Вк валаам люди события истории. Почему уфологи считают остров валаам аномальной зоной, а верующие - местом силы

23.12.2023

В журнале "Профиль" 41/6 ноября 2006 г. я нашел статью "Раскольники" об отношении высших иерархов РПЦ к простым людям. Посылаю ее вам.
С уважением, Борис Федорович.

На северный остров Валаам советские граждане приехали жить, когда оттуда уехали монахи. Когда же те вернулись, оказалось, что мирянам здесь места больше нет. Или в монастырь, независимо от веры, или прочь с острова.

Местное население - около 300 человек. Половина из них проживает на территории монастырского комплекса - в квартирах, переоборудованных из бывших келий и хозяйственных помещений. Ордера на них жители получили от государства в конце 1940-х, сразу после того, как монахи ушли с Валаама в Финляндию, образовав там ныне действующий Ново-Валаамский монастырь. Тогда же на территории бывшего монастыря были открыты дом инвалидов-ветеранов Великой Отечественной войны, детский сад, школа и гостиница. Когда в 1989 году, еще в Союзе, встал вопрос о восстановлении церкви, жители Валаама позволили пятерым монахам приехать на остров и начать возрождение обители, некогда оставленной ими. На пристани их встречали хлебом-солью...

Спустя два года на остров с однодневным визитом пожаловал Борис Ельцин, и президента так вдохновила монастырская жизнь, что он решил «восстановить историческую справедливость» и передал монастырские здания верующим… вместе с живущими в них мирянами. С тех пор по одним документам островитяне живут в муниципальных квартирах, по другим - незаконно занимают монастырские помещения.

Перемены наступили незамедлительно. Обитатели монастыря приняли указ Ельцина буквально и стали принуждать островитян, вне зависимости от вероисповедания, жить по Закону Божьему. А монастырский устав суров: запрещает не только курение, употребление алкоголя и пользование контрацептивами, но и лов рыбы, сбор грибов и ягод, разведение костров в лесу и много чего еще.

Постепенно братия стала осваивать и сферы, не имеющие отношения к религии. Например, охоту. В свое время отстрелом лосей, которых на Валааме в избытке, занималась специальная бригада, лосятина шла в школу, детский сад и местный магазин. В последнее время служители культа обязанности по подготовке охоты взяли на себя, а отстрел передали… VIP-гостям монастыря.

Таковые прибывают на Валаам постоянно. Последние три года туда ездит и Владимир Путин. На острове даже появилась своеобразная примета: начался сенокос - значит, приедет президент. За несколько дней до его прилета близ монастыря скашивается вся зелень, дабы в ней никто не укрылся. Правда, сам президент, как он много раз признавался, не охотится. Но есть другие. Причем иногда эти «паломники» выходят на лося изрядно подшофе...

На выселение

Коренные жители неоднократно пытались обратиться за помощью. Но сразу после того, как с острова в администрацию президента было отправлено письмо с просьбой разобраться, начались гонения на мирян. Валаамцы уверены: письмо попало в руки игумена отца Панкратия, который незамедлительно начал политику выселения жалобщиков. Аборигенам предложили либо идти работать в монастырь поварами, разнорабочими, строителями - и в этом случае остаться на занимаемой площади, либо убраться с острова. При этом монахи красочно описали преимущества жизни в монастыре, напомнили о состоятельных спонсорах, делающих богатые пожертвования, в том числе катерами и автомобилями.

Перспектива остаться на улице испугала многих. Обезумевшие от страха валаамцы пошли к игумену, попросились на работу. Но часть жителей предпочла отстаивать права в суде. Скоро за ними закрепился ярлык людей второго сорта. На них указывают пальцем паломникам, якобы они - пьяницы, тунеядцы и безбожники, не захотевшие жить и работать под крылом игумена. Для изгоев монастырь при участии местной администрации построил жилой дом на материке, в небольшом карельском городке Сортавале.

Те, кто уехал с острова, скоро раскаялись, - говорит бывший заместитель директора Валаамского природного парка Сергей Недошивин. - Люди, у которых прошла вся жизнь на острове, не приспособлены к жизни на Большой земле. Им там просто делать нечего. Кроме того, в Сортавале самый высокий уровень безработицы по региону, поэтому многие решили вернуться на остров.

Для возвращенцев и тех, кто никогда не покидал Валаам, жизнь обернулась адом. В суде одно за другим рассматриваются исковые заявления за личной подписью игумена Панкратия. Настоятель требует обязать аборигенов освободить помещения, переданные монастырю указом Ельцина. Мирянам предлагается съехать. Все равно куда.

Не уйдешь - не будет больницы

В июле 2004 года с однодневным визитом Валаам посетил Владимир Путин. Тогдашний глава администрации Сергей Григорьев рассказал президенту о тяжбах на острове. Президент обещал разобраться.

Спустя два месяца меня вызвало начальство - глава сортавальской администрации Сергей Рыжков - с требованием, чтобы я подал в отставку, - рассказывает Григорьев. - Как выяснилось, Путин устроил разгон главе Карелии Катанандову, а тот, в свою очередь, решил от меня избавиться. Если я буду упорствовать, Катанандов не даст денег на строительство больницы в Сортавале. Я подал в отставку. С тех пор на Валааме все юридические вопросы, вплоть до прописки, решает игумен монастыря. Недавно у жительницы Валаама Людмилы Пилипчук родилась дочь, но девочку не прописывают на площади матери, вынуждая покинуть остров.

Не так давно валаамцы предприняли новую попытку обратиться с петицией к президенту. «На данный момент все 300 жителей острова, имея государственную прописку в домах, не имеющих отношения к культовым зданиям, оказались по сговору монастырской власти с карельским правительством в фонде религиозной организации монастыря, - пишут островитяне в своем обращении к Путину. - Мы стали бесправными жителями... До их прихода мы жили в современной, развивающейся и большой России с надеждой на справедливость, труд и здравый смысл, с верой в будущее наших детей на этой земле, а теперь оказались в атмосфере царизма, с князьками, захватывающими власть, бизнес и собственность на выпрошенные деньги у нашего государства, олигархов и крупного бизнеса».

Под письмом были подписи чуть ли не половины жителей Валаама. Но и в этот раз бумага пропала по дороге в Кремль...

Сейчас по соседству с дачей патриарха Алексия Второго строится VIP-гостиница «Владимирский скит». Строительство идет за забором и под охраной. Зато другой объект могут увидеть все. В прошлом году у Никольского скита пришвартовалась яхта «Паллада», выкупленная у администрации президента и подаренная монастырю спонсорами. О судне длиной 31 м и стоимостью $4 млн. не раз писали СМИ. По благословению патриарха «Палладу» переименовали во «Всецарицу», правда, старые буквы еще не закрасили. В Ладогу яхта практически не выходит, по словам послушников, дежуривших на пристани, на ней катают VIP-гостей.

Последний раз жители Валаама обратились к Путину во время летней интернет-конференции, спросив: «Почему в стране, где церковь отделена от государства, монастырь всячески притесняет местных жителей?» Увы, и этот вопрос не дошел...

Война миров

В конце прошлого года игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий был награжден премией «Человек года-2005» в номинации «За восстановление духовных святынь России». В собственность монастыря недавно передан последний объект мирян. Здесь расположены Зимняя гостиница, школа, где учатся 50 детишек, продовольственный магазин и квартиры, где живут примерно 60 семей. Новый виток переселения островитян на материк неминуем. Ликвидация школы изгонит с острова семьи, имеющие детей. Остальных, скорее всего, попытаются выселить другими методами.

