Старые традиции. ЯРъ-легенда

20.09.2019

Было принято, кажется, всегда, однако начало грандиозным столичным пирушкам положил именно «Яръ» - знаменитый ресторан, который сегодня называют не иначе как легендарным.

За все время своего существования начиная с 20-х годов XIX века «Яръ» не раз переезжал и перестраивался, использовался по назначению и без оного, переживал лучшие времена и не самые лучшие, и спустя почти два столетия вновь стал тем, за что его в свое время полюбили Чехов, Куприн, Горький и Шаляпин.Именитых гостей в «Яре» побывало и впрямь немало. С недавних пор присоединиться к этому списку может каждый. Впрочем, чтобы кутить, как, бывало, кутили московские богачи, лучше заранее исследовать территорию . Ну а за кутежом дело не станет.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Гулять так гулять

История «Яра» началась в канун 1826 года, когда француз Транкль Яр открыл ресторан «имени себя» на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Неглинной. Газета «Московские ведомости» тогда сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».Предприимчивый Яр одним «Яром» со временем решил не ограничиваться, и спустя двенадцать лет филиал знаменитого ресторана открывается в деревянном одноэтажном здании возле Петербургского шоссе (ныне - Ленинградского проспекта). Еще через несколько лет ресторан на Кузнецком Мосту был закрыт, и с той поры работал только здесь, за Тверской заставой.

Помещение ресторана, при котором был устроен небольшой садик, состояло тогда из небольшого общего зала и нескольких отдельных кабинетов. Никаких увеселений у «Яра» не было, и от обычного скромного заведения он отличался лишь тем, что кухня здесь была отменная, а накормить запоздалого гостя мог иногда и сам хозяин.

После Транкль Яра владельцы ресторана менялись один за другим, и при ком именно здесь впервые появились цыгане, сказать теперь трудно. Публику это привлекало всегда, ведь послушать цыганский хор в то время можно было только в загородном ресторане: в Москве цыганам петь запрещалось.

Своим разгулом, купеческими кутежами и забавами «Яръ» стал знаменит в 1870-х. Подгулявшие купцы резвились, как могли. Например, «играли в аквариум»: наливали в рояль воду и пускали туда живых рыб. Также в «Яре» был специальный прейскурант: вымазать официанту лицо горчицей стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Хозяину подобные забавы были только на руку: все имущество было застраховано, и деньги он получал как с кутил, так и со страховой компании.В 1896 году ресторан приобретает новый владелец - Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся успеха своим умом и талантом.

Алексей Акимович Судаков. Фото: Из архива ресторана «Яръ»

Обслуживание в «Яре» всегда отличалось изысканностью, а теперь уж и подавно: «Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба - та! Без обмана».

В 1910 году Судаков перестраивает «Яръ» по проекту архитектора Адольфа Эрихсона: из деревянного дома ресторан превратился в дворец с колоннами. Слава «Яра» росла с каждым годом: вскоре ресторан и вовсе приобрел статус московской достопримечательности, обязательной к посещению.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Тогда в «Яре» было два огромных зала: летний «Белый» и зимний «Наполеоновский», отделанных с впечатляющей даже по тем временам роскошью.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.comВ каждом зале была своя эстрада. Наверху находились многочисленные кабинеты с балконами, выходившими, как театральные ложи, в зал. В ресторане была и императорская ложа, правда Николай II «Яръ» никогда не посещал: за него это делал Григорий Распутин.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

С ростом популярности «Яра» расширялась и концертная программа: на сцене ресторана выступали лучшие артисты, включая циркачей и фокусников.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Несмотря на общее увеселение, нравы в ресторане были самые строгие. Известная певица Надежда Плевицкая, начинавшая здесь свою эстрадную карьеру, вспоминала о Судакове так: «Чинный и строгий купец, он требовал, чтобы артистки не выходили на сцену в большом декольте: к «Яру» московские купцы возят своих жен и «Боже сохрани, чтобы никакого неприличия не было». Алексей Акимович, к слову, долгие годы являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке. На свои средства он построил несколько школ на своей родине в Угличевском уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам.

