О влиянии цвета на смысловую композиционную составляющую. Теория цвета в портретной фотографии - учимся сочетать оттенки

24.09.2019

Как научиться работать с цветом на фотографии? January 23rd, 2015

Вопрос животрепещущий. И надо сказать, что если цвет не чувствуешь, формализованный подход за тебя работу не сделает. Однако, может помочь.
Жил был Йоханнес Иттен. И написал он книжицу "Искусство цвета".
Помимо всего прочего, изобрел он свой цветовой круг. Двенадцатиразрядный.
Про то, чем он отличается от круга оптического, можно почитать у моего друга и коллеги Андрея Журавлева.
Он, собсна, вот - круг. Можно кстати не ерничать, что теплый желтый называется не сиеной, а циан бирюзой. Нам тут важно про одно и то же говорить, так что, давайте вот такие условные обозначения примим.

Есть популярное приложение для ФШ - Adobe Kuler. И им пользоваться ни в коем случае нельзя. Дело в том, что в него имплементирован как раз оптический круг, правильный с точки зрения физики и реального спектра (RGB). А этот круг про другое. Если угодно, он сделан художниками для художников.

Во главу угла поставлен желтый - он самый светлый и его нельзя получить смешиванием любых других более темных красок. Желтый входит в первичную триаду (RYB). Туда же входят синий и красный. При смешении первичных цветов получаем вторичную триаду: зеленый, оранжевый, фиолетовый.

Расположение цветов в круге не случайно. Каждый чистый цвет имеет "родной" тон. Тон - это яркость, никакого отношения к оттенку он не имеет (про понятия, ага). Желтый самый светлый и в самом верху. Фиолетовый - самый темный - напротив желтого и в самом низу. Это два чистых цвета, не имеющих "собрата" по тону. Если провести вертикальную ось посередь круга, то собратья будут смотреть друг на друга, как в зеркало. По тону равны чистые сиента и травяной, зеленый и оранжевый и так далее.

Противоположные цвета называются комплементарными или дополнительными.
Иттен помимо всего прочего выделил до этой самой матери типов контрастов.
Мы привыкли, что слово "контраст" обозначает степень отличия темного от светлого. Хотя на самом деле контраст - степень ЛЮБОГО отличия по какой-либо шкале.

Посему. Чтобы научиться работать с цветом, надо эти контрасты увидеть и различать их:
1. ахроматический (темнее-светлее)
2. цветовых оттенков (синий, а не красный, зеленый, а не желтый)
3. температурный (цвет кстати не бывает теплый или холодный сам по себе, - только в контексте других цветов)
4. насыщенности (красный - серый)
5. комплементарных цветов (синий - оранжевый, зеленый - красный...)
6. по площади (маленький красный мяч на большом зеленом газоне)
7. симультанный ("посмотрите на эту непонятную картинку 30 секунд не моргая, а потом отведите резко взгляд на белую стену и узрите лик Мерлин Монро" - ходило когда-то по интернету)

На втором типе контрастов выведены гармонические сочетания. Ну, то есть "правила", какие цвета с какими сочетаются, а какие из фотографии исключить.

В ниже приведенных иллюстрациях можно крутить черные фигурки в кругу под любым углом, схемка будет работать. Ну и картинки призваны иллюстрировать принадлежность к типу схемы, а не к конкретному повороту фигуры в круге. Фотки натасканы из паблика ВК Retouch Pro.


Родственная схема (3 соседних сектора)


Родственно-контрастная (4-6 соседних)


Триадная (равносторонний треугольник)


Хордовая (1, 2, 3 или 4 хорды строго под углом 0 или 90 градусов - желтый вверху, фиолетовый внизу)


Комплементарная

Каждый "полюс" схемы можно и нужно симметрично расщеплять. Например, в последнем примере я могу расщепить желтый на травяной и сиену в равных пропорциях и получить бОльшую вариативность оттенков. Нельзя расщепить желтый просто на травяной. Он должен расщепляться в обе стороны. Чтобы расщепление при смешении давало как бы желтый.

