Виды и типы речевых ошибок. Причины и виды речевых ошибок

11.10.2019

Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Технологии:

  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

4. Пакет материалов к уроку у каждого ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком ) и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно ) слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами ).

II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

  • В таких случаях я взглядываю (заглядываю ) в “Орфографический словарь”.
  • Соперники ревностно (ревниво ) относились к успехам друг друга.
  • Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо ) выполнять приказание.
  • Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное ) впечатление.
  • III. Неразличение синонимичных слов.

  • Имя этого поэта знакомо (известно ) во многих странах.
  • Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место ) рекламе, и это нам не импонирует (нравится ).
  • IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

    1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены ) очень удачно.

    3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги ).

    4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания ; это “…все равно, - считал он, - что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

    V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

  • Этому,безусловно, талантливомуписателю М.Зощенко палец в рот не клади , а дай только посмешить читателя.
  • Сизифовым трудом
  • (напрасным трудом ) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.
  • Солнце светило во всю Ивановскую .
  • ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую , обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

    VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

  • На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу ).
  • Не могла и не схотела (захотела ) Катерина жить в “темном царстве”.
  • Неожиданно на подмогу (помощь ) Чичикову пришел капитан-исправник.
  • VII. Нарушение лексической сочетаемости.

    1. Родилась
    (Сохраняется ) традиция широко праздновать День города. (Традиция - это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)
  • Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста ), писатель создал один из лучших своих романов.
  • Помещики присваивали львиную часть (львиную долю ) доходов крестьян.
  • VIII. Употребление лишних слов (плеоназм - от греческого “излишество”).

  • Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию ).
  • Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.
  • Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры ). Сувенир – это подарок, сделанный на память.
  • Мы дорожим каждой минутой времени (минутой ). Минута – единица времени.
  • IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

    1. Этот необыкновенный случай случился (произошел ) со мной в молодости.

    2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил ) свои впечатления о русской деревне.

    3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин ) наш город.

    X. Неоправданное повторение слов.

    1. Павел упорно работает над задуманной книгой . Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

    2. Недавно я прочитала одну книгу . Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

    книге рассказывается…

    XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

    1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан . Сапоги были почти новые . Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

    2. Павел упорно работает над задуманной книгой . Наконец, три главы книги написаны.

    Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

    XII. Неудачное употребление местоимений.

    1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

    2 После своего (совершенного ) убийства им овладевает страх.

    4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

    (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

    Упражнение № 1

    Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

    1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

    Упражнение № 2

    Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

    1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

    Упражнение № 3

    Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

    1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

    Упражнение № 4

    Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

    1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

    5. Итоги урока.

    Полученные сегодня знания очень важны для вас в жизни, а не только при написании сочинения. Любая неправильность затрудняет понимание и мешает вашему общению.

    6. Домашнее задание.

    В качестве домашнего задания учащимся предлагаются индивидуальные карточки с их речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.

    Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б” Халилуллиной Алины):

    1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями проблему умения общаться . В этом тексте автор сравнивает умение общаться русского и иностранца.
    2. А русский человек, как показывает Гоголь, к начальству проявляет свое угодничество , если кто-то выше него по чину, он ему угождает во всем…
    3. Позиция автора состоит в том, что человек не должен быть чинопочитателем, не должен проявлять высокомерие, а должен всегда помнить о человеческом достоинстве.
    4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь относиться к людям так, как они такового заслуживают.

    Лариса Фоминых

    Ошибка грамматическая или речевая?

    Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) - за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки - помочь учителю в определении характера названных недочетов.

    Грамматическая ошибка - это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

    Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании - только на письме.

    Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

    I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

    II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

    1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

    2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

    3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

    4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

    5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

    6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

    7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

    Ш. Синтаксические ошибки - нарушения в построении словосочетаний и предложений:

    1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

    2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

    4) в построении предложений с однородными членами:

    а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

    б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

    в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

    5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

    6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

    7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

    8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

    Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

    9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

    Основные виды речевых ошибок

    Речевые ошибки - это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

    1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех - грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

    2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

    Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

    Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

    Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

    Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

    3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

    4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

    5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

    7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

    8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

    9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

    10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

    Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

    Не бывает напрасным прекрасное.
    Не растут даже в черном году
    Клен напрасный, и верба напрасная,
    И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

    Лениво дышит полдень мглистый,
    Лениво катится река.
    И в тверди пламенной и чистой
    Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

    11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

    12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

    Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

    Грамматические ошибки Речевые ошибки
    1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
    2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
    3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
    4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
    5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
    6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
    7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
    8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

    Тренировочные задания

    1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

    1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

    2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

    3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

    4. А у нас во дворе сделали новую качель!

    5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

    6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

    7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

    8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

    9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

    10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

    11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

    12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

    2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.

    1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

    2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

    Ошибки речевые, грамматические,
    этические, фактологические…

    Готовимся проверять сочинения на ЕГЭ

    Надо признать:
    плохая образованность у нынешней молодежи.

    (Из сочинения на ЕГЭ)

    Речевые ошибки

    Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

    Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.

    Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных людей.

    Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова, она также часто встречается в сочинениях выпускников: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

    Экзаменуемые нередко нарушали привычную лексическую сочетаемость слов – в результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с матерью. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

    Изучению фразеологизмов в школьной программе уделяется крайне мало времени – в результате учащиеся имеют весьма смутное представление о нормах употребления устойчивых сочетаний. Они плохо знают значение фразеологизмов, часто искажают их состав, что приводит к разрушению двуплановости образа, лежащего в его основе; возникает противоречивость образов и контекста, позволяющего понимать выражение буквально:

    С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

    Эти дети были обделены от радости.

    Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

    Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

    Низкий поклон перед теми, кто воевал.

    Над ним разыграли шутку.

    Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

    Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

    Стилистические ошибки

    Большую часть речевых ошибок составляют ошибки, которые являются собственно стилистическими. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Авторскую позицию выражает пословица, которая гласит: «По одежке встречают по уму провожают». Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

    Довольно часто речевые недочеты в текстах экзаменационных сочинений ощущаются, однако классифицировать их очень трудно; в этом случае, на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию 6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей группой ошибок, ведущих к нарушению требования чистоты, богатства и выразительности речи – это речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже, удачно – не вполне удачно сказано»; они менее строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ. Это тавтология – ошибка, состоящая в употреблении слов, повторяющихся в небольшом контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод...… Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев.

    Грамматические ошибки

    По критерию 9 оценивается соблюдение грамматических норм в текстах экзаменационных сочинений. Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки).

    Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются:

    Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. Общественный устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее были приклонности к музыке. Воины проявляли упорность и отвагу. Надо понять, что все это не зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость характера героев. Л.Толстой назвал народ толкателями истории. Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.

    Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.

    Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

    Более худшего примера не привести.

    В те годы Россия была голодна и нища.

    Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

    Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

    Ветерану хотелось слов без фальша.

    В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.

    Мы узнаем об ихних планах.

    Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

    Еще Гоголь писал о великости русского народа.

    Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

    Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!

    Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

    Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

    Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

    Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.

    Русский язык необъемлем.

    Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

    Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:

    По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

    С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

    Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

    Те, кто любят литературу, знают это имя.

    Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

    Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

    Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

    В подтверждение этому приведу такой эпизод.

    Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

    Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

    За подвиг ученого он был удостоен орденом.

    Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

    Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

    Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

    Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

    Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

    Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

    Не став развивать талант, его можно загубить.

    С 2006 года в систему оценивания заданий с развернутым ответом включены два дополнительных: К–11 – Соблюдение этических норм и К–12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

    Этические ошибки

    В первом случае имеется в виду особый вид речевых ошибок – этических. Нечасто, но встречались работы, в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

    Этот текст меня бесит.

    Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех книги читать.

