Самые интересные мифы про богов древней греции. Древние мифы и легенды Греции

13.10.2019

Греция и мифы – понятие неразделимые. Кажется, все в этой стране – каждое растение, река или гора – имеет свою сказочную историю, передаваемую из поколения в поколение. И это неслучайно, так как в мифах в аллегорической форме отражено все устройство мира и философия жизни древних греков.

Да и само название Эллада () тоже имеет мифологическое происхождение, т.к. прародителем всех эллинов (греков) считается мифический патриарх Эллин. С мифами связаны названия горных цепей, пересекающих Грецию, морей, омывающих ее берега, островов, рассыпанных в этих морях, озер и рек. А также названия областей, городов и деревень. О некоторых историях, в которые очень хочется верить, я вам и расскажу. Следует добавить, мифов настолько много, что даже для одного и того же топонима имеются несколько версий. Поскольку мифы – это устное творчество, и до нас дошли уже записанными античными писателями и историками, самым известным из которых является Гомер. Начну с названия Балканский полуостров , на котором располагается Греция. Нынешнее «Балканы» турецкого происхождения, что означает просто «горная цепь». Но раньше полуостров был назван в честь Эмоса, сына бога Борея и нимфы Орифинас. Сестру и одновременно жену Эмоса звали Родопи. Их любовь была такой сильной, что они обращались друг к другу по именам верховных богов, Зевса и Геры. За свою дерзость и были наказаны превращением в горы.

История происхождения топонима Пелопоннес , полуострова на полуострове, не менее жестокая. Согласно легенде, правителем этой части Греции был Пелопс, сын Тантала, в юные годы предложенный кровожадным отцом в качестве ужина богам. Но боги не стали вкушать его тело, и, воскресив юношу, оставили на Олимпе. А Тантала обрекли на вечные (танталовы) муки. Далее Пелопс толи сам спускается жить к людям, толи вынужден бежать, но в последствие становится царем Олимпии, Аркадии и всего полуострова, который и был назван в его честь. Кстати, его потомком был знаменитый гомеровский царь Агамемнон – предводитель войск, осаждавших Трою.

Один из красивейших островов Греции Керкира (или Корфу ) имеет романтическую историю происхождения своего названия: Посейдон, бог морей, влюбился в юную красавицу Коркиру, дочь Асопа и нимфы Метопы, похитил ее и спрятал на доселе неизвестном острове, который и назвал ее именем. Коркира со временем превратилась в Керкиру. Еще одна история о влюбленных осталась в мифах об острове Родос . Это имя носила дочь Посейдона и Амфитриты (или Афродиты), которая была возлюбленной бога-Солнца Гелиоса. Именно на этом только что рожденном из пены острове нимфа Родос соединилась в браке со своим любимым.

Происхождение названия Эгейское море многим известно благодаря хорошему советскому мультфильму. История такова: Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы сразится с тамошним чудовищем – Минотавром. В случае победы он обещал отцу поднять белые паруса на своем корабле, а в случае поражения – черные. С помощью критской царевны он сразил Минотавра, и отправился на родину, забыв сменить паруса. Увидев вдали траурный корабль своего сына, Эгей с горя бросился со скалы в море, которое и было названо его именем.

Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса. С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.

Мифы Древней Греции повествуют также о происхождении мироздания, отношении к божественному и человеческих страстях. Для нас они представляют интерес, прежде всего потому, что дают нам понимание того, как формировалась европейская культура.

Краткий экскурс в историю

Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.

Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.

Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.

Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?

Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).

В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.

Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.

Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.

Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.

Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.

Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.

Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.

Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а

Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.

Афродита

Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов

Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.

Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.

К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.

Мифы Древней Греции про богов Олимпа

Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.

В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.

2. Античные мифы о богах и героях.

Олимпийские боги - их образы и функции в эллинской мифологии.

Мифологические герои Древней Эллады

С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного всемогущей природой.

Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. патриархальная община водворяется теперь и на горе Олимп. Зевс, который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и,вероятно, царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. Тесей убивает минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра - земледелия, Афина - честной, открытой войны(в отличие от Ареса),Афродита - богиня любви и красоты, Гестия - домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного сущ-ва стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю. Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию. Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой; он умеет более спокойно в ней ориентироваться, находить в ней красоту, использовать для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и мирному, мудрому Нерею. Нимфы получили красивый, поэтический вид, ими стали любоваться, воспевать.