Павел Косенко в комментариях к посту Андрея, ссылку на который я привожу выше, страшно ругается на все эти круги и схемки, намекая на шарлатанство. Отвечаю. Если пользоваться этими схемами просто так, ничего хорошего и правда не выйдет. Но кто-то забыл, что у нас есть аж 7 типов контрастов. И схемы описывают только второй (цветовых оттенков). Внутри фотографии должны жить и гармонично сочетаться остальные 6, для которых схемок не придумали. Однако внутри второго типа все эти сочетания отлично работают =)

Узелок на память. Вместо шарлатанского Кулера от Адоба можно пользоваться этим . Делает то же самое, что Кулер, только в него вшиты оба круга с возможностью переключаться - RYB и RGB. Нужен правда только RYB =)

А чтобы понять, почему ваша фотография в плане цвета смотрится, как какашка, достаточно задать себе 7 вопросов: "Что у меня с контрастом по насыщености?" И с остальными шестью. Поработать надо над каждым.

Ну и чего? Вот они эти все типы контрастов и схемы. А есть плагин который на кнопацку жмак и все цвета красивые?
- Нет, ленивая ты задница. Это шпаргалка такая и правила. Цвета на фотке надо менять ручками. Упс.
- А пресетики и кроспроцессинги? Они же клац и красиво.
- Сиди себе в инстаграме и наслаждайся. Причем тут имиджмейкинг?

3393 Повышаем мастерство 0

Сегодня мы поговорим с вами, наши уважаемые читатели, о теории цвета.А точнее - об одной уловке с комплиментарными цветами, которую знают далеко не все. Большинство из вас о ней вообще не слышали. Техника использования комплиментарных цветов не нова, художники используют этот прием уже очень давно. Однако фотографируя, мы редко склонны думать об этом, когда занимаемся съемкой.

Хотя у фотографа не всегда есть такая же свобода выбирать цвета, как у художника, но хорошо бы об этом помнить, когда делаются фотографии, поскольку это поможет создать сцены с определенными цветовыми комбинациями, которые выглядят лучше, чем другие.

Что же такое комплиментарные цвета? Комплиментарные цвета устроены по принципу цветовой противоположности, когда находятся в какой-то цветовой модели. Цвет, который находится напротив основного в цветовом круге, называется комплиментарным. Он формируется из соседних цветов внутри этой модели. Совместное использование таких цветов обеспечивает контраст, которые позволяет создавать более мощные изображения.

Цветовой круг RGB:

Например, если вы выберете основным цветом красный, то у вас получится, используя цветовой круг, что голубой лежит напротив него, при этом, лежащие по бокам от него синий и зеленый как раз дают при смешивании тот самый голубой цвет. Аналогично, если вы берете за основу зеленый, то напротив будет находится фиолетовый, а при выборе синего — желтый. Таким образом, голубой, фиолетовый и желтый будут комплиментарны красному, зеленому и синему, соответственно.

Если брать за основу модель красный-желтый-синий, то система будет выглядеть так:

Как это работает на практике

Размышления о том, какие цвета ассоциируются с разными ситуациями, может вас заставить начать комбинировать разные цвета для достижения нужного эффекта. Например, синий цвет не встречается в природе слишком часто. Однако, в ясный день, в качестве эффектного фона у нас есть синее небо, которое отлично подходит для комплиментарных цветов.

В цветовой модели RGB (красный-зеленый-синий) мы видим, что желтый цвет находится напротив синего, а в модели RYB (красный-желтый-синий) — напротив оранжевого. Итак, нужно что-то желтое или оранжевое, что появится на фоне синего неба.

А вот зеленый цвет в изобилии представлен в природе, что делает красные, пурпурные и фиолетовые цвета хорошими кандидатами для контраста. Из этого следует, что объекты, которые естественным образом имеют красные и зеленые части, выглядят хорошо сами по себе, поскольку им не требуется добавление дополнительных объектов других цветов для яркого эффекта.

Очевидно, что если вы снимаете в помещении, конструируя свои изображения с помощью различных фонов, вы можете учитывать этот принцип и после — при обработке.