Выход из ситуации жители видят в признании Валаама самостоятельным сельским поселением и избрании светского главы острова. После ухода в отставку Сергея Григорьева президент Карелии по просьбе патриарха присоединил Валаам к Сортавале, городу на материке, до которого 43 км по Ладожскому озеру. Теперь, чтобы получить справку, островитянам приходится тратить сутки на дорогу, около тысячи рублей на путешествие по воде и пятьсот за ночевку в гостинице на материке.

Александру Щербакову, жителю Валаама, распоряжение главы Карелии показалось неправомерным. Он обратился в Верховный суд республики и выиграл его. То есть вопрос о местном самоуправлении на Валааме, в общем, уже решен, но его решение на законодательном уровне то и дело откладывается. 8 октября, когда вся Карелия выбирала органы местной власти, жители Валаама имели возможность лишь отчасти выполнить свой гражданский долг, избрав главу и совет Сортавалы и депутатов Законодательного собрания Карелии. Так и не дождавшись избрания главы острова, валаамцы сами образовали администрацию во главе с Щербаковым.

Глава сельской администрации на Валааме должен быть мирянином, только такой человек сможет защитить местное население, - уверен Щербаков. - Как глава самочинной администрации, могу сказать, что до выборов вся полнота власти, положенная по Конституции РФ и закону о местном самоуправлении, принадлежит жителям Валаама и вновь образованной администрации. Считаю наши действия обоснованными, подтверждение тому - решение Верховного суда, который признал статус сельского поселения для Валаама.

Официальные власти Карелии полномочий новой администрации, естественно, не признали и обратились в правоохранительные органы с заявлением о привлечении участников к ответственности за противоправный захват власти. Следователь ФСБ провел на острове 10 дней и в возбуждении уголовного дела в отношении местных жителей отказал. В декабре будет назначена новая дата для проведения выборов, но жители опасаются очередной попытки их сорвать.

Согласно закону об избирательном праве, в Карелии могут принимать участие в выборах люди, оформившие временную прописку, - рассказывает секретарь избиркома Валаама Лариса Сударикова. - На острове проживают всего 300 человек. Достаточно привезти один корабль с паломниками, временно зарегистрировать их на территории обители и отправить голосовать за нужного кандидата...

Татьяна Ромашенкова

В последние десятилетия на острове Валаам в Республике Карелия восстанавливается монастырская жизнь, насильственно прекращенная в годы советской власти. Этому можно было бы порадоваться, если бы не многочисленные скандалы с местными жителями, которые убеждены, что монахи нарушают их права, отбирая у них жилье, изгоняя с острова, благоустройству и восстановлению которого эти люди отдали большую часть своей жизни.

Выселением людей через суд занимается ООО "СЭНТ", представляющее интересы Спасо-Преображенского монастыря , – именно оно подало гражданский иск к жителям острова Валаам в Сортавальский городской суд. Люди обратились к властям и к уполномоченному по правам человека. Рабочая группа при Карельском законодательном собрании больше года изучает документы по передаче государственного жилого фонда религиозной организации. Председатель Комитета по госустройству и самоуправлению В.В. Позерн обратился к прокурору республики с письмом, где указал на многочисленные обращения валаамцев по факту длящихся более десяти лет нарушений их конституционных прав. Так, согласно постановлениям российского и карельского правительств, квартиры, отбираемые у людей через суд, могли быть переданы монастырю только в случае добровольного согласия c предоставлением альтернативного благоустроенного жилья. Но именно добровольности здесь, по словам местных жителей, не наблюдалось.

Местные жители убеждены, что монахи нарушают их права, отбирая у них жилье, изгоняя с острова

До сегодняшнего дня самым резонансным было выселение в августе 2008 года из единственного жилья бывшего начальника отдела Валаамского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Филиппа Мускевича, его жены Людмилы и дочерей Марианны и Анастасии. Но 14 июля этого года случился не менее громкий скандал – судебные приставы вскрыли квартиру правнучки репрессированного священника Варвары Сергеевой и ее сына Дмитрия, в то время как Дмитрий лечился от онкологического заболевания, а сама Варвара тоже находилась в больнице с гипертоническим кризом. После этого она написала открытое письмо патриарху Кириллу.

О том, как идет выселение светского населения Валаама, мы разговариваем с бывшими жителями острова Филиппом Мускевичем , Людмилой Мускевич и Варварой Сергеевой .

– Филипп, ваши беды начались раньше, поэтому хотелось бы начать в вас – скажите, как вы с семьей вообще оказались на Валааме?

– Это было тогда, когда монастырь еще не возобновил свою деятельность. Моя специальность – инженер лесного хозяйства – была востребована, меня пригласили работать на Валаам, во Всесоюзный государственный музей-заповедник, по статусу аналогичный Кижам . Я приехал по приглашению министерства культуры, получил там постоянную прописку и перевез семью – жену и двух маленьких дочерей. Ради Валаама мы оставили благоустроенную квартиру в Таллине. Это было в 1989 году, Эстония еще была советской, а монастырь юридически возобновился только через год.

До ликвидации Валаамского музея-заповедника в 1992 году проблем у нас не было

До ликвидации Валаамского музея-заповедника в 1992 году проблем у нас не было. Тогда республиканская власть стала принимать акты и законы, позволяющие передавать большой объем государственного имущества Русской православной церкви. Это было для нас первым серьезным испытанием – тогда 70 или 80 человек оказались без работы на небольшом острове, где музей был, можно сказать, основным градообразующим предприятием.

Тогда многие уехали, кто-то – даже за рубеж, но многие остались на острове, в том числе и мы. Ведь в эти самые "страшные" 90-е появилась возможность для индивидуальной инициативы. Я овладел навыками по производству керамики, стал делать сувениры, и мы продолжали жить на Валааме и растить детей. Когда мы переезжали из Эстонии, многие удивлялись – не сектанты ли мы, казалось странным – как можно оставить комфортабельный Таллин ради неблагоустроенного тогда Валаама. Но для меня это было интересно с профессиональной точки зрения, а потом, Валаам потряс нас своей красотой; тогда мы были молоды, и это было для нас важно.

В 1995–96 годах мы арендовали в муниципальном фонде помещение и открыли собственный магазин, вложили в него много средств. Но потом монастырь закрыл проход туристов к нему, и мы оказались банкротами. Снова приходилось что-то менять, но мы были молоды, мобильны: дернулись на заработки в город – временно, не меняя основного места жительства на Валааме.

– Людмила, а вам не было жалко уютного Таллина, квартиры?

– У мужа была любимая работа, а я тогда не работала, сидела с детьми. Мы жили далеко от монастыря, в семи километрах – нам не хотелось мешать монахам. Никто не знал, во что это может вылиться.

– Варвара, а вы как оказались на Валааме?

Моя церковная жизнь началась именно с началом Валаамского монастыря, и я считаю, что я – кровь от крови Валаама

– Первый раз я попала туда еще дошкольницей, с родителями: тогда можно было взять недорогие туры выходного дня, и мы туда ездили каждое лето. А осознанно я приехала туда уже в 1988 году, узнав историю своей семьи: среди моих предков были расстрелянные священнослужители. В Петербурге было такое движение "Мир", подразделение ВООПИК – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры , и я стала приезжать на Валаам с ребятами-энтузиастами. Мы чистили ливневки, пилили сухостой, чистили завалы. Это было еще до того, как туда пришел монастырь.

– В вашем подвижничестве была не только культурная, но еще и религиозная составляющая?

