Почему с возрастом время летит все быстрее. Сокращение времени, как знамение приближения судного дня

13.10.2019

Римский философ Сенека говорил: «Только время принадлежит нам», — и был в этом абсолютно прав. С ним, несомненно, согласятся психологи, ведь время для самого человека является субъективным ощущением и зависит от состояния субъекта.

С возрастом нам кажется, что время идет быстрее: в детстве один час может представляться целой вечностью, а к старости годы летят с безумной скоростью — не успеешь и оглянуться, как дети уже выросли, окончили школу, университет и работают. Конечно, ход времени объективно не изменяется.

Однако ощущение того, что время ускоряется с течением нашей жизни, не является в чистом виде нашим предрассудком, а имеет вполне достоверное научное объяснение.

Ученые определили, что время субъективно ускоряется с величиной квадратного корня возраста. Так что для 40-летнего взрослого один год проходит в два раза быстрее, чем для 10-летнего ребенка. Учитывая эту закономерность, можно считать равными следующие четыре периода в жизни: 5-10 лет (1×), 10-20 лет (2×), 20-40 лет (4×), 40-80 лет (8×).

Самое распространенное объяснение феномену заключается в том, что большинство ощущений для ребенка являются новыми, в то время как для взрослых эти ощущения уже несколько раз повторялись в течение жизни. Дети должны быть максимально вовлечены в происходящее на данный момент и посвящать этому достаточно своих мозговых ресурсов, потому что им необходимо постоянно перестраивать свои ментальные модели мира для нормальной адаптации к нему и адекватного поведения. В противоположность этому взрослые редко выходят за рамки своих привычных дел и рутины. Когда мозг часто сталкивается с одним и тем же стимулом, последний становится «невидимым» для нас, поскольку он уже достаточно эффективно закрепился в памяти и на него нужно гораздо меньше ресурсов — происходит так называемая нервная адаптация. Во время периодов неполной вовлеченности в текущий момент в памяти откладывается меньше богатых деталями воспоминаний, из-за чего кажется, что время прошло очень быстро.

Есть и еще одно, более нейрофизиологическое объяснение.

В течение жизни в мозге изменяется содержание нейротрансмиттеров — посредников в передаче сигналов между нейронами.

С возрастом уменьшается уровень дофамина, модулирующего работу базальных ядер — подкорковых структур мозга, связанных с регуляцией моторных функций и внимания, участвующих в системе подкрепления, а также в работе внутренних часов мозга, оценивающих интервалы от нескольких секунд до нескольких минут. Препараты, ингибирующие дофаминовую систему, дают эффект, при котором внутренние часы мозга идут медленнее, вследствие чего человек недооценивает продолжительность какого-либо временного интервала. В экспериментах Питера Мангана, психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе (The University of Virginia"s College at Wise), сравнивалась способность оценить интервал в 3 минуты у двух групп людей: молодых (19-24 года) и пожилых (60-80 лет). Когда испытуемые сообщали, что прошло 3 минуты, в группе молодых в среднем проходило 3 минуты и 3 секунды, в то время как в группе пожилых проходило 3 минуты и 40 секунд.

Помимо возраста на восприятие времени влияют также и другие факторы. Например, при повышении температуры тела время субъективно ускоряется, а при понижении — замедляется. Эксперимент, проведенный эстонскими учеными на 20 мужчинах, выявил, что после одного часа тренировки на беговой дорожке в условиях повышенной температуры при воспроизведении временных интервалов испытуемые раньше обозначали конец заданного интервала, чем до тренировки. Авторы исследования объясняют этот эффект увеличением уровня бодрствования при физических нагрузках. Однако после 10 дней акклиматизации к высокой температуре происходила физиологическая адаптация, и воспроизведение интервалов возвращалось к уровню до тренировки.

Большую роль в оценке течения времени играют эмоции. При этом наибольший эффект на восприятие времени оказывает чувство страха.

Побывав в экстремальных ситуациях, например в автокатастрофе, некоторые люди сообщают, что время в те секунды как будто останавливалось и картинка перед глазами проходила в режиме замедленной съемки.

При этом человек может помнить каждую мелочь в этот момент, достигается максимальная концентрация внимания. В романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот» довольно живо описывается состояние преступника, приговоренного к смертной казни, который, будучи на эшафоте, сходит с ума от страха и ужаса перед лицом смерти:

«Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, все это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот, что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно. Вот как голову кладешь под самый нож и слышишь, как он склизнет над головой, вот эти-то четверть секунды всего и страшнее».

Чем менее эмоционален человек, тем точнее он определяет заданный временной интервал. Самые точные хронометры из людей — это депрессивные больные. В исследовании , проведенном группой ученых из Университета Хертфордшира в Великобритании, было показано, что люди с мягкой формой депрессии обладают так называемым «депрессивным реализмом»: они меньше фокусируются на внешних факторах, которые могут искажать их суждения о времени, и тем самым более точно определяют прошедшие временные интервалы, чем люди без депрессии, обычно переоценивающие пройденное время.

