Есть ы осени первоначальной. Сочинение Образ осени в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной…

25.09.2019
Фёдор Иванович Тютчев – это великий поэт, который внес огромный вклад в формирование и развитие литературного направления в пейзажной лирике. Он воспевал прелести природы необыкновенно певучим языком.

Родился автор в декабре в 1803 году в Орловской губернии. Начальное образование он получал в домашних условиях. Ему очень сильно нравилась латынь, а также поэзия Древнего Рима. По достижению пятнадцати лет его отправляют учиться в университет, расположенный в Москве – в отделение, которое занимается словесностью.

В университете он задерживается до 1821 года. Далее он устраивается на работу в коллегию по иностранным делам. Здесь его назначают дипломатом и отправляют работать в Мюнхен. В Германии, а затем в Италии поэт проводит чуть более 22 лет. Именно здесь он встречает свою большую любовь - Элеонору. В браке у них рождается три дочери. Второй брак будет позже, после смерти первой супруги. На этот раз избранницей дипломата будет Эрнестина.

Творческий путь Фёдора Ивановича разделяется на три периода. Первый этап относится к более ранним годам – 1810-1820 гг. В это время он пишет легкие и непринуждённые произведения, которые отличаются архаичностью и не совсем похожи на произведения того времени. Во втором период лирика становится более качественной, особенно это касается времени, когда автор проживает за границей.


Имеется и третий период творчества Тютчева. Он относится уже к позднему времени, когда умудрённый жизненным опытом поэт влюбился как юноша и буквально осыпал свою избранницу стихами как восхваляющими, так и горестными текстами.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

Произведение под названием «Есть в осени первоначальной…» было представлено на обзор критикам в далеком 57-м году девятнадцатого столетия, а именно – 22 августа. Создано произведение спонтанно, во время возвращения Федора Ивановича Тютчева в Москву. Он ехал вместе со своей дочерью и так сильно вдохновился окружающей природой, что с легкостью написал строки в свою записную книжку.

Данное произведение относится к лирике, созданной уже в зрелом возрасте. На момент написания шедевра Фёдору Ивановичу уже исполнилось 54 года, и за его плечами был большой и плодотворный опыт. Впервые напечатано произведение в 1858-м году. Его опубликовал известный на то время журнал под названием «Русская беседа».

Представленная публике зарисовка очень сильно понравилась своим лиризмом. Здесь описывается осенний период года в самом начале. Именно это время называется в народе – «бабье лето».

То, что на улице было начало осени, указывает эпитет – первоначальной. Он создает особенное раздумье и настроение, позволяя читателю воссоздать в воображении начало осенней поры. Фёдор Иванович Тютчев считается признанным мастером. Он максимально красочно смог передать именно тот период, который олицетворяет смену лета на последующую пору года. Здесь представлена тонкая грань между цветущим летом и зарождением осени.

Особенности природы в произведении


Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в стихотворении играют используемые автором всяческие эпитеты. Они позволяют максимально точно раскрыть тончайшие грани натуральной природы. Фёдор Иванович Тютчев именует данную пору года особенным образом, называя ее дивной. Таким образом, автор старается показать читателю, что природа не только красива, и по-особенному необычна во время дней бабьего лета. Такое время особенно притягательно и завораживает своей красотой. Бабье лето – это своеобразный подарок человеку и прощальный жест, указывающий на скорый уход лета.

Не менее интересен используемый эпитет под названием «хрустальный». Он указывает на особенную игру света во время проходящих деньков. Одновременно с этим, его можно отнести и к прозрачности голубого неба, которое постепенно теряет краску, олицетворяющую летний период года. Словом хрустальный автор старается передать исключительную звонкость дня в осенний период. Таким образом, создается определенная хрупкость окружающей природы, которая вот-вот потеряет свою изначальную красоту.

Стоит особое внимание уделить и эпитету – лучезарные вечера. Такое словосочетание передает читателю, что в природе постоянно появляются все новые и новые цвета, которые создаются под действием заходящего солнца. Все земля в это время освещена по-особенному теплым светом. Вся картина закрепляется прозрачным и чистым небом, которое отмечает праздник прихода осеннего периода.