Вскоре грянула революция: ресторан проработал до февраля 1918 года и впоследствии был закрыт. Все имущество было конфисковано. Несколько дней из «Яра» вывозили столовое серебро, мейсенский фарфор, картины и хрусталь…

В октябре того же года в «Яре» был открыт Рабочий клуб им. В.И. Ленина. В годы НЭПа он еще недолго поработал как ресторан, пока в 1924 году сюда не переехал ВГИК. В конце 1930-х здание передали Управлению воздушного флота. Здесь решено было открыть Клуб летчиков, так как поблизости, на Ходынском поле, находился Центральный аэродром. Очередная перестройка началась в 1939 году: один из ресторанных залов превратился в клубный, второй - в гостиную. Здесь же в июне 1941 года была сформирована 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района города Москвы.

В 1947 году сын Иосифа Сталина Василий был назначен командующим ВВС Московского военного округа, и именно по его инициативе в начале 1950-х годов начинается новая перестройка «Яра»: с пристройкой вдоль улицы Расковой гостиницы, которая получила название «Советская». В номере 301, который теперь называется «Сталинским», сын вождя жил в течение года.

Для постояльцев гостиницы в одном из залов бывшего «Яра» был открыт ресторан, где принимали только высокопоставленных персон, а позднее и мировых знаменитостей. В разные годы здесь побывали Маргарет Тэтчер и мать Тереза, Пьер Карден и Индира Ганди, Мирей Матье и Жан-Поль Бельмондо.Другой зал, бывший «Белый», сначала стал кинотеатром «Победа», а позднее - просто концертным залом. С 1969 года и по сей день здесь размещается единственный в мире профессиональный цыганский театр - «Ромэн».

«Яръ» сегодня

За годы перестройки - теперь уже страны, а не здания - и ресторан, и гостиница пришли в состояние весьма плачевное. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию, благодаря которой к «Яру» стала постепенно возвращаться былая слава.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

До «Советского», превратившегося теперь в четырехзвездочный отель, можно добраться от станции метро «Динамо». Слева от входа - ресепшн и стеллажи с традиционными русскими сувенирами, справа - вход в ресторан.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

У входа в залы гостей традиционно встречает медведь в шапке-ушанке и услужливый официант - дань традициям, не иначе. Рядом - книга отзывов и предложений с записями на всех языках мира. На противоположной стене - портреты именитых гостей и аквариум с океанскими устрицами и камчатскими крабами, которые тут же, по заказу, могут приготовить.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В зале, который так и называется - «Яръ», сегодня воссоздан оригинальный интерьер ХIХ века: с двухъярусной сценой, тяжелыми бархатными кулисами, витражными окнами, хрустальной люстрой и фресками на почти двадцатиметровом потолке.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Зеленый бар, примыкающий к залу, постарались сохранить таким, каким он был при Судакове: массивный деревянный буфет, на стенах - старинные гравюры с видами Москвы и светильники, отражающиеся в зеркалах.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В самом отеле восстановлен послевоенный интерьер. Как и прежде, малахитовый холл украшает белый рояль, а полы - традиционные красные ковровые дорожки. Вообще дух в отеле «Советский» сохранился самый что ни на есть советский. Чем, к слову, пользуется не первое поколение киношников.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В меню «Яра» меж тем есть блюда, которые подавались здесь еще до революции: они отмечены звездочкой. Студень из бычьих хвостов, форшмак из ростовской сельди, борщ старомосковский, стерлядь в шампанском, свинина по-старорусски - от одних только названий начинает сосать под ложечкой. Особняком стоит десерт Пушкина - холодный сладкий суп из малины и ревеня, который подается с шоколадным маффином и ванильным соусом.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Сам Пушкин в «Яре» на Ленинградке, к слову, никогда не бывал - поэт слыл завсегдатаем первого «Яра» на Кузнецком Мосту и именно про него потом вспоминал:

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать...