– Да. Я тогда заканчивала школу, на меня сильно давили – заставляли вступить в комсомол, иначе грозили, что и школу не закончу, и в институт не поступлю, конец светлому будущему. В детстве меня не крестили – родители были людьми совершенно не церковными, но тогда я уже понимала, что приду в церковь. Отбиваться от почетной обязанности присоединиться к комсомольской организации было непросто, но я отбилась и в последнем классе школы была крещена. Первая исповедь и первое причастие – все это было на Валааме. То есть моя церковная жизнь началась именно с началом Валаамского монастыря, и я считаю, что я – кровь от крови Валаама.

– Филипп, из ваших слов понятно, что ваше сосуществование с монастырем с самого начала складывалось не очень мирно – сначала закрылся музей-заповедник, потом ваш бизнес. А когда же начали гнать людей?

В 90-е годы начались гонения – не массовые, а на отдельные семьи

– В 90-е годы начались гонения – не массовые, а на отдельные семьи. Консолидации нашего сообщества не было: закрыли музей – пошел работать в школу или клуб, закрыли клуб – взял патент, нашил красивых кукол, вышел на причал и продал или напечатал карту, книжку и тоже продал, и хлеб у тебя есть, это же туристическое место. Но год за годом эти возможности сокращались. Первая серьезная веха – это закрытие музея, вторая – передача монастырю недвижимости, в том числе, нерелигиозного назначения, когда монастырь стал собственником даже муниципальных хуторов. И он проводил избирательные репрессии против местных жителей. До меня был выселен еще один работник музея, Андрей Софрин, он уже умер, видимо, не вынеся испытаний. В 1995 году против него были иски, свидетели вспоминают погром в его жилище, когда оттуда выкинули и сожгли его книги, и делали это специально приглашенные сумасшедшие трудники – чтобы его морально раздавить.

– Людмила, вы тоже помните эти странные методы воздействия на людей?

– Да, это делали какие-то непонятные люди, игумен, как это всегда бывает, ничего не знал. А что касается властей, то по принятому в 1991 году Республикой Карелией закону, церкви передавались только освободившиеся помещения, но монастырь игнорировал этот закон, решив, что ему передано все вместе с людьми. Мы тогда выиграли четыре суда, причем монастырь снова и снова подавал иски с другими формулировками, хотел взять нас измором.

И вот однажды они подали на кассацию, и три женщины-судьи вынесли ни на чем не основанное решение – веселить нас. Они защищали права собственника, а наши права отодвинули на второй план. Это было в 2007 году. Мы еще какое-то время прожили на острове, снимали квартиру. Но в 2008-м нас выселили с приставами, с формулировкой "из нежилого помещения". По всем документам, которые у нас есть, оно было жилое, но монастырь сказал, что он нежилое, и суд встал на его сторону.

– Варвара, ваши беды тоже начинались постепенно или обрушились внезапно?

Я с 1988 года поняла, что Валаам – это то место, где я хочу жить и умереть

– Скорее постепенно. В первую очередь монастырю были переданы скитские помещения, и те, кто хотел остаться на острове, поселились в зданиях, остававшихся на тот момент муниципальной собственностью, в Зимней гостинице и работном доме. Наш дом, Зимнюю гостиницу, передали монастырю по просьбе епископа Панкратия только в 2006 году. В своем прошении епископ обещал заботиться о здании и проживающих в нем людях, реставрировать гостиницу.

Здание было передано монастырю в хорошем состоянии, но за десять лет его состояние стало неудовлетворительным. В 2015 году некая комиссия, которая только посмотрела на дом снаружи, не заходя в квартиры, признала здание непригодным для жилья. Это была хитрая формула – аварийным его признавать не стали, иначе пришлось бы убрать все те коммерческие гостиницы, которые там были. Но они там находились, и в момент пожара, который произошел 1 мая 2016 года, там проживали на коммерческой основе около 100 паломников (слава богу, никто не пострадал). То есть у нас уже шли суды и нам говорили, что нас выселяют исключительно из заботы о нашем здоровье, – а, значит, на коммерческой основе жить там было можно.

Я с 1988 года поняла, что Валаам – это то место, где я хочу жить и умереть. Я работала и с реставраторами, и с археологами, с группой Сорокина (правда, монахи скоро прекратили раскопки, потом там клали брусчатку, нарушили культурный слой – думаю, он потерян навсегда).

Реставрация там началась давно – это сказки, что до восстановления монастыря ничего не делалось. Я хотела работать в музее-заповеднике, поступила в Институт культуры на музееведение, но музей закрылся, и когда я, расстроенная, в очередной раз приехала на Валаам, оказалось, что там нужны мои швейные умения. И я открыла швейную мастерскую, помещение нашлось в Зимней гостинице, меня там прописали, а в 1996 году родился сын, который с самого начала был прописан на Валааме.

Здание было передано монастырю в хорошем состоянии, но за десять лет его состояние стало неудовлетворительным

До начала 2000-х я обшивала местное население, а в 90-х и для монастыря шила облачения – он был тогда очень бедный. Когда надобность в этом отпала, я перешла на сувенирную продукцию, шила рюкзаки и сумки, востребованные и населением, и туристами, и братией, продавала все это на ярмарке, которая сначала была муниципальной и для нас бесплатной. А когда ее в 2004 или 2005 году передали монастырю, монастырь сразу установил арендную плату, которая все повышалась. У меня заболели родители, было очень тяжело, я несколько раз просила паломническую службу снизить аренду, но мне всякий раз отвечали, что здесь не собес.

– Людмила, вы хотите что-то добавить?

– Да, уточнить. Земля оставалась муниципальной, муниципальная власть могла заключать или не заключать договор с паломнической службой. Они его заключали с организацией ООО "Валаам-сервис", полностью коммерческой, но одним из ее учредителей был монастырь.

– Филипп, как я понимаю, вы переживаете не только за свою семью, но за многих других жителей Валаама?

Кто-то получил компенсации, но далеко не все

– Да, до нашего выселения были выкинуты вещи семьи Маркович, вещи директора дома культуры Шевелевой – она уехала в командировку в Москву, вернулась – дом разгромлен, и так же поступили с Андреем Даниловым, с местным фельдшером, с работником лесхоза. Процессы против отдельных людей с 1990 года шли постоянно. Кто-то получил компенсации, но далеко не все. Так же поступали не только с отдельными людьми, но и с организациями: люди уходили с работы, наутро возвращались, а там замки – помещения занял монастырь.

А уж ликвидация всесоюзного музея-заповедника – это преступление, закрыть его могла только Федерация или союзное правительство, а это сделали келейно, это до сих пор нераскрытое пятно на Минкульте. Это же был объект с громадными активами, с туризмом, и все сразу отошло монастырю.

– В принципе, это же протоисаакиевская история…

– Да, это сейчас гремит, а в 1992 году на Валааме происходило то же самое, только без шума. Потом вышел закон о передаче недвижимости религиозного назначения церкви, но, естественно, без тех людей, которые имели там ордера социального найма. Однако когда монастырь стал по суду выселять людей, монастырь судился не с властью, которая передала ему объекты прямо с людьми и растворилась, исчезла, а с частными лицами, оказавшимися жертвами этого процесса.

