Упражнения для разминки голоса перед пением. Как разогреваться перед пением

22.09.2019

Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию, задействовать все возможности голосового аппарата - и получить на выходе роскошное звучание. Ежедневные распевки на долгое время сохранят ваш голос красивым и сочным.

  1. Как формируется голос?
  2. Как дышим?
  3. Тренируем диафрагму
  4. Речевой способ пения
  5. Тренируем артикуляцию
  6. Повторение – мать... чего?
  7. Как разминаться?
  8. Вокально-хоровые упражнения

Как формируется голос?

Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.

  • верхние резонаторы - полости рта и носа, а также глотка;
  • гортань и голосовые связки;
  • нижний резонатор - трахея и крупные бронхи;
  • грудная клетка и ее дыхательные мышцы;
  • диафрагма - мембрана между грудной и брюшной полостями;
  • брюшная полость и мышцы передней стенки живота (пресс).

Профессионал задействует весь голосовой аппарат и добивается богатого, сочного, разнообразного вокала. Его голос не устает, он звучит одинаково хорошо в течение длительного времени. Неопытный вокалист, напротив, поет только гортанью. Голосовые связки не могут выдерживать больших нагрузок, амплитуда их движений уменьшается, и это сразу отражается на звучании. Поэтому начинающим в первую очередь необходимо освоить вокальные упражнения на дыхание.

Как дышим?

Различают 4 типа дыхания:

  • Грудное. Основную работу на вдохе-выдохе выполняет грудная клетка, а диафрагма только следует за ней.
  • Промежуточное (грудобрюшное). К мышцам груди частично присоединяется диафрагма.
  • Брюшное (диафрагмальное). Основная нагрузка при дыхании ложится на мышцы диафрагмы, а грудная клетка не двигается. Для певца или оратора такой тип дыхания - наилучший.

Есть счастливчики, которые с рождения дышат диафрагмой. Это наследственная особенность, как цвет волос или тип телосложения. Но если вы к их числу не относитесь - не беда. Вокальные упражнения для начинающих позволяют за 2-3 недели освоить этот навык.

Тренируем диафрагму

Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.

  1. Выберите удобное положение тела. Опустите одну руку на живот, вторую - на нижнюю часть груди сбоку. Сделайте глубокий вдох. Следите, чтобы при этом выпячивалась брюшная стенка и расширялась нижняя часть грудной клетки (ваши руки хорошо это почувствуют). Сразу же сделайте выдох - плавный, медленный. Почувствуйте, как живот и нижние ребра вернутся в исходную позицию.
  2. Положение тела и рук прежнее. Коротко вдохните через нос, задержите дыхание на 2-4 секунды - и плавно, свободно выдохните ртом. В этом и во всех последующих упражнениях следите за движениями живота и нижней части грудной клетки.
  3. Коротко вдохните ртом и на выдохе протяжно произнесите один из гласных звуков.
  4. Произнесите на выдохе несколько гласных звуков.
  5. Считайте вслух на выдохе, стараясь довести счет до 15. Следите за тем, чтобы выдох был свободным и плавным.
  6. Считайте на выдохе в обратном порядке (от 10 до 1).
  7. Прочтите на выдохе пословицу или скороговорку.

Речевой способ пения

Долгие и упорные дыхательные тренировки нужны в том случае, если вокалист выступает в академических жанрах - например, поет в опере. Эстрадные исполнители подходят к пению с других позиций. Они применяют так называемый речевой способ - когда вокалист поет гортанью, добиваясь ее полного расслабления и неподвижности. Звук в этом случае изливается более свободно, а голосовые связки не испытывают излишнего напряжения. Для пения в речевой позиции вокальные упражнения «на дыхание» действительно не особенно актуальны. Куда важнее умение контролировать мышцы гортани.

