Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит? Логопед: особенности работы логопеда-дефектолога

11.10.2019

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня попытаемся разобраться в одном вопросе — логопед врач или педагог? Скорее всего, все помнят забавного персонажа из фильма «По семейным обстоятельствам», сыгранного Роланом Быковым. Наверное, мало вокруг какого специалиста ходит столько мифов, легенд и заблуждений, как вокруг логопеда. В этой статье попытаюсь развенчать мифы о и .

Эти мифы широко распространены и передаются из поколения в поколение. Для начала надо определиться, логопед — это кто? Логопед — врач? Многие так считают, ведь логопеды ходят в белых халатах, часто работают в поликлинике, многие видели такую табличку на двери. Однако это не совсем так, логопедов у нас готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

В связи с этим есть путаница в понятиях “логопед” и “дефектолог”, дело в том, что — это и должность и образование. Дефектологи получают образование на дефектологических факультетах педагогических институтов, бывают дефектологи логопеды, и . Исходя из этого логопед тоже по образованию тоже дефектолог.

Логопед или дефектолог?

Что касается должности «дефектолог», например, в детских садах — то там, скорее всего, работают олигофренопедагоги. Вообще дефектолог – это немного устаревшее название, правильнее было бы называть в соответствии с современными тенденциями “ ”, дефектолог — он же и . И сразу отмечу, что логопед, как и любой дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и адаптация.

И зачем он нужен?

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но... не хочет или балуется. Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

Почему звуки не ставятся за 1-2 занятия?

Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, что их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Если начинаешь их убеждать, что такое, конечно, бывает, но очень редко. И это не их случай, однако они считают, что логопед «разводит» их на деньги. У каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Я не стану утверждать, что не бывает недобросовестных логопедов, бывают всякие, и результат коррекции может быть разный. Безусловно не из вредности, не со зла.

А скорее по причине профессиональной деформации и эмоционального выгорания, люди порой работают на износ, как на конвейере. В связи с этим еще развенчаю и миф о том что, если человек работает в муниципальном учреждении, и у него высокая категория, то он отличный специалист, ответственный, если что, можно прийти к нему на работу и высказать претензии. На самом деле такие логопеды работают с очень большим количеством детей, заполняют 15-20 видов документации, именно это подтверждает их «высокий уровень». Они не очень заинтересованы в конечном результате.

И не только коррекция произношения

Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков и удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики и грамматического строя. Исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи. Могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3 книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся. Либо ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят. Безуслоно так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Логопедические зонды

“Логопедические зонды опасны для здоровья”. Вовсе нет, вы можете заказать себе такой набор зондов. Если вам это по каким-то причинам кажется нецелесообразным, то можете заниматься с зондами самого логопеда. Он вам предоставляет их бесплатно, вам достаточно их прокипятить. Они сделаны из специальной медицинской нержавеющей стали.

Часто можно слышать такое от родителей ребенка:"Он будет заниматься, если ему интересно ". Это не совсем правильная установка. Естественно, логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны. Однако часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, тем более они лучше знают, как его заинтересовать.

Как логопед диагностирует?

“Во время обследования логопед, прежде всего, оценивает уровень интеллекта ребенка”. Конечно, IQ тоже интересует логопеда, но главное для него — это состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает». Логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию и поведение.

Родители очень часто полагают, что они «лучше знают», что надо для их ребенка. У них свое представление, как выглядит «правильный» логопед, как он должен заниматься с их ребенком. На самом деле специалист более компетентен, надо довериться профессионалу, нежелательно вмешиваться в учебный процесс. Лучше всего, если родители только отслеживают результат, наблюдают динамику развития ребенка.

Многие родители ездят с ребенком по разным центрам: медицинским, диагностическим... и потом свято верят диагнозам, которые им так поставили. И если специалист выскажет свое мнение, и его взгляд на проблемы ребенка расходится с мнением «центра», у родителей это часто вызывает протест и недоверие. Многие сомневаются, что простой репетитор может более правильно и точно оценить состояние ребенка.

И совершенно напрасно. Очень часто у практика, непосредственно работающего с детьми, больше опыта, чем у кабинетных теоретиков. Конечно, можно прислушаться к их мнению, но ценнее все же будут мнение человека, наблюдавшего вашего ребенка некоторое продолжительное время, нежели мнение людей, видевших его один раз.

Регулярность занятий — секрет успеха

«Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу, праздники... Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома». То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

На этом заканчиваю статью. И хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы. Безусловно, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. Читайте статьи на блоги, подписывайтесь на обновления. Размешайте материалы в соцсетях. делитесь своим опытом в комментариях.

В процессе учебы будущий медик осваивает множество дисциплин, неведомых ранее. Правильно выражать свои мысли, говорить отчетливо и понятно для всех, на самом деле, очень сложная задача. Эти простые действия требуют скоординированной работы нервной системы, слухового анализатора, мышц и голосовых связок. Когда появляются проблемы, особенно в детском возрасте, последствия могут быть очень серьезными, вплоть до торможения умственного развития. Поэтому проблемой с речью должен заниматься опытный логопед.

Кто такой логопед

Логопед (логос - от греческого «слово», пед - «учить») - это доктор, который учит человека правильно разговаривать, высказывать свои мысли, борется с дефектами речи.