Появятся ли новые строки, посвященные современным блюдам легендарного ресторана, станет известно совсем скоро - примерно лет через сто.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Меня давно уже просили написать о полигоне Капустин Яр. И показать, само собой. Потому как информация в Вики... - понятно. Сегодня постараюсь коротко и только факты. А вообще все просьбы и предложения размещайте в верхний пост - тогда наверняка не пропущу. Потому что почта уже не выдержала и рухнула.
Капустин Яр упоминается в рассказе «Колыбель на орбите» Артура Кларка. Одной из ключевых миссий компьютерной игры UFO: Aftermath является задание найти документы в подземной базе, расположенной на полигоне Капустин Яр.
Из сообщений бывших сотрудников ЦРУ: “Атмосферные испытания на северо-востоке Сибири. В феврале 1956 г. были обнаружены радиоактивные изотопы, подтверждающие серию испытаний в это время”.
Сегодня Капустин Яр - это 4-й Государственный центральный межвидовый полигон России. Предназначен для пусков боевых баллистических ракет, геофизических и метеорологических ракет, а также космических объектов небольшой массы. При Горбачеве пришел в запустение. Впрочем, как и всё в стране. Сейчас потихоньку оживает. Правда и вымысел о ядерных испытаниях под фото.

Начинать рассказ об истории полигона надо с далёкого 1945 года , когда победа над Германией сделала доступными для советских специалистов остатки выдающихся ракетных технологий команды Вернера Фон Брауна, который сам, вместе с наиболее значимой частью команды разработчиков и учёных, общей численностью около 400 человек, оказался в руках американских военных и продолжил свою работу уже в США.

Всё самое ценное с заводов, испытательных и научных центров включая несколько десятков собранных ракет ФАУ-2, практически всё специальное испытательное оборудование и документация уже были вывезены в США, когда на развалинах ракетной колыбели появились первые советские разведчики и специалисты. Собирая остатки немецкой команды и документации, перетряхивая мусорные корзины исследовательских центров специалистам удалось всё-таки собрать достаточное количество материала для того, чтобы воспроизвести конструкцию ракет ФАУ-1 и ФАУ-2.

В СССР были срочно сформированы ряд НИИ и КБ, которые вплотную занялись решением этой задачи. Назрела необходимость в создании специализированного полигона для проведения исследований и испытаний.

В мае 1946 года, на месяц позже того, как американцы произвели первый запуск вывезенной из германии A-4 на своём полигоне Уайт Сэндз в Нью-Мексико, было принято решение о создании такого полигона в СССР и генерал-майор Василий Иванович Вознюк, которому было поручено возглавить поиск места, подходящего для строительства полигона, приступил к работе. Место выбиралось из семи вариантов. В итоге наиболее подходящим был признаны районы недалеко от Волгограда, возле села Капустин Яр в Астраханской области (которое в последствии и дало имя новому полигону) и станица Наурская Грозненской области.

Капустин Яр

14 октября 1969 года с полигона Капустин Яр состоялся запуск спутника Интеркосмос-1, созданного специалистами социалистических стран. С теперь уже международного космодрома также ушли в полёт индийские спутники Ариабхата и Бхаскара, французский спутник "Снег-3". Большую роль сыграл Капустин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической техники и руководящих кадров для новых космодромов. Космодром Капустин Яр взял на себя роль космодрома для "малых" ракет и "малых" спутников Земли исследовательского плана. Эта специализация сохранялась до 1988 года, когда потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски с космодрома Капустин Яр были прекращены. Кроме того, подписанный в 1987 году договор о сокращении ракет СРД привёл к почти полному прекращению испытательных работ на полигоне. Стартовые и технические позиции были законсервированы около 10 лет, но постоянно поддерживались в работоспособном состоянии. Последний известный испытательный пуск был произведен 22 июня 1988. Это был шестой по счету и последний полёт проекта БОР-5.