Тренируем артикуляцию

Дикция - это способность ясно и четко произносить звуки, слова и предложения. Она невозможна без правильной артикуляции, то есть свободных и слаженных движений челюстей, нёба, губ, языка. Вокальные упражнения для дикции улучшают подвижность этих органов. Чтобы отработать навык, педагоги предлагают произносить отдельные звуки, слоги, слова и скороговорки, читать вслух небольшие рассказы. Все это необходимо делать, утрируя артикуляцию: например, произнося звук «у», требуется сложить губы трубочкой и вытянуть их как можно сильнее, словно стараясь кого-то поцеловать, а на звуке «и» - улыбнуться, как чеширский кот. Упражнения выполняют ежедневно в течение 20-30 минут.

Тренировка дикции, разработка резонаторов и укрепление мышц, принимающих участие в образовании красивого и мощного звука, составляют единый комплекс, который называется вокально-интонационные упражнения.

«Проснись и пой»

Следующий этап - вокальная разминка. Оговоримся сразу: рекомендация старой советской песенки для начинающих (да, впрочем, и для профессиональных) вокалистов абсолютно не применима. Петь с утра пораньше будет только человек, которому и дела до звучания голоса особого нет. Помурлыкать под нос в душе вы, конечно, можете, но не более того. Полноценно нагружать связки рекомендуют не ранее, чем через пару часов после подъема. Касается это правило не только пения как такового, но и выполняемых вами вокальных упражнений.

Начинать вокальные упражнения для голоса нужно с зарядки: сделать несколько энергичных наклонов, поворотов, приседаний, махов руками и ногами. Небольшая физическая нагрузка ускоряет течение крови, разогревает организм, повышает его готовность к работе. Затем подышите: выполните глубокие вдохи и выдохи, не забывая контролировать движение диафрагмы. И только потом можно приниматься за вокальные упражнения как таковые: выпевать звуки, гаммы и тому подобное.

Повторение – мать... чего?

Пожалуй, распевка (как иногда называют разминку голоса) является одним из не самых любимых дел для начинающих вокалистов. Но как-то изменить ситуацию, отказавшись от подобной подготовки связок, значит поставить под удар собственный голос. Именно поэтому распеваться необходимо, всегда, везде и перед каждым выступлением (репетицией, записью – нужное подчеркнуть). Что приятно – делать это можно дома, но – заблаговременно.

Так, если вам попадается аренда студии звукозаписи недорого на час-другой – смело выполняйте упражнения, которые «будят» голос дома, за полчаса-час до записи. Таким образом, вы приедете в студию уже в своей лучшей форме и сможете спеть наиболее качественно.

Как разминаться?

Итак, если важность распевки вы уяснили, а понимание, что это не бесполезное сотрясание воздуха – пришло, то приступайте! Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно типичных упражнений:

  1. «Мычите». То есть – издавайте согласный «м» в течение пары-тройки минут.
  2. Приплюсуйте к «мычанию» звук «и». При этом он не должен отличаться от вашего обычного, разговорного «иканья». Пропеть эту парочку тоже несколько минут.
  3. Добавьте гласных: а, э, о, у. Все они, «пристроившись в хвост» за слогом «ми», должны исполняться на одном дыхании, без пауз.
  4. Вспомните о других согласных – звуках «в» и «ф». Чередуя их, потренируйте связки (достаточно «раскачивать» голос в диапазоне одной-двух нот).
  5. А теперь – порычите! Но это должен быть не просто звук «р», а слог – «ро». Не забывайте, что при этом напрягать губы и язык не нужно, постарайтесь их расслабить.
  6. Наконец, пропойте небольшие слоги, открытые и закрытые, например, «мам», «но», «вав», «сам».

После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!

Вокально-хоровые упражнения

Распевка необходима не только солистам, но и певческим коллективам, особенно таким большим как хор. Вокальные упражнения позволяют взять правильное дыхание, сосредоточиться на образовании звука, разогреть голосовой аппарат. Разминка занимает 15-20 минут от общего времени репетиции и затрагивает в основном средний звуковой диапазон. Причина проста: певческий голос разогревается не быстро и достигает полного звучания только через 35-40 минут с начала разминки.