На изображении ниже чаша и фон вокруг персиков были, в действительности, довольно нейтральными по цвету, но при обработке был добавлен синий оттенок, которые обеспечивает лучший контраст с этими фруктами.

Вы можете оказаться в ситуации, когда цвета в изображении, вроде бы, согласуются с принципом комбинирования комплиментарных цветов, но вам все еще кажется, что чего-то не хватает, чтобы усилить эффект. Есть хороший шанс, что один из ключевых цветом может выиграть от того, что станет более насыщенным, наоборот — смягченными, осветленным или затемненным и т. д. Поэтому в такой ситуации рассмотрите возможность настроить насыщенность, яркость или оттенки в своей любимой программе для редактирования фотографий.

Здравствуйте, дорогие фотолюбители!

Не секрет, что хорошая фотография намного больше зависит от умений фотографа, чем от его аппаратуры. Навороченная камера еще не гарантирует красивых снимков. Секрет удачных кадров лежит в понимании технических особенностей фотографии, и в том, как они взаимодействуют друг с другом.
Сегодня мы поговорим о важной составляющей – о цвете.

Цвет влияет на наше восприятие. Он может быть инструментом композиции, создания баланса и контраста. Подсознательно мы реагируем на цвет быстрее, чем на форму или объем. Цвета могут «оглушать» и «ударять», как звуки, а могут передавать гармонию в лаконичной, но содержательной гамме.
Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, потому, что с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции.
В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче.

У каждого человека свое субъективное отношение к цвету. Тем не менее, существуют общие, характерные моменты восприятия цвета большинством людей. К примеру, самым активным и тяжелым цветом признан красный, за ним идут оранжевый, синий, зеленый и, наконец, белый. Если взять одинаковые квадраты разных цветов, то самым маленьким покажется красный, синий – побольше, а белый – самым большим.

Любопытный факт, связанный с этой психологической иллюзией цвета. Как известно, российский и французский национальные флаги имеют три одинаковых по ширине цветных полосы: синюю, белую и красную. Так вот, на морских судах соотношение этих полос меняется в отношении 33:30:37. Сделано это для того, чтобы на расстоянии все три полосы казались бы равными.

Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов. В круге выделяют три основных цвета: красный, желтый и синий. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путем смешения основных.

Цветовой круг является основой в понимании взаимодействия цветов. И тут действуют два простых принципа:
- Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания.
- Противоположные цвета образуют контрастное сочетание.
При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.


Существует несколько основных правил работы с цветом:


Выбор направления света
Форма и окраска предметов изменяются в зависимости от характера освещения. Меняя направление и характер освещения, можно уравновесить цвета.

Изменение угла съемки
Изменяя положение фотоаппарата, можно сильно менять угол освещения объекта и тем самым в значительной степени влиять на его цвет и форму.

Изменение угла зрения
Угол зрения, в отличие от угла съемки, определяет положение объекта, которое может зафиксировать объектив фотоаппарата. Он зависит не только от положения камеры, но и от точки, с которой фотограф смотрит на объект. Понятие «нижний» и «верхний» ракурс напрямую связано с нижней или верхней точками съемки, т.е. необычным углом съемки.

Доминирующий цвет

Доминирующий (преобладающий) цвет должен быть связан с главным объектом съемки, и если главный цвет не является центральным в композиции, важно, чтобы он поддерживал и выделял главный объект съемки. Лучше всего, когда несколько цветов связаны в изображении в одно целое.

Цветовой акцент

Сила цвета зависит в большей степени не только от количества, но и от расположения. Одно яркое цветовое пятно на спокойном фоне может сделать эффектным снимок. Слабый цветовой акцент можно усилить, если он граничит с контрастным цветом.

Цветовой контраст

Контраст цветной фотографии выражается в насыщенности и разнообразии тонов (цветов). Резкие контрастные цвета (при условии их равновесия) придают фотографии эффективность и силу. Контраст усиливается, если красный цвет сочетается с голубым, зеленый – с пурпурным, синий – с желтым.

