С новым годом! Проповедь под новый год.

30.09.2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Дух а

01.01.2009

НОВОГОДНЯЯ ПРОПОВЕДЬ.

Дорогие братия и сестры! Вот, по милости Божией, мы с вами и вступили в Новый год. Как отрадно сознавать, что на сердце, наверное, каждого из вас совершенно особые ощущения и переживания, когда в Новый год мы с вами вступаем с благодарением Бога, с молитвой за Божественной литургией и причащением Святых Христовых тайн. Первые минуты этого Нового года мы с вами освящаем молитвой, обращённой к Богу. И как счастливы поэтому, дорогие братия и сестры, все вы, которые смогли подъять на себя этот маленький подвиг ради спасения своей души, ради Христа.

Молясь за ночной Божественной литургией, чувствуешь, что христиане отличаются от этого мира, несмотря на то, что живут в нём, иногда сливаются так, что и не поймёшь, где наш, а где не из нашего стана брат или сестра. А новогодняя литургия как раз и подчёркивает, и укрепляет каждого из нас в благодарении Богу, что слава Богу, мы здесь, когда весь мир беснуется и никакие мировые кризисы ему не помеха и ничто не влияет на пушечную пальбу фейерверков, и ещё хлеще, чем в прошлый Новый год, идёт безумная пальба людских денег на ветер.

Вместе с тем, на сердце навеваются другие ощущения, впечатления и переживания. Наверное, когда-то в далёком 1941 году в блокадном Ленинграде наши с вами отцы, деды и прадеды тоже спешили в Божии храмы. Только там обстрелы были не холостыми выстрелами. Проходя по улицам, они обращали внимание на надписи на домах: по какой стороне безопаснее ходить, чтобы дойти до храма Божьего или до того или иного пункта назначения, где могла быть продлена человеческая жизнь.

И вот, дорогие братия и сестры, мы с вами вступили в Новый год. Конечно, долг всякого христианина обратиться, прежде всего, с благодарственной молитвой Богу за все события, которые случились с нами в прошлом, ушедшем 2008 году. События эти разные. Их было очень и очень много, и эти события различны в жизни каждого человека. Многие из нас всецело благодарят Бога, потому что жизнь их в уходящем году была при изобилии, благословлена Богом и ни в чём не чувствовали никакого недостатка, горя и страданий. Но в то же время и в событиях страны и мира, в событиях нашей Русской православной Церкви было много событий отнюдь не радостных. В ушедшем году мы перенесли с вами большую утрату, и сейчас ещё жива скорбь от безвременно ушедшего Святейшего Патриарха Алексия. Осиротела наша Церковь, сейчас она без главы, поэтому называется вдовствующей Церковью, и будет таковой до избрания нового предстоятеля - патриарха Московского и всея Руси.

Некоторых из нас в ушедшем году также коснулось горе от утраты близких и родных: кто-то проводил в иную жизнь и в иной путь всея земли близких и родных, кто-то родителей - отца или мать. И сейчас в их сердцах особые переживания от внезапно постигшего сиротства, от разлуки с близкими. Но христианин никогда не должен унывать и отчаиваться, он должен жить по слову святых отцов таким образом, чтобы счастья не искать, в несчастье не унывать и не отчаиваться. Потому что смысл нашей жизни не в благополучии и достатке, не в безбедном существовании, а в том, чтобы каждый год, который даёт нам Господь, стал новым периодом и новой вехой в приближении к Царству Небесному. Он должен стать новой ступенью к достижению этого Царства, чтобы это Небесное Царство с каждым годом становилось всё более родным, всё более естественным, всё более близким для нашей души. А душа наша и в этой земной жизни уже получает вкус жизни вечной и становится причастницей этой вечной жизни, приобщаясь к этому вечному царству в молитве, в благодарении Бога, причащаясь Самого Бога, соединяясь с Ним в Его пречистых Тайнах Тела и Крови животворящей.