У каждого руководителя хора есть свои методы и секреты распевок. Например, один из корифеев этого искусства, П.И. Муравский, распевал артистов до 40 минут. При этом он не использовал рояль (только камертон). Музыкант добивался удивительной гладкости длинных аккордов, поразительно чистого унисона и великолепного интонирования.

Стандартные вокально хоровые упражнения включают в себя:

  • дыхательную разминку;
  • упражнения для разогрева резонаторов;
  • гаммы;
  • упражнения на длинных звуках;
  • арпеджио
  • упражнения для выравнивания гласных;
  • простые попевки-каноны;
  • упражнения на полифонию.

В младших хорах разминку дополняют вокальные упражнения для артикуляции, а также распевки, направленные на развитие гармонического слуха. Они помогают детям уверенно вести свою партию и точно попадать в заданный тон.

Любой спортсмен перед соревнованиями или при подготовке к ним разминается. Как в спорте, так и в вокале перед основным занятием или выступлением правильно «разминайте» голос. Эта статья о том, как распеться перед пением. Если вы – новичок и совсем не представляете, что это и зачем нужно, можете начать с вводной статьи Распевки для голоса .

Что делать с дыханием при распевке?

Чтобы правильно и эффективно распеваться перед пением: встаньте свободно, в удобную позу, расслабьтесь. Вдыхайте размеренно, через нос. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, его нужно сделать более коротким, а потом вернуться к упражнению еще раз и пропеть целиком на одном выдохе.

Между упражнениями дышать как обычно, короткими вдохами.

Какие мышцы задействованы в упражнениях по вокалу?

Помимо мышц языка, губ и гортани в упражнениях для вокала обязательно работает живот, мышцы пресса. При взятии высоких нот пресс напрягается сильно, при пропевании низких расслабляется. Мышцы шеи не должны напрягаться и уставать, шею не вытягивайте вперед. Почувствуйте комфорт.

Как распеться в домашних условиях, сколько распевок необходимо пропеть?

Ответ на этот вопрос – в ваших данных. Распевок нужно столько, чтобы не перенапрячься, оставить силы и для выступления. Вместе с тем за комплекс занятий вам нужно подготовить дыхание, дикцию и сам голос.

Распевайтесь до тех пор, когда почувствуете острое желание петь – и при этом ничего не першит и не мешает. Это значит, аппарат готов к работе.

Если вы упражняетесь без педагога, старайтесь правильно распеться в домашних условиях. Следите за качеством. Обязательно прослушивайте себя на аудио или – еще лучше – на видео.

Обратите внимание на сам звук, на телодвижения, на мимику. Если заметили дискомфорт при пении или неестественные движения, подкорректируйте сами или обратитесь к преподавателю.

Совет от Артвокал.ру: распеваемся дома, не торопясь и улыбаясь, направляя звук в верхние зубы.

Как понять, что правильно распелись перед пением?

Перед концертным выступлением важно хорошо распеться и не устать. Несколько рекомендаций от нашей школы пения в Москве Артвокал.ру:

  • Если каждая следующая распевка получается проще, легче, чем предыдущая;
  • Если голос свободен и нет дискомфорта;
  • Если верхние и нижние ноты диапазона звучат ярко и наполненно;
  • Если «душа поет» и просится на сцену.

Чтобы распеть голос, можно выполнять самые простые упражнения, но главное, чтобы они были выполнены правильно. Если вы следили за дыханием, за мышцами пресса, за подачей звука и не слишком при этом устали, то можно сказать, что распелись вы правильно. Умение правильно распеваться перед выступлением – уже половина успеха. Распевка нужна как начинающим, так и опытным певцам.

Как быстро распеться перед выступлением?

