Рациональное познание. Рациональное и внерациональное в познании

25.09.2019

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Возникновение и успешное развитие общения связано с особенностями восприятия и понимания людьми друг друга. Эффективность взаимопонимания зависит от того, как люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них - самих себя и в целом ситуацию общения. Процесс познания и понимания одним человеком другого в ходе общения выступает как одна из основных составных частей общения. Условно этот процесс называют перцептивной стороной общения { .

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.

Социальная перцепция - это одно из самых сложных и важных понятий в социальной психологии. Его следует отличать от общепсихологического понятия «перцепция», которое трактуется как искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком окружающей действительности. Перцепция связана с сознательным выделением того или иного феномена и интерпретацией его смысла через различные преобразования сенсорной информации.

«Понятие “социальная перцепция” включает в себя все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

  • собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения;
  • интерпретацию воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;
  • эмоциональную оценку;
  • построение стратегии собственного поведения» .

Само понятие «восприятие» не полностью отражает ситуацию общения. В отечественной литературе часто в качестве синонима понятию

«восприятие человека» употребляется выражение «познание другого человека» (А. А. Бодалев). В процесс межличностного познания включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и сопоставляет себя с партнером по общению. Эффективность понимания людьми друг друга зависит от действия ряда механизмов межличностного познания.

Важное место среди механизмов межличностного познания занимает идентификация , буквально означающая отождествление себя с другим человеком. Уподобление себя другому является одним из самых простых и доступных способов понимания другого человека. Оно представляет собой умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Когда мы хотим, чтобы нас поняли, мы говорим: «Встань на мое место!», «Побудь в моей шкуре!» Отождествление себя с кем-то позволяет построить свое поведение гак, как строит его другой. Психологический смысл этого процесса заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка формируются многие личностные черты, поведенческие стереотипы, ценностные ориентации, гендерный, этнический и другие аспекты идентичности. М. Р. Битянова подчеркивает роль механизма идентификации в подростковом и юношеском возрасте: «Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе личностного развития, чаще всего - в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между сверстниками (например, отношение к кумиру)» 1 .

Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Эти качества делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей. Кроме общих способностей и жизненного опыта большое значение имеет такое свойство человека, как эмпатийность.

Эмпатия (от греч. ampatheia - сопереживание) - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (чувствование) .

Данный механизм познания и понимания человека включает в себя умение правильно представить себе, что происходит во внутреннем мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатия - это аффективное понимание другого. Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация партнера по общению не столько продумывается, сколько прочувствуется. Развитая способность к эмпатии - необходимое условие для развития такого профессионально значимого качества практического психолога и педагога, как проницательность.

Наряду с идентификацией и эмпатией одним из основных механизмов межличностного познания и понимания является социальная рефлексия. Социальная рефлексия - это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир - самый эффективный источник самопознания в процессе общения. Р. М. Битянова поясняет этот тезис на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологических пространств.

В начале общения область «неизвестного мне» шире, но в процессе установления открытых, прямых отношений мы получаем возможность лучше узнать себя, проявляясь во взаимодействии с партнером по общению. Таким образом, раскрывая в процессе общения свой внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души 1 .

Еще одна особая форма восприятия и познания другого человека - аттракция - основана на формировании по отношению к партнеру устойчивого глубокого чувства, чаще приязни. Однако не всегда оно должно быть положительным: легче понять друга и врага, чем чужого и чуждого человека.

Аттракция (англ, attraction ; от лат. attrahere - тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле - привлекать, склонять) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека .

Этот механизм социальной перцепции, связанный с выраженным интересом к другому, способствует более полному и глубокому пониманию партнера но общению. Изучая феномен аттракции, исследователи обнаружили, что фактор взаимной досягаемости оказывает влияние на возникновение заинтересованности и взаимной расположенности. Д. Майерс подчеркивает, что мы часто находим друзей среди тех, кто пользуется теми же проходными, участками для парковки и местами отдыха. Коллеги, которые случайно оказались соседями в офисе и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как членов одной социальной общности 1 .

Механизм социальной перцепции - каузальная атрибуция - связан с приписыванием человеку причин поведения. В обыденной жизни люди часто не знают причин поведения других людей, поэтому, особенно в условиях дефицита информации, они начинают приписывать людям как причины поведения, так и более общие черты, возможно, им не свойственные. Изучению процесса каузальной атрибуции в социальной психологии посвящен целый раздел. Наиболее известны среди создателей схем каузального анализа Э. Джонс, К. Дэвис, Г. Келли, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд.

