Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России

13.01.2024

Г.И. Ларионова,
соискатель,
кафедра социальной педагогики,
Омский государственный педагогический университет
г. Нягань, Россия,

G.I. Larionova,
the applicant,
Department of Social Pedagogy,
Omsk State Pedagogical University
Nyagan, Russia,
E-mail: [email protected]

Проблема социальной интеграции личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению. В статье на основании анализа существующих концепций и теорий зарубежных и отечественных ученых определено понятие «социальная интеграция», которую можно рассматривать с одной стороны, как процесс активного включения индивида в социальную жизнь общества, а с другой стороны - как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей.

Сохраняющееся состояние экономической, политической и социальной нестабильности в обществе вызывает необходимость поиска эффективных мер, направленных на повышение уровня социальной интеграции личности.

Общество как социальная система характеризуется органическим взаимодействием различных общностей, групп и слоев. Одной из таких групп является молодежь. Философский анализ складывающихся интеграционных предпочтений выявляет множество проблем социальной интеграции молодежи в современных условиях.

Ключевые слова: социализация, социальная интеграция, социум, социальные проблемы, социальное поведение, социальный опыт

Social integration: the concept, the essence, the direction

The problem of social integration of the personality is a major in sociology that studies the mechanisms established and the transfer of social experience of operating in a society from generation to generation. The article based on the analysis of the existing concepts and foreign and domestic scientists theories defined the concept of «social integration», which can be seen on the one hand, as a process of active involvement of the individual in social life, and on the other hand - as a process of active assimilation of individual social norms and values.

The continuing state of economic, political and social instability in society is the need to find effective measures aimed at improving the social integration of the individual.

Society as a social system characterized by organic interfaces between different communities, groups and layers. One such group is the youth. Philosophical analysis of evolving preferences of integration brings many problems of social integration of youth in modern conditions.

Keywords: socialization, social integration, society, social issues, social behavior, social experience

Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления

Проблема социальной интеграции личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению. Согласно взглядам Т. Парсонса, социальная интеграция является органичной частью социализации. В социологии разработано множество теорий, которые отражают различные научные направления объяснения этого явления социальной реальности.

Понятие «интеграция» пришло в социальные науки из естественных - физики, биологии и других, где под ней понимается состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое и процесс, ведущий к такому состоянию.

В психологию, понятие интеграции введено Карлом Густавом Юнгом. Под интеграцией он понимал: а) осознание конфликта между фрагментами сознания; б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости. Смысл интеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. То есть, интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).

В современной социологической литературе понятию социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова, Е. Д. Ихитханян, уделяется недостаточно внимания, и нет четкой определенности понятийного аппарата. Чаще всего социальная интеграция понимается как (от лат. integratio - соединение, восстановление) состояние и процесс объединения в единое целое, сосуществование ранее разрозненных частей и элементов системы вместе, на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, в том числе как процесс гармонизации отношений между различными социальными группами.

В зарубежной социологии учеными О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм впервые были четко определены основы функционального подхода к понятию социальной интеграции. Согласно О. Конту, кооперация, основанная на разделении труда, выполняет функцию по поддержанию социальной гармонии и установлению в обществе «всеобщего согласия» (консенсуса). Г. Спенсер выделял две стороны любого процесса развития: дифференциацию (структурную и функциональную) и интеграцию, обеспечивающую согласованность всё более специализируемую институтами. Э. Дюркгейм, определяя общество как интегрированное целое, состоящее из взаимозависящих частей, выделял два типа обществ: с механической (архаическое общество) и органической (индустриальное общество) солидарностью. Органическая солидарность - это консенсус, то есть сплоченность коллектива, рождается вследствие дифференциации или объясняется ею. Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как условие выживания и стабильности общества, а основной функцией социальных институтов он считал интегративную. Разделение труда в современных обществах закладывает основу социальной интеграции нового типа.

Т. Парсонс утверждал, что процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между деятелями (агентами) - одно из функциональных условий существования социальной системы. Для Т. Парсонса интеграция является фундаментальным свойством или функциональным императивом социальной системы (социального общества), она обеспечивает солидарность членов общества и необходимый уровень их лояльности по отношению друг к другу и по отношению к системе в целом. Социальное общество, являясь ядром общества, обеспечивает «различные порядки и уровни внутренней интеграции». «Социальный порядок требует ясной и определенной интеграции в смысле последовательности нормативного строя, с одной стороны, и социальной „гармонии“ и „координированности“ - с другой». Также, согласно взглядам Т. Парсонса, центральным моментом процесса социальной интеграции как органичной части социализации является интернализация культуры того общества, где родился индивид, который «вбирает» в себя общие ценности (аксиологические паттерны) в процессе общения со «значимыми другими» или перенимает их от «другого». В результате этого следование общезначимым нормативным стандартам становится частью мотивационной структуры индивида, его потребностью.

Профессор Мичинского университета И. Х. Кули понятие «социальная интеграция» рассматривал через изначальное единство общественного сознания и единство личности и общества. И, как отмечал учёный, «единство общественного сознания» состоит не в сходстве, а в организации, взаимовлиянии и причинной связи его частей.

Самая жизнеспособная разновидность социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова и Е. Д. Ихитханян, складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основании совпадения целей и интересов различных социальных групп и близкими к ней понятиями являются согласие, социальная сплоченность, солидарность, партнёрство. Индивид в обществе ценен не столько сам по себе, сколько в зависимости от того, к какому социальному целому он принадлежит, к какой профессиональной группе, организации и т. п. Индивид рассматривается как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое.

Но, как указывает Э. Дюркгейм, в современном обществе затруднительно решить вопрос о целостности какого-либо явления. Всё определяется конкретной социальной ситуацией, поведением окружающих, конкретным видом деятельности.