В 1998 году наступило долгожданное возрождение полигона и космодрома. После долгих лет бездействия с космодрома был произведен коммерческий запуск ракеты-носителя "Космос 11К65М", нёсшего в качестве дополнительной нагрузки французский спутник, а 28 апреля 1999 г. был осуществлен запуск спутников "ABRIXAS" и "Megsat-0".

Возобновились и испытательные работы. Идеи о создании межвидового испытательного полигона наконец-то нашли своё воплощение. В 1999 году на полигон были передислоцированы испытательные полигоны с Эмбы и Сары-Шагана.



Памятник нашей первой Р-1.
Что ни фамилия - отдельная славная история.


Развлечения поблизости соответствующие. ЭТО называется "Орбита". г. Знаменск.


Выставка испытывавшейся техники



А места вокруг красивейшие.
Фото плохое, но рыбка хороша!

Село, в котором начинали жить первопроходцы не слишком изменилось. Разве что на домах появились тарелки, а во дворах машины.


Степи щедро усыпаны головными обтекателями ракет, выгоревшими маршевыми двигателями, катапультными креслами...

Видео - коротко о КапЯре с первых дней до сегодняшнего дня.

В 1954 году на испытательном ракетном полигоне № 4 (Капустин Яр) появилась еще одна “площадка” “4Н”. Режим особой секретности, принятый у военных и распространяемый на “4Н”, превосходил даже то, что существовало на “объектах” С.П. Королева. Секретилась не только “площадка”, но и сам факт ее существования. Охрану обнесенных высоким забором и рядами колючей проволоки зданий несло подразделение госбезопасности, не подчиняющееся командованию полигона. Только двое из огромной армии промышленников, разработчиков, офицеров технических и иных служб имели спецпропуска на территорию особо охраняемого объекта - главный конструктор ОКБ-1 С. П.Королев и начальник полигона № 4 генерал В.И.Вознюк.

В тот год Королев начал третью серию испытаний своей новой ракеты Р-5. ГЛАВНЫМ на площадке “4Н” был Александр Петрович Павлов - инженер засекреченного атомного КБ. Вместе с ним работала небольшая группа специалистов, которая занималась подготовкой автоматики ядерного заряда к испытаниям. Важно было установить, как поведут себя весьма чувствительные автоматические устройства при старте и полёте ракеты, как могут повлиять на них вибрации, перегрузки, аэродинамический нагрев.

Сложность конструкции усугубилась сложностью процессов, которые протекали при ее срабатывании. Проблема была и в том, что требовались надежные гарантии того, что подрыв ядерного заряда произойдет в воздухе над определенной “точкой” атомного полигона, что ракета не отклонится от заданного курса, что не произойдет ничего внештатного на старте. В противном случае испытания могли обернуться страшной трагедией.

В головной части ракеты, там где должен располагаться ядерный заряд, крепили массивную болванку - стальнальплиту с укрепленными на ней детонаторами. Место падения пеленговали, туда срочно отправлялась специальная бригада, плиту извлекали из грунта, заворачивали в брезент и увозили на “4Н”. Там ее аккуратно очищали от земли, промывали спиртом и смазывали оружейным маслом, чтобы не ржавела. Вслед за этим начиналась расшифровка “следов” от взрывов детонаторов. По виду царапин, углублений, зазубрин определяли четкость работы автоматики. Летом 1955 года, как уже говорилось, Королев начал испытания модернизированного варианта ракеты Р-5. Она имела индекс “М” (Р-5М) и более совершенную, а стало быть, точную, систему управления. До января 1956-го было произведено двадцать восемь пусков. Из всех ракет одна взорвалась на активном участке полёта, было несколько недолетов, дважды фиксировалось отклонение от расчётной траектории. По установившимся стандартам такой результат вполне можно было считать зачетным, но Королев и Павлов осторожничали. На 11 января назначили контрольный пуск. Он прошел без замечаний. Настроение у Павлова и его коллег было приподнятым. Иначе выглядел Королев.

Не только физики-ядерщики решают сложные задачи, - начал философски.- Есть свои задачники и для испытателей. В этих описаниях подробно разбираются различные критические ситуации, “бобы”... Нам, уважаемый Александр Петрович, нужны не эмоции, а конкретные результаты. К ним и стремимся...