Если у вас есть всего пять-десять минут перед концертом, главное – система. Заранее подберите для себя самые действенные распевки и всегда применяйте их.

  • Начните с дыхания. Успокойте его и приведите в тонус. Достаточно одного дыхательного упражнения.
  • Проработайте комплексное упражнение на дикцию и диапазон. Быстро распеться помогает упражнение на звук «м», нужно просто помычать, найти верхний резонатор и помычать почти без голоса, отвлечься от технической части и просто «поймать» это звучание.
  • Попробуйте голос на отрывке произведения.

Совет от Артвокал.ру: распеваться на произведении целиком не рекомендуем, чтобы не «перегореть». Качественная постановка голоса для вокала не требует перенапряжения. Оставьте все эмоции для выступления.

Вокальные упражнения на распевку и рост диапазона

Эта подборка содержит как популярные упражнения для распевки голоса, так и новые, непривычные. Для начала настройтесь на пение, подумайте о чем-нибудь хорошем, отпустите неприятные мысли. Сразу после выполнения упражнений для разогрева голоса по хроматической гамме от середины диапазона к верхней и нижней границе можно переходить к следующим:

  • Мелодичное упражнение «мИ-и-и-и-Я-а-А» . Исполняется распевка по первым пяти звукам мажорной гаммы, например, по «до-ре-ми-фа-Соль-ми-дО», причем долгий звук «и» постепенно подводит к вершине – звуку «Я» - который должен прозвучать, как трамплин, из которого «выкатываются» «а-а».
  • «Хэй-Хэй» . Упражнение на подачу звукового потока. На энергичный звук «хэй» исполняются звуки мажорного трезвучия, например: «до-ми-соль-ми-соль-ми-до». Здесь важно следить за одинаковой звуковой подачей, энергичными движениями мышц живота. В горле избегайте зажимов: если все выполняется правильно, звук летит далеко и свободно.
  • Пропевание гаммы на одну октаву (например, от «соли» до «соли») с названиями нот или на любой гласный звук. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы при восхождении наверх гортань оставалась внизу (тогда не будет напряжения), иначе звук будет оставаться на связках.
  • Нисходящая гамма на любую гласную, например «ма-а-а-а-а».При выполнении упражнения следить, чтобы к концу распевки звук остался в верхней части лица, при необходимости подключить грудной регистр.
  • «Кна-кни-кнэ-кно-кну» .Упражнение исполняют на одной ноте (начинайте с самой удобной для вашего голоса). Следите, чтобы звук «к» был четкий и звонкий, «н» более носовой, а главная должна остаться в позиции звука «н» при пропевании.
  • Пропевание звука «в» на любой мелодии , фрагменте звуков или гамме. Это упражнение для распевки для начинающих способствует тому, что голосовые связки не страдают и не напрягаются, «работает» только ротовой аппарат (если бы, упражняясь, мы всегда задействовали связки, то они бы чересчур уставали).
  • Полезно для подготовки ротового аппарата и для разогрева голоса «порычать» : пропевать «р».
  • «Немой звук» . Упражнение помогает быстро почувствовать возможности своего голоса. Откройте широко рот и «помычите», не произнося никакого конкретного звука. Исполняется на любую мелодию или фрагмент.

Певец, который не подготовил свои голосовые связки к определённым нагрузкам, возникающим в процессе исполнения некоторых сложных фрагментов произведения, так же, как и спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность.

Люди, желающие научиться исполнять качественно вокальные произведения, хотят узнать, как правильно распеваться для того, чтобы разогреть голос. Хорошим подспорьем в этом вопросе может послужить видео-урок Елизаветы Боковой, в ходе которого она предлагает шесть распевочных упражнений с постепенным усложнением голосовых партий, а также поясняет некоторые нюансы, касающиеся правильного певческого дыхания и звукоизвлечения. Уроки подходят как для опытных, так и для начинающих вокалистов.