Господь по Своему неизреченному милосердию даёт нам ещё один шанс вступить в новый 2009 год, и жизнь каждого из нас, кто достиг этого рубежа, подобна евангельскому рассказу о бесплодной смоковнице, которую хозяин посадил в своём саду и три года ждал от неё плодов. И когда не было плодов от неё всё это время, он посылает слугу ещё раз посмотреть эти плоды, и когда он не находит, говорит виноградарю, зачем она занимает место, пойди и посеки её, истреби, чтоб она не занимала место в саду. А виноградарь говорит, оставь её ещё на одно лето, обложу её ещё раз удобрением, навозом, чтобы посмотреть, чтобы дать ей ещё один шанс. Этой притчей Господь показал, что Бог долго ожидает от грешников покаяния и всеми мерами располагает их к нему; но если они не перестают упорствовать в своей нераскаянности, то Он посекает их, подобно сухим бесплодным деревьям, и осуждает их на вечную погибель.

Может быть, в этом году, наконец-то, появятся на этой бесплодной смоковнице какие-то плоды. А образ бесплодной смоковницы – это, порой, бесплодная жизнь каждого из нас, без духовных плодов. Господь, допуская нас, давая нам эту радость вступить в Новый год, продлевает нам время земного бытия, чтобы мы с вами имели возможность ещё и ещё раз поработать над собой для приобретения жизни вечной. Время течёт, словно река, которая впадает неудержимо и неумолимо в какой-то огромный океан или море, под которым подразумевается жизнь вечная, бесконечная. Так и жизнь людская, как спица в колесе, сменяя дни и ночи, месяцы и годы неумолимо течёт в одном направлении, в направлении конца жизни нашей и конца жизни этого мира.

Как мы с вами должны быть внимательны в наступающем Новом году, чтобы беречь и хранить это время, отпущенное нам Богом, чтобы не терять его зря, чтобы не убивать его в праздности, в грехах, пороках, в безделье и других никчемных делах, которые губят человеческую душу и которые ничего не дают положительного для жизни вечной. Дай Бог, чтобы этот наступающий год был годом милости Божией каждому из нас, чтобы особенно эта милость Божия проявилась в стране нашей и Церкви Русской, которую вскоре возглавит по промыслу Божию новый предстоятель. И дай Бог, чтобы время правления нового предстоятеля явилось временем раскрытия ещё больших возможностей служения нашей Церкви, нашему народу и нашему родному Отечеству.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами не искали счастья в земных вещах, в пристрастиях к этому миру, в чём бы оно ни состояло, но понимали, что счастье только в Боге, счастье только внутри сердца человеческого, и больше его нет нигде. Святитель Димитрий Ростовский, любимый многими из наших прихожан, которые имели счастье поклониться его святым мощам, говорил такие слова: «За счастьем многие ездят за моря, рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем не заглядываем».

Как говорит о счастье, о смысле жизни человеческой Святое Евангелие, Священное Писание? Оно говорит о счастье словами Нагорной проповеди Христа. Ключевыми моментами этой проповеди являются заповеди блаженств: блаженны нищие духом, блаженны плачущие и т.д. Блаженны - это значит счастливы. Вот где счастье человеческое. Если будем исполнять эти заповеди, то счастье будет неотъемлемо присутствовать в жизни каждого из нас. Если сердце преисполнено веры, надежды и любви, если в нём нет ненависти и зависти, если оно способно прощать обиды другим людям, если ты не замкнулся в скорлупе собственного эгоизма, если ты видишь нужды других и протягиваешь им руку помощи, то ты самый счастливый человек. Ты являешься храмом Святого Духа.

Один из предстоятелей Церкви, экзарх Грузии, говорил такие слова, что счастье каждого человека состоит в добросовестном исполнении своих обязанностей. Обязанностей у каждого из нас очень много: и обязанности по службе, и обязанности в семье как мужа, жены, брата, сестры, отца, матери, обязанности по служению Отечеству, стране, народу и добросовестном, христианском исполнении этих обязанностей. Тогда обретает счастье и спокойствие каждый человек, когда он живёт в мире со своей совестью, что является главным критерием счастья человеческого. А если счастья нет внутри сердца человека, то этого счастья человек не найдёт нигде, ни в чём внешнем, материальном и земном, потому что это всё следует только до гроба, а дальше все эти земные пристрастия оставляют человека.