Но даже самые точные люди-хронометры невероятно легко подвержены искажению временного восприятия. Известно, что сигналы от разных анализаторов идут в мозг с разной скоростью. Когда в мире только появилось телевидение, оставалась еще нерешенной проблема синхронизации аудио- и видеосигналов: они расходились на 100 миллисекунд, при этом человек не замечал этого.

Если кто-нибудь дотронется до мизинца вашей ноги и до кончика носа одновременно, вы также не почувствуете никакой задержки, хотя сигнал от носа придет в мозг быстрее, чем от ноги.

Каким же образом мозгу удается собрать воедино информацию, поступающую асинхронно от разных органов чувств, и расположить ее в правильном порядке? Поиском ответов на эти вопросы занимался американский нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman). Его теория утверждает , что при интеграции информации от органов чувств мозг руководствуется принципом ожидания наиболее медленного сигнала. Таким образом получается, что наше сознание всегда живет несколько в прошлом.

Это похоже на передачу в прямом эфире, когда сигнал от места событий до телевизора идет с довольно большой задержкой, особенно если видеопоток параллельно подвергается монтажу.

Для того чтобы в каждый момент соблюдался правильный хронологический порядок событий, мозг все время перекалибровывает время прихода сигналов, так что, если вы до чего-то дотрагиваетесь, ощущение соприкосновения совпадает с моторным актом. Однако этот механизм можно перехитрить. Если человеку позволить нажимать на кнопку и после нажатия в течение определенного времени подавать вспышку света, но не сразу, а с некоторой небольшой задержкой, то после удаления задержки произойдет инверсия первичного хронологического порядка между действием и ощущением после него: человеку будет казаться, что свет загорается до нажатия кнопки.

Большой интерес представляют необычайные сбои в восприятии хода времени у больных с аневризмой мозга и эпилептиков. Например, для одного из пациентов невролога Фреда Овсью (Fred Ovsiew) из Северо-Западного университета в Чикаго время вдруг остановилось . Все началось с головной боли, в надежде ее облегчить пациент пошел принять теплый душ, как вдруг заметил, что он может разглядеть каждую падающую каплю, все они словно застыли в воздухе.

После похода к врачу у него была обнаружена аневризма.

В другом случае в Японии 59-летний мужчина, страдающий от эпилепсии, рассказывал, что при разговоре с кем-либо ему казалось, что мимика лица собеседника не синхронизировалась с его речью. Такое нарушение восприятия движения в неврологии называется акинетопсией и вызывается повреждением медиотемпоральной области вторичной зрительной коры, расположенной в средней височной извилине. Эта же область наряду с первичной зрительной корой также участвует в кодировании времени. Исследование, проведенное в госпитале Университета Лозанны в Швейцарии, показало , что при воздействии транскраниальной магнитной стимуляции на эти зрительные зоны мозга испытуемым сложнее удавалось определить из двух временных интервалов, какой из них был длиннее.

Дальнейшее изучение восприятия времени может перевернуть наши представления о самом понятии времени. Если оно (перефразировав афоризм Сенеки) действительно принадлежит только нам, то есть является лишь конструкцией сознания, так же как и цвет, то, возможно, в будущем мы сможем более объективно определить это понятие в физике и философии, избавившись от субъективных предрассудков.

Когда человек еще в детском возрасте, ему кажется, что летние каникулы длятся целую вечность, а уж продолжительность времени между одним празднованием Нового года и другим просто напоминает бесконечность. Тем не менее, когда мы становимся старше, начинает казаться, что недели, а то и месяцы, и даже целые сезоны, исчезают из календаря с головокружительной скоростью. Как же так происходит? Меняется восприятие - или жизнь действительно становится быстрее?

Ответ на загадочный вопрос

Практически все люди отмечают, что время действительно начинает двигаться быстрее с возрастом. Но дело отнюдь не в том, что взрослая жизнь наполнена множеством ответственных задач и проблем. Исследования показали, что дело в психологическом восприятии времени, которое представляется более взрослыми людьми иначе.
Именно потому и кажется, что жизнь становится все более напряженной и быстрой. Существует несколько различных теорий, пытающихся объяснить, почему восприятие времени меняется с возрастом.

Первая теория

Согласно одному мнению, время начинает двигаться быстрее с возрастом в связи с постепенным изменением внутренних биологических часов. Когда человек стареет, его метаболизм постепенно замедляется, а с ним снижается и скорость сердцебиения, замедляется и дыхание. У ребенка совсем другие биологические часы, которые движутся быстрее. Они переживают больше биологических маркеров времени - вдохов, ударов сердца, - за тот же промежуток времени, что заставляет их ощущать этот промежуток как более длинный.

Вторая теория

Есть и другое мнение. Согласно этой теории, скорость, с которой мы воспринимает отрезок времени, связана с тем, какое количество новой информации мы получаем. Когда мозг получает большое количество новых стимулов, на переработку информации требуется больше времени, в результате кажется, что дни становятся продолжительнее. Кроме того, эта теория вполне соответствует ситуациям перед катастрофой, когда люди описывают, что время будто бы двигалось в замедленном темпе. Пугающие и непривычные обстоятельства дали мозгу так много информации, что время попросту замерло.

