Владимировская божья матерь чем помогает. В чем помогает икона Владимирской Божьей Матери

30.09.2019

Среди российских верующих наиболее любимой и почитаемой считается Владимирская икона Божией Матери. Ее значение для Руси огромно. Она не один раз спасала страну от вражеских нападений, благодаря ей русичи миновали порабощения.

История иконы

Церковное предание гласит, что святой Лик был написан апостолом и евангелистом Лукой после Вознесения Господа на Небо на обычной доске от стола, за которым трапезничали Мария, Иосиф и Иисус. До 450 года образ почивал на Иерусалимской земле, а затем был перенесен в Константинополь. В XII веке икона была принесена в дар патриархом Лукой Хризоверхом великому князю Юрию Долгорукому.

Владимирская икона Божией Матери

В иноческой обители града Вышгорода Лик прославился множеством чудотворных событий. Но в 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перевез икону во Владимир. По сему случаю святыня стала именоваться Владимирской. Образ был украшен золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

В 1164 году во время военного похода князя Андрея против болгар, Богоматерь помогла русичам победить врага. Ее Лик сохранился даже в сильнейшем пожарище, бушевавшем в соборе. Она осталась цела и невредима при разорении города Батыем в 1237 году.

В 1395 году икона стала храниться в Москве, дабы она уцелела во время нашествия Тамерлана. Он вторгся в Рязанские земли, разорив их, и вскоре отправился на Москву, круша и разоряя всё, что встречалось на пути его следования. Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в это же время был благословлен на пост и служение митрополит Киприан. Московский князь с митрополитом решили использовать духовные силы, поэтому образ Пречистой Девы был перенесен из Владимира в Москву. Хранилась икона в Успенском соборе Московского Кремля. Случилось чудо и Тамерлан вышел из Московских пределов. Как оказалось, во время Крестного хода с Владимирской Богородицей в Москву, паломники и люди, стоящие по обеим сторонам дороги по пути следования процессии, молили Богоматерь о даровании мира Русской Земле.

В свою очередь, Тамерлану случилось видение: он лицезрел огромную гору, с ее вершины спускались святители, держащие в руках златые жезлы. Над святителями возвышалась лучезарная Дева, повелевающая оставить ему российские пределы. Позже он понял, что Жена - это и есть Божия Матерь, христианская защитница и заступница. Он все понял и указал своему войску идти обратно. В память об этом событии было установлено церковное празднование иконы.

В 1480 году Богоматерь спасла Россию от нашествия войск хана Золотой Орды Ахмата. Русские войска встретились с татарами у реки Угры. Бойцы расположились по обе стороны реки и ждали начала атаки. Русские солдаты держали Владимирскую икону в руках и Царица Небесная обратила в бегство ордынское полчище. В честь чудесного события установлено второе празднование образа.

В 1521 году Казанский хан Махмет-Гирей двинулся на Москву. Местность, по которой прошли татары, представляла собой страшное зрелище: на месте городов и сел виднелись развалины, имущество жителей было разграблено, стариков и детей беспощадно били, а затем убивали или продавали в рабство. Нападение было неожиданным и люди очень боялись, что Москва будет также разорена. Тем временем хан достиг пределов Москвы и принялся сжигать город. Но вдруг случилось чудо и вражьи войска стали отступать от столицы. И снова помогла Богородица. По этому поводу Церковью установлено третье празднование.

Икона Владимирской Божьей Матери

Пред Владимирским ликом совершались важные события России:

  • избрание патриархов;
  • приношение присяги на верность Отчизне;
  • молебны перед военными походами.

А в начале Великой Отечественной войны люди денно и нощно умоляли Царицу Небесную о предстательстве Христовом. Даже сам Сталин ночью, украдкой от чужих глаз, приезжал в храм и молил Богоматерь о помощи, а затем дал распоряжение погрузить святой Лик в самолет и лично облетел с ним вокруг столицы.

Иконография образа

На иконе изображено нежное «общение» Матери Божией с Сыном - человеческая сторона семейственных отношений. Богородица и Младенец тесно соприкасаются, Иисус обнимает Марию за шею.

Особенностью Владимирской иконы считается изображение пяточки Младенца.

Икона имеет две стороны, на второй изображены престол и символы страстей. Эта идея неслучайна и означает предстоящую жертву Христа и оплакивание Сына Матерью.

Это интересно! Древних икон, подобных Владимирской, до наших дней не сохранилось. За много веков образ несколько раз реставрировался, на него наложено несколько слоев краски. Но что удивительно - лики Христа и Девы Марии до сих пор остаются в первообразном виде.

