Почаевская икона Божией Матери — значение, в чем помогает. Почаевская Икона Божьей Матери: значение, в чем помогает

17.10.2019

История этой чудотворной иконы Богоматери неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина). На горе, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, в 1340 году поселились два инока. Однажды один из них после молитвы пошёл к вершине горы и вдруг увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. Он позвал другого инока, который был также удостоен созерцать чудесное явление. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Увидев необычный свет на горе, он поднялся на неё и вместе с иноками стал прославлять Бога и Его Пречистую Матерь.

После того, как явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток этот сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень. Вода в стопе не оскудевает, несмотря на то, что многочисленные паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов.

Сама же Почаевская икона Божьей Матери появилась в обители следующим образом. В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезённую из Константинополя икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от Почаевской иконы Богородицы исходит сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала образ инокам, поселившимся на Почаевской горе.

Через некоторое время на скале была выстроена церковь в честь Успения Божией Матери, ставшая частью монастырского комплекса. За свою историю Почаевский монастырь претерпел немало бедствий: притеснялся лютеранами, подвергался нападению турок, попадал в руки униатов, но благодаря заступничеству Божией Матери все невзгоды были преодолены.

На списках чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы часто изображают камень с отпечатком стопы Божией Матери.

Почаевская Успенская лавра - одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде - киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда - явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI - XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами - после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой - плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»). Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Тропарь, глас 5:

Перед святою Твоею иконою, Владычице,
молящииися исцелений сподобляются,
веры истинныя познание приемлют
и агарянская нашествия отражают.
Темже и нам, к Тебе припадающим,
грехов оставление испроси,
помыслы благочестия сердца наша просвети
и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Одним из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы является Почаевская икона Божьей Матери. Пред ней возносят молитвы не только православные верующие, но и представители иных христианских направлений. Более четырёхсот лет она хранится в Почаевской лавре — этой несокрушимой цитадели православия. В монастырских книгах остались многочисленные свидетельства чудес, явленных по молитвам перед этой иконой. Чтобы начать разговор о ней, нам придётся вернуться на шестьсот с лишним лет назад, в далёкий XIV век.

Явление Божьей Матери почаевским отшельникам

Предание доносит нам, что в 1340 году два благочестивых монаха, желая в уединении предаться молитвам и аскетическим подвигам, поселились в пещере горы — там, где сейчас находится знаменитая Почаевская лавра. Дни и ночи пребывали иноки в служении Господу, и в награду за это были удостоены Божественного откровения. Однажды на вершине горы в огненном столпе им явилась Пресвятая Богородица, стоящая на камне. Кроме монахов узреть Божью Матерь сподобился также пастух, пасший неподалёку стадо. Когда видение рассеялось, то на том месте, где стояла Пресвятая Дева, остался на камне след её стопы. Он был полон чистой и прозрачной воды.

С этих пор Почаевская гора исполнилась Божественной славы, а след, оставленный на камне, стал вечным источником чудес. Прошло шесть столетий, но не иссякает в нём чистая и свежая вода. Никогда её не становится меньше, хотя многие паломники наполняют ею свои сосуды, и никогда она не переливается через край. Она приносит исцеление страждущим и мир в окроплённые ею жилища.

Чудесный дар гостеприимной помещице

История Почаевской иконы Божией Матери начинается с того, что двести лет спустя Константинопольский митрополит Неофит, проезжая в этих местах, был приглашён посетить имение богатой помещицы Анны Гойской. Пробыв у гостеприимной хозяйки некоторое время, он продолжил свой путь, благословив её и оставив ей в память своего посещения образ Пресвятой Богородицы.

Даже на первый взгляд икона была замечательной. Очень древняя, написанная на липовой доске масляными красками в старовизантийском стиле, она была укреплена на оборотной стороне двумя дубовыми брусками. С лицевой стороны помещалось тонкое серебряное покрытие, выполненное в виде ризы, но от времени очень обветшавшее.

Пресвятая Богородица, явленная на этой иконе, держит на правой руке Предвечного Младенца, а левой рукой укрывает Ему ноги и спину платом. Богомладенец же правой рукой подаёт благословение, а левую держит на плече Матери. Богоматерь, склонившись к Нему, прижимает Свой лик к лику Младенца. Этот жест полон бесконечной материнской любви и нежности.