Экспериментальное подтверждение теории

Вторую теорию можно подтвердить тем фактом, что, сталкиваясь с непривычной ситуацией, мозг вынужден записывать более обширную и детальную информацию. В результате в наших воспоминаниях происходящее кажется более продолжительным, чем это было на самом деле. Эту теорию подтвердили экспериментальным путем. Испытуемые переживали ощущение свободного падения, в результате которого их восприятие времени действительно менялось - такова реакция организма на непривычные для него условия. Но какова связь такого объяснения с тем фактом, что мы иначе видим время, старея?

Развитие предположения

Дело в том, что с возрастом мы лучше изучаем окружающую среду. Она становится совершенно привычной, и внимание больше не концентрируется на каждой детали домашней обстановки или рабочего места. Для ребенка же мир представляет собой площадку, полную новых впечатлений и нового опыта. В результате ему приходится тратить больше ментальной энергии для того, чтобы переработать впечатления от окружающего его мира.
Согласно данной теории, детские впечатления замедляют время, а рутина взрослой жизни, напротив, делает его более быстротечным. Чем больше мы привыкаем к особенностям нашей повседневной жизни, тем быстрее она проходит. Кроме того, эту теорию подтверждают и биохимические механизмы. Есть предположение, что уровень допамина помогает нам определять продолжительность времени. После двадцати лет количество допамина в организме постепенно снижается, в результате чего время начинает двигаться все быстрее. Тем не менее это не объясняет причины того, что время действительно ускоряется - в математическом смысле. Снижение продолжительности фиксированного промежутка времени с возрастом можно объяснить логарифмически. Логарифмическое измерение используют и для замеров землетрясений - требуется более масштабная шкала, чем линейная. Это справедливо и для времени.

Логарифмический подход

Логарифмические измерения подталкивают к идее о том, что восприятие промежутка времени связано с тем, какое количество времени уже прожито до этого промежутка. В результате получается, что для двухлетнего ребенка год - половина прожитой жизни. Неудивительно, что этот отрезок времени кажется настолько долгим. Поэтому в детстве каждого дня рождения приходится ждать месяцами. Однако уже в десять лет год - лишь десять процентов жизни. Для двадцатилетнего год - пять процентов. Чтобы ощутить такое же время, какое двухлетка проживает за год, двадцатилетнему нужно ждать уже десятилетие. Если использовать такой подход, уже не кажется удивительным, что с возрастом время ускоряется.
Большинство взрослых думают о своей жизни в масштабах десятилетий, что предполагает одинаковое отношение к равному промежутку времени. Тем не менее при логарифмическом подходе каждый период времени воспринимается по-разному. Согласно этой теории, время с пяти лет до десяти равно времени с десяти до двадцати, с двадцати до сорока, с сорока до восьмидесяти. Звучит довольно депрессивно, если вдуматься, - пять лет детства равняются сорока годам взрослой жизни! Словом, учитесь ценить свое время. Оно движется все быстрее и быстрее с каждым днем, даже если вы не верите в теории, объясняющие это явление.

Это перепечатка статьи отсюда: www.ostatok.net

Очень занятная статья, сильно перекликающаяся с современностью.

Идея статьи коротенько.
Почему же всё-таки время стало идти быстрее? Наша планета вращается вокруг солнца и подчиняется законам гравитации.

Теряя массу за счёт дикого уровня добычи полезных ископаемых, испарения воды, Земля приближается к Солнцу, точнее более лёгкую планету солнце притягивает ближе.

Это приводит во-первых к увеличению среднесуточной температуры, а во-вторых к изменению течения времени - орбита-то изменилась.


Теория Временного Ускорения

Проблема современного мира - это острая нехватка времени. При этом, те, кому за 50, скажут, что раньше эта нехватка не ощущалась так остро. Времени хватало и на работу, и на отдых, и на то, чтобы сделать что-то по дому. Теперь же, буквально, еле успеваешь сделать самое необходимое. Почему так?

Многие современные учёные обратили внимание на вопрос быстротечности времени, а точнее на то, что оно начало бежать гораздо быстрее, чем раньше. Бег времени значительно ускорен. Эту проблему вообще можно было бы считать вымышленной, так сказать отнести её к субъективному восприятию человека, если бы не теория относительности Альберта Эйнштейна, который в 1905 году, в возрасте 25-ти лет, своим открытием произвёл революцию в науке и обычном человеческом мышлении.

Он писал: «Всякий, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что законы Вселенной несут на себе отпечаток высшего Разума, настолько превосходящего человеческий, что мы с нашими скромными возможностями должны благовейно склониться перед Ним».

Начало XX века стало началом особо прогрессивного развития и становления науки. Существенный вклад сюда внёс и Эйнштейн. Однажды, когда журналисты спросили у него, как он делает открытия, Альберт Эйнштейн ответил: «Я просто обращаюсь к Богу, Который создал все эти законы и спрашиваю у Него, как они работают». Такой ответ был воспринят журналистами как шутка, и действительно, его можно было бы так понимать, если бы не тот факт, что открытия сделанные Эйнштейном, превосходили пределы обычного человеческого мышления.