Специалист занимается устранением различных дефектов речи у детей и взрослых. Логопед должен обладать следующими качествами:

  • отзывчивость;
  • высокая эрудиция;
  • знание языка на высоком уровне;
  • должны отсутствовать любые дефекты в произношении слов;
  • уметь слушать пациента, не зависимо от уровня развития - будь то ребенок или взрослый;
  • усидчивость;
  • уделять большое внимание общению и устранению психологической травмы у ребенка или взрослого;
  • врач должен любить детей, так как именно эта возрастная группа больше всего страдает от дефектов речи.

К проблеме каждого пациента нужно подходить творчески и очень скрупулезно. Много времени следует потратить на построение контакта между врачом и пациентом. Специалист использует следующие методы в работе:

  • постоянное повторение слов, фраз, предложений в игровой форме;
  • изучение на память простых и сложных слов;
  • упражнения, повышающие внимание;
  • построение логической цепочки между предложениями;
  • создание ассоциаций для лучшего запоминания слов;
  • упражнения, заставляющие пациентов добавлять необходимые предложения в текст, написание писем;
  • чтение вслух на занятиях и дома;
  • дыхательная гимнастика;
  • выступление перед аудиторией, чтобы преодолеть страх и волнение;
  • прослушивание большого количества песен, фильмов, сказок с простыми словами.

Большое значение в избавлении от дефекта речи имеет время, потраченное на занятия. Чем дольше и интенсивнее занимается человек, тем лучше будет результат.

Какие заболевания лечит логопед

Проблемы с речью можно выявить уже в первый период жизни ребенка. С 1-2 лет малыш должен издавать характерные звуки для конкретного периода жизни. Если родители замечают, что звуки непонятные или вовсе отсутствуют, или ребенок не отзывается на имя, нужно немедленно обратиться к врачу.

Логопед-дефектолог занимается устранением следующих заболеваний:

  • афония - это отсутствие произношения звуков, когда пациент хочет разговаривать, создает в уме предложения, но не может их произнести;
  • дисфония характеризуется нарушенным произношением звуков. Голос человека становится охриплым, осиплым, говорить приходится шепотом;
  • дислалия возникает, когда ребенок не выговаривает определенные звуки, например, звук «р», «ш», «щ»;
  • логоневроз - это произношение саккадированой речи. Иными словами, заикание. Причинами такого дефекта могут стать травмы головы, перенесенный в прошлом страх, испуг или стресс;
  • тахилалия и брадилалия - состояние, когда нарушается скорость произношения слов;
  • дислексия связана с трудностями в чтении и правописании, проблемами с грамотностью и математикой, вниманием;
  • ринолалия, или гнусавость;
  • нарушение слуха, всегда приводит к проблемам с речью. Чем раньше пропал слух, тем тяжелее восстановить речь;
  • послеоперационные проблемы с произношением звуков.

В случае, когда проблема с речью связана с травмами, операциями, проблемами со слухом, логопед работает совместно с нейрохирургами, ЛОР-врачами, психотерапевтами.

Причины появления проблем с речью

Нарушения речи возникают вследствие следующих причин:

  • наследственность. Если родители не выговаривают звуки «р», «щ», шепелявят - очень большой процент появления такой же проблемы и у детей;
  • травмы во время родов. Повреждение головного мозга при родах. Использованием врачами акушерских щипцов, вакуум-экстрактора часто сказываются на здоровье ребенка. Возможно появление не только проблем с речью, но и угрожающих жизни состояний;
  • ДЦП (детский церебральный паралич) поражает нервные волокна, и мышцы. Часто такие дети страдают нарушением речи и умственной отсталостью;
  • травмы головы опасны образованием гематомы внутри черепа, что требует немедленной операции. После такой манипуляции появляются остаточные явления, нередко заикание, замедление речи, потеря памяти;
  • средний отит, неврит слухового нерва резко ухудшают слух. Вследствие этого у взрослых и детей появляются трудности со звукообразованием. Они не слышат себя. Из-за этого нарушена обработка информации в мозгу, и пациент начинает терять нормальную речь;
  • врожденная глухонемота может быть вызвана приемом матерью токсических таблеток, антибиотиков, вирусными заболеваниями во время беременности. Такие пациенты трудно поддаются лечению;
  • операции на гортани при онкологии часто заканчиваются полным удалением этого органа. Отсутствие голосовых связок сводит на нет возобновление возможности говорить. Но занимаясь с логопедом, можно тренировать пищеводное образование звуков. Для этого нужно поменять тип дыхания и приложить много усилий и времени;
  • стресс, внезапное ощущение страха может спровоцировать появление заикания;
  • короткая уздечка языка может слегка нарушить произношение звуков в детстве, но по мере роста пациента дефект становится заметнее и бороться с ним тяжелее;
  • инсульт провоцирует появление паралича лица, языка, как следствие искажение речи.

Для достижения результата пациент и логопед должны потратить немало усилий и времени. Важное место в этом длительном процессе занимает поддержка родственников, положительные эмоции и мотивация.

Когда нужно обращаться к логопеду с ребенком

Бывают родители, которые не замечают проблем со здоровьем у своих детей. Особенно часто так случается у первенцев, когда у отца и матери не было предыдущего опыта в воспитании ребенка.