    Работы тверских выпускников также не вполне свободны от недочетов подобного рода:

    Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

    Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

    Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

    Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

    Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

    Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

    Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно оценивать действия известных писателей: Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

    Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

    Фактологические ошибки

    Соблюдение фактологической точности в фоновом материале также оценивается по особому критерию. Имеются в виду ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег, Раскольников убивает и ее беременную сестру Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание»...… Фамилию писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так: Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она была в тексте перед глазами пишущих.

    Задание. Найдите и исправьте речевые ошибки.

    Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

    Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

    Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

    Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

    Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

    Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

    В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

    Этот человек был дворянином от мозга до костей.

    Это главная проблема, заложенная в тексте.

    Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

    Шахматы развивают воительность и память.

    Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

    Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

    Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

    Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

    Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.

    Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

    Это был рок судьбы.

    Она хотела помочь семье и отцу.

    Школьные годы пропали не зря.

    Человек в наше время читает книгу по нужде.

    Приведенный в статье негативный материал можно использовать при подготовке к экзаменам выпускников будущих лет.

    Н.М. СЕРГЕЕВА,
    г. Тверь

    Учимся говорить правильно.
    Исправляем речевые ошибки

    Предлагаемые задания помогут школьникам научиться находить, классифицировать, исправлять речевые ошибки и недочеты.

    1. Эта модель демонстративная, она не продается.

    2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.

    3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал очами.

    4. Суд признал его виноватым в совершении преступления.

    5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог подробно и обстоятельно ответить на вопрос из любой области знаний.

    6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

    7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо.

    8. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев.

    9. Наши товары импортируются во многие страны мира.

    10. Я перешел на более экономический тариф.

    Задания

    1) Отметьте предложения, в которых какое-либо слово употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7, 8, 9.)

    2) Отметьте предложения с нарушениями стилистической сочетаемости. (3, 6.)

    3) Отметьте предложения, в которых следовало бы вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)

    Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5 – энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8 – свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.

    1. Разговор с этим человеком играл важное значение.

    2. Красивые портьеры украшали комнату.

    3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.

    4. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.

    5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица.

    6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о жизни чиновника Башмачкина.

    7. Наше агентство предоставляет студентам много свободных вакансий.

    8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.

    9. Ты не видишь очевидных фактов.

    10. В этом магазине дорогие цены.

    Задания

    1) Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)

    2) Отметьте предложения, в которых рядом употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)

    3) Отметьте предложения, в которых употреблены лишние слова. (4, 7.)

    4) Запишите исправленные варианты.

    Ответы: 1 – играл важную роль или имел большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 – поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей водой или кипятком, 5 – чтобы усилить впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.

    1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с ума спятил.

    2. Мой брат закончил школу с медалью.

    3. Ты довел меня до белого колена.

    4. В магазины города было завезено тридцать тонн морковки.

    5. Наша физичка заболела, поэтому занятие перенесли.

    6. От длительного перехода я так устал, что был ни жив ни мертв.

    7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в деканат.

    8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.

    9. Суд принял решение о дележе имущества между супругами.

    10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня фильма погибла.

    Задания

    1) Отметьте предложения с нарушением формы фразеологизма. (3, 8.)

    2) Отметьте предложения с неверным употреблением фразеологизмов. (6, 10.)

    3) Замените разговорные и просторечные слова и выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5, 7, 9.)

    4) Запишите исправленные варианты.

    Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3 – до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель физики, 6 – от длительного перехода я сильно устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 – горько плакала.

    1. Онегин думает, что не может больше полюбить, и ошибся.

    2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.

    3. Наше издательство выпустило книгу, которая была популярна среди читателей, которые любят детективы.

    5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но Тихон отказался.

    6. Герой уходит в другой мир, а потом герой разочаровывается в нем.

    7. Этот прибор, появившийся на прилавках магазинов, специализирующихся на продаже техники, облегчающей домашнее хозяйство, был оценен многими покупателями.

    8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и поэтому его не поняли.

    9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил лето, когда я ездил к морю.

    10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской Москвы, и это ему частично удается.