За все время существования образа никто из иконописцев не решился подкрасить или подправить их.

В чем помогает Владимирский Лик

Главное - искренняя вера в силу и милосердие Царицы Небесной, которое Она являет человечеству через иконописное изображение. Пречистая Дева помогает:

  • молитва пред иконой утверждает православный дух и придает ему стойкость;
  • избавляет молитвенника от еретических нападений;
  • оберегает Русь от врагов, вселяя храбрость и отвагу в сердца воинов;
  • защищает от военных конфликтов, внешних угроз и внутренних смут;
  • способствует примирению с противником;
  • напутствует перед принятием сложного решения;
  • избавляет от неуверенности и сомнений;
  • дарует покой и умиротворение;
  • оберегает брак и семью от раздоров;
  • дарует супругам любовь, единство, понимание и уважение;
  • исцеляет болезни;
  • дарует духовное и физическое прозрение;
  • помогает в трудных родах;
  • особым образом охраняет матерей и их чад;
  • исцеляет от бесплодия и недугов женских половых органов.

Образ Владимирской Богоматери - это величайший плод раздумий о житие Христа на земле, великом смирении Его Пречистой Матери, пройденном ими земном пути и жертвенной любви.

Важно! Чудотворный Лик хранится в московском храме святителя Николая Чудотворца. Память ему совершается ежегодно 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Видео о Владимирской иконе Божией Матери

Небольшая особенность Владимирской иконы: это единственное изображение, на котором видна стопа Иисуса.

Образ Богоматери для православного мира - один из главных. Его ставят наряду со Святой Троицей, Святым Духом и Спасителем. Богородица - заступница, наставительница для каждого отдельного христианина и всей страны целиком.

Иконы Богоматери можно встретить в каждой церкви, каждом жилище православного. Через них она проявляет свою волю, внимает молящимся, помогает. Одно из наиболее почитаемых изображений - Владимирское. Оно фигурирует в важных исторических событиях России. Икона исцелила множество людей от недугов, с которыми не способна справиться современная медицина.

История Владимирской иконы Богоматери очень интересна, но не менее интересно её описание, данное искусствоведами, иконографами и учеными. Она является ярким образцом Византийской живописи XII века, имеет неповторимые черты.

Описание

На Владимирской иконе Дева Мария изображена в темно-красном одеянии. На руках - младенец Спаситель. На его одежде есть небольшая зеленая полоса - клав, символ царской власти. Фон - золотой. По бокам нанесены монограммы.

Иконографический тип иконы - «Умиление». Специалисты по иконописи утверждают, что она сделана в Византии. Предположительное время создания - XI-XII век. Изображение является ярким примером перемен в искусстве той местности. Художники, иконописцы отошли от нарочитой графичности, перестали противопоставлять линии объему. Характерны слабые, почти невидимые мазки, которые создают ощущение нерукотворности святыни. Линии - плавные, вытекающие одна из другой.

Тип «Умиление» характерен способом изображения Богоматери и Младенца Спасителя. Дева Мария держит Иисуса на руках, голова склонена к нему. Маленький Спаситель прижимается своей щекой к щеке матери. Распространенно мнение, что именно такое изображение пользовалось особым почетом в Константинополе. Тип сформировался в XI–XII веках нашей эры. Иконы «Умиление» обладают многогранным символизмом.

Символизм

«Умиление» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, оно символизирует жертву, приносимую матерью ради всего человечества. Каждая ли мать готова отдать своего ребенка на муки, чтобы спасти кого бы то ни было? Жертва Девы Марии безгранична. Она знала, что Сын Божий проживет нелегкую земную жизнь. Поэтому её душевные терзания можно сравнить со всей болью, которую испытал её сын.

Также иконы «Умиление» - символ материнской любови. Богородица является общей матерью всех христиан, она защищает нас, помогает в трудные моменты, заступается перед Отцом-Господом за каждого.

Появление святыни на Руси и первые чудеса

Данная икона написана предположительно в XII веке. Согласно приданию, это список с изображения, сделанного Лукой при жизни Девы Марии. Холстом послужила столешница от стола, за которым обедал Спаситель с Иосифом и своей матерью. В V веке эта икона попала в Константинополь, а почти через 700 лет священнослужитель Лука сделал с неё список и отправил в дар Юрию Долгорукому.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, отправился со святыней на другой конец страны, чтобы основать там независимое от Киева царство. Проездом он был во Владимире. И здесь икона впервые проявила себя, как чудотворная. Не успел Андрей отдалиться от города, как кони встали, как вкопанные. Никто не мог сдвинуть их с места. Тогда заменили лошадей, но и эти отказывались отдаляться от Владимира. Юрий понял, что это знак, и начал усердно молиться. Ему явилась Божья Матерь, которая сказала, что место иконы - в этом городе. Для неё было велено построить храм. Князь повиновался. С тех пор икона стала называться Владимирской.