Он писал: «Чем больше наука постигает физический мир, тем более мы приходим к выводам, которые можно разрешить только верой». Библия говорит: «Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его». (Рим. 10:12) «Если же у кого из вас не достаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, - и дастся ему». (Иак. 1:5)

Специальная теория относительности - СТО, опровергла понятие постоянства многих фундаментальных величин, таких как время, масса, длина и др. Например, в механике Ньютона время рассматривалось абсолютным, считалось, что оно, как писал Ньютон «течёт одинаково, безотносительно к чему-либо внешнему». «Длительность, или возраст существования вещей остаётся одним и тем же, независимо от того, быстры движения или медленны или их нет вообще». Постоянная синхронность времени считалась в механике Ньютона очевидной и независимой от разных систем отсчёта.

Но в теории относительности были сделаны противоположные выводы. В результате экспериментов выяснилось, что утверждения Ньютона справедливы только для частных случаев, когда два или несколько событий происходят в одной системе отсчёта. Из постулатов СТО - специальной теории относительности следует, что в разных системах отсчёта время протекает по-разному. Если на разные планеты в космосе поставить точные часы с совершенно одинаковыми показаниями времени, то позже обнаружится, что каждые часы показывают разное время. Разные планеты движутся в пространстве с разными скоростями относительно друг друга, и каждая планета является независимой системой отсчёта.

Длительность событий будет меньше в той системе отсчета, в которой точка неподвижна. То есть, движущиеся часы идут медленнее неподвижных и показывают больший промежуток времени между событиями. Например: Если запустить в космос космический корабль со скоростью равной 99,99% скорости света, то согласно расчётам, если этот корабль вернётся на землю через 14,1 лет, то на земле, за это время, пройдёт 1000,1 лет. Чем больше скорость движущегося объекта, тем медленнее на нём протекает время.

Замедление времени было непосредственно измерено в опыте с хронометрами, размещёнными на реактивных самолётах. Этот опыт поставили в 1971-ом году два американских физика, Дж. С. Хейфель и Р. Е. Китинг. Для опыта понадобились двое полностью согласованных цезиевых часов, с точностью до 10(-13), то есть с погрешностью 1/10 000 000 000 000. Одни из них неподвижно стояли в военно-морской обсерватории в Вашингтоне, а другие были установлены на реактивном самолёте, который облетел вокруг света, сначала с востока на запад, а потом наоборот. В обоих случаях обнаружилась отчётливая и хорошо измеримая разница в показаниях часов, стоявших на месте, и часов летавших на самолёте. Разница полностью совпадала с теоретически рассчитанной величиной.

Есть и другое подтверждение замедления времени доказанное с помощью мюонов. Мюон - это нестабильная, самопроизвольно распадающаяся, элементарная частица. У него чрезвычайно короткая длительность жизни равная 0,0000022 сек. Возникший в верхних слоях атмосферы он движется к земле и регистрируется приборами. И тут становится заметным, что пройденный им путь, то есть длина его траектории полёта должна соответствовать гораздо большей длительности того времени, которое он реально может существовать. Оказывается, что двигаясь в атмосфере хаотично со скоростью близкой к скорости света, согласно СТО, время жизни мюона протекает медленнее. При этом собственная длительность жизни мюона в его собственной системе отсчёта остаётся прежней, но в системе отсчёта земного наблюдателя время жизни мюона изменилось и стало больше.

Но вернёмся к теории временного ускорения. Почему время на земле начало бежать быстрее? Известно, чтобы замедлить бег времени нужно увеличить скорость, поэтому для ускорения времени скорость надо уменьшить. Наша планета должна была уменьшить свою скорость. Для этого нужна серьёзная причина. И эта причина есть.

Американские астробиологи Д. Браунли и П. Уард пришли к выводу о том, что повышение температуры на планете земля - результат солнечной активности, а он связан с тем, что наше светило - молодая растущая звезда. Расширяясь, солнце постепенно поглощает нашу планету. Такое понимание согласуется с библейскими пророчествами, в которых сказано: «Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано ему было жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной, и они хулили имя Бога». (Откр. 16:8-9) Также сказано: «Небеса с шумом прейдут («Прейдут» - старо славянское слово означающее - прекратят существование), стихии же разгоревшись, разрушатся, земля, и все дела на ней сгорят». (2 Пет. 3:10)

Стоит заметить, что добыча полезных ископаемых за последнее столетие достигла фантастических цифр. Многие миллиарды тонн нефти, миллиарды тонн газа, угля и других ископаемых добыто и сожжено. Они навсегда уничтожены, превращены в энергию, которая была растрачена. Если учесть сжигаемый кислород и другие факторы, то здесь тоже набегают огромные цифры. Потребности человечества растут, добыча продолжается и нарастает.

Согласно спутниковой съёмке уже отмечено массовое таяние и сползание ледников, но затопление территорий, которое должно быть с этим связано не происходит, скорее наоборот, вода исчезает. Происходит высыхание внутренних морей. Испаряясь, водяной пар подымается в атмосферу, где охлаждается и выпадает назад на землю в виде осадков. Вероятно, перенасыщенные тепловые массы, которые всегда стремятся подняться вверх, препятствуют нормальному охлаждению. Другими словами мы начали терять воду, она уходит в космос. Общая цифра затраченного планетой вещества далеко перешагнула за триллионы тонн. На эту величину уменьшилась масса нашей планеты.