Дай Бог, чтобы Новый год явился для каждого из нас годом милости Божией, годом особой благости Его, которая произливалась бы в нашей жизни на наших близких и родных. Чтобы Господь порадовал каждого из нас присоединением к Церкви новых членов, наших братьев и сестёр, близких и родных, ещё пока чуждых Церкви Христовой, ещё не нашедших дорогу сюда, не обретших веру. Дай Бог, что бы этот год стал судьбоносным в этом отношении, и Господь порадовал нас единством веры в семье, среди наших близких и родных. Дай Бог, чтобы Господь хранил вас всех на всех путях вашей жизни, и наступающий Новый год был годом милости, благости Божьей и неоскудевающей Его любви к нам, грешным. Аминь.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. (Пс. 50, 12)

Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления — грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет и мало-помалу иногда заживо умирает!

По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23).

И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год — это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов.

Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, котораго я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет. Итак, придет пора, когда прекратится совсем время и настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, заря утра и вечера и времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений — ни человеческих, ни животных; самая земля, по слову Божественного Писания, сгорит, и будут новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (2 Пет. 3, 10, 13); солнце угаснет и исчезнет, и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд, ибо все это временно, стихийно, сложно и потому невечно и тленно.

Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве, и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков — будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком — ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец — Бог. И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, настанет скоро, по неложному слову Самого Творца: Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати комуждо по делом его (Апок. 22, 12). Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий; и если бы мы только в этом веке уповали на Христа и не имели в виду будущей бесконечной жизни, в которой водворяются вечная правда и святость, то мы были бы еще окаяннее, злополучнее всех человеков, терпя здесь бесчисленные болезни и скорби и тысячи видов всяких смертей и не имея воздаяния за все, что терпим, за правду, за Христа.

Итак, будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа; и отрет Он всякую слезу с очей плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленях Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (Ис. 35, 10; 66, 14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Не льститеся: Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), ибо, что человек посеет здесь, то и пожнет там, в вечности, говорит неложное слово Божие.

Итак, братья и сестры, готовьтесь неотложно к вечности — покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется.

Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего — души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом. Аминь.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Сердце чисто созижде во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. (Пс.50,12)

Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления - грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет и мало-помалу иногда заживо умирает!

По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23).

И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год - это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов.

Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, котораго я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет. Итак, придет пора, когда прекратится совсем время и настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, заря утра и вечера и. времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений - ни человеческих, ни животных; самая земля, по слову Божественного Писания, сгорит, и будут новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (2 Пет. 3,10,13); солнце угаснет и исчезнет, и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд, ибо все это временно, стихийно, сложно и потому невечно и тленно.

Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве, и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков - будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком - ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец - Бог. И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, настанет скоро, по неложному слову Самого Творца: Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною вздати комуждо по делом его (Апок. 22,12). Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий; и если бы мы только в этом веке уповали на Христа и не имели в виду будущей бесконечной жизни, в которой водворяются вечная правда и святость, то мы были бы еще окаяннее, злополучнее всех человеков, терпя здесь бесчисленные болезни и скорби и тысячи видов всяких смертей и не имея воздаяния за все, что терпим, за правду, за Христа.

Итак, будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа; и отрет Он всякую слезу с очей плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленях Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (Ис. 35,10; 66, 14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Не льститеся: Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), ибо, что человек посеет здесь, то и пожнет там, в вечности, говорит неложное слово Божие.

Итак, братья и сестры, готовьтесь неотложно к вечности - покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется.

Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего - души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом. Аминь.

На пороге Нового года, в канун Рождества, мы не просто вспоминаем событие, которое свершилось 2 тысячи лет назад, хотя оно изменило мировую историю, дало миру новый календарь, новую цивилизацию, новую культуру, новый язык, новую систему отношений…

Самое главное то, что с пришествием Христа каждому человеку дана была возможность познать Бога — познать не просто как Творца, Всемогущее Существо, которое управляет миром, посылая в него то благополучие, то несчастье, и которое надо как-то задобрить или умолить… и не как Господина, которого надо слушаться, выполнять приказы и строго следить за тем, чтобы все заповеди были выполнены. Нет, не такого.

Как ни странно, но то, что для христиан совершенно очевидно, для всего мира является тайной. Настолько мир искажен грехом, настолько лишен любви, истины и правды, что понять самые простые и важные вещи оказывается очень трудно. В течение тысячелетий мир не может понять, что Бог — это Отец.

Бог приходит в мир как Сын, чтобы мы осознали себя детьми нашего Небесного Отца, ни для чего другого. Он рождается на земле Сыном Человеческим для того, чтобы каждый человек стал сыном Божиим. Это самое главное из всего, что мы знаем: Бог наш Отец, и нам в этом мире нечего бояться.