Государство устранилось от решения проблем с людьми

Государство устранилось от решения проблем с людьми. В один прекрасный день я пришел платить за квартиру и не смог этого сделать – коммунальные платежи ушли от муниципалитета к монастырю, а монастырь отказался принимать квартплату. Светские власти должны были сначала разобраться с нами, дать нам другое жилье социального найма, а потом уже передавать освободившиеся квартиры монастырю. Власти не имели права передавать монастырю многоквартирный жилой дом, а монастырь не имел права его брать – в его уставе это право не обозначено, и в качестве кого они нас всех принимали вместе с жильем?

– Людмила, по закону вам с семьей должны были дать равнозначное жилье – это не было сделано?

– По решению кассационной инстанции – Петрозаводского суда – нам предоставили по расценкам соцнайма жилье, находящееся в собственности монастыря. Но если нас так легко выселили из муниципального жилья, то уж выселить нас из жилья, которое принадлежит монастырю, вообще ничего не стоило бы. Да и передача этого жилья совершенно незаконна. Переезжать туда было нельзя, поэтому мы просто сняли жилье в Зимней гостинице, а в этом году нам пришлось уехать – после того как она сгорела. Как только пожар потушили, монастырь привез туда свои ворота и попытался их установить, чтобы люди не могли прийти и забрать свои вещи. Так что теперь мы бездомные. Хорошо, что дети уже взрослые, они работают, снимают в Петербурге однокомнатную квартиру, и мы все вместе там живем.

– Варвара, а когда ваш сын так тяжело заболел, монастырь не вошел в ваше положение, не помедлил с выселением?

Нам до последнего говорили, что принудительного переселения не будет, что готовятся помещения для тех, кто категорически не хочет переезжать

– До конца лета 2015 года я считала, что я не посторонний человек для монастыря, у меня там было очень много друзей и знакомых. Но тогда в одночасье все стало рушиться. Нам до последнего говорили, что принудительного переселения не будет, что готовятся помещения для тех, кто категорически не хочет переезжать с Валаама. Потом на дверях появились объявления – приходите на жеребьевку в городе Сортавала. Валаам административно приписан к Сортавале, но на деле это другой населенный пункт, до него ехать 40 километров от нашего бывшего дома, и он никогда не был городом моей мечты. Никаких заявлений на переезд туда я не писала, свою квартиру непригодной для проживания не считала.

Были переговоры с епископом, я ему объясняла, что Валаам для меня является смыслом жизни, и мне косвенно дали понять, что мою семью не тронут. Летом 2015-го я пыталась добиться аудиенции у наместника Валаамского монастыря епископа Панкратия – не единожды, а раз 10–15. Всякий раз его келейники мне говорили, что по вопросам переселения он не принимает. Я написала заявление о предоставлении мне жилья на Валааме на время ремонта Зимней гостиницы, а через месяц на нас подали в суд на принудительное выселение.

Мой сын очень тяжело все это переживал. В январе у него диагностировали остеогенную саркому правой плечевой кости

Через неделю на сайте Валаамского монастыря появилась статья о воссоздании часовни преподобного Сергия Радонежского, на которую я пожертвовала довольно крупную для нашей семьи сумму – примерно годовое наше содержание. В статье были слова благодарности и радости за то, что первые пожертвования пришли от людей небогатых, но чистых сердцем. Это было такой вишенкой на торте. Мой сын очень тяжело все это переживал. Он тогда был студентом Петербургского университета. В январе у него диагностировали остеогенную саркому правой плечевой кости.

Все это совпало с началом судов – мы ждали результатов гистологии, и одновременно нам названивали из сортавальского суда с требованием съезжать, освобождать, приезжать на суды. Первая химиотерапия совпала с первым же судом, и в это время они из суда звонили ему и требовали приехать. Нам предложили квартиру в Сортавале, в доме в Фанерном тупике, но мы, как и другие семьи, отказались туда въезжать, потому что на стенах, на откосах, на потолке, над плинтусами сразу были видны ярко выраженные плесень и грибок, не говоря уже о том, что этот дом был не на Валааме. Его преподносили как вновь построенное здание, а на самом деле это было старое административно-промышленное здание на территории промзоны.

Я просила отозвать иски хотя бы в отношении сына, который проходит лечение, но и суд, и представители Валаамского монастыря были непреклонны. Мы вместе с судьей выезжали на этот объект в Фанерном тупике, судья своими глазами видела плесень и грибок, а представитель застройщика говорил, что это просто мухи покакали. И судья постановила переселить нас в эти помещения. Мы подали апелляцию и заказали микологическую экспертизу, которая выявила грибок и плесень – уж если для здорового человека там опасно находиться, то что говорить об онкологическом больном – для него это просто смертельно.

В обследованных помещениях отмечено наличие микроскопических грибов на поверхностях отделочных материалов

Из заключения микологической экспертизы: "В обследованных помещениях по адресу г. Сортавала, Фанерный тупик, д. 7а, отмечено наличие микроскопических грибов на поверхностях отделочных материалов. Численность микроскопических грибов в воздухе помещений на момент проведения экспертизы превышала рекомендуемую норму".

– Варвара, но вы продолжали бороться?

– Да, но Верховный суд оставил решение суда первой инстанции в силе. Вообще, церковь настолько слилась с государством – когда была назначена строительная экспертиза, петрозаводские эксперты приехали в сопровождении разных чиновников из Петрозаводска, которые сказали, что это отличный дом, сами бы жили. Он действительно неплохо выглядит, обит веселыми панелями – если не знать, что внутри, под этим фантиком. Они же просто надстроили и красиво обшили сайдингом бывшую контору мясокомбината, которая до этого несколько лет простояла пустая, промерзла, отсырела и покрылась плесенью и грибком, – отмечает .

Между тем, в ответе Государственного комитета Республики Карелия по охране объектов культурного наследия местному уполномоченному по правам человека Шарапову говорится, что, во-первых, "для предоставления гражданам, переселяемым из здания Зимней гостиницы на о. Валаам, в г. Сортавала построен 18-квартирный жилой дом по ул. Фанерный тупик, д. 7А". А еще в этом ответе говорится, что "граждане продолжают ошибочно настаивать на том, что здание Зимней гостиницы является жилым домом… тогда как оно изначально было построено Спасо-Преображенским Валаамским монастырем для собственных нужд как гостиница для паломников и является объектом религиозного назначения".

В подворье Валаамского монастыря нам сказали, что с бывшими жителями острова все в порядке, на наш письменный запрос ответа не последовало.

– Людмила, а вы за эти годы обращались к кому-то за помощью?

Десять лет мы писали в прокуратуру, в мэрию, главе Республики Карелия, федеральным властям, уполномоченному по правам человека

– Десять лет мы писали в прокуратуру, в мэрию, главе Республики Карелия, писали федеральным властям, писали уполномоченному по правам человека – горы писем отправлены. И ответы всегда одни и те же – обращайтесь к игумену, обращайтесь в монастырь, как будто мы – подданные игумена. То есть нас полностью передали в его распоряжение.

– Варвара, что-нибудь изменилось после того, как вы написали открытое письмо патриарху Кириллу?

– После отправки этого письма события развивались стремительно, как сериал. Были звонки от судебных приставов, отказавших мне в приостановлении исполнительного производства по выселению. После этого я пошла в поликлинику, и мне там стало плохо, меня по скорой отвезли в петербургскую Александровскую больницу с гипертоническим кризом. Я и мой представитель уведомили приставов, что я в больнице, тем не менее, 14 июля моя квартира была вскрыта, а мои вещи вынесены из нее в неизвестном направлении при участии работников Валаамского монастыря под прикрытием судебных приставов Сортавалы.