Сотворенные чудеса

Владимирская икона с момента появления на Руси почиталась всеми слоями населения - от крестьян до князей. История знает минимум 3 случая, когда через святыню Дева Мария несколько раз изъявляла свою волю, миловала целые города, защищая их от погибели.

Кратко о трех самых известных чудесах:

  • Спасение от хана Мехмета. В 1521 году татарский предводитель собирался захватить Москву, собрал для этого многочисленное войско. Все православное население, епископы и правление молилось перед иконой Божьей Матери. В итоге она спасла город, явившись Мехмету во сне с огромным войском. Он испугался этого знака и отступил.
  • Спасение от хана Ахмата. Противостояние было выиграно не начавшись. Ахмат привел войска к реке Угре и ждал действий от противоположной стороны. Князь не повел воинов в наступление, а занял удобные позиции. Побоявшись ловушки, враг отступил. Перед этим одной благочестивой монахине во сне явилась Божья Мать, показав, что нельзя выносить икону за пределы города. Хан отступил после того, как остановили епископов, собиравшихся это сделать, прочли искреннюю молитву.
  • Спасение от хана Тамерлана. Он отступил, увидев Богородицу в своем сне.

В честь каждого из этих чудес устраиваются празднования иконы.

Откликалась Божья Матерь и на молитвы простых людей. Многих она исцелила от болезней, которые не способна победить медицина: слепота, пороки сердца, рак.

Чудотворные списки

Отличительная особенность Волоколамской иконы - изображение святителей Киприана и Геронтия, с которыми связано прибытие святыни в Москву

  • Волоколамский список с иконы Богородицы находится в Московском Успенском соборе. В 1572 году её привезли из Звенигорода в монастырь Иосифа Волоцкого. Святители Киприан и Леонид сыграли важную роль в судьбе Владимирской святыни, поэтому были удостоены попасть на её список. Первый перевез икону из Владимира в Москву. При втором она окончательно укрепилась в столице, было решено оставить её здесь если не навсегда, то на очень продолжительное время. В 1588 году Волоколамской святыне посвятили церковь, а после перенесли её в Успенский собор. Святыня считается чудотворной.
  • Селигерский список. Принадлежал преподобному Нилу Столбенскому, который жил у озера Селигер, на острове Столбном. Хранится рядом с его мощами. При жизни священнослужителя пытались ограбить: войдя в его келию, преступники увидели лишь икону. И сразу же ослепли - Господь защитил Нила, покарав злоумышленников. Они раскаялись, начали слезно просить преподобного о прощении. Простив их, Столбный помолился Господу о прощении мужчин. К ним вернулось зрение.

На Селигерской иконе Младенец изображен справа от Девы Марии.

Владимирской иконе чаще всего молятся о спасении души, наставлении на истинный путь, о защите детей. Божья Матерь готова защитить каждого, кто обратился к ней в искренней молитве. Были случаи, когда она помогала даже иноверцам.

Владимировская икона Божьей Матери – является главной православной русской святыней, наиболее чтимым христианским образом Богородицы. Это самый ранний из всех известных чудотворных ликов, который сохранился со времен Древней Руси. Великая православная святыня имеет большую историю почитания. Она дошла до нас благодаря подробным записям, сделанным летописцами и монахами в своих работах. Почитание Владимирской иконы Пресвятой Богородицы демонстрирует неразрывную духовную связь истории страны, жизни Российского государства и церковных событий.

Светлый лик Матери Иисуса Христа множество раз становился незримым щитом для людей и их страны от недругов, напастей, бед. Неудивительно, что именно в честь этого святого образа Русской Православной Церковью отмечается наибольшее число праздничных дней:

  • Памятуя о спасении главной русской столицы 1521 года от нашествия войска крымского хана Мухаммеда-Гирея – 21 мая (по старому стилю 3 июня).
  • О чудотворном избавлении 1480 года русских земель от нападения Ахмата – 23 июня (по старому стилю 6 июля).
  • Об избавлении от войск Тамерлана (1395 год) – 26 августа (по старому стилю 8 сентября.