Согласно законам гравитации, любое уменьшение массы планеты должно влиять на её орбиту. Притяжение растущего солнца, будет действовать в нарастающей, пропорционально двум происходящим процессам. При этом луна, единственный естественный спутник земли начнёт постепенно удаляться от нас. Причина этому - всё те же законы гравитации. То, что луна медленно удаляется от нас, уже замечено астрономами. Мы постепенно её теряем. Поскольку её действие на землю чрезвычайно существенно (приливы, отливы и мн. др.), то уменьшение её влияния в связи с её отдалением приведёт к ряду природных катаклизмов. Изменение орбиты земли и постепенное приближение её к солнцу должно вызвать увеличение среднесуточной температуры и изменение климата. Это сейчас и происходит. Явление, которое в научном мире считают - «парниковым эффектом».

В мире ежегодно производится и используется несколько тысяч тонн хлорфторуглеродных соединений. Попадая в атмосферу, они способны сохраняться там 60 - 80 лет, мигрируя над планетой. Известно, что одна молекула окиси хлора уничтожает тысячу молекул озона. Образуются «озонные дыры». Озоновый слой, как покрывало, защищает нашу планету от палящего солнца, опасных ультрафиолетовых лучей и солнечной радиации. Уничтожение озонного слоя приведёт ещё и к усилению палящего солнечного эффекта.

В Библии сказано: «И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются». (Лк. 21: 25-26)

«Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут». (Ис. 51: 6)

Год за годом, оборот за оборотом, наша планета продолжает менять свою орбиту и приближается к солнцу. Если сравнить солнечную систему с моделью атома, где на определённом расстоянии друг от друга, вокруг ядра, вращаются электроны, то можно понять, как уменьшилась скорость движения земли. Электроны, которые находятся ближе к ядру, вращаются медленнее тех, которые удалены дальше от ядра. Чем ближе планета к солнцу, тем медленнее она будет вращаться вокруг него, тормозимая более мощным гравитационным полем солнца. С уменьшением скорости бег времени будет ускоряться. Оно просто будет идти быстрее. Это не значит, что сутки станут 23 или 22 часа. Нет. Меньшая траектория орбиты, компенсируется меньшей скоростью вращения по этой орбите. В сутках остаётся 24 часа, но это уже не те 24 часа, которые были раньше.

В каждой, отдельно взятой системе отсчёта, время протекает по-разному, однако оно течёт одинаково для наблюдателя в этой системе. Если на космическом корабле прошло 14,1 лет, а на земле 1000,1 лет, то космонавты вполне нормально прожили свои 14 лет, также как и земляне, вполне нормально прожили свои 1000 лет. Находясь в разных независимых системах отсчета, они не ощущали никакой разницы в разбежке. Каждый жил своё время, такие же самые секунды, дни, недели и т. д. Они жили по одному и тому же эталону времени - измерение, в качестве которого используется постоянно равномерный процесс, например: качание маятника, движение стрелки по циферблату и т. д.

Возникает вопрос: Как же тогда, вообще, можно было увидеть и осознать временное ускорение?

Во первых: Изменение произошло очень быстро, за короткий промежуток времени - одна человеческая жизнь. Если бы это растянулось на 300 - 400 лет, никто бы ничего и не заметил.

Во вторых: Изменение произошло внутри одной и той же системы отсчёта - это наша планета.

В третьих: Изменение всё ещё продолжает происходить. Время продолжает ускоряться, причём это ускорение находится в пределах зоны восприятия нашими биологическими часами, которые вынуждены постоянно адаптироваться к непрерывно изменяющемуся режиму быстротечности. Скорость планеты сейчас не является величиной постоянной, она продолжает уменьшаться. Этот год пройдёт быстрее, чем прошлый, а следующий быстрее, чем этот.

Всякая система пытается вернуть своё нормальное состояние, то есть - уравновеситься, но земля продолжает уменьшать скорость, увеличивая временное ускорение. Если скорость планеты перестанет уменьшаться и станет величиной постоянной, земля займёт определённую орбиту и ускорение прекратится. Время пойдёт в своём обычном, нормальном режиме. Другими словами равномерность хода времени зависит от постоянства величины скорости. Из этой зависимости вытекает, что время можно не только ускорять, но и замедлять, если скорость будет постоянно увеличиваться.

Существует такой предел скорости, на котором время вообще перестаёт существовать. Предел, на котором время равно нулю. Если предположить, что даже его можно перешагнуть, то мы попадаем туда, где время пошло на минус, т. е. в прошлое. Но в этом случае скорость должна быть равна плюс минус бесконечности, то есть она должна быть настолько сверх огромной, что будет гораздо меньше чем ноль. Скорость, которая так сильно обгоняет время, что начинает его догонять. На таких скоростях никакая материя не способна существовать.

Согласно расчётам, при движении со скоростью света, длина объекта настолько сжимается, что превращаются в ноль. Ни одно материальное тело не способно двигаться с такой скоростью. Скорость света - есть предел скорости для любого материального тела.