Что ж, это, пожалуй, так,- соглашался Павлов. - Но в Москву-то доложим? - Королев хмыкнул: - Если у вас нет сомнений, доложим.

Час испытаний ракетно-ядерного оружия, полномасштабных и без условностей, приближался.

В начале февраля в Капустин Яр прибыла Госкомиссия. Возглавлял ее генерал П. М. Зернов - первый начальник атомного КБ-11 (Арзамас-16). Вместе с ним прилетели и другие “отцы” атомной бомбы. Старшим от гражданских был Д. Ф. Устинов, от военных - маршал М.И. Неделин. В комиссию входили также шестеро главных конструкторов “пятерки”: С. П. Королев, В. П. Глушко, Н. А. Пилюгин, В. И. Кузнецов, М.С. Рязанский и В. П.Бармин. И, как положено, - начальник полигона В.И.Вознюк

За несколько дней до старта в Капьяр прилетел маршал Г.К. Жуков, поинтересовался ходом дел и убыл в Москву. После его отлета группа главных конструкторов обратилась к Зернову с просьбой показать им ядерное устройство. По положению о госкомиссии, каждый из ее членов, подписывающий акт испытаний, должен знать “устройство и характеристики изделия”.

Естественная, в общем-то, ситуация, - рассказывал член комиссии из КБ-II, будущий генерал и академик Е.А. Негин.- Но пришлось звонить в Москву. Все, что предстало взору ракетчиков, перечеркивало их представление об атомной бомбе. В ярко освещенной экранированной комнате на специальной подставке лежало нечто блестящее и шарообразное, не сказать, что очень большое, но все-таки...

Все предстартовые дни Королев не уходил из монтажно-испытательного корпуса, где готовили ракету. Его не оставляю давящее чувство напряженности, тревоги, боязни что-то упустить.

“Пятерку” вывезли на старт, установили, прошла заправка - все по графику. Неожиданно Зернов отменил пуск: “Перенесем на день или два”.

Первая мысль Королева - что-то с ядерным зарядом. Он совсем извелся, потерял сон, ходил сумрачный, мои. К счастью, все оказалось проще. В районе атомного полигона резко ухудшилась погода.

Главным днем стало 20 февраля. В бункер спустились Королев, Павлов и Пилюгин. Стартовую команду возглавлял Л.А. Воскресенский - заместитель Королева по испытаниям. Он занял место у перископа и отдавал команды.

Двигатели выходили на режим, и грохот усиливался. В подземелье он отдавался вибрацией. Потом звук стал стихать.

“Ушла”, - подтвердил Воскресенский, не отрываясь от окуляров.

Гул оборвался так же неожиданно, как и начался. Наступила тишина. Тягучая, напряженная. Королев впился глазами в телефонные аппараты на операторском столе. Они молчали.

Баллистики очень боялись, что ракета отклонится от заданной траектории, - рассказывал лауреат Государственной премии профессор Р.Ф.Аппазов. - Такое случалось...Чтобы своевременно подорвать ракету, создали специальную систему с наземным пунктом ПАПР (пункт аварийного подрыва ракеты). Он находился в нескольких километрах от старта, строго по створу, т.е. в плоскости движения ракеты. Там был установлен кинотеодолит. Надо было отслеживать полёт и при опасных отклонениях вправо или влево нажать кнопку... Измерительное средство несовершенно, смотришь, а в уме держишь контрольные цифры и считаешь. На ПАПР стоял телефон, который был связан с бункером. В случае чего надо было передать закодированное слово “Айвенго”. Воскресенский по этому сигналу должен был нажать кнопку. А мы - в дежурный “газик” и удирать. В тот день все обошлось...

В бункере по-прежнему было тихо. Только по внутренней связи приглушенно звучали данные телеметрии. Королев сидел неподвижно: “Айвенго” молчит, значит...”