    Задания

    1) Отметьте предложения с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм. (1, 8, 9.)

    2) Отметьте предложения, в которых неудачно употреблены местоимения. (2, 4.)

    3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3, 7, 9.)

    4) Отметьте предложения с неоправданным повторением слов. (6, 9.)

    5) Запишите исправленные варианты.

    Ответы: 1 – Онегин думает...… и ошибается, 2 – и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих детективы, 4 – о последствиях поступков, совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается, 6 – герой уходит в другой мир, но потом разочаровывается в нем, 7 – этот прибор, появившийся на прилавках магазинов, которые специализируются на продаже облегчающей домашнее хозяйство техники, был оценен многими покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней поездке к морю.

    Нередко мастера слова в своих произведениях отступают от речевых норм, добиваясь определенного художественного эффекта. Найдите в приведенных фрагментах литературных произведений отступления от речевых норм и скажите, какого эффекта достигают авторы.

    1. Вся комната янтарным блеском озарена.
    Веселым треском трещит затопленная печь…

    (А.Пушкин . Зимнее утро)

    (Прибегая к тавтологии треском трещит, автор передает звук, который слышит лирический герой стихотворения.)

    2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
    На печальные поляны льет печально свет она.

    (А.Пушкин . Зимняя дорога)

    (Тавтология (на печальные поляны льет печально свет она) помогает автору сконцентрировать внимание читателя на эмоциональном состоянии лирического героя.)

    3. На миг умолкли разговоры;
    Уста жуют.

    (А.Пушкин . Евгений Онегин)

    (Сочетание слов разных стилей (уста жуют) создает комический эффект.)

    4. И мы плывем, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены.

    (Ф.Тютчев . Сны)

    (Плеоназм (со всех сторон окружены) подчеркивает полную погруженность лирического героя в мир сна.)

    5. Идет-гудет Зеленый шум,
    Зеленый шум, весенний шум.

    (Н.Некрасов. Зеленый шум)

    (Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый шум (катахреза) помогает автору создать единый зрительно-слуховой образ; лексический повтор в первой и второй строках привлекает внимание читателя к этому образу.)

    VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.

    Все образы поэмы, изображенные

    Читатель, читая страницу за страницей, смеется над вычурным Маниловым, над брутальным Собакевичем, над тупой Коробочкой, над постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга Плюшкин, собирающий всякий хлам , – это вообще что-то . Но особенно привлек мое внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий на других героев поэмы.

    Чичиков похож на Манилова тем, что умел подлизаться к нужным людям, похож на Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож на Ноздрева тем, что придумывает всякие аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.

    Но в то же время Чичиков существенно отличается от других героев поэмы. Если герои-помещики тунеядствуют , то Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он был бизнесменом , умел выгодно вложить деньги и получить навар . Так, когда он учился в школе, он продавал булочки, которые он покупал заранее, голодающим товарищам и извлекал из этого выгоду.

    Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело не выгорело . Скорее всего, Гоголь наказывает своего героя за то, что при всех своих деловых качествах он человек безнравственный. Так, например, он не помог своему старому учителю, который считал Павлушу лучшим учеником; работая в казенной палате, он, добиваясь повышения, обманул повытчика и его дочь.

    Примерный исправленный вариант

    Все образы поэмы, созданные Гоголем, по-своему интересны. Читая страницу за страницей, мы смеемся над манерным Маниловым и грубым Собакевичем, над глупой Коробочкой и постоянно лгущим плутом Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий ненужные вещи, производит особое впечатление . Но больше всего привлекает мое внимание Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но в то же время отличающийся от них .

    Чичиков напоминает Манилова тем, что может войти в доверие к нужным людям; умение героя настоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает героя с Плюшкиным и Коробочкой.

    Но, в отличие от бездельничающих помещиков , Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он делец , умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль . Так, еще будучи школьником, он продает купленные заранее булочки голодным товарищам и извлекает из этого выгоду.