Британский социолог Э. Гидденс трактовал понятие «интеграция» не как синоним сплоченности или консенсуса, а как процесс взаимодействия. Ученый проводит различие между понятиями «системная интеграция» и «социальная интеграция». Социальная интеграция - это взаимодействие между субъектами действия. Она определяется как системность на личном уровне, что предполагает пространственное и временное соприсутствие агентов взаимодействия. Системная интеграция - это взаимодействие групп и коллективов, составляющее основу системности общества как целого.

Отечественный ученый Н. Н. Федотова считает, что любые определения социальной интеграции не универсальны, так как они учитывают очень немногие из элементов, функционирующих в социуме. Социальную интеграцию учёный рассматривает как совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему, как форму поддержания социальными группами определённой устойчивости и равновесия общественных отношений. При этом двумя наиболее важными подходами выделяет интерпретацию интеграции на основе общих ценностей (Т. Парсонс) и на основе взаимозависимости в ситуации разделения труда (Э. Дюркгейм).

Интересная концепция социальной интеграции представлена в исследованиях отечественных социологов Б. Г. Жогина, Т. Ф. Масловой, В. К. Шаповаловой. Согласно данной концепции, социальная интеграция выступает как характеристика меры совпадений целей, интересов различных социальных групп, индивидов. С точки зрения Д. В. Зайцева, рассмотрение учёными единства целей, ценностей, взглядов и убеждений индивидов в качестве одного из главных оснований их интеграции в общество является недостаточно правомерным, так как происходит объединение индивидов с различным габитусом. Учитывая, что каждый человек имеет свою собственную систему взглядов, ценностей, предпочтений, а процесс интеграции в общество предполагает, прежде всего, организацию совместной деятельности на основе межличностного взаимодействия, взаимоадаптирования, её и необходимо, считает автор, рассматривать в качестве определяющего признака социальной интеграции.

Таким образом, пространство социальной интеграции способствует развитию коммуникативной культуры человека, предоставляет возможность для сознательного и бессознательного обучения необходимым, адекватным и продуктивным практикам социального взаимодействия, посредством освоенных ранее социальных ролей и формирует у индивида социальное поведение, ожидаемое обществом и обусловленное социальным статусом, то есть социальной позицией, связанной с определёнными правами и обязанностями и культурными нормами. В целом, социальная интеграция сводится, во-первых, к объединению людей на основе существования общих ценностей и взаимозависимости, а во-вторых, к возникновению межличностных связей, практик взаимодействия, взаимной адаптации между социальными группами и интегрированными индивидами. При этом, уровень социальной интеграции, с точки зрения Э. Дюркгейма, определяется степенью испытываемого индивидом чувства принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений.

Анализируя и обобщая взгляды исследователей, непосредственно касающихся проблем интеграции, приходим к выводу, что существует множество теорий, которые в основном можно свести к двум подходам: а) теории о развитии и функционировании общественной системы как цельности, в совокупности сложных взаимосвязей, возникающих между различными подсистемами общества (Э. Гидденс, О. Конт, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.); б) теории о возникновении и развитии взаимоотношений между индивидом и обществом - усвоение ценностно-нормативной системы общества (Э. Дюркгейм, И. К. Кули, Ю. Хабермас и др.). Однако цельной и единой теории, которая объясняла бы, какие основания являются универсальными для интеграции как индивида, так и общества в целом, нет. Понятие «социальная интеграция» можно рассматривать, с одной стороны, как процесс активного включения индивида в социальную жизнь общества, а с другой стороны - как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей.

В 20 веке в отечественной и зарубежной социально-философской и социологической литературе наметились определенные направления в исследовании проблем социальной интеграции. Одно из первых направлений разработки проблем социальной интеграции связано с анализом тенденций и закономерностей изменения социальной структуры общества. В советской философской науке эти работы были начаты в 20-е годы, в период становления советского общества, и связаны с именами А.А.Богданова и Н.И.Бухарина.

В начале 90-х годов прошлого столетия, после распада Советского Союза, в российской литературе появилось большое количество публикаций по проблемам социальной интеграции и социокультурной идентификации личности в трансформирующемся обществе. Российские ученые осуществляли анализ и апробацию известных зарубежных теорий и методик в новых социокультурных условиях. Большое значение имели работы таких исследователей как З.Т. Голенкова, Г.Г. Дилигенский, И.М. Дробижева, Т.И. Заславская, И.Г. Ионин, П.М. Козырева, Ю.А. Левада, В.А. Ядов и др.

Особый интерес для нас представляет концепция отечественного психолога Г.М. Андреевой. В ее основе лежат подходы зарубежных исследователей Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули и др. Характеризуя социализацию как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей, Г.М. Андреева выделяет две формы социализации: социализация как адаптация к определенным социальным условиям и социализация как интеграция в определенную среду, - последняя предполагает активное вхождение в социум. Также Г.М. Андреева определяет различия между воспитанием и социализацией личности, подчёркивая, что воспитание - это целенаправленный процесс, а социализация - процесс стихийный, хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться» от них; воспитание - процесс дискретный, т.е. прерывный, социализация же, процесс непрерывный и осуществляется до конца жизни человека; воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания, а социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни. Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в тоже время независимо друг от друга, направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. Цель воспитания - развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции.

Сохраняющееся состояние экономической, политической и социальной нестабильности в обществе вызывает необходимость поиска эффективных мер, направленных на повышение уровня социальной интеграции. Понимая под интеграцией в самом общем смысле объединение элементов системы в единое целое, социальная философия рассматривает ее в качестве важнейшего элемента механизма стабилизации и развития, одного из условий общественного воспроизводства.