Природа этого явления лежит в физиологии нашего зрения. Человеческий глаз не может одновременно свести в фокус лучи с разной длиной волны (фокусное расстояние для красно-желтых лучей больше, чем для сине-зеленых). Поэтому когда мы видим цвета сразу все вместе, глазные мышцы начинают «дергаться», стремясь настроить волны. Эта психологическая дисгармония и создает ощущение контраста.

Наиболее удачный контраст дают:
Основные сочетания (цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга):
Синий - оранжевый
Красный - зеленый
Фиолетовый - желтый

Дополнительные (цвета, сочетание которых дает цвет, находящийся на круге между ними):
Красный - желтый
Синий - красный
Желтый - синий

Цветовая гармония

Задача фотографа – сделать фотографию гармоничной. Использование теории цвета – один из способов этого достичь. Цвет выполняет ряд полезных функций:

  1. влияет на восприятие фотографии в целом;
  2. придает фотографии особый шарм;
  3. создает настроение снимка;
  4. позволяет создать баланс, гармонию или контраст на изображении;
  5. выделяет необходимый объект.

Виды и сочетания цветов

Цветовой круг – основной инструмент любого профессионального фотографа, художника, дизайнера.

На схеме находится 12 основных и смешанных цветов – это основа. Добавляя к представленным цветовым моделям черный или белый, можно получить множество различных оттенков.

Также цветовой круг традиционно делят на две половины: теплую и холодную.

Контрастные цвета

Контрастные, или комплементарные, цвета расположены на спектральном колесе друг напротив друга. Каждому цвету можно противопоставлять не только один контрастный цвет, но и пару. Это так называемый разбитый контраст.

Противоположные оттенки дополняют друг друга: при сочетании каждый из них становится более ярким и насыщенным.

Контрастность делает изображение более динамичным, позволяет вызвать интересные эмоциональную реакцию: например, красный вызовет страсть, а синий мгновенно успокоит.

Есть несколько способов использовать контраст в фотографии:

  1. ищите противоположные цвета вокруг, старайтесь запечатлеть удачные ракурсы с ними;
  2. используйте контрасты при создании композиций для постановочной съемки;
  3. применяйте контрастность в портретной съемке: выбирайте контрастирующий цвет одежды и фон.

Возможен и контраст теплых и холодных тонов. Так, «теплые» предметы выгодно смотрятся на «холодном» фоне. А вот с обратным сочетанием следует быть очень осторожными.

Аналогичные сочетания

Аналогичные сочетания создаются с использованием 2-3 тонов, расположенных на спектральном колесе рядом. Соседние тона привносят в фотографию гармонию и спокойствие.

При этом способе не стоит выбирать насыщенный, яркие цвета. Стоит отдать предпочтение пастельным, светлым оттенкам.
Плюс метода – в возможности сочетать огромное количество различных тонов.

Монохромное сочетание

Такой вид фотографии создается при помощи комбинирования со всеми возможными его оттенками. Метод позволяет передать переливы и тонкие цветовые отношения. Подобные снимки всегда смотрятся благородно.

Другие сочетания

Одним из самых популярных сочетаний считается классическая триада – цвета, формирующие в спектральном колесе равносторонний треугольник. Такое сочетание всегда выглядит живым, даже при использовании бледных тонов.

Популярен и выбор равноудаленных цветов, или аналоговая триада. Первый цвет становится основой композиции и передает настроение, второй подчеркивает и обыгрывает выбранные тона, а третий тонко расставляет акценты. Метод используется в комфортных композициях, поскольку придает изображению мягкости.

Один из излюбленных вариантов комбинирования цветов – контрастная триада. При этом выбираются не противоположный цвет, а два его «соседа». Такие оттенки образуют равнобедренный треугольник в круге. Плюс метода – в создании мягкой напряженности и в возможности использовать различные пропорции.

Есть и усложненные варианты – сочетания тонов в виде прямоугольника, квадрата, пятиугольника. Такое многообразие могут использовать только опытные и профессиональные фотографы. Некорректное сочетание тонов приведет к обратному эффекту: неправильно расставит акценты, сделает фотографию неброской или раздражающей.