Всем теперь правит Зевс и все стихийные силы оказываются в его подчинении, теперь он уже не ужасный гром и ослепительная молния, которых люди только боятся, но теперь к нему можно обратиться за помощью. Характерно окружение на Олимпе. Ника Победа - уже не страшный и непобедимый Демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее беспорядочных действий. Теперь она богиня права и справедливости. Детьми Зевса и Фемиды являются Оры - веселые, вечно танцующие богини времен года и госуд. распорядка, посыл. осадки. Геба - богиня и символ вечной юности. Мойры - богини времени: Клото – «пряха, прядущая», Лахесис – «дающая жребий» сучила нить, Антропос – «неотвратимость» разрывала нить). Аналоги у римлян: парки Нона, Децима и Морта. Они, страшные и неведомые богини рока и судьбы, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом и веселом Олимпе. Аполлон и 9 муз, Афродита и Эрот, хариты - грации. Бог Посейдон и Аполлон строят стены Трои. Дионис - бог виноделия.

Царство Аида. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там же струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Носятся и стонут беплодные легкие тени умерших. Пес Кербер сторожит выход. Перевозчик душ Харон. Аид сидит на троне со своей женой Персефоной. Ему служат богини мщения Эринии, они преследуют преступников. Судьи умерших - Минос и Радамант. Гипнос погружает свмертных в сон: не могут противиться ему ни смертные, ни боги. Боги сновидений. Над всеми привидениями властвует богиня Геката.

Звери приручаются человеком, отголосок чего мы получает хотя бы в мифе о Геракле и усмирении им диких коней Диомеда).Орфей укрощал пением бури, грозы и диких зверей, что тоже было символом власти чел. интеллекта и чел. торжества над силами природы.

В лице Геракла героическая эпоха достигает наивысшего расцвета. Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, не только истребитель разного рода чудовищ: Немейского льва, Лернейской гидры, керинейской лани, Эримантского вепря и Стимфалийских птиц, он не только победитель природы о мифе об авгиевых конюшнях и победитель матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если он своей победой над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона еще сравним с другими героями, то есть два его подвига, которыми он превзошел всех героев древности: на крайнем западе Г. дошел до сада Гесперид и овладел их яблоками, а в глубине земли добрался до самого Цербера и вывел его на пов-сть.

Подобного рода мифы могли появиться только в эпоху сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. Не удивительно, что такой герой был взят Зевсом на небо и там вступил в брак с Гебой, богиней вечной юности.

Многие мифы говорят о победе человека над природой. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкса, Сфинкс бросился со скалы, когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли, когда аргонавты благополучно проплыли среди Симплегад - скал, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то эти скалы остановились навсегда. Когда те же аргонавты проплыли мимо знаменитых яблок Гесперид, то охранявшие их Геспериды рассыпались в пыль и только в дальнейшем приняли свой прежний вид.

МИФЫ О БОГАХ И ГЕРОЯХ. ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Основным материалом для поэтической обработки в древнегреческой литературе были мифы о богах и героях, зародившиеся в доклассовый период, но продолжавшие развиваться и позже. Мифологическими сюжетами, мотивами и отдельными образами, взятыми из мифологии, полны были у греков эпос, лирика и драма. Можно сказать, что мифы были сокровищницей, ставшей достоянием всего греческого народа. Глубокое проникновение мифов в сознание народных масс создавало условия непосредственного художественного восприятия выросших из них литературных произведений. Равным образом это относится и к древнегреческому изобразительному искусству - к скульптуре и к вазовой живописи.

Без учета неразрывной связи с мифологией нельзя понять сущности древнегреческой поэзии, принципов ее развития, характера восприятия ее самими греками, нельзя правильно воспринять ее и сейчас. Поэтому основой для правильного изучения ее должно служить известное высказывание К. Маркса ("К критике политической экономии"):

"Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета не находятся ни в каком соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации. Например, греки в сравнении с современными народами или так же Шекспир. Относительно некоторых форм искусства, напр. эпоса, даже признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мировой истории, никогда не могут быть созданы, как только началось художественное производство как таковое; что, таким образом, в области самого искусства известные формы, имеющие крупное значение, возможны только на сравнительно низкой ступени художественного развития. Если это имеет место в области искусства в отношениях между различными его видами, то еще менее поразительно, что это обстоятельство имеет место в отношении всей области искусства к общему социальному развитию. Трудность заключается только в общей формулировке этих противоречий. Стоит лишь выделить каждое из них, и они уже объяснены. Возьмем, напр., отношение греческого искусства и затем Шекспира к современности. Известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого [искусства], возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа? Куда уж Вулкану против Roberts & Co., Юпитеру против громоотвода и Гермесу против Crédit mobilier! Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы. Что сталось бы с богинею Фамою при наличности Printinghousesquare? Предпосылкою греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и общественные формы,· уже переработанные бессознательно-художественным образом в народной фантазии. Это его материал. Но не любая мифология, т. е. не любая бессознательно-художественная переработка природы (здесь под последнею понимается все предметное, следовательно, включая общество). Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой или материнским лоном греческого искусства. Но во всяком случае, именно мифология. Следовательно, отнюдь не такое развитие общества, которое исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы, которое, стало быть, требует от художника не зависимой от мифологии фантазии.