Всякая материя состоит из молекул, молекулы состоят из атомов, атомы состоят из ядер и электронов, и в итоге, всё это деление доходит до того, что всё состоит просто из положительных и отрицательных зарядов и даже меньше, а точнее из ничего, из пустоты. Однако вся эта пустота, или вакуум, является ничем иным как энергией. Энергии вакуума, содержащейся внутри простой электрической лампочки, достаточно для того, чтобы полностью уничтожить землю. Из физики известно, что частицы, составляющие любое физическое тело, движутся внутри этого тела, на скоростях близких к скорости света. Когда мы берём в руку, какую либо вещь, мы даже не задумываемся, какое движение происходит в ней и насколько много в ней энергии.

Скорость света - это тот предел, на котором материя перестаёт существовать, превращаясь в энергию. При движении со скоростью света любая материя превращается в свет. Солнце - это огромный реактор, на котором происходят взрывы величайшей мощности. Солнечный свет - это и есть масса солнца, выброшенная в космос со скоростью - 300 000 км./сек. Свет представляет собой поток мельчайших заряженных энергетических квантов называемых фотонами. Элементарные частицы, составляющие любую материю, непрерывно движутся внутри её замкнутой системы на очень больших скоростях близких к скорости света, но никогда не достигающих её. Если какое нибудь материальное тело начнёт двигаться в пространстве быстрее, чем скорость частиц, из которых оно состоит, система “разомкнётся” и тело “рассыплется” вплоть до фотонов. Когда скорость движения физического тела превышает скорость движения его собственных частиц, происходит разрыв замкнутой системы этого тела. Это значит, что никакая материя не может двигаться быстрее, чем скорость частиц его составляющих. Всё, что начинает двигаться со скоростью света, превращается в свет.

Фотоны - это единственные частицы, которые всегда движутся в пространстве со скоростью света и не имеют при этом массы покоя. Покоящихся фотонов не существует. Образовавшиеся фотоны могут существовать вечно, пока не будут усвоены материей, то есть преобразованы в материальные частицы.

Если две частицы с противоположными зарядами и равными массами, например - электрон и позитрон, столкнутся, то они оба исчезнут в яркой вспышке света. Известно также, что свет может превратиться в частицу: фотон может преобразоваться в электронную пару из электрона и позитрона. При переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается один фотон, то есть происходит выделение или поглощение света.

Фактически выходит, что любая материя создана из света, представляя собой его более низкий энергетический уровень. Из этого света состоит и золото, и железо, а также хлеб, который мы едим. Всё соткано из света. Энергия постоянно образует материю, а материя, уничтожаясь, рождает энергию. Этот круговорот во Вселенной постоянен. Бог всё сотворил словом Своим: «Он сказал и стало». В научном мире уже звучали заявления о том, что материя фактически представляет собой некие колебательные волны подобные звуковым. Кстати, по спектру светового рассеяния можно судить и о звуках, которые идут из материи. Ведь они совершают колебательные движения, которые рождают акустические волны. Но эти же движения вызывают игру отражённого света. Поэтому спектры звука и света полностью соответствуют друг другу.

Запасы энергии не вообразимы. Из теории относительности Альберта Эйнштейна следует, что всякий род энергии обладает массой, и что всякая материя, имея массу, представляет собой также и энергию. Выразив соотношение массы и энергии формулой E=mc^2, где энергия равна массе умноженной на скорость света в квадрате, мы получаем, что 1 грамм вещества содержит 25 000 000 киловатт часов энергии.

Материя - это как хранилище энергии, которая хранится там до определённого времени, чтобы опять можно было извлечь её, создавая всё новое и новое. Но поскольку энергия фотонов всегда значительно превышает энергию молекул вещества, из которых они были образованы, то такие циклы постоянно увеличивают запасы вещества во Вселенной. Это значит, что если расщепить, к примеру, слиток золота, превратив его в свет, а потом из этого света опять создать слиток, то получится уже не один слиток, а гораздо больше. Это очень напоминает принцип сеяния и жатвы открытый Христом. Посеянное не принесёт плод, если не умрёт, не перестанет существовать. Мы не получим большего, если не пожертвуем меньшим. Говоря притчами, Христос открывал многие тайны Вселенной. Он сказал своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах». (Лк. 8:10) Бог есть Творец. Это его сущность. Он не просто один раз сотворил и перестал. Нет. Он продолжает творить всегда и непрестанно. Астрономами уже установлено, что Вселенная постоянно расширяется.

Возвращаясь к временному ускорению, можно отметить, что поскольку время зависит от скорости и любое материальное тело уже при скорости света превращается в свет, то есть практически уничтожается, то только существа состоящие из самого света могут перешагивать все эти пределы и существовать там, где нет времени. Примечательно, что Библия описывает ангелов, как существ состоящих из света.

Если бы наша планета остановилась и вообще прекратила всякое движение, то тогда на земле было бы самое быстротечное время, чем где-либо во Вселенной, но мы бы этого не осознавали. Конечно, этого не случится, однако время будет идти всё быстрее и быстрее. Это может являться вторым, более глубоким пониманием смысла слов Иисуса Христа. Предсказывая события будущего, Он сказал: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». (Мф. 24:21-22) И дней станет меньше, и проходить они будут быстрее. Начавшееся временное ускорение - это сигнал того, что всё уже началось. Великое время скорби, ожидающее землю, уже близко.