Общество как социальная система характеризуется органическим взаимодействием различных общностей, групп и слоев. Одной из таких групп является молодежь, выполняющей определенную роль в общественном воспроизводстве. Интегрируясь в социальную структуру, молодежь осуществляет не только простое воспроизводство, но и расширенное, благодаря своему инновационному потенциалу. Расширенное воспроизводство как важнейшее условие общественного развития может успешно осуществляться в интегрированном обществе. Следовательно, от того, насколько активно и беспрепятственно молодежь включается в общественные структуры, и от степени ее солидарности с ними, во многом зависит целостность и стабильность общества.

Философский анализ складывающихся интеграционных предпочтений молодежи показывает, что для личностной самоидентификации молодежи характерны такие качества, как неустойчивость, отсутствие окончательной сформированности, более высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, реактивность в отношении перемен социокультурной среды. Но при этом, именно молодежь обладает целым набором социальных ресурсов, способствующих более высокой адаптивности данной социальной группы в условиях трансформаций: молодой возраст, образованность, социальная активность, готовность рисковать и т.п. Именно молодежь, обладая таким социокультурным потенциалом, может выступать в качестве проводника социальных инноваций, необходимых для стабилизации общественного развития.

Проблемы социальной интеграции молодежи интересовали таких российских социологов как С. Григорьев, И.М. Ильинский, Л.В. Коклягина, Т.И. Кухтевич, В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубина, В.В. Семенович, В.И. Чупров, В.Н. Шубин и многих других, но исследований, в которых был бы представлен социальный аспект интеграции и самоидентификации молодого поколения, на сегодняшний день недостаточно.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в изучении проблем социальной интеграции молодежи в условиях социальных перемен современного общества. Проблема состоит в противоречии, возникающем между объективно присущим молодежи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, образующимися в условиях социальной нестабильности и экономического кризиса.

Несмотря на спорность конечных выводов о преодолении классовых различий и достижении социальной однородности, советские и российские ученые внесли существенный вклад в разработку теории и практики социальной интеграции личности, раскрыли в своих исследованиях в рамках различных подходов отдельные, конкретные аспекты социальной интеграции молодежи. Однако, следует отметить недостаточную на данный момент разработанность вопросов социальной интеграции личности в связи с изменившейся социокультурной ситуацией в России.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Наука, 2004.
  2. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. № 9.
  3. Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда: метод социологии. М.,2000.
  4. Зайцев Д.В. Социально-образовательная интеграция нетипичных детей: социальные выводы и перспективы // Российское общество и социология в XXI веке: социальные выводы и альтернативы: в3т. М.: МГУ, 2003. Т.2.
  5. Кули Ч. X. Общественная организация. Изучение углубленного разума. // Тексты по истории социологии XIX-XX веков. Хрестоматия.- М. : Наука, 1994.
  6. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1996.
  7. Табылгинова Л.А. Ученые записки ЗабГГПУ // Основные научные подходы к понятию «социальная интеграция». Горно-Алтайск, 2011.
  8. Юнг К.Г. О становлении личности // Юнг Карл Густав. Психика: структура и динамика / Пер. А.А. Спектор; науч. ред. пер. М.В. Марищук. М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005.
integer - целый):
  1. Принятие индивида другими членами группы.
  2. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.
  3. Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
  4. В дефектологии - успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная интеграция" в других словарях:

    социальная интеграция - Общественный процесс, когда национальное меньшинство адаптируется к основному сообществу и получает права, равные со всеми слоями общества … Словарь по географии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - См. интеграция, социальная … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (лат. integratio восстановление, восполнение, integer целый) процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и… … Социология: Энциклопедия

    Социальная интеграция - состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое, сосуществование различных элементов общества вместе, гармонизация отношений между различными социальными группами, их взаимозависимость; духовное, социально политическое и… … Социология: словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (social integration and system integration) различие (Локвуд, 1964) между интеграцией в общество. Социальная интеграция является результатом социализации и соглашения по ценностям, а системная интеграция происходит в результате действия… … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ - – процесс интеграции (включения) молодого поколения в общество посредством включения в общественные отношения и идентификации с ними … Терминологический ювенологический словарь

    Культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии

    Состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной антропологии, во многом… … Энциклопедия культурологии

    Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия

    социальная структура - СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие , Стебляк Елена Анатольевна. В учебном пособии обобщены результаты современных исследований ведущих отечественных специалистов в области изучения и формирования социальных представлений лиц с интеллектуальной…
  • Мы и наши малыши. Какими родителями делают нас природа и культура , Смолл М.. Нужно ли приучать новорожденного спать в одиночестве? Почему грудное вскармливание лучше искусственного? Нужно ли давать ребенку поплакать, прежде чем взять его на руки? Действительно ли…

Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образова­тельная система для детей с ограниченными возможностями здо­ровья. В сфере специального образования происходят существен­ные изменения, связанные со следующими основными факторами (39,40,83,85,87,88):

Новым отношением к детям с ограниченными возможностя­ми здоровья;

Эффективным решением вопросов их социализации, про­фессионально-трудовой подготовки в новых рыночных условиях;

Расширением контингента детей, которые нуждаются в спе­циальном образовании, специальной помощи и поддержке. Поми­мо традиционно относимых к категории детей с нарушением раз­вития (слуха, зрения, речи, интеллекта) в сферу специального об­разования включают школьников массовых школ, испытывающих трудности в поведении, обучении, общении, детей-сирот и остав­шихся без попечения родителей, а также одаренных детей, у кото­рых свои сложности и проблемы;

Появлением новых типов образовательных учреждений, в ко­торых оказываются образовательные и коррекционные услуга «проблемным» детям (коррекционные и реабилитационные цент­ры, психолого-педагогические медико-социальные центры, се­мейные детские дома и т.д.);

Изменением концептуальных основ специального образова­ния, появлением наряду с дифференциацией и совершенствованием 8 типов специальных (коррекционных) учреждений интегра­ции и интегрированного обучения (социальной и педагогической интеграции) и возможностью выбора родителями формы обучения и типа образовательного учреждения для своего ребенка;

Разработкой моделей стандартов специального образования и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в процессе обучения.