К логопеду нужно обращаться в следующих случаях:

  • знакомые и родственники замечают отсутствие реакции ребенка на имя и звуки;
  • дитя, когда уже начинает говорить слова и предложения, не выговаривает некоторые звуки;
  • если у ребенка короткая уздечка языка, которая должна быть надрезана врачом;
  • когда дети не разговаривают до 3-5 лет или говорят только слогами;
  • неправильное строение речи в школьном возрасте, перепутывание слов, значений;
  • медленная или быстрая речь, непонятная для окружающих;
  • после перенесенных операций на языке, глотке, голосовых связках, гортани;

Родителям следует знать некоторые особенности развития речи в детском возрасте:

  • издавать первые звуки ребенок начинает в 6-10 месяцев.
  • на первом году жизни малыш должен четко выговаривать некоторые звуки, первые слоги, понимать незамысловатые просьбы родителей;
  • в полтора года от роду ребенок уже должен говорить «папа» и «мама»;
  • в два года дитя четко выговаривает некоторые легкие слова и имена: «Аня», «я», «ты», «мы». Также понимает указания и просьбы мамы;
  • до трех лет малышу понятно много общих значений, он может указать, где находится стол, что такое мяч, диван, кружка, посчитать до 10, знает свою фамилию;
  • в 4 годика ребенок слушает сказки, может указать и назвать много бытовых предметов, имена родственников, учит коротенькие стихи.

При возникновении малейшей проблемы, лучше обратиться к логопеду сразу же. В детском возрасте промедление на пару месяцев может сыграть злую шутку и отразиться на дальнейшем здоровье.

Когда взрослые идут за помощью к логопеду

Заставить взрослого человека прийти к логопеду-дефектологу очень трудно. Обычно в этом возрасте уже произошли необратимые изменения, которые трудно поддаются лечению. Но никогда не нужно отчаиваться, всегда есть шанс улучшить речь и обрести уверенность в себе.

Помощь логопеда взрослому человеку необходима в таких случаях:

  • перенесенные операции на голосовых связках, если возникает осиплость голоса, вовсе пропадает способность говорить;
  • остаточные явления после инсульта и черепно-мозговой травмы;
  • состояние после удаления гортани, когда полностью отсутствует возможность говорить;
  • заикание;
  • невозможность выговорить некоторые звуки;
  • невнятная, быстрая или медленная речь, когда человеку требуется пребывать среди большого количества людей (певцы, ведущие, актеры, руководители предприятий, политики).

В таких случаях логопеды используют различные методики. Для избавления от проблем с речью подходят иглоукалывание, вырабатывание пищеводного дыхания при удалении гортани, физиотерапия, рефлексотерапия.

Стоит отметить, что взрослым намного тяжелее избавиться от неуверенной речи, волнения и голосовых дефектов. Но логопед-дефектолог может предложить новые методики, используя которые, можно забыть о проблемах с речью.

Какие обследования назначает логопед

Обследования у логопеда специфические. Не обязательно сдавать анализы крови и биохимию для того, чтобы определить наличие проблем с речью.

Специалист, при осмотре ребенка, имеет свой план по изучению возможных проблем у малыша. Диагностическая программа состоит в следующем:

  • осмотр ротовой полости ребенка. При этом можно обнаружить короткую уздечку, патологию язычка, верхнего неба. Иногда возможны проблемы с носом, искривление перегородки, аденоиды;
  • ребенку дают возможность поиграть, прислушиваются к речи;
  • проверка слуха и внимания. Малышу дают звонкие игрушки и изучают реакцию. Шепотом говорят некоторые команды, просьбы и отмечают реакцию;
  • определяют зрительное внимание, показывая различные цветные картинки, игрушки;
  • умственные способности проверяют, предлагая ребенку посчитать количество игрушек, предметов, определить пору года, вспомнить название деревьев;
  • изучают понимание речи других людей. Врач поручает ребенку простые задания и смотрит за выполнением;
  • если ребенок учится в школе, то проверяют знание алфавита, сложных словосочетаний, тяжелых звуков и слогов;
  • проверка качества чтения, быстроты и внятности производимых звуков.

Проблема с взрослыми состоит в том, что за многие годы дефект речи лишь укрепился и побороть в себе эту проблему человеку очень трудно. Занятия должны проходить ежедневно, к тому же пациент должен самостоятельно заниматься дома. Только в таком случае можно побороть неуверенность и устранить дефект речи.

Ребенок будет правильно и всесторонне развиваться тогда, когда будет находиться в хорошем социальном и речевом окружении, получит образование и надлежащее воспитание с первых лет жизни.

Логопед дает следующие советы родителям:

  • часто разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы;
  • читать сказки, книги, образовательные журналы вместе с детьми;
  • на прогулке находить интересные предметы, значение которых ребенок не знает. Рассказывать о них;
  • говорить литературным языком, избегать употребления плохих слов;
  • задавайте вопросы правильно, например: «Что ты делаешь, а не что делаешь?»;
  • попросить ребенка, чтобы он описал предмет, слово, игру своими словами. Поправлять в случае неверного произношения;
  • ежедневно изучать по пару новых слов. Например, части тела, предметы вокруг себя.

Как только родители заметят, какой-либо дефект речи, следует немедленно обратиться к логопеду за помощью.

Суть профессия логопеда довольно проста — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.

Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но как считают сами представители этой профессии, лучше концентрироваться на одном направлении. Скажем, выбрать лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).

Кто такой логопед-дефектолог

Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.

Места работы

Как правило, должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях:

  • в детских садах;
  • в больницах и поликлиниках;
  • в специализированных центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где лечатся нарушения слуха и речи у детей.

Альтернативный вариант «трудоустройства» — открытие своего частного логопедического кабинета.

История профессии

Зачатки логопедии появились в Европе в XVII веке в рамках сурдопедагогики — отрасли, занимающейся проблемами глухих и слабослышащих детей. При наличии слуха речевые дисфункции лечить не стремились, считая их проблемой исключительно физического характера. Если же все-таки брались, то лечили только медицинскими способами.