С другой стороны, возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или вообще Илиада наряду с печатным станком и типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказания, песни и музы, а тем самым и необходимые предпосылки эпической поэзии, с появлением печатного станка?

Однако трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны известными формами общественного развития. Трудность состоит в понимании того, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца.

Мужчина не может снова превратиться в ребенка, или он становится ребячливым. Но разве не радует его наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на высшей ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде? И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не стоит в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные отношения, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова".

О роли мифов говорит и А. М. Горький:

"Чем древнее сказка и миф, тем с большей силой звучит в нем победное торжество людей над силами природы и совершенно отсутствуют драмы социального характера, распри человеческих единиц... Мифы, в которых безнадежное, пессимистическое отношение к жизни и вражда людей, - эти мифы явились с Востока, где возникли первые деспотии и первые мистические религии, где, как в Индия, организовалось резкое деление на касты, где созданы наиболее страшные образы богов. Средиземноморское человечество родило человекоподобных веселых богов Олимпа, и весьма заметно, что сырьем для фабрикации богов этих служили талантливые кузнецы, гончары, певцы и музыканты, ткачихи, стряпухи и вообще - реальные люди. Богиня Деметра покидает Олимп и богов для того, чтобы жить среди людей...

Миф и сказка воплощают и отражают трудовое, материалистическое мышление, которое послужило основой философии Демокрита, затем было обработано Лукрецием Каром в знаменитую поэму "О природе о вещей".

По линии интересов и целей литературы, - а также и всех иных искусств, - миф и сказка говорят нам о праве и полезности преувеличивать созданное реальное в целях достижения идеального, желаемого, а также говорят о положительном - и актуальном значении гипотезы в науке и в литературном творчестве..."

О мифологических корнях поэтического творчества А. М. Горький говорил и ранее, на первом съезде советских писателей:

"Миф - это вымысел. Вымыслить - значит извлечь из суммы реального данного основной его смысл и воплотить его в образ, - так мы получили реализм. Но если к смыслу извлечений из реально данного добавить - домыслить, по логике гипотезы, - желаемое, возможно и этим еще дополнить образ, - получим тот романтизм, который лежит в основе мифа и высоко полезен там, что способствует возбуждению революционного отношения к действительности, отношения, практически изменяющего мир".

Замечание А. М. Горького о появлении мифов с Востока правильно сопровождается его указанием, что в приложении к средиземноморским народам это утверждение должно быть подвергнуто сильному ограничению. Во второй половине XIX века такая зависимость грзчезкой мифологии от Востока очень преувеличивалась. Памятником этого увлечения отыскиванием восточных элементов в каждом почти мифе древних греков является книга О. Группе "Греческие мифы и культы в их связях с восточными религиями" (1887). В настоящее время большинство ученых отказалось от такой переоценки роли Востока. В современной буржуазной науке господствует так называемая "антропологическая школа", основателем которой считается Тейлор, а виднейшими ее представителями в наши дни - Фрезер и Ленг. Подходя более правильно, чем в XIX веке, к специфическим особенностям человеческого мышления в доклассовом обществе, когда зарождались мифы, отрицая решающую роль "миграции" мифов от одного народа к другому, эта школа в своих многочисленных исследованиях этнографического материала самых различных народов вскрыла явления табу, фетишизма, тотемизма и анимизма, установила большую консервативность устного предания и сохранение в нем пережитков социального быта далеких времен. Все это имеет огромное значение и для изучения древнегреческой мифологии, которую раньше рассматривали вне связи с генетическими проблемами, с социальными условиями, в которых жил первобытный человек. Представители "антропологической школы" пытаются вскрыть причины возникновения сходных мифов у разных народов; но быть последовательными до конца они не могут, так как находятся во власти идеалистических взглядов на развитие общества вообще, на происхождение форм идеологии, и в частности на происхождение религии и мифа. Высказывания А. М. Горького, приведенные выше, содержат программу исследования мифов, и в частности греческой мифологии, с точки зрения последовательного материализма.