Иконография образа Богородицы

Образ Владимирской Богородицы относят к типу иконописи «Умиление». На греческом языке звучит как «Елеуса» (ελεουσα), что означает «Милостивая». Икона имеет наиболее лиричную композицию из всех иконографий Пречистой Девы. Изображение открывает близкое духовное и физическое общение Божией Матери со своим Сыном Младенцем. Образы Богородицы и Младенца, которые нежно прильнули щекой друг к другу, представляются глубоко человечными и интимными.

Перед нами предстают две фигуры – Матери Марии и Младенца Христа, которые тесно прильнули ликами. Голова Девы наклонена к Иисусу. Он же рукою ласково обнимает Мать за шею. Отличительной особенностью Владимирской иконы от других изображений, принадлежащих типу «Умиление», является положение левой ноги Младенца Иисуса. Она так согнута, что полностью видна подошва детской ступни.

Такое изображение Богородицы с Сыном кроме прямого смысла любви и нежности в отношениях содержит глубокую богословскую идею. Во-первых, Мария символизирует христианскую душу человека, которая близко общается с Господом. Во-вторых, нежные прикосновения и взгляд Пречистой Девы-Матери напоминают о будущей крестной жертве Иисуса во имя каждого человека. Мать покорно принимает предназначение, оплакивая и радуясь судьбе Сына Божьего.

Владимирская икона – двусторонняя. На обратной стороне доски можно увидеть изображение Престола и орудия Христовых Страстей.

Происхождение Владимирского образа Божией Матери

Предание XV века относит создание данной иконы Богородицы ко времени появления первых прижизненных изображений Матери Христа, написанных в I веке евангелистом и апостолом Лукой. Рисунок был сделан на особенном материале – доске от стола, за которым, вероятно, могли сидеть Пречистая Дева Мария и Иисус Христос.

Некоторые исследователи считают, что в образе прослеживаются черты византийского искусства. А сохранившаяся до сегодня икона является ранним списком творения Луки, авторство которого принадлежит мастеру-изографу польского происхождения, жившего приблизительно в XI веке. Другие ученые утверждают, что анализ художественно-стилистических особенностей, а также некоторых исторических фактов свидетельствуют о том, что Владимирская икона относится к первой половине XII века (приблизительно 1130 год). Это не умаляет значимости и ценности святого лика, который на протяжении веков помогал людям, отвечал на их просьбы, молитвы, охранял православный люд от нечисти.

Обретение иконы Владимирской Божией Матери русским народом

Созданное евангелистом Лукой изображение практически до средины V века оставалось в Иерусалиме. Позже, во время правления Феодосия Младшего, икону переправили в Константинополь. В 1131 году Патриарх Царьграда Лука Хрисоверг прислал образ Богородицы Юрию Долгорукому как подарок. Драгоценный дар был поставлен в женской обители города Вышгород, рядом с Киевом. Имя «Владимирская» икона получила после помещения ее (1155 год) Андреем Боголюбским в новый Успенский собор города Владимир (центр Владимиро-Суздальской земли).

С первых дней икона явила прихожанам и паломникам множественные чудеса, прославилась как заступница и помощница. Согласно с оставленными преданиями, Владимирский святой образ Богородицы, показывая свою силу, сходил с места в алтаре, парил в воздухе, поддерживаемый невидимой силой. Самое главное, в чем помогает христианам старинная икона – сохранить людей, храм, город от бед, посяганий, разрушений врагами или огнем.

Так, в 1164 году князь Андрей Боголюбский отправился в поход против волжских болгар, взяв с собой святой Владимирский образ Приснодевы. Молитвы и преклонение святыне помогли русским воинам одержать ратную победу. В апреле 1185 года страшной силы пожар охватил Владимирскую церковь. Сгорело все имущество храма. И только священный Владимирский образ Божией Матери огонь не посмел тронуть. Прихожане почитали икону своим могущественным оберегом. Пока она находилась во Владимире, город рос, креп и процветал.

17 февраля 1185 года икона пережила вместе с горожанами разорение ханом Батыем. Но это не сломило владимирцев, ведь Защитница оставалась рядом с ними. Богородичный лик стал божественным вдохновением победы (1380 года) русского войска во главе с Дмитрием Донским.