Способность толкования поведения присуща каждому человеку и составляет багаж его житейской психологии. Анализируя, как «рядовой человек», «человек с улицы» старается понять и объяснить причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является, исследователи обнаружили, что люди избирают разные типы атрибуции в зависимости от того, являются они сами участниками какого-либо события или его наблюдателями. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается личностным склонностям совершающего поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Мера и степень приписывания причин может зависеть от степени уникальности или типичности поступка и степени его «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение связано с ролевыми образцами, поэтому легко объяснимо. Напротив, нетипичное поведение допускает множество интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и объяснению .

Один из центральных вопросов в этом направлении исследований - происхождение закономерных ошибок и искажений в процессе межличностного восприятия и познания. Исследователи атрибуции обнаружили, что часто, объясняя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления личностных черт и установок индивида. Это скептическое отношение к той роли, которую играет ситуация, Ли Росс (1977) назвал фундаментальной ошибкой атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других 1 .

Д. Майерс иллюстрирует этот феномен, описывая свои наблюдения, когда он вел занятия, которые начинались в 8:30 и 19:00. В 8:30 его встречали молчаливые взгляды; в 19:00 ему приходилось просить, чтобы компания не болтала во время занятий. В каждой ситуации кто-то разговорчивее других, но разница между двумя ситуациями увеличивает индивидуальные различия. Даже зная, как время дня влияет на разговоры в аудитории, ему так и хотелось предположить, что люди, которые приходят па занятия к 19:00, более экстравертированы, чем те молчаливые типы, что «подползают» к 8:30 .

Среди других ошибок и эффектов восприятия, вносящих искажение в межличностное познание, наиболее известными являются: эффект «простого нахождения в поле зрения», эффект «ореола», эффекты «первичности» и «новизны» и явление стереотипизации.

Множество экспериментов показало, что к возникновению чувства симпатии может приводить простое нахождение в поле зрения. Эффект «простого нахождения в поле зрения» - это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего. Этот эффект влияет на то, как мы оцениваем других: знакомых людей мы любим больше. Рекламщики и политики широко используют этот феномен. Когда у людей нет определенности по отношению к какому- либо продукту (или кандидату), просто постоянное упоминание о них может повысить количество продаж (или число голосов). После многократных повторений названия товара покупатели, не задумываясь, совершенно автоматически одобрительно отзываются о рекламируемом продукте. Если кандидаты сравнительно малоизвестны, побеждают обычно те, кого чаще упоминают в СМИ .

Первые впечатления могут отложить отпечаток на нашу интерпретацию более поздней информации. Сущность эффекта «ореола » как раз и заключается в том, что информация, получаемая о человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, играет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого субъекта, а общее неблагоприятное впечатление, наоборот, способствует преобладанию негативных оценок. Например, если нам сказали о ком-то, что он «умен», мы можем в дальнейшем интерпретировать такую его черту, как «дерзость», в смысле «смелость», а не «безрассудство».

Внешняя привлекательность также вызывает эффект «ореола» и способствует ошибочному восприятию. Люди склонны внешне привлекательного человека переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Например, в эксперименте учителям давали идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и успевающего в учебе 1 .

Ошибка восприятия может возникать в результате того, что мы склонны выше оценивать психологические качества людей, которые хорошо относятся к нам или разделяют какие-то важные наши идеи. Иначе говоря, люди, близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие, противоположные взгляды. На этом свойстве социального восприятия построены самые знаменитые приемы манипулятивного общения. Скажем, правило «трех ДА»: сделай так, чтобы человек в разговоре три раза подряд ответил на твои вопросы «да» (пусть самые простые), и ты можешь рассчитывать на его большую благосклонность при решении принципиальных вопросов .

С эффектом ореола тесно связаны эффекты «первичности» и «новизны». Суть их в том, что при восприятии незнакомого человека для нас наиболее значимой является первая информация о нем (первое впечатление может выполнять функцию эффекта «ореола»), а при восприятии знакомого человека наиболее значимой будет новая информация (анализ поступков осуществляется на основании последней информации о человеке).