Почаевская икона Божьей Матери имеет одну замечательную особенность. Кроме Пресвятой Богородицы и Её Предвечного Сына на ней помещены ещё и семь изображений святых угодников. Очевидно, что эта, привезённая из Константинополя, икона когда-то принадлежала благочестивому православному семейству, члены которого носили имена святых, изображённых на ней. Так вот, все надписи на ней сделаны по-славянски. Это может говорить только об одном — икону писала рука русского мастера.

Чудеса, творимые иконой в доме Анны Гойской

Долгое время икона Почаевской Божьей Матери, фото которой можно увидеть в начале статьи, находилась в доме пани Гойской. Сама хозяйка, при всём своём радушии и гостеприимстве, особой религиозностью не отличалась. Поэтому когда служанки сообщили ей, что видели вокруг иконы чудесное сияние, отнеслась к этому скептически. Даже когда ей во сне явилась Сама Пречистая Дева, это не убедило госпожу Анну. И только после чудесного явления, бывшего не во сне, а наяву, она наконец поняла, каким сокровищем обладает.

В скором времени Почаевская икона Божьей Матери неопровержимо засвидетельствовала свою чудотворность, исцелив слепого от рождения брата хозяйки. Это произвело на неё неизгладимое впечатление, полностью изменив отношение к религии. Когда на склоне Почаевской горы была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, пани Анна внесла в неё богатые пожертвования. И с этого времени Почаевская чудотворная икона Божьей Матери находилась в ней, освещая своим сиянием её своды.

Образование монастыря и начало лютеранского периода

Постепенно количество иноков, проживавших в пещерах горы, увеличивалось, и был образован монастырь, получивший впоследствии известность как Почаевская лавра. Тихо и размеренно текла его жизнь. Обширные земли, пожертвованные Анной Гойской, приносили хороший доход, а чудотворная икона привлекала в монастырь толпы паломников, так что кружка для сбора пожертвований никогда не пустовала. Но призвал Господь в Царство Своё щедрую благодетельницу, и во владение имением вступил её наследник — Андрей Ферелей. Был он по вере лютеранин, и с первых дней возненавидел православный монастырь на Почаевской горе.

Много зла причинил он монастырским инокам, даже отобрал земли, пожертвованные панной Гойской. В довершение всего подослал своего дворецкого с шайкой головорезов ограбить святую обитель и похитить из неё чудотворный образ. Злодеи в точности исполнили приказание, разграбив монастырь. В числе прочего была похищена ими и Почаевская икона Божьей Матери.

Значение этого злодейства заключалось в том, что, по замыслу Фереля, лишившись иконы, иноки разойдутся, и ненавистный ему монастырь прекратит своё существование. Но вышло всё совсем иначе. За совершённое святотатство и за последующее глумление над иконой его нечестивая жена была поражена страшным недугом, который оставил её лишь после того как святыня была возвращена в обитель.

Воскрешение сына деревенского старосты

Из монастырской хроники тех лет явствует, что возвращение святого образа ознаменовалось многочисленными чудесами, явленными через него Пресвятой Богородицей. Среди наиболее ярких и запоминающихся можно вспомнить воскрешение в 1664 году отрока — сына деревенского старосты. Этот ребёнок скончался в результате болезни. Родители и близкие мальчика были безутешны.

И вот бабушка умершего отправилась в монастырскую церковь, где хранилась Почаевская икона Божьей Матери. О чём молятся в подобных случаях? Об упокоении души усопшего. Но старая женщина вознесла молитву к Царице Небесной о возвращении жизни своему внуку. По церковным традициям, это неслыханная дерзость, так как верующий человек обязан склониться перед тем, что свершилось по воле Божьей. Но её молитва была чудесным образом услышана — в тот же день отрок воскрес. В монастырской книге описание этого чуда сопровождается многочисленными подписями свидетелей.

Исцеление камердинера помещицы Хойнацкой

Ещё один поразительный случай произошёл в том же году в усадьбе помещицы Хойнацкой. Тяжкий недуг сразил её камердинера. День и ночь несчастный пребывал в жару, кроме того, полностью ослеп, что, разумеется, усугубило его страдания. Сердобольная помещица, желая помочь ему, послала письмо настоятелю монастыря с просьбой помолиться о здравии своего камердинера. Слуга по имени Семён Ливаница отправился в монастырь и передал послание хозяйки по назначению.