Московская история Владимирской иконы Божьей Матери

По воле Господа, с 1395 года судьба Владимирской иконы Пречистой связана с Москвой. Святой образ установили в храме, посвященном Успению Богородицы. После разорения Рязани Тамерлан решил идти на Москву, сея разрушения на своем пути. Было принято решение укрепить Божественную защиту столицы, принеся в нее чудотворную Владимирскую икону. Торжественная процессия с митрополитом московским Киприаном вместе с духовенством, членами княжеской семьи, простыми людьми и народ вышли встречать икону за границы города. Приняли святыню, с почетом поместили ее в Успенский собор Московского Кремля.

Защитница от врагов

Защита Богородицы оказалась настолько сильной, что Тамерлан сначала остановил свое войско, две недели находился на одном месте. А затем быстро развернулся в южном направлении и удалился из московских пределов. Услышав о произошедшем, люди сказали, что враг бежал гонимый властью Пресвятой Защитницы. Чтобы отметить это знаменательное событие чудесного избавления Русской земли от войска Тамерлана, было установлено церковное празднование 8 сентября (по старому стилю 26 августа). Это день торжественного прибытия в Москву и встречи Владимирского образа Пресвятой Богородицы – праздник Сретения. Вскоре на месте передачи светлого лика засияли купола нового храма, нового дома иконы. Со временем вокруг церкви образовалась Сретенская монашеская обитель.

Таким образом, чудотворящую икону Богородицы не вернули во Владимир, навсегда оставив Москве. С того времени Владимирская Матушка Богородица не покидала столицу России, охраняя ее от бед, лишений, посяганий врагов. Второй замечательный случай произошел 1480 года, когда образ Девы Марии спас страну и ее сердце от несметной орды хана Ахмата. Возле берегов реки Угра состоялась встреча русских защитников и татар. Противники стояли по обе стороны от реки, ожидая знака к началу боя. Владимирская икона была с теми, кто собирался первым броситься в бой с неприятелем. Произошло чудо – войско Золотой Орды обратилось в бегство.

Церковное празднование 6 июля (по старому стилю 23 июня) увековечило славную память о великом заступничестве Приснодевы. В этот день ежегодно (до событий 1917 года) совершался торжественный крестный ход священников и прихожан с иконами, хоругвями, но центральное место, конечно же, принадлежало святому древнему образу Русской Защитницы. Процессия проходила празднично при большом скоплении народа от Успенского храма до Сретенского монастыря.

1521 года объединенное войско Казанского Ханства и Мехмет-Гирея подошло к городским стенам столицы. Вокруг города уже пылали огромные костры, грозящие уничтожить все на своем пути. Горожане готовились к осаде, обращая свои взоры и слова молитвы к милостивой Владимирской Заступнице. И вновь Матерь Божия не отвернулась от своих чад. Вражеское войско ушло от Москвы, не навредив ей. Так был установлен третий великий праздник в честь Владимирской иконы Богородицы. Он совершается поныне 3 июня (по старому стилю 21 мая). Православные поминают чудесное избавление главного города страны от вражеского надругательства.

Перед святым ликом Владимирской иконы Богоматери, преклоняя колени, молились русские цари, князья, перед тем как выступить в поход. Просили исполнения воли Божией, благословения перед избранием митрополитов Москвы, а затем патриархов. Милостивой Богородице, не раз становившейся щитом и опорой, доверяли решение самых важных вопросов духовной и светской жизни – жребий каждого кандидата клали пред иконой. Именно ей присягали быть верным государю и вере самые знатные и уважаемые москвичи.

Пожар в Москве 1547 года

Разрушительный пожар 1547 года стал настоящей трагедией для Москвы. Беспощадный огонь уничтожил треть всех построек города. Как писал Карамзин, здания из дерева просто исчезли, а каменные – рассыпались, плавилось железо, текла медь. Москва потеряла в огне 1700 своих жителей.

Бушующее пламя охватило многие здания Московского Кремля. Спасая самое дорогое, люди хотели вынести чудотворный образ. Сильные, смелые мужчины были отправлены, чтобы снять икону, надежно спрятать от огня за пределами Кремля. Но святыня воспротивилась, ни на сантиметр не сдвинувшись с места. Очевидцы засвидетельствовали, что в небесах над храмом возникло видение сияющей женщины, свет от нее падал на купола Успенского собора. Когда огонь утих, все увидели удивительную картину. Среди задымленного страшного пепелища возвышался сохраненный от стихии Успенский собор. С того времени Чудотворный Владимирский образ Божьей Матери остался в Успенском соборе московского Кремля.