    Однако повзрослевшему герою не удается добиться успеха ни в одном деле . Скорее всего, Гоголь наказывает Чичикова за то, что при всех своих деловых качествах герой – человек безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает в помощи своему старому учителю, считавшему Павлушу лучшим учеником; служа в казенной палате и добиваясь повышения, герой обманывает повытчика и его дочь.

    И.А. РУДЕНКО,
    Магнитогорский городской
    многопрофильный
    лицей при МГТУ им. Носова

    Слово - важный элемент нашей повседневной жизни и, в частности речи. Эту единицу по праву можно назвать чрезвычайно многообразной и объемной. С ее помощью мы не просто даем названия явлениям и предметам, а еще и передаем свои мысли и чувства. Запомнив основные вы сможете избежать их в будущем и сделать свою манеру общения более чистой.

    Когда мы определяемся, какое слово сказать, необходимо учитывать несколько аспектов. К ним, в первую очередь, принадлежат стилистическая окраска, уместность употребления и уровень сочетаемости с другими компонентами предложения. Если вы нарушите хотя бы одно из этих правил, вероятность сказать что-то неправильно значительно возрастет.

    Следим за значением

    Примеры речевых ошибок часто бывают связаны с тем, что говорящий не понимает значения слова и употребляет его в ситуации, которая для этого не подходит. Так, в фразе «пожар все сильнее распалялся» глагол употреблен некорректно. Он имеет два значения.

    Первое из них - это «раскалиться, разогреться до высокой температуры», а второе - «возбудиться». В данной ситуации гораздо логичнее было бы использовать слово «разгораться». Оно как раз передает смысл, который автор пытался вложить в фразу.

    Неуместность

    Нередко говорящие используют знаменательные и служебные слова, не учитывая их семантику. Нередко встречаются такие в СМИ. Примеры их могут быть из разряда «благодаря торнадо, погибло несколько тысяч людей». Предлог, с которого начинается данная фраза, необходимо употреблять только в тех ситуациях, когда мы хотим сказать о том, что вызвало желательный, а не разрушающий результат.

    Природа данной ошибки скрывается в смысловом отвлечении слова от глагола, который дал толчок для его появления. В приведенном выше случае вместо «благодаря» нужно сказать «вследствие», «из-за» или «в результате».

    В любой сфере деятельности неизбежны речевые ошибки. Примеры из жизни часто бывают связаны с выбором слов-понятий, которые имеют разное основание деления. То есть мы говорим о сочетании в одном контексте конкретной и отвлеченной лексики. Так, нередко встречаются фразы в стиле «обеспечим полное излечение наркоманов и прочих заболеваний». Если мы говорим о недуге, нужно употреблять его название, а не говорить о людях, которые им страдают. В этой ситуации правильно было бы использовать слово «наркомания».

    На каждом шагу нас подстерегают речевые и Примеры их могут настолько укорениться в нашей жизни, что мы можем даже не замечать, что говорим неправильно. К таким случаям принадлежит неправильное использование паронимов. Многие люди путаются в понятиях «адресат» (тот, кому пишем письмо) и «адресант» (отправитель, автор). Чтобы избежать конфузов, необходимо просто запомнить значение таких проблемных слов.

    Несочетаемое

    Еще одна вечная проблема многих людей - это то, что они не следят за фраз, которые произносят. Ведь когда мы выбираем подходящее слово, необходимо следить не только за его литературным значением. Далеко не все конструкции могут гармонично соединяться между собой. Чтобы соблюсти речевой баланс, необходимо учитывать семантику, стилистику, грамматические особенности слов и не только.

    Можно встретить самые различные предложения с речевыми ошибками. Примеры могут быть такого типа: «Хорошему отцу нужно показывать образец своим детям». В данном случае необходимо использовать слово «пример».

    Синонимы, омонимы, паронимы

    С неправильным употреблением синонимов часто бывают связаны речевые ошибки на телевидении. Примеры зачастую связаны с неправильным выбором эмоциональной окраски слова и сферы его употребления: «Генеральный директор совершил ляп и сразу же приступил к его исправлению». Гораздо лучше для данной ситуации подошло бы нейтральное слово «ошибка», вместо выбранного жаргонного.