Под специальным образованием мы понимаем обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития и здоровье, направленное на их наиболее полную социальную интеграцию в обще­ство, на достижение максимально возможного уровня образованности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Эффективность специального образования зависит от внедрения в жизнь общества принципа нормализации, который гарантирует социальные привилегии проблемным детям наравне с остальными. Но для успешной интеграции в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо перенести акцент с принципа нормализации на другой важный прин­цип - «качество жизни». Под последним понимается упор на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на право лиц с ограниченными возможностями здоровья на предоставление им условий для наиболее полного удовлетворения этих по­требностей.


Ученые определяют «качество жизни» как способ жизни врезультате комбинированного воздействия факторов, влияющими на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения».

Как показывают результаты ряда зарубежных исследований «качество жизни» измеряется не только по потребностям самих лиц с нарушением развития, но и по качеству жизни их семьи. Чем меньше ощущает семья последствия заболевания своего ребенка с нарушением психического и физического развития, тем выше «качество жизни».

Принцип «качество жизни» не приобрел еще ведущего значения в подходе к людям с проблемами в развитии в России. Работы по изучению «качества жизни» детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране почти отсутствуют.

Таким образом, повышение «качества жизни» детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнуто, в первую очередь, за счет наиболее полной их социализации.

Социализация - совокупность всех социальных процессов благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Как уже говорилось выше, цель системы образования для де тей с ограниченными возможностями здоровья - максимально возможная социализация.

Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональ­ное), социальную зрелость (трудовая активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).

Направления социализации:

Развитие личности ребенка (межличностного общения);

подготовка к самостоятельной жизни;

Профессиональная подготовка и возможность трудоустрой­ства.

Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции. Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с физическими и психическими откло­нениями - полное интегрирование в обществе, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным граж­данам.

Следовательно, интеграция детей с ограниченными возможно­стями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на рубеже XXI века.

В целевой федеральной программе «Дети-инвалиды» в каче­стве основной цели реабилитации детей-инвалидов выдвигается формирование их личности с учетом общего и особенного в их спо­собностях к творческой и физической деятельности и создание условий для самореализации, саморазвития конкретной личности путем интеллектуального, эмоционального, нравственного, куль­турного, профессионального и других направлений развития лич­ности. Итогом чего должно стать формирование к восемнадца­ти годам из ребенка-инвалида конкурентоспособного работника и гражданина.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются, в основном, в об­ласти специальной педагогики. Но эти исследования не система­тизированы, понятие «интеграция» используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле.

Концепция интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную клас­сификацию ее направлений. Термин «интеграция» рассматривает­ся либо относительно локальной проблемы (интеграция инвали­дов с нарушением движений в современном обществе; интегри­рованный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушения­ми интеллектуального развития и т.п.), либо интерпретируется в

обобщенном виде: (интеграция - включение в общий поток ил одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединение в целое ранее разнородных частей и элементов).

Как следует из опыта разных стран методологической базой^ интеграции детей с ограниченными возможностями в систем обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования (17).

При этом интеграция выступает в двух форма социальной и педагогической (учебной).

Социальная интеграция (интеграция в общество) предполагаем социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможности здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую интегрируется

Наличие проблемы интеграции детей-инвалидов в обществ обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление инвалида к вхождениюв ординарное общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает одностороннее узостью и узостью. Следуя ему невозможно добиться желаемых результатов, тем более, что процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, инвалид в этом процессе подготовки должен быта не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом активным участником этого процесса.

Второй подход предполагает кроме подготовки инвалида вхождению в общество также и подготовку общества к принятию инвалида. Если какие-то аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления только нащупываются, к ним только-только подступают.

Да наш взгляд, интеграция в общество детей с ограниченным возможностями здоровья должна включать:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенком с отклонениями в развитии;

- активное участие в данном процессе самого ребенка;

- совершенствование самого общества системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к сво-

им потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких детей.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограничен­ными возможностями в развитии важно учитывать социальное последствия; выражающиеся и ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:

Адекватно вести себя;

Эффективно общаться с окружающими;

Под социальной недостаточностью понимается нарушение спо­собности выполнять так называемые «социальные роли». Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей сте­пени определяются социальными условиями, общественными нормами; отношением к инвалидам в обществе и адаптированностыо самого индивида.

Интеграция в общество детей-инвалидов это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особеннос­тей и потребностей различных категорий детей-инвалидов при ак­тивном их участии и обеспечения адекватных для этого условий/в результате которого происходит включение детей во все социальные системы ; структуры, социумы и связи, предназначенные для Здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятель­ности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая и к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия как личности,

Передача социального опыта, Обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания; обучения, включения в различные виды деятельности и воздейст­вия среды.

Социальная адаптация, обуславливая способность человека приспособиться к изменяющимся условиям жизни, является важ­нейшим механизмом социализации и интеграции Социальная адаптация осуществляется в процессе различных видов деятельности (игра, общение, учение, труд) и самосознания человека. Эти виды деятельности являются одновременно средствами адаптации и его целями, результатами на различных этапах человеческой жизни

В процессе обучения необходимо включить все виды социаль­ной адаптации: социально-бытовую, социально-средовую, соци­ально-трудовую, социально-психологическую, социально-Педаго­гическую.