Ненадолго покидала Защитница Москву в мятежном 1812 году. Ее на время переместили во Владимир, затем в Муром. А вскоре святыня снова вернулась на алтарь кремлевского Успенского собора. Выносили Владимирскую только по праздникам: крестный ход, да коронацию российского императора. На это время пустующее место иконостаса церкви занимал точный извод. И сегодня именно его можно увидеть при посещении Успенского собора.

Новая история

В непростые для православной Церкви богоборческие времена русская святыня (с 1928 года) попала в Третьяковскую галерею. К великой радости христиан икона не была уничтожена или потеряна, как много других православных святынь.

1999 года Владимирский лик Пресвятой Богородицы передали Государственной Третьяковской галерее для бережного сохранения в храме святителя Николая (в Толмачах). Русская реликвия содержится в особенных условиях. Специальный киот, в котором находится образ, покрыт пуленепробиваемым стеклом. Установленные в помещении приборы контролируют и поддерживают идеальные параметры влажности, температуры воздуха. Такие серьезные меры призваны уберечь святыню от агрессивных внешних условий.

Что просить у Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский образ Пречистой Божией Матери почитают христиане всего мира как чудотворный. Со времени написания иконы люди склоняются перед Девой Марией и Сыном Господа, моля о помощи в делах, направлении на правильный путь, исцелениях от болезней, защите от недругов. Оставленные записи подсказывают, в чем помогает святой лик более всего. Люди свидетельствуют, что Божья Матерь содействует в лечении болезней сердечно-сосудистой системы. Возносят прошения перед иконой, чтобы защититься от различных трагедий, проблем и от недругов.

С древности икона Царицы Небесной оберегала Киевскую Русь, а позже Россию от нападений врагов. Она укрепляла воинский дух, вселяла в сердца защитников родины храбрость, отвагу. И сегодня святыня защищает от ссор, раздоров внутри семьи, в отношениях между людьми, от международных конфликтов, вражеских угроз, смут внутри страны. Богородица хранит от размолвок и ссор, помогает людям с разными взглядами примириться друг с другом, найти точки соприкосновения.

Православные устремляются к святыне, чтобы помолиться перед иконой Владимирской Богородицы, поведать ей о своих бедах, проблемах, спросить верного совета, помощи. Часто для принятия сложного решения и начала нового дела надо окрепнуть духом, Богородица даст силы, поможет отделить главное от второстепенного. Святыня:

  • Способна подсказать верный путь, избавить человека от неуверенности и сомнений, подарить умиротворение и спокойствие вместо растерянности и метаний.
  • Укрепит дух, веру, даст силы пережить сложные времена.
  • Укрепит здоровье. Исцелит от недугов всех, кто искренне верит. Особенно часто поправляются люди с сердечными болезнями и проблемами с глазами.
  • Дарит физическое здоровье и духовное прозрение.
  • Защищает от всех врагов – политических противников, воинствующих захватчиков, недоброжелателей, завистников. Усмиряет тех, кто сеет раздор и смуту.
  • Обязательно подскажет, что следует сделать при проблемах с работой.

Владимирская икона Пречистой является сильным оберегом домашнего очага, благополучной семьи, скрепленного Богом союза двух людей. Не знаете, как наладить личные отношения? Обязательно молитесь Владимирскому образу, держите такую икону в доме. Богородица поддержит взаимное уважение, любовь, единение душ, поможет лучше понимать друг друга. А одиноким людям поможет правильно выбрать пару.

Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет ».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую! » В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году , когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). После громкой победы на Куликовом поле в 1380 году русские княжества еще целое столетие находились в ордынской зависимости, и только события осени 1480 года решительно изменили ситуацию. Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата . Два войска сошлись на реке Угре: войска стояли на разных берегах – так называемое «стояние на Угре» – и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.


Стояние на р.Угре 11 ноября 1480 года

«Стояние на Угре» положило конец монголо-татарскому игу . Россия окончательно освободилась от выплаты дани. С этого времени можно говорить об окончательной ликвидации каких бы то ни было форм политической зависимости Москвы от Орды.

Стояние на Угре

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин (в Тульской области) и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что: «… магистр Бернд фон дер Борх был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав ».

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат летом 1480 года выступил с основными силами.

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Великий князь Иван III прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери — заступница и спасительница Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории, ожидая помощи от Казимира IV, но так её и не дождались. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию (на ю-з совр. Украины).

Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру.

Узнав об этих намерениях, Иван III отправил войска к берегу реки Угры.

8 октября 1480 года войска встретились на берегах Угры. Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была успешно отбита. Указанное историческое событие происходило в районе 5-километрового участка реки Угры. Перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно — Ока имела ширину 400 м при глубине до 10-14 м. Других бродов на участке между Калугой и Тарусой не было. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии. 12 октября 1480 года ордынцы отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки.