Только с середины XX века проблемы артикуляции начали рассматривать с точки зрения психологии, что и привело к развитию логопедии как науки так и отдельной профессии.

Обязанности логопеда

Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:

  • осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
  • постановка логопедического диагноза;
  • определение способов и методик лечения;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
  • разработка упражнений и «домашних заданий»;
  • оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.

Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.

Требования к логопеду

Стандартные требования к логопеду таковы:

  • высшее логопедическое (или дефектологическое) образование;
  • опыт работы, в том числе по определенному направлению (с детьми, с взрослыми, с больными ДЦП, с пациентами неврологического профиля и т.д.).

В редких случаях от логопеда требуется и наличие авторской методики.

Образец резюме логопеда

Как стать логопедом

Если вы решили стать логопедом, то необходимо получить высшее педагогическое образование по специальности «Логопедия» и квалификации «Учитель-логопед». В дополнении к этому необходим опыт практики. Его можно получить в государственных учреждениях, работая помощником или логопедом начального уровня.

Помимо образования и опыта потребуется ряд личностных качеств — любовь к детям, коммуникабельность, высокий уровень терпения и выдержки, умение нестандартно мыслить и находить подход к каждому ученику.

Зарплата логопеда

Заработная плата логопеда совсем невысока и находится в пределах от 15 и примерно до 60 тысяч рублей в месяц. В частных учреждениях столицы и крупных мегаполисов, обычно, предлагают очень приличные оклады.

Средняя зарплата логопеда составляет чуть более 20 000 рублей.

Еще один вариант заработка — открытие своего кабинета. Если логопеду получится выйти на взрослую аудиторию, часто выступающую перед публикой и нуждающуюся в чистой, красивой речи (представителей бизнеса, политики и масс-медиа), можно зарабатывать очень приличные деньги.

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия,мелкой маторики, развития памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок, развитие речевого дыхания и много другое.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи, нейропсихологии.
В каком возрасте следует начать показывать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, благоприятный период для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Родители должны регулярно посещать участковый логопедический кабинет в поликлинике и отслеживать динамику развития речи своего ребенка. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Чем раньше по возрасту логопед обнаружит нарушения речи (если они есть), тем легче будет все исправлять.
Могут ли родители определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью- по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например для постановки звуков которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды , без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Хотя сейчас стали появляться американские постановочные зонды , которые позволяют родителям под присмотром логопеда самостоятельно ставить звуки Р,Л,С,Ч и Ш.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Как попасть на занятия к логопеду?
Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю.
Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в нее детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.
Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Это бывает но этого не надо бояться и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Да можно, но для этого надо,чтобы сверстники не имели речевых проблем, обычно это происходит у детей с небольшими речевыми проблемами. Но если Ваш ребенок не говорит или он имеет сильные речевые проблемы,я рекомендовала обратиться к логопеду или посещать логопедическую группу.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила – нож. Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.
Не помешает ли обучение в логопедической группе в будущем поступить в престижную школу, не будет ли на моем ребенке клеймо «отстающий ребенок» ?
Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно- развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
К минусам можно отнести несколько большую плату за посещение группы. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда. Если родители не будут заниматься с ребенком дома, то все старания логопеда будут напрасны. Результаты по исправлению речи приносят только совместные усилия логопеда и родителей.
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Ни радио, телевизор, компьютер не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?
Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Бывают такие проблемы, когда ребенок не слышит звуков, как бы он не старался, как следствие проблемы в письме. Такие проблемы распознать родителям сложно, это может только специалист логопед.
Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Как правильно учить ребенка читать и писать?
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны,которые надеваются на ручку, и ребенок правильно ее захватывает. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки. Для выработки правильного захвата –придуманы 3 х гранные карандаши и ручки.
Если ребенок-левша, то шаблоны для правильного удержания ручки существуют и для левшей.
Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать,почему?
Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырех лет при условии систематических занятий.
Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ. Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном.
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается.
Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не пропустить первые признаки заикания:
- ребенок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Существует мнение,что заикание не лечится, правда ли это?
Нет это не правда,есть методики,позволяющие вылечивать заикание у детей с вероятностью до 95%.Так же наука не стоит на месте,есть гипотеза,что через 10 лет будут изобретены таблетки от заикания.
Наш логопед проводит с ребенком логопедический массаж, могу ли я делать его самостоятельно?
Я бы не советовала Вам делать такой массаж без специальных навыков. Логопедический массаж служит для расслабления и снятия тонуса с мышц речевого аппарата а так же лица, не зная строения артикуляционного аппарата, Вы можете сделать только хуже. Для логопедического массажа существуют специальные массажные зонды и оборудование

Для многих людей слово «логопед» ассоциируется с образом героя Ролана Быкова в комичной сцене из кинофильма «По семейным обстоятельствам». Образ логопеда, с характерными «фефектами фикции», можно сказать, стал визитной карточкой логопедов. Но всё это забавно, когда не касается проблем речи.