Он прикрыл ладонями глаза и считал про себя просто так, чтобы отвлечься. Зуммер телефонного аппарата заставил вздрогнуть. Королев схватил трубку и прижал к уху.

Наблюдали “Байкал”, - прохрипел далекий голос. - Повторяю: наблюдали “Байкал”. Это тоже был условный шифр. Он означал, что ракета достигла полигона и взрыв произошел над заданной точкой. Королев встал, повел плечами, сбрасывая тяжелый груз ожидания.

Жарко здесь, откройте двери...Кажется, все получилось.

Небо было холодным и прозрачным. Снег искрился и слепил глаза, громко хрустел под ногами, как будто сердился на людей. Несмотря на мороз, обжигающий лицо, в этот ранний час на далеком приволжском полигоне царило оживление. Так бывает всегда после успешного пуска. В тот раз произошло нечто большее. Правда, знали о нем немногие.

В НОЯБРЕ 1957-го на военном параде в честь очередной годовщины Октября по Красной площади проследовали несколько ракет удлиненной формы с остроконечными головными обтекателями. Это везли секретные Р-5М, принятые на вооружение. Присутствующие на параде военные атташе в тот вечер передали шифровки: “У русских новые ядерные ракеты”.
Бывает на полигоне и такое.Пожар! Горит радиостанция! Капустин Яр. 2008 :

Село Черный Яр располагается на Волге в Астраханской области.

Название села Черный Яр представляет собой сочетание двух слов: одно исконно русское – «черный», обозначающее темный цвет, а другое, тюркское – «яр», которое переводится как «высокий крутой берег, подмываемый рекой».

Существует такая легенда. Астраханский князь, возвращаясь на корабле по Волге из своей поездки в Нижний Новгород, был вынужден сделать остановку. Сошел князь со свитой на берег, разбили они лагерь. Местность была живописной: большой зеленый луг, окруженный березовой рощей, крутой берег над Волгой, о который билась речная вода. Берег был так крут и высок, что, глядя вниз, казалось, будто вода совсем черная. Князь посмотрел на окрестности и сказал: «Пусть будет на этом месте поселение, в котором будут жить люди, и они станут трудиться на этой благодатной земле. А название этому селу будет Черный Яр».

Среди местных жителей ходит легенда, что название селу дано в память о страшном событии, которое очень давно произошло на этом месте. Стояло на берегу реки несколько домов, в которых жили рыбаки со своими семьями. Мимо проезжали купцы и везли с собой много дорогих товаров. Уже начинало смеркаться, а ходили слухи, что появились в этих местах разбойники, поэтому решили гости остановиться на ночлег в рыбацком селении.

Гостеприимные хозяева накормили купцов и уложили спать. Разбойники знали, что купцы остановились у рыбаков и с собой у них много ценностей, дождались, пока во всех окнах потух свет и люди уснули. Напали разбойники на дома, убили много людей, забрали богатства, а тела покидали с крутого берега в Волгу. Утром оставшиеся в живых посмотрели с берега в воду и увидели, что она вся черная от крови, и с того времени стало называться село Черный Яр.

Словом «черный» с давних пор называли на Руси все непонятное, таинственное, страшное. Нередко это слово использовалось в качестве определения «деятельности» колдунов и ведьм, вера в которых у русского человека сохранилась и по сей день. Следовательно, Черный Яр мог получить такое название потому, что в нем жили колдуны, ведьмы и прочие «слуги» сатаны. Подтверждением данной версии можно считать легенды и поверья, в которых описываются козни продавших душу дьяволу и получивших за это от него магическую силу колдунов, наводивших порчу на скотину и насылающих болезни на людей, а также рассказы о страшных ритуалах, осуществляемых жрецами таинственных славянских богов и демонов и т. д. Подобного рода легенд черноярские старожилы знают немало, и потому это место так часто посещается туристами и исследовательскими экспедициями.

Черный Яр примечателен 1 0еще и тем, что расположен в очень живописных местах на берегу Волги. Местные жители активно занимаются рыбным промыслом, добывая щуку, сома, плотву и даже такую редкую рыбу, как стерлядь. Местные жители утверждают, что когда-то в этом селе останавливался А.Н. Островский, который с детства был большим любителем путешествовать по Волге.