А потом начались звоночки их патриархии: зачем же вы говорите, что вас выселяет ставропигиальный монастырь? Я говорю – а что мне делать, когда мои вещи были выкинуты, пока я находилась в стационаре? А позавчера я получила по полуофициальному каналу письмо от епископа Панкратия.

Моя квартира была вскрыта, а вещи вынесены при участии работников Валаамского монастыря под прикрытием судебных приставов Сортавалы

Вот выдержка из этого письма: "К сожалению, я узнал о постигшем Вас несчастье только из Вашего письма Патриарху. Если бы Вы обратились непосредственно ко мне раньше, мы, безусловно, нашли бы взаимоприемлемый выход. После изучения вопроса мною принято решение удовлетворить Вашу просьбу. Приношу Вам свои извинения и заверяю вас в своем добром отношении и искреннем желании помочь. Молимся о здравии Вашего сына Дмитрия". Письмо отправлено на официальном бланке и подписано епископом Панкратием.

– И все-таки, Варвара, это ведь все равно не документ о предоставлении жилья, не ордер, а только заверения в добрых намерениях. Что же дальше?

– Епископ сетует на то, что я не обратилась к нему лично, но ведь на самом деле я много раз пыталась это сделать. И что будет дальше, я пока не знаю, – сказала в интервью Радио Свобода бывшая жительница Валаама .

Лежат многочисленные острова, и самый крупный из них - Валаам.
Светлые воды бурного озера омывают архипелаг; вдаваясь в берега Валаамских островов, они образуют живописнейшие заливы и проливы, многие из которых служат убежищем для судов, ищущих спасение от ярости волн. Дивные картины отражающихся в чистых спокойных водах высоких отвесных скал сменяются видами дремучего леса, стоящего по берегам больших и малых островов.
Есть на земле места, словно особо предназначенные для прославления величия Творца, напоминающие о первозданной гармонии бытия. Довольно часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам - архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.

Остров Валаам, Ладога

Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, "не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту, и на глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид".

Название "Валаам" переводят с финского как "высокая земля", менее вероятный перевод - "земля клятвы" или "земля света". Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Валаам немыслим без монастыря.
Заповедные острова архипелага Валаам расположены в северной части самого большого озера Европы - Ладожского. Вокруг главного острова Валаам, давшего название всему архипелагу, находится свыше 500 островов; общая площадь Валаамского архипелага - 36 квадратных километров, площадь о. Валаам - 27,8 кв. км. Происхождение названия острова доподлинно не известно. По одним версиям оно восходит к имени языческого бога Ваала. В финском же этимологическом словаре приводится слово valatka, означающее в переводе "ладожский сиг".

Хотя Валаам считается самым большим островом архипелага, размеры его невелики: длина - 9,5 километров, ширина - 6 километров. Он поднимается на 60 метров, что и придает острову такой величественный вид. Западный и южный его берега встают над гладью озера огромными неприступными гранитными скалами, уходящими на десятки метров под воду.


Северная и восточная части, напротив, пологие, причудливо изрезанные естественными проливами, образуют множество маленьких островков, и в иных местах по неглубоким бродам можно даже перейти с одного острова на другой.
Валаамская природа уникальна. На острове насчитывается около 450 видов растений, леса большей частью хвойные, но встречаются здесь дубовые рощи, пихтовые и лиственные аллеи, а также яблоневые сады, высаженные монахами еще в XIX веке. Богат и разнообразен животный мир Валаама, большое количество птиц гнездится на скалистых его берегах.
Расположение архипелага в районе наибольших глубин Ладожского озера (233 м) влияет на климат островов. Средняя температура июля +17 градусов, февраля -9.

За свою долгую жизнь таинственный Валаам привлекал к себе внимание многих. Основанный здесь в XIV веке мужской православный Спасо-Преображенский монастырь, претерпевший за свою большую историю множество перемен от недолгих лет процветания до полного запустения, к середине XIX века достиг наивысшего расцвета. Именно в это время на Валаам отправлялось множество богомольцев и туристов, художников и писателей. Неповторимую суровую красоту этих мест отразили в своем творчестве художники Н.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих, М.К. Клодт, Ф.А. Немирович-Данченко, А.Н. Апухтин.
В то время из Петербурга до Валаама можно было добраться за двое суток, сейчас на современных теплоходах - за десять часов. С 1979 года Валаам, превращенный в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, принимает туристов и паломников из России и многих других стран мира.

Иоанно-Предтеченский остров, Валаам

СВЯТОЙ ОСТРОВ ВАЛААМ, ИСТОРИЯ
Остров Валаам, находящийся на , является одним из самых знаменитых святых мест в России. История этого острова - это в первую очередь история монастыря. По преданию, основан монастырь был еще в X веке святыми Сергием и Германом. Однако впервые в источниках обитель упоминается в связи с походом шведов в 1163 году, из-за чего монахи перевезли все ценности в Новгород Великий. Позднее монастырь окружается каменными стенами, однако это не спасает его обитателей от многочисленных войн. Практически каждое шведское вторжение в русские земли начиналось с захвата Валаама. Стоявшая насмерть братия, как правило, полностью гибла при обороне обители. С 1617 года остров переходит во владение Швеции, и монастырь временно прекращает действовать.

В 1715 году, по приказу Петра I, на острове, снова отвоеванном Россией, строится деревянная церковь, колокольня, хозяйственные постройки. Однако два пожара, произошедшие в XVIII веке, а так же суровость местной природы, состоящая из камней земля, не давали обители развиваться, и она запустевает. Только в 1785 году его было решено возродить, причем постройки планировалось делать из камня. Валаамский монастырь был местом ссылки духовных лиц, остров запрещено было покидать. Обитель расцветала, трудами монахов на ней даже выращивали фрукты и виноград.

После революции обитель, как и вся Карелия, отошли в состав независимой Финляндии. Монахи терпели определенные стеснения, ведь на острове размещались финские войска и службы велись на финском языке. В 1940 году остров вошел в состав СССР, монахи сбежали в Финляндию, где основали новую обитель. На острове же, сначала разместилась школа боцманов, а потом и немецкий гарнизон, захвативший Валаам. Только в 1944 году остров был освобожден и вновь вошел в состав СССР. С тех пор население Валаама растет, этот край стал настоящим раем для туристов, стремящихся увидеть знаменитую северную природу. Но это привело и к негативным последствиям - приезжие оставляют многочисленные следы своего пребывания и серьезно вредят уникальной природе этого изумительного острова.

Свято-Владимирский скит

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ВАЛААМ
Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в , самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположен посёлок Валаам, входящий в Сортавальское городское поселение и Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.
Также является популярным туристическим направлением.
На территорию острова приходится более 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км. Расстояние до берега — 22 км.
Природные особенности определяются положением архипелага в акватории крупнейшего в Европе озера — Ладожского.
Территория Валаамского архипелага относится к среднетаёжной подзоне таёжной зоны.
2 внутренних озера с сильно изрезанной береговой линией общей площадью около 100 га, соединённые между собой и Ладожским озером каналами;
9 небольших лесных озёр-«ламб»;
разветвлённая сеть мелиоративных канав (XIX век).

Рельеф
Тектонический. Сильно расчленённый тип. Отметки высот над уровнем моря — в интервале от 5,1 до 58,3 м.
Весна приходит в конце марта. Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Средняя температура июля +17°. Зима со снегом начинается в начале декабря. В середине февраля налаживается автомобильное сообщение с ближайшим городом Сортавала (42 км). Средняя температура февраля: −8°.

Флора
На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Сохранились сады с более чем 150-летними плодовыми деревьями. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 % — сосна).