Люди не рождаются с уже сложившейся речью. Формирование речи происходит постепенно. Сначала ребенок учится правильному и четкому произношению звуков, постепенно связывая их в слова, которые потом пытается складывать в предложения и затем учится излагать свои мысли последовательно и конструктивно. Не всегда развитие речи происходит одновременно с умственным развитием человека. Очень часто бывает, что развитие речи происходит с некоторыми особенностями, которые поможет откорректировать специалист – логопед. Вообще, логопед – это специалист с педагогическим образованием, который корректирует и устраняет речевые нарушения у взрослых и детей. Основной задачей логопеда является изучение причин, механизмов, симптомов, структуры нарушения речи и системы коррекции этих нарушений. При работе с детьми задачи логопеда значительно расширяются. А именно, необходимо развитие внимания у детей, зрительной и слуховой концентрации, общего мышления ребенка, моторики мелкой и общей. Системный подход в образовательном процессе ребенка позволяет достичь высоких результатов. Задачи логопеда не имеют конкретных рамок, ведь вместе с коррекцией речи обогащается словарный запас, развивается связная речь, повышается уровень грамотности. Поэтому, специализация логопеда достаточно широкая и включает так же основы психопатологии, невропатологии, патологии органов слуха и речи.

Логопедия представляет собой раздел дефектологии – науки о речевых нарушениях и методиках их предупреждения, дальнейшей диагностики, и устранения. Предметом изучения логопедии являются симптомы, механизм, структура и течение различных нарушений речи и система коррекции этих нарушений.

Профессия логопеда относительно новая и не имела особой значимости, и признания до начала ХХ столетия. Проблемы с речью сами собой проходили с возрастом. Недостаток знаний в области логопедии, способствовал тому, что проблемы с речью долгое время считались физическим недостатком и их лечили как обычные болезни. И только в 50-десятых годах прошлого столетия установлена психологическая основа проблемы нарушения речи.

Каждый человек имеет социальную сущность и нуждается в постоянном общении с другими людьми. Общение является значимым аспектом в жизни людей. Проблемы с речью, дефекты дикции могут стать серьёзной причиной развития комплекса неполноценности. Многие общительные и компанейские личности не имели бы возможности быть таковыми, если бы ими своевременно не занялся логопед. Безусловно, неоценима роль логопедов в социуме, ведь их деятельность способна менять судьбы людей.

В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей. Эффективность деятельности логопеда лишь частично зависит от самого специалиста. Успешному результату коррекции речи могут мешать различные дефекты ротовой полости, челюстей, удаление которых не всегда возможно.

Кто такой логопед?

Кто такой логопед и каковы его цели и задачи? Это мы сейчас и выясним. Специалист по нарушениям речи у взрослых и детей, собственно, и называется логопедом. Как правило, логопед - это педагог, который корректирует, выявляет и устраняет речевые нарушения. Многие считают, что логопед корректирует проблемы звукопроизношения. Действительно же, задачи логопеда имеют гораздо более широкий спектр деятельности, включающий совершенство структуры слогов слова, формирование навыков звукового синтеза и анализа, совершенство грамотной и связной речи, навыки грамоте, коррекция нарушений чтения и письма. Совершенно очевидно, что профессиональная деятельность логопеда является многопрофильной и требует глубоких знаний педагогики и логопедии, психологии, основ невропатологии, анатомии, физиологии человека.

В виду того, что речь относится к высшей психической функции людей, деятельность логопедов направлена на развитие у ребенка психических процессов, а именно, концентрации внимания, восприятия, как слухового, так и зрительного, развития мышления, моторики, памяти. Оказание квалифицированной помощи ребенку становится невозможным, если логопед не владеет достаточными знаниями основ физиологии органов слуха, речи и зрения, невропатологии, анатомии человека. Ведь только системный подход к проблеме речевого нарушения может гарантировать эффективную коррекцию и успешный результат. Поэтому, сказать определенно - кто такой логопед, можно лишь объединив все эти навыки и специальности в одно общее понятие.

Когда следует обращаться к логопеду?

Достаточно часто родители детишек задают вопрос – когда следует обращаться к логопеду? Не следует откладывать визит к логопеду в случае, когда при общении с ребенком вы замечаете неправильное произношение звуков, заикание, непонимание речи, отставание речевого развития ребенка.

Для заикания характерны судороги мышц лица, языка, губ и дыхательного аппарата ребёнка. По типу судороги могут быть тоническим, клоническим и смешанным. Клонические судороги характеризуются повторением одного звука или одного слога, например, «по-по-по-помоги», для тонических судорог характерно затруднение начала речи, когда ребенок как будто застрял на одном слове. В особо трудных случаях наблюдаются смешанные судороги, сочетающие характерные черты обоих типов судорог.

Кроме характерных судорог можно заметить характерные двигательные уловки – когда перед началом разговора ребенок совершает, какое либо движение рукой, например, поглаживание лба, носа, мочки уха. Заикание сопровождается речевыми уловками, когда ребенок перед началом речи длительно проговаривает один звук или повторяет многократно одно слово, например, «и-и-и-и-и», «да…да…да…да…».

Очевидные изменения в поведении ребенка, так же являются поводом срочного визита к логопеду. Когда ребенок стесняется своего заикания, становится замкнутым, то избегает общения даже с родителями. Вообще в дальнейшем, заикание значительно усложняет развитие личности ребенка, возможно развитие низкой самооценки. Не всегда переживания по поводу заикания, адекватны серьёзности заикания. Очень справедливо, среди логопедов бытует мнение, что заикание влияет, прежде всего, на личность, а лишь потом на речь.

Важным признаком заикания специалисты называют логофобии. Возникновение необъяснимого страха и боязни ситуаций, в которых может появится заикание, например, ответы на уроках в школе, обращение к незнакомым людям в нестандартных ситуациях.