Среди всех цивилизаций Вселенной, созданных Богом творений, только одна земля пала и живёт во грехе. Первая земная цивилизация была уничтожена за свои грехи водой, всемирным потопом. «Ибо увидел Господь, что велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Быт. 6:5) Наша цивилизация, будет уничтожена огнём. Но перед этим на землю обрушится столько бедствий и придёт такое время скорби, какого ещё не знала земля от самого своего создания. «Но ради избранных сократятся те дни» - говорит Христос.

Самый простейший пример пространственно временной относительности - это картина звёздного неба. Смотря на Юпитер, мы видим то, что происходило 40 минут назад. Если посмотреть на ближайшую к нам звезду Альфа Центавра вы будете видеть то, что происходило 4,3 года назад. Свет от звезды Сириус доходит до нас за 8,8 лет, свету Капеллы из созвездия Возничего на это нужно 46 лет, Канопусу - почти 200. В созвездии Орион есть звезда Ригель, её свет достигает нас только через 800 лет. Если навести телескоп на небольшой клочок тумана немного повыше средней звезды Андромеды, то это значит, что мы видим свет новой звёздной системы другой галактики. Точнее то, что происходило там 2,2 миллиона лет назад. Вы прямо сейчас видите не настоящее, а прошлое, в его различном временном удалении. Картина настоящего создаётся из картинок прошлого.

Согласно теории относительности мы все находимся в изогнутом четырёхмерном пространстве - времени. Где время является четвёртым измерением действительности. Всякое движение теперь признаётся смещением во времени и пространстве. Четырёхмерное пространство нашей Вселенной изогнуто. Каждая точка этого пространства одновременно является и началом и концом. Выйдя из любой точки пространства и обогнув Вселенную, вы свободно можете вернуться в ту же самую точку. Но поскольку пространство четырёхмерно и четвёртой величиной является время, то, выйдя из определённой временной точки и обогнув время, вы можете вернуться в ту же самую временную точку, из которой вышли. Если бы мы смогли перемещаться вдоль четвёртого измерения, то стены не были бы для нас помехой. Мы смогли бы покидать и проникать в закрытые помещения не проходя сквозь двери и окна. Библия говорит: «Вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». (Ин.20:19; Лк. 24:37)

В 1943 году, в разгар второй мировой войны, А. Эйнштейн участвовал в эксперименте американского ВМФ - военно-морского флота по созданию необнаружаемого корабля. Используя сильнейшее силовое поле, учёные хотели создать корабль невидимый для радаров противника. Для опытов был специально оборудован эсминец «Элдридж». В результате, корабль стал действительно невидим, но затем всё обрело непредсказуемый оборот, эсминец исчез. Произошло перемещение судна во времени и пространстве. Всё это привело к ряду очень странных событий, как с кораблём, так и с находящейся на нём командой. Впоследствии этот опыт получил название Филадельфийский эксперимент. В то время Эйнштейн работал над теорией единого поля. Это должно было стать ещё одним прорывом в физике.

Всё, что было достигнуто, использовалось, в первую очередь, в военных целях. Вероятно, это и послужило тому, что незадолго до своей смерти Эйнштейн уничтожил свои последние научные труды, записав в своём дневнике, что человечество не готово владеть такими знаниями и всё использует во зло.

Ещё в середине 1930-х годов два русских физика предложили теорию, в которой время рассматривалось как вещество или энергия. Оказалось, что время может, как поглощаться, так и выделяться материей. Оба учёных были репрессированы, и один был расстрелян. Второй физик Н. А. Козырев остался в живых, ещё находясь в лагере, он продолжал работать над своей теорией. Примечательно, что в 1990-х годах группа физиков из Российской Академии наук подписались под этим открытием, официально признав его действительным и подтвердив это серией опытов. Теперь можно говорить, что возможность существования на земле особых зон, с изменённым ходом времени, вполне реальна.

Бог сказал: «Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь». (Иер. 33:3)

Бог готов открыть нам гораздо больше, чем мы желаем знать. Господь, у которого нет изменения и ни тени перемены, является полным обладателем времени и пространства. Время в его руках как глина, с которой он способен сделать всё, что Ему угодно. Творец Непостижим, Неизменяем, Беспределен, Бесконечен, Вездесущ, Всемогущ, Всеведущ, Вечен… Одно из Его имён - Сущий, что значит - существующий всегда сейчас. Как любая точка пространства для Бога всегда есть «здесь», так и всякий момент времени для Него всегда есть «сейчас».

Мейстер Экхардт, переживший в видении встречу с Богом, писал: «Исключительность Господня состоит в том, что Бог вознесён превыше пространства и времени. Он живёт в непрерывном «сейчас» и в «вечном ныне», где прошедшее, настоящее и будущее слиты воедино. Для Бога всё - одномоментно. Когда мы смертные, толкуем о прошлом настоящем или будущем, то это потому, что мы подвластны времени и мыслим связанными с ним временными понятиями. Но для Господа времени не существует. Это значит, что мои завтрашние молитвы Бог услышит не завтра, также как и мои вчерашние молитвы, он слышал не вчера. Нет. Он прямо сейчас слышит все мои молитвы, и вчерашние и завтрашние».