Смотрите урок прямо сейчас:

Если вы хотите получить ещё больше полезных и, самое главное, эффективных упражнений по вокалу, то вам сюда:

Что есть общего для любой распевки?

Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду.

Грубо говоря, упражнения поются так: начинаем снизу и повторяем то же самое (один и тот же напев) всё выше и выше, а потом снова спускаемся вниз.

Кроме того, содержание каждой следующей партии требует более высокой техники исполнения. А чтобы достичь эффективности, выполняя подготавливающие к пению упражнения, нужно учесть некоторые факторы, способствующие успеху, среди которых:

  • правильное дыхание;
  • соответствующая постановка певческого аппарата, то есть тех органов, которые задействованы при звукоизвлечении;
  • определённая направленность звукового потока;
  • чёткое следование рекомендациям к каждому отдельному упражнению.

Одна из рекомендаций, касающаяся того, как правильно распеваться, относится к режиму дыхания, которое осуществляется только животом. При этом важно следить, чтобы плечи и грудь не двигались, и не было никаких напряжений мышц шеи. Дышать следует очень спокойно, расслаблено, почти не заметно для окружающих, а гласные извлекать без обдумывания, как можно быстрее избавляясь от звука и не задерживая в себе ничего.

Распевка первая: поём с закрытым ртом

В первом упражнении, автор видео-урока советует распеваться с закрытым ртом с помощью звука «хм…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы.

Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону.

Следующим этапом этого упражнения является воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».

Вокальная аксиома. При правильном пении все звуки направляются в одно и то же место, а расположение речевых органов во время пения чем-то напоминает ситуацию, когда во рту находится горячая картошка.

Распевка вторая: поиграем на губах

Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса.

Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.

Распевка третья и четвёртая: глиссандо

Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию.

Четвёртое упражнение, исполняемое тоже приёмом глиссандо, лучше начинать с нот «ми» или «ре» второй октавы. Его суть в том, чтобы петь в нос, препятствуя воздуху выходить из глотки. При этом рот должен быть открыт, но звук всё равно направляется в нос. Каждая фраза включает три звука, которые, начиная с верхнего, только понижаются на тон друг от друга.

Распевка пятая: вьени, вьини, вьяни???

Пятое упражнение поможет ещё лучше усвоить, как нужно правильно и результативно распеваться, а также подготовит дыхание к исполнению длинных фраз. Партия заключается в воспроизведении итальянского слова «вьени» (то есть «где»), но с разными гласными и звучит как: «вьини», «вьени», «вьяни».

Такая последовательность гласных строится в зависимости от сложности достижения звонкости их воспроизведения. Каждый элемент упражнения строится на пяти звуках мажорного звукоряда и начинает исполняться с восьмого тона, опускаясь вниз, а его ритмический рисунок гораздо сложнее, чем в предыдущих упражнениях. Воспроизведение принимает вид «вье-вье-вье-э-э-э-ни», где первые три слога исполняются на одной ноте, а остальные звуки опускаются по ступеням упомянутого выше звукоряда, при этом гласные «…э-э-э…» исполняются приёмом легато.

Исполняя данную партию, важно петь все три фразы на одном дыхании и открывать рот таким образом, чтобы звук распространялся в вертикальной плоскости, а проверять правильность артикуляции можно надавливая указательными пальцами на щеки во время извлечения звука. Если челюсти достаточно разведены, то пальцы будут свободно проваливаться между ними.

Распевка шестая – стакатто

Шестое упражнение исполняется приёмом стаккато, то есть обрывистыми нотами. Это создает такое впечатление, как будто звук выстреливает в голову, что чем-то напоминает смех. Для упражнения используется слог «лё», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Лё-о-о-о-о…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

Конечно, чтобы научиться, должным образом, исполнять вокальные партии, может быть не достаточно лишь почитать о том, как правильно распеваться, но приведённая выше информация в сочетании с материалом, представленным в видеоролике, может обогатить практические занятия и помочь достичь впечатляющих результатов.