Иногда мы можем его не понимать, как не понимают дети своих родителей; мы можем Его не слушаться, как часто бывает в семье. Но мы всегда знаем, что не будет такого момента, когда мы останемся одни и с нами случится что-то непоправимое. Если мы с этим живем — мы самые счастливые на земле люди. Мы можем не бояться ни болезней, ни смерти, ни нищеты, ни несчастья…

Христос является в мир в образе беспомощного младенца, повитого пеленами. Это образ Божественной любви по отношению к человеку, любви, которая ограничивает даже свободу самого Бога ради того, чтобы человек был свободен. Он с самого начала ограничивает Свое действие ради нас, давая нам возможность поступать свободно, по нашей воле, даже если мы восстаем против Него. Он даровал этому миру изначальную свободу и любовь к Нему, а любовь не может быть принуждаемой. Для человеческой свободы любовь может быть только желанной и избираемой. И поэтому Господь ограничивает даже Свои действия и, казалось бы, не вмешивается в зло и несправедливость этого мира для того, чтобы нам показать, что напор зла не побеждается какими-то внешними физическими мерами. Он показывает, что пришел не бороться с этим миром, а победить его.

И Он победил. Своей любовью. Своим смирением. Своим Евангелием, и дал нам образы победы над миром. Этот мир, который кажется нам в своем безумии таким могущественным, побеждается кротостью и любовью. Он нам даровал эту власть через свободу быть Ему верными, быть Ему родными, любить Его.

Сын Божий, бесконечный, невидимый, непостижимый, становится человеком, несущим на себе все тяготы и скорби этого мира, чтобы человечеству — а это значит — каждому из нас, — даровать две замечательные вещи, которые во все времена жаждал иметь человек. Он приходит для того, чтобы дать человеку Власть и Богатство.

Но только Господь дает и власть, и богатство совсем не такими, какими их мечтает иметь, скажем, Ирод, вся цель жизни которого была в их достижении. Богатство, которое приносит Христос, — это удивительное богатство Веры, которое человеку дает возможность ходить по волнам и двигать горами. Господь принес нам богатство любви, потому что Он сам есть Любовь. Это та Любовь, которая идет на Крест, которая распинается, принося себя в жертву. Это любовь, которая готова и способна победить всё, что есть в этом мире.

Господь дает нам потрясающее богатство смирения, потому что кроткие наследуют землю. И вместе с этим каждому человеческому сердцу, открытому для принятия этого дара, Он дает богатство удивительного мира, который может так наполнить человека, что тысячи вокруг него спасутся, по слову преподобного Серафима Саровского.

Господь принес нам богатство Своего милосердия. Если мы готовы его принять, оно вливается в наши сердца и делает нас способными прощать своих обидчиков, любить своих врагов.

И еще Господь дарует нам истинную власть. Он говорит: «Именем Моим будете бесов изгонять, языками возглаголите новыми, будете брать змей, и, если что смертоносное выпьете, не повредит вам, на недужные руки возложите, и здравы будут…»

Всем истинно верующим в него Христос дал власть быть совершенно на него похожими: мы можем поступать в этом мире так, как сам Христос в этом мире поступал, жить Его жизнью, говорить Его словами, смотреть на мир Его глазами, принимать мир через Его чувства и Его сердце.

Но вот что интересно: при таком удивительном богатстве и при такой власти необыкновенной мы просим у Бога всегда какой-то ерунды… ищем у Бога какой-то мелочи, что на самом деле включает искание власти и богатства, но маленьких таких, земных богатства и власти: земного благополучия, земного успеха… Нам кажется, что это и есть сама жизнь, что в этом и состоит ее смысл: прожить спокойно, удобно, выгодно и благочестиво. Может быть, благочестиво получится, а по-христиански — нет, потому что нам очень страшно ходить по водам. Мы не верим в то, что можем бесов изгонять, смерть побеждать. Мы читаем Евангелие, и эти строчки к нам как бы не относятся, потому что нам совсем не этого нужно от Бога, и наша жизнь совсем не похожа на тот дар, что принес нам Христос.