Настоятель выполнил её просьбу. Помолившись перед святым образом, он переслал ей также воды из целебной стопы Пресвятой Богородицы. Ко всеобщей радости, недуг отпустил страждущего, а после того как привезённой из обители водой омыли его очи, к нему вернулось зрение. Происшедшее свидетельствует о том, что Почаевская икона Божией Матери помогает не только тому, кто молится, непосредственно стоя перед ней, но и тому, кто далеко от неё, и за кого молятся другие.

Чудесное воскрешение крестьянина Василия Шкарпитка

Следующим, 1665 годом, датируется и ещё одно чудесное воскрешение. На этот раз умер местный крестьянин Василий Шкарпитка из села Пельчи. Как и в предыдущий раз, воскресила его молитва Почаевской иконе Божьей Матери. Однако в этом случае есть удивительная деталь — воскресший помнил то, что произошло с ним после смерти. Впоследствии он рассказывал, как двое юношей, взяв его под руки, повели в гору, на вершине которой сиял неземным светом дворец.

Его сердце исполнилось радости и готовности вступить в этот чертог, но появившиеся из него два старца, повелели ему вернуться в прежний мир, так как час его ещё не пробил. Обернувшись, крестьянин начал спускаться по склону горы, поддерживаемый всё теми же юношами. И вот в самом низу открылся перед ним ров, смердящий нечистотами, на другой стороне которого возвышалась церковь. По словам воскресшего, он должен был, миновав ров, войти и помолиться в церкви. После молитвы сознание вернулось к нему, и он ощутил себя вновь живым.

Чудесное избавление из плена

Много ещё исцелений и воскрешений совершила по молитвам к Царице Небесной Почаевская икона Божией Матери. Чудеса не иссякали и в периоды нашествий татар, которые периодически совершали свои опустошительные набеги. Один из них является воистину уникальным. Однажды, напав на обитель, татары угнали в плен молодого монаха. После долгих мытарств, проданный в рабство, он оказался на тяжёлых земляных работах. И не надеялся уже юноша обрести свободу, как вдруг однажды, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, случилось чудо.

Созерцая мысленным взором Почаевскую икону, оставшуюся в обители, он вознёс молитву Пречистой Деве. В ней, оплакивая свою судьбу, просил монах вернуть его обратно в стены родного монастыря. Долго простоял он, опустившись на колени, и сам не заметил, как уснул. Каковы же были его изумление и радость, когда, проснувшись, он увидел, что находится вновь перед вратами своей обители, а на земле возле ног лежат его цепи.

Заступничество Богородицы перед нашествием поляков

Широко известно также заступничество Пресвятой Богородицы, явленное в 1675 году, когда во время войны с поляками турки подошли к стенам монастыря и пытались штурмом взять обитель. Монахи и окрестные жители, укрывавшиеся в стенах обители, оказали врагам яростное сопротивление и сдерживали их натиск в течение нескольких дней. Однако силы были неравны. Тогда настоятель монастыря призвал всех, кто находился в крепости, встать на колени и молиться. Из храма была специально вынесена Почаевская икона Божией Матери.

В чём помогает святыня тем, кто обращается к ней с верой и надеждой? Прежде всего, в избавлении от беды. Вот и на этот раз, лишь только запели акафист, как вдруг в облаках появилась фигура самой Царицы Небесной со множеством ангелов, облачённых в ратные одежды. Вид небесного воинства поверг турок в смятение, и они бежали, бросая на ходу оружие и обозы. В память этого чуда был установлен день празднования иконы — 5 августа (н. с.). Был написан и тропарь Почаевской иконе Божией Матери.

Помощь иконы в период униатства

Невозможно перечислить всех чудес, явленных Богородицей через Её благодатный образ. С какими бы нуждами ни обращались богомольцы, о чём бы ни просили, всегда Заступница Небесная незамедлительно приходила на помощь. Среди свидетельств, занесённых в монастырские книги, есть упоминания о том, что помощь была явлена даже без слов, а по одному лишь молитвенному вздоху. И ещё очень важно, что Почаевская икона Божьей Матери помогает не только православным, но и людям любых вероисповеданий, обратившихся к ней за помощью.