Вопрос, когда следует обращаться к логопеду, нельзя оставить без конкретики относительно возраста пациентов. Обязательные визиты к логопеду специалисты выделили в несколько периодов. Итак, помощь квалифицированного логопеда необходима в случаях когда:

  • ребенок в возрасте двух-трёх месяцев не воспроизводит звуки гуления;
  • ребенок в возрасте шести-семи месяцев не лепечет;
  • малыш в возрасте одного года не произносит звуки;
  • малыш в возрасте двух лет не говорит слов;
  • всем детям в возрасте трёх лет необходима консультация логопеда;
  • ребенок в возрасте пяти лет трудно излагает свои мысли, строит предложения, пересказывает сказки и рассказы.

В ситуации, когда следует обращаться к логопеду, родителям необходимо сформулировать цели и задачи, которые требуют непосредственного участия квалифицированного специалиста. Такая формулировка может состоять из таких вопросов:

  • обучение правильному произношению звуков;
  • обучение навыкам составления рассказов, пересказов сказок;
  • обучение грамоте и письму;
  • устранение проблем нарушений письма и чтения;
  • обучение навыкам слоговой структуры слова;
  • растяжка подъязычной уздечки, мешающей правильному произношению звуков -л- и -р-;
  • логопедические массажи.

Какие анализы нужно сдать при обращении к логопеду?

Многие родители перед визитом к специалисту задают вопрос, какие анализы нужно сдать при обращении к логопеду? Важность первого визита к логопеду значительна, но, тем не менее, нет необходимости проведения каких либо анализов или лабораторных исследований. Как правило, все происходит в кабинете логопеда. Необходимо подробно рассказать логопеду о возникающих речевых нарушениях или отклонениях, на которые вы обращаете внимание. Подробность и детальность вашего рассказа поможет логопеду выбрать методику диагностики и дальнейшей коррекции речевых нарушений ребенка.

Любая диагностика нарушения речи начинается с опроса родителей о составе семьи, языковом общении ребенка, наследственности. Отвечая на вопросы логопеда, родителям необходимо быть предельно точными в ответах, ведь речь идет об их ребенке. Важной является информация о раннем детстве малыша, течение беременности, появление ребенка, физическое развитие младенца, когда он сказал первое слово и предложение.

Как показывает практика, первый визит к логопеду является ознакомительным, обследование проводится при следующих встречах, в виду, возможной застенчивости или стеснительности ребенка. Вполне возможно, что ребенок не будет отвечать на вопросы логопеда и тем более участвовать в играх и тренировках. Такие ситуации являются абсолютно нормальными. Незнакомая обстановка и условия, встреча с незнакомым человеком способствуют осторожному отношению ребенка. Квалифицированный специалист знает, как наладить личный контакт с ребенком.

Многих родителей пугают диагнозы логопеда, например, дизартрия, дислалия. Но такие логопедические заключения не являются медицинским диагнозом и содержат рекомендации по устранению речевых нарушений. Необходимо обращать внимание на тот факт, что коррекция речевых нарушений в равной степени зависит от участия в этом процессе родителей ребенка. Длительность процесса коррекции напрямую зависит от серьезного отношения к логопедическим занятиям ребенка и его родителей. В некоторых случаях обязательно присутствие на занятиях родителей. Успешный результат коррекции дефектов речи возможен при усилиях всех участников этого процесса, а именно, ребенка и его родителей и логопеда.

Консультация логопеда очень важна и любое беспокойство в вопросе нарушений речи оправдано. Обращаясь за помощью к логопеду своевременно, вы значительно поспособствуете успешному решению проблем, если таковые имеются.

Какие методы диагностики использует Логопед? Давайте подробнее рассмотрим, какие методы диагностики использует логопед в своей практике. С целью выявления дефектов речи, прежде всего, проводится речевое и физикальное обследование ребенка. Логопеду необходимо досконально оценить уровень речевого развития ребенка. Для этого нужно выяснить правильность произношения звуков, уровень его словарного запаса и умение использовать его при общении, правильность формирования фраз. Уровень речевого общения с учетом возраста ребенка. У ребенка школьного возраста дополнительно оценивается уровень грамотного письма и чтения, уровень развития образного мышления, способность ориентировки в пространстве, навыки рисования, конструировать. Очень важна оценка логического мышления и умения последовательного изложения своих мыслей. Логопеду важно знать предпочтения ребенка в играх, его заинтересованность играми. Формирование умения грамотной речи ребенка происходит при условии эмоционального развития ребенка и его потребностей в общении с людьми. Оценка уровня эмоционального развития очень важна при обследовании ребенка логопедом.

При обнаружении нарушений в речевом развитии ребенка, задачи логопеда заключаются в определении причин и механизмов этого нарушения и определения стратегии коррекционного обучения или лечения с применением лечебно-восстановительных мер.

В настоящее время родители максимально занимают своего ребенка музыкой, спортом, изучением иностранных языков, игнорируя тот факт, что ребенок на родном языке изъясняется недостаточно хорошо. Это конечно дело родителей, но не нужно ребенка перегружать информацией, ведь пределы человеческих возможностей не безграничны, всё должно быть в меру и своевременно.

Своевременность обращения к специалисту, собственно и определяет, какие методы диагностики использует логопед.

Чем занимается логопед?

Педагогическая специализация обуславливает то, чем занимается логопед. Основной задачей логопеда является оценка речевого развития ребенка. Путем выяснения уровня развития ребёнка, например, правильности произношения звуков, достаточности запаса слов, умения составления фраз, практических навыков речевого общения, логопед составляет общую картину речевого развития ребенка и определяет приоритетные направления своей деятельности.