В более широком плане эти эффекты рассматриваются как проявление особого процесса, сопровождающего межличностное восприятие и связанного с формированием впечатления о человеке на основе выработанных группой стереотипов. Этот процесс получил название стереотипизации. Стереотипизация выполняет функцию упрощения и сокращения процесса восприятия, тем самым являясь необходимым и полезным инструментом социального познания мира. Различные социальные стереотипы (этнические, гендерные, возрастные, профессиональные и т.д.) участвуют в селекции, категоризации, ограничении того потока социальной информации, который обрушивается на человека ежедневно, способствуя «экономии» психических ресурсов и «ускоряя» процесс мышления.

Рациональное и внерациональное познание

Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины?

Принято выделять два уровня познания – чувственный и рациональный.

Чувственное познание – это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Существуют три формы чувственного познания.

а) Ощущение – отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха).

б) Восприятие отражение целостного объекта (например, яблока).

в) Представление – воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом˸ непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например – кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе, как она выглядит; вскользь увидев знакомого, он узнает ᴇᴦο по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).

Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии её связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи – явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.

На базе представления у человека может возникнуть способность создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире (воображение), которое является основой творчества.

Рациональное познание (абстрактное мышление) – это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления, это способность человеческого сознания выделять отдельные стороны, признаки предмета и соединять их в особые сочетания с целью получения нового знания.

При помощи абстрактного мышления взаимодействие с предметом осуществляется без непосредственного взаимодействия человека с этим предметом˸ в процессе мыслительного акта объективно существующий предмет замещается идеальным образом, или символом (знаком). Таким символом, замещающим предмет в мышлении, является слово. Отсюда основное различие между чувственным и рациональным познанием – способность выразить предмет в слове (т.е. вербализовано или выражено в языке). Основой рационального познания являются процессы обобщения и абстрагирования. Обобщение – процесс мысленного соединения существенных свойств объекта в целях получения более общего знания о нем. Абстрагирование (лат. – abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда несущественных для данного момента свойств и отношений познаваемого явления. Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики.

В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. В своем исходном значении, отраженном в этимологии термина, рациональное – это разумное, связанное с разумом, включающее момент рефлексии и контроля. Но рациональность, взятая в гносеологическом аспекте, относительна к виду знания – т.е. по отношению к различным видам знания следует говорить о различных типах рациональности. Речь идет о видах концептуального знания, существующих наряду с наукой. В художественном, религиозном, мифологическом знании используются специфические познавательные средства и действуют особые логические законы. В каждом из этих видов знания существует нормативность и выделяются некоторое «ядерное знание» (совокупность концепций, представлений, гносеологических образов вообще, в наибольшей степени соответствующих эталонам), а также периферийная сфера, в которой степень соответствия нормативам снижена (для религии это совокупность ересей, для искусства – авангардные течения и т.д.). Это означает, что можно говорить о мифологической, религиозной и тому подобной рациональности как о соответствии определенным конкретным образцам и стандартам. Такая рациональность относительна: мифологема, рациональная в системе координат мифомышления как отвечающая его канонам, иррациональна с точки зрения науки, но и научный концепт может быть оценен как иррациональный при взгляде на него извне, с платформы иного вида знания. Внутренняя нормативность каждого вида знания предполагает как установление правил и стандартов деятельности, так и определение форм и рамок ожидаемых результатов, характера и степени их соответствия ценностям человеческого существования. Например, в религиозном познании это система базовых положений, принятые способы аргументации и интерпретации, сопряжение повествовательного и назидательного планов. Таким образом, обе составляющие рациональности присутствуют в каждом виде познания, нормативность является достаточно жесткой.

Знание становится рациональным, если оно соответствует следующим требованиям: 1) обоснованности, 2) определенности, 3) последовательности, 4) системности, 5) объективности. Но как показала история развития человеческого мышления, эти требования не могут быть полностью реализованы. Так, нет некоего начального абсолютного знания, из которого выводится все остальное. Поэтому процесс познания включает нерациональные компоненты – интуицию и веру. Нерациональные процедуры и операции производятся разными участками мозга на основе особых биосоциальных закономерностей, которые действуют независимо от воли и сознания человека. Так, интуиция оказывается связанной с бессознательным моделированием ситуаций с помощью образов и образных схем при доминировании правого полушария мозга, при этом найденное решение выглядит как постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования ее с помощью доказательств. При этом сама невозможность осознать промежуточные этапы решения связана с переходом обработки информации из левого полушария в правое. В правом полушарии представлены: образное восприятие, эпизодическая и автобиографическая память, ситуативное обобщение, непрерывная и многозначная логика. Когда же психический процесс переносится в левое полушарие, то включается восприятие понятийное, память категориальная, классификация по признакам, двузначная логика.