Тяжёлым для лавры был период с 1721 по 1832 год. Более ста лет она находилась в руках униатов. Но, тем не менее, чудеса, совершавшиеся по молитвам перед иконой, не прекращались, и не иссякала целебная вода в Богородичной стопе на камне. Только официально зарегистрированных и записанных в монастырские книги произошло 539 различных чудес, а сколько их осталось ещё в памяти народной!

Исцеление унтер-офицерской жены

Среди таких действ хочется отметить чудесное исцеление жены унтер-офицера 52-го егерского полка Елизаветы Миропольской. Будучи в девичестве лютеранкой, перед вступлением в брак она приняла православие и стала благочестивой прихожанкой одного из храмов своего города. Через некоторое время у неё начались нестерпимые боли в левой ноге. Мучения усилились настолько, что несчастная не могла ходить, и все ночи проводила без сна.

Врачи оказались бессильны ей помочь. Наконец родные посоветовали обратиться с молитвой к чудотворному Почаевскому образу и через него просить о милосердии Пресвятую Деву. Унтер-офицерша послушалась их совета, но так как находилась в отдалении от монастыря, где хранилась святыня, и не могла приехать туда, вознесла молитву Пречистой Деве, созерцая мысленным взором её чудотворный образ. Вскоре больная получила исцеление, а благодарный муж привёз в монастырь серебряную подвеску, украсившую оклад иконы.

Современные храмы в честь чудотворной иконы

С древних времён сложилась в православии традиция сооружать и освящать храмы в честь наиболее почитаемых икон, таких как Почаевская икона Божьей Матери. С началом Перестройки ушли в прошлое тяжёлые годы богоборчества, и началось возрождение Церкви. По всей стране прошла волна восстановления старых и возведения новых храмов. Среди вновь появившихся есть построенные и в честь святого Почаевского образа.

В 2012 году в Белгороде принял первых богомольцев храм Почаевской иконы Божией Матери. Это его официальное название, так как именно в честь Почаевской святыни был освящён его основной престол. Приставной же престол в нём посвящён святому Спиридону, епископу Тримифунтскому. Это достаточно просторный и вместительный храм, рассчитанный на 450 молящихся. Высота центрального купола достигает 35 метров. Вокруг него, по углам здания, размещены ещё четыре малые башни, увенчанные куполами.

Первый раз акафист Почаевской иконе Божьей Матери прозвучал в нём в январские дни, когда по благословению епархиального Владыки в нём были совершены первое Всенощное бдение и на следующий день Божественная литургия. Жители Белгорода считают этот храм духовным символом своего города. Дело в том, что в 1943 году частями Советской Армии город был полностью освобождён от фашистов 5 августа ― именно в день праздника этой иконы. Как и в древности, помогла одолеть врагов Почаевская икона Божьей Матери. Значение этого события наполнено глубоким смыслом.

Также нельзя не вспомнить храм, построенный в честь этой святыни в Ростове-на-Дону. В июне 2012 года жители Первомайского района города обратились в Донскую митрополию с просьбой о создании храма. Не случайно одной из наиболее почитаемых ими была Почаевская икона Божьей Матери. О чем молятся ей? О самых насущных потребностях. О здоровье, о благополучии родных и близких, о заступничестве от «врагов видимых и невидимых». Слышали жители города историю этого святого образа, знали, что не оставляет он безответными молитвы верующих. Потому и просили Владыку благословить их на постройку храма в честь именно этой чудотворной иконы.

Отрадным явлением наших дней является продолжение и дальнейшее развитие традиций русского деревянного зодчества. Одним из архитекторов, посвятившим ему своё творчество, является А. Оболенский. По его проекту в 2004 году в Москве, на Митинской улице, была построена церковь Почаевской иконы Божией Матери. Необыкновенной красоты здание, похожее на сказочный терем, словно переносит нас в седую старину.

История Успенской Почаевской лавры

Часто приходится слышать вопрос: «Где в наши дни хранится та самая, привезённая из Константинополя Почаевская икона Божией Матери? Где находится эта великая святыня?». Там же, где была и шесть веков назад, - в Успенской Почаевской лавре, на западе Украины. История этой святой обители полна драматических событий. Помнит она и татарские набеги, и нашествие турецких захватчиков. Пережила она греко-католический и лютеранский периоды. Но самые тяжкие испытания послал ей Господь в XX веке.