Следует отметить, что представленная в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» взаимосвязь натуральной природы и жизненного пути человека присуща практически всей лирике Фёдора Ивановича. В произведении особое внимание уделяется полю, которое закрепляется метонимиями, к примеру, падающий колос и прогулки серпа.

Особенности третьей строфы стихотворения


Третья строфа произведения «Есть в осени первоначальной…» особенна интересна. Здесь присутствует своеобразное напоминание, что в скором времени наступит зима, а с ней придут зимние бури.

В шедевре имеется восклицание лирического героя. Тютчев указывает на определенную пустоту, которая мотивируется звенящей тишиной. Такие строки несут только покой и полное умиротворение. Автор отмечает, что как и натуральная природа, так и сам человек рано или поздно нуждаются в перерыве, чтобы по-настоящему насладиться тишиной, а также разлившейся по пространству гармонией.

В строках приводится сравнение осеннего периода с закатом, который в определенный момент возникает на пути практически каждого человека. Фёдор Иванович отмечает не период старения, а время, которое принято называть зрелостью. Это период подтвержденный мудростью, полученной за прожитое время.

Автор старается охватить своим особенным лирическим взором все окружающее пространство – это и опустевшие красивые поля, и различные мелочи, к примеру, тонкий волос паутины. После принятия и изучение прошедших лет на жизненном пути, люди максимально остро начинают ощущать данные моменты. Они понимают свою роль, а также принадлежность к окружающему миру, особенное единство с натуральной природой.

Всё это позволяет максимально точно передать атмосферу осени и сформировать в воображении прозрачность, которые способны навеять легкую грусть и печаль на душе.

Произведение «Есть в осени первоначальной…» состоит из трех, гармонично сочетающихся между собой, строф. Все они написаны с помощью разностопного ямба. Следует отметить, что двухсложная стопа обладает ударением, располагающимся на втором слоге.

Следует также отметить, что весь ритм в произведении весьма музыкальный. Здесь чередуются в правильной последовательности как женские, так и мужские рифмы. Они могут быть как длинными, так и короткими, создавая определенное ощущение непостоянства и недолговечности, связанной с красотой натуральной природы.


Все произведение представлено читателю в виде трех предложений. В строках присутствуют повторения многоточий, которые создают особенную атмосферу для размышления. После прочтения остается ощущение недосказанности, которое способно нарисовать в воображении всевозможные ассоциации.

В произведении имеются не только эпитеты, но и множество иных средств выразительности, стоит рассмотреть основные из них:

Метафора – льется лазурь, которая чистая и теплая.

Сравнение – день стоит на месте, как будто он хрустальный.

Олицетворение – волос тонкой паутины.

Атитеза – пустое все, гуляющий серп.


Фёдор Иванович Тютчев в произведении «Есть в осени первоначальной…» применил особенную разновидность метонимии, именуемую как синекдоха. Это и гуляющий серп, и падающий колос, и тонкая паутина волос. Такие вещи весьма сильно укрепляют весь смысл произведения. Они придают весомость строкам и выделяют их из общего числа других.

Тютчев способен чутко понимать натуральную природу. Именно поэтому он смог показать увядающую пору года, которая пленит своей красотой. Ранняя осень в его произведении, наполнена различными одухотворенными образами, которые воплощают гармонию мира и спокойствия.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

There is a spell in autumn early,
One all too brief, of an enchantment rare:
The nights are radiant and pearly,
The days, pellucid, crystal-clear.

Where played the sickle and fell the corn, a mellow,
A warm and breathless stillness reigns supreme;
Spanning the brown and idle furrow,
A dainty thread of cobweb gleams.

The birds have flown, we hear no more their clamour,
But winter"s angry winds not soon will start to blow -
Upon the empty fields there pours the azure glow
Of skies that have not lost the warmth of summer.

Exists in the autumnal growing
A brief, but an enchanting phase:
The day - as if in crystal glowing,
The dusk - in the resplendent glaze.

Where ears fell to zesty sickle"s rending,
It"s bare around; through a widespread range
Glows only, thinning and unbending,
A web string on an idle trench.

The air"s depleting, quiet - birds have pealed,
Of nascent wintry storms there isn"t a clue,
And pours the warm and the transparent blue
Onto a resting field...