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ НА ВАЛААМЕ
Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Также приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные М. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.
Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И. И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А. И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). В 1970-х годах создал серию чёрно-белых линогравюр известный карельский художник-график А. И. Авдышев, посвятил Валааму ряд своих работ мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев.
В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР на Валааме в здании Зимней гостиницы бывшего монастыря разместили Дом инвалидов войны и труда.

Скит Валаамской Божьей Матери

Административное управление
В 2003 году, когда был принят федеральный закон о местном самоуправлении, возник вопрос о статусе посёлка Валаам. Согласно этому закону в субъектах Российской Федерации должны быть разграничены органы местного самоуправления, — определены городские и сельские поселения, установлены их границы. Был принят соответствующий закон и в Республике Карелия. И посёлок Валаам, в числе прочих был включён в список муниципальных образований и наделен самостоятельным статусом муниципального образования — Валаамское сельское поселение. Но в начале 2005 года главой администрации Сортавальского района С. В. Рыжковым было инициировано решение об упразднении самоуправления посёлка Валаам и включении его в состав города Сортавала. Но с этим решением не согласились некоторые жители Валаамского сельского поселения. Возникший конфликт перерос в судебную тяжбу в Верховном суде Республики Карелия, а затем и в Верховном суде Российской Федерации.

В июле 2006 года в дело вмешался патриарх Алексий II.
Мирское поселение на Валааме в настоящий момент не имеет официального административного статуса. Валаамцы-миряне желают, чтобы их посёлок получил официальный статус сельского поселения, что даст им возможность участвовать в муниципальных выборах.
Законность их требований подтвердил и Верховный суд Республики Карелия, однако руководство монастыря противится этому, затягивая процесс присвоения официального статуса мирскому поселению.
В посёлке из социально-бытовой инфраструктуры на острове имеется: детский сад, дом культуры с универсальным зрительным залом, общеобразовательная девятилетняя школа, больница (с 2007 г. — врачебная амбулатория), библиотека, отделение связи, продуктовый магазин.

Коневский скит Остров Валаам

ИСТОРИЯ ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ
История обители:: Начало обители на Валааме
Валаамский монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях.
У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Таким застал этот остров век апостольский. Этимологический разбор финского названия "Валамо" подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес - однокоренные слова, а "мо" по-ижорски - земля. Таким образом, Валамо - земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу1.
Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов , а затем Валаама, где благословил горы острова крестом.
Житие святого Авраамия Ростовского2 свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие "от восточных стран", греческие священноиноки. В службе говорится, что их "любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва - непрестанна, нрав - кроток, слез струи - приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие". В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный3 быт в основанном ими монастыре.
Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь непосредственно после преподобных Сергия и Германа, неизвестно. Бесспорно, в монастыре были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания или степени для искуса желающих ангельского образа. Для совершения богослужения был возведен храм во имя Святой Троицы. Братия обители проводили богоугодное житие и были добрым примером для других, особенно новокрещеных. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий основатель ростовского Богоявленского монастыря. В источниках упоминаются игумены Иоаким и Феогност, возглавлявшие обитель в период Крещения Руси, но достоверных сведений о них не сохранилось.


В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки - древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности.
В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси - X-XI вв. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. При неприятельских набегах уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей - так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Рассмотрим две основные, существующие на сегодняшний момент версии возникновения монастыря.
Первая из них относит основание монастыря к XII-XIV вв. Эту датировку в своих исследованиях поддерживали церковные историки XIX в.: еп. Амвросий (Орнатский), еп. Филарет (Гумилевский), Е.Е. Голубинский. В настоящее время этой версии придерживается ряд современных ученых: Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзава. Свою концепцию эти исследователи основывают на рукописи XVI века "Сказание о Валаамском монастыре" (изданной Н.А. Охотиной-Линд). Другие современные ученые (Х. Киркинен, С.Н. Азбелев), отмечая эту рукопись как "новый исследовательский материал в ряду других первоисточников, касающихся ранней истории Валаамского монастыря", считают, что "издатели вновь найденного текста наряду с людьми, представившими этот источник, отнеслись к нему слишком доверительно с точки зрения критического исследования. В порыве своего увлечения… они не произвели основательного источниковедческого анализа первоисточника". Следует отметить, что до сих пор не найдено других источников, в которых бы подтверждались данные "Сказания о Валаамском монастыре", в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподобный Сергий Валаамский, как принято считать, основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский.


Вторая концепция относит основание монастыря к X-XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века (Н.П. Паялин, И.Я. Чистович) была известна лишь одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные изыскания последних лет позволили обнаружить и другие подобные упоминания: в собрании Российской Национальной Библиотеки и в Институте Истории материальных культур. Таких записей в общей сложности насчитывается восемь. Наибольший интерес, как самая информативная, представляет запись из собрания Лихачева (ф. 238, оп. 1, № 243): "О святых великоновгородских епископах и архиепископах, и преподобных чудотворцах" XVIII в. В рукописи отмечена память прп. Сергия и Германа, указано на современное (XVII в.) разорение обители, дана ссылка на древний соборный Летописец, где указаны даты обретения (1163 г.) и возвращения (1182) мощей на Валаам.

Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси.
Представляется возможным совместить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV - XV вв. Возможно в дальнейшем учеными будут открыты новые исторические источники, более полно освещающие древнюю историю Валаамской обители.

гора Элеон, Вознесенская часовня

Внутренняя жизнь монастыря и его святые подвижники
Внутренняя иноческая жизнь, как и сам монастырь, переживала периоды расцвета и упадка. Когда вся Карелия после заключения в 1348 году мира в Дерпте была возвращена в состав русских земель, Валаам отдыхал от гонений шведов. В это время в обители преподобных Сергия и Германа процветали и общежитие, и особенное единодушное пребывание "по двема и трием" (т.е. скитское житие), и отходное уединенное молчание (отшельничество).
В дни своего процветания Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части.
В XII веке на Валаам прибыл инок Корнилий. Спустя некоторое время он покинул обитель и основал на Онежском озере свой монастырь в честь Божией Матери. По имени острова он был назван Палеостровским. В XIII веке белозерский князь Глеб Васильевич устроил при устье реки Шексны Усть-Шехонский монастырь. Для устройства монастырского порядка он просил у Валаамского настоятеля направить в новый монастырь игумена Мартирия. Известно, что старцы Валаамские в 1251 году направили туда своего постриженника Геннадия.

Около 1393 года на Валаам из Новгорода прибыл будущий преподобный Арсений Коневский. Юношей, в 1379 году принял он постриг в монастыре, бывшем на Лисичьей горе в Новгородских землях. После одиннадцати лет жизни в новгородской обители Арсений отправился на Афонскую Гору и после трехлетнего подвижничества, с благословения афонского игумена, возвратился в русские пределы. Из рук святогорского игумена он получил в напутствие икону Божией Матери и устав общежития для основания монастыря в северных краях. Прибыв в Новгород, преподобный Арсений, приняв святительское благословение от архиепископа Новгородского Иоанна II, отправился в Валаамскую обитель и подвизался здесь некоторое время. Видя на Валааме многолюдное братство, он решил уйти и "по смотрению Божию, изволением же Пречистыя Богородицы" достиг Коневского острова и там устроил Коневский монастырь. На Валааме преподобный Арсений Коневский оставил по себе неизгладимое воспоминание: братия полюбили его. В 1397 году Валаамский игумен Сила отправил к нему на остров Коневец инока Лаврентия с приглашением возвратиться на Валаам, но преподобный отказался: уже три года он подвизался на острове в безмолвии.