Когда в 1939 году, после присоединения Восточной Польши, Почаев оказался на территории Советского Союза, власти начали планомерное и безжалостное уничтожение обители. Старые монахи, свидетели тех событий, вспоминали, что в первые же дни у них были отобраны все сельскохозяйственные машины и весь инвентарь. Был угнан скот и реквизирован весь запас продовольствия.

Новые власти закрыли детский приют, больницу и воскресную школу. В монастырском храме не смолкала молитва Почаевской иконе Божьей Матери об избавлении от напасти, но, видно, так было угодно Создателю. Из трёхсот монахов, составлявших братию монастыря, осталось лишь тридцать, самых старых и немощных. Остальных заставили покинуть обитель.

К этому периоду относится воссоединение епархий, находившихся в Западной Украине и Белоруссии, с Русской Православной Церковью. Правящим архиепископом и священно-архимандритом лавры был назначен митрополит Николай (Ярушевич). Даже в годы оккупации, когда эта территория была захвачена немцами, братией монастыря не прекращалось молитвенное общение с православными собратьями из России.

В период хрущёвских гонений на церковь положение монастыря значительно ухудшилось. Из опасения вызвать возмущение местного населения, и не решаясь силовыми методами закрыть обитель, власти создали монахам невыносимые условия существования. Помимо экономического утеснения, повсеместно применялась практика грубого административного вмешательства в жизнь монастыря.

Последствия Перестройки в жизни лавры

Только с наступлением Перестройки, началось активное возрождение обители. Были проведены широкомасштабные реставрационные работы, в результате которых монастырь засиял в своей первозданной красе. Снова по молитвам паломников щедро являет свои чудеса икона Почаевской Божьей Матери. Фото монастыря, прилагаемые к статье, дают представление о его настоящем облике. Всмотритесь в него.

Так же как и в былые годы, являет чудеса Почаевская икона Божией Матери. В чём помогает она? Прежде всего, в борьбе с нашими собственными грехами и пороками. Из-за них кипят вокруг Её святой иконы людские раздоры, побуждаемые мирской суетой и страстями. Неспокойная жизнь окружает лавру, и много зла творится в мире, но с ещё большей верой и упованием склоняются люди перед этим чудотворным образом.

По праву считается одной из важнейших святынь православного мира. Её значение и силу трудно переоценить. Она способна творить настоящие чудеса, если правильно молиться и приходить к ней с чистым сердцем. Икона славится невероятным количеством случаев святого исцеления, которые происходили прямо перед ней. На иконе изображена Божия Матерь, которая спускается на Почаевскую гору. После её быстрого исчезновения на горе остался лишь отпечаток её ноги. Иногда изображают этот след нарочно, так как он усиливает действие иконы. Она насчитывает сотни тысяч чудес, наиболее запоминающиеся из которых, монахи записывали в свои летописи.

Что же, теперь мы знаем, какой силой обладает икона «Почаевская Божия Матерь». В чем же она помогает просящему человеку? Об этом читайте ниже.

Когда икона вам поможет?

Давайте разберём основные случаи, когда стоит обратиться к Почаевской Божией Матери:

  • считается, что дом она оберегает от воришек;
  • икона в доме оказывает успокаивающее действие на всех членов семьи, дарует им умиротворённость и настраивает на правильные поступки;
  • избавляет от ссор;
  • поможет излечиться от физической и духовной слепоты, отыскать свой путь;
  • направляет человека на путь исправления, даже если он погряз в греховных делах;
  • укрепляет дух и веру;
  • направляет небесную помощь в любых делах при регулярных молитвах;
  • избавляет от множества физических заболеваний, даже когда врачи опустили руки.

Для того чтобы получить помощь от Божией Матери через икону, необходимо уметь правильно молиться. Это очень важный момент, которому немногие уделяют достаточное внимание. Огромную небесную силу имеет икона «Почаевская Божия Матерь», чем и помогает тысячам верующих людей.