There is a fleeting, wondrous moment
during autumn"s early days:
time stands motionless, time"s a crystal,
evenings bathe in brilliant rays.

Where sickles swung and crops were toppled,
there"s just an empty wasteland now.
A strand of glittering web is all you notice
across an idle track cut by a plough.

The air has emptied. Birds no longer chatter,
though there"s some time to wait for winter"s snow and rain,
and pure and warm, a gentle blue is flowing
across the resting plains.

Jest chwila krótka w dniach jesiennej pory,
Przedziwnych chwila mgnień:
Powietrze czyste, kryształowy dzień,
Świetliste jeszcze wciąż wieczory...

Gdzie rześki błyskał sierp i padał kłos,
Dziś głucho wszędzie, opuszczona niwa;
I tylko cienki pajęczyny włos
Na śpiącej bruździe odpoczywa.

Wichrowe jeszcze śpią poświsty,
W powietrzu pustka, zmilkły ptaków spory,
I spływa lazur jasny, ciepły, czysty
Na pogrążone w sen ugory.

Я знаю в праосені пору,
Таку коротку і ясну.
Повітря чисте, день прозорий,
I вечір зве в далечину.

Де серп гуляв і падало колосся,
Усюди простір, пусто на стерні.
Лиш павутиння, мов тонке волосся,
Блищить на марній борозні.

Не чути птиць, повітря захололо,
Далеко ще до перших сніжних хуртовин,
Блакить прозора й тепла ллється з височин
На стомлене і тихе поле.

Er is, als de herfst amper is verschenen,
Een korte maar heerlijke tijd -
Alle dagen als door kristal beschenen,
En de avond een stralende heerlijkheid.

Waar eens de sikkel het koren luchtig deed vallen
Is het nu uitgestrekt en verlaten.
Alleen de spin weeft er nog zijn vallen,
Een schittering over stille paden.

In de lege lucht laat geen vogel zich horen.
De eerste winterstorm nog ver in "t verschiet,
Warm en zuiver is het azuur dat vliedt
Over de rustende voren..

U jesenskih je prvih dana
Kraćahna, ali divna dob -
Kad stoji dan ko" od kristala,
I večer sjaji blistavo…

Gdje šet"o čilo srp i klas gdje pad"o
sad tek je prostor svud - i pusto sve -
i paučine tanki vlasak samo
Treperi gdje je brazde pusti red.

Zrak samotan, ni ptica čuti više,
no daleko još je do prvih zimskih bura -
potoci toploga i čistoga azura
leže gdje polje mirno diše…

初秋有一段奇异的时节,
它虽然短暂,却非常明丽——
整个白天好似水晶的凝结,
而夜晚的天空是透明的……

在矫健的镰刀游过的地方,
谷穗落了,现在是空旷无垠——
只有在悠闲的田垄的残埂上
还有蛛网的游丝耀人眼睛。

空气沉静了,不再听见鸟歌,
但离冬天的风暴还很遥远——
在休憩的土地上,流动着
一片温暖而纯净的蔚蓝……

      一八五七年
       查良铮 译

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году - оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты . Называя эту пору «дивной» , Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь» ) празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял» .

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь» ). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все» ) появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле» ), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом ; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности : метафорами (льется чистая и теплая лазурь ), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный ), олицетворениями (паутины тонкий волос ), антитезой (серп гулял – пусто все ). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха : серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос . Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Ф. Тютчев прославился своим умением передавать неуловимые мгновения, связанные с русским пейзажем. Его стихотворения подобны превосходным снимкам, сделанным в самые удачные моменты. Поэт удивительно точно находил нужный ракурс и время. В 1857 г. он написал стихотворение «Есть в осени первоначальной…», посвященное самой прекрасной и недолгой осенней поре – бабьему лету. Произведение было написано поэтом в приливе вдохновения при наблюдении за осенним пейзажем из экипажа.

Осень традиционно считается периодом угасания жизненных сил, предчувствием неизбежной зимы с ее суровыми морозами. Поэтому многих поэтов привлекал особый осенний период – бабье лето. После первых осенних унылых дождей и заморозков оно является ярким прощальным напоминанием о прошедших счастливых летних днях. Бабье лето – короткая передышка природы, сделанная перед очередным суровым испытанием.