В XV веке подвизался в обители будущий преподобный Александр Свирский. Здесь он прошел все послушания, принял монашеский постриг. В безмолвии совершал он свой подвиг на одном из монастырских островов, поныне именуемом Святым, где по-прежнему сохраняется пещера подвижника в расселине скалы и находится скит, освященный во имя преподобного. Отсюда по указанию Божию отправился он на реку Свирь, где основал свой прославленный монастырь.
До 1429 года жил в Валаамском монастыре преподобный Савватий Соловецкий, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь он был принят игуменом в число братии, проходил "со всяцем смирением и многим терпением и кротостию зельною" все монастырские послушания, подражая многотрудным подвигам Валаамских иноков. Усугубив же труды свои, он превзошел всех своей подвижнической жизнью. Это обстоятельство внушило ему мысль оставить Валаам и поселиться на Соловецком острове, где никто бы не был свидетелем его подвигов. "И моляше настоятеля Валаамскаго, да отпустит его". Настоятель же и братия, не желая с ним расставаться, умоляли старца не оставлять их. Некоторое время преподобный оставался с ними, но однажды ночью, "помолився Богу и на Того помощь возложи вся", ушел из обители, направившись к Соловецкому острову. Здесь, при содействии Валаамскаго старца Германа, он положил начало иноческому житию6.

В одно время с преподобным Савватием в Валаамской обители находился преподобный Евфросин Синоезерский. Он прожил шестьдесят лет в затворе Саввиной пустыни близ Твери. Утомленный посещениями иноков и мирян, нарушавших его безмолвие, преподобный удалился на Валаам. Слава добродетелей его привлекала и сюда целые семейства из окрестных селений. Это побудило его через несколько лет возвратиться в Саввину пустынь.
Под руководством преподобного Савватия Соловецкого подвизался на Валааме и инок Геннадий. Савватий был старцем, а Геннадий учеником. Впоследствии Геннадий в сане архимандрита управлял Чудовским монастырем. А в 1485 году его возвели на архиепископскую кафедру Великого Новгорода. За высокую духовную жизнь и святую ревность он был причислен Православной Церковью к лику святых.

В это время проводил на Валааме отшельническую жизнь преподобный Афанасий, основатель Сяндемской обители, ученик святого Александра Свирского.

Во время пребывания преподобных Александра и Афанасия на Валааме здесь несколько лет подвизался святой Адриан Ондрусовский (в миру Андрей, происходивший из рода дворян Завалишиных). Удалившись с Валаама, старец Адриан поселился в уединенном месте и основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовскую обитель. Этот муж был столь высокой жизни и исполнен такой мудрости, что преподобный Афанасий Сяндемский, будучи уже наставником своего братства, имел с ним частые духовные беседы для собственного научения.
Таков дивный сонм светочей монашества, воссиявших на горах Валаамских, деяния которых свидетельствуют о цветущем состоянии подвижнической жизни в описываемый период.
Жители ладожских берегов были обращены иноками Валаамского монастыря из язычества в православную веру. По берегу до самого Кексгольма (ныне город Приозерск) стояли православные храмы.
Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь Валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV-XVI веках дало основание называть его честной и великой Лаврою.

храм Александра Невского

Возрождение обители
Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил "передать в пользование" Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. Наместником обители был определен архимандрит Виктор (Пьянков), впоследствии епископ Подольский.
Первые шесть насельников - иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил) - прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов ("Морской дом").
С приездом монахов постепенно затеплилась духовная жизнь на острове. Возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы. 25 мая 1990 года, на Вознесение Господне, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил главный престол нижнего собора. Новое важное для обители решение о возвращении обители всех храмовых и административно-хозяйственных зданий было принято Верховным Советом Карелии в 1990-1991 годах.
С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Несмотря на свою занятость, Святейший Патриарх почти ежегодно отмечал день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе. Во время посещения обители Его Святейшество подробно знакомился с жизнью братии как в монастыре, так и в скитах, беседовал с братией.

С января 1993 г. обитель возглавляет игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев), ранее состоявший в братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на послушании эконома. Братия за это время значительно возросла, теперь она составляет около 150 человек. Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы.
В мае 1991 года братия обители обрели великое духовное сокровище - нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Отец Антипа родился в Молдавии в селе Калоподешта, подвизался на Святой Горе Афон, был одним из основателей румынского скита Продромос. В 1992 году Священный Синод Румынской Православной Церкви причислил преподобного Антипу Калаподештского к лику святых Румынской Православной Церкви преподобного Антипу Калаподештского. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2000 году имя преподобного Антипы Валаамского было внесено в святцы русской Православной Церкви (память 10/23 января). Отныне Валаамская обитель получила еще одного молитвенника у Престола Божия. Мощи преподобного Антипы Валаамского помещены в раку, которая установлена в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают по своей вере помощь и исцеления от болезней.

В 1996 году престольный праздник монастыря - день памяти преподобных Сергия и Германа был отмечен особыми торжествами. Обитель посетили Патриарх Алексий II и впервые в истории Валаама - глава Поместной Православной Церкви, митрополит всея Америки и Канады Феодосий, который передал монастырю бесценный дар - частицу мощей преподобного Германа Аляскинского, а Святейший Патриарх - большую икону святого.17 июля 2002 года в Валаамском монастыре состоялось духовное торжество - встреча игумена афонского монастыря Ватопед архимандрита Ефрема с братией и паломниками. Архимандрит Ефрем привез в дар обители храмовый образ, список с чудотворной иконы "Пантанасса" ("Всецарица"), который был специально написан для монастыря и освящен на Святой Горе Афон. Архимандрит Ефрем также принес в дар Валаамской обители мощи почитаемого Афонского подвижника благочестия старца Иосифа Исихаста.


В силу сложившихся исторических обстоятельств почти все сохранившиеся после неоднократных разорений Валаамской обители святыни и реликвии оказались вне Валаама или были безвозвратно утрачены в послевоенное время. Поэтому огромное значение для возрождающейся обители имело обретение древней святыни - креста-мощевика с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона, который был выкуплен из частной коллекции и передан в дар Валаамскому монастырю благотворителем. 22 апреля 2004 года на Московском подворье состоялась торжественная передача уникального креста-мощевика. Древний крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона - родовая святыня бояр Нащокиных.
По благословению Его Святейшества (4 июля 1999 г.) было установлено Празднование Собора Валаамских святых, на второй день после Преображения, престольного праздника обители. Одно из значительных для обители событий произошло летом 2000 года, когда на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были прославлены 34 преподобномученика XVI в., новомученики и исповедники XX века: святитель Феофан Соликамский (Ильменский), преподобномученики Арефа (Митренин) и Иеремия (Леонов). 27 декабря 2000 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века от Спасо-Преображенского Валаамского монастыря имена иеромонахов Патрикия (Петрова) и Сергия (Гальковского), иеродиакона Андроника (Барсукова), монаха Тавриона (Толоконцева). 11 мая на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было принято решение о включении имени преподобного Назария (Кондратьева), местночтимого святого Тамбовской епархии в Собор Валаамских святых. В октябре 2004 года по благословению Святейшего Патриарха в Собор Валаамских святых были включены имена новомученика и исповедника Афанасия (Егорова), преподобномученика Иувеналия (Говорухина), канонизированного Американской Православной Церковью и преподобного старца Илии (Чеботарева), канонизированного 29 декабря 2003 году в Екатеринбургской епархии.