Москва славится не только интересными местами, где можно погулять и полюбоваться роскошными видами. Она славится и своими роскошными ресторанами, многие из которых имеют собственную историю, изысканный интерьер, и изысканное меню. Один из таких ресторанов – «Яръ». Посетить ресторан «Яръ» и другие рестораны Москвы со скидкой можно воспользовавшись предложениями на сайте Купоника - www.kuponika.ru.

Немного истории ресторана «Яръ»

До начала 19 века ресторанов в Российской империи, в принципе не было. Существовали таверны, которые имели достаточно скромное меню, и не менее скромный интерьер. Уже ближе к началу 20 века стали появляться рестораны, которые отличались классами. История ресторана «Яръ» началась с 1826 года, а спустя несколько лет в 1895 году, когда он стал собственностью крестьянина из Ярославля Алексей Судакова, достиг своей славы.

Позже в 1910 году на месте деревянного здания появился роскошный дворец, украшенный колоннами. В таком виде «Ярь» сохранился и сегодня. Этот ресторан считался одним из элитных, и пользовался огромной популярностью у купцов и аристократов. Его постоянным клиентом был знаменитый меценат Савва Морозов.

Имелся в ресторане и императорский зал, правда Николай Второй здесь не бывал, но его очень любило окружение императора. Кстати, для тех, кто любил кутить, существовало отдельное меню. Так за 100 рублей можно было испачкать официанта горчицей, или разбить дорогое зеркало.


В императорской ложе иногда бывал Распутин, здесь часто кутили Шаляпин, Чехов, писатель Куприн, поэты Серебрянного века. Развлекал гостей ресторана цыганский хор. Гости отдыхали в роскошных залах, могли снимать кабинеты, которые располагались на балконах. По тем временам это был один из лучших ресторанов своего времени.

Меню заведения считалось изысканным, а порции солидными. В ресторане работали повара из Франции, и считались лучшими поварами Москвы и Европы. О ресторане слагали песни, и побывать здесь считалось престижно.

Уже в конце 20 века, а именно в 1998 году было принято восстановить ресторан, и сегодня он продолжает радовать гостей своими уникальными интерьерами. На стенах и на потолке заведения можно увидеть старинные фрески, которые датируются еще 19 веком, здесь работает старинная люстра, сделанная еще в 1912 году. Во внутреннем дворике ресторана есть роскошный фонтан.

Примерная стоимость меню

Это один из старейших ресторанов Москвы. Здесь можно насладиться роскошью интерьера, а также вкусно поужинать, выбрав блюда из меню. Кстати, ресторан придерживается своих традиций и кормит гостей традиционными русскими блюдами, которые готовят по старинным рецептам. Здесь подадут стерлядь в шампанском, котлеты из щуки, нежнейшую свинину, и даже конфеты по собственному рецепту.

Нужно отметить, что «Ярь» не относится к заведениям эконом-класса, и скромная рыбка обойдется в 2300 рублей. Зато все эти расходы компенсируются изысканным интерьером. Здесь очень уютно и можно насладиться роскошью. Несмотря на то, что ценник здесь весьма дорогой, посетителей в ресторане много. Принято отмечать свадьбы и важные мероприятия именно в «Яре».


Как добраться

Для того чтобы отведать изысканные блюда и попасть в ресторан «Яръ», нужно доехать до станции метро «Динамо». Оттуда можно прогуляться пешком по Ленинградскому проспекту. Ресторан находится недалеко от еще одной станции метро «Белорусская». Чтобы добраться от этой станции, следует сесть на троллейбус с номером 12 или 1.

Можно попасть в заведение из центра, для этого необходимо пройти пешком от Садового кольца и свернуть на Первую Тверскую-Ямскую, а оттуда пройти по Ленинградскому проспекту. Здесь есть еще несколько интересных достопримечательностей, и по дороге в ресторан можно рассмотреть их.