    Омонимы также нередко становятся причиной появления неправильных высказываний. Если не вырывать их из контекста, значение таких слов будет довольно понятным. Но бывают случаи, когда они употребляются в абсолютно не подходящей для этого ситуации. Услышав предложение «Сейчас экипаж в отличном состоянии», мы не сможем понять, о ком или чем идет речь: о команде или повозке. В данной ситуации без дополнительного контекста не обойтись.

    Типы речевых ошибок (с примерами мы разберемся чуть позже) часто бывают связаны с тем, что говорящие неправильно употребляют многозначные слова. Чтобы избежать подобных оплошностей, необходимо следить за тем, насколько приемлемо определенное слово для конкретной ситуации.

    Большую роль при этом играет контекст. Именно с его помощью можно понять значение многих слов. Пример - «она так распелась». Без дополнительного объяснения трудно понять, героиня увлеклась выполняемым действием или просто набрала обороты.

    Слишком много или мало

    Примеры речевых ошибок также часто бывают связаны с лексической неполнотой высказывания. Это пропуск в предложении слова, которое по логике должно там быть. Такой ляп присутствует в предложении «не публиковать на страницах газет и телевидения высказывания, которые могут вызвать агрессивную реакцию». Складывается впечатление, будто автор говорит «на страницах телевидения».

    Новое и старое

    Многие виды речевых ошибок с примерами бывают связаны с использованием неподходящих новых и Нередко авторы неудачно вписывают их в контекст или придумывают собственные, неподходящие их формы. Так, в предложении «В этом году на выделено более двадцати тысяч рублей» авторский неологизм «ямочный ремонт» означает «ремонт ям», что невозможно понять без дополнительного контекста.

    Архаизмы - слова, вышедшие из обихода. С их употреблением также необходимо быть осторожными. Некоторые вставляют их в тексты, которые требуют использования нейтральной лексики, а не устаревшей. «Ныне в школе проходит субботник» - это тот случай, когда лучше было бы сказать «сейчас», чтобы сделать текст более логичным по стилю.

    Иностранные слова

    Примеры речевых ошибок также часто появляются из-за некорректного использования слов, которые пришли в нашу страну из-за границы. Многие люди умудряются бросаться красивыми фразами такого происхождения, даже не до конца понимая их смысл и сематические оттенки.

    «Мой закупочный план лимитируется из-за того, что я мало зарабатываю». Это тот случай, когда нужно было употребить более простую формулировку наподобие фразы «выполняется медленнее».

    Проблемы с лексикой

    Речевые ошибки в литературе, примеры которых можно найти во многих книгах, нередко бывают связаны с неправильным выбором лексики. Это могут быть не совсем подходящие для конкретного текста диалектизмы, просторечия, жаргонизмы и фразеологизмы. Выбирая слова из этих групп, необходимо следить за тем, насколько гармонично они вписываются в общий контекст. Также нужно придерживаться в повествовании одного определенного стиля изложения. Если хотим сказать «Я встретил у подъезда соседку», не нужно называть ее «шаберкой» (диалектическое).

    В предложении «Я купил худой телевизор» лучше вместо просторечия использовать нейтральное слово «тонкий» или «плохой», в зависимости от того, какой смысл вы вкладываете в текст. В противном случае адресат вашей речи может неправильно понять, что именно вы говорите.

    Профессиональный жаргонизм «баранка» уместен в диалоге водителей, но никак не в описании продавцом салона новой модели автомобиля: «Кресла и баранка оббиты натуральной кожей». Фразеологизмы также вызывают массу затруднений в правильном использовании: «Этот человек постоянно мечет бисер перед свиньями». Данное выражение означает «выдумывать, врать», но без дополнительного контекста его можно трактовать буквально.



    Похожие статьи