Перед тренировкой всегда нужно разогревать мышцы, и голосовые связки - не исключение. Для долгосрочного здоровья ваших голосовых связок полезно будет перед пением или каким-либо выступлением делать распевку. Существует несколько упражнений, которые вам в этом помогут. Если у вас намечается выступление, то во избежание усталости и возможных повреждений голосовых связок, делайте 10-минутные распевки несколько раз на протяжении дня. Большинство вокальных разминок включают в себя исполнение разных звуков голосом, но также необходимо выполнять упражнения, которые разогревают легкие, губы, язык и тело, чтобы вы расслабились и были готовы петь.

Шаги

Часть 1

Разогрев тела

    Откройте горло. Один из первых и самых простых способов разогреть тело перед пением - открыть горло и диафрагму с помощью зевания. Для того чтобы заставить себя зевнуть, подумайте об этом или же просто посмотрите видео, как кто-то зевает.

    • Повторите процедуру с зеванием 2–3 раза, чтобы полностью раскрыть горло и диафрагму.
  1. Задействуйте мышцы кора. Использование мышц живота и правильная подача звука телом очень важны, когда вы поете. Чтобы задействовать мышцы, которые вы должны использовать, издайте легкий кашель. Обратите внимание на то, какие именно мышцы участвуют в этом действии, поскольку это мышцы, которые вы должны использовать при пении.

    • К мышцам кора среди прочих относятся также поясничные мышцы, мышцы тазового дна и диафрагма. Задействуйте эти мышцы во время пения, так вы сможете полностью раскрыть свой голос.
  2. Расслабьте шею и плечи. Тело должно быть расслаблено во время пения, чтобы мышцы и тело не были напряжены, особенно во время исполнения высоких нот. Чтобы расслабить верхнюю часть тела, просто поднимите плечи к ушам, держите их в таком положении в течение пяти секунд, а затем расслабьте. Повторите упражнение 4–5 раз.

    • Голос всегда должен исходить из диафрагмы, но иногда для того, чтобы взять высокие ноты, люди используют другие части тела вместо живота. Это неправильно.
    • Чтобы избежать подобной ошибки, продолжайте расслаблять шею и плечи во время распевки, особенно перед тем, как брать высокие ноты.
  3. Делайте дыхательные упражнения. Поскольку дыхание - это своего рода механизм, который создает голос, перед пением очень важно также сделать несколько дыхательных упражнений. Можете выполнить следующие два упражнения:

    • Расслабьте плечи и грудь, сделайте глубокий вдох, при этом живот слегка поднимается. Затем медленно выдохните. Продолжайте дышать в таком ритме еще две минуты.
    • Вдыхайте, как и раньше, но выдыхайте медленнее, создавая при этом шипящий звук. Повторяйте в течение одной минуты.
  4. Ослабьте напряжение в челюсти. Напряжение в челюсти и ротовой полости может также повлиять на ваше пение, поэтому перед пением максимально расслабьте данную часть. Чтобы ослабить напряжение, сделайте следующее:

Часть 2

Упражнения для вокальной разминки

    Жужжание. Начните, издавая звук жужжания нижним диапазоном горла при выдыхании. Повторите данное упражнение до десяти раз, затем повторите то же самое, но с открытым ртом, создавая звук «а-а-а».

    Прожужжите до-ре-ми. Как только вы сделаете базовую распевку, начните разминку голоса, изменяя высоту, распевая до-ре-ми вверх и вниз. Начните с нижнего диапазона и как только закончите первый подход вверх и вниз по шкале, перейдите к более высокой тональности и повторите.

    Разогрейте губы. Выполняйте специальные упражнения для губ (напоминают жужжание или бурчание), которые разогревают не только губы, но и голос. Чтобы выполнить это упражнение, необходимо свободно закрыть губы, слегка надуть их и просто выдыхать воздух (для этого просто представьте звук мотора или фырканья). Проделайте данное упражнение еще на двух выдохах, а затем сделайте еще три-четыре упражнения для губ, начиная медленно покачивать головой из стороны в сторону.