При этом, подходя с такой точки зрения к изучению древнегреческих мифов и их роли в развитии древнегреческой литературы, надо иметь в виду, что очерченная выше роль их строго ограничена хронологически, именно периодами - "архаическим" (до VII века до н. э.) и так называемым "классическим" (VII-IV века). Для ученой мифологической поэзии эллинистической эпохи, предтечею которой является Антимах Колофонский (конец V века до н. э.), а крупнейшими поэтами - Каллимах, Аполлоний Родосский, Эвфорион и их многочисленные римские подражатели (Катулл, Проперций, Овидий и др.), мифология была уже только рационалистически используемым "арсеналом", но никак не "почвой". Попытки же мифографов возродить мифологию как систему мышления были обречены на неудачу. Маркс говорит по этому поводу: "... как раз в ту эпоху, когда приближалась гибель античного мира, возникла "александрийская школа", которая всячески силилась доказать "вечную истину" греческой мифологии и ее полное соответствие "результатам научного исследования". Это направление, к которому принадлежал еще император Юлиан, полагало, что оно заставит, исчезнуть вторгающийся новый дух времени, если оно закроет глаза, чтобы его не видеть".

Это изжитие мифологией самой себя наступило конечно, не сразу. Уже в V веке до н. э. у трагических и комических поэтов, у Анаксагора и софистов, мощной струей пробивается рационализм, грозящий упразднить мифологию. Последняя, однако, исчезла не сразу.

"Богам Греции, - говорит Маркс, - однажды уже трагически раненым на смерть в "Прикованном Прометее" Эсхила, пришлось еще раз комически умереть в "Разговорах" Лукиана".

Боги Древней Греции и Рима


Википедия

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

* Зевс — верховный бог, бог молнии и грозы.
* Гера — покровительница брака.
* Деметра — богиня плодородия и земледелия.
* Гестия — богиня домашнего очага
* Посейдон — бог морской стихии.
* Аид — бог, владыка царства мёртвых.

А также их потомки:

* Гефест - бог огня и кузнечного ремесла.
* Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства.
* Арес - бог войны.
* Афродита - богиня красоты и любви.
* Афина - богиня справедливой войны.
* Аполлон - охранитель стад, света, наук и искусств. Также бог - врачеватель и покровитель оракулов.
* Артемида - богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле.
* Дионис - бог виноделия, производительных сил природы.

Римские варианты

В число олимпийцев входили дети Сатурна и Кибелы:

* Юпитер,
* Юнона,
* Церера,
* Веста,
* Нептун,
* Плутон

А также их потомки:

* Вулкан,
* Меркурий,
* Марс,
* Венера,
* Минерва,
* Феб,
* Диана,
* Бахус

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

* «Илиада» и «Одиссея» Гомера
* «Теогония» Гесиода
* «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
* «Мифы» Гая Юлия Гигина
* «Метаморфозы» Овидия
* «Деяния Диониса» - Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

* присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
* обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии:

* 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
* 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
* 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
* 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
* 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите, а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Основная статья: Древнегреческая религия

Олимп (Майков Николай Аполлонович)

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Volker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Muller).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Титаны

Титаны: Океан, Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос.
Титаниды: Тефида, Мнемозина, Рея, Тейя, Феба, Фемида.

Младшее поколение титанов (Дети титанов)

* Астерия
* Лето
* Астрей
* Перс
* Паллант
* Гелиос (персонификация солнца)
* Селена (персонификация луны)
* Эос (персонификация утренней зари)
* Атлант
* Менетий
* Прометей
* Эпиметей

Олимпийцы

Совет богов (Рубенс)

Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

* Аид — главный бог. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец). Жена — Персефона (Прозерпина).
* Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.
* Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник или муж Афродиты.
* Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.
* Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
* Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.
* Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар.
* Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
* Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
* Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).
* Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
* Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.
* Зевс — главный бог. Рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния.
* Посейдон — главный бог. Рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.