Вера– это одновременно факт сознания и бессознательного. В качестве феномена сознания она выступает как идейная, мировоззренческая позиция принятия или непринятия (в этом случае говорят о неверии) определенных утверждений или поступков (как целесообразных, ценных, истинных, справедливых и т.п.) без предварительной фактической или логической проверки. Важнейшей стороной веры выступает ее познавательная (гносеологическая) природа и соответственно ее роль в познании. Как всякий акт познания, она имеет свой определенный предмет: верят во что-нибудь и чему-нибудь или кому-нибудь (в этом случае говорят о доверии или недоверии.

Следует отметить, что вера в познавательных си­туациях выступает в двух формах. Во-первых, это разные утверждения, пред­положения, полагания, причем не всегда они должны быть выражены в языке, но могут включаться и в процесс восприятия. Важно то, что именно такая вера проверяется опытом и может оказаться истинной или ложной, причем в случае достаточной обоснованности она превращается в знание. Такая вера возникает, когда объективные параметры процедуры объяснения еще не задействованы. Основанием для такого акта сознания является внутренняя субъективная уверенность, не нуждающаяся в доказательствах.

Но есть и вторая форма веры, более фундаментальная, не сводимая к вере-вероятности, но выступающая как способ утверждения определенного опыта и опреде­ленной познавательной практики. В отношении этой формы веры вопрос о ее истинности или ложности не стоит, эта вера не может проверяться данным опытом, так как она и создает последний.

Вера играет важную роль в научном познании: не только в процессе выдвижения парадигм, теорий, гипотез, но и в ходе их принятия научным сообществом. Знание предполагает обоснованность выдвигаемого утверждения. Поскольку о полной обоснованности такого рода можно говорить лишь в некоторых случаях, научное знание оказывается неотделимым от наличия определенного элемента веры. Этот элемент может быть большим или меньшим. Он может быть настолько невелик, что мы имеем все основания говорить о знании: это касается прежде всего установленных эмпирических зависимостей, разного рода экспериментальных результатов.

В русском языке существует одно слово «вера» для двух различных актов веры. В одном случае речь идет о том, что человек сознает недостаточную убедительность, недостаточную обоснованность своего суждения. Это – ситуация, когда речь идет о «предмете», который в принципе можно знать, и если эта возможность знать реализована или человек убежден, что она реализована, он говорит: «Я знаю». В другом случае веры человек убежден, верит, что он знает, как обстоит дело, какое надо принять решение, каким должен быть следующий ход. Вера и в этом случае – субъективное убеждение, но убеждение на основе внутренней уверенности в адекватности основания для такой уверенности. Эта вера – больше, чем то знание, которое требует еще подтверждения и проверки, это – вера, покоящаяся на очевидности. Таким образом, возникает необходимость различения двух типов веры: 1) веры-вероятности , веры-предположения, для которой характерно сознание недостаточности убедительности в обоснованности суждения веры, и 2) собственно веры как верования – веры-очевидности , когда предмет веры в принципе недоступен познанию. Вера-вероятность возникает в ситуации неопределенности, она призвана всего лишь восполнить недостаток знания в ситуации, когда необходимо принять оценочное решение и невозможно тщательно проанализировать все обстоятельства.

31. Происхождение и сущность сознания.

Сознание

Существует Эволюционная теория происхождения сознания.

1 стадия. Изначально мир существовал как мир неживой природы. Но у него уже тогда было свойство – любое взаимодействие материальных систем оставляло следы. Это свойство называется отражение (способность одного объекта каким-то образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе их взаимодействия) После возникновения живой природы появляется более сложная форма – биологическая, которая включает в себя раздражимость и чувствительность . На этой стадии у организма появляются дифференцированные органы чувств, способные активно реагировать на сигналы раздражителей. Затем у живого организма появляется мозг, центральная нервная система, психика животного – а потом и психика человека.

2 стадия Предметное восприятие, обнаруживаются элементарные формы мышления. Затем–способность решать одну и ту же задачу несколькими способами, создание примитивных орудий труда человеческой психики от психики животного – восприятие человека отличает предметность, константность и осмысленность.

У животных отсутствует способность обобщать свой чувственно-практический опыт, передавать его с помощью речиили созданных орудий. Их интеллектуальные действия не являются осознанными. Сознание у человека является не только психическим. Но и социальным феноменом.

Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Сознание неразрывно связано с человеческим мозгом.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Конечно, философы предлагают множество определений понятия «сознания». Одни из них сводят сознание к материи, другие – объявляют сознание самостоятельной субстанцией. Приверженцы религиозной философии считают. Что Бог – воплощение абсолютного разума. Он наделил человека способностью мыслить (Фома Аквинский).

32. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

Сознание – это связанная способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительных в чувственных или понятийно-логических образах.

Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками: социологией, психологией, биологией, нейрофизиологией, кибернетикой….и т.д.

Самосознание – это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства и мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в мире.

По мере развития человек начинает понимать, что он для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она дает возможность человеку повернуться к самому себе, к своему собственному я, оценивать свое физическое состояние, поведение, пытается разобраться в причинах своего поступка. Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как к личности, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути.

Самосознание – это лишь часть сознания. А сознание, являясь психическим феноменом, лишь одна из разновидностей психического, одна из форм его проявления. Сознание – это не единственный уровень, на котором представлены психические процессы. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на его поведение, им осознается.

Бессознательное – это те явления. Процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на человека, но не осознаются им.

Бессознательно человек действует в состоянии невменяемости или аффекта, в состоянии гипноза. А также к бессознательным действиям относят инстинкты и интуицию. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация и ощущения.

Большой вклад внес З. Фрейд. К индивидуально бессознательному он относил такие качества, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях (ошибки, оговорки, описки, забывание иен, сноведения и грезы) Последователь Фрейда Юнг изучал феномен коллективного бессознательного . Элементы коллективного бессознательного он называл архетипами. Архетипы – это общие для людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, в сказках народного творчества. Они передаются из поколения в поколения не только традициями, но они заложены генетически в бессознательное каждого. Все это влияет на личную жизнь человека больше чем индивидуально бессознательное.

Сознание и бессознательное находятся в тесной взаимосвязи. Они управляют поведением человека. Сознание управляет сложными формами поведения человека.

Типы бессознательного

1. Предсознательное (ощущения, восприятия, память, мышление, установки)

2. Подсознательное (явления, которые раньше осознавались человеком, а потом были вытеснены в сферу бессознательного (например, навыки и умения в письменной или устной речи))

3. Желания, мысли намерения и потребности, которые вытесняются из сферы сознательного под воздействием усваиваемых норм морали. В психологии это называют цензурой.

Познание как предмет философского осмысления. Субъект и объект познания.

Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинностного знания.

Со времен Декарта западноевропейская философия рассматривает познание через отношение «субъект-объект». Эта оппозиция используется для анализа процесса познания и обоснования знания с точки зрения соответствия его действительности.

Субъект познания – это носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и ее оценки, которым может быть индивид, коллектив, соц. группа и общество в целом.

Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом выступают материальные и духовные явления, а также и сам субъект.

Без субъекта нет объекта. Без объекта – нет субъекта (обуславливают существование друг друга). В процессе познания субъект и объект оказывают значительное влияние друг на друга. Сам выбор объекта познания является результатом деятельности человека, а также особенностями его духовного мира. Для одного человека произведение искусства – объект эстетического восприятия. А для другого – объект тщательного искусствоведческого анализа.

Сам субъект социален по своей природе, а значит, и образы объекта, которые он создает в процессе познания, в определенной мере отражают состояние общества на данном уровне его развития.

К пониманию сущности познания философы подходят по-разному. В причинной концепции исходят из того, что познание представляет собой результат взаимодействия двух природных систем, а знание возникает лишь в силу активного физического воздействия объекта на органы чувств пассивного субъекта (Гоббс, Локк и др.).

Деятельностная концепция познания находит выражениие прежде всего в социальной теории, где познавательный процесс предстает как взаимодействие объекта и субъекта, в котором активность субъекта понимается как способность человека, обусловленная социокультурной средой (Выготский Копнин, Лекторский и др.).

Генетическая эпистемология , создателем которой является Пиаже, рассматривает познание как взаимодействие объекта с активно действующим природным (биологическим) субъектом. Благодаря этому взаимодействию, «субъект раскрывая и познавая объект, организует действия в стройную систему, составляющую операции его интеллекта или мышления»

В эволюционной теории познания " (Фоллмер и др.) основанием познания считается некий «мир средних размеров», «мезокосм», который только и является доступным человеку для наблюдения и из которого он получает образы-восприятия. Соответствие результатов познания познаваемому миру объясняется здесь способностью психики, эволюционировать, приспосабливаясь к изменениям в окружающей среде.

33 . Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает

1. онтологию-учением о бытии, (стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, онтология ищет категории обобщающего характера: как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др).