Основные правила работы с цветом

При работе с цветом важно придерживаться следующих правил:

  1. Грамотно подбирайте фон: белый фон делает цвет более густым, а черный – более ярким.
  2. Расставляйте акценты: один яркий штрих может изменить фотографию до неузнаваемости. Слабый тон можно усилить контрастным оттенком.
  3. Выбирайте правильно направления света: цвет меняет в зависимости от характера освещения;
  4. Меняйте угол съемки: цвет может варьироваться в зависимости от положения фотоаппарата при съемке.
  5. Определитесь с доминирующим цветом: чаще всего преобладающий оттенок связан с главным объектом съемки.

Все профессиональные фотографы предпочитают пользоваться цветовым кругом. Однако бездумное следование правилам не обязательно принесет ожидаемый результат. В техники фотографии важен не только правильный выбор цвета, но и развитый художественный вкус, цветовое чутье и опыт. Смело фотографируйте, набирайтесь опыта! Зная психологию цвета, вы легко создадите шедевры, притягивающие взгляд зрителя.

(Last Updated On: 23.02.2018)

Зачем фотографии цвет

Зададимся лучше вопросом: а зачем вообще в фотографии цвет и каким он должен быть, чтобы быть уместным? Вопрос кажется глупым, но потому, что мало кто его себе задаёт, так много вычурных, кричащих, или наоборот, вялых и блеклых цветов производят фотолюбители по всему миру.

  • Цвет придаёт фотографии достоверность, документальность. За редким исключением, люди видят мир цветным. Один из самых важных выводов отсюда — любое искажение цвета должно иметь эстетическое обоснование, понятное зрителю. «Я дальтоник, я так вижу!» — тоже вариант, если зритель об этом факте знает.
  • Цвет помогает акцентировать смысловые и визуальные центры изображения. Чем ярче объект — тем больше внимания к себе он привлекает. таким образом, цвет может помочь вам в выстраивании композиции, а может и помешать.

На кричащем фоне потеряется любой объект. Помните: фон должен не спорить с объектом съёмки, а дополнять, развивать и подчёркивать его.

Разница в цвете минимальна, но в первом примере более активный фон забирает на себя больше внимания, чем хотелось бы

  • Цвет в фотографии помогает выстраивать объем и геометрию кадра. Чем ближе объект съёмки — тем ярче цвет. Насыщенность удаленных объектов всегда ниже, чем насыщенность цвета близких объектов съёмки. Исключения могут быть в пейзажной, или наоборот, в макросъёмке, но правило неизменно: воздушная дымка снижает насыщенность цвета удаленных объектов съёмки.
  • Цветовой тон, общая температура цветовой гаммы помогают зрителю понять, в каких условиях запечатлен объект: зима-лето, природа-помещение, утро-вечер.

Это — базовые моменты, которые надо иметь в виду, оценивая снимки в процессе редактирования. Цвет в фотографии как дополнительное измерение может многократно усилить впечатление от снимка, а может вовсе его убить.

Общие правила работы с цветом в фотографии

Не будем погружаться в глубины теории цветоведения как такового: о цветовом круге, тональности и комплиментарных цветах можно почитать в любом учебнике о колористике. Мы же рассмотрим общие практические принципы съёмки и обработки изображений, которые можно использовать в практике сразу.

Избавьтесь от цвета

Попробуйте на стадии конвертации снимка в RAW-конвертере вообще убрать цвет. Есть сюжеты, объекты и условия, когда цвет в принципе лишний, он ничего не даёт кадру, и даже мешает. Например, отличный светотеневой рисунок — и дикая цветовая гамма, несочетающиеся оттенки, вносящие визуальный хаос. Убедитесь, что цвет действительно нужен вашему снимку, и не забывайте, что от цвета в принципе можно избавиться.
О том, как правильно переводить цветные снимки в ЧБ, я расскажу в одной из следующих статей.