У ребенка школьного возраста оцениваются навыки грамотного письма и чтения. Как правило, у детей старшего возраста оцениваются неречевые способности, степень развития образного мышления, возможность ориентироваться в пространстве, навыки рисования, конструирования, логического и конструктивного мышления, навыки последовательного изложения мыслей. К тому же важно знать игровое предпочтение ребенка, во что ему больше нравится играть, разнообразие игр интересующих его, а так же степень заинтересованности определенной игрой. Деятельность логопеда не ограничивается только лишь коррекцией произносимых звуков. Прежде всего, логопед развивает внимание ребенка, его восприятие слуховое и зрительное, развивает узнавание и различение предметов ситуаций у ребенка, развитие памяти и логического мышления. Это способствует успешному образовательному процессу обогащению словарного запаса ребенка, развитию грамотной речи.

При обнаружении у ребенка отклонений в речевом развитии от детей его возраста, логопеду необходимо выяснить основные причины и механизм таких отклонений. Определить приоритетные направления корректировки речевых отклонений, методики их корректировки, участников процесса корректировки, при необходимости других лечебно-восстанавливающих методах. Определить чем конкретно занимается логопед, достаточно сложно, в виду многопрофильности этой профессии. В каждом отдельном случае определяется индивидуальная методика коррекции речевых нарушений.

Вообще, логопедическая практика включает корректировку таких речевых отклонений:

  • дефекты при произношении звуков, дизартрия, ринолалия, дислалия;
  • нарушение речевого темпа и ритма, брадилалия, заикание, тахилалия;
  • голосовые нарушения, афония, дисфония;
  • речевое недоразвитие, потеря дара речи, афазия, алалия;
  • нарушение письменной речи, дислексия, дисграфия;

Все эти речевые нарушения объединены в такие группы:

  • нарушения при произношении звуков или фонетическое неразвитие речи (сокращенная аббревиатура ФНР);
  • нарушения произношения звуков, сочетающиеся с неразвитием фонематического слуха или способности различать звуки (ФФНР);
  • нарушения произношения звуков, проблемы с лексикой, грамматикой, связной речью, и других языковых структур или общее неразвитие речи (ОНР).

Какие заболевания лечит логопед?

Давайте подробнее рассмотрим, какие заболевания лечит логопед. Итак, мы уже выяснили, что логопедическая специализация имеет многопрофильный характер. Этот факт обуславливает множество заболеваний по профилю логопеда. К таким можно отнести заикания различных степеней, картавость, шепелявость, гнусавость, отсутствие способности произношения слов в определенном порядке, отсутствие способности составлять логические предложения, лечение дислексий различных степеней. Речевые дефекты могут обуславливаться врожденными пороками, например, заячьей губой или дефектами постановки речи.

Нередки случаи обращения взрослых людей к услугам логопеда или фонопеда.

Это, как правило, связано с нарушением работы речевого аппарата, вызванным несчастным случаем или перенесенным заболеванием.

Логопеды практикуют лечение пациентов, которым вследствие онкологических заболеваний удаляют гортань, пациентов с поражениями отделов головного мозга, спровоцированного склеротическими явлениями или опухолями головного мозга, пациентов с нарушениями целостности гортани и других заболеваний в следствие которых, нарушается речевая функция. В таких случаях методика лечения назначается индивидуально и зависит от причины речевых нарушений.

Детские логопеды практикуют в своих методиках лечения речевых нарушений у детей применение всевозможных игр, стараясь максимально создать благоприятную обстановку для свободного самовыражения ребенка.

Методики лечения достаточно разнообразны. Например, попытки погасить свечку или надувание мыльных пузырей способствует развитию способности придавать губам определенное положение и развивает способность контролировать дыхание. Высовывая язык, перед зеркалом или показывая его логопеду, ребенок узнает о возможных движениях языка. Такие упражнения способствуют тренировке мышц, которые активно участвуют при произношении звуков. Логопед обучает пациента правильному дыханию, а лишь потом начинают вырабатывать правильный речевой голос. После этого начинается обучение общей артикуляции.

Большое значение имеют регулярные постоянные тренировки артикулярного аппарата, которые возможны в результате диалога ребенка и взрослого человека. Своеобразная тренировка артикулярного аппарата происходит при жевании твердых яблок или моркови. Как правило, дети пытаются повторять звуки, которые говорит им логопед. Очень часто, достаточно логопедических упражнений чтобы ребенок избавился от косноязычия. Развивающие игры, рассматривание всевозможных картинок способствует правильному формированию речевого развития, обучению правильному составлению слов и предложений и развитию выразительной и связной речи.

И всё же, какие заболевания лечит логопед. Прежде всего, это нарушение звукового произношения или дизартрия и дислалия, нарушение речевого темпа или заикание, речевые расстройства, связанные со слуховыми нарушениями, потеря дара речи, речевое недоразвитие или алалия и афазия, дефективный прикус.

Советы врача логопеда не будут лишними и пригодятся родителям деток разного возраста, тем более, что проблемы с речью в настоящее время явление достаточно частое.

Специалисты-логопеды отметили такую закономерность – у детей, имеющих проблемы с речью наблюдается отсутствие аппетита. Съесть яблоко или морковь становится целой проблемой. Это объясняется тем, что челюстные мышцы у таких детей слаборазвиты, что собственно и тормозит развитие артикуляционного аппарата. С целью развития челюстных мышц и артикуляционного аппарата необходимо приучать ребенка к жеванию корочек подсушенного хлеба, можно даже сухарей, целых овощей и фруктов, небольших кусков мяса. Для развития мышц языка и щек можно научить ребенка надувать щеки и перекатывать воздух из щеки в щеку.