2. гносеологию-учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? (обращались Д. Юм, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн),

3. аксиологию- учение о ценностях. (обращались С. Кьеркегор, Ф. Ницше),

4. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию - учение о человеке(А.Камю)., историю философии, этику, эстетику.

В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов.

I . В рамках чувственного познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений.

Ощущение – это простейшее, элементарное отражение отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств.

Восприятие – форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отражается в сознании во всей целостности.

Представление – это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий.Представление является промежуточным звеном между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением. У представления может и не быть прообраза в реальной действительности, в этом случае представление называют воображением, без которого невозможна творческая деятельность.

II . Рациональное познание подразделяется также на три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему. Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Суждение может быть или истинным, или ложным. Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из од­ного или нескольких суждений выводится новое суждение. 1.Все люди смертны (посылка). 2.Сократ - человек (обосновывающее знание). 3.Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, назы­ваемое заключением или следствием).

С развитием науки при анализе процесса познания философия все более стала ориентироваться на то, как происходит познание в реальной научной практике. В этой связи возникло новое разделение ступеней познания. Были выделены эмпирическая и теоретическая ступени познания

34-35. Рациональное и внерациональное в познавательной деятельности. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление -активный процесс отра­жения действительности, обеспечивающий раскрытие на осно­ве чувственных данных ее закономерных связей и их выраже­ние в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Есть два основных уровня мышления - рассудок и разум.

Рассудок - исходный уровень мыш­ления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стан­дарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное иссле­дование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность ве­щей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику пещей в логике понятий.

Большой вклад в изучении взаимоотношений разума и рассудка внес Кант . Он считал, что всякое знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается разумом. Сначала надо научить ученика познанию общего, сформировать у него рассудок. Потом научить его составлять суждения. А потом сформировать разум (т.е выводить принципы, определять особенное через общее)

Сторонники иррационализма в гносеологии рациональному мышлению и средствам логики противопоставляют внерациональные формы - веру, волю, от­кровение, озарение, нирвану, экстаз и т.п. Все эти формы по­знания объединяют стремление к общей конечной цели - слия­нию индивидуального Я с невыразимым Абсолютом.

Многие философы наряду с чувственным и рациональным познанием признают еще один вид - интуицию. Интуиция - непосредственное усмотрение истинности какого-либо утверждения. Интуиция - это озарение. Это интеллектуальный феномен, характеризующий постижением истины не путем обоснования с помощью доказательства, а прямым ее усмотрением. Итнуиция всегда связана с: неожиданность, спонтанность, новизна решения, его нестандартность, неосознанность процесса решения, невозможность воспроизвести пути и способы решения.

Интеллектуальная интуиция – это способность ума непосредственно постигать истину, не выводя ее из других истин с помощью доказательства и не усматривая ее лишь внешними чувствами.

Чувственная интуиция – это способность воспринимать знания с помощью органов чувств. Платон под интуицией понимал интуицию как особое внутреннее зрение, высшая способность ума. Декарт относил интуицию к интеллектуальной сфере, а Фейербах считал ее чувственным феноменом. У Фрейда – скрытый основополагающий принцип творчества.

Творчество – это всегда выход за границы известного, стандартного. Творческая деятельность человека всегда предполагает новизну. С творчеством связывают процесс нестандартной человеческой деятельности, результатом которой являются качественно новые материальные и духовные ценности. Истинное творчество невозможно без интуиции, она пронизывает всю творческую деятельность, помогая ему найти оригинальное решение. Пример: Художник сначала вынашивает замысел произведения, его общую идею. На этом этапе сознательное и бессознательное едины. Художник творит, нередко не осознавая побудительных мотивов (почему именно такой цвет). Выбор решения происходит бессознательно. Развитая интуиция является следствием целенаправленной интеллектуальной деятельности и богато практического опыта человека.

Объяснение как познавательно-аналитическая процедура приобрела ведущее значение в научном познании нового времени. Объяснение связано с реальностью. Человек благодаря мысли раскрывает в ней закономерный порядок, логически обуславливает этот порядок, подтверждает его через эксперимент. Объяснение – подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение. Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функционировании в системе целого. Смысл – ключевое понятие в решение проблемы понимания. Впервые как самостоятельная теоретико-методологическая проблема понимания поставлена В. Дильтеем: понимание – проникновение в духовный мир автора текста. Постепенно идея понимания стимулировала развитие методологии, более адекватно для социального и гуманитарного знания. Ключевыми для нее стали принципы герменевтики, заключающиеся в том, чтобы делать понятным, доводить до понимания.