Одним из важнейших факторов социальной интеграции инвалидов является подготовка общества к принятию инвалидов. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные уел для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ограниченными возможное-в развитии подготовка и приспособление среды обитания для категории детей.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной прогр мой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в школе или в классе),

Еще Л. С, Выготский (10) указывал на необходимость создания такой системы обучения в которой удалось бы органически увязать специальные обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Он считал, что при всех достоинствах наша специальная шк отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ре ка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутой в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский (10) полагал, что задачей воспитания ребенка с рушением развития является его интеграция в жизнь и создан условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

В настоящее время в России развивается две основные моде педагогической интеграции интернальная и экстернальная.

Интернальная интеграция - интеграция внутри системы социального образования, а экстернальная - предполагает взаимодействие специального и массового образования.

Формами интегрированного обучения являются специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в (ном классе. Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения задержкой психического развития, умственной отсталостью, и др.) или объединять различные категории детей с отклонения в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным комплексным нарушением и др;

Совместное обучение в одном классе более эффективно для де­тей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой ДЦП и др») при «наличие хорошо налаженной деятельности-службы сопровождения учащихся в школе. Для детей с тяжелыми формами нарушений в развитии возможна только социальная интеграция.и частично интернальная форма педагогической интеграции.

Для успешности педагогической интеграции необходимо со­блюдение 3-х важных условий:

Учета возможностей ребенка;

- соблюдение желания родителей, оказание помощи и поддержки;

Помощи службы сопровождения (как внутренней, так и внешней).

Под понятием сопровождение подразумевается помощь, поддержка и обеспечение развития ребенка Службы сопровождения зародились вместе с развитием системы образования и существуют в России почти две сотни лет. Если для системы массового образо­вания сопровождение развития ребенка является относительно новым явлением, то в специальном образовании (дефектологии) в (Современных условиях оно лишь видоизменило свою форму и содержание в связи с кардинальными социально-экономическими преобразованиями в нашем обществе и изменением отношения его членов к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические медико-социальные (ППМС) службы или центры сопровождения осуществляют работу о ребенком в следующих случаях:

Выявление проблем в ходе диагностики;

Обращения семьи за консультацией;

Обращения педагогов;

Обращения самого ребенка по поводу проблем.

Основными функциями деятельности ППМС центров явля­ются: диагностика, консуальтации, информированность, помощь в решении проблем, Особую роль ППМС центры сопровождения играют в выборе образовательного маршрута ребенка, в преодолении затруднений в учебе и решении проблем личностного разви­тия. ППМС-центры оказывают помощь не только учащимся и учителям школы, но и родителям в решении проблем развития их ребенка, а также в связи с переходом, подростка из школы в реаль­ную жизнь, в подборе специальных условий работы и проживания. При коррекции проблем приоритет отдается индивидуальной работе, изменению окружающей гребенка-инвалида среды или изме­нению позиции ребенка по отношению к среде.

Структура службы сопровождения при экстернальной педаго­гической интеграции наиболее сложна и может быть эффективна лишь в условиях взаимодействия администрации, педагогов, пси­хологов и других специалистов массовой и специальной школ. В таблице 6 представлены основные этапы и уровни сопровожде­ния при интегрированном обучении в условиях общего класса мас­совой школы с указанием основных ключевых фигур сопровожде­ния учащихся с Д ЦП при оказании помощи в классе, вне класса и вне школы.

Таблица 6

СТРУКТУРА СОПРОВОЖДЕНИЯ

На сегодняшний день существуют различные определения интеграции. Капустин А.И. рассматривает интеграцию (от лат. Inteder - целое) как процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей .

С точки зрения психологии интеграцию принято рассматривать как внутригрупповой процесс, а именно - создание внутреннего единства, сплоченности, которая выражается в коллективистской идентификации, сплоченности группы в ее ценностно-ориентационном единстве, в возложении и принятии ответственности за успех и неудачи в совместной деятельности .

В специальной педагогике вопрос определения интеграции считается дискуссионным. Некоторые авторы (Л.М. Шипицына, Д. Лауве) считают интеграцию целью обучения и воспитания детей с нарушениями развития, другие (В.З. Кантор, Р.П. Дименштейн, Н.М. Назарова) говорят о том, что интеграция это, прежде всего, процесс. Говоря о социальной интеграции следует четко разграничить понятия абилитации, адаптации, реабилитации и социализации детей с особым развитием.

Для дальнейшего обсуждения нам необходимо уточнить ряд используемых понятий.

Абилитация - создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, позволяющего личности реализоваться в данном сообществе . Речь идет о развитии у ребенка их функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у «особого» ребенка могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов.

Понятие «абилитация» следует отличать от более известного «реабилитация», под которым понимается возвращение некогда утраченных возможностей .

Реабилитация - это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с особым развитием в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки .

Адаптация - собственно реализация в данном сообществе накопленного социального потенциала . Это активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе .

Интеграция - это процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом .

Иногда приходится слышать об «интеграции в …». Если речь идет о том, что «кто-то кого-то во что-то интегрирует», на самом деле имеется ввиду абилитация вместе с последующей адаптацией, но не интеграция, как таковая.

Дименштейн Р.П. говорит о том, что интеграция это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду .

Эту точку зрения поддерживает Кантор В.З.: интеграция представляет собой двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов - инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные организационно-функциональные, морально-психологические и другие условия для такого включения .

Абилитация, адаптация и собственно интеграция могут рассматриваться как этапы единого сложного процесса интеграции.

В существующей образовательной системе помощь «особым» детям сосредоточилась на достижении адаптации, что подразумевает в основном некоторую локальную «работу над дефектом», в то время как полноценная работа по развитию и обучению предполагает смещение акцента на интеграцию .

В учреждениях специального образования чаще всего достигается абилитация, а не интеграция, а во многих случаях - просто приспособление путем тренировки.

В настоящее время в развитых странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т.е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами» .

Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта - максимально возможная социализация. При этом под социализацией Л.М. Шипицына подразумевает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы .

Командирова Л.А. отмечает, что социализацию принято понимать как процесс усвоения ребенком принятых в обществе правил и норм поведения, взаимодействия, реализации своих возможностей .

Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональное); социальную зрелость (трудовую активность); завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).

Конечная цель специального образования детей с физическими и психическими отклонениями - полное интегрирование в обществе, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам, как отмечает Л.М.Шипицына. Исходя из данного высказывания, мы видим, что Шипицына Л.М. относится к той категории авторов, которые считают интеграцию целью специального обучения и воспитания детей с особым развитием .

Как отмечает Б.П. Пузанов , для успешной интеграции в обучении и воспитании людей с нарушением интеллекта необходим перенос акцента с принципа нормализации на другой важный принцип - «качества жизни». Он раскрывает значение принципа нормализации, как «вовлечения инвалидов в нормальную жизнь среди здоровых людей, а для общества - помощь инвалидам в продуктивной деятельности. В основе данного принципа лежит подход к умственно отсталому инвалиду как к обычному гражданину, как к человеку, у которого, как и у всех других, есть свои проблемы . Под принципом качества жизни понимается опора на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на права лиц с особым развитием для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.

Л.М. Шипицына выделяет две формы интеграции: социальная и педагогическая (учебная).

Социальная интеграция (интеграция в обществе) предполагает социальную адаптацию ребенка с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Как отмечает Л.М. Шипицына, существует два подхода к интеграции в общество лиц с особым развитием . Первый подход предполагает приспособление ребенка с особым развитием к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему невозможно добиться желаемых результатов, тем более, что процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, ребенок с особыми потребностями в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником данного процесса.

Второй подход предполагает кроме подготовки ребенка с особым развитием к вхождению в общество также и подготовку общества к принятию этого ребенка.

При этом интеграцию неправильно понимать просто как включение ребенка с нарушением развития в произвольное сообщество, в среду, которая ни материально, ни духовно не готова его принять. Такая интеграция может быть губительной для обеих сторон.

Если аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления только нащупываются, к ним только-только подступают.

Интеграция в общество людей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:

  • - Воздействие общества и социальной среды на личность с отклонениями в развитии;
  • - Активное участие в данном процессе самого человека с отклонениями в развитии;
  • - Совершенствование самого общества, системы социальных отклонений, которая в силу определенной жестокости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких людей.

Герамиселенко О.А. отмечает, что интеграция - это сложный процесс, это тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно-познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его в переходу на следующий уровень .

Н.М. Назарова дает следующее определение: интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей. В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и др.) .

Д. Лауве отмечает, что интеграция как включение в общество, подразумевает под собой развитие общения, мышления и накопление социального опыта, на основе которых формируется социальное и эмоциональное развитие ребенка. По мнению Д. Лауве, ошибочно трактовать интеграцию с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможностей доступа к социальной и экономической жизни в физическом (буквальном) смысле, с точки зрения создания равных возможностей работы, дополнительных средств и условий обучения, воспитания, лечения .

Как считает В.З. Кантор, одним из важнейших факторов социальной интеграции детей с проблемами в развитии является подготовка общества к их принятию. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ограниченными возможностями в развитии и приспособление среды обитания для этой категории детей.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное или интегрированное обучение).

Б.П. Пузанов определяет интегрированное обучение как обучение детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми .

В свою очередь А.Д. Гонеев дает следующее определение интегрированного обучения - это совместное обучение лиц имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов специалистов .

В настоящее время в России развиваются две основные модели педагогической интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная - это интеграция внутри системы специального образования. Например, дети с нарушениями интеллекта, имеющие дополнительные нарушения (например, нарушения сенсорной сферы), интегрированы в соответствующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где обучаются в отдельных классах. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования.

Выделяются формы интегрированного обучения в зависимости от страны:

  • - Итальянская: дети с особым развитием и нормально развивающиеся дети обучаются совместно. В итальянской системе образования нет специальных классов и школ;
  • - Германская: обучение по Маингеймской системе, которая включает в себя специальные классы при общеобразовательной школе и классы содействия в результате успешного обучения в которых, ребенок может перейти в обычный класс;
  • - Голландская: в настоящее время существует движение «ближе к массовой школе», которое предполагает в течении 20 лет преобразовать школы для умственно отсталых детей и для детей с задержкой психического развития в интегрированные школы для обеих категорий детей;
  • - Шведская: специальные классы размещаются в тех же зданиях, что и общеобразовательная школа. Идея интеграции и предотвращение негативного отношения к детям с проблемами в развитии осуществляется в дошкольном возрасте;
  • - Американская: широко представлена практика интегрированного обучения детей с нарушениями в общеобразовательных классах совместно с их сверстниками при обеспечении необходимыми услугами специального образования, осуществляемыми непосредственно в обычном классе;
  • - Английская: совместное обучение в одном классе детей с особым и обычным развитием. В некоторых частях страны процесс интеграции снижается, это связано с тем, что многие родители понимают, что массовая школа не имеет достаточных возможностей для оказания помощи детям с нарушениями в развитии;
  • - Русская: требуется научная проработка различных моделей интегрированного обучения:
    • а) обучение одного ребенка или группы детей с проблемами в условиях обычного класса массовой школы (совместное обучение);
    • б) создание специального (коррекционного) класса в массовой школе (раздельное обучение); интеграция педагогика ребенок нарушение
    • в) обучение по разным программам в рамках одной школы с динамической психолого-педагогической диагностикой и гибким переходом на программу, соответствующую возможностям.

Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью, церебральные параличи и др.) или объединять различные категории детей с отклонениями в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным косплексным нарушением и др.).

Совместное обучение в одном классе более эффективно для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе.

Для детей с тяжелыми формами нарушений в развитии, например, с умственной и тяжелой умственной отсталостью возможна только социальная интеграция и частично интернальная форма педагогической интеграции.

Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них психических нарушений и эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего в той среде, в которую ребенок интегрируется. Значит, эффективность социальной интеграции детерминируется, во-первых, готовностью детей с проблемами в развитии войти в жизнь общества нормально развивающихся людей в качестве полноправных ее участников и, во-вторых, готовностью данного общества принять лиц с проблемами в развитии в таком качестве.

Исходя из вышеприведенных определений, можно сделать вывод: интеграция в общество детей с особым развитием это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей с нарушениями при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия как личности.

Каждая наука оперирует совокупностью
категорий,
понятий, которые отражают ее
сущностные
характеристики, содержательную
направленность, а также являются междисци-
плинарными с учетом многоаспектности, вариа-
тивности и контекстуальности социального зна-
ния. Именно точность определения категорий,
понятий способствует развитию методологии
научных исследований, повышению степени до-
стоверности их результатов.
Одним из понятий, социологическая трак-
товка которого отличается разнообразием мне-
ний, наличием множества подходов, является
«социальная интеграция личности». Данное по-
нятие выступает одним из важных в контексте
социального развития, социологического позна-
ния социальной реальности. Интеграция имма-нентно присутствует в целевых установках как
отдельных личностей, так и целых социальных
групп, сообществ. Это определяется ее значи-
мостью для успешной жизнедеятельности ин-
дивидов в терминальной и инструментальной
перспективе.
Известно, что в социологии категория «ин-
теграция» заимствована из таких наук, как мате-
матика, биология, физика. Интеграцию можно
рассматривать и как состояние связанности от-
дельных дифференцированных частей в целое, и
как процесс, ведущий к такому состоянию. Надо
отметить, что интеграции сама по себе носит
комплексный, междисциплинарный характер и
поэтому является общим предметным полем раз-
личных наук: философии, социологии, педагоги-
ки, психологии, медицины, культурологии.
Процесс социальной интеграции личности
исследовался классиками социологии и совре-
менными учеными. Проблема социальной ин-
теграции традиционно рассматривалась на со-
циетальном и интерперсональном уровнях. Это
обусловлено значимостью объединения, консо-
лидации людей для оптимального достижения
их личных и общих целей. Методологические
подходы и теоретические предпосылки к пони-
манию интеграционных аспектов социального
пространства, анализу социального порядка,
социальной интеграции заложены, прежде все-
го, в фундаментальных классических работах
Ф. Армстронга, П. Бурдье, Э. Гидденса, Б. Ма-
линовского, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Тен-
ниса. Развернутый анализ проблем социальной
интеграции представлен в аспекте глобализации
как макроинтеграционного процесса в трудах
У. Бека, И. Валлерстайна, В. Мура, Н. Лумана,
Г. Терборна, М. Уотерса. Среди отечественных
ученых здесь следует назвать Д. Иванова, М. Ле-
бедеву, Н. Покровского, С. Татунц, М. Халикова.
Несмотря на явный интерес ученых к про-
блеме социальной интеграции, ее социологиче-
ская интерпретация требует продолжения из-
учения в плане теоретико-методологического
оформления понятия, что, в свою очередь, и об-
условливает актуальность представленного ис-
следования.
Понятие «социальная интеграция» (от лат.
integratio – соединение) характеризует процесс
объединения частей в целое1. Взгляды ученых
на механизмы интеграции социальных систем
претерпели определенную трансформацию. На-
личие интеграции социальной системы на базе
общих для всех ее членов ценностей и норм
было установлено М. Вебером, Э. Дюркгеймом,
В. Парето, Р. Парком2. Представители функци-
оналистской антропологии – Б. Малиновский,
К. Клакхон, А. Радклифф-Браун – довели идею
социальной интеграции до представления о пол-
ной интеграции общества3. Однако в данном
случае нам представляется затруднительным
дать ответ на вопрос о том, что выступает объ-
единяющим социальные системы – само обще-
ство, или что-то иное.
Э. Гидденс в своей социологической теории
трактует интеграцию как упорядоченное взаи-
модействие между индивидами, социальными
группами, построенное на отношениях авто-
номии и зависимости между его участниками4.
У П. Сорокина сходство индивидов становится
фундаментом социально-интеграционных про-
цессов. При этом крайне важна степень данного
сходства и его специфика, характерные черты5.
Общепринятым, в том числе и на повседневном
уровне, является мнение, высказанное П. Бур-
дье, – «нет ничего более универсального и объе-
диняющего, чем трудности, которые необходимо
преодолевать индивидам»6.
С точки зрения Д. Торнера, с учетом на-
личия полиморфизма дифференцированных
социальных единиц, можно говорить об имма-
нентности проблем интеграции процессу диф-
ференциации7. Ее усиление «сопровождается
усовершенствованием процесса интеграции»8,
что позитивно сказывается на целостности всей
социокультурной системы. В этом проявляется
цикличность социальных процессов, соотноси-
мых с цикличностью процессов мироздания.
В данном контексте заслуживает внимания
социологический подход Т. Парсонса, отмечав-
шего наличие нормативной и ценностной инте-
грации и актуализировавшего важную роль со-
циализации в процессе «включения» индивида
в общество – в более широкие формы социаль-
ного интеракционирования9. При этом важны-
ми становятся способность людей к координа-
ции своих усилий, символической унификации
и трансформации деструктивных конфликтов
в конструктивные (в риторике Л. Козера). Кон-
фликты выступают фундаментом социального
развития, в ряде случаев – его целью и итогом.
Однако любое рассогласование интересов сме-
няется консенсусом, который знаменует часто
начало нового этапа развития индивида, группы
или сообщества.
Соответственно, с учетом социальности
всей жизнедеятельности человека, его имма-
нентного стремления к инклюзии в социум, ин-