Боги и божества водной стихии

* Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
* Посейдон — бог моря
* Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
* Тритон — водный бог, вестник глубин, старший сын и полководец Посейдона
* Протей — водный бог, вестник глубин, сын Посейдона
* Рода — богиня воды, дочь Посейдона
* Лимнады — нимфы озёр и болот
* Наяды — нимфы родников, источников и рек
* Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты
* Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
* Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
* Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид и рек
* Океаниды — дочери Океана
* Понт — бог внутреннего моря и воды (сын Земли и Неба, либо сын Земли без отца)
* Эврибия — воплощение морской стихии
* Тавмант — подводный великан, бог морских чудес
* Нерей — божество мирного моря
* Форкис — страж бурного моря
* Кето — богиня морской пучины и морских чудовищ, обитающих в глубинах морей

Боги и божества воздушной стихии

* Уран — олицетворение Неба
* Эфир — воплощение атмосферы; бог-олицетворение воздуха и света
* Зевс — бог-повелитель небес, бог грома

Основная статья: Ветры в древнегреческой мифологии

* Эол — полубог, повелитель ветров
* Борей — олицетворение северного бурного ветра
* Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
* Нот — южный ветер
* Эвр — восточный ветер
* Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
* Небула — нимфа облаков

Боги смерти и подземного мира

* Аид — бог подземного царства мёртвых
* Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
* Минос — судья царства умерших
* Радамант — судья царства умерших
* Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
* Керы — демоны-женщины смерти
* Танатос — воплощение Смерти
* Гипнос — бог забвения и сна, брат-близнец Танатоса
* Онир — божество вещих и лживых сновидений
* Эринии — богини мести
* Мелиноя — богиня искупительных пожертвований для умерших людей, богиня преображения и перевоплощения; повелительница темноты и привидений, которые, при смерти, находясь в состоянии жуткого гнева или ужаса, не смогли попасть в царство Аида, и обречены вечно скитаться по миру, среди смертных (дочь Аида и Персефоны)

Музы

* Каллиопа — муза эпической поэзии
* Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
* Эрато — муза любовной поэзии
* Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
* Мельпомена — муза трагедии
* Полигимния — муза торжественных гимнов
* Терпсихора — муза танца
* Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
* Урания — муза астрономии

Киклопы

(часто «циклопы» — в латинской транскрипции)

* Арг — «молния»
* Бронт — «гром»
* Стероп — «блеск»

Гекатонхейры

* Бриарей — сила
* Гиес — пашня
* Котт — гнев

Гиганты

(некоторые из примерно 150)

* Агрий
* Алкионей
* Гратион
* Клитий
* Мимант
* Паллант
* Полибот
* Порфирион
* Тоон
* Эврит
* Энкелад
* Эфиальт

Другие боги

* Ника — богиня победы
* Селена — богиня луны
* Эрос — бог любви
* Гименей — бог брака
* Ирида — богиня радуги
* Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
* Апата — богиня обмана
* Адрастея — богиня справедливости
* Фобос — божество страха, сын Ареса
* Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
* Энио — богиня яростной и неистовой войны
* Асклепий — бог врачевания
* Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
* Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
* Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
* Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна

Неперсонифицированные боги

Неперсонифицированные боги — боги-«множества» по М. Гаспарову.

* Сатиры
* Нимфы
* Оры — три богини времён года и природного порядка

Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.

Что такое мифы

Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.

Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.

Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.

Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.

Источник мифов Древней Греции

Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.

Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.

Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.

Наиболее крупными и известными источниками являются:

  1. Гомер, «Илиада», «Одиссея»
  2. Гесиод «Теогония»
  3. Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
  4. Гигин, «Мифы»
  5. Овидий, «Метаморфозы»
  6. Нонн, «Деяния Диониса»

Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.

Древнегреческая мифология

Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.

Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.

К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.

Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.

Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!

С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, – одноглазые существа и Титаны.

Происхождение богов

Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.

Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.

Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.

В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.

Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.

Богиня Гея и ее дети-титаны

После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.

Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.

Свержение Урана – начало новой эпохи

Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.

Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.

Сражение богов с титанами

Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.

В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),

Кронос, пожирающий своего ребенка

уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.

Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.

Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.

Зевс и его правление

Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.

Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.

Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.

Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.

Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи

Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.

Взгляды Древних Греков

Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.

В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:

  • Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
  • Гера – жена Зевса, покровительница семьи
  • Посейдон – море
  • Гестия – семейный очаг
  • Деметра – земледелие
  • Аполлон – свет и музыка
  • Афина – мудрость
  • Гермес – торговля и вестник богов
  • Гефест – огонь
  • Афродита – красота
  • Арес – война
  • Артемида – охота

С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.

В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.

  • Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
  • Нереиды – нимфы морей
  • Дриады и Сатиры – нимфы лесов
  • Эхо – нимфа гор
  • Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.

Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.

Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!



Похожие статьи