    • Повторите данные упражнение с губами и головой, создавая при этом звук «б», делая своего рода вокальную разминку начиная с самой высокой тональности и заканчивая самой низкой, и наоборот.
  1. Практикуйте так называемую песню сирены. Произносите носовой звук [ŋ] (схож с английской носовой согласной). Продолжайте тренировать этот звук на протяжении трех-пяти тональностей. Каждый раз, когда доходите до самой высокой и самой низкой нот, постарайтесь взять ноту еще выше или ниже, расширяя свой диапазон.

  2. Тренируйте свою речь с помощью скороговорок в разных тональностях. Скороговорки - хорошая практика артикуляции, и если вы будете выговаривать их в различных тональностях и громкости, они станут отличным способом разогрева перед пением. Среди хороших скороговорок, которые стоит попробовать, следующие:

    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    • Белые бараны били в барабаны.
    • Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
    • Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Водовоз вез воду из-под водопровода.
    • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
    • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.
    • Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Часть 3

Продвинутые техники разогрева
  1. Выдерживайте длительную ноту. Иногда в песне необходимо, чтобы певец длительное время держал ноту, а если вы не готовы к этому или не обладаете необходимой техникой, вы, скорее всего, не сможете полностью выдержать ноту, как требуется. Чтобы попрактиковать эту технику:

    • Тренироваться поддерживать постоянный поток воздуха во время пения.
    • Все мышцы должны быть расслаблены.
    • Во время пения держите все резонирующие полости (горло, рот, нос, грудь и другое) открытыми.
    • Выберите песню с высокими нотами и практикуйте ее исполнение частями, пока не будете максимально хорошо исполнять каждую часть этой песни.
    • Попробуйте сначала исполнить песню без слов, вместо этого воспроизводите единый звук, чтобы пройти по всем тональностям. Освоив это упражнение, можете исполнять песню целиком, со словами и всем остальным.
  2. Тренируйтесь брать низкие ноты. Исполнение песни с низкими нотами может оказаться не менее трудным, поскольку при низких нотах вы можете легко потерять контроль над звуком, так как при понижении тональности ваши голосовые связки расслабляются.

    • Чтобы контролировать низкие ноты, необходимо держать горло расслабленным и поддерживать резонанс голоса в области лица.
    • Если вы перестаете чувствовать мощь голоса в области лица при исполнении низких нот, сделайте движения головой из стороны в сторону чтобы открыть горло, и попробуйте снова.
    • Не волнуйтесь, если громкость голоса снижается, когда вы берете низкие ноты, так как их невозможно исполнять при высокой громкости. Вместо того чтобы повышать громкость голоса, сосредоточьтесь на поддержании тональности и чистоте ноты.

Разогревать голос очень важно для любого профессионального вокалиста, а также для любого человека, заинтересованного в том, чтобы сохранить здоровье своего голоса. Разогревая голосовые связки, считайте, что вы их настраиваете специальным способом и подготавливаете к работе, какой бы тяжелой она не была.

Шаги

Используйте все тело

  1. Держите хорошую осанку. Для улучшения потока воздуха и, следовательно, улучшения звука, вам нужно иметь хорошую осанку. Даже когда вы сидите или стоите. Представьте себе линию, проходящую от верхней части головы через вашу спину, и которая поддерживает вас.

    • Если вы стоите, то ставьте ноги на пол прямо, на ширине плеч. Вес тела распределен одинаково на обе ноги. Держите голову прямо и отведите назад плечи. Ваше тело должно быть вытянутым по струнке.
    • Если вы сидите, то выполните те же рекомендации, как если бы вы стояли, но не прислоняйтесь к спинке стула и сидите ближе к его краю.
  2. Дышите глубоко. У большинства людей есть плохая привычка дышать только с помощью верхней части легких. Делая так, вы не используете диафрагму и уменьшаете силу голоса.