Правильная молитва должна быть сердечной – это основное и единственное правило. Что это значит? Когда человек молится, он не должен размышлять над формулировкой просьбы, над его видом со стороны и прочими мелочами. Всё это только отвлекает и отнимает энергию сердца, которая могла бы многократно усилить молитву. Важно полностью отключиться от происходящего, почувствовать всей своей душой, как сильно вы желаете чего-то. Молитва должна исходить из самых глубин вашей души, быть искренней, неистовой и наполненной вашей энергией. Только в таком случае можно получить помощь от Почаевской Божией Матери, которая отвечает всем, кто приходит к ней с чистыми помыслами и сильной верой.

Для того чтобы обрести помощь, можно самому вышить икону. Это необходимо делать в церкви и в определенном настроении духа. Помыслы должны быть чистыми, необходимо полностью сосредоточиться на своей просьбе и находиться в таком состоянии на протяжении всей работы.

Мы узнали, какой силой обладает икона «Почаевская Божия Матерь», как и в чем она помогает. Помните, что только с небес. Обретая веру, люди могут обращаться к божественным силам для любой помощи, и они будут им способствовать, направлять и оберегать.

1559 году греческий (по другим источникам – болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по Руси, приехал на Волынь.

По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своем имении благочестивая дворянка Анна Гойская, к чьим владениям относился и Почаев, владыка благословил ее иконою Пресвятой Богородицы.
Скорее всего, это была семейная икона, может быть, принадлежащая роду самого Неофита.

У южных славян, как и у прочих народов, был в то время распространен благочестивый обычай избирать себе особых покровителей из святых, память которых от поколения к поколению отмечается как семейный праздник. Примечательно то, что во всех надписях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык славянские. Это свидетельствует о том, что, возможно, «образ Почаевский писан рукой русскою».

Долго находилась святыня в часовне дворянской усадьбы. Служанки много раз видели икону в сиянии, о чем рассказывали своей госпоже.

Богоматерь во сне являлась и самой Гойской. Наконец, однажды, став наяву свидетельницей того, как от Образа исходит дивный свет, благочестивая женщина уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду.

По молитвам у иконы стали совершаться чудеса. Когда же благодаря чудотворному образу исцелился слепой брат Гойской Филипп, то Анна, удивленная и обрадованная, призвала иноков. Ими был отслужен молебен, святыня была крестным ходом перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение монахам, жившим в пещере на горе.

Это событие произошло в 1597 году. На горе была устроена церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создан монастырь, на содержание которого Гойская пожертвовала средства. С этих пор икона стала называться Почаевской.
До 1664 года различные чудотворения не записывались. Однако народная молва о таких событиях быстро разносилась по всем концам русской земли. Со всех сторон стали стекаться к Почаевской иконе Божией Матери множество паломников.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых.
Игумен монастыря Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 23 июля, с восходом солнца, татары держали последний совет о штурме обители. Игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над обителью внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил нападавших. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли православную веру и остались в обители навсегда.

…Ныне чудотворная икона помещена в Успенском соборе Лавры в звездообразном киоте в третьем ярусе иконостаса. Его пожертвовал в 1859 году император Александр II в память о паломничестве в Почаевскую обитель.

Каждый день в пять часов утра в Успенском соборе, освещенном в предутреннем сумраке лишь одними лампадами, монастырской братией служится полунощница. После нее, при пении тропаря «Непроходимая Врата», Чудотворный образ Почаевской Матери Божией медленно опускается и останавливается на уровне человеческого роста. Икона держится на двух шелковых лентах. Рядом с нею стоит иеромонах, называемый по традиции «киотным». Иноки, а вслед за ними и все молящиеся в храме безмолвно и неторопливо подходят и прикладываются к чудотворному образу.

Точно так же опускается святыня по субботам после соборного акафиста перед ней, а также по воскресным и праздничным дням после поздней Божественной Литургии.
Чудеса исцеления у этой иконы бесконечны, как и поток паломников из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Сербии и других стран, приезжающих к ней в Лавру.

Далеко не на каждого изливаются чудеса от Почаевской святыни, но каждому, кто обращается к этому образу с сердечной молитвой, и тайно, и явно подается помощь духовная, душевная и телесная. У каждого из приезжающих к святыне есть что-то, что можно выразить лишь молитвенным вздохом. И для этого всегда не хватает слов.



Похожие статьи