Цвета не должно быть много

В кадре должно быть не более двух-трёх цветовых оттенков, относящихся к одной цветовой гамме. Всё остальные элементы в кадре должны быть либо блеклыми, ненасыщенными, либо ахроматическими (то есть нейтральными, выдержанными в оттенках серого). Таким образом цветом будут выражены основные визуальные акценты, связи и сочетания. В кадре должно быть взаимодействие основных и вспомогательных объектов. Именно эти объекты акцентируются цветом. В этом случае действует правило «чем меньше, тем лучше».

До сих пор популярна утрированная техника обработки, когда искусственно обесцвечивается весь снимок, кроме единственной детали. Несмотря на грубость такого подхода к композиции, в некоторых случая результаты получаются достаточно впечатляющими. Пробуйте снимать так, чтобы добиться этого эффекта без последующей обработки в «Фотошоп».

Упражнение . Посмотрите на объект съёмки прищурившись, так, чтобы видеть всё расплывшимся, лишённым деталей. Что перетягивает на себя внимание? Что с чем спорит, что с чем взаимодействует? Соответствуют ли эти объекты главным объектам съёмки, или они лишь перетягивают на себя внимание?

Не выкручивайте насыщенность

Не пытайтесь добиться выразительного цвета с помощью искусственного усиления насыщенности цвета инструментами типа «Hue/Saturation» или «Vibrance». Усиливая насыщенность таким способом, вы теряете оттенки, нюансы, тончайшие переходы, взамен получая кричащие кислотные цвета. Способ годится для кратковременного привлечения внимания, как крупное слово «СЕКС!!!» в заголовке плохой рекламы каких-нибудь метизов или карнизов. «Плашка», цветная дырка в картинке — это фотобрак, лишающий снимок глубины, детальности и подлинной выразительности.

Читайте также: Как сохранять изображения для сайтов

Если вывернуть цвет инструментом hue/saturation, обязательно найдутся те, кто скажет: «Какой глубокий цвет, какая красота!». Не верьте, им просто хочется сказать вам что-то приятное.

Упражнение . Подвигайте ползунок «saturation» влево, снижая насыщенность. Появляются ли дополнительные детали в сюжетно важных областях кадра?

Недоэкспонирование как способ получить выразительный цвет

Если нужно получить глубокие насыщенные цвета — используйте технику недоэкспонирования кадра примерно на половину ступени или чуть больше. Насыщенность большинства цветов проявляется в средних и тёмных тонах, в светах наиболее активен только жёлтый цвет. Производители камер этот факт учитывают, и недоэкспонирование зачастую уже вшито в настройки камеры, так что не переборщите.

Учитывайте, что конвертация файла в цветовой профиль sRGB-1966 сделает ваш снимок темнее, а цвета — более насыщенными, плотными. Причина — узкий цветовой охват этого цветового профиля. Для качественного конвертирования профиля нужно дополнительно корректировать изображение.

Цвет в фотографии подчиняется замыслу автора

Цветовая тональность основывается на идее, эстетическом решении, замысле фотографа. Едва ли в рядовом случае детский портрет с «креативным» синим оттенком будет выглядеть уместно, тогда как лёгкая желтизна в фуд-фото может ассоциироваться с тёплом камина, вечерним освещением. Если у снимка неестественный оттенок просто потому, что камера неправильно оценила температуру света, а фотограф не исправил этот дефект, или зритель не может понять, что хотел сказать автор, выбирая цветовое решение, — это фотобрак, а не творчество.

Три идеи по работе с цветом в фотографии в заключение

В рамках одной статьи невозможно раскрыть все нюансы работы с цветом, и в дальнейшем мы рассмотрим отдельные принципы и техники более подробно. Задача этого текста — обозначить общие векторы дальнейшего развития фотографа в рамках ремесла, предложить критически взглянуть на актуальные способы съёмки и постобработки снимков, задуматься. Не существует незыблемых правил даже в рамках отдельных видов фотографии: бытовой, художественной, рекламной, технической. Вам, и только вам определять, какое техническое или художественное решение выбрать в каждом конкретном случае, даже если вы выбрали в качестве основного рабочего процесса пакетную обработку в конвертере.



Похожие статьи