Началось знаменитое «стояние на Угре» . Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении начались переговоры. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван III пошёл на переговоры, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу.

Вся Москва молилась своей Заступнице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска, уповая на помощь Матери Божией. Великий князь получил пламенное послание от своего духовника, в котором тот призывал Ивана III последовать примеру прежде бывших князей: «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“ …»

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами (дружинниками). В результате, князь Василий Ноздроватый со своим войском разгромил и ограбил столицу Большой Орды Сарай и другие татарские улусы и вернулся с большой добычей.

28 октября 1480 года Князь Иван III приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, и решив, что русские заманивают их в засаду, не стал преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. А 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало слишком простое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака, а в 1502 году сама Орда прекратила своё существование .

С тех пор подмосковную реку Угру стали называть «поясом Богородицы» .

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году .

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея .


Нашествие крымских татар

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею.

Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.»Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9) .

Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованны й (греч. Этимасия) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова - Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России .

Закон Божий. Владимирская икона Божией Матери

Царица Небесная. Богоматерь Владимирская (2010)

О фильме:
По церковному преданию, икона Богоматери была написана евангелистом Лукой на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Иисуса. Икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а затем в женский монастырь под Киевом, в Вышгород. Сбежав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский привез икону во Владимир, по которому она и была названа.

Во время нашествия Тамерлана, при Василии I, чтимая икона была перенесена в Москву как защитница города. И примером заступничества Богоматери Владимирской считается то, что войска Тамерлана без особых причин ушли, не дойдя до Москвы.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

В православии Богоматерь чтят наравне с самим Христом, а ее изображений довольно много. Одним из самых популярных и интересных является Владимирский образ, значение которого для России велико.

Считается, что первую икону написал евангелист Лука, а в V веке она перешла из Иерусалима в Константинополь к императору Феодосию. На Русь икона попала уже из Византии в XII веке, примерно в 1131 году – это был подарок от патриарха Константинополя Луки Хрисоверга князю Мстиславу. Доставил образ греческий митрополит Михаил , который прибыл накануне, в 1130 году.

История

Первоначально Богоматерь хранилась в Богородичном женском монастыре в городе Вышгород возле Киева – отсюда следует ее украинское название Вышгородская Богородица. В 1155 году икону забрал князь Андрей Боголюбский и перевез во Владимир – отсюда следует ее русское название. Князь украсил образ дорогим окладом, но после его смерти по приказу князя Ярополка драгоценности сняли, а икону передали князю Глебу Рязанскому. Только после победы князя Михаила Богоматерь и драгоценный убор вернули обратно в Успенский собор.

В 1237 году после разорения города Владимира монголо-татарами Успенский собор также был разграблен, а образ опять лишился убора. Собор и икона были восстановлены при князе Ярославле. После этого в конце XIV века князь Василий I во время нашествия армии Тамерлана приказал перевезти икону в Москву для защиты столицы. Ее поместили в Успенский собор Кремля по правую сторону от царских врат. На месте встречи образа с москвичами («сретении») был основан Сретенский собор, а позднее пролегла одноименная улица.

В то же время войско Тамерлана внезапно, без какой-либо причины повернуло обратно, дойдя только до города Елец. Было решено, что Богородица заступилась за Москву , явив чудо. Но на этом чудеса не закончились: подобные же внезапные отступления произошли в 1451 году во время нашествия царевича-ногайца Мазовши и в 1480 году при стоянии на реке Угре.

Специалисты считают, что между отступлением Тамерлана и стоянием на Угре икону несколько раз перевозили во Владимир и обратно, так как 1480 год был особенно отмечен возвращением Владимирской иконы в Москву.

Позднее икону увозили из столицы в 1812 году во Владимир и Муром, после победы ее вернули в Успенский собор и уже не трогали до 1918 года. В этот год собор был закрыт советской властью, а образ отправлен на реставрацию. Через 8 лет ее перевезли в Исторический музей, а еще через 4 года – в Третьяковскую галерею.

С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах . Это домовая церковь при Третьяковском музее, в которой проходят богослужения для верующих, а все остальной время церковь открыта как зал музея.

В 1989 году часть икону (глаз и нос Богоматери) были использованы в логотипе кинокомпании «Icon Productions» Мела Гибсона. Эта компания выпустила фильм «Страсти Христовы».