Давайте же постараемся сегодня и навсегда забыть о тех мелочах, которыми мы нашу жизнь наполняем, и будем по-настоящему глубоко искать истинной Христовой власти и истинного Христова богатства, которые открываются для нас в Его пресветлом и радостном Рождестве.

ои руки, как апостол Павел скажем от сердца — Авва людям. ся очень тРождество — это праздник нашего сыновства. Эту радость, это богатство, которое дано христианам, мы можем распространять по миру, возвещать всем людям, что у них есть Отец, что они не одиноки…

Как мы были бы счастливы, если бы смогли с этим жить, не забывать, что Он всегда рядом, что Он обязательно нас спасет, если мы только этого захотим, если просто протянем Ему свои руки; как апостол Павел, скажем от сердца: «Авва Отче!» — и будем с Ним.

Главный раввин России Адольф ШАЕВИЧ : «Только любовь к ближнему поможет нам выжить»

Сердечно поздравляю Вас с наступающим Новым, 2013 годом и хочу пожелать всем в будущем году здоровья, благополучия и мира.

Мы стоим на пороге нового витка времени. По обыкновению, мы подводим итоги уходящего года и с надеждой смотрим в будущее. В еврейской традиции, когда наступает Новый год (он отмечается осенью), то это не только новая точка отсчета, это еще и чрезвычайно важный и ответственный период. Это время подведения итогов, осознания своих проступков и грехов, раскаяния и искупления. Все наши дела, поступки и мысли в прошлом и настоящем рассматриваются и взвешиваются на точных весах Небесного Правосудия.

Заповеди, которые дал нам Всевышний, требуют от нас проявлять милосердие и внимание друг к другу. Именно они составляют основу религиозной нравственности. Это те столпы, на которые мы должны опираться в своей повседневной жизни. Каноны духовности и добродетели, которые и сегодня являются основой не только для иудеев, но и для людей других культур и религий, уже много столетий учат нас жить в полной гармонии с замыслом Творца.

Мы живем в очень непростое время. К сожалению, реалии современной жизни таковы, что в нашем обществе еще очень остро стоят проблемы национализма и ксенофобии. Порой жестокость, особенно среди подрастающего поколения, выходит за любые мыслимые пределы человеческого сознания. Еще многое нужно сделать в сфере социальной защиты людей, особенно детей и стариков. Им порой не хватает самой малости. Толика душевного тепла зачастую имеет гораздо большее значение, чем материальная поддержка.

Ответственность за все, что происходит сегодня в нашей жизни, лежит на нас всех. Каждый из нас должен стремиться улучшить этот мир, сделать что-то полезное, доброе, чтобы мы могли передать нашим потомкам. Каждый человек сегодня, вне зависимости от национальности и вероисповедания, должен задуматься об истинных ценностях: о любви к ближнему, о доброте и взаимопонимании. Оценить свои поступки в контексте с жизнью людей, живущих рядом. Кому-то наверняка не мешало бы переосмыслить свою жизнь, освободиться от недопонимания и нетерпимости.

Мы живем в единой семье разных народов, религий и традиций. И религия во многом является фундаментальным фактором в построении межнациональных отношений в гражданском обществе. И одной из первоочередных задач, стоящих сегодня перед нами, представителями религиозных конфессий, является поиск оптимальной модели взаимодействия культур с целью достижения толерантности и взаимоуважения между народами. В преддверии Нового года хочу еще раз призвать всех к согласию и взаимоуважению, ибо только стремление к единству и любовь к ближнему помогут человечеству выжить и достичь гармонии и взаимопонимания. Давайте беречь и приумножать добрые многовековые традиции, наше богатое духовное и историческое наследие и своими деяниями доносить до миллионов сердец и умов идею нашей общности.

От всего сердца поздравляю всех россиян с наступающим 2013-м Новым годом и желаю здоровья и долголетия. Пусть наступающий год принесет всем людям радость и благоденствие. Пусть все хорошее непременно останется с нами в наступающем году, и пусть в каждом доме царят мир и согласие.

Архиепископ Павел ПЕЦЦИ : «Вера — источник радости»

Совсем скоро начнется празднование Рождества Христова. Так сложилось исторически, что мы, христиане разных конфессий и обрядов, празднуем Рождество в разное время, однако это различие не должно заслонять от нас главного ― того, что все мы едины в праздновании этой великой и радостной Тайны: Иисус Христос, родившийся двадцать столетий назад, и сегодня рождается в сердцах верующих в Него.