теграция является целью, насущной потребно-
стью для каждого индивида. Основу интеграции
составляют межличностные интеракции непо-
средственного и дистанционного формата. В лю-
бом случае объединяющим условием выступает
совместная деятельность, в рамках которой про-
исходят установление доверия, взаимная симпа-
тия, принятие. Следовательно, чем выше степень
данных процессов, степень выраженности дан-
ных состояний, тем выше оказывается степень
социальной интеграции, и в таком случае, можно
говорить об ее успешности.
По мнению Т. Парсонса, в основе всего это-
го лежит процесс интернализации культуры того
общества, где родился индивид, который «вби-рает» в себя общие ценности (аксиологические
паттерны) в процессе общения со «значимыми
другими», или, по П. Бергеру и Т. Лукману, пере-
нимает их от «другого»10. В результате происхо-
дит изменение содержательных характеристик
ментальности и как итог – формирование со-
циально-интеграционного сознания, социально-
интеграционной направленности личности.
Интеракция лицом-к-лицу, как указывает
Р. Бернс, способствует конструированию со-
вокупности представлений человека о самом
себе11, осознанию своих собственных физиче-
ских, интеллектуальных и иных качеств, фор-
мированию самооценки, а также субъективного
восприятия внешних факторов. Соответственно,
социальная среда, группа, общество в целом с по-
зиций интеракционизма (Г. Блумер, Э. Гоффман,
Г. Келли, Дж. Г. Мид) являются определяющими
факторами специфики процесса социализации
индивида. Поэтому можно говорить, что в ходе
реализации определенного рода социальных от-
ношений, воздействий, как целенаправленного,
так и стихийного характера, из индивида как
биотипа формируется социотип12.
В связи с вышесказанным социальная по-
литика государства должна быть направлена на
создание социально-интеграционных условий,
сред, развитие культуры эффективного социаль-
ного включения в различные группы общества,
интериоризации (принятия) иных культур, раз-
витие способности к установлению продуктив-
ных практик межличностного взаимодействия на
основе «освоенных ранее социальных ролей… и
социального статуса, связанного с определенны-
ми правами и обязанностями»13.
Результаты проведенного теоретического
анализа позволяют в качестве приоритетных ус-
ловий и факторов социально-интеграционных
процессов рассматривать ценности большин-
ства, интерперсональные связи, зависимости,
практики, консенсус взаимодействия14. При
этом «высота» уровня социальной интеграции,
с позиций дюркгеймовой теории солидарности,
определяется наличием и степенью выражен-
ности чувства принадлежности индивида к со-
циальной группе на основании совместно разде-
ляемых норм, взглядов, ценностей, убеждений,
представлений15.
Можно сказать, что социальное объединение
осуществляется всегда для достижения опреде-
ленной цели. В случае социально-интеграцион-
ной инициативы личности для удовлетворения
конкретной (одной) потребности совместная
деятельность будет необходимой, так как только
она сможет обеспечить устойчивость результа-
та. Если личность одномоментно достигла своей
цели (удовлетворила потребность) и «вышла» из
межличностного взаимодействия, то это нельзя
назвать интеграцией. Именно совместную дея-
тельность и следует считать основой социаль-
ной интеграции и ее детерминирующей харак-
теристикой. Однако фундирование социальной
интеграции только элементами культурного по-
рядка не является достаточным, что обусловлено
полиморфизмом как конкретных людей, так и со-
циальных групп, общностей.
В связи с этим нами предлагается определе-
ние понятия социальной интеграции как процес-
са системного включения индивида в социокуль-
турные отношения посредством организации
совместной интерперсональной деятельности
с целью удовлетворения комплекса потребно-
стей16.
В рамках данного включения, деятельности
возможно формирование объединяющих интере-
сов, важных ценностей, которые в будущем мо-
гут составить фундамент социально-интеграци-
онных процессов. В процессуальном контексте
последовательность и успешность интеграции
индивида определяются множеством факторов,
на них влияют, в частности: онтогенетический
потенциал личности; собственная активность
индивида; семья; среда неформального обще-
ния; место жительства, географическое распо-
ложение региона; социокультурное воздействие;
экономические факторы.
Социально-интеграционный процесс по
своей содержательно-структурной сущности из-
начально бинарен. Это проявляется во взаимных
усилиях части и целого, общества и личности к
объединению, что может быть взаимовыгодным.
Общество в идеале должно создавать условия
для успешной интеграции человека, который, в
свою очередь, обязан предпринять шаги к макси-
мально эффективному «встраиванию», интрузии
в социокультурные отношения. Данный процесс
может осуществляться с учетом принципов со-
циальной сплоченности, подробно рассмотрен-
ных в трудах М. Алешиной и В. Антоновой17.
Реализация этих принципов и предопределяет
успех интеграционных механизмов, эффектив-
ность процесса включения человека в общество,
а также процесс и результат предоставления ин-
дивиду прав, реальных возможностей участия в
различных (в том числе доступных) видах и фор-
мах социокультурной жизни.
Таким образом, социальная интеграция
представляет собой процесс включения инди-
вида в различные социальные группы и отно-
шения посредством организации совместной
деятельности (вначале – игровой, затем – обра-
зовательной, трудовой, досуговой и т. д.). С по-
зиции индивида данное стремление изначально
имманентно (внутренне присуще каждому ин-
дивиду). Отношения системности наблюдаются
в процессе социальной интеграции вследствие
взаимовлияния составляющих ее компонентов
и структур, а также их изменений. Понятие «со-
циальная интеграция личности» отражает сово-
купность различных взаимодействий человека
и социокультурной среды. Поэтапное линейно-
концентрическое развертывание процесса со-циальной интеграции, стабильное участие в его
реализации различных социальных институтов
позволяет рассматривать включение индивида в
общество как систему.



Похожие статьи