Тютчев акцентирует внимание читателя на том, что бабье лето внезапно останавливает процесс увядания и на некоторое время фиксирует природу в неизменном состоянии, позволяя в полной мере насладиться ее красотой. Чувствуется невероятная хрупкость этого состояния («весь день стоит как бы хрустальный»). Человеку дается время собраться с силами перед длительной русской зимой, еще раз окунуться в атмосферу минувшего лета.

Тютчев обращается к образам простого деревенского труда, жатвы и уборки урожая. Вместе с последними теплыми днями закончилось и тяжелое время страды. Осень является периодом подведения итогов. Не случайно на Руси в это время традиционно справляли свадьбы. Бабье лето становится передышкой и для крестьянства.

Пристальное внимание Тютчева к каждой мелочи ярко представлено в образе «тонкого волоса паутины». Этот незначительный сам по себе элемент пейзажа очень емко и точно передает ощущение умиротворения, объединившего природу с человеком.

Поэт призывает читателей максимально использовать предоставленную передышку. Спокойному созерцанию природы ничто не может помешать: исчезли громкие звуки («птиц не слышно боле»), потускнели яркие краски. До суровых зимних бурь еще очень далеко, поэтому они представляются чем-то нереальным. Автор специально не упоминает об осенней непогоде и распутице. Он хочет, чтобы в памяти сохранились самые лучшие воспоминания об осени.

Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким новым языком и чистейшими красками. Природа у поэта жива, она одухотворена. В ней есть все: и любовь, и язык, и свобода, и душа. Исходя из такого понимания природы автором, и следует проводить анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя.

Коротка первоначальная осень, но время это - дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой - лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Последнее четверостишие

Воздух опустел, как уже было сказано, и птицы умолкли. Все погружается в глубокую тишину и покой, готовясь к зимнему отдыху. Но еще далеко до предзимья, которое начнется вместе с осенними бурями, примерно с конца октября. А пока небо лазурно - это слово означает его невероятно нежную безмятежную синеву.

Таким образом можно начать анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…», в котором говорится о полнейшем покое, царящем в природе и который передается душе человека, с любовью смотрящего на уходящее лето и наступающую осень без печали и тревоги, а только наслаждающегося их красотой. Такова его эмоциональная окраска и тема стихотворения.

История создания стихотворения

Федор Иванович возвращался в Москву вместе с дочерью Марией, которой в ту пору было лет семнадцать, из своего села Овстуг в Брянской губернии. На третий день пути он продиктовал дочери текст этого стихотворения.

Начало умиротворяющей осени навеяло поэту прекрасные строки о русской осени. В эти годы (50 - 60) он обычно не обращается к теме природы, его стихотворения, как правило, политизированы, поэтому оно выделяется из общего ряда.

Художественные тропы

Эпитеты, которые использует автор, становятся ведущими и главными, создавая образ тонкого перехода от лета к осени. «Дивная» осень прощается с нами, даря последние погожие деньки. «Хрустальный» по отношению ко дню подчеркивает и хрупкость его красоты и особенную прозрачность небосвода. «Лучезарный вечер» создает особенно светлое и Это показано, как следует проводить анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» Тютчева.

Антитеза просматривается в противопоставлении пустого ныне поля с тем, что ранее оно было заполнено жнецами с серпами. Олицетворением является паутина, преподанная как «тонкий волос». Метафорой - льющаяся лазурь, теплая и чистая. Сравнения можно найти после слов «как» или в виде творительного падежа существительного. Так продолжается анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Кратко говоря, осталось рассмотреть немногое - рифму.

В двух первых четверостишиях используется перекресная рифма, то есть первая строфа рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. В конце рифма становится опоясывающей - первая строфа рифмуется с последней. Ямб создает очень музыкальный ритм.

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» по плану:

  • Автор и название произведения.
  • История его создания.
  • Эмоциональная окраска.
  • Тема.
  • Тропы.

Читая это стихотворение, понимаешь, что поэт умел воспроизводить все краски и звучание, в данном случае полное безмолвие природы. Его образы проникнуты чувством и раздумьем, заключенные в строгое изящество формы.



Похожие статьи