Рождественская ночь― Святая ночь, как мы ее называем, ― возвещает нам нечто сверхъестественное, немыслимое и в то же время глубоко желанное, долгожданное. Эта ночь возвещает о рождении Бога на Земле. Эта ночь исполнена великой радости: Бог, сотворивший мир и человека, не оставил нас в наших бедах и нуждах, но пришел, чтобы быть с нами, чтобы стать одним из нас!

Мы верим, что Бог, сотворив человека по Своему образу, вписал в его сердце жажду видеть Его. И хотя человек нередко не осознает этого желания, Бог не перестает привлекать его к Себе, чтобы в Нем он обрел полноту истины и счастья, которую без устали ищет. Но, увы, слишком часто мы живем, целиком погрузившись в свои тревоги и проблемы, которые не приближают нас к Богу, но, напротив, ― отдаляют от Него. И тогда сам Бог идет нам навстречу. Бог всегда делает первый шаг, чтобы помочь нам приблизиться к Нему.

Великий Данте в XXIV песне Рая своей «Божественной комедии» вкладывает в уста Святого Петра вопрос: «Эту радость, всех дороже, рождающую все добрые дела, ― где ты обрел?» Под драгоценной радостью Данте подразумевает веру. И это напоминает нам, что вера на самом деле не порабощает, но освобождает нас, раскрывает нашу душу, насыщает ее. Вера не есть что-то мертвое и скучное. Вера ― это источник радости, возможность увидеть, познать и понять то, что, будучи жизненно важным, тем не менее без веры осталось бы навсегда недоступным человеку. Вера ― это открытие истинной радости в нашей жизни и открытие того, откуда эта радость к нам приходит.

Откуда приходит эта радость? Эта радость рождается от близости Бога, ставшего одним из нас. Бог пришел, чтобы дать ответ, чтобы Самому стать ответом на вечный вопрос человека. С момента Рождества ― Боговоплощения, когда Слово стало плотью, ― устранена непреодолимая дистанция между конечным и бесконечным: вечный Бог оставил небеса и вошел во временное пространство, погрузился в человеческую конечность. И воскресший Христос скажет Своим ученикам: «Я с вами до скончания века» (Евангелие от Матфея: 28,20).

Настоящая радость рождается не из чего-то, что делаем мы сами. Конечно, то, что мы делаем, может принести нам более или менее продолжительное удовлетворение. Однако подлинная радость происходит лишь из опыта дара, бескорыстной самоотдачи. Чего мы больше всего желаем в жизни? Знать, что мы желанны, что мы любимы. Вот что значит сегодняшняя радость: это уверенность в том, что мы не брошены, что мы не одни, что Бог на самом деле с нами, что наша жизнь желанна, любима Богом.

Нам часто хочется увидеть какой-то знак от Бога, увидеть Его руку, которая привела бы все в порядок, сделала бы все за нас, избавив нас от нашей ответственности. Но тот знак от Бога, который мы видим в Тайне Рождества, призывает нас прежде всего верить и любить.

Власть Бога ― это не насилие, а доброта и любовь. И если мы будем учиться у этого смиренного Бога, у этого Младенца, пользоваться лишь орудиями истины и любви, то обретем ту ни с чем не сравнимую радость, которая дарует счастье в этой жизни и вечное блаженство в жизни будущей: «О, человек! Сказано тебе, чтó добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»(Книга пророка Михея: 6,8).

Призвание христиан ― нести в мир эту Радостную весть через свидетельство взаимной любви, через смиренное свидетельство своей жизни, которая целиком принадлежит Христу, Богу, ставшему человеком. Наш опыт, который мы хотим разделить друг с другом и со всеми людьми, ― это опыт жизни человека, исцеленного и преображенного Богом. И главное качество такого человека ― это именно радость в сердце: «Великое сотворил Господь над нами: мы радовались» (Псалом: 125,3) .

Пусть радость Рождества, радость о Боге, близком человеку, сопровождает каждого из вас на вашем жизненном пути. Желаю всем вам, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам и всем людям на Земле, чтобы ликование и мир Рождественской ночи входили в наши дома, наполняя их радостью веры, братством взаимной любви и покоем глубокой надежды.

Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Богомладенец да дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.