Чудеса

Помимо невероятного спасения Москвы от врагов, в истории сохранились и другие чудеса, совершенные Божией Матерью:

К сожалению, выяснить, какая именно икона причастна к чудесам (оригинальная из Константинополя или ее список), невозможно, но многие отмечали, что чудеса творят практически все образы.

Описание

Владимирская икона Богородицы относится к типу («Елеуса»), который легко опознать. В отличие от Казанского образа, где Младенец является в первую очередь Сыном Господа и благословляет людей, а Божья Матерь заранее видит его судьбу, Владимирская более «человечна», в ней отчетливо видны мать с ребенком, ее любовь к нему. Широкое распространение образ получил в XI веке, хотя известен был еще в раннехристианские времена. Описание образа и его значение даны ниже:

Первая пришедшая в Россию икона датируется XII веком, исследователи полагают, что она была нарисована в Константинополе, то есть изначально была списком с оригинала евангелиста Луки. Однако она является памятником византийской живопись 1057-1185 годов (комниновского возрождения), которые удалось сохранить.

Размеры иконы 78*55 см. За все века существования ее переписывали (перерисовывали на том же месте) не менее 4 раз:

  1. В первой половине XIII века;
  2. В начале XV века;
  3. В 1514 году при переделке в кремлевском Успенском соборе;
  4. В 1895-1896 годах перед коронацией Николая II.

Также икону обновляли частично в:

  1. 1567 году митрополитом Афанасием в Чудовом монастыре;
  2. В XVIII веке;
  3. В XIX веке.

Фактически сегодня от первоначальной иконы остались только несколько фрагментов:

  1. Лица Богоматери и Младенца;
  2. Полностью левая и часть правой кисти Младенца;
  3. Часть синего чепца и кайма с золотом;
  4. Часть золотисто-охряного хитона Младенца и виднеющийся прозрачный край его рубашки;
  5. Часть общего фона.

Пострадал и драгоценный оклад: первый оклад, заказанный Андреем Боголюбским (около 5 кг только одного золота, не считая серебра и драгоценных камней), не сохранился вовсе. Второй был заказан митрополитом Фотием в начале XV века и тоже утерян. Третий был создан в середине XVII века по приказу патриарха Никона из золота и сейчас хранится в Оружейной палате.

Копии

Сегодня Владимирская икона является очень распространенным образом и находится в большом количестве храмов по всему миру. Разумеется, считать каждую Владимирскую икону творением Луки нельзя: само обозначение «Владимирская» означает определенную позу Богоматери и Младенца, выражение их лиц. Фактически, сегодня все иконы такого типа являются списками (копиями) с оригинала, который до нас не дошел.

Наиболее значимыми списками являются:

Все указанные выше иконы хоть и являются списками, почитаются, как чудотворные. Также Владимирская Богородица стала основой для создания других образов: «Сказание о Владимирской иконе», «Сретение Владимирской иконы», «Владимирская икона с акафистом», Игоревская Владимирская икона (сокращенный вариант оригинала), «Похвала Владимирской иконе» («Древо государей Российских», автор Симон Ушаков).

Дни почитания

У иконы всего 3 даты:

  1. 3 июня: благодарность за победу в 1521 году над ханом Махмет-Гиреем;
  2. 6 июля: благодарность за победу в 1480 году над монголо-татарами;
  3. 8 сентября: благодарность за победу в 1395 году над ханом Тамерланом. Сюда же относится сретение (встреча) иконы в Москве.

В эти дни обычно проводятся тожественные службы, особенно в храмах с чудотворными списками.

В чем помогает

«Икона «Владимирская Божья Матерь» в чем помогает?» — спрашивают люди, пришедшие в храм. Чаще всего ей молились о защите России от врагов, но это не весь список ее «возможностей». К иконе обращаются и в более «мелких» ситуациях:

Для молитвы не обязательно приезжать к чудотворному списку, хотя, если есть возможность, ей стоит воспользоваться. Молиться Божией Матери можно и дома, произнеся готовую молитву (легко найти в интернете) или высказав пожелание своими словами. Никаких специальных ритуалов проводить не требуется, так же нет необходимости приходить в храм. Единственное условие – мысли должны быть чисты. Нельзя желать кому-то зла или проговаривать молитву, думая о постороннем .

Вывод

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери с Младенцем является не только одним из самых популярных образов в православии, но и считается крайне эмоциональным. На нем изображены не Сын Господа, а мать, защищающая своего ребенка, чья судьба была заранее предвещена ей.











Похожие статьи