Важно развитие мелкой моторики, ребенку необходимо как можно больше двигать пальчиками, например, нажимать клавиши телефона, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Такие тренировки пальчиков необходимо проводить регулярно. По мере развития моторики пальчиков, речь ребёнка формируется и становится понятнее.

Развитию моторики способствует занятие лепкой. Но при этом необходимо следить за тем, чтобы малыш не брал в рот пластилин.

Многие родители не дают в руки ребенку ножницы. В продаже есть специальные ножницы для детей, исключающие возможность ранения. Вырезание такими ножницами будет отличной тренировкой, развивающей моторику детских пальчиков.

Немногие знают, что звуки речи образуются воздушной струей, которая выходит их легких в гортань, через глотку и ротовую полость.

Нормальное звукообразование возможно благодаря правильному речевому дыханию, создающему условие для нормальной громкости речи, сохранению плавной речи, выразительности и интонации. Нарушенное речевое дыхание может быть результатом общего ослабления аденоидного разращения, всевозможных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка провоцирует такие нарушения речевого дыхания, нерациональное использование выдоха, неполное возобновление запасов воздуха. У ребенка с ослабленным выдохом-вдохом очевидны трудности с громкостью речи, произношением фраз.

Нерациональное расходование воздуха нарушает плавность речи, в виду того, что ребенку необходимо сделать вдох на середине фразы. Очень часто ребенок с такими проблемами может недоговаривать слова и в конце фразы перейти на шепот или заканчивая длинную фразу, ребенок говорит на вдохе, при этом речь будет судорожной, нечеткой, с захлебываниями. Короткий выдох не дает сделать ребенку логическую паузу в речи и он говорит быстро.

Развивая у ребенка речевое дыхание, прежде всего, нужно сформировать правильный, достаточной силы, плавный выдох ртом. Этот выдох должен быть постепенным. Ребенку нужно объяснить необходимость постепенного выдоха и экономного расходования воздуха.

Очень важно развивать у ребенка способность направления воздушных потоков в определенном направлении. Это можно практиковать во время игр с ребенком. При этом необходимо постоянно следить за правильностью дыхания ребенка.

Правильному вдоху предшествует правильный ротовой выдох. Выдох делается набором полной груди воздуха через нос. Выдыхать нужно воздух плавно без толчков. При выдохе губы нужно складывать трубочкой, не сжимая и не надувая щеки. Выдыхать воздух необходимо через ротовую полость, недопускается выдох воздуха через нос. Чтобы ребенок ощутил, как воздух выходит через ротовую полость, зажмите кратковременно ему ноздри. Выдох должен быть полным, до полного выдоха воздуха. Следите за тем, чтобы во время разговора или пения ребенок не набирал воздух частыми короткими вдохами.

Проведение игр развивающих дыхание ребенка, имейте в виду возможное головокружение у ребенка. Следовательно, необходимо ограничение по времени длительности таких игр или чередование с другими развивающими упражнениями.

Безусловно, роль родителей и близких людей при речевом развитии ребенка значительна. В некоторых случаях достаточно сконцентрировать внимание малыша на правильном произношении звуков, и он с удовольствием повторяет эти звуки. При возникающих трудностях произношения звуков, необходимо дополнительное развитие артикуляционной мускулатуры при помощи специальной гимнастики. Если по истечении месяца проведенных занятий произношение не улучшилось, необходима консультация логопеда. Дальнейшие непрофессиональные занятия с ребенком могут способствовать развитию неправильного произношения или вообще нежелания ребенка чем-либо заниматься.

Родителям малыша необходимо следить за своей речью, ведь они пример для подражания и первые слова ребенок слышит именно от родителей.

Родителям нужно общаться с ребенком как с равным. Исключается искажение звукопроизношения по типу «сюсюкания», «лепетные» интонации, подражание речи ребенка так же исключаются. Речь родителей должна быть четкой, умеренного темпа.

При общении с ребенком не употребляйте сложные для восприятия выражения и обороты и труднопроизносимые слова. Ваша речь должна быть максимально простой для восприятия ребенка.

Значение незнакомых слов и выражений нужно объяснять ребенку в доступной и понятной для него форме. Исключается передразнивание или раздраженное корректирование речи ребенка, ни в коем случае не наказывайте ребенка за ошибки в речи.

Большая польза от чтения ребенку стихотворений соответствующих его возрасту. Развитие слухового внимания, подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики кистей рук, безусловно, способствуют правильному развитию речи.

Как правило, общаясь со сверстниками, при условии, что это нормальная языковая среда, возможно позитивное влияние на речевое развитие малыша. Но не всегда ребенок в состоянии самостоятельно решить речевые проблемы. Достаточно много взрослых людей имеют речевые дефекты – является доказательством этому. Поэтому очень важно, если у ребенка есть нарушения речи необходимо проконсультироваться с логопедом. Успешное исправление речи в большей степени зависит от своевременного начала коррекции этих нарушений. Выявление проблемы в речевом развитии на ранних стадиях гарантирует в большинстве случаев достижение успешного результата. Родителям необходимо помнить, что эффективная коррекция речи ребенка зависит от общения и игр в домашних условиях и закрепления знаний, полученных на занятиях с логопедом.

Малышам с явными речевыми дефектами необходима квалифицированная помощь логопеда, при этом не стоит забывать об адекватной помощи родителей. Основные советы логопеда, прежде всего, заключаются во внимательном общении с ребенком и своевременном обращении к услугам специалиста при обнаружении нарушений речи.



Похожие статьи