1. Введение

2. Основная часть:

а) Иррациональное в познавательной деятельности

б) Рациональное в познавательной деятельности

в) Интуиция, виды интуиции

3. Заключение

4. Список использованной литературы


1. Введение

Условием познавательной деятельности является наличие у человека познавательных способностей. Прежде всего, следует отметить внутреннее единство всего человеческого познания. Психофизические механизмы чувственного отображения и абстрактного мышления принципиально одинаковы у всех людей, хотя и существуют определённые половозрастные, индивидуальные и социокультурные различия в развитии познавательных способностей. Однако все попытки выделить до- или внелогические формы мысли у традиционных народов, отдельных слоёв современного общества или у представителей различных рас не увенчались успехом. Это указывает на несостоятельность теоретических построений типа мальтузианства или расизма, утверждающих неполноценность интеллектуальных возможностей отдельных народов, рас или социальных слоёв.

Фундаментальные закономерности воспроизведения действительности сознанием сформировались в антропогенезе, по всей видимости, одновременно с полным прямохождением, дифференциацией руки и пальцев.

Единый познавательный механизм позволяет выделить общие ступени познания, свойственные людям независимо от их расовой, национальной или социальной принадлежности. Таких ступеней две: чувственная и рациональная. Некоторые авторы говорят, что чувственное и рациональное нельзя считать ступенями познания, потому что у человека чувственное пронизывается рациональным. Это совершенно справедливо для познавательной деятельности взрослого человека, у которого сформировались и те, и другие способности. Но если рассматривать процесс генезиса познавательных способностей, то мы увидим, что они развиваются постепенно от чувственных к рациональным, от более простых к более сложным, т.е. в развитии своих познавательных возможностей человек как бы совершает процесс восхождения по ступенькам чувственного и рационального познания. Поэтому мы вполне можно считать чувственное и рациональное и ступенями познания и способностями, детерминирующими путь освоения человеком окружающего его мира и самого себя.


2. Основная часть

а) Иррациональное в познавательной деятельности

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания чувство, инстинкт, интуицию и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.

Чувственное познание осуществляется в трёх формах. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Со времён Аристотеля считалось, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. На самом деле их, видимо, значительно больше, потому что человек способен ощущать тепло и холод, давление, земное притяжение, ускорение, вибрацию, положение своего тела (или отдельных его частей) в пространстве. И всё же человек ощущает далеко не все факторы окружающей среды. У нас нет анализаторных систем, которые бы позволяли чувствовать электрическое поле, рентгеновские лучи, радиоволны и многое другое. Даже те виды энергии, которые в принципе воспринимаются человеком, вызывают ощущения, только если их интенсивность превышает какой-то порог-предел. Наши органы зрения реагируют на электромагнитные излучения в определённых пределах. Короткие и длинные электромагнитные волны (ультрафиолетовый и инфракрасный свет) не воспринимаются человеческим глазом. Орган слуха реагирует на колебания среды частотой от шестнадцати до двадцати тысяч герц. Ультра- и инфразвуки, частота которых не укладывается в рамки этого диапазона, человек не слышит. Свет, звук, запах вызывают у человека ощущения только при условии, что их интенсивность равна пороговой или превышает её. Если же внешние раздражения оказываются чрезмерно интенсивными, они могут повредить органы чувств человека (глаза, уши, кожу), а иногда и другие органы и ткани. Яркая вспышка света может привести к снижению зрения или полной слепоте. Взрывная волна вызывает нарушение слуха.

У каждого человека анализаторные системы имеют свои собственные индивидуальные особенности. Поэтому люди по-разному ощущают качество предметов и явлений. Некоторые умеют необычайно тонко дифференцировать запахи, другие обладают абсолютным слухом. Эти способности обычно бывают врождёнными, хотя в определённых пределах они могут совершенствоваться в процессе жизнедеятельности.

Если человек по какой-то причине оказывается лишён одного из органов чувств, то это вынуждает его к постоянной тренировке сохранившихся анализаторных систем. В результате у человека вырабатывается способность ощущать те раздражители, которые не воспринимаются здоровыми людьми. Например, незрячие (особенно с детства) обладают удивительной чувствительностью к звукам, запахам, тактильным воздействиям. Глухие со временем научаются извлекать максимум информации из того, что видят. Часто они способны понимать речь собеседника по движениям его губ.