Христос, истинный Бог наш, ныне плотью родившийся ради нашего спасения, по ходатайству Приснодевы Марии Богородицы и всех святых, да укрепит всех нас на нашем земном пути, да пребудет с нами и благословит нас. Христос рождается! Славьте Его!

Имам Камиль СУЛТАНАХМЕДОВ: «Мы должны вместе противостоять злу»

Каждый, чье сердце не ослеплено ненавистью, знает, что ислам защищает ценности, которых сегодня во многом не хватает народам. Стоит напомнить о них сегодня, на пороге Нового года.

В каждой книге по фикху или хадисам есть отдельная глава, посвященная этикету и нравственности. Речь идет о благодеянии, терпении, прощении, правдивости, примирении людей, взаимопомощи, предпочтении других себе, щедрости и добром слове. Пороки, которые ислам не приемлет, — высокомерие, зависть, злоба, ложь, хула, злословие, унижение других. Первые мусульмане были общиной, служившей примером для других в своих моральных устоях. Их нравственность была одной из главных причин того, что люди начали входить в религию Всевышнего толпами.

Это религия, которая призывает к правдивости, справедливости в отношениях между людьми, милосердии, щедрости, великодушии, альтруизме, стыдливости, оберегании языка от запретных речей, поддержании родственных связей, помощи друг другу в благих делах, верности обещания. И запрещает пороки и дурные нравственные качества: прелюбодеяние и разврат, притеснения, обман, хулу и сплетни. А также воровство и взятки, ложь и клевету, непристойные слова, злобу, зависть, ненависть. При этом ислам, требуя от человека благонравия и отдаляя его от пороков, учитывает природу человека и его слабость и не ждет от него непорочности ангелов. Ислам признает слабость человека, его стремление к наслаждениям и склонность идти на поводу у своих прихотей. Как следствие — ислам объявляет лучшими из людей тех, кто быстро замечает свой проступок, сожалеет о нем и раскаивается.

Сказал Пророк (мир ему и благословение) : «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшие из ошибающихся — кающиеся». И если верующий умеет наслаждаться теми минутами, когда он раскаивается и выражает свое сожаление перед своим Создателем, Который знает все сокрытое и самое тайное, и Он один прощает и покрывает Своих рабов, они становятся самыми прекрасными мгновениями в его жизни. Таким минутам сопутствуют плач и чувство страха, и смирения перед Богом. Эти моральные устои опираются на сильную веру и твердое вероубеждение (акыду). Поистине, цивилизация, в которой один народ не возвышается над другим, равно как и обладатели кожи одного цвета не превозносятся над обладателями кожи другого цвета, — это цивилизация, которую создает разумный и благородный человек, и под ее сенью живет счастливо сознательное и благородное человечество. А цивилизация, в которой один народ угнетает другой и обладатели кожи разных цветов не знают равенства, — это цивилизация варварства и невежества, которая отбрасывает человечество на много веков назад и делает его слепым, высокомерным, невежественным и глупым. Это описание варварской цивилизации, с которой ислам боролся во всех жизненных сферах. Он выметал ее из мечети и из учебных заведений, искоренял из душ правителей и предводителей, запрещал ее как по отношению к друзьям, так и по отношению к врагам. Человечество страдало от такой жизни долгие века и продолжает страдать и по сей день, лишь в последние 50 лет гнет расизма ослаб.

Ислам, отвергнув все виды расовой дискриминации и фанатизма, не проявляет нетерпимости по отношению к своим предшественникам. Терпимость была непреложным законом исламской цивилизации с тех пор, как Мухаммад заложил ее основание. Религиозная терпимость в исламе основана на следующих принципах: все небесные религии имеют один источник; пророки — братья, и нет превосходства между ними в том, что касается посланий, которые они несли, и мусульмане должны верить во всех пророков; человека нельзя принудить к принятию религии, он должен делать это добровольно, по своему убеждению и желанию; места поклонения всех божественных религий (храмы, синагоги) следует уважать и охранять так же, как и мусульманские мечети. И, может быть, главное: религиозные разногласия не должны доводить людей до убийства и вражды, но всем людям следует помогать друг другу в совершении благих дел и противостоянии злу.

