеть второй стороной, подписавшей контракт. Ваше же участие нужно для формального соблюдения процедуры.
  • Сегодня все большее распространение получает такой формат в сфере строительства небольших и малых объектов, частного жилья. То есть на тендерную основу ставится практически вся строительная отрасль. Ряд экспертов считает, что это позволит улучшить качество работ в целом и перевести на новый уровень всю сферу. По сути, за конкурсами или аукционами будущее.
  • Вконтакте



Похожие статьи