Вторая форма чувственного познания – восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретённом опыте. Восприятие можно рассматривать как синтез ощущений и сравнение возникающего образа с имеющимся жизненным опытом, зафиксированным в памяти.

Восприятие связано с узнаванием, поэтому воспринимать знакомые предметы значительно легче, чем новые. Для целостного восприятия знакомого предмета не обязательны ощущения всех его качеств (объёма, цвета, фактуры, массы). Достаточно плоскостного его изображения на рисунке или фотографии. По чёрно-белой фотографии розы вы легко сможете представить этот цветок вплоть до цвета и запаха. Если объект ранее не был знаком, а полученная о нём информация неполная, то возможны ошибки в восприятии его целостного образа.

Любое восприятие субъективно. Мы обычно замечаем то, что склонны заметить, и не воспринимаем того, что в данный момент выходит за пределы наших интересов. Именно поэтому часто бывают противоречивы показания свидетелей какого-либо происшествия, впечатления о прочитанной книге и других событиях.

Чем больше знает человек, чем богаче его жизненный опыт, тем легче будет ему воспринимать информацию. Бывают такие ситуации когда человек не замечает чего-либо, потому что это не встречалось ему ранее. Не восприятие нового тормозит развитие познания.

История знает массу примеров того, как новое отрицалось в силу своей неизвестности, непонятности, т.к. невозможно было соотнести это новое с уже привычными представлениями о мире. Так, например, Наполеон Бонапарт, известный своей прозорливостью и нестандартностью мышления, отклонил предложение молодого американского изобретателя Фултона о создании парового флота, хотя новый флот позволил бы ему достичь берегов Англии и, возможно, одержать победу над ней. Если бы Наполеон принял это предложение, то Всемирная история, вероятно, выглядела бы иначе.

Чем более образован и эрудирован человек, тем богаче будут его восприятия. Он сможет извлечь больше информации из научной монографии, художественного произведения, театрального спектакля. Профессиональный историк получит гораздо больше информации из книги академика Е.В. Тарле «Наполеон» или из «Повести временных лет», чем неподготовленный читатель (ученик средней школы, например). Студент лечебного факультета медицинского института лучше разберётся в справочнике по терапии, а студент-юрист – в современном законодательстве.

Характер восприятия во многом зависит и от эмоционального состояния человека. Если студент эмоционально не настроен на подготовку к экзамену, он может напрасно целый день просидеть над учебниками, ничего не запомнив при этом.

Третьей формой чувственного познания является представление. Представление формируется на основе ощущений и восприятия, представляя собой мыслительные образы, не связанные непосредственно с объектом.

В отличие от восприятия представления носят более целостный характер. В формировании представлений большую роль играет воображение. При неполноте информации оно может способствовать искажению образа, возникающего у человека.


б) Рациональное в познавательной деятельности

Рационализм (от лат. rationalis – разумный) - ступень познания, связана со способностью обобщения и формулирования понятий. То есть понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности.

Понятия у человека формируются спонтанно. На определённом этапе своего интеллектуального развития человек начинает проявлять тенденцию к абстрагированию и использованию понятий. Однако эти способности (абстрактно-логического или понятийного мышления) можно формировать и развивать целенаправленно, воспитывая их с детства.

Все понятия, которыми пользуется человек, можно подразделить на бытовые и научные. К бытовым понятиям относятся, например, мебель, одежда, чашка, ложка. К научным – масса, электрон, энергия, молекула.

Понятия могут быть разной степени общности. Например, понятия «стол», «стул», «диван» и понятие «мебель» характеризуются различной степенью общности: первые три понятия менее общие, а четвёртое – более общее. Наиболее общие научные понятия называются категориями. Категориями являются такие понятия, как «материя», «движение», «сознание», «качество», «причина». Наиболее общие понятия, или категории, разрабатываются в рамках философского знания, а используются во всех науках и в обыденной речи.

Любое понятие представляет собой абстракцию, поэтому для того, чтобы их использовать, необходимо обладать способностями абстрагирования и обобщения. В понятии происходит абстрагирование от конкретных свойств конкретных предметов и процессов и обобщение тех качеств и свойств, которые делают эти предметы похожими. Например, в понятии «дерево» человек отвлекается (абстрагируется) от особенностей реально существующих деревьев, с одной стороны, и с другой стороны, обобщает те свойства, которые делают все деревья похожими друг на друга и одновременно отличают их от травы, цветов, домов и других предметов.



Похожие статьи