    • Если вы напряжены во время дыхания, то это будет отражаться на ваших голосовых связках. Дышите нормально, но не забывайте опускать плечи и расслаблять мышцы груди. Попытайтесь полностью расслабиться и дышать низом живота. Советуем вам класть руку на живот, чтобы напоминать себе, что это он должен двигаться вверх и вниз, а не ваша грудь и плечи. При выдохе произносите звук "с", как будто вы шипите, чтобы контролировать количество воздуха, которое вы можете выдохнуть.
  3. Расслабьте челюсть. Вообще любое напряжение будет мешать вашему голосу. Ваша челюсть – это место, откуда выходят звуки, издаваемые голосовыми связками, поэтому вы также должны заботиться о ней.

    • Помассируйте ваши щеки тыльными запястьями ваших рук. Надавливайте на щеки, прямо под скулами, и вращайте ладони по часовой стрелке. Ваш челюсти должны открыться при этом сами, и у них не будет другого выхода, кроме как расслабиться. Сделайте это несколько раз.
  4. Пейте теплые жидкости. Ледяная вода закроет ваши голосовые связки, буквально как створки моллюска. Вам также лучше избегать кофеина и никотина. Они сужают ваше горло и мешают вам звучать на все 100%.

    • Теплый чай или вода комнатной температуры являются вашими лучшими помощниками. Вы, безусловно, хотите, чтобы ваши голосовые связки всегда были увлажнены, но не надо их морозить или обливать кипятком! Так что когда вы пьете чай, то убедитесь, что он не слишком горячий.

    Прежде чем петь

    1. Пойте гаммы. Вам не пробежать без разминки 10 км, так что не ожидайте, что ваши связки выдадут вам три октавы вверх и вниз. Распевая гаммы, вы медленно разогреете связки в верхнем и нижнем диапазонах. И это очень легко делать, вам даже не нужен аккомпанемент.

      • Если вы правильно дышите и держите осанку, то вам будет легче брать высокие ноты. Будьте терпеливы, разогревайтесь постепенно. Вы можете навредить своему голосу, если вы начнете распеваться со слишком низкой или слишком высокой ноты, заставляя связки делать то, что они действительно не хотят делать.
    2. Делайте трели губами и языком. Другой распространенный метод для разогрева голосовых связок являются трели. Они расслабляют губы и язык, подключают к работе дыхание и устраняют напряженность.

      • Для губной трели просто легко сомкните губы и сделайте долгий выдох. Поэкспериментируйте с различными согласными, такими как "п" и "б". Медленно меняйте диапазон вверх и вниз, но так, чтобы вам не было неудобно или трудно это делать.
      • Для трели языком произнесите звук "р". Сильно и равномерно выдыхайте воздух, меняя диапазон. Опять же, старайтесь не навредить своим связкам.
    3. Имитируйте голосом сирену или инструмент Казу. Некоторыми из наиболее интересных разминок являются имитации сирены и инструмента Казу. Когда вы имитируете сирену, поднимаясь от низкой ноты к высокой, то дирижируйте себе рукой, поднимая и опуская ее по мере изменения звука.

      • Имитация Казу помогает следить за звуком и правильно растягивать голосовые связки. Представьте, что вы всасываете в себя спагетти. На выдохе произносите звук "Ву", чтобы слышалось, будто вы гудите. Произносите звук устойчиво, меняя диапазон вверх и вниз. Сделайте это несколько раз.
    4. Создайте пространство во рту для лучшего резонанса.
    5. Убедитесь, что вы знаете, что вы делаете.
    6. Предупреждения

    • Не напрягайтесь слишком по поводу вашего голоса. Этим вы заставляете ваш мозг, в свою очередь, напрягать ваши голосовые связки. Сознательно старайтесь расслабиться.


Похожие статьи