«И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу». (Ис. 65:24)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Пожалуй, каждый из нас замечал, что время, которое в детстве тянулось медленно, по мере взросления постоянно ускоряется. И если в 5 лет год казался целой вечностью, то в 30 он пролетает почти незаметно. С чем это связано и есть ли способ замедлить время? Мы попытались в этом разобраться и, кажется, нашли возможные причины этого явления.

сайт предлагает узнать, почему каждый новый год проходит все быстрее и как быть, если вы хотите немного «замедлить» свою жизнь.

Нехватка нового опыта

В детстве каждый день приносит нам массу новых впечатлений, мы учимся и постоянно видим что-то впервые. С возрастом таких моментов становится все меньше и меньше, поэтому мы начинаем измерять ход событий необъективно. Эту точку зрения подтвердил нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который проводил эксперименты, демонстрируя людям различные изображения.

Часть этих картинок испытуемые уже видели прежде, а остальные были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям люди тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью.

Из этого следует, что для человека, чей мозг занят обработкой новой информации, время субъективно течет медленнее. И это объясняет, почему детские годы видятся нам растянутыми, а взрослая жизнь кажется мимолетной. Например, некоторым людям кажется, будто 1970 год был 30 лет назад, но на самом деле прошло уже 48 лет.

Теория кусков

Эта теория также связана с впечатлениями, а именно с тем, как наш мозг их интерпретирует в зависимости от возраста. Американский когнитивист Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter) полагает , что мозг человека склонен собирать отдельные впечатления в своего рода «куски» (chunks). Например, повседневные дела вроде уборки, приготовления пищи и походов в магазин объединяются в кусок под названием «хлопоты».

Представьте себе, что мама вышла на прогулку с малышом. Для ребенка это событие полно новых впечатлений: он познакомился с другими детьми, увидел интересную бабочку или жука, научился лепить куличи из песка и т. д. Но для его мамы это самое обычное мероприятие, не первое и далеко не последнее в ее жизни.

Выходит, что на протяжении жизни наш мозг «упаковывает» впечатления в довольно широкие категории: семья, работа, развлечения, хобби, спорт и т. п. Вероятно, «кускование» помогает мозгу оптимизировать память, но в результате прошедшие события кажутся нам скоротечными.

Нейрофизиологические процессы

В человеческом мозге не обнаружено структуры, которая отвечала бы за время. Но по мере взросления у человека снижается уровень дофамина - нейромедиатора, который (помимо того что вызывает чувство удовлетворения) играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. В результате этого у взрослых и пожилых людей меняется способность к восприятию времени.

Это подтверждается результатами эксперимента психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе Питера Мангана (Peter Mangan). Ученый сравнивал способность к оценке интервала времени в 3 минуты у двух групп людей: молодых (19–24 года) и пожилых (60–80 лет). Испытуемым предлагали мысленно засечь время в 3 минуты и сказать, когда, по их мнению, эти 3 минуты истекли.

В группе молодых людей время оценивали более точно: для них 3 минуты проходили через 3 минуты и 3 секунды, а по оценке пожилых, 3 минуты проходили за 3 минуты и 40 секунд фактического времени. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди и в самом деле воспринимают временные промежутки более короткими, чем они есть на самом деле.

Шкала М. Кинера

Консультант по дизайну BMW из Австрии Максимилиан Кинер (Maximilian Kiener) разработал шкалу , согласно которой чем дольше вы живете, тем более коротким вам кажется год. Например, в возрасте 5 лет год составляет 1/5 вашей жизни, что довольно значимо, а в возрасте 50 - только 1/50, и потому уже не кажется такой большой величиной.

Согласно этой теории, в 76 лет 1 год жизни воспринимается по длительности как каникулы после 1-го курса в университете, а если вы доживете до 100 лет, то вам будет казаться, что половина вашей жизни закончилась примерно в 18-летнем возрасте, несмотря на то что это противоречит объективной реальности.

Можно ли замедлить время?

Как вы уже могли понять из предыдущих пунктов, одним из главных факторов, «ускоряющих» время, является дефицит новых впечатлений. Конечно, не каждый может позволить себе частые путешествия или дорогие развлечения, но ведь всегда можно найти время на самообразование, прогулки по тем местам, где вы обычно не бываете, встречи с новыми людьми и многое другое.

Важный совет: не откладывайте важные дела «на потом». Прокрастинация может привести к тому, что, оглянувшись назад, вы ощутите, что тратили свое драгоценное время зря, а жизнь прошла так быстро, словно вы не жили вовсе.

Поэтому не стоит бояться позитивных перемен, например сменить работу, если вы давно об этом мечтали, но не решались выйти из зоны комфорта. Осваивая новый вид деятельности, которая вам по душе, вы не только станете счастливее, но и замедлите свои личные часы.

Почему время летит все быстрее? August 18th, 2016

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве - летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год - это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее - они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания - травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние - не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

источники



Похожие статьи