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане "Яръ"!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд.

Фото 1900-х гг.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

Евгений Абрамович Баратынский ..

Петр Андреевич Вяземский 1792-1878.

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831).

У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Фото кон.19 века.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке**.
А в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Фото 1890-х гг. Ресторан "Яръ" на Петербургском шоссе.

Это сейчас начало Ленинградского проспекта — престижный, центральный район «не так уж далеко от Кремля». А тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки — все в «Яръ». Один из самых знаменитых афоризмов о «Яре» - «В «Яръ» не идут — в «Яръ» попадают» - очень точно отражает специфику заведения и его завсегдатаев. В «Яръ» именно «попадали» , достигнув определенного состояния... Опьянения? Нет, состояния души, когда эта широкая русская душа просит удалого разгула, размаха и «никто не моги мне перечить». Вот тогда и мчались тройки в «Яръ», к цыганам.

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна Захаровна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем самые голосистые и самые красивые.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного о цыганах.......

Посмотрите на этого милого человека, это граф Алексей Орлов ("Граф Алехан") (1737-1807) - одна из колоритнейших фигур авантюрного и галантного XVIII века: богатырь, богач, кутила, победитель турецкого флота при Чесме, брат екатерининского фаворита Григория Орлова, похититель княжны Таракановой, создатель породы орловских рысаков и, в конце концов, заведший моду на цыган в России.

Граф Алехан полюбил цыганское пение во времена русско-турецкой войны, и в 1774 году продемонстрировал московскому обществу диковину - цыганский хор и оркестр. Он купил часть хористов на территории современной Румынии, где цыгане находились в рабстве, часть набрал в России из сложившейся к тому времени цыганской этнической группы, а затем дал им вольную.

Руководителем ("хореводом") первого профессионального цыганского хора в России являлся Иван Трофимович Соколов. Артисты были приписаны к мещанскому сословию и поселились на Большой и Малой Грузинской улицах в Москве (этот район как-то не заимел исторического названия).

По примеру Алехана свои цыганские хоры завели в Петербурге другие "екатерининские орлы" Потемкин и Безбородко. Но все-таки "столицей" российских цыган навсегда осталась Москва.

Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.

В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.

В 1852 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс "Динамо"), на Петербургском шоссе (ныне - Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в "Яре" стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь - площадь Белорусского вокзала).

При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками. В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный "менеджер". Цыганский хор "от Яра" был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение "серьѐзности" своих намерений. Только после этого хор был "не против", а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.

Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.

Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний "чистой публики" - Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в "Яре".

В "Яре" проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем "Яра" был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять "народный целитель и психотерапевт" Распутин.

Посетителей "потчевали всякой снедью" в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, "Яръ" считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара "Яра" готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В "Яре" же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в "Яръ", пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в "Большом" был обеспечен.

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его "коньком" были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли "королем репортеров". Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно". Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе "дяди Гиляя": он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в "Яре" и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых ) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава .

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ".

Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

Фото 1900 г. Старое здание ресторана "Яръ".

В 1895 г. после смерти Аксёнова "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
"Ямщик, гони-ка к «Яру" - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

Фото 1911 г. Новое здание "Яра".

Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским.

Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов.

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1862-1905)

Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп" (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - "плачу за всё". Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А то в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Фото 1910 г. Летний зал ресторана "Яръ".

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время "Яръ" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Фото 1910-х гг. Новое здание ресторана "Яръ".

В феврале 1918 года "Яръ" был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к "Яру",
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……

После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков.

Фото нач.1930-х гг.

"Яра" уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" в сопровождении "американского" цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).


Фото кон.1930-х гг. Бывший "Яръ", перестроенный под клуб лётчиков.

В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница "Советская" с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.

Фото 1952 г.

Фото 1954 г. А.Тартаковского. Гостиница "Советская".

Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.

Фото 1955 г. Боковой фасад.

Фото 1960-х гг.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу "Яра".
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Источники - http://dedushkin1.livejournal.com; http://allday.ru



Похожие статьи