В 2002 году Святейшим Патриархом была освящена первая в России церковь, посвященная Валаамской иконе Божией Матери, устроенная после усердных молитв всего братства в помещении некогда упраздненного Никольского храма во внутреннем каре монастыря, где в 1897 году и была обретена чудотворная икона. В 1997 году, через сто лет, в связи с неизменным почитанием верующими этого образа, Его Святейшество установил совершать празднование иконы Божией Матери "Валаамская" 14 июля. Сейчас Валаамский образ Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления.
Новым этапом в истории возрожденной обители стало создание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году были завершены реставрационные работы по восстановлению живописи собора на площади свыше 5 тысяч м². Освящение главной святыни монастыря было совершено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня - престольный праздник обители.

В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время восстановлено одиннадцать.
По традиции валаамская обитель имеет подворья в Санкт-Петербурге: одно - с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери и приделами во имя свят. Николая и преп. Серафима Саровского, часовней святых новомучеников Российских (до революции - подворье Стаpо-Ладожского Успенского женского монастыря, 1904-09 гг., арх. Вас. А. Косяков), другое - историческое, у бывшей пристани на Синопской набережной. В Москве историческое подворье на ул. Тверской-Ямской. Есть и новые подворья - в Приозерске с церковью во имя Всех святых (1890-94, арх. И.Я. Аренберг), в Сортавале с деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца, на Кавказе.

Скит всех святых, Валаам

Вековые монашеские традиции Валаама, как других российских обителей, были прерваны в годы богоборческих гонений. Сейчас вся братия, включая и трудников, живет в капитально отремонтированном Братском корпусе внешнего каре (на отгороженной территории монастыря) и занимает помещения внутреннего каре. Братия призываются не только к внешнему деланию, т.е. неопустительному присутствию на богослужении, трудам послушания, келейному правилу, но и к внутреннему, духовному, составляющему сущность монашеского подвига, постоянному упражнению в Иисусовой молитве, борьбе со страстями, к откровению помыслов, частой исповеди и причащению Святых Христовых Таин.
Как провидчески сказал о Валааме в 1936 г. замечательный русский писатель И.С. Шмелев, "придет время, и расцветут подросшие цветы духовные: "Господний посев не истребится". Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая". Ныне на Валаам ежегодно прибывают тысячи людей, в последние годы - все больше богомольцев, стремящихся прикоснуться к живоносному источнику православной веры.

Воскресенский скит

_______________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
Азбелев С. Н. Версии основания монастыря на острове Валаам // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 1(39). С. 5-15.
Валаам: библиографический указатель литературы. — Петрозаводск, 2007.
Михайлова Л. В. Валаам и другие идентичные сакральные пространства русской культуры // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 3 (май — июнь).
Михайлова Л. В. Валаам как духовный центр культурного пространства Русского Севера // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология.
Михайлова Л. В. Телесное и духовное рождение человека в контексте социально-природной среды на примере Валаама // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 1 — Философия. Политология.
Калесник С. В. Ладожское озеро
Даринский А. В. Ленинградская область. Л.: Лениздат, 1975. С. 40.
сайт Википедия
http://www.worlds.ru/europe/russia/history-ostrov_valaam.shtml
http://valaam.ru/
http://www.photosight.ru/

Кто упрям - иди на Валаам...


В алаам это не только монастыри.
Тут еще живут валаамцы - простые люди, которые жили тут всегда. Этот пост об их трудной, но счастливой жизни на острове. Стать местным жителем в настоящее время еще сложнее, чем монахом... прописка тут уже закрыта.

Сегодня на архипелаге, кроме монахов, постоянно живет около 80 человек. Есть почта, милиция, медпункт, школа. Монахов тут теперь уже больше, чем просто жителей.

История Валаама это не только история скитов и монастырей. В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. Повод - на Валааме хороший чистый воздух и природа, но по сути, это была ссылка калек который уже не могли работать, но мозолили глаза другим гражданам СССР напоминая о войне.
В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны... каково им было калекам, собранным вместе, знают только они сами. Но сомневаюсь, что весело.

В результате тяжелейшего ранения этот воин потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан на острове Валаам в 1974 году.

Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.

Богадельни находились в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях.

По местному поселению острова нас прокатил водитель. Спасибо ему за экскурсию.

Местный "Водоканал")))

Такие "таблетки" УАЗы тут популярны...

Хорошие друзья у фермы)))) раз такие машинки дарят)))

В этом здании он прожил почти всю свою сознательную жизнь. Тут все как у людей - центральное водоснабжение, электричество. На Валааме есть свой детский сад и школа))) тут у него машина, катер. Зимой рыбалка, летом туристы, которым надо показать скиты, рассказать что что никто больше не расскажет... в Сортавала выбирается редко.

Этот сарай старый, дореволюционной постройки. Только крыша новая и пристройка.

Как я понял, это детский сад.

Вид на главный или центральный монастырь Валаама.

Машины приезжих ВИПов и местной братии)))

Тут живут трудники. Для паломников отдельные места и гостиницы.

Еще один способ тут заработать. Цены кусаются. Час 8000 руб.

А вот и наш водитель - экскурсовод))) спасибо за экскурсию)))

Такое впечатление что тут везде играют в футбол)))

Когда развалился СССР, местные жители писали письма Ельцину, просили вернуть монахов, поднять монастыри, возродить туризм. А теперь возродили. На свою голову...

Чувствуется местные обижены на церковь и монастыри. Теперь местные жители монастырям мешают. Монастыри запрещают им причаливать к пристани, мешают перевозить и регистрировать машины, вытесняют всячески. Прописать даже родившегося ребенка можно только через суд - прописка тут закрыта. Пытаются закрыть детский сад и школу. Местные тут не нужны, тут нужны туристы, трудники и паломники...

Монастырь построил два больших дома в Сортавале и предоставил квартиры желающим переехать. Существуют программы по переселению местных жителей на материк, но переезжать хотят не все.

Счастья подвалило...

Сейчас тут прокладывают новые электрические линии, новые трубы для водопровода (с электронными датчиками на улице) и т.п.

Дорога к Никольскому скиту.

Этот дом построили себе энергетики Валаама)) тут живут и рядом работают.

Тропинка...

Отвлек от важных дел кошечку...)))

Котята это святое!

Другие интересные факты:

Общая площадь 50 островов - 36 кв. км.

На южной оконечности острова Валаам находится небольшая, но действующая воинская часть МО РФ.

В Валаамский монастырь ежегодно прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы.

По неофициальным опубликованным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один, при этом Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь.

Здесь растет 480 видов растений (часть из которых привезены монахами), встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, лисы, зайцы, белки.

Возможно скоро просто так на Валаам уже не попадешь. Только как паломник и по благословлению (т.е. с разрешением). За основу регулирования РПЦ хочет взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, каждому из них выдается особое письменное благословение — дьямонитирион. И нет лишних людей типа нас.

Некоторые фото (С) интернет.

Валаам – прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

Фото Валаама и факты

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

1. Валаам – монастырь на островах

3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские – святые без жития

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник “Чудеса преподобных Сергия и Германа”.

4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них “великий недуг и расслабление членов”, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают “под спудом”. В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть “русской”, Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

6. Валаам – светильник Финляндии

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал “Утренняя заря”, книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-“киновия” для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

7. На Валааме есть ферма…

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

8. …и растут арбузы и дыни!

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни – 3 кг, тыквы – около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!



Похожие статьи