Эта религия проявляет терпимость не только к живым! Но даже к мертвым! Передают от Ибн Абу Лейли, что Кайс Ибн Сад и Сахль Ибн Ханиф были в Аль-Кадисийе (это сподвижники Пророка) и мимо них пронесли покойника. Они оба встали, и (люди) им сказали: «Этот покойник местный (т.е. христианин)». Но они оба ответили: «Поистине, мимо Посланника Аллаха проследовали похороны, и он встал. Когда ему сказали, что это иудей, он ответил: «Разве это не душа тоже?»

Также Пророк, в прощальной проповеди обращаясь к людям, ко всему человечеству, говорит: «О люди! Поистине, ваш Господь один! И поистине ваш Отец один! И нет превосходства араба над неарабом! И нет превосходства неараба над арабом. И нет превосходства белого над черным, кроме как… в богатстве? Силе? Охране? Или же во власти? Нет, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Кроме как в богобоязненности!»

Слово на Новый год

Преподобный Варсонофий Оптинский

П риветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей.

Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Жена, егда раждает, скорбь имат, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода - ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую.

Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы - незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают, право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

«Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси» . (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7.)

Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения.

Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света! Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

К огда-то наша Церковь установила: считать началом нового Церковного года первое сентября старого церковного стиля. Но впоследствии это было изменено, и Новый год начали считать с первого января. Так или иначе, но время разделяется обычно в жизни по годам, и мы с вами как раз, именно по нашему церковному, не по гражданскому, а по церковному стилю стоим пред дверями раскрывающегося пред нами новолетия.

Как его встречают люди? Когда-то святитель Феофан Затворник с негодованием произнес проповедь как раз вот в этот день. Он обращался к тем, кто Новый год встречает во всяких ресторанах, кабаках и так далее. И говорил он: вот вы вместо того, чтобы молитвою к Богу освятить начало новолетия вертитесь с вашими стаканами и друг друга поздравляете “с Новым годом, с новым счастьем”. «С новым-то годом, еще конечно, по смыслу, - можно сказать, а вот кто вам, - говорил святитель Феофан, - может поручиться, что у вас будет какое-то “новое счастье”? И откуда оно может быть у вас? Счастье - есть удовлетворение души человеческой, и только от Бога оно может придти. А ваши эти выкрики - просто, - говорил святитель Феофан, - шутовские выкрики, которые ничего не стоят, как и ваши пожелания друг другу». Когда человек молитвой встречает новый год и просит, чтоб Господь это новолетие благословил, тогда - это встреча христианская.

А ведь мы с вами знаем, что в храмах наших в этот день - совсем не так много народу. И на всенощной, и на литургии… А в местах злачных, в местах увеселений - сколько хотите. И наших православных там очень много. И они еще с аппетитом иногда говорят, что, вот, по новому стилю отпраздновали, - по старому празднуем теперь. А в календаре бывало еще - и китайский Новый год. Так, что можно подумать, что все теперь будет сплошное новогоднее праздничное верчение какое-то. Когда христианин поздравляет, [христиане поздравляют], друг друга с Новым годом, тогда они, христиане, имеют ввиду именно надежду на милость Господню, что Господь, Который долготерпелив и многомилостив, не по беззакониям нашим воздает нам и не по грехам нашим дает нам, что Он может быть в этом году пошлет нам милость, и мы сумеем год провести, это новолетие - по-христиански, и вот с этим-то и поздравляют верующие христиане друг друга.

А всякое иное поздравление, конечно, именно, как говорил святитель Феофан, просто “пустолетие”, которое ничего дать человеку не может, а только ему голову затуманивает. Так что будем, возлюбленные, это помнить.

Многие из тех, кто встречал вместе с нами прошлое новолетие, уже ушли из жизни. Господь положил конец житию. Когда он положит конец нашей жизни - не знаем, но, несомненно то, что из нас многие до следующего Нового года не доживут. А поэтому всегда, когда это надо бывает, нужно молиться Господу, чтобы Господь милостиво воззрел на остающееся нам время. Как святитель , этот великий святитель, однако, смиренно просил у Господа, чтобы Господь послал ему хоть вечер добрый его жизни «… и милостиво воззрел на остаток дней моих» , как говорил Григорий Богослов. Так и нам нужно молиться: чтобы Господь Своей милостью покрыл нас в те дни жизни нашей, которые Он нам еще дает для доброй христианской жизни и исправления нашего. Аминь.



Похожие статьи